После того, как были учреждены первые школы и училища, у Петра I возникла мысль о необходимости создать в России собственную академию наук, аналогичную Парижской академии. Состав Организационного комитета РАН по подготовке и проведению празднования 300-летия Российской академии наук. Чтобы Российская академия наук и художеств соответствовала ведущим мировым стандартам, Пётр I пригласил в неё самых именитых иностранных учёных. Академия является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. 2. Академия является государственной академией наук, организацией науки, осуществляющей научное руководство научными исследованиями в. Учреждение Академии Наук в Российской Империи и ее развитие в XVIII-XIX веках.
300 лет Российской академии наук
Также и прочим наукам и знатным художествам. И переводили бы книги. Назначить место для сего. И доход". Мысль создать в России высшее научное учреждение возникла у Петра гораздо раньше. В 1718 году один из иноземных сподвижников императора, Герман Фик, вызвался представить проект "О нетрудном воспитании и обучении российских младых детей, чтобы оных в малое время в совершенство поставить". На докладную записку Петр наложил резолюцию: "Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции".
А спустя три года, когда Парижская академия избрала Петра своим членом, он ответил: "Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть... Вначале она называлась Академией наук и художеств, а в 1803 году была переименована в Императорскую академию наук. Название "Российская академия наук" было восстановлено указом Президента России от 21 ноября 1991 года, и 17 - 20 декабря в Актовом зале МГУ состоялось учредительное общее собрание Академии. С первых же дней своего существования Академия стала выпускать не только научные и художественные издания, но и литературу для самообразования - первый в России научно-популярный журнал "Ежемесячные сочинения". Долгое время она была чуть ли не единственным центром, где печатали переводные книги древних и современных авторов. В самом конце XIX века был издан первый в стране словарь русского языка - "Словарь Академии российской, произвольным порядком расположенный".
Материалом для него послужили литературные произведения XVIII века, летописи и церковные книги; собирали его 47 членов Академии, в том числе Е. Дашкова, Д. Фонвизин, Г.
Гагарина 1961 год стали возможными благодаря научным коллективам, возглавляемым С. Ряд математических проблем теории вероятностей и функционального анализа был решён в трудах академика А. Нобелевской премии удостоился Л. Канторович за работы по математической экономике. В 1950—1970-х годах биологи АН СССР создали антиполиомиелитную вакцину , а затем соучаствовали в иммунизации населения Земли против оспы. Заметными были и успехи в гуманитарных науках — так, огромная работа по изучению языков народов России и мира проведена академиками-филологами В.
Виноградовым и Л. Постсоветские годы нельзя отнести к периоду расцвета науки в стране. Однако в это время российские учёные были дважды удостоены Нобелевских премий по физике за более ранние работы. Такую награду получили академики Ж. Алфёров 2000 год за труды по изучению полупроводниковых гетероструктур , а также В. Гинзбург и А. Абрикосов 2003 год за вклад в теорию сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей. На всех исторических этапах Академия играла центральную роль в укреплении обороноспособности страны. Перед Первой мировой войной академик Н.
Зелинский создал противогаз , В. Ипатьев в 1916—1920 гг. Крылов разработал «таблицы непотопляемости » кораблей. В конструкторских бюро С. Ильюшина и А. Туполева сконструированы самолёты, обеспечившие превосходство советской авиации во время Великой Отечественной войны. В послевоенный период был создан ракетно-ядерный щит в его создании участвовали академики И. Курчатов , Ю. Харитон , Я.
Зельдович и др. Академик А. Колмогоров , один из организаторов сети спецшкол при университетах Участие Академии наук в педагогической и просветительской деятельности осуществлялось и осуществляется в нескольких формах: активное содействие созданию системы университетов и вузов.
Гравюра Г. Качалова, 1740 г. Источник: Wikipedia «А чтоб академики в потребных способах недостатку не имели, то надлежит, дабы библиотека и натуральных вещей камора Академии открыта была. А над оною надлежит библиотекарю партикулярную дирекцыю иметь и власть те книги и инструменты, которые Академии надобны, выписать или здесь делать». Согласно историческим данным, за десять лет до официального открытия академии наук уже велись активные переговоры с крупными зарубежными учеными об их приезде в Россию на работу по контракту. В стране практически не было своих ученых, отсутствовало высшее образование, поэтому император начинал с нуля.
Поэтому для Российской академии наук приходилось создавать новый научный фундамент. На первых порах в состав академии вошли такие выдающиеся исследователи, как французский астроном и картограф Жозеф-Николя Делиль, швейцарский физик, механик и математик Даниил Бернулли, немецкий историк и филолог Готлиб Зигфрид Байер и великий математик и механик Леонард Эйлер. Но спустя годы академия наук подготовила отечественных ученых, получивших блестящее образование в академических учебных заведениях: академиков С. Котельникова, И. Лепехина, В. Севергина и др. Петр Вяземский Споры о дате Многие историки до сих пор спорят, какой год считать официальной датой создания Российской академии наук. В наши дни мы празднуем день основания академии наук как День российской науки — 8 февраля. Именно 8 февраля 1724 г.
