Иран приступил к обогащению урана до 60% на иранском ядерном объекте в Фордо с использованием каскада центрифуг IR-6. Тем временем иранский депутат Джавад Карими Годдуси заявил, что Тегеран в недельный срок может начать испытания ядерной бомбы, если поступит приказ верховного лидера Ирана Али Хаменеи.
Ученый из Ирана рассказал об атомной бомбе
Ядерная сделка с Ираном: Совместный всеобъемлющий план действий — 25.08.2022 — Статьи на РЕН ТВ | И при этом никакого ядерного оружия у Ирана нет, а подписанные им под давлением мирового сообщества (не заинтересованного в бесконечной эскалации американо-иранского противостояния) соглашения по ограничению атомных исследований ("ядерная сделка") были. |
Третьей мировой не будет, пока у Ирана нет ядерного оружия | Вестник Кавказа | В список стран, имеющих ядерное оружие в 2024 году, к вящему ужасу западного мира, вошла КНДР. |
Иранская ядерная программа | И Иран, будучи экзистенциальным врагом Израиля, в конечном счёте может применить против него ядерное оружие. |
Кто кого «сровняет с землей»: Иран — Израиль, или наоборот?
Лавров: у Ирана нет ядерного оружия, это самая проверяемая страна. Ядерное оружие Израиля и Ирана. Во многих сбитых иранских дронах в Иордании и других местах не было взрывчатки, они просто летали. Почему же тогда Ирану, Ираку, КНДР нельзя иметь ядерное оружие? заявил Мохаммед Реза Пехлеви еще в 1974 году.
Бьют по Ирану, чтобы попасть в Россию
Трамп также опубликовал несколько твитов с угрозами, пообещав уничтожить 52 объекта культурного значения Ирана, которые, как он сказал, "будут символизировать каждого американца, взятого в заложники Ираном". В ответ на убийство генерала Сулеймани парламент Ирана признал Пентагон и армию США террористическими организациями и отказался от оставшихся ограничений ядерного соглашения 2015 года. Теперь Тегеран может ускорить свою ядерную программу, в том числе начать создавать ядерное оружие. Исполнительный директор Австралийского института международных отношений, доктор Брайс Уэйкфилд признает, что ситуация чрезвычайно серьезна, но называет опасения по поводу начала третьей мировой войны "истеричными". Уэйкфилд отметил, что Иран, скорее всего, обратится к своим союзникам на Ближнем Востоке и в других регионах, чтобы нанести ущерб гражданам США, а также представителям внешнеполитических и оборонных ведомств.
Прокомментируйте новость Сможет ли Исламская республика нанести удар с расстояния около 2 тыс.
Израиль может нанести ядерный удар на территории сектора Газа, заявил министр по делам Иерусалима и наследия Амихай Элияху. По сути, прямо признав наличие этого оружия у страны. Если конфликт продолжит усугубляться, и на Ближнем Востоке начнется Третья мировая война — сумеет ли Иран противостоять Израилю, с учетом, что страны разделяет расстояние около 2 тыс. Заявление израильских властей о возможности нанесения ядерного удара по сектору Газа «вызвало огромное количество вопросов», заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Следующий вопрос, по словам представителя МИДа, где Израиль проводил испытания своего ядерного оружия, если у страны была ядерная программа.
Захарова допустила, что эти исследования могли проводиться при поддержке Соединенных Штатов. Израиль уже сбросил на Газу эквивалент двух хиросимских атомных бомб. Израиль официально не подтверждает и не опровергает наличия у него ядерного оружия. Большинство исследователей склоняются к тому, что у Израиля порядка 90 ядерных боеголовок на основе плутония и он произвел достаточно этого вещества для выпуска 100—200 единиц оружия. Это связано с тем, что свои первые взрывы они провели до 1968 года, когда был принят и открыт к подписанию Договор о нераспространении ядерного оружия ДНЯО.
Кстати, о том, что Израиль применит ядерное оружие против Палестины еще два десятилетия назад предупреждал Владимир Жириновский : «А вот планы еврейской мировой закулисы… Им нужна война с Ираном, потому что Иран им угрожает. Я вас уверяю, Израиль применит ядерное оружие против Палестины», - говорил Жириновский. Современные аналитики с ним согласны.
США также должны быть готовы развернуть свои войска на территории Израиля в качестве сил прикрытия. Это показало бы, что в случае иранской агрессии Соединенные Штаты будут неразрывно связаны с Израилем. Еще Вашингтон должен проинформировать Тегеран, что нанесет превентивный удар всеми средствами, которые сочтет нужными, если Иран приведет свои ядерные силы в состояние боеготовности. И Израиль, и его арабские соседи должны быть защищены американским «зонтиком» противоракетной обороны. Чем агрессивнее будет становиться Иран, тем больше его соседи будут склонны сотрудничать с Вашингтоном в области создания систем ПРО на своей территории. Удержание Ирана от передачи ядерных вооружений, материалов и технологий другим государствам или негосударственным субъектам потребует иного комплекса мер. По большому счету у Ирана нет причин совершать такие рискованные действия, но он может поддаться соблазну, воспользовавшись тем, что тайную торговлю ядерными материалами отследить трудно.
Чтобы помешать Тегерану получить выгоду на международном ядерном базаре, США и их союзники должны будут действовать решительно — например, в рамках Инициативы по безопасности в области распространения и резолюций ООН, налагающих дополнительные санкции на Иран и его потенциальных партнеров по бизнесу. Чтобы внушить иранским муллам, что для них исключительно важно контролировать каждый созданный либо приобретенный ядерный арсенал, Вашингтон должен считать Тегеран ответственным за любую ядерную передачу, разрешенную или нет. Нельзя позволить ему избежать наказания либо возмездия, ссылаясь на утрату контроля. Жизненную важность приобретут увеличение инвестиций в мониторинг и шпионаж за Ираном. Соединенные Штаты должны повысить свою способность отслеживать движение ядерных вооружений, материалов и отходов, удостоверяясь, поступили ли они из Ирана или какой-либо другой страны. Такая криминалистика крайне важна для определения ответственных за ядерные передачи и для поддержки любого акта возмездия США против Ирана, если он окажется виновным. Сдержать поддержку Тегераном террористических и диверсионных группировок третий категорический запрет, который должны наложить Соединенные Штаты будет трудно. Подобного рода деятельность происходит втайне, и поэтому нелегко точно установить соучастников. Такие сложности делают приоритетным улучшение способности разведывательной системы США — как самостоятельно, так и совместно с зарубежными коллегами — отслеживать тайную деятельность Ирана. Энергичная дипломатия, смягчающая разногласия между Израилем и его соседями, подорвала бы усилия Ирана, направленные на то, чтобы воспользоваться недовольством в регионе.
Дружные и настойчивые меры — дипломатические и экономические — по улучшению жизни палестинцев снизили бы для них притягательность Ирана. Вовлечение Сирии во всесторонний израильско-палестинский процесс мирного урегулирования не только ослабит связи Тегерана с Дамаском, но и затруднит для Ирана поставки оружия «Хезболле». Вашингтон должен стремиться и впредь ограничивать стратегический размах Ирана, укрепляя институциональный и военный потенциалы Афганистана и Ирака. США следует заверить страны Персидского залива в своей приверженности к сохранению существующего баланса сил. Для этого потребуется расширять торговлю, усиливать аппараты безопасности и разведки этих государств, а также выработать более целостный подход к оборонному планированию в регионе. В то же время Соединенным Штатам нужно убедить правительства указанных стран, что подавление шиитских меньшинств играет на руку Тегерану. И, наконец, Вашингтон должен сделать все возможное для предотвращения вероятности получения ядерного оружия другими странами Ближнего Востока. США не могут больше закрывать на это глаза, как делали в отношении Пакистана в 1980-х гг. Тон и убедительность будут иметь значение. Следует помнить, что вступление Ирана в «ядерный клуб» будет истолковано Израилем и арабскими государствами как недостаток политической воли и демонстрация ограниченности американской мощи.
Вашингтон не может ставить под удар свою репутацию дальнейшими колебаниями либо сомнениями. Нерешительность Соединенных Штатов подорвет усилия и по сдерживанию Ирана, и по убеждению друзей и союзников США в регионе. Вашингтон должен побудить и другие крупные державы к сдерживанию иранской угрозы. Пять постоянных членов Совета Безопасности ООН инициировали многочисленные резолюции с требованиями к Ирану прекратить его ядерную деятельность и сотрудничать с Международным агентством по атомной энергии. В принципе они кровно заинтересованы в наказании Ирана, подписавшего в свое время ДНЯО, если он отступит от своего обещания остаться неядерной державой, данного много десятилетий тому назад. Бездействие подорвет авторитет Совета Безопасности ООН, а вместе с тем и статус стран, которые являются его постоянными членами. Необходимо добиться от Европы, чтобы для обеспечения свободного перемещения транспорта через Персидский залив были предоставлены войска и военные суда. Россия должна прекратить ядерное сотрудничество с Ираном и продажу ему обычных вооружений. От Китая надо требовать сокращения инвестиций в иранскую энергетику, которые в значительной степени способствуют раздуванию воинственности Ирана. Соединенным Штатам придется взять на себя основную тяжесть решения задачи по сдерживанию ядерного Тегерана, но любая согласованная стратегия требует не только региональной поддержки, но и международного оформления.
Не менее важно определить, чтЧ Вашингтону не следует делать для сдерживания Ирана. Если Иран получит ядерную бомбу, США могут поддаться соблазну отреагировать на это существенным расширением американского военного присутствия на Ближнем Востоке. Однако в регионе уже достаточно сил Соединенных Штатов, и их увеличение не повысит способность Вашингтона удержать Иран от ядерного или обычного нападения, но может сыграть на руку Тегерану, пробудив антиамериканские настроения и вызвав гражданские беспорядки в зоне Персидского залива. Вашингтон может также поддаться соблазну попытаться еще больше подорвать экономику Ирана, применив всеобъемлющие экономические санкции эта идея пользуется значительной поддержкой на Капитолии. Но такие меры в конечном счете нанесут ущерб только бесправным иранским гражданам именно потому лидеры оппозиции энергично возражали против санкций. Более дальновидным представляется ужесточение действующего экспортного контроля, дабы препятствовать доступу ядерной и оборонной отраслей Ирана к технологиям двойного назначения, и усиление целевых санкций против иранского руководства и предприятий, контролируемых Революционной гвардией. Вашингтон должен настаивать — как внутри, так и вне ООН — на за-прете поездок иранских лидеров и на мерах по отказу, например, в доступе к рынкам капитала. Он должен также найти способы штрафовать иностранные компании, которые инвестируют в обветшалую нефтяную отрасль Ирана. Умные санкции такого рода могли бы наказать иранских лидеров, но пощадить рядовых граждан, которые не имеют права голоса по поводу действий режима. Соединенным Штатам следует воздержаться от значительного расширения номенклатуры вооружений, продаваемых странам Персидского залива, которые смотрят на США как на военного гаранта и своего основного поставщика оружия.
До определенной степени объемы продаж оружия придется увеличить: арабские правительства будут рассматривать такие продажи как осязаемый знак прочной приверженности Вашингтона к их защите. Если он проявит сдержанность, эти правительства начнут искать оружие в ином месте. С другой стороны, если распахнуть настежь ворота арсенала, это не укрепит гарантии безопасности покупателей и может существенно дестабилизировать обстановку в регионе. Умная политика Соединенных Штатов по продаже оружия должна сосредоточиться на предложении таких систем вооружений, которые предназначены для сдерживания или отражения нападения Ирана. Речь идет, например, о системах противоракетной защиты и системах управления и наведения, которые могли бы заранее оповестить о действиях Тегерана. Наконец, Вашингтону следует воздержаться от заключения каких-либо договоров о взаимной безопасности с арабскими странами Ближневосточного региона. Израиль, чьи отношения с Ираном в корне отличаются от отношений с любой другой региональной державой, — особый случай. Такие меры мало способствуют укреплению сдерживания, но могут его подорвать. Многие члены Сената США, который должен ратифицировать любой союзнический договор, поставят вопрос, следует ли Соединенным Штатам еще теснее связывать себя с авторитарными режимами, которые многие американцы считают одиозными. Усилия по созданию формальных альянсов могут также заставить Иран поверить в то, что любая страна, не включенная в такие соглашения, является законной мишенью для устрашения либо атаки.
Вашингтону следует остерегаться повторения ситуации 1950 г. Вместо этого правительству США нужно поощрять формирование сети региональных альянсов, которые выстроят арабские страны в более сплоченную оборонительную группировку. Эту сеть можно организовать по образцу Организации ближневосточного договора позднее — Организация центрального договора. Такой механизм существовал с 1955 г. Альянс такого рода обеспечил бы все преимущества обязательств по региональному сдерживанию, но не подвергал бы Соединенные Штаты и их союзников сложностям, связанным с заключением формальных двусторонних или многосторонних договоров безопасности. Международное сообщество не должно ослаблять усилия по созданию препятствий движению Тегерана в этом направлении. Но, учитывая, что муллам, по-видимому, безразличны выгоды сотрудничества, США должны уже сейчас обдумать, что делать, если Ирану действительно удастся заполучить атомную бомбу. Сдерживание не является ни идеальной, ни абсолютно надежной политикой. Будет трудно помешать Тегерану поддерживать ХАМАС и «Хезболлу», как и препятствовать его содействию террористическим группировкам и подрывной деятельности в регионе.
Заявление израильтянки вызвало у российского дипломата, мягко говоря, недоумение. Однако ни одна здравая сила, даже англосаксы и западная цивилизация в целом, не даст зеленый свет на использование какого-либо элементарного вида ядерного оружия, сообщил «360» председатель коллегии Центра исследований и развития евразийства Юрий Самонкин. Он уточнил, что от таких «взрывных инициатив» пострадают вся концепция глобальной безопасности и, разумеется, сами конфликтующие стороны. Ведь в ядерной войне нет победителей. Freepik Ситуация вокруг Израиля и Палестины напоминает противостояние глобальных игроков на ближневосточном направлении, заметил Самонкин. Причем с израильской стороны выступают крупнейшие политические силы Запада со своими интересами. Они хотят продемонстрировать свою военно-политическую мощь, показав, что Америка по-прежнему остается великой и к ее мнению всем необходимо прислушиваться», — отметил собеседник «360». По мнению Самонкина, все высказывания о возможности ядерной войны между США и Ираном и очередное финансирование боевых действий не на территории своего государства — просто красивые лозунги Белого дома, но они ничего не решают. Все-таки существуют некие договоренности по поводу неперехода за красную линию. Вот обвинить Палестину в попытке создания ядерного или химического оружия и применения его в секторе Газа — это любимый шаг американцев при поддержке Израиля.
Бьют по Ирану, чтобы попасть в Россию
Охрана труда Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz. Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.
О чем они сейчас между собой договариваются, какую тактику поведения выберут — я не знаю и никто не знает.
