Молодой Достоевский начал различать любовь от физического наслаждения. Вскоре овдовевшая молодая женщина осталась на чужбине без поддержки, с сыном на руках, и Достоевский рад был протянуть руку помощи. вся информация о книге на ReadRate. вся информация о книге на ReadRate. 8 июля 2021 года в Президентской библиотеке в рамках проекта «Знание о России» состоялся видеолекторий «Русские мальчики и девочки Достоевского: ранние человеколюбцы и.
Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь
В начале 1860-х у писателя были сложные романтические отношения с юной (младше его на 20 лет) Аполлинарией Сусловой. Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом — это была Анна Корвин-Круковская. В начале своего литературного творчества молодой Достоевский скорее страдал от избытка замыслов и сюжетов, чем от недостатка материала. Портрет Федора Михайловича Достоевского в молодости выполнен его однокашником по Николаевскому инженерному училищу Константином Александровичем Трутовским, в будущем.
Непостижимый Достоевский: 200 лет назад родился самый известный в мире русский романист
8 июля 2021 года в Президентской библиотеке в рамках проекта «Знание о России» состоялся видеолекторий «Русские мальчики и девочки Достоевского: ранние человеколюбцы и. В День Достоевского молодые экскурсоводы-волонтеры Музея Достоевского расскажут о жизни писателя, об истории создания его произведений, покажут адреса, связанные с судьбой. Прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 года молодой Достоевский уволился со службы. Не поладили Современники отмечали, что едва молодой Достоевский получил всеобщее признание, он тут же возомнил себя гением. К такому выводу в ходе дискуссии пришли читатели и книжные блогеры, сравнив романы Достоевского с современной литературой для подростков. С 1849 года, когда молодой Достоевский был революционером и почти нигилистом, писатель сильно изменился.
Фильм о жизни Достоевского в Сибири показала ГТРК «Новосибирск»
В письме старшему брату Михаилу будущий писатель, кажется, уже разгадал тайну человеческой души, о которой будет написано каждое его произведение. Почему творчество Достоевского актуально всегда? Каким человеком он был? И как ему удалось предугадать культурный переход ХХ века? Объясняет директор Института мировой литературы им. Горького Российской академии наук. Верно ли это?
Но я бы предложил некоторое уточнение. Именно эта троица русских классиков действительно самая читаемая в мире. Возможно, они чем-то похожи? Они — великие реформаторы и великие художники. Художники масштаба первостатейных мировых классиков, масштаба — здесь уместны именно эти сравнения — Данте, Гете, Шекспира. Время, когда Достоевский входит в литературу — сложное, переходное.
Время, которое постепенно готовит культуру к будущему ХХ веку с его кризисом, с его переходом от традиций к посттрадиции, с расширением представления о феномене человека. Достоевский всё это предвидел. И представил в своем творчестве. Достоевский вскрывает особую роль бессознательного и подсознательного в человеческой душе. В этом смысле он — революционер. Революционер художественного отражения стихии психического, но также и стихии духовного в человеке.
По Достоевскому, представление о безднах человеческой души, о подсознательном, бессознательном неотделимо от мистериального в человеке. А человек — вместилище бездн. Это и есть откровение Достоевского, то, что поразило мир. Как Моцарту удавалось быть Моцартом? Как Бетховену удавалось быть Бетховеном? Наверное, всё дело в даре свыше, гениальности...
Достоевский оказался очень чутким к тектоническим сдвигам человеческого духа, к сдвигам, которые происходили в культуре того времени. Он уловил то, что не улавливалось в такой степени, пожалуй, никем. Достоевский предчувствовал толчки, вулканические движения, которые приведут к извержениям уже в ХХ веке. В этом смысле он действительно пророк. И есть ли отличия в восприятии его отечественным и зарубежным читателями? С одной стороны, Россия — это часть большого европейского мира.
И базовые матрицы восприятия культуры, смыслов, ценностей у нас общие. Что не отменяет, конечно, «лица необщего выраженья» у каждой из европейских культур, в том числе у русской. Отечественный взгляд на Достоевского — двойственный. Он и общеевропейский, и специфический. Ведь и Достоевский французов отличен от Достоевского англичан или от Достоевского немцев. Говоря о российском восприятии, можно выделить, пожалуй, большее внимание к метафизике и религиозно-спиритуальной составляющей художественного послания Достоевского, к тому, что связано с сугубо духовными смыслами.
Тогда как западный взгляд больше ориентирован на психопатологическое у Достоевского, на его откровения в области чистого «психо». Неслучайно Достоевский оказал колоссальное влияние на Фрейда. Сам Зигмунд Фрейд считал «Братьев Карамазовых» наиболее великим романом в истории человечества. И признавался, что очень многое ему удалось сформулировать в базовых положениях своей теории, опираясь на Достоевского. Я имею в виду революцию. Конечно, в перспективе революционных событий отечественной истории ХХ века особым вниманием пользуется прогностика Достоевского именно в романе «Бесы».
Он действительно постигает и те аспекты, которые потом отразятся в российской истории, и те аспекты, которые отразятся в истории человечества вообще, в опыте тоталитарных режимов и утопий ХХ-XXI веков. Вообще «Бесы» удивительно современны. Как, собственно говоря, и вся романистика Достоевского. Она поражает своей пророческой актуальностью. Например, что такое международные террористические сети в современном мире, как не реализация тех положений, которые проговаривает Верховенский-младший в романе «Бесы»: о создании революционных пятерок как организационной основе террора? Учебник, который, к сожалению, прочитали внимательно.
Природу современного терроризма нельзя понять без сознания глубинной связи с темой повязанности общим грехом, общей кровью. Или комплекс Раскольникова — непосредственное предвестие демонстративного преступления, примеры которого мы видим и в современном мире. А «шигалевщина» — это код ко всем великим утопиям, в том числе к современным утопиям трансгуманизма нынешнего мира с его странноватыми и страшноватыми представлениями о преображении человека, базовых, нравственных ценностей. Слишком многое Достоевский предчувствует в своем творчестве, в том числе характерное и для нашего времени. Правда, по большей части это тяжелые и даже жуткие вещи. Творчество каких писателей могло так повлиять на Достоевского?
Года в три, что ли, выдумал слагать сказки, да еще мудреные, пожалуй, замысловатые, либо страшные, либо с оттенком шутливости", — говорил Достоевский позже. На ночь детям читали сказки народов мира, на семейных вечерах — произведения Карамзина, Державина, Пушкина. На Пасху всей семьей ходили смотреть на балаганы с "паяцами, клоунами, силачами, Петрушками и комедиантами". Летом ездили гулять в Марьину рощу.
Семья была дружная, радушная и гостеприимная, совсем не чуждая светской жизни. Не случайно великий писатель вспоминал свое детство как лучшую пору в жизни. В юности Достоевский получил образование в элитном частном московском пансионе, а потом по настоянию отца поступил в Главное инженерное училище в Петербурге. Позже он назовет это обучение ошибкой, которая испортила его будущее.
Первые произведения Достоевского Достоевский начал работать над собственными драмами и романом "Бедные люди", который закончил в 1845 году, уже прослужив год полевым инженерам-подпоручиком, и выйдя в отставку в чине поручика. Роман восторженно принял критик Виссарион Белинский , а Некрасов назвал Достоевского "новым Гоголем". Однако следующее произведение молодого писателя, повесть "Двойник", разочаровало Белинского и его коллег. Но слава уже шагала впереди молодого писателя, благодаря ей он легко сошелся с новыми знакомыми, не менее выдающимися литераторами: критиком и поэтом братьями Майковыми, писателями Гончаровым и Григоровичем, поэтом Плещеевым и другими.
Они стали друзьями на долгие годы. На собраниях обсуждались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи Александра Герцена. В 1848 году Достоевский вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Николаем Спешневым, которое ставило своей целью "произвести переворот в России". Весной 1849 года писатель был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.
После восьми месяцев заключения он был признан виновным "в умысле на ниспровержение... Уже на эшафоте ему объявили, что расстрел заменен четырьмя годами каторги с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты. Каторгу Достоевский отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников. В 1857 году он был восстановлен в правах.
В 1859-м получил разрешение жить в Твери, а конце этого года переехал в Петербург и вместе с братом Михаилом стал издавать журналы "Время" и "Эпоха". На страницах "Времени", стремясь укрепить его репутацию, Достоевский печатал свой роман "Униженные и оскорбленные" 1861. В течение следующих двадцати лет Достоевский напишет свои самые выдающиеся произведения, в том числе те, что войдут в его "великое пятикнижие" и в которых отразились нравственные, философские и социальные взгляды писателя. В них Достоевский изучает внутренний мир героев, путь к Богу, постижение истины.
Полные психологизма и драматизма, романы потрясают силой и основательностью проникновения их создателя в потаенные уголки человеческой души и подсознания. Произведения Достоевского 1866—1880-х годов После путешествия за границу лето 1866 года писатель провел в Москве и на подмосковной даче — писал "Преступление и наказание" и параллельно работал над романом "Игрок". Интересно, что причиной создания "Преступления и наказания" стало тяжелое финансовое положение Достоевского. Он написал письмо редактору журнала "Русский вестник" Каткову, описал сюжет будущего романа и получил 300 рублей аванса.
В 1867—1868 годах Достоевский написал роман "Идиот", задачу которого видел в "изображении положительно прекрасного человека". Следующий роман, "Бесы", был создан в 1872 году под впечатлением от террористической деятельности Сергея Нечаева и организованного им тайного общества "Народная расправа". Тема распада семейных связей нашла продолжение в итоговом романе Достоевского "Братья Карамазовы", задуманном как изображение "нашей интеллигентской России" и вместе с тем как роман-житие главного героя Алеши Карамазова. Планировалось, что "Братья Карамазовы" станут лишь первой частью романа "История великого грешника", но осуществить задуманное писателю помешала смерть.
Учился в семинарии и его отец, Михаил Андреевич Достоевский. И хотя он не закончил курса обучения в семинарии, весь строй его личности был глубоко религиозным. Михаил Андреевич Достоевский, отец Федора Михайловича. Фотография 1866 г.
В соответствии с этим был организован и весь быт семьи Достоевских. Дневной обиход, как во всех православных семьях, сопровождала молитва. Регулярно соблюдались посты. Православие было впитано душой Достоевского с раннего детства в доме отца и оставалось неколебимым во все последующие годы его жизни, несмотря на испытания и искушения, с которыми ему пришлось столкнуться.
Достоевский с раннего детства видел страдающих людей Квартира детства Достоевского располагалась во флигеле московской Мариинской больницы для бедных, где служил врачом отец писателя. Больница была основана вдовствующей императрицей Марией Федоровной в 1803 году и стала не только одним из первых бесплатных медицинских учреждений России, но и зримым воплощением идей христианского сострадания, милосердия, бескорыстной помощи ближнему, равно как и воспринятым от европейского Просвещения идей гуманизма и уважения к человеческому достоинству. В больнице бесплатную врачебную помощь могли получить представители всех сословий кроме крепостных вне зависимости от их имущественного состояния. Мариинская больница литография 1820-х гг.
Родители не разрешали детям прямого общения с посетителями больницы, но невозможно было утаить от чуткого и наблюдательного ребенка, каким был Федор Достоевский, мир, который ежедневно, в течении пятнадцати лет, открывался из выходивших в больничный двор окон квартиры, который, без сомнения, возникал в разговорах родителей и домочадцев, соседей. Это был мир людей страждущих, ищущих помощи и поддержки, надеющихся и обреченных. Можно только представить, сколько лиц и судеб повидал в своем детстве Достоевский. Мир московской Мариинской больницы для бедных стал для него настоящим жизненным университетом.
Его совсем из ряда выдающаяся доброта известна всем близко знавшим его», — писал о Достоевском его друг А. Неподдельный демократизм Достоевского и его душевная отзывчивость к людям — воспитывались здесь. И неслучайно первое слово, которое услышал русский читатель от Достоевского, было слово «бедные» в названии романа «Бедные люди» — слово из наименования Мариинской больницы. Достоевского с детства приучали помогать ближним Первые уроки благотворительности Достоевский получил еще в детстве.
Так, во время ежедневных летних прогулок вместе с родителями, вспоминает А. Деревянный дом флигель , состоявший при Достоевских из господской части и людской избы.
Ясно по крайней мере до наглядности то, что наше юное поколение обречено само отыскивать себе идеалы и высший смысл жизни. Но это-то отъединение их, это-то оставление на собственные силы и ужасно. Это вопрос слишком, слишком значительный в теперешний момент, в теперешний миг нашей жизни. Наша молодежь так поставлена, что решительно нигде не находит никаких указаний на высший смысл жизни. От наших умных людей и вообще от руководителей своих она может заимствовать в наше время, повторяю это, скорее лишь взгляд сатирический, но уже ничего положительного, — то есть во что верить, что уважать, обожать, к чему стремиться, — а всё это так нужно, так необходимо молодежи, всего этого она жаждет и жаждала всегда, во все века и везде! А если бы и смогли и в силах еще были ей передать что-нибудь из правильных указаний в семье или в школе, то опять-таки и в семье и в школе конечно, не без некоторых исключений слишком уж стали к этому индифферентны за множеством иных, более практических и современно-интересных задач и целей. Молодежь шестого декабря на Казанской площади, без сомнения, лишь «настеганное стадо» в руках каких-то хитрых мошенников, судя по крайней мере по фактам, указанным «Московскими ведомостями» ; что выйдет и что окажется из этого дела — я далее ничего не знаю. Без сомнения, тут дурь, злостная и безнравственная, обезьянья подражательность с чужого голоса, но всё же их могли собрать, лишь уверив, что они собраны во имя чего-то высшего и прекрасного, во имя какого-то удивительного самопожертвования для величайших целей.
