Сегодня людей, готовых отстаивать мумификацию вождей все меньше, а, значит, момента похорон Ленина остается ждать недолго. Но до сих пор не умолкают споры о том, почему Ленина не похоронили? Похороны Ленина состоялись шесть дней спустя.
95 лет назад, 27 января 1924 г. в Москве на Красной площади состоялись похороны В. И. Ленина
Решения по-прежнему нет, но вот общественное мнение, похоже, уже сложилось. Как же сдвинуть с мертвой точки вопрос, волнующий очевидное большинство граждан страны, вне зависимости от их политических и религиозных убеждений? Об этом и шла речь на пресс-конференции. Четкая программа на сей счет есть у Российского клуба православных меценатов, имеющего на сегодняшний день свои отделения более чем в 50 регионах страны. Сейчас на сайте клуба www. Как разъяснил председатель правления Клуба Андрей Поклонский, идея очень проста: вначале провести опрос, а затем, если за захоронение проголосует подавляющее большинство, направить письмо президенту РФ с тем, чтобы внести на законодательном уровне соответствующую инициативу в Государственную Думу. При этом Клуб готов профинансировать процедуру выноса и захоронения тела Ленина, обещая грамотно и тактично выполнить все необходимые действия.
Еще более невероятной казалась мысль о том, что тело Ленина сохранили, чтобы оживить вождя в будущем. Впрочем, верили и этому бреду, тем более, что советская пресса всерьез обсуждала эту тему, мол, для большевиков нет ничего невозможного. Вопрос о бальзамировании тела Ленина был решен в Кремле, несмотря на протесты товарищей по партии, близких и родственников вождя.
Противниками бальзамирования были также брат Ленина Дмитрий и сестры — Анна и Мария. Сам вождь завещания не оставил. По одной из версий, Ильича забальзамировали, чтобы потом оживить. После смерти Воробьева в 1937 году вопросами сохранности тела основателя СССР занимался Збарский — до своего ухода в 1954-м. Он руководил специальной лабораторией при мавзолее. Три работы Алексея Щусева Останки Ленина поместили в деревянный мавзолей, созданный по проекту архитектора Алексея Щусева. Он появился на Красной площади ко дню похорон Ленина — 27 января 1924 года. Строили второпях, а потому возвели лишь нижний и средний ярусы. По бокам от мавзолея выстроили небольшие вестибюли для входа и выхода.
Впрочем, вскоре, весной 1924 года, это сооружение заменило другое — его автором также был Щусев. Во втором мавзолее появились пилястры, колонны, с двух сторон были пристроены трибуны. Коллега Щусева — Константин Мельников — представил восемь проектов саркофага, один из которых был утвержден. Ходили слухи, что за выполненную им работу он получил участок в Кривоарбатском переулке. Там Мельников выстроил жилой дом необычной цилиндрической формы с затейливыми окнами. Здание считается памятником архитектуры советского авангарда. Мавзолей, впечатляющий размерами и монументальностью, облицован гранитом и отделан мрамором. Внутри — вестибюль и траурный зал, оформленный художником и архитектором Игнатием Нивинским. По проекту зодчего Исидора Француза были возведены гостевые трибуны и оформлены могилы у Кремлевской стены.
Какие причины лежат в основе этого решения? Давайте рассмотрим историю и факторы, определившие судьбу мумии Владимира Ленина. После смерти Ленина в 1924 году его тело было бальзамировано и выставлено на общественный показ. Тысячи людей из разных уголков страны приходили поклониться лидеру революции. Это было символическим актом, подчеркивающим важность Ленина и продолжение его идеологии.
Ульяновский музей-мемориал В. А у нас сторонников его идей с каждым годом становится всё меньше. Но пока ещё есть люди, которые почитают Ленина, и захоронение сейчас внесло бы дополнительную социальную напряжённость в общество. Это может произойти через десять лет. Пока есть сторонники, ветераны и пожилые люди, которые приходят в Мавзолей и проводят мероприятия, связанные с именем вождя социалистической революции, их нужно уважать и относиться с пониманием к их чувствам. Пока это вносит раскол в обществе, этого делать не надо. Но всё-таки надо выполнить его желание и волю, чтобы он был похоронен с матерью, как он хотел, — сказал ответственный секретарь СПЧ Александр Точенов. Фофановой, с которой, по его словам, он поддерживал связь до 1976 года, что Владимир Ульянов просил похоронить его рядом с могилой матери на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Никаких завещаний по поводу того, где его похоронить, Ленин не оставлял. Биографам вождя такой документ неизвестен.
Позже он подкорректировал свои слова в интервью "Смене", сказав, что это "шёпотная легенда".
Последний приют вождя
А попытки насильственной декоммунизации в России провалились, обратил внимание он. Люди понимают, что война с памятниками и кампании по массовому переименованию улиц и площадей — это способ отвлечения общественного внимания от реальных проблем. Ведь если улицу Ленина переименовать, она от этого не станет чище», — считает наш собеседник. Более того, продолжил политолог, россияне стали учиться на чужом опыте. В РФ правильно расценили и «ленинопад» на Украине, и массовый снос памятников деятелям Конфедерации южных штатов в США — как сознательное разжигание гражданского конфликта, как метод раскола общества, уточнил Вадим Сипров.
Гражданская война в США шла не за свободу негров, а за снижение налогов и пошлин для штатов Юга. На стороне северян воевали четыре рабовладельческих штата. А о роли Ленина в создании украинской государственности сказано столько, что и добавить нечего. Если бы их власть не мифологизировала и не искажала историю, они должны были бы продолжать ставить памятники Ленину, а не ломать те, что сохранились с советских времён», — полагает собеседник ForPost.
При этом он затруднился сказать, что преобладает в нашем народе — прагматизм или бережное отношение к прошлому, возможно, эти качества дополняют друг друга. Поэтому идеи десталинизации, деленинизации в России не поддержат, уверен Вадим Сипров. Народ — это не скопище утративших историческую память манкуртов, а благоразумные политики, пусть даже не принимающие некоторых ленинских методов, прекрасно это понимают, потому и не идут против настроений в обществе, не торопятся перезахоранивать останки основателя Советского Союза или сносить его Мавзолей. Кстати, это сооружение — не только усыпальница Ленина, но и один из символов победы в Великой Отечественной войне.
Критики указывают на то, что сохранение тела в противоречии с правилами природного порядка и традициями христианской погребальной культуры. Для некоторых людей Мавзолей стал своеобразным памятником и историческим свидетельством периода, который они считают значимым и революционным. Следовательно, захоронение Ленина может быть воспринято как попытка стереть историческую память и изменить официальную интерпретацию событий. Москва, Большой Саввинский пер. II; Адрес редакции: 119435, г.
Ветер раздувает траурные стяги.
Наступает щемящая душу тишина. Ее прерывают глухие рыдания. Войска берут «на караул». Проходящая колонна Сокольнического района останавливается, склоняя знамена. Под мелодию «Интернационала», исполняемую часами Спасской башни, Н. Бухарин, Ф.
Дзержинский, Г. Зиновьев, Л. Каменев, В. Молотов, Я. Рудзутак, И. Сталин, М.
Томский поднимают гроб и медленно идут в Мавзолей. В эти мгновения останавливается вся страна от Северного Ледовитого океана до субтропиков Аджарии, от западного форпоста Кронштадта до восточного бастиона Сахалина. Умолкли станки, замерли пешеходы, трамваи, автомобили, поезда, пароходы. Люди обнажают головы. Гремит салют пушек.
При этом изначально Воробьев был против и отрицал возможность сохранения Ленина. Как бальзамировали и сохраняли труп вождя?
Перед Воробьевым и Збарским стояла задача не только сохранить на века тело вождя пролетариата, но и восстановить его первозданный вид и форму. Это осложнялось тем, что во время первоначального бальзамирования Абрикосов удалил большую часть кровеносных сосудов, так как перед ним не стояла задача сохранять Ленина надолго. Для длительного же бальзамирования это было большой ошибкой, потому что именно по этим сосудам бальзамирующую жидкость можно было бы без проблем распределять по телу. Ученые работали над сохранением Ленина четыре месяца, и уже в августе новый, деревянный, пышно декорированный Мавзолей был открыт для посетителей. Финальную, каменную версию Мавзолея построили только в 1930 году. Воробьев и Збарский, по мнению антрополога Алексея Юрчака, не просто на долгое время забальзамировали тело, но и разработали его «динамический» метод сохранения — он подразумевает, что труп требует регулярного ухода и функционирования многоуровневой системы, в которой он поддерживается: сохранение Ленина лежит не только на плечах ученых-биохимиков, но у покойного есть даже свои портные и рабочие, отвечающие за освещение в Мавзолее. Тело непрерывно восстанавливают и заменяют изменившиеся участки новыми материалами , как это было с восстановлением его ушных раковин или носа.
Ученые сохраняют не только видимые части трупа и черты лица вождя, но также его вес, форму и цвет. С момента бальзамирования Ленина прошло почти сто лет, но его труп не закоченел, как это обычно бывает после смерти: его конечности и суставы сохраняют гибкость и эластичность — даже поворачивается шея. Как пишет Юрчак в своей статье «Bodies of Lenin» , труп вождя настолько хорошо сберегается, что ученые сохранили форму его пяток, волосы на груди и даже пигментацию под мышкой, которая была при жизни. Исчезновение части кожи на тыльной стороне правой ступни в 1945 году было целым ЧП. Тогда ученые проводили эксперимент с горячим желатином, который должен был им помочь скорректировать форму его ступней, но они ошиблись и случайно сожгли этот кусок тела. Его восстановили заплаткой из искусственной кожи, но эксперименты на Ленине с 1945 года запретили. Их стали проводить на других забальзамированных таким же образом телах.
Это были трупы неизвестных, у которых не было документов и которых никто не разыскивал. Чтобы тело оставалось в хорошем состоянии и не разлагалось, оно по завещанию Збарского и Воробьева раз в полтора года отправляется на «профосмотр», где проходит восстанавливающие процедуры длительностью два месяца на это время Мавзолей закрыт для посещения. Труп тщательно осматривается на предмет новых разрушений и разложений, и если такие моменты есть, они немедленно устраняются.
Вместе с Лениным оплакивали тяжёлые прошедшие годы
- Церемония похорон
- Когда захоронят останки Ленина?
- Похороны В.И. Ленина | Ленин
- Ильич заждался. Когда и как можно похоронить тело Ленина
Почему тело Ленина продолжает лежать на Красной площади, и кто еще там похоронен
Как было принято решение о бальзамировании вождя: дискуссии и желание оживить Первый мавзолей был деревянный, построенный в 1924 году, а в 1930 году его перестроили. Первое бальзамирование тела Ленина проводилось по обычной стандартной технологии, которая позволяла сохранить его несколько дней, до того момента, когда останки предадут земле. Этим занимался Алексей Абрикосов, но на высшем уровне строились другие планы и велись жесткие дискуссии. Для захоронения было выбрано место на Красной площади, на котором временно построили деревянный мавзолей для удобства прощания с Лениным большого количества людей. Но отведенных три дня оказалось мало, потому что люди шли непрерывным потоком. Это поспособствовало тому, чтобы утвердить предложение Сталина — увековечить Ленина на годы. Тело изначально хотели заморозить. Это было идеей наркома Леонида Красина, который увлекался мистикой и верил, что человека можно воскресить, но для этого его нужно сохранить.
В Германии было заказано дорогое оборудование, которое все же не успело прийти в нужное время. Протесты Крупской против памятника и длительного бальзамирования Надежда Крупская была против долговечного бальзамирования тела Владимира Ленина. Троцкий был близок с Лениным, и в его лице вождь видел нового лидера страны. Поэтому он знал предпочтения Ильича и его нелюбовь к идолопоклонничеству. Чтобы забальзамировать надолго тело, требовалось разрешение родственников, но Надежда Крупская была против. Она даже написала письмо в политбюро, где было сказано, что не стоит уходить во внешнее почитание личности. Не нужны памятники, торжественные мероприятия, строительства дворцов, потому что Ленин никогда этому не придавал значения при жизни.
И даже наоборот — это его очень тяготило. Но в это время уже работала пропаганда, запущенная в массы. Народ «писал» пожелания, чтобы Ленин всегда оставался с ними. Как окажется позже, при раскрытии секретных документов, такие письма были написаны под диктовку в высших эшелонах власти, а потом разосланы по предприятиям для обязательной подписи рабочих. Крупской пообещали, что бальзамирование — это временная и вынужденная мера. Но это оказалось неправдой. Возможно, поэтому Крупская не любила посещать Мавзолей, она была в нем всего лишь несколько раз.
Как забальзамировали сто лет назад и до сих пор поддерживают состояние Ленина Ленин в 1924 году и после 60-го, когда вождю сменили костюм на тройку. Прощание с Лениным затянулось, приближалась весна, и становилось понятно, что тепло ускорит разложение тела. Требовались более эффективные технологии.
Как разъяснил председатель правления Клуба Андрей Поклонский, идея очень проста: вначале провести опрос, а затем, если за захоронение проголосует подавляющее большинство, направить письмо президенту РФ с тем, чтобы внести на законодательном уровне соответствующую инициативу в Государственную Думу. При этом Клуб готов профинансировать процедуру выноса и захоронения тела Ленина, обещая грамотно и тактично выполнить все необходимые действия. Если останки Ленина наконец захоронят, тем самым будет поставлена точка в определенном историческом этапе, говорит Поклонский, а Красная площадь — сердце России — освободится от «языческо-некрофильской миссии», как определил недавно пребывание останков Ленина в мавзолее один из депутатов Госдумы. Владимир Вигилянский Сегодня многие говорят: есть дела поважней, чем те, что давно канули в прошлое. Но ведь для того, чтобы навсегда распрощаться с ужасающими последствиями коммунизма, как раз и необходим этот символический шаг. Свою позицию по дискутируемому вопросу высказал и руководитель пресс-службы Московской Патриархии, протоиерей Владимир Вигилянский.
Он напомнил, что еще в начале 2000-х годов у Святейшего Патриарха Алексия II поинтересовались его мнением относительно захоронения тела Ленина.
Сейчас Ильича похоронят... Команда: «Смирно! Войска берут на-караул.
Каменев, Молотов, Бухарин, Рудзутак, Томский и Дзержинский поднимают гроб и, обойдя помост со стороны Красной площади, следуют с прахом Владимира Ильича к склепу. Впереди знаменоносцы. У входа в склеп знамена скрещены, и гроб скрывается от взглядов десятков тысяч глаз, провожающих своего Ильича. По краям площади раздаются ружейные залпы-салюты.
Внесшие гроб остаются в склепе 30 мин. У изголовья вождя устанавливается военный почетный караул курсантов школы имени ВЦИК. Провожающие в последний раз простились со своим Ильичом и вышли на помост. Без слов или речей.
Все понимают, что сказать нечего, потому что не найти слов, которые могли хотя бы в тысячной доле отразить действительные настроения и чувства друзей Ильича, скрывших его в склепе, — тех, что были во время похорон на площади, тех, что в течение дня проходили мимо помоста, и всех тех, которые не могли присутствовать на проводах, но которые мыслями своими возле Ильича. Все поют «Вы жертвою пали». Осиротевшая толпа не расходится. Не двигаются некоторое время и остановившиеся во время похорон колонны.
А их еще очень, очень много. Уже сумерки, а колонны все идут и идут.
Желающие же могут хоронить по-старому, с духовенством, но обязательность таких похорон должна быть отменена совершенно». Подобные выводы и рассуждения имеют своё документальное подтверждение. В 1917 г.
Декретом Российской республики «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января 02 февраля 1918 г. Впоследствии принимается Декрет «о кладбищах и похоронах» от 07 декабря 1918 года, не только прямо легализовывающий кремацию, но и подытоживающий результаты реформы: 1. Все кладбища, крематории и морги, а также организация похорон граждан поступают в ведение местных Совдепов. Для всех граждан устанавливаются одинаковые похороны. Деление на разряды как мест погребения, так и похорон уничтожается.
Похоронные религиозные обряды в храме и на кладбищах могут совершаться по желанию родственников и близких умершего за их собственный счет. Ни одно погребение не может быть допущено управлением кладбища без представления от местного отдела записей актов состояния документа, удостоверяющего регистрацию факта смерти данного лица. Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов Ленин. Декрет СНК от 07.
Данное Постановление уточняет вопросы порядка оплаты похорон и предоставления мест на кладбищах, переводит кладбища, крематории и морги в ведение коммунальных отделов местных советов. Так, например, похороны на территории г. Москвы, в 1924 г. Действовала данная инструкция до июня 1929 г. Как видно из приведённых выше НПА, по состоянию на январь 1924 года, для советского гражданина существовало два легальных светских способа окончания «последнего пути» — кремация и трупоположение на кладбище.
При этом похороны сопровождались следующим документооборотом: 1. Сведения от врачей; 2. Документ из местного отдела ЗАГС, удостоверяющий регистрацию факта смерти; 3. Заявление родственников умершего иных ответственных ; 4. Документ с места службы или местного органа социального страхования или иного места страхования или государственного учреждения, на иждивении которого находился гражданин или трудовая книжка; 5.
Свидетельство на похороны. В совокупности вышеуказанные акты можно трактовать как утверждение не только прижизненной, но и посмертной эгалитарности граждан СССР, ведь, теоретически, любой человек теперь мог быть похоронен на любом кладбище. Тем не менее, на практике, советская власть сама же впоследствии вносила некоторое расслоение. Иерархиизация захоронений выражалась, например, в практике торжественных захоронений в индивидуальных и братских могилах на Красной площади в Москве, на Марсовом поле в Санкт-Петербурге и иных. Другим примером можно назвать тарифную сетку в 3 категории стоимости похорон, основанную на классовом принципе, принятую президиумом Моссовета 30 июня 1923 г..
Что характерно, похороны Ленина, автора данной реформы, отличаются как от буквы, так и духа НПА того времени,. Глава II. Похороны Ленина Советский гражданин, Владимир Ильич Ульянов Ленин , скончался в возрасте 53 лет 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут. Обстоятельства смерти Ленина, хоть и были широко растиражированы в печати, тем не менее, до сих пор находятся под гнётом секретности. Так, по словам главного врача Научно-медицинского геронтологического центра Валерия Новоселова, при изучении архивных документов в 2016-17 годах, по вопросам болезни и обстоятельств смерти Ленина, сотрудники архива отказались предоставить возможность снять копии с документов, мотивируя это секретностью, продлённой до 2024 г.