Это покажет лишь время. Насколько, на ваш взгляд, обоснованы такие прогнозы? То, что произошло ночью, как раз и показало, причем более чем наглядно, что на стороне Ирана с военной и политической точки зрения никто не будет выступать.
Никто его не поддержит — даже им же самим созданные проиранские террористические организации. Наоборот — арабские страны военным путем пытались предотвратить иранскую атаку, сбивали ракеты и беспилотники. Иордания — ярчайший тому пример.
Так что все фантазии о том, что Иран поднимет на борьбу с Израилем весь исламский мир, оказались, на мой взгляд, полностью необоснованными. Читайте также:.
Такой вот себе «Макар» — персидского происхождения». Такую информацию приводит газета Bild со ссылкой на экспертов. С заявлением об этом выступил глава Министерства иностранных дел исламской республики Хосейн Амир Абдоллахиян.
Это относительно современные газовые центрифуги — реплики европейских и советских образцов середины 80-х — начала 90-х годов. Такие центрифуги позволяют получать оружейный уран-235, который можно использовать в энергетических ядерных установках, либо для наработки в реакторе оружейного плутония для создания ядерных боезарядов», — говорит Алексей Анпилогов, эксперт в сфере атомной энергетики.
От производства и получения собственного ядерного оружия Тегеран останавливают только политические аргументы, «которые могут исчезнуть или получить иную трактовку теми, кто принимает решения в Иране». Тем не менее конвертация мирной ядерной программы в военную — это серьезный технический процесс. Как пояснил Анпилогов, для этого необходимо создать серьезное производство, «но в целом все необходимые компоненты по отдельности уже находятся в распоряжении Тегерана». Анпилогов считает, что если Саудовская Аравия все-таки решит обзавестись своей ядерной программой, то она это сделает, причем это же касается приобретения любых средств доставки таких вооружений. Если политическое руководство принимает решение создать ядерное оружие, то международных механизмов удержать страну от этого, кроме физического уничтожения, что было сделано с Ираком, нет.
Как только Зеленский выступил на конференции в Мюнхене с идиотской речью, России пришлось начинать СВО, потому что нацисты с ядерным оружием у наших границ — это не тот сценарий, который необходим РФ», — указал Анпилогов.
Уран и Иран: что будут делать Израиль и США, если у Тегерана появится ядерное оружие
Когда президентами Ирана были Али Акбар Хашеми Рафсанджани и Сейед Мохаммад Хатами, там видели в ядерном оружии инструмент сдерживания, в том числе США и режима Саддама Хусейна. Если это случится, главному атомному «смотрителю», а, фактически — миру, вообще ничего не будет известно о ядерном статусе Ирана и его реальных возможностях в области создания атомного оружия. Ядерное оружие Ирана, факты о наличии стратегического вооружения, дальность ракет Исламской республики Иран, самолеты, подводные лодки. «Ядерное оружие, если оно будет применено, Израиль использует против Ирана. Израиль, обеспокоенный тем, что сделка с Ираном не сможет помешать Тегерану разработать ядерное оружие, уже заявил о своей готовности сделать это военными средствами. Политолог Самонкин объяснил, почему США не станут использовать ядерное оружие.
Вторая Великая депрессия и ядерная война. Что ждет США из-за конфликта Израиля и ХАМАС?
Нетензе, в августе 2006 г. Эрак, в 2009 г. В 2006—2010 гг. Ахмадинежада и добиться выполнения ранее взятых обязательств Совет Безопасности ООН принял 6 резолюций с требованиями к Ирану прекратить деятельность по обогащению и переработке урана, из них 4 предусматривали введение и ужесточение санкций в отношении этой страны. В 2010—2012 гг. Иран подвергся целой серии односторонних санкций, в первую очередь со стороны США и ЕС: запрет на техническую помощь в развитии иранской нефтяной и газовой промышленности, нефтяное эмбарго, блокировка счетов Центрального банка Ирана в европейских банках, отключение Ирана от системы всемирных межбанковских финансовых каналов связи и т. В 2013 г. Хасан Роухани , сменивший на посту президента М. Ахмадинежада, взял курс на снижение напряжённости вокруг иранской ядерной программы.
В рамках подписанного 11 ноября 2013 г. Роухани с Россией, США, Китаем, Великобританией, Францией и Германией был подписан Совместный план действий СПД сроком на полгода вступило в силу 20 января 2014, срок его действия был дважды продлён — до 24 ноября 2014 и до 30 июня 2015. Совместный всеобъемлющий план действий В 2014—2015 гг.
Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Обогащение Обогащение урана. Получение «делящегося» материала уран-235, не встречающийся в природе в чистом виде , который может использоваться для получения ядерной энергии в реакторе или для создания бомбы, достаточно сложно и трудоемко. Прежде всего, это тысячи специальных центрифуг, вращающихся с огромной скоростью.
На двух своих основных объектах по обогащению в Фордо и Натанзе Иран построил огромные подземные сооружения, защищенные бетоном и армированные сталью. Это усложняет как их обнаружение, так возможность нанесения авиаудара по ним. Как и по кому бить? Очевидно, что главным доктринальным противником Ирана является Израиль. Чтобы достичь его территории, бомбе необходимо преодолеть расстояние около полутора тысяч километров. Авиационные средства доставки ядерного боеприпаса для Ирана сегодня недоступны. Тегеран не располагает современными самолетами, способными преодолеть систему ПВО Израиля или западных стран. Весьма вероятным средством доставки может стать баллистическая или крылатая ракета. Однако здесь тоже существует целый ряд вопросов.
Во-первых, неочевидно, что создаваемое или созданное Ираном ядерное устройство имеет размеры, позволяющие разместить его в головной части ракеты. По данным разведки США, в разработке у Ирана находится ракета, способная преодолевать расстояние в 5000 километров. Если это так, то весьма вероятно, что она создается в том числе и для доставки ядерных боеприпасов. Заявленная дальность заставляет задуматься не только Израиль, но и целый ряд стран Европы.
А израильский премьер Нетаньяху, рассуждая в интервью CNN о том, чем Израиль может помочь Украине, говорил не только об изучении поставок ПВО "Железный купол" и уже состоявшейся переброске в Незалежную американских боеприпасов, хранящихся в Израиле, но и о том, что "Израиль принимает меры против производства Ираном оружия, которое также используется на Украине".
Иран предоставляет беспилотники, которые убивают невинных мирных жителей на Украине, в центре Европы", - поведал премьер. При этом Нетаньяху отказался признать, что это его правительство стоит за атакой на завод по производству боеприпасов в иранском Исфахане, но это обычная политическая игра. Слова о "принимаемых мерах" куда более значимы. То есть Израиль не только помогает Украине, но и мешает Ирану помогать России. И при этом рассчитывает на взаимопонимание с Россией в той же Сирии, по территории которой продолжает наносить удары, оправдывая это озабоченностью поставками иранского оружия в Ливан или палестинским группировкам.
Израиль и особенно Нетаньяху десятилетиями изображает Иран как главную угрозу собственной безопасности, обвиняет его в стремлении уничтожить Израиль и приписывает ему планы получения ядерного оружия притом что Тегеран неоднократно отрицал желание иметь атомную бомбу. Поддерживающие Израиль США давно уже объявили Иран страной-изгоем, страной - спонсором терроризма и ввели против него все возможные санкции. Но этого мало - Ирану постоянно угрожают военным вторжением. В середине нулевых годов, после разгрома Ирака, в Вашингтоне серьезно готовились к нападению на Иран - и только чрезвычайно пессимистические прогнозы хода военной кампании уберегли мир от ядерной войны. Европе предложили новую цель в войне с Россией Почему ядерной?
Потому что в случае начала американской операции против Ирана последовала бы иранская атака на Израиль как на главного инициатора агрессии, и в ответ Израиль, обладающий атомным оружием, вполне мог бы нанести удар по Ирану. Этот апокалипсический сценарий тогда не состоялся, но Нетаньяху продолжает играть с огнем. В интервью CNN израильский премьер заявил, что "сделает все возможное", чтобы предотвратить появление у Ирана ядерного оружия. Я не думаю, что иранцы хотят войны, потому что они проиграют. Они очень осторожно к этому относятся.
Третьей мировой не будет, пока у Ирана нет ядерного оружия
Командование считает, что в целях полного прекращения конфликта допустимо нанести прямой удар по иранской ядерной инфраструктуре. Израиль, обеспокоенный тем, что сделка с Ираном не сможет помешать Тегерану разработать ядерное оружие, уже заявил о своей готовности сделать это военными средствами. Главная» Блог» Авторские статьи» Пхеньян и Тегеран наносят ответный удар: Иран получит стратегические ракеты КНДР, а КНДР – тысячи иранских беспилотников. Когда президентами Ирана были Али Акбар Хашеми Рафсанджани и Сейед Мохаммад Хатами, там видели в ядерном оружии инструмент сдерживания, в том числе США и режима Саддама Хусейна. Иранская военная доктрина прямо предполагает, что в случае военного столкновения с США ракетные удары будут нанесены по ближайшим союзникам Америки в регионе. Ядерное оружие у Ирана стало темой для важной дискуссии среди израильских политиков и общественности о том, представляет или нет в подобном состоянии Иран угрозу существованию Израиля.
Ученый из Ирана рассказал об атомной бомбе
На столе есть все варианты, чтобы не дать Ирану получить ядерное оружие". Ядерное оружие у Ирана стало темой для важной дискуссии среди израильских политиков и общественности о том, представляет или нет в подобном состоянии Иран угрозу существованию Израиля. Один из них организовал международный медиацентр агентства РИА «Новости». То есть ирано-израильская конфронтация это одно дело, а иранское ядерное оружие — другое, которое прямого отношения к этой конфронтации не имеет.
Эксперт: никто не знает, сколько ядерных бомб у Китая, Израиля и Саудовской Аравии
Вашингтону придется четко провести «красную линию», определяющую, какое поведение он считает недопустимым, и быть готовым применить военную силу, если Тегеран перейдет эту черту. Соединенным Штатам нужно будет также убедить друзей и союзников на Ближнем Востоке в своей приверженности сохранению баланса сил в регионе. Сдерживать ядерный Иран будет непросто. Это потребует значительного дипломатического мастерства и политической воли. И успех далеко не гарантирован. Ядерный Иран может предпочесть демонстрацию силы и проверку решимости США. Даже при самых благоприятных обстоятельствах непрозрачность принятия Тегераном решений может усложнить усилия Вашингтона по его сдерживанию.
Было бы гораздо предпочтительнее, чтобы Иран остановился или его остановили раньше, чем он станет ядерной державой. Нынешние усилия по ограничению иранских разработок необходимо энергично продолжать, так же как и экономическое давление. Но и военные варианты нельзя снимать с обсуждения. Однако одних этих шагов может оказаться недостаточно. Если строптивые муллы перешагнут ядерный порог, Соединенные Штаты столкнутся с необходимостью не допустить, чтобы этот малоприятный результат превратился в катастрофический. Тут требуется понимание того, каким станет вероятное поведение ядерного Ирана, какова будет возможная реакция его соседей и что может сделать Вашингтон, чтобы повлиять на развитие событий.
Это современная теократия, которая стремится к революционным идеалам, защищая при этом свои практические интересы. После трех десятилетий экспериментов Иран не преодолел свои идеологические терзания. Основатель Исламской Республики аятолла Рухолла Хомейни оставил своим наследникам клерикальную космологию, которая делит мир на угнетателей и угнетенных и возлагает на Иран миссию по возвращению Ближнего Востока к праведности. Но политическая необходимость оставаться у власти толкала иранских лидеров и в другом направлении: им надо было управлять экономикой, удовлетворять требования населения, численность которого растет, и продвигать интересы страны в неспокойном регионе. Клерикальным правителям приходилось заключать соглашения с соперниками и врагами, иногда сглаживая острые углы своей веры. Задача государственного управления требовала уступок горьким реалиям и истощала революционную энергию.
Столкновение идеологии и прагматизма нередко ставило Иран в парадоксальное положение: обеспечивать достижение своих целей ему приходилось в рамках регионального порядка, который он поклялся подорвать. В соответствии с революционными побуждениями иранские лидеры построили государство на антиамериканизме и жесткой оппозиции Израилю. Тегеран поддерживает такие экстремистские группировки, как ХАМАС и «Хезболла», а также исламистских боевиков, которые противостоят американским силам в Ираке. Муллы не раз пытались свергнуть правительства союзников США — стран Персидского залива. Режим выжил потому, что иранские правители сознавали границы своей власти и поэтому сочетали революционную агитацию с прагматизмом. Иран клеймил Соединенные Штаты как «большого сатану» и призывал к уничтожению Израиля, но избегал прямой военной конфронтации с ними.
Он громогласно защищал палестинцев, но оставался в стороне, когда Россия устраивала резню чеченцев, а Китай угнетал уйгуров-мусульман. По-видимому, чистота идеологии уступала стремлению получить дипломатическое прикрытие России и совершить коммерческие сделки с Китаем. Несмотря на исламистскую одержимость, муллы слишком любят власть, чтобы становиться мучениками. Иранская ядерная программа возникла не только как важный аспект существования страны на международной арене, но в большей степени и как определяющий элемент ее национальной идентичности. И причины реализации программы менялись по мере ее развития. Нынешняя более консервативная правящая элита, включая президента Махмуда Ахмадинежада и Революционную гвардию, видят в ядерном потенциале важнейшее средство обеспечения господства Тегерана в регионе.
Иными словами, для мощного Ирана требуется прочная и обширная ядерная инфраструктура. И сейчас это более актуально, чем раньше, потому что страна охвачена самыми серьезными внутренними волнениями за многие годы: в наши дни режим, похоже, рассматривает борьбу за ядерную самодостаточность как способ обеспечить собственное политическое будущее. Ядерное оружие повысит мощь Тегерана, но намного меньше, чем он надеется. Вступление в «ядерный клуб» привело бы Иран поначалу в со-стояние эйфории и, вероятно, побудило бы его стать более агрессивным. Обладание стратегическим оружием усилило бы влияние Тегерана в регионе. Муллы почувствовали бы себя более раскованно в подстрекательстве к шиитским восстаниям против арабских государств Персидского залива.
Но судьба любых усилий по дестабилизации суннитских соседей была бы столь же печальна, сколь и при аналогичных кампаниях в прошлом. Революционный призыв Ирана традиционно находил отклик только среди узкого сегмента шиитов в зоне Персидского залива. Спорадические демонстрации шиитов в Бахрейне и Саудовской Аравии не подразумевали следования идеалам иранской революции; скорее они были выражением протеста против экономического и политического бесправия. У ядерного Тегерана может возникнуть также искушение потребовать от соседей сократить добычу нефти и ограничить присутствие американских военных на их территориях. Однако маловероятно, что ядерное оружие поможет Ирану достичь данных целей, потому что оно по определению настолько узкая категория вооружений, что с его помощью можно добиться только ограниченного набора задач. Ядерное оружие действительно являет собой потенциал сдерживания: в отличие от Ирака Саддама Хусейна ядерный Иран не подвергнется вторжению, а его лидеров не сместят.
Однако безопасность режима и переброска войск — это два очень разных предприятия. Трудно вообразить, что суннитские режимы уступят возрожденному шиитскому государству, ядерное оно или нет. Более вероятно, что государства Персидского залива еще в большей степени доверятся «зонтику безопасности» Соединенных Штатов. Парадоксальным образом оружие, предназначенное для обеспечения регионального господства Ирана, приведет его к дальнейшему отчуждению от соседей и продлит на неопределенный срок присутствие американских военных сил на его периферии. Иными словами, обладание ядерным арсеналом вполне может помешать гегемонистским амбициям Тегерана. Как и ядерные соискатели до них, хранители теократии могут обнаружить, что атомные бомбы не работают как дипломатические рычаги и не способствуют повышению стратегического статуса.
Аналогичным образом, хотя защита ядерного Ирана может позволить ХАМАС, «Хезболле» и другим группировкам на Ближнем Востоке выдвигать более жесткие требования и действовать более дерзко, ядерный арсенал и значительная мощь обычных вооружений Израиля, а также поддержка Израиля Вашингтоном будут держать эти действия под контролем. Конечно, Тегеран станет бряцать оружием и клясться в солидарности с группировками ХАМАС и «Хезболла», но не пойдет на риск ядерной конфронтации с Израилем, чтобы оказать поддержку действиям этих группировок. В результате недавних столкновений с Израилем ХАМАС и «Хезболла» убедились в том, что вести войну против еврейского государства им приходится в одиночку. Еще одна опасность может заключаться в перспективе того, что Иран передаст примитивное ядерное устройство своим террористическим протеже, но это маловероятно. Несмотря на мессианские притязания, Тегеран четко соблюдал границы, поддерживая боевиков и террористические организации на Ближнем Востоке. Иран не предоставил «Хезболле» химическое либо биологическое оружие, не занимался поставками иракским боевикам средств для поражения американской авиации.
Иранские правители понимают, что такими провокационными действиями они создали бы угрозу своему правлению, вызвав революцию. С другой стороны, сочетая жесткую риторику с ограниченной поддержкой на практике, клерикальный истеблишмент способен одновременно вызвать всенародное одобрение за непокорность Западу и противодействовать Соединенным Штатам и Израилю, не подвергаясь суровой каре. Ядерный Иран, скорее всего, не станет действовать иначе — по крайней мере, с учетом возможности энергичных ответных мер США. Маловероятно и то, что Иран превратится в новый Пакистан, продающий ядерные материалы и топливо другим странам. Перспектива дополнительных санкций и военной конфронтации с Соединенными Штатами, вероятно, удержит Тегеран от импульсивных действий. Ядерный Иран, несомненно, будет представлять новую опасность на Ближнем Востоке, особенно поначалу, когда он, скорее всего, станет вести себя наиболее безрассудно.
Он может начать метаться по региону в попытке использовать предполагаемые преимущества своего нового потенциала и испытать на прочность США. Но муллы обнаружат, что из ядерного статуса не так просто извлечь ощутимые политические дивиденды. А если Вашингтон недвусмысленно даст понять, что любые поспешные действия могут дорого обойтись Тегерану, тот, скорее всего, их не совершит. Обладание Ираном ядерным оружием не вынудит Вашингтон стать пассивным наблюдателем за событиями в регионе. США сохранят значительную способность влиять на характер действий соседей Ирана.
Обратим внимание на несколько моментов, почему Иран не заинтересован в приобретении ядерного оружия. С одной стороны, осенью 2022 г. Иран пережил крупнейшие в своей политической жизни общенациональные протесты, последствия которых сказываются до сих пор в политической напряженности, и столкнулся с кризисом легитимности власти внутри страны. С другой стороны, тройные санкции против Ирана ядерные санкции, санкции по правам человека и недавние санкции Запада против Ирана из-за украинского кризиса создали очень тяжелые экономические условия в стране. Достаточно привести в пример курс национальной валюты, чтобы показать глубину экономического кризиса.
Один доллар США в 2015 г. Проследить эту тенденцию можно и в смене дипломатического дискурса. Действующий министр иностранных дел Хоссейн Амирабдоллахян, акцентирует внимание международного сообщества на необходимости проведения «переговоров об отмене санкций». Поэтому для Ирана в настоящее время переговорный процесс очень важен, даже если он превратится в «переговоры ради переговоров». Тегерану крайне необходимо хотя бы ограниченное снятие санкций и высвобождение даже небольшого количества активов для преодоления экономического кризиса, и, с другой стороны, необходимо выиграть время.
Например, в виде ограничительных мер. Так, помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан объявил о намерении Вашингтона ввести дополнительные санкции против Тегерана. Среди них — рестрикции, «нацеленные на его программы ракет и дронов, а также новые санкции в отношении компаний, поддерживающих Корпус стражей исламской революции и Минобороны». Тем временем в Конгрессе начали вспоминать о так и не получивших хода санкционных проектах.
Группа сенаторов на фоне ирано-израильского конфликта занялась продвижением закона о прекращении укрывательства иранской нефти «Закон о судах» , который вводит рестрикции против тех портов и нефтеперерабатывающих заводов, которые участвуют в маршрутах теневого экспорта. Также в числе реанимированных инициатив — «Закон Махсы Амини», названный именем курдской девушки, погибшей после задержания полицией нравов в 2022 году. Он ужесточает подходы к персональному давлению на руководство Исламской Республики. Отдельные голоса в Конгрессе выступают за блокировку доступа иранской делегации к сессиям Генеральной ассамблеи ООН. Вполне ожидаемо, что в ближайшее время оппозиционно настроенные группы иранской диаспоры удвоят усилия для того, чтобы заблокировать откат администрации президента США к умеренной политике на иранском направлении.
Израильские самолеты должны нести максимальную полезную нагрузку для уничтожения при расчете от одной до трех единиц вооружений на одну цель. Согласно расчетам, выполненным в 2009 году, для атаки в одну волну израильтянам потребовалось бы еще двенадцать самолетов-заправщиков для снабжения в воздухе ударной группы. ВВС Израиля насчитывают в общей сложности около 350 многоцелевых истребителей-бомбардировщиков. Лучше всего для удара по объектам в Иране подходят двадцать пять имеющихся в наличии у израильтян ударных истребителей F-15I «Раам» из 69-й эскадрильи истребителей.
Эти машины имеют радиус действия в 1,9 тыс. При ударе по ядерным объектам Ирана важнейшими целями становятся обогатительные фабрики в Натанзе и Фордо, а также объект по переработке урановой руды в Исфахане. Более крупный реактор в Бушере российской постройки, вероятно, избежит удара из-за опасения возможной угрозы радиоактивного заражения при подрыве реактора. Но объекты в Исфахане и Фордо находятся над землей. Обогатительная фабрика в Натанзе защищена куполом с земляной засыпкой толщиной в 24 метра. Поражение подобных объектов требует использования специальных боеприпасов. К 2012 году США поставили в Израиль два вида подобных «проникающих» боеприпасов — это управляемая бомба GBU-27 вес 900 кг , способная пробить покрытие более 2 метров из железобетона, и управляемая бомба GBU-28 вес 2 267 кг , способная пробить минимум 6 метров железобетона или 33 метра земли. GBU-27 и GBU-28 имеют лазерное наведение на цель, которое могут осуществлять либо другие самолеты, либо наземный спецназ. В 2007 году израильтяне использовали спецназ для лазерного обозначения целей при нанесении удара по объекту в Сирии.
Одной или двух GBU-28 будет достаточно, чтобы разрушить усиленный купол над объектом в Натанзе. Но объект в Фордо построен внутри горы на глубине приблизительно в 100 метров под скальными породами. Предлагаемые удары по входным воротам и входному тоннелю на этот объект потребуют большой степени точности. Даже американцам не по силам объект в Фордо, не используй они ядерные боеприпасы. Новейшая американская управляемая бомба GBU-57 способна проникать в землю на глубину до 61 метра или пробивать до 19 метров железобетона. Эта бомба имеет вес в 14 тонн, и у израильских ВВС нет самолетов-носителей для нее. Израиль имеет баллистические ракеты средней дальности «Иерихон II» с дальностью, способной поражать цели в Иране. Но эти средние ракеты не дают гарантированную точность поражения цели. Кроме того, они обеспечивают падение на цель боеголовки вертикально с баллистической траектории, что делает невозможным поражение ворот и входного тоннеля на объект.
Единственно, бомбовые или ракетные удары по скале подземного объекта Фордо могли бы вывести из строя от сотрясения находящиеся на нем центрифуги. Но имеющиеся у иранцев мощности позволили бы им заменить поврежденные центрифуги новыми в течение полугода после удара. В финале следует признать, что окончательный успех любой военной операции в Иране против ядерных объектов все равно в значительной степени зависит от последующей дипломатической деятельности. В конечном итоге, как мы знаем теперь, в 2012 году Израиль отказался от военного удара по ядерным объектам Ирана. Считал ли Нетаньяху угрозу создания Ираном ядерной бомбы столь серьезной? Ведь против удара тогда были и «Моссад», и ЦРУ. Надо полагать, что и власти США, и власти Израиля были прекрасно осведомлены о том, что военная программа в Иране была остановлена еще в 2003 году.
Кто кого «сровняет с землей»: Иран — Израиль, или наоборот?
Иранская ядерная бомба угрожает не только Израилю, но и России. Исламская Республика Иран может иметь идеологическую мотивацию для приобретения ядерного оружия, тем не менее в текущей ситуации у нее нет для этого политических целей. Политолог Самонкин объяснил, почему США не станут использовать ядерное оружие. Иран продолжает наращивать атомный потенциал, и возможность создать ядерное оружие появится у него в течение пары лет. Израиль намерен ударить по ядерным объектам Ирана до того, как тот получит от России истребители СУ-35 и комплексы С-400. При этом аналитик добавил, что ядерное оружие необходимо Ирану не для нападения, а, скорее, для того, чтобы гарантировать собственную безопасность.