Святки — славянский праздник, который традиционно отмечался 12 дней от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января). Что делать на Святки. Верующим предписывалось славить Рождество и Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа, посещать богослужения – ведь не только же за накрытым столом проводить святые дни. Святки 2019: что можно и что нельзя делать на Святки. Святки упоминаются в церковном уставе Саввы Освященного, который был написан в VI веке. Главным отличительным знаком Святок всегда были заклинания на весь год и гадания о будущем, чтобы узнать о предстоящем урожае.
Семь дней Рождества и Святки: почему важно веселиться правильно
Рождественские Святки — очень интересный период, когда христианские традиции тесно переплетаются с языческими. Традиции и запреты Рождества 2024: почему нельзя гадать на Святки. Статья Святки, Связь праздника с зимним солнцестоянием, Церковные правила, Святочные гуляния, Святки в русской культура. 5 января - 43112967184 - Медиаплатформа МирТесен.
Святки: что нельзя делать, гадания, обычаи, традиции праздника
Период Святок совпадал с православным праздником Рождества Христова. Что нельзя делать в Святочную неделю? В Святки не назначают свадьбы, венчания и крещение детей. Мы поговорим о Святках или Святых Днях — какой смысл несет этот праздник, когда будут Святки в 2022 году, что обычно делают на Святки и какова история происхождения.
Содержание
- Не принято давать взаймы: что еще нельзя делать во время Святок
- Черти, мертвые, святые. Как в святки на Руси боролись с нечистью и приваживали суженых - ТАСС
- Рождественские Святки 6-19 января: история и традиции праздника | Образовательная социальная сеть
- Святки 2024 - Православный журнал «Фома»
- У православных начинаются Святки: что можно, а что нельзя делать до 18 января
Зеленые святки: что строго запрещается делать 1 июня
Наряжаясь в шкуры, маски, распевая песни и устраивая такие погромы, народ уподоблялся нечисти, старался с ней слиться, чтобы иметь возможность пообщаться и попросить потусторонние силы исполнить их заветные желания. Главное, о чем просили — хороший урожай. Однако в числе пожеланий были также материальное благополучие, удачный брак и вообще все, о чем мечтали люди того времени. Кстати, обычай купаться в проруби на Руси тоже был известен задолго до принятия христианства.
Например, арабский путешественник и купец Ибн-Даста примерно в 30-е годы X века описал этот обряд. Словене погружаются в прорубь, ибо они язычники и таким образом почитают суровое ледяное божество своей холодной родины. Как отмечали Святки после принятия христианства Отношение православной церкви к народным святочным гуляниям было негативным.
VI Вселенский собор, прошедший в 680—681 годах, постановил запретить гадания, обычаи колядовать и «рядиться». На смену им по примеру Византии полагалось посещать тюрьмы, помогать бедным и вообще принимать у себя любого гостя, так как считалось, что с ним приходит Божья благодать. Отсюда вытекает и традиция петь тропари на Рождество, то есть прославлять Христа, появившегося на свет.
Таким образом, языческие колядки сменились духовными песнями , и обычай ходить по домам, чтобы получить угощения, обрел вполне одобряемую церковью форму. Кондак Рождества Христова, глас 3 Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог. Икос: Едем Вифлеем отверзе, приидите видим, пищу в тайне обретохом: приидите, приимем сущая райская внутрь вертепа.
Тамо явися корень ненапоен, прозябая отпущение: тамо обретеся кладезь неископан, из негоже Давид пити древле возжадася. Тамо Дева рождши Младенца, жажду устави абие Адамову и Давидову. Сего ради к Нему идем, где родися Отроча младо, Превечный Бог.
Однако народные традиции, далеко не всегда сопоставимые с христианскими правилами, не исчезли спустя много веков после крещения Руси. Люди продолжали гадать и проводить ритуалы для общения с нечистой силой. Страх перед наказанием свыше людей не останавливал, ведь считалось, что после купания в проруби на Крещение все грехи смывались.
Можно делать обереги, лучше своими руками. Это может быть простая рукодельная работа, поделка, во время которой стоит думать о хорошем, а затем подарить близкому человеку. Обращайте внимание на сны, они могут быть вещими. Можно не смотреть значения в сонниках, а прислушаться к своим ощущениям после сна, подумать, что для вас значит тот или иной образ. Конечно, главным ритуалом Святок являются гадания — в компании и в одиночку. Есть множество способов узнать свое будущее. Лучше выбирать безопасные, как для тела, так и для души.
Некоторые, чтобы защититься от нечистой силы, рисуют мелом или углем на дверях и окнах крестики. Еще в Святки принято колядовать, ходить по домам, петь песни, читать стихи, желать хозяевам добра и здоровья. В народе говорят, что в период до Крещения нельзя пересчитывать деньги, это может привести к нищете.
А колядка — праздничная рождественская песня. Окунание в святую воду Маска, личина, воспринималась как перевоплощение, человек как бы переставал быть собой, поэтому ряженому в этот день позволялось то, что считалось срамным и непозволительным в любое другое время.
Такая связь с нечистой силой была не страшна в преддверии Крещенья, когда окунание в святую воду, считалось, очищало любой грех и порчу. Катание на санях Это весёлое развлечение описано в романе Льва Толстого «Война и мир». Катались на санях с ледяных гор, при этом парни старались подрезать и повалить сани с девушками, чтобы успеть в получившейся неразберихе украсть у девушек поцелуй. На святки часто создавались пары, ведь завершало святочные вечеринки Крещение, после которого начинался период свадеб. Так молодёжь проводила святки.
Будем и мы помнить главную цель святочных праздников — веселиться и угощать гостей, что означает «святить», славить тем самым родившегося Спасителя. Святочные гадания Святочные гадания начинаются с вечера 6 января — в рождественскую ночь принято ворожить и загадывать желания. Предметом ворожбы было замужество. Именно этот вопрос задавали все молодые девушки: кто будет суженым, как он будет выглядеть, будет ли богатым или бедным? Некоторые девушки умудрялись узнавать даже имя суженого.
И среди знати, и среди простого народа, как в деревнях, так и в городах, было принято в период Святок собираться вечерами всей семьей, звать родных и друзей на так называемые «святые вечера». Император Александр III заложил традицию посещения рождественских «елок» для офицеров и солдат членами императорской семьи. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки.
Для офицеров праздник устраивался на второй день Рождества в Арсенальном зале Гатчинского дворца, где ставили елку и стол с подарками, а после их раздачи было чаепитие. Простые горожане тем временем катались с гор, в санях, посещали рождественские представления в балаганах. В Москве на Соборной площади наряжали елку, в Манеже проходили самодеятельные концерты, а на Воробьевых горах с 1891 года один из московских рестораторов организовывал фейерверк.
В наши дни многие из этих традиций возрождаются. Рождественские балы проходят во многих городах России и пользуются большой популярностью. Многие музыкальные коллективы и просто группы энтузиастов уже много лет устраивают праздничные колядования, славления Христа и в парках, и на улицах, и в больницах, и в торговых центрах… К середине XIX века в литературе, сначала зарубежной, а потом и русской, возник особый жанр — святочный, или рождественский, рассказ.
В нем непременно есть место чуду — сказочному либо просто «случайному» стечению обстоятельств. Герой такого рассказа, в начале находясь в трудной ситуации либо в духовном кризисе, непременно преображается в финале рассказа, обычно счастливом. Основателем жанра святочного рассказа считается Ч.
Диккенс с его знаменитой «Рождественской песней в прозе». В русской традиции святочных рассказов большое место занимает социальная тематика, например, «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. Достоевского, святочные рассказы Лескова.
Святки — что это за праздник? История с традициями и обрядами
«Деньги от вас отвернутся»: что можно и нельзя делать в Рождественские святки. Что нельзя делать в Святочную неделю? В Святки не назначают свадьбы, венчания и крещение детей. Мы поговорим о Святках или Святых Днях — какой смысл несет этот праздник, когда будут Святки в 2023 году, что обычно делают на Святки и какова история происхождения. Народные приметы на Рождественские святки: что нужно делать до 18 января, чтобы 2024 год был удачным. Поэтому в святки не надо оставлять ту внутреннюю работу, которая велась весь православный пост.
Святки: что это за праздник, традиции и обычаи
Подробнее о том, что нельзя делать с 7 января по 19 во время Святок, — в материале Что делали на святки? В традиции дохристианской Руси на святки было принято. Святки особенно насыщены магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, что выделяет святки из всего календарного года. Святки упоминаются в церковном уставе Саввы Освященного, который был написан в VI веке.
«От звезды и до воды»: что такое Святки и как их праздновали на Руси
С «пограничностью» периода между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в своё будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий [22]. В Новгороде со второго дня Святок окрутников до Богоявления наряженные ходят по городу в те дома, где в знак приглашения стоят на окнах зажжённые свечи, и потешают хозяев шутками, сатирическими представлениями, песнями и плясками. В Тихвине на Святки делается большая лодка, которая ставится на несколько саней, и по улицам везётся множеством лошадей, на которых сидят верхом «окрутники». В лодке находятся ряженые в масках «святочники» с разноцветными флагами, которых называют окрутниками, кудесниками, куликами, щеголями. Во время поездки они поют, играют на различных инструментах, шутят. Их сопровождает много народа, зажиточные горожане угощают вином и кушаньем [23]. В Псковской губернии в Торопце девушки откупали на Святки дом у какой-либо вдовы, ставили скамейки до потолка в виде амфитеатра, посреди вешали огромный фонарь со множеством свечей, сделанный из цветной бумаги и украшенный разноцветными лентами.
По сторонам ставят скамейки для парней. Когда все места в амфитеатре займут девушки, открывают ворота и впускают ребят, при этом каждого гостя встречают песнями с припевом: Дунай, Дунай, многолетствуй! И с твоею полюбовницей! Святочный период[ править править код ] Во многих славянских традициях Святки делились на две половины — до Нового года и после.
С самого утра люди начинают готовиться к празднику: приготавливают еду 12 блюд , приводят в порядок дом, кормят скотину если есть , возвращают долги. При этом важно, чтобы в этот день вся семья была в сборе, так как было раньше поверье, что если член семьи в Сочельник отсутствует, то весь год у него будет суматоха. Для умерших ставили блюдца с узваром и сочивом на окно. В вечернее время семья выходила на улицу, чтобы изучать звёзды. Если небо было звездным, то по примете весь год будет плодородным. После того, как в небе появлялась на первая звезда, можно было садиться за стол. Начинать трапезу нужно было с сочива. Также в этот день раньше подбирали особую одежду: одна должна быть новой и светлой. Раньше обязательно устраивали пир, готовили праздничные блюда из мяса в частности, из свинины и устраивали народные гуляния — щедровки. Рекомендовалось в этот день готовить щедрую кутью и накрывать богатый стол. Принято было, чтобы мужчины с утра проводили обряд «посевания». Хозяйки же старались избавиться от старой и ненужной одежды — сжигали её.
На Святки хозяйки пекут пироги и закладывают в некоторые из них монетки. Кому попадется монетка, тому и быть богатым. С Рождественского сочельника 6 января до Старого Нового года 14 января хозяйкам нельзя выметать сор из избы. Затем необходимо смести в кучу весь мусор, вынести его во двор и сжечь, чтобы год прошел в мире и благополучии. Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Приметы: За ужином в Рождественский сочельник 6 января необходимо отведать все блюда, которые имеются на столе, чтобы в доме был достаток и сытость. Чтобы год был удачным, все старались в Рождественский Сочельник вести себя за столом сдержано и как можно меньше разговаривать.
На Русском Севере в период святок были очень распространены ритуальные бесчинства, когда молодежь озорничала и хулиганила. Могли залить крыльцо водой — дверь не открывается, порог скользкий. Припирали дверь, чтобы люди не могли выйти из дома. Инструменты закидывали на крышу, дрова разбрасывали по всему двору. Можно было осыпать двор золой или измазать ворота сажей, заложить дымоход или опустить в трубу веревочку с перьями — тяга прекращалась, весь дым шел в дом. Чаще всего так наказывали людей, которых недолюбливали или которые отказались угостить колядующих. Подростки могли вытоптать дорогу от дома парня к девушке, чтобы выставить напоказ отношения, которые в обычной жизни не афишировались, отмечает Ксения Осипова. Кулешменцы и козульки — На территории Костромской области была традиция наряжаться кулешменцами. Обычно парни брали тулуп, выворачивали его наружу мехом, мазали лицо сажей, надевали неказистые шапки-ушанки, чтобы выглядеть как черти. В таком виде ходили по деревне, пугали девушек или прохожих, — рассказала Осипова. Согласно поверьям, кулешменцы в период от Рождества до Крещения выходят из воды и могут ходить по земле в образе людей. Нередко они являются в облике бабы с ребенком, которая приходит в гости и сидит в доме до тех пор, пока не наступит Крещение. До того как будет освящена вода, кулешменец должен убежать и прыгнуть в водоем, чтобы успеть вернуться в свой мир. Само слово не очень ясно с точки зрения происхождения. Есть версия, что русские заимствовали это название из языка коми, где кулюшун — водяной дух, бес, черт, — объясняет Осипова. Молодые мужчины рядились в чертей, другую самую разную нечисть, изображали покойников и разыгрывали шуточные похоронные церемонии, чтобы повеселить и попугать соседей. Для этого делали страшные маски, мазались белилами и сажей, вставляли вырезанные из репы огромные зубы. А на севере, например, в Архангельской области, одевались в медведей. Но и нечистой силе в этот короткий период празднования доставалось: в Архангельской области существовал обычай сжигания Кикиморы — соломенного чучела. Это должно было принести хороший урожай и счастливую жизнь молодоженам. Ими угощали колядовщиков за песни. Считалось, что такие фигурки придадут здоровья тем, кто их съест. В Костромской области пекли "кресты" — булочки в виде крестиков. Их не ели, а клали в зерно — считалось, что так оно лучше сохранится, — рассказывает Ольга Моргунова.