означает что-то божественное, таинственное и мистическое. Сакральный означает «священный, святой» в переводе с латыни.
Значение слова "сакральный"
Потайное дно Нередко слово «сакральный» используется и в значении « тайный ». Не зря существует масса конспирологических теорий на тему священных текстов — к примеру, обитатели монастырей любили оставлять зашифрованные послания, а некоторые старинные ордена использовали специальные приветствия с тайным смыслом масонское рукопожатие и т. В наше время, несмотря на расцвет технологий и экспериментальной науки, сакральный смысл может придаваться самым разным вещам, и порой совершенно неожиданным. Говоря о «сакральном смысле», человек подразумевает, что некий объект или действие намного более ценные, чем мы обычно воспринимаем. Это заметно на самых простых примерах: Сакральное давно вышло за пределы религиозных практик и стало вполне бытовым явлением. Можно ни во что не верить, но при этом вкладывать собственную душу в самые банальные, непонятные окружающим слова и поступки. Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.
Моду на танцы со стикерами, дающими возможность высказаться и оценить идеи каждого ввели в обиход то ли индейцы племени Навахо, то студенты Стенфорда, Основой моды стала вера в социальную справедливость. Надо отметить, что стикеры делают любое обсуждение структурированным см. С другой стороны, даже доска с элементарными пожеланиями на новый год выглядит сакральной! Но что я обнаружил, что оказывается большинство людей не умеют наклеивать стикеры, невероятно, но этому искусству тоже надо учить. Думающие человечки Человечки иногда не думают, а знают или осознают! Невероятно, вы только подумайте, что оказывается мы можем вкладывать свои мысли в головы других людей! Да, сначала на рисунках, на схемах, у человечков появляются некие мысли.
Идейное сходство с представителями феноменологии религии обнаруживают также некоторые русские религиозные философы — П. Флоренский и В. Флоренский вместо священного писал об освящённости и рассматривал её как приобщение земной жизни к вечному источнику жизни, истины и бытия: «Задача культа может быть выполнена только иерархической организацией жизни — так, чтобы вся жизнь была освящена, но чтобы притом в самом освящении её были свои... В целом же его концепция по форме и содержанию напоминает платонизм Элиаде. Розанов обозначал как священное одну привилегированную «вещь» — а именно пол и связанное с ним таинство плодородия и зарождения новой жизни. Ещё одним чисто конфессиональным проектом, задействующим понятие сакрального, стала философская феноменология священного, предложенная рядом немецких католических теологов во главе с Б.
Вельте среди других авторов — К. Хеммерле и Й. В основу их подхода была положена фундаментальная онтология М. Хайдеггера , в особенности его поздние, написанные после «поворота» 1930-х гг. Последним интеллектуальным течением 20 в. Элиаде и К.
Юнг, стал традиционализм — философское движение, возникшее в начале столетия как реакция на секуляризацию и развитие религиоведения. Его центральной идеей было противопоставление профанного современного мира сакральной «Примордиальной Традиции», из которой вышло большинство форм экзотерической и особенно эзотерической религиозности. Оформление движения связано с именами Р. Генона , Ю. Эволы , Г. Вирта, Т.
Буркхардта и Ф. Шуона; все они принадлежали к разным религиям, в которых якобы тлеет искра Традиции, и делали акцент на разных вещах. Например, у Генона сакральное фигурирует как традиционная «сакральная» наука, которую он противопоставляет науке «профанной». Это рациональные, но не рационалистические формы эзотерического познания — нумерология , астрология , каббала , алхимия , экзегеза и т. Для Эволы сакральное ассоциируется как с базовым устройством мира, «сакральной географией», так и с социальным устройством, где во главе стоит могучий сакральный правитель: «Первичной основой власти и права царей и вождей... Данное направление остается актуальным как на Западе, так и в России, где его представляют А.
Дугин и Г. Понятие сакрального на современном этапе Для современного этапа эволюции концепции сакрального конец 20 — начало 21 вв. Именно в его духе это понятие использует Ю. Кристева в работах «Власти ужаса. Эссе об отвращении» 1980 , «Женственное и сакральное» 1998 и «Видения головы» 1998. В первой из них она связывает позитивное и негативное сакральное с фигурами, соответственно, отца и матери, патриархальным порядком и тем, что из него исключается Кристева.
В понимании сакрального как социального за Батаем следует Ж. Как расхожий термин сакральное встречается также у Ж. Бодрийяра , Р. Барта , Ж. Делёза , Ж. С другой стороны, итальянский философ Дж.
Агамбен в книге «Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь» 1995 критикует старое понятие амбивалентности сакрального в британской и французской этнологии, рассматривая его как фигуру исключения, которая относится к человеку, которого можно убить, но нельзя принести в жертву Агамбен. Так связанная с сакральным проблематика исключения и жертвоприношения встраивается в контекст современной политической теологии. Питер Бергер. В социологии 2-й половины 20 в. Бурдье , П.
Бергер , Н. Луман , Т. Лукман понятие сакрального рутинизируется и становится «чёрным ящиком», который используется почти как слово обыденного языка. В ряде современных исследовательских программ этот концепт остаётся, однако же, актуальным и активно переосмысляется. Так, в классической дюркгеймовской трактовке его привлекает Дж. Александер в «сильной программе культурсоциологии».
Обращаясь к концепции амбивалентности сакрального, он рассматривает его благое и скверное измерения как «коды» социального воображаемого; например, как «сакральное-зло» он анализирует образы Шоа Холокоста на Западе: «Массовое уничтожение евреев превратилось в то, что... Оно стало чем-то необъяснимым в обычных, рациональных терминах» Александер. Оппозиция сакрального и профанного, а также идея амбивалентности сакрального стали востребованными также в рамках современных исследований религии и насилия; например, М. Юргенсмейер полагает, что основой религиозного воображения служит «космическая война» — противостояние сакрального порядка профанному хаосу Юргенсмейер. Скотт Эпплби привлекает идею двойного качества сакрального в её трактовке у Р. Отто для обоснования двойственного же «воинственного» императива религиозного долга и противостояния злу путём либо насилия, либо ненасилия Appleby.
Канта в сочинении «Религия в пределах только разума» 1793 сакральное ассоциируется с атрибутикой религии это священные книги, обычаи, особы, традиции, история , а также всеобщей моралью и практическим разумом, и тогда это «священная свобода». В ряде мест он говорит о священном как об универсальном содержании «любого вида веры, который относится к религии»; «исследование неизбежно наталкивается за их внутренними свойствами на тайну, т. И далее: «Как нечто священное, оно должно быть моральным, а, следовательно, предметом разума, и внутренним образом может быть признано достаточным для практического применения» Кант. Поэтому философ рассматривает священное как атрибут «долга». В том же ключе определил сакральное Г. Гегель в труде «Феноменология духа» 1807.
Для него это один из центральных атрибутов религии, часто фигурирующий в синонимических рядах. Он пишет о «прекрасном, священном, вечном, религии», «вечном, священном, бесконечном». Он говорит о нём как о содержании откровения, которое суть также предмет веры: «... Вместе с тем в кантианском духе он закрепляет сакральное в сфере морали и долга: «Только чистый долг как чистый есть в себе и для себя священный». Сакральное как внутреннее ядро религии оказывается у него «законодателем чистого долга» или «моральным законодателем» Гегель. Однако, подобно Канту и Гегелю, он использует понятие сакрального в контексте «врождённой нравственности».
Говоря о принесении Авраамом в жертву Исаака и об индийской женщине, которая приносит в жертву своего сына, он писал, что первый «склонился перед божественной властью, которая лишь хотела его испытать, подчинился велению простому и священному» Местр. Юбера и М. Мосса , Ж. Батая , Р. Жирара именно жертвоприношение, т. Итак, в 17—19 вв.
В качестве условной субстанции возникает в результате превращения «священного объекта» в «нечто священное». Обрастает ассоциациями с привилегированным сущим чувством или долгом. Связывается с жертвоприношением как общечеловеческим феноменом, что в качестве формы сакрализации встречается во все эпохи и во всех культурах. Теории сакрального в 20 в. На рубеже 19—20 вв. В работах «Первобытная культура» Э.
Тайлора 1871 и «Золотая ветвь» Дж. Фрэзера 1890 это понятие используется хотя и часто, но как предикат и вне теории, поскольку их интересует, соответственно, обоснование анимизма как «минимума религии» и различение магии , религии и науки Тайлор. Вместе с тем в работе «Лекции о религии семитов» 1889 У. Робертсона-Смита впервые фигурирует принцип амбивалентности сакрального; он писал, что есть два рода табуированных объектов — чистые и нечистые: «В наиболее диких обществах между этими двумя обозначенными видами табу отсутствует... Несмотря на этот прорыв, автор по-прежнему не различает понятий сакрального и святости и совсем не противопоставляет между собой сакральное и профанное. Эмиль Дюркгейм.
Одна из первых и весьма значимых работ, где возникает это противопоставление — «Очерк о природе и функциях жертвоприношения» А. Мосса 1899. Они соприкасаются в жертвоприношении, которое «состоит в установлении связи между сакральным и профанным миром посредством жертвы, т. Пресловутая же его «функция» заключается в объединении людей в единое целое: «Но акт отказа, непременно входящий во всякое жертвоприношение... Примечательно, что здесь сакральное впервые выходит за рамки религиозного и сближается с социальным в качестве его субстрата и механизма его работы. Наиболее систематическое выражение этой же, по сути, теории было представлено в знаменитой книге Э.
Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни» 1912 , определившей всё дальнейшее развитие концепта сакрального и оказавшей влияние на множество других авторов. Три её важнейших положения таковы: Основанием и содержанием религиозных верований является различение сакрального и профанного: «Отличительной чертой религиозного мышления является разделение мира на две области, одна из которых включает в себя всё сакральное, а другая — всё профанное» Дюркгейм. Сакральное бывает чистым и нечистым, причём оба его полюса равно удалены от профанного: «Существует две разновидности сакрального: благое и пагубное, и между этими противоположными формами не существует какого-либо разрыва: один и тот же предмет может принимать то одну, то другую форму, не меняя при этом свою природу» Дюркгейм. Скрытой подлинной сущностью сакрального и религии является социальное; верования и обряды создают связи между людьми и призваны управлять коллективными силами. Дюркгейм отмечал, что «... Уже из-за одного того, что они имеют своей явной функцией укреплять связи, существующие между верующим и его богом, они укрепляют связи, существующие между индивидом и обществом, членом которого тот является, потому что бог — это образное выражение общества» Дюркгейм.
Соответственно, автор одновременно защищает религию как нечто объективное, истинное и полезное, но и разоблачает её, сводя к сакральному как механизму коллективности. Магистральную линию Э. Дюркгейма, А. Мосса в этот же период поддерживают и множество иных «ортодоксальных» представителей французской социологической школы Л. Леви-Брюль , Ж. Дюмезиль , Р.
В то же время некоторые авторы развивают её в более философском ключе. Так, в 1937 г. Батай, Р. Кайуа и М. Лейрис основали Коллеж социологии , целью которого было восстановление сакрального в современном мире, где оно угасло: «... Необходимо создать духовное сообщество из числа тех, кто стремится как можно дальше продвинуться в своих изысканиях в этом направлении» Коллеж cоциологии...
Сакральный
САКРАЛЬНОЕ САКРАЛЬНОЕ, священное, святое (лат. sacer) — мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости. САКРАЛЬНОЕ, священное, святое (лат. sacer) – мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием. сакральный (от латинского sacralis — священный), обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного. Священное место, священная земля, священное пространство, святая земля или святое место относится к месту, которое считается священным или освященным. Сакральный смысл герба нашего Российского. происхождение: Лат. sacrum — священный. [ссылка заблокирована по решению администрации проекта].
Что такое сакральный (смысл, жертва) — определение, значение слова и варианты его употребления
Значение слова сакральный смысл. Термин «сакральный» означает. Значит ли это, что произошла элиминация сакрального и данных ценностей из социального пространства или речь идёт лишь о том, что из сферы церковной жизни оно сместилось в какую-то другую его сферу? означает что-то божественное, таинственное и мистическое. Таким образом, сакральное имеет широкий спектр значений и интерпретаций в разных сферах жизни. При этом сакральные объекты являются сакральными не сами по себе, но потому, что сакральное в них проявилось. это наше восприятие священного, одно из бесчисленных разновидностей пережитого или переживаемого человеком опыта сакрального.
Сакральность
Далекий город в Калифорнии гордо называется Сакраменто именно поэтому. Так, выражения, которые по традиции, по обычаю начинают или заканчивают разные мероприятия юбилеи, конференции и даже школьные уроки можно назвать сакраментальными. История слов поможет ориентироваться в мире и говорить грамотно. Напишите нам!
Уже в последствии из сказок родилась художественность, в том виде какая она есть сейчас.
Сказочная архитектура и многое другое. И они в свою очередь сделались ключами входа в сакральность, в дух и энергию предков. Сказки короткие по объёму, но богатые по содержанию. Это делается для того, чтобы ребёнок мог неторопливо с интересом прочесть, не чувствуя усталости, а затем без конца задавать вопросы и долго размышлять, вспоминать героев сказок, их поступки.
Недругами стали превращаться в посмешище, в чёрный юмор. Бесконечная много серийность действий как бы сказочных персонажей размывают ключ. Думать становится некогда. Оценить и получить что — то полезное невозможно.
Это делается для того, чтобы прервать связь русского мира со своей сакральностью. В советское время экранизация сказок обогатила их внутреннее содержание. Это был очередной шаг показа непревзойдённой ценности этого литературного творчества. Любовь и бесстрашие перед опасностью и смертью.
Уважение и энергия в битве за справедливость. В новой России всё это разрушилось, пришла западная идеология и появилась серийность. Голливудский вариант показа событийности. Не то, что детский ум, но и взрослый человек не способен, что-либо понять в этой чехарде спецэффектов с движением фигур богатырей, кого — то ещё с дубинками, волка, коня и ещё много «сказочных» персонажей.
Зачем всё это? А для того, повторюсь, чтобы размыть ключ. Нейтрализовать информацию о его существовании. Нарушить связь сакрального с людьми сегодняшнего времени.
Значит изменить славянскую детскую душу, а вместе с этим изменить душу России. В таком государстве трудно удержать людей от измены. Скептики скажут, Советский Союз развалили с помощью предателей, а они, наверняка читали и смотрели экранизированные сказки. Что, верно, то верно.
Здесь можно сказать о целенаправленном воздействии недругов на некоторую часть советских партийных деятелей. В связи с чем, произошёл разрыв народа с правителями. То есть вверху стоящие с сакральностью. А народ в таком случае выступает как сакральность.
Настоящая экранизация русских народных сказок в большей их части можно считать действом преступным. Пушкин, увидев такое, назначил бы всем причастным к искажению его детища дуэль. В своей горячности он бы их поразил из пистоля, не раздумывая. Нам же, простым людям, приходится съедать, что подсовывают.
Министерство культуры оно есть или его нет? Если таково существует и допускает такие детские экранизации в стиле мыльных опер, то такое министерство ведёт себя преступно. Ощущение такое оно не думает и не заботится о будущем России. Мне думается, если есть слово и смысл Сакральность.
А это незыблемая платформа. Сказки главный ключ. Трогать его для таких целей нельзя. Напротив же Министерство культуры России должно способствовать правильному восприятию содержимое сказок детьми.
К примеру, всем известный профессор истории Владимир Мединский на одном из телеканалов читает лекции по истории.
Другой пример сакрального пространства — храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться.
Например, где-то это всецело дом божества, который не предназначается для народного посещения с целью поклонения. Воздаяние почестей производится в таком случае снаружи, перед храмом. Так дело обстояло, например, в древнегреческой религии. На другом полюсе стоят исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые представляют собой специализированные залы для религиозных собраний и предназначены больше для человека, чем для Бога.
В противоположность первому типу, где святость присуща храмовому пространству самому по себе, здесь именно факт культового употребления преобразует любое помещение, даже самое заурядное, в сакральное место. Время Несколько слов стоит также сказать о понятии священного времени. Здесь все еще сложнее. С одной стороны, его течение часто синхронно обычному повседневному времени.
С другой, оно не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации. Яркий пример — католическая месса, содержание которой — таинство евхаристии — раз за разом переносит верующих в ночь тайной вечери Христа и апостолов. Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием. Это некоторые отрезки циклов дня, недели, месяца, года и т.
В культуре они чаще всего принимают форму празднеств или, наоборот, дней скорби. Примерами того и другого могут служить Страстная седмица, Пасха, Святки, дни солнцестояния, периоды равноденствия, полнолуния и пр. В любом случае священное время организует ритуальную жизнь культа, определяет очередность и периодичность исполнения обрядов. Знания Чрезвычайно популярным во все времена был поиск тайного знания — некоторых секретных сведений, которые сулили своим обладателям самые головокружительные блага — власть над всем миром, эликсир бессмертия, нечеловеческую силу и тому подобные вещи.
Хотя все подобные тайны относятся к сокровенному знанию, не всегда они являются, строго говоря, сакральными. Скорее уж просто секретными и таинственными. Сакральные знания — это информация о потустороннем мире, обиталище богов и существ высшего порядка. В качестве наипростейшего примера можно привести теологию.
Причем речь идет не только о конфессионально богословии. Подразумевается скорее сама наука, изучающая на некотором предполагаемом потустороннем откровении божеств, мир и место в нем человека. Сакральные тексты Сакральные знания фиксируется в первую очередь в священных текстах — Библии, Коране, Ведах и др. В узком смысле слова, только такие писания и являются священными, то есть претендующими на роль проводников знания свыше.
Они как бы содержат в буквальном смысле сакральные слова, не только смысл которых, но и сама форма имеет значение. С другой стороны, собственная семантика определения сакральности позволяет включить в круг таких текстов и другой тип литературы — труды выдающихся учителей духовности, как, например, Талмуд, «Тайная доктрина» Елены Петровной Блаватской или книги Алисы Бейлис, довольно популярные в современных эзотерических кругах. Авторитет таких произведений литературы может быть разным — от абсолютной непогрешимости до сомнительных комментариев и авторских измышлений. Тем не менее, по характеру изложенной в них информации, это — сакральные тексты.
Действие Священным может быть не только какой-то конкретный предмет или понятие, но и движение. Например, что такое сакральное действие? Под этим понятием обобщается широкий комплекс жестов, танцев и других физических движений, имеющих ритуальный, сакраментальный характер. Во-первых, это богослужебные мероприятия — возношение гостии, возжигание благовоний, благословения и пр.
Во-вторых, это действия, направленные на изменение состояния сознания и перенос внутреннего фокуса в сферу потустороннего. Примерами могут служить уже упоминавшиеся танцы, асаны в йоге или даже простое ритмичное раскачивание тела. В-третьих, самые простые из священных действий призваны выразить определенное, чаще всего молитвенное, расположение человека — сложенные на груди или вскинутые к небу руки, крестное знамение, поклон и так далее. Сакральный смысл физических действий заключается в том, чтобы вслед за духом, временем и пространством отделить от профанной повседневности и вознести в область священного как само тело, так и материю вообще.
Для этого, в частности, освящается вода, жилье и другие предметы. Заключение Как видно из всего вышесказанного, понятие священности присутствует везде, где есть человек или же понятие о потустороннем мире. Но часто под эту категорию подпадают и те вещи, которые относятся к области идеальных, важнейших представлений самого человека. Действительно, что такое сакральное, как не любовь, семья, честь, преданность и тому подобные принципы социальных отношений , а если более глубоко — характеристики внутреннего содержания личности?
Отсюда следует, что священность того или иного объекта определяется степенью его отличия от профанного, то есть руководимого инстинктивным и эмоциональным началами, мира. При этом отделение это может возникать и выражаться как во внешнем мире, так и во внутреннем. В общекультурном смысле употребляется в приложении к явлениям культуры, к духовным ценностям. Сакральными называют непреходящие для человека и человечества ценности, такие, которыми люди не могут и не хотят поступиться ни при каких обстоятельствах.
Сакраментальное - освященное, святое, заветное. То, что признано святыней, подлежит безусловному и трепетному почитанию и охраняется с особой тщательностью всеми возможными средствами.
Сакральное могло быть источником не только блага, но и «скверны». Например, сакральным т. Источником скверны мог считаться человек, возвратившийся из путешествия или военного похода, т. В архаичных верованиях «нечистым» считалось все, что было связано с кровью, болезнью и смертью - нечистым не столько в гигиеническом смысле, сколько в смысле сосредоточения вредоносной силы, негативного сакрального. На избавление от скверны, нечистоты были направлены специальные ритуалы очищения, повседневная жизнь архаичных общностей была организована так, чтобы не допустить осквернения. Архаичные религии содержат множество запретов, касающихся пищи, одежды, взаимодействия с другими людьми, нарушить которые означает «оскверниться». Даже сегодня христиане, соблюдающие пост, боятся «оскоромиться», съесть запрещенную во время поста пищу, мусульмане и иудеи не едят свинину, так как свинья - нечистое животное.
Все современные религии. Правда, статус этого нечистого различается. В иудаизме, исламе, христианстве нечистое, запретное не считается сакральным, священным. Но это примеры уже довольно поздних религий, переживших долгую эволюцию. Чем архаичнее верования, тем заметнее изначальная связь сакрального и нечистого. Между собой они для нас схожи не больше, чем голоди изобилие, сон и бодрствование. И все же характерной чертой любой первобытной религии оказывается отсутствие четкого различения священного и нечистого».
Похожие слова
- Сакральный — Значение слова
- Что такое сакральный?
- Сакра́льный
- Сакральный викисловарь. Что означает слово сакральный
- Как найти сакральные знания
Разбираем тему: В чем разница между понятиями «сакральный» и «сакраментальный»?
Сакральный – это священный, относящийся к религиозным культам или ритуалам. Так, наиболее значимым является выявление сакрального как связи между человеком и Богом, между человеком и миром. САКРАЛЬНОЕ САКРАЛЬНОЕ, священное, святое (лат. sacer) — мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости. САКРАЛЬНЫЙ. священный, связанный с верой, относящийся к религиозному культу, обрядовый, ритуальный (см. Ритуал). Таким образом, сакральный, это значит тайный, что-то таинственное, доступное не всем. относящийся к религиозному культу, ритуалу. Значения слов синонимов к слову сакральный.
Словарь по мифологии М. Ладыгина
- Праздник в теории сакрального
- ВСТУПЛЕНИЕ
- Сакральный смысл что это значит простыми
- Большой современный толковый словарь русского языка
- Что такое сакральность
Сакральность
Происхождение (этимология) и значение слова сакральный. Однако если святость считается атрибутом высшей силы и всего божественного, то сакральность намного ближе к понятию священного, поскольку относится в основном к предметам и действиям. По э. дюркгейму, все религиозные убеждения так или иначе классифицируют явления, относя их либо к области сакрального (священного), либо к области профанного (светского). к области сакрального относятся те явления, которые рассматриваются и переживаю. Сакральный означает «священный, святой» в переводе с латыни. САКРАЛЬНЫЙ найдено 26 значений слова сакральный 1. прил. Относящийся к религиозному культу; обрядовый, ритуальный. Смысл и значение слова «сакральный» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Знания, значение слов, толковый словарь на развлекательном портале Что означает слово «Сакральный»: значение, пример применения и другая информация о слове.