Аркадий Северный, биография которого никогда не была связана с Черным морем, обладал врожденным артистизмом. Данный киносценарий посвящён творческой биографии классика отечественного шансона Аркадия Северного (12.03.1939-12.04.1980). На фотографии: Аркадий Северный Вспомним о творчестве культового советского и российского музыканта и певца, выдающегося исполнителя современного городского фольклора и романсов по имени Аркадий Дмитриевич Звездин, более известного как Аркадий Северный. На фотографии: Аркадий Северный Вспомним о творчестве культового советского и российского музыканта и певца, выдающегося исполнителя современного городского фольклора и романсов по имени Аркадий Дмитриевич Звездин, более известного как Аркадий Северный.
Телефакты ? #шансонтв. Аркадий СЕВЕРНЫЙ
Аркадий Северный (Звездин) | биография, дата рождения. |
Биография Аркадий Северный | На фотографии: Аркадий Северный. Но Аркадий Дмитриевич оставил после себя свой замечательный голос, голос который знали миллионы советских граждан. |
«Аркадий Северный - король советского шансона». Сценарий полнометражного художественного кинофильма | Олимпийский концерт 2014 в формате: MP3 торрент загрузить бесплатно на телефон или планшет. |
От одесского жулика до подпольного музыканта СССР. Аркадий Северный | советский российский фолк-певец. |
40 лет назад ушел Аркадий Северный - 12 Апреля 2020 - Клуб одесситов Санкт-Петербурга | Биография Аркадия Северного Аркадий Дмитриевич Звездин(Северный) родился на свет 12 марта 1939 года в городе Иваново. |
Аркадий Северный (Звездин)
Аркашей Северным. Истощённый алкоголем и недоеданием Аркадий Северный умер 12 апреля 1980 года в ленинградской больнице имени Мечникова от инсульта. Аркадий Звездин, больше известный как Аркадий Северный, стал известен широкому слушателю в конце 1974 года, когда появилась первая запись его выступления с. друга и коллеги Сергея Маклакова. Аркадий Звездин, больше известный как Аркадий Северный, родился 12 марта 1939 года в городе Иваново. Аркадий Северный. Дата рождения: 12 марта, 1939.
Северный Аркадий (Звездин)
Две жизни Аркадия Северного | Человек без имени, профессии, определенного места жительства, Аркадий Северный стал одним из самых легендарных и романтических артистов 60-70-х годов прошлого века. |
АРКАДИЙ СЕВЕРНЫЙ биография | Биография Аркадия Северного на первых порах складывалась по установленному традициями стандарту. |
3 жены советского поэта Аркадия Северного | В годовщину смерти Аркадия Северного в разделе «Судьба и песни» я публикую две истории о том, как Северный мне помог. |
Аркадий Северный (Звездин) | Биография Аркадия Северного, получившего такой псевдоним и ставшего «одесситом» с легкой руки своего друга Рудольфа Фукса, человека, сделавшего его музыкальный талант доступным многим, похожа на многие другие советские биографии: учеба в школе. |
«Аркадий Северный - король советского шансона». Сценарий полнометражного художественного кинофильма
Записей в этот период производится совсем немного — с ансамблем «Аэлита» в Феодосии? К этому времени Северный окончательно становится профессиональным «подпольщиком» и бродягой. Его образ жизни — в сущности, совершенно невероятен для советской действительности. Не имея ни прописки, ни паспорта, не говоря уже об «официальном» месте работы, Северный свободно разъезжает по стране, и практически открыто участвует в записях с репертуаром, совершенно неприемлемым для Советской власти. Здесь он тесно сходится с компанией «деловых» знакомых В. Раменского и В. Тихомирова, занимающихся обивкой дверей, довольно выгодным в советские времена бизнесом.
На квартире одного из них, Валерия Шорина,[2] Аркадий живет несколько месяцев. Весной С. Маклаков организует очередную его запись с «Братьями Жемчужными»; правда, ансамбль на этот раз выступает под названием «Божья обитель». Примерно в это же время Аркадия находит и его первый «импресарио» — Рудольф Фукс. Он организует выступление Северного с Георгием Ордановским и рок-группой «Россияне» запись, к сожалению, не сохранилась. Вскоре Аркадий получает приглашение на гастроли в город Тихорецк, куда и отправляется в начале лета.
В Тихорецке руководитель местной студии звукозаписи Станислав Сафонов организует запись Северного с ансамблем «Встреча», при участии хорошо известного в Жанре певца и органиста Анатолия Мезенцева. После Тихорецка Северный едет в станицу Кущёвская, где местным коллекционером Н. Пушкарским производится запись с ансамблем «Казачок», а затем в Ростов-на-Дону. Там Аркадий дает несколько ресторанных концертов. В конце лета он приезжает в Одессу, где записывается его «золотой диск» — большой концерт с «Черноморской чайкой» из одесской классики, так называемый «херсонский концерт». Затем Аркадий уезжает в Москву.
Во время пребывания в Москве Северный вновь выступает с ресторанными концертами, которых, по воспоминаниям разных людей, было довольно много. Молва приписывала Северному и специальные концерты для высокопоставленных советских и партийных деятелей, но точных подтверждений этому нет. Живет он в этот период на разных квартирах, пока, наконец, не поселяется у Анатолия Писарева. Здесь он живет до самой весны 1980 года, записывая много домашних концертов, в том числе — с песнями, сочиненными самим А. В феврале по приглашению С. Маклакова Аркадий ненадолго приезжает в Ленинград, где записывается в концерте с «Братьями Жемчужными» «Олимпийский» концерт или «Трезвость» , а также в домашнем концерте у Владимира Раменского.
После чего возвращается в Москву, но в начале апреля вновь приезжает в Ленинград. Здесь на квартире В. Шорина у него неожиданно происходит обширное кровоизлияние в мозг. Похоронен на кладбище Ленинградского крематория. Наследие: Творческое наследие А. Северного состоит из более чем ста магнитофонных альбомов.
