Только некоторые установки советского воспитания так плотно вошли в нашу жизнь, что мы и не задумываемся что-то менять. Что такое актуальные методы воспитания? Как правильно воспитать ребенка, чтобы подготовить его к жизни в современном мире?
Газета "Правда". Воспитать в человеке Человека
Советское воспитание: очевидные плюсы и откровенные минусы | Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского. Социолог Лидия Окольская сравнила воспитательные модели Советского Союза и Российской. |
Вы точно человек? | Немало сделала для нашего воспитания и советская ткацкая и швейная промышленность. |
Как воспитывали детей в СССР
Просто надо посмотреть то, что есть. Военно-патриотическое воспитание мы даем здорово, оно у нас очень хорошо поставлено. Нам нужно добавить сюда воспитание буквально во всем, на каждом предмете. Через историю, через литературу, через музыку, через труд воспитывать человека». Васильева считает, что каждый урок должен продолжать воспитательный процесс, в котором родителям нужно принимать активное участие.
Ольга Васильева: «Часто упрекают молодежь в равнодушии.
Исполнилось восемь недель — пора в ясли В Союзе отпуск по беременности и родам составлял 112 дней: восемь недель до родов и восемь — после. Впоследствии появилась возможность воспользоваться дополнительным отпуском, но он не оплачивался. Поэтому для того, чтобы свести концы с концами, молодым мамам приходилось доверять ребенка опеке государственной системы здравоохранения, отдавая его в ясли. Страх от одиночества. Страх в ожидании матери, которая уезжает на работу рано утром и приезжает поздно вечером. Сначала ты боишься в яслях — тебя в них оставляют уже в год, и это везение, потому что кого-то сдают на казенный кошт уже в два месяца. Переходишь из яслей в садик и тоже боишься», — пишет журналист Анастасия Миронова. Сейчас такую ситуацию представить довольно сложно, ведь материнскому присуствию и его влиянию на ребенка посвящена масса исседований. Ученые в один голос твердят, что одиночество для ребенка недопустимо, и соверменные родители могут разве что испльзовать этот метод для наказания.
Домой — только по выходным В шестидесятых стало возможно не забирать ребёнка из садика ежедневно, а оставлять его там на всю рабочую неделю, с понедельника по пятницу. Конечно, так делали не все, а только те, кто, например, работал в ночную смену. Для современных родителей перспектива такого шага стала бы чуть ли не трагедией, а тогда это было в порядке вещей.
Только за 1918 год советские декреты в корне изменили дореволюционную школу: полностью отделили её от церкви и запретили преподавание богословия, ввели совместное обучение мальчиков и девочек, отменили оценки, наказания и плату за учёбу. Но самое главное — образование наконец-то официально стало всеобщим и обязательным, хотя и с оговорками. Проводя реформы, новая власть стремилась избавиться от «старой школы». С одной стороны, для ускоренной индустриализации страны нужно было обеспечить граждан равным средним и профессиональным образованием. С другой, создав единую систему образования от детского сада до вуза , надо было выковать нового, советского человека, готового строить новый мир. Детский сад на прогулке, Ленинград, 1930-е годы Фото: Wikimedia Commons 1920-е годы стали для советской школы временем смелых педагогических экспериментов.
При этом многие лидеры Наркомпроса не имели не только педагогического образования и опыта, но и даже высшего образования. Тем не менее они были знакомы с передовыми педагогическими идеями своего времени. В первую очередь, лидеры коммунистического государства отдавали предпочтение американским концепциям в противовес европейским, которые считали «вырожденческими». Но заимствовали большевики идеи не напрямую, а преобразуя их. Как правило, меняли основу с индивидуалистской на коллективистскую. То есть использовали методологию, а идеологию при этом меняли. Советская единая трудовая школа: никаких книжек, в основе — труд При создании новой школы большевистские лидеры рассматривали разные проекты. Были среди них и очень смелые. Например, один предполагал создание школы-коммуны, где объединялось обучение и промышленное производство.
Согласно проекту, учиться в таких заведениях нужно было каждый день пять дней труда и два — на экскурсии, доклады и так далее без выходных и каникул. При этом никаких учебников — книга вообще провозглашалась «бичом детства». Такое учебное заведение, по задумке, должно было обслуживать и обеспечивать себя самостоятельно. Доктрину образования будущего советское руководство создало быстро. Уже в 1918 году ВЦИК принял концепцию единой трудовой школы. Концепцию разрабатывали советские педагоги под руководством видных деятелей партии: Анатолия Луначарского, Надежды Крупской и Пантелеймона Лепешинского. Основана она была, в первую очередь, на идеях «школы труда» американского педагога Джона Дьюи, щедро сдобренных большевистской идеологией. Джон Дьюи Фото: Wikimedia Commons Основой школьной жизни провозглашался радостный труд без принуждения. Коллективная работа «школьной коммуны» была нацелена на воспитание будущих граждан.
Обучение должно было носить общеобразовательный политехнический характер, то есть должно было теоретически и практически знакомить учеников с различными отраслями производства. Соответственно, учебный процесс кардинально изменился. Был создан отдельный предмет — трудовое воспитание, на который выделили солидное количество учебных часов. Ученики младших классов во время таких занятий осваивали ремёсла, а старших — приобщались к работе на предприятиях и в колхозах. По словам Луначарского, новая школа не могла, да и не должна была, как средние учебные заведения прошлого, растить интеллигентов. Цель советского образования нарком обозначал так: «Всех научить трудиться». Много времени на занятиях уделялось физическому и эстетическому воспитанию — спорту, гимнастике, играм, танцам, музыке, пению, рисованию, лепке. В число учебных методов вошли экскурсии, прогулки, зарисовки, моделирование. Важное место занимал принцип самостоятельности: ребёнок должен был сам обогащать свой опыт.
Классы, которые раньше набирали по возрасту, заменили на группы по уровню подготовки. Ученики в основном в образцово-показательных школах, а также школах-интернатах получили право на самоуправление и создание школьных советов. Без одобрения совета, к примеру, нельзя было наказать провинившегося ученика. Такой уровень свободы детей по меркам дореволюционной школы а именно из неё происходило большинство учителей раннего СССР был сопоставим с полной анархией. Читайте также: Домашние задания и экзамены в трудовой школе отменили. Также педагоги должны были учитывать региональные особенности при сборе учебного материала. За что трудовую школу невзлюбили родители Первые педагогические преобразования большевиков столкнулись с большими трудностями. Так, отказ от преподавания Закона Божьего вызвал широкое и упорное сопротивление, особенно в среде крестьян. Как вспоминала Надежда Крупская, достаточно было появиться слухам о том, что богословие могут изъять из учебной программы, — и родители не пускали детей учиться, заявляя, что такие школы им не нужны.
Родительские комитеты в городах тоже выражали недовольство. Во многом поэтому советская власть их ликвидировала. От компромисса — сделать Закон Божий факультативом — большевики категорически отказались. Вместо родительских комитетов за образованием стали следить «представители трудового населения». Их избирали через партийные коллективы и женотделы. Но на деле представители, среди которых практически никогда не было родителей, совершенно не интересовались делами школ, и «пролетарский контроль» провалился. Внедрение трудового принципа тоже шло негладко. Преподаватели чаще всего не понимали, как его реализовать. В итоге трудовое обучение сводилось к тому, что школьники должны были в промежутках между уроками, по выражению Крупской, «быть на побегушках».
А не дай бог учитель голос повысит на дитятко - что ты, придут в школу, грудь колесом, и давай публично учителя чмырить и унижать! Тротуар, пешеходный переход с кучей народу, остановка - им похер, они заезжают прямо через зебру на тротуар, разгоняют всех ошарашенных пешеходов, закатываются через всю пешеходную зону впритык к воротам школы. Вопрос: что вырастет из них, если с 1 класса их приучают к такому поведению? Когда есть "я" , а все остальные "людишки" подождут. Когда папа с мамой все порешают, когда довезут от двери до двери, когда все готовенькое, когда учитель - это обслуга, которую надо всегда снимать на телефон, чтоб было за что засудить в случае чего? Спроси у этих школьников в 8-10 лет, кем ты по жизни хочешь стать?
Так воспитывали детей в СССР: 5 золотых привычек бабушек – ностальгируем вместе
Возможно, только благодаря этому советскому воспитанию мы выжили в эти 30 лет. Комментируя решение о включении в школьную программу «патриотических» произведений советской литературы, аналитики сходятся во мнении, что в этом будет больше вреда. В Советском Союзе важнейшей задачей строительства социализма было всестороннее развитие человека, воспитание в нём ценностей и приоритетов истинно человеческого. Лучшие традиции советской школы и опыт воспитания детей и молодежи необходимо применять и в XXI веке.
Так воспитывали детей в СССР: 5 золотых привычек бабушек – ностальгируем вместе
Больше всего рисунков было на десятом плакате. Помимо пионера и пионерки тут были изображены различные сценки, которые должны были проиллюстрировать десятую заповедь: «Пионер — всем пример! Коммунистическое отношение к труду и общественной собственности. Социалистический гуманизм. Советский патриотизм и пролетарский интернационализм. Понимание общественного значения образования.
Упорство и инициативность в занятиях. Укрепление своих сил в умственной деятельности совершенствование планирования собственной работы, развитие трудовых навыков, самокритика и т. Усвоение норм социалистического общежития. Хорошие манеры и соблюдение норм общественного поведения. Эстетическое восприятие природы, общественной жизни и творений искусства.
Максимальное развитие физических навыков. Освоение правил личной гигиены и санитарных норм. Физкультурная подготовка и участие в спорте. Освоение навыков туризма на лоне природы». Но профессор не ограничился изучением теории, педагогических наставлений и наглядных пособий для октябрят и пионеров.
В течение нескольких лет У. Бронфенбреннер посещал ясли, детские сады, школы, учреждения внешкольной работы в городах и селах нескольких советских республик. Он присутствовал на заседаниях педсоветов и школьных уроках, на заседаниях советов пионерских отрядов и на комсомольских собраниях. То, что наблюдал профессор, было так непохоже на Америку, что он постарался как можно подробнее описать непривычные для его страны особенности воспитания советских детей. Порой профессору не хватало английских слов для того, чтобы точно охарактеризовать советские методы обращения с детьми.
Профессор был вынужден написать латинскими буквами слово «воспитание», полного аналога которого нет в американской жизни. Бронфенбреннер обратил особое внимание на трудовое воспитание детей и подростков. Он рассказал, что в советских детских садах игры детей имеют целью ознакомить их с различными занятиями взрослых. Дети «лечили» кукол, играли в «магазин». Помимо игр воспитанники детсадов участвовали в уходе за садовым участком.
Это воспитание продолжалось и в школе. Бронфенбреннер подробно перечислил обязанности дежурного по классу и проиллюстрировал этот перечень соответствующими фотографиями. Бронфенбреннер констатировал, что воспитанием советских детей были заняты не только родители и школа, но также внешкольные учреждения и массовые организации детей и подростков. С удивлением профессор обнаружил, что в стране, которую в США изображали тюремным застенком, дети не выглядели замученными узниками. Свой фотоснимок, на котором были запечатлены пять упитанных и улыбающихся карапузов, Бронфенбреннер сопроводил подписью: «Судя по их виду, малыши процветают в условиях «режима»».
Воспитание осуществлялось главным образом убеждением. Профессора поразил ласковый тон, с которым обращались воспитатели к детям в яслях и детских садах. Он отметил напевную интонацию, с которой детям читали книжки или тексты диафильмов. Бронфенбреннер написал о «позитивном отношении детей и всего общества к учителям. Эта позитивная ориентация поддерживается в течение школьных лет.
Учителя воспринимают как друга. Нет ничего необычного в том, что после школьных занятий можно увидеть учительницу, окруженную болтающими детишками, которые пришли на спектакль, концерт, цирковое представление или же просто пошли на коллективную прогулку… Хотя, конечно, имеются исключения, отношения между детьми и учителями в СССР можно охарактеризовать как дружеское уважение». Особенно восхитил профессора праздник 1 сентября, во время которого дети дарили цветы учителям, а утром по улицам шествовали аккуратно одетые дети с букетами цветов в руках. Дружелюбное отношение к преподавателям и их воспитанникам доминировало в атмосфере советского общества. Американский профессор обнаруживал теплое отношение к детям из личного опыта.
Не раз случайные прохожие на улице улыбались его сыну, а порой предлагали свои советы родителям, как следует заботиться об их ребенке. Советы были непрошенными и не всегда удачными, но они шли от чистого сердца. Порой теплота чувств, которые испытывали прохожие к ребенку, поражала профессора, привыкшего к сдержанному поведению людей на городских улицах США. Профессор вспомнил, как однажды, гуляя по улице, он с женой и своим двухлетним сынишкой встретил группу подростков. К удивлению профессора, они подбежали к их отпрыску со словами: «Вот так малыш!
Бронфенбреннер был уверен, что, если бы подобное случилось в США, подростков бы повели к психиатру. Но к этому времени Бронфенбеннер уже осознал, что в Советской стране царит атмосфера, отличная от той, в которой он привык жить и работать. Чем был озабочен профессор? Как настоящий американец, Ури Бронфенбреннер дотошно собирал информацию для практических целей. Разумеется, профессор не думал о том, что американские детишки будут соблюдать пять правил октябрят и десять заповедей пионеров.
Он не думал, что когда-нибудь американские педагоги будут ласково разговаривать со своими учениками. Он не представлял себе, что незнакомые американцы будут подбегать к детям и умильно обнимать их. Однако опыт воспитания советских детей убеждал Бронфенбреннера в том, что советские дети являются более прилежными учениками и становятся более надежными гражданами своей страны, потому что с первых лет их жизни им показывают, что такое хорошо, на убедительных примерах. Профессор привел много психологических экспериментов, которые свидетельствовали о том, что дети и подростки «заражаются» положительными примерами гораздо охотнее, чем отрицательными. Профессор хотел, чтобы американцы внимательно изучили советский пример для решения проблем молодежи своей страны, которые стали острыми к началу 70-х годов.
Обратите внимание на критерии, которые делают человека успешным. Главная роль у родителя. Поэтому поддержите ребёнка и потратьте энергию на то, чтобы раскрыть его таланты и найти дело, которое увлечет надолго и потом будет приносить деньги. Наказание ремнём Любое физическое насилие по отношению к ребёнку неприемлемо. Множество исследований доказывает, что даже слабый подзатыльник может нанести психологическую травму человеку на всю жизнь или сделать из него агрессора. Но в советское время, к сожалению, такой метод наказания был нормой. Гораздо лучше найти альтернативы и научиться с ребёнком разговаривать и договариваться. Слово старшего — закон Уважение ко взрослым и старости — обязательно. Но беспрекословное послушание ни к чему хорошему не приведёт.
Говоря об ответственности за воспитание подрастающего поколения, он писал: «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, и значит, и историю мира». Назовем некоторые из правил воспитания советского ребенка. Необходимо соблюдать строгий режим Еще с младенчества детей приучали есть по часам, спать по часам, гулять по часам. Между кормлениями не поощрялось давать лакомства: конфетами и пирожными угощали лишь в исключительных случаях. Медицинские работники контролировали молодых матерей, соблюдается ли режим дня ребенка, соответствует ли его прибавка в весе установленным нормам.
Режим питания строго соблюдался в детских дошкольных учреждениях, школах, пионерских лагерях. Вспомните фильм Э. Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», где медсестра каждую неделю проверяла вес пионеров, отдыхавших в лагере, а потом на счетной машинке выводила общий результат. Считалось, что чем больше поправляется ребенок, тем здоровее будет. Для школьников выпускались специальные бланки, где по часам и минутам предлагалось расписать свой режим дня.
Важно закаливать детей, чтобы они не болели Прогулки, подвижные игры на свежем воздухе были в приоритете для укрепления здоровья. Бесстрашные мамы и в самый сильный мороз выходили гулять с коляской на улицу. В детских садах обязательными были прогулки на площадке дважды в день. Ребята приходили с прогулки румяные и веселые, ели с большим аппетитом. В некоторых садиках дневной сон малышей проходил на открытых верандах.
Практиковалось закаливание с помощью обливания холодной водой.
Нужно ли доказывать, что подобные сравнения плохо отражаются на самооценке, заставляют детей чувствовать себя ненужными и плохими. Отмечать недостатки, чтобы исправлялся Считается неприличным иронизировать над физическими особенностями, которые человек не в состоянии изменить.
Тем не менее, некоторые дети узнавали, что они кривоногие или лопоухие, именно от мамы или папы. И сейчас кое-то из родителей отмечает недостатки внешности своих малышей, посмеиваясь над ними, думая, что прививает иммунитет ребенку к насмешкам от сверстников. Дескать, дразнить так или иначе будут, пусть привыкает.
Но если ежедневно повторять малышу, что он — гадкий утенок, превратиться в лебедя ему не удастся. Мнение других — в приоритете Помните? Абсолютно все оценивалось с точки зрения «людей» и «соседей», включая мечты и планы на отпуск.
К сожалению, те, повзрослевшие мальчишки и девчонки, так и не могут позволить себе жить в удовольствие, боясь осуждения, не переставая оглядываться на общественное мнение. Старший всегда прав «Старших надо уважать и слушаться, они лучше знают», «не спорь с учителем» — кто из нас не слышал в детстве этих замечаний. Но возраст не дает привилегий по умолчанию, это не показатель высокой образованности, всем свойственно совершать ошибки.
Абсолютное послушание перед взрослым, родившимся раньше, не сулит ничего хорошего. А вдруг этим воспользуется бесчестный человек, которому ребенок не сможет перечить в силу возраста.
Какой непослушный ребенок: как воспитывали детей в Советское время, и почему это портило их психику
На мой взгляд, это случилось тогда, когда были попраны советские принципы воспитания в угоду вседозволенности и безответственности. Бельгия (комментатор Котэ Махарадзе Советское ТВ) (ЧМ. Депутаты госсовета Удмуртии предлагают вернуть в школы трудовое воспитание, по аналогии со школами СССР, ради воспитания духа коллективизма и дисциплины.
История начальной военной подготовки в советских и российских школах
При всём уважении к советской системе воспитания были моменты, которые меня смущали. К сожалению, в советской педагогике получила развитие тенденция к сужению (редуцированию) предмета воспитания. © 2024, RUTUBE. Советское воспитание (как нас воспитывали в СССР). 12+. Одно из них — "Советский человек" Юрия Левады — проводили в 1989 и 1999 годах. Я не имею прав 100% утверждать и говорить о советском воспитании, так как я был совсем мелким, когда СССР де-факто начал разваливаться потихоньку, хотя краем еще и застал. В СССР существовала жесткая система воспитания молодежи, но она не сработала, заявил кандидат в президенты РФ, действующий глава государства Владимир Путин.