Доля России в товарообороте Китая (5,1% в импорте, 3,3% в экспорте) значительно уступает основным недружественным странам, что сохраняет риски снижения торговли в случае вторичных санкций. Сложившиеся на мировом рынке цены ниже — 245 долларов за тонну. Что Россия готова поставлять на внешний рынок.
Объем экспорта России по странам и категориям
Какие российские товары пользуются спросом за границей в 2023 году | По данным экспертов, мировой рынок производства полиэтилена ежегодно показывает рост в среднем на 2%, и по итогам 2023 года составил ориентировочно 113 млн т. За последние 10 лет данный рынок вырос примерно на 22%. |
Экспорт в России | Объемы экспорта угля из России в 2023 г. сохранились на прошлом уровне, в пределах 220 млн т. Главными импортерами российского угля сейчас являются Китай и Индия. |
Федеральная таможенная служба | Что Россия готова поставлять на внешний рынок. |
Успехи на международной арене: названы лучшие экспортеры России 2023 года | 131,3 млн тонн, по консервативному - 111 млн тонн). |
Прогноз экспорта нефти из России в 2024 году сохранен на уровне 240 млн тонн
Несырьевой экспорт России достиг триллиона благодаря санкциям. Из-за потери европейских рынок Россия перенаправила экспорт сырья на Восток. Мы выбрали категории, где импорт в 2021 году был самым масштабным, и рассказываем, чем Россия, скорее всего, будет заменять эти товары. По данным ФТС России, за 9 месяцев 2023 г. товарный экспорт России составил 317 млрд долл. Это соответствует уровню 2018-2019 гг. и на 7% уступает показателю 2021 ый импорт России составил 213 млрд долл. Церемония их награждения состоится 19 октября на Международном экспортном форуме «Сделано в России», который состоится в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
Прогноз экспорта нефти из России в 2024 году сохранен на уровне 240 млн тонн
Крупнейшей статьей импорта являются машины, оборудование и транспортные средства. Их доля в импорте выросла на 5,1 п. Следом идет продукция химической промышленности, доля которой снизилась на 2,8 п.
Как осуществить демонтаж неонацистской бандеровской идеи? Будет ли реализована стратегия собирания русских земель? Отдельная сессия о происходящих актуальных интеграционных процессах новых российских регионов позволит сделать прогнозы о создании макрорегионального пространства Большой России.
В форсайт-форуме примут участие более 200 представителей федеральных и региональных органов власти, экспертных и научных сообществ, масс-медиа, общественных объединений, студенческая молодежь.
Что куда везем Нейтральные и дружественные страны на уровне правительств прилагают значительные усилия для перехода в торговле с нашей страной на нацвалюты. Правда, предприятия и банки этих стран не очень торопятся, но процесс идет. Насколько сильно на этот показатель влияет торговля с постсоветскими странами, из статистики, к сожалению, не видно. Дальше было бы правильно рассмотреть изменения в товарной структуре экспорта и импорта, но эти данные как раз сложнее всего получить.
В российской статистике они полностью закрыты, а в «зеркальной», как правило, идут с большой задержкой. Впрочем, общие тенденции можно понять из данных морских портов и РЖД по погрузке. Тут, собственно, ничего неожиданного не наблюдается: в мире набирает рост нехватка продовольствия, Европа отказалась от российского газа и нефти, но на нефть нашлись другие покупатели, да и сама Европа через различные схемы покупает уже официально «нероссийские» нефтепродукты, а со сжиженным газом процессы пока до конца не налажены. Статистика погрузки экспортных грузов в порты на сети РЖД показывает схожие тенденции. В качестве примера бурно растущего направления можно привести поставки кокса из России в Индию, которые, по данным индийского министерства торговли и промышленности, увеличились за восемь месяцев 2023 года в 2,3 раза год к году и достигли 4,3 млн тонн.
Что интересно, Индия увеличивает и закупку других содержащих углерод российских товаров — алмазов. В августе был поставлен рекорд, когда Индия приобрела их на 215,1 млн долларов. Предыдущий раз сравнимые закупки алмазов были в марте 2018 года 481 млн долларов. По экспортным поставкам непосредственно по железной дороге отдельных данных, к сожалению нет. Ситуация стабильно неопределенная Банк России ведет статистику по платежам в валютах дружественных и недружественных стран по внешнеторговым сделкам.
А как вообще выглядит статистика торговли с этими группами стран?
Россия почти не импортировала свинину, сократила долю импорта курицы и овощей Чем предстоит заменить: больше всего импорта было в категориях фруктов, алкоголя, кондитерских изделий, шоколада и сыров. Параллельный импорт продуктов питания Минпромторг не разрешил , так что придется ориентироваться на продукцию из стран, признанных дружественными 20 млрд долларов.
Трамплин в Азию: раскрыт объем российской внешней торговли за 2023 год
Последние новости российского рынка электронной торговли. Кейсы, статьи, интервью и самая актуальная информация о жизни e-commerce сегмента. По данным экспертов, мировой рынок производства полиэтилена ежегодно показывает рост в среднем на 2%, и по итогам 2023 года составил ориентировочно 113 млн т. За последние 10 лет данный рынок вырос примерно на 22%. По данным экспертов, мировой рынок производства полиэтилена ежегодно показывает рост в среднем на 2%, и по итогам 2023 года составил ориентировочно 113 млн т. За последние 10 лет данный рынок вырос примерно на 22%. РФ экспортирует медикаменты на внутренние рынки в основном стран СНГ – крупнейшими импортерами выступают Азербайджан, Казахстан и Узбекистан. Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков сообщил о расширении географии экспорта российской рыбы в 2023 году на 18 стран.
Тяжелая нефть, включая Urals, становится все более привлекательной для мирового рынка
Итоги импорта и экспорта сельхозпродукции в РФ за 2023 год. Статьи от специалистов ООО «Грейнрус» | Также устойчивы на индийском рынке позиции необработанных алмазов из России: они занимают третье место в списке наиболее востребованных российских товаров в стране, в которой сосредоточено почти 90% рынка огранки алмазов и драгоценных камней. |
Большой поворот. Российский экспорт окончательно ушёл на Восток и Юг | В прошлом году Россия экспортировала рекордный объем пшеницы на судах, зафрахтованных у международных компаний и трейдеров. |
Итоги импорта и экспорта сельхозпродукции в РФ за 2023 год. Статьи от специалистов ООО «Грейнрус» | и молочная продукция из страны были экспортированы в 77 стран, и этот показатель продемонстрировал положительную динамику по сравнению с предыдущим годом. |
Что экспортирует Россия кроме нефти и газа? | Экономика дилетанта | Дзен | Как сообщает РИА Новости, по итогам 2022 года Россия заняла 10-е место в рейтинге крупнейших мировых экспортеров. |
Успехи на международной арене: названы лучшие экспортеры России 2023 года
Эксперты отмечают , что при такой динамике Россия «по экспорту пшеницы за 2023-2024 год займёт первое место в мире, обогнав весь Евросоюз вместе взятый и, например, Канаду, которая долгое время была мировым лидером по экспорту зерна и в позорные перестроечные годы кормила граждан СССР, в то время как отечественный сельхозсектор стремительно деградировал». Однако не стоит спешить в воздух чепчики бросать. Придёт время — российские сельхозпроизводители займут первое место в мире по производству зерна. При том, что тенденция, как говорится, налицо….
Южная Корея 683,6 миллиарда долларов осталась на шестой строчке. Италия 657,2 миллиарда , Франция 626,7 и Канада 599 поднялись на одно место, заняв седьмую, восьмую и девятую строчки соответственно. С седьмого же места на 11-е упал Гонконг. Сильнее же всех собственные позиции нарастили Саудовская Аравия, поднявшаяся за год сразу на шесть мест — с 25-го на 19-е, а также Норвегия, взлетевшая с 33-й строчки на 28-ю.
Экспорт нефти по базовому сценарию предусматривает объем поставок в 2025 году в 247 млн тонн, в 2026-м - 257 млн тонн, что соответствует прогнозам, сделанным в предыдущем прогнозе.
Поставки за рубеж в 2027 году оцениваются в 269,8 млн тонн. По консервативному варианту экспорт прогнозируется в 2025 году в 237 млн тонн 245 млн тонн - предыдущая оценка , в 2026 году - 245 млн тонн 250 млн тонн ранее , в 2027 году - 249,9 млн т. Оценка экспорта нефтепродуктов из России в 2024 году как в базовом, так и консервативном сценариях составляет 131,3 млн тонн ранее по базовому - 131,3 млн тонн, по консервативному - 111 млн тонн.
Структура экспорта и импорта В структуре экспорта доля минеральных продуктов, в том числе продукции топливно-энергетического комплекса, сократилась на 4,9 п. Второй крупнейшей статьей являются металлы и изделия из них: ее доля выросла на 2,2 п. Третье место заняла сельскохозяйственная продукция, чья доля в экспорте выросла на 3,1 п.
Россия. Экономика. Экспорт
«С повышением роли России на мировом рынке возрастает потребность в нашей экспертизе. Наша оценка мирового рынка, тех событий, которые происходят, становится все более значимой», — отметил он. Что Россия готова поставлять на внешний рынок. Россия и Украина являются крупнейшими экспортерами инертных газов, и поскольку сейчас добыча на Украине приостановлена, а Россия ввела запрет на экспорт данной категории сырья, мировой рынок столкнется с большим дефицитом сырья для производства полупроводников.
«России будет нелегко». Эксперты оценили перспективы российского экспорта зерна
Сегодня Россия — вторая страна в мире по экспорту подсолнечного масла, свидетельствуют данные Минсельхоза. Мы обеспечиваем Индии 25% импорта подсолнечного масла, и 50% — Китаю. Россия вытеснила Украину с мирового рынка зерна. Свежие новости в России и мире. Новости, Россия, Владимир Путин, рынок, импорт.
Что экспортирует Россия кроме нефти и газа?
Передел сахарного рынка начинается и в ЕС: французские производители бьют тревогу по поводу наплыва «сладкой продукции» из Украины. Эксперты «НГ» подозревают, что украинский сахар становится инструментом переформатирования европейского рынка в интересах глобальных компаний. Всеобщая конфедерация свекловодов во Франции CGB призвала реэкспортировать украинский сахар за пределы Европы, передает агентство Bloomberg. По данным Еврокомиссии, это примерно в два раза больше, чем за предыдущий сезон. Требования производителей сахара похожи на те, с которыми выступают европейские аграрии из-за резкого увеличения экспорта зерна из Украины.
Несколько стран Восточной Европы запретили закупки агропродукции на том основании, что украинские поставки снижают местные цены, лишая таким образом маржи местных производителей. Украина поставила рекорд по объемам сахара на экспорт, сообщает украинская таможенная статистика. Только в сентябре 2023 года украинские компании экспортировали 25 тыс. Показатели были выше только с 2016 по 2018 год, когда Украина экспортировала в целом за сезон около полумиллиона тонн больше всего в 2017 году —599 тыс.
Скандал разразился в 2019 году, когда РФ в лице министра финансов Антона Силуанова попросила Евразийскую экономическую комиссию рассмотреть вопрос об отмене преференций Казахстана на импорт белого сахара. Из дешевой украинской продукции производились кондитерские изделия, которые поставлялись в РФ. Российские аграрии заявляли тогда о потерях по 70—80 млрд руб.
Мировой экспорт услуг с 2005 по 2021 гг. При этом в 2015—2019 гг.
Однако в 2020 г. Несмотря на рост в 2021 г. Динамика мирового экспорта услуг трлн долл.
Какие меры поддержки сейчас наиболее востребованы у экспортеров? Насколько они эффективны?
Вероника Никишина: Мы ведем активную работу по поддержке экспортеров на всех этапах экспортной сделки, и у каждой компании свои запросы на поддержку. Если брать государственную поддержку экспорта, программы Правительства, то, как я уже сказала выше, РЭЦ, как агент Правительства, на данный момент реализует 10 программ государственной поддержки, и эти программы пользуются высоким спросом у экспортёров. Здесь много примеров, мы получаем в прямом смысле слова тысячи заявок, по отдельным программам поддержки в этом году мы получили даже более 2000 заявок, по некоторым бюджет программы был исчерпан за половину установленного срока проведения отбора. Среди самых востребованных программ по итогам 2023 года - компенсация затрат на транспортировку сельскохозяйственной продукции и продукции промышленности, участие в деловых миссиях в рамках коллективных экспозиций Made in Russia, компенсация затрат на сертификацию продукции на внешних рынках. А самые популярные услуги от РЭЦ - образовательные и аналитические услуги консультации по экспорту в отдельные страны, товарно-страновая аналитическая информация, База знаний экспортера новый цифровой продукт, включающий информацию по широкому набору тем, нетарифным барьерам и пр.
В этом году мы провели более 140 консультаций для бизнеса по всем основным вопросам ВЭД - от особенностей отдельных рынков в том числе и таких, как Буркина-Фасо и Эквадор, например и стратегия продвижения на них до тонкостей деловой коммуникации и вопросов регистрации и сертификации. Это одна из самых востребованных услуг: ею воспользовались за год более 3 тысяч уникальных экспортеров. А более 7,5 тысячи уникальных компаний прошли обучение в Школе экспорта РЭЦ. За 9 месяцев объем продаж в нацмагазинах более чем в 3 раза превысил показатель за весь 2022 год и составил порядка 800 млн рублей. Чем помогаете небольшим компаниям?
Вероника Никишина: Мы видим существенный рост спроса на экспортную поддержку МСП, изменение его структуры и стараемся максимально оперативно реагировать на запросы бизнеса. Поиск, в широком смысле этого слова, включает в себя такие меры поддержки, как участие в выставках и бизнес-миссиях за рубежом, организацию B2B переговоров, размещение продукции на маркетплейсах. География - 18 приоритетных, "теплых" для экспортеров стран. И результат - заключены экспортные контракты на сумму свыше 16 млрд рублей. В том числе, например, помогли частной пивоваренной компании выйти на поставки в Индию и Иран, производителю гастроэнтерологического оборудования - выйти в Турцию благодаря выставке Expomed.
Был и кейс, когда наш производитель АПК на бизнес-миссии вышел на контракт на сумму 1 млрд рублей. Отмечу, что МСП в целом - это значимый драйвер экспорта. В прошлом году малые и средние компании поставили товаров ННЭ на 46 млрд долл. То есть каждый пятый доллар несырьевого неэнергетического экспорта обеспечен компаниями именно МСП сегмента. Для чего эта гонка российским экспортерам?
Конечно, китайский рынок - крайне перспективный для российских товаров, стратегически важный в условиях внешнего давления. Однако он отличается очень жесткой конкуренцией, присутствуют все ключевые транснациональные компании. Сейчас, особенно после открытия китайского рынка и снятия ковидных ограничений, рынок Китай вызывает колоссальный интерес у экспортеров, и РЭЦ ведет активную работу по продвижению российского экспорта в Китай. Планируем масштабно выводить российских экспортеров в Китай. Ведется работа и над снятием барьеров: например, в этом году на рынок наконец-то получили доступ наши производители свинины, это большой прорыв.
РЭЦ присутствует на ключевых деловых площадках Китая, организует экспозицию под брендом "Сделано в России" для участия российских компаний в крупнейших выставках Китая, а также организует многоотраслевые и узкоспециализированные бизнес-миссии. РЭЦ также организовал деловые миссии в сфере рыбной промышленности в КНР и в сфере промышленного оборудования в рамках Международной китайской выставки импортных товаров и услуг. На предстоящий год также запланированы ряд мероприятий China International Import Expo и деловая миссия в сфере сельского хозяйства в рамках выставки World Agricultural Expo. Учитывая тенденции развития электронной торговли, РЭЦ c 2019 года реализует программу развития сети национальных магазинов российских товаров в Китае. Всего РЭЦ открыл 24 национальных магазина под брендом Made in Russia на ключевых зарубежных маркетплейсах.
Это онлайн супермаркеты, где иностранный потребитель может купить все необходимое: например, сладости, бытовую химию, косметику, даже уголь для мангала. Всего представлена продукция более 700 компаний, и мы продолжаем расширяться. В этом году бренд "Сделано в России" зазвучал по-новому. Насколько востребована поддержка продвижения именно под общим знаменем? Вероника Никишина: Всё упирается в узнаваемость и репутацию.
Их отсутствие - один из самых сильных барьеров для роста продаж нашей продукции в других странах. Мировой опыт показывает, что продвигать продукцию намного эффективнее под зонтиком "Сделано в" такой-то стране. Вы продвигаете не только сам товар, но и транслируете культурный код страны, определенные ценности. За рубежом во многом сохраняется стереотипное и архаичное восприятие России и продукции, которую она может предложить, особенно на фоне постоянно усиливающейся конкуренции. Без изменения этого образа, наполнения его новыми современными смыслами, которые отвечали бы реальной ситуации, осуществить такой рывок просто невозможно.
Наша цель - сделать так, чтобы российскую продукцию потребители на новых рынках узнавали сразу. Основное условие участия в программе для бизнеса - прохождение добровольной сертификации "Сделано в России", которая подтверждает улучшенные характеристики продукции по 4 направлениям: надежность, экологичность, органическое происхождение, уникальность. За год отечественные производители из самых разных отраслей получили сертификат "Сделано в России" уже более чем на тысячу товаров. Так создается пул активных компаний, которые задают планку качества продукции для продвижения на внешних рынках. Зарубежные рынки очень разные, но под каждую отрасль, под каждую страну, которую мы считаем перспективной для развития торгово-экономических отношений, мы используем свои инструменты "Сделано в России" и обеспечиваем индивидуальный, таргетированный подход к продвижению на каждом рынке под зонтиком нашей "птички".
Куда будет двигаться РЭЦ? Поделитесь планами. Вероника Никишина: Мы верим, что для российских товаров и услуг нет границ. И РЭЦ продолжит оказывать полную поддержку российским компаниям на пути к внешним рынкам в меняющихся реалиях. Куда мы идем и к чему мы готовимся?
По мнению экспертов, методология SIPRI вызывает вопросы, главный из которых заключается в использовании относительных, а не абсолютных цифр. Без точных данных по объемам поставок вооружений ранжировать страны не вполне корректно. Но то, что не вызывает вопросов ни у кого — Россия уверенно занимает второе место в мире на рынке экспорта вооружений, и единственным серьезным конкурентом нашей страны являются пока только Соединенные Штаты. По словам Борисова, Россия сотрудничает практически со 100 странами мира, а портфель заказов по линии военно-технического сотрудничества ВТС на протяжении последних лет держался на уровне не ниже 45 млрд долларов, а к концу 2018 года составил 55 млрд долларов. Продажи российского оружия демонстрируют стабильный рост. По данным «Рособоронэкпорта» в 2015 году было поставлено вооружений и военной техники ВВТ на сумму 12,7 млрд долларов, в 2016 году объем экспорта составил порядка 13 млрд долларов, в 2017 году — 13,4 млрд долларов, а в 2018 году объем поставок достиг рекордных 13,7 млрд долларов. Отметим, что данная сумма превышает аналогичный показатель 2017 года почти на четверть.
Сегодня оборонным предприятиям, причем лишь некоторым из них, разрешено экспортировать только комплектующие и запчасти для поставленных через «Рособоронэкспорт» вооружений.
Чего больше всего импортировала Россия и чем это предстоит заменить
По словам первого вице-премьера, объем экспортных поставок России на рынки дружественных стран в 2023 году составил $360 млрд, это рост на 60% по сравнению с 2021 годом. Экспорт подскочил на 20% при спаде импорта на 12%. Bloomberg, американское агентство экономических новостей, на днях озвучило свои соображения относительно перспектив России на рынке мирового производства пшеницы. до $58,5 млрд, импорт сократился на 4%, до $41,6 млрд.
Сальдо внешней торговли России сократилось в 2023 году в 2,4 раза
Экспорт в России - последние новости экспорта на | Ситуацию на российском зерновом рынке представил гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. |
Какой объем внешней торговли у России | Новости Росстата. Популярные ресурсы. |
Новые рекорды России на мировом оружейном рынке
Реагируя на рост интереса деловых кругов к рынкам этих стран, были подготовлены и проведены Российско-Китайский бизнес-форум май ; Международный экономический форум «Россия — Исламский мир: KazanForum 2023» май ; 2-й Саммит Россия — Африка и Экономический и гуманитарный форум июль и др. Отдельно хотел бы отметить досрочное достижение цели по наращиванию двусторонней Российско-Китайской торговли товарами и услугами до 200 млрд долл. США к 2024 году», — привёл данные замминистра. Одним из наиболее важных достижений ушедшего года Владимир Ильичев назвал присоединение России к Рамочному соглашению ООН по упрощению процедур безбумажной торговли с партнерами по Азиатско-Тихоокеанскому региону. Работа по дальнейшей имплементации соглашения позволит России участвовать в формировании правил игры в сфере электронной торговли в регионе, сблизить правовые и технические подходы к обмену электронными документами и торговыми данными с дружественными странами, а также решить вопрос по взаимному признанию этих документов на трансграничном пространстве. Замминистра отметил работу по продвижению интересов России на мировом рынке в условиях глобального политического давления. Так, по линии сотрудничества с АТЭС, несмотря на давление с американской стороны, в итоговых документах отражены позиции России по вопросам поддержки многосторонней торговой системы, упрощения процедур торговли, а также укрепления цепочек добавленной стоимости.
Единственными экономиками из топ-30, чей экспорт упал, стали Япония падение на 1,3 процента и Гонконг 9,2 процента. Ранее сообщалось , что Россия свела на нет усилия Запада по заморозке активов. Подпишитесь и получайте новости первыми Читайте также.
Отметим, победители «Экспортера года» получат различные бонусы от РЭЦ. Церемония их награждения состоится 19 октября на Международном экспортном форуме «Сделано в России». Принять участие в конкурсе могли как крупные промышленные предприятия, так и компании малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели. Определение победителей конкурса проходило в два этапа. На первом этапе определили победителей на уровне каждого федерального округа. Затем из числа компаний, занявших первое место по итогам окружного этапа, отбирались победители конкурса на федеральном уровне. Премия «Экспортер года» учреждена Правительством Российской Федерации и проводится в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Как всероссийский конкурс она проводится последние 5 лет. За это время в конкурсе приняло участие более 6200 компаний. Организаторами конкурсами выступают Российский экспортный центр входит в ВЭБ.
Нам важно быть к этому готовыми, и смещение инвестиционного потока, структуры формирования доходов в сторону производства высокопередельной продукции и ННЭ - самый верный ответ на эти вызовы. За последние 10 лет, с 2013 г. Будущее именно за ННЭ, это наш стратегический ориентир, от которого зависит стабильность и устойчивость российской экономики. А что Россия может предложить на внешнем рынке в перспективе, помимо наших традиционных статей экспорта? На какие отрасли сейчас нужно делать упор? Вероника Никишина: Предложить мы можем то, что сами умеем делать и чем располагаем в силу ресурсного, научного, производственного и природно-географического богатства страны. Значительная часть дружественных стран - это развивающиеся экономики, которые ориентированы на качественный опережающий рост. Как следствие, представляют собой рынки сбыта растущей емкости с перспективными траекториями прироста потребления. Мы успешно поставляем в дружественные страны услуги информационной безопасности и защиты критических инфраструктур, цифровизации взаимодействия государства и бизнеса, "электронного правительства", создаем за рубежом инфраструктуру и транспорт, в первую очередь железнодорожный, энергетическую инфраструктуру - трубопроводы, ГЭС и, конечно, АЭС, центры обработки данных. Это открывает для нас большие возможности в части экспорта высоких переделов и новых технологий - ведь такие крупные инвестиционные проекты, как строительство трубопровода, завода или метро в дружественных странах, создают спрос для десятков и сотен российских поставщиков. Такие проекты позволят нам войти в партнерства, построенные не на разовых товарных поставках, а на долгосрочном взаимодействии, встречных инвестициях, кооперационном производстве высокотехнологичной продукции. При этом Россию на этих рынках рассматривают как независимого альтернативного поставщика и партнера. Ведь технологический суверенитет, необходимость которого, я думаю, осознали для себя все экономики мира в прошлом году - это не про делать всё самим, а про выстраивать устойчивые производственные и кооперационные цепочки с надежными партнерами и не зависеть от одного поставщика. Вклад в инфраструктуру, безопасность, развитие дружественных стран влияет и на восприятие нашей страны, наших экспортеров за рубежом. Здесь, кстати, отмечу успехи российских креативных индустрий - ряд компаний кино- и мультипликационного производства, производители компьютерных игр успешно продают продукцию на крупнейших рынках, в том числе в Китае. Ряд отечественных анимационных проектов уже получили популярность на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В частности, за рубежом очень любят наших "Машу и Медведя", "Смешариков", "Лунтика". В этом году иностранные зрители оценили "Чебурашку" и анимационный фильм "Чинк: хвостатый детектив". На внешние рынки выходят, например, "Фиксики". Каждый год мы видим сотни успешных кейсов производителей и поставщиков самой разнообразной продукции: от конфет с кедровыми орехами из Томской области до всем известного пива из Санкт-Петербурга, от кинопродукции до сервисов по созданию программ лояльности, от облачных решений и систем слежения до вертолетов и оборудования для предприятий АПК. Мы работаем над тем, чтобы экспорт был доступен каждому предпринимателю. И чем больше наших предпринимателей поймут свои экспортные возможности, тем больше мы сможем предложить внешнему рынку. Какие сложности на пути к внешним рынкам сохраняются и что с ними нужно делать? Вероника Никишина: Где сложности, или, лучше сказать, вызовы - там и возможности. Как я уже сказала, перед нами огромные, быстрорастущие рынки сбыта. Что нам мешает радикально увеличить на этих рынках наше присутствие и что с этим делать? Три главные вещи, которые нам нужны и которые мы получим - доверие потребителя, допуск на рынки, товаропроводящая инфраструктура. Доверие потребителя и партнера - как скажет бизнес, это самое сложное. Наш агроэкспорт в виде зерна и масла уже присутствует почти во всех этих странах кроме Индонезии и Бразилии , но мы работаем над тем, чтобы добраться до конечного потребителя с нашей продовольственной продукцией высоких переделов - а для этого потребитель должен знать нашу продукцию и доверять ей. Это вызов, и справиться с ним должен помочь национальный бренд "Сделано в России", которому мы в прошлом году придали новые "вкус и цвет". В Китае, ОАЭ, Вьетнаме уже лед тронулся, в других странах пока работаем, но шансы встать на полку у наших товаров очень высокие. В части допуска на рынки - многие из интересных нам стран защищают свой внутренний рынок высокими тарифами Индия, ОАЭ, страны Африки. Но в промышленности они реализуют программы локализации, такие проекты уже обсуждаются и даже реализуются в ряде стран. Все это, как я говорила, наукоемкая, технологичная продукция, которая позволяет нашим поставщикам за счет обслуживания таких проектов закрепиться на целевом рынке на долгие годы. Эта работа Правительством ведется комплексно, с учетом участия нашей страны в Евразийском экономическом союзе. Мы продолжим расширять зоны свободной торговли ЕАЭС на выгодных для России условиях - например, такое соглашение готовится к подписанию с Ираном, такая зона уже действует с Вьетнамом. Мы со своей стороны готовы поддерживать экспортные проекты с тем, чтобы наши компании были ещё более конкурентоспособны на внешних рынках. И, конечно, чтобы продолжать развивать экспорт ННЭ, нам надо помочь бизнесу в доступе к товаропроводящей инфраструктуре - это транспортные, складские и распределительные мощности, логистический сервис, новые маршруты, финансовое обслуживание - страхование, платежи. Для этого вместе научиться работать как в России, так и за рубежом в формате совместных проектов, промышленных зон, международных логистических коридоров. Наши партнеры - логистические компании при содействии и поддержке РЭЦ запустили и развивают ряд логистических сервисов в дружественные страны. Например, специализированные транспортные решения Российских железных дорог. С 2019 года работает контейнерный сервис "Агроэкспресс". Он сокращает сроки доставки скоропортящихся продуктов для экспортеров, и здесь мы работаем на загрузку транспортных систем ЕАЭС, не только российских. Это совместный проект РЭЦ и "РЖД Логистика", который позволяет доставлять максимально свежую мясную, молочную и кондитерскую продукцию в специальных контейнерах в Китай, Вьетнам и другие страны. Также помогаем находить партнеров по запросам экспортеров. В этом, в частности, помогают наши представители за рубежом. В 2023 году при участии Направления зарубежной сети РЭЦ были заключены 182 внешнеторговых контракта на общую сумму 1,13 млрд долл. Вероника Олеговна, а какие итоги работы РЭЦ за этот год вы уже можете подвести? Вероника Никишина: Хочу сказать, что мы сильно окрепли за последние два года. Недружественные действия в отношении всей Группы компаний нанесли болезненный удар по нашей работе. Однако мы не сложили руки и продолжили работу, адаптировали свое продуктовое предложение, перестроили платежно-расчетные механизмы. Например, добавили продукты для импортеров, "продвинули" корректировку ряда мер государственной поддержки и появление новых.