Их список продолжает уточняться коллекционерами-энтузиастами. Далеко не все записи Северного можно считать разысканными на настоящий момент. Неизвестные ранее записи время от времени «всплывают» до сих пор. В мае 1980 года уже эмигрировавшим Рудольфом Фуксом в нью-йоркской газете «Новое русское слово» была опубликована статья памяти Аркадия Северного. В дальнейшем Фукс опубликовал еще несколько статей, посвященных Северному, а в 1989 году по его инициативе на ленинградской фирме грамзаписи «Мелодия» был выпущен диск «Памяти Аркадия Северного».
По его свидетельствам, одежда у Аркадия была бедной, да и обувь настолько изношенной, что Борису приходилось его переносить через лужи. Видимо «руководящей» зарплаты Дмитрия Ивановича не хватало на всю семью. Однако именно в школьные годы мальчишка освоил гитару. Уже в 7 лет он научился играть вполне прилично для своего возраста.
В этом нет ничего удивительного — было с кого брать пример. Глава семейства любил музыку и часто музицировал в домашнем кругу. Гитара стала верным другом и спутником молодого человека. Все, кто был знаком с ним в юношеские годы, вспоминают, что, начиная петь, Аркадий преображался. Репертуар был незатейливым. Что-то из песен, услышанных по радио, — дворовые, блатные, фронтовые. В более старшем возрасте появились лагерные и тюремные композиции. Это было не удивительно — через бараки и пересылки за колючей проволокой прошло немало народу, и «зоновский» фольклор уверенно прописался в подворотнях и на пустырях, которые стали сценой первых дворовых концертов Аркадия Звездина. Но был еще один человек, подстегнувший его интерес к запрещенным песням.
Сестра В то время процветали рукописные сборники песен. Были и военные композиции, которые собирали мальчишки, выросшие на рассказах отцов и старших братьев о войне, и романтические стихи, заботливо переписанные в тетрадку ровным девичьим почерком. Совсем другой песенник подарила Аркадию старшая сестра Людмила. Она, отсидевшая срок по бытовой статье, привезла с собой сборник незатейливых лагерных песен. Они и стали основой дворового репертуара начинающего музыканта. Не знал он в те годы, что этот фольклор сделает его известным на всю страну. И с упоением настоящего артиста под гитарный аккомпанемент самозабвенно исполнял песни родившиеся в тюрьмах и лагерях. Существует история о том, что вместо уроков Аркадий пел песни в близлежащих пивных, откуда его извлекали преподаватели во главе с директором школы. Едва ли так было.
Потому что времена были строгие, и за подобные «шалости» вполне могли из школы выгнать. Но аттестат о получении среднего образования Звездин получил в положенный срок, в 1956 году. В 1958-ом по другим сведениям в 1957 г. Довольно странный выбор для парня, которого лесное дело никогда не привлекало. И неизвестно, чем он занимался после окончания школы. Не принято было в то время бездельничать. Скорее всего, надоели родителям дворовые концерты, и отправили они Аркадия подальше от родного Иваново. А выбор учебного заведения объясняется легко. Дмитрий Иванович Звездин некоторое время занимал пост директора Лесного техникума в Горьковской области.
Возможно, что воспользовался он старыми знакомствами. В том же 1958 году отец Аркадия скончался. А у сына начался новый жизненный этап. Ленинград на длительное время стал для него родным городом. Занятия он посещал, зачеты и экзамены сдавал, но сфера интересов молодого человека была далека от профессиональной деятельности будущего инженера-лесотехника. Вольные, и даже антисоветские настроения части студенчества на переломе 60-х годов не могли пройти мимо приезжего провинциала. Он знакомится с учащимися из других вузов. Гитара открывает ему дорогу в любую компанию. Аркадий с интересом читает книги, за которые могли дать тюремный срок по очень неприятной статье.
Но судьба хранила его для других целей. Да и политика не слишком интересовала молодого человека. Хотя многие из его студенческих знакомых все-таки отправились по этапу за свое свободомыслие. Другое дело музыка. Ленинградские улицы были пропитаны самыми разнообразными ритмами. Везде царили звуки джаза и зажигательного рок-н-ролла. Конечно, в Иваново о такой музыке знали. Но знать и слушать — это все-таки не одно и то же. В полном моряков и иностранцев городе была возможность познакомиться с настоящей музыкой, пришедшей «оттуда», прямо из-за границы.
Аркадий заводит знакомства с людьми, занимающимися коллекционированием и перепродажей пластинок. Именно в это время и происходит встреча, которая повлияла на всю его дальнейшую биографию. Рудольф Фукс Несмотря на молодость, он был своего рода знаменитостью.
Запись назвали «Программа для Госконцерта», и в конце 1972 году они её записывают, в исполнении Северного. Успех был небывалый. Вдохновлённый успехом Аркадий увольняется с работы, и начинает гастролировать по городам Советского Союза. Аркадий Северный с Рудольфом Фуксом Продолжает совместно с Фуксом работать над новыми сценариями, фактически они создают новый жанр в магнитиздате, «театр у микрофона». Выходит в свет еще один сценарий «Одесской программы», он тоже становиться популярным и востребованным публикой. В период с 1972 года по 1974 год Певец продолжает упорно работать, и записывает большое количество домашних концертов. Репертуар составляют в основном блатные песни, студенческая лирика, есть немного романсов. На этом фоне ярко выделилась запись скандальной поэмы 19 века «Лука Мудищев», сделанная знакомым Фукса, известным в своих кругах ленинградским коллекционером Маклаковым. Аркадий Северный записывается у Владимира Васильева В этом же, 1974 году, Фукс начинает подготовку к концертам Северного с «одесским джазом». А уже в феврале они записывают концерт с ансамблем, в актовом зале «Ленпроект», в котором работает Рудольф Фукс. Эту запись они назвали «Первый одесский концерт». Она моментально разошлась по всему СССР и имела очень большой успех. Её организовал Сергей Маклаков. Эту запись с Жемчужными он назвал «Ой мамочка», записывали на квартире коллекционера Дмитрия Калятина. Впоследствии Аркадий подружился с Дмитрием и поселился у него в квартире. Своего жилья к тому времени у него не было, он развёлся и официальной работы тоже не имел. За полтора года жизни в семье Калятиных, Аркадий сделал много записей под гитару. Не изменяя своим вкусам это были блатные, уличные песни. Выдержанной в одной смысловой теме можно назвать только одну работу Северного, организованную Фуксом, это запись «памяти Вертинского». Богемная жизнь, которую вёл певец, приводит его к алкогольной зависимости. А его уклад жизни «перекати поле» только усугубляет ситуацию. В 1976году он принимает решение лечиться от алкоголизма в ленинградском институте им. Бехтерева, а затем и в московской клинике. Результат — кратковременная ремиссия. К середине 1976 года он полностью перешёл на жизнь подпольного артиста. Отношение с Калятиными осложнялось его постоянными запоями. В 1977 году случилась неприятная история. В январе, он записывал два концерта с ансамблем «Обертон» с ленинградским коллекционером Виктором Набокой. Один концерт был в оригинальном стиле рок-н-рол. Но вскоре Набока обвинил Северного в краже оригиналов записи. Подробности этой истории до сих пор не известны, но Аркадий уезжает из Ленинграда.
В том числе и с музыкантами из ресторана «Парус» впоследствии — знаменитые «братья Жемчужные». Пел «классический» блатняк и совсем новые песни, часто написанные специально для него, пел и Высоцкого. Сделал запись небезызвестной поэмы «Лука Мудищев» даже сейчас многие считают, что автор ее Иван Барков, хотя написана она, разумеется, позже , пел на стихи Саши Черного и Есенина, пел с Григорием Бальбером из Киева и Владимиром Шандриковым из Омска, да чего только не пел. В Москве и других городах выступал в ресторанах, считается, что одно из таких выступлений было перед сборной СССР по хоккею. По слухам, пел и «для начальства», но, думаю, что только по слухам. Не было у него ни прописки, ни паспорта, как и у Ерофеева, кстати, но последний хотя бы то учился, то работал. А Северный ездил по всей стране, вел асоциальный образ жизни и пел блатные песни. К Олимпиаде вполне могли посадить. Не умер бы «вовремя» — боюсь, наверняка посадили бы. Если бы, конечно, нашли. Он умер оттого, что бомжевал, но и на свободе оставался из-за того же. Хотя могли бы свинтить на любой подпольной записи… Почему такая популярность была у Северного, почему вообще блатняк? Ведь уже не 60-е, послесталинские, ведь Северный — человек 70-х. Первая и главная причина популярности жанра: бесцензурность. Барды матом не пели, не пели и про тюрьму. Разве что Галич. Барды не пели про полную нищету и разруху развитого социализма, про трущобы и притоны. Разве что Высоцкий, когда пел блатняк или про водку. Барды, как и эстрада, все больше про любовь и костры. И лишь изредка вырывалось и у них — почти у каждого приличного. Но изредка. А блатняк — только про тюрьму, только про водку, только про тоску и полную разруху развитого социализма. Были, конечно, среди относительно неподцензурных и рок-музыканты кстати, о другом ярком представителе питерского музыкального андерграунда Сергее Курёхине читайте на первой странице сегодняшнего номера «НГ-EL». Но они все же так или иначе ориентировались на Запад. На их разруху загнивающего капитализма, на их тоску и виски в их западных трущобах и притонах. Понятно, что все жанры смешивались и перетекали, у всех — у всех приличных — было и про водку с разрухой, и про несвободу, и даже слова не самые приличные иногда. Но вот именно что иногда. Высоцкий рвался к официальному признанию, Галича всегда сносило на политику. Остальные или про лыжи у печки пели, или про рок-н-ролл. И только блатняк «рвал душу», не уходя в рок-н-ролл или политику. Главным же исполнителем блатняка… ну да, был именно он — Аркадий Северный. Который пел, в сущности, всего восемь лет, с 1972 по 1980-й. Потому что умер он 12 апреля 1980 года в ленинградской больнице имени Мечникова. В городе Иванове в 2010 году ему поставили памятник.
«Аркадий Северный. Человек, которого не было»
Аркашей Северным. Аркадий Северный (12 марта 1939, Иваново – 12 апреля 1980, Ленинград) – советский музыкант и певец, исполнитель песен современного городского фольклора, авторских неподцензурных песен, романсов и стилизаций. биография, новости, личная жизнь, фото, видео
Тридцать килограммов с ботинками
Звездин) родился 12 марта 1939 года в городе Иванове. Аркадий Северный родился в солнечной Одессе, впрочем, некоторые утверждали, что он – из семьи эмигрантов первой волны, что живет в Нью-Йорке и поет в ресторане «Одесса». Владимир Лутченко, Аркадий Северный, Генрих Сечкин, Вячеслав Фетисов в Москве, 1978. Звездин) родился 12 марта 1939 года в городе Иванове.
Аркадий Северный: судьба отца «русского блатняка»
Аркадий Северный - Биография | В 2024 году грядет юбилей легенды «магнитиздата» 60-70-х – 85 лет со дня рождения исполнителя «Поручика Голицына» и других запрещенных тогда песен Аркадия Северного (Звездина). |
Шансон - Портал - 23 года в Сети Интернет | биография, дата рождения. |
Аркадий Северный — биография музыканта | Биографии известных людей | Изучи биографию Аркадий Северный и познакомься с его песнями, альбомами и историей чартов. |
СЕВЕРНЫЙ Аркадий
Вернувшись в Москву, где Аркадий останавливался у друзей, Северный вновь уходит в сильный запой. советский российский фолк-певец. Аркадий Северный, безусловно, самый знаменитый и самый лучший исполнитель этих песен, когда-то он был безумно популярен. С начала 70-х и до самого 1980-го года Аркадий Северный ведет жизнь совершенно невозможную для Советского Союза. Источник:Шелег Михаил,,Аркадий грани одной жизни.
Аркадий Северный...вспомним.
Одной из первых "маклаковских" записей Северного была баллада "Лука Мудищев". Голос ведь у него низкий, хриплый. К тому же я был уверен, что он настоящий уркаган, жиган с Молдаванки, имевший не одну отсидку. Сознаюсь, я даже немного побаивался - черт его знает, что это за личность! Тогда сходу была записана целая 500 метровая бобина. И с тех пор завязались хорошие дружеские отношения между Северным и Маклаковым. И, сделав несколько записей Северного, исполнявшего песни под гитару, Маклаков задумал записать Аркадия в сопровождении оркестра. И встреча свела Маклакова с Николаем Резановым - руководителем ансамбля, игравшего в ресторане "Поплавок". Профессиональным музыкантом Резанов стал в 1968 году. Руководитель ленконцертовского "Традиционал-джазбэнда" Роман Моргулян помог Николаю Резанову пройти худсовет и взял его в свой коллектив.
В следующем году Резанов переходит в "Джаз-оркестр Иосифа Вайнштейна" и осваивает банджо. Здесь он получает музыкальную кличку Мишель Жемчужный. Через некоторое время Резанов оседает в ленинградском ресторане "Поплавок" как руководитель ансамбля "Братья Жемчужные". Первая запись Аркадия Северного с "Братьями Жемчужными" состоялась в апреле 1975 года, на квартире Дмитрия Колетина - друга и коллеги Сергея Маклакова. В дальнейшем записи проводились в квартире Маклакова. Северный очень любил записываться на магнитофон. Он чувствовал, что его песни нужны, что их ждут. И выкладывался на каждой записи по полной программе. Как он выкладывался!
Почему должны прятаться? Ведь вот она - русская душа, во всей ее полноте, открытая и больная, светлая и радостная. Сегодня редко можно услышать, чтобы кто-то так до самозабвения выкладывался. Все, что нам подсовывают,- продажно и неискренне. Я - поклонник джаза, истовый поклонник. Но Северный - это тоже джаз. Как живет труба в руках, в губах, в легких, в сердце Луи Армстронга, так и эта поруганная и осмеянная снобами блатная песня жила в Аркадии Северном. Люди разных профессий и возрастов полюбили песни Северного и его голос. И, как это всегда бывает с популярными артистами, вокруг Северного начинают громоздиться самые разные, порой невероятные легенды.
В комментариях к песням во время записи Аркадий Северный часто говорил " У нас в Одессе... Из-за этих комментраиев, да еще за стилизованную "одесскую" манеру исполнения песен многие решили, что и сам певец родом из Одессы. Но в Одессе такого не знали... Поползли слухи, что Северный эмигрировал в Америку еще в гражданскую, что он живет в Америке, несметно разбогател и теперь ради своего удовольствия выступает иногда в ресторане "Одесса" на Брайтоне. Кое-кто утверждал, что слышал песни Северного, когда сидел с ним на Колыме.
Зачем артист берет себе вторую фамилию - псевдоним? На это есть разные причины. До революции в артистической среде, особенно в цирке и кафешантанах, приняты были франко-итальянские фамилии - они звучали красиво и загадочно: Розетти, Феррони, Коранжо, Жанто. В цыганских коллективах большой популярностью пользовались звучные прилагательные: алмазный, жемчужный, серебряный, бриллиантовый и тому подобные. Такие псевдонимы нужны были для того, чтобы завлечь публику на представление или концерт.
Ведь купец или мещанин и глядеть не стал бы на каких - нибудь Ивана Вислоухова и Федора Косорылова, какими бы замечательными артистами те ни были. Фукс тоже решил дать псевдоним Аркадию - Северный. Но в этом случае - явно из конспиративных соображений. Ведь за распространение блатных песен в те времена можно было поплатиться свободой. Хотя вряд ли такая конспирация спасла бы Фукса - его имя хорошо было известно органам, а вот имя певца еще не очень. Но уж коли решили создать миф, то надо идти до конца. Так появился на свет легендарный блатной певец - Аркадий Северный. Два года Фукс записывал Северного и распространял его записи. Но составить конкуренцию известным бардам так и не удалось, пленки с их концертами буквально заполонили рынок. Еще бы!
У почитателей авторской песни был богатый выбор: Высоцкий, Окуджава, Галич, Кукин, Визбор и многие другие. Что ни певец, то личность! Со своим видением мира, биографией, манерой исполнения. Хотя и блатного барда - Аркашу Северного - тоже покупали, но больше как экзотику или «до кучи» в коллекцию. Больших денег на нем Фукс сделать не мог, но все равно держал Аркадия при себе, не отдавал его другим коллекционерам. В 1968 году Аркадия призывают в армию - на сборы. Год в звании лейтенанта он служит в вертолетном полку под Ленинградом. Когда отслужил и вернулся домой, то в шутку рассказывал друзьям про свои боевые подвиги - дескать, воевал даже во Вьетнаме, бомбил американские базы и даже заслужил звание старшего лейтенанта и медаль! Никто всерьез не воспринимал его фантазии, зная Аркадия как большого выдумщика. Однако пока он служил, его популярность росла.
У многих коллекционеров были пленки с фуксовскими концертами. Дошли они и до Маклакова - страстного «магнитофонщика» и меломана. Маклаков долго уговаривал Фукса познакомить его с Северным, но тот отвечал отказом. Наконец, через посредников, Маклаков разыскал Аркадия и пригласил к себе. Вот что вспоминает об этой встрече Сергей Иванович Маклаков: «Когда я слушал пленки Северного, еще не зная его, мне представлялся этакий могучий парень, богатырь. Голос ведь у него низкий, хриплый. К тому же я был уверен, что он настоящий уркаган, жеган с Молдаванки, имевший не одну отсидку. Сознаюсь, я даже немного побаивался - черт его знает, что это за личность! Но когда на пороге увидел молодого человека, то, видимо, не смог скрыть разочарования. Вид какой-то непрезентабельный - на голове кепочка, в руках гитара в тряпочном чехле.
Правда, под пальто - белая рубашка, а на шее галстук, но все равно - эффект не тот! Я даже подумал: да Северный ли это? Магнитофон и микрофоны были уже приготовлены. На кухне чайник кипит, в холодильнике - водочка, на всякий случай. Выпили по чашке чая. Тут же быстренько соорудили закусочку, водочку... И поехали! Я тогда целую 500-метровую бобину записал. Весь вечер Аркадий пел, и казалось, его репертуар неистощим. Но все-таки он устал - я это заметил.
