МиГ-21 проделал долгий боевой путь, поучаствовал практически во всех войнах второй половины ХХ века на планете и сейчас остается опасным соперником для любого современного истребителя. Все МиГ-21ПФМ стояли на вооружении 15-го авиаполка до 1992 года. МиГ-21 следует отнести к третьему поколению истребителей, потому что он имел сверхзвуковую скорость полета, преимущественно ракетное вооружение, мог использоваться для решения различных боевых задач.
Транспортировка истребителя МиГ-21ПФМ
Угол отклонения стабилизатора — 55 град. Киль — со стреловидностью по передней кромке 60 град. В его законцовке размещается радиооборудование и хвостовой аэронавигационный огонь АН , в средней части смонтоирован отсек БРЭО. Угол отклонения киля — 60 град. Шасси самолета трехопорное. Передняя стойка убирается поворотом вперед. ТРДФ оборудован механизмом управления двигателем ПУРТ-1Ф, который совместно с топливными насосами, обеспечивает управление от положения «стоп» до режима полного форсажа при помощи перемещения одного рычага.
Ось форсажной камеры при виде сверху составляет небольшой угол с осью двигателя вследствие того, что задняя часть форсажной камеры монтируется со смещением по оси роликов, влево на 4 мм от оси симметрии самолета. Во время работы двигателя от температурных расширений ось форсажной камеры перемещается вправо и совмещается с осью двигателя. Двигатель оборудован системой электрического автономного запуска, обеспечивающей запуск двигателя нажатием одной кнопки; системой электрозажигания; системой автоматической кислородной подпитки для запуска в полете на большой высоте ; электрогидравлической следящей системой управления соплом; автономной масло-системой и коробкой приводов. Самолет имеет систему высотного коррелятора приемистости, служащую для поддержания оптимальных характеристик разгона двигателя на больших высотах. Для управления воздухозаборником служит система УВД-2М на различных углах атаки в систему вводится коррекция выдвижного конуса по углам отклонения стабилизатора. Топливная система включает 12 или 13 в зависимости от модификации топливных баков.
Пять мягких баков уложены в металлические контейнеры в фюзеляже в отличие от истребителей более ранних модификаций, на самолете МиГ-21бис применены интегральные фюзеляжные топливные баки , в крыле размещено четыре бака-отсека, еще один накладной бак объем которого меняется в зависимости от модификации истребителя размещен в гаргроте на МиГ-21Ф и Ф-13 не устанавливался. Имеется система наддува баков, система выработки топлива, система дренажа и система автоматического управления расходом топлива. Заправка всех топливных баков кроме ПТБ осуществляется через заправочную горловину бака N 7 в гаргроте самотеком. Последние модификации истребителей оснащались автоматизированной системой управления САУ-23ЕСН, представляющей собой сочетание электронного вычислительного устройства с индикаторами команд и автопилотом, отрабатывающим эти команды. Автопилот — двухканальный, с жесткой обратной связью, осуществляющий управление самолетом относительно трех осей. Принцип его действия основан на измерении величин, характеризующих изменение положения самолета в пространстве углов и угловых скоростей крена и тангажа, углов отклонения от заданного курса, нормальных перегрузок, углов атаки и преобразовании их в перемещение органов управления.
Для управления стабилизатором использован гидроусилитель БУ-210Б включен в систему управления стабилизатором по необратимой схеме. Имеется пружинный загрузочный механизм, механизм триммерного эффекта служит для продольной баллансировки самолета по усилиям на РУС, то есть выполняет роль аэродинамического триммера, снимая усилия на ручке. Автомат АРУ-ЗМВ служит для автоматического изменения передаточных чисел от РУС к стабилизатору и одноврменно к пружинному загрузочному механизму, в зависимости от скорости и высоты полета. К системе управления стабилизатором механически подсоединен датчик сигнализации углов ДСУ-2А, использованный для коррекции выдвижного конуса и управления противопомпажными створками в зависимости от положения стабилизатора то есть режима полета по тангажу. Управление рулем поворота — механическое, без гидроусилителей. Ручка управления самолетом РУС состоит из рукоятки и трубы, выполненных из алюминиевых сплавов.
На самолетах МиГ-21 поздних модификаций рукоятка крепится к трубе при помощи карданного устройства, обеспечивающего «переламывание» РУС на углы малой величины вперед, назад и вбок «переламывание» рукоятки служит для выключения автопилота и перехода на ручное управление. Гидросистема состоит из бустерной и основной систем. Бустерная система служит для питания гидроусилителей управления: одной камеры двухкамерного гидроусилителя стабилизатора и двух гидроусилителей элеронов. Основная система служит для питания второй камеры гидроусилителя стабилизатора, дублирования системы питания гидроусилителей элеронов в случае выхода из строя бустерной системы, управления конусом воздухозаборника ТРДФ, противопомпажными створками, тормозными щитками, шасси, створками реактивного сопла, клапанами обдува отсеков оборудования и автоматического торможения колес при уборке шасси. Источник давления в каждой гидросистеме — поршневой насос переменной производительности НП34М-1Т. В каждой системе установлено два гидроаккумулятора — шаровой и цилиндрический, служащие для поддержания рабочего давления при выходе из строя гидронасосов.
Для обеспечения аварийной посадки с неработающим двигателем в бустерной системе устанавливается аварийная насосная станция, работающая от электродвигателя. Воздушная система состоит из двух подсистем: основной и аварийной. Основная служит для торможения колес, управления герметизацией фонаря, выпуском тормозного парашюта, про-тивообледенительной системой фонаря; аварийная подсистема применяется для аварийного выпуска шасси и торможения колес. Более поздние модификации истребителя оснащались различными типами радиоприцелов. Радиоприцел РП-22, разработанный под руководством Ф. Максимальная дальность обнаружения цели с ЭПР 16 кв.
Обеспечивается перехват воздушных целей в диапазоне высот 1000-20000 м. РЛС способна: обнаруживать и скрытно сопровождать в автоматическом режиме воздушные цели, в том числе летящие на малой высоте над землей или водной поверхностью; обеспечивать атаку по целеуказанию и поражение самолетов противника ракетами с радиолокационными и тепловыми головками самонаведения, а также пушкой; производить скоростной вертикальный поиск и автоматический захват визуально видимых целей в ближнем воздушном бою с использованием усовершенствованных УР, имеющих повышенные маневренные характеристики; формировать равномасштабную карту с высоким разрежением, укрупнением масштаба и «замораживанием» изображения. Обеспечена возможность сопряжения с аналоговым и цифровым оборудованием, имеющимся на борту самолета, а также удобство управления и эксплуатации. В состав оборудования РЛС входит антенна, передатчик, аналоговый процессор, источник питания, сигнальный процессор, задающий генератор, синхронизатор, БЦВМ, блок сопряжения с БЦВМ, блок преобразователь информации, индикатор на ЭЛТ, установленный в кабине истребителя, пульт встроенного контроля, пульт управления, ИЛС, на который также выводится информация РЛС и система жидкостного охлаждения. РЛС имеет семь основных режимов работы: обнаружение и автосопровождение воздушных целей в свободном пространстве и на фоне земли моря с выдачей целеуказания на ракеты с ТГС и РГС, а также прицеливание при применении неуправляемого оружия пушка, НАР, бомбы ; сопровождение в режиме обзора до восьми целей и их атака ракетами; режим быстрого поиска — ближний бой; картографирование земной поверхности действительным лучом низкое разрешение ; картографирование с синтезированной апертурой высокое разрешение ; укрупнение масштаба выбранного участка карты; измерение координат цели, выбранных на земле море. Диапазон высот перехватываемых целей — 30-22000 м.
Самолеты поздних модификаций оснащены пилотажно-навигационным комплексом ПНК «Полет-ОИ», предназначенным для решения задач ближней навигации и захода на посадку при автоматическом и директорном управлении. Самолеты МиГ-2ПФ оснащены чисто ракетным вооружением. В дальнейшем на истребителе устанавливалась пушка ГШ-23 в подвесном контейнере ГП-9 или встроенная пушка ГШ-23Л 23 мм, масса 51 кг, максимальная скорострельность 3200 выстр. Часть самолетов МиГ-21бис оснащена оборудованием для подвески ядерной бомбы. По советской лицензии МиГ-21 строились в Индии и Китае китайский вариант самолета МиГ-21Ф-13, J-7, находится в серийном производстве до настоящего времени. Первый «боевой дебют» МиГ-21 мог состояться в 1963г.
Однако «ракетный кризис» был урегулирован дипломатическим путем и новые истребители так и не вступили в бой.
На нем установили двигатель Р-11Ф2С-300, систему СПС, парашютный контейнер в основании киля, доработали ряд систем для установки разведывательного и радиоэлектронного оборудования. На законцовках крыла появились небольшие сигарообразные обтекатели, а на вершине киля — новый радиопрозрачный элемент конструкции из-за установки под ним другой антенны. В связи с тем, что на месте крепления подфюзеляжного ПТБ теперь подвешивался разведконтейнер, на самолете смонтировали четыре подкрыльевых пилона, из которых внешние предназначались для подвески ПТБ емкостью по 490 л, а внутренние — для вооружения.
В таком виде Е-7Рс красным бортовым номером «78» передали на заводские испытания, которые выявили существенный недостаток: радиус действия нового фронтового разведчика, несмотря на наличие крыльевых ПТБ, оказался меньше требуемого. Кроме того, обзору летчика сильно мешала расположенная над воздухозаборником по оси симметрии штанга ПВД. Поэтому ее пришлось сместить вправо. Для Е-7Р разработали 3 типа разведывательных контейнеров.
Контейнер типа «Д» предназначался для ведения дневной фоторазведки и содержал 2 фотоаппарата АФА-39 для перспективной съемки, четыре АФА-39 для плановой съемки, щелевой фотоаппарат АФА-5 и магнитофон.
Иракские МиГи сбили от 3 до 7 израильских самолётов. В ходе войны по всем причинам Ирак потерял 5 МиГ-21.
После окончания войны продолжились небольшие столкновения с участием истребителей. Истребители МиГ-21 начали наносить удары по боевикам и прикрывать ливанские штурмовики Hunter. Из за небольшого расстояния до аэродрома горящий израильский F-15 смог вернуться на базу Рамат-Давид.
Израильский пилот не успел увернуться от обломков сирийского самолёта и влетел в них. Из за разбитого фонаря кабины F-15 пришлось совершить вынужденную посадку. Последнее столкновение с сирийскими МиГ-21 произошло уже после окончания израильской операции.
Это был первый боевой самолёт незападного происхождения и первый сверхзвуковой самолёт в арсенале Индии. Самолёты были приняты на вооружение 28-й эскадрильи «Первая сверхзвуковая». Первая его встреча с пакистанскими истребителями состоялась 4 сентября 1965 года.
Тогда индийский пилот ракетами сумел повредить пакистанский «Сейбр». В декабре 1971 года вновь начались военные действия между Индией и Пакистаном. После штурмовки командир «Марутов» решил отклониться к западу в поисках возможной цели.
Сделав резкий разворот вниз, чтобы определить тип машины, Шах одновременно посмотрел инстинктивно назад чтобы убедиться что на хвосте никого нет. Он увидел два F-6 на расстоянии примерно 1500 метров, а третий F-6 — выше; Шах, находившийся на высоте около 200 метров, немедленно включил форсаж и поднял нос самолёта. Оба F-6, приближавшиеся к самолёту, не предприняли попытки последовать за МиГ-21.
Шах решил атаковать пакистанский самолёт, стараясь не проскочить мимо него. Первый F-6 направился в сторону, куда ушли «Маруты». Шах пристроился за пакистанским истребителем и дал залп из своих 23-мм пушек с расстояния около 600 метров.
F-6 перевернулся и упал на землю. Также в этот день, по заявлениям индийцев, МиГ-21 сбил пакистанский C-130 пакистанской стороной это не подтверждено. В 14 часов 12 декабря находившиеся на боевом дежурстве на авиабазе в Джамнагаре два МиГ-21ФЛ были подняты в воздух: два пакистанских истребителя F-104 «Старфайтер» пересекли береговую линию на низкой высоте.
Пакистанцы атаковали стоящие самолёты на аэродроме. Один из МиГов сел на хвост «Старфайтеру». Индийский пилот с расстояния 900 метров дал длинный залп из спаренной пушки.
Индиец выпустил две ракеты К-13А, вторая ракета поразила цель, но пакистанец смог продолжить полёт. Тогда индиец дополнил ракетную атаку залпом из пушек. После этого он стал возвращаться на аэродром, а повреждённый F-104 взорвался среди песчаных холмов.
Позже в этот день индийские МиГ-21 сбили ещё два «Старфайтера» уже над пакистанской территорией, а индийский пилот Шах смог подбить один F-104. Помимо применения в качестве перехватчика, индийские ВВС также использовали МиГ-21 на восточной границе для завоевания господства в воздухе и штурмовых действий. Наиболее впечатляющим был налёт 14 декабря на резиденцию губернатора Восточного Пакистана.
Шесть МиГ-21ФЛ дали по резиденции несколько залпов 57-мм ракет, после чего губернатор бросился в ближайшую траншею и на клочке бумаги написал заявление об отставке. В общей сумме индийские МиГ-21 сбили 7-8 пакистанских самолётов и повредили 1. Ещё 4 самолёта было уничтожено индийскими «мигами» на аэродромах.
Единственной потерей в воздушных боях составил «миг», сбитый «Сейбром» 17 декабря. Следующей встречей индийских МиГов с пакистанскими самолётами стали 90-е. В 1997 году индийский МиГ-21бис ракетой R.
Советско-иранская граница Советские МиГ-21 защищали воздушное пространство от проникновения иранских и американских разведчиков. Экипаж «Фантома» иранский майор Шокуния и американский полковник Джон Сандерс катапультировались, советский погиб. Взятые в плен пилоты отпущены через 16 дней.
Осенью 1974 года пара советских МиГ-21 принудила к посадке на аэродром Насосная иранский транспортный самолёт нарушитель. Египетский МиГ-21 Египетско-ливийская война За время кратковременного военного конфликта между Египтом и Ливией произошло совсем немного воздушных боёв. На следующий день успех сопутствовал египтянам, в воздушных боях МиГ-21 сбили 3-4 «Мираж 5» и 1 МиГ-23, не понеся потерь.
В 1979 году, после окончания войны, произошёл воздушный бой между двумя египетскими МиГ-21 и двумя ливийскими МиГ-23. Египтяне сбили один МиГ-23, не понеся потерь. Они выполнили немного но очень эффективных операций.
В результате ударов аэродром был полностью разрушен, уничтожен транспортный Fokker F-27, погибло не менее 200 солдат УНИТА и 2 французских военных советника. Французских и американских наёмников после этого удара срочно эвакуировали из Анголы. При возвращении один «МиГ» заблудился и приземлился в 200 километрах от своего аэродрома.
Кубинцам пришлось проводить целую спецоперацию чтобы спасти самолёт. Савимби очень задела потеря аэродрома и иностранных советников его резиденция находилась в 1 километре от аэродрома. Он потребовал от американцев компенсацию за кубинские авианалёты.
Принужден к посадке в аэропорту Луанды и арестован. В ходе войны Куба потеряла один МиГ-21 в воздушном бою. Куба признала что в этот день во время воздушного боя с самолётами-нарушителями два МиГ-21бис пилоты л-ты Рациель Марреро Родригес и Джилберто Ортис Пуарес вернулись на аэродром с повреждениями.
После подозрения что самолёт используется для разведки он был подбит огнём ВПУ и совершил аварийную посадку у Очинжау, восстановлению не подлежал. Американский пилот Джозеф Фрэнк Лонго арестован. За всё время войны в Анголе по всем причинам было потеряно 18 кубинских МиГ-21.
Оружие, находившиеся на борту и сам самолёт конфискованы в пользу Анголы. C-54 встал в строй ВВС Анголы и использовался для обеспечения ангольской армии. Эфиопо-сомалийская война В ходе конфликта МиГ-21 состоял на вооружении ВВС Сомали, а также на нём летали кубинские лётчики, воевавшие на стороне Эфиопии.
Вместе с тем сомалийцы потеряли по одним данным не менее 7 МиГ-21 в боях с эфиопскими F-5 «Фридом Файтер», по другим данным всего 5. Некоторые американские источники заявляют что корабль-нарушитель якобы был потоплен огнём береговых батарей, корабль действительно был обстрелян батареями, защищавшими побережье, но непосредственно потопление произошло в результате удара патрульных самолётов. Корабль возвращен не был.
Невзирая на малую боевую нагрузку обычно 2-4 РБК-250, ФАБ-250 или ОФАБ-250 , существенная часть боевых вылетов пришлась именно на них; причём, как ни странно, с лучшей стороны показала себя «истребительная» модификация МиГ-21бис. За малое время реагирования их прозвали «весёлыми». В начале войны советские МиГ-21бис принудили к посадке пакистанский самолёт, нарушивший афганское воздушное пространство.
Как оказалось самолёт был гражданским и заблудился. В 1985 году на аэродроме Шинданд в результате диверсии были уничтожены 13 афганских МиГ-21. На МиГ-21 был сбит и погиб советский генерал Николай Власов.
Воздух для кабины отбирается от компрессора температура подаваемого воздуха и давление в кабине регулируются автоматически. Для вентиляции на земле имеется специальный патрубок, к которому подсоединяется шланг от наземной установки. Фонарь кабины на самолетах ранних модификаций МиГ-21Ф, Ф-13 состоит из откидной части, гермоперегородки, прозрачного экрана и боковых щитков. Открывание осуществляется подъемом вверх при помощи гидроцилиндров. Основное остекление выполнено из пулестойкого оргстекла СТ-1 10 мм. Переднее плоское стекло — триплекс 14 мм , собранный в жесткой стальной раме. Непосредственно перед стеклом подвижной части установлен бронеэкран трехслойный триплекс толщиной 62 мм , защищающий летчика спереди от пуль и осколков. Фонарь самолета МиГ-2ПФМ и последующих модификаций — упрощенной конструкции с меньшей площадью остекления, состоит из козырька и откидной створки. Переднее стекло козырька — силикатный триплекс 14 мм , боковые стекла имеют толщину 10 мм. Откидная часть фонаря выполнена из термостойкого стекла толщиной 10 мм.
Открывание производится вручную в правую сторону аварийная система открывания — пиротехническая, приводящаяся в действие от ручки выстрела на катапульном кресле или автономно от ручки аварийного сброса. В случае отказа пиросистемы имеется механическая система. Для устранения обледенения переднего стекла фонаря имеется система разбрызгивания этилового спирта, смонтированная в фюзеляже непосредственно перед фонарем и состоящая из струйного коллектора, спиртового бачка на 4,5 л и пневмоклапана. На первых серийных самолетах МиГ-21Ф и Ф-13 устанавливалось катапультное кресло со шторочным устройством, подобное креслу, применяемому на самолетах МиГ-19. Однако из-за недостаточной надежности кресло «СК» было заменено катапультой КМ-1, имеющей традиционную конструкцию. На фюзеляже имеется три тормозных щитка два передних и один задний. Профиль — ЦАГИ, скоростной, симметричный. На верхней поверхности консоли имеется небольшой аэродинамический гребень. На консолях крыла устанавливаются малогабаритные фары, которые на некоторых модификациях могут быть заменены на фотоаппараты для ведения воздушной разведки при этом меняется, также, крышка люка фары. Элероны с осевой аэродинамической компенсацией имеют противофлатерные грузы.
Толщина обшивки крыла — 1,5-2,5 Закрылок — простого типа, прямоугольной в плане формы на самолетах последних модификаций имеет сотовый заполнитель. Угол отклонения закрылка — 25 град при посадке — 45 град. Система сдува пограничного слоя СПС , которой оснащен ряд модификаций МиГ-21, имеет воздушный канал с тонкостенной оболочкой, по которому воздух, отбираемый от двигателя место забора — за компрессором ТРДФ , подводится и выдувается на закрылок через специальную щель. Теплоизоляция и уплотнение воздушного канала достигается применением специальных прокладок и воздушным зазором между воздушным каналом и стрингерами. Стабилизатор — цельноповоротный. На его концевой части смонтирован противофлаттерный груз. Профиль — симметричный, NA6A, площадь подвижной части 3,94 кв. Угол отклонения стабилизатора — 55 град. Киль — со стреловидностью по передней кромке 60 град. В его законцовке размещается радиооборудование и хвостовой аэронавигационный огонь АН , в средней части смонтоирован отсек БРЭО.
Угол отклонения киля — 60 град. Шасси самолета трехопорное. Передняя стойка убирается поворотом вперед. ТРДФ оборудован механизмом управления двигателем ПУРТ-1Ф, который совместно с топливными насосами, обеспечивает управление от положения «стоп» до режима полного форсажа при помощи перемещения одного рычага. Ось форсажной камеры при виде сверху составляет небольшой угол с осью двигателя вследствие того, что задняя часть форсажной камеры монтируется со смещением по оси роликов, влево на 4 мм от оси симметрии самолета. Во время работы двигателя от температурных расширений ось форсажной камеры перемещается вправо и совмещается с осью двигателя. Двигатель оборудован системой электрического автономного запуска, обеспечивающей запуск двигателя нажатием одной кнопки; системой электрозажигания; системой автоматической кислородной подпитки для запуска в полете на большой высоте ; электрогидравлической следящей системой управления соплом; автономной масло-системой и коробкой приводов. Самолет имеет систему высотного коррелятора приемистости, служащую для поддержания оптимальных характеристик разгона двигателя на больших высотах. Для управления воздухозаборником служит система УВД-2М на различных углах атаки в систему вводится коррекция выдвижного конуса по углам отклонения стабилизатора. Топливная система включает 12 или 13 в зависимости от модификации топливных баков.
Пять мягких баков уложены в металлические контейнеры в фюзеляже в отличие от истребителей более ранних модификаций, на самолете МиГ-21бис применены интегральные фюзеляжные топливные баки , в крыле размещено четыре бака-отсека, еще один накладной бак объем которого меняется в зависимости от модификации истребителя размещен в гаргроте на МиГ-21Ф и Ф-13 не устанавливался. Имеется система наддува баков, система выработки топлива, система дренажа и система автоматического управления расходом топлива. Заправка всех топливных баков кроме ПТБ осуществляется через заправочную горловину бака N 7 в гаргроте самотеком. Последние модификации истребителей оснащались автоматизированной системой управления САУ-23ЕСН, представляющей собой сочетание электронного вычислительного устройства с индикаторами команд и автопилотом, отрабатывающим эти команды. Автопилот — двухканальный, с жесткой обратной связью, осуществляющий управление самолетом относительно трех осей. Принцип его действия основан на измерении величин, характеризующих изменение положения самолета в пространстве углов и угловых скоростей крена и тангажа, углов отклонения от заданного курса, нормальных перегрузок, углов атаки и преобразовании их в перемещение органов управления. Для управления стабилизатором использован гидроусилитель БУ-210Б включен в систему управления стабилизатором по необратимой схеме. Имеется пружинный загрузочный механизм, механизм триммерного эффекта служит для продольной баллансировки самолета по усилиям на РУС, то есть выполняет роль аэродинамического триммера, снимая усилия на ручке. Автомат АРУ-ЗМВ служит для автоматического изменения передаточных чисел от РУС к стабилизатору и одноврменно к пружинному загрузочному механизму, в зависимости от скорости и высоты полета. К системе управления стабилизатором механически подсоединен датчик сигнализации углов ДСУ-2А, использованный для коррекции выдвижного конуса и управления противопомпажными створками в зависимости от положения стабилизатора то есть режима полета по тангажу.
Невероятный «двадцать первый» - истребитель на все времена
В Ливии МиГ-21 упал на жилой дом. МиГ-21 ПФМ в игре представляет собой дальнейшее развитие версии Ф-13. Первым по проекту «Кречет» в 1979 году переоборудовали истребитель МиГ-21ПФМ, а в 1982 году – МиГ-21С. МиГ-21 следует отнести к третьему поколению истребителей, потому что он имел сверхзвуковую скорость полета, преимущественно ракетное вооружение, мог использоваться для решения различных боевых задач. История советского легкого истребителя МиГ-21 началась в 1957 году.
Миг-21 — самый распространенный сверхзвуковой самолет в истории
МиГ-21 Фронтовой истребитель — Планета ВВС | О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. |
Стоит ли превратить в ударный беспилотник советский истребитель МиГ-21 | В 1966 году переоборудован серийный МиГ-21ПФМ (удлинён фюзеляж на 1 м и установлен двигатель РД-36-35). •. |
Монголия получила из России еще четыре учебно-боевых истребителя МиГ-29УБ ? | This MiG-21PFM is a former Polish Air Force aircraft, probably delivered in the late 1960s and withdrawn from service in 1989. |
И снова МиГ
Система СПС обеспечивала уменьшение посадочной скорости самолета за счет увеличения подъемной силы крыла, достигаемого эффективностью закрылка с которого сдувается пограничный слой. Было изменено и расположение контейнера тормозного парашюта, который теперь размещался в основании киля над хвостовым обтекателем сопла двигателя. Это позволило производить выпуск парашюта не при касании земли колесами, как это было при нижнем расположении, а на выравнивании при приближении колес к земле на расстояние 0,5-1 м. Которые подвешивались на специальных замках с левого и правого борта в нижней части фюзеляжа. Однако в связи с нехваткой двигателей 37Ф2С на части серийных самолетов устанавливался двигатель 37Ф2, соответственно система СПС на этих машинах была отключена. Демонтированные агрегаты и детали системы СПС консервировались и укладывались в одиночный комплект запасных частей каждого самолета. Так с самолета No.
Его взлетно-посадочные характеристики превосходили возможности Су-7. Прототипы для МиГ-21 Заканчивалось время ближних маневренных сражений. Штурмовик проектировался для ведения боевых атак при сближении самолетов на огромных скоростях и поражения цели с первого ракетного залпа. По этому же принципу конструировались сверхзвуковые самолеты противников Lockheed F-104 в Америке и Mirage 3С во Франции.
С начала 1957 года главным конструктором, который должен руководить всем рабочим процессом проектированием, постройкой, испытанием, доводкой опытных машин , был назначен А. Е-1 — первая модель истребителя из семейства МиГ-21 имела стреловидное крыло. Для нее разрабатывали отдельный двигатель, но не успели к назначенным срокам; Е-2 — второй опытный образчик с двигателем АМ-9Б от МиГ-19 и стреловидным крылом. Форма крыла — треугольная.
Двигатель АМ-9Б. Хотя в обоих случаях использовалась одна и та же модель двигателя. В ходе дальнейших разработок машина была доработана до версии Е-6. Она достигала показателей скорости до 2 Махов.
Е-6 стал прототипом серийного МиГ-21. МиГ-21, описание конструкции Летательный аппарат является одноместным среднепланом, оснащенным одним двигателем. Крылья оснащены элеронами и закрылками. Аэродинамические гребни для повышения поперечной устойчивости авиамашины на больших углах атаки.
Крыло составляют 2 консоли с одним лонжероном. В консолях — по 2 топливных бака.
Он принял решение садиться на свой страх и риск. Приземлившись, капитан быстро осознал свою ошибку: он увидел натовскую технику - французскую и американскую, и персонал в "чужой" форме. Оказалось, что это аэродром Тегель французской зоны оккупации. Григорьев экстренно выбросил тормозной парашют и стал разворачиваться для взлета.
Но натовцы тоже разглядели, что за "птичка" к ним залетела, и собирались захватить самолет. Для этого они выгнали на взлетно-посадочную полосу ВПП весь автотранспорт авиабазы. Григорьев заметил этот маневр и развернул Миг на рулежную дорожку. Она, вообще-то, была не пригодна для взлета - слишком была коротка.
Демонтированные агрегаты и детали системы СПС консервировались и укладывались в одиночный комплект запасных частей данного самолета. Так с самолета No. В связи с этим усилена правая щека вилки передней стойки, изменен монтаж воздушной и электрической проводки и изменена схема электроблокировки растормаживания колес в случае появления "юза". Растормаживается только "заюзившее" колесо. Еще одним серьезным нововведением было внедрение катапультного кресла СК-3 КМ-1 и фонаря с неподвижным козырьком и открытием створки на правую сторону, которые устанавливались с машины No.
Установлен радиовысотомер АРК-10 с системой измерения дальности. На доске приборов установлен счетчик дальности. На изделии 314-II аэродинамические пластины смещены назад с No. Для расширения тактико-технических характеристик МиГ-21ПФС на основании приказа МАП от 12 марта 1966 года началась доработка истребителя, призванная обеспечить возможность его вооружения двумя ракетами Х-66 класса "воздух-поверхность".
Истребитель МиГ-21
И снова МиГ В ноябре с.г. исполняется 60 лет со дня завершения государственных испытаний истребителя МиГ-21Ф и начала его серийного. Прототип МиГ-21 (Е-4) поднялся в воздух 16.06.55. Принят на вооружение в 1955 г., тогда же началось его серийное производство. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. #mig21 #mig21pfm #mig21VR #f5 #warthunder #warthunderVR creado por Bruce Leeroy con la música original sound de Bruce Leeroy. История советского легкого истребителя МиГ-21 началась в 1957 году. Все МиГ-21ПФМ стояли на вооружении 15-го авиаполка до 1992 года.
Невероятный «двадцать первый» - истребитель на все времена
Модель самолета МиГ-21ПФМ Звезда 1:72 (О). Всего до 1984 года МНР было поставлено 40 истребителей МиГ-21ПФ/ПФМ и четыре МиГ-21УМ, что позволило снять с вооружения самолеты МиГ-17Ф. МиГ-21. МиГ-21. Фото: РИА Новости/ Ю. Кравчук. Напомним, что Минобороны Румынии приняло решение с 15 апреля приостановить эксплуатацию самолетов МиГ-21 LanceR, их заменят самолеты F-16.
Истребитель МиГ-21ПФС (Парк Победы, Краснодар)
Гроссмейстер пошел Е2 — Е4 После Великой Отечественной войны Советский Союз довольно быстро заменил в военной авиации обычные истребители на реактивные. В 50-е годы возникла новая задача: самолеты стали настолько быстры, что опережали подчас выпускаемые снаряды, потребовалось оснастить истребители управляемыми ракетами. В 1953 году в ОКБ Микояна приступили к работе по созданию принципиально нового перехватчика. В основном, самолет был сделан из алюминиевых сплавов. В хвосте разместили контейнер для тормозного парашюта. От пуль и осколков летчика защищал тройной бронеэкран. Самолет мог поднять в небо более двух тонн топлива. Первые самолеты для переобучения летного состава были получены в 1959 году.
Их привезли в Воронеж, где истребители за внешнее сходство прозвали «балалайками». В дальнейшем было выпущено множество модификаций самолета. При необходимости МиГ-21 превращался в разведчика. Когда китайцы заполучили в свое распоряжение две управляемые ракеты «Сайдуиндер» и передали нашей стороне, в ОКБ-134 спроектировали по их мотивам Р-3С, которые отличались от трофейных образцов увеличенной массой. В свое время встал вопрос о возможности ведения самолетом боевых действий в любое время суток, для чего самолеты оснастили бортовой РЛС, которые обнаруживали цели при любой погоде. В дальнейшем МиГи стали собирать в Индии, куда поначалу они поступали в разобранном виде.
Но я еще жив и надеюсь, что проживу еще десяток лет, оставаясь вместе с твоими поклонниками и воздыхателями. А наши потомки и правнуки будут также воспевать твои подвиги, совершенные на благо нашей крепкой полувековой дружбы, и верную службу нации и индийским ВВС.
Однажды, без сомнения, ты уйдешь на заслуженный отдых, но для тех из нас, которых ты вырастила в своей утробе, на службе или после нее, ты всегда останешься «Моей прекрасной Леди! Договоренности об этом достигли еще в 1993 году. В окончательном виде предусматривалось переоборудование 125 самолетов, плюс зарезервировали возможность доработки еще 50 машин. В 1993 году ОКБ имени А. Микояна сформировало концепцию модернизации МиГ-21бис. Предусматривалось наращивание боевой эффективности самолета за счет установки современной многофункциональной бортовой радиолокационной станции БРЛС «Копье» с увеличенной в два-три раза дальностью обнаружения в режиме «воздух—воздух» в передней полусфере — до 57 км и до 30 км — в задней и возможностью одновременного обстрела двух целей. Сохранилась и пушка ГШ-23Л. В режиме «воздух—поверхность» радиолокатор осуществляет как картографирование местности возможно укрупнение выбранного участка карты , так и обнаружение наземных и морских целей: железнодорожный мост может быть обнаружен на дальности до 100 км, а катер — на дальности до 30 км.
В состав вооружения входят также корректируемые КАБ-500КР и обычные авиабомбы калибра от 100 до 500 кг. Не исключена подвеска неуправляемых авиационных ракет С-5, С-8, С-13 и С-24. Кроме того, самолеты получили бортовое радиоэлектронное оборудование французского, израильского и индийского производства. Если МиГ-21бис был и раньше опасным противником, то теперь его боевой потенциал еще больше возрос, а сам самолет стал в один ряд с истребителями четвертого поколения. И еще один интересный факт, касающийся «биса». Российские специалисты предложили Индии дополнить ранее заключенный контракт установкой радиопоглощающего покрытия. Испытания условной цели, проведенные в Нижнем Новгороде в мае 2000 года в присутствии военно-воздушного атташе Индии, показали, что эффективная поверхность рассеивания ЭПР МиГ-21бис может быть снижена более чем в 10 раз. Но до этого дело не дошло.
Первый модернизированный МиГ-21-93 отправили в Индию для испытаний в начале января 2001 года. Спустя четыре года завод «Сокол» полностью выполнил контракт с Индией. Сегодня около 120 модернизированных МиГов стоят на вооружении четырех эскадрилий индийских ВВС, которые можно будет эксплуатировать как минимум до 2025 года. В ноябре 2005 года в Индии проходили совместные индийско-американские учения военно-воздушных сил. Со стороны США — самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления.
Российские военные заявили, что за неделю нанесли 35 групповых ударов высокоточным оружием, в том числе гиперзвуковыми "Кинжалами", по объектам энергетической отрасли, предприятиям ВПК и железнодорожной инфраструктуры Украины в ответ на попытки нанести ущерб объектам энергетики и промышленности РФ. По данным ведомства, в результате ударов поражены объекты энергетической отрасли Украины, предприятия военно-промышленного комплекса ВПК и железнодорожной инфраструктуры, средства противовоздушной обороны, арсеналы, базы горючего, цеха производства и ремонта безэкипажных катеров и беспилотных летательных аппаратов.
В Минобороны РФ заявили, что также поражались пункты временной дислокации подразделений украинских формирований и иностранных наемников, скопления живой силы и военной техники ВСУ на железнодорожных станциях погрузки.
На МиГ-21 у Египта имелось 97 лётчиков. Утром 5-го июня израильская авиация атаковала египетские аэродромы и уничтожила на земле большую часть египетских МиГ-21.
Против МиГ-21, которым удалось взлететь израильтянам пришлось труднее. Хамди, израильский пилот Д. Манор катапультировался и взят в плен.
Ещё один SMB. Ему удалось перехватить два израильских «Миража» и поразить оба ракетами по египетским данным оба самолёта были сбиты, по израильским оба самолёта были повреждены и вернулись на аэродром , при посадке египетский «миг» влетел в воронку от бомб и разбился, пилот погиб. После окончания налётов на нём совершил взлёт египетский пилот Н.
Нейман погиб. Над Синаем египетский пилот перехватил группу израильских «Миражей» и сбил одного из них, пилотируемого Б. Ромачем, но при возвращении у египетского самолёта кончилось горючее и он разбился, пилот погиб.
Второй «МиГ», пилотируемый М. Фуадом, смог в воздушном бою поразить ракетой израильский самолёт тот смог вернуться на аэродром , но сам по ошибке был сбит своим ЗРК С-75 и погиб. В этот день, влетев в воронки от бомб на аэродроме Хургада, разбились два египетских МиГ-21, пилоты спаслись.
При налёте на Файид израильский «Мистэр» атаковал взлетающий египетский МиГ-21, египетский самолёт взорвался, но обломками был тяжело повреждён сам израильский самолёт, пилот катапультировался. Самолёт, пилотируемый И. Тауфиком совершил взлёт с авиабазы Абу-Сувейр и не вернулся с боевого задания, лётчик числится пропавшим без вести.
По российским данным Шесть алжирских МиГ-21 по данным израильского исследователя Дэвида Лэдницера в группе было только три МиГ-21, остальные три самолёта были МиГ-17 , направлявшиеся на помощь Египту, приземлились на аэродром Эль-Ариш, не зная, что он уже захвачен противником, и тут же стали трофеями израильтян, после войны два из них израильтяне отправили в США. Абдул-Хамидом, совершил взлёт из Каир-Вест и над Кантарой вступил в воздушный бой с парой «Миражей», в ходе боя «МиГ» был сбит, но из за недостатка горючего в ходе боя разбился и один израильский «Мираж», пилот М. Пораз катапультировался.
В ходе войны египетские МиГ-21 совершили четыре разведывательных вылета над пустыней Негев, в том числе над Ядерным центром. К удивлению египтян, ПВО, защищающая Ядерный центр, даже не пыталась открыть огонь причиной этому было то, что днём ранее ПВО сбила свой самолёт. Израильтяне потеряли в столкновениях с египетскими МиГ-21 7-9 самолётов сбитыми и 1-3 повреждёнными 6-8 потеряно в воздушных боях и 1 сбит обломками египетского «мига» , ещё несколько было повреждено возможно 2 сбито в боях с сирийскими и иракскими МиГ-21.
Война на истощение Во время Войны на истощение в 1969—1970 гг. МиГ-21 принимали активное участие в налётах на израильские позиции и в защите египетских позиций от налётов израильской авиации. На военных аэродромах близ Каира, Александрии и Асуана разместились два полка советских истребителей МиГ-21.
Советские войска составили главную силу в отражении ожесточенных израильских авианалётов на Египет, которые возобновились летом 1970 года. Ещё один МиГ-21 был сбит «Миражом» на следующий день. Самолёт был списан после посадки на аэродроме Рефидим.
Этот бой явился последним столкновением советских и израильских самолётов. В этот же день было заключено перемирие. В ходе воздушных боёв было потеряно 12 МиГ-21.
Сирийцы заявили что сбили 5 «Фантомов» и 1 «Мираж» подтверждена потеря только 1 «Миража», пилот Ран Мейр погиб. Египетские МиГ-21 совершили более 6810 боевых вылетов, сирийские 4570, в том числе по морским целям. ВВС Египта имели МиГ-21 на вооружении 102-й 25-я, 26-я и 27-я эскадрильи , 104-й 42-я, 44-я и 46-я эскадрильи , 111-й 45-я, 47-я и 49-я эскадрильи и 203-й 56-я и 82-я эскадрильи истребительных авиационных бригад.
Также МиГ-21Р имелись на вооружении 123-го разведывательного авиакрыла. Самые современные сирийские МиГ-21МФ находились на вооружении 30-й истребительной авиационной бригады 5-я и 8-я эскадрильи. Сброс бомб выполнялся с малой высоты, при следовании вдоль ВПП.
В результате удара аэродром был выведен из строя на четыре дня. В результате была выведена из строя взлётно-посадочная полоса, пушечным огнём тяжело повреждены несколько израильских самолетов на взлётной линии и разрушена антенна коммуникационного центра в Шарм эль-Мае. Осман и М.
Нобхи погибли. В ходе воздушного боя «МиГ» Р. Муниба, который катапультировался.
Также в этом бою огнём дружественных зенитчиков был сбит «МиГ» А. Абдалла, Абдалла катапультировался. Благодаря действиям египетских истребителей аэродром сильно не пострадал и остался полётопригодным.
Для сирийских лётчиков это был одним из самых лучших дней, потеряв всего 1 МиГ-21, сбитый «Фантомом» пилот З. Раз , сирийским пилотам удалось сбить не менее 6 израильских самолётов, два из которых было сбито Бассамом Хамшу и по одному сбили М. Бадави, Кокач, Саркис и Дибс.
В результате воздушного боя были сбиты два МиГ-21 пилот Салах погиб, Михаиль катапультировался и один «Мираж» пилот Е. Карми катапультировался. В ходе вылетов для поддержки египетского флота МиГ-21 вывел из строя израильский ракетный катер.
Алла погиб. На Голанских высотах израильский вертолёт Bell-205 77, выполнявший поисково-спасательную операцию совершил посадку и был расстрелян сирийским МиГ-21МФ пилот Бассам Хамшу. Израильский пилот Г.
Клейн погиб, А. Хаконех выжил. Немногим позже Бассам Хамшу огнём пушки сбил израильский штурмовик A-4E.
Израильский пилот А. Пилоты М. Иракские МиГ-21ПФМ 9-й эскадрильи сбили до 4 израильских самолётов, при этом сирийскими зенитчиками по ошибке был сбит один иракский «МиГ», чехословацкий пилот Слуцкевич погиб.
Египетские пилоты сбили не менее 3 «Миражей» и 1 «Фантом», при потере 4 самолётов все сбиты «Миражами». Египетский МиГ-21 сбивает израильский штурмовик A-4 Skyhawk 20 октября пара египетских МиГ-21, взлетевших с авиабазы Абу Хаммад «накрыла» большую колонну израильской техники по дороге на Исмаилию. Десятки израильских солдат было убито и ранено.
В ходе удара был потерян один МиГ, пилот Ф. Забат погиб. Барне и А.
Харан взяты в плен. Египетский пилот А. Египтяне в воздушных боях потеряли 4 МиГ-21.