Пусть даже это «искание своего идеала» слишком в немногих из них, но эти немногие царят над остальными и ведут их за собою, — это-то уже ясно. Что же, кто виноват теперь, что их идеал так уродлив? Уж конечно, и сами они, но ведь и не одни они.
В Москве открыли памятник молодому Достоевскому
Критиковать правительство, читать запрещённую литературу и с симпатией смотреть на социализм было в духе времени. Это и значило «быть революционером». Достоевского судили даже не за это — он, в общем, и не стал соратником Петрашевского, а лишь вместе со всеми читал то, что нельзя было читать, и обсуждал то, что нельзя было обсуждать. А ещё не доносил.
Так и осудили — «за недонесение о распространении» преступных сочинений. Николай I В то время по Европе прокатилась волна революций или, как её называли, «Весна народов»: народ взбунтовался во Франции и в германских землях, на Сицилии и в Венгрии. Российский император Николай I боялся, что и в его столице плетут заговоры с целью революции.
Поэтому военно-судебная генеральская комиссия вынесла самый строгий приговор тайному кружку — все подсудимые, 21 человек, были приговорены к расстрелу. Однако сам император решил поступить «справедливее». Приговор был изменён на разные сроки каторги и ссылки, но несчастные подсудимые должны были узнать об этом в последний момент...
Инсценированная казнь петрашевцев Рано утром 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу всех петрашевцев привели на казнь. Троих из них, включая Петрашевского, облачили в саваны, солдаты с заряженными ружьями встали напротив них, — и «вдруг» прискакал фельдъегерь и объявил помилование. Как говорят, один из петрашевцев даже сошёл с ума, не выдержав напряжения момента.
Он писал 2000 слов в день, и я подумала: О! Я тоже буду писать 2000 слов в день. Так я написала черновик за 4 месяца. После этого я легла лицом в пол и не могла ничего писать еще какое-то время. Так я поняла, что 2000 слов в день — это многовато. Еще 8 месяцев я редактировала текст, потом я привезла его на семинар, где мастер дал мне рекомендации: еще две правки заняли где-то полгода. Потом я отправила роман издательству». С предложением о публикации Летт позвонили примерно через полгода после того, как она отправила рукопись в «Альпину» после объявления издательством опен-колла на фэйсбуке. Еще полгода заняла редактура. Вторую часть Летт написала уже быстрее.
В трилогии «Мир из прорех» вышло уже две книги, сейчас идет работа над третьей, она выйдет осенью. Эти романы — первый для направления «Альпина Z» опыт работы с русскоязычным автором, ранее в серии выходили только переводные романы. Работа над каждой книгой — очень сложный процесс, мы всё делаем в сотрудничестве с авторами, в том числе и иностранными.
Каким бы стал писатель, если бы не это испытание? Достоевского г. Омск Виктор Вайнерман. У него нет ни одной строчки, которая была бы написана равнодушной рукой». Его в Тобольске по дороге в Омский острог Достоевскому подарили жёны декабристов. Ногтем и ножом Достоевский отмечал важные места. Тобольск Татьяна Грязнова.
Факсимильное издание, точная копия Евангелия Достоевского, хранится в Новосибирской областной научной библиотеке. Сибирь для писателя стала местом суровых испытаний, местом силы и местом встреч. С первой женой Достоевский встретился в Семипалатинске.
Заметим, что новое изваяние классика — не памятник, а малая архитектурная форма.
То есть работу Анастасии Лужиной при желании можно передвинуть, правда, пока никто этого делать не собирается. В том, что место выбрано удачно, сошлись все участники церемонии открытия: директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, писатель и главный специалист по творчеству Достоевского Игорь Волгин, замглавы Музея декоративного искусства и член экспертного совета конкурса на создание этого монумента Алина Сапрыкина и праправнук классика Алексей Достоевский. Дмитрий Бак также рассказал, что через пару месяцев, ко дню рождения классика 11 ноября в Москве после реставрации вновь откроется музей Достоевского, где он жил в юности с семьей. Это самый первый музей мастера, существующий с 1928 года.
А еще литературовед обратил внимание собравшихся на то, что символом юбилея стал портрет работы художника Константина Трутовского, который изображает писателя как раз в 25-летнем возрасте. Именно этот образ лег в основу работы Анастасии Лужиной. Алина Сапрыкина рассказала, что совпадение имени автора объекта с персонажем «Преступления и наказания» Пётр Лужин — жених Дуни Раскольниковой , — мистическая случайность.
В Москве появился молодой Достоевский — фото
Белинский оценил талант молодого писателя как необыкновенный, в литературных кругах имя Достоевского стало известным. Присутствовавший на открытии правнук писателя Алексей Достоевский не скрывал фамильной радости. «Дитя уже вышло из детства и появилось неготовым человеком», — так характеризовал своего героя Фёдор Достоевский. Федор Достоевский в воспоминаниях называл детство лучшей порой его жизни. Памятник молодому Достоевскому. Автор скульптуры Анастасия Лужина изобразила писателя в 25-летнем возрасте, именно тогда Достоевский решил посвятить себя литературе полностью.
Памятник молодому Достоевскому установили недалеко от Кремля
Книга. В. Кирпотин. «Молодой Достоевский». Находится в музее — Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского под регистрационным номером — 12524805. Споры между ними начинались именно тогда, когда молодой Достоевский отстаивал учение Христово, названное Белинским «ложным и невежественным». В начале своего литературного творчества молодой Достоевский скорее страдал от избытка замыслов и сюжетов, чем от недостатка материала.
Памятник молодому Достоевскому установили недалеко от Кремля
Михнюкевич, А. Власкин, в то время как прежде значительно большее внимание обращалось на литературные источники: на некрасовского Власа — А. Долинин, В. Туниманов, на толстовского Платона Каратаева — А. Долинин, Е. Семенов, на книгу инока Парфения — Р.
Плетнев, И. Якубович , указывалось на первостепенное значение образа Макара Ивановича для творческой истории романа, в частности для перехода к исповедально-покаянной форме повествования К. Духовно-философский смысл «Подростка», его поэтика и «источниковедение», вероятно, останутся магистральными направлениями литературоведческого анализа. Достаточно обозначилось своеобразие романа: это исследование «души подростка смутного времени» и одновременно изображение «всероссийского хаоса в соответственной хаотической манере» Гроссман. Свойственная стилю Достоевского вообще зыбкость, неопределенность изображения действительности в «Подростке» сконденсирована с наибольшей силой роман настойчиво сопровождают сетования критиков и исследователей на «непонятность».
Символический сгусток бытия, ускользающего в небытие, — «греза» Аркадия об испаряющемся вместе с туманом Петербурге. Мираж — одно из ключевых слов романа. Тема Отелло не случайно мелькает в романе: шекспировский сюжет истолкован здесь не как трагедия ревности, но как трагедия утраченного идеала. Однако если Дездемона у Шекспира абсолютно чиста, то в героях Достоевского, даже после очистительных объяснений например, роли Версилова в самоубийстве Оли , всегда остается нечто недосказанное, дающее основания для вечных сомнений. Лишь напряженным усилием воли, да и то на время, Подросток подавляет свои сомнения насчет Ахмаковой.
Версилов еще менее способен на такие усилия, и совсем уже до помрачающей мнительности доходит молодой князь Сокольский, исчезающий в небытие со словами о любящей его Лизе: «... Вера в человека — преимущественное достояние Макара Ивановича, фундамент его «благообразия» впрочем, данного ему не изначально. Поэтический эквивалент ему Подросток находит в пушкинских строках о «тьме низких истин» и «возвышающем обмане». Стихотворению «Герой», не раз цитируемому в романе, Пушкин, как известно, предпослал слова евангельского Пилата перед Христом «Что есть истина? Главные герои «Подростка» живут под знаком этого вопроса.
Даже когда они видят истину как Пилат видел Христа в лице, например, Макара Ивановича, оказывается, что они ее не увидели, то есть не последовали за ней. Эта вечная трагедия идеала и составила глубинную коллизию романа «Подросток». Викторович В. Достоевский назвал своего героя Подростком, хотя по возрасту он уже юноша двадцати лет, только что окончивший гимназию. Но по психологии и по поведению это человек на пороге от подросткового восприятия жизни к юношескому выбору пути.
Толстой в своей биографической трилогии последовательно рассматривает стадии духовно-нравственного развития человека — детство, отрочество, юность. Достоевский, как всегда, выбирает переломный, кризисный момент перехода от одной стадии к другой. Затянувшаяся «подростковость», даже некоторая инфантильность Аркадия Долгорукого объясняется тем, что он долгое время жил одиноко, в кругу опекунов — вне дома, вне общественной среды. Он сын «случайного семейства» — понятие, часто употребляемое Достоевским и получающее разъяснение в конце романа, в письме Николая Семеновича, бывшего воспитателя Аркадия. Случайное семейство — это семья, оторвавшаяся от прежнего культурного слоя, по преимуществу родового дворянства, в котором еще крепки были нравственные устои, по крайней мере красивые формы чести и долга.
В случайных семьях нет прежнего духовного единства —напротив, очевидна нравственная разобщенность его членов. Явление это, по мысли писателя, свойственно «веку без идеалов», то есть семидесятым годам XIX столетия, но оно характерно для многих переломных исторических эпох, когда рушится естественная связь традиций. Семейная же исходная коллизия Аркадия Долгорукого — одна из постоянно повторяющихся в человеческом общежитии: он незаконнорожденный сын, брошенный по воле отца на воспитание чужим людям, жаждущий вернуться в лоно семьи, обрести отца, которого он втайне давно обожает: «Человек этот меня знать не хотел и унизил, тогда как я мечтал о нем все эти годы взасос». Сюжет связан с древнейшим архетипичным мотивом — поиском сыном отца, — восходящим к «Одиссее» Гомера, к странствиям Телемаха. Правда, в данном случае речь идет не о географических перемещениях героя, а о поиске — разгадке человека, родного по крови, но незнакомого, таинственного, чрезвычайно притягательного умом, талантом, светским лоском, но иногда кажущегося личностью порочной и отталкивающей.
Отец Аркадия Версилов, человек широких взглядов, отлично понимает психологическое состояние своего незаконного сына и даже видит в нем явление типическое: «... В приведенном суждении Версилова важны два момента для понимания эволюции Подростка. Во-первых, юноше в его поисках следует рассчитывать на свои собственные, внутренние, силы. Во-вторых, свойственное юноше стремление к идеалу сразу замутнено порочным желанием — жаждой мщения. Достоевский позднее, в «Дневнике писателя» за 1876 г.
Душа Подростка раздвоена, и ее раздвоение получает разностороннее обоснование: возрастное — переходом от подросткового нигилизма к юношеским идеалам; генетическое — повторением «двойственности» отца, всю жизнь страдающего от своего «двойника»; социально-психологическое — жаждой мести за свою «случайность»; антропологическое — по мысли писателя, «душа паука» живет в каждом человеке; онтологическое — нетвердостью в вере, при заявленной любви к Христу. Раздвоение выражается в установках на полярные ценности: жажда «благообразия» не раз вытесняется «плотоядными» влечениями. Подросток постоянно заявляет о своем характере и оригинальности, но и идейно, и психологически он неустойчив. Как все главные герои романов Достоевского, Аркадий Долгорукий — изобретатель своей идеи. Его «идея» — стать Ротшильдом, то есть исключительным богачом, миллионером — не слишком оригинальна, хотя Подросток акцентирует самобытность своих мотивов: богатство необходимо ему ради сознания своего уединенного могущества потенциального всевластия — совсем не ради комфорта, он по-прежнему будет удовлетворен тарелкой щей с говядиной, но зато может испытывать жгучее, никому не ведомое наслаждение публичного отречения от своих миллионов.
Подросток даже продумал методику неуклонного, ежедневного обогащения, но совсем не следует ей и вскоре забывает о своей идее. В этом романе идея сделаться Ротшильдом не становится конструирующим центром движения событий, как в других философских романах Достоевского. Дело в том, что для Подростка ротшильдовская идея — это временное самоутверждение, идея, придуманная на случай, если придется порвать со всеми прежде всего с отцом и уйти в свой угол, это идейное обоснование одиночества, не унижающего, а возвышающего его. Как проницательно заметил один из исследователей романа: «Подросток вспоминает об идее именно тогда, когда его отношения с отцом разрушаются... Но когда в конце первой части романа проясняется истинная цель Версилова в истории с самоубийцей Олей и Версилов еще неожиданно отказывается от выигранного наследства, Аркадий признает его человеком высокого благородства — и с этого момента ротшильдовская идея целиком вытесняется другой могучей идеей-чувством — жаждой духовного сближения с отцом.
В традиционной прозе воспитания у Л. Толстого в «Юности», у Ч. Диккенса в «Дэвиде Копперфильде» обретение друга знаменует для героя окончание разлада с миром; у Достоевского же в романе «Подросток» оно лишь завершает первый крут нравственных мытарств Подростка. Идейная неустойчивость Аркадия проявляется и в отношении к мысли об общественном служении человека, о его гражданской позиции. Случайно оказавшись в собрании народнической интеллигенции, ищущей жизни «по закону природы и правды», Подросток еще находящийся под влиянием ротшильдовской идеи желает поразить этих людей предельным индивидуализмом, принципиальным отказом от служения будущему: «Что мне за дело о том, что будет через тысячу лет с этим вашим человечеством, если мне за это, по вашему кодексу, — ни любви, ни будущей жизни, ни признания за мой подвиг?
Нет-с, если так, то я самым преневежливым образом буду жить для себя, а там хоть бы все провалились! Это заявление, разумеется, вызывает общую насмешку собрания. Но при сближении с Версиловым Аркадий обнаруживает чрезвычайно важную в молодом человеке потребность — жажду значительной жизненной цели, он просит отца указать, «что именно мне делать и как мне жить». Причем критерием достойной цели оказывается польза для других: «Слушайте, ничего нет выше, как быть полезным. Скажите, чем в данный миг я всего больше могу быть полезен?
Важно, однако, что отец оценил главный выбор сына, а именно выбор богатырства то есть жажду подвига во имя идеи вместо желания счастья. Но и потребности счастья сильны в юноше. В чувствах его тоже совершается сильная подростковая ломка. У старого князя Сокольского, известного селадона, вызывают комический шок первые суждения Подростка о женщинах — комплекс подросткового негативизма: женщина беспокоит, раздражает, мучит его и вызывает реакцию отторжения, негодования: «... Но вот первое свидание с той, о которой долго и затаенно мечтал точнее, встреча, спровоцированная женщиной как «свидание» , и восторженные признания срываются с уст юноши.
В устах Подростка звучит искренний гимн Женственности — свидетельство его чистоты, целомудрия. В тот же день высокими словами он выражает благодарность за доброту и деликатность другой женщине — Анне Андреевне Версиловой. А в том, что эти чистые восторги и мечты оказались замутненными грязными намерениями шантажа и грубого домогательства женщины, повинна не столько его природа, сколько скоро полученное им «светское воспитание». Начав «самостоятельную жизнь», Подросток оказывается втянутым в интриги старших по возрасту людей, относящихся к средне-высшему дворянскому обществу Версиловы, Сокольские, Ахмаковы, Бьоринг. Интриги эти ведутся с корыстными целями, ради овладения наследством старого князя Сокольского.
Аркадий ничуть не причастен к этим целям, его используют как шпиона, осведомителя, вхожего во все дома и охотно, без задней мысли, сообщающего о всех новостях. Впрочем, у него есть своя задача: участвуя в этих интригах, он преследует «высшую цель»: он пытается защитить «пьедестал» отца Версилова, укрепить свою веру в него как идеал и послужить семейному «благополучию». В один день все его прекрасные намерения рушатся: от него отворачиваются, его предают, его изгоняют люди, которым он всецело доверял виной всему оказывается его болтливость. Аркадий больше всего поражен не изменой, обманом, а неадекватностью поведения господ исповедуемым им красивым формам чести и долга: «Все делалось во имя любви, великодушия, чести, а потом оказалось безобразным, нахальным, бесчестным». Для него это открытие колоссальное, он теряет веру в людей, не только в ближайший социум, но и в человечество в целом.
Установка на поиск гармонии, «благообразия» оказывается отброшенной, вновь всплывает идея обособления и мятежа замысел поджечь склад. В жизни Подростка огромную роль играет нравственная рефлексия, повышенно критическое отношение к людям и к самому себе. Он любит похвастаться своей проницательностью, «независимостью», но он и способен к самоунижению, по примеру Ж. Руссо, автора «Исповеди», ничуть не стыдится рассказать в своих «Записках» о мечтах и намерениях, которые сам считает позорными. Рефлексия — источник его постоянных разочарований, размолвок с людьми и духовного кризиса.
Вместе с тем привычный ежечасный самоанализ и спасителен для него при столкновении с искушениями и опасностями. Рефлексия опирается на знания, логику, разум. И все же эта опора оказывается недостаточной, так как душа Подростка нередко попадает во власть инстинктов, страстей, оказывающихся вдруг сильнее доводов рассудка, опрокидывающих сознательные ориентиры. Эти инстинкты, иногда постыдные, живут в подсознании героя и открываются внезапно, неожиданно для него. Таков сон «пророческий» пророчествующий появившееся позднее сознательное намерение о том, как Катерина Николаевна отдается ему за возвращение компрометирующего ее документа.
Самое важное в этом сне не чувствительный позыв Подростка, а вдруг открывшаяся в нем «вся бездна его неверия — в идеал, в Катерину Николаевну, в божественную природу человека» Викторович. О, неужели эта бесстыжая женщина — та самая, от одного взгляда которой кипело добродетелью мое сердце? Семнадцатилетняя самоубийца Оля очень быстро утратила веру в людей. Крафт — страстный ум, фанатик идеи — потерял веру в родину и тоже не хочет жить. Васин — умница, человек широких познаний — живет без одушевляющей веры, и потому ни в какое дело не вносит «сердечного пламени».
Но главный изъян молодежи, по мысли писателя, — безверие религиозное, а знание без веры мертво. Эта мысль утверждается в беседах Подростка с появившимся в их доме его «законным» отцом, странником Макаром Ивановичем Долгоруким. Старик Макар явился прямым воплощением того, о чем всю жизнь мечтал Аркадий, в чем он и признается уже при первой встрече: «Я вам рад. Я, может быть, вас давно ожидал. Я их никого не люблю: у них нет благообразия...
Позднее то же слово произносит Макар в качестве упрека современным «большим людям»: «благообразия не имеют, даже не хотят его... Благообразия — то есть благого образа, достойного человека, который должен помнить, что он «образ и подобие Божие».
Антон погиб в самолете, летевшем в Сирию — вместе с доктором Лизой и ансамблем Александрова. До сих пор в Петербурге проходят два крупных события, автором идеи проведения которых он был — Международный культурный форум и День Достоевского. Праздновать День Достоевского в начале июля было придумано также не случайно — вспомним, как начинается роман «Преступление и наказание»: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки…».
Так начинается история Раскольникова. День Достоевского будут отмечать в Петербурге 6 июля — традиционным «Достоевским карнавалом», но начнется все еще 4 июля вечером — в библиотеке «Семеновская», там сотрудники музея «Разночинный Петербург» развернут выставки «Фельетон за все лето» — о летних впечатлениях Федора Михайловича и «Дневники писателя» — явно в наше время Достоевский стал бы популярным блогером, откликавшимся на все резонансные события. На следующий день, 5 июля, в Шанхайском садике, что у библиотеки им. Лермонтова, ближе к вечеру можно будет повстречать героев Достоевского, сделать селфи в специальной фотозоне, посвященной роману «Братья Карамазовы», а также послушать музыку — Алексея Чижика на виброфоне, известного котрабасиста Владимира Волкова, ударника Гарика Багдасаряна и пианиста из группы «Фрукты» Олега Белова — завсегдатая «Вечернего Урганта». Будет работать и мастерская печатной графики художника Юрия Штапакова — с собой можно будет унести собственноручно созданную гравюру.
Сейчас все школьные учебники — это размышления филологов. Это неправильный подход к изучению литературы. Например, история — это не совокупность дат и не дискуссия между различными интерпретациями. История — это главный учебник патриотизма и создания единого народа. Точно такая же и литература. Это, прежде всего, воспитание нравственности. С этой точки зрении он предмет и должен преподаваться», — говорит Марков. По его мнению, учащихся «не нужно заставлять читать Достоевского» — в старших классах им «необходимо рассказывать о нравственных проблемах, которые проанализированы, вскрыты писателем». Учителям нужно сделать так, чтобы в будущем их ученики захотели взять в руки «Преступление и наказание», сделав осознанный шаг в сторону творчества писателя. Такого преподавания литературы у нас нет.
Гениальные учителя как-то сами до этого доходят. Но их немного, а само преподавание построено так, как точно не нужно», — добавил политолог. Когда-то сам Достоевский сказал, что «нужно говорить глаз на глаз… чтоб душа читалась на лице, чтоб сердце сказывалось в звуках слова. Одно слово, сказанное с убеждением, с полной искренностью и без колебаний, лицом к лицу, гораздо более значит, нежели десятки листов исписанной бумаги». Возможно, Минпросвещения РФ стоит прислушаться к этим словам. В мире Достоевский не будет забыт. Он до сих пор остаётся одним из известных и почитаемых писателей.
Рос любознательным и активным мальчиком. Уже тогда родители понимали, что один из восьми детей точно одарён. Федя сочинял сказки — то страшные, то шутливые.
Фёдор Достоевский учился в элитном частном московском пансионе, поступил в Главное инженерное училище в Петербурге. Одним из самых страшных воспоминаний является история о девочке-сверстнице. Ей было около 9 лет, когда она пережила насилие и скончалась в больнице. Поэтому образ замученного ребенка не раз будет появляться в романах писателя. Юный Достоевский тяжело переживал смерть Александра Сергеевича Пушкина. При том что несколько месяцев назад не стало его матери. Несколько раз Федя говорил, что, если бы не было семейного траура, он бы попросил у отца «носить траур по Пушкину». Через несколько лет умер и старший Достоевский. Есть версия, что он скончался не от апоплексического удара, а его убили. Писателя приговорили к смертной казни за участие в кружке петрашевцев.
Смертный приговор вынесли Достоевскому и еще 19 участникам. Прямо перед расстрелом казнь заменили на многолетнюю каторгу. Это событие очень сильно повлияло на психику писателя. Эту историю он отразил в романе «Идиот». Дебютом писателя стал первый в истории русскоязычный перевод романа Оноре де Бальзака «Евгения Гранде», а первым собственным произведением — роман «Бедные люди». Существует жуткий факт из биографии Достоевского. Его сестра Варвара частично повторила судьбу старухи-процентщицы из «Преступления и наказания». Её ограбил и убил дворник. Когда умер старший брат Достоевского, писатель взял на себя его большие долги.