Трагедия актрис Зои и Виктории Федоровых: мать убили, дочь чуть не спилась на чужбине. Родилась Зоя Федорова 21 декабря, в 1909 году, в городе Петербурге.
Зоя Федорова - история жизни, тайны и загадочная смерть актрисы
Первым, кто приехал на место преступления стал Игорь Васильев. Ветеран органов внутренних дел поведал, какую версию он считает более правдивой. Изделия забрал преступник. Мы изъяли только «следы» — пустые коробочки из-под драгоценностей, их был не один десяток, бирки, которые убийца срезал», — цитирует мужчину «КП».
Также Васильев убеждён, что вариант устранения актрисы спецслужбами — это большая глупость. Ее убийство было связано только с похищением драгоценностей. Она располагала деньгами.
Убийца не просто так к ней пришел», — подытожил бывший оперативник.
Зое было тридцать семь лет, за плечами около двадцати кинокартин и всесоюзная известность. В квартиру ворвались несколько человек в кожаных куртках. Зоя услышала слово «арест», затушенное топающими по паркету грязными сапогами и стуком опрокидывающихся ящиков стола.
Она просила проститься с дочкой, ей не разрешили. Тогда, издав нечеловеческий вопль, Зоя рванулась в спальню. Не было в тот момент силы, способной ее удержать. Напугав до смерти малышку, обливаясь слезами, она схватила на руки маленькое тельце.
Ее силой оторвали от ребенка, скрутили руки и вывели на улицу. Нет слов, чтобы описать все пытки и надругательства, которым подвергли некогда известную актрису. На 99 допросах ее заставляли признаваться в преступлениях против советской власти, связи с иностранными разведчиками, даже в покушении на Сталина. Окончательно потеряв здоровье и пытаясь найти спасение, Зоя попыталась покончить с собой.
Не удалось. Ее спасли, а затем снова жестоко избили. Несколько раз ей изменяли приговор, пока после очередного подписанного ею признания не отправили на 25 лет в лагеря.
А разговоры вокруг них не смолкают. Одни говорят, что она — засланная шпионка, другие — что он. Зоя Федорова Историк Борис Соколов известен своими сенсационными расследованиями. Он открывает немало тайн советского периода. Но раз она собиралась за него замуж, то какой был смысл ей работать против него", - отмечает Соколов. Зоя мечтает не только выйти замуж, она ждет от американца ребенка. Еще несколько месяцев назад она даже не заговорила бы с иностранцем, ведь отец Федоровой в 1938 году попал в тюрьму только за то, что показал дорогу немецкому музыканту, который заблудился в Москве.
В тот момент, а было это до Холодной войны, когда мы дружили с Америкой, это было совершенно нормально, и она думала, что любовь с американцем не будет иметь каких-то последствий. И поэтому, когда Берия пригласил ее в свой особняк на Садовом кольце, она с удовольствием приняла приглашение", - рассказывает режиссер Александр Стефанович. Виктория уже час сидит над пустым листом. Как объяснить американцам, почему ее мать, влюбленная и беременная, соглашается на сомнительное приглашение Берии. Вдруг приходит сравнение: между ними была страшная игра, едва ли не каждый месяц Лаврентий Павлович звонил Зое. От его звонков ее бросало в дрожь. Было сказано, что она идет на семейный вечер, где и жена будет, и семья. Однако, все обстояло совсем не так", - отмечает Стефанович. Едва она входит в дом, как понимает: никого нет. Ее встречает только ординарец и сухо докладывает, что Берия задерживается на службе, а его супруга внезапно заболела.
В ожидании влиятельного поклонника, Федорова просидит три часа. Она вывернулась и вышла в ту комнату, где был ординарец, он вручил ей букет цветов. Очевидно, это был такой ритуал для всех дам, которые приходили к Берии. А Лаврентий Павлович стоял на балконе, глядя ей вслед. Она помахала ему этим букетиком и поблагодарила за него, на что Берия ответил: "Это не букет, это венок", - говорит Александр Стефанович. Вскоре ее арестуют, а капитан Тейт будет срочно выслан из Москвы. Берия получал любую красавицу, стоило только захотеть. Отказать не могли ни жены членов Политбюро, ни известные балерины и артистки. В особняке Берии побывала и актриса Татьяна Окуневская. Спустя годы, она открыто расскажет в интервью, что пришлось стать его любовницей, за что она потом поплатилась свободой.
Ее осудили на 10 лет в конце сороковых, когда во власти началась борьба за место сталинского преемника. Федорову отправят в колонию раньше. Лаврентий Берия. Я только потом узнала из литературы, что у нее был роман с американским офицером, а при жизни Федоровой об этом непринято было говорить, даже Вика не рассказывала ничего", - рассказывает народная артистка РСФСР Лариса Лужина. Коллеги по актерскому цеху даже не подозревали, через что ей пришлось пройти. Зою Федорову забирают накануне Нового года, в декабре 1946. Приговаривают актрису к 25 годам за шпионаж и отправляют в тюрьму для особо опасных преступников — Владимирский централ. Там над ней издеваются как над врагом народа, обливают кипятком, бьют, не дают спать. Федорова не выдерживает и пишет письмо бывшему поклоннику, Берии. В нем она просит прощения за свой несдержанный характер, однако ответа не последует.
Была очень компанейской, но в душу ей никто влезть не мог. Говорят, она в карты играла, в преферанс на деньги. Все-таки она провела в тюрьме немало времени, это же не санаторий, и, конечно, привычки оттуда вынесла, но в жизни они не проявлялись никак", - вспоминает режиссер Виталий Павлов. На свободу Федорова выходит через 9 лет, в 1955, когда началась массовая реабилитация осужденных по политическим статьям.
Сама же Виктория развелась с ним через 15 лет совместной жизни. Согласно решению суда, ее сын остался с бывшим супругом. Вскоре она вновь вышла замуж. Актерская карьера Федоровой-младшей на чужбине не сложилась. За годы, проведенные в США, она снялась всего в 5-ти картинах, 3 из которых были сериалами.
Поэтому Виктория нередко появлялась на экране и плакатах в качестве рекламной модели. Кроме того, под авторством Федоровой в 1979 году в Америке вышла книга «Дочь адмирала». Эту автобиографию актриса посвятила своей матери. В последние месяцы жизни Виктория Федорова была серьезно больна. Врачи диагностировали у нее заболевание легких и опухоль в головном мозге. Она скончалась в 2012 году в Пенсильвании в возрасте 66 лет.
Биография Зои Федоровой
Зоя Федорова впервые увлеклась театром еще в средней школе и исправно посещала детский драмкружок. Однако отец не разделял ее увлечения, считая, что у его дочери должна быть солидная профессия. Поэтому после окончания школы Зоя Федорова стала работать счетчицей в Госстрахе. Но в 1927 году ее жизнь и карьера едва не оказались загубленными из-за одной неприятной истории. Дело было так. Федорова посещала в Москве молодежные вечера, которые устраивал у себя дома некий Кебрен. На этих вечеринках она познакомилась с военнослужащим Кириллом Прове. Он прекрасно играл на рояле, был красив и, видимо, этим пленил 17-летнюю Федорову. Один раз она даже пригласила его к себе домой в гости. И кто знает, чем бы кончилась эта связь, если бы осенью 1927 года Прове внезапно не арестовало ГПУ по подозрению в шпионаже в пользу Великобритании. Следом за ним чекисты арестовали и Федорову как пособницу иностранного шпиона.
Девушку мог ожидать самый печальный финал, однако судьбе было угодно смилостивиться над ней. Видимо, разобравшись в том, что 17-летняя девчонка просто запуталась в своих знакомствах, чекисты после первого же допроса ее отпустили. Зоя Федорова не рассталась с мечтой и в конце двадцатых годов поступила в театральное училище, которым руководил Ю. Завадский, ученик К. Через два года училище закрыли, и студенты оказались не у дел. Федорова собиралась в ненавистный Госстрах. Неожиданная возможность поступить против воли родителей в 1930 году в училище при Театре Революции, причем на первый курс, определила всю дальнейшую судьбу Зои. Через четыре года она успешно его заканчивает. В 1932 году, будучи студенткой, была приглашена сняться в эпизодической роли в фильме «Встречный» режиссер С. Стоит ли говорить, как счастлива была Федорова даже такой маленькой ролью.
Когда фильм вышел на экраны, она пригласила всех своих родственников на премьеру фильма, она не знала, что эпизод с ее участием при окончательном монтаже из картины вырезали. Первая попытка оказалась неудачной, но именно во время этих съемок она познакомилась с 25-летним оператором Владимиром Рапопортом, который через два года стал ее мужем. Он же будет и ее первым наставником в кино, приглашая в фильмы, которые сам же будет снимать. Но это произойдет только через три года. А в 1933 году Федорову внезапно заметил молодой режиссер Игорь Савченко, который запускался с музыкальным фильмом «Гармонь». Однажды он остановил актрису за кулисами театра и предложил ей роль в своем фильме. Так состоялся дебют Федоровой в кино. После этого фильмы с ее участием стали выходить на экраны страны один за другим, а зрители с нетерпением ждали встречи с любимой актрисой. В 1936 году на экраны страны вышел фильм «Подруги» Ленинградская киностудия. Это трогательная история о трех девушках, добровольно ушедших сестрами милосердия на фронт в годы первой мировой войны.
Федорова сыграла в нем роль своей тезки — Зои две другие женские роли сыграли Янина Жеймо и Ирина Зарубина. Фильм имел огромный успех и принес актрисам всесоюзную известность. Например, Федоровой многочисленные поклонники не давали прохода как на улице, так и дома, куда они звонили ежедневно по нескольку раз. Но она к тому времени была уже замужем, хотя с мужем они проживали в разных городах: он — в Ленинграде, она — в Москве. Рапопорта это не устраивало, и вскоре ему удалось выпросить у местных властей отдельную квартиру в городе на Неве для себя и своей молодой жены. Но Федорова переезжать к мужу не торопилась. Она была целиком увлечена своей успешной карьерой в кино. В 1937 году Зоя Федорова и В. Рапопорт вместе участвовали в съемках фильма «На границе». И хотя он не имел громкого успеха, как фильм «Подруги», однако роль Федоровой в нем не прошла незамеченной.
Актриса по праву вошла в список тогдашних звезд советского кино. Но тут внезапно ее карьера едва не прервалась на самом взлете — Федорова попала в категорию детей «врагов народа». Дело обстояло так. В 1936 году заболела ее мать у нее обнаружили рак , и отец нашел для нее частного врача, который оказался немцем. Однако больной он помочь так и не сумел, и его присутствие в доме Федоровых кое-кем было истолковано превратно. Когда в стране началась кампания против «врагов народа», эта связь сыграла злую шутку с Алексеем Федоровым. Он и так порой позволял себе нелестные отзывы в адрес некоторых высоких руководителей на правах человека, работавшего у Ленина, он имел все права так высказываться , поэтому когда «ежовщина» охватила всю страну, его постигла участь миллионов несправедливо осужденных. Летом 1938 года А. Федоров был арестован по статье 58 УК и приговорен к десяти годам лишения свободы. Став дочерью «врага народа», Федорова мысленно распрощалась со своей звездной карьерой.
Однако, как это ни странно, но арест отца практически не отразился на дальнейшей судьбе актрисы. За первые десять лет своей карьеры в кино она снялась в 22 картинах, причем, в большинстве из них в главных ролях. Стоит отметить, что за съемки в фильмах «Музыкальная история» 1940, 7-е место в прокате — 17,9 млн. Однако, как признавалась позднее сама актриса, она мечтала о других ролях — ярких, музыкальных, — а ей приходилось играть героинь, как через кальку списанных друг с друга. Даже пыталась изменить свой имидж, сыграть отрицательную героиню чтоб курила, пила и ругалась как базарная торговка , но таких ролей ей никто не предлагал. Так что не все безоблачно было в тогдашней ее кинокарьере. Между тем в конце 30-х годов изменилась личная жизнь актрисы. Брак с В. Рапопортом окончательно развалился, и в 1939 году актриса встретила свою настоящую любовь. Этим человеком стал летчик Иван Клещев.
Однако оформить свои отношения официально времени у них не хватило — началась война с фашистской Германией. Клещев ушел на фронт, и в одном из боев под Сталинградом его самолет был сбит. Летчика спасло чудо — он выжил, получив тяжелые ранения. Более месяца пролежав в госпитале, его выписали с диагнозом «не годен к полетам». После этого Героя Советского Союза Ивана Клещева распределили для дальнейшего прохождения службы в отдел по расследованию авиакатастроф. В отличие от него, Федорова была несказанно рада такому повороту событий и уже мечтала о свадьбе. Однако судьбе было угодно расставить все по-своему. В один из дней И. Клещев вылетел к месту очередной катастрофы под Тамбовом, и самолет, в котором он находился, был атакован вражеской авиацией. В неравном бою самолет Клещева был сбит и разбился.
Так Федорова вновь осталась одна. Надо отдать должное Зое Федоровой, несмотря на драматизм всего происходящего в стране и в ее личной судьбе, она не прекращала попыток вызволить из тюрьмы отца. Для этого ей даже пришлось напроситься на прием к Лаврентию Берии. Этот человек тайно симпатизировал знаменитой актрисе и готов был многое для нее сделать в обмен на ее благосклонность. По воспоминаниям многих, через такую «помощь» Берии тогда прошли многие известные женщины страны. Вполне вероятно, что не избежала этой участи и Федорова. В результате в конце лета 1941 года ее отца выпустили на свободу. Однако годы отсидки не прошли для 56-летнего А. Федорова даром. Из-за обморожения в лагере ему ампутировали пальцы на обеих руках.
И в-четвертых, в убийстве героини этого текста может быть след неназванного американского журнала. Они подали на журнал в суд. Зоя летела на судебный процесс. Но в то же время, когда произошло убийство, в Москве находился ее зять, он попал под подозрение. По одной из версий, убийство было связано именно с этой поездкой в Америку и с судами, которые Зоя Алексеевна и Вика затеяли. Слишком большие суммы потребовали с журнала», — рассказывал бывший сотрудник уголовного розыска Игорь Васильев.
По их мнению, в убийстве могла быть замешана ее подруга Маргарита Набокова. В роковой день они должны были встретиться. Но этого не произошло — прибыв на место преступления, милиция нашла в двери записку Маргариты. В ней девушка известила Зою о том, что она приходила к ней домой, но ее не оказалось на месте. Родственники актрисы считали, что Набокова убила подругу, а записку оставила чтобы запутать следствие. Однако мотивов для совершения этого поступка у девушки не было.
Все близкие Зои были потрясены произошедшим. Особенно нелегко пришлось ее дочери Виктории, проживавшей в США. Она даже не смогла приехать на похороны матери.
При осмотре тела актрисы экспертов-криминалистов поразила одна странная деталь. Она была настолько популярна, что на ее карьере даже не сказался арест отца по сфабрикованному делу о госизмене. Крутой поворот в судьбе актрисы случился в 1945 году, когда на приеме в министерстве иностранных дел она познакомилась с американским дипломатом Джексоном Тейтом. И спустя некоторое время Зою Федорову обвиняют также в шпионаже, и, несмотря на все прежние заслуги, несмотря на грудного ребенка, ее приговаривают к 25 годам лишения свободы и отсылают в Темниковские лагеря", — заявила кандидат исторических наук Евгения Куренкова. Тюрьма и оправдание Позже Зою Федорову перевели во Владимирский централ.
В музее этой знаменитой тюрьмы, среди поделок, заключенных и предметов арестантского быта до сих пор хранится фотография актрисы. После смерти Сталина Федорову реабилитировали. В 1955 году она вышла на свободу. Но тем не менее те любители ее таланта все-таки нашлись в высоких кабинетах власти. И она получила небольшую квартиру", — рассказал криминалист. Квартира была хоть и небольшой, но она располагалась в номенклатурном доме на набережной Тараса Шевченко в Москве. Там проживала партийная элита. Переезд в статусное здание стал вторым судьбоносным поворотом в жизни актрисы.
Она снова сыграла в кино", — продолжает эксперт. Она снималась почти без перерывов. Только в 1965 году сыграла в девяти фильмах. Последней ролью "королевы эпизода" стала вахтерша общежития тетя Паша в оскароносной мелодраме Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". Однако денег актерская профессия тогда приносила не так уж много. В начале 70-х Федорова нашла себе иной источник доходов. Пошли слухи, что она стала спекулировать драгоценностями и антиквариатом. И ее квартира стала своеобразным перевалочным пунктом.
Ей поставляли уникальные ювелирные изделия, предметы изобразительного искусства. Она составляла каталоги и предлагала это все иностранцам или же тем коллекционерам в Советском Союзе, которые очень хотели получить ту или иную вещь", — пояснила Евгения Куренкова.
Как органична она была в образе советской бабушки, можно судить, вспомнив ее роль в фильме «Москва слезам не верит». А о том, насколько Зоя Алексеевна Федорова соответствовала этому типажу внутренне, в интервью 2003 года вспоминал ее бывший зять, сценарист Валентин Ежов: «Женщина она была недалекая. Я относился к ней иронично.
Зоя носила высокую прическу, покрытую лаком. На этой прическе всегда ее собачка Хеппи спала. Я ни разу не видел, чтобы она эту «бабетту» распустила… Зоя тащила в дом все, что нужно и не нужно. Ее спальня от пола до потолка была набита барахлом…» В пору забитой барахлом спальни Зое Федоровой было шестьдесят. По нынешним меркам это не старость, но в человеке многое может перегореть.
Тут, конечно, надо учесть, что дочка обладательницы «бабетты» бросила Валентина Ежова ради артиста балета, и он в свои оценках мог быть пристрастен. В конце концов, с ее именем связана одна из самых красивых любовных историй сталинского времени. Все, что мы знаем о Зое Федоровой из газет, материалов на сайтах и телепередач, складывается из вороха вымыслов, домыслов и легенд. Ей приписывали работу на Министерство государственной безопасности. Писали, что она была ключевой фигурой среди московских спекулянтов драгоценностями и антиквариатом.
Она якобы дружила с Галиной Брежневой, и та ей покровительствовала. По одной из самых популярных версий, накануне эмиграции в США актрису убили то ли специалисты КГБ, то ли люди министра внутренних дел Щелокова — его жене приглянулась принадлежавшая Федоровой редкая драгоценность. Убийство Зои Федоровой так и не раскрыли, и, возможно, все это правда. А может, и нет: доказательства отсутствуют, их заменяют предположения, а свидетельства тех, кто ее знал, часто говорят о другом. Перед нами стихийно сложившийся миф, ставший идеальной story, рассказиком для глянцевого журнала или развлекательного сайта.
Но если существует ставшая общественным достоянием красивая история, то есть и стоящая за ней потребность. Всем хочется жить в красивом и ухоженном доме, обладать красивой семейной историей — и это относится не только к отдельным людям, но и к обществу в целом. В нашем минувшем ХХ веке немного правдивых историй о ставших принцессами Золушках и победивших драконов принцах.
ЗОЯ ФЕДОРОВА. НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ ЗАСЛУЖЕННОЙ АРТИСТКИ.
Зоя Федорова с дочерью и внуком в США. Зоя Федорова была дочкой рабочего и домохозяйки, одно время ее отец работал начальником паспортной службы Кремля: пролетарий вошел в номенклатуру. Виктория Федорова, дочь Зои Федоровой, родилась 18.01.1946 г. в Москве. Рубрики История без фотошопа Люди и судьбы О Зое Федоровой, заключенной Владимирского централа.
Зоя Федорова — трагичная судьба звезды советского кино
Однако вскоре место отбывания изменилось — ее направили в широко известный благодаря знаменитой песне Владимирский централ. Различные виды наказания также получили и члены ее семьи — сестра Александра с детьми отправилась в ссылку, а сестре Марии назначили 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Маленькая дочь Зои поехала в ссылку на север Казахстана вместе с тетей. Освобождение и встреча с Тейтом В 1955 году Федорова была амнистирована и, наконец-то, воссоединилась с дочерью. Естественно, девушка не хотела возвращаться обратно, а потому по истечении срока трехмесячной туристической визы вышла замуж за пилота авиакомпании Pan American, с которым познакомилась на приеме, данном в ее честь. В 1976 году родился сын — внук Зои — Кристофер. Сама Федорова смогла приехать в США в 1976 году, и бывшие возлюбленные встретились после разлуки длиною в жизнь… В 1978 году Тейт умер, а Зоя Алексеевна еще несколько раз навещала дочь и внука. Ей было тоскливо одной, и она решила переехать к доченьке, в которой души не чаяла. Пожилая женщина начала собирать документы, надеясь, что ее выпустят.
Наконец, заветное разрешение было получено. Но мечте не суждено было осуществиться… Зоя Федорова с дочерью, зятем и внуком Убийство Вечером 11 декабря близкая подруга Зои все никак не могла достучаться до нее — дверь никто не открывал. Забеспокоившись, та позвонила племяннику Федоровой у него были ключи и попросила приехать открыть квартиру. Вошедшим открылась страшная картина: пожилая женщина сидела в кресле и держала в руке телефонную трубку. Лицо ее было все в крови. Орудием убийства был пистолет «Зауэр», выстрел в затылок прервал жизнь актрисы мгновенно. Поскольку Зоя Алексеевна была крайне осторожным человеком и никогда не впускала в дом посторонних, можно было предположить, что преступник был ей хорошо знаком. Первая версия — политическая Мы не зря изложили историю любви Зои и американского дипломата, за которую девушка надолго поплатилась свободой.
Существует предположение, что Федорова еще в 1927 году она стала агентом ОГПУ — тогда она вместе со своим возлюбленным военным Кириллом Прове была арестована. Парня обвиняли в том, что он — иностранный шпион, а его девушку — в пособничестве. Как бы там ни было, но дело Зои тогда было быстро закрыто «за недостаточностью доказательств». С одной стороны — это были еще не 1930-е, хотя и тогда, случалось, людей выпускали на свободу. Поэтому в освобождении начинающей актрисы нет ничего странного. Но некоторые уверены — это произошло не просто так, Зоя дала согласие стать агентом советской разведки. Таким образом, суровое наказание за связь с иностранцем — ссылка в лагеря, замененная на тюремное заключение — связывается с тем, что объект должен был постоянно находиться под наблюдением, а во Владимирском централе это делать было проще. Легче также было перлюстрировать письма девушки.
Сторонники данной версии приводят аргументы: во-первых, в 1941 году сам Берия предложил Зое работать на советскую разведку в том случае, если Москва будет захвачена немцами. А во время ареста обвиняемую допрашивал сам полковник Лихачев, а не просто старший следователь, что как бы говорит о значимости фигуры Федоровой. Уехав в Америку, пожилая актриса могла рассказать то, чего никому знать не следовало.
С «подъемными» помог уже признанный советским классиком Сергей Михалков.
Федорова была полностью реабилитирована и практически сразу начала сниматься, в чем не было ничего сверхъестественного, вспомнить хотя бы тех же Окуневскую с Руслановой. Уже в 1956-м на экран вышла ставшая хитом проката мелодрама «Медовый месяц». Она долгие годы состояла в штате Театра киноактера, много колесила по стране с творческими вечерами. Жила вместе с дочерью — вначале в двухкомнатной квартире на Фрунзенской набережной, затем в той самой злополучной трешке напротив гостиницы «Украина».
Отношения, которые связывали мать и дочь, нельзя назвать простыми. Впрочем, судя по всему, у Виктории мало с кем складывалось. Конечно, на то были объективные причины. До девяти лет девочка считала родной матерью свою тетку Александру и росла в ссылке в Северном Казахстане.
Превратившись в женщину удивительной, совсем не советской красоты, Виктория тоже решила стать актрисой и уже во ВГИКе отличалась бешеным темпераментом. Вот что рассказывал ее однокурсник актер Семен Морозов: «Вику уважали и побаивались, прежде всего за характер — непримиримый и решительный. Девушка была из тех, кто не дрогнет под дулом пистолета, особенно если права. А она почти всегда считала себя правой.
Многие предпочитали держаться от Вики подальше: она была страшной антисоветчицей. Морозов стал свидетелем романа Виктории с футболистом московского «Торпедо» Немесио Пасуэло. Карьера в кино, напротив, складывалась, хотя сама актриса считала достойными лишь две свои работы — в картинах «О любви» и «Двое». Виктория Федорова Федорова-младшая давно знала, кто ее отец, и мечтала с ним повидаться.
На исходе застоя эта встреча стала осуществима, равно как совместная пресс-конференция дослужившегося до звания контр-адмирала Тейта и его дочери, советской гражданки. А 7 июня того же 1975-го, за несколько дней до окончания срока действия туристической визы, Виктория вышла замуж за гражданского летчика Фредерика Ричарда Поуи. Возвращаться в Советский Союз она не собиралась. Виктория не приедет на похороны матери, хотя ради нее их несколько раз переносили.
По словам знакомых, она была убеждена, что Зою Алексеевну убрали по приказу советских спецслужб, и если она пересечет границу, ее тоже убьют. Дошло до беспрецедентного: она даже просила в случае приезда гарантий собственной безопасности. Интересно, как она это себе представляла. До сих пор приходится читать, что убийство Федоровой — дело рук «особой пятерки» КГБ, специального подразделения для устранения ненужных людей.
Актриса не скрывала своих планов перебраться к дочери за океан, но она слишком много знала и была устранена в назидание: даже элитам нельзя выходить из-под контроля. Вот только непонятно, о чем таком — даже принимая во внимание многолетнее сотрудничество с органами — она могла рассказать? Зачем ее «убрали» так грубо, при помощи пули? И как объяснить, что до убийства она трижды побывала в гостях у дочери, проведя там в общей сложности год?
К 1981-му, когда Зоя Алексеевна вновь подала прошение на выезд, ситуация несколько обострилась. Виктория издала в Америке книгу «Дочь адмирала» и надеялась на голливудскую экранизацию. К тому же она как раз снялась в картине о жизни гонимой в СССР православной поэтессы Юлии Вознесенской, которую в Союзе сочли антисоветской. Федорова действительно не скрывала от своего окружения, что на этот раз не планирует возвращаться.
За два года до убийства она продала дачу. И жила, как смогли убедиться милиционеры, «на чемоданах»: на Кутузовском были изъяты три пустых подрамника, множество бирок от ювелирных украшений. В этом не было ничего удивительного: в ситуации, когда легально вывезти из страны наличность не представлялось возможным, «отъезжанты» старались перевести все свои средства во что-то материальное. Известно, например, как танцовщики из тех, кто победнее, переводили все свои деньги в балетную одежду, которую на Западе можно было выгодно продать.
Но это породило еще один ворох версий: якобы еще с начала 1970-х актриса входила в так называемую бриллиантовую мафию. В Москве даже шептались, что после убийства в квартире обнаружили чемодан с драгоценностями, который бесследно исчез. Зоя Федорова, дочь Виктория, зять Фредерик и внук Кристофер, 1978 г. Если предположить, что у Федоровой действительно хранились уникальные ценности, ее убийство ложится в один ряд сразу с несколькими громкими преступлениями тех лет.
Когда убили Федорову, главный подозреваемый, одесский налетчик Бец, был в бегах впоследствии он погибнет в перестрелке.
Откуда деньги? Может возникнуть вопрос: а откуда у Федоровой вообще были средства на покупку ценностей? Ведь все тогда жили более чем скромно?
Только не Зоя Федорова! В ней явно была предпринимательская жилка. Во-первых, она занималась организацией так называемых «левых» концертов, за которые платили черным налом. Актриса и сама охотно в них участвовала и, бывая в глубинке, непременно посещала местные барахолки, на которых люди порой были готовы отдать старинную вещь за бесценок.
Кроме того, из своих поездок в США она всегда привозила разный дефицит — в том числе модные нейлоновые шубы. Поскольку материал был синтетический, дешевый, в Америке они стоили по тем временам не больше 3 долларов. А в Москве за них готовы были отдать аж целых 500 рублей! Достаточно неожиданная, но вполне правдоподобная версия принадлежит Борису Кривошеину, бывшему начальнику уголовного розыска 123-го отделения милиции города Москвы.
В свое время именно он вел это дело, и оно ему запомнилось. Выйдя на пенсию, он решил начать собственное расследование. Убийца — женщина? Положение тела Федоровой, полагает Кривошеин, больше похоже на то, что она не сама собиралась позвонить, а именно сняла трубку после прозвучавшего звонка.
То есть, Зоя Алексеевна была убита в тот момент, когда хотела снять трубку — значит, убийца очень не хотел, чтобы этот разговор состоялся. Во время следствия Кривошеину однажды позвонила женщина, не назвавшая своего имени, и попросила обратить внимание на одну из знакомых Федоровой, в последнее время часто ее навещавших. Ее сын так же, как и дочь актрисы, уехал в США. Видимо, на этой почве пожилые женщины и сблизились — тем более что новая подруга оказалась более удачлива в деле получения визы, чем Зоя — выезд ей уже был разрешен и даже был куплен билет на самолет.
Федоровой пришла в голову идея — а что если переправить с новой знакомой недавно приобретенное ценное кольцо? Подруга согласилась. В этот день она пришла за драгоценностью, и одновременно должна была позвонить Вика, которая записала бы номер рейса — чтобы встретить иммигрантку в аэропорту. Такой звонок был бы некой страховкой — дочери стало бы известно, что украшение передано.
Борис предположил, что женщина не хотела убивать, надеясь получить кольцо и уйти до звонка. Ведь потом факт передачи никак невозможно было бы доказать. Но на всякий случай она захватила трофейный «Зауэр», оставшийся с военной поры. Когда прозвенел роковой звонок, и Зоя потянулась к трубке, «подруге» ничего не оставалось, кроме как выстрелить.
Доказательство того, что убийца — именно женщина, Кривошеин видит и в том, что волосы на голове Федоровой были аккуратно приглажены, хотя выстрел непременно должен был их растрепать.
А когда она рассказала мне про арест, который проводил лично Берия, я поняла, какой ужас ей довелось пережить. Впрочем, сначала нужно напомнить, что за путь она прошла до того, как ее судьба была сломана. Зоя родилась в простой петербургской семье, отец — рабочий, мать — домохозяйка. После революции их положение изменилось. Они переехали в Москву, отец — старый большевик — получил место начальника паспортной службы Кремля. Семья стала жить в достатке, Зоя хорошо училась в школе, занималась в драмкружке и мечтала быть актрисой.
Но родители ее мечты не поддерживали, папа устроил ее после школы работать счетчицей в Госстрах. Но Зоя упорно добивалась своего и через несколько лет все-таки поступила в театральное училище, их она сменила два. В кино ее стали приглашать, еще когда она была студенткой. Со смехом вспоминала Зоя свою первую роль. В фильме «Встречный» она сыграла эпизод. Когда картина вышла, пригласила в кинотеатр всех друзей, с замиранием сердца ждала своего появления. Но так и не дождалась, эпизод вырезали.
Друзья были в недоумении, Зоя плакала. Но этот фильм все равно сыграл в ее жизни решающую роль. На съемках она познакомилась с оператором Владимиром Рапопортом, который позже стал ее мужем.
Виктория Федорова: причина смерти. Краткая биография дочери Зои Федоровой
Внук Зои Федоровой страдает русофобией - Газета «Коммерсантъ» - Коммерсантъ: последние новости России и мира. Зоя Федорова спешит на вокзал – сегодня приезжает ее дочь. Федорова Зоя появилась на свет 21 декабря 1907 г, в обеспеченной многодетной семье, где Зоя была последним 4-м ребенком. Дочь Зои Федоровой считала, что актрису застрелил один из людей, которых и она, и мама очень хорошо знали.
Московский детектив: так все-таки кто убил Зою Федорову?
Зоя Федорова с дочкой Зоя Федорова с дочкой, зятем и внуком | Wday. В июле 1945 года Зоя была неожиданно отправлена в Крым на гастроли, а Тэйта выдворили за пределы СССР в течение 48 часов. Судьба, карьера и трагическая гибель Зои Федоровой: как любовь к иностранцу повредила творческому пути Зои Фёдоровой и как актрису настигла страшная смерть. Биографическая справка о Зое Фёдоровой, составленная по воспоминаниям её дочери Виктории, на сайте Музея Сахаровского центра. Зоя Федорова с дочерью Викторией и внуком Кристофером. Фёдорова, Зоя Алексеевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фёдорова. Зоя Фёдорова Зоя Фёдорова в фильме «Станица Дальняя» (1939) Имя при рождении: Зоя Алексеевна Фёдорова Дата рождения: 8 (21) декабря 1909(1909-12-21).