Согласно Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021–2024 годы» важнейшей задачей в нашей стране в современных условиях является задача воспитания патриотизма у подрастающего поколения.
Нормативно‑правовые документы по гражданско‑патриотическому воспитанию
О разрушительном документе в сфере патриотического воспитания | В 2024 году на реализацию проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» будет выделено 45,85 млрд рублей, что почти в девять раз больше, чем в 2022 году. |
Нравственно-патриотическое воспитание в 2024—2025 году | Участники военно-патриотического движения "Молодая гвардия – Юнармия" проводят акцию в Донецке, посвященную Дню государственного флага РФ. |
Всероссийская Лига Педагогов | В Российской Федерации действует система патриотического воспитания граждан Российской Федерации, которая включает соответствующие государственные учреждения. |
Концепция патриотического воспитания | По итогам заседания члены Ассоциации приняли решение – инициировать разработку проекта федерального закона «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» и внести его на рассмотрение в Государственную Думу. |
Володин призвал повсеместно создать центры военно-патриотического воспитания
Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2020-2024 годы предусматривает ряд мер, направленных на достижение поставленных целей и задач. Концепция), предложенная Партией Великое Отечество - документ, содержащий систему взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. По итогам заседания члены Ассоциации приняли решение – инициировать разработку проекта федерального закона «О патриотическом воспитании в Российской Федерации» и внести его на рассмотрение в Государственную Думу. Концепция патриотического воспитания граждан РФ (далее — Концепция), предложенная Партией Великое Отечество — документ, содержащий систему взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. В 2024 году на реализацию федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» планируется направить из бюджета 45,85 млрд рублей. Не менее 24% граждан Российской Федерации будут вовлечены в систему патриотического воспитания через: Создание патриотического движения Ассоциации студенческих патриотических клубов «Я горжусь».
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
Расщепление и расслоение самосознания как на уровне отдельных личностей, так и на уровне целых этносов, в результате отказа от традиционных ценностей, стали основой, необходимым условием для манипулирования целыми народами и государствами. А активно навязываемые ценности либеральной идеологии капитализма, отрицающие «исторически сложившиеся способы понимания мира», создали благоприятную почву для взращивания «гражданина мира, не привязанного к отчему краю», чья родина «... В этих условиях «технологиям навязывания ложных ценностей по изменению сознания человека, превращению его в бездумного робота-потребителя чужого продукта, необходимо противопоставить адекватный уровень формирования патриотической культуры личности, достойной отечественных ценностей и победных традиций исторической России» [Денисов, 2015, с. В последние годы провозглашение патриотических ценностей стало неотъемлемой частью государственной политики, а необходимость воспитания гражданственности и патриотизма нашло своё отражение в ряде нормативно-правовых актов. Актуализация патриотической идеи в российском обществе также была обусловлена завершающей, самой активной стадией подготовки к зимним Олимпийским играм в Сочи. На телевидении, по центральным каналам, были запущены сразу несколько проектов «Имя Россия», «Семь чудес России» и др.
Политические лидеры государства всё чаще стали обращаться к вопросам государственной и национальной идентичности, необходимости служения Отечеству и защиты Родины. В этой связи, в научных кругах активизировались исследования, посвящённые различным аспектам проблемы патриотизма. Достаточно отметить, что только за последнее десятилетие было защищено не менее 74 диссертаций как кандидатских, так и докторских по 8 отраслям научного знания, в той или иной степени связанных с осмыслением патриотизма. При этом остаётся до конца не раскрытой динамика формирования основ патриотического воспитания, а осмысление самого концепта патриотизм в общественном и научном сознании продолжает оставаться неоднозначным, а зачастую и противоречивым, флуктуирующим в пространстве от национализма а иногда и нацизма до толерантности См. В этой связи, целью данной статьи является рассмотрение динамики формирования основ государственной политики патриотического воспитания в современной России.
Государственная политика современной России в отношении патриотизма претерпела серьёзные изменения с приходом к власти новой политической элиты во главе с В. Последовательно, начиная с 2001 г. Изначально необходимость создания такой Программы была обусловлена утратой современным обществом «... Более того, как отмечалось в первой Программе, «патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм... В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам» [Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г.
В условиях перманентного всеобъемлющего кризиса 1990-х гг. В Программе особый акцент делался на то, что именно патриотизм должен решить проблему консолидации общества и укрепления государства. Заявленной целью первой Программы стало «... Помимо задач личностного плана, определяющих необходимость воспитания «личности гражданина -патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны» [Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. Одним из основных результатов деятельности по реализации данной Программы стало принятие в 2003 г.
В Концепции определялось, что «патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите» [Концепция патриотического воспитания... Определены были также уровни проявления патриотизма в социуме: «На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся... Подчёркивалась также важность нравственной составляющей патриотических качеств личности, которая должна была выражаться в гражданской активности и деятельном «самоотверженном служении» Отечеству. На уровне развития социума патриотизм определялся как «цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности» [Концепция патриотического воспитания...
Интересно, что разработка и реализация Программы патриотического воспитания шло не на уровне Министерства образования и науки, что было бы вполне логично, а на уровне ведомств, связанных, прежде всего с вооружёнными силами страны. Так, Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. Данная Правительственная комиссия принимала и Концепцию патриотического воспитания [Концепция патриотического воспитания... Противоречие государственной политики состояло также в том, что реализация Программы 2001 - 2005 гг. В данном законе понятия «патриотизм», «патриот» отсутствовали полностью, а понятие «воспитание» упоминалось очень редко и в абсолютно ином контексте.
Необходимо также отметить, что идея деидеоло-гизации не только образования, но и всей общественной жизни была закреплена в Конституции РФ 1993 г. Вторая Программа 2006 - 2010 гг. В ней говорилось, что основная цель первой Программы по созданию системы патриотического воспитания реализована: сформированы федеральные структуры, созданы региональные межведомственные советы, координирующие деятельность субъектов и объектов патриотического воспитания.
Но признание этого отнюдь не означает, что нельзя или вредно стремиться к единому пониманию сути патриотизма, постепенно преодолевая тем самым разноголосицу мнений о нём, ибо произвольные определения патриотизма могут оказаться как истинными, так и ложными. Ложные формы патриотизма возникают из-за нарушения целостности его понятия в случае обособления одного из его необходимых моментов — особенного, всеобщего, или единичного.
Одним из проявлений лжепатриотизма выступает яростная борьба за присущие своему народу особенности и отвержение особенностей всех иных народов. Это и есть национализм, т. Однако, с другой стороны, не следует впадать и в противоположную крайность — в ксенофилию, или восхваление всего инородного. Здесь важна истинная мера, на которую указывал И. Ильин: «Любить свою Родину совсем не значит отвергать всякое иноземное влияние, но это не значит и наводнять свою культуру полой водою иноземщины».
Напротив, игнорирование национальных особенностей своего народа ради всеобщего момента патриотизма чревато впадением в абстрактный космополитизм, т. С третьей же стороны, обособление единичного момента философского понятия патриотизма порождает казённый патриотизм, использующий патриотическую риторику как средство для достижения своих корыстных целей. Разоблачение ложных форм патриотизма есть одна из стратегических задач патриотического воспитания подрастающего поколения. Отсюда вытекает следующая стратегическая проблема — проблема понимания противоречивой природы разумного патриотизма. Если природное начало патриотизма выражается в инстинктивной любви человека к родной земле, то этой любви не может не противоречить рациональный, или осмысленный патриотизм.
Сегодня тема рационального патриотизма муссируется либеральной интеллигенцией, которая стремится к раскрытию личной полезности и общественной выгодности патриотического поведения на основе договорных отношений. Разума без рассудка действительно нет, но вера в то, что одно только рассудочное мышление может познать и исправить недостатки родной страны, иллюзорна. В патриотизме остается много и бессознательно-природного, умаление чего отрицает безусловную ценность чувства любви к Родине-матери, поскольку оно не может быть результатом договорного отношения между субъектами. Кроме того, вера в рассудочную рациональность способствует эгоистическим проявлениям, ищущим только личную выгоду даже в общественно-полезных делах. Доверие же исключительно к бессознательно-природной любви, к стихийному народному согласию с властью, наоборот, способствует возникновению такого патриотизма, который, по словам П.
