Lawix» Вопросы» Гражданско-процессуальное право» Федеральное собрание российской федерации в 1994 году приняло федеральный конституционный закон, однако, президент.
Комментарий к ст. 90 Конституции РФ
- Глава 4. Президент Российской Федерации
- Услуги юристов
- Похожие материалы
- Защита документов
Новые полномочия Президента РФ в федеральных законах
В остальном ограничение в два президентских срока для одного гражданина стало более строгим: теперь вновь выдвинуться в президенты нельзя будет даже выдержав паузу после предыдущего срока. Баллотироваться в президенты теперь также запрещено гражданам, у которых было гражданство другой страны или вид на жительство за пределами России. Это обязательство не будет распространяться на тех граждан, у которых был паспорт государства, «которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом».
Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации: а занимающий надень официального опубликования публикации решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд; б досрочно прекративший исполнение полномочий Президента Российской Федерации в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешенный от должности в установленном порядке; в не имеющий пассивного избирательного права в соответствии с Избирательным кодексом Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации, не имеющий права быть избранным Президентом Российской Федерации в соответствии с настоящим законом и Избирательным кодексом Российской Федерации, не может быть выдвинут кандидатом на пост Президента Российской Федерации. Статья 24. Выдвижение кандидатов на пост Президента Российской Федерации Кандидаты на пост Президента Российской Федерации далее - кандидаты могут быть выдвинуты политическими партиями, отвечающими требованиям федерального законодательства и зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации на день опубликования публикации решения о назначении выборов Президента Российской Федерации. Политическая партия вправе выдвинуть не более трех кандидатов. Политическая партия не вправе выдвигать кандидатом гражданина Российской Федерации, являющегося членом другой политической партии. Порядок выдвижения кандидатов на пост Президента Российской Федерации регулируется Избирательным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О политических партиях" и уставом политической партии. Статья 25.
Формы поддержки выдвижения кандидатов на пост Президента Российской Федерации Политическая партия за исключением политической партии, указанной в части 2 настоящей статьи в поддержку выдвинутого ею кандидата обязана собрать не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом па один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не можег быть более 50 тысяч Регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов, осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения политической партии о выдвижении кандидата при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документов, необходимых для регистрации кандидата. Обеспечение выдвижения кандидата в форме избирательного залога на выборах Президента Российской Федерации не допускается. Сбор подписей, проверка правильности сбора подписей и соблюдения порядка выдвижения кандидатов, регистрация кандидатов, либо отказ в таковой осуществляются в соответствии с правилами, установленными Избирательным кодексом Российской Федерации. Статья 26. Предвыборная агитация и обеспечение равного статуса кандидатов Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим законом и Избирательным кодексом Российской Федерации. Средства обеспечения равного статуса кандидатов определяются настоящим законом и Избирательным кодексом Российской Федерации. Действующий Президент Российской Федерации в случае выдвижения его кандидатуры для избрания на второй срок полномочий, а также сотрудники Администрации Президента Российской Федерации при совершении избирательных действий не вправе использовать преимущества своего должностного положения, указанные в Избирательном кодексе Российской Федерации. Действующий Президент Российской Федерации в случае выдвижения его кандидатуры для избрания на второй срок полномочий в целях обеспечения равного статуса кандидатов не вправе лично вести предвыборную агитацию.
Порядок ведения предвыборной агитации устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящим законом, Избирательным кодексом Российской Федерации, а также иными федеральными конституционными и федеральными законами. Сштья 27. Голосование и итоги выборов Президента Российской Федерации Голосование на выборах Президента Российской Федерации проводится только в случае, если в избирательный бюллетень включено не менее двух зарегистрированных кандидатов. Избранным на должность Президента Российской Федерации считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании приняли участие не менее одной 1рег1ьей избирателей, внесенных в списки избирателей первый тур. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, проводится повторное голосование на выборах Президента Российской Федерации второй тур по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента Российской Федерации считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата. Повторное голосование не может проводиться по одной кандидатуре. В случаях и в порядке, установленных Избирательным кодексом Российской Федерации, выборы Президетгта Российской Федерации признаются несостоявшимися либо недействительными. Если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися или недействительными, либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры или выбыли по иным обстоятельствам, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента Российской Федерации, Совет Федерации назначает повторные выборы Президента Российской Федерации.