Новоселов отмечает, что подобная секретность противоречит законодательству и должна была быть снята ещё в 1999 году. Ленина посредством Правительственного сообщения. Ленина» в которую изначально вошли Н. Муралов, М. Лашевич, В.
Бонч-Бруевич, К. Ворошилов, В. Молотов, И. Зеленский и А. Председателем был назначен Феликс Дзержинский.
Об участии в процессе «похоронного подотдела отдела благоустройства Московского коммунального хозяйства Моссовета», а равно заявлений родственников умерших и иных требуемых законом документов, информации в открытом доступе так же нет. Гроб с останками Владимира Ильича сохранить в склепе, сделав последний доступным для обозрения.
Названа истинная причина, по которой нельзя захоронить Ленина
Кроме того, по мнению эксперта, традиционные выступления КПРФ — политический реверанс другим социалистическим странам. А вот для россиян в целом эта тема не так важна. А вот массово россиянам тема Ленина не просто не близка, а в целом не имеет никакого значения. Это ток-шоу «похоронить Ленина», которое начинается каждый год, но для реальной политики эта тема вообще не значима», — поясняет политолог. Что касается личного мнения о судьбе «вождя мирового пролетариата», Павел Данилин предложил сделать из Мавзолея музей. Но потом.
Надо чуть-чуть подождать, пока не ушли из жизни те, для кого это имеет большое значение. А потом похоронить и на месте Мавзолея сделать небольшой музей Ленина или Советского Союза. Или Кремлевской стены», — заключил Данилин.
Несмотря на все споры, россияне маловероятно дождутся момента перезахоронения Ленина.
Во-первых, Мавзолей Владимира Ильича включён в список объектов культурного наследия федерального уровня указом Президента от 1995 года. Так что избавиться от сооружения государственной важности будет жутко непросто. В нем говорится: «Идя навстречу желанию, заявленному многочисленными делегациями, и обращениям в ЦИК Союза ССР и в целях предоставления всем желающим, которые не успеют прибыть в Москву ко дню похорон, возможности проститься с любимым вождем Исходя из этого, и был выдвинут приказ о сооружение мавзолея, который в документах значится как склеп. Согласно российскому закону, погребение может осуществляться путем предания тела или останков умершего земле.
Под землей подразумевается могила или склеп, таким образом, Ленин формально захоронен. Что все-таки произойдёт с телом Ленина в будущем, неизвестно. Дальнейшее развитие событий покажет лишь будущее.
Степные животные как могут помогают Ленину. Птицы приносят целебные травы, сайгаки поят уставшего Ильича молоком, лисы и волки зализывают ему тяжелые раны. Но Кучук-адам превратился в женщину, отравил пулю ядом змеи, появляющейся на свете раз в сто лет, и тяжело ранил Ленина. Но тут сама змея не выдержала такого беспредела и осталась недовольна, что ее яд был использован так подло, поэтому она появилась на земле раньше срока и ужалила проклятого колдуна. Ильичу же пресмыкающееся принесло черный камень, который тут же исцелил борца за счастье народа. В первом издании книги встречаются узбекские, таджикские, казахские и киргизские слова.
То есть, скорее всего «эпос» был состряпан человеком, который, возможно и не бывал в Средней Азии. Зато, в переиздании 1930-го года, все эти ляпы были подчищены, и книгу назвали «туркменским народным сказанием», записанном в 1925-ом году в согдийском городе Канибадам. Соотвествено и многие имена в книге стали туркменскими. Упоминания Преисподней и шайтана из книги беспощадно вырезали, так что стало непонятно, чего это одни мифические существа Ленину помогают, а другие вредят. И битва в степи стала менее эпичной. Одно дело убить самого шайтана, а совсем другое колдуна, который подрабатывает киллером. Сказка ложь, да в ней намек Если имя автора «народного среднеазиатского эпоса» история не сохранила и сейчас трудно судить было ли это фальсификацией по госзаказу, или какой-то акын в самом деле нашел вдохновение в сложившейся политической ситуации, то определить, чьей фантазии принадлежит «казахская народная сказка» про Ленина труда не составило. Этнограф Файзуллина записала её якобы со слов степнячки в ауле на восток от Оренбурга, то есть на территории современной Актюбинской области. В отличие от «эпоса» эта «народная» сказка, не может похвастать динамичным сюжетом.
Тут Ленин-батыр, всего лишь пришел в трусливому Николай-хану то есть Николаю Второму и предложил ему трудный выбор: либо биться до смерти, либо поделиться. Ленин-батыр предложил Николай-хану забрать себе белую кость, то есть баев и купцов, да еще и все из богатства в придачу, а ему отдать черную кость, то бишь простой народ. Глупый и трусливый Николай-хан с радостью согласился. Но радость была преждевременной. Белая кость работать не хотела и не умела, и вскоре вся вымерла от голода, да еще и хана уморила. А черная кость, быстро построила новый мир, где все бесплатно могли брать еду и одежду, сколько душа пожелает. Ленин-батыр только научил, как это делать правильно. Кажется, так доходчиво идеи марксизма-ленинизма простому народу еще никто не объяснял. Графоманы километрами писали сказы, былины, сказки, эпосы, народные песни», где фигурировал Ленин, как спаситель человечества.
От автора требовалось лишь придумать незамысловатый сюжет и потом немного стилизовать его под фольклор. Этим видом «творчества» не брезговал даже автор «Малахитовой шкатулки» Павел Бажов. Хитрее всего поступили плакальщицы. После новости о кончине Ленина, коммунисты во многих городах организовывали вечера памяти, но с культурной программой было не очень. Народу было не до речей с трибун, а панихиду в церкви, как раньше в случае смерти монарха, уже не закажешь. Зато профессиональные плакальщицы не упустили возможность подзаработать. Благо, тексты их причитаний оказались универсальными. В них только надо было вставить имя покойного. Этот стон у нас песней зовется Тем не менее, некоторые плакальщицы решили отличиться, и тем самым получить расположение новых властей.
Например, в причитании Евдокии Копейкиной из Карелии говорилось: -Как при царскием правительстве было денег недохваточки, А у советской у Россиюшки, у нас хлебушка ведь досыта, У нас денежек ведь допьяна. Вон сады цветут - колхозные. Все одетыи да все обутыи, у всех платьица да у всех ботинки. Наши хаты деревенские, электричеством да осветилися Как мы жить да будем, горемычные? Без тебя, да милый Володичка? Идея оказалась настолько успешной, что такие вот авторские покойнишные песни, вошли в отдельный сборник «народного творчества» и дожили до наших дней. До запуска первой ракеты в космос было еще почти 40 лет, но проект памятника Ленину на Луне уже существовал Некоторый профессиональные плакальщицы оказались еще хитрее. Они переиначили старинные причитания вдов, которых после смерти обещал опекать богатый родственник. Там обычно произносилось не только имя покойного, но и упоминался и благодетель, согласившийся «не дать сгинуть вдове горькой».
Так вот тут плакальщицы стали петь дифирамбы Льву-свет-Троцкому , да Давидовичу. Это новаторство в старом жанре старым плакальщицам очень не понравилось.
Ленина; «о переименовании города Петрограда в Ленинград»; «об издании сочинений В. Ленина для организации помощи беспризорным детям»; а так же — Постановление «О сооружении склепа для помещения праха В. По сути, данный документ имеет юридическую силу, большую, чем все документы «похоронной реформы», так как был принят высшим органом государственной власти СССР до Конституции 1936 г.
Несмотря на юридическую силу Постановления II съезда Советов, низкая детализация его регулирования не отменяет и не заменяет имеющееся на тот момент законодательство, что и открывает простор для юридического дискурса. Например, по смыслу законодательства, родственники умершего являются непосредственными участниками процесса, хоть это и не было их обязательством или исключительной привилегией. После смерти В. Ульянова Ленина , в живых осталось несколько его близких родственников — сестры Анна и Мария, брат Дмитрий, племянница Ольга, а также — супруга, Надежда Константиновна Крупская. По законодательству того времени, сиблинги и супруг характеризовались как «близкие родственники».
Подобный тезис подтверждается, например, п. Однако исходя из ст. В любом случае участие близких родственников в непосредственной организации похорон законодательно не ограничивалось. По сути же, семья Ленина была полностью отодвинута от данного процесса, весьма семейного, с т. Данный тезис подтверждается, в частности, обращением Крупской от 29 января 1924 г.
Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т. Помните, как много еще нищеты, неустройства в нашей стране. Хотите почтить имя Владимира Ильича, — устраивайте ясли, детские сады, дома, школы, библиотеки, амбулатории, больницы, дома для инвалидов и т. Ленина», которая по своим полномочиям не только заменила и превзошла «похоронный подотдел отдела благоустройства Московского коммунального хозяйства Моссовета», но и исключила из участия по организации похорон — родственников.
Изъятие из процесса жены, с которой умерший состоял в браке с 1898 г. С учётом того факта, что завещания или иной официально-трактуемой «последней воли» о порядке захоронения, Владимир Ильич не оставил, именно Надежда Константиновна являлась его ближайшим родственником, а значит, и лицом, которое традиционно должно было принимать решения о порядке и форме его захоронения. Тем не менее, её мнение было проигнорировано. Не учитывалось мнение жены и при дальнейшем распоряжении государством телом её мужа. Что характерно, есть все основания предполагать, что Владимир Ильич и сам бы не допустил по отношению к себе подобного.
Глава III. Мумификация Как таковое бальзамирование умерших не являлось новацией в похоронной культуре. Кроме того, выставление тела умершего для широкой публики на длительный срок так же не было уникальным. Тем не менее, подобная практика, для российской похоронной традиции, имела исключительно конфессиональное обоснование, известная у православных как «обретение святых мощей». Исключением можно назвать мумификацию тела Николая Ивановича Пирогова, умершего в 1881 году.
Однако эта история так же связана с православием: Николай Иванович был глубоко верующим и воцерковлённым человеком, идея длительного бальзамирования была инициирована его вдовой, склеп расположен под церковью, а также получено разрешение Святейшего Синода. Вопрос о порядке захоронения Ленина мог подниматься заблаговременно, т. Например, по воспоминаниям Н. Валентинова заместитель ответственного редактора органа ВСНХ «Торгово-промышленная газета» , которые, как он сам признаётся, основываются на цепочке «Бухарин поведал Рязанову, а я узнал ее не прямо от него, а в передаче некоторых посредников», осенью 1923 г. Сталина, состоялась встреча с участием партийных деятелей, в рамках которой М.
Калининым был поднят вопрос об организации похорон. Сталин, согласившись с Калининым в необходимости организации «величественных» похорон, тем не менее полностью отвергает идею кремации, предлагая забальзамировать Ленина, в целях «позволить нашему сознанию привыкнуть к мысли, что Ленина среди нас все-таки нет». Свою позицию Сталин аргументировал в т. Троцкий прямо возразил Сталину, что его предложение есть ничто иное, как заменить мощи Сергия Радонежского, на мощи Владимира Ильича. Каменев поддерживает критику, говоря, что он: «видит в этом своеобразный и странный отголосок того «поповства», которое бичевал Ленин в своей философской книге».
Косвенное подтверждение возможности существования подобного разговора можно, например, найти в автобиографии Троцкого «Моя жизнь: Опыт автобиографии», впервые опубликованной в 1930 году. В ней Троцкий пишет: «Отношение к Ленину, как к революционному вождю, было подменено отношением к нему, как к главе церковной иерархии. На Красной площади воздвигнут был, при моих протестах, недостойный и оскорбительный для революционного сознания мавзолей. Учитывая тот факт, что на момент смерти Ленина, а равно во время похорон и их приготовлений Троцкий находился на лечении в Сухуме, не публикуя каких-либо сообщений в ходе возведения мавзолея, возможно, этот протест озвучивался им до смерти его близкого соратника. Официальная версия утверждает, что решение о бальзамировании «настолько надолго, насколько это возможно» было принято исключительно после смерти Ленина.
Она базируется на реальных письмах в Комиссию и в СМИ, от граждан, рабочих и партийных коллективов, партийных деятелей. Ленина от А. Из всех родственников умершего публичный протест озвучила лишь Надежда Константиновна, через газету Правда, однако, по воспоминаниям Бонч-Бруевича, не только Крупская, но и брат с сёстрами Ульяновы не поддерживали идею о мумификации: «Надежда Константиновна, с которой я интимно беседовал по этому вопросу, была против мумификации Владимира Ильича. Так же высказались и его сестры Анна и Мария Ильиничны. То же говорил и его брат Дмитрий Ильич.
Ни у граждан, ни у советской элиты она не прижилась и после. Преданы земле видные деятели у Кремлёвской Стены и на Марсовом Поле. Киров, В. Куйбышев, М. Горький, В.
Чкалов, Ю. Ларин, А. Цюрупа, К. Цеткин, В. Маяковский и многие другие.
Посмертный покой советская власть предоставляла и тем, кого обвиняла в т. Каменеву, Г. Зиновьеву, М. Тухачевскому, И. Уборевичу, И.
Якиру, А. Енукидзе, В. Блюхеру, П. Постышеву, И. Бабелю, М.
Ленин захоронен по всем правилам
Ленин выступает на похоронах Якова Свердлова, еврейского революционного лидера, отдавшего приказ о казни царя Николая и его семьи, 1918 год. Во-вторых, Ленин был действительно захоронен, что подтверждает постановление ЦИК Союза ССР от 1924 года. Главная» Новости» Мавзолей ленина новости. Во-вторых, Ленин был действительно захоронен, что подтверждает постановление ЦИК Союза ССР от 1924 года. Почему на самом деле не хоронят Ленина? В ночь на 22 января 1924 года, сразу после смерти Ленина, была создана комиссия по организации его похорон во главе с Феликсом Дзержинским.
Последняя воля
- Похороны Ленина. Кинохроника
- Ленин захоронен по всем правилам
- Почему Ленина не захоронили, вопреки его «завещанию»?
- КОГДА МЫ ПОХОРОНИМ ЛЕНИНА?
Операция «Мавзолей»
Ленина хоронила вся страна. Траурная манифестация ленинградцев скорбно шествовала через Марсово поле, где пылали 53 костра — по числу лет, прожитых Лениным. Главная» Новости» Ленина похоронят в 2024. Ленин выступает на похоронах Якова Свердлова, еврейского революционного лидера, отдавшего приказ о казни царя Николая и его семьи, 1918 год. Зиновьев описывает день похорон Ленина и неделю после этого: «Видели ли мы за все пережитые годы картину более величественную, чем та, что мы четвёртые сутки наблюдаем по всей Москве? Ленин хотел быть похороненным рядом со своей матерью на Волковском кладбище в Петрограде. В 1986 году, когда все это завершилось, терпение зрителя вознаградили – целую серию посвятили похоронам Ленина, собрав туда все доступные кадры.
Почему тело основателя СССР не предали земле
И маму, и папу. А буржуи пришли бы и нас убили. Один мальчик даже заявил, будто бог не любил Ленина, потому что Ленин сильнее и добрее его. Дескать, бог только обещал людям хорошую жизнь, и никогда не помогал. А Ленин всем помог. Теперь жить станет плохо, потому что бог станет людям мстить, а Ленин не сможет заступиться. Вот какую дикую смесь в неокрепшем мозге ребенка может дать гремучий коктейль из строгого религиозного воспитания дома, коммунистической пропаганды и воинствующего атеизма с антирелигиозных плакатов. Это есть наш последний и решительный бой Впрочем, нельзя обвинять детей в том, что они стали жертвой назойливой пропаганды. В таком возрасте критическое мышление отсутствует и малыши верят всему, что говорят взрослые. Брошюра с "народными" легендами" переиздавалась больше 10 раз Совсем другое дело, когда новую мифологию создают солидные старцы.
В том же 1925-ом, из московской типографии вышел еще один «шедевр» под названием «Ленин и Кучкук-адам. Народное сказание». Имя автора сего творения история не сохранила. Если верить аннотации, то этот сюжет на всех языках перепевают акыны Средней Азии, а этнографы только составили синопсис на русском. В этом эпосе ханы всего мира корчились в судорогах с того момента, как только родился Ленин. Они пытались нанять лучших убийц, но те в ужасе отказывались от пудов золота, только узнав, на кого от них требуют поднять руку. Лишь самый мерзкий колдун на свете Кучкук-Адам оказавшийся переодетым шайтаном, согласился погубить Ленина. Далее описывается эпичная битва в степи. Кучук-адам насылает на Ленина гром и молнии, призывает хтонических чудищ из самой преисподней, но Ильич повергает их чудесным мечом.
Степные животные как могут помогают Ленину. Птицы приносят целебные травы, сайгаки поят уставшего Ильича молоком, лисы и волки зализывают ему тяжелые раны. Но Кучук-адам превратился в женщину, отравил пулю ядом змеи, появляющейся на свете раз в сто лет, и тяжело ранил Ленина. Но тут сама змея не выдержала такого беспредела и осталась недовольна, что ее яд был использован так подло, поэтому она появилась на земле раньше срока и ужалила проклятого колдуна. Ильичу же пресмыкающееся принесло черный камень, который тут же исцелил борца за счастье народа. В первом издании книги встречаются узбекские, таджикские, казахские и киргизские слова. То есть, скорее всего «эпос» был состряпан человеком, который, возможно и не бывал в Средней Азии. Зато, в переиздании 1930-го года, все эти ляпы были подчищены, и книгу назвали «туркменским народным сказанием», записанном в 1925-ом году в согдийском городе Канибадам. Соотвествено и многие имена в книге стали туркменскими.
Упоминания Преисподней и шайтана из книги беспощадно вырезали, так что стало непонятно, чего это одни мифические существа Ленину помогают, а другие вредят. И битва в степи стала менее эпичной. Одно дело убить самого шайтана, а совсем другое колдуна, который подрабатывает киллером. Сказка ложь, да в ней намек Если имя автора «народного среднеазиатского эпоса» история не сохранила и сейчас трудно судить было ли это фальсификацией по госзаказу, или какой-то акын в самом деле нашел вдохновение в сложившейся политической ситуации, то определить, чьей фантазии принадлежит «казахская народная сказка» про Ленина труда не составило. Этнограф Файзуллина записала её якобы со слов степнячки в ауле на восток от Оренбурга, то есть на территории современной Актюбинской области. В отличие от «эпоса» эта «народная» сказка, не может похвастать динамичным сюжетом. Тут Ленин-батыр, всего лишь пришел в трусливому Николай-хану то есть Николаю Второму и предложил ему трудный выбор: либо биться до смерти, либо поделиться. Ленин-батыр предложил Николай-хану забрать себе белую кость, то есть баев и купцов, да еще и все из богатства в придачу, а ему отдать черную кость, то бишь простой народ. Глупый и трусливый Николай-хан с радостью согласился.
Но радость была преждевременной. Белая кость работать не хотела и не умела, и вскоре вся вымерла от голода, да еще и хана уморила. А черная кость, быстро построила новый мир, где все бесплатно могли брать еду и одежду, сколько душа пожелает. Ленин-батыр только научил, как это делать правильно. Кажется, так доходчиво идеи марксизма-ленинизма простому народу еще никто не объяснял. Графоманы километрами писали сказы, былины, сказки, эпосы, народные песни», где фигурировал Ленин, как спаситель человечества. От автора требовалось лишь придумать незамысловатый сюжет и потом немного стилизовать его под фольклор.
Новоселов отмечает, что подобная секретность противоречит законодательству и должна была быть снята ещё в 1999 году. Ленина посредством Правительственного сообщения. Ленина» в которую изначально вошли Н. Муралов, М. Лашевич, В. Бонч-Бруевич, К. Ворошилов, В. Молотов, И. Зеленский и А. Председателем был назначен Феликс Дзержинский. Об участии в процессе «похоронного подотдела отдела благоустройства Московского коммунального хозяйства Моссовета», а равно заявлений родственников умерших и иных требуемых законом документов, информации в открытом доступе так же нет. Гроб с останками Владимира Ильича сохранить в склепе, сделав последний доступным для обозрения. Склеп соорудить у Кремлевской стены на Красной площади среди братских могил борцов Октябрьской революции. На оригинале документа слово «останки» — попросту вымарано, а поверх написано «тело». Ленина; «о переименовании города Петрограда в Ленинград»; «об издании сочинений В. Ленина для организации помощи беспризорным детям»; а так же — Постановление «О сооружении склепа для помещения праха В. По сути, данный документ имеет юридическую силу, большую, чем все документы «похоронной реформы», так как был принят высшим органом государственной власти СССР до Конституции 1936 г. Несмотря на юридическую силу Постановления II съезда Советов, низкая детализация его регулирования не отменяет и не заменяет имеющееся на тот момент законодательство, что и открывает простор для юридического дискурса. Например, по смыслу законодательства, родственники умершего являются непосредственными участниками процесса, хоть это и не было их обязательством или исключительной привилегией. После смерти В. Ульянова Ленина , в живых осталось несколько его близких родственников — сестры Анна и Мария, брат Дмитрий, племянница Ольга, а также — супруга, Надежда Константиновна Крупская. По законодательству того времени, сиблинги и супруг характеризовались как «близкие родственники». Подобный тезис подтверждается, например, п. Однако исходя из ст. В любом случае участие близких родственников в непосредственной организации похорон законодательно не ограничивалось. По сути же, семья Ленина была полностью отодвинута от данного процесса, весьма семейного, с т. Данный тезис подтверждается, в частности, обращением Крупской от 29 января 1924 г. Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т. Помните, как много еще нищеты, неустройства в нашей стране. Хотите почтить имя Владимира Ильича, — устраивайте ясли, детские сады, дома, школы, библиотеки, амбулатории, больницы, дома для инвалидов и т. Ленина», которая по своим полномочиям не только заменила и превзошла «похоронный подотдел отдела благоустройства Московского коммунального хозяйства Моссовета», но и исключила из участия по организации похорон — родственников. Изъятие из процесса жены, с которой умерший состоял в браке с 1898 г. С учётом того факта, что завещания или иной официально-трактуемой «последней воли» о порядке захоронения, Владимир Ильич не оставил, именно Надежда Константиновна являлась его ближайшим родственником, а значит, и лицом, которое традиционно должно было принимать решения о порядке и форме его захоронения. Тем не менее, её мнение было проигнорировано. Не учитывалось мнение жены и при дальнейшем распоряжении государством телом её мужа. Что характерно, есть все основания предполагать, что Владимир Ильич и сам бы не допустил по отношению к себе подобного. Глава III. Мумификация Как таковое бальзамирование умерших не являлось новацией в похоронной культуре. Кроме того, выставление тела умершего для широкой публики на длительный срок так же не было уникальным. Тем не менее, подобная практика, для российской похоронной традиции, имела исключительно конфессиональное обоснование, известная у православных как «обретение святых мощей». Исключением можно назвать мумификацию тела Николая Ивановича Пирогова, умершего в 1881 году. Однако эта история так же связана с православием: Николай Иванович был глубоко верующим и воцерковлённым человеком, идея длительного бальзамирования была инициирована его вдовой, склеп расположен под церковью, а также получено разрешение Святейшего Синода. Вопрос о порядке захоронения Ленина мог подниматься заблаговременно, т. Например, по воспоминаниям Н. Валентинова заместитель ответственного редактора органа ВСНХ «Торгово-промышленная газета» , которые, как он сам признаётся, основываются на цепочке «Бухарин поведал Рязанову, а я узнал ее не прямо от него, а в передаче некоторых посредников», осенью 1923 г. Сталина, состоялась встреча с участием партийных деятелей, в рамках которой М. Калининым был поднят вопрос об организации похорон. Сталин, согласившись с Калининым в необходимости организации «величественных» похорон, тем не менее полностью отвергает идею кремации, предлагая забальзамировать Ленина, в целях «позволить нашему сознанию привыкнуть к мысли, что Ленина среди нас все-таки нет». Свою позицию Сталин аргументировал в т. Троцкий прямо возразил Сталину, что его предложение есть ничто иное, как заменить мощи Сергия Радонежского, на мощи Владимира Ильича. Каменев поддерживает критику, говоря, что он: «видит в этом своеобразный и странный отголосок того «поповства», которое бичевал Ленин в своей философской книге». Косвенное подтверждение возможности существования подобного разговора можно, например, найти в автобиографии Троцкого «Моя жизнь: Опыт автобиографии», впервые опубликованной в 1930 году. В ней Троцкий пишет: «Отношение к Ленину, как к революционному вождю, было подменено отношением к нему, как к главе церковной иерархии. На Красной площади воздвигнут был, при моих протестах, недостойный и оскорбительный для революционного сознания мавзолей. Учитывая тот факт, что на момент смерти Ленина, а равно во время похорон и их приготовлений Троцкий находился на лечении в Сухуме, не публикуя каких-либо сообщений в ходе возведения мавзолея, возможно, этот протест озвучивался им до смерти его близкого соратника. Официальная версия утверждает, что решение о бальзамировании «настолько надолго, насколько это возможно» было принято исключительно после смерти Ленина. Она базируется на реальных письмах в Комиссию и в СМИ, от граждан, рабочих и партийных коллективов, партийных деятелей. Ленина от А. Из всех родственников умершего публичный протест озвучила лишь Надежда Константиновна, через газету Правда, однако, по воспоминаниям Бонч-Бруевича, не только Крупская, но и брат с сёстрами Ульяновы не поддерживали идею о мумификации: «Надежда Константиновна, с которой я интимно беседовал по этому вопросу, была против мумификации Владимира Ильича. Так же высказались и его сестры Анна и Мария Ильиничны. То же говорил и его брат Дмитрий Ильич. Ни у граждан, ни у советской элиты она не прижилась и после. Преданы земле видные деятели у Кремлёвской Стены и на Марсовом Поле. Киров, В. Куйбышев, М. Горький, В. Чкалов, Ю.
Практически сразу после смерти Ленина появилась версия, что вождя отравили по приказу Сталина, тем более, что не были сделаны анализы, которые позволили бы обнаружить в организме следы яда. Предполагали, что другой причиной смерти мог стать сифилис — препараты в то время были примитивными, а порой, и опасными, а венерические болезни в ряде случаев, действительно, могут провоцировать инсульт, но симптомы вождя, а также посмертное вскрытие опровергли эти домыслы. Детальный отчет В первом публичном бюллетене, который был обнародован сразу после вскрытия, содержалось только краткое изложение причин смерти. Но уже 25 января появились «официальные результаты вскрытия» с многочисленными подробностями. Кроме детального описания мозга, были приведены результаты исследования кожи, вплоть до указания каждого шрама и повреждения, описывалось сердце и указывался его точный размер, состояние желудка, почек и остальных органов. Британский журналист, руководитель московского отделения Нью-Йорк Таймс Уолтер Дюранти удивлялся, что на русских подобная детализация не произвела удручающего впечатления, напротив, «умерший вождь являлся объектом такого пристального интереса, что публика желала знать о нем все». Однако есть сведения, что у беспартийной московской интеллигенции отчет вызвал «потрясенное недоумение» и в нем увидели характерный для большевиков сугубо материалистический подход к природе человеке. У такой детальной анатомии и акцентах, смещенных на неизбежность смерти, могла быть и другая причина — врачи, «не сумевшие» спасти пациента, просто-напросто пытались себя обезопасить. Товарищи из провинции Впервые бальзамирование было выполнено 22 января, почти сразу после вскрытия, которое провела группа врачей под руководством доктора Абрикосова. Сначала тело предполагали сохранить до похорон, затем «переиграли», проведя новую процедуру, действие которой было рассчитано уже на сорок дней. Идея бальзамирования была высказана впервые еще в 1923 году, но документов, в которых бы уточнялось, как было принято решение, не обнаружено. Превратить захоронение Ленина в главную святыню — стремление вполне понятное: стране нужна была «новая религия» и «нетленные мощи нового святого». Интересно, что Горький сравнил Ленина с Христом, который «взял на себя тяжелую ношу по спасению России». Подобные параллели просматривались в газетных статьях и высказываниях многих авторитетных людей того времени. Возможно, когда Сталин высказал пожелание похоронить Ленина «по-русски», он имел в виду как раз православный церковный обычай выставлять мощи святого на публичное обозрение, что может быть объяснимо — Сталин учился в духовной семинарии и, возможно, эта идея не была для него случайной. Троцкий раздраженно возражал: партии революционного марксизма не пристало идти подобной дорогой, «заменять мощи Сергея Радонежского и Серафима Саровского мощами Владимира Ильича». Сталин же ссылался на загадочных товарищей из провинции, которые выступили против кремации, противоречащей русскому пониманию: «Некоторые товарищи полагают, что современная наука имеет возможность с помощью бальзамирования надолго сохранить тело усопшего».
Критики указывают на то, что сохранение тела в противоречии с правилами природного порядка и традициями христианской погребальной культуры. Для некоторых людей Мавзолей стал своеобразным памятником и историческим свидетельством периода, который они считают значимым и революционным. Следовательно, захоронение Ленина может быть воспринято как попытка стереть историческую память и изменить официальную интерпретацию событий. Москва, Большой Саввинский пер. II; Адрес редакции: 119435, г.
Когда открыли Мавзолей Ленина
Большинство их них в Мавзолее не впервой и говорят, что за десятилетия Ленин совсем не изменился — все так же лежит, как живой. В 152-й день рождения Владимира Ульянова «МК» посетил только что открывшийся после санации Мавзолей и узнал, как вышло, что от тела Ленина осталось только 20%. К годовщине смерти Владимира Ленина Президентская библиотека открыла на своем сайте доступ к уникальной кинохронике 1924 года, на кадрах которой запечатлены похороны основателя советского государства. Вождь русской революции Владимир Ильич Ленин скончался 21 января 1924 года. Для них похоронить Ленина – то же самое, что похоронить коммунизм», – рассказал Данилин в беседе с «ФедералПресс».
Умолял дать яд
- Операция «Мавзолей»
- Похороны Ленина
- «Красная мумия»: кто решил не хоронить Ленина и как его тело удается сохранять столько лет
- Путин готовит Россию к захоронению тела Ленина
- Но мать-земля не принимает тело, а душу отвергают небеса — где и когда похоронят Ленина?
- Вместе с Лениным оплакивали тяжёлые прошедшие годы