Перед 200 собравшимися в зрительском зале гостями выступили известный режиссер Сергей Дебижев, который сыграл роль в фильме Алексея Балабанова "Брат-2", руководитель киностудии "Лендок" Алексей Тельнов и режиссер байопика Константин Смилга. Еще одной памятью о режиссере станет книга "Балабанов", вышедшая в издательстве журнала "Сеанс". Балабанов – не самый легкий режиссер, изначально мы не ставили целью сделать легкое, смотрибельное кино. Сергей Сельянов, основатель кинокомпании СТВ и продюсер многих фильмов Алексея Балабанова, рассказал в интервью «Ведомостям» о нереализованных проектах режиссера. Еще одной памятью о режиссере станет книга "Балабанов", вышедшая в издательстве журнала "Сеанс".
Алексей Балабанов
- «Снимать по чужим сценариям — плохо»
- Документальный фильм «Алексей Балабанов. Послесловие…» покажет Первый канал к юбилею режиссера
- Все фильмы Алексея Балабанова | Канобу
- «Этот «Оскар» — одни убытки!»
Он видел судьбу Европы еще 15 лет назад: как фильмы Алексея Балабанова предсказывали будущее
Они искренне удивлялись тому, как точно русский ухватил суть жизни в Америке. Говорили, что «Брат-2» - самое честное кино, которое они видели. Это был бешеный успех. Но именно с этого момента в жизни Балабанова началась черная полоса из которой уже не было выхода. Съемки следующего фильма закончились трагедией Кадр из фильма "Река" 2002 г. На волне успеха Балабанов решил снять фильм «Река» о колонии прокаженных в далекой Якутии, где действие происходило в конце 19 века.
Денег не хватало, поэтому снимали поближе, в Мурманской области. Однажды, когда Балабанов возвращался домой со съемок, внедорожник, в котором находился он и его семья, слетел с дороги. Оператору Сергею Астахову, который был за рулем, пришлось уходить от лобового столкновения с вылетевшей навстречу машиной. Все, кто был в машине, получили серьезные ранения, а исполнительница главной роли Туйара Свинобоева от полученных травм умерла в больнице. Духовник Алексея считает, что режиссера остановили Кадр из фильма "Река" 2002 г.
После аварии Балабанов проводил много времени в храме Михаила Архангела недалеко от Углича. Он часами разговаривал с отцом Рафаилом, ставшим его духовным наставником. Тот уверен, что ДТП, в которое попал режиссер, не было случайностью. То, что погибла исполнительница главной роли, было предупреждением режиссеру, что нельзя снимать смерть, тем более, делать это так откровенно и кроваво, как это делал Балабанов в «Реке». Отец Рафаил говорит: «Он задумал сделать такую чудовищную страшную вещь про жизнь человеческую… Может, господь остановил, не знаю…» Балабанов не прислушался к предупреждению Источник - wikimedia Съемки «Реки» свернули, но Алексей не отказался от других своих проектов.
И в сентябре 2002 года потерял почти всю свою съемочную группу вместе с лучшим другом, Сергеем Бодровым. Легендарный «Брат» погиб в Кармадонском ущелье под лавиной из камней, грязи и льда. Место съемок ему подсказал не кто иной, как сам Балабанов: там он снимал фильм «Война». Там же смерть настигла и Марину Липартия — второго режиссера фильма «Река», которой удалось выжить в аварии, где погибла Туйара. Трагедия в Кармадонском ущелье сломала Балабанова После того, как ледник унес жизни всех друзей Алексея, он так и не смог восстановиться.
Он считал себя виноватым в их смерти, сетовал на то, что его не было с ними рядом, корил себя за то, что постоянно из-за дел откладывал поездку на съемочную площадку.
На премьерном показе также присутствовали вдова и сын Балабанова, которые поблагодарили съемочную группу за такую кропотливую работу в память об их муже и отце. История фильма началась год назад, когда при подготовке выставки-путешествия «Балабанов» были найдены неопубликованные ранее фрагменты интервью режиссера. Как оказалось, в ноябре 2011 года, за полтора года до смерти, съемочная группа встретилась с Алексеем Балабановым, чтобы взять интервью для документального фильма «Сергей Бодров. Где ты, брат? После съемки Балабанов пригласил их в гости, сел на любимый диван, показал фильм, которым он гордится.
Популярность и признание фильма оказались настолько мощными, что вскоре появился одноименный центр обучения и реабилитации для людей, живущих с аутизмом. Режиссер Алексей Балабанов на премьере своего фильма «Кочегар».
Мало кто мог бы заняться этой лентой, кроме нее: как известно, неповторимый екатеринбургско-петербургский творец был максимально непубличным человеком с атрофированной тягой к славе и деньгам. В большинстве случаев актеры шли к нему в фильмы исключительно за признанием и возможностью поработать с самим Балабановым, но точно не за обогащением. Однако для создания картины Аркус записывала множество дружеских бесед с режиссером, которые позволяли нам увидеть его таким, каким прежде его видели только близкие: как говорят создатели, в этих кадрах он предстает «чрезвычайно заботливым, забавным, ранимым и чутким человеком». Продюсерами фильма «Балабанов. Реквием» стали люди, с именами которых во многом и ассоциируется эта профессия у нас в стране — Сергей Сельянов и Константин Эрнст, знавшие творца с особой стороны. К слову, именно Сельянов стал единственным человеком, видеоматериалы с которым снимались специально под документальный фильм. Остальные видеофрагменты были взяты из множества архивов съемок фильмов Балабанова, а также тех самых эпизодов его общения с Аркус. Важных кадров, разговоров и подробностей из жизни Алексея Октябриновича оказалось так много, что общий хронометраж картины составил почти два часа.
Об этом в интервью продюсеру Пете Плоскову рассказал художник-постановщик Петр Балабанов, сын знаменитого режиссера Алексея Балабанова. По словам Балабанова-младшего, он покинул Россию не из-за ситуации на Украине, а ради развития карьеры. Молодой человек давно планировал пожить несколько лет в США, поскольку для него эта страна — "столица кино", и в Голливуде художнику-постановщику удастся узнать много нового. Я поработал в России в кино.
Понял, какой там потолок.
Алексей Балабанов
Как снимать кино — не очень понятно, но я все-таки рассчитывал разделить это бремя с кем-то из коллег. Они Лешу уважали. За «Замок», за «Счастливые дни», за «Трофима» — совершенно блестящая короткометражка. Они понимали, что Балабанов — уже большой режиссер. Но все мне говорили: «Серега, слушай, ну, что там Леха понаписал? И я тогда… ну, справились. Где вы брали деньги, чтобы снимать такое кино: резкое, про неприглядную и непроглядную жизнь? Компания «СТВ» снимает разное кино. Где мы брали деньги? У меня никогда не было инвесторов, и нет до сих пор.
Это все собственные средства и государственная поддержка, когда она бывает. А тогда денег не было. Но мы стремились построить рынок, нормальную индустрию. Тогда об этом совсем смешно было говорить, тем не менее, мы этим занимались. Фильм долго держался на позиции мегахита, и сейчас его не забыли. Кинопрокат не мог приносить денег, просто потому, что не было кинотеатров. Телевидение платило очень мало. Но был рынок VHS-кассет — насквозь пиратский. Самые большие компании — «Видеосервис», «Союз» и другие — все-таки делали вид, что они немножко «белые», то есть какое-то количество прав покупали и прикрывались этим.
Предлагали 5 тысяч долларов за фильм, и то: «Ну, не знаем, наверное, может быть». Что такое 5 тысяч долларов?! Мы знали, конечно, что они пираты, что деньги есть. И решили это грубо проверить. Объявили тендер: «Ребят, вот у нас новый фильм Рогожкина. Начальная цена — 100 тысяч долларов». Его купила компания Леонида Ярмольника «L-Club», он занимался видеодистрибуцией некоторое время, недолго. Мы проделали большую работу для всей индустрии. Поняли, что картинка, в общем-то, интересна зрителям.
Пусть ты ее и недорого делаешь — до 200 тысяч долларов. Алексей Балабанов и Никита Михалков на съемках фильма «Жмурки». Год-полтора эта схема работала, а потом рухнула в 1998-м, потому что с дефолтом рухнуло все. Но несколько фильмов мы сделали таким способом, в их числе — «Брата». Поскольку сценарий никому не нравился, а Балабанов не делал до этого таких хитов, как, скажем, Рогожкин, то получить за него тысяч сто было, конечно, абсолютно нереально. Но всем хотелось делать кино, все в съемочной группе были друзьями. Работали за совсем небольшие деньги, снимали в своих квартирах, в том числе у Балабанова, сами снимались в эпизодах. Приносили реквизит — кто что мог. Надя Васильева жена Балабанова, художник по костюмам одежду для съемок находила на каком-то вещевом рынке, в частности этот свитер Данилы Багрова купила рублей за 30.
У меня все расходы поместились на листе А4. Мы знали, что «Брат» будет хорошим кино. Но что оно станет настолько нужным… Мы начали продавать его на VHS 5 июня 1997 года — у меня плохо с датами, но эту почему-то запомнил. И цифры росли, росли. К концу лета мы поняли, что сделали что-то очень нужное для соотечественников. Нет, без Сережи он бы не стал делать этот фильм. Это же внутреннее предательство какое-то. Хотя Витя Сухоруков однажды придумал очень хорошую идею для «Брата-3» и уговаривал Балабанова сделать фильм в память о Сереже. Замысел такой: выходит старший Багров из американской тюрьмы, отсидев свою десятку, возвращается в Россию и ищет брата.
Все время идет по его следам, по следам каких-то состоявшихся историй. Вот только что брат был тут и что-то сделал. Не получается найти брата, но он где-то рядом. Хорошая идея, она могла бы получиться в таком виде — присутствие через отсутствие. Но для Леши было чрезвычайно тяжело даже думать об этом. Сергей Бодров и Алексей Балабанов на съемках фильма «Брат».
Первые две полнометражные ленты — «Счастливые дни» и «Замок» — с одной стороны, были весьма вольными экранизациями классики модернистской литературы пьесы Беккета и романа Кафки. С другой, эти тексты идеально ложились на ленинградскую кинематографическую традицию — сумрачную, немного абсурдистскую, черно-белую, наполненную музыкой и шумами. Не зря в «Замке» одну из ролей сыграл классик «ленинградской школы» Алексей Герман-старший , а музыку к фильму написал Сергей Курехин. Так что начинал Балабанов с традиционного, отвлеченного, декадентского петербургского кино — которому остался верен в плане стиля и позже.
В картине много мистики, а персонаж, которого сыграл сам режиссер, умирает. В картине Балабанова «Я тоже хочу», которая вышла прошлом году, описано путешествие пяти человек к мистической колокольне счастья, которую пытаются найти герои рядом с уже давно не работающей атомной станцией. Балабанов сыграл в этом фильме эпизодическую роль, и по сюжету его персонаж умирает. По словам актера и Максима Виторгана, фильм «Я тоже хочу» был прощанием режиссера. Максим Виторган: «Я видел последний фильм Балабанова и отказывался его как-то оценивать и разбирать, потому что это было прощание». Министр культуры Владимир Мединский заявил , что в последней картине режиссера действительно «была какая-то мистика».
Чтобы чаще совершать вылеты, а не находиться в управлении, режиссер занимался английским с сыном майора, который отвечал за график полетов. О происходящем в тот момент в Афганистане он узнавал от сослуживцев. На службе в военно-транспортной авиации, 1981-1983 годы. Чтоб прикрыться. Понял, да? С одной стороны цинично, а с другой — рационально. Такое было первое ощущение войны — что здесь могут убить». Алексей Балабанов интервью мужскому журналу «Медведь» За несколько месяцев до окончания службы режиссера уволили из авиации: сначала опоздал на рейс в Венгрии, потому что покупал музыкальные пластики, а потом отправил другу анекдот про первого секретаря ЦК Леонида Брежнева. Балабанов вспоминал: «Анекдот такой: «Смотрит Брежнев в зеркало и говорит: «Ох уж мне этот Тарковский ». Они его не поняли наверняка. Не поняли — но, так как про Брежнева… Это я написал в письме человеку, который поступал на операторский факультет». Его перевели в военно-морской флот и отправили переводчиком на верфь по ремонту подводных лодок в Риге. Путешествия на край света, первые фильмы и свердловский рок В 1983 году Алексей Балабанов демобилизовался из армии. Отец смог договориться о его поступлении во Всероссийский государственный институт кинематографии ВГИКе на сценарное отделение научно-популярных фильмов. Однако проучился Балабанов там недолго: на первом же экзамене преподаватель раскритиковал его рассказ «День рождения», и он забрал документы из института. В интервью для книги «Балабанов» режиссер рассказывал: «Он мне говорит: «Вот по твоему сценарию будут снимать кино. Как ты сделаешь, что вода обжигает ноги? Уехал с сессии и больше не приезжал». Он вернулся в родной город и устроился на Свердловскую киностудию. Его взяли третьим помощником режиссера — на самую низкую должность. Работа предполагала частые командировки: фильмы снимали на Дальнем Востоке и крайнем Севера, в Сибири. В 1987 году он успешно прошел вступительные испытания и поступил на Высшие режиссерские курсы в Москве. Алексей Балабанов попал на курс «Авторское кино» к известному режиссеру Борису Галантеру. Картина появилась случайно: знакомый студент-оператор попросил Балабанова помочь ему с курсовой работой. Съемки проходили в Свердловске. Режиссер за ночь написал сценарий и привлек в качестве актеров своих знакомых рок-музыкантов. Эта была история девушки, которую предал возлюбленный. Основное действие разворачивалось в ресторане, где играли Nautilus Pompilius. Там он познакомился с Сергеем Сельяновым, который учился на отделении игрового кино. Они быстро подружились. И через несколько минут стало ясно, что мы как-то очень про него одинаково понимаем. Говорим по-разному, наверное, но чувствуем одинаково. Как в «Маугли»: мы с тобой одной крови, ты и я». В Москве Балабанов встретил свою будущую жену Ирину. Они познакомились на вечеринке общих друзей, и он сразу же в шутку предложил пожениться. Вскоре свадьбу сыграли по-настоящему. У них родился сын Федор, и Ирина Балабанова переехала с ребенком в Свердловск, где с воспитанием помогали родители режиссера. Сергей Сельянов помог другу устроиться работать на Ленфильм в мастерскую к знаменитому режиссеру Алексею Герману. Сценарий был создан по мотивам творчества ирландского писателя Сэмюэла Беккета. Главный герой картины — маленький человек без имени и прошлого скитается по городу и становится для прохожих каждый раз другим человеком. Мужскую роль исполнил актер Виктор Сухоруков. Мы снимали зимой на кладбище, я ноги себе отморозил. Говорю ему: «У меня ноги мерзнут…» А он: «Ничего-ничего, потерпи…» Потом оказалось, что это все специально. На ее премьерный показ в Дом кино пришла Надежда Васильева — художник по костюмам «Ленфильма». В интервью Васильева вспоминала: «Сидела в зрительном зале и смотрела «Счастливые дни». Потому что на экране был мир человека очень близкого мне по духу». Они полюбили друг друга. Балабанов развелся с первой женой, и сделал предложение Надежде Васильевой. Все свои дальнейшие фильмы Балабанов снимал при ее участии. Балабанов переснял знаменитый фильм братьев Люмьер , добавив туда главного героя. В центре внимания оказался один из пассажиров поезда — деревенский мужик, который из ревности убил родного брата топором и сбежал из села. Сценарий картины уже был готов. Однако идея снять киноленту про первых производителей порнографии не понравилась продюсерам, а своих денег у режиссера не было. Чтобы заработать, Балабанов решил снять массовое кино о бандитах и музыкантах.
Алексей Балабанов - биография
- Не только «Брат»: мрачные, но важные фильмы Алексея Балабанова
- Алексей Балабанов - биография, новости, личная жизнь, фото, видео -
- Продюсер Сельянов рассказал о нереализованных проектах Алексея Балабанова — РТ на русском
- Неправильный патриот. Алексей Балабанов рассказывал о России правду | АиФ Санкт-Петербург
- Сила дока: Балабанов, которого никто не видел | Статьи | Известия
Алексей Балабанов – режиссёр, который мог всё
Сельянов рассказал, что Балабанов рассчитывал снять фильм об американце, оказавшемся в Сибири в XIX веке. Балабанов не стал заканчивать фильм и спустя два года смонтировал из материалов короткометражку. Путешествие по миру Балабанова: выставку-ретроспективу режиссера «Брата» и «Груз 200» продлили в «Севкабель Порту». За короткие 54 года жизни Алексей Балабанов стал «единственным по-настоящему народным режиссером новой России». Последней работой Балабанова стал фильм "Я тоже хочу", который показал, как недостижимо абсолютное счастье.
Самый трагический из русских киногениев: портрет Алексея Балабанова
Фильмы Алексея Балабанова | В качестве режиссера дебютировал в большом кино в 1991 году, с драмой «Счастливые дни» (1991), главную роль в которой исполнил Виктор Сухоруков, который появляется практически в каждой последующей работе Балабанова. |
Алексей Балабанов – последние новости на сегодня – | На волне успеха Балабанов решил снять фильм «Река» о колонии прокаженных в далекой Якутии, где действие происходило в конце 19 века. |
Исполнилось10 лет со смерти выдающегося российского кинорежиссера Алексея Балабанова | Перед 200 собравшимися в зрительском зале гостями выступили известный режиссер Сергей Дебижев, который сыграл роль в фильме Алексея Балабанова "Брат-2", руководитель киностудии "Лендок" Алексей Тельнов и режиссер байопика Константин Смилга. |
«Я тоже хочу»: как снимался последний фильм Алексея Балабанова | Алексей Чадов рассказал о смертельной опасности на съемках фильма Балабанова. |
Он видел судьбу Европы еще 15 лет назад: как фильмы Алексея Балабанова предсказывали будущее
Лучшие фильмы, фото, интересные факты и биографию Алексей Балабанов можно посмотреть на Иви. Балабанов – не самый легкий режиссер, изначально мы не ставили целью сделать легкое, смотрибельное кино. Балабанов режиссёр настолько разный, что умещать его в некие рамки дело затруднительное, но два последних фильма, снятых мастером, заметно отличаются от предыдущих картин.
«Ни с кем не разговаривал, не ел, пил водку»: какой трагедии не смог пережить Алексей Балабанов
Еще одной памятью о режиссере станет книга "Балабанов", вышедшая в издательстве журнала "Сеанс". Через год Балабанов всё же смонтировал отснятый материал в короткий 47-минутный фильм. Фильм самого обсуждаемого и, похоже, самого лучшего на сегодня российского режиссера Алексея Балабанова по сценарию Сергея Бодрова-младшего. Кино Аркус рассказывает не только об Балабанове-режиссере.
В "Ленфильме" показали документальный фильм с последним интервью Балабанова
И загадочный Иоган, владелец фотостудии, в подвальном помещении которой создан некий фотографический театр Маркиза де Сада. Где снимаются фотографические открытки с униженной наготой человеческого тела, вызывающие похоть и злорадствующее торжество власти. Взгляд фотографа, умеющий увидеть в девочке ангельские кудри и милую улыбку, и тот же взгляд, разлагающий тело, взгляд порнографа. Раз за разом Иоганн разрушает благополучие семей и превращает обычных людей в уродов, охваченных ароматом порока… Морфий Эстетически безупречная экранизация рассказов Булгакова.
В больницу уездного города N приезжает 23-летний доктор Поляков. Однажды, борясь за жизнь пациента, Поляков ставит под угрозу свою, спасает его укол морфия — сильного обезболивающего, вызывающего зависимость. Но Поляков не верит, что пагубное пристрастие может возникнуть у здравомыслящего человека, тем более у врача.
Война Предельно реалистичная драма. Аслан Гугаев, командир отряда чеченских боевиков, отпускает троих пленников: двух русских солдат, сержанта Ивана Ермакова и рядового Кулика — потому что они не контрактники, а призывники, и англичанина Джона Бойла — потому что он должен собрать два миллиона фунтов стерлингов и привезти деньги Гугаеву в качестве выкупа за свою невесту Маргарет. Маргарет остается у Аслана.
Так же, как и капитан российской армии Медведев… За отведенные ему два месяца Джон не находит нужную сумму и не находит поддержки у британских властей, зато, вернувшись в Россию, находит Ваню Ермакова, живущего в Тобольске. Джон и Ваня опять едут в Чечню. Чтобы освободить английскую девушку Маргарет и русского капитана Медведева… Я тоже хочу Последний фильм Балабанова — и его первая заметная роль в собственном кино.
По пустынной летней дороге мчится огромный черный джип. В нем — Бандит, его друг Матвей со стариком-отцом, Музыкант и красивая девушка. Они ищут Колокольню Счастья, которая, по слухам, находится где-то между Питером и Угличем, рядом с уже давно неработающей атомной станцией.
Колокольня забирает людей. Но не всех.
Тех, кто достоин, оттуда забирают в иной, светлый мир. Трое героев, как и герои «Сталкера» не имеют имен — лишь профессии. Однако характер профессий совершенно иной.
Вместо Сталкера, Профессора и Писателя появляются Бандит, Музыкант и Проститутка, окончившая в прошлом философский факультет Санкт-Петербургского университета, но не нашедшая приличной работы по специальности. Впрочем, проблема тех, кто ищет счастья в современной России, не только в отсутствии денег и работы. Бандит преуспел в своем ремесле. Он богат и неуязвим для полиции. Музыкант, очевидно, тоже не бедствует.
Но мир, в котором они существуют, столь отвратителен, что эти люди готовы все бросить и мчаться в далекое заброшенное село, отыскивая себе счастье. Атмосфера фильма Балабанова совсем иная, чем в фильме Тарковского. Никаких философских разговоров даже от дипломированного «философа». Никаких сложных словесных оборотов. Никаких стихов.
Текст песен Музыканта предельно примитивен и ориентирован, очевидно, на массового потребителя поп-культуры. Искатели счастья пьют водку и с трудом выражают свои мысли примитивными словосочетаниями. Они даже не могут вспомнить чего-то яркого или забавного в жизни, поскольку сама их жизнь примитивна. Она, собственно говоря, вообще не жизнь, а выживание — стремление добыть денег для покупки еды, водки, квартиры, машины. Эти люди никогда не развивали интеллект, поскольку он им не был нужен для примитивного обустройства.
На многие роли, особенно второго плана, он ставил исключительно характерных актеров, причем зачастую одних и тех же — уже опробованных, испытанных, с образованием. А в последнем своем фильме на главную роль поставил Олега Гаркушу — музыканта и фронтмена группы «АукцЫон» то есть непрофессионала. Так же с жанровой принадлежностью картин: иногда, когда ему хотелось, постановщик напрямую говорил, мол, «Жмурки» — это комедия, и больше ничего там нет, всё остальное вы моей картине приписали самостоятельно. С другой стороны, Балабанова жанровым режиссером назвать нельзя — в его фильмографии значится слишком много киноэкспериментов, недопустимых для гипотетического резюме чистокровного комедиографа или экшен-постановщика. Даже художником в полном смысле этого слова Балабанов себя называть отказывался «Я не считаю кино искусством. Искусство — это когда человек что-то делает один.
Художник создает искусство, писатель создает искусство, но когда ты зависишь от пятидесяти человек — какое это к черту искусство? Но и к чистому ремеслу эти картины никак не отнести. Обойдемся без извечных бартовских сентенций про мертвых авторов. Это, прямо скажем, не Дэвид Линч, плюс Алексей Октябринович сам редко объяснял смысл своих работ, да и вообще явно презирал подробные расспросы в интервью а к концу жизни стал отвечать на обязательные вопросы журналистов максимум парой слов. Но всё же фильмы Балабанова испещрены двусмысленностями и многозначностями. Плюс еще больше смыслов этим картинам добавило вечно замысловатое российское бытие и время.
Если бы та же «Война» подразумевалась чисто как фильм про Чечню, там бы не было всей линии с британцем, невесть как постигающим загадочную русскую душу. И вот такие оговорки придется делать весь текст — только выявил некоторую закономерность, как сразу же вспоминаешь исключение. Именно поэтому крайне разнообразную фильмографию Алексея Балабанова описать в простых выражениях невозможно: это грустная песня, услышанная дембелем-правдорубом через кассетный портативный магнитофон, сон пленного солдата в зиндане, делирий дореволюционного врача-морфиниста на отходах. Каждый из этих фильмов — что-то важное между: эпохами, войнами, поколениями, между Европой и Азией, между зрительским кино и авторским, между наивизмом и концептуальностью. И, кажется, в России только из этого промежутка и можно снимать выдающееся кино. Фильмы Алексея Балабанова отсортированы хронологически, критерии оценки по шкале от 1 до 10 произвольные.
Поколение зумеров может на примере дилогии «Брат» и «Жмурок» легко убедиться в аргументированности государственной пропаганды, рассказывающей, что единственное спасение от повторения девяностых — вертикаль власти. А тут вдруг — позднейший подитог советского режима, весьма неожиданно. В кадре — типовая позднесоветская жизнь. Молодые любовники просыпаются под черно-белым портретом Делона, она его явно любит, он индифферентен. Она одевается и звонит обеспокоенной гиперопекающей матери с уличного телефона, чтобы приврать, будто она уже на университетских занятиях, хотя на самом деле проспала. Он едет к отцу в деревню, чтобы попросить у него сто рублей, когда выясняется, что не даст, возвращается в город несолоно хлебавши.
Но всё меняет музыка «Наутилуса Помпилиуса» с самого дебюта стартует успешнейшее сотрудничество режиссера и композитора в истории российского кино — Балабанова и Бутусова , которая начинает звучать в пиковые моменты развития сонных конфликтов. Именно благодаря песням «Всего лишь быть», «Никто мне не поверит» и «Взгляд с экрана» возникает удивительное ощущение, будто все герои живут предчувствием сверкающего будущего, которое вот-вот постучится в дверь — и совсем скоро оно действительно постучало. Оценка: 7 «У меня нет друга, или One step beyond» 1988 Как ни странно, именно вторая картина Балабанова более ощущается как дебютная и учебная, чем первая, хотя обе являются таковыми. Это на самом деле и есть курсовая работа на тот момент 28-летнего студента ВКСР впрочем, как и «Раньше было другое время». По сути, это экранизация пушкинских строк: «Исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман», которые в кадре еще и читают вслух наизусть у доски. Одна старшеклассница подталкивает другую лишиться девственности с рок-музыкантом Игорь Белкин, гитарист «Урфина Джюса», «Насти» и «Наутилуса Помпилиуса».
Она в итоге проводит с ним ночь, а меланхоличное утро должно показать нам, что это была плохая идея. В целом всё. Ничего криминального в фильме нет, но школярскую старательность развидеть не получается. Оценка: 5 «Настя и Егор» 1989 Пространный докуфикшен работа на границе документального и игрового кино про того же Игоря Белкина из предыдущего фильма «У меня нет друга», на этот раз он играет себя, а не рокера-искусителя. Со своей девушкой Настей, вокалисткой группы «Урфин Джюс», он говорит о музыке, немного о своих отношениях, внезапно про Стинга, и всё это в нежно любимом Балабановым Свердловске. Для историографов русского рока это, наверное, чрезвычайно важный документ, но и без этого можно разок для количества потратить на этот фильм время: герои молоды, самобытны, звучит приятная музыка — ничего особенного, но почему нет.
А Настя и Егор до сих пор вместе и до сих пор не женаты. Оценка: 6 «О воздушном летании в России» 1989 По большей части этот фильм можно признать кинобраком: единственный чистокровный док, снятый Балабановым за всю его жизнь, кстати, что характерно, на студии «Киевнаучфильм», посвящен народному герою родом из костромского города Нерехты, некоему Крикотному, который якобы поднялся на воздушном шаре в воздух на 52 года раньше Монгольфье, используя для этого не пар, а дым. Две «говорящие головы»: сначала некая провинциальная госслужащая пересказывает данную легенду на камеру, затем раздраженный мужчина с тростью ее опровергает — никаких Крикотных не значится ни в одной метрической книге Российской империи, и дело было вообще не в Нерехте, да и дела никакого не было. Перемежается это видами пусть даже милого и древнего населенного пункта, на фоне — народные запевы, записанные на дне города. На ютуб-канале студии Сергея Сельянова СТВ этот фильм не опубликован, цифровой реставрации «О воздушном летании в России» не подвергался — видимо, за ненадобностью. Оценка: 2 «Счастливые дни» 1991 По дебютному полному метру любого режиссера можно делать всякие далеко идущие выводы.
Короткометражки — это проба пера, да и в целом у зрителей, даже профессиональных, отношение пренебрежительное — даже на Каннском фестивале «коротышам» выделен лишь срамной уголок в подвале, так и называется — Short Film Corner. Тем не менее «Счастливые дни» будущего Балабанова не квалифицируют примерно никак — это такая причудливая, по-беккетовски, стилизованная экзистенциальная драма о человеке, которому нигде не находится места, и он шатается по Петербургу именно город — важнейший актер в балабановских фильмах , попадает в истории, не начатые и ничем не законченные. Но и в пустом кино, если они хороши, находится своя невербализуемая прелесть. Особенно приятно наблюдать за без преувеличений великим Виктором Сухоруковым, который еще не придумал, чем себя занять у Балабанова, — но ведь мы же знаем, что совсем скоро он всё поймет. Оценка: 5 «Замок» 1994 Здесь еще больше, чем в «Счастливых днях», ощущается влияние Алексея Германа — старшего, который на правах продюсера определял стиль и смысл ранних фильмов Балабанова. По-хорошему, «Замку» не место в данном списке — куда интереснее было бы поразмышлять о том, что эта подробная экранизация Кафки, по сути, является предвестником будущего мрачного шедевра «Трудно быть богом», а германовская полифония смешивается с неистребимым балабановским комизмом, отчего фильм почему-то напоминает о киноработах Марка Захарова.
Но если даже рассматривать это как исключительно сольное произведение, всё равно найдется к чему присмотреться. Интерпретируя Кафку, Балабанов почти целиком игнорирует авторский подтекст о том, что недосягаемый для главного героя замок — это на самом деле рай, его чиновники, никогда, возможно, и не бывавшие там, — это священники, а сходящие с ума под гнетом бюрократии сиречь религии жители деревни — страждущие.
Главный недостаток «Войны» — блеклый актер Иэн Келли забавный факт — он же играл отца Гермионы в седьмом фильме по «Гарри Поттеру» , сыгравший британского театрального артиста Джона, по трагической случайности оказавшегося в чеченском зиндане — потому что полевой командир рассчитывал на этом подданном королевы немало заработать. Там же поневоле прижился русский солдат Иван лучшая роль Алексея Чадова , который затем повторно сопровождает иностранца на его пути к выкупу его невесты возможно, миссия Ингеборги Дапкунайте в отечественном кино — находиться в кадре голой и печальной, как здесь и в «Морфии» — вроде бы старинный русский обычай, как иронично. Иностранный гость пересекает всю Россию, чтобы найти своего будущего фиксера, у него дважды получается уехать из смертоносной Чечни, но у него так и не выходит ни понять Ивана, многажды спасшего его от верной смерти, ни помочь ему — только предать. Наверное, поэтому фильм и обвиняли в квасном патриотизме. Но ведь это не сработало и в обратную сторону — несмотря на то, что рассказчиком выступает именно русский тезка, ему тоже не удается никак оправдать свое непонимание зарубежного менталитета, даже в жестоких условиях войны, которая обычно сближает.
Но барьер менталитетов оказывается непреодолим, в отличие от языкового. Об экшен-сценах говорить лишний раз не будем — каким бы ни был Балабанов интеллектуалом, но на первом месте для него всегда было ремесло, и даже самую сложную мизансцену со взрывами и вертолетами он разводил так, как, наверное, никто из современников. Но и это не самое главное. Как это было во многих фильмах, важнейшее для режиссера прячется где-то на втором плане. Персонаж Сергея Бодрова — младшего — последняя его роль у Балабанова — это парализованный осколком капитан Медведев, своеобразная версия того, кем бы мог стать доппельгангер актера, Данила Багров. Если бы судьба сложилась иначе, он бы не стал киллером из-за манипуляций его родного брата, а, может быть, оказался как раз на дне злосчастной чеченской ямы, без движения и еды, в грязи, но не потерял бы истинное благородство. Вообще вопрос того, как иначе могла бы сложиться судьба, безусловно, центральный в фильме «Война» — недооцененном, и сейчас, в 2022-м, открывающемся на совершенно другом уровне.
Оценка: 8 «Река» 2002 У Балабанова было немало незавершенных или даже не начатых, а просто задуманных проектов — чего стоит только «Американец», главный актер которого запил прямо на съемках в Норильске. Но вряд ли хотя бы у кого-то даже не в российской истории — в мировой! Может быть, разве что на съемках «Ворона», когда случайно погиб Брэндон Ли, или недавно было что-то похожее, когда Алек Болдуин застрелил оператора будущего фильма «Ржавчина». С другой стороны, это всё же не «Река». Единственный среднеметражный фильм в карьере Балабанова существует только в виде куцей раскадровки, но всё равно поражает — причем именно воображение, поскольку картину приходится додумывать, но так даже лучше. Всё потому, что якутская актриса Туйара Свинобоева погибла вследствие ДТП прямо во время съемок — машину вел извечный балабановский оператор Сергей Астахов. По-настоящему депрессивный сюжет о колонии прокаженных, куда жена приходит навестить больного мужа, где выясняется, что он уже спутался с другой женщиной, беременной от него, обрывается на том месте, когда обычно всё только начинается.
Главные герои гибнут в пожаре, причина которому — банальная ревность. И единственная выжившая, маленькая девочка, берет с собой новорожденного ребенка и отправляет его по реке, подальше от смерти. Какое бы великое роуд-муви могло начаться с такой завязки — но нет. Вообще это очередной балабановский фильм о вероломности судьбы, вышедший сразу после «Войны». Но данная картина вышла вопреки всему на качественно новый уровень — нехорошо такое писать, но именно благодаря трагедии, которая случилась на съемках. Потому что выдуманный сюжет, основанный на романе этнического поляка Вацлава Серошевского «Предел скорби», невероятным образом срифмовался с действительностью. Оценка: 9 «Жмурки» 2005 В России очень любят Гая Ричи — кажется, даже больше, чем Тарантино, хотя его британский коллега, безусловно, может претендовать на сравнение с автором «Криминального чтива» лишь на правах жалкого эпигона.
Тем не менее «Жмурки» скорее смахивают именно на «Карты, деньги, два ствола» или на «Большой куш», чем на «Бесславных ублюдков». Что особенно любопытно, потому что Балабанова, по его словам , насилие в кадре не волновало: «Никакого специального и личного интереса к насилию у меня нет: оно — сюжетная необходимость, не более того». Но никогда ни до этого, ни после этого Балабанов не позволял себе такой уровень гротеска и живописной жестокости, хотя снимал опять про свои любимые девяностые, которые он уже к тому моменту мог показать совершенно как угодно — но сделал именно так, с малиновыми пиджаками, отчаянно, как в последний раз, переигрывающим Михалковым, абсурдными гримасами и авантюрным сюжетом. И вывел эпоху, им же самим мифологизированную, на новый уровень. Удивительный дуэт Панина и Дюжева после грандиозного кровавого карнавала в излишне дидактичном, как это часто бывает у Балабанова, финале превращается в новую российскую власть, полностью легализуется, осуществляя тем самым переход из стадии первоначального накопления капитала в новую форму жизни, из грязи в князи. Но еще это переход экзистенциальный — словно из первичного бульона, из крови и разбрызганной по стенам плоти нескольких поколений, герои, глупый и умный, переходят в нулевые без особых последствий, жизнью смерть поправ. Тем самым режиссер, кажется, хотел лишь сказать, что, как пела группа «Рубль», «девяностые были непростые, но гораздо … [лучше], чем … [гадские] нулевые».
Но в итоге спустя два десятилетия картина смотрится, как и вся фильмография Балабанова, совершенно иначе. Это еще и пророчество на последующие века — в России силу вечно будет легко обменять на власть, а любые грехи бог простит. Оценка: 8 «Мне не больно» 2006 Если пытаться проводить какие-то аналогии между фильмографиями Балабанова и Дэвида Линча дело, понятно, гиблое, но всё же , то «Мне не больно» — это как бы балабановская «Простая история». Даже и не поймешь, почему уже прижизненно превращенный в классика режиссер «Брата», «Войны» и так далее взялся за сценарий загадочного Валерия Мнацаканова, у которого в послужном списке больше в целом ничего нет. Текст смехотворный, да и завязка сюжета явно слизана с «Трех товарищей» — действие перенесено в 90-е, но, кстати, другие, не как в «Брате». То есть тоже ненастоящие, но в данном случае куда более припудренные. Трое нищих друзей Яценко, блистательно переозвученный Мироновым — Балабанов почему-то часто отнимал у своих актеров голоса, — Дюжев и непотребно комикующая Оболдина ходят по богатым квартирам и пытаются представляться архитектурным бюро, причем двое из них даже профи из МАрхИ, но что толку, если их первая клиентка Литвинова всё равно не та, за кого себя выдает.
Трепетный герой Яценко, почему-то играющий здесь быстро победневшего интеллигента в очочках, начинает спать с заказчицей по ее воле. Выясняется, что у нее есть спонсор Михалков в лучшем виде — в полосатых семейниках и майке-алкоголичке , но благодетель с ней не спит, а квартиру ей снимает и деньги дает потому, что она смертельно больна. В общем, несусветная чушь — и Балабанову всё это, кажется, вовсе не интересно. Он заплетает какой-то странный узор вокруг этой куцей канвы, и у него что-то получается только благодаря искренним стараниям Ренаты Муратовны, которая выкручивает свою извечную литвиновщину куда-то на уровень пародии Максима Галкина признан в РФ иностранным агентом. С другой стороны, на уровне подтекста режиссер, кажется, первый и последний раз формулирует собственную патриотическую концепцию подлинно русского мира. Не в том смысле, не в националистическом, речь скорее об утопии для всей страны, которая невозможна, но очень хочется — все герои милые и бестолковые, обитают, разумеется, в Питере а где еще жить, сказал бы Балабанов , тихонько пьют на балконе, ездят на дачу, где шашлычок под коньячок — вкусно очень, и именно там Маковецкий провозглашает, что главное в жизни — «найти своих и успокоиться». Это на фоне проклятых девяностых, когда, казалось бы, жизни никакой не было.
Впрочем, находятся и покалеченные эпохой — бывший десантник, персонаж Дюжева, кажется, ключевой для самого Балабанова, хочет убить сослуживца наверняка по Чечне , стрелявшего по своим. И здесь, конечно, становится понятно, что это очередной фильм в балабановской киновселенной, история, параллельная «Брату». И благодаря данной зрительской теории «Мне не больно» наконец удается понять, принять и немного простить.
Документальный фильм «Алексей Балабанов. Послесловие…» покажет Первый канал к юбилею режиссера
Я тоже хочу Алексей Балабанов — важнейший режиссер в истории российского кино, ужасно недооцененный и так до конца и не изученный. Его любили и любят широкая публика, любители авторского кино и критики. Вот только за совершенно разные фильмы. Вспоминаем о 10 картинах большого мастера, доказывая, насколько разносторонним автором он был.
Первый фильм этого проекта - "Раньше было другое время" 1987 , - относящийся к свердловскому периоду творчества Балабанова, уже прошел оцифровку и сегодня будет показан в столичном кинотеатре "Ролан". По словам Сельянова, в стране проходят ретроспективы фильмов Балабанова.
На студии "Ленфильм" открылась фотовыставка, посвященная первому профессиональному фильму Балабанова "Счастливые дни" по мотивам прозы ирландского абсурдиста Сэмюэля Беккета. Всероссийскую известность принес Балабанову фильм "Брат" 1997 , рассказывающий историю молодого человека, ставшего киллером. Фильм стал одной из определяющих российских кинокартин 1990-х, а исполнитель главной роли Сергей Бодров-младший - героем поколения.
Как позже рассказывал Алексей Октябринович, он — и то, и другое. Он — представитель одиночек-маргиналов, которым важно делать то, что они хотят. После был и очень странный фильм «Про уродов и людей», после съемок в котором, Виктору Сухорукову пришлось лечиться в психиатрической клинике. Был и «Брат 2» — так же ставший культовым, несмотря на то, что был исключительно коммерческим проектом. Более того, культовыми стали и песни, прозвучавшие в фильме.
Алексей Балабанов, 2000 г. Была и «Война» — очень недооцененная картина, которую сам режиссер считал чуть ли не главной в своем послужном списке. Каждый День рождения — еще один шаг к смерти По воспоминаниям Надежды, супруги режиссера, особых торжеств по поводу своего взросления Балабанов не признавал. Но принимал в подарок перочинные ножики, портфели и ботинки. И частенько тащил домой первого попавшегося бомжа или совершенно незнакомого пьяницу, считая, что они — такие же люди, как все остальные. Алексей Октябринович словно всю жизнь шел к своему последнему дню. Балабанов болел. Мало кто знает, что он был эпилептиком.
Как утверждают врачи, после приступов эпилепсии, у людей наступает состояние, близкое к эйфории, некой просветленности, что ли. Это формирует иной взгляд на привычный нам мир, и, казалось бы, совершенно обыденные вещи. И тягу к размышлению, анализу, деструктивизму. Но затяжными депрессиями близких не донимал — были планы, были мечты и были желания.
Хороший действительно фильм. Ну, у него все хорошие. Потом мы с этой программой ездили, про нее много писали, что это талантливые люди, авторское кино родилось у нас, над нами все тряслись. Никто в результате режиссером не стал, кроме меня и Вити Косаковского. Все там заглохло. А я снял еще один документальный фильм, уже не по своему сценарию, в Киеве. Заказное кино. Были такие Роднянский и Загданский. У них своя студия была в Киеве, вот я снял там фильм. Фильм плохой, он у меня где-то есть. Фильм не получился. Про человека в городе Нерехте, который впервые, по летописи, полетел на воздушном шаре. Там Вова Суворов соавтор сценария фильма. И не было такого [умельца] Крикутного, который летел. А я включил туда одного парня безумного, который сам на воздушном шаре был. Приехал в Нерехту со своим воздушным шаром и полетел, а я его снял на колокольне, как в летописи. Получилось ни то ни се. Я даже Герману не показывал. Кино слабое. Зато в Киеве пожил, интересно, мне понравилось. Киев интересный был город, я в самом центре жил. Все было, как в России, просто город очень красивый, там по-украински вообще никто не говорил. Я как-то попал во Львов и понял, что Львов — это Польша. Католический город. У меня друг там. Город, совсем не имеющий отношения ни к Украине, ни к России. Как могут в одной стране сочетаться Крым и Львов? На Крым гораздо больше прав татары имеют, чем украинцы, там их просто больше. Хрущев, придурок, подарил… — Как с Сельяновым познакомились, помните? Он на курсы поступил тогда к [Ролану] Быкову, на игровое. Он уже к тому времени сделал фильм «День ангела». У него не было корочки, когда он «День ангела» снимал, это было полулюбительское кино. У Сельянова первое образование математическое, он Политехнический закончил. У него вообще много образований, он человек умный и образованный. Я «День ангела» посмотрел. Я до сих пор считаю, что «День ангела» — лучший его фильм, очень необычный, такой трепетный. Он всем тогда очень понравился, с ним носились, про него писали. Сельянов тогда был молодой, с безумным взглядом. Он, по-моему, не ожидал, что фильм такой эффект произведет. И я его уговорил жить со мной в одном боксе в общежитии. И мы жили. Сельянов, естественно, не учился и не жил, он снимал дальше кино — «Духов день» собирался снимать. Но приезжал иногда. Я его практически не видел, хотя номинально мы жили вдвоем. Я фактически два года прожил один, вернее, три, потому что нам еще на год режиссуру продлили. А Витя Косаковский, будучи человеком непростым, выбил себе отдельную комнату и уехал туда с женой. И мы с Сашей Ильинским жили вдвоем в блоке. У каждого по комнате, очень хорошо. Много читали. Он очень хороший был мой друг, очень хороший человек, но вдруг в одночасье стал махровым евреем, уехал в Израиль, никому не пишет. У него жена Марина Иванова, абсолютно русский человек. Все меняется очень быстро, в одночасье. С Сельяновым мы литературу не обсуждали практически никогда. Ему не до меня было. Он уже крутой был — режиссер игровой, перспектива. Ему все равно было с кем [жить в общежитии]. Я говорю: «Давай». Он говорит: «Давай». Он никого толком не знал. Он посмотрел, сказал мне, что показывать, что не показывать. Один документальный, «Настю и Егора», второй игровой, любительский. Герман посмотрел, головой покачал, я ему сразу сценарий принес — не по Беккету, хотя я тогда уже придумал это кино. Я тогда много писал разной лабуды. Он головой покачал, сказал: «Рано еще». Я жил у товарища на Фонтанке, мы вместе учились в Горьком. Он снимал комнату в коммуналке, потом в Америку уехал, а я остался там жить. В общем, трудновато было. Но Герман меня запустил, я стал работать. Еще в Свердловск потом уехал, сценарий там написал. У меня был друг, Миша Розенштейн, он с Хотиненко работал раньше [как художник-постановщик], а сейчас в Израиль уехал. Он прочитал сценарий и сказал: «Будешь в Ленинграде, там в Малом драматическом театре есть такой артист — Бехтерев. Это вот для тебя». Я же никого не знал, а Миша опытный был, из игрового кино, много картин сделал, сам собирался снимать. Хотиненко уже крутой был, он «Зеркало для героя» снял. Я караулил у входа в театр, долго караулил, по фотографии Бехтерева нашел, долго за ним шел, смотрел, потом попросил ассистента по актерам его на пробы пригласить. Он прочитал сценарий, выучил эпизод и начал мне играть такой театр у микрофона. Я пришел в такой шок, чего делать, не знаю. До такой степени мимо. Он театральный все-таки. Я потом много его смотрел. Совсем не мой артист. В общем, я никогда его больше никуда не звал. И сижу я в шоке в кафе у входа на «Ленфильм» с ассистенткой по актерам и не знаю, чего делать мне. Тут какой-то человек идет. Она говорит: «А вот Витя». Это был Сухоруков. Я его подозвал, он рожу скривил, как обычно. Я думаю: «Куда мне придурка такого? А он постоянно по-разному себя называл. Он смотрит на нее, я вижу, что он слова забыл. Он смотрит на нее и говорит: «Это опухоль». И я начал хохотать. Потому что мне показалось очень смешно. Он был такой перепуганный, это было так органично, что я его утвердил, о чем не жалею. Отлично роль сыграл. Пережитки такие молодости. Мне черно-белое кино всегда нравилось. Я цветного кино всегда боялся. Цвет… с ним же надо бороться. Тем более «Голод» был черно-белый. Все хорошие картины, которые я видел, все были черно-белые. Первая картина, мне кажется, должна быть черно-белая. Потом, когда уже начинаешь в изображении разбираться, уже можно что-то делать. У меня же не получилось во втором фильме с цветом, с Кафкой. Я пытался там бороться, но считаю, что не получилось. Первый фильм удачный, его сразу в Канны взяли. Конечно, я не ожидал — никто не ожидал. Канны для меня были… В смокинге, приемы. С Базом Лурманом познакомился, за одним столом сидели на официальном приеме. Потом вместе на закрытии были. Он тогда еще австралийский режиссер был, мы вместе на Золотую камеру выдвигались. Strictly Ballroom — хорошее, энергичное кино.