Порядок проведения голосования повторного голосования и определения результатов выборов повторных выборов Президента Российской Федерации регулируется в соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящим законом, Избирательным кодексом Российской Федерации, иными федеральными конституционными и федеральными законами. Информация об итогах голосования на выборах Президента Российской Федерации подлежит незамедлительному опубликованию в объеме и порядке, установленных Избирательным кодексом Российской Федерации. Статья 28, Вступление в должность Президента Российской Федерации Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим законом и Избирательным кодексом Российской Федерации, вступает в должность после принесения им присяги по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента Российской Федерации. При проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента Российской Федерации, - на тридцатый день со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации. При вступлении в должность Президент Российской Федерации выступает с обращением к народу Российской Федерации и приносит народу Российской Федерации следующую присягу: "Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищав суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу". Президент Российской Федерации приносит присягу на специальном экземпляре текста Конституции Российской Федерации. После принесения присяги вновь избранному Президенту Российской Федерации передаются символы государственной власти, используемые Президентом Российской Федерации.
Согласно поправкам, на заседание избиркомов будут допускаться только представители СМИ, которые осуществляют деятельность по трудовому договору. Также вводятся ограничения на фото- и видеосъемку на избирательных участках, расположенных в воинских частях. Исключением станут случаи, когда съемку проводят с разрешения командира воинской части. Поправки касаются в том числе и бюллетеней, передаваемых в участковую избирательную комиссию при проведении дистанционного голосования. Количество этих бюллетеней определит избирком каждого отдельного региона.
Представление и защита интересов Российской Федерации на международной арене. Назначение судей Конституционного Суда Российской Федерации и других федеральных судов. Принятие решений о прекращении полномочий депутатов Государственной Думы и выдвижении на должность Председателя Верховного Суда. В своей деятельности Президент России обязан соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, а также учитывать интересы народа и государства. Назначение и отставка федеральных министров, субъектов Российской Федерации Президент России имеет право назначать и отстранять федеральных министров, а также представителей субъектов Российской Федерации. Ведение внешней политики Российской Федерации Президент России определяет основные направления внешней политики Российской Федерации, представляет интересы страны на международной арене и ведет переговоры с другими государствами и международными организациями. Представление и защита интересов Российской Федерации на международной арене Президент России представляет интересы Российской Федерации на международных встречах, саммитах и конференциях, защищая права и интересы страны. Назначение судей Конституционного Суда Российской Федерации и других федеральных судов Президент России имеет право назначать судей Конституционного Суда Российской Федерации и других федеральных судов по предложению соответствующих органов. Принятие решений о прекращении полномочий депутатов Государственной Думы и выдвижении на должность Председателя Верховного Суда Президент России имеет право принимать решения о прекращении полномочий депутатов Государственной Думы и выдвижении на должность Председателя Верховного Суда. Таким образом, Президент России обладает широкими полномочиями, которые позволяют ему участвовать в принятии важных решений и управлять государством в интересах народа и государства. В соответствии с этим законом, выборы Президента России проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы Президента России проходят в два тура.
Поправки в закон о выборах президента утверждены Путиным
РФ сказано, что порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом, а п. РФ говорит, что порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.
Это всё нужно рассматривать как некое послание. Я бы это назвал посланием президента в первую очередь элитам. Его расшифровывать можно по-разному, но то, что в этом присутствует явный символизм — очевидно. Мы же знаем, что такие дела не появляются просто так, мгновенно, одноразово. Принимать решение, когда надевать наручники на фигуранта, тем более такого политического веса в системе. Выбор даты был определён политически, потому что он никуда не убегал, его можно было взять сегодня, завтра, послезавтра».
В обществе есть «мощный запрос на справедливость», добавил Старовойтов. В обществе есть мощный запрос на справедливость.
Законодательство ГД разрешила Путину баллотироваться еще на два срока Поправки к закону «О выборах Президента Российской Федерации» указывают, что лицо, которое занимало пост главы государства на момент вступления в силу поправок к Конституции, может вновь выдвигаться в президенты на число сроков, которое оговорено Основным законом. В остальном ограничение в два президентских срока для одного гражданина стало более строгим: теперь вновь выдвинуться в президенты нельзя будет даже выдержав паузу после предыдущего срока. Баллотироваться в президенты теперь также запрещено гражданам, у которых было гражданство другой страны или вид на жительство за пределами России.
Среди новых причин для лишения гражданства России: дезертирство, дискредитация и распространение фейков об армии и добровольцах, массовые беспорядки, неоднократное нарушение закона о митингах, уклонение от военной службы и неисполнение законодательства об иноагентах. Отдельно в принятом Думой законе уточняется, что гражданства России могут лишить и в случае совершения действий, создающих угрозу национальной безопасности.
