Новости лествица великого поста

Какие названия имеют недели Великого поста, чем РИА Новости, 27.03.2024. Главная > Новости благочиния > Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника. Этим Великим постом по благословению наместника Сретенского монастыря иеромонаха Иоанна (Лудищева) по воскресным дням для прихожан проводятся беседы по книге преподобного Иоанна Лествичника «Лествица». Вторая Неделя Великого поста – память святителя Григория Паламы, чье учение о Божественном Свете, преображающем души истинно кающихся, вспоминается как еще одно обетование стяжать подвизающимся о Господе Царствие Божие еще здесь, на земле.

О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста. Сщмч. Серафим (Чичагов).

Некоторым людям трудно отказаться в пост от просмотра новостей или чтения фейсбука, что оправдывается необходимостью быть в курсе событий. В четвертую Неделю Великого поста Святая Церковь вспоминает дивного учителя благочестия, преподобного Иоанна Лествичника, оставившего нам описание чудесной духовной лествицы, по которой сам он взошел в Царствие Небесное, которую завещал он всем христианам. Четвертое воскресенье Великого поста посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника. Поэтому святая Церковь благословила читать поучения из «Лествицы» в дни Великого поста. В посте и искреннем покаянии, в плаче о своих грехах как о единственном несчастье, достойном наших слез, вступим на духовную «лествицу», возводящую на небо.

О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста. Сщмч. Серафим (Чичагов).

Четвертая Неделя Великого Поста - Лествица духовного восхождения Обычай совершать в четвертую неделю Великого поста память прп. Иоанна, списателя «Лествицы», пришел в нашу Церковь вместе с Иеросалимским уставом в XIV веке.
Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника Пребыв на Синайской горе в подвигах уединения 19 лет – до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 стадий от Синайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет.

26 марта. Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника (2023г)

Прошло почти два тысячелетия, и на Синайский полуостров снова стали стекаться люди, но на этот раз уже по доброй воле. Как и древние израильтяне, они терпели многие неудобства от солнечного зноя, жажды и бедности земли ради высшей цели — стяжания не земного, но Небесного Отечества. Этими «новыми израильтянами», шествующими в Царство Небесное, стали первые монахи Православной Церкви. И одного из них Церковь чтит особенно. Преподобный Иоанн Лествичник, как и многие другие подвижники Синайского полуострова, проводил строгую аскетическую жизнь, однако именно ему Господь открыл, как некогда Моисею, высший духовный закон, ведущий всех по ступеням добродетели к долгожданной встрече с Богом.

Восхождение по этой лествице предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты души, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Например, 22-я степень «Лествицы» раскрывает подвиг истребления тщеславия, которое выказывается при каждой добродетели: и при посте, и при нестяжании, и при молчании, и при сокрытии всех подвигов. Преподобный Иоанн назидает: «Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его… Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему… Кто превозносится природными дарованиями — умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет неверен и тщеславен.

Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, посылая неожиданное бесчестие… Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. Когда хвалители, или лучше — льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают». Несмотря на то, что «Лествица» была написана для монашествующих, любой христианин, живущий в миру, может найти в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу.

По сугубой ектении Владыка вознес молитву о восстановлении мира. После чтения Святого Евангелия Его Преосвященство обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором отметил: «Неделя 4-я Великого поста посвящена воспоминанию Св. Она состоит из 30 глав или «ступеней» добродетелей, по которым верующий человек должен восходить от земли к Небу.

Тропарь святому Иоанну Лествичнику Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси свтильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак святому Иоанну Лествичнику Плоды прсноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя. На 17 году своего возраста Иоанн принес себя в жертву Богу: тело вознес на Синайскую гору, а душу на гору небесную. Пребыв на Синайской горе в подвигах уединения 19 лет — до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 стадий от Синайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет.

В продолжение сей необыкновенной Четыредесятницы пост его был столь же необыкновенен, как и самое продолжение времени его пощения. Хотя преподобный не уклонялся от пищи, разрешенной уставом во время поста, чтобы сокрушить, как он сам говорил, рог гордыни; но принимал ее столь мало, что казался более отведывающим, нежели вкушающим; зато от всякой страсти воздерживался он решительно, повелительно говоря к ней: молчи, онемей! Покаяние его было соединено с глубоким сокрушением сердца и слезами. Долго и после его блаженной кончины показывали под горою весьма тесную пещеру — это сокровенное место подвигов покаяния, которое называют слезоточным, и которое настолько отстояло от общежития, сколько нужно было, чтоб рыдания Иоанна не слышали другие.

Иоанн Лествичник Преподобный Иоанн, поставленный руководителем игуменом других, начал путь нового восхождения к Богу и большого приближения к небу. Подобно Моисею, он, по словам писателя его жизни, приблизился к Богу, принял мыслию Богоначертанный закон и пером духа начертал, по просьбе преподобного Иоанна, игумена Раифского, Богописанные скрижали «Лествицу Рая» , кои передал не только руководимым от него, но и всем желающим восходить на небо. Восходя далее по степеням духовных совершенств, и с большею ревностию, нежели до принятия начальства над братиею, он изложил книгу к пастырю, и таким образом сделался руководителем самых руководителей.

