Кантата – это своеобразное сплетение музыки, слова и эмоций, создающее чувство гармонии и полноты выражения. Кантата — жанр вокальной музыки, который возник в эпоху Барокко и представляет собой композицию для солистов, хора и оркестра. Кантатой называется вокальное музыкальное произведение, которое исполняется хором и солистом или солистами в сопровождении оркестра.
Кантата в музыке: что это такое и каковы ее особенности
Музыка кантаты может быть полифонической, гомофонической или комбинированной и обычно выражает эмоции или идеи, содержащиеся в тексте. Итальянский композитор Алессандро Скарлатти считается одним из первых мастеров кантатной музыки. Он создал множество кантат, исполнявшихся при дворе и в церковных церемониях. В то время кантаты были часто ассоциированы с религиозным или церковным контекстом. Йоханн Себастьян Бах считается одним из величайших композиторов кантатной музыки того времени. Бах создал свыше 200 кантат, включая «Большой годишниковый цикл» — коллекцию из 60 кантат, написанных на каждое воскресенье церковного года. В XIX веке кантаты стали менее популярны, так как жанр оперы стал доминировать в музыкальном мире. Однако, некоторые композиторы, такие как Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт и Феликс Мендельсон, все равно создавали кантаты и включали их в свои произведения. В XX веке кантаты получили возрождение, особенно в хоровой музыке. Композиторы, такие как Карл Орф и Бенджамин Бриттен, написали ряд знаменитых кантат, которые были исполнены на концертах и фестивалях. В современном музыкальном мире кантаты остаются популярным жанром в хоровой и оркестровой музыке.
Они продолжают исполняться на концертах и фестивалях, и они часто используются для отметки особых событий и празднеств. Основные жанры кантат Религиозная кантата: данный жанр характеризуется тематическими текстами, связанными с религиозными событиями и идеями. Такие кантаты часто исполняются в церквях или на религиозных праздниках. Драматическая кантата: этот жанр представляет собой сценическое произведение с элементами актерской игры. Тексты таких кантат обычно основаны на литературных произведениях, мифах или исторических событиях. Лирическая кантата: в данном жанре главное внимание уделяется выражению эмоций и чувств. Тексты можно описать как поэтические или лирические, а музыкальная композиция обычно настроена на тонкие и мелодичные мотивы. Междумесячная кантата: это небольшое произведение, состоящее из нескольких частей и написанное для вокалиста и инструментального сопровождения. В таких кантатах каждая часть имеет свою индивидуальность, но все они объединены общей темой или идеей. Кантата для оркестра и хора: эти кантаты пишутся для больших ансамблей, включающих оркестр и хор.
Они обычно исполняются на концертах и представлениях, их музыкальная часть может быть более масштабной и величественной.
Необходимо отметить, что в то время самым популярным музыкальным жанром был «мадригал» — вокальная композиция, свободно выражающая мысли и чувства. Между тем в ту пору стали выявляться исполнители-инструменталисты, поражающие слушателей своей виртуозностью. Соответственно, в процессе активного развития музыкального искусства произошло разделение и формирование различных жанров. В результате начиная с первой половины XVII века крупные инструментальные и вокальные произведения стали разграничивать двумя терминами: соната и кантата. Прародителем кантаты был вышеупомянутый мадригал, на который большое влияние оказало развитие оперного искусства. Постепенно композиция усложнялась и состояла уже не из одного, а нескольких сольных номеров, а впоследствии включала в себя арии и речитативы с инструментальным аккомпанементом, но уже не под лютню, а в исполнении бассо континуо. В наступившем после эпохи «Возрождения» периоде «Барокко» кантата стала не только весьма популярным, но и основным вокальным музыкальным жанром, а потому постоянно претерпевала различные преобразования. Она содержала нескольких различных по размеру, темпу и характеру частей, то есть произведение наполнялось дуэтами, трио, хоровыми номерами, исполняемыми для большей выразительности в сопровождении небольшого оркестра. Несмотря на то, что родиной кантаты считается итальянская Венеция, дальнейшее развитие и становление жанр приобрёл в сочинениях представителей Римской школы музыки.
