Читайте полную биографию Михаила Ульянова на нашем сайте. 20 ноября 2022 года исполнилось 95 лет со дня рождения актера: архивные фото и видео, лучшие фильмы в юбилей. Елена Михайловна, дочь российского актера Михаила Ульянова, скончалась 15 сентября. советский актёр театра и кино, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР. После этого биография Михаила Ульянова стала развиваться в Москве, куда приехал будущий великий актёр. Ульянов, Михаил Александрович — Актер, режиссер, Народный артист СССР и России, художественный руководитель Театра им. Вахтангова с 1987 г.; родился 20 ноября 1927 г. в с. Бергамак Муромцевского района Омской области; окончил театральное училище им.
Как любовь привела робкого парнишку в кинематограф: влюбленный в музу
- Сообщить об опечатке
- Михаил Ульянов: биография, личная жизнь, жена и дети актера
- Содержание
- Премии и награды
- К 95 летнему юбилею со дня рождения Михаила Ульянова Главархив рассказал о его известных ролях
Михаил Ульянов: биография
Актер Михаил Ульянов с женой актрисой Аллой Парфаньяк. Михаила Ульянова по праву считают выдающимся советским актером, воплотившим на экране настоящий русский характер – Самые лучшие и интересные новости по теме: Артисты, звезды, кино на развлекательном портале Михаил Ульянов один из самых талантливых советских актеров театра и кино. Конечно, как актёр Михаил Ульянов у многих ассоциируется в первую очередь с Георгием Жуковым.
«Все строилось на доверии»: дочь Михаила Ульянова – об отношениях в семье
Не возвращаться же с таким позором домой! Ульянов шел по Арбату, погрузившись в невеселые думы, когда его кто-то окликнул. Оказалось, приятель из Омска. Узнав о неприятностях земляка, друг дал ему совет обратиться в Щукинское училище при Театре Вахтангова, где как раз набирали первый послевоенный курс. Училище во время войны было эвакуировано в Сибирь, так что омскому пареньку там не откажут. И точно - приняли! Первой работой в биографии Ульянова на большой сцене стал спектакль «Крепость на Волге», где ему предложили сыграть Кирова вместо заболевшего актера. Михаил пребывал в растерянности: с драматической частью он справится, а что делать с внешностью? Тощая шея, запавшие щеки, изможденная послевоенным и студенческим голодом фигура отдаляли его от образа коренастого и упитанного советского политрука.
Для него даже пригласили гримера с телевидения, который извел огромное количество грима. Из проклеенной ваты соорудил артисту щеки, лоб и скулы, из-под которых едва виднелись маленькие глазки, - в итоге Ульянов казался себе похожим на бурундука. Играть в такой маске было трудно: кожа потела и чесалась. В довершение всего прямо посреди спектакля все приклеенные детали отошли от головы и торчали, как огромные уши. За кулисами метался режиссер театра, произнося совсем не интеллигентные слова. Но сибирская выдержка позволила Ульянову доиграть сцену, незаметно отодрать «уши» и продолжить спектакль уже худосочным юношей-Кировым - к большому удивлению зрителей. Конечно, на следующий день в газетах появились ругательные рецензии и заявления, что актер Ульянов до таких серьезных ролей еще не дорос. Михаилу уже не хотелось ничего - ни больших ролей, ни актерской карьеры.
Но прошло время, и все забылось... Михаил Ульянов - личная жизнь Еще в театральном училище у Михаила завязался длительный и серьезный роман с однокурсницей -будущей актрисой Ниной Нехлопоченко. Но после окончания учебы влюбленных разлучили километры: Ульянов остался в столице, а его невеста вернулась на родину в Одессу. Считая себя серьезным мужчиной и однолюбом, Михаил Ульянов долгое время никаких отношений не заводил, пока не влюбился. Заглянул к своему знакомому на съемочную площадку картины «Небесный тихоход» и увидел самую прекрасную женщину на свете - исполнительницу роли журналистки Вали Петровой Аллу Парфаньяк. На его беду, красавица Аллочка уже была замужем. Да не за кем-нибудь, а за исполнителем главной роли майора Булочкина - Николаем Крючковым, и у супругов рос сын. Четыре года Ульянов ненавязчиво ухаживал за Парфаньяк, но не настаивал ни на чем: не хотел разбивать семью.
А однажды, как он позже признавался друзьям, ему явилось откровение. Возвращался с актерской тусовки сильно навеселе - настолько, что не помнит, как оказался лежащим на проезжей части. Очнулся, а рядом с его ногой колесо чудом остановившегося трамвая. И первой мыслью актера было: «Все, пора делать Алле предложение! В том же году она родила Ульянову их единственную дочь Леночку.
Гонорар, однако, сгорел в результате дефолта. Ульянов в последние свои годы жил на зарплату худрука и весьма скромную пенсию.
В конце девяностых актер также снялся в фильме «Сочинение ко Дню Победы». Эта работа была для Ульянова особенно интересна, потому как в киноленте Сергея Урсуляка сочетаются необыкновенным образом трагичность и комедийность. Партнерами Ульянова стали О. Ефремов и В. Но в этом знаменитом трио лучшим, по мнению критиков, все же является Михаил Александрович. Свою биографию и яркие события в творческой жизни Ульянов отразил в книгах. Его перу принадлежит пять произведений.
Последнее из них — «Реальность и мечта» — было опубликовано после смерти актера Михаил Александрович Ульянов ушел из жизни в 2007 году. Смерть наступила вследствие тяжелого заболевания, с которым актер безуспешно боролся в течение нескольких лет. Михаил Ульянов похоронен на Новодевичьем кладбище. Биография Костя цзю: биография, личная жизнь, семья, жена, дети Михаил Александрович Ульянов появился на свет 20 ноября 1927 года в далекой глуши, в сибирском селе Бергамак. Его отец был директором деревообрабатывающего предприятия, мать воспитывала детей и вела хозяйство. Кроме Михаила в семье росла младшая дочка Маргарита. Когда мальчику было 3 года, Ульяновы переехали в село Екатерининское, там отца назначили председателем сельхозартели.
На новом месте они продержались около 5 лет, а затем переехали в город Тару неподалеку от Омска. В этом небольшом городке Михаил провел детство и юность и всю дальнейшую жизнь считал Тару своей Родиной. Дом-музей М. Ульянова в Таре. Детство Детство Миши, как и других советских ребят, прошло в активных играх на улице — футбол, казаки-разбойники, походы. Культурных развлечений не было, разве что один кинотеатр, в котором крутили по кругу одно и то же. В школе мальчик не был отличником, учился средне.
По признанию актера, в этот период у него не было сформированных желаний, определенной мечты. Он наслаждался беззаботной мальчишеской жизнью. Участвовал в литературных вечерах, с азартом принимал участие в лыжных гонках, заготовке дров для всей школы. До 15 лет Михаил вообще не имел представления о театре, в Таре его не было. На лето приезжали актерские труппы из соседних городов, играли спектакли прямо в летнем саду. Серьезных эмоций у мальчика такие выступления не вызывали, он относился к этому как к сказке. Желания поучаствовать в этой сказке тоже не было.
С родителями и сестрой. Война Михаилу было 13 лет, когда он впервые услышал по радио, что произошло страшное. Через несколько дней он увидел, как от городского военкомата уезжают на фронт мальчишки-десятиклассники.
Антоний, охваченный своей безумной страстью к Клеопатре, походил скорее на простого солдата. Ричард — абсолютное ничтожество.
Вполне обыкновенен и Наполеон «Наполеон Первый». В 1990-е годы актер с успехом играл Шмагу в спектакле П. Фоменко «Без вины виноватые» и Юровского в антрепризном спектакле «Последняя ночь последнего царя». Работа в кино Председатель Первые значительные роли в кино — комсомольский руководитель Колыванов в фильме Ю. Егорова «Они были первыми» 1956 и геолог Каширин в фильме Л.
Кулиджанова «Дом, в котором я живу» 1957 — целеустремленные, обстоятельные, внешне сдержанные, но с угадываемой внутренней силой. Персонажи, сыгранные Ульяновым, вслед за Колывановым и Кашириным так же становились героями своего времени: коммунист Кайтанов «Добровольцы» режиссера Ю. Егорова, 1958 , секретарь райкома Данилов «Простая история» режиссера Ю. Егорова, 1960. Самой большой удачей актера в 1960-е годы стала роль председателя колхоза Егора Трубникова в фильме А.
А Салтыкова «Председатель» 1964 , за которую Ульянов был удостоен Ленинской премии за 1966 год. Михаил Ульянов и в дальнейшем играл в кино в основном положительных героев, вроде бы суровых, но добрых сердцем, людей чести, верящих в идеалы, верных и мужественных. Именно благодаря умению создавать значительные, крупные характеры, а не только из-за некоторого портретного сходства, его не раз приглашали сыграть Ленина «Ленин в Швейцарии», телефильм, 1965; «Штрихи к портрету», телефильм, 1968; «На пути к Ленину», 1970 , а также маршала Жукова, на что его, кстати, благословил сам Георгий Константинович.
Позже его руководитель Евгений Просветов, осознав, что у мальчика задатки артиста порекомендовал ему поступать в студию при омском областном театре. Так Михаил Ульянов перебрался в Омск, приехав в большой город с мешком картошки. Его приняли в студию при областном театре после прочтения отрывка из «Мертвых душ», и началась настоящая театральная жизнь: репетиции, спектакли, участие в массовке и индивидуальные занятия с актером Михаилом Иловайским. Этот период своей жизни Михаил Александрович вспоминал с трепетом, ведь несмотря на тяготы, именно труппа омского театра стала отправной точкой в мир большого театра.
Михаил Ульянов в детстве с сестрой и родителями В 1946 году Михаил Ульянов с разрешения отца, вернувшегося с фронта, отправился в Москву — обучаться актерству. Молодой Ульянов ничего не знал ни о столичных театрах, ни об институтах, в которых мог бы обучиться профессии. Отчаявшись, Михаил наконец узнал, что у театра имени Вахтангова, который в военные годы был эвакуирован в Омск, есть своя школа — Щукинское училище. А в 1950 году профессиональным актером драматического театра Михаил Ульянов поступил на службу в театр им.
Террорист Ульянов: был ли брат Ленина внебрачным сыном императора
Михаи́л Алекса́ндрович Улья́нов — советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, педагог, общественный деятель. 20 ноября исполняется 95 лет со дня рождения легендарного актёра Михаила Ульянова. Свою работу актера, режиссера и художественного руководителя театра Михаил Ульянов в течение многих лет совмещал с активной общественной деятельностью. МИХАИЛ УЛЬЯНОВ был народным артистом не только согласно Указу Президиума Верховного Совета.
Обучение актёрскому мастерству
- Дмитрий Ульянов и Михаил Ульянов — родственники или нет
- Актёрские байки: Михаил Ульянов
- Please wait while your request is being verified...
- Михаил Ульянов: «На первом месте у человека должна быть совесть» / Культура
- Содержание
Ульянов Михаил Александрович
Места в комнате катастрофически не хватало, но актёр всё равно был счастлив, что у него есть супруга и дочка Леночка. Читайте также: Поклонники раскритиковали Собчак Друзья и коллеги знали как Михаил и Алла любили друг друга. На каждый день рождения Аллы талантливый актёр дарил жене стихи собственного сочинения. Но это занятие Михаилу Ульянову давалась с трудом, он мог целыми ночами придумывать рифмы, составлять строчки, но не сдавался. Но в браке Парфаньяк и Ульянова были тяжёлые моменты. Но всё решилось в один миг, когда Алла открыла окно восьмого этажа и закричала: «Выбирай я или водка».
Ульянов испытал сильный шок и пообещал больше не пить спиртного. В то время Михаил Ульянов неохотно делился фактами из своей биографии и личной жизнью детей, но сохранилась не большая фотобиография. Дети У известного актёра Ульянова была только одна дочь. Рядом с Михаилом проживали и другие семьи с детьми. Маленькие друзья Ульянова воспринимали его как доброго деда мороза, который всегда мог рассказать сказку или пошутить.
Своей дочери Лене артист рассказывал много сказочных историй собственного сочинения, а также следил за её всесторонним развитием. С ранних лет Лена ходила в разные секции и кружки. Среди занятий были танцы, рисование, экология. В школе дочь актёра относилась серьёзно к урокам, по всем предметом у неё было «отлично». Актер на сцене театра Окончив школу, дочь Михаила Ульянова приняла решение учиться актёрскому мастерству.
Но Михаил был против этого, и как мог, уговаривал дочь учиться на другую профессию. В результате Лена выбрала путь художника-графика.
Затем он два года занимался в студии при Омском театре драмы сейчас — Омский государственный академический театр драмы. В 1946—1950 годах Михаил Ульянов был студентом Высшего театрального училища имени Бориса Щукина в Москве сейчас — Театральный институт имени Бориса Щукина , а затем вошел в труппу Вахтанговского театра, где прослужил более полувека, а с 1987 по 2007 годы был художественным руководителем театра. Одной из главных тем в творчестве Михаила Ульянова была тема воплощения образа власти.
Для артиста было важно пушкинское нравственно-этическое отношение к теме человека во власти, не случайно в дипломном спектакле молодой актер сыграл Бориса Годунова. Всего актер снялся в более чем в 70 кинокартинах. Среди многочисленных персонажей Ульянова, воплощенных в кино, были Кайтанов в «Добровольцах», Бахирев в «Битве в пути», Трубников в «Председателе» и другие. Особое место в творчестве актёра занимает образ Маршала Победы Георгия Жукова, которого Ульянов сыграл в фильмах «Блокада», «Сталинград», «Контрудар» и многих других. Впервые Жукова Ульянов сыграл в фильме «Освобождение».
В сентябре 1987 года, после добровольного ухода Евгения Симонова, Михаил Александрович назначен художественным руководителем Театра имени Вахтангова. В должность актер вступал, имея перед собой главную задачу: сохранить Вахтанговский театр, не дать его коллективу распасться на группки. Одной из первых премьер театра под руководством Ульянова стал поставленный Робертом Стуруа спектакль «Брестский мир» по пьесе Михаила Шатрова, написанной еще в начале 1960-х годов, но разрешенной к постановке лишь в годы «перестройки». Начало 1990-х годов оказались самым неплодотворным десятилетием в карьере Ульянова. В кино появился в роли маршала Жукова в шестисерийной ленте «Война на западном направлении», а в театре исполнил неожиданную для актера роль «отца народов» Иосифа Сталина в политическом фарсе приглашенного режиссера Романа Виктюка «Уроки мастера». Ульянов играл Сталина «с грубостью, жестокостью, тяжелой физиологичностью и трагическим нервом». На очередном съезде членов Союза театральных деятелей в 1991 году решили оставить Ульянова на второй срок. Тогда же Михаил Александрович встретился с Сергеем Соловьевым на съемочной площадке: в его эксцентричной комедии «Дом под звездным небом», где сыграл академика Башкирцева. С 1992 по 1993 год актер снялся в нескольких лентах, сыграл протоиерея Туберозова в спектакле «Соборяне» по роману Николая Лескова.
В 1994 году Ульянов отправился с труппой на гастроли в Швейцарию. Картина вышла на экраны спустя много лет, но отклики и критиков, и зрителей оказались единогласными: «сыграно гениально». Примерно в это же время вернувшийся в столицу театральный режиссер Владимир Мирзоев предложил Ульянову поставить в театре имени Вахтангова пьесу Гарольда Пинтера «Возвращение домой» и сыграть в ней главную роль, мясника Макса. Актеру импонировало название работы, но, ознакомившись с пьесой, отказался от нее по причине «брутальной лексики, сюжета и тревожно-абсурдных смыслов этой вещи». Годом позже сыграл роль в образе маршала Жукова, в полудокументальной ленте Юрия Озерова «Великий полководец Георгий Жуков».