Неделя 4-я Великого поста. «Лествица»

Издание было осуществлено по указу царя Алексея Михайловича и по благословению патриарха Иосифа. До наших дней наиболее распространены славянский перевод «Лествицы», осуществленный преподобным Паисием Величковским , а также его изложение на русском языке, подготовленное при участии иеромонаха Оптиной пустыни Климента Зедергольма. Итак, мы видим, что на протяжении тринадцати веков «Лествица» остается одним из наиболее известных и читаемых аскетических христианских сочинений. Что же означает само слово «лествица»? Это старославянский вариант привычного нам слова «лестница». Такое название отражает суть духовных поучений преподобного Иоанна: необходимость духовного совершенствования, постепенного возвышения на пути в Рай, на Небо, к Богу. Образ лестницы неоднократно встречается в Священном Писании, например, в знаменитом видении Иакову Быт. Святитель Василий Великий пишет об этом так: «И я сказал бы, что упражнение в добродетели уподобляется лествице, той именно лествице, которую видел некогда блаженный Иаков, одна часть которой была близка к земле и касалась ее, а другая простиралась даже выше самого Неба. Посему вступающие в добродетельную жизнь должны сперва утвердить стопы на первых ступенях и с них непрестанно восходить выше и выше, пока, наконец, через постепенное преспеяние не взойдут на возможную для человеческого естества высоту.

А конец ее утвержден во Святая Святых. Ступени же этой духовной лестницы, возводящей на небо, сооружены по-разному, соответственно своему происхождению. И, постоянно ступая по этой духовной лестнице, пусть каждый из нас надежно следит за своей ногой, на какой из ступеней стоит, — и не поскальзывается, восходя по ней. И поднимается по этой лестнице и делом, и мыслью. А, достигнув вершины ее, станет на ней каждый, кто любит Бога. Толкование Жить по заповедям и совершать добрые дела — все равно что подниматься по лестнице. Поэтому и называются духовной лестницей, возводящей на небо, заповеди Господни и отеческие добродетели. И мы, словно поднимающиеся по лестнице, ступенька за ступенькой восходим вверх. А если кто через две или через три начнет переступать, то поскользнется, упадет на землю и разобьется. То же относится и к заповедям и к добродетелям. Тому, кто начнет первые заповеди и добродетели обходить, последние не покорятся, но станут сопротивляться. Поэтому следует одну за другой усваивать, словно восходя по ступеням лестницы. Действительность Еще назову эту лестницу путем спасительным, истинным и надежным, по которому многие идут. А следуют этим путем все, потому что приглашены в большой город. Но немногие достигают его, только избранные. Остальные же задерживаются, кто где. Те — едва начав этот путь, эти — дойдя до полпути и сбившись на другие тропинки. Одних, уже дошедших до великого города этим путем, застигает ночь у ворот, и они не успевают войти внутрь. Другие же, усердно идущие этим путем, распалив ноги сердца своего, тотчас, словно стремительный олень, и великого города засветло достигают, и внутрь радостно входят. А некоторые совсем, ни много ни мало, не хотят идти этой лестницей и трудным этим путем. Толкование А сколько же званных и сколько избранных, идущих этим спасительным путем? Действительно, призывает Господь Бог во Святом Евангелии и в других святых книгах к спасению весь мир. Но мало находится избранных, услышавших призыв Его. Поэтому и называет их Сам Господь малым стадом. Словно утешая избранную паству Свою и рукою Своею, и словом Своим, избавляя от всякой нужды и оберегая. И говорит: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» Лк. Начало спасительного пути — твердая решимость и мужество жить по вере и заповедям Божиим в неослабном терпении всех находящих здесь скорбей. Так, чтобы решиться безбоязненно следовать за Христом и не оборачиваться вспять, к прежним своим страстям и греховным навыкам и не уподобляться жене Лотовой, которая спаслась из горящего города, но погибла при этом на самой дороге, сделавшись соляным столпом. Ибо «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» Лк. Каждый прожитый день, в который преодолели мы в чем-то свою волю и сластолюбие ради того, чтобы сохранить и исполнить святую заповедь, — словно новая ступенька для подъема вверх. Как небо далеко отстоит от земли, так и душа человеческая в начале своего подвига далека еще от совершенства. Но постепенно трудолюбивый подвижник со многим тщанием и усердием, при постоянном самоотречении поднимается к нетленному миру, преодолевая такие скорби и препятствия, о которых может знать только тот, кто сам прошел этот путь. В «Лествице» преподобного Иоанна Синайского есть удивительный рассказ о подвиге одного отшельника, аввы Исидора, на примере которого точно можно видеть, как постепенно преобразуется внутренний мир человека, желающего отстать от греховного навыка и жить по Господнему Евангельскому слову. Об Исидоре Некоторый муж по имени Исидор, из князей города Александрии, удалился в сию обитель. Всепреподобный пастырь оный, приняв его, заметил, что он весьма коварен, суров, зол и горд. Посему премудрейший сей отец покушается человеческим вымыслом преодолеть бесовское коварство и говорит Исидору: Если ты истинно решился взять на себя иго Христово, то хочу, чтобы ты прежде всего обучился послушанию. Исидор отвечал ему: Как железо кузнецу, передаю себя тебе, святейший отче, в повиновение. Тогда великий отец немедленно назначает обучительный подвиг сему железному Исидору и говорит: Хочу, чтобы ты, истинный брат, стоял у ворот обители и всякому входящему и исходящему человеку кланялся до земли, говоря: «помолись обо мне, отче, ибо я одержим злым духом». Исидор так послушался своего отца, как Ангел Господа. Когда же провел семь лет в этом подвиге и пришел в глубочайшее смирение и умиление, тогда приснопамятный отец, после семилетнего законного искуса и беспримерного Исидорова терпения, пожелал его, как достойнейшего, причислить к братии и сподобить рукоположения. Но он много умолял пастыря, чтобы ему позволили там же и тем же образом оканчивать подвиг, неясно намекая сими словами на то, что кончина его приближается и что Господь призывает его к себе, что и сбылось… Спросил я сего великого Исидора, когда он еще был в живых: какое во время пребывания его у ворот ум его имел делание? Достопамятный сей, желая оказать мне пользу, не скрыл от меня этого. Вначале, — говорил он, — я помышлял, что продал себя в рабство за грехи мои, и потому со всякой горестью, самонасилием и кровавым понуждением делал поклоны. По прошествии же года сердце мое уже не ощущало скорби, ожидая от Самого Господа награды за терпение. Когда минул еще один год, я уже в чувстве сердца стал считать себя недостойным и пребывания в обители, и видения отцов, и зрения на лица их, и причащения Святых Таин, и, поникши очами долу, а мыслью еще ниже, уже искренне просил входящих и исходящих помолиться обо мне «Лествица», слово 4, 23—24. Смирение и безропотное терпение находящих скорбей — словно два поручня, крепко поддерживающие нас на пути восхождения к добродетелям. Как куколка незаметно для посторонних глаз превращается из неприглядной гусеницы в прекрасную бабочку, так и душа подвижника украшается и освещается в тайном делании аскетического самосовершенствования. Из житейских примеров мы видим, как потихоньку, год за годом, бывший первоклассник последовательно подходит к урокам высшей математики, которую никак не смог бы усвоить в начале обучения, даже если бы и имел для того неординарные способности. Духовную школу по справедливости называют «наукой наук», потому что она открывает человеку неведомый, лучший мир, и посредством молитвы делает его собеседником с Богом и святыми Божиими угодниками. Но тем более наука эта требует сугубого к себе внимания и долговременного обучения, поэтапно возводя человека к своему чудесному и сокровенному познанию.

