Таким образом, вопрос о числе букв в татарском алфавите не имеет однозначного ответа, поскольку это зависит от выбора письменности. Алфавит татарского языка основанный на кириллице был создан в 1939 году. Как включить татарский алфавит (татарские буквы) на компьютере?
Буквы и звуки татарского языка
Считать возможным введение надписей по новому алфавиту, наряду с шрифтом арабским и русским, на всех вывесках, штампах, а также печатях при их замене, не затрачивая для этого специальных средств. Предложить агитационно-пропагандистскому отделу областного комитета и партчасти правления Татиздата при составлении плана издательства на 1928—1929 годы включить издание учебников и остальной литературы на татарском языке, согласовать с планом Наркомпроса по введению нового алфавита в школах. Однако дело яналифа шло не совсем гладко. Об этом свидетельствуют документы как Национального архива Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан, так и опубликованные источники. Так, в отчете общества «Яналиф» на 15 февраля 1928 года указывается, что латинское движение в деревнях не получило большой поддержки. Объясняется это «ролью муллы» в деревне, «связанностью старого алфавита с религией». Сравнительно большой процент грамотности среди населения по старому алфавиту 40 с лишним процентов не позволяет немедленно приступить к перестраиванию работ культурных учреждений Татарской республики. При экономически оскуделом сельскохозяйственном положении трудно было добиться специальных ассигнований. Месячники по «ликвидации неграмотности на яналифе» Какие меры принимались по линии государственных и других органов? Правительством республики было принято постановление о введении нового алфавита во всех школах.
Организован Центральный комитет затем переименован в Государственный комитет нового татарского алфавита при ЦИК Татарстана. Проведены курсы для учителей, для студентов Восточного педагогического института. Были приняты меры к обучению яналифу наборщиков типографий. Велся учет процентного соотношения зарегистрированных членов ячеек общества «Яналиф». Со стороны обкома партии были приняты меры по ускорению темпа введения яналифа. Так, постановлением бюро Татобкома от 29 января 1928 года были намечены конкретные сроки, а именно 2 года, для перевода периодической литературы на яналиф, установлены сроки проведения месячников по «ликвидации неграмотности на яналифе», массовой проверке знаний яналифа работников советского и хозяйственного аппарата. Одновременно было предложено Государственному комитету нового татарского алфавита и Центральному комитету по реализации татарского языка разработать практические мероприятия по полному переходу к яналифу внутреннего делопроизводства, межведомственного сношения не позднее 1 мая 1929 года. А также были одобрены разработанные Наркомпросом планы по переобучению трудящихся татар со старого алфавита на «Яналиф» в течение двух лет. Редакции газет должны были систематически вести освещение этой работы в печати, обратив особое внимание на выявление недостатков и случаев бюрократического подхода к вопросам кампании в центре и особенно на местах.
Для руководства проведением двухмесячника намечалась организация при Татцике общественного комитета в составе представителей обкома партии, Татпрофсовета, Наркомпроса, Комитета «Яналиф» и не менее 30 представителей беспартийной татарской интеллигенции. Результаты намеченных мер вновь были заслушаны на заседании бюро обкома 9 ноября 1928 года с указанием конкретных мероприятий по устранению выявленных недостатков. Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров ТАССР своим постановлением от 14 ноября 1928 года обязали все государственные, кооперативные и общественные учреждения и предприятия беспрепятственно принимать с 1 февраля 1929 года подаваемые им документы, написанные на яналифе. Служащие, владеющие татарским языком, обязаны были изучить новый алфавит «Яналиф» к этому же сроку. Лица, не изучившие яналиф к установленному сроку, могли быть заменены лицами, знающими татарский язык и яналиф в порядке п. Последние имели преимущество при поступлении на службу на основе этого постановления. Татреспублика в прошлом наиболее сильно пострадала от русского самодержавия... На новый алфавит дали от года до двух лет Задачей пленума являлось усиление темпа перехода на яналиф, что прозвучало как в выступлениях председателя Комитета Агамалы оглы, так и секретаря Татарского обкома партии М. Кроме него от татарстанцев выступили И.
Исаев, Ш. Усманов, Н. Рагс, М. Курбангалеев, М. Ахметшин, З. Гимранов, И. Рахматуллин и др. В их речах принципиальных возражений не было. Все в основном соглашались со сложившейся ситуацией по этому вопросу.
Разумова: «…Движение за новый тюркский алфавит не есть движение отдельных национальных республик Советского Союза, это движение охватывает огромное население Востока. В Турции чрезвычайно быстро протекает эта работа и нам кажется странным, когда отдельные товарищи из числа беспартийной интеллигенции говорят, что нельзя брать в пример Турцию, ибо Турция имеет чрезвычайно низкий процент грамотных и может легко перейти на яналиф. Бесспорно, что в Турции процент грамотного населения меньше, чем в Татарской республике, но бесспорно и то, что Турция имеет громадное количество культурных ценностей, накопленных в течение многих столетий… Темп развития яналифа в Советском Союзе должен быть быстрым, чтобы мы являлись центром для восточных народов, живущих за пределами Советского Союза. Довод их опровергается примером Германии, которая недавно провела работу по латинизации своей письменности. Кто не знает того, что Германия была и осталась одной из самых культурных стран мира? В заключительный день работы съезда Агамалы оглы дал краткий обзор методики и процесса латинизации в республиках. Различные формы подхода были связаны с местными условиями. В Казани и Баку образовались сначала добровольные общества «Друзей нового алфавита», затем над ними правительственные комитеты. В других республиках комитеты при ЦИК образовались сразу со своими ячейками в кантонах, уездах и округах.
И, однако, повсюду говорилось о параллельном введении нового и старого алфавитов. В одних республиках внедрение в школах нового алфавита шло с первых групп I ступени, охватывая все классы Азербайджан , а в других алфавит преподавался как дополнительный урок Башкирия , как бы делая пробы. В одних местах периодические издания возникли сразу, развивались параллельно с обучением на старом алфавите Азербайджан, Казань, Крым, Узбекистан, Северо-Кавказский край, Дагестан , а в других — на страницах существующих на старом алфавите газет кусочками печатались материалы и на новом алфавите, причем размеры этих кусочков последовательно увеличивались. Обобщая свое выступление, Агамалы оглы предложил поставить дело на рельсы ускорения и установить для всех один метод — повсеместно дать один срок введения, в который все газеты и издательства полностью и целиком переходят на новый алфавит. Республики: Крымская, Северного Кавказа, Татарстан, Узбекистан должны были закончить в течение одного года. Остальные — в течение двух лет.
Большинство современных буквенных и некоторые слоговые алфавиты происходят от финикийского алфавита через посредство арамейского еврейский, арабский алфавит , греческого алфавита латинский, армянский, славяно-кирилловский алфавит.
Алфавиты татарского языка Предки современных татар до принятия арабского алфавита пользовались рунической письменностью смотри: Древнетюркское руническое письмо. С принятием ислама в Волжской Булгарии начало Х века — письменностью на основе арабского алфавита смотри: Арабское письмо. В официальных документах периода Золотой Орды сохранились образцы использования и уйгурской письменности, но среди татарского населения она распространения не получила. Письменность продолжала развиваться на базе арабского алфавита. Постановлением Совета народных комиссаров ТАССР от 3 июля 1927 года был осуществлен переход с арабской графики на латиницу смотри: Яналиф. В 1939 году татарская письменность была переведена на кириллицу.
Согласно закону, кириллический алфавит остаётся официальным алфавитом, однако стало допустимым использование латиницы и арабицы при обращении граждан в государственные органы и латиницы при транслитерации. Соответствие букв кириллицы буквам латиницы и арабицы указано в приложении к закону. Примечания tatar. Татар аьдяби телененъ алфавиты хъям орфографиясе. Хальфин, 1778 1 2 3 Закиев, М. Тюрко-татарское письмо. История, состояние, перспективы. Татар-информ 29 Июня 2011. Проверено 25 августа 2011. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012. Мухамедшин Руслан. Состоялось заседание Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам.
Издателем газеты был депутат Казанского горсовета Саидгирей Алкин. Первая татарская пишущая машинка была создана в Татарстане в 1920-х годах и использовала арабский алфавит. Татарская латынь Джаналиф и татарский Арабский шрифт , 1927 год Обложка татарской книги Яна имла , напечатанная в 1924 году Книга татарского алфавита, напечатанная в 1778 году. Арабский используется шрифт, кириллица на русском языке. В 1930-е годы Турция стала потенциальным противником Советского Союза. Хотя алфавит Ататюрка отличался от алфавита Ягалифа, для советских чиновников латинская графика была символом внешнего, буржуазного мира. Президиум Верховного Совета Татарской АССР издал Указ «О переводе татарской письменности с латинского алфавита на алфавит на основе русских символов», которым открыли с заявлением о том, что переход был введен в действие "в ответ на многочисленные просьбы татарских рабочих, колхозников и интеллигенции. Это не первый проект внедрения кириллицы для татарского языка. В 1861 г. Этот алфавит связан с марийским алфавитом и использовался, потому что христианские татары не могли использовать арабское письмо.
