Новости что означают дни масленицы по дням недели

названия каждого дня недели. Как празднуют масленицу каждый день недели с понедельника по воскресенье. Масленичная неделя Масленица празднуется семь дней, с понедельника по воскресенье.

Масленица: традиции празднования по дням недели

Яковитская монофизитская Церковь совершала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур. Православным ответом было установление сплошной седмицы после Недели о мытаре и фарисее, а позже — Сырной седмицы. Существует версия, что Сырная седмица или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году — как особое дополнительное покаянное время. Об этом повествует Никифор Каллист Ксанфопул XIV век в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав. В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю эту неделю вкушали только хлеб и воду. Следовательно, Сырная седмица появилась при святителе Никифоре Константинопольском в начале IX века как противовес ересям. Таким образом, установление Сырной седмицы было не просто желанием исключить мясную пищу из рациона накануне поста, но, в первую очередь, было рациональным ответом на еретические практики. К тому же и богослужения Сырной седмицы получили свои особенности, свойственные постному уставу.

Так, в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, в эти дни на богослужении произносится молитва прп. Ефрема Сирина с коленопреклонением. Последняя подготовительная неделя перед началом поста заканчивается воспоминанием изгнания Адама из рая, что было следствием его грехопадения. Об этом поется и читается на вечерни и утрени воскресного дня. В песнопениях говорится, что греховное состояние человечества подобно состоянию изгнанного из Рая Адама. Перед началом Великого поста, подготавливая к нему, Православная церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам. Также этот день именуется Прощенным воскресением. В храмах совершается особый Чин прощения. По древней традиции в этот день православные христиане просят друг у друга прощения за все приключившиеся грехи и обиды, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире.

Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом в храме для совместной молитвы. После они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили весь пост в аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до Недели Ваий Вербного Воскресения. Пустыня — место весьма опасное и подвижники могли просто не вернуться оттуда, поэтому просили друг у друга прощения как перед смертью. Так и появился в Церкви этот благочестивый обычай. Таким образом, Сырная седмица весьма своеобразна — с одной стороны это еще не пост, но уже есть признаки приближающегося Великого поста, выраженные особым образом. Характер седмицы, если говорить об уставной его части, покаянный, а не праздничный. Сырная седмица пришла на Русь из Византии вместе с церковным уставом. Здесь она получила свое осмысление, известное нам сейчас как Масленица.

Рядом исследователей высказывается мнение, что Масленица — это традиционные народные гуляния перед началом Великого поста, подобные карнавалам в западных, католических странах. Стоит немного остановиться на карнавале. Это прямой отсыл к мясопусту. Основной мотив карнавала — изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом. Для этого собственно и устраиваются праздничные гуляния и обильные трапезы. Карнавалы и фестивали в различных формах существовали и существуют во многих странах Европы и Нового Света. Приурочены они к различным праздникам и событиям, в том числе, к мясопусту перед Великим постом. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер.

Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Действительно, очень похоже на Масленицу. Но есть интересная особенность. По определению М. Бахтина, главная отличительная черта карнавала — это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни. Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты. Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу.

Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела. В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм.

Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания. В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы. Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду. Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости.

Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи».

Для этого собственно и устраиваются праздничные гуляния и обильные трапезы. Карнавалы и фестивали в различных формах существовали и существуют во многих странах Европы и Нового Света. Приурочены они к различным праздникам и событиям, в том числе, к мясопусту перед Великим постом. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Действительно, очень похоже на Масленицу. Но есть интересная особенность. По определению М. Бахтина, главная отличительная черта карнавала — это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни. Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты. Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу. Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела. В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм. Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания. В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы. Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду. Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц….

Это может навлечь беду на всю семью. По традиции также запрещается сидеть дома в одиночестве, масленица — это праздник для общения, веселья и радости. В это время нужно выходить на улицу, кататься на санках, гулять и праздновать. Тем более, что с четверга по воскресенье работать тоже запрещается. Также у каждого дня есть свой запрет. Например, в понедельник нельзя вслух обсуждать планы на будущее; просить и давать в долг; бездумно тратить большие деньги, ремонтировать мебель и навещать гостей без подарков. Во вторник запрещено отказывать в милостыне нуждающимся и лицемерить, а в среду ругаться с родными и друзьями, бросать незаконченными вязанные вещи и искать в небе падающую звезду.

Принято ходить в баню, чтобы встречать весну чистым, и на кладбище, чтобы помянуть души усопших. Так, например, нельзя делать грязную работу и даже мыть полы — ведь грязной водой можно «залить очи покойникам». Убираться в доме можно в Узкую масленицу, причем в эти дни следует активно избавляться от старых вещей. Также нельзя прясть, чтобы не засорить глаза усопшим. Православные люди в эту неделю не едят мясо, но до наступления Великого поста еще могут есть рыбу и молочные продукты. Запрещается сквернословить, ругаться и завидовать, а также брать или давать деньги в долг. Нельзя встречать гостей в неубранном доме и ходить в гости с пустыми руками. Приметы Ненастное перед Масленой неделей воскресенье — к обильному урожаю грибов летом. Ненастное Прощеное воскресенье — к теплой и солнечной весне. Длинные сосульки на Масленой неделе — к хорошему урожаю. На самой неделе наблюдали, какой день самый ясный, — в такой день недели следовало начинать сев пшеницы весной. Если первый блин получился румяный, весь год семья не будет знать болезней.

Масленица: как ее провести правильно, что можно делать, что нельзя

дни Масленичной недели. Остальные дни масленичной недели (с четверга по воскресенье) — это Широкая Масленица, которая пройдет 14, 15, 16 и 17 марта. Первый день Масленичной недели называется Встреча.

Масленичная неделя — названия по дням недели

Существует две версии происхождения Масленицы — языческая и христианская. Имеет смысл рассмотреть обе. Масленица языческая Ряд отечественных исследователей считают, что Масленица уходит своими корнями в языческие времена. Праздник был связан с днем весеннего равноденствия, 21 марта, который был началом нового года по солнечному календарю. Празднование календарно было тесно связано с началом земледельческих работ, и длилось две недели — неделю до дня весеннего равноденствия и неделю после. На Масленицу воздавались особые почести Ярилу — божеству весеннего солнца и плодородия, которое приходило на смену зимнему солнцу Коляде. В связи с началом сезона земледелия также задабривали «скотьего бога» Велеса.

Велес, согласно поверию, принимавший обличие медведя, считался одним из высших богов славянского пантеона и противопоставлялся Перуну. Есть мнение, что предшественницей известной нам Масленицы была Комоедица, а Велес в данном случае был Комом — медвежьим богом. Предполагают, что существовала традиция на Комоедицу первые испеченные блины торжественно относить в лес и раскладывать их на пнях, чтобы пробудившиеся от зимней спячки медведи, олицетворяющие Велеса, могли отведать ритуальное приношение. Поэтому с названием Комоедица связывают пословицу «первый блин комом», указывая последнее слово как «комам», то есть «медведям». Однако, более правдоподобной выглядит иная версия происхождения данной пословицы — «первый блин кому», то есть покойнику. Это обусловлено тем, что Масленица была еще и особым временем поклонения духам предков и поминания усопших.

Но стоит обратиться к источникам. Сохранилось всего одно достоверное письменное свидетельство о Комоедице в статье священника Симеона Нечаева за 1874 год, который наблюдал ее в белорусском селе Бегомль Борисовского уезда Минской губернии. Частичная перепечатка статьи Нечаева этнографом Шейном впоследствии сделала популярной версию о Комоедице как о предшественнице Масленицы. Обратимся к тексту оригинальной статьи. Первое, что обращает на себя внимание — дата празднования. Нечаев указывает: «Праздник этот всегда бывает в канун Благовещения Пресвятой Богородицы».

Если говорить о дне накануне Благовещения, то это 24 апреля по старому стилю. Дата весьма приближена ко дню весеннего равноденствия, но строгого соответствия нет. Однако, праздник, несомненно, языческий и к Благовещению привязан разве что календарно, и сделано это было уже после прихода христианства. Важен сам факт того, что праздник сохранился с языческих времен, несмотря на то, что на момент написанию статьи христианство на этих землях господствовало уже не один век. Священник Симеон Нечаев пишет: «Начало свое этот праздник ведет, без сомнения, от времен дохристианских и служит вероятною аргументацией того, что в этой местности поклонялись медведю». Далее по тексту раскрывается этимология названия праздника: «В этот день приготовляются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготовляется сушеный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительной пищей, травами; на второе блюдо подается кисель, потому, что медведь любит овес; третье блюдо состоит из гороховых комов, от чего и самый день получил название комоедицы».

Есть и иные версии происхождения названия. Так, академик Б. Сам праздник Рыбаковым возводился ко временам каменного века и связывался с охотничьим культом медведя. По мнению профессора Л. Клейна, название праздника — это «позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских». Название, действительно, может быть связано с греческой комедией, но не как древний родственник, а как заимствование в белорусский из греческого через латинское посредство.

Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые «шуты гороховые» стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях. Праздник Комоедицы выглядит локальным, но и у Масленицы с культом Велеса определенно есть связь. Об этом говорит обычай «пробуждения медведя» - инсценировка, которую разыгрывали в один из дней праздника. В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки и прутья.

Вот тогда «медведь» начинал просыпаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль. Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой. Таким образом, версия о Комоедице, как о предшественнице Масленицы, пусть и не являясь документально подтвержденной, все же представляет интерес для дальнейших исследований. Празднование Масленицы сопровождается целым циклом обрядов, одним из которых является сожжение соломенного чучела.

Существует несколько версий происхождения этого обряда. Наиболее распространенная и популярная версия — славяне сжигали чучело Морены Мораны , богини бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее — смерти. В образе Морены воплотилась идея ежегодного умирания и последующего возрождения природы. Это самое страшное, враждебное человеку божество — богиня ночи, зимы. Славяне верили, что Морена заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом. По поверьям, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом.

Каждую весну сражается с силами света, олицетворением которых является Ярило, чтобы как можно дольше продлить на Земле зиму. Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре на Масленицу. Эта версия, на первый взгляд, видится вполне подходящей для принятия ее за основную. Однако, подробное изучение вопроса показывает некоторую несостоятельность этой версии, поскольку до 15 в. Нет и упоминаний о культе этой богини. Об этом пишет сербский филолог, этнолингвист, литературовед, фольклорист Деян Айдачич в своей работе «Морана в представлениях славянский исследователей мифологии и некоторых славянских писателей».

Марцаны нет между бронзовыми идолами полабских славян, изготовленных ювелиром Якобом Шпонхольцeм в XVIII веке, и потому ее нет также в книге Андреаса Готлиба Маша о якобы найденных статуэтках Ретры — прильвицких идолах. В списках кумиров и идолов, которых уничтожали, согласно летописям восточных славян, нет упоминаний о Море, Маре или Морене как о богинях, которым поклонялись язычники». Впервые богиня с созвучным именем Марзана упомянута в хронике Яна Длугоша «Анналы, или хроники великих королей Польши», написанной в 1460 г. Длугош отождествляет Марзану с древнеримской Цецерой древнегреческой Деметрой , богиней урожая, плодородия и жатвы. Это сильно разнится с образом Мораны как богини смерти. Таковой она становится в 18 в.

Позже Вацлав Ганка, чешский славист, поэт и деятель Чешского возрождения, в подделке «Краледворской рукописи», опубликованной в 1819 году, указывает Морену в некоторых местах — Морану как богиню смерти. Во второй половине 19 века подделки Ганки были разоблачены, но именно благодаря его патриотическим фантазиям польская форма Марзана Марцана была вытеснена чешским Морена Морана. Так это закрепилось и в переводах на русский язык, также на Ганку ссылались русские исследователи. Русский фольклорист Александр Афанасьев в трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» 1865-1869 также напрямую связывает богиню смерти со сжиганием чучела на Масленицу, при этом полагает, что вместо имени забытой богини используется название народного праздника. Интересно, что у западных славян чучела Мораны не сжигали, а в основном топили в близлежащем болоте или другом водоеме. Примечательно, что Длугош, не ассоциируя Морану со смертью и увяданием, а, наоборот, отождествляя ее с плодородием и урожаем, отмечает, что поляки топили чучело в дни Великого поста.

Русский публицист, поэт и филолог Андрей Кайсаров в своем труде «Мифология славянская и российская», увидевшем свет в начале 19 в. Тут Зивония, она же Зевана, согласно Длугошу — богиня охоты, которую он ассоциирует с римской Дианой. Получается довольно интересный обряд — через потопление чучел богинь плодородия и охоты люди пытались избавиться от болезней и смерти. Возможно, отчасти в этом и кроется поздняя трансформация Морены из богини плодородия в богиню смерти. А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие — Масленицу.

Почти в эти же дни у православных христиан проходит Сырная седмица, даты которой зависят от числа, на которое выпадает Пасха.

В 2024 году это дни с 11 по 16 марта. Подробнее о Сырной седмице мы еще расскажем в этом материале. Кроме того, как известно, в праздник принято сжигать чучело в знак наступления весны. Но откуда пошла такая традиция? Поделиться Как отмечают Масленицу в 2024 году Как отмечают Масленицу в 2024 году Как появилась традиция сжигать чучело на Масленицу Традиция сжигать чучело Масленицы тоже древняя. В старину это божество называли Мареной.

На некоторых территориях страны было принято закапывать куклу в землю, а в других регионах ее разрывали на части и раскидывали кусочки по полю. При этом иногда вместо куклы роль Марены играл человек, ему устраивали символичные похороны. Фольклорист Владимир Пропп полагал, что Масленица возникла как земледельческий обряд для плодовитости. Она входила в единый цикл с другими аграрными праздниками: Семиком, Троицей, Иваном Купалой и "похоронами Костромы". Наши предки считали, что мертвые, находясь в земле, могут оказывать влияние на плодородие почвы. Древнейшая фаза состоит в том, что воплощением силы является дерево.

Насмотренье маскарада и на вечернее катание с гор приглашались и простые, и знатные люди. Среду называли лакомкой. С этого дня начинались пиршества во всех домах.

Гостей угощали блинами, накрывали столы, в деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись шатры, торговые палатки, торгующие горячими сбитнями напитки из воды, меда и пряностей , калеными орехами, пряниками. Здесь же продавали чай из кипящего самовара.

Четверг — разгул, перелом, широкий четверг: на этот день приходилась середина игр и веселья. В этот день проходили так называемые кулачки — кулачные бои, известные еще с Древней Руси. По правилам нельзя было закладывать в кулак тяжелое, бить лежачего, нападать нескольким людям на одного, бить ниже пояса или по затылку.

Тех, кто нарушал это правило, строго наказывали. Биться можно было «стенка на стенку» «коллективные бои» или «сам на сам» один на один , вести так называемые «охотницкие» бои для знатоков, любителей таких поединков. И все-таки это были скорее не серьезные соревнования, а веселая игра, праздник, которому, естественно, соответствовала и одежда.

Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья", — говорил он. Традиции, связанные с блинами Были и свои "блинные" традиции. Например, считалось, что "первый блин покойнику". Его не ели, а клали на подоконник, ведь он был поминальным. Часто первые блины отдавали нищим, чтобы они молились за усопших. Тонкий и красивый — к сытной богатой жизни. Блин комом нужно было съесть, пока его никто не увидел, иначе быть беде. С помощью блинов также привораживали.

Девицы шептали над тестом, чтобы блин был красивым, а судьба — счастливой. Народный календарь Масленичной недели Каждый день Масленичной недели имеет свое название и определенные приметы и ритуалы, которые важно было соблюдать. Нетяжелый понедельник встреча Масленицы На Руси невеста переезжала в дом мужа. С утра девушки шли в гости к родителям, а на ужин приходили уже зять со сватами. Их нужно было хорошо накормить и никого не обидеть.

Масленица – История праздника, что означает, как и когда появился, традиции, фото и видео

Что означает каждый день Масленичной недели? У каждого дня весёлого праздника Масленицы своё значение и чёткие традиции, которые передались нам от древних славян. Дело в том, что у праздника, который отмечали ещё древние славяне, есть чёткие традиции. Безусловно, сейчас они не соблюдаются в полной мере, но значение дней Масленицы народ хранит, передаёт из поколения в поколение. Что делают в понедельник Масленицы? Понедельник — первый день Масленой недели — называют Встречей, в него принято делать горки изо льда. Согласно примете, чем дальше сани покатятся при спуске с горки, тем лучше будет качество урожая.

Конечно же, в понедельник Масленицы начинается приготовление блинчиков. Первый нужно обязательно отдать бездомному. Ещё сегодня важно смастерить и выставить на улицу чучело Масленицы, которое сжигают в воскресенье. Что делают во вторник Масленицы? Вторник Масленицы величают Заигрышем. В этот день устраивают весёлые игры, а ещё много гуляют на свежем воздухе, катаются на каруселях и санях.

Как отмечают Масленицу в среду? Среда Масленой недели — Лакомка, когда нужно потчевать гостей блинами собственного приготовления. В этот день нужно встречать гостей, потчевать их блинами и другими угощениями. Много веков назад на Лакомку наши предки устраивали кулачные бои и проводили конные соревнования. Что делают в четверг на Масленицу? Четверг Масленицы — Разгуляй — день, когда начинаются широкие гулянья.

У православной церкви есть своё прочтение этой недели, а точнее седмицы. Согласно Типикону, всю седмицу, включая среду и пятницу, разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты, но запрещено во все дни — мясо. Так Церковь противопоставляет языческий, разудалый праздник Масленицу покаянной сырной седмице, для которой характерно «светлое предчувствие поста». Иначе можно сказать, что масленичная неделя начинается за 56 дней до Пасхи, что обычно соответствует второй половине февраля по новому стилю. Что означает каждый день Масленичной недели? Масленичная неделя длится семь дней, каждый из которых принято отмечать по-своему.

Издревле существует поверье, что тот человек, который встретит Масленицу достойно и правильно, будет счастлив, сыт и удачлив на протяжении всего последующего года. Какие же традиции нужно соблюдать в каждый день праздничной недели? Понедельник 20 февраля — встреча В древние времена в этот день начиналась подготовка к широким гуляниям: дети катались со снежных горок, взрослые ходили по гостям, а молодёжь наряжалась в костюмы и ходила с песнями и плясками по всему городу. Сегодня считается, что лучше всего провести масленичный понедельник с родными и обязательно угостить их блинами. При этом первый испечённый блин нужно отдать нищим, чтобы те помянули души усопших родственников. Вторник 21 февраля — заигрыши Второй день Масленичной недели, как правило, был посвящён смотринам: молодые люди приглашали понравившихся им девушек кататься на санках и водить хороводы, а под вечер звали их в гости, чтобы познакомить своих потенциальных невест с родственниками.

Время заигрышей было выбрано не случайно: свадьбы разрешалось играть только после Пасхи в Великий пост они были запрещены , поэтому молодёжь присматривалась друг к другу на Масленичной неделе с далеко идущими планами. Среда 22 февраля — лакомка К третьему дню Масленичной недели ярмарки продолжают набирать обороты, а гуляния становятся ещё более масштабными. Однако на среду лучше всего запланировать домашнее пиршество — не зря её называют «лакомкой». В этот день можно есть столько, сколько душе угодно, ведь как говорили наши предки: «Блин не клин, брюха не распорет». А ещё на третий день Масленичной недели мать жены должна пригласить своего зятя на блины. Чем богаче будет её стол, тем больше она благоволит мужу своей дочери.

Четверг 23 февраля — разгул На этот день приходится середина праздничных гуляний: три дня позади, а три — ещё впереди. В масленичный четверг было принято откладывать все свои дела и отправляться на центральную площадь, где устраивались весёлые хороводы, игры в снежки, катания на лошадях, соревнования на ловкость и выносливость, поедание блинов и, конечно же, жаркие кулачные бои.

В праздники каждый старается досыта наесться угощений, а также избавиться от всего, что может помешать духовному росту и развитию. По приметам, если на Масленицу блины удались, то год принесет процветание, комом - жди беды. Чем вкуснее получились блины на Масленицу, тем больше будет денег и благополучнее жизнь. В среду теще необходимо пригласить своего зятя и испечь для него блины.

Если угощения ему понравятся, значит, её дочь будет счастлива. Дождь или мокрый снег на Масленицу - осенью грибов будет много, если же холода - лето жаркое встречай. Незваные гости на Масленицу - к счастью. Чем больше угощений на столе, тем жизнь будет краше. Если на Масленицу сжечь или выбросить негодные вещи - жди новых. Если в Прощеное воскресенье человек найдет в себе силы простить, то сможет жизнь изменить.

Суббота Этот день назывался «Золовкины посиделки», тут особого внимания ждали сёстры мужа. Жёны приглашали их в гости, дарили ценный подарок и кормили блинами — куда же без них. Воскресенье «Проводы» — кульминационный момент Масленицы. На возвышенности устанавливали шест с колесом наверху. Обод символизировал скорое приближение солнца и увеличение продолжительности светового дня. Вечером каждая деревня озарялась костром — сжигали чучело. Соломенную барышню наряжали, украшали, делали ей макияж углями, а потом устанавливали в центре костра.

Народ прощался с зимой шутками-прибаутками, весёлыми песнями и руганью за морозы. С потухшими поленьями Масленица заканчивалась, праздник уходил — наступала пора думать о душе. Масленица в ЭТНОМИРе Калужская область, Боровский район, деревня Петрово Широкая Масленица — традиционно одно из самых ярких и масштабных мероприятий в парке-музее «ЭТНОМИР»: большие гуляния с песнями и плясками, блины с чаями, ярмарочные ряды с товарами от народных умельцев и мастеров, выступления фольклорных коллективов, игры, конкурсы один из самых зрелищных, конечно — аттракцион силы и ловкости «Ледяной столб» , катание в карете, запряженной лошадьми, и в упряжке с хаски и многое другое.