Одним из них был Джакомо Кариссими - композитор, внёсший весомый вклад в усовершенствование данной вокальной формы. Следом за ним жанровую модель, состоящую из вступительного речитатива, затем двух, а иногда трёх арий da capo, соединённых между собой вокальным декламированием, сформировал ученик Кариссими неаполитанский маэстро Алессандро Скарлатти. По его образцу кантаты сочиняли многие знаменитые композиторы того времени и среди них такие знаменитости, как Т. Альбинони, А. Вивальди и Б. Необходимо отметить, что итальянские кантаты того времени разделялись на три вида: любовные, назидательные и духовные, но они не предназначались для исполнения во время богослужения. Однако во Франции он более расценивался как светская развлекательная музыка, а в Германии, большое распространение получила хоровая духовная кантата. В этой стране, с названиями «Kirchenmusik» церковная музыка и «Geistliches Konzert», духовный концерт её стали использовать в протестантском богослужении. В основу немецких хоровых кантат, как правило, ложились библейские тексты, духовная поэзия и протестантские хоралы. Спрос на подобные произведения в то время сильно возрос, и в связи с этим многие немецкие композиторы стали деятельно использовать данную музыкальную форму.
Жанр стремительно набирал силы, однако вершины своего пика он достиг в творчестве великого Иоганна Себастьяна Баха. Созданные гениальным маэстро высокохудожественные образцы духовных и светских кантат, во все времена считались не только подлинными шедеврами, но и вершинным достижением жанра, в котором музыка и поэзия были соединены в полной гармонии. В хоральных строфах, речитативах и ариях Бах отразил весь спектр человеческих чувств: от спокойно-созерцательных и радостных до трагических. Кантаты великого композитора по составу исполнителей весьма разнообразны, но они всегда вариантно складывались из таких элементов, как смешанный хор, оркестр и солисты — вокалисты: сопрано, альт, тенор и бас. Состав оркестра в кантатах Баха обычно скромный, но в особых случаях, в произведениях к большим церковным праздникам, таким как Рождество и Пасха, для большей пышности, он добавлял трубы, валторны , тромбоны и литавры. Следующий этап развития музыкального искусства, именуемый классическим, связан с именами таких великих композиторов, как Гайдн, Моцарт и Бетховен. В данный период кантата постепенно утрачивает былую популярность и потому в творчестве этих гениальных музыкальных реформаторов произведения этого жанра встречаются довольно редко. Среди немногочисленных кантат Йозефа Гайдна наиболее известными в нынешнее время являются «Семь слов Спасителя на кресте», «Ариадна на Наксосе» и «Stabat Mater». У Вольфганга Амадея Моцарта , особой художественной ценностью выделяются кантаты «К солнцу», «Litania» и «Маленькая масонская кантата».
Прокофьева, История доктора Иоганна Фауста А.
Лит-ра: Ширинян Р. Оратория и кантата. Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts. Die AnfКnge der Kantate. Dresden, 1938; DЯrr A. Die Kantaten von J. Kassel, 1971. Кириллина от лат. Рб: роды и жанры литературы Род: лирические жанры Перс: В. Тредиаковский, И.
Попытки возродить кантату с новым содержанием были предприняты в революционной поэзии. Кантату поют в противоположность сонате, к-рую играют на музыкальных инструментах. Энциклопедический словарь итал. Чайковского, "Александр Невский" С. Прокофьева и др. Состоит, как правило, из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. Близка к оратории, отличается от нее меньшим масштабом. Словарь Ожегова 1. Крупное, близкое оратории, вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Состоящее из нескольких частей стихотворение к торжественному случаю или на мифологическую тему спец.
Жанр торжественной лирики в русской поэзии 18 — начала 19 вв. Крупное музыкальное произведение для пения, хорового и сольного, с инструментальным сопровождением, отличающееся обычно торжественностью. Торжественная хоровая песнь. Источник печатная версия : Словарь русского языка: В 4-х т. В первой половине XVII ст. С развитием оперы в Италии развилась и форма кантаты, которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. В состав кантаты вошли: хоры, речитативы, арии, а позднее и дуэты с оркестровым сопровождением. Кантата получила развитие благодаря Кариссими, который считается её творцом. Кантата исполняется в концертах и церквях. Она бывает светского и духовного содержания.
Отличие кантаты от оратории заключается в том, что в оратории больше драматизма, и сольные номера относятся к известным личностям в сюжете оратории, а в кантате преобладает лирический элемент и сольные номера имеют более отвлеченный характер. Духовная кантата особенно развилась в протестантской церкви. Сочинение кантаты служит в консерваториях задачей для выпускных учеников-теоретиков. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных. Насколько понятно значение слова опростоволоситься глагол , опростоволосился: Из презентации дети узнают о том, что это за жанр.
Вокал Энциклопедический словарь для учителя :Кантата итал. В первой половине XVII ст. С развитием оперы в Италии развилась и форма кантаты, которая стала заключать в себе не один сольный вокальный номер, а несколько. В состав кантаты вошли: хоры, речитативы, арии, а позднее и дуэты с оркестровым сопровождением. Кантата получила развитие благодаря Кариссими, который считается её творцом. Кантата исполняется в концертах и церквях. Она бывает светского и духовного содержания. Встречаются кантаты различного характера — торжественные, лирические, скорбные, радостные, повествовательные, философские. Верстовский создавал и большие кантаты для солистов, хора и оркестра и разнообразные вокально-оркестровые сочинения «на случай». Сергей Прокофьев. Кантата «Александр Невский» У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят.
ЧТО ТАКОЕ ОРАТОРИЯ, КАНТАТА И ДРУГИЕ ХОРОВЫЕ ПЬЕСЫ.
Чтобы лучше понять, что такое кантата в музыке, следует разобраться в ее специфике в зависимости от содержания. Тегичто означает слово кантата, к какому жанру музыки относится кантата, кантата какой жанр музыки, кантата что такое кантата в музыке, cantata песня. Забытые страницы русской хоровой музыки: кантата “Stabat Mater” Гавриила Якимовича Ломакина. Кантата — жанр вокальной музыки, который возник в эпоху Барокко и представляет собой композицию для солистов, хора и оркестра. Кантата отличается от оратории меньшим составом оркестра, однородностью содержания и менее развитым сюжетом. (итал. cantata, от cantare – петь) – обычно многочастное произведение для солистов, хора и оркестра; жанр вокально-инструментальной музыки.
Кантата это в музыке 3 класс определение кратко
Кантата отличается от оратории меньшим составом оркестра, однородностью содержания и менее развитым сюжетом. Тегичто означает слово кантата, к какому жанру музыки относится кантата, кантата какой жанр музыки, кантата что такое кантата в музыке, cantata песня. Как мы уже говорили, кантата зародилась из сольного исполнения, а в оратории с самого начала присутствовал хор.
Что такое кантата в музыке: особенности развития жанра
Стиль текста и содержание: Кантата обычно имеет более личное содержание, часто основанное на тексте религиозных текстов или лирических стихах. Оратория же, как правило, имеет более эпический стиль, позволяющий рассказать историческую или библейскую историю. Структура и композиция: Кантата состоит из отдельных частей, таких как арии, хоры и рекитативы, которые объединяются общей темой или историей. Оратория же может быть более масштабной и сложной, с более широкими музыкальными вставками и большим количеством персонажей. Использование оркестра: В кантате оркестр является важной частью исполнения, и его партии часто являются сложными и разнообразными. В оратории, хотя оркестр также имеет важное значение, акцент чаще всего делается на вокальных партиях, таких как арии, хоры и рекитативы. Тематика и назначение: Кантаты обычно посвящены конкретным событиям или праздникам, и их исполняют на специальных мероприятиях или службах. Оратории, напротив, могут быть написаны на широкий спектр тем и часто представляют собой масштабные произведения, предназначенные для публичных концертов и выступлений. В целом, кантаты и оратории имеют много общих черт, но также имеют и различия в формате исполнения, времени исполнения, стиле, структуре, использовании оркестра и тематике.
Оба этих жанра вносят значительный вклад в историю музыки и предлагают слушателю возможность испытать глубокие эмоции и переживания. Особенности композиционного строения и стиля Кантата обычно состоит из нескольких частей, которые могут быть разделены рецитативами и ариями. Рецитативы — это сюжетно-действенные части, в которых персонажи передвигают сюжет, исполняя музыку, похожую на речь. Арии — это эмоциональные моменты, где персонажи выражают свои чувства и эмоции через пение. Сопровождение кантаты может быть оркестровым или инструментальным ансамблем, а также может включать хор, который исполняет крупные музыкальные номера. Оратория, в свою очередь, имеет более масштабное композиционное строение.
Грауна, а также И. Баха и Г. С сер. Баха, И. Кирнбергера, аббата Фоглера и др. Рейхардта «Прометей», «Ганимед» на тексты И. Гёте , от которых прямые пути ведут к развитым формам шубертовской песни. Во Франции кантатно-хоровые жанры играли большую роль во время Великой франц. Много произв. Керубини, Э. Мегюль, Ж. Лесюэр, Ф. Жанру К. Бетховен, написавший К. Финал его 9-й симфонии с участием хора и солистов на сл. Шиллера по существу также является кантатой. В творчестве композиторов-романтиков 19 в. Ими созданы лишь отд. В этих и подобных им К. Многие хор. Намечается понимание К.
Так, строфы обработок лютеран. Преториуса часто обладают структурной самостоятельностью и завершенностью, индивидуализированным фактурным складом и собственным составом исполнителей, однако все это лишь внешние параллели циклическим К. Исследование протестант. Феномен высочайшего художественного уровня и духовной глубины церковных К. Баха, также требует дальнейшего осмысления. Многообразие конкретных музыкальных форм, как и видов смешения различных текстов, комментирующих друг друга и раскрывающих слушателям смысл евангельского повествования, в творчестве Баха с трудом поддается классификации. Вероятно, величие Баха состоит в том, что он, как никто из современников, сумел воспользоваться богатством возможностей, открывшихся благодаря реформе Ноймайстера при всей изначальной ограниченности и даже известной «узости» идеи поэта. На основе устойчивых тональных форм Бах свободно сочетал в К. Между этими 2 полюсами представленными у Баха единичными «чистыми» образцами - широкое поле творчества, в к-ром каждое новое произведение является более или менее индивидуальным вариантом жанрового синтеза. На этот феномен обратил внимание, в частности, А. Дюрр и ввел термин «хоральная кантата» по отношению к баховскому творчеству. Первая и последняя части хоральной К. Текст и музыка мадригальных частей продолжают и по-новому раскрывают смысл положенных в их основу церковных песен; вместе они составляют музыкальную проповедь на темы евангельского отрывка, читающегося в церкви в тот или иной день года. Вскоре утвердилось специальное обозначение для произведений в новой манере как духовных, так и светских - cantada. Родоначальником испан. Крупнейшие авторы - Х. Упадок церковной жизни и культуры к кон. Жанровое обозначение, однако, сохранилось и довольно часто использовалось композиторами последующих эпох по отношению к вокально-инструментальным сочинениям циклической формы, как камерным, так и предназначенным для больших составов исполнителей. В совр. Граница между этими терминами при таком их употреблении не всегда ясна. Обычно считается, что К. Всякий раз это требует собственного обоснования. Во мн. Так, изучение музыки И. Баха дало Ф. Мендельсону импульс к написанию ряда духовных и светских К. Одна из них, на тексты из лютеровской Библии, а также из церковной песни М. Ринкарта, вошла в качестве грандиозного финала во Вторую симфонию композитора - «Хвалебная песнь» 1840 , приуроченную к 400-летию изобретения книгопечатания которое Мендельсон прославляет как мощное средство распространения Слова Божия. Автором первых К. Мартини П. Скоков наиболее известна его К. В XIX - нач. Чайковского «Москва» 1883, на слова А. Майкова , сочиненная по заказу для коронации имп. Александра III. Лучшие сочинения рус. Впечатляющим опытом создания в России внелитургической музыки религиозно-философского плана с учетом лучших достижений западного духовного искусства стали монументальные К. Толстого и «По прочтении Псалма» 1914, на слова А. Хомякова С. Одним из шедевров музыкальной классики, развивающим эпические традиции русского искусства, является хоровая К. Прокофьева, написанная на основе музыки к одноименному фильму. Изысканная К. Денисова, опирающееся на традиции К. Дебюсси автора К. Булеза создателя К. Шара «Свадебный лик» 1946 и «Солнце вод» 1948 ; родство творчества Денисова с франц. Bern, 1973. Die Vokalmusik D. Kassel, 1965. Die Kantaten von J. Kassel, 1971. The Eighteenth-Century French Cantata. Ann Arbor, 1982; Mioli P. Firenze, 1988. Eighteenth-Century English Secular Cantatas. The Italian 17th-Cent. Warren Mich. Detroit Studies in Music Bibliogr. Иоганн Себастьян Бах.
Кариссими, А. Кантаты создавались российским композиторами П. Чайковским, Н. Римским-Корсаковым, С.
Что такое кантата в музыке 5 класс
Что такое кантата, история кантаты | Кантата — (итал. cantata, от лат. саntare петь) вокально инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. |
Кантата в музыке: что это и как объяснить детям? | Изучение кантат в музыке для 4 класса позволит учащимся расширить свои знания о музыкальных жанрах и стилевых направлениях. |
Четыре слова из арсенала классической музыки, смысл которых нужно знать
Кантата является важной частью истории классической музыки и имеет значительное значение в развитии музыкальной культуры. Забытые страницы русской хоровой музыки: кантата “Stabat Mater” Гавриила Якимовича Ломакина. Кантата — (итальянск. cantata) принадлежит к числу синкретических художественных форм, соединяющих стиховую форму с музыкальным исполнением. Кантата — (итал. cantata, от лат. саntare петь) вокально инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. петь), обычно многочастное произведение для солистов, хора и оркестра жанр вокально-инструментальной музыки. (итал. cantata, от cantare – петь) – обычно многочастное произведение для солистов, хора и оркестра; жанр вокально-инструментальной музыки.
Что такое кантата в музыке 3 класс кратко
ЧТО ТАКОЕ ОРАТОРИЯ, КАНТАТА И ДРУГИЕ ХОРОВЫЕ ПЬЕСЫ. | Что такое кантата в музыке для 3 класса: Кантаты были особенно популярны в эпоху барокко, когда музыка исполнялась при церковных обрядах или особых мероприятиях. |
Кантата — что это такое в музыке для детей 3 класса | Главная» Новости» Кантата что это такое в музыке. |
Кантата — что это такое в музыке для детей 3 класса
Кантата также отличается непродолжительностью, поэтому иногда она даже может выступать частью оратории. это музыкальное произведение, которое обычно исполняется солистами, хором и оркестром и часто имеет религиозное содержание. Кантата – это своеобразное сплетение музыки, слова и эмоций, создающее чувство гармонии и полноты выражения. Кантата является одним из самых масштабных жанров в музыке, и она требует от исполнителей большого мастерства и технического уровня. Кантата – одна из наиболее известных и интересных форм вокальной музыки. В вокально-инструментальной музыке, помимо кантат, выделяют еще и жанр «оратории».