Иоанн Лествичник написал важный богословский труд, который называется Лествица. Преподобный Иоанн Лествичник, о жизни которого известно крайне мало, почитается в России: одна из церквей начала XVI века, расположенная в Московском Кремле, носит имя Иоанна Лествичника. Лествица представляет собой книгу наставлений, рассказывающую о том, как возвысить тело и душу, тем самым став ближе к Богу, посредством аскетических добродетелей. В Лестнице каждая глава - это ступень, которая соответствует определённой духовной практике. Первые 7 ступеней Лествицы касаются добродетелей, которые нужны для ведения аскетического образа жизни, следующие 19 посвящены тому, как преодолеть пороки, заключительные четыре описывают высшие добродетели, самая главная из которых - любовь. В Великий пост верующие нередко читают Лествицу, чтобы укрепиться в вере. Пятая неделя Великого поста с точки зрения питания немного легче, чем предыдущая седмица: в воскресенье, субботу, среду и четверг разрешается употребление постной пищи с добавлением или приготовленной на растительном масле вторник - день, когда можно есть горячую пищу, но без масла понедельник и пятница - это дни, когда предпочтительно сухоядение.

С Богом в новый день! Лествица: как читать одну из главных книг Великого поста? Правда ли что нельзя зажигать свою свечу от других свечей? Какие чудеса происходят в жизни специального корреспондента телеканала Спас Александра Егорцева?

Неделя 4-я Великого поста 2024. Преподобного Иоанна Лествичника

Воскресное Евангельское чтение Недели 4-й Великого поста, Мк. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Приведите его ко Мне. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. Он сказал: с детства; 22и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. Святитель Феофан Затворник Главное содержание «Лествицы» и краткое очертание всего пути нашего к Господу Вслед за поклонением Честному и Животворящему Кресту, что совершалось в прошедшее воскресенье и седмицу, ныне Святая Церковь приводит нам на память преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Лествичника все с одною и тою же целию поощрения нас на подвиги самоисправления и преуспеяния в добродетелях. Известно вам, что святой Иоанн составил душеспасительную книгу, именуемую «Лествица духовная, возводящая на Небо». Тут изображается непрерывная цепь добродетелей, или степени их, из коих, от одной к другой переходя и тем с одной степени на другую восходя, христианин вступает, наконец, в духовное Небо, в коем становится «един дух с Господом» 1Кор.

На сей-то последний предел жизни христианской наводя мысль нашу, Святая Церковь хочет нам сказать: «Не бойтесь креста самораспинания и не бегайте крестоношения подвижничества. Смотрите, куда он приводит, и воодушевитесь. Есть из-за чего потрудиться! Так, она все выясняет: и начало всякой добродетели, и ее возрастание, и препятствия, и способы к преодолению их, и чрез это таким легким представляет упражнение в них, что читающему тотчас хочется вступить в подвиг, чтоб преуспеть в них.

Почему не могу не желать, чтобы могущие познали сию книгу и пользовались ею ко спасению своему. И сам я пересказал бы ее вам всю, но где же это сделать? Целая книга! Укажу, по крайней мере, главное содержание ее и сделаю краткое очертание всего пути нашего ко Господу, под видом восхождений по лествице.

Лествица у святого Лествичника имеет тридесять ступеней, по числу лет сокровенной жизни Господа и Спасителя, после коих Он начал «творити же и учити» Деян. Подобно лествице, виденной патриархом Иаковом Быт. По лествице Иакова восходили и нисходили Ангелы, означая, что христианские добродетели суть ангельское дело и совершаются при помощи святых Ангелов. На верху лествицы святой Иаков видит Господа Быт.