Он был политруком сибирской пехотной дивизии, получил ранение ноги, попал в госпиталь. После победы ему вручили правительственную награду — орден Красной Звезды. Михаил учился в десятом классе, когда ему тоже пришла повестка. Но воевать парнишке не пришлось, правительство решило не призывать в армию юношей 1927 года рождения. Мишино детство ничем не отличалось от миллионов советских пацанов. Он любил футбол, смотрел фильмы в кинотеатре и был обычным сорванцом. В школьные годы мальчик особым рвением к науке не отличался, получал средние отметки, зато очень любил читать. Он ни разу не видел спектакля, потому что в их городе театра просто не было. Когда Ульянову исполнилось 15, к ним в Тару приехал на гастроли тобольский театр, и он впервые оказался в зрительном зале. Увиденное на сцене потрясло подростка до глубины души, и он влюбился в искусство — раз, и на всю жизнь. Во время войны в их городе находился эвакуированный львовский театр. Артистам не хотелось сидеть без дела, и они создали драматический кружок для сибирских детишек. Миша тоже пришел записываться в артисты. Режиссеру театра очень понравился этот паренек, в котором была искра таланта, и он настоятельно рекомендовал Ульянову попробовать себя в театральном вузе. Михаил не стал игнорировать совет опытного театрального деятеля, и после окончания школы уехал в Омск. Он приехал в областной город без денег, с одним только мешком картошки. Парень попытался поступить в студию, которую открыл областной театр. Михаил предстал перед экзаменационной комиссией с отрывком из романа «Мертвые души», и сумел поразить строгих преподавателей. Смышленого парнишку приняли на учебу. Учеба давалась нелегко, но ему было интересно репетировать, ходить на индивидуальные занятия, участвовать в съемках массовых сцен. Студенческие годы остались в памяти артиста самым светлым воспоминанием. После окончания Омской студии в 1946 году, Ульянов понимает, что нужно продолжать обучение, только уже в Москве. Он решил спросить совет у отца, который только недавно демобилизовался из армии, и получил от него полную поддержку. Отец отдал сыну пистолет, доставшийся ему в качестве трофея, и окрыленный юноша умчался в столицу. В московских Сокольниках жили их знакомые, и парень на первое время остановился у них. Михаил делал одну за другой попытки поступить, но почти во всех вузах ему отказали.
«Кто, если не я?» Михаил Ульянов помогал людям, даже будучи при смерти
Ульянов, Михаил Александрович — Актер, режиссер, Народный артист СССР и России, художественный руководитель Театра им. Вахтангова с 1987 г.; родился 20 ноября 1927 г. в с. Бергамак Муромцевского района Омской области; окончил театральное училище им. Биография Михаила Ульянова — биография уникального человека, обладающего не только невероятным актерским талантом, но и большим добрым сердцем. Михаил Александрович Ульянов актёр, режиссёр, педагог, очень скромный и трудолюбивый человек. Родился 20 ноября 1927 года в Бергамаке. Советский и российский актер, режиссер театра и кино. Елена Михайловна, дочь российского актера Михаила Ульянова, скончалась 15 сентября.
Михаил Ульянов: биография и некролог
Он занимался в детской студии при Национальном академическом украинском драмтеатре имени Заньковецкой, затем отправился в Омск поступать в студию при областном театре. Полгода работал в Омске диктором и учился в школе летчиков-истребителей. После войны, в 1946 году, отправился поступать в Щукинское училище в Москве. В 1950 году руководство Театра им. Вахтангова приняло в труппу четверых выпускников училища, в числе которых был и Ульянов. На сцене этого театра он исполнил свои лучшие театральные роли, умело сочетая их с работой в кино.
Дебют на экране состоялся в 1956 году — в картине «Они были первыми».
Биография Ульянова Михаил Ульянов появился на свет 20 ноября 1927 г. Он рос и воспитывался в семье, не имеющей ничего общего с киноискусством. Его отец, Александр Андреевич, руководил деревообрабатывающей артелью, а мать, Елизавета Михайловна, занималась домашним хозяйством. У него была младшая сестра Маргарита. Детство и юность Когда Будущему артисту исполнилось 3 года, он вместе с семьей перебрался в другое село. В скором времени Ульяновы переехали в город Тару, где прошло все детство Михаила. В школе Ульянов учился средне, более всего увлекаясь литературой. Его юность пришлась на годы Великой Отечественной войны 1941-1945.
Во время обучения в 10-м классе Михаил получил повестку в военкомат, но вскоре вышел указ, согласно которому рожденные в 1927 г. До 15 лет Ульянов не знал ничего о театре, пока в их город не приехали артисты. Посетив один из спектаклей, юноша проявил живой интерес к театральному искусству. Тогда же он начал посещать драмкружок, руководитель которого посоветовал ему получить актерское образование. В результате, после получения аттестата Михаил начал обучаться в студии при Омском областном драматическом театре. Интересен факт, что в Омск он поехал с одним только мешком картошки. Тем не менее, за 2 года учебы в студии, ему удалось овладеть первыми актерскими навыками. По словам Ульянова, это время было одним из самых интересных в его биографии. Одновременно с этим, он несколько месяцев трудился диктором на местном радио.
Любопытно, что желая избавиться от своего звонкого голоса, Михаил начал изо всех сил кричать едва ли не каждый день. Благодаря таким «упражнениям» Ульянов сорвал голос, который приобрел характерную хрипоту.
После института Ульянов стал работать в Театре имени Вахтангова. В начале нового тысячелетия популярный киноактёр стал болеть. Здоровье его становилось всё хуже. Вскоре врачи диагностировали онкологическое заболевание, от которого Михаил Александрович и умер. Похоронили великого артиста на Новодевичьем кладбище с воинскими почестями.
Фильмография: фильмы с участием Михаила Ульянова в главной роли С этого времени начинает Михаил Александрович активно сниматься. Его фильмография включает более 70 работ в различных кинокартинах. Он запомнился своими работами в «Добровольцах», «Освобождении» и многих других. Киноактёр воплотил на экране большое количество самых различных образов, но в особенности ему, по мнению его поклонников и критиков, удался образ Героя Советского Союза, Маршала Победы Георгия Константиновича Жукова. Ульянов был награждён большим количеством премий и наград. По его собственному признанию, сделанному незадолго до ухода из жизни, самой большой наградой для него стало признание зрителей и удовлетворённость его личная своей работой. Личная жизнь Михаила Ульянова Личная жизнь Михаила Ульянова проходила на глазах его многочисленных поклонников.
В 50-е годы артист влюбился в девушку Аллу, которая на тот момент времени была женой другого популярного киноактёра Николая Крючкова. В семье рос сын, названный в честь супруга, но взаимная любовь между Михаилом и Аллочкой смогла преодолеть все преграды. Женщина ушла от прежнего супруга, забрав с собой сына. Последующие 50 лет она прожила счастливо вместе с Ульяновым. Счастье супругов было безоблачно. Они ни разу не поссорились. В 2005 году отметили золотую свадьбу.
После смерти любимого мужа Алла прожила совсем недолго. Она впала в кому и умерла. Похоронили женщину рядом с могилой любимого мужа. Долгое время, несмотря на известность популярного киноактёра, они проживали в небольшой однокомнатной квартире. Лишь в начале нового тысячелетия им удалось приобрести трёхкомнатную квартиру. Свою дочь и внучку артист любил до безумия. Внучке, названной в честь его матери, необходима была операция на сердце.
Михаил Александрович нашёл деньги. После успешно проведённого вмешательства девочка стала здоровой. Незадолго до ухода деда из жизни у него появились правнуки, которых решили назвать Настей и Игорем. По рассказам дочери Ульянова, мальчик очень похож на своего прадедушку. Дети Михаила Ульянова Популярный киноактёр стал отцом только один раз.
Александр Андреевич поддержал сына. Он дал ему адрес женщины, которая приютила артиста в столице. Она же подкармливала юношу, когда у того заканчивались деньги. Ульянов случайно узнал о существовании Щукинского училища. Экзамен у Михаила принимал сам ректор.
Артист выдержал испытание. Годы учебы пролетели в репетициях. В выпускных спектаклях актеру достались роли Макеева в постановке «Чужая тень» и Нила в спектакле «Мещане». Театр Вместе с дипломом Ульянов получил приглашение в труппу театра им. Более того, Михаила сразу ввели в постановку «Крепость на Волге», дав ему роль русского революционера Сергея Кирова. Сам артист считал, что этот образ ему не подходит. Худой вчерашний студент мало походил на лидера революционного движения, но публика в зале аплодировала артисту. Режиссеры считали Ульянова перспективным актером, по полной загружая его ролями. В 1958 г. Михаил предстал перед зрителями в образе Парфена Рогожина в постановке «Идиот».
В 1987 г. Михаил Ульянов стал художественным руководителем театра Вахтангова. Вскоре после назначения на должность артиста избрали председателем Союза театральных деятелей. На этом посту актер трудился до последнего вздоха. Актерская карьера Кинематографическая биография Михаила Ульянова началась с роли Якова Лаптева в социальной драме «Егор Булычов и другие» в 1953 г. Через 4 года актер впервые появился перед зрителями в образе главного персонажа в драме «Дом, в котором я живу». Затем последовали другие предложения. Режиссеры засыпали артиста сценариями. Фильмы периода 1958-1963 гг. За роль Сергея Абриковсова в социальной драме «Частная жизнь» Ульянов стал обладателем кинопремии «Золотой лев» Роль Георгия Жукова актер примерял на себя более 10 раз.
Актеру приходилось накладывать грим по несколько часов, так как Михаила нужно было состарить. Чтобы лучше войти в роль, артист много читал и смотрел документальные фильмы о Жукове.
Михаил Ульянов: биография личная жизнь
Ульянов, Михаил Бывший художественный руководитель Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова, народный артист СССР Художественный руководитель Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, режиссер, знаменитый российский актер театра и кино. Награжден рядом орденов. Автор нескольких книг. Скончался 26 марта 2007 года в Москве на 80-м году жизни. Михаил Александрович Ульянов родился 20 ноября 1927 года в селе Бергамак недалеко от Омска Муромцевский район Омской области [ 2 ] [ 1 ], [ 10 ], [ 11 ] в семье председателя колхоза в 1941 году отец Ульянова ушел на фронт [ 10 ] [ 2 ]. В 1942 году в городе появилась труппа украинских артистов в Сибирь приехал эвакуированный львовский театр имени Заньковецкой [ 5 ] , режиссер которой Евгений Просветов организовал театральную студию, и Ульянов-младший стал регулярно ее посещать [ 2 ]. Увлекшись театром, Ульянов в 1944 году уехал в Омск и поступил учиться в студию при Омском драматическом театре [ 1 ], [ 2 ], а в 1946 году отправился в Москву и поступил в Театральное училище имени Щукина перед этим он провалился в Щепкинское училище, в школу-студию при МХАТе и лишь случайно узнал о театральном училище при театре имени Вахтангова [ 5 ] [ 2 ],[ 6 ], [ 11 ]. По окончании училища в 1950 году Ульянов пришел в театр имени Евгения Вахтангова. Работал в нем всю жизнь, с сентября 1987 года [ 2 ], [ 6 ], [ 11 ] был художественным руководителем театра [ 1 ], [ 6 ], [ 5 ].
Первый сезон Ульянов играл в основном в массовых сценах и эпизодах, но вскоре стал получать серьезные роли. В 1953 году по другим данным, в 1952 году [ 11 ] Ульянов начал сниматься в кино. Первой его работой стала роль Якова Лаптева в фильме "Егор Булычев и другие", но она не привлекла к себе внимания зрителей, и Ульянов несколько лет пребывал в тени - пока не получил приглашение сыграть главную роль в поэтической эпопее "Добровольцы" [ 11 ]. В этот период он снялся в фильмах "Они были первыми", "Дом, в котором я живу" [ 10 ].
Тогда было принято вешать такие вещи на стену. Но однажды, в 70-е, произошла громкая история, когда в квартиру одного академика вломились бандиты и зарубили мечом, снятым со стены комнаты, его дочь и собаку. Когда отец услышал про этот случай, он дико перепугался и все убрал по шкафам. Вы могли зайти в кабинет? Но мама меня научила оберегать отцовский покой. Он был очень занятой человек, домой приходил поздно, уставший, недовольный, молчаливый: выплескивался на работе.
И мы старались его не беспокоить. Жили скромно. Нас очень выручали мамины дачные заготовки. Помню, как банки с консервами громоздились в гаражном подвале. А в очереди за ливерной колбасой обычно стояла я. А в последние годы, когда родители состарились, привозить продукты стало моей обязанностью. У меня был близкий приятель Антоша Табаков, сын Олега Павловича. И он, и Денис Евстигнеев, мы все одного возраста, одного круга. Сейчас, конечно, разлетелись в разные стороны, а тогда очень дружили. Когда в магазинах были пустые полки, мы с Антошей садились в две машины и объезжали мои и его торговые точки.
При мне никогда не спорили по поводу моего воспитания, не выясняли, кто прав и кто виноват, — выдавали готовое решение. Но жесткость, конечно, присутствовала. К примеру, мне категорически запрещалось приходить после полуночи. Я чувствовала себя взрослой — в старших классах училась в школе рабочей молодежи. Ничего не изменилось, когда я поступила в институт, — родители считали меня ребенком. Это было обидно и оскорбительно, потому что все мои одноклассники, а позже сокурсники спокойно сидели, сколько хотели, а мне надо было бежать домой, и если я приходила позже, то следовал либо жуткий скандал от мамы, либо укоризненные взгляды от папы, что было еще хуже. Однажды я задержалась довольно сильно. Нашему однокурснику из Грузии привезли огромную бутыль молодого вина, и мы поехали в мастерскую праздновать. Это вино было похоже на компот. А потом оказалось, что при ясной голове ноги не ходили.
По пояс нормальный человек, а ниже — неподвижность. Я приехала домой на такси в третьем часу ночи. Отец вышагивал по двору от одного подъезда к другому — это было так страшно. Михаил Ульянов с женой Аллой Парфаньяк и маленькой дочкой. Это нужно для того, чтобы сохранить хорошие отношения. И она как в воду глядела. Когда я вышла замуж в первый раз, мы тут же уехали. И дивные отношения сохранялись. Я каждый день звонила родителям — это была семейная традиция. Если я не звонила, отец начинал дергаться и психовать.
Звонил мне и спрашивал: «Куда ты пропала? Михаилу Ульянову достаточно было сделать один звонок, чтобы двери перед его дочерью распахивались сами. И он никогда мне не помогал, ни в профессии, ни в учебе. Я в молодости очень обижалась. Мне было больно, потому что всех моих друзей поддерживали. При этом все вокруг считали, что я блатная и что меня на ладошках под попу везде суют. Поэтому отношение ко мне всегда было предвзятым. Я, конечно, обижалась на отца. Мы с мамой много раз говорили об этом, она меня понимала, но ничего поделать было нельзя. В результате я пробилась сама.
Но как такое ничтожество захватило власть? Все этим же мышиным методом, пользуясь разладом и раздором, ища лазейки и прогрызая дыры, натравливая и льстя, предавая и продавая, всегда настороженно ждя удара. Что-то шакалье есть в нём».
В процессе сотворения спектакля Капланян и Ульянов прибегли к неким изменениям сюжета Шекспира, а именно, стопроцентно изменили финишные сцены. Спектакль, вызвавший разноречивые отклики в прессе, шёл на сцене театра многие годы. В 1975 году в издательстве «Юная гвардия» вышла 1-ая книжка Ульянова — «Моя профессия».
Конец 1970-х: «Тема» В конце 70-х актёр плодотворно снимался и играл в театре. Исключительно в 1977 году состоялись премьеры трёх лент с ролью Миши Александровича: «Личное счастье», «Оборотная связь» и «Позови меня в даль светлую». В последней Ульянов выполнил давнишнюю мечту: снялся в картине по произведению Василия Шукшина.
В театре его репертуар пополнили Гайдай в «Гибели эскадры» Александра Корнейчука и ещё один Ленин — в пьесе Николая Погодина «Человек с ружьём»; с этими спектаклями он принял роль в гастролях театра по всему Нечерноземью. Владимира Ильича в традиционном выполнении Бориса Щукина Ульянов не воспринимал, считая, что тот извратил вождя, наделив его свойствами «блаженного мужичка». Сам он играл его жёстко, воплощая совсем не тот образ, который привыкли созидать обитатели СССР.
В ноябре 1977 года в Ростове на дону Ульянов отметил своё 50-летие. Сначала 1978 года режиссёр Глеб Панфилов предпочёл, чтоб главную роль в его новеньком кинофильме «Тема» сыграл Миша Ульянов, а не Иннокентий Смоктуновский либо Алексей Баталов. Как посчитал тогда Панфилов, избрать Смоктуновского было бы очень поверхностно, а Баталову не хватало «мужиковатости», настолько присущей сибиряку Ульянову.
Миша Александрович так вспоминал то время: Когда приступали к съёмкам, я лицезрел, как мучительно колебался режиссёр, выбирая актёра на главную роль. А другое, вроде монолога «Край мой родимый, край... Съёмки картины проходили в Суздале, где по сюжету и состоялись главные действия.
Как и предвещал ещё на стадии её разработки поэт Евгений Евтушенко, ленту положили на полку и воспретили к показу. По воззрению критика Валерия Головского, будь в главной роли тот же Смоктуновский, ни о какой «полочной» судьбе и речи бы не было, но меркантильного и пугливого драматурга Есенина сыграл Миша Ульянов — Ленин, Карамазов и маршал Жуков. Зрители ничего не знали о кинофильме «Тема» прямо до 1987 года — года, когда был открыт 37-й Берлинский кинофестиваль.
В Берлине жюри, во главе с германским актёром Клаусом Марией Брандауэром, присудило картине главный приз форума — «Золотой медведь»; таким макаром, она стала 2-ой и последней в истории русского синематографа, победившей на Берлинале. Ознакомившись с ним, лицезрев, как «искренне» написан он Александром Галиным, «с хорошим чувством к главному герою», Ульянов, не размышляя, отдал согласие. С режиссёром Менакером актёр стремительно нашёл общий язык и приступил к воссозданию «экстравагантного характера» управляющего духового оркестра в спецшколе Алексея Ивановича Кустова, ветерана войны, просто неплохого человека.
Съемки проходили в Ленинграде, Симферополе и Сланцах — городке, откуда был родом макет головного героя, реально имеющийся Алексей Кустов. В Сланцах Ульянов и познакомился с человеком, которого ему позднее предстояло сыграть. Картина не имела особенного фуррора, и все же Миша Александрович был доволен этим опытом — хотя бы поэтому, что Алексей Иванович скончался спустя пару лет после её выхода и эта работа стала специфичной данью памяти «скромному человеку, который прожил неприметную, но великодушную жизнь».
Черняховским он сделал по роману «Я пришел дать вам волю» спектакль «Степан Разин». Головного героя он стремился сыграть так, как желал того Шукшин, — «чтобы в его судьбе отразилась судьба всего российского народа, совсем исстрадавшегося и восставшего». Таковой Разин вызвал споры, неприятие одних и решительную поддержку других; Ульянов к критике относился философски: «Всякая попытка посмотреть на сложившееся представление своими очам всегда сопровождается борьбой, недопониманием, неприятием… Но нет других глаз, не считая нынешних… Нет другого пути в театре, не считая попыток отыскать свою дорогу, неизведанную, нехоженую».
В июле 1980 года Ульянов был потрясён внезапным и ранешным уходом из жизни «коллеги по цеху» Владимира Высоцкого и на его штатской панихиде произнёс огромную речь: «В нашей актёрской артели большая неудача. Свалился один из своеобразнейших, неподражаемых, ни на кого не схожих мастеров. Молвят, неподменных людей нет — нет, есть!
Придут другие, но таковой глас, такое сердечко уже из нашего актёрского братства уйдёт…». В 1981 году сыграл в лентах «Факты прошлого денька» и «Февральский ветер». В 1982 году Ульянов фактически был утверждён на внезапную для него комедийную роль инспектора в детективе Аллы Суриковой «Отыскиваете даму», его напарником-полицейским был должен стать Семён Фарада.
Но Миша Александрович серьезно захворал, выбыл из проекта и Фарада. Их роли сыграли Леонид Куравлёв и Леонид Ярмольник. Заместо Суриковой Ульянов снялся у Юлия Райзмана, в его, как оказывается, предпоследнем кинофильме — «Личная жизнь».
Персонаж Миши Александровича — немолодой директор предприятия Сергей Никитич Абрикосов, которому, вследствие опредёленных актуальных событий, приходится уйти на пенсию. Ульянов показал его одиноким, честным человеком, потерявшим смысл жизни после увольнения с работы. Райзман сначала не горел желанием брать на эту роль конкретно Ульянова, режиссёр не обожал актёров, очень много снимающихся в кино, но позднее передумал.
Каждый денек актёру наносился особый состаривающий его грим, потому что Ульянову тогда не исполнилось и 55 лет. К удивлению Ульянова, предполагавшего, что история о ординарном русском пенсионере не может заинтриговать никого, не считая обитателей СССР, лента Райзмана была отобрана в одну из внеконкурсных программ Венецианского кинофестиваля и номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучший кинофильм на зарубежном языке». На Лидо кинофильм удостоился нескольких призов, в том числе особым призом жюри был награждён и сам Миша Александрович, «за наилучшее выполнение мужской роли».
В разгар репетиций Михалков внезапно сказал, что ему предложили снять по этой пьесе кинофильм: «Два актёра, одна декорация. У студии остались средства. Думаю, мы сможем.
А главное, есть возможность и кинофильм снять, и спектакль сделать. И может быть, сразу выпустить. Представляете для себя, как это интригующе?
Но управление театра сочло такую переменчивость Никиты Сергеевича неэтичной и закончило работу над спектаклем. В 1983 году начались съёмки картины «Без очевидцев», в какой Ульянов сыграл одну из немногих собственных отрицательных киноролей. Партнёршей Ульянова стала Ира Купченко, весь сюжет разворачивался в обычный русской квартире.
По ходу деяния кинофильма у героя Миши Александровича увеличивались зубы и изменялась форма черепа — таким был план Михалкова, при помощи грима подчеркивалось перевоплощение головного героя из добропорядочного человека в реального монстра. Большой неувязкой стало то, что отыскать в стандартной квартире что-либо увлекательное, чем бы можно было заманить зрителя на полтора часа, неописуемо тяжело. И это была одна из самых тяжелых ролей.
Давалась она мне очень тяжко. Этот тип ведь актёр в жизни — он всё время играет. Играет неплохого человека, играет инициативного, играет любовь.
С ним были солидарны критики, посчитавшие этот образ одним из наилучших из когда-либо сделанных актёром. Работа с Михалковым была для Ульянова большой школой. По словам Миши Александровича, столько яростных писем, сколько он получил после выхода картины, ему не приходило никогда.
Он что, растерял совесть, стал так запанибратски играть, так нагличать? Ещё сначала 1970-х годов Ульянов прочёл пьесу Фердинанда Брукнера «Наполеон Первый» и сразу пожелал сыграть величавого терана. Но главному режиссёру театра Евгению Симонову пьеса показалась «слишком маленькой, поверхностной, легковесной».
Ульянов смирился с тем, что Наполеона ему не сыграть, но в 1983 году Анатолий Эфрос приступил к постановке пьесы в Театре на Малой Бронной и на главную роль пригласил Ульянова — в качестве гастролёра. Ульянов, привыкший к большой сцене Вахтанговского театра, не без усилий приспосабливался к небольшому залу на Бронной. Миша Александрович перечитал 10-ки материалов о Наполеоне, посетил Муниципальную историческую библиотеку РСФСР, но так и не нашёл головного — «…каковой он, когда остается один?
В чём выражается его людская суть? Где его слабость? Где боль?
Разрываясь меж 2-мя театрами, Ульянов отправился к заместителю министра культуры РСФСР Юрия Мелентьева Евгению Зайцеву и востребовал от него более высочайшей зарплаты, чем на данный момент, подчёркивая, что залы полные и билетов не достать. На это Зайцев ответил, что актёры не на гастролях в Саратове, потому имеют право получать только определённую сумму. Одним из первых Ульянова в роли Наполеона увидел будущий генсек Миша Горбачёв.
После премьеры Виктор Розов писал: «…Ульянов очень органично завладел внешним видом собственного персонажа. Все позы, в каких живописцы запечатлели на картинах Наполеона, схвачены Ульяновым и изготовлены своими: и скрещённые на груди руки, и твердо ставленная на возвышение нога, и прочно сцепленные пальцы рук за спиной в моменты сильного волнения. Актёр не изображает персонаж — он им является.
И шинель он носит по-наполеоновски». Спектакль был сыгран всего около 20 раз — скоро Эфрос перешёл в Театр на Таганке, а Ольга Яковлева, исполнительница роли Жозефины, не желала играть спектакль без него. Анатолий Васильевич желал вернуть постановку на Таганке, но всё откладывал, а в 1987 году его не стало.
Опять Жуков, рождение внучки и «Тевье-молочник» В июле 1984 года на свет появилась внучка Миши Александровича — Елизавета, нареченная так в честь прабабушки, мамы Ульянова. По словам дочери Лены, когда она показала папе внучку, он расплакался и в первый раз в жизни пребывал в состоянии абсолютного счастья. В следующие два года Ульянов в очередной раз исполнил роль маршала Жукова в картинах «Победа», «Битва за Москву» и «Контрудар».
В театре Ульянов уже издавна играл только главные роли; очередной таковой ролью в 1984 году стал Эдигей в спектакле «И подольше века продолжается день» по одноимённому роману Чингиза Айтматова. В том же году он поставил в театре пьесу Джона Херси англ. Спектакль провалился, и Ульянов поклялся для себя никогда больше к режиссуре не ворачиваться.
Тогда же давнешний друг Ульянова Сергей Евлахишвили начал работу над телеспектаклем «Тевье-молочник». Приглашение на роль, в какой блестел когда-то Соломон Михоэлс, для самого Миши Александровича оказалось внезапным, все же конкретно Тевье стал художественно более важной его работой на телевидении. Работая над образом Тевье, Ульянов получал большущее наслаждение.
Главную женскую роль игралась Галина Волчек, которую актёр называл «одной из наиумнейших женщин», с коими ему приходилось встречаться. Телеспектакль Евлахишвили пришёлся по нраву и зрителям, и критикам. Вениамин Каверин писал об Ульянове: «Я бы произнес, что он играет с необычным тактом, и тоже, как это сделал бы Михоэлс, играет сначала нрав.
При этом нужно сказать, что это относится не только лишь к Ульянову. Весь спектакль построен совсем независимо от того, как он был построен Михоэлсом, а меж тем производит он не наименьшее воспоминание. Ульянов не стремится, как это делал и Михоэлс, возбудить жалость к для себя.
Он играет конкретно так, как это бывает в жизни, — забываешь, что действие происходит много годов назад, в незнакомых для тебя местах». В главном, отмечалась высочайшая достоверность игры Ульянова, практически прожившего роль еврея, а именно, Арон Вергелис был восхищён его актёрской работой. Елизавета Метельская, видевшая в роли Тевье знаменитого Михоэлса, как-то произнесла, что Ульянов был первым актёром после Михоэлса, который был реальным Тевье, таким, каких она лицезрела, проживая на Украине.
После показа «Тевье-молочника» по телевидению Ульянову приходило огромное количество писем, в каких зрители задавались одним единственным вопросом: «Скажите правду, Вы — еврей либо нет? В 1986 году Ульянов был удостоен звания Герой Социалистического Труда. На Всесоюзном радио актёр записал моноспектакли «Тихий Дон» и «Мёртвые души».
Конец 1980-х: кресло худрука Театра им. Вахтангова, «Брестский мир» Годом позднее Ульянов окончил вторую свою книжку — «Работаю актёром», размещенную в издательстве «Искусство». В сентябре 1987 года, после добровольческого ухода Евгения Симонова, Миша Ульянов был назначен художественным управляющим Театра имени Вахтангова.
Принимая театр после Симонова, Ульянов сразу сформировал четыре пт собственной программки: он будет завлекать в театр больших режиссёров и драматургов; в театре будут ставиться только профессиональные пьесы; сам художественный управляющий никогда не будет заниматься режиссурой, потому что, по его воззрению, реальным режиссёрским даром не обладал; он не будет сокращать труппу. В должность актёр вступал, «имея впереди себя главную задачку — сохранить Вахтанговский театр, не дать его коллективу распасться на группки». Одной из первых премьер театра под управлением Ульянова стал поставленный Робертом Стуруа спектакль «Брестский мир» по пьесе Миши Шатрова, написанной ещё сначала 60-х, но разрешённой к постановке только в годы «перестройки».
И работа Стуруа казалась очень смелой — в спектакле был момент, когда Ленин лежал на полу, а Арманд ставила ногу ему на грудь и начинала беседу. Ульянов играл мятущегося Ленина без всякого грима, играл страстно, трагическая музыка Гии Канчели очень органично вписалась в революционную атмосферу. Но Миша Горбачёв спектакль не принял: «Видимо, сказалось восприятие партократа.
Но скоро после отмены цензуры выяснилось, что «смелая» пьеса Шатрова была только полуправдой, спектакль уже шёл при полупустых залах и в конце концов был снят с репертуара. В ноябре Миша Александрович робко отметил 60-летие. В конце десятилетия стал народным депутатом СССР, снялся в нескольких картинах, включая «Сталинград», где опять сыграл маршала Жукова.
В кино — маршал Жуков в шестисерийной ленте «Война на западном направлении», в театре — внезапная для актёра роль «отца народов» Иосифа Сталина в политическом фарсе приглашённого режиссёра Романа Виктюка «Уроки мастера». Ульянов играл Сталина «с грубостью, жёстокостью, тяжёлой физиологичностью и катастрофическим нервом». На следующем съезде членов Союза театральных деятелей в 1991 году было решено: Ульянов остаётся на 2-ой срок.
Тогда же Миша Александрович во 2-ой раз с 1970 года повстречался с Сергеем Соловьевым на съёмочной площадке — в его эксцентричной комедии «Дом под звёздным небом», где сыграл академика Башкирцева. В 1960-е этот роман в письмах был размещен Александром Твардовским в журнальчике «Новый мир» и «до дыр» зачитан русскими гражданами. На волне фуррора телережиссёр Орлов желал сделать по нему телеспектакль, роль Цезаря была предложена Ульянову, но по различным причинам план тогда не был реализован.
Сначала «перестройки» в Театр им. Ульянов показал Цезаря катастрофически одиноким человеком. Спектакль посещали многие члены Политбюро, включая Миши Горбачёва.
Актёр осознавал, что в «Мартовских идах» показаны многие пронзительные вещи, относящиеся и к современному положению в стране. Броско, что после окончания событий «чёрного октября» спектакль был показан по телевидению. С 1992 по 1993 год актёр снялся в нескольких лентах, сыграл протоиерея Туберозова в спектакле «Соборяне» по роману Николая Лескова.
Картина по разным причинам вышла на экраны только после погибели Миши Александровича, но отклики и критиков, и зрителей были единогласными — «сыграно гениально». Приблизительно в это время вернувшийся в столицу театральный режиссёр Владимир Мирзоев предложил Ульянову поставить в театре имени Вахтангова пьесу Гарольда Пинтера «Возвращение домой» и сыграть в ней главную роль, мясника Макса. Ульянову импонировало заглавие работы «вот это как раз то, что на данный момент необходимо, — возвратиться к истокам, к своим корням» , но, ознакомившись с пьесой, он отказался от неё из-за «брутальной лексики, сюжета и тревожно-абсурдных смыслов этой вещи».
Годом позднее сыграл чуть ли не единственную главную роль в виде маршала — в полудокументальной ленте Юрия Озерова «Величавый военачальник Жора Жуков».
Как известно, большое видится на расстоянии. То, что Михаил Ульянов — великий актер, было ясно и при его жизни. Но сейчас глубина его таланта ощущается еще острее. Говорят, незаменимых нет. Но это — точно не тот случай. К своей мечте — стать актером — Ульянов шел упорно.
Выходец из сибирской глубинки, он провалил экзамены в театральные вузы, но от цели своей не отказался, переехал в Омск и там два года постигал азы актерского мастерства в студии городского драмтеатра. В 1946 году в списке поступивших в Театральное училище имени Щукина появилась фамилия Ульянова, а через четыре года его зачислили в родной для «Щуки» Театр имени Вахтангова.
Главные роли Михаила Ульянова
В галерее характеров вахтанговца Михаила Ульянова десятки театральных ролей от Шекспира, Достоевского, Булгакова до Шукшина. Биография актера Михаила Ульянова: личная жизнь в молодости, отношения с дочерью и женой Аллой Парфаньяк, болезнь Паркинсона. Читайте полную биографию Михаила Ульянова на нашем сайте. 20 ноября 2022 года исполнилось 95 лет со дня рождения актера: архивные фото и видео, лучшие фильмы в юбилей. Михаил Ульянов, без сомнения, был именно таким актёром. Михаи́л Алекса́ндрович Улья́нов — советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, педагог, общественный деятель. А Михаил Александрович именно благодаря заньковчанам стал актёром.
Биография Ульянова
- «Кто, если не я?» Михаил Ульянов помогал людям, даже будучи при смерти
- Обучение актёрскому мастерству
- Михаил Ульянов - биография, личная жизнь, фото, фильмография, смерть, слухи и последние новости
- Ульянов Михаил Александрович - биография и личная жизнь
- Please wait while your request is being verified...
- Как любовь привела робкого парнишку в кинематограф: влюбленный в музу
Михаил Ульянов: биография и некролог
В 1987-м он назначен его художественным руководителем и оставался на этой должности до болезни. Великому русскому актеру 20 ноября исполнилось бы 85. И несмотря на то что Михаила Александровича уже больше пяти лет нет на этом свете, у него и сейчас миллионы поклонников. Мы с удовольствием пересматриваем его работы и каждый раз находим для себя что-то новое. А сегодня, по просьбе почитателей таланта мастера, «Экспресс газета» перелистала малоизвестные страницы его жизни. Ульянов был женат один раз. С красавицей актрисой Аллой Парфаньяк он связал судьбу еще в 50-е и пронес ей верность через всю жизнь. Наблюдал его первые шаги на сцене. Запомнилось и то, как Ульянов общался с поклонницами: невежливо и чересчур жестко. Однажды я набрался наглости и спросил, почему так происходит, на что молодой артист о Те годы, о которых вспоминает Шалевич, выдались непростыми для нашего героя.
Он упорно добивался руки и сердца замужней Парфаньяк, примадонны родного театра. Там же работала и первая любовь Михаила — актриса Нина Нехлопоченко. Их ярко вспыхнувший роман, казалось, быстро шел к свадьбе. Но за глаза друзья пары обсуждали, что это как раз тот вариант, когда один любит, а другой позволяет себя любить. Любил, и любил страстно, именно Михаил. Он был благодарен Нехлопоченко, что та стала его первой женщиной. Миша сильно страдал и даже признался своей бывшей: «Не дай бог тебе пережить то, что я пережил». Читайте также: Неизвестный сын Леонида Якубовича стал копией отца: семейные секреты легенды ТВ Ульянов и Нехлопоченко расстались друзьями и впоследствии много лет играли на одной сцене. Женившись на Парфаньяк, Михаил Александрович никогда не вспоминал прежние обиды и, став худруком, не лишал Нехлопоченко интересных ролей.
А вот Алла Петровна, говорят, иногда во время ссор вставляла супругу свои «три копейки». Мол, помру — женись на моей предшественнице, она женщина хозяйственная, с ней не пропадешь. Почему-то Нина Аполлоновна о своих близких отношениях с мэтром вспоминать в подробностях не захотела: — Ну что вам сказать о Михаиле? Он был замечательным, удивительным, порядочным и очень скромным. Таких, по-моему, уже больше нет… С его уходом наш театр осиротел, все изменилось. Михаил Александрович с внучкой Лизой и женой Аллой.
Кстати, именно Ульянову и Лаврову пришлось заканчивать фильм в качестве режиссеров после смерти Ивана Александровича. Фильм был номинирован на «Оскар» как лучший на иностранном языке. Его генерал Григорий Чарнота одной лишь фразой: «Кто в петлю, кто в Питер, а я куда? Кто я теперь? Я вечный жид теперь. Я Агасфер. Летучий я голландец. Черт я собачий! Кадр из фильма «Бег» Самым запоминающимся образом, сыгранным Михаилом Александровичем почти в двадцати фильмах, стал маршал Георгий Жуков: в него он перевоплощался в фильмах «Море в огне», «Слушайте, на той стороне», «Блокада», «Битва за Москву», «Солдаты свободы», «Война на западном направлении» и других. Зрители ассоциировали актера с военачальником, настолько мощной и цельной была его игра. Михаил Ульянов в образе маршала Жукова «Освобождение» Фильмография Ульянова насчитывает немало и других ярких ролей — от гротескных и патетических до драматичных и лиричных. За созданный им образ Сергея Абрикосова в «Частной жизни» актер был удостоен «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале в 1982 году. Его партнерша по съемкам Марина Неелова вспоминала, что так долго держать крупный план, выражая гамму эмоций лишь мимикой и глазами, мог лишь Михаил Александрович. Михаил Ульянов и Марина Неелова Одной из мощных киноролей Ульянова в 90-е годы стал его Иван Афонин, дедушка изнасилованной девушки из криминальной драмы Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок». За эту роль актер был удостоен нескольких кинопремий на различных фестивалях, включая «Нику» и «Золотой овен». Михаил Ульянов в «Ворошиловском стрелке» Фильмы с актёром Ещё во время учёбы, а потом, приступив к работе на театральной сцене, Ульянов много пробовался в кино, но отбор не проходил и приглашений не получал. Михаилу не понравился свой образ на экране, он был не статен, среднего роста, и это смущало Ульянова, только отзывы режиссёра и коллег смогли его убедить не отказываться от съёмок в кинофильмах. Следующими работами были фильмы «Дом, в котором я живу», «Екатерина Воронина», «Добровольцы». Сам Михаил считал своим первым безусловным успехом создание образа Дмитрия Бахирева в драме «Битва в пути». Картина получила широкое признание у зрителей страны, а Ульянова стали узнавать на улицах. Следующей заметной работой стал Егор Трубников в фильме «Председатель». Отдельно необходимо отметить образ маршала Георгия Константиновича Жукова. Первоначально актёр чуть не отказался от этой работы, понимая всю ответственность, которая ляжет на его плечи при создании образа маршала Победы. Но известие о том, что Жуков сам выбрал Ульянова на роль о себе, не оставило вариантов. Работая на съёмочной площадке фильма «Освобождение», Михаил поначалу много времени проводил в кресле гримёров, добиваясь портретного сходства с маршалом. Позже от этого решили отказаться, полагаясь на игру и актёрское мастерство Ульянова. Актёр подошёл к работе со всей серьёзностью: изучал архивные документы, кинохронику, читал о своём герое, просмотрел множество фотографий. Ульянов в роли Г. Жукова Они планировали встречу: легендарный маршал и прославленный артист. Но не случилось: сначала Жукова подвело здоровье, а потом плотный рабочий график Ульянова не позволил актёру посетить военачальника. А в 1974 году великий маршал Победы скончался. Несколько раз Михаил Александрович воплощал образ В. Он говорил, что старался прежде всего изобразить человека, который по воле судьбы стал вождём государства в переломный момент истории, добился своих целей, а потом много раздумывал о происходящем. Он смог создать амплуа актёра, любой герой которого будет обладать внутренним чувством правды на его стороне. Кого бы ни играл Ульянов, как его герой не добивался поставленной задачи, зритель чувствовал правоту и внутреннюю уверенность героя. В годы перестройки был снят фильм «Ворошиловский стрелок» о том, что основные человеческие понятия о добре и зле не меняются, они вечны, и надо помнить о том, что самый обыкновенный человек будет добиваться справедливости как умеет. Романтическая роль дедушки в кинокартине «Всё будет хорошо! Но после вуза девушка уехала в Одессу и продолжения отношений не последовало.
На Всесоюзном радио актёр записал моноспектакли «Тихий Дон» и «Мёртвые души». Годом позже Ульянов закончил вторую свою книгу - «Работаю актёром», опубликованную в издательстве «Искусство». В сентябре 1987 года, после добровольного ухода Евгения Симонова, Михаил Ульянов был назначен художественным руководителем Театра имени Вахтангова. В должность актёр вступал, «имея перед собой главную задачу - сохранить Вахтанговский театр, не дать его коллективу распасться на группки». Одной из первых премьер театра под руководством Ульянова стал поставленный Робертом Стуруа спектакль «Брестский мир» по пьесе Михаила Шатрова, написанной ещё в начале 60-х, но разрешённой к постановке лишь в годы «перестройки». В кино - маршал Жуков в шестисерийной ленте «Война на западном направлении», в театре - неожиданная для актёра роль «отца народов» Иосифа Сталина в политическом фарсе приглашённого режиссёра Романа Виктюка «Уроки мастера». Ульянов играл Сталина «с грубостью, жёстокостью, тяжёлой физиологичностью и трагическим нервом». На очередном съезде членов Союза театральных деятелей в 1991 году было решено: Ульянов остаётся на второй срок. Тогда же Михаил Александрович во второй раз с 1970 года встретился с Сергеем Соловьевым на съёмочной площадке - в его эксцентричной комедии «Дом под звёздным небом», где сыграл академика Башкирцева. С 1992 по 1993 год актёр снялся в нескольких лентах, сыграл протоиерея Туберозова в спектакле «Соборяне» по роману Николая Лескова. В 1994 году Ульянов отправился с труппой на гастроли в Швейцарию. Картина по различным причинам вышла на экраны только после смерти Михаила Александровича, но отклики и критиков, и зрителей были единогласными - «сыграно гениально». Примерно в это же время вернувшийся в столицу театральный режиссёр Владимир Мирзоев предложил Ульянову поставить в театре имени Вахтангова пьесу Гарольда Пинтера «Возвращение домой» и сыграть в ней главную роль, мясника Макса. Ульянову импонировало название работы «вот это как раз то, что сейчас нужно, - вернуться к истокам, к своим корням» , но, ознакомившись с пьесой, он отказался от неё по причине «брутальной лексики, сюжета и тревожно-абсурдных смыслов этой вещи». Годом позже сыграл едва ли не единственную главную роль в образе маршала - в полудокументальной ленте Юрия Озерова «Великий полководец Георгий Жуков». В театре - Шмага в пьесе А. Островского «Без вины виноватые», роль, которую Михаил Александрович играл ещё у Самборской в 1940-х. Поначалу Ульянов время от времени заменял больного Юрия Волынцева, но после его смерти в 1999 году стал основным исполнителем этой роли. Именно в образе Шмаги актёр в последний раз вышел на сцену. Издательство «Центрполиграф» выпустило третью книгу Ульянова - «Возвращаясь к самому себе». В 1996 году Ульянов отказался от третьего срока на посту председателя Союза театральных деятелей и передал бразды правления Александру Калягину. Незадолго до одного из главных фильмов в своей карьере, «Ворошиловского стрелка», Михаил Ульянов поработал с режиссёром Сергеем Урсуляком на съемках трагикомедии «Сочинение ко Дню Победы». Сыграть роль пожилого мстителя Ивана Афонина в драме Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок» Ульянова вынудили и финансовые, и жизненные обстоятельства: актёр невероятно боялся за свою подрастающую внучку, поэтому в ленте сыграл, по сути, самого себя. Анна Синякина, исполнительница роли внучки пенсионера, вспоминала, что на съемках Ульянов сначала помог Говорухину утвердить её на эту роль, после чего постоянно помогал молодой актрисе вжиться в образ, подсказывал и давал советы. Михаил Ульянов в фильме "Ворошиловский стрелок" Александру Пороховщикову, сыгравшему одну из ключевых ролей в фильме, навсегда запомнился момент, когда из окон гостиницы он услышал, как на скамейке возле здания тихо плачет Михаил Александрович. Пороховщиков подумал, что у актёра прихватило сердце, но на самом деле Ульянов просто не понимал, как дальше жить: «А он мне говорит: "К обрыву я подошел, Саша! Посмотри, что сейчас снимают! Как играть?! Как жить?! Эта актёрская работа принесла Михаилу Ульянову премии «Золотой овен» и «Ника», а также приз фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль. Под эгидой издательства «Алгоритм» издана предпоследняя книга Ульянова - «Приворотное зелье». Своей последней крупной работой в кино - ролью вора в законе, циничного преступника по кличке «Отец» в боевике «Антикиллер» - Ульянов гордился. Актёр не скрывал, что при создании образа перенял хрипатость и манеры поведения дона Корлеоне из «Крёстного отца» в исполнении Марлона Брандо: «Почему бы, в самом деле, не сгустить краски и вместо российского вора в законе не сыграть американского мафиози? А вернее, не его, а просто в своей игре передать игру великого актера в подобной роли? Михаил Ульянов в фильме "Антикиллер" Отзывы о работе Ульянова и самом фильме были разноречивые, в частности, в письмах, полученных Михаилом Александровичем, высказывалось недоумение по поводу того, что «актер, прежде воплотивший не одну исполненную внутреннего благородства роль, вдруг подвизался сыграть откровенного гнусного негодяя». В 2002 году Дмитрий Астрахан предложил Ульянову сыграть пожилого любовника в продолжении советских «Добровольцев», но актёр наотрез отказался. Болезнь и смерть Михаила Ульянова В середине 90-х у Михаила Александровича была диагностирована слабая форма болезни Паркинсона, которая с годами усиливалась. Родные всеми средствами пытались вылечить Ульянова, возили его в Китай к народным целителям, «хватались за любую ниточку». За два года до кончины Михаил Александрович в последний раз исполнил роль маршала Жукова в телесериале Юрия Кары «Звезда эпохи». Первоначально роль Жукова хотел сыграть Владимир Меньшов, но Кара посчитал, что «все зрители привыкли к Ульянову в этом образе». Георгия Константиновича снова желал сыграть и сам актёр, так как, по его мнению, после «Антикиллера» на него обиделись ветераны войны. Однако последней работой Ульянова в кинематографе стала роль директора вертолётного завода Ивана Сенчукова в телесериале «Охота на изюбря». Сцены с участием актёра снимались всего три дня - его героя убивают в первой же серии. Уже тогда, в конце 2005, Ульянов постоянно жаловался на здоровье, а окружающие замечали, что он сильно похудел. В Омске Михаилу Александровичу было торжественно присвоено звание почётного гражданина Омской области. Летом 2006 года Михаил Александрович, отдыхая в Кинешме, с приступом острой боли был эвакуирован на вертолёте МЧС, высланном по личному приказу Сергея Шойгу, и срочно прооперирован. В октябре, понимая, что состояние его здоровья всё хуже и хуже, Ульянов попытался освободить кабинет художественного руководителя родного театра, но, так как достойной альтернативы не нашлось, актёра попросили остаться до конца текущего театрального сезона. До последней недели жизни Ульянов проводил всё свободное время в своей квартире на Большой Бронной. После обследования выяснилось, что актёр обладает целым «букетом» заболеваний: болезнь Паркинсона, проблемы с кишечником и почками, возникшие из-за терминальной стадии рака. Тем не менее его состояние оценивалось как стабильное. Ульянов нуждался в срочной операции, но сам от неё отказался, после чего врачи назначили ему специальный курс медикаментов, предупредив заранее, что они могут и не помочь. До последнего его навещали жена, дочь и внучка. Из-за болезни Паркинсона врачи советовали актёру много ходить, что он, хоть и с трудом, но выполнял. Последнюю неделю был подключён к аппарату искусственной вентиляции лёгких. Генерал Владимир Шуралёв, представлявший московских ветеранов Великой Отечественной войны, настоял на организации воинских почестей на похоронах Михаила Ульянова. Утром 29 марта Михаила Александровича отпели в храме Спаса на Песках, после чего гроб с телом был установлен на сцене Театра им. Тяжело больной Кирилл Лавров, ближайший друг Ульянова, приехал проститься с ним из Петербурга. После многочасовой гражданской панихиды Михаил Александрович Ульянов упокоился на Новодевичьем кладбище. Уже после кончины Ульянова была опубликована его последняя книга-исповедь - «Реальность и мечта». Рост Михаила Ульянова: 181 сантиметр. Личная жизнь Михаила Ульянова: В Щукинском училище у Ульянова были длительные романтические отношения с актрисой Ниной Нехлопоченко , уроженкой Одессы, обучавшейся там же, но курсом младше. Ульянов был сильно влюблен в Нехлопоченко, но она предпочла ему другого.
В некоторых интервью о биографии и личной жизни Михаил Ульянов с признательностью упоминает детские и студенческие годы. Годы учебы Пред тем как поступать в столичный ВУЗ, Михаил серьёзно разговаривал с отцом, и советовался с ним. Отец порадовался за сына и подарил ему трофейное оружие, который Ульянов взял с собой в столицу. Приехав в Москву, молодой человек остановился в доме друзей семьи в Сокольниках. Михаил подавал документы в разные ВУЗы, но поступить не получалось. Проводил у него испытания ректор Борис Евгеньевич Захава, он же и определил будущего актёра на первый курс. От своих студентов эти преподаватели требовали полной отдачи, нужно было работать на совесть. Позже в своих воспоминаниях актер Михаил Ульянов опишет этот этап биографии как ценный урок, который он всегда помнит. В личной жизни молодого человека на третьем курсе случилась большая любовь. Его избранницей стала Нина Нехлопоченко. В июне 1950 года Михаил Ульянов получил диплом драматического актёра. Личная жизнь и брак Нина училась на втором курсе училища, Михаил очень её любил, но девушка не отвечала ему взаимностью. Вскоре Нехлопоченко влюбилась в музыканта, отвернув чувства Михаила. Ульянов понял, что окончательно потерял Нину и долго и тяжело переживал по этому поводу. На съёмках фильма «Небесный тихоход» актёр Ульянов познакомился со своей будущей супругой. Ею стала актриса Алла Парфаньяк. На момент их встречи у Аллы была семья и сын. Вскоре её брак с актёром Николаем Крючковым распался.