Однако сам Петр Первый не успел торжественно открыть академию. Это сделала его вторая жена императрица Екатерина I в декабре 1725 г. Источник: Wikipedia Петр Первый создавал академию наук по европейским канонам, но с учетом отечественной специфики. Российская академия наук учреждалась вместе с гимназией и университетом, которые готовили будущих ученых. Последние становились членами академии и получали жалование за обеспечение научно-технического развития государства.
Академия отмалчивалась, блокируя реформаторские поползновения в среде собственных членов а такие были, со стороны Бутлерова, Фаминицына, Розена, Срезневского и некоторых других академиков, составлявших около трети полного состава. Более того: президент Литке, в обход академического устава, распорядился изымать из публиковавшихся протоколов академической Конференции все внутренние дебаты о порядках в Академии. Была введена даже предварительная цензура публичных выступлений академиков.
Что с обветшавшей Петербургской академией наук надо что-то делать, понимали, кажется, все. Еще в 1855 году ее тогдашний президент граф Блудов предложил переработать академический устав. Дело затянулось до 1863 года, когда такое повеление сделал сам Александр II. Дело опять затянулось — до 1866 года, когда после выстрела Дмитрия Каракозова оно было просто положено в долгий ящик. Однако в 1870 80-х годах Академия вновь привлекла к себе недоброжелательное внимание общественности уже патриотической , отказав в академических премиях или избрании тогдашним звездам русской науки — Илье Мечникову, Ивану Сеченову и популярнейшему Дмитрию Менделееву кстати сказать, автору оригинального проекта академического устава. Теперь об Академии заговорили уже как о не просто бесполезной, но прямо-таки враждебной России и русским организации, управляемой инородцами, и которая даже не публикует свои труды по-русски. В царствование Александра III такие обвинения производили впечатление. Президентом Академии назначили уважаемого литератора великого князя Константина Романова и вынудили ее пополнять свой состав русскими учеными.
Число членов Академии ординарных и экстраординарных академиков и адъюнктов увеличили до 50 и в очередной раз объявили о начале переработки академического устава. Дело с уставом опять затянулось, а затем, с наступлением предреволюционной эпохи, о нем, по всей видимости, просто забыли. Почтенное учреждение так и встретило революцию с уставом 1836 года, убогой материальной базой и «системой», состоявшей из 7 музеев, 5 крошечных лабораторий и 15полуобщественных комиссий. В штате Академии тогда числилось 212 человек, из коих — 47 академиков, по преимуществу весьма немолодых. Последние цифры поучительно сопоставить с полным числом ученых и преподавателей государственных высших учебных заведений, достигшим в предреволюционной России примерно 11 тысяч. Знакомство с предысторией современной Российской академии наук позволяет сделать несколько выводов, противоречащих распространенной мифологии. Петербургская академия наук действительно была первым по времени светским научным учреждением на территории России, но считать ее родоначальницей национальной русской науки было бы преувеличением. Академия имела высокий официальный статус, но это не уберегало ее от обоснованной критики со стороны образованных кругов дореволюционной России, и общественный престиж Академии непрерывно снижался, едва ли не обратившись в нуль ко времени революций 1917 года.
Подобно тому, как это происходило во всех прочих европейских странах, наука в России ХIХ — начала ХХ века развивалась главным образом в государственных высших учебных заведениях. Это устойчивая и проверенная временем европейская традиция — сочетать поисковые научные исследования с подготовкой молодых научных кадров в обстановке переднего края науки. Ученые высшей школы выполняют тем самым двойную социальную функцию — и исследователей, и педагогов, т. Соответственно, общественная отдача высшей школы оказывается повышенной по сравнению с чисто исследовательской государственной наукой. В наши дни в научном мире давно позабылись рассуждения столетней давности, что преподавание отвлекает ученых от исследований, отягощая научный процесс. Сейчас участие в преподавательской деятельности рассматривается — во всяком случае в наиболее развитых странах мира — как привилегия элиты исследовательской науки. Конечно же, и Петербургская академия наук как комплексный научно-исследовательский институт внесла свою лепту в дореволюционное развитие русской науки. Но лепту достаточно скромную, ввиду малочисленности работников и скудости материально-технического обеспечения.
Там, кажется, успешнее всего шли исследования по гуманитарным дисциплинам и почти полностью отсутствовала прикладная наука. Очередной раз пошла работа по пересмотру академического устава 1836 года. В 1925 году, несмотря на неоднозначное отношение к Академии со стороны тогдашней общественности и даже видных работников Наркомпроса, был торжественно отмечен ее 200-летний юбилей. К этой дате был наконец-то принят новый академический устав. В нем закреплялись право академиков самостоятельно избирать собственного президента и новое название — «Академия наук СССР», с традиционным статусом «высшего научного учреждения». Думается, что подчеркнуто бережное отношение к Академии со стороны новой власти определялось еще и политическими мотивами: на большевиков сыпались обвинения в культурном нигилизме и варварстве— более чем незаслуженные. Да ведь и то сказать: высокие специалисты были наперечет, и дорожили каждым. Сейчас об этом не принято вспоминать, но послереволюционные 1920-е годы ознаменовались беспрецедентным в отечественной истории развитием науки.
Революционная власть не испытывала ни малейших сомнений относительно всесторонней полезности любого научного знания и его жизненной необходимости для скорейшего построения нового общества, опирающегося на достижения науки и техники. Не располагая тогда большими материальными ресурсами, советская власть не скупилась на моральную и организационную поддержку научных учреждений. Всего лишь за 12 лет, с 1918 по 1930 годы, численность таковых выросла в СССР более чем в пять раз, достигнув примерно 800. Новые научные институты возникали и на базе лабораторий и комиссий АН СССР; они либо оставались при Академии, в системе Наркомпроса, либо переходили под эгиду ВСНХ, где сосредотачивались все более многочисленные учреждения прикладной науки. Как известно, конец 1920-х годов ознаменовался в нашей истории политической победой сторонников индустриализации страны. Последствия, конечно же, затронули и научную систему. В 1929 году Академии позволили увеличить число действительных членов до 90, настаивая взамен на ее большем участии в общегосударственных усилиях по развитию промышленного потенциала. Среди членов Академии — впервые в ее истории — появились видные инженеры и ученые-прикладники, объединенные в особое отделение технических наук упраздненное в начале 1960-х годов.
Михаил Васильевич Ломоносов Все это проходило отнюдь не гладко. Старые академики сопротивлялись нововведениям. Особые протесты вызвало требование планирования научных исследований, отвечавшее переходу всего народного хозяйства СССР на плановую основу. Эту реакцию можно было бы счесть вполне иррациональной: любые исследователи всегда как-то планируют собственную деятельность. По сути, однако, она была проявлением клановой психологии ученых. В планировании, особенно директивном, усматривалось непозволительное вторжение профанов в научное священнодействие. Нечто подобное происходило в первой трети ХХ столетия и в университетских кругах передовых европейских стран — как отклик на тогда еще робкие попытки правительств хоть как-то контролировать собственную науку, становившуюся все более важной, но и все более дорогой. Сейчас, на наших глазах, эта архаичная психология вновь напоминает о себе — в виде гневных филиппик академиков в адрес «невежественных чиновников», собирающихся подмять под себя свободолюбивую РАН; поистине развитие вершится по спирали!
Что такое Российская академия наук (РАН) и чем она занимается. Объясняем простыми словами
В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий. Учреждение Академии Наук в Российской Империи и ее развитие в XVIII-XIX веках. 8 февраля Российская академии наук отмечает 300-летие со дня основания. Создание Российской академии сыграло важнейшую роль в становлении русской культуры, формировании русского языка и развитии российской гуманитарной науки. Таким образом, документом об основании Российской Академии наук является Указ Сената от 8 февраля 1724 г. № 4443.
Основана Академия наук
В нем участвуют действительные члены РАН, член-корреспонденты и делегаты от научных учреждений академии. Общее собрание путем голосования решает вопросы изменения устава академии, реорганизации отделений, научных центров, выборов в члены РАН, направлений научных исследований, формирования бюджета.
Знаменитые ученики Академии За почти два века работы Академия наук воспитала целую плеяду выдающихся ученых, которые как учились, так и работали в ней таблица. Остроградский механик, член АН с 1830 года , В. Лобачевский член АН с 1830 года, фактический создатель неевклидовой геометрии. Физика А. Попов электротехник, изобретатель, член АН с 1899 года , В. Струве уроженец Германии, астроном, академик, основатель Пулковской обсерватории , Б. Якоби электротехник, изобретатель. Химия Д.
Менделеев создатель периодической системы , А. Буклетов исследователь в области органической химии. География И. Крузенштерн, Ю. Лисянский, М. Лазарев, Ф. Беллинсгаузен все вышеуказанные географы-практики, совершившие много исследовательских путешествий. Биология И. Павлов врач, физиолог, лауреат Нобелевской премии , И.
Сеченов, В. Вернадский, И. Мечников, И. Павлов, Н. Вавилов, И. Курчатов, С. Королев, Л. Ландау, А.