Да и водка кончилась. Мы оделись, вышли на улицу и направились в ресторан "Парус", он от моего дома совсем близко. Я отдал Аркадию его гонорар - 25 рублей. В тот вечер уже не помню, как мы простились, но с тех пор у нас завязались хорошие деловые отношения, а потом и дружба». Вскоре Аркадий женился, в 1971 году у него родилась дочь Наташа. Хлопот, связанных с рождением ребенка, прибавилось, но он продолжал активно записываться у Маклакова. Многие записи того времени, к сожалению, не сохранились - что-то пришлось стереть из-за дефицита пленки и записать поверх того же Северного, но уже под аккомпанемент оркестра, что-то ушло к другим коллекционерам. Фукс тоже не обделял вниманием своего «блатного барда» и в 1972 году сделал попытку записать Аркадия под аккомпанемент гитары и аккордеона. Но запись получилась некачественная, и Фукс ее уничтожил. Возможно, у кого-то сохранились пленки с гитарными концертами Северного тех времен, ведь Аркадий никогда не отказывался петь и записываться на магнитофон в любой компании, но мне такие записи неизвестны.
А в голове у Маклакова уже зрел дерзкий план записи Северного с профессиональным оркестром. Известно, что до появления первого магнитофонного альбома Аркадия Северного с «Братьями Жемчужными» в нашей стране блатные песни уже пелись под аккомпанемент оркестра. Еще Леонид Утесов записывал на пластинки и исполнял с эстрады «Лимончики», «Гоп со смыком», «С одесского кичмана» и другие песни, но это было давно - в ЗО-е годы. В послевоенное время «блатняк» попал под строгий запрет. Его не пели с эстрадных подмостков, не транслировали по радио и телевидению. В кино изредка мелькало что-то подобное. Замечательный композитор Никита Богословский, написавший музыку к кинофильму «Два бойца», вспоминает, как появилась песенка Кости-одессита «Шаланды, полные кефали... По сценарию, один из героев фильма - Степа - одессит. Он уже спел под гитару прекрасную песню «Темная ночь», но создателям фильма необходимо было подчеркнуть, что Степа родом именно из Одессы, а не из Тамбова или Иркутска. Ведь у одесситов своя манера поведения, своеобразный говор и, конечно же, песни.
Взять популярную блатную одесскую песню авторы не рискнули - цензура, понятное дело, сразу бы зарубила не только эту песню, но, пожалуй, и сам фильм. Тогда они сочиняют стилизацию «под Одессу»: Шаланды, полные кефали, В Одессу Костя приводил, И все биндюжники вставали, Когда в пивную он входил... В итоге песня вошла в кинофильм, авторы не пострадали скорее, наоборот - премию получили , а народ в ресторанах запел еще одну блатную песню, к тому же разрешенную цензурой. Во времена хрущевской оттепели дышать стало легче, и Кирилл Лавров в фильме «Верьте мне, люди» даже спел «Таганку», правда, без аккомпанемента, и что - то вроде колыбельной. При Брежневе киношникам тоже не мешали петь «блатняк». Вспомним хотя бы «Операцию "Ы"» - «Постой, паровоз, не стучите колеса, но все это подавалось как деталь, эпизод или краска, в сатирическом свете, подчеркивая безобидность или беспомощность «уголовного элемента». А в это время в ресторанах, на свадьбах, на юбилеях и прочих весельях люди заказывали музыкантам сыграть что-нибудь «за Одессу-маму». Конечно, что-то записывали на магнитофоны, но делалось это весьма непрофессионально, абы как, и уж, естественно, никто не собирался распространять эти любительские ленты. Маклаков, записав сначала «Братьев Жемчужных», а затем и Аркадия Северного с ними же, не ведая того, подарил нам новый музыкальный жанр - жанр блатной песни под аккомпанемент оркестра. Именно потому, что песни в исполнении Северного стали так популярны в нашей стране, именно потому, что в начале - середине 70-х появилась масса аналогичных пленок с другими исполнителями, дает мне право считать Маклакова родоначальником жанра.
Да, конечно, он не пел, не играл на музыкальных инструментах, но он записывал, и записывал качественно и с определенной целью - распространение записей. Это уже не любительство, это чутье делового человека - найти и подарить публике музыкальный феномен. Так когда-то в нашей стране появилась авторская песня, возродился старинный романс. Подобным энтузиастам мы должны быть благодарны за первые магнитофонные альбомы наших отечественных рокеров - неповоротливая и идеологизированная государственная студия грамзаписи «Мелодия» с этой задачей никогда бы не справилась. Кто же такой Маклаков? Считаю должным поведать читателям вкратце его биографию, поскольку она характерна для многих его ровесников и для тех, о ком идет речь в этой книге. Сергей Иванович Маклаков родился 26 мая 1929 года в городе Ленинграде и всю жизнь прожил в городе на Неве. В детстве с 12 лет пошел работать на завод. Блокада Ленинграда. Собирал миноискатели.
Пошел, чтобы иметь наравне со взрослыми блокадную пайку - 200 грамм хлеба. Потом государство отблагодарит юного работягу медалью «За оборону Ленинграда». В 1945 году окончил морскую школу и поступил на работу в торговый флот на ледокол «Малыши». Хотел быть моряком, под рубашкой тельняшку носил, даже наколку на руке сделал - парусник! Но вскоре «срубили молодца»: комиссовали из-за язвы желудка - наследие блокады. В 1946 году сестра - актриса областного драматического театра - подарила ему 80 пластинок «на костях». Кого там только не было: и Вертинский, и Лещенко, и Козин, и Сокольский! Так юную душу поразил вирус - вирус любви к музыке и коллекционированию. Задолго до появления отечественных магнитофонов Маклаков скопил заработанные честным трудом деньги и купил немецкий «Телефункен» страсть к хорошей аппаратуре уже тогда не давала ему покоя. Деловая находчивость молодого человека, живущего в стране социалистических обязательств и повышенных планов, наверное, была дана ему от Бога или досталась по наследству - в генах.
Маклаков решил на записях заработать. В те годы это каралось общественным мнением, но и в не меньшей степени, конечно, блюстителями социалистической нравственности из Большого Дома. Но молодость брала свое! У Гостиного двора толпились парни, торгующие дефицитными записями любимых певцов, - среди них явно выделялся Маклаков. В то время пришла к нему первая «слава» - пропечатали в газете. Разоблачающая несоветский образ жизни статья называлась «Пятна на Невском». Потом другая - «Они мешают нам жить! Фотография «юного бизнесмена» со свертком в руках на фоне гостиницы «Европейская». Дальше - больше. У Гостиного двора выставили стенд с фотографиями: следы какой-то пьяной оргии, бутылки, карты, денежные купюры, плакат Мерилин Монро - все должно было указывать на «паразитирующий образ жизни».
Внизу подпись - «спекулянты». Народ, конечно, останавливался, качал головой, вздыхал и готов был покарать «спекулянтов» жестоко и грозно, но туг же, у перехода метро, встречал этих молодых людей и отдавал им свои пролетарские рубли за возможность послушать и насладиться голосами Марио Ланца или Робертино Лоретти, при всей их мировой славе остававшихся недоступными советскому человеку. Со временем пластинки мировых и отечественных кумиров, конечно, появлялись на прилавках магазинов, но, как правило, мизерными тиражами или уже тогда, когда ажиотаж вокруг их имен спадал. Так, например, первая советская пластинка «Битлз» появилась в 1986 году, в то время когда коллектив уже не существовал 14 лет. С годами бизнес Маклакова окреп и возмужал. Коллекция пленок и пластинок насчитывала до 1000 экземпляров, круг клиентов и коллег - коллекционеров значительно расширился. Маклакову стали поступать заказы из других городов страны. Он отсылал ценные бандероли с пленками в Москву и Одессу, Магадан и Киев. Маклаков занимался не только переписыванием музыки с импортных пластинок на магнитофонные пленки, но у него на квартире записывались и барды: популярный в те годы Юрий Кукин, исполнитель старинных романсов Валерий Агафонов. Идея записать блатные песни под аккомпанемент оркестра давно не давала ему покоя.
Он делал такое предложение нескольким ресторанным коллективам, но сытые, озабоченные лишь ежевечерним «наваром» музыканты всякий раз отвечали отказом. Зачем искать приключений, когда в ресторане живется спокойно и без проблем? Тут нужны люди другого сорта, неудовлетворенные ресторанным благополучием, не поставившие на себе крест как на музыкантах, не насытившие свое творческое честолюбие. И однажды Маклакову повезло - он познакомился с ребятами, игравшими в ресторане «Парус»! Каждый вечер в нем под плавное покачивание и плеск воды за окнами рядовые советские граждане предавались веселью и пьянству. Между столиками сновали официантки, разнося закуски и выпивку. Фирменная закуска - цыпленок табака - 5 рублей, графинчик водки - трешка. Музыканты играли модный в те годы «Синий-синий иней лег на провода... А когда клиенты доходили до той кондиции, когда хочется куражу, руководитель оркестра Николай Резанов объявлял: «Для наших гостей из Мурманска - Саши и Сережи - звучит песня "Поспели вишни"! Кавалеры приглашают дам!
Дескать, если заплатите, то сыграем для вас что-нибудь «вкусненькое»: Поспели вишни в саду у дяди Вани, У дяди Вани поспели вишни! А дядя Ваня с тетей Груней нынче в бане, А мы с тобою погулять как - будто вышли... Разгоряченные танцем, посетители входили в азарт и начинали делать заказы: «Журавли», «Алешкина любовь», «Клен ты мой опавший... Музыканты такие заказы называют «фантомом», или «карасем». К закрытию ресторана «карась» становился все дороже и дороже - 5, 10, 25 рублей. Но все были довольны - оркестр имел побочный заработок, который порой значительно превышал оклад музыканта, официанты под шумок получали от клиентов хорошие чаевые, ресторан перевыполнял план по «водка-цыплятам», а посетители получали удовольствие. Случались и курьезы. Однажды подвыпивший гость с Кавказа подошел к эстраде и, держа в руке пятидесятирублевую купюру, попросил исполнить его любимую песню «Про котят». Музыканты, пытаясь выполнить просьбу, стали вспоминать все, что они знали на «кошачью тему»: «Жил да был черный кот за углом... Все перебрали, а клиент не доволен - все «нэт» и «нэт»!
Кавказец долго рылся в карманах и наконец отыскал клочок бумаги, где была написана первая строчка его любимой песни - «Катят ли русские войны... Вообще-то у всякого ресторанного оркестра есть большая амбарная книга, как ее называют, «талмуд», или «гроссбух». В этом «гроссбухе» записаны слова и гармонии множества различных песен - от старинного романса до модного шля тера. Все ведь в голове не удержишь, а клиент протягивает деньги и просит неотлагательно исполнить какие-нибудь «Бирюзовые колечки». В этом случае музыкант открывает потрепанный и разбухший от времени «гроссбух»- песенник и «шпарит» по написанному. В «Парусе», как и во многих других ресторанах, в те годы играли очень хорошие музыканты, прошедшие большую школу выступлений на эстраде. Причиной тому послужило пресловутое «Постановление Министерства культуры об ограничении концертной и гастрольной деятельности». Тарифицированный музыкант со ставкой 7-8 рублей за выступление уезжал в составе филармонического коллектива в длительную гастрольную поездку - на месяц, полтора, а то и на два. За это время коллектив в какой-нибудь далекой области «делал» сто и более концертов. Соответственно, артисты привозили из таких «чесав» приличные деньги, а это, в свою очередь, очень не нравилось начальству из министерства, которое, сидя в своих кабинетах, шуршало бумажками и получало в два раза меньше.
Куда это годится, если подчиненный зарабатывает больше начальника? Это неважно, что в кабинете тепло и чай с лимоном, а в гастролях - автобус «фурцевский холодильник» и консервы «гастрит в томате», важнее соблюсти святой закон субординации! Вот и постановили - артист имеет право на 20 концертов в месяц, и не более. Это нововведение больно ударило по карману музыкантов, и они стали искать себе места в ресторанах. В состав музыкального коллектива ресторана «Парус» тогда вошли: ударные - Анатолий Архангельский; рояль - Евгений Драпкин; бас-гитара - Вячеслав Маслов; скрипка - Евгений Федоров; гитара - Николай Резанов, он же художественный руководитель. Им и суждено было впоследствии стать «Братьями Жемчужными». Жизнь профессионального музыканта у Николая Резанова началась в 1968 году, когда руководитель ленконцертовского «Традиционал-джазбэнда» Роман Моргулям помог Резанову пройти худсовет и взял его в свой коллектив. В следующем году Резанов переходит в другой - более солидный коллектив: «Джаз-оркестр Иосифа Вайнштейна». Осваивает экзотический инструмент - банджо. Здесь ему и дали музыкальную кличку Мишель Жемчужный, поскольку в шутку музыканты называли друг друга на цыганский манер - Алмазный, Бриллиантовый.
Хрустальный и т. Руководителем ансамбля был не кто иной, как Сева Левенштейн - он же Сева Новгородцев начальство посоветовало Севе взять сценический псевдоним - руководитель коллектива не должен носить такую яркую еврейскую фамилию! В составе «Добрых молодцев» Резанов объездил страну вдоль и поперек, пока не вышло это циничное «Постановление об ограничении... Тогда, как уже говорили, он и ушел работать в ресторан «Парус». Маклаков часто захаживал в «Парус», так как жил рядом, на Большом проспекте. Там они и познакомились с Рязановым. И однажды Маклаков предложил музыкантам записать концерт блатных песен на магнитофон. Те не дали себя долго упрашивать, согласились сразу. Когда прослушали пленку, даже удивились - а ничего получилось! Хотя, конечно, надо еще работать и работать, особенно звукооператору.
Тут и пришла в голову идея назваться коллективу «Братьями Жемчужными», как дань уважения к своему руководителю Николаю Резанову. И тут же вторая идея - выпить за новорожденный коллектив и, как водится, «за успех нашего безнадежного дела». Начало было положено. Вскоре записали второй и третий концерты, а Маклаков уже вынашивал планы сделать совместную запись Аркадия Северного и «Братьев Жемчужных». Но и Фукс не сидел сложа руки. В этом же году он предпринимает попытку записать Аркадия Северного с оркестром. Певцу аккомпанировал скромный состав музыкантов - аккордеон, фортепьяно и бас-гитара. Репертуар был прежним, что и в гитарных концертах: «Гоп - со смыком», «Шарабан», «Цыпленок жареный». Но было много и «свежих» песен: «Увяли розы», «По тундре», «В осенний день», «Жора, подержи мой макинтош... Всего записали 18 песен.
Качество было сносное, и запись дошла до наших дней под условным названием «Первый одесский концерт». Это был первый концерт Аркадия Северного в сопровождении музыкального коллектива. А в январе 1975 года коллекционер Владимир Ефимов, в то время выступавший на эстраде как артист оригинального жанра, устраивает на квартире Владимира Васильева музыканта из «Поющих гитар» репетицию записи Северного с профессиональными музыкантами. В состав ансамбля под названием «Бандиты», которым взялся руководить опытный музыкант-пианист Александр Резник кстати, брат поэта Ильи Резника , вошли известные музыканты: Семен Лахман - скрипка, Владимир Васильев - бас-гитара и Василий Иванов - ударные. Это была пробная запись, как бы разминка перед серьезным делом, которое Фукс наметил провести в НИИ «Ленпроект», где он работал инженером. В воскресный день 23 февраля 1975 года Фукс и Ефимов в актовом зале «Ленпроекта» записывают концерт Аркадия Северного с ансамблем «Бандиты» в прежнем составе. Песни тоже были прежние, но записывали концерт на стереофонический магнитофон, и поэтому запись получилась удачной. Оригинального названия к этому альбому не стали подыскивать, а окрестили просто - «Второй одесский концерт». Но, к сожалению, оба концерта дошли до широкого слушателя значительно позже. Маклаков же со своими записями оказался оперативнее Фукса.
Потому что времена были строгие, и за подобные «шалости» вполне могли из школы выгнать. Но аттестат о получении среднего образования Звездин получил в положенный срок, в 1956 году. В 1958-ом по другим сведениям в 1957 г. Довольно странный выбор для парня, которого лесное дело никогда не привлекало.
И неизвестно, чем он занимался после окончания школы. Не принято было в то время бездельничать. Скорее всего, надоели родителям дворовые концерты, и отправили они Аркадия подальше от родного Иваново. А выбор учебного заведения объясняется легко.
Дмитрий Иванович Звездин некоторое время занимал пост директора Лесного техникума в Горьковской области. Возможно, что воспользовался он старыми знакомствами. В том же 1958 году отец Аркадия скончался. А у сына начался новый жизненный этап.
Ленинград на длительное время стал для него родным городом. Занятия он посещал, зачеты и экзамены сдавал, но сфера интересов молодого человека была далека от профессиональной деятельности будущего инженера-лесотехника. Вольные, и даже антисоветские настроения части студенчества на переломе 60-х годов не могли пройти мимо приезжего провинциала. Он знакомится с учащимися из других вузов.
Гитара открывает ему дорогу в любую компанию. Аркадий с интересом читает книги, за которые могли дать тюремный срок по очень неприятной статье. Но судьба хранила его для других целей. Да и политика не слишком интересовала молодого человека.
Хотя многие из его студенческих знакомых все-таки отправились по этапу за свое свободомыслие. Другое дело музыка. Ленинградские улицы были пропитаны самыми разнообразными ритмами. Везде царили звуки джаза и зажигательного рок-н-ролла.
Конечно, в Иваново о такой музыке знали. Но знать и слушать — это все-таки не одно и то же. В полном моряков и иностранцев городе была возможность познакомиться с настоящей музыкой, пришедшей «оттуда», прямо из-за границы. Аркадий заводит знакомства с людьми, занимающимися коллекционированием и перепродажей пластинок.
Именно в это время и происходит встреча, которая повлияла на всю его дальнейшую биографию. Рудольф Фукс Несмотря на молодость, он был своего рода знаменитостью. Студент Кораблестроительного института, Фукс прославился как удачливый коллекционер, спекулянт и стиляга. Область его интересов была разнообразна: от новых заграничных пластинок до старых, дореволюционных русских книжных изданий.
Именно интерес к произведениям И. Баркова — поэта допушкинского времени — привел Аркадия Звездина в квартиру Фукса. Гости, находившиеся у Рудольфа в это время, не позволили ему уделить новому знакомому много времени. Вручив Аркадию книгу и оставив его одного в комнате, Фукс вернулся в компанию других гостей.
Случайный посетитель его не заинтересовал. Конечно, на этом их мимолетное знакомство должно было закончиться, но в дело вмешался случай. Точнее гитара, которая была в комнате, а Аркадий не смог удержаться от того, чтобы не взять ее в руки. Переборы струн не сразу проникли сквозь толстые перегородки старой ленинградской квартиры.
Первое впечатление — у кого-то играет магнитофон. Но слова песни были незнакомыми, а звуки гитары раздавались совсем близко. Сквозь неплотно прикрытую дверь Рудольф Фукс увидел своего случайного гостя — он отрешенно перебирал струны и пел. Пел не для публики и не для Фукса.
Он пел для себя. Предприимчивый и опытный Рудольф сразу понял — из этого пения можно сделать деньги. Импровизированный концерт продолжался несколько часов. Чуть надтреснутый, серебрящийся голос Аркадия не оставил равнодушных среди первых слушателей — гостей Рудольфа Фукса и его соседей.
С этого дня пути Аркадия и Рудольфа на долгое время тесно переплелись. Первая запись 1963 Сказано — сделано. Не откладывая в долгий ящик, Рудольф Фукс подготовил все необходимое для записи первого магнитофонного альбома. Небольшая команда единомышленников, аккордеон, гитара, десять бутылок водки и кочан капусты.
Из-за этих комментариев, да ещё за стилизованную "одесскую" манеру исполнения песен многие решили, что и сам певец родом из Одессы. Но в Одессе такого не знали... Поползли слухи, что Северный эмигрировал в Америку ещё в гражданскую, что он живёт в Америке, несметно разбогател и теперь ради своего удовольствия выступает иногда в ресторане "Одесса" на Брайтоне. Кое-кто утверждал, что слышал песни Северного, когда сидел с ним на Колыме. Другие говорили, что Северный - внебрачный сын партийного лидера Анастаса Микояна, и этим объясняли тот факт, что за такие "крамольные" песни певец ещё не поплатился свободой... Слухи ширились, популярность росла, жизнь продолжалась... Аркадия часто приглашали в гости, угощали, поили и требовали песен. Он мог петь всю ночь до утра, часто "гуляя" целыми неделями.
Северный ушёл из семьи в 1971 году у него родилась дочка Наталья , жил где придётся - у знакомых, порой случайных. Часто выпивал... Но несмотря на популярность, Аркадий оставался человеком скромным, в новых компаниях был неразговорчив, но всегда дружелюбен. Возможно, алкоголь давал ему чувство раскрепощения, помогал заглушить боль обид и несправедливости. В 1977 году, весной, Аркадий Северный записал в Одессе концерты с ансамблем "Черноморская чайка". Эти записи были организованы Владиславом Петровичем Коцишевским. В том же году киевлянин Алексей Ильинский записал Северного с коллективом Григория Бальбера, в результате вышел магнитофонный альбом, известный как "Привет Киеву! После этого Северный снова в Одессе - записывает совместный альбом с Владимиром Шандриковым - автором и исполнителем своих песен.
В 1979 году были записаны знаменитые тихорецкие концерты - с ансамблем Анатолия Мезенцева руководителя знаменитых тогда "Магаданцев" "Встреча" и "Казачок". В репертуаре Северного было около тысячи песен, большую часть он знал наизусть, имея с детства прекрасную память. Лещенко, Козина. Пел и произведения, авторы которых остаются неизвестными,- песни, ставшие по сути народными. В песнях Северного нельзя найти открытый политический протест: Аркадий избегал политики и не хотел иметь никаких дел с этой "злобной дамой". Его не прельщала роль бунтаря. Но, хоть песен в репертуаре было много, и они рано или поздно исчерпались. Начались повторы, что никак не радовало Маклакова, который продолжал "курировать" Северного.
Среди знакомых Маклакова поэтическим даром обладал один человек - Владимир Раменский. Он и пришёл на выручку. Владимир Раменский родился 20 мая 1935 года в Ленинграде. Его отец и мать были врачами. В блокаду Владимир с матерью остались в Ленинграде. После войны пошёл в школу, окончил десять классов. Служил в армии рядовым с 1955 до 1958 года. После армии работал на заводе электриком.
С Маклаковым Раменского познакомили в 1971 г.
Аркадий Северный...вспомним.
В нынешнем году Аркадию Северному исполнилось бы 82 года, а умер он очень рано, не дожив и до 42-х. смотреть фото и новости из личной жизни (Биография). Окончив школу в 1957 году, Аркадий уехал в Ленинград и поступил в Лесотехническую академию имени С.М. Кирова на планово-экономический факультет. Аркадий Северный (12 марта 1939, Иваново – 12 апреля 1980, Ленинград) – советский музыкант и певец, исполнитель песен современного городского фольклора, авторских неподцензурных песен, романсов и стилизаций. В годовщину смерти Аркадия Северного в разделе «Судьба и песни» я публикую две истории о том, как Северный мне помог.
Читайте также
- Аркадий Северный: судьба отца «русского блатняка» - Русская семерка
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Сообщить об опечатке
- Аркадий Северный – биография, фото, личная жизнь, песни, смерть
- Где Деньги, Зин? Наследница первого советского шансонье рассказала о жизни «после»
- Аркадий Дмитриевич Северный