В день памяти преподобного Серафима Саровского Патриарх Кирилл совершил Божественную Литургию в Серафимо-Дивеевском монастыре Преподо. Можно ли посетить Дивеево сейчас. Паломникам, въезжающим в Дивеево, при себе нужно иметь справки об отсутствии коронавирусной инфекции.
Памятка для совершающих паломничество в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Свое второе рождение Канавка Пресвятой Богородицы получила во второй половине 1990-х годов: восстановление стартовало в 1997 году, а завершилось в 2003-м. В Дивеево Дарья Шулик советует также обязательно посетить Казанский собор — старейший в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре, он расположен именно в том месте, где матушка Александра видела явление Божией Матери, велевшей построить храм. Паломники идут сюда ради Казанской иконы Божией Матери. Самым почитаемым считается источник Преподобного Серафима Саровского, но он находится чуть дальше, в Саровском лесу. Одна из главных местных точек притяжения — источник Преподобного Серафима Саровского. Верующие приезжают на источник ради омовения и исцеления от болезней Сергей Становкиндиректор по коммуникациям сервиса бронирования МТС Travel Температура воды источника не опускается ниже плюс пяти градусов даже зимой. Вокруг запруды обустроена территория: мостки, купальни, места для переодевания, тут же можно купить специальные рубахи. Паломники посещают это место круглый год: даже морозы не останавливают верующих от купания в святой воде. Как добраться до Дивеево Самостоятельно Маршрут в Дивеево Сергей Становкин советует планировать через Нижний Новгород, куда можно добраться как на самолете, так и на поезде. До самого монастырского комплекса из Нижнего Новгорода ходит автобус. С группой По выходным из Москвы в Дивеево возят организованные группы.
Что касается размещения, то, по данным сервиса МТС Travel, средний чек на проживание в Нижнем Новгороде в январе-марте 2024 года составляет 4700 рублей в сутки. Так проще оценить специфику таких туров. Кроме того, отправляясь в паломническое путешествие, стоит учитывать, что к нему необходима особая подготовка. Например, такую поездку стоит планировать без детей, также необходимо взять с собой подходящую одежду, в которой можно будет посещать храм и другие местные святилища Сергей Становкиндиректор по коммуникациям сервиса бронирования МТС Travel После посещения Дивеево Дарья Шулик советует не спешить покидать окрестности региона — недалеко от села можно найти много важных для религиозных людей достопримечательностей. Еще можно добраться до Большого Болдино, где жил и творил поэт Александр Пушкин, или доехать до Арзамаса, там посетить Воскресный собор, Николаевский монастырь и музей русского патриаршества. Что думаешь?
На все непонятные моменты нужно задавать вопросы и мы обязательно все подробно объясним и расскажем. Святыни обители Мощи преподобного Серафима саровского — к ним нужно обязательно припасть с просьбой или благодарностью. Святая Канавка — нужно хотя бы один раз пройти с шествием, читая молитву «Богородице Дева, радуйся! Место, где похоронена преподобная Александра. Казанский источник — место для омовения и набора целебной воды. Сухарики в память о преподобном Серафиме — сухарики хорошо просушены и освящены, для них лучше подготовить бумажный пакет. Маслице от мощей преподобного Серафима — для него нужно взять небольшой пузырек или бутылочку. Земля святой Канавки — земля с отведенного места обладает целебной силой, ее нужно набрать в специально подготовленный пакет. Полезные статьи Опубликовано 1 год назад Акафист к Серафиму Саровскому Акафист Преподобному Серафиму Саровскому Кондак 1 Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, преподобне отче Серафиме! Величающе прославльшаго тя Господа, воспеваем ти похвальная. Ты же, имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, зовущих: Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче. Икос 1 Ангелов Творец избра тя изначала, да прославиши житием […] Опубликовано 1 год назад Утренние и вечерние молитвы Утренние молитвы Восстав от сна, прежде всякого другого занятия стань благоговейно, представляя себя перед Всевидящим Богом, и, полагая на себе крестное знамение, говори: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. После этого немного подожди, чтобы все чувства твои успокоились и мысли твои оставили всё земное. И тогда произноси следующие молитвы, без спешки, с […] Опубликовано 1 год назад Канон Последование ко Св. Поклон Святый […] Опубликовано 1 год назад Памятка для совершающих паломничество в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь Советы паломникам, посещающим обитель в Дивеево Братья и сестры! Царица Небесная повелела оставить монастырь и отправиться на Север страны для поиска подходящего места на которое укажет. Село Дивеево оказалось местом для обители «равной которой не было, нет и не будет никогда во всем […] Опубликовано 1 год назад Экскурсии Дивеевской обители Паломнический центр монастыря подготовил экскурсии для ознакомления паломников с жизнью и историей Дивеевской обители. Матушка обители — опытный экскурсовод и проводит как групповые, так и индивидуальные экскурсии. Каждый паломник найдет для себя направление, которое больше наполнит его душу светом веры. Записаться на экскурсии можно в центре для паломников. Эти места напитаны божественной благодатью, поэтому ежегодно их посещают тысячи паломников. Иверия После Вознесения Господня, Апостолы собрались в Сионской горнице и бросили […] Опубликовано 1 год назад Транспортное обслуживание Мы гарантируем комфортное и безопасное транспортное обслуживание для паломников, отправляющихся в Дивеево. Для передвижения предоставляем удобные туристические автобусы. Залог успешного паломничества и возможности настроиться на посещение обители — поездка в удобных и безопасных условиях. Наша компания гарантирует высокий уровень комфорта благодаря использованию современных туристических автобусов с удобными сиденьями и системой кондиционирования воздуха. В процессе поездки […] Опубликовано 1 год назад Сопровождение экскурсий Паломничество в Дивеевскую обитель пройдет более насыщенно и результативно, если в течение всего пути паломников будет сопровождать опытный и подготовленный гид.
В 1962 году на ее фундаменте была построена кирпичная столовая школы-интерната. В марте 2011 года интернат был переведен в поселок Сатис, и вся территория, обнесенная Канавкой, перешла к монастырю. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приступили к подготовке места для строительства собора и утвердили архитектурный проект. К июню 2011 года были разобраны здания на месте будущего строительства и освобождено место для собора. Когда строительную площадку подготовили, стало ясно, что храм должен иметь пропорции, определенные Самой Богородицей строителям Успенского собора в Киево-Печерской лавре в меру Ее Пояса. Словно бы в подтверждение этого, как некогда киевским зодчим, Матерь Божия прислала в Дивеево Свой Пояс. Многотысячным крестным ходом ковчег со святыней был пронесен по Святой Канавке, которую, как говорил батюшка Серафим, «Сама Царица Небесная Своим Пояском измерила». Место, где намечено было возвести Благовещенский собор, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий крестообразно осенил ковчегом с Поясом. За архитектурную основу нового собора взят храм московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к русскому барокко, характерный для начала XVIII века, в котором выстроен первый дивеевский собор — Казанский.
Тем, кто все же решит поехать в Дивеево, настоятельно рекомендуют использовать средства индивидуальной защиты и соблюдать социальную дистанцию, сообщает пресс-служба администрации Сарова. После посещения торжеств нужно быть предельно внимательным к состоянию здоровья, а при первых признаках недомогания самоизолироваться и вызвать врача на дом. У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?
Новости по тегу: Дивеево
Вне территории монастыря можно посетить 4 Святых источника, которые находятся в 15-20 минутах ходьбы. 8 сентября, в день празднования иконы Владимирской Божией Матери, глава государства посетил дивное Дивеево. Владимир Путин осмотрел территорию Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Владимир Путин в Дивеевском монастыре. Можно ли фотографировать в монастыре в Дивеево? Можно ли посетить Дивеево сейчас.
Поездка в Дивеево, которая изменила мою жизнь
Дивеево — все новости по теме на сайте издания Нижегородская епархия подтвердила смерть нескольких монахинь от COVID-19 в Дивеево. Тем не менее сейчас ситуация в монастыре стабилизируется, а все заболевшие идут на поправку. Главная» Новости» Новости дивеево монастырь сегодня. "Митрополит Волоколамский Иларион действительно служил в Дивеево, с нижегородским митрополитом и другими архиереями. Можно ли снимать на фотоаппарат в монастыре Дивеево?
Дивеево. Расскажите,как там?
Но знающие проводники по особым приметам ее находили. До восстановления Канавки богомольцы проходили по тропе, которую определяли по посаженным сестрами в начале XX века тополям.
То же касается ночных рубах, бутылок для воды и прочих вещей. Автобусная экскурсия Нижний Новгород - Дивеево начинается Стоимость экскурсии для взрослого человека - 1100 руб.
Для ребенка - 800-900 рублей. Программа включает посещение Дивеево и Арзамаса. Арзамас находится по пути, поэтому не заехать в него на час-полтора было бы неправильно. Хотя, есть маршрут только в Дивеево.
Наш экскурсионный автобус отправился в 9. При посадке в автобус каждому было сказано, где он сидит. Нам, естественно, достались места на солнечной стороне. Не успели мы начать расстраиваться, как водитель закрыл двери и машина отправилась в путь.
Оглянувшись по сторонам, мы к радости обнаружили, что последний ряд сидений наши любимые места совершенно свободен. Просто повезло, что автобус оказался наполовину пустой. Иначе жариться бы нам всю дорогу на солнце. Таким образом, позвольте дать еще один совет.
Если вы едете в Дивеево из Нижнего Новгорода утром, то лучше занимать места по правой стороне автобуса. Просто удивительно, но никто кроме нас больше не пересел направо. Буквально несколько слов о группе. Когда наша дама-экскурсовод начала спрашивать, кто откуда, мы с удивлением обнаружили, что нижегородцев в автобусе всего четверо.
Остальные участники съехались, без преувеличения, со всех концов страны и даже из-за рубежа. Была пара из Владивостока, две дамы из Киева, кто-то из Ставропольского края, небольшая группа из Пскова. Всех не упомнили, но, как видите, география впечатляет. Паломнический тур в Дивеево - совершенно особенное мероприятие.
Здесь не ругаются между собой из-за мест в автобусе, не толкаются на посадке, не говорят громко, не смеются во всю глотку, не пристают к соседям с разными пустыми разговорами. Обстановка спокойная и сосредоточенная. Это и понятно. Мы едем не на какой-нибудь родельбан в Гороховце , не в подземный музей спелеологии в Пешелани и даже не на обзорную экскурсию по Нижнему Новгороду.
У нас впереди встреча с особым местом. Надо вести себя соответственно. Автобус вырулил на метромост и понесся через Оку. Неожиданно подумалось, что сейчас люди из других городов смотрят на Нижний Новгород, знакомятся с ним, составляют некое первое впечатление.
Мы попробовали посмотреть на город глазами гостя. Вот что у нас получилось: Автобус промчался по новому метромосту, поднялся в верхнюю часть города, потом поехал по проспекту Гагарина в сторону микрорайона Щербинки-II. Думаю, гостям должно было понравиться то, что они увидели. Особенно, если кто-то приехал из небольшого населенного пункта.
Конечно, нельзя было сказать, что мы испытали гордость за свой город. К счастью, гости не увидели старых "клоповников" в окрестностях вокзала и захолустья иных окраинных районов. Иначе мы бы точно провалились от стыда. Когда выехали за город и поехали по Арзамасскому шоссе, гости могли стать свидетелями масштабного дорожного строительства.
Настолько масштабного, что для обхода проблемной области была построена временная объездная дорога. На основной магистрали выполнялась уникальная работа по сравниванию выпуклостей рельефа. Слишком высокие горки "срезались", слишком глубокие низины засыпались грунтом. Чтобы зимой груженые фуры могли иметь шанс "втянуть" свой груз на высокий подъем и не слишком разгонялись на резких спусках: На остальном протяжении дорога здесь достаточно хороша.
Есть только одно большое НО. На Арзамасской трассе очень мало заправок. Поэтому, если поедете на своей машине, постарайтесь заправиться заранее, чтобы не портить себе нервы. Примерно через полтора часа пути нас ждала санитарная остановка.
Придорожный комплекс "Карамель", что не доезжая города Арзамаса, гостеприимно распахивает перед всеми проезжающими двери кафе, мотеля, туалетов и даже прачечной с душевой. Поскольку длительность остановки составляла всего 15 минут, душ мы, естественно, принимать не стали, зато имели счастливое удовольствие полюбоваться на само здание комплекса. Нам всегда нравились такие архитектурные решения, которые еще издали приветствуют посетителей радушными "лицами".
Источник Казанской иконы Божией Матери — это один из древнейших источников Дивеева. Рядом находятся купальня и часовня. Считается, что вода хорошо влияет на органы зрения. Источник Целителя Пантелеимона — здесь самая большая купальня — как бассейн. По поверьям родник исцеляет детские и затянувшиеся болезни. Вода в нем приятная на вкус и значительно теплее, чем в других местах, поэтому здесь проводят таинство Крещения.
Источник иконы Божией Матери «Умиление» — это последний из появившихся родников. Но и в наше время не обошлось без таинственного возникновения — он начал бить в тот момент, когда к соседним родникам было просто не протолкнуться из-за наплыва страждущих. Его освятили в начале нулевых годов — в честь иконы Божией Матери «Умиление». Тут есть три вместительные купальни и деревянная часовенка. Источник преподобного Серафима Саровского — самый чудесный и почитаемый, находится в 15 км от монастыря. Источник преподобного Серафима расположен в лесу, природная красота и тишина умиротворяют приезжих. На месте выхода родника устроили настоящее озеро. Верят, что вода исцеляет от множества заболеваний. По одну сторону озера для приезжих возвели пешеходный мост и установили колодец с деревянными купальнями, по другую сторону — построили двухметровую деревянную часовню в честь старца Серафима.
Заходить в озеро можно только в длиннополых рубашках, купальники недопустимы. Даже суровая зима не отпугивает желающих окунуться в целебный источник преподобного Серафима Саровского Не забудьте посетить музеи, расположенные на территории монастыря: дом-музей блаженной Параскевы Дивеевской, которая предсказала Николаю II рождение цесаревича, а затем расстрел всей семьи, и музей истории обители ХХ века. Здесь вы увидите личные вещи преподобного Серафима Саровского, старинные иконы, архивные документы и много других необычных реликвий. Музеи можно посетить самостоятельно, но лучше осмотреть их в составе экскурсионной группы. А еще рядом с Канавкой растет лиственница, посаженная самим Николаем II в честь рождения сына Алексея — цесаревича. Смола дерева красного цвета, похожая на запекшуюся кровь. Лиственница огорожена символическим заборчиком. А рядом стоит деревянная арка с иконами царской семьи. Полезная информация для желающих посетить Дивеевский монастырь Обзорные экскурсии: индивидуальные или групповые проводят с 09:00 до 17:00.
Здесь же можно уточнить об экскурсиях в дом-музей Паши Саровской и музей истории обители ХХ века. Панорама монастыря: рассмотрите его с высоты птичьего полета и «загляните» внутрь каждого объекта. Переключайтесь между ними с помощью специальных вкладок в левом верхнем углу. Купальни источников: открыты ежедневно с 05:00 до 22:00. Что привезти из монастыря: в церковной лавке продаются наборы со святой водой, освященным маслом и сухариками. Можно также приобрести землю и подушечки с травами с Канавки считается, что они помогают от бессонницы. Где пообедать: в бесплатной паломнической трапезной или в одном из платных монастырских кафе. Бесплатная паломническая трапезная работает с 11:00 до 13:00, ужин проходит с 20:00 до 21:00. Точное место узнавайте в паломническом центре — в зависимости от времени года трапезничают в разных уголках обители.
Из платных кафе работают чайная и трапезная с горячими обедами. Перекусить можно в течение всего дня. Где остановиться: для паломников в Серафимо-Дивеевском монастыре открыто 15 паломнических корпусов. Полную информацию о правилах бронирования и заезда можно узнать здесь. Но приезжим стоит помнить, что «со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Для здешних мест это не просто слова. Необходимо строго придерживаться внутренним распорядком обители: соблюдать молитвенную тишину, вести себя скромно, не покидать пределы гостиницы по ночам без благословения после 22:00. Курить, распивать алкоголь и сквернословить здесь запрещено. Несмотря на строгие правила от желающих попасть сюда не отбоя — учитывайте это при планировании поездки в святые места.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Нина Борисова replied to Нина Мне пенсию платят и я "от жира конечно же бешусь" на эти 16т,проработав на это государство 43 года ,ветеран труда! Тупость и непонимание от вас и исходит, все прекрываясь этими 90 -ми!
Новости дивеево сегодня
Иоанна Предтечи. Сухарики Батюшки Серафима При жизни святой часто оделял приходивших к нему сухарями — для подкрепления сил, утешения. Простая питательная пища, данная с благословением, действительно подкрепляла тело и душу. Подобно этому, сухарики, освященные на мощах преподобного, можно сейчас приобрести в монастырской лавке. Особых требований к их употреблению нет, их можно есть не натощак, однако, помня, что это — благословение святого старца. Достопримечательности: куда обязательно надо попасть и что посмотреть История обители богата чудесами. Здесь жили великие подвижники, сюда приезжали император Николай II и его семья — будущие Царственные Страстотерпцы. Память об истории хранят храмы и другие здания монастыря.
Известно, что здесь хранились: копия иконы Богородицы Казанской; частицы мощей из Киево-Печерских преподобных лавры. Фрески здесь писали сами насельницы. Впоследствии Казанская, как и говорил св. Серафим, из приходской стала монастырской — до конца 1920-х, когда советская власть разогнала общину. Казанская продолжала действовать, хотя с конца 1920-х гг. Ее последний настоятель, прот. Павел Перуанский погиб в тюрьме на Пасху 1938 г.
Фасад Казанской церкви в Дивеево, 1827 год С 1940-50-х церковь лишилась сначала крестов, затем куполов. Здесь сначала было общежитие, затем склад, мастерские. Вернуть здание удалось только с 1992 г. В 1996 г. Полное же восстановление здания представлялось делом отдаленного будущего — по недостатку средств. Однако в 2003 г. Серафима, ряд предпринимателей предложили свою помощь.
Таким образом, удалось восстановить храм уже к 2004 г. Ныне здесь не только отреставрированы старые фрески, но также написаны новые, воссоздающие историю монашеской общины. Авторы их — московские живописцы Ярослав Рылло и Дарья Шабалина. Осенью 2004 г. Стефана и свт. После этого было решено исполнить завет прп. Серафима, предрекавшего, что Казанская будет иметь множество приделов разных святых.
К 2008 г. Это: сщмч. Серафим Чичагов , сохранивший события истории общины на страницах созданной им летописи; прпп. Александра, Марфа, Елена, стоявшие у истоков Мельничной общины; прпп. Марфа, Пелагея, Матрона; св. Царственные Страстотерпцы, с которыми Дивеево тесно связано со времени прославления прп. Серафима 1903 г.
Пелагея, Мария, Параскева. Их мощи, а также честные останки исповедницы, прп. Матроны Власовой — главная святыня храма, теперь именуемого собором. Службы здесь совершаются часто. Во воскресным дням на литургию приходят ученики монастырской школы. Дети сами поют, помогают в алтаре. На это богослужение приходят их родители, педагоги.
Троицкий собор Ныне это главный храм обители, здесь же пребывает ее святыня — мощи прп. Строительство его благословлено самим угодником Божиим, указавшим даже место, на котором будет стоять величественное здание. Архитектурный стиль собора неповторим, своеобразен: по замыслу архитектора, А. Турмышева, он соединяет черты русского, византийского стиля и классицизма, как бы символизируя «все языки», славословящие Бога. Высота собора — 54 м, а площадь — 1,5 т. Закладка собора состоялась уже после смерти прп. Серафима, 5 июня 1848 г.
Уже во время строительства совершилось немало знамений милости Божией. Рассказывают, что: закладку храма совершал архиепископ Нижегородский Иаков Вечерков , известный святой жизнью; по воспоминаниям современников, водружая камень в основание будущего здания, он вдруг изменился в лице и громко воскликнул: «От утра и за утро сей храм воздвигается велиим чудом»; содержание Божественного видения, Владыка, однако, не раскрыл; ночью за запертыми дверями слышались звуки как бы продолжающейся работы строителей; главный престол сначала думали посвятить иконе Богородицы «Умиление», келейной у прп. Серафима; однако архиепископ благословил посвящение Святой Троице к удивлению многих; однако как последовало знамение Божия благословения решения архипастыря: при водружении креста на куполе 1864 многие видели в небе трех голубей и трех журавлей. Ежедневные службы здесь начались с 1875 г. С 1880-х были пристроены четыре новых придела: икон Божией Матери «Умиление», «Владимирская-Оранская»; Третьего обретения главы св. Иоанна Крестителя; четвертый придел долгое время стоял без освящения: игумения обители, м. Мария, сохраняла для посвящения прп.
Серафиму, с верой надеясь на его канонизацию; освящение его произошло 22 июля 1903 г. Храм был закрыт, использовался как зернохранилище, склад. Верующим удалось вернуть его только с 1989 г. Преображенский собор Его возведение также предсказано прп. Серафимом, однако завет основателя был нарушен иером. Иоасафом Толстошеевым , виновником смуты в общине 1840-х гг. После канонизации прп.
Серафима ломать ее не стали, а место для собора избрали южнее. Первый взнос на строительство сделал Николай II, приезжавший в Дивеево в 1903 г. В дальнейшем наибольший вклад в строительство внес купец Феодор Васильевич Долгинцев, даже переехавший сюда ради строительства храма, которое началось с 1907 г. В 1916 г. Долгинцев скончался — уже монахом Серафимом. Проект храма создан А. Антоновым, стиль его определяется как нео-русский.
Это первый храм обители, при строительстве которого использовали новый тогда материал — железобетон. Роспись церкви выполняли иконописцы из Палеха, а также сестры обители. Интересный факт Освятить храм до 1917 г. Однако, началу богослужений помешала неготовность отопительной системы — собор предполагался «теплым». Вслед за тем начались революционные события. Поэтому до 1990-х ее здесь так и не состоялось ни одной службы. В советское время здесь был сначала гараж, потом стрелковый тир.
С 1991 г. Троицкий собор — главный храм монастыря. Только в 2008 г. В соборе обычно служатся ранние литургии. Кроме того, здесь традиционно особо торжественно совершается празднование: Крещения Господня с освящением воды; Успения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Он создается во исполнение благословения преподобного, который говорил о храме в конце Канавки. Однако, его завет был нарушен во время нестроений в общине 1840-х гг.
В советские годы она сгорела. С 2011 г. Именно он стал мерой для будущего храма: «20 поясов в ширину, 30 в длину и 50 в вышину», а само строительство началось после крестного хода со святыней по Канавке. Благовещенский собор. Внутреннее убранство Ныне в величественном храме уже идут службы в приделе Успения Богородицы. Храм Рождества Христова Это первый храм «Мельничной» общины, построенный исцеленным прп. Серафимом Михаилом Мантуровым.
Созданием его руководил сам святой. Например, он пожелал, чтобы освящение храма Рождества Христова совершилось на Преображение Господне. Серафиму даже пришлось обратиться к опытному уставщику, архим. Иоакиму, для составления особого чина освящения, сочетавшего песнопения двух праздников. Роспись здесь делали сестры, некоторая часть фресок дошла до наших дней. Колокола церкви заказаны лично прп. Они были невелики, но современники отмечали их чистый, далеко слышный звон.
Интересный факт В 2008 г. С сожалению, он сильно пострадал, треснул. Ныне эта реликвия находится в монастырском музее. Закрыв храм с 1927 г. С начала 1990-х церковь возвращена верующим. К 1993 г. А с 2008 г.
Службы здесь, как правило, монашеские, совершаются нечасто, ведь размеры храма невелики. На престольный праздник, в день Рождества Христова, служится ночная литургия с крестным ходом. Храм Рождества Богородицы Это подземный храм под Рождественской церковью. Мысль о его возведении также принадлежит прп. Серафиму, который, по завершении строительства озаботился почтить также Рождение Матери Божией. Таким образом, был сделан подкоп, и появился небольшой храм. Угодник Божий предсказал также, что эта церковь станет усыпальницей.
Это сбылось в 2000 г. Елены и Марфы. В 1993 г. Ныне будущие монахини отправляются на пострижение также отсюда. По завещанию прп. Серафима, в храме Рождества Богородицы: непрерывно горит лампада; непрерывно кроме дней от Великой Среды до субботы Пасхальной Седмицы читается Неусыпаемая Псалтирь. А вот службы здесь бывают редко, обычно только для насельниц обители.
Однако мощи преподобных открыты для поклонения каждый день с 8 до 17 ч. Колокольня Это самое высокое здание монастыря. Первоначально колокольня была деревянной, каменная же была заложена при игумении Марии Ушаковой в 1894 г. Когда строительство близилось к завершению, оказалось, что здание наклонено. Когда об этом доложили настоятельнице, так лишь сказала, что надо ждать воли об этом деле отца Серафима, как духовного отца сестер. И, хотя многие говорили о том, что здание следует снести, оно устояло, хотя несколько наклонное положение заметно до наших дней. Серафимо-Дивеевский монастырь в начале ХХ века.
Вид с реки Вичкинзы Здесь было 12 колоколов, самый большой из которых весил 500 пудов. Кроме того, были установлены часы, которые ежечасно играли знакомое всем верующим «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Сейчас ее длина по оси рва — 775 метров, глубина — 2,15 метра. От старого монастыря удалось сохранить два здания — житницу и механическую водокачку. Ежедневно после вечерней трапезы сестры проходят по святой Канавке, но к шествию могут присоединиться все желающие. Молитву «Богородице Дево, радуйся» здесь нужно прочитать 150 раз. Цветы, трава и земля с Канавки считаются лечебными, их также можно купить в качестве сувенира. Казанский собор Режим работы Ежедневно с 5:00 до 17:00 Собор самый старый в монастыре, установлен ровно в том месте, где матушке Александре явилась Божья Матерь и повелела построить храм. В Казанском соборе с 8:00 и до 17:00 открыт доступ к мощам блаженных Пелагии, Параскевы, Марии и преподобноисповедницы Матроны Дивеевских.
Очень почитаемое паломниками место, считается намоленным, с сильной энергетикой. В нижней церкви горит неугасимая лампада и там читается Неусыпаемый Псалтырь. В Казанском соборе всегда много паломников. Фото: commons. Обычно здесь меньше людей, чем в соседствующих храмах. Преображенский собор Спасо-Преображенский собор построен в 1916 году на крупное пожертвование Николая II, но освятить его не успели из-за революции. В советское время в соборе разместили гараж, потом тир. Собор освятили только через 80 лет — в 1998 году. Сейчас храм полностью отреставрирован, и не знающие истории туристы не сразу верят, что здесь когда-то на кровле росли деревья.
Белоснежный собор выглядит необыкновенно легким и воздушным. Здесь тоже проводятся службы, но значительно реже, чем в Троицком соборе, поэтому лучше узнать заранее у гидов, получится ли попасть на богослужение.
Покровской, откуда отходят автобусы.
Поезд Тем, кто едет железной дороге, удобнее всего добираться через г. Арзамас, ведь он отстоит от обители всего на 65 км. Выйдя на станции, нужно сесть на автобус до Дивеево: прямо от вокзала отходят частные маршрутные автобусы.
Автомобиль Опытные путешественники советуют москвичам, направляющимся в Дивеево, следовать через Владимир. С юга до Дивеево удобнее всего добираться через Рязань, а с востока — через Самару, Ульяновск, Саранск. На ее территории немало святынь, некоторые из которых можно посетить по пути до Дивеево.
Среди них: в Нижнем Новгороде — Корсунская икона Богородицы в Благовещенском соборе в иконостасе монастыря сейчас копия святыни ; обитель находится по адресу пер. Мельничный, 8; доехать от нее до места отправления автобусов на Дивеево можно за 20 минут на маршрутном такси; следует иметь ввиду, что для небольших групп паломников насельники монастыря проводят экскурсии, которые заранее можно согласовать по телефону; в Сарове, близ Дивеева — монастырь Успения Пресвятой Богородицы, где начинал свой иноческий путь прп. Серафим; здесь можно поклониться месту, где первоначально погребен преподобный, а также мощам прп.
Марка Молчальника, игумена обители, наставника, духовного друга старца, св. Серафим даже просил похоронить его близ могилы св. Это вырезанная из дерева фигура Распятого Спасителя, прославленная за несколько столетий множеством чудес, не утраченная даже во времена атеизма.
Путь от железнодорожного вокзала до Соборной площади занимает не более получаса на автобусе. Паломники, отправляющиеся в Дивеево из Москвы, часто едут через Владимир, где можно посетить древние храмы, а также сворачивают на Муром. Здесь 4 действующих монастыря, столько же приходских храмов.
Обойти все святыни можно за день. Где остановиться При обители действуют 15 гостиниц для паломников с номерами от очень скромных, по сути — койко-мест, до достаточно дорогих. Все паломнические корпуса находятся в Дивеево.
Следует иметь ввиду, что заселение происходит с 12 или 14 ч. Оформиться для проживания можно в Паломническом центре, который открыт с 8 ч. Впрочем, во время пути возможны непредвиденные ситуации, задержки.
Но даже тогда волноваться не стоит, без места паломник вряд ли останется: если добраться до Дивеево удалось только вечером, когда Паломнический центр закрыт, можно сразу ехать в гостиницу, где забронированы места; если же бронирования не было, на ночь можно разместиться в Доме паломника — но при наличии мест; с учетом большого количества приезжающих, на интернет-странице монастыря рекомендуется заказывать гостиницы заранее. Когда открыто для посещений Монастырь открывается с 5 ч. Закрываются врата обители после 22 ч.
Расписание богослужений Службы здесь идут ежедневно, в основном — в трех наиболее значимых соборных храмах, Преображенском, Троицком и Казанском. С понедельника по пятницу: ранняя литургия служится в соборе Преображения Господня с половины шестого утра; к 8 ч. Субботние, воскресные дни: в субботу ранняя литургия совершается в Троицком храме, а следующая, с 8 ч.
За час до службы совершается Параклис — особая служба Пресвятой Богородице с каноном, чтением Евангелия. В Казанском храме с понедельника по субботу с 10 ч. Множество паломников стремятся также отслужить молебен прп.
Эти богослужения проходят у мощей, в Троицком соборе с 7, 13, 14 ч. Наконец, в дни памяти прп. Серафима богослужения идут по особому расписанию.
Например, 1 августа день прославления прп. Серафима : литургия в Троицком храме начинается в 1 ч. Серафима; наконец, самая торжественная литургия начинается с 9 ч.
Таким образом, каждый паломник имеет возможность почтить преподобного — ночной ли молитвой, или во время торжества при стечении сотен верующих. Посещение — что надо обязательно сделать и что с собой взять Прп. Серафим говорил: «Счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет сутки, от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево!
Приложиться к честным останкам прп. Серафима — они пребывают в Троицком соборе, доступны с 8 ч. Поклониться мощам Дивеевских преподобных.
Пройти по Святой Канавке; это можно сделать самостоятельно, либо присоединиться к крестному ходу сестер, который проходит ежедневно по окончании вечерней трапезы. Паломники стремятся искупаться также в источниках, сейчас их известно шесть. Кроме того, для тех, кто находится здесь впервые, сотрудницы проводят обзорные экскурсии.
Здесь также действуют два музея — блаж. Параскевы Саровской, а также истории монастыря XX в. Отправляясь в обитель, паломники обычно берут: сосуды для святой воды, освященного масла; молитвослов; паломницы также берут рубашки, в которых традиционно окунаются в источниках.
Правила поведения Монашеская община живет своим особым укладом. Здесь существуют правила, которые стоит исполнять и приехавшим паломникам. Это: подобающий внешний вид; принято женщинам на территории монастыря быть в юбке ниже колена, в платке; мужчины также должны быть одеты благопристойно: а храмы не принято входить в майках, шортах, и, конечно, в головном уборе; следование распорядку жизни, принятому здесь: с ним лучше внимательно ознакомиться на интернет-странице официального сайта перед поездкой; например, не следует покидать гостиницу в позднее время, шуметь, включать громкую музыку, нарушая покой окружающих; также крайне нежелательно фотографировать богослужения, инокинь, кроме случаев, когда на это есть благословение.
Как попасть на послушание Многие паломники стремятся не просто поклониться святыням, но во славу Божию потрудиться. Для того, чтобы попасть в число трудников, нужно просто приехать и обратиться в паломнический центр. Условия жизни скромны — это гостиница с комнатами на 15-20 человек, без удобств, душа, однако проживание бесплатно.
Однако, трудник — не монах, даже не послушник, поэтому он свободен выбрать другие, более комфортные условия проживания, например, платную гостиницу. Кормят трудящихся в трапезной. Давая послушания, начальствующие стремятся учесть как возможности желающего потрудиться, так и потребности монастыря в рабочих руках.
Поручить могут работу на кухне, огородах, теплицах, на территории, уборку храмов. История возникновения Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря Она начинается с 1760 г. В мирской жизни Агафия Мельгунова была знатной дворянкой, помещицей, счастливо вышла замуж, родила дочь.
Жизнь ее перевернула безвременная кончина супруга. Совсем молодая вдова решила тогда уйти от мира, вместе с трехлетней дочкой отправившись в Киев. Местом начала ее иноческих подвигов стал Вознесенский Флоровский монастырь, где она намеревалась остаться до конца дней.
Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь, хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих.
И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Моё там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою! Они же, рассудив, благословили инокиню исполнять волю Пречистой, обходя святые места — не явит ли Богородица Свою волю о новом монастыре.
Так началось странствование матушки длиной в несколько лет. Окончиться ему было суждено здесь, в Дивеево. Во время ночной молитвы матушка удостоилась нового явления Владычицы, благословлявшей ее выстроить женскую обитель на этом месте.
Первые годы До Сарова инокиня Александра все же дошла. Рассказав все настоятелю, она просила его благословения. Обстоятельно расспросив о чуде явления Богородицы, наместник обители, иеромонах Пахомий Леонов такое благословение дал — несмотря на явно предстоявшие ему и братии немалые хлопоты.
Интересный факт Со времен Петра I государство неопустительно вело политику ограничения монашества. Современный историк, глубоко изучавший жизнь прп. Серафима Саровского, В.
Степашкин, в своей книге о старце приводит документы, свидетельствующие о том, сколь сложно было в те годы Прохору Мошнину исхлопотать у властей разрешение на иноческий постриг, даже просто на послушничество при монастыре — вплоть до того, что пришлось даже сказаться больным и неспособным к труду. Случай этот не был чем-то необычным — подобным образом тогда уходили от мира, вопреки государственному давлению, очень многие. С женским же монашеством дело обстояло еще хуже: запрещалось постригать молодых девиц, ограничивалось количество насельниц в обителях.
А уже основание новой общины было сопряжено с особенно серьезными трудностями: прежде, чем община получит разрешение стать монастырем, она должна доказать свою финансовую состоятельность и «полезность» для общества — социальным служением. Так что Саровский настоятель брал на себя великие труды — поддерживать, помогать общине, предстательствовать за нее перед властями. Впрочем, сначала помогать предстояло только одной м.
Все это время она на свои средства строила каменную церковь, посвященную Казанской иконе Богородицы. Закончить работы удалось только к 1780 г. Но прошел еще не один год, прежде чем постепенно стали собираться сестры.
Лишь через 8 лет нашлась жертвовательница — местная помещица, подарившая сестрам участок, настоятельница смогла построить три кельи: в одной она поместилась сама с послушницей, в другой жили еще три сестры, в третью же пускали идущих к Сарову странников. Жизнь маленького сестричества, юридически еще не монашеской общины, определялась, тем не менее, строгим уставом Саровского монастыря. Сестры духовно окормлялись у о.
Пахомия, получая его благословение на всякое дело. Даже пищу для них доставляли из Сарова. Есть данные о том, что вместе со своим духовным отцом иногда навещал сестер молодой иеродиакон Серафим, недавний постриженик Саровской пустыни, но уже опытный инок чистой души, в котором старцы провидели настоящего подвижника.
Скоро стало ясно: исполняется сказанное Богородицей, в Дивеево со временем будет монастырь. Однако самой его основательнице, м. Александре, не суждено было дожить до этого времени.
Понимая, что силы ее слабеют, уже престарелая матушка в 1789 г. Пахомия, не оставлять послушниц по ее кончине. Но тот ответил: «Послужить по силе моей и по твоему завещанию Царице Небесной и попечением о твоих послушницах не отрекаюсь…, но как же и браться за то, не зная, доживу ли до этого времени.
А вот иеродиакон Серафим, духовность его тебе известна, и он молод, доживет до этого, ему и поручи это великое дело». Так о. Серафим за иноческое послушание взял на себя попечение о сестрах.
Александра поручает сестер прп. Настенная роспись Казанской церкви Дивеевской обители Духовным руководителем сестер будущей обители, возникшей по воле Пречистой, стал тот, кого Сама Она именовала «любимиче Мой», и кому являлась Сама более десятка раз. Александра, уже схимонахиня, отошла ко Господу.
Пахомий окормлял сестер еще 5 лет. К 1794 г. Именно тогда иеромонаху Серафиму пришлось взять на себя ее духовное окормление.
Серафим Саровский Однако к этому времени он сам вел затворническую жизнь, так что исполнение завещания матушки Александры было затруднительно. К тому же между прп. Серафимом и новой начальницей, сестрой Ксенией Михайловной постриг сестры пока не принимали, ведь их сообщество не было монастырем возникли разногласия.
Строгость устава общины оказалась малоприемлемой для части сестер, около 40 из них ушли. Мягкий, добрый о. Серафим попытался убедить настоятельницу смягчить порядки, на что та не согласилась, ссылаясь на заветы старца Пахомия.
Отец Серафим отступился, как говорит история обители, «успокоенный, что заповеданное ему великой старицей матерью Александрой более не лежит на его совести». Но не такой оказалась воля Основательницы общины, Пречистой. Она явилась преподобному, матерински укоряя его: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей Агафии — монахини Александры?
Ксению с сестрами ее — оставь, а заповедь сей рабы Моей не только не оставляй, но и потщись вполне исполнить, ибо по воле Моей она дала тебе оную. А Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве, и на нем устрой эту обетованную Мной обитель Мою. А в память обетования ей, данного Мною, возьми с места кончины ее из общины Ксении восемь сестер».
Первоначально все сестры жили на мельнице, которую построили здесь, дабы обеспечивать им пропитание. Поэтому общину именовали «Мельничной». Только к осени следующего года появился дом, где все поселились в одной келье.
Начатое прп. Серафимом дело, видимо, вызвало неоднозначную реакцию монастырского начальства: иной, менее строгий устав, требование принимать лишь девушек — все это вызывало непонимание, так что долгое время «Мельничная» практически не имела материальной поддержки от Саровской обители. Сестры жили очень бедно, зачастую голодали.
Сам преподобный с неохотой соглашался позировать, говоря: «Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой? XIX век.
Жизнь ее перевернула безвременная кончина супруга.
Совсем молодая вдова решила тогда уйти от мира, вместе с трехлетней дочкой отправившись в Киев. Местом начала ее иноческих подвигов стал Вознесенский Флоровский монастырь, где она намеревалась остаться до конца дней. Я пришла возвестить тебе волю Мою.
Не здесь, хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Моё там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою.
Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою! Они же, рассудив, благословили инокиню исполнять волю Пречистой, обходя святые места — не явит ли Богородица Свою волю о новом монастыре. Так началось странствование матушки длиной в несколько лет.
Окончиться ему было суждено здесь, в Дивеево. Во время ночной молитвы матушка удостоилась нового явления Владычицы, благословлявшей ее выстроить женскую обитель на этом месте. Первые годы До Сарова инокиня Александра все же дошла.
Рассказав все настоятелю, она просила его благословения. Обстоятельно расспросив о чуде явления Богородицы, наместник обители, иеромонах Пахомий Леонов такое благословение дал — несмотря на явно предстоявшие ему и братии немалые хлопоты. Интересный факт Со времен Петра I государство неопустительно вело политику ограничения монашества.
Современный историк, глубоко изучавший жизнь прп. Серафима Саровского, В. Степашкин, в своей книге о старце приводит документы, свидетельствующие о том, сколь сложно было в те годы Прохору Мошнину исхлопотать у властей разрешение на иноческий постриг, даже просто на послушничество при монастыре — вплоть до того, что пришлось даже сказаться больным и неспособным к труду.
Случай этот не был чем-то необычным — подобным образом тогда уходили от мира, вопреки государственному давлению, очень многие. С женским же монашеством дело обстояло еще хуже: запрещалось постригать молодых девиц, ограничивалось количество насельниц в обителях. А уже основание новой общины было сопряжено с особенно серьезными трудностями: прежде, чем община получит разрешение стать монастырем, она должна доказать свою финансовую состоятельность и «полезность» для общества — социальным служением.
Так что Саровский настоятель брал на себя великие труды — поддерживать, помогать общине, предстательствовать за нее перед властями. Впрочем, сначала помогать предстояло только одной м. Все это время она на свои средства строила каменную церковь, посвященную Казанской иконе Богородицы.
Закончить работы удалось только к 1780 г. Но прошел еще не один год, прежде чем постепенно стали собираться сестры. Лишь через 8 лет нашлась жертвовательница — местная помещица, подарившая сестрам участок, настоятельница смогла построить три кельи: в одной она поместилась сама с послушницей, в другой жили еще три сестры, в третью же пускали идущих к Сарову странников.
Жизнь маленького сестричества, юридически еще не монашеской общины, определялась, тем не менее, строгим уставом Саровского монастыря. Сестры духовно окормлялись у о. Пахомия, получая его благословение на всякое дело.
Даже пищу для них доставляли из Сарова. Есть данные о том, что вместе со своим духовным отцом иногда навещал сестер молодой иеродиакон Серафим, недавний постриженик Саровской пустыни, но уже опытный инок чистой души, в котором старцы провидели настоящего подвижника. Скоро стало ясно: исполняется сказанное Богородицей, в Дивеево со временем будет монастырь.
Однако самой его основательнице, м. Александре, не суждено было дожить до этого времени. Понимая, что силы ее слабеют, уже престарелая матушка в 1789 г.
Пахомия, не оставлять послушниц по ее кончине. Но тот ответил: «Послужить по силе моей и по твоему завещанию Царице Небесной и попечением о твоих послушницах не отрекаюсь…, но как же и браться за то, не зная, доживу ли до этого времени. А вот иеродиакон Серафим, духовность его тебе известна, и он молод, доживет до этого, ему и поручи это великое дело».
Так о. Серафим за иноческое послушание взял на себя попечение о сестрах. Александра поручает сестер прп.
Настенная роспись Казанской церкви Дивеевской обители Духовным руководителем сестер будущей обители, возникшей по воле Пречистой, стал тот, кого Сама Она именовала «любимиче Мой», и кому являлась Сама более десятка раз. Александра, уже схимонахиня, отошла ко Господу. Пахомий окормлял сестер еще 5 лет.
К 1794 г. Именно тогда иеромонаху Серафиму пришлось взять на себя ее духовное окормление. Серафим Саровский Однако к этому времени он сам вел затворническую жизнь, так что исполнение завещания матушки Александры было затруднительно.
К тому же между прп. Серафимом и новой начальницей, сестрой Ксенией Михайловной постриг сестры пока не принимали, ведь их сообщество не было монастырем возникли разногласия. Строгость устава общины оказалась малоприемлемой для части сестер, около 40 из них ушли.
Мягкий, добрый о. Серафим попытался убедить настоятельницу смягчить порядки, на что та не согласилась, ссылаясь на заветы старца Пахомия. Отец Серафим отступился, как говорит история обители, «успокоенный, что заповеданное ему великой старицей матерью Александрой более не лежит на его совести».
Но не такой оказалась воля Основательницы общины, Пречистой. Она явилась преподобному, матерински укоряя его: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей Агафии — монахини Александры? Ксению с сестрами ее — оставь, а заповедь сей рабы Моей не только не оставляй, но и потщись вполне исполнить, ибо по воле Моей она дала тебе оную.
А Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве, и на нем устрой эту обетованную Мной обитель Мою. А в память обетования ей, данного Мною, возьми с места кончины ее из общины Ксении восемь сестер». Первоначально все сестры жили на мельнице, которую построили здесь, дабы обеспечивать им пропитание.
Поэтому общину именовали «Мельничной». Только к осени следующего года появился дом, где все поселились в одной келье. Начатое прп.
Серафимом дело, видимо, вызвало неоднозначную реакцию монастырского начальства: иной, менее строгий устав, требование принимать лишь девушек — все это вызывало непонимание, так что долгое время «Мельничная» практически не имела материальной поддержки от Саровской обители. Сестры жили очень бедно, зачастую голодали. Сам преподобный с неохотой соглашался позировать, говоря: «Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой?
XIX век. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Живописный портрет кисти неизвестного художника.
Традиционный, легко узнаваемый образ. Вероятно является копией прижизненного портрета. По иконографии близок к портрету 1831 года, который хранился в Казани, в семье Крупенниковых.
Преподобный Серафим Саровский. Неизвестный художник, 1860-е — 1870-е годы. На этом портрете преподобный Серафим изображен сравнительно молодым.
Подобная иконография сложенные руки встречается и в других изображениях, облик же святого носит уникальный характер. Бумага, карандаш. ГТГ Но община была в полном смысле детищем преподобного: с 1829 г.
Серафиму за исцеление от тяжелой болезни; к 1830 г. К этому времени число насельниц уже превысило 100. Смутное время По кончине великого старца две общины пережили тяжелую смуту: вопреки его заветам, честолюбивый Саровский иеромонах Иоасаф Толстошеев , стремясь стать духовником будущего монастыря, инициировал объединение Казанской и Мельничной в одну общину.
Разлад между сестрами, борьба амбиций, наконец, развал с трудом налаженного хозяйства — все это пришлось переживать в течение 29 лет. Лишь личное вмешательство свт. Филарета Московского смогло как-то успокоить страсти.
Филарет о дальнейших событиях: 10 февраля 1861 г. Начальствующая сестра, Елизавета Ушакова уже двенадцатая по счету за эти годы стала игуменией Марией, приняв давно желаемый иноческий постриг. Так, после десятилетий смут, испытаний, искушений, закаливших дух инокинь, начался отсчет истории Серафимо-Дивеевского монастыря — именно так он стал именоваться еще до прославления прп.
Серафима, так как устав его был полностью заимствован у Серафимовой «Мельничной» общины. Преподобный не раз говорил, что Дивеево войдет в их число — притом, что прецедентов женских лавр в церковной истории не было. Официально такого статуса Дивеевский, конечно, не получил.
Однако уже при первой игумении, буквально за несколько десятилетий он стал самым большим и уважаемым женским монастырем страны. К началу XX в. Серафимо-Дивеевский монастырь — это: шесть храмов; десятки мастерских, полностью обеспечивавших нужды обители, да не только ее: например, сестры шили одеяния для братии Саровского мужского монастыря; богадельня, больница, даже зубоврачебный кабинет; приют для девочек, куда принимали, как правило, сирот или бедных; здесь обучали ремеслу, Закону Божию, церковному пению; многие воспитанницы принимали потом иночество, еще большему числу приют помог устроиться в мирской жизни.
К 1917 г. И это при населении самого Дивеево… всего 520 жителей! Не случайно С.
Нилус именовал обитель не монастырем, а «целой областью, раскинувшейся на три версты», что совсем не было преувеличением. Но главное — сестры считали себя, и действительно были духовными дочерьми прп. Серафима, которого все называли просто «батюшка», обращались к нему во всех нуждах, как к живому, стремились выполнять его заветы.
Нилус писал: «Святыня — это весь Дивеев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьет ключом из каждого уголка этого удивительного места, из каждой келии, из каждого ласкового слова как самой игумении, так и всех виденных мной сестер». Однако, закрыть ее оказалось не так просто: беззащитных инокинь можно было лишить богослужений, выгнать из келий, но заставить их отказаться от монашеской жизни духовный дочерей прп. Серафима было нельзя.
Более того, пока было возможно, они сохраняли общину, даже видя, что грядут гонения. Интересный факт В 1919 г. Сила духа инокинь была такова, что целых 8 лет власти не решались на разгон обители — в сущности, беззащитных перед ними женщин и девушек.
Решение было принято осенью 1927 г. В проповеди на Рождество Богородицы епископ Серафим Звездинский , живший тогда при обители, сказал сестрам: «Монастырь закрывается, но монашества с вас никто не снимает. Сейчас каждой из вас поднесена Чаша, и кто как ее выпьет, насколько достойно?
До сих пор вы горели одной общей свечой, а теперь разделяетесь на отдельные маленькие свечечки. Нужно сохранить этот огонь». Рассеяние А через неделю, 27 сентября 1927 г.
Многие из них остались в Дивеево, другие уехали. Например, последняя игумения, м. Александра, отправилась в Муром, спасая от поругания келейную икону прп.
Серафима, Богоматерь Умиление. Более 40 лет обитель находилась «в рассеянии», но… продолжала существовать! Монахини тайно собирались на молитвы, богослужения, не раз арестовывались за это.
Но те, кому удавалось вернуться — находили сестер, поддерживали связи. И стремились приехать в Дивеево, поближе к родным, хотя опустевшим, стенам. Возрождение Оно началось с 1988 г.
Вновь образованный приход купил ранее принадлежавший обители дом, бывшую мастерскую, где делали свечи. Его перенесли к источнику Казанской иконы Богородицы — самому известному в Дивеево, перестроили под церковь. Интересный факт 30 апреля 1990 г.
А с 21 июля 1991 г. Сергия Конкова , опытная инокиня, постриженница Троице-Сергиева монастыря в Риге. Матушка возглавляет обитель до настоящего времени.
О первых годах восстановления святыни она вспоминает: «Здесь все было разорено, была какая-то горстка сестер, человек пять-шесть. Они жили в селе.
Путин посетил Серафимо-Дивеевский монастырь под Нижним Новгородом
Можно ли снимать на фотоаппарат в монастыре Дивеево? Сегодня монастырь восстановлен и продолжает развиваться, а молитвенный подвиг в обители несут 950 инокинь. от паломнического центра один раз в день в 12.00 ходит автобус. Серафимо-Дивеевский монастырь продолжает строиться и благоукрашаться.
Святейший Патриарх Кирилл посетил Канавку Пресвятой Богородицы в Серафимо-Дивеевском монастыре
Другие просят у Господа исцеления от болезней. Третьи ищут успокоения и совета в делах житейских. Четвёртые хотят укрепиться в вере и познать то, что с трудом даётся их пониманию. И каждому из богомольцев Матерь Божия и преподобный Серафим помогают по-своему. Одним они посылают встречу с духовниками обители или дорожных спутников, которые умеют найти ответы на их вопросы. Другим — являются сами. Летопись обители богата на такие свидетельства! Третьи начинают изучать историю обители, а также духовное наследие её преподобных настоятельниц и Саровского Чудотворца. И через это также получают для себя огромную духовную пользу. Так или иначе, Дух Святой здесь касается каждого!
По Преданию, сама Пречистая Дева обошла вокруг часть обители и повелела на этом месте выкопать «Канавку», которую не сможет в последние времена преодолеть антихрист. Небесная Игуменья сама, незримо, руководит обителью и помогает её насельницам и всем приходящим сюда с молитвой. Вы можете обойти «Канавку» с молитвой вместе с сёстрами обители. Во время крестного хода по ней нужно 150 раз пропеть молитву «Богородице, Дево, радуйся…». Другие святыни обители — это мощи преподобного Серафима, трёх преподобных и четырёх блаженных матушек, чудотворный образ Божией Матери «Умиление», перед которым Серафим Саровский молился на камне тысячу дней, а также сразу несколько святых источников, часть из которых расположена в самом Дивееве, а часть — в нескольких километрах от него. Есть здесь и монастырское кладбище, где похоронены праведники, которых в будущем также могут причислить к лику святых.
Любого человека могут попросить помочь в работе. Часто с таким предложениям к посетителям обращаются в дни православных праздников, когда наплыв посетителей велик, и своих рук не хватает на все дела. Не отказывайтесь, даже если дома ничего подобного не делали, поручали работу прислуге или бытовой технике. Если возьметесь за послушание с душой, даже непривычное дело будет выполнено хорошо, будто сами ангелы направляют ваши неумелые руки. В помещениях во время службы съемка запрещена». Как себя вести в трапезной Существуют платные трапезные для туристов и бесплатные для нищих и паломников. Хотите присоединиться к верующим, смотрите, что делают они и повторяйте. Перед едой надо помолиться. Затем приступайте к трапезе, соблюдая определенные установки: Пищу выбрасывать возбраняется, не берите больших порций; Не разговаривайте за едой; Трапеза не должна быть слишком обильной, чтобы мысли о еде и переполненном желудке не отвлекали от молитв и размышлений. Вкушайте медленно, с мысленным обращением к Отцу Небесному. В бесплатной трапезной никто не потребует с посетителей денег, но желательно помнить, что продукты с неба не падают.
Множество паломников стремятся также отслужить молебен прп. Эти богослужения проходят у мощей, в Троицком соборе с 7, 13, 14 ч. Наконец, в дни памяти прп. Серафима богослужения идут по особому расписанию. Например, 1 августа день прославления прп. Серафима : литургия в Троицком храме начинается в 1 ч. Серафима; наконец, самая торжественная литургия начинается с 9 ч. Таким образом, каждый паломник имеет возможность почтить преподобного — ночной ли молитвой, или во время торжества при стечении сотен верующих. Посещение — что надо обязательно сделать и что с собой взять Прп. Серафим говорил: «Счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет сутки, от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево! Приложиться к честным останкам прп. Серафима — они пребывают в Троицком соборе, доступны с 8 ч. Поклониться мощам Дивеевских преподобных. Пройти по Святой Канавке; это можно сделать самостоятельно, либо присоединиться к крестному ходу сестер, который проходит ежедневно по окончании вечерней трапезы. Паломники стремятся искупаться также в источниках, сейчас их известно шесть. Кроме того, для тех, кто находится здесь впервые, сотрудницы проводят обзорные экскурсии. Здесь также действуют два музея — блаж. Параскевы Саровской, а также истории монастыря XX в. Отправляясь в обитель, паломники обычно берут: сосуды для святой воды, освященного масла; молитвослов; паломницы также берут рубашки, в которых традиционно окунаются в источниках. Правила поведения Монашеская община живет своим особым укладом. Здесь существуют правила, которые стоит исполнять и приехавшим паломникам. Это: подобающий внешний вид; принято женщинам на территории монастыря быть в юбке ниже колена, в платке; мужчины также должны быть одеты благопристойно: а храмы не принято входить в майках, шортах, и, конечно, в головном уборе; следование распорядку жизни, принятому здесь: с ним лучше внимательно ознакомиться на интернет-странице официального сайта перед поездкой; например, не следует покидать гостиницу в позднее время, шуметь, включать громкую музыку, нарушая покой окружающих; также крайне нежелательно фотографировать богослужения, инокинь, кроме случаев, когда на это есть благословение. Как попасть на послушание Многие паломники стремятся не просто поклониться святыням, но во славу Божию потрудиться. Для того, чтобы попасть в число трудников, нужно просто приехать и обратиться в паломнический центр. Условия жизни скромны — это гостиница с комнатами на 15-20 человек, без удобств, душа, однако проживание бесплатно. Однако, трудник — не монах, даже не послушник, поэтому он свободен выбрать другие, более комфортные условия проживания, например, платную гостиницу. Кормят трудящихся в трапезной. Давая послушания, начальствующие стремятся учесть как возможности желающего потрудиться, так и потребности монастыря в рабочих руках. Поручить могут работу на кухне, огородах, теплицах, на территории, уборку храмов. История возникновения Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря Она начинается с 1760 г. В мирской жизни Агафия Мельгунова была знатной дворянкой, помещицей, счастливо вышла замуж, родила дочь. Жизнь ее перевернула безвременная кончина супруга. Совсем молодая вдова решила тогда уйти от мира, вместе с трехлетней дочкой отправившись в Киев. Местом начала ее иноческих подвигов стал Вознесенский Флоровский монастырь, где она намеревалась остаться до конца дней. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь, хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Моё там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою! Они же, рассудив, благословили инокиню исполнять волю Пречистой, обходя святые места — не явит ли Богородица Свою волю о новом монастыре. Так началось странствование матушки длиной в несколько лет. Окончиться ему было суждено здесь, в Дивеево. Во время ночной молитвы матушка удостоилась нового явления Владычицы, благословлявшей ее выстроить женскую обитель на этом месте. Первые годы До Сарова инокиня Александра все же дошла. Рассказав все настоятелю, она просила его благословения. Обстоятельно расспросив о чуде явления Богородицы, наместник обители, иеромонах Пахомий Леонов такое благословение дал — несмотря на явно предстоявшие ему и братии немалые хлопоты. Интересный факт Со времен Петра I государство неопустительно вело политику ограничения монашества. Современный историк, глубоко изучавший жизнь прп. Серафима Саровского, В. Степашкин, в своей книге о старце приводит документы, свидетельствующие о том, сколь сложно было в те годы Прохору Мошнину исхлопотать у властей разрешение на иноческий постриг, даже просто на послушничество при монастыре — вплоть до того, что пришлось даже сказаться больным и неспособным к труду. Случай этот не был чем-то необычным — подобным образом тогда уходили от мира, вопреки государственному давлению, очень многие. С женским же монашеством дело обстояло еще хуже: запрещалось постригать молодых девиц, ограничивалось количество насельниц в обителях. А уже основание новой общины было сопряжено с особенно серьезными трудностями: прежде, чем община получит разрешение стать монастырем, она должна доказать свою финансовую состоятельность и «полезность» для общества — социальным служением. Так что Саровский настоятель брал на себя великие труды — поддерживать, помогать общине, предстательствовать за нее перед властями. Впрочем, сначала помогать предстояло только одной м. Все это время она на свои средства строила каменную церковь, посвященную Казанской иконе Богородицы. Закончить работы удалось только к 1780 г. Но прошел еще не один год, прежде чем постепенно стали собираться сестры. Лишь через 8 лет нашлась жертвовательница — местная помещица, подарившая сестрам участок, настоятельница смогла построить три кельи: в одной она поместилась сама с послушницей, в другой жили еще три сестры, в третью же пускали идущих к Сарову странников. Жизнь маленького сестричества, юридически еще не монашеской общины, определялась, тем не менее, строгим уставом Саровского монастыря. Сестры духовно окормлялись у о. Пахомия, получая его благословение на всякое дело. Даже пищу для них доставляли из Сарова. Есть данные о том, что вместе со своим духовным отцом иногда навещал сестер молодой иеродиакон Серафим, недавний постриженик Саровской пустыни, но уже опытный инок чистой души, в котором старцы провидели настоящего подвижника. Скоро стало ясно: исполняется сказанное Богородицей, в Дивеево со временем будет монастырь. Однако самой его основательнице, м. Александре, не суждено было дожить до этого времени. Понимая, что силы ее слабеют, уже престарелая матушка в 1789 г. Пахомия, не оставлять послушниц по ее кончине. Но тот ответил: «Послужить по силе моей и по твоему завещанию Царице Небесной и попечением о твоих послушницах не отрекаюсь…, но как же и браться за то, не зная, доживу ли до этого времени. А вот иеродиакон Серафим, духовность его тебе известна, и он молод, доживет до этого, ему и поручи это великое дело». Так о. Серафим за иноческое послушание взял на себя попечение о сестрах. Александра поручает сестер прп. Настенная роспись Казанской церкви Дивеевской обители Духовным руководителем сестер будущей обители, возникшей по воле Пречистой, стал тот, кого Сама Она именовала «любимиче Мой», и кому являлась Сама более десятка раз. Александра, уже схимонахиня, отошла ко Господу. Пахомий окормлял сестер еще 5 лет. К 1794 г. Именно тогда иеромонаху Серафиму пришлось взять на себя ее духовное окормление. Серафим Саровский Однако к этому времени он сам вел затворническую жизнь, так что исполнение завещания матушки Александры было затруднительно. К тому же между прп. Серафимом и новой начальницей, сестрой Ксенией Михайловной постриг сестры пока не принимали, ведь их сообщество не было монастырем возникли разногласия. Строгость устава общины оказалась малоприемлемой для части сестер, около 40 из них ушли. Мягкий, добрый о. Серафим попытался убедить настоятельницу смягчить порядки, на что та не согласилась, ссылаясь на заветы старца Пахомия. Отец Серафим отступился, как говорит история обители, «успокоенный, что заповеданное ему великой старицей матерью Александрой более не лежит на его совести». Но не такой оказалась воля Основательницы общины, Пречистой. Она явилась преподобному, матерински укоряя его: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей Агафии — монахини Александры? Ксению с сестрами ее — оставь, а заповедь сей рабы Моей не только не оставляй, но и потщись вполне исполнить, ибо по воле Моей она дала тебе оную. А Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве, и на нем устрой эту обетованную Мной обитель Мою. А в память обетования ей, данного Мною, возьми с места кончины ее из общины Ксении восемь сестер». Первоначально все сестры жили на мельнице, которую построили здесь, дабы обеспечивать им пропитание. Поэтому общину именовали «Мельничной». Только к осени следующего года появился дом, где все поселились в одной келье. Начатое прп. Серафимом дело, видимо, вызвало неоднозначную реакцию монастырского начальства: иной, менее строгий устав, требование принимать лишь девушек — все это вызывало непонимание, так что долгое время «Мельничная» практически не имела материальной поддержки от Саровской обители. Сестры жили очень бедно, зачастую голодали. Сам преподобный с неохотой соглашался позировать, говоря: «Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой? XIX век. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Живописный портрет кисти неизвестного художника. Традиционный, легко узнаваемый образ. Вероятно является копией прижизненного портрета. По иконографии близок к портрету 1831 года, который хранился в Казани, в семье Крупенниковых. Преподобный Серафим Саровский. Неизвестный художник, 1860-е — 1870-е годы. На этом портрете преподобный Серафим изображен сравнительно молодым. Подобная иконография сложенные руки встречается и в других изображениях, облик же святого носит уникальный характер. Бумага, карандаш. ГТГ Но община была в полном смысле детищем преподобного: с 1829 г. Серафиму за исцеление от тяжелой болезни; к 1830 г. К этому времени число насельниц уже превысило 100. Смутное время По кончине великого старца две общины пережили тяжелую смуту: вопреки его заветам, честолюбивый Саровский иеромонах Иоасаф Толстошеев , стремясь стать духовником будущего монастыря, инициировал объединение Казанской и Мельничной в одну общину. Разлад между сестрами, борьба амбиций, наконец, развал с трудом налаженного хозяйства — все это пришлось переживать в течение 29 лет. Лишь личное вмешательство свт. Филарета Московского смогло как-то успокоить страсти. Филарет о дальнейших событиях: 10 февраля 1861 г. Начальствующая сестра, Елизавета Ушакова уже двенадцатая по счету за эти годы стала игуменией Марией, приняв давно желаемый иноческий постриг. Так, после десятилетий смут, испытаний, искушений, закаливших дух инокинь, начался отсчет истории Серафимо-Дивеевского монастыря — именно так он стал именоваться еще до прославления прп. Серафима, так как устав его был полностью заимствован у Серафимовой «Мельничной» общины. Преподобный не раз говорил, что Дивеево войдет в их число — притом, что прецедентов женских лавр в церковной истории не было. Официально такого статуса Дивеевский, конечно, не получил. Однако уже при первой игумении, буквально за несколько десятилетий он стал самым большим и уважаемым женским монастырем страны. К началу XX в. Серафимо-Дивеевский монастырь — это: шесть храмов; десятки мастерских, полностью обеспечивавших нужды обители, да не только ее: например, сестры шили одеяния для братии Саровского мужского монастыря; богадельня, больница, даже зубоврачебный кабинет; приют для девочек, куда принимали, как правило, сирот или бедных; здесь обучали ремеслу, Закону Божию, церковному пению; многие воспитанницы принимали потом иночество, еще большему числу приют помог устроиться в мирской жизни. К 1917 г. И это при населении самого Дивеево… всего 520 жителей! Не случайно С. Нилус именовал обитель не монастырем, а «целой областью, раскинувшейся на три версты», что совсем не было преувеличением.
Православную литературу; Лампады. Пока идет служба, полагается стоять. Присесть на скамейку разрешается больным и слабым. Выбросьте из головы все мирские мысли, не разглядывайте убранство и верующих. Проникнитесь духом общего обращения к Всевышнему. Священнослужители замечали, что человек, полностью погруженный в разговор с Господом, не чувствует усталости. Переминаются с ноги на ногу те, кто пришел просто из любопытства. Как себя вести на территории монастыря Правила поведения на христианских объектах начинают действовать сразу же, как человек прошел через ворота на христианские земли. Переоденьтесь и смойте макияж заранее. Помните, на территории запрещено курение. Любого человека могут попросить помочь в работе.
Место, где прошла Богородица. Пять причин посетить Дивеево
Можно ли посетить Дивеево сейчас. На какое-то время монастырь закрывали для посещений из-за пандемии, но сейчас он снова открыт для паломников. В день празднования иконы Владимирской Божией Матери 8 сентября 2023 года Президент России Владимир Владимирович Путин посетил Серафимо-Дивеевский монастырь. Наплыв паломников ожидается в Дивееве Нижегородской области ко Дню памяти преподобного Серафима Саровского. Президент России после посещения Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Нижегородской области подошел к паломникам, которые собрались там. Вне территории монастыря можно посетить 4 Святых источника, которые находятся в 15-20 минутах ходьбы. Монастырь в Дивеево (Серафимо-Дивеевский монастырь).