Как сообщили в суде, в день выборов мужчина пришел на избирательный участок и потребовал, чтобы его исключили из списков избирателей. Там говорится, что каждая книга списка избирателей должна быть прошита не позднее дня, предшествующего дню голосования (который в этот раз выпадает на 13 сентября). 9. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
Прокурор разъясняет
- 2.3. Порядок уточнения списка избирателей
- Кодексы РФ
- Сообщить об опечатке
- За погибших в зоне СВО военных проголосуют на выборах - Фейк или правда - Лапша Медиа
Брянцев, пропускающих выборы, могут исключить из списка избирателей
Исключение избирателей из списков голосования в Троицком округе, которые там не числятся, вызваны техническими проблемами, заявили в Мосгоризбиркоме 25 июня журналистам. Исключение избирателей из списков голосования в Троицком округе, которые там не числятся, вызваны техническими проблемами, заявили в Мосгоризбиркоме 25 июня журналистам. Тобольцев Павел Анатольевич (военнослужащий в/ч 44402, зарегистрированные по , пер. Хользунова, дом 18 были исключены из списка избирателей! Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей, участников референдума после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий, производится только на основании официальных. Иных оснований для исключения из списка избирателей нет. Иных оснований для исключения гражданина из списка избирателей законодательство не предусматривает». По мнению Сергея Удальцова, отказ ЦИК РФ исключить его из списка избирателей противоречит нормам действующего законодательства.
«Граждане СССР» потребовали исключить их из списка избирателей на выборах
Новости 6 августа 2021, 13:16 Три самовыдвиженца не сдали подписи избирателей и исключены из списка кандидатов Территориальные избирательные комиссии Петербурга отказали в регистрации в качестве кандидатов в депутаты Законодательного собрания трем самовыдвиженцам. В решения избирком указал, что самовыдвиженцы не предоставили ряд документов - среди них, подписи избирателей в свою поддержку. Кириков также закрыл свой избирательный счет, отметила комиссия. Горбань - руководитель петербургского отделения "Всероссийского комитета поддержки В.
В законе же говорится, что один человек может избраться президентом не более двух раз. Об этом сообщают местные СМИ.
Прошу временно приостановить и исключить меня из списка избирателей, так как данные выборы для меня непонятные. Прошу уведомить меня о решении избирательной комиссии.
Если избиратель не будет занесен в реестр, то проголосовать на выборах президента в марте 2024 года он не сможет. Как и где проверить себя в списке избирателей, куда обращаться, если не обнаружили себя в списке, рассказывают «Известия». Кто включается в список избирателей Члены территориальной избирательной комиссии ТИК составляют списки имеющих право голосовать не позднее чем за 11 дней до дня выборов на основании сведений об избирателях, которые предоставляют в ТИК власти регионов. В списке указываются ФИО, дата рождения и адрес проживания голосующего. После получения избирателем бюллетеня для голосования в списке также указываются серия и номер паспорта или иного документа, с которым можно прийти на выборы. Голосовать в России могут дееспособные граждане, достигшие на момент голосования 18 лет.
Избранный президент России будет возглавлять страну до 2030 года Как проверить себя в списке избирателей Избирательный бюллетень для голосования выдается только тем гражданам, которые были включены в список избирателей. Поэтому внесение в список важно уточнить заранее.
Для этого необходимо будет предоставить паспорт или иной документ, позволяющий голосовать. Также члены УИК могут запросить документы, подтверждающие место проживания или пребывания избирателя, относящееся к избирательному участку. Исключение из списка избирателей Голосующий исключается из списка избирателей на установленном избирательном участке в нескольких случаях: — если выдано открепительное удостоверение; — в случае смерти или объявления решением суда умершим; — при смене места жительства и в случае выезда за пределы территории избирательного участка; — если избиратель призван на военную службу; — в случае признания судом недееспособным; — при отбывании наказания в местах лишения свободы; — при включению в список избирателей на другом избирательном участке; — в случае исключения избирателя из места временного пребывания на основании сообщения руководителя организации, в которой избиратель пребывал ; — изменение персональных данных. В списке избирателей указывается дата исключения гражданина из списка и причина. Ситуационный центр Общественной палаты начнет свою работу 14 марта Могут ли включить в список избирателей не по месту регистрации Если в дни проведения голосования на выборах президента избиратель не имеет возможности прийти на участок, установленный для него по месту регистрации в паспорте, или проживает не по месту своей регистрации, то он может подать заявление о включении в список избирателей по фактическому месту нахождения.
Сделать это можно несколькими способами. С 29 января по 11 марта заявление примут в МФЦ, территориальной избирательной комиссии или на портале «Госуслуги». С 6 по 11 марта — в участковой избирательной комиссии.
Смотрите также
- Из списков избирателей исключено почти два миллиона человек
- Мосгоризбирком объяснил исключение ряда избирателей из списков
- Как узнать, куда идти голосовать
- Популярные материалы
- Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном:
- Постановление ЦИК России от 22.06.2022 N 87/728-8 (ред. от 24.01.2024)
Исключение из списка избирателей - гражданское законодательство и судебные прецеденты
Таким образом депутат Назаренко со своим отношениям к представителям СМИ и к избирателям уподобился не только вечно недовольному депутату Сербе из Северодвинска, который тоже любит отправлять людей в чёрный список у себя в соцсетях. Информация в интернете о том, что не все жители поселка Ащебутак Домбаровского района Оренбургской области внесены в список избирателей на выборах президента РФ, является недостоверной. Их исключат из списков избирателей. Об этом рассказал начальник информационного управления облизбиркома Владимир Кондратенков. При этом в списке избирателей, а также в базе данных государственной автоматизированной системы указывается дата исключения гражданина из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке избирателей заверяется подписью председателя участковой.
В ЦИК объяснили, что делать, если человека нет в списке избирателей
В сентябре 2022-го — уже 2,53 миллиона избирателей в восьми регионах. А 10 сентября 2023-го — 3,79 миллиона в 25 регионах. В 2024-м голосовать дистанционно смогут в 29 регионах 4 миллиона 786 тысяч 582 человека. Цифра впечатляющая, тем более что она не учитывает москвичей, которым не надо было предварительно подавать заявление.
Что для этого нужно? Это касается и тех, кому в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом избрана мера пресечения, например в виде домашнего ареста. Члены УИК приедут к избирателю по его письменному заявлению или устному обращению, в том числе через других лиц.
Прием таких сообщений заканчивается за шесть часов до завершения голосования на избирательном участке 17 марта, то есть в 14:00 по местному времени. Если говорить о конкретных действиях, их перечень будет довольно обширным, поскольку избирательная кампания — сложный процесс.
К тому же специалисты на постоянной основе тестируют его на уязвимости. Россиянам хотят разрешить любую самооборону при защите жилья Недавняя тренировка ДЭГ подтвердила работоспособность системы. При этом она проста и понятна не только молодому поколению, но и пожилым людям, так как алгоритм действий прописывается четкими инструкциями. Кроме того, на выборах президента доступ к порталам для голосования пользователям с иностранными IP-адресами будет ограничен. В единый день голосования 8 сентября 2019 года этот способ применили на муниципальных выборах только в одном субъекте Российской Федерации, с его помощью мнение выразили 10,2 тысячи человек. В сентябре 2022-го — уже 2,53 миллиона избирателей в восьми регионах.
А 10 сентября 2023-го — 3,79 миллиона в 25 регионах. В 2024-м голосовать дистанционно смогут в 29 регионах 4 миллиона 786 тысяч 582 человека. Цифра впечатляющая, тем более что она не учитывает москвичей, которым не надо было предварительно подавать заявление.
В списке указываются ФИО, дата рождения и адрес проживания голосующего. После получения избирателем бюллетеня для голосования в списке также указываются серия и номер паспорта или иного документа, с которым можно прийти на выборы.
Согласно ст. Голосовать в России могут дееспособные граждане, достигшие на момент голосования 18 лет. Как проверить себя в списке избирателей Избирательный бюллетень для голосования выдается только тем гражданам, которые были включены в список избирателей. Поэтому внесение в список важно уточнить заранее. Проверить себя в списке избирателей можно на сайте Центральной избирательной комиссии ЦИК.
На главной странице необходимо открыть вкладку «Избиратели», а затем выбрать «Цифровые сервисы». После чего нужно будет нажать на раздел «Информирование о включении в список на избирательном участке, участке референдума». В открывшемся окне избирателю нужно будет указать ФИО, год рождения, адрес места жительства и электронную почту, куда в течение суток придет ответ на запрос.
Армавира образованы избирательные участки для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Армавирской городской думы 5-го созыва 14. Армавир, ул. Мира, 48. Материалами дела об административном правонарушении подтверждается, и не оспаривается заявителем, что на момент проверки, то есть 05.
Более 10% избирателей в России лишены права быть избранными на выборах разного уровня
"Если избиратель три раза не принимал участие в голосовании на выборах разного уровня, ему должно прийти уведомление об исключении его из списка избирателей по средствам почтовой связи и через портал "Госуслуги". Не менее 10–11 млн человек в России лишены пассивного избирательного права, то есть не могут быть избранными на выборах разного уровня. Это более 10% избирателей, пишет «Новая газета» со ссылкой на доклад движения «Голос»*. Как стало известно 22 декабря, председатель Территориальной избирательной комиссии Советского района Волгограда Елена Дёмушкина отказала жителю Волгограда Александру в запрете на сбор его персональных данных и исключении из списка избирателей на выборах. Таким мнение в разговоре с РИА Новости поделился депутат ГД Владимир Кошелев. По его словам, тем, кто не посещает выборы, нужно посылать уведомление по почте и на Госуслугах об исключении из списка избирателей. Иных оснований для исключения гражданина из списка избирателей законодательство не предусматривает». По мнению Сергея Удальцова, отказ ЦИК РФ исключить его из списка избирателей противоречит нормам действующего законодательства. Тобольцев Павел Анатольевич (военнослужащий в/ч 44402, зарегистрированные по , пер. Хользунова, дом 18 были исключены из списка избирателей!
Из списков избирателей исключено почти два миллиона человек
В Госдуме предложили исключать россиян из списков избирателей за «прогулы» выборов. Депутат Госдумы от ЛДПР Владимир Кошелев предложил исключать из избирательных списков тех, кто три раза не пришел на выборы любого уровня. Об этом сообщает «РИА. Реестр участников голосования, подлежащих исключению из списка избирателей данного УИК (открепившихся от него) не формируется. 9. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Избиратель, исключенный из списка избирателей по месту своего жительства в связи с подачей заявления за 45-5 дней, в том числе за 10-5 дней в УИК о включении в список избирателей по месту нахождения на ином избирательном участке, явившийся день. «Мы возьмем сформированные списки избирателей по конкретным адресам, там будет наглядно видно, действительно ли там прописана масса людей, либо это не так. Соответственно, списки будут изменены, если в них попали те, кто прописан или был прописан в «резиновых». Информация в интернете о том, что не все жители поселка Ащебутак Домбаровского района Оренбургской области внесены в список избирателей на выборах президента РФ, является недостоверной.
Более 10% избирателей в России лишены права быть избранными на выборах разного уровня
Сам себя никто из списка не удаляет. При обращении с таким заявлением гражданину будет дан отказ. У каждого из нас есть право прийти или не прийти на выборы».
Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и иным уважительным причинам не могут сами обратиться в суд часть 1 статьи 39, часть 6 статьи 239 КАС РФ.
В защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований прокурор также вправе, в частности, обратиться с административным иском об определении срока, не позднее которого уполномоченный орган, должностное лицо или избирательная комиссия должны назначить выборы за исключением выборов Президента Российской Федерации и выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации , о назначении местного референдума, об оспаривании решения о проведении местного референдума, решения, принятого на местном референдуме части 7 - 9, 11 статьи 239 КАС РФ. Прокурор также может обратиться в интересах неопределенного круга лиц с административным иском об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в случае несоблюдения кандидатом, избирательным объединением ограничений при проведении предвыборной агитации, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Закона об основных гарантиях избирательных прав, либо совершения гражданином до приобретения им статуса кандидата, а избирательным объединением до выдвижения списка кандидатов деяний, предусмотренных пунктом 12 статьи 76 названного закона. В случаях, предусмотренных законом, прокурор может обратиться с административным иском об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума часть 15 статьи 239 КАС РФ. В случаях, предусмотренных законом, допускается обращение в суд иных лиц в целях защиты избирательных прав и права на участие в референдуме других лиц или неопределенного круга лиц часть 1 статьи 4, статья 40 КАС РФ.
Принятие административного искового заявления о защите избирательных прав к производству суда 30. По общему правилу суд соответствующего уровня не вправе отказать в принятии административного искового заявления о защите избирательных прав пункт 1 статьи 78 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Вместе с тем, если такое административное исковое заявление подано лицом, не имеющим права на его подачу, в том числе лицом, признанным судом недееспособным либо содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда, то в принятии этого заявления должно быть отказано пункты 2, 5 части 1 статьи 128 КАС РФ. При этом следует учитывать, что закон не ограничивает активное избирательное право и право на участие в референдуме лиц, находящихся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, если в отношении их отсутствует вступивший в законную силу обвинительный приговор, в связи с чем в принятии административного искового заявления о защите указанных прав не может быть отказано пункт 17 статьи 17, пункт 5 статьи 19, пункт 5 статьи 30 Закона об основных гарантиях избирательных прав.
Если в административном иске, поданном от своего имени, оспариваются решение, действие бездействие , не затрагивающие избирательные права административного истца либо его право на участие в референдуме, в принятии административного искового заявления также может быть отказано. Например, наблюдатель от политической партии оспаривает действия избирательной комиссии, непосредственно не связанные с осуществлением им своих полномочий, либо с административным иском обращается гражданин, место жительства которого находится за пределами избирательного округа, округа референдума пункты 2, 5 части 1 статьи 128, статья 239 КАС РФ. Право избирательной комиссии, комиссии референдума на обращение в суд реализуется ею в соответствии с компетенцией, определенной законом. В связи с этим административное исковое заявление к избирательной комиссии о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обратиться в суд с требованием, например, об отмене регистрации кандидата не подлежит принятию к производству суда пункт 3 части 1 статьи 128 КАС РФ.
С учетом необходимости оперативного рассмотрения и разрешения административного дела о защите избирательных прав требование об устранении выявленных недостатков административного искового заявления может быть изложено в определении о принятии административного искового заявления к производству, в случае если недостатки административного искового заявления не препятствуют его рассмотрению статья 133 КАС РФ. Сроки обращения в суд с административным иском о защите избирательных прав 34. День голосования на выборах определяется в соответствии с законом статья 10 Федерального закона N 67-ФЗ. В случае принятия решения о проведении голосования в течение нескольких дней подряд судам следует учитывать, что законодательство о выборах и референдумах выделяет день голосования последний день голосования , иные дни голосования в частности, первый день голосования , день, предшествующий дню голосования, и день, следующий за днем голосования.
С учетом этого срок на обращение в суд может отсчитываться либо до первого дня голосования, либо до дня голосования, и в этом случае день голосования первый день голосования в указанный срок не включается. Закон об основных гарантиях избирательных прав содержит правила исчисления сроков, принятия решений и совершения действий, связанных с назначением выборов, референдума, организацией и проведением избирательной кампании, кампании референдума, которые не применяются при исчислении процессуальных сроков, в том числе сроков на обращение, установленных в отношении разных видов требований о защите избирательных прав статья 111, пункт 5 статьи 31, статья 78 Федерального закона N 67-ФЗ, статьи 92, 93 и 240 КАС РФ. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда часть 8 статьи 240 КАС РФ. По общему правилу административное исковое заявление о защите избирательных прав может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.
Решение избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть оспорено в тот же срок со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума части 1 и 3 статьи 240 КАС РФ. Законом также предусматриваются сокращенные сроки обращения в суд за защитой избирательных прав и права на участие в референдуме. Например, в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума соответствующего решения может быть подано административное исковое заявление об отмене решения: - избирательной комиссии о регистрации кандидата списка кандидатов ; - избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, в том числе об оспаривании решения об исключении кандидата из списка кандидатов; - избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным многомандатным избирательным округам, об отказе в этом заверении; - избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования. В случаях предварительного обжалования решений об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, об исключении кандидата из списка кандидатов в соответствующую комиссию административное исковое заявление может быть подано в суд в течение пяти дней со дня принятия этой комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения пункт 2 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ, часть 4 статьи 240 КАС РФ.
Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано не позднее чем за восемь дней до дня голосования до первого дня голосования. С учетом этого, если день первый день голосования установлен десятого числа месяца, то последним днем подачи такого административного искового заявления будет первое число данного месяца часть 5 статьи 240 КАС РФ. При установлении факта пропуска сроков, которые не подлежат восстановлению, суд, исходя из положений части 10 статьи 240 КАС РФ, отказывает в удовлетворении административного иска в предварительном судебном заседании или в судебном заседании с указанием в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства. Возможность восстановления иных сроков обращения в суд должна обсуждаться судом, в том числе по своей инициативе пункт 7 статьи 6, статья 95 КАС РФ.
Исходя из положений части 2 статьи 92 КАС РФ сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле о защите избирательных прав, исчисляются в календарных днях. С учетом этого административный иск, апелляционные частная жалоба, представление по названным выше делам считаются поданными в срок при условии их поступления в соответствующий суд не позднее последнего календарного дня его истечения, независимо от того, выпадает он на выходной или нерабочий день, а также вне зависимости от времени подачи документов через организацию почтовой связи. Следует также иметь в виду, что при подаче документов в электронной форме дата и время их поступления в информационную систему суда по общему правилу фиксируется по московскому времени, что должно приниматься во внимание при рассмотрении вопроса о соблюдении административным истцом срока для обращения в суд, исчисляемого с учетом часовой зоны нахождения соответствующего суда. Меры предварительной защиты 39.
Часть 5 статьи 243 КАС РФ устанавливает закрытый перечень мер предварительной защиты, принимаемых при рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав, которые суд не вправе применять в период избирательной кампании, кампании референдума до дня опубликования результатов выборов, референдума. Такими мерами являются: наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или их изъятие; приостановление деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума; запрет избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума. Иные меры предварительной защиты, если это не противоречит природе спорных правоотношений, могут применяться судом с учетом особенностей конкретного дела о защите избирательных прав статья 85 КАС РФ. Например, суд может в качестве мер предварительной защиты наложить запрет на распространение печатных, а равно аудиовизуальных и иных агитационных материалов в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет" , допускающих злоупотребление свободой массовой информации, побуждающих к экстремистской деятельности.
Суд также вправе наложить арест на соответствующие печатные материалы. При этом меры предварительной защиты, которые суд вправе применять при рассмотрении дел о защите избирательных прав, не должны приводить к нарушению прав и свобод избирателей, участников референдума. Порядок и сроки рассмотрения дел о защите избирательных прав 40. Если иное не предусмотрено КАС РФ, в период избирательной кампании, кампании референдума начиная со дня официального опубликования публикации решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов либо со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума до дня представления комиссией, организующей выборы, референдум отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума, рассмотрение судами административных дел о защите избирательных прав осуществляется в сокращенные сроки подпункты 19 и 34 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, статья 241 КАС РФ.
Административное исковое заявление о защите избирательных прав, поступившее в суд в указанный период до дня голосования первого дня голосования, при проведении голосования в течение нескольких дней подряд , должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования первому дню голосования. Административные исковые заявления, поступившие в день, предшествующий дню голосования первому дню голосования , в день голосования в дни голосования или в день, следующий за днем голосования последним днем голосования , рассматриваются немедленно, то есть в день поступления административного иска, с выполнением необходимых процессуальных действий по подготовке дела к судебному разбирательству. В случае если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, указанное заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней со дня его подачи часть 1 статьи 241 КАС РФ. Истечение сроков рассмотрения административного дела о защите избирательных прав, предусмотренных частями 1-6 статьи 241 КАС РФ, не является основанием для прекращения производства по делу в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Административное исковое заявление об ошибках и о неточностях в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено и разрешено в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день голосования, - немедленно. В случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд указанное административное исковое заявление должно быть рассмотрено и разрешено в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего первому дню голосования, а заявление, поступившее в дни голосования, - немедленно часть 2 статьи 241 КАС РФ. В период избирательной кампании, кампании референдума судам надлежит организовать свою работу в том числе в выходные и нерабочие дни таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение административных исковых заявлений пункт 11 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав. В связи с этим в период избирательной кампании, кампании референдума суд рассматривает дела о защите избирательных прав в выходной или нерабочий праздничный день, если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на такой день и до этого дня указанное дело не было рассмотрено или не могло быть рассмотрено часть 7 статьи 241 КАС РФ.
Административный истец до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение по существу дела о защите избирательных прав в суде первой инстанции, вправе изменить дополнить основания административного иска о защите избирательных прав, в том числе после истечения сроков, установленных частью 4 статьи 240 Кодекса. В таких случаях суд вправе решить вопрос об истребовании доказательств для проверки дополнительных оснований, приведенных административным истцом, с учетом временных рамок избирательного или референдумного процесса и необходимости оперативного разрешения дела. Извещение лиц, участвующих в деле о защите избирательных прав 44. В целях своевременного рассмотрения административных дел о защите избирательных прав суды вправе извещать лиц, участвующих в деле, с их согласия о дате, времени и месте рассмотрения дела путем отправки СМС-сообщений, направления судебных извещений по электронной почте, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг при условии, что участник судебного процесса не ходатайствовал о направлении ему таких извещений на бумажном носителе, либо посредством системы электронного документооборота участника судебного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия части 1, 11 статьи 96 КАС РФ.
Следует иметь в виду, что согласие лица, участвующего в деле, на получение судебных извещений указанными способами может быть выражено как путем оформления расписки, так и посредством указания номера мобильного телефона, адреса электронной почты в тексте административного искового заявления, апелляционной частной жалобы или представления, кассационной жалобы или представления, путем подтверждения согласия на соответствующее извещение в личном кабинете на едином портале государственных и муниципальных услуг. Административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания предварительного судебного заседания лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", если ими не было заявлено ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в связи с отсутствием технической возможности части 8, 10 статьи 96 КАС РФ. Указанные выше и иные лица, наделенные публичными полномочиями, могут извещаться судом также посредством системы электронного документооборота участника судебного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, если ими не было заявлено ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" в связи с отсутствием технической возможности части 11, 10 статьи 96, часть 6 статьи 99 КАС РФ. Лица, участвующие в деле, извещенные о его рассмотрении по изложенным выше правилам, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств часть 9 статьи 96 КАС РФ.
О принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума суд информирует вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума, в частности, путем направления копии административного искового заявления либо копии определения о принятии его к производству суда часть 1 статьи 243 КАС РФ. Административное дело об оспаривании избирателем, участником референдума решения участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования рассматривается судом с обязательным участием представителя территориальной комиссии, а при проведении муниципальных выборов - представителя комиссии, организующей соответствующие муниципальные выборы, референдум, которые привлекаются к участию в деле в качестве заинтересованного лица статья 47, часть 4 статьи 243 КАС РФ. Рассмотрение дела о защите избирательных прав 47. Дела о защите избирательных прав рассматриваются судьей единолично, кроме административных дел о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума, которые рассматриваются судом коллегиально в составе трех судей пункт 11 части 1 статьи 20, часть 2 статьи 243 КАС РФ.
Следует иметь в виду, что дела о защите избирательных прав не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного письменного производства часть 6 статьи 243, часть 2 статьи 291 КАС РФ. Дела данной категории рассматриваются судом с участием административного истца, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица и прокурора части 3 и 4 статьи 243 КАС РФ. При решении вопроса о круге лиц, участвующих в деле, в том числе о привлечении заинтересованных лиц, надлежит исходить из того, чьи права могут быть затронуты судебным решением по рассматриваемому делу о защите избирательных прав. По административному делу об оспаривании зарегистрированным кандидатом решения избирательной комиссии о регистрации другого кандидата по тому же избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением, данное избирательное объединение привлекается к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Суд вправе привлечь к участию в административном деле о защите избирательных прав ЦИК России для дачи заключения, за исключением случаев участия ЦИК России в административном деле в качестве административного истца, административного ответчика или заинтересованного лица часть 7 статьи 243 КАС РФ. При этом суд не связан содержанием заключения ЦИК России и в ходе рассмотрения дела самостоятельно определяет нормы права, подлежащие применению, устанавливает права и обязанности сторон пункт 14 статьи 21 Федерального закона N 67-ФЗ. При необходимости ознакомления с материалами административного дела лица, участвующего в деле, продолжительность и порядок такого ознакомления определяются судом с учетом срока рассмотрения дела и временных рамок избирательного или референдумного процесса. В случае, когда лицо принимает участие в деле по видео-конференц-связи, в целях оперативного рассмотрения дела и недопущения злоупотреблений правами со стороны участников судебного разбирательства, а также с учетом реальной возможности указанных лиц и их представителей прибыть в здание суда для ознакомления с материалами дела суд вправе огласить материалы в необходимом объеме в судебном заседании с занесением соответствующих сведений в протокол при наличии ходатайства об ознакомлении с материалами дела часть 4 статьи 2, статьи 142, 1421, 164, пункт 13 части 3 статьи 205 КАС РФ.
Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе на основании решения суда, если он нарушает законодательство Российской Федерации о выборах и референдуме. При рассмотрении административного искового заявления о немедленном отстранении члена участковой комиссии от участия в ее работе суд обязан оценить характер и степень допущенного им нарушения и его последствий для нормального осуществления возложенных на участковую комиссию полномочий. В случае принятия судом решения об отстранении члена участковой комиссии от участия в ее работе такое лицо не должно допускаться к участию в деятельности комиссии. В частности, данное лицо не вправе выступать на заседании комиссии, знакомиться с документами и материалами, голосовать и требовать проведения голосования по вопросам, относящимся к компетенции комиссии.
Его формируют территориальные избирательными комиссиями ТИК для каждого участка голосования на территории РФ и за рубежом. Если избирателя не будет в реестре, то проголосовать на выборах президента в марте 2024 года он не сможет. Проверить себя в списке избирателей можно на сайте ЦИК и в справочном центре.
Источник: РИА "Новости" Как проверить себя в реестре избирателей ТИК готовят списки имеющих право голосовать не позднее 11 дней до старта выборов на основании сведений, предоставленных властями регионов. Там указываются ФИО граждан, дата рождения и адрес проживания. Для этого на главной странице ведомства необходимо открыть вкладку «Избиратели», а затем выбрать пункт «Цифровые сервисы».
В противном случае участковая комиссия своим решением отказывает избирателю во включении в список избирателей и передает ему заверенную копию этого решения. В решении о включении отказе во включении избирателя в список избирателей указываются фамилия, имя и отчество члена участковой комиссии, проводившего проверку, и результаты проверки. Копия решения приобщается к списку избирателей. Избирателю, явившемуся на избирательный участок по месту нахождения и включенному в Реестр избирателей, подавших неучтенные заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, участковая комиссия своим решением отказывает во включении в список избирателей и передает ему заверенную копию этого решения. Избиратель, исключенный из списка избирателей по месту своего жительства в связи с подачей заявления о включении в список избирателей по месту нахождения и явившийся в день голосования в участковую комиссию по месту жительства, может быть включен в список избирателей по месту жительства при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт, и заявления, в котором указывается, что он ранее не получал избирательный бюллетень на другом избирательном участке и уведомлен об ответственности за получение избирательного бюллетеня с целью проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования. Для проверки в отношении избирателя, подавшего заявление о включении в список избирателей по месту нахождения, участковая комиссия немедленно обращается в вышестоящую территориальную комиссию для установления факта того, что избиратель не получал избирательный бюллетень на избирательном участке, указанном в заявлении. Территориальная комиссия обращается в участковую комиссию избирательного участка, где избиратель включен в список избирателей по месту нахождения. Проверка проводится в течение двух часов с момента обращения, но не позднее времени окончания голосования. При подтверждении информации о том, что избиратель не получал бюллетень по месту нахождения, решениями соответствующих участковых комиссий избиратель дополнительно включается в список избирателей по месту жительства и исключается из списка избирателей на избирательном участке, указанном в заявлении. Если установлено, что избиратель ранее получил избирательный бюллетень на указанном в заявлении избирательном участке либо информация не получена участковой комиссией до окончания времени голосования, участковая комиссия принимает решение об отказе избирателю во включении в список избирателей с указанием причины отказа и передает ему заверенную копию этого решения.
Избиратель, исключенный из списка избирателей по месту своего жительства в связи с подачей заявления о включении в список избирателей на цифровом избирательном участке и явившийся в день голосования в участковую комиссию по месту жительства, может быть дополнительно включен в список избирателей по месту жительства при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт, и заявления по форме, приведенной в приложении N 2 к Порядку организации голосования на цифровых избирательных участках. В заявлении указывается, что избиратель не получал избирательный бюллетень для голосования на цифровом избирательном участке и уведомлен об ответственности за получение избирательного бюллетеня с целью проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования. Избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, избиратели из числа военнослужащих, находящиеся вне места расположения воинской части, а также избиратели, работающие вахтовым методом, не имевшие возможности подать заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения и подавшие личные письменные заявления о включении в список избирателей по месту временного пребывания, дополнительно включаются в список избирателей. Решение о включении избирателя в список избирателей по месту временного пребывания принимается участковой комиссией по личному письменному заявлению избирателя, поданному не позднее 14. Для внесения сведений об избирателях, включаемых в список избирателей дополнительно, участковая комиссия использует вкладные листы, при этом номер первой записи на первом вкладном листе должен быть продолжением нумерации строк списка избирателей. Избиратель исключается из списка избирателей участковой комиссией в порядке, установленном пунктами 2. Примеры отметок приведены в строках 1 - 6 приложения N 9 к Инструкции. Избиратель, подавший заявление о включении в список избирателей по месту нахождения, в том числе на цифровом избирательном участке, или заявление для участия в дистанционном электронном голосовании и включенный в Реестр избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей по месту жительства, полученный участковой комиссией из территориальной комиссии не позднее чем за два дня до дня голосования, исключается из списка избирателей по месту своего жительства в день получения указанного Реестра. Примеры отметок приведены в строках 7 - 9 приложения N 9 к Инструкции. Избиратель, зарегистрированный по месту пребывания на территории одномандатного избирательного округа не менее чем за три месяца до дня голосования, подавший заявление о включении в список избирателей по месту нахождения на территории этого одномандатного избирательного округа и включенный в Реестр избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей по месту жительства, исключается из списка избирателей по месту своего жительства на территории иного одномандатного избирательного округа в случае, если дополнительные выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва проводятся одновременно по указанным одномандатным избирательным округам.
В случае если в участковую комиссию по месту нахождения из вышестоящей территориальной комиссии поступает информация, что избиратель включен в список избирателей по месту жительства в соответствии с пунктом 2. Пример отметки приведен в строке 10 приложения N 9 к Инструкции. В случае включения избирателя в список избирателей на основании заявления о включении в список избирателей по месту временного пребывания, в том числе избирателя из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, а также избирателя, работающего вахтовым методом, участковая комиссия, принявшая такое решение, информирует об этом территориальную комиссию телефонограммой либо иным доступным способом.
6. Исключение избирателей из списков избирателей
о числе избирателей, включенных в список избирателей на основании поданных заявлений и в Реестр избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей по месту жительства, по каждому избирательному участку — не позднее чем за два дня до дня голосования (четверг). Включение гражданина в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения осуществляется в порядке, установленном Законом об основных гарантиях избирательных прав (статьи 16, 17, пункт 16 статьи 64). Там говорится, что каждая книга списка избирателей должна быть прошита не позднее дня, предшествующего дню голосования (который в этот раз выпадает на 13 сентября).