Новости суть великого поста

это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая. Ограничение привычного рациона во время Великого поста может стать непосильной нагрузкой для организма.

Великий пост: даты начала и окончания в 2024 году, календарь питания

Если вы заядлый курильщик, то начало Великого поста – самое время раз и навсегда отказаться от табакокурения. Благословение в смысле «разрешение» на Великий пост не требуется, это общецерковное дело, благословлённое самим Христом. Великий пост в 2024 году припадает на период с 27 февраля по 15 апреля. Великий пост был установлен в память о постном подвиге Христа, который после Своего Крещения 40 дней без воды и еды находился в пустыне. Великий пост был установлен еще в апостольские времена и первоначально длился он всего лишь от 24-х до 40 часов. Великий пост, который начался сегодня у православных христиан, будет продолжаться до 18 апреля.

В чем смысл Великого поста? Ответы священников

Начало Великого поста и Чистый понедельник в 2024 году: суть, традиции, как поститься В дни Великого поста необходимо покаяться в своих грехах, задуматься о смысле жизни и своем предназначении.
Начало Великого поста и Чистый понедельник в 2024 году: суть, традиции, как поститься 18 марта 2024 года начинается Великий пост, который продлится 48 дней и завершится Пасхой.
В чём смысл Великого поста? Помимо этих праздничных воскресных дней в Великом посту есть еще несколько служб, которые располагаются внутри недели.
О Великом посте: суть Великого поста Великий пост называют «весной духовной», и в этом выражении кроется его смысл и главная цель: духовное обновление, очищение и воспитание души.
У православных верующих начался Великий пост // Новости НТВ Великий пост длится 7 недель и завершается Светлым Христовым Воскресением или Пасхой.

Великий пост — как правильно поститься?

Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях? Вроде не причиняется вред другим, не нарушается заповедь о любви к ближнему. Почему нужно обязательно «убивать своё тело», свои желания? Зачем такая несвобода? Наше тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них. Даже если мы не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно еще любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках. Легко сказать: «Я не люблю себя», но при этом наши дела свидетельствуют, что мы любим себя именно так, как нужно было бы любить Бога. И можно с той же легкостью сказать: «Я люблю Бога», но только нет ничего легче слов, — любовь познается из дел. И если мы хотим любить Бога, то ограничим себя в том, что нас удаляет от Него. Нет такой цели — ни в мирской жизни, ни в жизни духовной, — ради которой мы не жертвовали бы чем-то другим.

Те же, кто не хотят ничем жертвовать, ни с чем и остаются. Не приобретают ничего стоящего, и при этом теряют то, что имели. Отвечал священник Михаил Немнонов Как понять, что пост проходит не зря? Как и всё остальное в жизни, древо познается по плодам. Удалось ли сместить центр своей жизни с "себя-любимого", расширить свое сердце, чтобы и ближнего любить и служить ему, наконец, стать ближним, как это сделал милосердный самарянин в известной притче? Удалось ли увидеть в себе то, что мешает духовному росту, подчиняет, сковывает, обескровливает нашу жизнь например, какое-то греховное пристрастие и зависимость вроде пьянства, курения, иного рода пораженности воли злом? Удалось ли понять, что Спаситель именно для того и воплотился и умер за нас, чтобы дать нам возможность от всего это зла в себе избавиться? Удалось ли, наконец, начать следовать за Ним не только на словах, не только противостоять и уклоняться от зла, но и делать добро? Появилась ли в нашей душе благодарность Богу, надежда на Его помощь, решимость и самим подражать Ему в милосердии, любви, терпении? И много иных вопросов такого рода стоит себе задавать во время поста, тогда будет и мотивация для духовного роста.

Я и так стараюсь вести строгую духовную жизнь… как и что менять во время поста? Пост — особое время познания собственной немощи и преодоления собственного «я». Почему Церковь выделяет особые постные периоды? Для того, чтобы человек мог закрепить достигнутое в это особое время в повседневных реалиях: обстановка поста мобилизует нас. Мы что-то осознаём, встаём на путь борьбы с теми или иными склонностями — эти осознание и борьбу мы вносим из поста в повседневную жизнь. Следующий пост приносит нечто своё. Поэтому и говорят Отцы, что посты — это лестница, которая ведёт нас в Небо. Если же у Вас есть ощущение, что пост даётся Вам легко, посоветуйтесь с духовником или с тем священником, у которого постоянно исповедуетесь: Вам помогут понять, что именно не так, в чём причина этой расслабляющей лёгкости. Бывает, что благочестивые упражнения поста даются нам легко в силу естественных склонностей — есть, к примеру, люди, которые не любят мясо или развлечения. Но у каждого из нас есть нечто, что может стать предметом особого попечения в дни поста — несовершенство не снаружи, оно внутри нас и пост помогает увидеть его.

Отвечал священник Алексий Колосов Если во время поста чувствуется сплошное раздражение, усталость - значит ли это, что надо в чем-то ослабить пост?

Вот, он жил в нормальном состоянии, и вдруг что-то в голову ударило, и он быстро пошёл и кого-то оскорбил, убил или ещё что-то сделал. Но на самом деле, если мы более медленно начнём просматривать эту плёночку, мы увидим, что внезапности всё равно не было, а была, как правило, некая последовательность того, что произошло. Сначала в ум человека вторгается некий помысл. Ну, вот идёт человек по улице и видит, скажем, какая-то надпись на заборе. Но эту надпись не он написал.

Он идёт и от него почти не зависит, прочитает он её или не прочитает, — она сама бросилась в глаза. Вот содержание помыслов почти не зависит от человека. Как однажды о. Потому что во многом даже содержание кладовки нашего подсознания зависит от того, как мы живём в дневное время суток, в сознательное время нашей жизни. Но, тем не менее, зачастую к нам нечто вторгается, приходит извне. И вот это от нас не зависело, но что от нас зависит?

Как нам отреагировать на это вторжение? В нашей голове ведь постоянно мелькает калейдоскоп каких-то мыслей, предположений, обрывочков мыслей, образов, чувств. Но вот однажды мы делаем стоп-кадр. Что это такое? Человек начинает всматриваться в то новое, что вторглось в его голову сейчас, в его душевную жизнь. Присматривается и начинает спрашивать.

Должен пользоваться советом Вл. Ильича Ленина. Так, не понятно, откуда взялось — воздухом навеяло. Бетховен, может, по радио передавался, и такая мысль там была закодирована, или ещё что-нибудь, ну мало ли? Не пойти ли напиться? Так вот, ты эту мысль осознал и попробовал понять: если я её исполню, то что из этого произойдёт?

Вот, у меня есть Ангел Хранитель за правым плечом ну, надеюсь. Если он ещё там, и я не отогнал его ещё окончательно. И вот элементарный вопрос: если я этому помыслу последую, откуда последуют слова одобрения? Кого я порадую? Того, кто за правым, или кто за левым плечом? Кому это будет выгодно?

Простенький вопрос, кажется, примитивный! А попробуйте хотя бы иногда этот вопрос себе задавать, и многое в жизни станет яснее. Итак, я понимаю, что на самом деле, если я по этому прилогу, то есть по этому помыслу поступлю, — аплодисменты раздадутся слева. Что тогда я должен делать? Моя душа — это, если хотите, охраняемая территория, и у меня есть своя система ПВО противовоздушной обороны. И вот, скажем, в воздушное пространство России вторгается некий неопознанный летающий объект.

Это кодированный сигнал на определённой частоте с определённой последовательностью. И вот на своих летательных аппаратах, на всех, стоит приборчик, который автоматически, без воли лётчика улавливает этот запрос, он знает эту волну, на эту волну настроен. Но если вторгся чужак — он молчит, он не отвечает на эту волну, на этот запрос. И тогда объявляется тревога — понятно, что это чужой, надо приводить в готовность какие-то там подразделения и решать вопрос, как его выпроводить из территории нашего воздушного пространства. Тогда нужно попросить её выйти. Ну, просить вежливо, так вряд ли послушается.

Так вот, гнев или ненависть — это дар, который в душе человека выполняет ту же функцию, что система иммунной защиты в нашем организме. Появилась инфекция в моём теле, в моей крови, там антитела соответствующие набрасываются на эту инфекцию и уничтожают её. Отойди от меня! Не соизволяю! Вместо греха мы гневаемся на грешника. Вместо зла мы зачастую гневаемся просто на людей, даже на Бога гневаемся.

Но это уже вопрос.. Но в самом топоре нет ничего плохого. Так вот, если мы опознали некий прилог как зло, но не прогнали его, а продолжаем с ним беседовать, то он нас постепенно убеждает. Но, в принципе, вот правда, что так вот иногда поступить нужно. Нет, я лично никого убивать не буду. Но, в принципе, некоторых, конечно, задушить голыми руками надо.

Сначала Раскольников слушает разговор где-то в трактире двух офицеров. Эта мысль мелькает у него в голове, затем он начинает её обсасывать, приходит к выводу, что некий Наполеон имеет право доказать, что он не тварь дрожащая. Но некий Наполеон, а не лично Раскольников. И кончается тем, чем кончается. Так вот, чтобы таких приключений было поменьше, человек должен сражаться с этими грешными помыслами. Вот когда человек согласился на грех — это ещё не всё.

Потому что дальше некая борьба ещё может продолжаться. Голос совести всё-таки может шепнуть, что так не следует. Ещё что-то. И вот дальше человек может оказаться в состоянии пленения. Греховное пленение — это когда моя душа не желает зла, но грех меня тащит. Я каюсь в этом грехе, я не хочу в принципе его хоть какой-то частью своей души, но нет во мне сил от него избавиться.

Это пленение грехом. Он не просто отдаётся ему, а отдаётся с наслаждением. Вот такое страстное пленение. Когда человек попал в состояние страсти или даже пленения, то избавиться от греха уже очень тяжело. Поэтому лучше бить грех, когда он ещё мал. И вот, когда израильское племя увели в плен, дальше произошла вполне обычная история.

Люди прижились — земля хорошая в Междуречье земля плодородная , климат хороший, их там не сильно обижали, у каждого был свой участок земли. Кроме того, это же всё-таки евреи. Они очень быстро занялись бизнесом, торговлей, очень быстро начали процветать. И, в общем, они начали забывать свою родину. Но мало того, что они начали забывать свою родину, они начали забывать Бога. И начали, как бы между делом, кланяться местным, языческим богам.

Пойми, ты здесь в плену, как бы тебе сладко здесь не было! Это не твоя земля. Не забывай Бога — у тебя другое призвание! Мессия ещё должен к тебе прийти — Искупитель всех! Да забвенна будет десница моя, если я забуду тебя, Иерусалим. Да отсохнет язык мой, да прильпнёт он к гортани моей, если я не положу, Иерусалим, память о тебе в начале веселия моего.

Блажен, кто воздаст тебе воздаяние твое. Блажен, кто сделает с тобою то, что ты сделала с нами. Блажен, кто помянет тебе день, когда ты разрушила наш Иерусалим. Поразительная вещь: христиане готовятся к Великому Посту — время покаянного подвига, время прощения, примирения. Так вот, надо понимать именно духовный смысл этих стихов. Мы с вами христиане, мы — это новый Израиль.

Мы уведены в плен. Наш Иерусалим — это не тот Иерусалим, что стоит между Средиземным и Мёртвым морем. Наш Иерусалим — это наше сердце. Где Господь обитает, там Его святой Град. Обитает ли Бог в таком-то каменном здании? Сердце человеческое — это храм.

Там должен Господь царствовать! Там, внутри нас, Царствие Небесное должно быть! А мы отрекаемся в нашей повседневной жизни, в нашем быте мы отказываемся от Царства Христова. Почему отказываемся? А потому, что истинный гражданин некоего Царства — только тот, кто слушает своего Государя. Значит, вот с 8 до 8.

А вот начиная с 8. Потом вечером вернусь, вечернюю молитву почитаю — с 10 до 10. Что сделает император с таким гражданином, который так ему заявит? Ну, вряд ли похвалит. А ведь мы так и обращаемся с Богом. Потом мы забываем и о молитвах.

Мы забываем о Твоих заповедях и живём по стихии мира сего. Все врут — и мы лжём. Все крадут — и я краду. Все проходят мимо чужой беды — и я пройду. Для того, чтобы назвать себя рабом Божиим, великое дерзновение надо иметь. Не лжём ли мы, когда мы говорим, что мы рабы Божии?

Мы рабы Бога или рабы чего-то другого? Рабы греха? Что вторгается в нашу жизнь, что подчиняет её? Каждый из нас — это такой ходячий парламент, Государственная Дума. Теперь что вы скажете по этому вопросу? Вот наступает какой-нибудь вечерок.

В храм дорогу помнишь ещё? Какие книжки, какие молитвы, парень?! И есть ещё масса иных фракций со своими специфическими проблемами. Их много, а я один. Этих фракций много, а в каждый конкретный момент я могу делать только что-то одно. Твоя воля.

В надежде на то, что как бы если воля этой фракции, наглой такой фракции, понимаете, будет исполнена, авось, на полдня она отстанет, не будет больше приставать, а я в это время какими-нибудь другими делами займусь. Так вот, во мне идёт такая бесконечная парламентская буза. Иногда его находят, а по большей части нет. Но Царствия Божия там напрочь нет. Диктатуры совести там нет. Есть что-то совершенно другое.

Давайте посмотрим правде в глаза. Мы не шибко-то христиане. Про Христа — то мы в течение года…радость Пасхи мы потеряли! То дивное чувство, что мы, действительно, не рабы уже, но сыновья!

Всё должно быть легко, приятно и осознанно. Но тогда в чём подвиг? Когда альпинист идёт к вершине, он половину времени может провести в раздумьях «стоило ли оно того? Если он решит не поступать «искусственно», вершины ему не достичь. Но он идёт к цели, потому что принял такое решение.

И может впервые почувствовать радость и удовлетворение только в самом конце пути. Однако сожалений на лице покорителя вершины мы не увидим. Даже если мы преодолеваем поприще поста с большим трудом и через силу, Господь обязательно нас вознаградит. Главное — вставать после каждого падения, продолжая путь. Святитель Тихон Задонский сказал: «Помни, что к Царству Небесному идут не от победы к победе, а от поражения к поражению, но доходят только те, которые не садятся в отчаянии на обочине, но встают и идут дальше…». Что важнее - ограничения в пище физическое или молитва духовное? Отбрасывая одно или другое из-за самовольных умозаключений, мы лишаемся всего. Выше мы обсудили случаи, когда телесный пост в полной мере невозможен, в остальных ситуациях нам стоит следовать церковным канонам. Как часто нужно причащаться в Великий пост?

Нужно ли брать благословение перед тем, как начать поститься? Он обращён ко всем нам, и прекрасно, если мы на него откликаемся. Вопрос лишь в достойной подготовке к Таинству. Если мы соблюдаем пост и прочитали все необходимые молитвы, можно и нужно приступать к Святым Тайнам. Праведный Иоанн Кронштадтский, отвечая на этот вопрос, вопрошает: «Разве не каждый день мы согрешаем, растлеваемся, оскверняемся грехами, разве не каждый день нам нужно очищение, освящение, обновление?... Не часто ли вы моете лицо и тело в бане, и лицо каждое утро? Душу ли не омывать постоянно оскверняемую грехами каждый день?... Поэтому причащаться можно и нужно как можно чаще.

Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние. Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Того же мнение держатся другие святые отцы: свт. Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св. Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим». Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник». За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св. Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи». Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию. Про духовную составляющую Как говорил свт. Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел». Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося. Например, свт. Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла». Пост — это диета, или вообще он не о еде? Восприятие Великого Поста имеет две крайности: понимание его как «очищения организма», по сути, диеты, сводящейся к воздержанию от определенных видов пищи; видение поста как чисто духовного делания, борьбы со страстями; иногда от верующих, кто придерживается такой позиции, можно услышать, что «поститься духовно» можно без соблюдения телесной аскезы. А в чем тогда суть? Человек, однако, не бездушное животное и не бестелесный дух: он — единство души и тела. Именно поэтому Церковь сочетает пост тела и души, отрицает как неразумный акцент на телесном посте, так и «духовный пост» без телесного воздержания. Последний вариант, по опыту многих верующих особенно сложен: без дисциплины тела довольно сложно обуздать страсти. То же подтверждают святые отцы. Например, св. Исаак Сирин Ниневийский пишет, что «голод много способствует укрощению чувств». А прп. Марк Подвижник говорит, что постящийся только телесно подобен земледельцу, который много потрудился над обработкой своего поля, но затем оставил его незасеянным. Обработанная земля нуждается в семени, а постящийся телесно — в молитве. Борющийся же со страстями, но без телесного воздержания подобен другому неразумному делателю: «Как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние; так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха. Ибо тело сие из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды». Для чего современному человеку аскеза Современная культура формирует культ потребления, комфорта, беззаботности, о котором саркастически говорил еще ап. Павел: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» 1 Кор. Аскеза полезна для осознания того, кем на самом деле является человек: творением Божиим, которому суждена вечная жизнь, а не «потребительский рай». Подробнее об аскезе в статье: Простыми словами об аскетизме Изменить себя, стать лучше Довольно скоро человек, пытающийся своими силами избавиться от страсти, преодолеть недостатки, сталкивается с собственным бессилием. Никодим Святогорец советовал: «Когда случится тебе неожиданно впасть в прегрешение… не малодушествуй, не останавливайся на себе, не говори: «как я такой потерпел это и допустил?! Напротив, смирись и, обратив мысленные очи к Господу, скажи: «Что другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного», и тут же поблагодари Его, что дело остановилось только на этом, исповедуя: «Если бы не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а безусловно впал бы во что-нибудь ещё худшее». Так человек, видя свое бессилие, приходит к единственно возможному варианту: просить помощи свыше. Немало также таких, кто приходит к покаянию впервые в жизни именно в эти святые дни. О Таинстве покаяния подробнее можно почитать здесь: Особенности женской исповеди: полный перечень грехов Общая исповедь Иногда она предваряет частную. Перед началом Таинства священник произносит проповедь, перечисляя основные грехи, давая советы в борьбе с ними. К числу лучших таких опытов принадлежат слова архимандрита Иоанна Крестьянкина , не раз изданные под заголовком «Опыт построения исповеди». Точный разбор духовного состояния, сделанный опытным старцем, помог не одной душе прийти в себя, подобно блудному сыну из Евангельской притчи. И все же общая исповедь не заменяет частной, приносимой индивидуально перед священником. Причастие Великим Постом эти два Таинства связаны особенно тесно: ведь в Евхаристии верующий соединяется непосредственно с Богом, получает помощь для самоизменения, преодоления грехов. Именно поэтому исповедь предваряет Причастие. Календарь: все недели с названиями и пояснениями За три недели до начала Великого Поста за богослужениями появляются песнопения из книги, именуемой Триодью Постной. Ее название происходит от греческого «Триодион», или «троичный»: так как здесь содержатся особые покаянные каноны всего из трех песней, или «Трипеснцы». Интересный факт Богословы обращают внимание на то, что количество богослужебных дней, когда читаются молитвословия Постной Триоди — от подготовки к Посту до конца Страстной Седмицы, составляет 70 — как бы по числу лет пребывания в плену Вавилона древних Иудеев, которым это было попущено как наказание за отступление от Истинного Бога. Поэтому отличительный признак служб подготовительных к посту недель — пение псалма 136, песни, сложенной евреями, удаленными от родины: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…». Подобно страдает душа всякого, разлученного со своим Создателем, Его Царством. Подготовительные недели По церковной традиции собственно «неделями» воскресные дни, с которых начинается богослужебная седмица — 7 дней. Таких воскресений, готовящих верных к Четыредесятнице — три. Им предшествует праздник Богоявления, когда Иисус крестился на реке Иордан от руки св. Иоанна Предтечи. Подобно тому, как, по слову Евангелиста, «немедленно после этого Дух ведет Его в пустыню» Мк. Но, ради человеческой немощи, не «немедленно»: Церковь мудро помогает своим чадам постепенно отрешаться от суеты в течение целых трех седмиц, которые открываются неделями воскресными днями : о мытаре и фарисее; словами св. Луки Лк. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия Сплошные недели Так именуются седмицы, во время которых отменяется постное воздержание в среду традиционный день, воспоминание предательства Христа одним из апостолов, Иудой и пятницу память о Распятии Господа. Таких седмиц, следующих за подготовительными воскресными днями, две, они следуют: сплошная седмица за Неделей о мытаре и фарисее с 6 по 11 февраля; отмена постных дней на этой седмице учит христиан не абсолютизировать телесное воздержание подобно фарисею , которое само по себе, без должного смирения, ведет не к покаянию, а к развитию гордыни; за Неделей о Страшном Суде; сырная седмица масленица с 20 по 25 февраля мудро, постепенно выводит верующего на подвиг телесного воздержания; хотя здесь нет постных дней, но начиная с понедельника — до самой Пасхи, уже не благословляется вкушать мясо; христиане пока еще употребляют рыбу, молочные продукты, но уже звучит— впервые в году — Великопостная покаянная молитва св. Ефрема Сирина, предвещая наступление времени духовного подвига. Праздник накануне На этот воскресный день приходится, по церковному Уставу, «воспоминание Адамова изгнания», когда прародители рода человеческого из-за своего отступления от Господа лишились Рая. Предание говорит, что праотец Адам, сидя против его, каждый день плакал о потерянной радости. А вот как обращается к своей душе при воспоминании о грехопадении прародителя иеромонах Роман Матюшин : «О, Адаме, первый человече, Пал в раю и плакал без конца. О, душе, с тобою будем где мы, Все преступая многие года?! Здесь имеются ввиду не только лично нанесенные обиды, но также невольные, которые мы причиняем ближним по неведению, недопониманию, небрежности. Традиция испрашивать прощения — древняя, идущая от монашества. В первые века христианства во многих монастырях был обычай, когда иноки уходили на время Четыредесятницы в пустыню на уединенный подвиг. Отправляясь из обители, они не знали, приведет ли Господь увидеться вновь, а потому, как пред кончиной, желали получить прощение от братий. Жизнь современного мирянина, проводящего дни среди житейской суеты, кажется, отличается от пустынного подвижничества и вроде бы не сопряжена с опасностями от диких зверей, разбойников, стихий, как у древних иноков. Но, положа руку на сердце, точно ли мы знаем, когда окончится наш земной путь? Потому звучит в храмах: «Прости меня, грешного! И ответ: «Господь простит, и я прощаю! Настоящее прощение, когда обида от ближнего «вменяется как не бывшая», точно ее не было — настоящий духовный подвиг. Но мы верим словам Господа, в притче о блудном сыне говорящего, что Отец ждет от нас даже простого желания простить, вменяет намерение как самое дело, помогает измениться. Заговенье на Прощенное воскресение Прощеное воскресенье в 2023 году 26 февраля Что касается питания, то канун поста — последний по Уставу день, когда можно есть молочное, рыбное. Русские крестьяне имели благочестивый обычай по завершении Чина прощения, придя домой, тщательно убирать скоромные продукты, даже «выжигать» их остатки из кастрюль, котелков, нагревая их на огне. К вечеру шли в баню, омывая к посту не только душу, но и тело. Затем наступало время молчания, ожидания наступления особого благодатного времени. Начало поста 2023 года: первая седмица С 27 февраля по 4 марта Это время вхождения в Великий пост 2023 года, когда душа, уже подготовленная во время трех предыдущих седмиц, особенно просит молитвы, покаяния. В дореволюционной России во время первой седмицы старались по возможности удаляться от дел, даже от мирских трудов добывания хлеба насущного: например, особо благочестивые купцы нередко закрывали лавки, давали сотрудникам выходные, дабы они могли невозбранно посещать службы. Сейчас во время первой седмицы приостанавливают занятия только духовные учебные заведения. Но большинство верующих, обремененных светской работой, такой возможности не имеют. Однако, по мере сил многие стараются посетить особо важные службы этих дней, хотя все они отличаются большой продолжительностью. Особенной любовью церковного народа пользуется Великий Покаянный Канон свт. Андрея Критского, который, разделенный на четыре части, читается вечером, с понедельника по четверг. Первый день Великого поста — 27 февраля 2023 года До революции он назывался «Чистым Понедельником», когда хозяйки старались сделать особенно тщательную уборку дома, что знаменовало наступление дней, когда такая же «уборка», очищение, предстоит также душе. Однако обычай этот — не уставный, это лишь благочестивая традиция. Устав же предписывает по возможности бывать: на длительной утренней службе, соединяющей Утреню и Вечерню; желающие отстоять все богослужение должны рассчитывать на продолжительное время около 4 чаще всего — немного более часов; вечером — на чтении Великого Покаянного Канона свт. Андрея Критского; многие храмы начинают вечерние службы часом позже обычного, чтобы верующие могли попасть на них после рабочего дня. Второй В этот день службы также совершаются утром и вечером, когда читается вторая часть Великого Канона. Третий Среда — особый день первой седмицы, когда многие стремятся попасть на утреннюю службу. Ведь в этот день впервые в году служится Литургия Преждеосвященных Даров, особое богослужение, поучаствовать в котором можно только Великим Постом. Вечером читается третья часть Канона свт. Четвертый В этот день вечером чтение покаянного Канона завершается. Еще раз услышать его можно будет теперь только на пятой седмице поста во время особой службы — Стояния Марии Египетской , когда Канон прочитают уже «сполна», то есть не по частям, а полностью. Пятый Вечерня этого дня, соединенная с Утреней и Преждеосвященной литургией содержит особые моления к вмч. Феодору Тирону, память которого издревле отмечалась в этот день. Это связано с тем, что однажды Византийский император Юлиан 361-363 гг. Он сообщил о повелении царя, заповедал христианам вместо продуктов с рынка есть коливо — пшеницу, вареную с медом. С тех пор в храмах в пятницу первой седмицы читается канон святому, после чего освящается коливо. Верующие подкрепляют им силы после богослужения. Во все дни первой седмицы поста Устав заповедует сухоядение, то есть невареную пищу. Верующие, могущие понести такой подвиг, воздерживаются от пищи, питья с утра до конца вечерней службы. Другие же постятся по силам, но все же стараются особым образом ограничить себя именно на эти дни. Торжество Православия 5 марта Первый воскресный день поста называется Неделей Торжества Православия, посвященной историческому событию — утверждению почитания Церковью икон. По окончании литургии служится особый Чин Торжества Православия. В некоторых храмах, монастырях следуют древнему предписанию — произносить анафему отлучение на не почитающих иконы, как это было установлено после VII Вселенского Собора. Вторая седмица С 5 по 11 марта 2023 года Ее завершают особые воскресные службы, посвященные свт. Григорию Паламе, жившему в XIV в.

Шестая седмица: как провести предпоследнюю неделю Великого поста не нарушая традиций

Установлен Великий пост был в первые века христианства в память о том, как Иисус 40 дней голодал в пустыне перед выходом на проповедь. Изначально пост не был связан с апостолами и предназначался для тех, кто нарушил или по каким-то причинам не смог поститься в Великий пост. Если вы заядлый курильщик, то начало Великого поста – самое время раз и навсегда отказаться от табакокурения. В чем суть Великого поста: есть ли Богу разница, что мы едим, как аскеза влияет на духовную жизнь?

«Главное — мера»: Нутрициолог рассказала, как не оказаться у гастроэнтеролога после поста

В понедельник, среду, пятницу предписывается сухоядение, разрешается вкушать воду, хлеб, фрукты, овощи, компоты. Во вторник, четверг — горячая пища без растительного масла. В субботу, воскресенье — пища с добавлением масла. Человек устроен не только из души, но и из тела. Поэтому первый пост прежде всего внешний — его соблюдение в еде. Когда человек кушает пищу, мясную, молочную, то она очень сильно отягощает его. И христианину тяжело совершать какие-то молитвенные упражнения, посещать богослужения, готовиться к причастию. Обязательно положен внешний пост. Но не менее важен и внутренний — это борьба со своими греховными помыслами, наклонностями.

Чтобы противостоять некому злу, человеку нужно, прежде всего, уединиться. То есть отойти от источника искушений. В современном мире таких источников может быть большое количество. Это и просмотр телевизора, и прослушивание музыки, и посещение каких-то мероприятий, в том числе увеселительных. Потому что эти дни верующий должен проводить в тишине, воздержании, немногословии, чтобы достойно подготовиться к празднику Пасхи. Конечно же, когда мы посещаем такие вот места, где происходит какое-то веселье, шутки там, под час, может быть, даже какие-то греховные дела совершаются, ни о каком воздержании, ни о какой чистоте душевных помыслов даже речи не идет. С какого возраста можно привлекать детей к посту? Поэтому если, конечно, как младенцы, так и взрослые, например, болеют чем-нибудь, то церковь в плане аскезы относится к этим людям снисходительно.

Это связано с тем, что недуг уже вменяется в пост человеку. Аскеза призвана смирить движения душевные, греховные, страстные. Но их ограничивают и болезни. Если ребенок не здоров, то родители могут подойти поговорить со священником, батюшка определит ему ту меру, в соответствии с которой следует поститься несовершеннолетнему. Это же касается и болеющих взрослых. Опять же, если дети только приходят в храм, только начинают воцерковляться, требовать от них сухоедения или какого-то крайнего воздержания тоже будет не совсем разумно. Это связано с тем, что человек должен сначала осознанно прийти к Богу и понять, что он делает. В церкви одной из самых главных добродетелей является рассуждение.

То есть, прежде чем отказаться от чего-либо, человеку нужно размыслить о том, как будет, например, то или иное воздержание полезно для его телесного здоровья. Это очень индивидуальный вопрос. А так, конечно же, если ребенку уже есть 5 лет, думаю, его нужно приучать, что причастие требует подготовки: с утра, например, ничего не кушать и не пить. Читать вместе с ним Евангелие, объяснять ему, что причастие является великой святыней.

Для того чтобы разобраться, почему это происходит, надо обратиться к самой сути, что такое Великий пост. Жить во Христе Великий пост был установлен в память о постном подвиге Христа, который после Своего Крещения 40 дней без воды и еды находился в пустыне. Можно сказать, что основной смысл христианского поста в том, чтобы избавиться от греха и страстей и жить во Христе. Ради этого православные христиане совершают подвиг постничества. Говорят, что это одно из самых действенных орудий в духовной борьбе.

Предваряет Великий пост Сырная седмица, или Масленица. В прошлом номере «МК в Твери» мы обращались к этой теме. В эту неделю верующие отказываются от мяса, что помогает им постепенно входить в постную диету. А вот сам Пост состоит из двух периодов — Святая Четыредесятница и затем Страстная седмица. Святая Четыредесятница — дни, когда мы идем навстречу Богу. Через ограничение в пище, молитву и покаяние в грехах мы постепенно приближаем себя к встрече с Христом Воскресшим. Страстная седмица — дни, когда сам Христос идет к нам через последние проповеди, Тайную Вечерю, Голгофу и Воскресение. Так вместе с Богом мы встречаем самый главный христианский праздник — Пасху. Самыми строгими неделями поста считаются первая и Страстная седмица.

Усердные христиане в эти дни порой даже не едят ничего сытнее кусочка хлеба и воды. Но этот подвиг под силу далеко не всем. И сразу добавим, что к еде во время поста нужно подходить разумно. Не стоит слушать чужих советов, а тем более погружаться в Интернет. Опереться нужно на собственные силы, здоровье и благословение священника, у которого исповедуетесь. Он, как никто другой, знает и чувствует ваше духовное состояние. И, пожалуй, тут важнее всего понять, что пост — это не диета, не лечебное голодание. Не можешь жить без мяса — ешь мясо. Не можешь жить без молока — пей молоко.

Цель Великого поста — не в табу на творог или колбасу, а в покаянии. Что еще? Если говорить о супружеской близости, то здесь ответственность лежит на самих супругах. Если оба соблюдают пост, то, как правило, они ограничивают себя и в сексе. Если постится только один из супругов, а второй о посте даже не помышляет и требует от постящегося исполнения супружеского долга, то этот самый долг нужно исполнять. Ведь об этом еще апостол Павел сказал: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» 1 Кор 7:1-7.

Христианская жизнь немыслима без подвига. То есть без того усилия, которое предпринимает верный, чтобы избавиться от грехов и страстей для следования воле Божьей.

В этом усилии значительное место занимает пост. Он является одним из самых действенных орудий в духовной борьбе. Истинный пост есть воздержание от всякого зла. Постясь телесно, постись и духовно. Без всего этого пост становится диетой. Каналы АВ.

Пост, диета или веганство? Говоря про "пост", мы так или иначе подразумеваем питание. И некоторые из нас, особенно девушки, любят приурочивать очередной этап похудения или диеты к началу поста. Дескать, и "попощусь", и похудею, и здоровье поправлю. Однако заблуждаться не стоит. И разделять пост, диету и популярное нынче веганство тоже необходимо четко. Диета — это временные ограничения тех или иных продуктов ради достижения приятного отражения в зеркале. Веганство, или вегетарианство — не только отказ от мяса, но во многом идеология. Представители данной культуры уверены в невозможности употребления животной пищи в связи с убийством животных. Главная цель поста — духовная, а не кулинарная. Можно есть привычную еду, но отказавшись от сериалов в пользу чтения духовной литературы и от походов в бары, чтобы пожертвовать сэкономленные деньги нуждающимся, и при этом быть постящимся человеком. В то же время строго ограничивающий себя в еде человек, который не посещает службы в церкви, не молится, и не посвящает свое время духовному росту, таковым считаться не будет. Психология поста: тренируем силу духа Предлагая ограничиваться в питании, в церкви часто сравнивают человека и животное. Дескать, главное отличие человека от животного состоит в силе духа. Животное будет есть все, что хочет, а человек в состоянии управлять своим духом и делать осознанный выбор во всем — от приземленного питания до духовного развития.

Великий пост в 2024 году: история и суть, что нельзя есть, меню

Великий пост сопряжен с довольно радикальным изменением питания, а поскольку длится он 48 дней, организм нужно подготовить. он начинается за 48 дней до этого праздника. Во время Великого поста положено отказаться от всей скоромной пищи – то есть, от мяса, молочных продуктов и яиц. Какие традиции поста сохранились в России с давних времён, что можно и нельзя есть в Великий пост и как молиться. Это будет прекрасный гарнир к любому мясу, особенно если вы готовите баранину, но всё же после поста лучше отдать предпочтение нежирной курице, индейке или кролику, — рекомендует врач.

Чистый понедельник: что можно и чего нельзя делать 18 марта, в первый день Великого поста

Пост должен помочь человеку понять, кто он такой, и осознать себя как существо, которое способно любить, делиться, сострадать, которое способно чем-то жертвовать ради другого человека. В этом смысле пост — это очень важный подвиг. Это важное движение в жизни человека, потому что тогда человек начинает бороться с самим собой, контролировать свои мысли, помыслы, поступки, слова, которые могут нанести урон другому человеку, причинить ему боль, нанести рану своей резкостью, своей злобой, неприветливостью. Человек начинает бороться с собой и понимает, что он вовсе не так хорош, как хотел бы казаться в глазах других людей. И у человека тогда есть возможность глубокого покаяния, то есть изменения своей жизни, которое дает человеку Церковь через таинство исповеди, через таинство Святого Причащения.

Они неотъемлемы от поста, потому что пост в конечном итоге — это подготовка человека к празднованию Пасхи, а значит, к его встрече со Христом. В каком-то смысле пост человека напоминает нашу жизнь. Как человек живет, так он, в общем, постится. А как человек постится, так он в итоге и живет, потому что сам пост есть образ нашей жизни, потому что пост кончается воскресением Христа из мертвых, так же как и наша жизнь заканчивается нашим воскресением во Христе.

То, какими мы приходим в конце поста к Воскресению, или то, какими мы приходим к концу нашей жизни — это и есть самое главное, что мы в жизни приобрели или потеряли. Какие мы? Если мы действительно во время поста могли что-то в себе поменять на лучшее, если мы смогли действительно главное в себе увидеть и вместо обычной пищи мы вдруг захотели по-настоящему пищи духовной, если мы вдруг увидели, что без помощи Божией мы никогда не станем настоящими людьми — значит, наш пост состоялся. В таком смысле и наша жизнь тогда, значит, состоялась.

Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях? Вроде не причиняется вред другим, не нарушается заповедь о любви к ближнему. Почему нужно обязательно «убивать своё тело», свои желания? Зачем такая несвобода?

Наше тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них. Даже если мы не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно еще любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках. Легко сказать: «Я не люблю себя», но при этом наши дела свидетельствуют, что мы любим себя именно так, как нужно было бы любить Бога.

И можно с той же легкостью сказать: «Я люблю Бога», но только нет ничего легче слов, — любовь познается из дел. И если мы хотим любить Бога, то ограничим себя в том, что нас удаляет от Него. Нет такой цели — ни в мирской жизни, ни в жизни духовной, — ради которой мы не жертвовали бы чем-то другим. Те же, кто не хотят ничем жертвовать, ни с чем и остаются.

Не приобретают ничего стоящего, и при этом теряют то, что имели. Отвечал священник Михаил Немнонов Как понять, что пост проходит не зря? Как и всё остальное в жизни, древо познается по плодам. Удалось ли сместить центр своей жизни с "себя-любимого", расширить свое сердце, чтобы и ближнего любить и служить ему, наконец, стать ближним, как это сделал милосердный самарянин в известной притче?

Удалось ли увидеть в себе то, что мешает духовному росту, подчиняет, сковывает, обескровливает нашу жизнь например, какое-то греховное пристрастие и зависимость вроде пьянства, курения, иного рода пораженности воли злом? Удалось ли понять, что Спаситель именно для того и воплотился и умер за нас, чтобы дать нам возможность от всего это зла в себе избавиться? Удалось ли, наконец, начать следовать за Ним не только на словах, не только противостоять и уклоняться от зла, но и делать добро?

Отметим, однако, что «послание к филиппийцам», на которое ссылается Дебольский, принадлежит к числу подложных [5]. Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа. Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе.

С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста. На Востоке[ править править код ] На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней. Подобный же пост соблюдался и в других местах. Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении. В восьмую неделю до Пасхи «Сырную седмицу» уже соблюдается пост, хотя и лёгкий запрещено только мясо ; два дня на этой неделе богослужение совершается практически по великопостному чину; в субботу этой недели совершается память «преподобных отцев, в подвизе просиявших».

Позднее, под влиянием монашеской практики , субботы и воскресенья тоже стали постными хотя и в более лёгкой степени , а великопостный период Великий пост теперь длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей [8] , в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота , Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы. Православные церкви в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом, обычно называемым Типикон.

Закхей — маленький, грешный и ограниченный человек, преодолевает свою робость и добивается внимания Иисуса Христа и приводит его к себе домой.

Так проявляется его непреодолимое желание быть ближе к божественному свету истины. Неделя мытаря и фарисея. В это время вспоминают притчу о мытаре и фарисее, каждый из которых пришёл в храм молиться, но один мытарь — как кающийся грешник, а другой фарисей — как возвышающий сам себя.

Смысл этой седмицы в искреннем покаянии, а не показном, совершающемся ради собственной гордыни и величия. Бог простил искренне кающегося мытаря, но осудил выполняющего все каноны, но обуянного гордыней фарисея. Как знак того, что важнее искреннее, а не показное покаяние, пост в это время не соблюдается, разрешено есть сыр, яйца, мясо.

Неделя блудного сына. Известная притча призывает заблудших вернуться к истине, как сделал это растративший отцовское состояние сын, который умер и ожил, пропал и нашелся. Неделя Страшного Суда.

Посвящена грехопадению Адама и Евы и их изгнанию из Рая, а также будущему Страшному суду. Воскресенье этой седмицы — последний день перед Великим постом, когда православные христиане употребляют в пищу мясо. Следующая за этой неделей седмица носит название Мясопустной, её называют Масленичной неделей.

Согласно своду Типикона, на этой неделе можно употреблять в пищу рыбу, молочные продукты и яйца. Последнее воскресенье этой недели — Прощёное, совершается обряд прощения и начинается Великий пост. Если говорить образно, то Четыредесятница — это время, когда человек идёт к Богу.

Ему помогают в этом пост, молитва и покаяние, а Страстная седмица — это путь Бога к человеку, приходящего через страдания, Голгофу, ад и Пасхальное Воскресение. Пятидесятница — это путь к Пасхе, а в пути и богослужение меньшее, потому не служится литургия только по субботам и воскресеньям. Только в среду и пятницу возможно причастие, но дарами, которые освящены раньше.

В церкви в это время царит особая атмосфера. В субботу и воскресенье два раза в сутки можно есть блюда, приправленные растительным маслом, и вино из винограда исключение составляет суббота Страстной недели. В Вербное воскресенье и на Благовещение разрешается рыба в том случае, если Благовещение не совпадает со Страстной седмицей.

Самый строгий пост — в первую и последнюю недели. В Великую пятницу есть не положено. В Великую субботу едят сырую пищу вечером.

В Лазареву субботу рыбу не едят, но можно употреблять икру. Великий пост совпадает с весной, поэтому в пищу употребляют зелень, морковь, лук, свёклу, капусту, соленья. То есть продукты, которые растут на деревьях и в земле: бобовые, фрукты, овощи, ягоды и орехи.

Православный пост намного строже католического, но даже из овощей и фруктов можно приготовить множество действительно вкусных и питательных блюд, способных поддерживать высокий жизненный тонус человека, который не отказывается на период поста от привычного рабочего ритма и образа жизни.

В четвертую седмицу вспоминают преподобного Иоанна Лествичника. Её называют «Похвальная», происходит от Похвалы Пресвятой Богородицы, читается субботний Пресвятой Богородице Акафист в память спасения Константинополя 626 год от иноземных захватчиков. Пятая седмица посвящена воспоминанию пр. Марии Египетской, которую считают примером истинного покаяния. Заканчивается неделя субботой праведного Лазаря. Шестая седмица — это Вербное воскресенье, символизирует вход Христа в Иерусалим. Иисус въезжает в город на осле, его встречают, расстилая на дорогу одежду и пальмовые ветки и приветствуя сына Давидова. Седьмая седмица — Страстная. О последней, самой строгой, Страстной неделе стоит рассказать отдельно.

Каждый день недели называют Великим или Страстным, и наполнен он подготовкой к Пасхе. Великдень или Пасха был ожидаемым и светлым праздником, к нему готовились особо: мыли, белили, чистили, выскабливали столы и лавки, отмывали окна, двери и полы, с четверга хозяйки пекли куличи, мясо, начиняли колбасы, красили яйца. Считалось, что до Великодня, в Страстную неделю, беснуется нечистая сила, а после него на землю возвращаются предки, и нужно обязательно почтить их. В богослужении до среды проходит литургия Преждеосвященных Даров, в Страстной четверг и пятницу — литургия Василия Великого. В Великую пятницу литургию не проводят. Дни этой недели связаны со Страстями Христовыми — событиями земной жизни Спасителя. В последнюю седмицу церковь напоминает прихожанам о них. События, которые произошли после Тайной вечери, связанные с арестом Иисуса, судом, бичеванием и казнью, вызывают особенно трепетное отношение христиан и запечатлены в памяти и церковных обрядах и традициях православных. День памяти ветхозаветного Иосифа — прообраза Иисуса Христа. Вспоминается бесплодная смоковница, проклятая Иисусом, что не приносила плодов, как душа без истинной веры и покаяния, не приносящая плодов духовных.

В Великий вторник православные вспоминают произнесенные в Иерусалимском Храме притчи Иисуса: о дани кесарю, о десяти девах и Страшном суде, о воскресении мертвых и талантах. Страстная среда посвящена вспоминанию о вечере в Вифании — грешнице, омывшей ноги Христа и совершившей помазание, которое предваряло великие страдания и казнь Иисуса. Великий четверг — его еще называют Чистым — связан с омовением Христом ног учеников, Тайной вечерей, его молитвой в Гефсиманском саду, поцелуем Иуды, 30 сребрениками и предательством Иуды, которое привело к аресту Иисуса. Страстная пятница посвящена воспоминаниям о суде Синедриона, бичевании, поругании, увенчании терновым венцом и распятии Иисуса Христа. Крестный путь и Распятие оказывают особенное влияние на христиан. В утреннем богослужении читают Евангелия Святых Страстей Христовых, а на вечернем — выносят плащаницу и поют канон о распятии Господа. Великая суббота наполнена воспоминанием о сошествии Христа в ад. В этот день освещают пасхальные яйца и другую еду. В Иерусалимском Храме сходит Благодатный огонь. Заканчивается Страстная неделя Пасхой и великим праздником всех христиан — Воскресением Христовым.

Великий пост — как правильно поститься?

Это объясняет споры по поводу дня христианской Пасхи, а также последующую символичность и подвижность этой даты. Обычай же отмечать Воскресение только раз в год, а вслед за этим и держать предпасхальный пост, формировался на протяжении столетий. Сначала сам пост был коротким и очень строгим, позже увеличивался и менялся. И хотя сорокадневный пост возник столетием раньше, IV век можно считать временем формирования традиции современного Великого поста. От сорока часов к сорока дням Мы уже несколько раз упоминали о том, что продолжительность поста разнилась.

Однако есть одна важная деталь, непосредственно касающаяся его длительности: как на Западе, так и на Востоке официальное название поста использует слово, указывающее на число 40: «Четыредесятница» в старославянском или «Quadragesima» на латыни. Первые христиане постились 40 дневных и 40 ночных часов в общей сложности 80 часов, или 3,5 дня. Позже, солидаризируясь с оглашеннымиОглашенные — люди, проходящие катехизацию и готовящиеся принять таинство крещения. Именно столько должны были провести в воздержании и молитве новообращенные, прежде чем стать членами Церкви, и коль скоро крещение старались проводить в канун или во время Пасхи, то и традиция сорокадневного поста органически влилась в процесс подготовки ко дню Христова Воскресения.

Более того, примерами для длительного воздержания должны были служить посты Моисея и Иисуса.

Из письма ведущего богослова II века Иринея Лионского узнаем, что он стал свидетелем разногласий, касающихся празднования Пасхи и дат поста: «Некоторые думают, что они должны поститься один день, другие — два дня, иные — даже несколько, тогда как другие отсчитывают сорок часов дня и ночи для своего поста». Скорее всего ранние христиане праздновали Христово Воскресение не ежегодно, а еженедельно, соблюдая пост в пятницу — день крестной смерти Иисуса. Это объясняет споры по поводу дня христианской Пасхи, а также последующую символичность и подвижность этой даты. Обычай же отмечать Воскресение только раз в год, а вслед за этим и держать предпасхальный пост, формировался на протяжении столетий. Сначала сам пост был коротким и очень строгим, позже увеличивался и менялся. И хотя сорокадневный пост возник столетием раньше, IV век можно считать временем формирования традиции современного Великого поста.

От сорока часов к сорока дням Мы уже несколько раз упоминали о том, что продолжительность поста разнилась. Однако есть одна важная деталь, непосредственно касающаяся его длительности: как на Западе, так и на Востоке официальное название поста использует слово, указывающее на число 40: «Четыредесятница» в старославянском или «Quadragesima» на латыни. Первые христиане постились 40 дневных и 40 ночных часов в общей сложности 80 часов, или 3,5 дня. Позже, солидаризируясь с оглашеннымиОглашенные — люди, проходящие катехизацию и готовящиеся принять таинство крещения.

Помимо ограничений в еде, в этот период верующим рекомендуется участвовать в церковной жизни: чаще посещать храмы, не пропускать вечерние и утренние молитвы, читать Библию и Псалтырь, причащаться и исповедоваться. Кроме того, первые 40 дней поста стоит потратить на то, чтобы признать и глубоко осмыслить свои грехи. Также рекомендуется совершать добрые дела — помогать одиноким и нуждающимся. В целом соблюдать ограничения нужно не только в пище, но и в мыслях.

В этот период стоит избегать шумных застолий и других развлечений, не рекомендуется ссориться и выяснять отношения с близкими. В Страстную пятницу запрещено делать уборку в доме: этим лучше заняться накануне, в Чистый четверг.

С какими проблемами могут столкнуться постящиеся? Пост многими воспринимается как разгрузка, даже как диета для похудения. Если посмотреть внимательно, то калорийность питания в пост может даже увеличиться. Из рациона убирают продукты с животными белками и жирами, но вводят больше продуктов, богатых быстрыми углеводами. Одно из самых критичных последствий неправильного поста - панкреатит и развивающийся в последствии панкреонекроз. Главной причиной, вызывающей тяжелое состояние - срыв после нескольких дней воздержания, потому что едят в Великий пост в основном растительные продукты. Переедание тяжелой пищей на фоне постного питания приводит к обострению уже имеющегося заболевания или приобретению нового. Жирная пища способствует тому, что отток панкреатических ферментов из поджелудочной железы блокируется.

Иными словами, эти ферменты начинают самопереваривать поджелудочную железу. Также наиболее часто с проблемами во время соблюдения поста сталкиваются люди, страдающие диабетом. У них развивается гипогликемия: недостаток углеводов приводит к снижению до критических показателей уровня глюкозы, а нехватка глюкозы вызывает голодание мозга, в запущенных случаях — гипогликемическую кому. Как питаться после окончания поста Религиозная традиция предписывает больше месяца придерживаться строго Великого поста, а потом в первый день празднования Пасхи верующие разговляются и устраивают пышные застолья. Но такой резкий переход от легкого растительного питания к жирным мясным блюдам и сдобной выпечке наносит значительный вред здоровью. Чтобы праздник Пасха был светлым и радостным, медики рекомендуют с осторожностью подходить к пасхальному застолью. Не стоит забывать, что переедание наносит вред ЖКТ, печени и поджелудочной железе. Важен выход из поста — организму надо время, чтобы адаптироваться к изменению рациона. Нужно постепенно вводить в рацион сначала молочные продукты, потом яйца, рыбу, после этого птицу. Мясо вводят в последнюю очередь.

Сначала мясо, приготовленное на пару. Жареное или копченое — в последнюю очередь. Не злоупотребляйте крашенками, съешьте в первый день Пасхи всего одно крашеное яйцо. Этот продукт достаточно тяжело переваривается ЖКТ, после поста перегружать желудок не стоит.

Нужно ли благословение перед Великим постом и как часто причащаться: священник ответил на вопросы

он начинается за 48 дней до этого праздника. Вам также может быть интересно. В дни Великого поста необходимо покаяться в своих грехах, задуматься о смысле жизни и своем предназначении. Великий пост — период перед Пасхой, когда церковный устав предписывает верующим ограничить себя в еде и развлечениях и обратить пристальное внимание на свою духовную жизнь. Рассказываем в статье про Великий пост в 2023 году — когда он начинается и заканчивается, а также составили подробное описание того, что можно и нельзя есть и делать.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий