Бизнес - 28 ноября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - 2023-й, первый за долгое время «нормальный» год для экономики Китая, без локдаунов и ограничений, оставил двойственное впечатление. Помимо потребительского сектора успешному развитию китайской экономики способствуют такие факторы, как изменения в структуре роста, внедрение инноваций и усиление открытости экономики, меры по созданию новых рабочих мест. Экономика Китая с трудом восстанавливается после COVID, а инвесторы начинают подозревать, что фантастический рост последних десятилетий стоит на шатком фундаменте.
Китай неожиданно обвалил экспорт: вторая экономика мира переживает трудности
В ноябре Китай зафиксировал первый в своей истории квартальный дефицит прямых иностранных инвестиций. Что еще более важно, у Китайской экономики еще много топлива в баке: рекордно высокий уровень сбережений означает, что у нее по-прежнему много дешевого финансирования для инвестиций и инноваций. Китай уже инвестирует значительные средства в такие технологии, как возобновляемые источники энергии, электромобили и искусственный интеллект, которые будут формировать мировую экономику в ближайшие десятилетия. Китай уже стремительно развивает свой потенциал в развивающихся технологиях , таких как термоядерный синтез, квантовые вычисления, квантовая связь и фотонные полупроводники. Мы знаем, что эта стратегия работает: другие успешные экономики, такие как Япония в 1970-х и 1980-х годах, доказали это. Сегодня Китай — вторая по величине экономика в мире, Япония — третья, Индия... Геополитическая напряженность — в частности, стремление Соединенных Штатов «отделиться» от Китая в экономическом плане — препятствует притоку прямых иностранных инвестиций и подталкивает компании к диверсификации производства за пределами Китая. Добавьте к этому огромные избыточные мощности, и обрабатывающий сектор Китая продолжит процветать.
Фактически, единственное к чему в итоге приведут усилия Америки по разъединению — так это подтолкнут Китай к ускоренному развитию собственного зарубежного производственного потенциала, как это сделала Япония в 1980-х годах. Вероятное влияние неблагоприятных демографических тенденций на долгосрочный экономический рост также преувеличено.
Металлургия Китай ежегодно производит 37,3 млн тонн алюминия, потребляет 38,4. Из 10 крупнейших мировых производителей половина находится в Китае. Крупнейший из них — China Hongqiao Group. В сталелитейной отрасли тоже можно наблюдать доминирование Китая.
Он производит 1 млрд тонн стали из 1,86 млрд выпускаемых в мире. Менее впечатляющие позиции только в производстве меди. Крупнейшими машиностроительными центрами стали Шанхай, Харбин и Пекин. В автомобильной промышленности Китай лидирует в мире с 2009 года, производится 20 млн легковых автомобилей, еще 5 млн — грузовых. Большая часть продукции оседает на внутреннем рынке страны. Экспорт составляет 1 млн автомобилей, лидирует Chery Automobile, владеющая крупными заводами за рубежом.
В судостроении Китай борется за лидерство с Южной Кореей, они постоянно меняются на первой строчке. Основной продукцией являются контейнеровозы, а лидер по объемам производства — Государственная судостроительная корпорация.
Также, по её словам, сейчас примерно каждый пятый-шестой китаец в возрасте до 24 лет не имеет работы, что является социально-экономической проблемой. Это ведёт к социальной нестабильности, так как у нетрудоустроенной молодёжи возникает много свободного времени на поведение, не связанное с производством экономических благ, и это тоже тормозит экономику. Тем не менее Екатерина Заклязьминская считает, что пока преждевременно говорить о наступлении кризиса в китайской экономике. Если раньше власти боролись с ковидом, а до последнего съезда партии в марте 2023 года нужно было заниматься политической преемственностью, то сейчас руководство страны наконец занялось экономикой. Перед ним на данный момент стоит задача выработки новой модели экономического развития государства, уверен экономист Яков Бадалов. Раньше Китай брал технологии на Западе и производил товары у себя, отправляя их на экспорт и став глобальной фабрикой. Так что Китаю надо переориентироваться на свой огромный рынок и на своё гигантское население, чтобы сбывать производимые товары у себя, — подчеркнул эксперт.
Фото: Unsplash Это вызвало вопросы относительно устойчивости восстановления второй крупнейшей экономики мира. NBS не предоставило данных за январь-февраль в месячном измерении, однако в марте отметило, что месячные показатели продемонстрировали рост, начиная с августа 2023 года. Эти данные дополняют ряд экономических индикаторов за март, таких как розничные продажи и объемы промышленного производства, указывающие на слабый внутренний спрос несмотря на уверенный рост ВВП в первом квартале. Признаки ускорения экономического роста в начале года постепенно уступили место опасениям относительно низкого внутреннего спроса.
Три причины спада динамики экономики Китая, как это влияет на Россию
Но можно ли сейчас говорить о полноценном экономическом кризисе в Китае и как эта ситуация может ударить по экономике России, рассказал экс-министр экономики нашей страны Андрей Нечаев. Каждый дополнительный 1% роста экономики КНР приводит к росту остальных экономик на 0,3% (подсчеты МВФ), поэтому влияние Китая на мировую экономическую ситуацию сложно переоценить. Сфера услуг Китая в 2024 году является довольно скромной отраслью экономики. Структура модели экономики Китая основана на трех принципах, которые взаимосвязаны между собой и взаимозависимы друг от друга. подчеркнул политик. Несмотря на экономические потрясения в прошлом году и провалившееся восстановление после снятия карантина, перспективы Китая позитивнее, чем кажутся, по мнению бывшего советника Народного банка Китая.
Китай борется за сохранение экономического чуда
Экономический рост Китая, который длился почти 40 лет и сделал страну одной из сильнейших экономик мира, подходит к концу. • Экономика Китая по рыночному курсу в 2021 году составила 76,2% от экономики США против 53,5% в 2012 году. Экономика Китая с трудом восстанавливается после COVID, а инвесторы начинают подозревать, что фантастический рост последних десятилетий стоит на шатком фундаменте.
Свежая аналитика и статьи по теме "Экономика Китая"
Сказалась неуверенность инвесторов на фоне затяжного кризиса на рынке жилья. В целом положительная ситуация в китайской экономике позволила создать по стране 12 миллионов новых рабочих мест, что на 1 млн больше плановых показателей. Ушедший год запомнится началом сокращения численности населения в КНР: оно сократилось на 850 тыс. При этом в Госстате отметили рост армии рабочих-мигрантов из деревень: она выросла на 3,11 млн — до 295,6 млн человек. Плановые показатели развития китайской экономики на 2023-й будут обнародованы в марте по итогам сессии Всекитайского собрания народных представителей высшего органа власти КНР. Однако если в минувшем году из-за сложной эпидемической ситуации этой цели не удалось достичь, то в году 2023-м задача вполне может быть перевыполнена. Прогнозным ориентиром в этом отношении являются планы развития по регионам, которые публикуются в январе.
Но эта область экономики находится под жестким контролем: постоянно проводятся проверки организаций, которые занимаются предпринимательством. Наличие скрытого дохода грозит наказанием от штрафов до уголовной ответственности. Развитию экономической системы Китая способствует разделение способов управления на: плановое; частично-плановое; рыночное регулирование.
Крупные проекты по строительству инфраструктуры и отрасли, которые влияют на экономическую безопасность, регулируются плановой системой. Законами рынка определяется организация работы секторов экономики, направленных на экспорт. В структуре модели экономики выделяются три направления: Привлечение в экономику страны иностранного капитала. Возможности для дальнейшего развития народного хозяйства, производства и промышленности дают именно инвестиции. Производство товаров имеет ориентацию на экспорт. Продажа товаров по всем странам мира является приоритетным направлением экономики. Ограниченность природных ресурсов и перенаселение страны привело к удешевлению рабочего труда. Но именно этот фактор помог Китаю поднять свою экономику на высокий уровень. Приоритетными направлениями промышленности Китая являются сферы металлургии, энергетики и вино-водочной промышленности, а также развитие частных промышленных предприятий.
Еще в середине 80-х годов XX века правительством страны были созданы экономические зоны, куда направились основные иностранные инвестиции. Открылись такие секторы экономики как недвижимость, транспорт, розничная торговля. Итогом стало перемещение крупных производств в прибрежные города и модернизация местных предприятий.
Сейчас многие эксперты и международные организации сходятся в том, что экономика КНР восстанавливается от последствий пандемии быстрее, чем ожидалось. Хотя власти страны планировали 5-процентный рост, достигнутые результаты можно назвать обнадеживающими.
Кроме того, в марте 2023 года он сообщил, что поставлена цель создать 12 млн рабочих мест, а также обозначил приоритеты: восстановление потребления, увеличение доходов населения. Нетрудно догадаться, что значительный вклад обеспечит именно Китай. Основой роста Всемирный Банк видит внутренний спрос, преимущественно на услуги. Среди шагов, которые должно предпринять китайское правительство, ВБ называет адаптивную кредитно-денежную политику и структурные реформы. Отмечается ожидаемый вклад КНР в мировую экономику после отказа от «нулевой терпимости» к ковиду.
Восстановление традиционных торговых цепочек позволит и другим странам азиатско-тихоокеанского региона перейти к росту. Однако МВФ отмечает и ряд рисков, для преодоления которых рекомендует перейти к структурным реформам. К неизбежным изменениям Фонд относит постепенное увеличение пенсионного возраста, рост пособий по безработице и по болезни, разгосударствление капитала. Всё дело в торговле — в нормальной ситуации рост взаимного товарооборота приносит выгодны обеим сторонам. Таким образом, китайскую экономику в этом году ждет неминуемый рост — вопрос лишь в точных цифрах.
По самым пессимистичным оценкам, цифра достигнет 18,8 трлн долларов, а по самым оптимистичным — 19,1 трлн. ВВП на душу населения в Китае в 2023 году составит, соответственно, от 13,4 до 13,6 тысяч долларов.
Ажиотаж наблюдался в связи с тем, что 2022 год был последним, когда правительство выделяло дотации на производство электромобилей, и предприятия стремились максимально освоить поддержку государства. По итогам года Китай остался с положительным внешнеторговым сальдо в 5,86 трлн юаней.
Активно в КНР действовали зарубежные инвесторы. Вполне ожидаемо, падение инвестиционной активности зафиксировано лишь в китайском строительном секторе. Сказалась неуверенность инвесторов на фоне затяжного кризиса на рынке жилья. В целом положительная ситуация в китайской экономике позволила создать по стране 12 миллионов новых рабочих мест, что на 1 млн больше плановых показателей.
Ушедший год запомнится началом сокращения численности населения в КНР: оно сократилось на 850 тыс.
Китай-2024: Рост экономики будет выше, чем в прошлом году
Пекин, похоже, все-таки признал, что бум недвижимости себя исчерпал. В последние месяцы он предпринял шаги по сокращению доли заемных средств и снижению рисков на этом рынке. Но ситуация с банкротством крупнейшего в мире застройщика Evergrande нивелирует усилия правительства по поддержке сектора. Рынок недвижимости в США также сталкивается с препятствиями, но там нет такой системной угрозы, как в Китае, считают эксперты. Рынок жилья страны все еще борется с высокими процентными ставками, которые ограничивают активность покупателей. Однако больше беспокойства вызывает коммерческая недвижимость, пострадавшая из-за развития формата удаленной работы. Резкое падение китайских акций отражает отток иностранных инвесторов.
Темпы роста замедляются: в I квартале 2023 г.
Потоки прямых иностранных инвестиций в Китай по итогам апреля — июня 2023 г. Ранее в 2023 г. В частности, там говорилось о снятии некоторых ограничений, расширении оплачиваемых отпусков, подтверждении льгот для покупателей электромобилей и др. Помимо этого, как писали «Ведомости» 21 августа, власти Китая начали принимать меры для защиты национальной валюты от бегства западных инвесторов. Приоритетом китайских властей является расширение потребительской базы, что позволит компенсировать выпадающий экспорт и создать условия для стабильного экономического развития, говорит ведущий аналитик компании «Открытие инвестиции» Андрей Кочетков. По словам эксперта, нынешние меры направлены в первую очередь на слои населения с низким уровнем доходов с целью повышения спроса. Судить об эффективности этих мер, как считает аналитик, рано, но уже можно отследить «некоторые позитивные сигналы», например выравнивание динамики падения прибыли предприятий.
Политики стремятся изменить структуру экономики, но реформы в стране всегда идут со скрипом. Толчок к повышению благосостояния сотен миллионов сельских трудящихся-мигрантов, которые могли бы по некоторым оценкам добавить 1. Усилия Китая по решению своих имущественных и долговых проблем наталкиваются на аналогичные опасения. Кто заплатит за их инвестиционные ошибки? Банки, государственные компании, центральное правительство, предприятия или домохозяйства? По мнению экономистов, любой из этих вариантов может означать снижение темпов роста в будущем. Однако на данный момент Китай, похоже, не решается сделать выбор, который принесет в жертву рост ради реформ.
Это соответствует цели на 2023 год, только вот низкой статистической базы уже не будет: в 2022 году экономика переживала спад из-за последствий пандемии. Посмотрим, где Пекин потратит эти деньги, чтобы понять, готов ли он изменить свою стратегию или пытается поддержать неработающую модель роста.
Растут опасения дальнейшего ухудшения дел в недвижимости. Власти снимают ограничения в отрасли, но никого не спасают. Вскрыли нарыв и ждут, пока там все очистится. Болезненный и небыстрый процесс. Во многих других отраслях власти, напротив, активизировали поддержку: Например, приняли беспрецедентный пакет мер по поддержке частного сектора. Увеличили «финансовые резервы» для развития стратегических и передовых отраслей. Помимо этого, на днях было принято решение нарастить бюджетный дефицит и госдолг.
ВВП Китая в 2023 году: прогнозы и текущее значение показателя
Свежие новости об экономике Китая за день и неделю. Следите за макроэкономическими показателями в Китае на экономики Китая; проведении оценки темпов роста высокотехнологичного сектора экономики. Экономический рост Китая, который длился почти 40 лет и сделал страну одной из сильнейших экономик мира, подходит к концу. Действия китайских властей носят циклический характер, считает руководитель сектора экономики и политики Китая ИМЭМО РАН Сергей Луконин.
Три причины спада динамики экономики Китая, как это влияет на Россию
Как и почему Китай влияет на мировую экономику | Об экономике Китайской Республики см. Экономика Тайваня. |
Карточный домик: крах китайской экономики потянет за собой остальной мир | Главные экономические события Китая — в обзоре. |
Китай нацелен на быстрый и качественный экономический рост
Как полагает программный директор «Валдайского клуба» Тимофей Бордачев, единственное, что связывает эти страны, — «способность самих американцев держать их в узде». Кроме того, есть мнение, что США почти подчинили себе и главную международную площадку — Организацию Объединенных Наций. В случае с Китаем дело обстоит иначе. Долгое время страна придерживалась умеренной внешней политики. Но теперь Пекин готов расширить сферу своего влияния. Так, китаист Александр Габуев считает , что долгосрочная цель Китая — превращение Центральной Азии «в исключительную сферу своих интересов». Кстати, в этом регионе Поднебесная, судя по всему, будет конкурировать с Россией. Как отмечает Журавлев, достижение политического доминирования в мире — цель, которую китайский истеблишмент поставил на одном из последних съездов Компартии: — Экономического лидерства, как считают в Китае, им достичь удалось.
Теперь стоит вопрос о политическом соперничестве с США. При расчете учитываются свыше 50 различных факторов — от военной мощи и финансов до логистических возможностей и географии страны. Как отметил в беседе с «ВМ» военный эксперт Алексей Подберезкин, в подобного рода рейтингах учитываются лишь количественные факторы, что не всегда отражает действительную военную мощь. Дружба Made in China: как официальный Пекин на самом деле относится к Москве Так, армия США располагается на первом месте рейтинга из-за абсолютного превосходства в военно-воздушных силах и военно-морской мощи. Китай занимает третью строчку из-за того, что имеет самую большую по численности армию в мире — более двух миллионов человек. Но китайская армия не имеет за плечами победного опыта, а во второй половине прошлого века она и вовсе потерпела унизительное поражение, напоминает военный эксперт: — В 1979 году была небольшая китайско-вьетнамская война, где вьетнамцы нанесли своему сопернику такое поражение, что китайцы до сих пор не очень любят об этом вспоминать. По сути о силе китайской армии почти ничего неизвестно.
В отличие от американской, которая за последние десятилетия показала свои возможности в целом ряде военных конфликтов — в Афганистане, Ираке, Ливии и Сирии.
Но время расставило все по своим местам. Наш обозреватель Виктор Синеок обращает внимание — в нынешней политике Китая удивительным образом сочетаются и современные подходы, и традиционная любовь к символам и деталям, которые порой говорят больше, чем любые слова. Поделиться Новая модель мировой экономики: о чем договорились на саммите в Пекине Новая модель мировой экономики: о чем договорились на саммите в Пекине Пекин. Форум "Один пояс — один путь".
Рекордное число участников. Лидеры государств, политики, бизнесмены — единомышленники, которые выступают за сотрудничество и развитие мировой торговли. Главный гость — российский президент Владимир Путин. Сразу после официальной встречи Путин и Си Цзиньпин ненадолго остаются вдвоем. Рядом только переводчики.
Слов не слышно, но видно, что сказанным были довольны. Об изоляции России нет и речи. Резиденция "Дяоюйтай" стала площадкой для настоящего переговорного марафона. Путин встретился с представителями Вьетнама, Пакистана, Монголии, Таиланда. Был еще Лаос, глава которого учился в Ленинграде.
Европу и США в Пекин не позвали. Newsweek огорчился, что российскому президенту постелили ковровую дорожку, а Байдену до этого — нет.
Не менее семи стран на различные территории, которые, как правило, накладываются друг на друга. КНР не только оспаривает морские границы своих соседей, но и пытается таким образом установить свою гегемонию над странами, граничащими с Южно-Китайским морем. Море здесь является главным средством коммуникациями между странами Азии и странами Европы. Таким образом море становится наиболее эффективным способом избегания препятствий и выполнения поставленной задачи. Поэтому обеспечение швартовки торговых судов, патрулирование и присутствие военных судов на водных путях является залогом процветания и стабильности. Не удивительно, что близлежащие государства не согласны с таким разграничением.
Для развития судоходных грузоперевозок стране придётся приложить большие усилия для контроля этого сложного региона. Пятая составляющая плана 2025 — это железнодорожный транспорт. Здесь Китай затмевает своих конкурентов, благодаря сети высокоскоростных железных дорог. Только в этом году он планирует построить 6800 км новых ЖД путей. У стран, соседствующих с Китаем, дела идут не так хорошо. По данным 2015-го года, для инвестиции в инфраструктуру Азии с учётом текущих темпов роста до 2030-го года потребуется более, чем 26 триллионов долларов. Это составляет 1,7 триллионов долларов в год. ЖД транспорт и оборудование — это одна из немногих сфер, на которую КНР способны серьёзно повлиять, удовлетворяя потребности в развитии инфраструктуры.
Поэтому план 2025 предусматривает повышение производительности ЖД-компаний Китая с целью избавления от конкуренции. Контроль над автомобильным рынком Шестой сектор проекта — это автомобилестроение. Более шести лет подряд Китай являлся первым рынком мира сбыта продукции GM. Сейчас Пекин хочет изменить это положение дел, борясь с загрязнением среды и поддерживая разработку электромобилей. Более того, проект подразумевает, что половина от проданных электромобилей должны быть китайского производства. Некоторые критики заявляют, что это требование слишком амбициозно, но у Пекина есть свои козыри в рукаве. Развитие электротранспорта в конечном итоге сводится к технологиям производства батарей. А это требует широкого применения минералов, таких как кобальт.
Это интересный момент, поскольку залежи кобальта присутствуют лишь в нескольких странах, таких как Демократическая Республика Конго, где так получилось, что Китай обладает монополией на добычу ресурсов. Поэтому в отношении электротранспорта, кобальта и Конго Китай является наиболее конкурентоспособным. Все эти четыре области транспортного развития являют собой костяк проекта 2025. В то время, как другие составляющие направлены на производство энергии, стратегические материалы и биофармацевтику.
Каждое направление имеет свои особенности. Первым ключевым моментом стимулирующих мер является существенное повышение госрасходов на финансирование реального сектора экономики и в первую очередь инфраструктурных проектов. Вторым направлением рассматривается стимулирование экономического роста в основном за счёт мер налогово-бюджетной политики, поскольку возможности денежно-кредитной политики в этом вопросе ограничены. Отмечается, что «финансовый рынок Китая не испытывает недостатка ни в ликвидности, ни в предложении кредитных средств», но сказывается слабый спрос на кредиты. Экономисты в КНР считают, что активное сокращение компаниями доли заёмных средств ведёт к сокращению новых капиталовложений и является угрозой как для экономического роста, так и для финансовой стабильности. Поэтому роль денежно-кредитной политики на данном этапе, по мнению экспертов, состоит в поддержании низких процентных ставок и в обеспечении достаточного объёма ликвидности который в Китае и без того высок. Также предлагаются дополнительные выпуски специальных казначейских облигаций для финансирования крупномасштабных капиталовложений в инфраструктуру. До сих пор капиталовложения в региональную инфраструктуру в КНР финансировались местными властями, ради чего те влезали в долги перед крупными банками. Большая задолженность местных властей — давняя проблема китайской экономики.