Чаадаева, всё видит в розовых очках, приукрашивая существующее положение дел. Только в гармонии природного с духовным началом, стихийного с рассудочным и разумным патриотизм воодушевляет людей на сознательную и подлинно созидательную деятельность. Кроме противоречия природного и рационального начал, патриотическое воспитание пока не учитывает должным образом противоречие в патриотизме вечного и временного, или логического и исторического. Историческое образование целительно тогда, когда оно вызывается могучей жизненной силой настоящего, устремленного в ясно мыслимое будущее. Именно об этом в интервью, посвящённом национальной идее, говорил действующий Президент России, призывая не «хвататься только за наше героическое прошлое», но и смотреть в «не менее героическое и успешное будущее», поскольку патриотизм не должен быть «квасным, затхлым и кислым».
Постоянный уход от настоящего в прошлое бальзамирует живую в прошлом жизнь, ослабляет инстинкт самоутверждения юности, остужает молодой задор и способность к самоотверженной любви. Ограничивать же молодёжь только извлечением уроков из прошлого, не предлагая ей образ желаемого будущего родной страны и не давая ей реальной возможности самой пусть даже интуитивно, а лучше, разумеется, сознательно такой образ формировать — значит просто клонировать исторические стереотипы, тем самым удобряя почву для антипатриотических умонастроений. Цель, задачи, принципы и направления реализации Стратегии патриотического воспитания подрастающего поколения граждан России Цель реализации Стратегии — формирование системы патриотического воспитания подрастающего поколения. Принципы реализации Стратегии патриотического воспитания: 1. Поскольку патриотизм есть умонастроение, которое свободно направляет все силы и способности гражданина на преодоление недостатков своей Родины ради её развития и процветания, постольку в деле патриотического воспитания подрастающего поколения эффективны лишь такие средства и методы, которые находятся в согласии с нравственной свободой личности.
Никто не может обязать человека любить его Родину-мать, так как любить что-либо по приказу нельзя. Благодаря своему духовному наполнению патриотическое воспитание помогает человеку в детстве, отрочестве и юности преодолевать гнёт его инстинктивно-непроизвольных влечений и мотивированных произволом т. Оно помогает становиться человеку разумным самостоятельным существом — зрелой личностью, осознающей свободу своей воли и, стало быть, ответственность за продиктованные ею поступки. Патриотическое воспитание есть, по сути, школа общественно-государственного добровольчества — школа гражданского служения. В ней человек становитя личностью, преодолевает свою природную ограниченность и, в известном смысле, конечность, поскольку его добрые дела надолго входят в историческую память его народа и его страны.
Система патриотического воспитания складывается в совместной работе воспитателей и воспитанников на благо своего Отечества и через него — всего мира. Тем самым она практически раскрывает для юношества несостоятельность индивидуализма, наследуя и развивая исконную русскую традицию соборности как солидарного служения своему Отечеству сыновей и дочерей своей Родины-матери. Диалоги и дискуссии с юношеством, возникающие в ходе этой работы, проясняют для молодых умов диалектику понятия патриотизма и метод разумного разрешения его противоречий. Всеобщность патриотического воспитания и единство образовательного пространства Российской Федерации обеспечивают право каждого на патриотическое воспитание, в том числе предполагают вовлечение представителей подрастающего поколения с различными степенями инвалидности в полноценную гражданскую активность по принципу «Вместе со всеми». Ход и результаты реализации стратегии патриотического воспитания подрастающего поколения граждан России требуют открытой, независимой и компетентной оценки качества патриотического воспитания на основании системного индекса его показателей.
Стратегия патриотического воспитания включает три направления воспитательной работы, составляющие их стратегический комплекс. В каждое из направлений входят задачи и подзадачи, раскрывающие различные аспекты патриотизма. Первое направление воспитательной работы имеет своей целью воспитание любви к Родине-матери и Отечеству. Это основное направление патриотического воспитания содействует развитию сил и способностей юных граждан, благодаря которым они в будущем внесут посильный созидательный вклад в жизнь, развитие и процветание своей страны. Главные задачи этого направления: а знакомство воспитанников с истинной историей Отечества, свободной от любого рода фальсификаций и предвзятых истолкований, сглаживающих её трагические противоречия; б освоение философски обоснованного образа будущего их Родины-матери.
Это направление патриотического воспитания призвано помочь воспитаннику зажечь в своём духе активную, творческую любовь к Отечеству, умножающую его силы и развивающую его способности стать полезным себе и другим гражданином своей страны. Любовь к Отечеству требует также развития национального самосознания, которое подвигает воспитанника на самоотречение и проявляется в умении видеть недостатки своей Родины-матери, чтобы по мере сил содействовать их искоренению. В подзадачи этого направления входят глубокое изучение родного и русского языка, народного искусства, уяснение нравственных и религиозных источников воинской славы родного Отечества, изучение природы и обычаев своей малой родины, географии родной страны и мира. Стратегический смысл этого направления состоит в соединении личной жизни представителя подрастающего поколения с жизнью своего народа и родной страны. Второе направление воспитательной работы воспитывает любовь к другим народам и странам, чем помогает пробуждению у воспитанника того, что Ф.
Достоевский в своей знаменитой речи об А. Пушкине назвал всемирной отзывчивостью духа. Это направление помогает представителю подрастающего поколения осознать себя гражданином мира, «всечеловеком», и, таким образом, приобщиться к патриотической идее в её предельном развитии, когда от избытка деятельной любви к своему Отечеству она превосходит саму себя. Истинный патриотизм зиждется в такой же мере на любви человека к своей Родине, в какой и на вере, что благодаря Богу люди всех стран внутренне объединены высшей духовной связью, отчего в лице каждого человека неповторимым образом представлена идея всего человеческого рода. Решение задач этого направления содействует личному осмыслению молодыми людьми судеб особенных народов и всеобщего блага, выступающего целью мировой истории человечества.
Третье направление воспитательной работы содействует идентификации в сознании воспитанника любви к Родине-матери и Отечеству со всеобщей любовью к человечеству. Решение задач этого направления помогает воспитаннику научиться любить свой народ и родную страну в их конкретном единстве со всеми другими народами и странами. К третьему направлению относится всё, что способствует деятельности представителя подрастающего поколения в интересах родной страны и мира в целом организация экологических акций, информационная политика, содействующая осмыслению истинного патриотизма, а также развитие созидательных способностей личности в спортивных секциях и научно-технических кружках, в драматическом, изобразительном, поэтическом и песенно-музыкальном искусстве, воспевающем высокий смысл и глубину национально-народной и мировой культуры. Кроме того, это направление патриотического воспитания стимулирует созидательные молодёжные инициативы, поддерживает детские и юношеские объединения социальной направленности, разработку и внедрение эффективных форм технологий социализации индивидов, их активного включения в решение социально-экономических, культурных, научных, экологических и других задач страны. Возрастные этапы реализации Стратегии патриотического воспитания Реализация Стратегии патриотического воспитания предполагает непрерывный цикл образовательно-просветительской работы воспитателей всех возрастов.
На всех этапах взросления формирования личности человеческого индивида используются адекватные его возрасту формы, средства и приёмы достижения стратегической цели патриотического воспитания. Стратегия выделяет три этапа воспитания патриотического умонастроения личности гражданина сообразно возрастам индивида: 1. Этап детства человеческого индивида, длящегося весь дошкольный и начальный школьный периоды, когда самое активное участие в воспитательном процессе принимают члены семьи ребёнка, воспитатели в дошкольных учреждениях и учителя начальных классов школы. Этап отрочества, длящегося в период с пятого по восьмой класс средней школы, когда кроме семьи и школы активное участие в воспитательном процессе начинают принимать представители общества и государства, спортивных, туристических, военных, просветительских, художественных и религиозных организаций. Этап юности включает старшие классы средней школы, а также время среднего специального и высшего профессионального образования, когда воспитание индивида начинает сменяться его самообразованием.
Способы реализации Стратегии на каждом из возрастных этапов воспитания На каждом из возрастных этапов реализации Стратегии её генеральная цель достигается соответствующими возрасту воспитанника тактическими средствами. На этапе детства эта цель реализуется в формах 1 семейного воспитания, обеспечиваемого взаимной любовью всех членов семьи, 2 дошкольного и 3 начального школьного воспитания. Содержанием этих форм является воспитание любви к флоре и фауне малой родины и уважения к другим людям, воспитание самообладания и ограничения своеволия, умения трудиться и любви к труду. На этапе отрочества эта цель достигается путём сознательного приобщения воспитанника к родному языку как стихии выражения духа народа, к народным и национальным ремёслам, ознакомления его с природой, обществом и государством как закономерными и относительно автономными целыми. Первоначальное развитие у подростка экологического сознания, закладка основ морального самоопределения, художественного и религиозного духа воспитанника происходит именно в отрочестве, что требует от воспитанника основательного знакомства с художественной литературой на родном и русском языках в т.
Это делает подростка способным смотреть на себя и других людей как участников истории своего народа, своей родной страны и мира, что способствует возникновению его сознательного стремления к их благу с той же энергией, с какой он инстинктивно стремится к собственному благу. На этапе юности эта цель реализуется в форме свободного утверждения в сознании воспитанника разумного принципа его нравственной жизни и доброй воли. Он создаёт для себя образ желаемого будущего себя самого и своей Родины-матери, ибо только такой образ может стать целью его активной созидательной деятельности на благо своего Отечества. Тогда же завершается становление национального самосознания личности, поскольку она постигает свою значимость в жизни своего народа и своей страны, а через них в жизни человеческого рода. Понятия общества и государства разделяются в её гражданском сознании, ибо в обществе господствуют особенные личные и корпоративные интересы, а государственной заботой выступает всеобщий интерес.
Личность научается жить в своём государстве, уважая закон и содействуя осуществлению необходимых политических решений. Как семейное воспитание делает человека способным к созданию новой семьи и воспитанию своих детей, так военно-патриотическое воспитание убеждает его в необходимости допризывной подготовки и военной службы, пока на планете не воцарится вечный мир между народами и государствами. Искусство, религия и философия завершают патриотическое воспитание человека, так как открывают перед ним на этом этапе действительно бесконечную перспективу развития субъективного и объективного национально-народного духа, тем самым вырабатывая у представителя подрастающего поколения личный иммунитет к любым эгоистическим иллюзиям и ложным формам патриотизма. Субъекты патриотического воспитания В процессе патриотического воспитания подрастающего поколения граждан России осуществляется не субъект-объектная связь воспитателя с воспитанником, а отношение равноправных субъектов воспитания, поскольку такое их взаимодействие выражает принцип нравственной свободы личности и нацелено на воспитание у воспитанников разумного чувства любви к Родине-матери и Отечеству. Субъектами патриотического воспитания являются, с одной стороны, представители подрастающего поколения граждан России, а с другой — члены их семей, педагогические работники и общественные объединения, осуществляющие патриотическое воспитание, а также Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие государственное регулирование в сфере патриотического воспитания, представители философского и научного сообщества, занимающиеся исследованиями патриотизма и процесса его воспитания, федеральные и региональные законодательные органы, устанавливающие соответствующие законодательные нормы и разрабатывающие программы патриотического воспитания, трудовые, творческие и воинские коллективы, религиозные организации, национально-культурные сообщества и средства массовой информации.
Отношения между субъектами патриотического воспитания складываются на основе федерального и регионального законодательства, образовательных программ по патриотическому воспитанию, программ просветительских занятий, патриотических программ для граждан России, проживающих за рубежом, уставов патриотических клубов по месту жительства, а также туристических, ремесленных, научных, творческих организаций и союзов. Полномочия органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере патриотического воспитания К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относятся: - определение основных направлений развития государственной политики по патриотическому воспитанию; - принятие законов и иных нормативных актов, регулирующих достижение цели патриотического воспитания; - обеспечение взаимодействия органов государственной власти в процессе реализации патриотического воспитания; - организация философского, научного, методического и информационного обеспечения для решения задач патриотического воспитания; - определение уполномоченного органа и государственных учреждений, ответственных за реализацию государственной политики Российской Федерации в сфере патриотического воспитания. Общественные объединения граждан и некоммерческие организации вправе: - участвовать в мероприятиях по реализации государственной политики Российской Федерации в сфере патриотического воспитания; - участвовать в разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и ведомственных целевых программ, предусматривающих мероприятия в сфере патриотического воспитания. Ожидаемые результаты и перспективы реализации Стратегии патриотического воспитания подрастающего поколения граждан России Реализация Стратегии обеспечит: - привлечение внимания научно-педагогической общественности и широкой молодёжной аудитории к обсуждению патриотизма как одной из высших духовных ценностей, способной сплотить российское общество и объединить усилия его членов в созидательной деятельности на благо Отечества и всего человечества; - вовлечение представителей подрастающего поколения в общественное движение, насыщающее время и пространство их жизни активной и творческой деятельностью, в т. Родина — определённое природное пространство рождения и определённое историческое время развития разумности духа всякого душевно здорового человеческого индивида и любого народа.
Природа, душа и дух, если рассматривать их с классической философской точки зрения, суть различные формы реальности, чьё единое идейное содержание составляет вечное саморазвитие истины, выступающее логическим первоначалом и законом всех процессов развития Вселенной. Природа есть истина вне себя — в форме множества стихий, вещей и явлений, которые размещаются в пространстве и движутся в нём, изменяя своё место и состояние во времени согласно механическим, физическим, химическим и органическим законам. Душа человека есть, напротив, истина в себе — в форме её непосредственного тождества с собой и человеческим телом. Дух же как сама себя сознающая и разумно знающая истина образует всеобщую сущность человечности ментальности единичных человеческих индивидов и особенных народов. Поскольку эта сущность развивается во времени мировой истории человечества, базирующейся на отношении духа к природе, постольку родину можно также определить как прошлое и настоящее состояние духа людей и народов.
Любовь к Родине — присущее всякому душевно здоровому человеку разумное чувство его единства с определённым природным пространством и определённым историческим временем своего рождения и духовного становления взросления. Это чувство интимной привязанности индивида к своим корням обычно зреет в его душе вместе с ним самим, а с помощью патриотического воспитания человека в детстве, отрочестве и юности оно становится его более или менее ясным сознанием своей нравственной принадлежности к определённой семье, к определённому народу, обществу и государству как уникальной части человеческого рода. Патриотическое сознание индивида различает его малую и большую родину. В основе этих различных образов родины в сознании человека лежат не только её реальные географические размеры, но и тот идейный смысл, который её образы имеют для индивида сообразно меняющемуся масштабу его жизненного мира. То, что человек представлял себе как свою большую родину, с укрупнением этого масштаба становится его малой родиной, поскольку в горизонте его сознания она включается в более широкое природное пространство.
Например, человек, родившийся и растущий в татарской семье из Набережных Челнов, постепенно осознаёт, что его отчий дом, находящийся в его родном городе, включён в республику татарского народа, с которым этот человек отождествляет себя, а её, в свою очередь, включает в себя Россия, состоящая из многих национально-народных республик и округов, а также краёв и областей, и, далее, что вся эта его страна, самая большая в мире, включена в евразийское пространство, которое есть лишь определённая часть Земли, населяемой мировым сообществом народов и государств, отчего он на деле есть не только уроженец своего города и своей республики, но, вместе с тем, гражданин своей страны, а через неё и гражданин мира. В перечисленных обстоятельствах детства, отрочества и юности индивида из этой особенной формы чувства любви с помощью патриотического воспитания развивается его правовое и нравственное сознание, которое ложится затем в основу его уникальной личности как гражданина своей страны и мира. Любовь к большой Родине — комплекс разумных чувств и сознательных убеждений, приобщающих единичное человеческое я к бытующим в его родной стране особенным правовым и нравственным представлениям о добре и зле как реальным определениям конкретно-всеобщего духовного идеала истинной справедливости. Человечество, или человеческий род — конкретно-всеобщее т. Несмотря на различие содержания правовых и нравственных представлений о добре и зле у различных народов, конкретно-всеобщее единство духовного идеала истинной справедливости, прокладывающее себе дорогу в мировой истории человечества, постепенно соединяет особенные народы, что служит основой их всё более дружелюбного общения между собой.
Все народы суть различные ветви генеалогического дерева человеческого рода, листьям на котором, сменяющим друг друга от поколения к поколению, можно уподобить людей. Как всеобщее тождество понятия человечества, так и его особенные национально-народные различия выражаются словом мы, например: «Мы — люди», «Мы — русские», «Мы — татары», «Мы — армяне», «Мы — немцы», «Мы — китайцы» и т. Местный локальный и гражданско-политический патриотизм. Между образами малой и большой родины у представителя подрастающего поколения может возникнуть противоречие. Большая Родина в детстве, отрочестве и юности человека может казаться ему чем-то абстрактным и идеальным, отличным от его малой родины как сравнительно узкого круга его реального природного окружения и общения с другими людьми, а потому может более или менее малой родины привлекать его.
Развитие этого противоречия иногда даже вызывает у индивида чувство отчуждённости от той или другой своей родины, которое обычно исчезает по мере того, что современная философская мысль именует его социализацией — включением человека в более широкие гражданские, т. Поэтому, как правило из которого, конечно, бывают исключения , в ходе приобщения индивида к гражданским отношениям местный патриотизм не отмирает и не упраздняется, а благодаря разумному разрешению указанного противоречия образует основание для соединения в сознании человека локального и гражданско-политического патриотизма. Патриотическое сознание связывает между собою оба образа его родины и тем самым освобождает человека от частичности его восприятия мира, вызванной случайностью его рождения в определённом месте и времени, равно как в определённой национально-народной среде. Так оно по необходимости обнаруживает для его духа единое разумное содержание этих различных форм любви к Родине-матери в целом. Любовь к Родине есть жертвенная любовь, которая обнаруживается не часто, но всегда одинаково — в виде самоотверженных действий её сыновей и дочерей во имя её спасения в случае войн и других катастроф.
Формируясь в процессе взросления и социализации человеческого индивида а именно этот процесс позволяет подростку стать зрелой личностью, т. Отечество — будущее состояние духа человеческих индивидов и народов, причастных к единому целому своей малой и большой родины. Отечество представляет собой то, что индивиды могут и должны достичь в результате своего духовного саморазвития став, образно выражаясь, отцами самим себе , а народы обретают в ходе своего исторического становления действительными нациями. Поэтому Отечество как будущее Родины-матери индивидов и народов неразрывно связано с их и её прошлым и настоящим. Любовь к Отечеству — сознательное правовое и нравственное стремление индивида к благу своей Родины, его действительно свободная воля к достижению в ней конкретно-всеобщего духовного идеала истинной справедливости.
Любовь к Отечеству есть мужественная, активная, творческая любовь, проявляющая себя, как и любовь к Родине-матери, преимущественно не на словах, а на деле. Эта любовь направляет все способности и нравственную энергию личности, какого бы пола она ни была, на положительную деятельность, способствующую преодолению реальных недостатков его народа и родной страны, т. Из любви к Отечеству трудясь на благо Родины, человек преодолевает свою индивидуальную конечность и тем самым как гражданин достигает блаженства. Вместе с другими гражданами своей страны содействуя её благополучию, он обретает реальное бессмертие, ибо результаты его субъективных усилий навсегда остаются неважно, под его собственным именем или нет в памяти благодарного народа как пополняемом временем объективном духовном содержании народной жизни, история которого, из прошлого через настоящее устремлённая в будущее, формирует национальный характер этого народа. Иными словами, любовь к Отечеству есть любовь человека к разумным образом благоустроенному будущему его самого, его народа, его Родины-матери и через неё всего человеческого рода, так как это будущее, помимо других обстоятельств, зависит от того, каким станет этот человек — от того, насколько разумным он сам с помощью своих воспитателей сделает себя в духе своём.
Патриотизм — сознательно-разумная любовь человека к своему Отечеству, вырастающая из его стихийно-разумного чувства любви к своей малой родине, поскольку эта родина вместе с его большой родиной входит в состав его Родины-матери и, стало быть, включена в его Отечество. Патриотизм сообщает моральным поступкам человека который в своём субъективном стремлении к счастью произвольно, т. Вместе с тем, патриотизм есть разумное разрешение противоречия между пассивной, жертвенной любовью человека к своей Родине и его активной, творческой любовью к своему Отечеству.
Какие же силы питали патриотизм русского народа? Во-первых, это естественное чувство самосохранения, то есть сохранения своего места жизнедеятельности — российской земли — от различных завоевателей. Чувство это формировалось долгим историческим опытом, выстрадано драматической судьбой Отечества и передается от поколения к поколению.
Во-вторых, патриотизм русского народа имел особую силу и крепость потому, что в его основе лежала духовность, ответственность и соборность, как три слагаемых русского подвига. В-третьих, патриотизм русского народа и его защитницы — армии —питали мощные силы православия, утверждавшие, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». В-четвертых, патриотизм русского народа и его защитников основывался на их сознании, на убеждениях и том феномене, который мы сейчас называем менталитетом. Государственные деятели и военачальники видели силу русского солдата в его душе, сердце и старались найти путь к ним. Здесь использовались различные средства, формы, методы, но главными из них были забота о солдате и личный пример. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы. Нормативные основания патриотического воспитания обучающихся В соответствии с поправками, внесенными в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в понятии «воспитание» направления воспитательной работы дополнены такими направлениями, как: "формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде".
Реализация нового федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан РФ" в рамках нацпроекта "Образование" началась с 1 января 2021 года. Этот проект направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности. В данном проекте усилилась воспитательная компонента в учебной и учебно-методической литературе, в содержании уроков, во внеучебной деятельности, в системе дополнительного образования. Документ определяет основные направления развития воспитания: 1. Развитие социальных институтов воспитания.
Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности. Формирование гражданской позиции личности — это ключевая задача позитивной социализации учащихся. Несомненно, очень большой образовательно воспитательный ресурс заложен в семье. В Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года подчеркивается определяющая роль семьи в воспитании. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной организации как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. Изучить текст Концепции Для того, чтобы патриотизм стал подлинной сердцевиной воспитания, чтобы проявилось его влияние на ум и сердце ребенка, нужны постоянные и глубокие усилия. Следует говорить о Родине, о преданности служению Родине. Героические страницы Великой Отечественной войны обладают большой притягательной силой. Подвиги наших соотечественников, их доблестный труд в тылу широко отражены в художественной литературе, кинофильмах, живописи, музыке, скульптуре.
Каждому педагогу необходимо это взять за основу своей деятельности.
Указанные обстоятельства, корреспондируя положениям Конституции Российской Федерации, провозглашающим почтение памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, в сочетании с важностью приумножения лучших прокурорских традиций обуславливают необходимость утверждения Концепции совершенствования системы государственно-патриотического воспитания в прокуратуре Российской Федерации далее - Концепция. Общие положения 1. Концепция определяет базовые положения, цели, задачи, принципы, формы, методы, средства развития и функционирования системы государственно-патриотического воспитания в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации с учетом специфики федеральной государственной службы, включая военную службу, роли и места прокуратуры в системе государственно-правовых институтов, характера возложенных на нее функций и задач, а также общих принципов организации деятельности. Государственно-патриотическое воспитание в прокуратуре Российской Федерации - это система мер нормативно-правового, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового, методического, научного, образовательного и просветительского характера, применяемых в деятельности органов и организаций прокуратуры, общественных организаций ветеранов и пенсионеров прокуратуры, иных субъектов государственно-патриотического воспитания, направленных на формирование у работников прокуратуры любви к России, гордости за честь служить Отечеству, уважения к истории страны, готовности к выполнению в любых условиях служебного долга и конституционной обязанности по защите Родины от внешних и внутренних угроз. Субъектами государственно-патриотического воспитания организаторами государственно-патриотического воспитания являются руководители органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, кадровые подразделения, ветеранские организации. К осуществлению работы по государственно-патриотическому воспитанию могут также привлекаться работники органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, представители общественных объединений и иных организаций, научные, педагогические работники и другие лица.
Объектами государственно-патриотического воспитания являются работники органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, в том числе молодые специалисты далее - работники прокуратуры , а также студенты курсанты , обучающиеся по договорам о целевом обучении с органами прокуратуры Российской Федерации в институтах прокуратуры Российской Федерации Московского государственного юридического университета имени О. Яковлева, Саратовской государственной юридической академии, в Университете прокуратуры Российской Федерации, юридических институтах филиалах Университета прокуратуры Российской Федерации, на прокурорско-следственном факультете Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации далее - студенты курсанты. В целях обеспечения решения задач по правовому просвещению и правовому информированию, взаимодействия с общественными институтами, укрепления авторитета органов прокуратуры в обществе работники прокуратуры ведут работу по разъяснению законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы защиты исторической памяти, противодействия экстремизму, терроризму и реабилитации нацизма, а также по патриотическому воспитанию при осуществлении просветительских и информационных мероприятий в образовательных и иных организациях, оказании шефской помощи учреждениям социальной защиты населения, организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Патриотическое воспитание в России. Увеличение финансирования
Концепция патриотического воспитания | Всероссийский проект патриотического воспитания и истории Вооруженных Сил Российской Федерации. |
Расходы на патриотическое воспитание в России увеличат почти в 10 раз - | Новости | Главная» Новости» Проект патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2021 2024 годы. |
Новый подход к патриотическому воспитанию детей | В статье рассматриваются особенности государственной политики Российской Федерации в сфере патриотического воспитания. |
ПВО представляет Концепцию патриотического воспитания граждан России на 2017—2022 гг. | Все эти меры предусмотрены федеральной программой патриотического воспитания подрастающего поколения. |
О разрушительном документе в сфере патриотического воспитания | Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» — часть нацпроекта «Образование» — был запущен в начале 2021 года. |
Расходы на патриотическое воспитание в России увеличат почти в 10 раз
Доля граждан Российской Федерации, вовлеченных в систему патриотического воспитания, проц. Не менее 24% граждан Российской Федерации будут вовлечены в систему патриотического воспитания через: Создание патриотического движения Ассоциации студенческих патриотических клубов «Я горжусь». В 2020 году правительством РФ была утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы». Целью нравственно-патриотического воспитания студентов является формирование гражданина, гордого за свою страну, любящего свой народ, почитающего историю страны и его культуру, имеющего чувство долга перед государством. Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2020-2024 годы предусматривает ряд мер, направленных на достижение поставленных целей и задач. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» — часть нацпроекта «Образование» — был запущен в начале 2021 года.
ПВО представляет Концепцию патриотического воспитания граждан России на 2017—2022 гг.
О разрушительном документе в сфере патриотического воспитания | Подборка наиболее важных документов по вопросу Концепция патриотического воспитания нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое. |
Володин призвал повсеместно создать центры военно-патриотического воспитания - Российская газета | В статье рассматриваются особенности государственной политики Российской Федерации в сфере патриотического воспитания. |
Краткий обзор нормативной правовой базы современного состояния патриотического воспитания в России
Методические рекомендации «Основы патриотическое воспитания граждан Российской Федерации. Приняты Экспертным советом по патриотическому воспитанию при ФГБУ «Роспатриотцентр» 10 октября 2022г. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» является ключевым документом в сфере патриотического воспитания. Главная» Новости» Федерального проекта патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2021 2024. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» (далее – федеральный проект, проект «Патриотическое воспитание) реализуется в период с 2021 по 2024 годы.
О разрушительном документе в сфере патриотического воспитания
Концепция патриотического воспитания граждан РФ (далее — Концепция), предложенная Партией Великое Отечество — документ, содержащий систему взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. Концепция патриотического воспитания граждан РФ (далее — Концепция), предложенная Партией Великое Отечество — документ, содержащий систему взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. Из чего следует, что «Методические рекомендации “Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации”», в действительности, никакими методическими рекомендациями не являются.
Краткий обзор нормативной правовой базы современного состояния патриотического воспитания в России
В 2016 г. Но 29 мая 2015 г. Правительством РФ была принята «Стратегия развития воспитания до 2025 года», согласно которой «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,. В данном документе было определено содержание таких понятий как: гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовное и нравственное воспитание.
При этом патриотическое воспитание рассматривалось в контексте аксиологического пространства общероссийской идентичности. Таким образом, можно говорить о том, что становление и развитие основ патриотического воспитания в современной России с начала XXI в. Приход к власти после «лихих девяностых» новой политической элиты во главе с В.
Путиным вновь актуализировал для страны проблему патриотизма. Начиная с 2001 г. При этом необходимо отметить, что реализация данных программных документов в определённой степени входила в конфликт с политикой по деидеологизации и депатризации общественного сознания, провозглашённой в начале 1990-х гг.
Радикальный поворот в политике властей, ориентированный на преодоление данного конфликта, можно связывать с 2012-2013 гг. Путин опубликовал в СМИ несколько программных статей, определяющих основные смыслы и приоритеты государственной политики. К настоящему времени руководством государства патриотизм заявлен в качестве политической идеи, «национальной идеи», основы «стратегии национальной политики» современной России.
Список литературы References 1. Денисов Н. Патриотическая культура эпохи перемен: монографический сборник.
Краснодар, 2015. Denisov N. Patrioticheskaya kultura epohi peremen: monograficheskii sbornik.
Krasnodar, 2015. Шапошникова Т. Педагогические науки.
Shaposhnikova T. Pedagogical science. Устрялов Н.
Ustryalov N. Moskva: Eksmo, 2003. Вдовин А.
Русские в XX веке. Vdovin A. Russkie v XX veke.
Moskva: Olma-press, 2004. Мациевский Г. Казачество современной России: история политической жизни.
Подготовка населения к становящимся реальностью современного мира войнам «нового типа». Формирование чувства патриотизма у женской части российского населения, разработка специальных программ по направлению женской патриотики. Определение образа врага и формирование чувств непримиримости борьбы с врагом. Установление практических управленческих механизмов реализации Концепции. Государственная программа патриотического воспитания до 2020 года должна быть принципиальна изменена по следующим вопросам: 1. Пересмотр базовой категории патриотизм в соответствии с его традиционным пониманием как любви к Родине. Раскрытие категории государственная политика патриотического воспитания, определение ее интегративных ценностей и целей.
Формирование общенационального пантеона исторических героев России, служащих бы образцами при осуществлении патриотического воспитания. Уточнение содержательной связи занятия физкультурой и спортом с патриотическим воспитанием. Отражение места и роли в патриотическом воспитании кадетских и казачьих школ и классов. Отражение включенности в патриотическое воспитание традиционных религий России. Внесение и раскрытие содержания ориентира формирования цивилизационной российской идентичности.
Обязательная военная подготовка введена во всех учебных заведениях Китая с конца 1980-х гг. Ежегодно в государственных военных лагерях специальные обучающие программы проходят более 50 млн. Кроме военной подготовки дети и подростки получают навыки коллективной работы. Чже, программа обучения «предназначена не столько для распространения военных ноу-хау, сколько для формирования высокой нравственности и коллективизма среди обучаемых». Важной составляющей армейской подготовки в учебных заведениях также выступает идеологическая работа, целью которой является привитие ценностей патриотизма, коллективизма и революционного героизма.
Для реализации указанных задач в каждой школе назначается ответственный за эту работу как правило, один из директоров. Кроме того, департаменты образования всех территориальных образований КНР создали систему совместных отделений с Народной Освободительной Армией Китая, где отрабатываются вопросы взаимодействия в деле воспитания, обучения и подготовки школьников к службе в армии. Государственный комитет по образованию КНР рекомендует разучивать школьникам более ста различных песен патриотического содержания, участвовать в церемониях поднятия государственного флага. В патриотическом воспитании подрастающего поколения Китай активно использует Интернет-ресурсы. Действует множество специализированных сайтов, создана крупнейшая в Китае поисковая система Baidu. В 2006 г. В этой системе содержится большое количество информации патриотической направленности. Китайскими национальными мессенджерами QQ, WeChat пользуются не только на родине, но и во всем мире. Активно развиваются Интернет-порталы «Китайское патриотическое воспитание», «Дом патриота» и другие. Стоит отметить, что в Китае в 2012 г.
Правительство Китая строго следит за тем, чтобы в умы молодых людей не проникали идеи, не соответствующие официальной государственной идеологии. Таким образом, основными направлениями патриотического воспитания в Китае являются: укрепление коллективного духа; формирование национального сознания; поддержка рационального, открытого, спокойного, уверенного авторитета государственной власти; осознание важности коллективной работы по внедрению инноваций; повышение осведомлённости китайских предприятий об их социальной ответственности. Важным фактором, содействующим патриотическому воспитанию подрастающего поколения, является наличие в стране официально провозглашённой идеологии, которая ориентирует граждан на единение всего народа с опорой на марксистскую концепцию в области прав человека и образования, на признание преимуществ социалистической демократии с китайской спецификой, по сравнению с капиталистической демократией Запада. Большой интерес вызывает система патриотического воспитания в Израиле. Традиционно ориентированное на поддержание национально-религиозного образа жизни, это государство, находясь в состоянии постоянной конфронтации с соседними арабскими странами, уделяет огромное внимание вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения. Заслуживает изучения опыт работы по формированию у молодежи гражданско-патриотических качеств, проводимой образовательным музейным центром Холокоста «Яд Вашем» в Иерусалиме и «Домом борцов Сопротивления» на севере страны. В этих музейных комплексах сосредоточены образовательные программы, включающие серии тематических занятий по истории, обществознанию, этнографии, литературе, музыке и т. Главной содержательной линией комплекса мероприятий является тема трагедии Холокоста. В то же время грамотный методический подход к созданию образовательных тематических блоков позволяет вызвать нравственные переживания и привлечь интерес подрастающего поколения к многогранным формам проявления гражданских качеств личности, к национальной и общечеловеческой духовной культуре. За непродолжительную историю своего существования Израиля в нём была создана одна из лучших в мире систем по военно-патриотическому воспитанию и подготовке молодёжи к военной службе.
Всеобщая начальная военная подготовка израильских школьников реализуется в рамках молодежной военизированной организации ГАДНА аббревиатура ивритских слов «Молодёжные батальоны». Руководство этой организацией осуществляет командование из числа кадровых офицеров израильской армии. Свою деятельность они координируют с Министерством просвещения. Во главе же всего этого процесса стоит служба старшего офицера Генерального штаба. В рамках ГАДНА израильские старшеклассники, независимо от пола, ежегодно принимают участие в двухнедельных военно-полевых сборах, где под руководством офицеров и сержантов с ними проводятся занятия по стрелковой, физической и строевой подготовке. По окончании сборов каждый школьник проходит аттестацию, по результатам которой ему дается заключение об уровне его подготовки и рекомендации по выбору военной специальности. Для юношей и девушек 13-15 лет, решивших получить профессиональную подготовку по специальностям армейского профиля, действует целая сеть израильских аналогов кадетских корпусов. Наряду со светскими военно-учебными заведениями в Израиле действуют подготовительные колледжи для религиозно настроенных подростков, где интенсивная военная подготовка сочетается с изучением религиозных предметов. При этом религиозная составляющая образовательного процесса нацелена не только на усиление духовных основ военной подготовки, но и придание ей высшего правоверного смысла. Иудаизм как древняя религия еврейского народа играет в данном случае еще более значимую и действенную роль, чем идеологические концепции в других государствах.
С учетом изложенного можно заключить, что в системе подготовки молодежи допризывного возраста к военной службе в Израиле применительно к особенностям ближневосточного региона были развиты достижения советской системы военно-патриотического воспитания. Созданная в этой стране система гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания в решающей степени обусловливает способность Израиля эффективно отстаивать свои национальные интересы, несмотря на враждебное окружение арабских стран, чьи вооруженные силы многократно превосходят его собственные. В целом оценивая зарубежный опыт патриотического воспитания подрастающего поколения, необходимо отметить, что подходы к формированию у его представителей патриотического умонастроения в каждом из рассмотренных государств определяются в соответствии со сложившимися в нём экономико-политическими, социальными, культурно-историческими условиями, направляясь требованиями государства к организации воспитательной деятельности. Патриотическое воспитание в нашем Отечестве в каждый исторический период существования государства российского имело свои особенности. При этом характерной чертой формировавшейся веками системы патриотического воспитания является опора на ратные подвиги соотечественников и проверенные временем духовно-нравственные ценности. Патриотическая идея всегда была одним из мощнейших факторов, обеспечивающих жизнестойкость российского общества и государства. Патриотические чувства представителей русского и других народов России, испытанные в их борьбе за независимость и свободу своей Родины-матери, существовали со времени возникновения государства российского. При этом на первых этапах развития отечественной государственности патриотическая идея находила своё выражение в основном в искусстве и религии, бытуя в духе народов на уровне обыденного сознания. Патриотизм был тогда просто разумным чувством отдельных индивидов, которое из связи с родной землей, родом и племенем рождало их дружинное братство. Наши летописи, проникнутые пафосом единства государственной жизни и защиты родной земли суть первоисточники патриотического воспитания.
Дополненные другими памятниками отечественной культуры в т. При этом их авторы, в отличие от авторов аналогичных европейских документов, доказывают пагубность личного обособления и высокомерной гордыни, признают главенство коллективной народной силы над индивидуальностью и равноправие всех населяющих нашу страну народов. Становление ядра системы патриотического воспитания относится к эпохе Петра Великого, первым призвавшего воинов сражаться не за монарха, а за Отечество. Именно при нём в России в 1716 г. Патриотизм становится самой высокой государственной добродетелью и непременным условием получения чинов, наград, званий. Консолидация национально-патриотического сознания шла и через соединение Петром I духовной и светской власти. Его ближайшие сподвижники и последователи, из которых нельзя не назвать Ф. Прокоповича, И. Посошкова, В. Татищева, М.
Ломоносова и Н. Карамзина, стали первыми идеологами патриотического воспитания и в своих трудах настаивали на том, что Россия имеет собственную уникальную историю, культуру, традиции и язык, которые служат залогом нашей самобытности. Вместе с тем, как непреложное правило подразумевалось, что каждый офицер будет являть собой яркий пример патриотизма. Так, П. Румянцев выделял в воспитании личного состава два элемента — моральный и физический. При этом на первое место он ставил моральный элемент, главной составляющей которого, по его мнению, была любовь и преданность своей Родине. Наиболее ярко и полно патриотическая идея воплотились в деятельности А. Суворова, Ф. Ушакова, М. Кутузова и М.
Вместе с практикой реализации патриотического умонастроения развивалось и теоретическое осмысление патриотизма. Идейное содержание его понятия разрабатывалось русскими философами и учёными, деятелями искусства и религии с учётом достоинств и недостатков того, что давали зарубежные мыслители и художники. Раскрытию этого содержания способствовал А. Радищев, утверждавший, что не все рождённые в Отечестве достойны почетного наименования гражданин. Чаадаев подчеркнул в своих «Философических письмах» имманентную противоречивость патриотического умонастроения, сочетающего любовь к Отечеству с ненавистью к недостаткам Родины-матери. Салтыков-Щедрин полагал, что только образованный человек способен постичь истинное понятие патриотизма. Понимание патриотизма, предложенное Н. Чернышевским, учитывало собственную выгоду личности от следования его приниципам. Нетленными памятниками патриотического воспитания юношества являются литературные произведения А. Пушкина, Н.
Гоголя, М. Лермонтова, Ф. Достоевского и А. Многие положения, сформулированные в работах русских философов В. Соловьёва, И. Ильина, С. Франка, Н. Бердяева, могут быть сегодня успешно использованы в патриотической работе. В последние сто лет существования Российской Империи сложилась известная патриотическая триада, выраженная формулой «За веру, царя и Отечество». Она нацеливала гражданское сознание на сохранение единой и неделимой Святой Руси — хранительницы истинно православной веры, а также на поддержание статуса России как мощной военной державы, задающей политические установки и участвующей в принятии мировых решений.
В советский период истории нашего государства формируется новая концепция и практика патриотического воспитания подрастающего поколения. Коммунисты усмотрели в новом патриотизме, питаемом революцией, не только духовный щит социалистического Отечества, но и одно из орудий реализации коммунистического идеала в нашей стране и во всём мире. Эта организация нашла новые формы массового обучения населения военному делу, а с помощью прессы, комсомола, пионерии и спортивных организаций вовлекла в свои ряды значительную часть молодёжи. Большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения советских граждан внесли кино и литература. За короткий срок патриотическое воспитание в СССР достигло небывалых успехов. Сформированный в советских условиях патриотизм раскрыл свой благотворный потенциал в годы Великой Отечественной войны. В немалой степени именно на нём основывались невиданная стойкость и мужество советских воинов, массовый героизм на фронте и в тылу, причём и в тот тяжелейший период патриотическое воспитание продолжало развиваться. Изменились государственная политика в отношении к религии, понятие «советский народ» стало трактоваться иначе: как социальная общность людей, основанная на содружестве всех наций и народов единой страны, участвующих в достижении общей победы. Именно в дни войны А. Лосев написал своё фундаментальное произведение «Жизнь», посвящённое патриотизму как любви к Родине-матери — жертвенной любви, которая делает служение ей смыслом человеческой жизни и подвигает людей на самоотречение.
Своего пика советский патриотизм достиг при восстановлении разрушенного войной хозяйства и на послевоенном строительстве новых грандиозных энергетических и промышленных объектов в Сибири, при освоении целины и космического пространства, где главную роль играл энтузиазм молодёжи. Однако уже в 1970-х гг. В 1990-е гг. Эти годы характеризуются резким ухудшением материального положения учреждений воспитания и образования, сокращением возможностей бюджетного финансирования, падением объёмов строительства воспитательных учреждений и темпов технического переоснащения их учебной базы, свертыванием военно-патриотической работы с учащейся молодёжью, снижением уровня научно-методического обеспечения патриотического воспитания, общим кризисом патриотического умонастроения граждан, значительным ухудшением состояния подростковой и молодёжной среды, бурным ростом в ней асоциальных явлений наркомании, преступности и т. После распада Советского Союза советский патриотизм, вдохновлённый великой Победой и видимым приближением реализации коммунистического общественного идеала, теряет свою идеологическую силу. Складывается т. Его идейная неоднородность на практике привела к конкуренции нескольких политически-идеологических версий патриотизма, выражающих интересы различных социальных групп российского общества. В начале XXI в. Правительство РФ впервые принимает государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг. На основе этой и принятых позже программ в короткое время удалось сформировать элементы, необходимые для восстановления в нашей стране военного и гражданского патриотического воспитания.
В 2014 г. Тем не менее, в настоящее время в России остаётся немало проблем в этой сфере, начиная с финансовых трудностей и кончая отсутствием современной научно-методической базы патриотической воспитательной работы и подготовленных для неё кадров. В связи с этим изучению опыта патриотического воспитания подрастающего поколения и работе по приведению патриотического воспитания в соответствие с современными требованиями необходимо придать систематический характер. Современная ситуация в сфере патриотического воспитания и причины антипатриотических настроений В последние годы наблюдается повышенный интерес государства и общества к патриотическому воспитанию подрастающего поколения граждан России. Исследуется отношение юношества к поворотным событиям нашей истории, учитываются возрастные особенности его восприятия. Происходит восстановление памяти о Великой Отечественной войне, атаки на которую начались в период распада СССР, а в настоящее время заметно усилились. С целью консолидации нации всемерно поддерживаются гражданско-патриотический мемориальный ритуал «Бессмертный полк», всероссийские акции «Блокадный хлеб», «Свеча памяти», укрепляются организации, которые борются с информационной агрессией и деструктивными идеологиями. Наряду с сохранением исторической памяти народа о его победах, поддержкой народных традиций и подготовкой защитников Родины, современное патриотическое воспитание ставит перед собой задачу вовлечения молодых людей в общественно-политические процессы. Добровольчество как движение молодёжи, вызванное её побуждениями к добрым и общественно значимым поступкам, становится стрежневым элементом государственной молодёжной политики. Для решения задач патриотического воспитания реализуются федеральные, региональные и местные программы, вырабатываются новые, в большей мере соответствующие мировосприятию современной молодежи формы и способы раскрытия потенциала ее созидательной активности.
Важный импульс этой работе придают масштабные возможности национальных проектов, в том числе реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», инициированного действующим Президентом России. Благодаря перечисленным мерам происходит постепенная реабилитация слов патриотизм, патриотический, патриот, получивших в 1990-е гг. В 2000-2010-х гг. Вместе с тем, их подлинное значение нередко дискредитируется отдельными поступками представителей власти и общественности, выдающих себя за патриотов, а свои личные и даже иностранные интересы — за интересы нашей Родины и Отечества. Борьба за и против патриотической идеи достигла ныне такой остроты, что представления о патриотизме как духовной ценности стали не только объединять людей и народы, но и разобщать их.
Поддержка военнослужащих, вне зависимости от политики в этом направлении правительства США. Военные после выхода со службы получают, кроме всего остального, крупные льготы по оплате высшего образования. После терактов 11 сентября 2001 г. Формирование детских общественных объединений, в задачи которых входит привитие подрастающему поколению любви к своей стране, её культуре и ценностям.
В национальное движение бойскаутов и гёрлскаутов вовлечены около семи миллионов детей. Методика патриотического воспитания включает экскурсии по историческим и военно-политическим местам, походы, военизированные игры, социальные акции. Акцент делается на физическую и идеологическую подготовку, практическая ориентация воспитания усиливается привитием навыков выживания в экстремальных условиях. В воинских частях организуют дни скаутов, когда школьники получают доступ на территорию части и общаются с офицерами, рассматривают военную технику. Участие бизнес-структур в патриотическом воспитании, представители некоторых из них с целью демонстрации высокой боеготовности вооруженных сил США разрабатывают тематические компьютерные игры для молодёжи. Волонтёрская деятельность. В различные исторические периоды правительство США способствовало развитию «общественного служения» как определенного вида деятельности, сочетающего альтруистические и эгоистические мотивы личности. В связи с этим следует отметить, что существенным признаком волонтёрства в США является не свободная этическая убеждённость личности в его необходимости, а коллективный характер волонтерской деятельности, который позволяет полезно провести время в приятной компании. Таким образом, в основе патриотического воспитания граждан США можно выделить две составляющие — прагматическую и идеологическую.
Американская модель патриотизма т. Однако в идеологическом плане между ними есть и различия. Они заключаются в претензии США на демократическое мессианство, которое в качестве блага сулит своим сторонникам материальные ценности «американской мечты», а также уверенность в том, что только США как «флагман свободного мира» гарантируют реализацию прав и свобод всех людей на земле. Вместо понятий родина и Отечество в американском патриотическим лексиконе употребляются слова эта страна и Америка, а также американский образ жизни, что отождествляет в сознании её граждан всё американское исключительно с США. Такие установки побуждают их принимать за истинный патриотизм жесткий приоритет национальных интересов собственной страны, основанный на слепой вере в превосходство американских представлений о демократии. Вследствие этого у патриотического воспитания по-американски находится всё больше противников, которые предостерегают от опасного смешения патриотизма с радикальным национализмом, выступающим под флагом самой передовой демократии. Немалый интерес представляет практика формирования патриотического сознания молодёжи в Китайской Народной Республике. В современном Китае вопросам патриотического воспитания молодежи придается огромное значение. Можно сказать, что достижения этой страны в экономической и геополитической сфере напрямую связаны с ним.
Китайский патриотизм, ведущий своё начало из древней истории, передавался из поколения в поколение, подкрепляясь общинным образом жизни и коллективным трудом, с одной стороны, и внешней дисциплиной, жесткой зависимостью индивида от общества, с другой. Модель советского воспитательного процесса в 1950-е гг. Позже модель советского патриотизма была дополнена историческими концепциями древнейшей культуры Китая, прежде всего, трудами конфуцианцев и идеей «великого единения и равенства», сформулированной Кан Ювэем в конце XIX в. Сегодня лозунг патриотического воспитания Китая гласит: «Служи народу! Усилия по развитию патриотического воспитания, предпринимаемые властями КНР, подкрепляются конституцией страны, принятой в 1982 г. В ней сказано, что китайские граждане обязаны любить свою страну и народ, получать знания о патриотизме, коллективизме, интернационализме и коммунизме. Китайские эксперты в области образования единодушно считают, что патриотизм несложен и его можно эффективно насадить с помощью школьных и университетских учебников. В статье 6 «Закона КНР об образовании» прописано, что государство прививает воспитанникам такие качества, как патриотизм, коллективизм, верность делу социализма, даёт понятие об идеях правовой системы китайского государства, о национальной обороне страны, о принципах единства нации. С 1980-х гг.
При этом считается, что использование зарубежных источников при изучении всемирной истории оправдано только в том случае, если в них нет преклонения перед иностранным. Процесс пропаганды традиционного китайского мировоззрения и ограничения всего иностранного не прекращается и в настоящее время. Так, древние представления о Срединном царстве, окружённом варварами «четырёх сторон света», и о гармонизирующей роли Поднебесной империи ныне трансформировались в представление о том, что в ходе всей своей истории Китай находится в кольце врагов и неблагодарных соседей. Воспитание патриотизма в Китае — не просто идеологический посыл, а широко разветвлённая программа, пронизывающая все виды воспитания и образования. В педагогических университетах страны преподается множество патриотически-заточенных предметов, в т. Совместно с Коммунистическим союзом молодёжи Китая проводятся различные мероприятия по патриотическому воспитанию во время национальных праздников и исторических дат. Большая роль в патриотическом воспитании отводится детско-юношеским организациям. Одна из них — Юные пионеры Китая — насчитывает около 130 млн. Военно-патриотическое воспитание молодежи в Китае занимает ведущее место в государственной идеологии и практике.
Следует отметить, что КНР — одно из немногих государств в мире, в котором начальная военная подготовка является обязательным предметом школьной программы с 9 лет. Обязательная военная подготовка введена во всех учебных заведениях Китая с конца 1980-х гг. Ежегодно в государственных военных лагерях специальные обучающие программы проходят более 50 млн. Кроме военной подготовки дети и подростки получают навыки коллективной работы. Чже, программа обучения «предназначена не столько для распространения военных ноу-хау, сколько для формирования высокой нравственности и коллективизма среди обучаемых». Важной составляющей армейской подготовки в учебных заведениях также выступает идеологическая работа, целью которой является привитие ценностей патриотизма, коллективизма и революционного героизма. Для реализации указанных задач в каждой школе назначается ответственный за эту работу как правило, один из директоров. Кроме того, департаменты образования всех территориальных образований КНР создали систему совместных отделений с Народной Освободительной Армией Китая, где отрабатываются вопросы взаимодействия в деле воспитания, обучения и подготовки школьников к службе в армии. Государственный комитет по образованию КНР рекомендует разучивать школьникам более ста различных песен патриотического содержания, участвовать в церемониях поднятия государственного флага.
В патриотическом воспитании подрастающего поколения Китай активно использует Интернет-ресурсы. Действует множество специализированных сайтов, создана крупнейшая в Китае поисковая система Baidu. В 2006 г. В этой системе содержится большое количество информации патриотической направленности. Китайскими национальными мессенджерами QQ, WeChat пользуются не только на родине, но и во всем мире. Активно развиваются Интернет-порталы «Китайское патриотическое воспитание», «Дом патриота» и другие. Стоит отметить, что в Китае в 2012 г. Правительство Китая строго следит за тем, чтобы в умы молодых людей не проникали идеи, не соответствующие официальной государственной идеологии. Таким образом, основными направлениями патриотического воспитания в Китае являются: укрепление коллективного духа; формирование национального сознания; поддержка рационального, открытого, спокойного, уверенного авторитета государственной власти; осознание важности коллективной работы по внедрению инноваций; повышение осведомлённости китайских предприятий об их социальной ответственности.
Важным фактором, содействующим патриотическому воспитанию подрастающего поколения, является наличие в стране официально провозглашённой идеологии, которая ориентирует граждан на единение всего народа с опорой на марксистскую концепцию в области прав человека и образования, на признание преимуществ социалистической демократии с китайской спецификой, по сравнению с капиталистической демократией Запада. Большой интерес вызывает система патриотического воспитания в Израиле. Традиционно ориентированное на поддержание национально-религиозного образа жизни, это государство, находясь в состоянии постоянной конфронтации с соседними арабскими странами, уделяет огромное внимание вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения. Заслуживает изучения опыт работы по формированию у молодежи гражданско-патриотических качеств, проводимой образовательным музейным центром Холокоста «Яд Вашем» в Иерусалиме и «Домом борцов Сопротивления» на севере страны. В этих музейных комплексах сосредоточены образовательные программы, включающие серии тематических занятий по истории, обществознанию, этнографии, литературе, музыке и т. Главной содержательной линией комплекса мероприятий является тема трагедии Холокоста. В то же время грамотный методический подход к созданию образовательных тематических блоков позволяет вызвать нравственные переживания и привлечь интерес подрастающего поколения к многогранным формам проявления гражданских качеств личности, к национальной и общечеловеческой духовной культуре. За непродолжительную историю своего существования Израиля в нём была создана одна из лучших в мире систем по военно-патриотическому воспитанию и подготовке молодёжи к военной службе. Всеобщая начальная военная подготовка израильских школьников реализуется в рамках молодежной военизированной организации ГАДНА аббревиатура ивритских слов «Молодёжные батальоны».
Руководство этой организацией осуществляет командование из числа кадровых офицеров израильской армии. Свою деятельность они координируют с Министерством просвещения. Во главе же всего этого процесса стоит служба старшего офицера Генерального штаба. В рамках ГАДНА израильские старшеклассники, независимо от пола, ежегодно принимают участие в двухнедельных военно-полевых сборах, где под руководством офицеров и сержантов с ними проводятся занятия по стрелковой, физической и строевой подготовке. По окончании сборов каждый школьник проходит аттестацию, по результатам которой ему дается заключение об уровне его подготовки и рекомендации по выбору военной специальности. Для юношей и девушек 13-15 лет, решивших получить профессиональную подготовку по специальностям армейского профиля, действует целая сеть израильских аналогов кадетских корпусов. Наряду со светскими военно-учебными заведениями в Израиле действуют подготовительные колледжи для религиозно настроенных подростков, где интенсивная военная подготовка сочетается с изучением религиозных предметов. При этом религиозная составляющая образовательного процесса нацелена не только на усиление духовных основ военной подготовки, но и придание ей высшего правоверного смысла. Иудаизм как древняя религия еврейского народа играет в данном случае еще более значимую и действенную роль, чем идеологические концепции в других государствах.
С учетом изложенного можно заключить, что в системе подготовки молодежи допризывного возраста к военной службе в Израиле применительно к особенностям ближневосточного региона были развиты достижения советской системы военно-патриотического воспитания. Созданная в этой стране система гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания в решающей степени обусловливает способность Израиля эффективно отстаивать свои национальные интересы, несмотря на враждебное окружение арабских стран, чьи вооруженные силы многократно превосходят его собственные. В целом оценивая зарубежный опыт патриотического воспитания подрастающего поколения, необходимо отметить, что подходы к формированию у его представителей патриотического умонастроения в каждом из рассмотренных государств определяются в соответствии со сложившимися в нём экономико-политическими, социальными, культурно-историческими условиями, направляясь требованиями государства к организации воспитательной деятельности. Патриотическое воспитание в нашем Отечестве в каждый исторический период существования государства российского имело свои особенности. При этом характерной чертой формировавшейся веками системы патриотического воспитания является опора на ратные подвиги соотечественников и проверенные временем духовно-нравственные ценности. Патриотическая идея всегда была одним из мощнейших факторов, обеспечивающих жизнестойкость российского общества и государства. Патриотические чувства представителей русского и других народов России, испытанные в их борьбе за независимость и свободу своей Родины-матери, существовали со времени возникновения государства российского. При этом на первых этапах развития отечественной государственности патриотическая идея находила своё выражение в основном в искусстве и религии, бытуя в духе народов на уровне обыденного сознания. Патриотизм был тогда просто разумным чувством отдельных индивидов, которое из связи с родной землей, родом и племенем рождало их дружинное братство.
Наши летописи, проникнутые пафосом единства государственной жизни и защиты родной земли суть первоисточники патриотического воспитания. Дополненные другими памятниками отечественной культуры в т. При этом их авторы, в отличие от авторов аналогичных европейских документов, доказывают пагубность личного обособления и высокомерной гордыни, признают главенство коллективной народной силы над индивидуальностью и равноправие всех населяющих нашу страну народов. Становление ядра системы патриотического воспитания относится к эпохе Петра Великого, первым призвавшего воинов сражаться не за монарха, а за Отечество. Именно при нём в России в 1716 г. Патриотизм становится самой высокой государственной добродетелью и непременным условием получения чинов, наград, званий. Консолидация национально-патриотического сознания шла и через соединение Петром I духовной и светской власти. Его ближайшие сподвижники и последователи, из которых нельзя не назвать Ф. Прокоповича, И.
Посошкова, В. Татищева, М. Ломоносова и Н. Карамзина, стали первыми идеологами патриотического воспитания и в своих трудах настаивали на том, что Россия имеет собственную уникальную историю, культуру, традиции и язык, которые служат залогом нашей самобытности. Вместе с тем, как непреложное правило подразумевалось, что каждый офицер будет являть собой яркий пример патриотизма. Так, П. Румянцев выделял в воспитании личного состава два элемента — моральный и физический. При этом на первое место он ставил моральный элемент, главной составляющей которого, по его мнению, была любовь и преданность своей Родине. Наиболее ярко и полно патриотическая идея воплотились в деятельности А.
Суворова, Ф. Ушакова, М. Кутузова и М. Вместе с практикой реализации патриотического умонастроения развивалось и теоретическое осмысление патриотизма. Идейное содержание его понятия разрабатывалось русскими философами и учёными, деятелями искусства и религии с учётом достоинств и недостатков того, что давали зарубежные мыслители и художники. Раскрытию этого содержания способствовал А. Радищев, утверждавший, что не все рождённые в Отечестве достойны почетного наименования гражданин. Чаадаев подчеркнул в своих «Философических письмах» имманентную противоречивость патриотического умонастроения, сочетающего любовь к Отечеству с ненавистью к недостаткам Родины-матери. Салтыков-Щедрин полагал, что только образованный человек способен постичь истинное понятие патриотизма.
Понимание патриотизма, предложенное Н. Чернышевским, учитывало собственную выгоду личности от следования его приниципам. Нетленными памятниками патриотического воспитания юношества являются литературные произведения А. Пушкина, Н. Гоголя, М. Лермонтова, Ф. Достоевского и А. Многие положения, сформулированные в работах русских философов В.
Защита документов
Доля граждан Российской Федерации, вовлеченных в систему патриотического воспитания, проц. Рассмотрение взаимосвязи концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, «Программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации» и федеральных государственных образовательных стандартов позволяет понять причины. В Российской Федерации действует система патриотического воспитания граждан Российской Федерации, которая включает соответствующие государственные учреждения. Не менее 24% граждан Российской Федерации будут вовлечены в систему патриотического воспитания через: Создание патриотического движения Ассоциации студенческих патриотических клубов «Я горжусь». Он предложил обсудить методические рекомендации «Основы патриотического воспитания граждан РФ», которые должны помочь в работе специалистам. Концепция), предложенная Партией Великое Отечество - документ, содержащий систему взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания.