Сказки, собранные братьями Гримм 1894 г. Краткая биография братьев Гримм для детей позволит понять секрет успеха немецких писателей, узнать самые интересные факты из их жизни и творчества. Братья Гримм работали скорее как учёные, чем как писатели. Юристы по образованию и лингвисты по призванию, братья Якоб и Вильгельм Гримм (Jacob und Wilhelm Grimm) считали свои сказки поучительными и обижались, если их называли чересчур жестокими.
Прямой эфир
- Братья Гримм: как академические ученые превратились во всемирно известных сказочников?
- За что на самом деле немцы уважают братьев Гримм: 5 малоизвестных фактов о знаменитых сказочниках
- Костя Грим о музыке брата: «Странно петь в 40 лет, что ты бегаешь от полиции и закладки собираешь»
- Сколько было братьев Гримм?
Жестокие сказки братьев Гримм: почему пришлось смягчать народные истории
Герцена, Петербургского института сказкотерапии, Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. По словам Клоковой, увлечение Гриммом началось в 1987 году, когда она заприметила его книгу в букинистическом магазине. Это были «Сказки 1001 ночи». Книга сразу бросилась в глаза, потому что была очень красивая: обложка темно-красной ткани, тисненная золотом, с красочным рисунком в стиле модерн. Автор Альберт Людвиг Гримм.
Возвращаясь домой и читая сказки в электричке, Елена Михайловна была потрясена сюжетами, увлекательностью, поучительностью. Уже потом, знакомясь с историей жизни автора, она поняла, что у Альберта Людвига Гримма все сказки особенные, поскольку он был хорошим педагогом: проработал 40 с лишним лет в гимназии, был директором и всю жизнь, а он прожил 86 лет, посвятил детям. Работал с детьми сиротского приюта в монастыре в Баден-Бадене, был членом попечительского совета, давал деньги на содержание приюта. Был депутатом немецкого парламента, первым мэром города Вейнгейма и все это время писал книги для детей.
Кстати, до сих пор одна из улиц Вейнгейма носит имя Альберта Людвига Гримма. Как рассказала автор книги, все сказки Гримма, кроме «Волшебного коня», фактически неизвестны нашему читателю — это так называемые беспризорные сказки. Первым перевел сказки с арабского на французский язык арабист Антуан Галлан — и Европа узнала «1001 ночь» благодаря ему.
На следующий год Якоб перевез брата в Марбург, и он тоже поступил в университет. Правда, ему требовалось регулярное врачебное наблюдение. Будучи студентами, Братья Гримм добились большого успеха, они были лучшими в лицее, и по окончании его, поступили в Марбургский университет, где изучали юридические науки. В студенческие годы у Братьев проснулся интерес к чтению, они зачитывались немецкой и зарубежной литературой.
В конце учёбы в университете на глаза братьев Гримм попалась старинная книга с немецкими народными песнями. Но она была написана на таком древнем языке, что не все слова были понятны. И тогда Якоб с Вильгельмом решили перевести эти песни на современный немецкий язык. Это так их увлекло, что они стали собирать, переводить и обрабатывать старинные немецкие песни, легенды и сказки. Они много путешествовали по стране, общались со стариками, слушали и записывали их сказки. В создании первого тома сказок участвовали многие женщины Касселя. Например, по соседству с Гримм жил состоятельный аптекарь - господин Вильд с женой и детьми.
Фрау Вильд знала несчетное количество историй, которые с удовольствием рассказывала Вильгельму. Иногда к ним присоединялись и ее дочери — Гретхен и Дортхен. Пройдет немало лет, ни Дортхен станет женой Вильгельма. В их доме жила экономка — Мария Мюллер. У пожилой женщины была феноменальная память, и знала она тысячи сказок. Мария рассказала братьям историю о прекрасной Спящей красавице и смелой Красной Шапочке. Но, вспоминая эти сказки, сразу на ум приходит Шарль Перро.
Как оказалось, истинного автора сказки найти крайне сложно. По сути, это народные европейские сказки. Каждый составитель, в том числе и Гримм, на свой лад интерпретировал эти рассказы. Вот, например, сказка о Золушке. В варианте Перро чудеса для девочки совершает ее крестная-фея. А у братьев Гримм — это дерево орешника на могилке ее матери.
В этом году Якобу и Вильгельму исполнилось 58 и 57 лет, но на портрете они изображены более молодыми. По большому счету, получившим образование Якобу и Вильгельму досталось содержать всю семью - мать, до ее смерти, и младших братьев и сестру. Для этого братьям-ученым приходилось, помимо занятий любимой наукой, служить на разных должностях ради заработка. Младшие братья, Карл и Фердинанд, не имели толком ни образования ни постоянного заработка и считались в семье «непутевыми». А брат Людвиг, хоть и начал зарабатывать уже в совсем взрослом возрасте, по крайней мере имел сильное увлечение рисованием, которое старшие братья поддерживали и финансировали. Фрагмент одной из гравюр авторства Людвига Гримм - иллюстрация к сказке "Красная шапочка и серый волк" Людвига Гримм так и называют — «брат-художник». Когда готовилось к выходу первое издание «Сказок братьев Гримм», старшие братья-сказочники дали возможность Людвигу поучаствовать в проекте и получить заказ на иллюстрации. Для двадцатипятилетнего неизвестного художника это было огромной удачей, после выхода сказок он получил известность и стал достаточно заметным портретистом и иллюстратором своего времени. Интересный персонаж семьи Гримм — единственная сестра братьев Шарлотта, младшая из всех.
Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается: ра-зыскать, разыс-кать, но не раз-ыскать. Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время приставка отчётливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом, например: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум.
Фольклор, который объединил Германию. О жизни сказочников-ученых братьев Гримм
Затем она разрезает его тело на куски, готовит из него тушеное мясо и подает его своему мужу, который насладившись едой, просит добавки. Белоснежка в конечном итоге остается жива, как и мальчик в «Сказке про можжевельник», который возвращается к жизни. Но не каждому ребенку повезло в сказках братьев. Главный персонаж «Фрау Труда» превращает непослушную девочку в кусок дерева и бросает ее в огонь. И в «Упрямом ребенке» мальчик умирает после того, как Бог позволяет ему болеть. Антисемитизм Братья Гримм собрали более 200 сказок для своей коллекции, три из которых содержат персонажей евреев.
В сказке «Вор в терновнике» главный герой мучает еврея, заставляя его танцевать в тернии шипов. Он также оскорбляет еврея, назвав его «грязной собакой». Еврей в истории оказывается вором и его казнят через повешенье. В «Выгодной сделке» еврей также изображается как мошенник.
Автор Альберт Людвиг Гримм. Возвращаясь домой и читая сказки в электричке, Елена Михайловна была потрясена сюжетами, увлекательностью, поучительностью. Уже потом, знакомясь с историей жизни автора, она поняла, что у Альберта Людвига Гримма все сказки особенные, поскольку он был хорошим педагогом: проработал 40 с лишним лет в гимназии, был директором и всю жизнь, а он прожил 86 лет, посвятил детям. Работал с детьми сиротского приюта в монастыре в Баден-Бадене, был членом попечительского совета, давал деньги на содержание приюта. Был депутатом немецкого парламента, первым мэром города Вейнгейма и все это время писал книги для детей. Кстати, до сих пор одна из улиц Вейнгейма носит имя Альберта Людвига Гримма. Как рассказала автор книги, все сказки Гримма, кроме «Волшебного коня», фактически неизвестны нашему читателю — это так называемые беспризорные сказки. Первым перевел сказки с арабского на французский язык арабист Антуан Галлан — и Европа узнала «1001 ночь» благодаря ему. У Антуана был друг — образованный христианин-маронит, араб по происхождению, Ханна. В Париже они встречались, и Ханна наговаривал Галлану сказочные сюжеты, а тот записывал их. Так появились восемь «беспризорных» сказок, у которых нет письменного источника. Позднее арабы перевели с французского эти восемь галлановских сказок, записанных по рассказам из уст араба Ханны, и они вошли в состав нового сборника вместе с историями, переведенными с арабских письменных оригиналов.
Со временем Якоб Гримм пришел к выводу, что несколько ошибся с работой: "Библиотека — это вечно голодный зверь. Здесь много прекрасных, редких книг, но какой в них прок для меня, если я не могу их читать, даже перелистывать. Библиотека представляет собой колесо, в котором я ежедневно тоже должен крутиться целых шесть часов… Одни книги разыскиваю, другие расставляю по местам — все это в постоянной беготне, переписываю предметный каталог всей английской истории на отдельные карточки, чтобы затем по ним составить новый каталог, то есть еще раз переписать". Якоб родился в 1785 году, через тринадцать месяцев на свет появился его брат и соратник по работе Вильгельм. Когда Якобу было десять, умер их отец - мелкий чиновник. После смерти отца мальчики поступили в Кассельский лицей, получили образование юристов, но, отдавая все свободное время фольклору - они стали тем, кем стали. Словосочетание «братья Гримм» сегодня стало настолько монолитным, что включает в себя только двух братьев. Теми самыми сказочниками станут первые два брата. На плечах Якоба как старшего брата лежало содержание всей семьи. Жили Гриммы очень бедно, а старшая сестра Лотта - вообще вышла замуж по меркам тех дней крайне поздно - в 29 лет. Якоб и Вильгельм никогда не предавали своего главного призвания: сбора фольклора. Во имя него Якоб отверг многие — более выгодные, но суетливые — предложения например, дипломатическую карьеру , и долгое время работал библиотекарем. Кстати, не где-нибудь, а у Жерома Бонапарта, брата Наполеона.
Вторая их книга вышла свет в 1815 году. Правда, потом книги подвергались переизданиям. А всё дело в том, что некоторые сказки из этих книг были расценены неподходящими для детей. Например, был удален фрагмент, где Рапунцель невинно интересуется у крестной, почему платье так обтянуло ее округлившийся живот. Здесь речь шла о ее беременности, наступившей после тайных встреч с принцем. Появление этих двух, казалось бы, «несерьезных» книг сделало революцию во всей тогдашней немецкой филологии. Текст был написан таким простым, доступным самому широкому кругу читателей языком, что на молодых авторов обратили внимание филологи всей Европы. Этому событию придавало веса еще и то, что братья одновременно занимались научными исследованиями в филологии, что, в конце концов, вылилось в фундаментальные работы. Двухтомник «Сказок» собрал свыше 230 сказок и легенд. Его читала вся Европа. Вот только всего несколько сказок, которые известны во всем мире: «Белоснежка и семь гномов»; «Бременские музыканты»; «Золотой гусь»; «Король Дроздобород»; «Горшочек каши»; «Храбрый портняжка»; «Волк и семеро козлят». Дальше вышла книга «Немецкие пересказы». Но научно исследовательскую работу братья не прекращали, ни на секунду. Они дополняли друг друга. Только Вильгельм был слабее здоровьем. Сказками и легендами они увлеклись вместе, и вскоре Якоб все-таки отдал приоритет юриспруденции. Впрочем, осуществил это как-то странно: синтезировал, сделал своеобразный «микс» из филологии, истории, юриспруденции, философии, что в конце их жизни и дало начало германистике — науке о немецком языке и литературе. Якоб Гримм не прекращал научную деятельность и в отрасли права. В своем научном труде «История права» он изложил полную историю древней юридической жизни немецкого народа, показал взаимовлияние разных европейских культур на развитие правосознания через фольклорные исследования. Кто мог подумать, что в сказках и мифах может скрываться система древнего правосудия! А Якоб сумел это исследовать и описать. Очень значимой и для немецкой, да и мировой культуры оказалась написанная Якобом Гриммом «Немецкая грамматика». Она стала не только выдающейся вехой в немецкой филологии, но и породила целое научное направление — «сравнительное языковедение». Оно до сих пор не остановилось в развитии. Якоб даже чуть не стал дипломатом, но вовремя опомнился, поскольку слишком много было задумано в сфере филологии. Да и с братом как расстаться? Эта работа стала сенсацией в научном сообществе, писалась около 20 лет — именно она и стала основой для всех последующих исследований германских языков. Но все же главным трудом братьев был «Немецкий словарь». Работать над ним они начали в 1838 году. Это была тяжелая и долгая работа. Братья Гримм, увлекшись филологическими и фольклорными исследованиями, возможно, даже не догадывались, за какую сложную и важную работу они взялись. Это был титанический труд! Из нескольких десятков диалектных языков непросто создать один, понятный для всех. Они создали, но не успели закончить «Словарь немецкого языка», который и до сих пор является уникальным в мировой филологии. Более 350 тысяч слов, к каждому из которых максимальное информационное сопровождение: этимология, история словообразования, примеры употребления, грамматические и стилистические примечания. Давно ведутся дискуссии, что именно объединяет те или другие народы: сходство экономического уклада, общая армия, форма черепа как представлял себе кое-кто , или, может, все-таки — язык? Оказывается, значительную роль во всем этом могут играть народные мифы, сказки, притчи, собранные под одну обложку и отредактированные по-новому, но с учетом всех традиционных признаков немецкой грамматики, которой еще не существовало. Относительно братьев Гримм, то мы имеем дело с удивительным явлением: сказки породили грамматику! Германии, собственно говоря, тогда еще не было. Разбросанные по европейским просторам княжества мало что объединяло, разве что сходство орфоэпических конструкций. Но они дали работу сотням филологов на долгие годы. Эта работа, начатая братьями Гримм в 1840-х годах, была завершена в 1961-м. Через 100 лет Томас Манн назвал «Словарь» «героическим делом», «филологическим монументом». Вопреки названию, по сути это был сравнительно-исторический словарь германских языков. Друг за другом сменялись короли. Одни замечали братьев и давали им работу. Другие, напротив, когда филологи попробовали принять участие в политической жизни, угрожали неприятностями, но работа продолжалась. Уже в 30-х годах XIX века авторитет братьев в научном мире был таким большим, что затрагивать их остерегались даже короли.
Навигация по странице
- Найдены пропавшие после войны книги братьев Гримм
- Сказки Братьев Гримм - читать бесплатно онлайн
- 15 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О БРАТЬЯХ ГРИММ |
- Новости партнеров
- Подписаться
- Не только сказки
Журнал «ПАРТНЕР»
немецкие сказочники, исследовавшие народную культуру. 4 — В 1810 году братья Гримм завершили черновую работу над сборником сказок. В США впервые выпустили сказки братьев Гримм в изначальном варианте. Братья Гримм провели годы своего становления в городке Ханау в ландграфстве Гессен-Кассель. Братья Гримм широко известны как писатели детских сказок.
Похожие исполнители
- Братья Грим
- Громкие чтения «Королевство братьев Гримм»
- Новости по тегу: Братья Гримм
- Навигация по записям
- Не только сказки
- Громкие чтения «Королевство братьев Гримм»
Братья Гримм
Официальный канал группы Братья Грим. Из университета братья Гримм были уволены в 1837 г. за протесты по поводу изменения конституции новым королем. Братья Грим — они же братья Уизли имели популярность благодаря песням с невероятно упоротыми текстами — «Кустурице» и «Хлопай ресницами и взлетай». Девушка без рук (Безручка)Братья Гримм →. Соломинка, уголёк и бобБратья Гримм →. Братья Гримм — все публикации автора на портале Правмир —
Фольклор, который объединил Германию. О жизни сказочников-ученых братьев Гримм
Главная» Новости» Братья гримм афиша. Опубликованные братьями Гримм книги по истории и грамматике немецкого языка, на фоне многочисленных диалектов последнего, явились стимулом к оформлению лингвистики (языкознания) в самостоятельную научную дисциплину. В 2005 году «Братья Грим» выступают на фестивале «MAXIDROM», после чего о группе заговорили все российские СМИ.
Тут же пошел ко дну
Это собрание ознаменовало рождение фольклористики как научной дисциплины и считается первым научным собранием народных сказок. Через два года братья Гримм выпустили сборник «Немецкие предания». В 1819 году за учёные заслуги Вильгельм был удостоен степени доктора в университете Марбурга.
В то время, как сами братья полагали необходимым донести эти сказки до будущих поколений без искажений, всё немецкое общество обрушилось на них с негодованием и обвинениями в аморальности. Во-первых, рассуждали бюргеры, чему научат сказки, полные насилия и сексуальных мотивов, немецких детей? Во-вторых, в таком виде сказки, без сомнения, оскорбляют память о предках, сочинивших их, рисуя немцев прошлого кровожадными и сладострастными. А предков надо почитать и помнить о них только хорошее... Чтобы скрыть языческую основу сказок, Людвиг Эмиль старательно рисовал на каждой иллюстрации или заметный крестик, или Библию, или другие атрибуты христианства. Под давлением общественности в последующих шестнадцати изданиях братья Гримм адаптировали сказки к современным им требованиям морали, превратив их фактически в авторский пересказ.
Помог поменять имидж сказок и третий брат Гримм, Людвиг Эмиль — он рисовал иллюстрации и старался делать их как можно более целомудренными и с заметной христианской символикой, иначе от сюжетов так и веяло первозданным язычеством. Не все сказки братьев Гримм были немецкими и деревенскими Увы, но в сборе сказок братья-лингвисты были не безупречны. В наше время их работу сочли бы очень некачественной. Они спокойно записывали как немецкие сказки саксонских славян и соседей-французов, а источниками сказок для них часто были знакомые горожанки, к которым обращались с просьбой что-нибудь вспомнить. Просто чтобы далеко не ходить. Так что некоторые сюжеты могут быть очень поздними или вообще сочинёнными специально для того, чтобы произвести впечатление на учёных. Гриммы никак не проверяли надиктованный им материал, зато нередко нарочно придавали ему более простонародный вид.
Якоб в самых первых письмах, посвященных работе над сказками, спорил с Арнимом и говорил, что не хотел бы уходить от народного текста, хотел бы сохранить близость к немецкому духу и немецкой культуре. При этом в понятие «народного духа» вошли традиции очень разных времен. Например, в эпоху барокко, когда был чрезвычайно популярен жанр проповеди, стало модным вставлять в них пословицы и поговорки. И эту барочную жанровую характеристику перенимают Гриммы — видно, как из редакции в редакцию сказки обрастают пословицами. Гриммы вплетали их во время работы над текстом, потому что пословицы и поговорки понимались как сокровища национального духа. Или другой пример, который я тоже очень люблю. Мы все помним, почему Белоснежка была такой красавицей: кожа у нее была белая, как снег, щечки румяные, как кровь, и волосы черные, как рама окна, в которое смотрела ее мать. Однако ничего этого изначально в тексте сказки не было, а образ восходит к Вольфраму фон Эшенбаху. В «Парцифале» есть такая сцена: герой романа смотрит на снег, на который упали красные капли крови, и грустит, потому что вспоминает свою возлюбленную Кондвирамур, вспоминает, как прекрасна и бела ее кожа и что она румяна, как эти капли крови на белом снегу. Этот образ Вильгельм Гримм позаимствовал из «Парцифаля», и таким образом он попал в «Белоснежку». Братья были медиевистами и прекрасно знали огромное количество текстов: и немецкую средневековую литературу, и литературу эпохи барокко, — они выбирали все самое лучшее и вплетали в ткань своих сказок. Так происходила их работа над текстом. Арним и Брентано старались в «Волшебном роге мальчика» давать песни из разных частей страны вперемешку, чтобы подчеркнуть культурное единство политически раздробленной страны. Думали ли об этом Гриммы? В то же время здесь было несколько проблем. Во-первых, немецкие диалекты. Как известно, они довольно сильно отличаются друг от друга. Те же самые нижненемецкие сказки без перевода современному читателю непонятны. Сначала братья собирались сохранять диалектную форму, но к концу диалектная запись осталась только у примерно двадцати сказок. К слову, считается, что именно эти сказки наименее переработанные. В их числе сказка о рыбаке и его жене, первоисточник пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке», или сказка о можжевеловом дереве. Во-вторых, сказки из разных регионов контаминировались, то есть бывало так, что приходили истории с похожим сюжетом. Тогда братья записывали контаминацию и в примечаниях, которыми они снабжали книги, честно писали, что вот этот сюжет из Гессена, а этот — с Нижнего Рейна. Поиск общенемецких сюжетов был важен, но я бы не сказала, что они охватили весь немецкоязычный регион. И, конечно, в ту пору границы тоже виделись иначе — точнее, таких границ, как сегодня, просто не существовало. Значительно лучше представлены швабские, рейнские, гессенские тексты. Что касается нижненемецких сказок, то это скорее сказки Нижней Саксонии, немножко Шлезвиг-Гольштейна. Из Передней Померании, по-моему, один или два текста. Уже в XIX веке появлялись издания, содержащие переработанные версии сказок, например, переводы тех текстов, которые в собрании братьев печатались на диалекте. В 1825-м появилось так называемое «Малое издание», включающее тексты, которые сегодня считаются каноническими, классическими детскими сказками в немецком понимании. Якоб и Вильгельм сами принимали участие в его составлении. Можно даже сказать, что в немецкой литературной традиции это «Малое издание» сыграло большую роль, чем полный корпус сказок. Полный корпус не так известен. Какие версии текстов вы выбирали при наличии нескольких? Тексты, которые входили в издания с первого по шестое, но были убраны братьями из последнего, мы вынесли в приложение. Если редакции одной сказки в разных изданиях заметно отличаются друг от друга, мы пишем об этом в примечаниях. Пытались ли вы сохранить диалектные особенности при переводе?
Сказки наконец-то были написаны простым, понятным языком. Это была настоящая коллекция фольклора «лоскутных» земель будущей Германии; не только народное творчество, но и старинные, забытые рыцарские легенды, как, например, сказка «Рапунцель». Более того, сказки эти были изданы без цензуры, и порой были совсем не детские, а страшные и жестокие. Злая мачеха была жестоко наказана Белоснежкой — по приказу «доброй» принцессы ее обули в железные раскаленные башмаки и заставили танцевать до смерти. Волк съедает не только бабушку и Красную Шапочку, но и всю деревню и безнаказанно убегает в лес. Замарашка она же Золушка во время примерки своей потерянной туфельки дает сестрам злой совет: надо просто обрубить себе пятки, и понятное дело — нога в туфельку поместится. Естественно, сестры от такой «процедуры» умирают. Братья-сказочники представляли сказки не только развлекательными детскими историями, но феноменом народного творчества, передающегося из уст в уста, от человека к человеку. В их сказках почерпнул вдохновение и сам Пушкин. Вспомним сказку «О рыбаке и Золотой Рыбке»: это не что иное, как пересказ в стихах сказки из сборника братьев Гримм. И если русская бабка хочет стать «владычицей морскою», то немецкая старуха метит на место Папы Римского, не меньше. Этот сборник стал настоящим семейным трудом: дочь соседа-аптекаря Доротея, которая на свиданиях рассказывала Вильгельму свои любимые сказки и народные песни, вскоре стала его женой, и внесла большой вклад в структурирование и издание этой книги. А иллюстрации создал Людвиг Гримм, младший брат. Всего 230 народных сказок уместились в два тома.
4 января исполняется 235 лет Якобу Гримму
Сколько было братьев Гримм Братья Гримм, Сказка, Литература, Писатели, Длиннопост. Наращивания ресниц еще не было, а вот песни соответствующие уже рыжих брата ворвались на сцену русского рока со с. Новаторство братьев Гримм заключалось в том, что они публиковали сказки именно в «народном», неисправленном виде. Братья Гримм — что известно, биография, библиография и творческое наследие — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Дети всего мира вот уже почти три столетия читают сказки замечательных немецких сказочников Вильгельма и Якоба Гримм. 13 сентября В рубрике "Детская книга", в день рождения писателей подписчикам.