Сие неописанное благо, братие, предзря, мужественно, приступим к сей лествице и бодренно понудим себя к неленостному по ней восхождению. Мужественно приступим и бодренно понудим себя положить доброе начало сему восхождению. Если везде доброе начало — половина дела, тем паче в жизни духовной, которой оно бывает полным предначертанием.

Управлял обителью столь успешно в духовном отношении, что еще при жизни получил прозвание «нового Моисея ». Незадолго до своей блаженной кончины, преподобный отошел от дел и вновь удалился в пустыню. Даже мощей преподобного не осталось. А память осталась, и какая! Четвертая неделя Великого поста была посвящена этому святому сравнительно поздно — только в XIV веке, но это как раз свидетельствует в пользу того, что его слава великого подвижника и учителя благочестия не угасала со временем. Есть мнение, что установление празднования памяти святого именно в воскресенье связано с тем, что его хотели почтить совершением полной Божественной литургии, что было бы невозможно, если бы день его памяти 30 марта выпадал на будний день Великого поста.

Это значит, что из всех святых, память которых совершается в великопостный период, особо выделен был именно он. Он был не просто выдающийся аскет. Он был сдержан даже в своем аскетизме. Он не накладывал на себя никаких лишних постов, смиренно подчиняясь уставу — он вкушал все, что было разрешено, но умеренно. Он не отказывался от сна вовсе а такие примеры в истории Церкви есть — преподобный Силуан Афонский , например, никогда не ложился, лишь дремал сидя , но спал ровно столько, чтобы сохранять работоспособность и трезвость ума. Это то, к чему все мы призваны — к непрестанной молитве и безмерной любви к Богу. Для того нам и дан устав Великого поста: чтобы ради Него мы учились молиться, смиряли себя не столько даже ограничениями в пище нельзя сказать, что постная пища невкусна или малопитательна — было бы желание, любая хозяйка может приготовить замечательную постную трапезу , сколько подчинением себя данным Церковью правилам. Практическая польза от уставных богослужений и рациона питания — это тема для отдельного обсуждения, здесь не вполне уместного. Лестница приоритетов Вероятно, именно трезвомыслие и рассудительность помогли преподобному Иоанну написать «Лествицу» — один из величайших аскетических трудов в истории Церкви.

Намеренно избегаю словосочетания «памятник святоотеческой письменности».

Только одним способом: настало воскресенье — и все силы души направить на то, чтобы идти в храм. А если возникнут какие-то обстоятельства, которые этому мешают, со слезами возопить к Богу: «Господи, помоги мне преодолеть». И все равно идти. Ну только если болезнь серьезная или трамвай тебя переехал, тогда уж никак не получится, а во всех остальных случаях почему не пойти? Если у тебя дел много, сходи на раннюю, и в девять часов уже свободен, пожалуйста, весь день у тебя: стирай, шей, салаты режь, что угодно можешь делать.

Но нужно себя понудить обязательно, нужно нести подвиг, нужно обязательно противостоять греху — только тогда этот бес тебя покинет. А если подвига нет, то человек так бесноватым и умрет. И когда его душа выйдет из тела и он будет проходить мытарства, бесы его схватят и увлекут в преисподнюю, хотя он, может быть, сорок лет в храм ходил каждый день. Ходить-то можно, но нужна борьба с грехом. А то меня толкнули — и я толкнул; мне сказали — и я сказал; захотел — пошел, не захотел — не пошел. Бес шепчет: посплетничай — и человек сплетничает; бес шепчет: осуди — и он осуждает; бес говорит: ругайся — и он ругается.

Человек на поводу, бес его водит и смеется над ним, потому что он свой образ Божий втаптывает в грязь. А если есть воздержание, то, когда бес ему шепчет: осуди, — человек говорит: «Не судите, да не судимы будете. Ближний мой сегодня так согрешил, а я завтра еще хуже согрешу. Прости меня, Господи, дай мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего». Бес говорит: посмотри туда — а человек, наоборот, отвращает взор: не моего ума дело, не хочу туда смотреть. Бес шепчет: поспи — а благочестие говорит: вставай.

Бес внушает: ну, ты устал, хватит молиться — а человек решает: нет, я буду молиться, потому что молиться надо непрестанно. И так всегда надо понуждать себя. Но если человек просто понуждает себя и не обращается к Богу, это тоже бесполезно. Никто ни один грех победить сам не может. Можно только, увидев его в себе, изо всех сил своей души возненавидеть и обратиться к Богу: «Господи, вот Ты видишь, я такой окаянный, жадный, злобный, греховный, ругательный, избавь меня от этого». Возопить к Богу от всей души: «Господи, помоги моему маловерию, избавь меня от этого».

И Господь поможет избавиться. Некоторые просят: Господи, помоги, избавь меня от этого, избавь меня от того — и в утренних молитвах, и в вечерних, и еще в каких, а сами палец о палец не ударяют. Избавь меня от пьянства, а сам бежит за бутылкой. Это смешно просто. Вот если уже кто-то пришел с бутылкой, и уже налил, уже искушение прямо на столе, и страстно хочется — тут возопить: «Господи, помоги удержаться. Господи, сделай что угодно, только спаси».

И Господь найдет способ: или бутылка вывернется у него из руки и разобьется вдребезги, или кран протечет и вода фонтаном начнет бить. Господь как-то устроит, чтобы обязательно помешать этому греху, но только если молитва идет от сердца, а не лукавая. Потому что часто человек вроде говорит: ой, Господи, помоги, — а сам жаждет греха: ну все, не могу. Это уже лукавство, потому что никогда искушение не бывает сильнее человека. Искушение бывает ровно настолько, насколько человек может его победить. И если он обратится к Богу, то Господь ему тут же поможет, тут же пройдет всякое желание греха, тут же человек избавится.

Вот в тебе все кипит, прямо не можешь терпеть — помолись Богу: «Господи, меня гнев душит, раздирает на части, помоги, видишь, Господи, в каком я сатанинском состоянии нахожусь». И Господь сразу поможет, гнев утихнет, успокоишься сразу, посмотришь на себя со стороны и облегченно вздохнешь: слава Богу, бес вышел. Надо нам стараться идти не на поводу у своих страстей, которые возбуждаются от геенны, а, наоборот, стараться в себе христианские добродетели воспитывать. Сегодня память преподобного Иоанна Лествичника, который учит нас, как восходить от греха к добродетели, и читалось Евангелие о заповедях блаженства. То есть когда ты приобретешь смирение, тогда будешь блажен; у смиренного нет скорбей, у него за все слава Богу, он рад всему, потому что с ним Бог. Некоторые говорят: во всем грешен; а завтра опять: во всем грешен.

И спят спокойно, не ворочаются, их не беспокоит, что их бесы дерут, наплевать на то, что они в геенну огненную пойдут. Во всем грешен, и ладно. А человек должен с грехом бороться. Поэтому надо плакать оттого, что мы во всем грешны, нужно стараться прилагать все силы души, ума, тела для того, чтобы победить грех, нужно вопить к Богу день и ночь о помиловании, о прощении, о том, чтобы Он нас избавил от греха. А у нас этого нет. Хорошо еще человек хоть в праздник придет в церковь, но и то стоит, как будто он всех тут облагодетельствовал: ты меня не толкай, здесь у вас душно, да у вас тут что-то не так происходит — считает, что он милость оказал, пришел, хотя по нашим грехам нас и близко-то подпускать нельзя к такой святыне, которой мы пользуемся.

Поэтому нам нужно жаждать праведной жизни, жаждать чистоты; все силы употребить, чтобы освободить душу от греха, возненавидеть свою зависть, раздражительность, гневливость, злобу, блудность, немолитвенность. Всю эту нечистоту, помойку, в которой мы пребываем, надо от всей души возненавидеть — тогда можно очиститься от греха. А то мы с ним сжились, срослись, и многие дошли до того, что так и говорят: на мне нет ни одного греха. Это значит, что человек просто мертв душой. Так покойника коли иглой — он ничего не чувствует. То есть душа настолько осатанела уже, что не видит и не слышит.

И это в большей или меньшей степени с каждым из нас происходит. Нам присуща тяга к сладости греховной. А это бессмысленно, это только дьявол манит: согреши — и получишь блаженство. На деле от греха никакого блаженства нет, наоборот, самые страшные последствия. Допустим, гнев обуял человека, и он хочет сорвать свою злобу. Ну, сорвал.

Хорошо тебе от этого? Нет, не хорошо, на душе тошно, и человека оскорбил или в собственной семье скандал затеял, живи теперь в этом скандале. Не лучше ли было потерпеть? Уйти в ванную, задвижку задвинуть, упасть на пол: «Господи, помоги мне, утешь меня, успокой». Все, отошел бес — слава Богу, личико умыл, полотенчиком вытер, вышел, глазки ясные, все спокойно». Зачем же «зреть мне свои прегрешения»?

Неужели, чтобы утаить их вновь в душе и еще покойнее ужиться со смертельными своими язвами? Сатана усердно закрывает их от нас, залепляет их грязным тряпьем, под которым они гниют все больше и разъедают душу. Бог раскрывает раны, потому что Он Врач души; обнажает, срывает тряпье, чтобы исцелить! Этого просим мы, взывая: «Даруй ми зрети моя прегрешения! Даруй же мне «зрети моя прегрешения», проникнуться ими, возненавидеть их и отвергнуть их навсегда! Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миру с самими собой, миру со всей тварью.

Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся — это тот, кто заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние — это наше примирение с Богом. И достигается оно через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние — это очищение нашей совести. Покаяние — это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль». Будем помнить слова святого Иоанна Лествичника, потому что он был человеком, знавшим, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и самому радоваться о Нем.

Поэтому Церковь и предлагает нам сегодня, когда мы начинаем восходить к страстным дням, почтить святого Иоанна Лествичника, ведь он — пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру. И с надеждой, последуем этому совету — прислушаться к Богу, умоляющему нас найти путь жизни и говорящему нам, что с Ним, в Нем мы будем живы, потому что Он есть Истина, но также и Путь, и Жизнь вечная». Митрополит Антоний Сурожский.

Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них "истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат... Свое творение преподобный так и назвал - "Лествица", объясняя название следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения...

Цель этого творения - научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни - преподобный Феодор Студит память 11 ноября и 26 января , Сергий Радонежский память 25 сентября и 5 июля , Иосиф Волоколамский память 9 сентября и 18 октября и другие - ссылались в своих наставлениях на "Лествицу" как на лучшую книгу для спасительного руководства. Содержание одной из степеней "Лествицы" 22-я раскрывает подвиг истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет: "Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост - тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь - благоразумием.

Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану - попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные...

Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями — счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен.

Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни.

"ЛЕСТВИЦА": КАК ЧИТАТЬ ОДНУ ИЗ ГЛАВНЫХ КНИГ ВЕЛИКОГО ПОСТА?

В четвертую неделю Великого Поста вслед за поклонением Честному и Животворящему Кресту Святая Православная Церковь постановила поминать преподобного и богоносного отца нашего Иоанна, описателя Лествицы духовной. Одну из недель Великого поста Святая Церковь посвящает преподобному Иоанну Синайскому и его «Лествице». Главная > Новости благочиния > Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника.

Четвертая неделя Великого Поста. Память святого Иоанна Лествичника

Каждую субботу и воскресенье преподобный Иоанн приходил в храм Синайской обители на богослужение и приобщался Святых Таин от его кельи до храма было два часа пути. К этому периоду жизни относят чудо избавления от смерти подвижника Моисея, совершенное по молитвам преподобного Иоанна. В свое время Моисей, заручившись благословением старцев, упросил Иоанна взять его к себе в послушание и в ученики. Однажды, занимаясь по поручению учителя удобрением почвы для огорода, Моисей, обессилев от жаркого зноя, крепко заснул.

В это время дремал и Иоанн. В тонком сне он увидел Благолепного Мужа, Который упрекнул его, что пока он дремлет, Моисей, находится в беде. Иоанн тотчас вскочил и начал молиться.

Вечером, возвратившись с работы, Моисей рассказал ему, что когда он заснул, его едва не раздавил огромный камень, но он Моисей успел отскочить в тот момент, когда ему, вдруг, представилось, что Иоанн его зовет. Некоторые недоброжелатели, подстрекаемые завистью, называли святого Иоанна излишне говорливым. Тогда он уклонился в совершенное безмолвие.

Порицатели же его, увидев, что заградили источник приснотекущей пользы, превратились в просителей и умоляли его оставить безмолвие.

В Лестнице каждая глава - это ступень, которая соответствует определённой духовной практике. Первые 7 ступеней Лествицы касаются добродетелей, которые нужны для ведения аскетического образа жизни, следующие 19 посвящены тому, как преодолеть пороки, заключительные четыре описывают высшие добродетели, самая главная из которых - любовь. В Великий пост верующие нередко читают Лествицу, чтобы укрепиться в вере. Пятая неделя Великого поста с точки зрения питания немного легче, чем предыдущая седмица: в воскресенье, субботу, среду и четверг разрешается употребление постной пищи с добавлением или приготовленной на растительном масле вторник - день, когда можно есть горячую пищу, но без масла понедельник и пятница - это дни, когда предпочтительно сухоядение. Как и в предыдущие четыре недели поста, в пятую неделю нельзя употреблять продукты мясные, молочные, а также рыбу. В дни сухоядения можно есть овощи, фрукты, пить компоты. В 2024 году Мариино стояние приходится на 17 апреля.

Повсеместное принятие поста в христианской Церкви произошло в конце IV— начале V в. Тем не менее у людей из разных областей счет дней поста был неодинаков, различалась и сама традиция проведения поста. Если же мирянин, да будет отлучен». В первых великопостных песнопениях все призываются очистить не только плоть, вкушая пищу растительного происхождения, но и душу, как от пищи, воздерживаясь от всякой страсти: не злословить, не обижаться, не осуждать… Почаще бывать в эти дни в храме и укрепляться в молитве. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

Пост — это время сосредоточения, борьбы и освобождения от пороков и греховных привычек, стяжания легкости и простоты, способности к самопожертвованию и принятию Божественной благодати. Православные христиане в дни Великого поста следуют составленному святыми отцами уставу трапезы. Особой строгостью воздержания в пище отличаются первая, четвертая и последняя, Страстная, седмицы поста. Однако о мере своего воздержания нужно посоветоваться со священником и обязательно взять благословение на пост. Великий пост состоит из святой Четыредесятницы продолжительностью 40 дней и из Страстной седмицы.

Четыредесятница знаменует собой сорокадневный пост Иисуса Христа в пустыне, а Страстная седмица установлена как воспоминание последних дней жизни, страданий, Крестной смерти и погребения Спасителя. Каждая седмица имеет определенный смысл и символику. Великопостный устав жизни В будние великопостные дни в храмах служится литургия Преждеосвященных Даров — верующие Причащаются Святыми Дарами, освященными ранее на Литургии святителей Иоанна Златоуста или Василия Великого. Во время Великого поста на Руси и во всех православных странах жизнь людей кардинально менялась: прекращались развлечения и торговля мясом, закрывались лавки, театры и бани. В первые семь дней поста и в Страстную Седмицу отменялись занятия в учебных заведениях, временно не работали все государственные учреждения.

Таким образом у верующих освобождалось время для усиленной молитвы и посещения богослужений. Верующие и в наши дни стараются взять хотя бы на дни Страстной седмицы отпуск, чтобы вместе с Господом восходить на духовную вершину года и всей своей жизни. Первая седмица Великого поста 14—20 марта. Богослужения в течение первой седмицы отличаются длительностью, они сразу вводят нас в особое состояние бодрствования духа, настраивают на молитву, отрешают от суетных помышлений и дел. В пище постимся по мере возможности строго.

В первые четыре дня в храмах по вечерам читается Покаянный канон святого Андрея Критского. Преподобный оплакивает себя как худшего из людей, за что святые отцы, знавшие тайну умаления, называют его проповедующий сокрушение канон Великим. В пятый день поста в память чуда Феодора Тирона, не допустившего христианам оскверниться нечистой пищей, освящается коливо — особое кушанье из пшеничных зерен, орехов и сухофруктов, которым святой насытил когда-то всех христиан Константинополя. Первая Неделя Великого поста. Торжество Православия.

В этот день Святая соборная и апостольская Церковь празднует победу над иконоборческой и другими ересями, насеваемыми дьяволом для отвращения душ от спасения. Вторая седмица 26 марта, 2 и 9 апреля — субботы поминовения усопших.

Однако о мере своего воздержания нужно посоветоваться со священником и обязательно взять благословение на пост. Великий пост состоит из святой Четыредесятницы продолжительностью 40 дней и из Страстной седмицы. Четыредесятница знаменует собой сорокадневный пост Иисуса Христа в пустыне, а Страстная седмица установлена как воспоминание последних дней жизни, страданий, Крестной смерти и погребения Спасителя.

Каждая седмица имеет определенный смысл и символику. Великопостный устав жизни В будние великопостные дни в храмах служится литургия Преждеосвященных Даров — верующие Причащаются Святыми Дарами, освященными ранее на Литургии святителей Иоанна Златоуста или Василия Великого. Во время Великого поста на Руси и во всех православных странах жизнь людей кардинально менялась: прекращались развлечения и торговля мясом, закрывались лавки, театры и бани. В первые семь дней поста и в Страстную Седмицу отменялись занятия в учебных заведениях, временно не работали все государственные учреждения. Таким образом у верующих освобождалось время для усиленной молитвы и посещения богослужений.

Верующие и в наши дни стараются взять хотя бы на дни Страстной седмицы отпуск, чтобы вместе с Господом восходить на духовную вершину года и всей своей жизни. Первая седмица Великого поста 14—20 марта. Богослужения в течение первой седмицы отличаются длительностью, они сразу вводят нас в особое состояние бодрствования духа, настраивают на молитву, отрешают от суетных помышлений и дел. В пище постимся по мере возможности строго. В первые четыре дня в храмах по вечерам читается Покаянный канон святого Андрея Критского.

Преподобный оплакивает себя как худшего из людей, за что святые отцы, знавшие тайну умаления, называют его проповедующий сокрушение канон Великим. В пятый день поста в память чуда Феодора Тирона, не допустившего христианам оскверниться нечистой пищей, освящается коливо — особое кушанье из пшеничных зерен, орехов и сухофруктов, которым святой насытил когда-то всех христиан Константинополя. Первая Неделя Великого поста. Торжество Православия. В этот день Святая соборная и апостольская Церковь празднует победу над иконоборческой и другими ересями, насеваемыми дьяволом для отвращения душ от спасения.

Вторая седмица 26 марта, 2 и 9 апреля — субботы поминовения усопших. В эти дни Святая Церковь возносит молитвы обо всех христианах, отошедших в Вечность. Верующие заказывают требы в храме по усопшим близким, творят в их память добрые дела. Вторая Неделя Великого поста — память святителя Григория Паламы, чье учение о Божественном Свете, преображающем души истинно кающихся, вспоминается как еще одно обетование стяжать подвизающимся о Господе Царствие Божие еще здесь, на земле. Третья седмица 3 апреля.

Третья Неделя Великого поста — Крестопоклонная. В субботу на Всенощном бдении для поклонения верующим выносится Святой Крест, который остается в храме до следующей пятницы. Святая Церковь предлагает нам в середине Великого поста поклониться Кресту, чтобы пример Господа Иисуса Христа, претерпевшего ради искупления нас от грехов Крестные муки, воодушевил и нас быть учениками Христовыми: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» Мк. Четвертая седмица Как и предыдущая, эта седмица называется Крестопоклонной.

Пятая Седмица и четвертая неделя Великого поста 2024

Мы должны, прежде всего, внутри себя смотреть насколько благ Господь, сколько Он даровал нам и окружающим нас благ, насколько Он заботится о нас, и возблагодарить всем сердцем. Следующее, что мы должны сделать в молитве, это самоуничижить себя, покаяться, увидеть свою гордость, свое нерадение, свою леность, которую мы имеем, свои грехи, и раскрыть их перед Господом, сердце свое сокрушить и смирить. Именно такое сердце Господь не уничижает. Только такое сердце может о чем-то просить уже. И только тогда, когда мы вот это сердце приобретем, когда мы себя понудим нудить себя нужно , только тогда Господь нам откроет возможность какие-то свои прошения излиять. И опять же прошения должны быть не о каких-то вещественных благах.

Мы должны понимать, к кому мы обращаемся. Мы обращаемся к Творцу, и поэтому прошения наши должны быть соответствующие Тому лицу, к Которому мы обращаемся. Мы должны молиться о спасении, о даровании нам каких-то духовных даров, той же молитвы, видении своих грехов, которых мы подчас не замечаем или не осознаем. На исповедь приходим, говорим грехи, а не раскаиваемся и снова их повторяем, потому что нет сокрушения о том, что совершаем. И имея вот это желание, это обращение к Богу, Господь слышит нас и несомненно помогает нам.

Это мы часто ощущаем, если искренне помолимся, искренне обратимся к Богу, то тогда сердце наше умягчается. И подчас становясь на молитву, в нерадении вроде бы, не желая поначалу молиться, понуждая себя, мы ощущаем благость и радость, потому что Господь, слыша нашу молитву, помогает нам, подает Свою благодать. И тогда мы сможем с вами смело вступать на ту лествицу, состоящую из тридцати ступеней, которую нам описывает в своем произведении Иоанн Лествичник, великий подвижник благочестия. Святая Церковь во дни Великого поста каждое воскресенье прославляет одного из своих великих угодников Божиих, нас поддерживая этим и как бы предваряя следующую неделю. То есть каждое воскресенье она заставляет нас о чем-то задуматься.

В данном случае учитель покаяния Иоанн Лествичник пишет Лествицу, где описывает восхождение по духовному пути от первой ступени, от отречения от мира, которую должны пройти не только монахи и иноки, но любой человек не должен прилепляться к миру, к благам, к увеселениям мира сего, и до последних ступеней веры, надежды и любви, когда мы уже становимся совсем-совсем близки к Господу и Богу нашему Иисусу Христу. Да сподобит и нас Господь Иисус Христос пройти по этим всем ступеням, обрести Царство Небесное, восходя на последнюю ступень.

Долго и после его блаженной кончины показывали под горою весьма тесную пещеру — это сокровенное место подвигов покаяния, которое называют слезоточным, и которое настолько отстояло от общежития, сколько нужно было, чтоб рыдания Иоанна не слышали другие. Преподобный Иоанн, поставленный руководителем игуменом других, начал путь нового восхождения к Богу и большого приближения к небу. Подобно Моисею, он, по словам писателя его жизни, приблизился к Богу, принял мыслию Богоначертанный закон и пером духа начертал, по просьбе преподобного Иоанна, игумена Раифского, Богописанные скрижали «Лествицу Рая» , кои передал не только руководимым от него, но и всем желающим восходить на небо. Восходя далее по степеням духовных совершенств, и с большею ревностию, нежели до принятия начальства над братиею, он изложил книгу к пастырю, и таким образом сделался руководителем самых руководителей.

Преподобный представился 80 лет от рождения своего, около 606 года. Память святого Иоанна Лествичника совершается Церковью 30 марта.

Спаситель прибыл в Иерусалим за 6 дней до Пасхи, и многие люди встретили Его с радостью. Он въехал в город на осле, и люди, с пальмовыми ветвями в руках, восклицали: «Осанна в вышних!

Благословен грядущий во имя Господа, царь Израильский! Сейчас в память об этих событиях в церквях принято освящать веточки вербы, поэтому день еще называют «Вербным воскресеньем». Именно здесь заканчиваются Святые сорок дней и наступает время Страстной седмицы — великих и страшных евангельских событий — искупительных страданий и распятия Господа нашего Иисуса Христа. Видео:Житие Иоанна Лествичника 4-е воскресение Великого поста Скачать Страстная Седмица В последнюю, строжайшую седмицу поста вспоминаются последние дни земной жизни Спасителя, Его крестные страдания, смерть за нас и за наше спасение, погребение.

По величию пережитых в эти дни событий каждый день Страстной седмицы называется великим. В первые дни Страстной недели все христиане стараются покаяться в своих грехах и готовятся ко Святому Причащению в Великий Четверг. В этот день мы вспоминаем, как иссушил Господь бесплодную смоковницу. Это чудо является символом уничтожения Спасителем первородного греха, носителями последствий которого после грехопадения предков Адама и Евы являются все люди.

Видео:Притчи 4. Душеполезные истории. Евангельские чтения напоминают нам слова Спасителя, который осуждает книжников и фарисеев, приводя рассказанные им притчи о талантах, о десяти девах, о последнем суде. Еще одна возможность задуматься и переоценить свою жизнь: как мы справляемся с талантами, данными нам Господом, полны ли души наши елеем молитв и добродетелей, внимательны ли мы к ближним.

Видео:Лествица Великого поста и его первая неделя. Скачать Великая Среда. Мы отмечаем этот день постом по средам в течение всего года. Вспоминая великое падение, когда один из близких учеников Господа, Иуда Искариот, предал Спасителя и сам избрал судьбу «сына погибели», «благодать отлагает и смрадом облачается».

Но и память о великом милосердии Божием, по которому блудница, омывшая ноги Иисуса Христа слезами покаяния, «явилась целомудренной». После литургии прекращаются поклоны до земли и всякое коленопреклонение в храме кроме поклонения Плащанице. Видео:4-я седмица Великого поста. Преподобный Иоанн Лествичник.

Что нужно сделать в этот день. Скачать Великий Четверток. Воспоминание о последней трапезе. Именно в этот день Господь, накануне своего распятия, установил спасительное для нас таинство Вечери Господней.

Все православные христиане в этот день стараются причаститься святых Христовых Таин. На вечерней службе единственный раз в году читаются двенадцать Страстных Евангелий о взятии Спасителя под стражу, о неправедном суде над ним, о пути его на Голгофу и о распятии.

Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Меня едва не раздавил большой обломок камня, под которым я в полдень уснул. Примечателен следующий пример смирения преподобного.

В возрасте семидесяти пяти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Содержание одной из степеней «Лествицы» 22 -я раскрывает подвиг истребления тщеславия. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему.

Пятая Седмица и четвертая неделя Великого поста 2024

История возникновения Великого поста и его смысл для христианина. Краткие правила соблюдения Великого поста. Кому полагаются послабления в посте. Поэтому в четвертое Воскресение Поста мы празднуем память преподобного Иоанна Лествичника, создателя одной из наиболее известных книг в истории аскетической и богословской мысли – «Лествица». «Неделя 4-я Великого поста посвящена воспоминанию Св. Прп. Иоанна Лествичника – выдающегося аскета VI-VII вв., игумена Синайского монастыря, автора знаменитого произведения «Лествица», в котором был собран духовный опыт египетских монахов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий