Интервью Алексея Маркова с музыкантом, основателем группы «Ноль» Федором Чистяковым. Лидер группы «Ноль» Федор Чистяков и член «Свидетелей Иеговы» — организации, признанной экстремисткой в России — решил не возвращаться в страну.
Федор Чистяков: Я стал гораздо больше ценить Россию
Я не собирался эмигрировать. И вот мы полетели с туром в США. А накануне состоялся судебный процесс, результатом которого стал запрет «Свидетелей». Для меня это было шоком. Вероятность того, что я не вернусь из американского тура, начала сильно возрастать. А 17 июля, когда отклонили апелляцию, я принял окончательное решение», — рассказал музыкант. Для Федора Чистякова запрет означает, что он не сможет открыто исповедовать свою религию.
Панк-рок я вообще никогда не любил. Мой ближайший соратник по группе Алексей Николаев очень ревностно относился к выбору материала.
Например, когда я предложил записать песню «Школа жизни», он сказал примерно так: «Что это? Мы теперь блатняк играть будем? И тема про то, как «я научился водку пить из стаканов», оказалась одной из самых популярных в нашем репертуаре. Съемки в телепрограммах, отмечание «круглых» дат в творческой биографии, переиздание «золотых» хитов... Это так? Разумеется, рациональности в моих поступках стало больше. Но это неизбежность. Если хочешь жить дальше, а не умереть молодым — без рациональности не обойтись.
Попытка отметить круглую дату была до нынешнего года лишь одна и не сильно успешная. Так что, можно сказать, сейчас у нас первый юбилей, и считаю, совершенно обоснованный. Ну и, соответственно, выпуск по этому случаю альбома с перезаписанными песнями более чем уместен. Да, я хочу делать то, что люди будут слушать. И последние годы показали, что мне это удается. Я чувствую свою востребованность. Это заметно даже в названиях песен: «Дефолт», «Ордер на арест», «Уборщица из Газпрома»... Песни для него писал не я, поэтому не могу в полной мере ответить на вопросы, как рождались его герои и образы.
Но вышел очень интересный проект.
Знающие люди считают, что его психика сильно пошатнулась именно в процессе отношений с Ириной. Светлана Лосева, администратор группы «Ноль»: Она, конечно же, как и все такие люди, интересуется черной магией и наверняка в ней неплохо разбирается, но ее сила проявляется в несостоятельности тех, на кого она влияет. Кинчев, к примеру, просек ее чернушность через три дня и сбежал из ее комаровского логова, а Башлачев просто как клизма впитывал в себя ее дерьмо. Но я лично слышал, как она при всех хвасталась, что подсадила Башлачева на курение анаши. Неспроста у него перед самоубийством была страшная депрессуха. Я уверен, что без Иры тут не обошлось.
В ноябре 1992 года сгорел флигель, в котором ранее жил Башлачёв. Тогда в пожаре погибла подруга Ирины. Из воспоминаний Сергея Селюнина, лидера группы «Выход»: Ирина — ведьма. Есть мнение, что она и Башлачева из окна выбросила. А вообще в этом доме ейный муж повесился, подруга сгорела, а ушел один человек к себе до дому и через пять минут попал под электричку. Могила Александра Башлачёва на Ковалёвском кладбище с wikimedia Федор Чистяков: убить ведьму чтобы избавить мир ото зла В 1991-1992 годах у Ирины на даче жил Федор Чистяков, лидер группы «Ноль», автор песен «Иду, курю» и «Человек и кошка», ставший легендой русского рока. Федор Чистяков в 1991 году с wikimedia Из дела Федора Чистякова: Чистяков Федор Валентинович, будучи невменяемым в связи с заболеванием шизофренией, 8 октября 1992 года около 20 часов после распития спиртных напитков у своей знакомой Ириной N.
Комарово, рядом с этим домом напал на Ирину, повалил ее на асфальт и заранее приготовленным ножом причинил ей менее тяжкие телесные повреждения в виде резаной раны мочки левого уха, две резаных раны левой боковой поверхности шеи, одну резаную рану передней левой поверхности шеи; пять резаных ран пальцев левой кисти и одну резаную рану правой кисти. На крики подоспели соседи и оттащили Федора. Раны оказались неглубокими. А Федор оказался в тюрьме. А о причинах поступка можно догадаться из воспоминаний Игоря Хитькова, его адвоката:... Он говорил мне на полном серьезе: "Это - настоящая ведьма! Она воздействует на мой мозг, я не могу собой управлять, от нее надо избавиться как можно скорее!
Как только меня выпустят, я сразу же пойду и зарежу ее"...
В России есть серьезные музыканты, но их преподносят с большим пафосом: мол, боги сошли на землю. А здесь равные среди равных — на сцене стоят люди, играют умопомрачительный джаз, барабаны стоят рядом со входом в уборную — туда и обратно постоянно ходят люди, тут же сцена впритык упирается в столы, буквально у саксофониста под носом стоит стол, люди сидят, что-то пьют и едят.
Это тесное маленькое пространство, в котором происходит такая жизнь. Просто человеку из России туда вписаться и начать в этой среде функционировать очень сложно — нужно какое-то время и силы, энергия. Когда я посмотрел на это, то сказал: «Не потяну я такой шоу-бизнес».
Вы общаетесь с другими российскими музыкантами, которые переехали в Нью-Йорк или часто там бывают? С Максом и Юрой тоже время от времени пересекаемся, но все-таки у нас совсем разные орбиты. В сети есть видео, где вы джемовали с чернокожими блюзменами и явно получали от этого кайф.
Скажите, что это был за опыт и что он вам дал? Это чикагская группа Blues Imperials. Опыт интересный.
Но что такое блюз? Блюз — это что-то типа частушек, это народная музыка, такая же неотъемлемая часть жизни, как еда. И это музыка черных.
Но, при явном внешнем сходстве, в России эта музыка имеет другой смысл. Например, где возникла рок-музыка? Англоязычная и русскоязычная.
Ну, «Битлз» возьмем — играли они в клубе Cavern на танцах и доигрались до того, что стали теми, кем они стали. И все, что они пели в начале, — это музыка для увеселительных заведений. Здесь принято, что люди идут куда-то посидеть, выпить, пообщаться, послушать музыку.
В Советском Союзе таких заведений не было. Если в ресторан ходили, то по каким-то датам: отметить свадьбу, день рождения. Надо было надевать костюм, и деньги для этого копили всю оставшуюся жизнь, чтобы не ударить в грязь лицом, людей посмотреть и себя показать.
Да и группы там играли строго залитованный материал — «лучшее из отечественной и зарубежной эстрады». Таких мест, куда обычные люди могли вечерком зайти и просто посидеть, в Советском Союзе практически не было. Поэтому простые люди оттягивались на кухнях, и весь блюз и рок возник на кухнях и вырос из бардовской песни — он во многом завязан на тексте, на смысле, а все эти американские тексты, если бы звучали в переводе, показались бы россиянам тупыми и примитивными, потому что эта музыка существует для другого.
Эта музыка для того, чтобы люди танцевали и было весело. Эти музыканты привыкли работать — дело не в том, что они оригинальны или чем-то отличаются. Есть огромное количество групп, которые играют такую же музыку.
Они отлично играют и профессионально отрабатывают с точки зрения настроения и энергии. Я подошел к басисту и сделал ему комплимент, что он очень классно играет басовые ходы. И он сказал: «Ничего особенного, здесь так все играют».
Как чикагские музыканты оценили вашу игру и владение инструментом? Если честно сказать, то выступил я не очень, потому что там было все сложно со звуком, я не очень знал материал, у меня были проблемы с инструментом. Я не остался в восторге от собственного участия во всем этом.
Конечно, они сказали, что все здорово и отлично, но здесь принято хвалить и говорить комплименты. У нас не было времени на встречу, где мы могли бы серьезно пообщаться о музыке и обсудить, что мы обо всем этом думаем. Это был краткий эпизод: я зашел на сцену, поиграл и ушел.
Вы любите путешествовать. Что успели посмотреть в Штатах? На самом деле я думаю, что больше меня Америку повидали музыканты, которые приехали со мной в июне 2017 года, потому что они приехали туристами, были здесь две недели, и у них была цель — не пропустить ничего и побывать везде.
У меня была немного другая ситуация, поскольку я приехал сюда жить, и мне было не до того. Вы особо не ездите по стране? Когда я езжу с концертами, то местами мне удается что-то посмотреть, но, в общем, зачем?
Когда я увлекался видео, то меня больше интересовали возможности что-то снять, но сейчас... Я не могу сказать, что для меня это хоть как-то важно. Я снимаю что-то в поездках на смартфон, так, чтобы не терять формы.
Но редко потом смотрю, просто нет времени. Тоскуете по Родине? Я не могу это выразить словом «тоскую».
Нет, я не тоскую, но я стал гораздо больше ценить Россию. Это очень хорошо, когда ты можешь по-настоящему сравнить, не просто взором туриста, а изнутри. В России можно валять дурака, причем даже всю жизнь.
И что удивительно: найдутся те, кто будут тебя терпеть, несмотря ни на что. В Америке валять дурака — это просто жить под мостом. И это будет очень быстро и жестко.
Потому что в России «привольно, вольготно». Но и они потом наедались. В общем, это очень сложный выбор.
Сейчас вам наверняка бросаются в глаза некоторые явления и вещи в России, которые не замечаешь, когда живешь в стране.
Чистяков из группы «Ноль» отменил все концерты в России из-за дела Серебренникова
Солист группы «Ноль» испугался, что у него отнимут ноутбук с песнями, потому что он «Свидетель Иеговы». Основатель группы «Ноль» Фёдор Чистяков представляет на новый сингл. "Нулевая группа" переименовывается просто в "Ноль" в составе: Федор Чистяков, Алексей Николаев, Дмитрий Гусаков.
Федор Чистяков выпустил новый альбом
О том, как Чистяков, подобно всякому каноническому рок-герою, должен был умереть, но не умер; о том, как последние полтора десятка лет его внутреннее категорически расходилось с его внешним; о том, как он пел на концертах старые песни на автомате, потому что больше ничего не умеет, — и как пытался это преодолеть. О чем альбом? Да, в общем, о том же. Это длинные, по пять-семь-девять минут, многословные сочинения, руководствующиеся логикой не столько мелодической, сколько повествовательной и сыгранные максимально классично и даже архаично, — если тут и возникают какие-то аналогии, то это, конечно, не группа «Ноль», а скорее уж, условно говоря, поздний Дилан, только с баяном: размеренный темп, емкие гитарные украшательства, эпизодические подпевки и струнные красивости.
Звуки: Вы наконец начали писать песни, которые ложатся в концепцию "Ноля" - Ваша новая песня вообще производит впечатление психотерапевтического сеанса. Вы словно разрешили себе говорить о том, о чем говорить трудно и страшно. Федор: Ну, уж это не к истории про Ноль.
Звуки: Но по сути, все истории про Вас - это истории про Ноль. Федор: Песня... Тут немного, там немного. Был припев "Сорвало башню". Но совсем было непонятно, к чему это всё. Потом пришло приглашение на фест "Время К" в Череп.
В принципе, гламурно-пафосное мероприятие, и не очень понятно, какое отношение к Башлачёву, - ну, самое главное, что он их земляк. Думал я об этом всём, у нас должен был быть концерт в московском клубе RED. Я с утра до саундчека пошёл погулять по близлежащим улицам. Там какие-то бесконечные огромные улицы. Я часа два ходил по ним, вернулся с песней.
Как только меня выпустят, я сразу же пойду и зарежу ее"... Рассказ адвоката подтверждается другими свидетельствами, согласно которым у Федора не просто «поехала крыша». Ирину Линник он считал ведьмой, хотел «избавить мир ото зла», а убийство планировал как ритуал. Специально для этого дела у товарища был взят красивый узбекский нож с широким лезвием и наборной ручкой. Федору казалось, что «для избавления мира от зла» именно таким — особенным ножом — надо совершить над Ириной задуманное.
Ирина в клипе Федора на «Песню о настоящем индейце», кадр из видео Из стихотворения, написанного Федором Чистяковым в 1992 году в «Крестах»: Мужчинами, как куклами, играла, И до сих пор ей все сходило с рук О! Беспредельная в своих блудодеяньях, О! Обнаглевшая, - зашла так далеко. Казнь назначил. И в исполнение привел собственноручно. Готов ответ за то держать. От слов и дел своих не отступлюсь. Дальнейшая судьба героев Башлачев лежит в могиле. Многие считают его великим поэтом. Мемориальный бюст А.
Башлачеву от поклонников с wikimedia Федор Чистяков после года в «Крестах» был признан невменяемым, и еще год провел в психиатрической больнице No 3 имени И. В неволе он увлекся религией. А выйдя на свободу, попал под влияние тоталитарной секты. Пытался писать новые песни и гастролировал, но к прежним вершинам популярности ему не удалось даже приблизиться. Во время немногочисленных интервью начинает плакать без всякого повода. Психика его так и не восстановилась.
Первым заметным результатом этого стал концертный DVD, отснятый на концертах Чистяков-Бэнд в 2003—2004 гг. Это видео было полностью подготовлено Фёдором Чистяковым.
Несмотря на заявление Чистякова в 2005 году, о том, что он не планирует больше записывать альбомы и возобновлять концертную деятельность, осенью 2009 года им был выпущен альбом-саундтрек «Кинопробы», включающий в себя музыку к сериалам «Громовы» и «Синдром Феникса». В октябре 2009 года музыкант в своём блоге официально заявил о возвращении на сцену, уточнив, что это произойдёт не в составе группы Ноль, а совместно с музыкантами петербургской группы Кафе. Всё произошло довольно неожиданно. В программе были композиции с сольных альбомов и песни из репертуара группы «Ноль», которые последний раз звучали со сцены более 17 лет назад «Улица Ленина», «Человек и кошка» и другие. Первые же выступления в декабре 2009 года прошли с большим успехом на больших концертных площадках обеих столиц. Особенностью концертной программы под названием «Концерт на улице Ленина. Чистяков в сопровождении музыкантов группы Кафе активно гастролировал с программой «Концерт на улице Ленина. Летом 2010 года он работал над созданием концертного альбома, основанного на записях сделанных на представлениях программы «Концерт на улице Ленина.
В 2010 году Чистяков вместе с группой также записал студийный альбом «Дежавю», изданный ограниченным тиражом на виниле. В декабре 2011 года в Санкт-Петербурге в ДК им. Ленсовета состоялся концерт презентация альбома «Updated2012». В конце 2012 года Фёдор Чистяков работает над альбомом «Правило игры». Этот альбом за исключением одного трека полностью создан Фёдором Чистяковым в его собственной студии. Релиз состоялся в феврале 2013 года». Альбом был тепло принят слушателями и критиками. Музыкант улучшил аранжировки и стал записывать многослойные музыкальные произведения.
В последние годы Федор Чистяков увлекся компьютерными программами по обработке звука, и в рамках свежего релиза немалого достиг на этом поприще».
«Избавить мир ото зла». Почему Фёдор Чистяков пытался убить внучку академика Линника
Да, в общем, о том же. Это длинные, по пять-семь-девять минут, многословные сочинения, руководствующиеся логикой не столько мелодической, сколько повествовательной и сыгранные максимально классично и даже архаично, — если тут и возникают какие-то аналогии, то это, конечно, не группа «Ноль», а скорее уж, условно говоря, поздний Дилан, только с баяном: размеренный темп, емкие гитарные украшательства, эпизодические подпевки и струнные красивости. Здесь есть вещь про видеомонтаж то есть буквально — про ремесло видеомонтажа, которое Чистяков освоил в 2000-х , про чрезмерно суетливый и тщетный темп современной жизни, про волшебную силу искусства то есть опять же буквально ; есть отповедь злоязычникам похоже, Чистякова по-прежнему тревожит давняя история с каналом НТВ, воспользовавшимся его наивностью для съемок передачи про «свидетелей Иеговы» , сильный и горький номер о внутренней немоте и финальная исповедь с совершенно обезоруживающим обращением «прости, что живой». Если принимать как рабочую теорию, что все большие люди русского рока, дожившие до солидного возраста, так или иначе принялись пестовать свои личные патологии эстетические, идеологические, какие угодно , то Чистяков — это, конечно, очень особый случай: его патология состоит в абсолютной, пугающей нормальности.
И, короче, попробовал бы кто-нибудь... Вообще, есть, конечно, такие люди, которые так живут. Но что святого-то у них осталось?
Мы тоже так жили... FUZZ: А любовь к родине? Федор: Да, было... FUZZ: Потому что, согласно тексту - "а любить-то больше и нечего"? Мы там жили в гостинице, выпивали, кидали на пол шкурки от бананов, срали... Потом я пошел к себе в номер, мне почему-то не спалось...
FUZZ: Ностальгия? Федор: В конечном результате все было списано на "добрых людей", на родину, на прочие окружающие обстоятельства, которые довели меня... FUZZ: Но у тебя, определенно, проблемы с родиной. В этом альбоме есть очень милая музыкальная фраза с балалаечным аккордом в конце, под названием "Песня О Безответной Любви К Родине". Федор: Я думаю, что та любовь, про которую я говорил, очень далека на самом деле от любви. Это не любовь, это скорее о том, что места другого на земле все равно нет.
Ты много там пил? Федор: Нет, почему... Я тогда вообще пил мало. FUZZ: Это был девяностый год, да? Время расцвета НОЛЯ. Клипы твои тогда крутили по телевизору, в рубашке с пояском ты тогда выступал.
Кстати, а где сейчас эта рубашка? Федор: А... Пол вытирал... А как возникла идея группы НОЛЬ? Не из-за того, что ты закончил музыкальную школу по баяну? Федор: Нет.
На самом деле эта мысль возникла не у меня, потому что я тогда играл еще и на гитаре, в школьном ансамбле. Там была написана первая программа "Музыка Драчевых Напильников". Мы пошли к Андрею Тропилло. Что-то ему понравилось... Баян тогда еще не возникал - только фрагментами... Потом появилась одна песня - "Инвалид Нулевой Группы", она как раз исполнялась уже чисто на баяне.
После нее Тропилло сказал, что вот, это круто, надо играть на баяне, гитары вообще не надо. Ну вот, а дальше исходя из этого мы и соображали. FUZZ: Больше ты нигде не учился? Федор: После школы я работал сторожем, потом какое-то время - курьером в "Лениздате", потом еще - уборщиком в метро, но там надо было работать, а работать я не любил... Потом я год отучился в культпросветучилище. На втором курсе уже пошли дела с группой, и надо было уехать на неделю.
Я не знал, как решить эту проблему и неделю просачковал. А после возвращаться туда уже не хотелось, и не вернулся. Федор: В 91 году были еще какие-то поездки, в результате которых в группе возникло напряжение, мы поругались, а потом разошлись. И осенью группа кончилась... Я что-то сочинял еще после этого, а потом, летом 92-го года мы собрались и записали еще один альбом "Полундра". Там это было уже так: приплыли, суши весла.
Это уже был плод больного воображения. Тогда у всех, и у меня, возникали проблемы: а что дальше? Плюс к этому еще накладывались обстоятельства личной жизни... В результате он все-таки был вымучен, а после все и случилось... Федор: У него там другой смысл, у него "пусть кричат - уродина"... И я это как-то даже воспринял на свой счет.
FUZZ: Как полемику? Федор: Да, типа такого... Но на самом деле, то, что я делал, я делал, практически не задумываясь. И многие вещи из тех, что были написаны, до меня доходили только потом. Их смысл. А вообще все делалось как игрушка такая, спонтанно: набор каких-то слов, какой-то прикол...
FUZZ: Помню, ты еще и для кино музыку написал... Федор: Да, это фильм "Гонгофер". Сначала они просили написать песню для фильма, попсовую такую. Разъяснили сцену... Ну, мы за два дня в студии ее и записали. А потом я посмотрел материалы к фильму и увидел, что он чем-то напоминает мою жизнь, мои творческие устремления, и я предложил им еще несколько уже сделанных песен, которые как раз и совпали с темой, а в некоторых эпизодах вообще кое-что добавили по сути происходящего...
Мне было лень их переписывать, и они были вставлены в фильм в оригинальном виде... А потом я попал в тюрьму, и они доделывали остальное без меня. Я недавно смотрел его по телевизору. Он плохой совершенно. Очень навороченный, бессмысленный, сумбурный и не очень-то и эффектный... FUZZ: Вообще, тебя кино заинтересовало?
Я имею в виду процесс? Федор: Да я, собственно, так ничего и не понял... FUZZ: В тюрьме что-нибудь писал? Федор: Так, что-то писал, потом разочаровывался и выбрасывал. Ну, а в дурке даже и не пытался. FUZZ: Врачи знали, кто ты?
Федор: Я старался их не просвещать, но они, конечно, спрашивали у меня: место работы? А какое у меня место работы? Приходилось объяснять... FUZZ: Федор, а чем ты собираешься заниматься ближайший год? После того, как восстановишься после всех этих обломов? Федор: Не знаю, у меня произошла переоценка своего творчества.
И я не думаю, что уже буду этим заниматься. Ты все равно никуда от нее не денешься. Может, только чернухи поубавится. Зато лирика у тебя какая! Вот, хотя бы - "Человек и Кошка"... Как, кстати, она родилась?
Федор резко оживился и ответил на этот вопрос сразу, не раздумывая, без томительных, выматывающих душу пауз. Федор: Зашли мы как-то к одному человеку, посмотреть его гитару. А он жил в такой квартире, где нет коридора. И прямо у порога стояло блюдце с молоком для кошки. А я вошел и прямо в блюдце наступил... Ну и вообще, это грустные были обстоятельства - человеку жить не на что, гитару продает...
Он отлично справился с ролью вокалиста. Наши отношения тоже прошли некую перезагрузку, и похоже мы перестали воспринимать друг друга в контексте всего того осадка, после того что мы говорили и делали тогда. Именно мы с Николсом и начали группу Ноль и многое сочинено и разработано было вместе. Сейчас есть полноценное основание к воссоединению.
Мы планируем записать для начала сингл - "Время жить", песню на которой творчество группы Ноль оборвалось. С этого кадра и начнётся", - рассказал Звукам.
Там юный Федор изучал мелодии и ноты на баяне. Разобравшись в своем призвании, Федор продолжил учиться в музыкальной школе имени Римского-Корсакова. Музыка В детстве Чистяков не был склонен к самоанализу, вместо этого он искал свою путеводную звезду.
Для Федора ею стала динамичная музыка рок-н-ролла. В седьмом классе он перешел в новую школу, где познакомился со своим другом Николаевым, которого тоже увлекала музыка. Они образовали собственную группу, играющую на импровизированных инструментах. Федор мечтал стать главой рок-группы и через два года они познакомились с еще одним учеником — Платоновым, который также присоединился к их творческому кружку. Вместо того чтобы усердно заниматься учебой, Федор предпочитал сочинять стихи на задней парте во время уроков физики и математики.
Федор Чистяков на концерте По мере приближения окончания 10-го класса, группа энтузиастов задумала создать панк-альбом и продемонстрировать его подпольному режиссеру Андрею Тропило, чья студия располагалась неподалеку от школы. Именно благодаря его поддержке молодые музыканты осознали свой творческий потенциал и начали мечтать о широком признании. В 1985 году в Ленинграде была сформирована советская рок-группа с необычным названием «Ноль». Позже к ним присоединились гитаристы Дмитрий Гусаков и Георгий Стариков. Этот коллектив отличался от других исполнителей рока того времени, так как основным солирующим инструментом у группы был баян.
Федор Чистяков с группой «Ноль» В 1986 году был выпущен первый альбом «Музыка драчевых напильников», который привлек внимание публики. В 1991 году группа достигла своего творческого пика с альбомом «Песня о безответной любви к Родине». Их песни «Веселый индеец» и «Иду, курю» стали чрезвычайно популярными и можно было услышать их из любого автомобиля или магнитофона.
Фёдор Чистяков (Ноль)
Лидер российской рок-группы «Ноль» Федор Чистяков эмигрировал из России из-за запрета «Свидетелей Иеговы». Фёдор Валенти́нович Чистяко́в (28 декабря 1967, Ленинград, СССР), известный также под псевдонимом Дядя Фёдор — советский и российский рок-музыкант, композитор, автор песен. Почему Фёдор Чистяков пытался убить внучку академика Линника Её называли «музой ленинградского рок-клуба». Чистяков пытается не замечать угроз, активно возвращается со старыми песнями на телевидение и выпускает сборник «Ноль +30», вдохновленный юбилеем его главной группы. Скачивай и слушай фёдор чистяков и группа ноль человек и кошка и фёдор чистяков ихтиандр на.
Федор Чистяков: Я стал гораздо больше ценить Россию
Новости по теме "Чистяков". Фёдор Чистяков решил уехать из России из-за запрета «Свидетелей Иеговы». В 1997 году ушел из группы «Ноль» и начал сольную карьеру. Слушай музыку от Фёдор Чистяков (Ноль), похожую на Школа жизни, Этот Русский Rock-N-Roll и не только. Фёдор Чистяков, Наиль Кадыров, Татьяна Буланова, Анна Аланд.
«Как там называлась его группа, «Ноль»? Вот он и есть ноль!»
Вся эта башлачевщина Александр Башлачев — поэт, исполнитель песен. Покончил жизнь самоубийством. Чистая боль, а значит, путь к смерти. Как ни крути, я тоже русский человек, выросший в очень непростых условиях, с огромным багажом проблем и боли. И поэтому, когда я пишу какие-то песни, то зачастую они бывают не очень радостными. Ведь я отражаю то, что собой представляю. Мы играем позитивную и светлую музыку, которая не нагружает слушателя никакими идеями. Это радость в чистом виде. К тому же в стандартном варианте рок-группы все вращается вокруг одного человека, лидера, который пишет музыку, песни и сам же их исполняет.
Так было в группе «Ноль». Я всего лишь один из четырех музыкантов, которые исполняют классику мирового рока на баянах. И сейчас я себя чувствую скорее руководителем оркестра, который играет не на музыкальных инструментах, а на людях. Это гораздо интереснее. Это «Иду, курю», «Человек и кошка» и «Песня о настоящем индейце». Ну и с «Человеком и кошкой» все ясно, хотя многие сомневаются, что песня про наркотики «Доктор едет, едет сквозь снежную равнину. Я это все пел. Но однажды мое мировоззрение изменилось.
Я вообще отказался от наркотиков. И не желал прославлять их в своих песнях. Но от меня продолжали ждать именно этого. С одной стороны, кажется, что у артиста есть какая-то свобода, возможность быть не таким, как все.
Это длинные, по пять-семь-девять минут, многословные сочинения, руководствующиеся логикой не столько мелодической, сколько повествовательной и сыгранные максимально классично и даже архаично, — если тут и возникают какие-то аналогии, то это, конечно, не группа «Ноль», а скорее уж, условно говоря, поздний Дилан, только с баяном: размеренный темп, емкие гитарные украшательства, эпизодические подпевки и струнные красивости.
Здесь есть вещь про видеомонтаж то есть буквально — про ремесло видеомонтажа, которое Чистяков освоил в 2000-х , про чрезмерно суетливый и тщетный темп современной жизни, про волшебную силу искусства то есть опять же буквально ; есть отповедь злоязычникам похоже, Чистякова по-прежнему тревожит давняя история с каналом НТВ, воспользовавшимся его наивностью для съемок передачи про «свидетелей Иеговы» , сильный и горький номер о внутренней немоте и финальная исповедь с совершенно обезоруживающим обращением «прости, что живой». Если принимать как рабочую теорию, что все большие люди русского рока, дожившие до солидного возраста, так или иначе принялись пестовать свои личные патологии эстетические, идеологические, какие угодно , то Чистяков — это, конечно, очень особый случай: его патология состоит в абсолютной, пугающей нормальности. Жил-был цикорий, маленький цикорий, но он сошел с ума.
А накануне состоялся судебный процесс, результатом которого стал запрет «Свидетелей». Для меня это было шоком. Это само по себе травма, даже если тебя не сажают, но есть уже и посадки. В чем смысл, если завтра за тобой могут прийти? Это вынужденная мера, направленная на то, чтобы я не исчез как творческая единица.
Какие тараканы замучили Федора год назад? Каким образом его на такой долгий срок выбило из и без того уже поредевшего ряда русских рок-н-рольщиков? Кто виноват во всем случившемся с ним? Мы провели собственное расследование этой странной истории - и вот что выяснилось... Для начала приведем выписку из судебного дела дяди Федора. Комарово, рядом с этим домом напал на Ирину, повалил ее на асфальт и заранее приготовленным ножом причинил ей менее тяжкие телесные повреждения в виде резаной раны мочки левого уха, две резаных раны левой боковой поверхности шеи, одну резаную рану передней левой поверхности шеи; пять резаных ран пальцев левой кисти и одну резаную рану правой кисти...
Указанные действия Чистякова непосредственно во время их совершения были пресечены соседями Ирины, которые оттащили от нее Чистякова... Учитывая характер причиненных Ирине N. Старший следователь Прокуратуры Сестрорецкого р-на С. Нажрались, дескать, оба, ну и попалась под горячую руку... Но на самом деле все обстояло совсем не так, и тому есть множество доказательств и свидетельств. Начнем с того, что в сухих протокольных строчках нет ни слова о том, как Федор покушался на чужую жизнь.
А ведь это был настоящий ритуал! Федя незадолго до этого выпросил у своего барабанщика Леши Николаева его нож - он был необычный, то ли узбекский, то ли еще какой - с широким лезвием, узкой наборной ручкой - этим ножом нельзя было колоть, только резать. С криками типа "надо избавить мир от зла! Но, так как, конечно же, убить для него было делом новым, она без особого труда сопротивлялась дяде Федору. Когда же он очутился в милиции, он и там заявил, что "эту ведьму" он обязательно когда-нибудь, да и убьет - пусть ему дают срок, но зато Земля освободится от ее черной ауры... Слушая эти высказывания, судебные крючкотворы приписали его слова действию галлюциногенных грибов, смешанных с алкоголем, и развившейся на почве наркотиков шизофрении.
Но не надо было иметь семь пядей во лбу, чтобы легко выяснить: дядя Федор не нападал - он защищал. Себя, своих друзей и вообще - весь мир в целом. Это была самооборона, пусть и психологическая, но самооборона: он чувствовал, что еще немного - и он умрет, как личность, как созидатель, как человек, в конце концов... И тут мы подходим к главному действующему лицу этой истории: Ирине N. Тридцатилетняя женщина, с несомненным личным обаянием, умная, талантливая... Ее приживалки, постоянно живущие у нее в Комарове, называют ее не иначе, как "мамушка Ирушка".
Рассказывают, что она переспала с половиной питерской рок-тусовки и что это у нее получается очень замечательно... Короче, из Ирины такой "божий одуванчик" получается. Почему же тогда дядя Федор решился на свой поступок, называя се еще вдобавок "черной ведьмой"? Давайте остановимся на Ирине N. Итак, главный виновник сидения Феди Чистякова за решеткой учился в ленинградской спецшколе N 24 с английским уклоном; уже там Ирина сполна проявила свою не по годам развитую экзальтированность и эмансипированность. Сразу после окончания школы она ухитрилась родить двух парней-близнецов и, бросив вскоре мужа, а детей отдав на попечение родителям, принадлежащим к профессорской среде, Ирина пускается во все тяжкие по тусовкам.
В первой половине восьмидесятых годов ее часто можно было встретить в "Гаднике" кафе "Сфинкс", где собиралась питерская "богема", сейчас - закрыто на ремонт. По всей видимости, в этой тусовке она и подцепила себе бывшего звукача "Аквариума" Славу Егорова сейчас он живет в Канаде , он ей помог влезть в самую гущу рок-тусовки. Тогда же, с помощью Славы, она пристрастилась к наркотикам. Затем был период, когда Ирина - скорее всего, через связи Б. Там она сделала несколько сюжетов для Севы Новгородцева и пыталась реализовать свой собственный музыкальный проект, но последнее ей не удалось. Ходили слухи о ее тамошнем романе с какой-то английской рок-звездой, но, в конце концов, Ирина снова оказалась в Питере и окончательно зависла на даче своих родителей в престижном поселке Комарово, куда к ней приезжало потусоваться, покурить плану и поесть мухоморчиков множество разных известных и малоизвестных людей...
Со временем иринин дом стал настоящим чернушным притоном, дьявольской гостиницей - здесь теряли свое "я", сходили с ума, предавались содомии все те, кто - волей или неволей - оказывались под ее "материнским" крылышком, дьявольским обаянием или в ее содомийной постели... Но я лично слышал, как она при всех хвасталась, что подсадила Башлачева на курение анаши. Не спроста у него перед самоубийством была страшная депрессуха... Я уверен, что без Иры тут не обошлось. За год до истории с Федором у нее в Комарове жили два парня из Перми. Одного я хорошо знал - бард такой по кличке "батька Махно", его фамилия Чичерин.
Другого звали Димой. Так вот, Диму нашли у железнодорожного полотна при невыясненных обстоятельствах: то ли он сам бросился под поезд, то ли его случайно сбило. Ясно одно - он был под наркотой, которой он набрался на малине у Ирины. А Чичерин у меня долго жил в мастерской после своей Комаровской жизни - у него, я тому свидетель, жутко съехала крыша после ириных-то грибков... Что касается дяди Федора, то хочу сказать, что он никогда не был злым; ему бы никогда в голову не пришло бы убивать кого-либо. Даже в этом жизнь в Комарове его изменила!
Человек ломается, начинает ползать в говнище - а ее это поднимает в собственных глазах. И, чем известнее такой человек, тем больше она от этого тащится. Она, конечно же, как и все такие люди, интересуется черной магией и наверняка в ней неплохо разбирается, но ее сила проявляется в несостоятельности тех, на кого она влияет. Кинчев, к примеру, просек ее чернушность через три дня и сбежал из ее комаровского логова, а Башлачев просто как клизма впитывал в себя ее дерьмо. Есть известный клип "Ноля" - "Индеец". Когда он снимался, его делали в Комарове, в том числе у Иры на даче.
Так басист оттуда просто удрал, не выдержав всей той чернухи - так что в кадре остались невменяемые барабанщик, дядя Федор и... А сейчас, представляете, она ходит по Питеру и демонстрирует всем с гордостью "шрамы от Чистякова". На суде, выгораживая себя, она ставила все с ног на голову и валила все на Чистякова. Я понял, что она - очень волевая женщина, под влиянием которой оказался Федор. То есть, не вдаваясь в подробности интимного характера, она заставила его делать такие вещи и он делал их , даже по отношению к своей Матери, которые он, после некоторого времени, придя в себя, осознал и просто пришел в ужас... Он говорил мне на полном серьезе: "Это - настоящая ведьма!
Она воздействует на мой мозг, я не могу собой управлять, от нее надо избавиться как можно скорее! Как только меня выпустят, я сразу же пойду и зарежу ее... Ведь он же кричал в первые месяцы нашего общения во время следствия: "Пусть будет открытый суд! Пусть дают десятку, но я все расскажу про нее! В конце концов, лучше бы песню об этом написать, чем сидеть на зоне из-за какой-то содержательницы притона... В конце концов Федор встал на нашу позицию, и нам удалось склонить суд к решению о помещении Федора в обычную психбольницу.
Это было сложно, так как судья очень напрягся, узнав, что Федор - рокер, да еще и мухоморами баловался... Да и по его статье обычно, если и кладут в психбольницу, то в тюремную, со строгим режимом - все-таки покушение на убийство... Когда я прочел Федору заключение суда, он произнес: "Ну что же, дурка так дурка... У нас вообще страна дурная - дураков кормят лучше, чем на воле, даже сгущенку выдают, я ее дома никогда не ел... Он - парень талантливый, просто так зарыть его талант в психушке вряд ли удастся... Мои нынешние клиенты, с которыми я общаюсь, скажем, в "Крестах", знают, что я вел дело Федора, и обязательно о нем интересуются: "Ну, как там он?
И даже просят передать, что придут к нему на концерт - лет через пять, когда освободятся... Там его уже считают "своим". Кажется, для Федора эта история закончилась вполне успешно: он смог победить в себе зло, выгнать чуждых его душе тараканов... Но комаровская ведьма не унимается: налопавшись обожаемых ею галлюциногенных поганок, она спиливает столб электропередачи и тем самым устраивает в Комарово "акустическую революцию", то принимается за моральное, духовное и физическое уничтожение своей новой жертвы... Теперь в ее черные сети попал известный в Питере художник, внук академика Лурье - теперь и из него она вьет веревки. К сожалению, законом остановить ее чудовищную деятельность не удается: параллельно с делом Федора на Ирину тоже завели уголовное дело как на содержательницу наркотического притона - но странным образом оно почему-то было приостановлено; с нее, как с гуся вода: вот и сейчас, после "акустической революции", ее поначалу отправили в дурдом на Пряжку, но через пару недель выпустили.
А надо было бы просто привязать к столбу, как в добрые старые времена, и сжечь на костре. Глядишь, тогда бы мир стал чище и светлее... Гони тараканов, Федор! Вот такая "проникновенная" статья. Достаточно резко и безапелляционно. Однако это позволяет несколько понять причины, приведшие к закату группы Ноль.
Ну а напоследок - интервью Виталия Князева с Федором Чистяковым, состоявшееся вскоре после его освобождения. Надо заметить, именно это интервью подвигло меня на дальнейшие поиски информации о группе. Что забавно, так это то, что данная статья была опубликована в журнале FUZZ в декабре 2000 года без каких-либо комментариев. Представьте мое удивление, когда я в 2000 году прочитал статью 1994 года без какого-либо намека на столь большой временный промежуток. Остается только удивляться, как столь уважаемый журнал смог себе это позволить ;-. После "лечения" он был сильно заторможен и на любой мой вопрос отвечал с десяти-пятнадцатисекундными паузами.
Посчитай, читатель, до пятнадцати, и ты поймешь, сколь мучительным был ритм нашего разговора, состоявшегося месяца через полтора, как Федор вернулся. Среди кухонной утвари предметом личного быта Федора был только магнитофон, включенный на режим автореверса. Выпивать в те времена Федор опасался и курил "Беломор".