13, 15 и 24 февраля на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге впервые покажут оперу Родиона Щедрина «Лолита», написанную по сюжету романа Набокова. «Не только любовь» – первая опера Родиона Щедрина, написана в 1961 году и посвящена Майе Плисецкой. Петербургская премьера оперы «Не только любовь» всемирно известного композитора Родиона Щедрина стала знаковым событием. Сохраняя антураж советского времени и деревенской жизни, опера в постановке Евгения Писарева отражает макбетовский масштаб сочинения Щедрина – с большими страстями, драматизмом и вечными вопросами.
Афиша | Апрель
- Не только любовь — Википедия
- В Воскресенске показали оперу Родиона Щедрина «Не только любовь»
- Добро пожаловать!
- Закрытие фестиваля - Афиша - Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича
МАМТ представляет оперу об изломанных душах сильных людей
Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене — великой русской балерине — Майе Плисецкой. Несмотря на то, что опера изначально предназначалась для Большого театра, Щедрин стремился уйти от принятых тогда на этой сцене монументальных массовок со знаменами в камерную сферу, к переживаниям обыкновенных людей. Но хотя, премьерный спектакль оформлял художник Александр Тышлер, а дирижировал Евгений Светланов, переломить обычаи академического театра композитору, все же, не удалось. Поэтому важной вехой стало появление оперы «Не только любовь» на новой театральной сцене — Московского камерного музыкального театра режиссера Бориса Покровского, в качестве первого спектакля этого театра 1972. Несколько лет опера неоднократно исполнялась в Москве и провинции, но, постепенно исчезла с репертуарной страницы и в дальнейшем была незаслуженно забыта. Сегодня, художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера» — Юрий Александров вдохнул новую жизнь в эту оперу. Юрий Александров: «Родион Константинович, когда узнал о планах нашего театра, сказал, что будет с волнением и радостью ждать премьеры постановки, ведь у этой оперы очень сложная сценическая судьба».
В Петербурге на премьере постановки в 2014 году присутствовали сам автор Родион Щедрин и Майя Плисецкая ей была посвящена опера. Супруги единодушно назвали эту постановку лучшей из всех. Режиссёр Юрий Александров, комментируя спектакль, неоднократно заявлял о своём стремлении на первый план вывести музыку. Но разве она у Щедрина не всегда первостепенна? Тем не менее постановщик действительно убрал многие непонятные для современного слушателя производственные диалоги, очистил оперу от неудачных ходов малоталантливого либреттиста Василия Катаняна, которого в этот раз даже в программку не вписали. К тому же действия назвали картинами, поэтому их количество от авторских трёх сократилось до двух. Действительно, именно музыка спасала, но не оправдывала скучные и наивные мизансцены, отсутствие логики и ясности в рисунках актёрских ролей. Надо признать, перед музыкантами стояла сложнейшая задача: опера соединяет и противопоставляет две линии: бравурный праздник и трагическую любовь. К тому же эти линии ещё и жёстко разведены по действиям, после антракта уже нет задорных танцев и разудалых частушек, и заканчивается опера многозначной разомкнутой сценой. Центральная героиня оперы — Варвара Васильевна. Она влюбляется в приехавшего из города Володю Гаврилова, но считает, что как председатель колхоза не имеет права на проявление сердечных чувств. Тем более у Володи есть невеста Наташа. Исполнительница партии Варвары Лариса Поминова выполнила все формальные требования, ответственно отработала спектакль, но многогранный образ героини, похожей сразу и на Кармен, и на Татьяну Ларину, и на Любашу, и даже на Нонну Мордюкову в кинофильме «Простая история» и Екатерину Фурцеву министра культуры СССР , передать не удалось. Весьма рыхло артистка прозвучала в первой картине, когда унимала драку и влюбилась в Володю.
Хотя казалось бы, что в ней особенного? Неприметный сюжет из колхозной жизни — герои переживают любовную историю на фоне картин народных гуляний, кутежей, танцев и драматических сцен. Но в далеком 1961 году произведение не приняли и даже освистали в Большом театре, назвав бездарным, как когда-то в Петербурге отвергли «Силу судьбы» Верди, в Париже не поняли и подняли на смех постановку «Весны священной» Стравинского, которую осуществил гениальный Вацлав Нижинский. Очевидно, по одному из законов искусства, некоторые сочинения должны быть выстраданы не только автором и временем, а и публикой, живущей в нем. Так случилось и с советской оперой Щедрина. Родион Щедрин и Майя Плисецкая, присутствовавшие на премьере, были приятно удивлены увиденным на сцене и отсутствием равнодушных в зале, сказав, что именно постановку Юрия Александрова могут назвать лучшей за все полвека существования оперы на сцене. Вот что сам режиссер-постановщик говорит о спектакле: «Тема любви вечна и актуальна всегда, независимо от того, разворачивается ли она в привычных романтических декорациях или в советском колхозе.
Москвич, консерваторец, он испытал настоящий культурный шок, когда провел какое-то время в деревне: наслушался частушек, узнал не понаслышке глубинный народ. Впечатления были настолько долгоиграющими, что отразились и в опере «Не только любовь» 1961 года, и в концерте «Озорные частушки» двумя годами позже. В опере отражена целая гамма женских чувств, вдохновленных источником либретто — рассказами писателя-горожанина Сергея Антонова.
Добро пожаловать!
Так же, как в некоторых других произведениях того периода, Щедрин широко использовал в этой опере форму частушки. Жанр охарактеризован авторами как лирическая опера. В 1973 году солистами Ниёле Амбразайтите , Виргилиус Норейка и другие , оркестром и хором государственного академического театра оперы и балета Литовской ССР под управлением дирижёра Римаса Генюшаса для фирмы « Мелодия » была осуществлена аудиозапись этой оперы.
Щедрин присутствовал на премьере и вспоминал о разочаровывающем спектакле 1961 года, где постановка получилась провальной, потому что создатели боялись элементов эротики. Однако в этой постановке страха не было, и все получилось, как надо.
Щедрин считал, что спектакль продемонстрировал глубокую любовь и признательность к людям и времени, изображенным на сцене.
Опера в свое время стала одной из главных тем в дискуссиях музыкальных критиков 1961 года. К примеру, после премьеры оперы в Большом театре предполагались еще 4 показа, однако они были заменены оперой «Травиата». Попытка реформировать советскую оперу, по словам самого Щедрина, была преждевременной. Сам композитор видел причину провала в том, что его произведение опередило свое время.
Оркестр под управлением Александра Гойхмана в опере звучит ярко и сочно. На фоне полотен советских времён это и газеты, и лозунги течёт беззаботная жизнь простых колхозников. Народные гуляния, танцы, драматические сцены и любовь составляют жизнь героев. Главная идея оперы - нравственность. В образе председателя колхоза Варвары Васильевны воплощается мысль о пути человека к счастью, а портрет Володи Гаврилова весь построен на контрастах. Он ветреный, задиристый парень, напевающий заводные мотивы, у которого в глубине души спрятаны самые нежные чувства.
Петербургские премьеры оперы «Не только любовь» Р.К. Щедрина: проблема финала
Приглашение режиссёра драматического театра выглядит вполне концептуально: сюжет оперы подчёркнуто прозаичен и интимен. Действие разворачивается спустя десять лет после Победы в обычной деревне, в которой практически не осталось мужчин. В центре сюжета — председательница колхоза, разрывающаяся между любовью к молодому парню «из городских» и чувством долга. Люди эти изломаны войной, задушены жестокой реальностью колхозного быта. И тем не менее, гармоничны и полны желания жить и любить». Для дирижёра Феликса Коробова эта работа — исполнение давней мечты; саму оперу он считает вещью чрезвычайно значительной.
В нем мастерски обрисованы картины и образы советского колхоза. Склад и характер музыки в опере Щедрина нов и самобытен. При первом «взгляде» музыка очень проста. Но при близком рассмотрении зритель увидит всё богатство чувств и музыкальных красок, заложенных в ней. Герои и их образы выглядят очень естественно.
Текст понятен, а пластика прозрачна.
Люди эти изломаны войной задушены жестокой реальностью колхозного быта. И тем не менее, гармоничны и полны желания жить и любить. Евгений Писарев Режиссер-постановщик оперы Главный дирижер театра Феликс Коробов давно мечтал поставить это произведение целиком. Внутри этой оперы, которая идет около двух часов, заложен громадный спектр эмоций, чувств, разных сюжетных линий, спектр от иронии, шуток и настоящего искреннего надрыва до большой трагедии. Мы погружаемся в пучину страстей оперы, в этот своеобразный клубок не менее сильных страстей, чем тех, что описаны в «Леди Макбет Мценского уезда.
Все его оперы и балеты созданы исключительно на сюжеты крупнейших русских писателей: Гоголя, Чехова, Толстого, Набокова, Лескова. Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене — великой русской балерине — Майе Плисецкой. Несмотря на то, что опера изначально предназначалась для Большого театра, Щедрин стремился уйти от принятых тогда на этой сцене монументальных массовок со знаменами в камерную сферу, к переживаниям обыкновенных людей. Но хотя, премьерный спектакль оформлял художник Александр Тышлер, а дирижировал Евгений Светланов, переломить обычаи академического театра композитору, все же, не удалось. Поэтому важной вехой стало появление оперы «Не только любовь» на новой театральной сцене — Московского камерного музыкального театра режиссера Бориса Покровского, в качестве первого спектакля этого театра 1972.
Премьера оперы Родиона Щедрина "Не только любовь" состоялась в МАМТе
Купить билеты на оперу «Не только любовь» в театре «Санктъ-Петербургъ Опера». подробная информация, 12+. Мариинка представляет первую оперу Родиона Щедрина, увидевшую свет в 1961 году. Премьера состоялась опера 29-летнего композитора после премьеры в 60-х признания не получила – после пары показов в Большом театре ее сняли.
Не только колхоз: в Музтеатре Станиславского поставили первую оперу Родиона Щедрина
Очевидно, по одному из законов искусства, некоторые сочинения должны быть выстраданы не только автором и временем, а и публикой, живущей в нем. Так случилось и с советской оперой Щедрина. Родион Щедрин и Майя Плисецкая, присутствовавшие на премьере, были приятно удивлены увиденным на сцене и отсутствием равнодушных в зале, сказав, что именно постановку Юрия Александрова могут назвать лучшей за все полвека существования оперы на сцене. Вот что сам режиссер-постановщик говорит о спектакле: «Тема любви вечна и актуальна всегда, независимо от того, разворачивается ли она в привычных романтических декорациях или в советском колхозе. Мы вместе с художником Вячеславом Окуневым постарались уйти от привычной сельской бутафории, сделать так, чтобы помимо унылого колхозного пейзажа показать еще прелесть и красоту простой жизни. В опере «Не только любовь», конечно, главное — любовь, но, в то же время, я делаю акцент и на «не только». Что получилось оценит зритель». Афиша Апрель 26.
Для дирижёра Феликса Коробова эта работа — исполнение давней мечты; саму оперу он считает вещью чрезвычайно значительной. Вот, как он её характеризует: «Внутри этой оперы, которая идёт около двух часов, заложен громадный спектр эмоций, чувств, разных сюжетных линий, спектр от иронии, шуток и настоящего искреннего надрыва до большой трагедии. Хореографию разрабатывает Сергей Землянский. Состав исполнителей пока не объявлен. Фото: соцсети МАМТа Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать дайджест новостей, событий и материалов журнала Ваш адрес электронной почты Я согласен на обработку моих персональных данных и с политикой конфиденциальности контакты издательства гитис.
В афише Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко — новое название, опера Родиона Щедрина "Не только любовь", написанная в 61-м году. Дженнет Арльт делится впечатлениями о премьере. Первая опера 29-летнего композитора после премьеры в 60-х признания не получила — после пары показов в Большом театре ее сняли с репертуара. Режиссер спектакля Евгений Писарев уверен: тогда сочинение молодого Щедрина опередило свое время. Мне кажется, в начале шестидесятых еще ни зритель, ни режиссер были не готовы", — поделился режиссер-постановщик Евгений Писарев. Драма в рядовом колхозе разыгрывается, и правда, нешуточная: его председатель, Варвара Васильевна, женщина крепкая и волевая, среди вечных забот и ответственности за вверенное ей хозяйство и людей вдруг влюбляется в "чужого жениха", веселого и легкомысленного Володю Гаврилова.
Народные гуляния, танцы, драматические сцены и любовь составляют жизнь героев. Главная идея оперы - нравственность. В образе председателя колхоза Варвары Васильевны воплощается мысль о пути человека к счастью, а портрет Володи Гаврилова весь построен на контрастах. Он ветреный, задиристый парень, напевающий заводные мотивы, у которого в глубине души спрятаны самые нежные чувства. В опере Александрова всё гармонично и очень музыкально. Персонажи живописны и пластически индивидуальны.
Не только любовь. Родион Щедрин и Мариинка, театральный роман
удьба первой оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» долгое время складывалась неудачно. Не случайно сам Щедрин, работая над оперой «Не только любовь», говорил: «Пишу колхозного “Евгения Онегина”». Родион Щедрин «НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ» Лирическая опера в двух действиях 16+. Представляем Вам новую премьеру оперы "Не только любовь", которая перенесет вас в атмосферу советской колхозной деревни после Великой Отечественной войны. |. лирическая опера "Не только любовь"» на канале «Мастерство и Личное Искусство» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 8 сентября 2023 года в 17:33, длительностью 01:37:01, на видеохостинге RUTUBE.
"Не только любовь" вернулась в Москву
Опера «Не только любовь» — произведение новаторское, оно во многом отходит от привычных оперных канонов. Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене – великой русской балерине – Майе Плисецкой. первую оперу Родиона Щедрина. Именно «Не только любовь» Щедрина стала его первой постановкой в 1972 г. Сейчас, к сожалению, эта опера в репертуаре театра не значится. И вот теперь выяснилось, что в этом ряду подмен была и опера Щедрина «Не только любовь». Премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» назначена на 6 марта.
На петербургской премьере оперы Щедрина нашлись недовольные
Люди эти изломаны войной, задушены жестокой реальностью колхозного быта. И тем не менее, гармоничны и полны желания жить и любить». Для дирижёра Феликса Коробова эта работа — исполнение давней мечты; саму оперу он считает вещью чрезвычайно значительной. Вот, как он её характеризует: «Внутри этой оперы, которая идёт около двух часов, заложен громадный спектр эмоций, чувств, разных сюжетных линий, спектр от иронии, шуток и настоящего искреннего надрыва до большой трагедии. Хореографию разрабатывает Сергей Землянский.
Состав исполнителей пока не объявлен.
Практически вся его жизнь была связана с театром, и очень значительная часть — именно с Большим. Дебютировать в качестве автора музыки к спектаклю он, правда, успел в другом театре — Александринском в те времена Ленинградском театре драмы им. А вот свой второй заказ получил уже в Большом. Творческое взросление будущей звезды российской композиторской школы проходило очень стремительно: и в первом, и во втором случае он был ещё студентом. Заказать учащемуся Московской консерватории музыку для нового балета на сюжет знаменитой сказки П.
Ершова «Конёк-горбунок» порекомендовал администрации Большого театра Дмитрий Кабалевский, бывший под сильным впечатлением от Первого фортепианного концерта Щедрина, прозвучавшего на пленуме Союза композиторов и обеспечившего начинающему композитору беспрецедентно раннее, ещё на студенческой скамье, членство в СК. Партитура была создана всё с той же присущей Щедрину стремительностью: за пару месяцев. Однако, как это нередко бывает, планы театра изменились, и «Конёк» — вкупе с Первым фортепианным концертом — стал только лишь частью дипломной работы автора. Но премьера в Большом всё-таки состоялась: спустя пять лет, в 1960 году.
Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта. Скрыть Согласен.
Несколько лет опера неоднократно исполнялась в Москве и провинции, но постепенно исчезла с репертуарной страницы и в дальнейшем была незаслуженно забыта. Сегодня художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера» — Юрий Александров «Золотая маска», «Золотой софит» вдохнул новую жизнь в эту оперу. Родион Щедрин и Майя Плисецкая, которые присутствовали на премьере, были восхищены увиденным на сцене и отсутствием равнодушных зрителей, сказав, что именно постановку Юрия Александрова могут назвать лучшей за все полвека существования оперы на сцене.
Опера «Не только любовь» стала лауреатом высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». На концерт еще осталось несколько билетов. Их можно приобрести на сайте филармонии, а также в кассе БКЗ на улице Некрасова, 24. В этом году организаторы решили расширить аудиторию фестиваля, и, помимо классики, на нем будут представлены другие направления музыкального искусства.
Опера «Не только любовь»
«Когда Родион Щедрин был молодым композитором, он сочинял оперу о любовных переживаниях зрелой женщины «Не только любовь». На премьере оперы «Не только любовь», которую Родион Щедрин посвятил в 1961 году своей обожаемой Маюше, как он нежно ее называл, Майе Михайловне уже не суждено было побывать. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет в праздничные мартовские дни премьеру оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в.