Федеральные и федеральные конституционные законы
- Поправки в закон о выборах президента утверждены Путиным - 14 ноября 2023 - ФОНТАНКА.ру
- Президент подписал закон об «обнулении» своих сроков
- Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
- Ответы : Почему "О правительстве" ФКЗ, а "О Президенте" ФЗ? отличие ФКЗ от ФЗ
- Путин внес в Госдуму пакет поправок в развитие норм конституции - ТАСС
- Путин подписал закон о президентских сроках
Дума приняла закон о расширении полномочий президента России
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, например, Президент РФ является одним из самых активных участников правотворческого процесса. 16 апреля 2022 года N 1-ФКЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ Одобрен Государственной Думой 6 апреля 2022 года Одобрен. Отдельно в принятом Думой законе уточняется, что гражданства России могут лишить и в случае совершения действий, создающих угрозу национальной безопасности. 16 апреля 2022 года N 1-ФКЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ Одобрен Государственной Думой 6 апреля 2022 года Одобрен. Президент Российской Федерации, единоличный глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Верховный.
Основные положения Федерального закона от 29.12.2022 г. № 640-ФЗ о Президенте России
Президент и Конституционный Суд: как возникла, изменялась и усиливалась взаимосвязь институтов? | Поправки в закон о выборах президента России внесли в Госдуму 5 ноября. |
Президент направил в КС РФ запрос об оценке Закона о поправке к Конституции | Закон предусматривает создание единого цифрового ресурса, в котором интегрированы данные словарей русского языка, созданных за последние три века. |
Россия. Основы конституционного строя. Президент
Федеральный конституционный закон от 16.12.2019 N 5-ФКЗ О внесении изменений в статью 12.2 Федерального конституционного закона О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. Lawix» Вопросы» Гражданско-процессуальное право» Федеральное собрание российской федерации в 1994 году приняло федеральный конституционный закон, однако, президент. Кроме того, закон меняет процедуру лишения неприкосновенности экс-президента РФ, теперь это может сделать Совет Федерации и только на основании выдвинутого Госдумой обвинения в госизмене. Lawix» Вопросы» Гражданско-процессуальное право» Федеральное собрание российской федерации в 1994 году приняло федеральный конституционный закон, однако, президент. 6. Правительство Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации.
Основные положения Федерального закона от 29.12.2022 г. № 640-ФЗ о Президенте России
Президент Российской Федерации РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН О Конституционном суде Российской Федерации С изменениями на 31 июля 2023 года Документ с изменениями, внесенными. Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 14.03.2020 Федеральные законы, региональные законы, нормативно-правовые документы различных органов власти, судебная практика. Президент Российской Федерации, единоличный глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Верховный. Президент России Владимир Путин внес в Госдуму пакет законопроектов в развитие поправок в Конституцию РФ, одобренных на общероссийском голосовании. Федеральный закон от 14.11.2023 N 530-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации".
В России вводится президентская судебная система
Уверен, что парламентарии оправдают такое доверие, решение граждан повысить роль законодательной власти. Проявят ответственность и готовность вместе работать над повесткой развития». Об этом сегодня на заседании Совета законодателей говорил и председатель Госдумы Вячеслав Володин. Стоимость корзины из десяти наименований — подгузники, белье, кровать, коляска для новорожденного, сухие молочные и тому подобное. В декабре 2018 года стоило 26. Рост в полтора раза. Кто эти вопросы контролирует? С кем мы эти вопросы будем обсуждать?
Президент наделил парламент правом принимать решения, кому быть министром, кому быть заместительным председателем правительства, кому быть председателем правительства. Завтра люди спросят, почему такой министр, почему такой заместитель правительства с кого? Уже с депутатов». Демография и поддержка материнства и детства — основная тема заседания Совета законодателей. Конкретных работающих мер много. Например, в некоторых регионах появился студенческий маткапитал. В Ивановской области это миллион рублей.
Предстоит решить вопрос, который волнует многодетные семьи большой страны. Статус многодетности снимается, когда старшему или все-таки младшему ребенку исполняется 18 лет?
Президент подписал закон об «обнулении» своих сроков Владимир Путин станет последним россиянином, который возглавлял страну более двух сроков. Самому Путину, поскольку он занимал президентский пост во время внесения поправок в Конституцию, документ позволяет баллотироваться еще на два срока. Закон разместили в понедельник на официальном портале правовой информации.
О возможности участия в качестве кандидата на выборах Президента РФ лица, занимавшего и или занимающего должность Президента РФ на момент вступления в силу ч. Закона РФ от 14. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и или занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и или занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
Принятие федеральных конституционных законов осуществляется в соответствии с ч. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной думы [4] и не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации [5]. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию [6] , право вето на него не распространяется.
Путин внес в Госдуму пакет поправок в развитие норм конституции
В ходе рассмотрения в 2014 году договора о присоединении Крыма к России вопрос о том, принимать запрос Президента к рассмотрению или нет, даже не дискутировался — это было воспринято как обязанность Суда. Договор был признан соответствующим Конституции с формальной точки зрения и по содержанию норм [16]. Схожий подход был реализован в Законе Российской Федерации о поправке к Конституции от 14. Результат рассмотрения закона по своей сути и форме выражения не отличается от результата рассмотрения «крымского дела»: Суд безоговорочно решил высказаться по существу конституционной реформы и полностью признал её соответствующей неизменяемым положениям Конституции [17]. Эта реформа снабдила Президента и Конституционный Суд новыми прерогативами — соответственно, инициировать и осуществлять проверку конституционности законопроектов, неподписанных и необнародованных законов пункты «а» и «в» части 5. Предшествующий опыт даёт основание прогнозировать, что при неизменности политической ситуации результат рассмотрения в Суде этих дел, если они вообще возникнут, будет точно таким же, как в приведённых выше примерах. Есть все причины соглашаться с оценками нововведений, данными Т. Морщаковой: «Конституционный Суд фактически вмешивается в законодательную процедуру — не постфактум проверяет положения принятого закона на соответствие Конституции, а встраивается в работу президентской власти, помогая Президенту по существу осуществить право вето. Очевидно, сейчас уже придётся говорить о Конституционном Суде при Президенте» [18].
К этому хотелось бы добавить, что этот орган стало возможно расценивать как Конституционный Суд при Президенте не начиная с реформы 2020 года, а с гораздо более ранних времён. К этому дело шло постепенно. Нормативно-правовое регулирование, усилившее институт Президента за счёт Конституционного Суда, а также то, как оно воплощается в жизнь, дополняется неформальными практиками взаимодействия этих органов. Весьма характерен пример ежегодных встреч Президента с судьями Конституционного Суда, именуемыми в пресс-релизах «традиционными», «приуроченными ко дню Конституции» [19] , но сам факт проведения которых вызывает удивление с точки зрения конституционных принципов разделения властей и независимости судебной власти. Насколько возможно судить по официальному сайту Президента kremlin. Путин стал исполняющим обязанности главы государства, то есть в конце 1999 года. Проводились ли подобные мероприятия во времена президентства Б. Ельцина, автору настоящей статьи пока установить не удалось.
Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета вклады , хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и или занимающему должность Президента Российской Федерации, без учёта числа сроков, в течение которых оно занимало и или занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением». Статья 82 «О присяге президента Российской Федерации» Внесены изменения в часть 2: «2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации». Статья 83 «О правах и обязанностях президента Российской Федерации» Некоторые пункты статьи изменены, добавлены новые: «Президент Российской Федерации: а назначает председателя правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению президента Российской Федерации, и освобождает председателя правительства Российской Федерации от должности; б осуществляет общее руководство правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях правительства Российской Федерации; б.
Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса кроме выплат, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, может производиться дополнительная оплата труда вознаграждение за работу в избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации за счет средств, выделенных в соответствии с пунктом 11 статьи 57 настоящего Федерального закона.
Размеры и порядок выплаты дополнительной оплаты труда вознаграждения за счет средств, выделенных избирательной комиссии субъекта Российской Федерации из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 11 статьи 57 настоящего Федерального закона, устанавливаются избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации. На избирательных участках, образованных в соответствии с пунктом 4 статьи 25 настоящего Федерального закона, время начала и окончания голосования, его продолжительность могут быть изменены по решению руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, если проведение голосования может представлять угрозу жизни и здоровью граждан Российской Федерации, о чем он незамедлительно информирует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Статья 2 Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации В.
А, во-вторых, в районах, где проводится контртеррористическая операция, ничто бы не мешало Президенту РФ вводить чрезвычайное положение. Наконец, в-третьих, в условиях персоналистского режима, делающего Президента РФ фактически неподконтрольным субъектом, никто не может дать гарантии, что данный особый правовой режим будет введен не в связи с действительно контртеррористической операцией, а для подавления политических противников, которых не составит большого труда приравнять к террористам такие тенденции ныне уже проявляют себя как в законодательстве[40], так и на практике. Законом от 15 декабря 2001 г. Порядок наделения полномочиями и прекращения полномочий председателей и заместителей председателей судов: «[…] 2.
Председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации. Чтобы было понятно, насколько это расходится с конституционными положениями, напомним читателю, как звучит пункт «е» ст. Мы видим, что Конституция предоставляет Президенту РФ полномочия участвовать в процессе наделения кандидатов только статусом судьи, но никак не статусом руководителей судов — их председателей и заместителей председателей. Казалось бы, «невинное» расширение президентских полномочий посредством закона. Однако это — один из самых значимых факторов, ликвидирующих независимость судебной власти. С одной стороны, председатель суда в наших условиях — благодаря отчасти законодательству, отчасти неформальной практике — имеет широкие возможности для контроля за судьями соответствующих судов через институты распределения между судьями конкретных дел, социальных гарантий судей, судейской карьеры и т.
С другой стороны, благодаря тому, что председатели судов назначаются каждый раз только на шесть лет, после чего — для продолжения их пребывания в этой должности — должно последовать новое представление, они понимают, что должны «прислушиваться» как к импульсам, исходящим от представителей политических институтов, так и к мнению председателей Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, которые участвуют в определении должностного статуса председателей нижестоящих судов. А если добавить к этому, что и квалификационные коллегии судей — по разным причинам — зависимы от председателей соответствующих судов; добавить ряд других обстоятельств правового и материально-финансового характера[41], будет понятно, почему в нынешних условиях невозможно говорить о независимости судей и о самостоятельности судебной власти в целом. Возможно, такое расширение президентских полномочий не несло угрозу судейской независимости, если бы Президент РФ сохранял свою роль исключительно как глава государства — в том надпартийном смысле этого института, о котором мы говорили выше. Но когда Президент одновременно играет активную, точнее, ведущую политическую роль в партийном значении слова «политика» , тогда такого рода его полномочия неизбежно становятся основой для переориентации всех институтов государства на обслуживание интересов одной политической группы в ущерб иным. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. Здесь мы не анализируем целесообразность данного нововведения, а останавливаемся только на анализе его соответствия Конституции России. Прежде всего, следует отметить, что в ст. Понятно, что централизация и единоначалие касаются не только прокуроров субъектов РФ и нижестоящих, но и заместителей Генпрокурора РФ.
Однако первый заместитель Генерального прокурора теперь фактически выведен из-под подчинения. Таким образом, Председатель, является, по сути, независимым от Генпрокурора РФ должностным лицом. Во-вторых, Председатель Следственного комитета сам имеет заместителей, которые по его представлению назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ. В-третьих, Председатель Следственного комитета утверждает структуру, штатное расписание и определяет полномочия структурных подразделений этого Комитета. Он же назначает и освобождает от должности всех сотрудников кроме своих заместителей Комитета. В-четвертых, в Следственном комитете образуется его коллегия. Таким образом, мы имеем полный набор признаков самостоятельного государственного органа. Однако этот орган формально встроен в систему прокуратуры, а его сотрудники именуются прокурорскими работниками.
Возможно, организационной моделью при образовании Следственного комитета послужила существующая модель построения системы органов исполнительной власти. Речь идет о том, что большинство федеральных служб и агентств являются самостоятельными, но обычно входят в систему соответствующего министерства. Однако эта модель в данном случае оказалась перевернутой: с одной стороны, Следственный комитет функционально выведен из подчинения Генерального прокурора, но, с другой, — Председатель Комитета является по должности первым заместителем Генпрокурора. Возникает также вопрос, является ли Председатель Следственного комитета прокурором? Видимо, да, раз он является первым заместителем Генпрокурора. Но в таком случае как быть с рядом чисто прокурорских полномочий, например, правом вносить протесты, о чем говорилось, например, в Определении Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2005 г. Но самое интересное другое. С одной стороны, за прокурорами сохранено полномочие осуществлять надзор за органами следствия ст.
И в то же время из полномочий Генпрокурора изъято его право давать обязательные указания по вопросам следствия, являющиеся обязательными для исполнения ст. Теперь такие указания возможны лишь по вопросам дознания. Но разве это не есть нарушение Конституции РФ? Ведь еще в 1999 году Конституционный Суд РФ установил: «В соответствии со своим конституционным статусом, определенным приведенными положениями Конституции Российской Федерации и конкретизированным уголовно-процессуальным законом, Генеральный прокурор Российской Федерации в области уголовного преследования осуществляет руководство деятельностью прокуратуры Российской Федерации и иных органов предварительного следствия, являющейся составной частью уголовного судопроизводства; при этом он управомочен давать названным органам указания и принимать процессуальные решения по находящимся в их производстве уголовным делам»[43]. Логически выходит, что это право передано Председателю Следственного комитета, который, как мы предположили, является одновременно и прокурором.