Панорама советов
Татарский алфавит. ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК, язык волгоуральских татар. Один из гос. языков Республики Татарстан. Татарский алфавит на основе латинской графики (1999—2004)[11]. (Хэирле кищ) (Татарский очень мягкий язык, поэтому буква ч в разговоре будет как щ). Сколько букв в татарском алфавите?
Откройте свой Мир!
Первое тюрко-татарское печатное издание в России [3] по-видимому Петр Великий с Манифест, напечатано в Арабский шрифт и опубликовано в Астрахань в 1722 г. Печатные книги стали массово появляться в 1801 году, когда первый частный типография «Восточная типография» в Казань появившийся. Первая неудачная попытка издать татарский газета было в 1808 году, когда профессор математики в Казанский университет , И. Запольский предложил издавать газету «Казанские новости» на русском и татарском языках. Безвременная смерть Запольского в 1810 году помешала проекту. Первая успешная попытка издания газеты на татарском языке была предпринята в 1905 году. Санкт-Петербург Гатауллы Баязитова. Вторая татарская газета «Казань мухбире» появилась 29 октября 1905 года.
Им пользовались вплоть до ХХ века. В 1929 году, на основе латиницы, был разработан так называемый «единый тюркский алфавит» — Яналиф. Применяли его не долго.
С помощью арамейского письма записаны некоторые диалекты персидского языка. Один из видов этого письма - "согдийскую азбуку", тюрки взяли и изменили, и получилась древнетюркская руника. Таким вот непростым было это "заимствование". Наиболее западные тюркские рунические письменные памятники обнаружены в Поволжье, на Дону, на Северном Кавказе и на Дунае, в Румынии и Венгрии. Руническая письменность существовала у булгар, поселившихся в Среднем Поволжье и Прикамье. Поэтому тюркскую письменность ученые назвали орхоно-енисейской. Надписи на каменных плитах считаются памятниками мировой культуры. На них 1300 лет назад были записаны слова основателя государства тюрков, которого звали Бильге-каган, его мудрого советника Тоньюкука и военачальника Куль-тегина. Слова этих людей поражают величием духа, мощью слова, призывом к миру и добру, скорбью над героями, погибшими ради счастья своего народа. Ученые находили и другие древнетюркские письменные памятники на огромной территории, написанные на этом уникальном и универсальном алфавите. Самым крупным древнетюркским письменным памятником является энциклопедия «Ырыг битиг» «Книга гаданий» , которую составили тысячу лет назад. Тюрки писали и на других алфавитах, например: согдийском, манихейском, еврейском, тибетском, уйгурском и индийском письме «брахми», пользовались также и китайскими иероглифами. Интересно, что уже 1300 лет назад уйгуры придумали, как печатать книги способом ксилографии. К слову сказать, в Европе ксилография появилась только в XIV в. Наши предки имели 1000-летнее искусство рукописной книги на основе арабской графики. Несмотря на то, что у татар рукописные книги относились к сложным и тонким ремёслам и стоили очень дорого, они имели широкое хождение. Очень много книг переписывали ученики медресе - шакирды. Традиция переписывания рукописных сборников спасло от исчезновения многие ценные памятники средневековой литературы. Рукопись поэмы Кул Гали «Кыйса-и Йосыф», написанной в ХIII веке, имелась практически в каждом доме Во многом благодаря рукописной книге у татар сохранились язык, религия и национальная культура. Но войны, пожары наносили необратимый ущерб книжным собраниям. В результате монголо-татарского нашествия было уничтожено несметное количество накопленных культурных и материальных ценностей, в том числе и библиотек в Средней Азии, Поволжье, Кавказе. Также при завоевании Казани войсками Ивана Грозного от огня погибла бесценная ханская библиотека. И в более поздние времена книги подвергались уничтожению. В годы Советской власти книги, написанные арабской вязью, в массовом количестве сжигались теми, кто был против религии. В надежде уберечь книги от уничтожения люди закапывали их в землю, но там они портились и тысячи книг были безвозвратно потеряны. Для того, чтобы спасти книги от огня и пожаров, в деревянных домах для их хранения строили специальные каменные комнатки. Богатыми книжными коллекциями располагали дома купцов, князей, ученых, а также библиотеки «Марджания», «Мухаммадия», «Касымия» в Казани, а также Тунтарское, Байракинское, Чистопольское, Тумутыкское, Иж-Бубинское, Стерлибашевское медресе и др.
Первые памятники были найдены около сибирских рек Орхон и Енисей. Поэтому тюркскую письменность ученые назвали орхоно-енисейской. Им пользовались вплоть до ХХ века.
Сколько букв в алфавите татарского языка?
Для каждого согласного звука существовала твердая или мягкая руна, которая определяла следующий звук. Это позволяло экономить место при написании и соответствовало правилу сингармонизма — когда в слове все гласные либо твердые, либо мягкие. Однако с проникновением ислама в тюркскую среду новоиспеченные мусульмане переходили на более актуальный арабский алфавит. Так арабская графика стала практически повсеместной среди тюркских народов. Стела Тоньюкук с древнетюркским письмом. Источник: anadolutarih. Им татары пользовались вплоть до 1927 года — более тысячи лет! Главная особенность арабского алфавита — всего три гласных буквы, которыми приходилось обозначать 9 тюркских гласных.
Звучание их определялось написанием согласных, а как именно читать, понимали по контексту: Источник: atr. А арабские слова и вовсе писали в оригинале, то есть без гласных. Этим пользовались и в первой общей тюрко-мусульманской газете «Тарджеман», где гласные сократили до минимума. Тем самым каждый читал слова по-своему, а газета была понятна подписчикам как из Средней Азии, так и из Поволжья. Фото: 100tatarstan. Нужно было сделать ее более современной и близкой к разговорному языку. Старую, с большим количеством арабских и персидских заимствований, люди не понимали.
Он образуется в глотке и произносится с придыханием. Близкий к нему звук есть в английском языке: hat, hand, hare. В русском языке наиболее близким звуком можно считать [х] в словах халат, холодок, если произнести его без гортанного призвука. Второй звук есть в английском языке, и в заимствованиях передается двояко: Вильям — Уильям.
Так, в 1924 году на съезде татаро-башкирских работников народного образования в Москве вновь была поднята проблема латинского алфавита. В решении съезда значится: «Переход на яналиф — дело нужное, сближает народы. Однако пока целесообразнее будет ограничиться реформированием арабского шрифта, а для математических формул немедленно использовать латинские буквы».
Так, Г. Бикчантаев в газете «Красная Татария» писал: «Необходимо начать знакомить с латинским шрифтом татарских работников, в особенности работников просвещения, и в то же время вести пропаганду и агитацию среди татарского населения». С основным докладом выступил Шакир Измайлов, обстоятельно изложивший вопрос латинизации татарской азбуки. Он показал научные и практические преимущества латинского алфавита, но предлагал проводить эту работу не путем декрета, а добровольного вовлечения, через разъяснительную работу, через создание общества «Латин дусты» «Друзей латинизации». Содокладчик Шамиль Усманов наглядно иллюстрировал оба алфавита и доказывал преимущество латинского шрифта. Но большинство выступавших указывали на большие трудности перехода, предложив ограничиться лишь реформированием арабского шрифта. Собрание закончилось принятием подавляющим большинством голосов резолюции о распространении идеи латинизации и создании общества «Латин дусты», об издании газет и журналов на латинском шрифте.
Бикчантаев, Галеев, З. В различных учреждениях, как показывают архивные документы и материалы периодической печати, создаются отделы этого общества. Судя по документам, появлению этих обществ предшествовали диспуты, на которых выступали и «арабисты». Как указывал Шамиль Усманов, выступая на III пленуме Всесоюзного Центрального комитета нового тюркского алфавита, их доводы сводились к следующему: «У нас имеется большое количество литературы. Переход на латынь оторвет татарский народ от его культурного наследия. Крестьянин не примет латинский алфавит, так как он похож на миссионерскую транскрипцию. На новом алфавите придется обучать население вновь грамоте.
Это требует больших средств». Сторонники латинского шрифта своими противниками считали редакции газет «Кызыл Татарстан», «Кызыл армеец», журнала «Безнен юл», а также отдел печати областного комитета партии Татарии. Аргументы те же самые. Как завещал Ататюрк Представители движения за яналиф видели в нем могучее средство интернационализации национальных культур и при этом ссылались на Турцию. Как известно, вопрос о латинском алфавите поднимался в свое время и в Турции. Автор статьи «Реформа алфавита в Турции» отмечает, что за латинский алфавит были иностранцы, проживающие в этой стране, и образованные люди страны среднего состояния. Но духовенство и «авторитеты» в лингвистике были против.
Впоследствии кампанией за переход на латинский алфавит руководил сам президент Мостафа Кемаль. В результате латинский алфавит был официально принят в 1928 году. Противники яналифа в Татарии говорили, что нельзя брать в пример Турцию, ибо Турция имеет чрезвычайно низкий процент грамотных и может легко перейти на яналиф. Те же самые сторонники латинизации татарской письменности дооктябрьского времени уже не восхищались этой идеей и не проявляли воодушевления от перехода на новый алфавит. Резкий поворот в этой области произошел после I тюркологического съезда в Баку, состоявшегося в феврале 1926 года. От Татарии должны были участвовать два делегата, но направили девять человек. Состав делегации был предварительно рассмотрен на заседании секретариата обкома партии.
Делегацию возглавлял известный писатель и общественный деятель Галимджан Ибрагимов. Секретариат обкома партии принял следующее решение: «По вопросу перехода к латинскому шрифту делегации дать задание: принципиально не возражать, практически в отношении ТССР считать невозможным перейти на новый шрифт». Решительное несогласие в своем докладе на съезде выразил Галимджан Шараф и рекомендовал улучшить арабский шрифт с учетом специфики татарского языка. Ибрагимов, Г. Алпаров, Н. Хаким, Г. Сагъди и С.
Гафуров, хотя формально и не отвергали латинский алфавит, но были на стороне реформированного арабского алфавита. Атнагулов занял нейтральную позицию. Съезд после бурных дебатов принял следующую резолюцию: «Констатируя преимущество и техническое превосходство нового тюркского алфавита латинского над арабским, … съезд считает введение нового алфавита и метод его проведения в отдельных тюрко-татарских республиках и областях делом каждой республики и каждого народа». Ибрагимов сделал сообщение на заседании Секретариата Татарского областного комитета партии. Оно прозвучало так: «ЦК партии очень интересовался нашим съездом. Политбюро выделило специальную комиссию по этим вопросам. Съезд работал по директивам ЦК.
В резолюциях нет моментов, которые бы противоречили нашей политике. Самым серьезным для нее вопросом является вопрос об алфавите. Наше положение в этом отношении очень трудное. На нас смотрят как на разрушителей. Это подтвердилось поведением в отношении нас, так, например, интервью с нашей делегацией не помещено было первое время в газете. Во фракции мы заявили, что мы принципиально согласны с латинизацией алфавита, но положение Татреспублики по техническим и практическим соображениям лишает нас возможности приступить к немедленному проведению в жизнь этого. Теперь нам необходимо создать комиссию, которая бы занималась дальнейшим улучшением арабского шрифта.
Второй вопрос рассматривался с подачи Верховного суда и парламента Республики Татарстан — они просят признать неконституционными нормы Закона РФ «О языках народов РФ», сделавшего кириллицу обязательной для всех языков России. Госсовет и Верховный суд Татарстана убеждены, что решать, какой будет графическая основа у национального языка, субъект Федерации может самостоятельно. Решение Конституционного суда 16 ноября 2004 Конституционный суд РФ признал право органа федеральной законодательной власти устанавливать графическую основу государственных языков народов России, отклонив тем самым попытки властей Татарстана перевести татарскую письменность с кириллицы на латиницу. Суд отметил, что установление единой графической основы государственных языков народов России «легитимирует исторически сложившиеся реалии», «обеспечивает — в целях сохранения государственного единства — гармонизацию и сбалансированное функционирование общефедерального языка и государственных языков республик» и в то же время не препятствует «реализации гражданами России прав и свобод в языковой сфере». После оглашения решения глава Госсовета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин сообщил, что власти республики не намерены больше обращаться по данному вопросу в какие-либо суды, включая Европейский. Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Республика Татарстан: как латиница стала дублершей кириллицы
Всего для татарской кириллицы требуется русский алфавит плюс 6 дополнительных букв: Әә, Өө, Үү, Җҗ, Ңң, Һһ. , обозначаемые дополнительными буквами татарского алфавита. В 1908—1909 годах татарский поэт Сагит Рамиев начал использовать латинский алфавит в своих произведениях. Таким образом, вопрос о числе букв в татарском алфавите не имеет однозначного ответа, поскольку это зависит от выбора письменности. Второй Всемирный конгресс татар, прошедший в Казани в 1997 году, рекомендовал республиканским властям принять закон о восстановлении татарского алфавита на основе латиницы.
Татарская письменность
, обозначаемые дополнительными буквами татарского алфавита. Татарский (кириллический) алфавит образца 1939 года имел целью содействовать ванию татар, ть татар от языка Корана. Татарский алфавит Татарская письменность — письменность татарского языка. Татарский алфавит татар алфавиты. (Хэирле кищ) (Татарский очень мягкий язык, поэтому буква ч в разговоре будет как щ).
Сколько букв в алфавите татарского языка
Отвечает Вася Смирнов Названия букв такие же, как и в русском. Отвечает Александр Хубиев Сколько гласных букв в татарском алфавите? Из 39 букв современной татарской азбуки 10 — гласные. В отличие от гласных в русском языке, они... Отвечает Дарья Литвинцева В русском алфавите недостаточно букв для обозначения звуков татарского языка, в итоге некоторые звуки в алфавите на кириллице остаются без... Отвечает Игорь Брагин Консонантная система татарского языка включает в себя двадцать шесть фонем, обозначаемых двадцатью четырьмя буквами, из которых пять... Фонетика Научно-образовательный портал elbette.
Источники указывают на то, что в нём было 34 буквы, но расходятся в том, какой была 34-я: был ли это диграф Ьj или апостроф. Татарский алфавит на основе латинской графики 1927—1939 : Орфография яналифа была подвергнута реформам в 1931 и 1934 годах. В 1939 году он был заменён кириллическим алфавитом. В течение 12 лет активного использования латиницы также использовался арабский алфавит как яна имла, так и иске имла.
Например, одна Моабитская тетрадь Мусы Джалиля была написана на яналифе, а другая — арабским письмом. Обе тетради были созданы в немецкой тюрьме после официального введения кириллицы. Также яналиф использовался в нацистской пропаганде. Ограниченно яналиф использовался до пятидесятых годов, пока большинство используемых школьных учебников составляли выпущенные до войны. Яналиф также использовала часть татарской диаспоры, в том числе татарская служба радио «Свободная Европа». Латиница 1999 года В постсоветский период активно обсуждался вопрос о замене кириллицы на латиницу. В итоге новый татарский алфавит был принят Законом Республики Татарстан от 15 сентября 1999 г. Так или иначе, эта версия латиницы первоначально широко использовалась, на ней выходила учебная и справочная литература по татарскому языку и т. После отмены использования латиницы как официальной в 2004—2005 гг. Такой алфавит применялся на сайте радио Азатлык.
Кроме того, в 2003 году на официальном сайте РТ предлагался к обсуждению «Интернет-алфавит» Иналиф от слов Интернет и тат. Главная цель этого алфавита состояла в том, чтобы иметь возможность вводить и обрабатывать татарские тексты с помощью стандартной английской клавиатуры и без использования диакритических знаков. Модификация Inalif2 этого алфавита используется на сайте татарско-русского словаря www. О конфликте вокруг перехода на латинский алфавит Стремление к языковому суверенитету В конце 1980-х годов период гласности и перестройки некоторые татарские лингвисты и писатели начали поднимать вопрос о возвращении к латинице. Вопрос о введении латинской графики в Татарстане официально был поднят уже в начале 1990-х годов после распада СССР одновременно с переходом на латиницу некоторых тюркских бывших союзных республик. Второй Всемирный конгресс татар, прошедший в Казани в 1997, рекомендовал республиканским властям принять закон о восстановлении татарского алфавита на основе латиницы. Предполагалось, что переход с кириллицы на латинский алфавит будет проходить поэтапно в течение целого десятилетия.
Судопроизводство Судопроизводство Татарский язык не используется в письменных и устных решениях суда, но ограниченно используется в свидетельских показаниях. Промышленное производство Промышленное производство В производственной сфере татарский язык используется только в неформальной обстановке при устном общении татар между собой.
Сельскохозяйственное производство Татарский язык широко используется при неофициальном общении. Торговля и сфера обслуживания Торговля и сфера обслуживания Татарский язык используется только в межличностном общении работников сферы с представителями своего этноса, а также в письменной рекламе. Транспорт Транспорт В сфере транспорта татарский язык используется только при неофициальном общении работников между собой, если они являются представителями татарского этноса. Интернет Интернет В Татарстане население широко использует Интернет как средство массовой информации и коммуникации. Количество пользователей Интернета составляет более 2,6 млн абонентов. Татарский сегмент Интернета, Татнет, составляет около 9500 сайтов, форумов, блогов. Наиболее популярными из них являются примерно 1700, около 400 Интернет-проектов осуществляется на татарском языке. Интернет-пространство РТ является активным средством массовой информации и коммуникации, в котором активно сосуществуют два массива информации — русскоязычный и татароязычный. Невозможно перечислить все серверы, порталы и сайты на татарском в силу их многочисленности.
Помимо порталов и серверов государственной власти республики, все библиотеки, все музеи, все учебные учреждения, мусульманские организации, средства массовой информации предоставляют свою информацию на татарском языке.
В 1924 году в Баку и в 1927 году в Ташкенте были созваны конференции тюркологов. На обеих конференциях татарская делегация, возглавляемая писателем Галимжаном Ибрагимовым, а также казахская делегация, выступали против замены. Третья конференция проходила в Казани. На этот раз татарская делегация согласилась начать переход на латиницу. В 1928 яналиф был реформирован и после этого использовался 12 лет.
Источники указывают на то, что в нём было 34 буквы, но расходятся в том какой была 34-я буква: был это диграф Ьj или апостроф. Нацистский агитационный плакат на крымскотатарском языке в Крыму. Использован арабский шрифт и яналиф.
Сколько букв в татарском алфавите сколько?
Татарский алфавит состоит из 39 включает в себя 33 буквы русского алфавита и 6 дополнительных букв: Ә ә, Ө ө, Ү ү, Җ җ, Ң ң, Һ һ,әни –әти. Современный татарский алфавит основан на кириллице и состоит из 33 букв русского алфавита с добавлением 6 собственных. Некоторые буквы татарского алфавита совпадают с русскими по написанию, но не по звучанию. о, е, ы – для этих гласных букв татарского алфавита по сравнению с русскими характерна краткость. В алфавит добавили специальные татарские буквы: ә, ө, ү, һ, җ, ң. Однако «за бортом» остались два других татарских звука — «қ» и «ғ», которые в нынешнем татарском алфавите обозначаются твердостью гласных.
Татарский язык
Постоянно читайте легкие и интересные тексты на изучаемом языке. Постоянно повторяйте про себя и вслух стихи, песни, фразеологические единицы , пословицы и поговорки, предложения. Слушайте по радио татарскую речь и старайтесь найти слова, которые уже вам знакомы. Смотрите по телевизору передачи на татарском языке, обратите внимание на знакомые вам слова. Обратите внимание, что в татарском языке многие слова произносятся не так, как пишутся, что связано с графикой на основе кириллицы и правилами правописания. Ходите чаще в Татарский Академический театр, где ведется перевод спектакля на русский язык.
Внимательно вслушивайтесь в речь артистов, постарайтесь понять знакомые вам слова и выражения. Знаетеливы, что через песни можно изучить язык? Слушайте татарские песни, запоминайте их и пойте не только про себя, но и среди друзей-татар. Связанные с мелодией слова запоминаются легче. Запоминайте слова и выражения, написанные по-татарски на плакатах, объявлениях, афишах, в газетах; находите знакомые вам слова и выражения.
Повторяйте их. Запоминайте не все слова, а самые употребительные, которых в каждом языке не так уж и много. Не стесняйтесь говорить по-татарски. Громко читайте тексты на татарском языке. Постарайтесь общаться с соседями, друзьями-татарами по-татарски; не стесняйтесь, ведь они прекрасно понимают, что обучение языку стоит больших трудов, и будут рады услышать от вас хоть несколько выражений.
Татары, как и всякий крупный этнос, обладают довольно сложной внутренней структурой и состоят из трех этно-территориальных групп: волго-уральских, сибирских, астраханских татар и субконфессиональной общности крещеных татар. К началу XX века татары прошли процесс этнической консолидации Консолидация [лат. Народная культура татар, несмотря на ее региональную вариативность она варьирует у всех этносов , в своей основе едина. Народноразговорный татарский язык состоящий из нескольких диалектов является в основе единым. На консолидацию татарской нации оказало сильное воздействие высокая миграционная активность татар из Волго-Уральского региона.
Так, к началу XX в. Поэтому сегодня выделение «чистых» сибирских или астраханских татар практически невозможно. Кряшены выделяются своей религиозной принадлежностью - они православные. Но все прочие этнические параметры объединяют их с остальными татарами. Вообще, религия не является этнообразующим фактором.
Базовые элементы традиционной культуры крещеных татар те же, что и у прочих соседних групп татар. Таким образом, единство татарской нации имеет глубокие культурные корни, и сегодня наличие астраханских, сибирских татар, кряшен, мишар, нагайбаков имеет сугубо историко-этнографическое значение и не может служить базой для выделения самостоятельных народов. Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало - Поволжья и в целом России.
С осени 2000 латиница применяется в ряде школ в виде эксперимента. До 2011, когда планировалось завершить переход на латинский алфавит, печатная продукция должна была издаваться как на кириллице, так и на основе латинского алфавита. Отмена федеральными властями и оспаривание республикой В разделе не хватает ссылок на источники см. В октябре 2004 года Конституционный суд Российской Федерации приступил к рассмотрению нескольких вопросов, касающихся статуса татарского языка.
Первый вопрос касался конституционности норм законов Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан» и «Об образовании» в отношении изучения татарского языка в дошкольных, школьных и средних специальных учебных заведениях. Глава Госсовета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин сообщил в суде, что в местах компактного проживания татар в основном в сельской местности все предметы преподаются на татарском языке. В школах для национальных меньшинств все предметы также преподаются на коренных языках, например на чувашском. При этом в вузах Татарстана преподавание ведётся не только на русском языке, но и частично на татарском, а делопроизводство — на русском и татарском языках одновременно.
Однако такой вариант был отвергнут как крайне неудобный.
Данный порядок букв в алфавите был закреплён в январе 1997 года Постановлением Государственного Совета РТ. Однако это решение не было реализовано отчасти из-за ожидания скорого перехода на латиницу, отчасти из-за того, что введение этих букв полностью изменит орфографию татарского языка. С широким распространением Интернета возникла проблема с записью текстов, вызванная отсутствием букв дополнительной кириллицы в стандартных раскладках. Одним из широко распространённых решений в Татнете было использование системы практической транскрипции казановица. Но начиная с первой версии ОС Windows XP, вышедшей в 2001 году, все последующие ОС семейства Microsoft Windows по умолчанию имеют в своём составе татарскую клавиатурную раскладку, так же как и необходимые расширенные кириллические шрифты.
В настоящее время в связи с широким распространением новейших версий ОС Windows и Юникода казановица потеряла актуальность в случаях наличия с соответствующей раскладкой физической 3-х язычной англ. С 2013 года допускается использование латиницы и арабицы при обращении граждан в государственные органы см. В ноябре 1925 года Академцентр Наркомата просвещения ТАССР издал Постановление, согласно которому новые правила стали обязательны для применения во всех советских учреждениях, школах и татарской печати. Татарский алфавит на основе арабской графики 1920—1927. На основе кириллицы Алфавит Ильминского Первый стандартизированный алфавит на основе кириллицы для татарского языка связан с миссионерской деятельностью Н.
Ильминского, который со своими последователями видоизменил русский алфавит для языков народов Поволжья. Алфавит Ильминского использовался для христианизации татарского населения, и поэтому татары-мусульмане не использовали его. Первое издание на алфавите Ильминского — букварь — вышел в 1861 году. Этот алфавит используется по настоящее время только кряшенами, причём они до сих пор могут употреблять дореволюционное написание православных имён и буквы ять, фита и и десятеричное. На основе латиницы Первые попытки латинизации В 1908—1909 годах татарский поэт Сагит Рамиев начал использовать латинский алфавит в своих произведениях.
Для обозначения «твёрдых гласных» он предложил использовать диграфы ea, eu, eo, ei. Но «арабисты» не дали ему воплотить в жизнь свой проект. Однако вскоре советской властью была проведена латинизация во всех тюркоязычных республиках СССР. С этой целью в Москве был организован специальный «Центральный комитет по новому алфавиту». Первым реальным шагом к латинизации был проект татарско-башкирской латиницы, опубликованный в газете «Эшче» «Рабочий» в 1924 году.
Им пользовались вплоть до ХХ века. В 1929 году, на основе латиницы, был разработан так называемый «единый тюркский алфавит» — Яналиф. Применяли его не долго.
Татарская письменность
Татарская письменность — письменность татарского языка. По сравнению с русским алфавитом, алфавит Ильминского имел четыре дополнительных буквы необходимых для передачи звуков татарского языка. Татарские буквы. Татарский алфавит татар алфавиты. Татарский алфавит состоит из 39 включает в себя 33 буквы русского алфавита и 6. Татарский алфавит на основе латинской графики (1999—2004)[11].
Сколько в татарском языке гласных букв?
- Кириллический татарский алфавит. Татарская письменность Татарский алфавит
- Графика. Фонетика
- История Татарской письменности
- Сопоставительная таблица
- Графика. Фонетика
- Буквы и звуки татарского языка