Сахаров, Н. Семенов, П. Капица, И. Тамм и многие другие. В 1934 г. Сегодня РАН — колоссальная по масштабам научная организация, объединяющая множество институтов и научных центров фундаментальных исследований по важнейшим направлениям естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных и гуманитарных наук. За выдающиеся открытия мирового значения, 18 ученых — членов Академии были удостоены престижной международной научной награды — Нобелевской премии. В 1872 г.
Толстого, который в 1882—1889 гг. Все «отцы-основатели» нашего вуза также входили в состав Академии. Герье в 1902 г. Вернадский в 1912 г.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Образовательные программы Российской академии наук Описание образовательных программ, проводимых Российской академией наук, их цели, направления и влияние на подготовку научных кадров. Контент доступен только автору оплаченного проекта Экспертные оценки деятельности Российской академии наук Анализ экспертных оценок и рейтингов деятельности Российской академии наук, оценка эффективности научных исследований и их влияния на общество. Контент доступен только автору оплаченного проекта Будущее Российской академии наук Прогноз развития Российской академии наук, перспективы научных исследований, влияние на общество и науку в будущем. Контент доступен только автору оплаченного проекта Заключение Описание результатов работы, выводов. Контент доступен только автору оплаченного проекта Список литературы Список литературы.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Нужен реферат на эту тему?
Российская академия наук отмечает свое 300-летие!
Заботясь о соответствии деятельности Академии мировому уровню, Петр I пригласил в нее ведущих иностранных ученых. В 1727 г. Научная работа Академии в первые десятилетия велась по трем основным направлениям или «классам» : математическому, физическому естественному и гуманитарному. Фактически Академия сразу включилась в умножение научного и культурного богатства страны. В свое распоряжение она получила богатейшие коллекции Кунсткамеры. Были созданы Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Физический и Минералогический кабинеты.
Академия имела Ботанический сад и инструментальные мастерские… Деятельность Академии с самого начала позволила ей занять почетное место среди крупнейших научных учреждений Европы. Этому способствовала широкая известность таких корифеев науки, как Л. Эйлер и М. Осипов Ю.
Этот ряд всемирно известных имен можно продолжать и продолжать. Российские ученые не только прославили отечественную науку на весь мир. Их открытия сделали Россию первой страной, освоившей космос, запустившей в эксплуатацию первую в мире атомную станцию. На сегодняшний день государственная академия наук Российской Федерации — крупнейший в стране центр фундаментальных исследований.
Основной целью деятельности Российской академии наук является организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований. Исследования ведутся по проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и культурному развитию России. Российская академия наук насчитывает 1938 членов, из них 855 академиков и 1083 члена-корреспондента.
Она создавалась по образу и подобию европейских академий, а сам термин «академия» был заимствован из греческой античной философской школы. Первым президентом академии был ученый-медик Лаврентий Блюментрост. Для того, чтобы академия соответствовала зарубежным аналогам, Петр I пригласил многих иностранных ученых, специалистов в своих областях. Радея за процветание Отечества, император всевозможными способами лично способствовал развитию российской науки. По указанию Петра учиться в академии дозволено было отрокам не только дворянского происхождения. За старания и успехи в учебе, искусстве и науке царь Петр жаловал своею милостью.
Российская академия наук и художеств организовывала и проводила исследования для получения новых знаний о законах развития природы, человека и общества, которые могут способствовать развитию экономики, технологии, социальному и духовному росту России.
Ломоносовым , инструментальными и художественными мастерскими; имела свою типографию где печатались монографии, учебники, ежегодные сборники, научно-популярные журналы, календари, газета, художественная литература.
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ
20 декабря в Актовом зале МГУ состоялось учредительное общее собрание Академии. Академия является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. Формируются исследовательские инфраструктуры, которые позволят решать масштабные научные задачи. В 1925-м Российская академия наук была преобразована в Академию наук СССР. Российская академия наук (РАН) — высшее государственное научное учреждение России.
Указом Петра I основаны Петербургская академия наук и Петербургский университет (1724 год)
Он знаменует собой годовщину основания Российской академии наук (РАН) в феврале 1724 года по приказу Петра I. Российская и Британская Академии наук ещё в XVIII веке осуществляли научно – техническое сотрудничество. Российская академия медицинских наук не дожила до своего 70-летия. История Российской академии наук началась 28 января (8 февраля) 1724 года.
Российская академия наук отмечает свое 300-летие!
За старания и успехи в учебе, искусстве и науке царь Петр жаловал своею милостью. Российская академия наук и художеств организовывала и проводила исследования для получения новых знаний о законах развития природы, человека и общества, которые могут способствовать развитию экономики, технологии, социальному и духовному росту России. Неоценим вклад академии в организации первого государственного музея «Кунсткамера», а в настоящее время в ведении Академии наук 55 функционирующих музеев: исторические, литературные, мемориальные. Российская наука дала миру замечательных ученых, таких как Ломоносов, Павлов, Менделеев и др. Этот ряд всемирно известных имен можно продолжать и продолжать.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась директор гимназии, Почётный работник общего образования Российской Федерации Яцкевич Ирина Геннадьевна, которая пожелала ребятам успехов и счастливых начинаний, а жюри — плодотворной работы и интересных находок. Реализовать свои таланты, найти силы и упорно стремиться к цели пожелал ребятам руководитель Дирекции непрерывного образования и маркетинговых коммуникаций ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» Снегирев Николай Иванович, а ведущий специалист отдела образования администрации Выборгского района Санкт-Петербурга Тарасевич Евгения Алексеевна - успешной защиты работ и интересных дискуссий.
Торжественное открытие научно-практической конференции было посвящено 300-летию со Дня основания Российской академии наук. Герои на машине времени перенеслись в XVIII век, где стали свидетелями начала важного этапа в становлении науки в Российском государстве [1]. На очном этапе конференции было представлено 109 исследовательских работ, 7 команд приняли участие в инженерных соревнованиях. Защита исследовательских работ состоялось на секциях по направлениям: Ломоносовской; физико-математической физика, энергетика, математика, информатика ; естественнонаучной химия, биология, психология, медицина, экология, география ; филологической литература, языкознание ; культурологической культурология, искусство, краеведение ; секции общественных наук история, обществознание, право, экономика ; секции иностранных языков английский язык ; инженерной форма - инженерные соревнования. На Ломоносовской секции учащиеся представили исследования о жизни и научной деятельности М. Ломоносова, совершили «путешествие сквозь века» по Ломоносову-Ораниенбауму и Хребту Ломоносова.
Молодые филологи успешно защитили работы о роли слов-концептов «черное» и «белое» в раннем поэтическом творчестве М.
Остроградский и В. Буняковский сделали ряд крупных открытий в математической физике и в области интегральных исчислений, В. Петров, Э. Ленц и Б. Якоби - в учении об электричестве, К.
Бэр - в области эмбриологии. Археографическая экспедиция АН 1828-1834 провела огромную работу по собиранию, изучению и изданию важнейших исторических письменных памятников. Трудами К. Калайдовича , П. Строева , А. Востокова в 1834 г.
С 1887 г. АН существенно расширила связи с российскими и зарубежными научными учреждениями и ун-тами. В академики и члены-корреспонденты были избраны видные профессора российских ун-тов, а в почетные члены - многие зарубежные ученые А. Ампер, Ж. Гей-Люссак, А. Гумбольдт, Ч.
Дарвин , Ж. Кювье, Ю. Либих, Т. Мальтус , И. Гёте , Ж. Фурье и др.
В 1835 г. В 1839 г. Струве, к-рый стал ее первым директором. В 1841 г. По имп. Этим же указом учреждался Пушкинский фонд, к-рому ежегодно выделялось из казны 15 тыс.
В 1900 г. Толстой , В. Короленко, А. Чехов , А. Кони, Вл. Соловьёв , В.
Стасов, позже - И. Бунин и К. С февр. Он закрепил ведущую роль АН среди научных учреждений страны. Согласно уставу, руководящими органами АН СССР стали ежегодно созываемое Общее собрание академии, состоявшее из всех академиков, обладавших правом решающего голоса, и членов-корреспондентов, обладавших правом совещательного голоса, и постоянно действующий, избираемый Общим собранием Президиум АН СССР, возглавляемый президентом. Последовавшие 23 мая 1930 г.
В 1934 г. Президиум и основные учреждения АН были переведены в Москву. В 1938 г. По направлениям научной деятельности АН была разделена на отраслевые отд-ния. Возросла численность академических научно-исследовательских ин-тов: в 1928 г. В 30-х гг.
В 1933 г. В 1991 г. Кроме того, существовали 14 самостоятельных АН в 14 союзных республиках. Изданный 23 марта 1959 г. За 1917-1975 гг. Идеологические установки советской власти пагубно сказались на развитии ряда направлений академической науки, тысячи ученых были подвергнуты репрессиям.
Многие погибли в тюрьмах, среди них выдающиеся ученые с мировым именем - Н. Вавилов и К. В 1948 г. Однако, несмотря на эти неблагоприятные условия, ученые АН достигли впечатляющих результатов во всех отраслях знания и применения их на практике: в физике, химии, математике, астрономии, геологии, биологии, медицине, исследованиях космического пространства. По многим направлениям СССР вышел на передовые рубежи мировой науки. Фундаментальные исследования были проведены в области общественных и гуманитарных наук: в истории, археологии, этнографии, антропологии, экономике, праве, литературе и языкознании.
Университет, кстати сказать, был основан на личные средства Ивана Шувалова — двоюродного брата знаменитого графа Петра Шувалова, так что уговоры и впрямь были необходимы. Это событие ознаменовало приход кратковременной, но блистательной эпохи Русского Просвещения, продлившейся от Екатерины II до, примерно, середины царствования Александра I. К тому времени в Российской Империи возникла целостная система народного образования и действовало 8 высших учебных заведений университетского типа. Позднее, начиная с царствования Николая I, стала понемногу формироваться еще и система технических высших учебных заведений. По мере появления в русском обществе расширяющейся образованной прослойки и роста ее самосознания Петербургская академия наук, со своим своеобразным обликом и порядками, начала привлекать к себе все более пристальное внимание. К тому же, хотя она и продолжала оставаться привилегированным, «правительственным» научным учреждением, ее относительный вес в русской науке неуклонно падал по мере развития университетов.
Устав 1836 года определял членов Академии как «первенствующее научное сословие в Российской Империи». Но установленная численность «сословия», состоявшего из 31 человека, уже не шла в сравнение с численностью профессоров и преподавателей 7 государственных университетов Империи, в каждом из которых полагалось иметь по35, а позднее — по 53 профильные кафедры. Пребывая наряду с университетами в системе Министерства просвещения, Академия расходовала около половины его скудного научно-исследовательского бюджета — при том, что государственная целесообразность этих затрат вызывала усиливающиеся сомнения даже управительства. Не надо думать, кстати сказать, что члены Академии наук пользовались какими-то особенными привилегиями. Их служебные оклады примерно соответствовали окладам университетских профессоров, а в некоторые эпохи бывали даже меньше. Те и другие считались государственными служащими, и их продвижение по ступенькам Табели о рангах имело общий предел — чин статского советника простого, а не «действительного».
Не было в Академии и особенной внутренней демократии. Административная власть над ее членами находилась в руках назначаемого президента и непременного ученого секретаря, которым принадлежало и право высказываться от лица Академии. В общем, институт как институт, сученым секретарем и директором… В эпоху нарастания общественной активности, начавшуюся после Крымской войны и увенчавшуюся Реформой 1861 года, Академия наук стала подвергаться усиливающемуся натиску — прежде всего со стороны университетской профессуры и нарождавшегося демократического лагеря. Ее открыто критиковали за самоизолированность и оторванность от запросов жизни, за консерватизм и устарелость научной тематики, за высокомерное отношение к университетам и русским научным обществам, за стремление монополизировать право на научную истину. Зазвучали призывы вообще упразднить Академию — ввиду ее «полной для России бесполезности», либо преобразовать ее в научное общество, раздав академические музеи и прочее небогатое тогда имущество университетам. Академия отмалчивалась, блокируя реформаторские поползновения в среде собственных членов а такие были, со стороны Бутлерова, Фаминицына, Розена, Срезневского и некоторых других академиков, составлявших около трети полного состава.
Более того: президент Литке, в обход академического устава, распорядился изымать из публиковавшихся протоколов академической Конференции все внутренние дебаты о порядках в Академии. Была введена даже предварительная цензура публичных выступлений академиков. Что с обветшавшей Петербургской академией наук надо что-то делать, понимали, кажется, все. Еще в 1855 году ее тогдашний президент граф Блудов предложил переработать академический устав. Дело затянулось до 1863 года, когда такое повеление сделал сам Александр II. Дело опять затянулось — до 1866 года, когда после выстрела Дмитрия Каракозова оно было просто положено в долгий ящик.
Однако в 1870 80-х годах Академия вновь привлекла к себе недоброжелательное внимание общественности уже патриотической , отказав в академических премиях или избрании тогдашним звездам русской науки — Илье Мечникову, Ивану Сеченову и популярнейшему Дмитрию Менделееву кстати сказать, автору оригинального проекта академического устава. Теперь об Академии заговорили уже как о не просто бесполезной, но прямо-таки враждебной России и русским организации, управляемой инородцами, и которая даже не публикует свои труды по-русски. В царствование Александра III такие обвинения производили впечатление. Президентом Академии назначили уважаемого литератора великого князя Константина Романова и вынудили ее пополнять свой состав русскими учеными. Число членов Академии ординарных и экстраординарных академиков и адъюнктов увеличили до 50 и в очередной раз объявили о начале переработки академического устава. Дело с уставом опять затянулось, а затем, с наступлением предреволюционной эпохи, о нем, по всей видимости, просто забыли.
Почтенное учреждение так и встретило революцию с уставом 1836 года, убогой материальной базой и «системой», состоявшей из 7 музеев, 5 крошечных лабораторий и 15полуобщественных комиссий. В штате Академии тогда числилось 212 человек, из коих — 47 академиков, по преимуществу весьма немолодых. Последние цифры поучительно сопоставить с полным числом ученых и преподавателей государственных высших учебных заведений, достигшим в предреволюционной России примерно 11 тысяч. Знакомство с предысторией современной Российской академии наук позволяет сделать несколько выводов, противоречащих распространенной мифологии. Петербургская академия наук действительно была первым по времени светским научным учреждением на территории России, но считать ее родоначальницей национальной русской науки было бы преувеличением. Академия имела высокий официальный статус, но это не уберегало ее от обоснованной критики со стороны образованных кругов дореволюционной России, и общественный престиж Академии непрерывно снижался, едва ли не обратившись в нуль ко времени революций 1917 года.
Подобно тому, как это происходило во всех прочих европейских странах, наука в России ХIХ — начала ХХ века развивалась главным образом в государственных высших учебных заведениях. Это устойчивая и проверенная временем европейская традиция — сочетать поисковые научные исследования с подготовкой молодых научных кадров в обстановке переднего края науки. Ученые высшей школы выполняют тем самым двойную социальную функцию — и исследователей, и педагогов, т. Соответственно, общественная отдача высшей школы оказывается повышенной по сравнению с чисто исследовательской государственной наукой. В наши дни в научном мире давно позабылись рассуждения столетней давности, что преподавание отвлекает ученых от исследований, отягощая научный процесс. Сейчас участие в преподавательской деятельности рассматривается — во всяком случае в наиболее развитых странах мира — как привилегия элиты исследовательской науки.
Конечно же, и Петербургская академия наук как комплексный научно-исследовательский институт внесла свою лепту в дореволюционное развитие русской науки. Но лепту достаточно скромную, ввиду малочисленности работников и скудости материально-технического обеспечения. Там, кажется, успешнее всего шли исследования по гуманитарным дисциплинам и почти полностью отсутствовала прикладная наука. Очередной раз пошла работа по пересмотру академического устава 1836 года. В 1925 году, несмотря на неоднозначное отношение к Академии со стороны тогдашней общественности и даже видных работников Наркомпроса, был торжественно отмечен ее 200-летний юбилей. К этой дате был наконец-то принят новый академический устав.
В нем закреплялись право академиков самостоятельно избирать собственного президента и новое название — «Академия наук СССР», с традиционным статусом «высшего научного учреждения». Думается, что подчеркнуто бережное отношение к Академии со стороны новой власти определялось еще и политическими мотивами: на большевиков сыпались обвинения в культурном нигилизме и варварстве— более чем незаслуженные. Да ведь и то сказать: высокие специалисты были наперечет, и дорожили каждым.
Основание Российской академии
После Февральской революции 1917 года «политкорректно» переименована в Российскую Академию Наук, в 1925 году – в Академию наук СССР, а с ноября 1991 года это Российская академия наук (РАН). Состав Организационного комитета РАН по подготовке и проведению празднования 300-летия Российской академии наук. После Февральской революции 1917 года «политкорректно» переименована в Российскую Академию Наук, в 1925 году – в Академию наук СССР, а с ноября 1991 года это Российская академия наук (РАН).
Главная по науке
В мае 1917 года академики предложили новое название - Российская академия наук РАН , вступившее в силу в октябре того же года. Тип: реферат Введение Описание темы работы, актуальности, целей, задач, тем содержашихся внутри работы. Контент доступен только автору оплаченного проекта История создания Российской академии наук История основания Российской академии наук, роль Петра I в создании академии, ее развитие и изменения в названии. Контент доступен только автору оплаченного проекта Структура и функции Российской академии наук Описание структуры Российской академии наук, ее основные функции, направления научных исследований и взаимосвязь с образовательными учреждениями. Контент доступен только автору оплаченного проекта Достижения Российской академии наук Обзор значимых научных достижений Российской академии наук в различных областях знаний, вклад академии в развитие науки и общества. Контент доступен только автору оплаченного проекта Известные ученые Российской академии наук Биографии и научные достижения известных ученых, членов Российской академии наук, их вклад в различные области науки.
На секции иностранных языков анализировали эволюцию взглядов Рональда Рейгана на отношения с Россией по основным его выступлениям , осведомленность российских подростков об английских аббревиатурах, тенденции развития английского языка на основе неологизмов, добавленных в Оксфордский словарь в 2023 году. На культурологической секции были представлены ученические исследования по идентификации личности по мемориальной плите, значению "вечернего звона" в отечественной культуре, подкасте, как актуальному формату в публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды. На физико-математической секции участники защищали работы о биодизельном топливе из отработанного растительного масла, возможностях повышения скорости поршня в условиях электротермохимической технологии воспламенения применительно к установке среднего калибра, программировании микроконтроллера Arduino UNO для цифровой обработки аналоговых сигналов технического средства охраны.
Как влияют арт-терапевтические занятия на эмоциональную сферу детей с ограниченными возможностями здоровья? Каковы мотивы медиапотребления школьников в городах-мегаполисах и регионах России? Как изменилось российское общество от общества творцов к обществу потребителей?
Обо всём этом рассказали на секции общественных наук. На естественнонаучной секции успешно защитили работы: Влияние инсектицидных обработок на состав и структуру энтомофауны рапсовых полей, Лучший прогноз погоды, Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у младших классов, Концепция производства и применения съедобной посуды. В состав жюри конференции входили доктора и кандидаты наук, преподаватели вузов Санкт-Петербурга, научные сотрудники музеев Санкт-Петербурга, деятели культуры, педагоги и методисты образовательных организаций, обучающиеся старших классов гимназии победители конкурсов юных исследователей.
Капицы и С. Христиановича , был организован учебный Московский физико-технический институт 1947 г. Также недавно появился университет в Академгородке Сибирского отделения Академии наук; в 2002 г. Помимо передачи знаний, это способствует отбору потенциальных кандидатов для научной деятельности, часто ещё в студенческие годы; курирование школьного образования. Академия сыграла заметную роль в подготовке школьных реформ в различные периоды. Александрова , М. Лаврентьева и А. Колмогорова началось создание сети спецшкол физико-математического и химического профиля; издание научно-популярной литературы, проведение публичных лекций, создание музеев. Так, в 1755—1764 гг. Академия издавала журнал « Ежемесячные сочинения , к пользе и увеселению служащие», затем появились «Академические известия» и другие популярные издания.
В 30-х годах XIX в. Академия играла ключевую роль в работе известного общества « Знание », в 1970 г. При этом, однако, из года в год доля защитивших диссертацию выпускников аспирантур научных учреждений РАН является крайне низкой. Общественная деятельность академии и её членов [ править править код ] Учёные Академии наук СССР стояли у истоков крупнейших международных соглашений — Договора о запрещении ядерных испытаний в трёх средах 1963 и программы мирного использования атомной энергии. Развитие этих идей стало основой для возникновения Пагуошского движения учёных за безопасность и разоружение, сыгравшего важнейшую роль в период холодной войны. Академик А. Сахаров , сторонник запрещения ядерных испытаний, правозащитник, общественный деятель Одним из активнейших борцов за запрещение испытаний ядерного оружия был академик А. С конца 1960-х годов он также являлся одним из лидеров учёных- правозащитников ; на рубеже 1979—1980 гг. Учёные Академии неоднократно избирались депутатами различных уровней. Алфёров депутат от КПРФ вплоть до своей кончины 1 марта 2019 г.
Онищенко от Единой России , член комитета по образованию и науке , полярник А. Чилингаров Единая Россия [49]. Как показывают социологические исследования, Академия пользуется высоким уровнем доверия у россиян [50]. Уважение вызывает и профессия научного работника вообще: так, согласно опросам [51] , в науке работают «самые умные» и «самые порядочные» граждане России. Относительно недавним общественным начинанием активистов из учреждений РАН стало создание общества « Диссернет » 2013 год , ставящего целью разоблачение фальсификаций при написании диссертаций, в первую очередь случаев массовых недобросовестных заимствований текста из чужих публикаций. Был вскрыт ряд грубых нарушений, в том числе в диссертациях видных чиновников, политиков и бизнесменов. Подобная деятельность способствует «самоочищению» в научной среде, а также борьбе с безнаказанностью на различных уровнях.
Российская наука дала миру замечательных ученых, таких как Ломоносов, Павлов, Менделеев и др. Этот ряд всемирно известных имен можно продолжать и продолжать. Российские ученые не только прославили отечественную науку на весь мир. Их открытия сделали Россию первой страной, освоившей космос, запустившей в эксплуатацию первую в мире атомную станцию. Со дня основания академия занималась и издательской деятельностью.
8 февраля – День российской науки
Нынешняя Российская академия наук является восстановлением Российской академии наук, существовавшей в период с 1917 по 1925 год — которая, в свою очередь, была наследницей Петербургской академии наук — и в 1925 году преобразованной в АН СССР. После того, как были учреждены первые школы и училища, у Петра I возникла мысль о необходимости создать в России собственную академию наук, аналогичную Парижской академии. 8 февраля Российская академии наук отмечает 300-летие со дня основания. Замысел создания Российской Академии наук принадлежал Петру I. Пример Парижской академии, беседа Петра I со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иноземцев.
Российская академия наук
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ | Академия является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. Формируются исследовательские инфраструктуры, которые позволят решать масштабные научные задачи. |
День основания Российской академии наук | Академия основана по образцу западноевропейских академий. |
Ни дня без науки | Конечно, сейчас Российская академия наук воспринимается в первую очередь как преемница советской. |
300 лет Российской академии наук. Через тернии к звёздам… | Итак, Петербургская академия наук была замыслена как государственное комплексное научно-исследовательское учреждение, призванное развивать науки сугубо из соображений их практической пользы для русского государства. |