Дни масленичной недели

Масленица по дням недели: у каждого дня Масленицы есть свое особенное название, традиции и правила: церковные и народные. Масленичная неделя. Считалось, что прожить дни, в которые идет Масленица, надо так, чтобы потом не было мучительно больно от упущенного времени. Неделя Масленицы: традиции и обычаи. У каждого дня масленичной недели есть своё имя и свои обычаи празднования.

Праздник Масленица: обычаи и традиции 🥞

Делимся секретом приготовления блинчиков. История и традиции Вся масленичная неделя делится на два периода — Узкая Масленица с понедельника по среду и Широкая Масленица с четверга по воскресенье. Отличие в том, что в период Узкой Масленицы можно заниматься уборкой и другими домашними делами, а во время Широкой — уже нет. В этот период прекращались все работы, и начиналось массовое веселье. Несмотря на то, что сегодня Масленица входит в православный церковный календарь как «Сырная седмица», этот праздник имеет языческие корни. В древние времена он носил название Комоедица и был приурочен к весеннему равноденствию — одному из четырёх главных праздников, связанных с Солнцем. Блины считались земным отражением Солнца-Ярилы, почитавшегося как божество. А маслом их мазали, чтобы умилостивить высшие силы.

Не забывали наши прародители и про «скотьего бога» Велеса, символом которого считался медведь, просыпающийся от зимней спячки. Древние славяне пытались заручиться его покровительством, оставляя на лесных пеньках блины во время праздника. Кстати, с этой традицией связана и известная поговорка: «Первый блин комам» а не «комом», как многие думают. Ведь «комами» на Руси называли медведей. Обряд сжигания чучела на костре тоже восходит к языческим временам. Наши предки сооружали большую соломенную куклу, символизирующую Марену Морану, Мару — богиню смерти и зимы, которая властвовала в холодное время года — сажали её на сани и везли на самую большую площадь города. Затем начинались гуляния, танцы и песни, во время которых народ прощался с Мареной, ругая её за морозы и голод, но также благодаря её за весёлые зимние забавы.

И, наконец, под вечер чучело сжигали. После принятия христианства Церковь пыталась искоренить этот языческий праздник, однако вскоре стало очевидно, что лучше пойти с народом на компромисс. Так Масленичная неделя наполнилась новыми идеями и стала последним этапом подготовки к Великому посту. Сегодня считается, что в этот период верующие должны приблизиться к прощению всех обид и наладить хорошие отношения с родными. Как высчитывается дата праздника?

Все работы по дому прекращались, заниматься хозяйством в ближайшие дни считалось дурной приметой. Поэтому народ оставлял все свои дела и шел на площадь, чтобы как следует повеселиться. На Руси существовало множество традиционных развлечений, характерных для масленичного четверга: кулачные бои; катания на лошадях и в повозках; соревнования на ловкость и выносливость; хороводы; штурм и захват снежного городка; разведение костров и прыжки через огонь; песни, пляски и, конечно же, поедание блинов. Отсидеться дома в этот день не получалось.

Верили, что всех, кто по какой-то причине проигнорирует всеобщее веселье, настигнут горести и неудачи. Ну, и осуждение соседей, конечно же. День 5. Тещины вечерки В пятницу уже зятю было положено со всеми почестями принять тещу. Блины к приходу матери пекла дочь — жена зятя. Теща приводила с собой подруг, чтобы похвастаться перед ними, за какого хорошего парня выдала свою дочку. День 6. Золовкины посиделки В субботу молодые невестки уделяли внимание своим золовкам — сестрам и родственницам мужа. Девушки собирались, чтобы поесть, пообщаться и посплетничать.

Кроме золовок приглашали и подруг, и свою родню, причем, если сестры мужа были замужем, то подруг приглашали замужних, и наоборот. Доброй приметой считалось сделать всем пришедшим в гости какие-то небольшие, но приятные подарки. Православная церковь в масленичную субботу празднует Собор всех преподобных отцов — в этот день почитают всех, кто заслужил место среди святых своим монашеским подвигом. День 7. Проводы, или Прощеное воскресенье Самый важный день всей Сырной седмицы.

Несмотря на сходство, карнавал и Масленица проходят в разные дни, так как Пасха в католической и православной традиции выпадает на разные дни. Хотя очень редко бывает так, что календари совпадают. Масленица по дням Первые три дня масленичной недели называют узкой Масленицей, праздник только начинает набирать обороты, а с четверга и далее начинается широкая масленица, когда гуляния действительно приобретают внушительный размах. В масленичную неделю у каждого дня свое название. Встреча — понедельник В этот день начинали готовиться к встрече Масленицы — строили увеселительные городки с горками, качелями, делали чучело зимы, которое будет торжественно сожжено в воскресенье.

А хозяйки начинали печь блины, причем первый блин отдавали тем, кто нуждается, бездомным или нищим. Заигрыши — вторник На второй день Масленицы было принято устраивать смотрины и сватовство, что и нашло отражение в названии, ведь девушки и парни в этот день заигрывали друг с другом. Если удавалось договориться и составить пару, свадьбу планировали после Пасхи, чаще всего на Красную горку. Лакомка— среда В этот день зятья ходили к теще на блины. По количеству и качеству блинов можно было судить о том, как теща относится к зятю.

Нередко, прямо на улице проводится мастер-класс по выпеканию блинов, и каждый желающий может попробовать испечь блин и угостить им любого прохожего. До наших дней дошла и традиция жечь чучело на Масленицу, но теперь это скорее делается для того, чтобы проводить зиму, поблагодарить ее за все хорошее, и встретить приход весны.

А вот прыжки через костер это уже не традиция, а скорее способ повеселиться. В наше время прыжки через костер не избавляют от грехов, для этого следует посещать церковь и усердно молиться. Заканчивается неделя в воскресенье, которое именуется Прощеным воскресеньем. В этот день надо искренне просить друг у друга прощения , а на просьбу отвечать словами: «Бог простит». Учитывая, что уже вслед за Прощеным воскресеньем, в понедельник, начинается Великий пост, в него надо войти с чистой душой, нельзя таить в глубине души какие-то обиды, оставлять что-то недосказанным. Посмотрите также: поздравление с Крещением в прозе Самые интересные сведения о Масленице в России Масленица — это особенная праздничная неделя, на протяжении которой можно употреблять сливочное масло, разнообразную молочную продукцию и блины. Православная церковь также называет этот долгожданный период Сырной седмицей, так как даже посты в среду и пятницу отменяются.

Православная религия рассматривает масленичную неделю по-особенному, так как этот период воспринимается, как возможность попросить прощение у ближних, очистить душу от негативных эмоций и подготовиться к главному посту. Масленица тесно связана с обрядами, которые связаны с древними традициями. Обычаи обычно связаны с возникновением нового периода жизни, возможностью получить урожай в ближайшем будущем и необходимости поклониться умершим. Сожжение чучела — это обряд, олицетворяющий наступление нового времени и прощение с прошлым. Предки верили в то, что именно этот ритуал способствует привлечению лучшего и светлого будущего. Ритуальная борьба способствует уходу зимы и последующему приходы весны, поэтому даже обычные народные игры обладают глубоким смыслом и играют важную роль. Борьба представлена в виде кулачных боев и игровых захватов снежных городов.

Веснянки — это особенный ритуал, направленный на привлечение нового цикла бытия. Ритуал связан с приходом символической весны, которая способствует повышению рождаемости людей, получению урожая в начавшемся году. Символ сжигают и его пепел разбрасывают по полям. Масленичная неделя также подчеркивает важность продолжения рода, поэтому предки сватали молодых и проводили смотрины, девушки «преследовали» холостяков. Поминание предков также было важным, так как считалось, что с душами усопших нужно поддерживать тесную связь. Это требовалось для того, чтобы умершие, находящиеся в ином мире, могли поспособствовать получению богатого урожая.

Масленица 2024: когда начинается, история и традиции

Что означает каждый день Масленичной недели? У каждого дня весёлого праздника Масленицы своё значение и чёткие традиции, которые передались нам от древних славян. Масленица по дням недели. От чего зависит день начала Масленичной недели, и как определить дату прихода Масленицы? А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие – Масленицу. это семь дней, посвященных народным гуляньям, вкусной еде и застольям. Масленицу считают проводами зимы. Масленичная неделя. Дни Масленицы.

Народные приметы на Масленицу

Каждый день в масленичную неделю имеет свое название и проходит по определенному ритуалу. Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2023 году и как отмечать ее по дням. Дни Масленичной недели: названия и значения. Саму Масленичную неделю условно разделяют на два периода. В последний день масленичной недели провожали зиму и встречали весну. Масленица по дням недели: у каждого дня Масленицы есть свое особенное название, традиции и правила: церковные и народные. В последний день масленичной недели сжигают чучело, олицетворяющее собой зиму.

Встреча Масленицы: 24 февраля у православных начало Масленичной недели

Тёщин вечерок, приходится на пятницу Множество из традиций масленицы направлена на то, чтобы ускорить женитьбу молодого человека и юной девушки, но и это еще не все, ведь некоторые обычаи также касались и совсем молодых супружеских пар, которые живут вместе не так долго. В этот день сам зять должен пригласить к себе в дом тещу, чтобы поздравить её с масленицей, а также угостить различными яствами. К приходу тещи молодые должны были приготовить не только вкусности, но и медовые блинчики , а родители невесты приносили с собой подарки. Золовкины посиделки, приходятся на субботу В субботний день молодая жена должна пригласить сестру своего мужа к себе в дом, чтобы порадовать угощениями, тут стоит помнить, что хозяйка должна очень постараться, чтобы накрыть богатый и вкусный стол.

По традиции, золовка должна оценить стол молодых, и не редко в давние времена сестра мужа могла отпустить ехидные замечания о том, что стол не слишком богат вкусностями. Сегодня вряд ли золовки будут отпускать такие шуточки, но все таки стоит более серьезно подготовиться к приходу сестры мужа в дом. Также в этот день люди могли помянуть все ушедшие в другой мир души, хозяева должны были угостить не только своих близких и гостей, но и отдавать блины просящим или бездомным, чтобы они тоже могли почтить память умерших.

Для каждого дня в России есть традиции и ритуалы. Понедельник встреча. На этот день планируются походы по гостям, выпекание первого праздничного блина. По традиции, раньше его отдавали беднякам. В современных реалиях он символизирует память помин душ умерших родных и близких. Вторник заигрыши, сватовство. В старые времена на этот день назначались смотрины, знакомились пары.

Сейчас это не столь актуально. Однако во многих гороскопах и гаданиях можно увидеть, что второй день масленичной недели идеально подходит для знакомства с далеко идущими целями. Верить или нет - решать вам. Среда лакомка. В масленичную среду мать жены теща по традиции печет блины и угощает зятя.

Разгоряченные мужчины могли поучаствовать в кулачных боях между собой, а по правилам боя нельзя было наносить удары в область затылка и бить соперника ниже пояса. Если же соперник упал, то он обязательно получал пощаду, выигравшего угощали пирогами и блинами, на такие гулянья собирались и взрослые, и дети.

Тёщин вечерок, приходится на пятницу Множество из традиций масленицы направлена на то, чтобы ускорить женитьбу молодого человека и юной девушки, но и это еще не все, ведь некоторые обычаи также касались и совсем молодых супружеских пар, которые живут вместе не так долго. В этот день сам зять должен пригласить к себе в дом тещу, чтобы поздравить её с масленицей, а также угостить различными яствами. К приходу тещи молодые должны были приготовить не только вкусности, но и медовые блинчики , а родители невесты приносили с собой подарки. Золовкины посиделки, приходятся на субботу В субботний день молодая жена должна пригласить сестру своего мужа к себе в дом, чтобы порадовать угощениями, тут стоит помнить, что хозяйка должна очень постараться, чтобы накрыть богатый и вкусный стол. По традиции, золовка должна оценить стол молодых, и не редко в давние времена сестра мужа могла отпустить ехидные замечания о том, что стол не слишком богат вкусностями.

По деревням отправлялись ряженые, которых нужно было щедро угощать блинами — ведь под маской может скрываться и умерший родственник. Пятница — Тещины вечерки. Теперь зять должен звать тещу в гости. Согласно примете, в этот день становится ясно, какими будут отношения в семье весь год. Суббота — Золовкины посиделки. К молодым в гости идут родственники мужа. Воскресенье — Прощенье, Прощеное воскресенье. На него просят друг у друга прощения, а также наедаются блинами и сжигают чучело Масленицы. Принято ходить в баню, чтобы встречать весну чистым, и на кладбище, чтобы помянуть души усопших. Так, например, нельзя делать грязную работу и даже мыть полы — ведь грязной водой можно «залить очи покойникам». Убираться в доме можно в Узкую масленицу, причем в эти дни следует активно избавляться от старых вещей. Также нельзя прясть, чтобы не засорить глаза усопшим.

Праздник Масленица: обычаи и традиции 🥞

А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие – Масленицу. Что означает каждый день Масленичной недели? Масленичная неделя длится семь дней, каждый из которых принято отмечать по-своему. От чего зависит день начала Масленичной недели, и как определить дату прихода Масленицы?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий