«Женщина без тени» была завершена в 1917 г. Шла Первая мировая война – казалось бы, как могла появиться эта возвышенная сказка в такое тревожное время? Пока Большой театр морально подготавливает свою публику к Воццеку Берга, Мариинка выпустила свою премьеру современной оперы (которой уже девяносто лет, между прочим) Женщину без тени а.
Оперная дива упала на сцене Мариинского театра
Опера «Женщина без тени» в России идет лишь в Мариинском театре. В этот момент понимаешь, почему психика Леди сломалась,почемув последней сцене столько усталости и муки: красивая молодая женщина взяла на себя слишком много, и её женственная природа этого не выдержала. Спектакль «Женщина без тени» — единственная в России постановка этой оперы, отдающей дань европейскому символизму начала XX века (либреттист — Гуго фон Гофмансталь). Также ожидается приезд европейских оперных исполнителей — сопрано Елены Панкратовой и тенора Андреаса Шагера, которые будут петь в постановке «Женщины без тени» Рихарда Штрауса.
Свет и тени Мариинки
Р. Г. Штраус. Женщина без тени/ Die Frau ohne Schatten. Мариинский театр (2012) | Оперу "Пиковая дама" исполнили в Мариинском театре в память о дирижере Марисе Янсонсе. |
Мариинский-2 покажет уникальную для российской сцены оперу «Женщина без тени» | В Мариинском театре покажут оперу "Женщина без тени". |
Женщина без тени | Редкий театр может похвастаться наличием этой оперы в своём репертуаре, — в России лишь Мариинский осуществил собственную постановку «Женщины без тени». |
Опера «Женщина без тени» на Новой сцене Мариинского театра | В Москве покажут сразу две оперы Мариинского театра. |
Опера “Женщина без Тени” в Мариинском театре. – Анна Каркачева | Ожидается приезд европейских оперных звезд — сопрано Елены Панкратовой и тенора Андреаса Шагера, которые будут петь в мариинской постановке «Женщины без тени» Рихарда Штрауса. |
На сцену Мариинского театра возвращается «Парсифаль» Рихарда Вагнера
Все эти сказочные реалии опутаны паутиной психологических комплексов и табу в делах двух пар. Добавим к этому отношения Императрицы с ее могущественным отцом: устремляясь к Моцарту и отстраняясь от Вагнера, Штраус и Гофмансталь не избежали, конечно, явственных вагнеровских аллюзий. Но там, где вагнеровские миры — небесная Валгалла и подземный Нибельгейм — в ненависти крадут друг у друга золото, власть и жизнь и взаимоуничтожаются, «горний» и «дольний» миры Штрауса—Гофмансталя через самопожертвование приходят к сказочному счастливому концу. Ставить «Женщину без тени» сложно хотя этим все равно нельзя объяснить то, что в России она будет впервые показана девяносто лет спустя после создания. По «Тени» Шварца мы знаем, как действует тень без человека. Как показать человека без тени? В последней постановке «Женщины» в Метрополитен сезон 2001—2002 , которая оказалась первым и последним спектаклем на американской сцене Герберта Вернике, ушедшего из жизни спустя всего несколько месяцев, режиссер поместил действие в сияющую квазизеркальную коробку, сверкающий кристалл, постоянно меняющий оттенки, и до такта рассчитал световую партитуру.
К сожалению, даже гениям приходится в жизни сплошь и рядом встречать, как минимум, непонимание современников. Слава богу, что Мариинский театр представляет зрителям и эту замечательную оперу Чайковского, которую нечасто встретишь в современных театрах по всему миру, и представляет на высочайшем уровне, что обеспечивает главный дирижер, художественный руководитель и директор Мариинского театра Валерий Гергиев. Поистине и оркестровая часть, и хоровая, и солисты действовали под управлением Гергиева выше всяких похвал. А написана русским композитором М. Мусоргским гениальная опера «Хованщина». Ну, разумеется, и с богатыми костюмами. Но вот заканчивается опера сценой, когда раскольники, староверы, не откликнувшиеся на реформу патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, вместо того чтобы сопротивляться врагу на том историческом этапе Петру I и его, фактически, оккупационным войскам , просто поют молитвы и почему-то совершенно не протестуют, более того — производят акт самосожжения, то есть самоуничтожаются. Еще раз подчеркну: не проявляя и признаков сопротивления врагам. Зрителям предлагается в подтексте брать пример: не надо сопротивляться врагам, молитесь и кончайте жизнь самоубийством — не только проведя акт самосожжения, но и любым другим способом. Чтобы подкрепить эту странную вредоносную идею, ненавистник русской исторической государственности, но не русских по национальности, а именно государства Российского, гениальный советский композитор Д. Шостакович, решил дополнительно усилить эту вредоносную идею более совершенной оркестровкой и это, безусловно, у Шостаковича получилось. Как известно, Мусоргский был слабым оркестровщиком, и чтобы помочь продвижению оперы на императорскую сцену, композитор Н. Римский-Корсаков переоркестровал оперы Мусоргского и «Бориса Годунова», и «Хованщину» , что для своего времени было замечательным актом, действительно помогшим продвижению этих опер на сцену. Оркестровка Шостаковича просто блестящая. Музыка в оркестровке Шостаковича звучит гораздо выигрышней для современного слушателя. Идея самосожжения, самоуничтожения заиграла новыми красками, увеличилась сила воздействия на зрителей. Еще раз подчеркну: Шостакович не является врагом русских, но он является врагом русской исторической государственности, поскольку как сын поляка болеет за поляков, которые на протяжении веков лелеют мечту возглавить государство Российское, мечтают образовать великую восточную католическую империю на русских землях во главе с польским королем — подобно великой испанской западной католической империи Габсбургов в XVI веке. У поляков не получилось, но мечта эта накрепко засела в мозгах польской политической элиты, и ничем эту мечту не вытравишь веками. И эта мечта оказывает влияние на воспитание поляков — практически родственников русских. Мечта, которая воспитывает в поляках ненависть к русским как быдлу, которым должны управлять поляки. Точно такие же мысли двигали и немецкими политиками, не немецким народом, а политическими немецкими структурами, управлявшими и управляющими воспитанием немецкого народа. Что из этого получилось — хорошо известно. Шостакович — сторонник идеи превосходства поляков над русскими и, конечно, не афишируя, тайно охвачен мечтой, чтобы поляк-католик возглавил Русское историческое государство. Поразительно, что такой менталитет Шостаковичу был привит с младых ногтей, о чем свидетельствуют многие его самые ранние значительные произведения, в частности гениальная Первая симфония девятнадцатилетнего автора. Никакой другой сюжет, не соответствующий романовской исторической концепции, не мог лечь в основу гениальной оперы Мусоргского, если он хотел, чтобы эта опера была когда-нибудь поставлена при царях династии Романовых. Для Романовых староверы — враги, и чтобы замазать войну Романовых со староверами в XVII веке с помощью десятков тысяч иностранных наемников, когда действительно сжигались староверы в домах, романовская пропаганда придумала фантастическую по своей лживости историю с самосожжениями староверов. По романовской концепции истории и Петр I — самый лучший царь из всех возможных. Он западник, как и Романовы, какие бы отклонения от этой генеральной линии иногда ни происходили. И сюжет «Хованщины» создан в соответствии с концепцией романовской истории, особенно финал оперы. Итог оперы, важнейшая мысль: молитесь, русские и совершайте акты самосожжения. Это главная мысль оперы. Естественно, что Петр I и его иностранные оккупационные войска, уничтожающие русскую армию стрельцов, — это благо для России. А воины России, стрельцы, — это ретрограды, которых нужно уничтожать. Они не понимают счастья жить под оккупантами, возглавляемыми Петром I. Почему стрельцы в опере плохо сопротивляются? А потому, что цари из Дома Романовых — на стороне врагов исторической России. Сначала — католиков в XVII веке, а потом, после Петра I, — на стороне протестантов, в лице голландско-британских банкиров. И стрельцы обязательно и неизбежно будут преданы своим руководством. Почему эта опера была поставлена в таком виде в 1952 году, когда уже была развернута борьба с космополитизмом и преклонением перед Западом? А куда денешься? Опера эта — уже состоявшийся шедевр русской музыкальной культуры в оперном жанре, вне зависимости от изгибов сюжета. Это уже «вещь в себе». Некое выдающееся произведение в оперном жанре, которым по праву можно гордиться. И конечно, опера достойна такой масштабной постановки, какой представлена на Новой сцене Мариинского театра. Еще раз подчеркну: послепетровские Романовы всегда поддерживали легенду о «правильном» царе Петре I, чего на самом деле и близко не было. Петр I нанес России огромный урон. Не буду вдаваться в подробности этой темы. Более того, эту же идею «правильности» Петра I вынужден был поддержать и Сталин, заказав в годы первой пятилетки Алексею Толстому роман о «правильном» царе Петре I, якобы внедрявшим в Россию передовые западные технологии. Что там внедрял Петр I — это большой вопрос, а вот Сталин действительно построил в СССР тысячи современных заводов, и американцы поддерживали Сталина в этом вопросе, потому что он должен был уравновешивать запланированный рост как на дрожжах военной машины Гитлера, а Гитлер мог попытаться захватить лидерство в западном мире, что, конечно, не могло нравиться американцам. И Сталину понадобился Петр I как оправдание тесных связей Сталина с американцами. Вот для чего и появился роман А. Толстого «Петр Первый». И куда же от этого фантазийного романа, ставшего классикой русской литературы, денешься?
Но дело сделано, гостьи внезапно исчезают, и Жена красильщика остается одна. Из темноты доносится жалобный плач ее нерожденных детей... Ничего не подозревающий Красильщик возвращается домой. Барак и его Жена молча ложатся каждый в свою постель. Действие II Фантомом тоскующего и жаждущего любви юноши манит кормилица молодую женщину. Как только Красильщик уходит, юноша появляется в его доме. Барак не знает, что происходит, но его глупому доброму сердцу становится все тяжелее и тяжелее. Он чувствует что-то неладное, словно кто-то зовет его на помощь. В эту злую игру вовлечена и Императрица. В тревожных ночных грезах она видит своего супруга, одиноко идущего по лесу, снедаемого эгоистическими подозрениями. Сердце его уже окаменело... Она пробуждается от вещего сна, но ее дни еще ужаснее, чем ночи. Не место существу из мира духов в мире людей. Однако Императрица постепенно побеждает страх перед людьми и начинает чувствовать свою вину перед Бараком. Чтобы исполнить договор, Кормилица призывает на помощь дьявольские силы. Тяжелые сумерки окутывают все вокруг. Из уст Жены Барака вырываются безумные, дикие речи. Она обвиняет себя в том, чего еще не совершала — в нарушении супружеского обета, и говорит, что продала свою тень и отказалась от нерожденных детей. Братья Барака зажигают огонь и видят, что молодая женщина стоит перед ними, словно ведьма, не отбрасывая тени.
Которая скоро и разрешается — с колосников сыплется попсовый серебряный дождь из обрезков фольги: вкуса таки нет. Как нет его и во взлетевшей на воздух бытовухе: на веревочках подвешены стиралки, остов автомобиля и кровать — плоская, глупая метафора. Для адекватной постановки этой оперы нужно обладать визионерским даром, конгениальным Штраусу и Гофмансталю. Какового дара г-да Кент и Браун лишены. Зато Гергиев Штраусовым роскошествам конгениален. Блок писал об одних стихах, что те «омывали и пропитывали и жгли солью музыкальных волн души многих из нас» — так же в день премьеры жег и гергиевский оркестр. Певцы вышли из испытания этой партитурой достойно.
Гергиев откроет новый сезон в Мариинском театре «Орлеанской девой»
Поэтому не способная к деторождению. Ей нужна тень как залог плодовитости. И она идёт искать необходимое для заключения священного брака. На нижнем уровне мы видим Красильщика и его жену. Последняя готова расстаться с тенью, отказаться от нерождённых детей: ради обретения земного наслаждения и могущества она готова на преступление и кощунство. Жена Императора ищет форму, жена Красильщика отказывается от неё. Наверху идёт напряжённая созидательная работа, внизу — разрушение, смерть… Понятно, что после Войны, когда мироздание было беременно новыми формами, ни Штраус, ни Гофмансталь не могли сочувствовать жене Красильщика. Её период только что завершился. Поэтому в опере должен был возникнуть момент разделения хаоса на этом уровне внешнее насилие всегда действеннее внутренних побуждений. Рождение мира — всегда убийство, разделение, в его основе — жертва. В руках Красильщика появляется меч аккурат после признания жены в намерениях.
Жена Красильщика не осуществила задуманное. Конечно, в рамках христианского дискурса намерение равно действию, однако боги решают причудливо. Традиция говорит о том, что для достижения могущества, богоподобия, необходимо пойти либо путём отказа от мирского и тем самым обрести силы в священной области , либо путём преступления, кощунства. Этот закон не могут отменить и боги, настолько он фундаментален. При этом совершивший кощунство становится неприкосновенным. Он обретает такие силы, что убивать его страшно, к нему опасно прикасаться. Он извергается, изгоняется из общины. Ясно, что убить свою жену Красильщик не может. Поэтому его меч остаётся символом силы, разделяющей хаос, созидающей порядок, но боги забирают супружескую чету в подземный мир живыми. Для дальнейшей работы — не всесильны и они, им тоже приходится следовать правилам.
Жену Императора подгоняет то обстоятельство, что её муж должен обратиться в камень, не найди она тень. Это тоже ясно: не-священный союз должен прерываться не разделением супругов разделение в продолжающемся хаосе невозможно в принципе — или это уже не хаос! Полным упразднением, превращением в персть земную, субстанциально хтоническую. Это почти происходит. Одна женщина почти продаёт тень, другая почти получает, Император почти вычёркивается из состава живых. Но тут нас поджидает главный парадокс.
Жена Императора - существо из мира духов, она вышла оттуда, но так и не стала человеком: она не отбрасывает тени и не может иметь детей. Если она не обретет тень, то ее муж превратится в камень. Императрица проходит через тяжелые испытания, обретая человечность и тем самым очеловечивая себя.
Редкий театр может похвастаться наличием в своем репертуаре оперы Рихарда Штрауса. В оркестровую яму нужно посадить больше сотни музыкантов, а на вокальные партии нужно найти солистов с крепкими и выносливыми вагнеровскими голосами. Как объяснили телеканалу «Санкт-Петербург» организаторы, новое исполнение претендует на статус особого события в этом театрально сезоне.
Желаем вам интересного вечера и новых впечатлений! Рекомендуемые мероприятия.
Свет и тени Мариинки
Спектакль «Женщина без тени» | В этот момент понимаешь, почему психика Леди сломалась,почемув последней сцене столько усталости и муки: красивая молодая женщина взяла на себя слишком много, и её женственная природа этого не выдержала. |
Оперная дива упала на сцене Мариинского театра | “Волшебная флейта” Моцарта на сцене Мариинского театра. |
Опера «Женщина без тени» на Второй сцене Мариинского театра | Мариинский театр наконец опубликовал на российской сцене «Женщину без тени» Рихарда Штрауса. |
Мариинский театр распахивает двери после каникул
Мариинский театр. Редкий театр может похвастаться наличием этой оперы в своём репертуаре, — в России лишь Мариинский осуществил собственную постановку «Женщины без тени». Афиша Plus - 26 октября 2010 - Новости Санкт-Петербурга - премьера: 10 октября 1919 года, Венская государственная опера Премьера в Мариинском театре: 16 ноября 2009 года. В рамках нового проекта «Премьеры Мариинского театра в Москве» на Новой сцене Большого театра показали свежую постановку оперы Рихарда Штрауса «Женщина без тени». реальном и в подсознании героев.
Билеты на оперу «Женщина без тени»
Женщина без тени Р.Штрауса 16.11.2009 г. | Редкий театр может похвастаться наличием этой оперы в своем репертуаре, – в России лишь Мариинский осуществил собственную постановку "Женщины без тени". |
Мариинский-2 покажет уникальную для российской сцены оперу «Женщина без тени» | Млада Худолей, солистка Мариинского театра: «Это непросто тень, которую фея Питеру Пену пришивает, или ее можно свернуть, взять, собрать. |
Афиша Театров
Музыкальный руководитель и дирижёр премьеры: Валерий Гергиев. Ольга Савова, Елена Витман Кормилица. В нашем сюжете "конспективно" представлены фрагменты оперы Рихарда Штрауса "Женщина без тени" с тем, чтобы Вы могли взглянуть на ее визуальное решение, а также приведено мнение известного музыковеда, профессора, доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств России Леонида Гаккеля.
Не слишком часто появляющееся даже на мировых подмостках «Средство Макропулоса» Парижская опера, к слову, впервые включила это название в свою афишу лишь пару лет назад Валерий Гергиев анонсировал уже давно. Загодя для переноса на мариинскую сцену была приобретена и постановка Копенгагенской оперы — отнюдь не лучшая из выставленных на продажу на сегодняшнем оперном рынке: скажем, та же Opera de Paris предлагает выдающийся спектакль Кшиштофа Варликовского. Резоны выбора спектакля Грэма Вика вполне очевидны — декорации просты для монтировки, режиссура доходчива и не слишком радикальна, постановщик уже работал в Мариинском театре.
Именно Грэму Вику Гергиев обязан одним из первых громких сценических триумфов начала 1990-х — британский режиссер поставил на сцене тогда еще Кировского театра «Войну и мир» Сергея Прокофьева. Поделиться «Средство Макропулоса» давнего успеха не повторило — хотя к самому Грэму Вику никаких особенных претензий предъявить, в сущности, невозможно. Его британско-копенгагенско-петербургский спектакль счастливо лишен привычного для постановок этого режиссера замешанного на масскульте китча см. Визуально «Средство Макропулоса» решено беднее, чем обычно это бывает у Вика: на сей раз с ним работал не его постоянный партнер Пол Браун, а Ричард Хадсон — художник классом значительно ниже сценографа мариинских «Электры» и «Женщины без тени». Партитуру Яначека господин Хадсон упаковал в скромные интерьеры, отсылающие к предписанным Карелом Чапеком, автором литературного первоисточника «Средства Макропулоса», 1920-м годам. В первом акте — офис адвокатской конторы того времени, во втором — подмостки оперного театра, в третьем — гостиничный номер в духе ар-деко.
Какового дара г-да Кент и Браун лишены. Зато Гергиев Штраусовым роскошествам конгениален. Блок писал об одних стихах, что те «омывали и пропитывали и жгли солью музыкальных волн души многих из нас» — так же в день премьеры жег и гергиевский оркестр. Певцы вышли из испытания этой партитурой достойно. В соревновании двух драматических сопрано — Млады Худолей — Императрицы и Ольги Сергеевой — Жены лидировала вторая: Сергеева была убедительна не только вокально, но и актерски, тогда как Худолей в основном боролась с огромным треном платья. Победило платье. В общем, вожделенная тень обретена.
Для дальнейшей работы — не всесильны и они, им тоже приходится следовать правилам. Жену Императора подгоняет то обстоятельство, что её муж должен обратиться в камень, не найди она тень. Это тоже ясно: не-священный союз должен прерываться не разделением супругов разделение в продолжающемся хаосе невозможно в принципе — или это уже не хаос! Полным упразднением, превращением в персть земную, субстанциально хтоническую. Это почти происходит. Одна женщина почти продаёт тень, другая почти получает, Император почти вычёркивается из состава живых. Но тут нас поджидает главный парадокс. Жену Императора искушают принять тень боги, только это называют они условием возвращения мужа в бытие. Следует отказ. И что? А то, что именно он ведёт к освобождению, к реитерации мироздания. Да потому, что и боги боятся и завидуют человеку, путём отказа стяжавшему высшие способности. Поэтому искушают. Победа над собой — и дивный новый мир расцвёл! В ХХ веке об этом написаны сотни исследований. Историки религий и специалисты по мифологии нарисовали нам впечатляющую картину космогонии и космологии в рамках священной традиции. Всё так, но мне в голову не могло бы прийти, что в наше время возможно живое участие в мистерии — так, как участвовали наши более умные и героические предки, когда человечеству не были даны Мирча Элиаде и Юлиус Эвола, многое объяснившие, но в мистерию не вовлекающие. Призвали нас авторы «Женщины без тени» и те, кто привёз спектакль в Москву. Не побоюсь сказать, что опера Штрауса — явление для современности уникальное. Что-то подобное отыскать трудно, если вообще возможно. Проникнутое мистическим духом произведение призывает не к любви и терпимости к несовершенству — к борьбе с ним, к утверждению высшего порядка, красивого и аполлонически блистательного. В «Женщине без тени» вопреки невнимательному взгляду ничуть нет гуманизма. Отказ обусловлен не жалостью к Красильщику и его жене, не любовью к окаменевшему мужу — здесь, скорее, следовало бы ждать уступку искушающим богам, — но только приматом высших законов вселенной, безразличных вообще-то к человеку, равнодушных ко всему, даже к механическому воспроизводству собственного существования-обновления. Но нет в «Женщине без тени» пессимизма греческих религий бессмысленности существования. И Штраус, и Гофмансталь живут в христианском мире, и последний для них свят. Это видно и из либретто, это укрепляется и усиливается музыкой. Даже режиссёр Джонатан Кент, не до конца понимающий текст, не вполне проникнувшийся музыкой, работает на крепкую четвёрку.
Женщина без тени
Наконец-то удалось посмотреть/ послушать оперу Рихарда Штрауса Женщина без тени на новой сцене Мариинского. Фантастика у Гофмансталя всегда путаная: лань, превратившаяся в женщину, тень, которую надо обрести, иначе император навечно окаменеет. По сведениям СМИ, во время оперы «Женщина без тени» Витман спускалась с декораций и подвернула правую ногу.