Программа литературно-музыкального фестиваля «Судьба России»Размер: 1.84 МБОбновлен: 07 марта 2024.
Расчет подполковника Одегова уничтожил истребитель ВСУ
- Адвокаты застройщика обжалуют иск прокуратуры об изъятии участка во Владивостоке
- Путин готовит Россию к катастрофе мирового масштаба, считает Кедми
- Читайте также
- Глава СВР Нарышкин заявил, что судьба России решается в данный момент
В настоящее время решается судьба России
24 февраля Президент России Владимир Путин принял решение «о проведении специальной военной операции» по защите Донбасса. цитата из пророческого журнал The Economist. «Сейчас решается судьба России, определяется ее будущее место в мире», − обозначил он.
Сейчас решается судьба России и ее будущее место в мире – директор СВР Нарышкин
По его словам, нельзя забывать, что "главным фактором развития России, стержнем ее тысячелетней истории был и остается суверенитет — право...
Далее от национальной американской валюты начнут стремительно избавляться все Центробанки всех государств на планете и экономика США превратится в одну большую чёрную дыру. На этом фоне страна начнётся распадаться на конфедерации или даже отдельные штаты. Естественным следствием этой катастрофы станет полнейший обвал всей нынешней системы международной торговли, которая на данный момент вся базируется на долларе. Всем странам придётся начать думать над созданием альтернативного инструмента расчёта. Доллары потеряют всяческую ценность. Они превратятся просто в нарезанную бумагу. И все государства, которые к тому моменту будут иметь в структуре своих золотовалютных резервов американские деньги, столкнутся с проблемой обесценивая своих запасов. Путин же, как пояснил Кедми, начал последовательно и методично избавляться от доллара в российских государственных фондах уже давно и с 2021 года эта тенденция были им самым серьёзным образом ускорена. Более того, президент сделал и ещё один важный шаг.
Фактически, как отметил эксперт, Путину удалось прервать гегемонию доллара в сфере торговли нефтью.
Сергей Гунеев 15 января. Наша историческая обязанность - ответить на этот вызов, не только выбрать из демографической ловушки, но и к середине наступающего десятилетия обеспечить устойчивый естественный рост численности населения страны", - сказал Путин. Он подчеркнул, что судьба России и ее историческая перспектива зависят от того, "сколько нас будет". Какими они вырастут, кем станут, что сделают для развития страны, и какие ценности будут для них опорой в жизни", - пояснил Путин.
Решается судьба России , ее будущее место в мире", — сказал Нарышкин на экспертном совете по вопросам исторического образования в Минобрнауки. По его словам, нельзя забывать, что "главным фактором развития России, стержнем ее тысячелетней истории был и остается суверенитет — право...
В Кремле ответили на вопрос о судьбе СВО
Прямо сейчас, уверен министр, решается судьба России, определяется наше общее геополитическое будущее. Российское правительство в 2023 году направило в Госдуму 300 законопроектов. Владимир Путин заявил, что воины СВО борются на фронте со злом и неонацизмом которое поощряет Запад, там решается судьба России и всего мира.
Заявления Путина определят судьбу России, сообщил Песков
Судьба России — раствориться в Европе? Или стать наследницей Большой Орды… | У россиян появляется возможность определить путь развития России на ближайшие шесть лет. |
Глава СВР Нарышкин заявил, что судьба России решается в данный момент | последние известия. |
Нарышкин: сейчас решается судьба России | Капитал страны | Новости России: В России за год продажи вейпов упали на 31%, Не успел Путин пройти церемонию инаугурации, как в Европе «отменили» его статус президента. |
Нарышкин заявил, что сейчас определяется судьба России
Мы прибавляем тройку это число буквы В к 19 буква С и к 21 буква У. Получается 43. Складываем цифры - получается семерка. Семерка всегда требует подтвердить свою компетенцию. В случае с украинской армией мы видим прекрасно, что никакой компетенцией она не обладает, она не соответствует цифре.
Из-за этого возникает разброд и шатание. Негативная сторона семерки продолжит преследовать Вооруженные силы Украины, и в какой-то момент, когда они поймут, что терпят полное поражение, они действительно могут повернуть штыки против власти. Если это произойдет, то это, скорее всего, произойдет ближе к лету. Я сказала бы, шестой месяц - июнь.
Когда уже все согласны с нашими требованиями и понимают, что биться с нами военным путем, экономическим, как минимум странно. Вот этот процесс может начаться осенью - где-то в конце сентября - начале октября. Я основываюсь на более глубоком нумерологическом прогнозе, который строится уже не только на объединении цифр года и цифр месяца, но еще на высчитывании дат и даже определенных часов. Так что предложила бы начало этого процесса ближе к 20-м числам сентября.
А когда закончится? Числом этого года будет уже 9 - это завершение, переход на следующий уровень. Завершение спецоперации в 2025 году означает ли конец войны с западом? Безусловно, против нас стоят экономические гиганты.
Поэтому чтобы гегемония Запада в первую очередь США завершилась, должно пройти еще время. И 2027 год — тот самый, когда Россия займет те места в мире, которые принадлежат ей по праву. В марте же должны пройти выборы на Украине… - Нет, их не будет. Мне было интересно составить прогноз и посмотреть, как долго человек, который в принципе президентом страны является очень условно, будет продолжать себя им называть.
Так вот цифры, которые принадлежат Зеленскому, число его имени, дат его рождения, говорят, что он не должен продолжать в 2024 году находиться у власти. И его там не будет и не благодаря выборам. Давайте вспомним не только мои предсказания, но и предсказания Владимира Жириновского. Он был со мной согласен и говорил, что в 2024 году многих выборов уже не будет.
Я подтверждаю: выборов на Украине быть не должно согласно нумерологическому прогнозу. Как он от нее отойдет - будет ли ликвидирован «союзниками», либо произойдет какой-то госпереворот его, кстати, цифры совершенно не исключают. По нумерологическому прогнозу, такой переворот, как Майдан на Украине должен быть еще раз. Только с помощью цифр невозможно точно назвать месяц - под него подходят сразу несколько месяцев 2024 года.
Мы знаем, что будет много провокаций, фейков. А с точки зрения цифр, как они пройдут?
С самого начала Запад даже не скрывал, что активно накачивает Украину самым современным и дорогостоящим оружием, а теперь демонстративно направляет туда вооружения на сотни миллионов долларов. Там понимают, что по своей мощности и дальности действия его можно не только использовать на украинской территории, но и наносить удары по мирным городам России», — сказал председатель партии «Справедливая Россия — За правду». Одним словом, если Россия не доведет дело до конца, если мы не покончим с современными бандеровцами и националистической гадиной на Украине, то в обозримом будущем война может прийти и в наш дом», — заключил Сергей Миронов. Поделиться в ВК.
Он подчеркнул значимость текущего момента В то время, пока на Украине проходит военная спецоперация, стоит вопрос о будущем России: какое место она будет занимать в грядущем миропорядке. С таким заявлением в среду выступил директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин. На днях Нарышкин также говорил, что к русофобии на Западе привела «пробуксовка» либерального проекта.
Улыбайся чаще, Камила! Участнику СВО дали отпуск, чтобы он мог приехать домой и увидеть трёх новорождённых сыновей. Офицеры Минобороны помогли солдату добраться до родного Челябинска. Новорождённые СВО Россия1 244 комментария 2. Детали, которых не видел больше никто. Подробности, которые смогли узнать авторы только одной программы. Смотрите программу «Москва.
Судьба конфликта сейчас в руках Запада - эксперт о России и Украине
В июне 2023 года ожидается кардинальный перелом в мировом конфликте, расстановка сил изменится, многое для судьбы России и россиян. объективный анализ показывает, что сейчас на фоне затягивания российско-украинского конфликта, и Россия погружена в решение этой задачи, конечно, влияние Китая будет. Грабеж под маской респектабельности: судьба замороженных активов России. Россия сегодня — Трамп указал на попытки демократов обвинить его в связях с Россией.
Судьба России,решится на Семипалатенском полигоне.
Президент России Владимир Путин планомерно и поступательно подготавливает страну к небывалой и неизбежной катастрофе. У россиян появляется возможность определить путь развития России на ближайшие шесть лет. В настоящее время решается судьба нашей страны, определяется геополитическое будущее России. Судьба и место России в мире определяется сейчас, и главным фактором развития страны остается суверенитет, от которого она никогда не отступит. математик-пророк вычислил, что ждет Россию в 2025 году. Свежие новости на сегодня. Армии и войны. Новости политики, экономики и культуры. Новости дня. Все события и происшествия за последний час. Главные новости со всего мира читайте.
Пророчество Киссинджера о судьбе России начало сбываться: какое будущее ждет страну?
Спорт-Экспресс вчера в 20:03 Гол и пас Бонгонды, навес Литвинова и два мяча с угловых: «Спартак» победил «Локомотив» в 26-м туре РПЛ «Спартак» сломил сопротивление «Локомотива» в 26-м туре чемпионата России по футболу и поднялся на четвёртое место в турнирной таблице. Матч на «Лукойл Арене» завершился со счётом 3:2, а одним из его главных героев стал Тео Бонгонда, который сначала отметился с пенальти, а затем помог Даниилу Хлусевичу реализовать выход один на один.
А вот буряты, казахи и прочие степняки клали свои головы за СССР. Памятник российскому историку Льву Гумилеву в Казани с его изречением в защиту татар. Яд с Запада «КП»: — Если предположить, что теория Гумилева содержит хотя бы долю истины, почему она не отражена в школьных учебниках? Синявский: — Есть понятие политической целесообразности.
У царской России была цель — воздвигнуть крест над Святой Софией в Константинополе, освободить балканских славян. Поэтому идеология панславянизма была удобней. Под нее и переписывалась история. Аксючиц: — Был период, когда Россия действительно сделала крен от Азии к Европе. После татаро-монгольского нашествия все силы народа тратились на выживание, восстановление.
А спасенная нами Европа начала бурно развиваться. Но царь Петр, как это часто у нас бывает, перегнул палку. Он разрушил традиционную российскую иерархию. При нем правящий слой начинает говорить и думать на иностранных языках. Мы взяли у Европы не только все лучшее, но и все недостатки и пороки, которые для русской цивилизации оказались ядом.
Где элита живет по европейским законам, а остальная страна остается азиатчиной? Аксючиц: — Носителем традиционной русской культуры оставалось простонародье. И его интересы шли вразрез с планами правящего класса. Никакой азиатчины в этом нет. У сегодняшней России есть шанс повторить этот путь?
Разуваев: — И в бизнесе, и в политике считается, что в день, когда ты останавливаешься, перестаешь думать об экспансии, ты начинаешь слабеть. Чингисхан говорил: «Если ты не интересуешься войной, война заинтересуется тобой». У российского народа имперское мышление. Наша страна может существовать только как империя. Иначе мы развалимся еще на 10 — 15 маленьких государств.
Идеология Гумилева — это единственная база, которая позволит создать такую империю. Синявский: — Да при чем здесь Гумилев! У нас, как всегда, особый путь. Было три критерия расширения. Первый — завоевывались территории, откуда исходила опасность: Крымское, Астраханское, Казанское ханства.
Второй — присоединялись земли, где не было своей государственности, — Сибирь. А третий — как Грузия и Армения, они просились сами. Сейчас начинается очередной этап воссоединения. И только те политики, которые оседлают волну этого стихийного исторического процесса, имеют будущее. Аксючиц: — Согласен.
Русский народ сумел создать империю, в которой никого не порабощали, не превращали в колонии. Все народы России благополучно дожили до ХХ века. Сравните это с тем, что происходило в Америке или Африке, Австралии. У нас государственной политики по уничтожению аборигенов не было. Да, противоестественным путем наша империя разрушена.
Теперь она восстанавливается. Например, Молдавию, Среднюю Азию. Прошло 20 лет, и мы опять начинаем мечтать об объединении с ними.
Министр обороны Сергей Шойгу уверен, что прямо сейчас решается судьба России, наше геополитическое будущее. Об этом он сказал на встрече с выпускниками военных вузов. Министр обороны России Сергей Шойгу в ходе встречи с выпускниками военных вузов заявил, что против нашей страны самую настоящую войну ведут государства Запада. Так называемый коллективный Запад хочет сломить Россию, уверен министр.
Сергей Нарышкин Как подчеркнул глава СВР, главным фактором развития России всегда было и есть право самостоятельно и осознанно определять свою судьбу и она никогда не отступит в вопросах обеспечения суверенитета и гарантии благополучия своих граждан. В таких вопросах Россия никогда не отступала и не отступит, потому что в противном случае перестанет быть Россией. Сергей Нарышкин Политологи отмечают, что РФ поставили перед выбором и у нее не было другого пути, кроме как защитить ЛДНР и обеспечить собственную безопасность, особенно после заявлений Украины о ядерном оружии.
Глава СВР Нарышкин заявил, что сейчас решается судьба России
Сейчас решается судьба страны, судьба будущего наших детей. Только сплотившись вокруг Лидера и его курса на суверенитет, мы выстоим и победим! Офицер ВСУ: Создание российской группировки войск «Север» является прямым следствием атак ВСУ на Белгородскую область. Как складываются судьбы уехавших из России. цитата из пророческого журнал The Economist. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков рассказал, как дальше будет развиваться спецоперации и ответил на ряд других вопросов в программе Москва. Владимир Путин заявил, что воины СВО борются на фронте со злом и неонацизмом которое поощряет Запад, там решается судьба России и всего мира.
Нарышкин заявил, что сейчас решается судьба России
- Шойгу: сейчас решается судьба России
- Россия прирастет двумя регионами, а в Вашингтон войдут войска: каким будет 2024 год
- В настоящее время решается судьба России
- СУДЬБА РОССИИ В РУКАХ НАРОДА - Местная общественная организация - Белгородская область
- Глава СВР Нарышкин заявил, что сейчас решается судьба РФ
15 интервью о судьбах России
Все поставленные задачи должны быть выполнены, подчеркнул пресс-секретарь президента. Он также добавил, что сейчас в рядах ВСУ нарастает паника из-за действий российских военных. Нам сейчас очень важно эту динамику поддержать.
Такое заявление сделал в среду министр обороны РФ Сергей Шойгу в Кремле, обращаясь к выпускникам высших военных учебных заведений.
Против страны вводятся бесконечные санкции, провоцируются беспорядки и военные конфликты в сопредельных государствах, киевскому режиму оказывается огромная военная помощь", - обратился к офицерам и генералам глава военного ведомства.
И он хочет показать, что весь русский народ так относится к государственной власти. В книге Розанова есть изумительные, художественные страницы небывалой апологии самодовлеющей силы государственной власти, переходящей в настоящее идолопоклонство. Подобного поклонения государственной силе, как мистическому факту истории, еще не было в русской литературе. И тут вскрывается очень интересное соотношение Розанова со славянофилами. III Книга Розанова свидетельствует о возрождении славянофильства. Оказывается, что славянофильство возродила война, и в этом — основной смысл войны. Розанов решительно начинает за здравие славянофильства. И сам он повторяет славянофильские зады, давно уже отвергнутые не «западнической» мыслью, а мыслью, продолжавшей дело славянофилов. После В.
Соловьева нет уже возврата к старому славянофильству. Но еще более, чем мыслью, опровергнуты славянофильские зады жизнью. Розанову кажется, что патриотический и национальный подъем, вызванный войною, и есть возрождение славянофильства. Я думаю, что нынешний исторический день совершенно опрокидывает и славянофильские, и западнические платформы и обязывает нас к творчеству нового самосознания и новой жизни. И мучительно видеть, что нас тянут назад, к отживающим формам сознания и жизни. Мировая война, конечно, приведет к преодолению старой постановки вопроса о России и Европе, о Востоке и Западе. Она прекратит внутреннюю распрю славянофилов и западников, упразднив и славянофильство, и западничество, как идеологии провинциальные, с ограниченным горизонтом. Неужели мировые события, исключительные в мировой истории, ничему нас не научат, не приведут к рождению нового сознания и оставят нас в прежних категориях, из которых мы хотели вырваться до войны? Русское возрождение не может быть возрождением славянофильства, оно будет концом и старого славянофильства и старого западничества, началом новой жизни и нового осознания. Розанова же война вдохновила лишь на повторение в тысячный раз старых слов, потерявших всякий вкус и аромат: вся русская история есть тихая, безбурная; все русское состояние — мирное, безбурное.
Русские люди — тихие. В хороших случаях и благоприятной обстановке они неодолимо вырастают в ласковых, приветных, добрых людей. Русские люди — «славные» с. Но с не меньшим основанием можно было бы утверждать, что русская душа — мятежная, ищущая, душа странническая, взыскующая нового Града, никогда не удовлетворяющаяся ничем средним и относительным. Из этой прославленной и часто фальшиво звучащей «тихости, безбурности и славности» рождается инерция, которая мила вечно бабьему сердцу Розанова, но никогда не рождается новой, лучшей жизни. В розановской стихии есть вечная опасность, вечный соблазн русского народа, источник его бессилия стать народом мужественным, свободным, созревшим для самостоятельной жизни в мире. И ужасно, что не только Розанов, но и другие, призванные быть выразителями нашего национального сознания, тянут нас назад и вниз, отдаются соблазну пассивности, покорности, рабству у национальной стихии, женственной религиозности. Не только вечное, но и слишком временное, старое и устаревшее в славянофильстве хотели бы восстановить С. Булгаков, В. Иванов, В.
Огромной силе, силе национальной стихии, земли не противостоит мужественный, светоносный и твердый дух, который призван овладеть стихиями. Отсюда рождается опасность шовинизма, бахвальство снаружи и рабье смиренье внутри. И мир внутри России, преодоление вражды и злобы делают невозможным именно Розанов и ему подобные. Эти люди странно понимают взаимное примирение и воссоединение враждующих партий и направлений, так понимают, как понимают католики соединение церквей, т. Этот старый способ не замирит исторической распри «правого» и «левого» лагеря. Покаяние должно быть взаимным, и амнистия должна быть взаимной, и согласие на самоограничение и жертву должно быть взаимным. Верилось, что война приведет к этому, но пока этого нет, и наши националистические идеологи мешают этому. Розановские настроения служат делу злобы, а не мира. Начав за здравие славянофилов, Розанов кончает за упокой. Он отдает решительное предпочтение России официальной и государственной перед Россией народной и общественной, и славянофильству официальному перед славянофильством общественным.
Славянофилы считали русский народ — народом безгосударственным, и очень многое на этом строили. Розанов, напротив, считает русский народ народом государственным по преимуществу. В государственности Розанова, которая для него самого является неожиданностью, ибо в нем самом всего менее было государственности и гражданственности, — он всегда был певцом частного быта, семейного родового уклада, — чувствуется приспособление к духу времени, бабья неспособность противостоять потоку впечатлений нынешнего дня. Мнение славянофилов о безгосударственности русского народа требует больших корректоров, так как оно слишком не согласуется с русской историей, с фактом создания великого русского государства. Но способ, которым Розанов утверждает государственность и поклоняется его силе, совсем не государственный, совсем не гражданский, совсем не мужественный. Розановское отношение к государственной власти есть отношение безгосударственного, женственного народа, для которого эта власть есть всегда начало вне его и над ним находящееся, инородное ему. Розанов, как и наши радикалы, безнадежно смешивает государство с правительством и думает, что государство — это всегда «они», а не «мы». Что-то рабье есть в словах Розанова о государственности, какая-то вековая отчужденность от мужественной власти. Это какое-то мление, недостойное народа, призванного к существованию совершеннолетнему, мужественно-зрелому. В своем рабьем и бабьем млении перед силой государственности, импонирующей своей далекостью и чуждостью, Розанов доходит до того, что прославляет официальную правительственную власть за ее гонения против славянофилов.
Новый поток впечатлений хлынул на Розанова. Славянофилы, которые в начале книги выражали Россию и русский народ, в конце книги оказываются кучкой литераторов, полных самомнения и оторванных от жизни. Истинным выразителем России и русского народа было официальное правительство, которому славянофилы осмеливались оказывать оппозицию. И вот откуда на них гонение, довольно понятное» с. Возрождение славянофильства оказывается совсем ненужным. Государственная власть и была истинным славянофильством, рядом с которым жалко и не нужно славянофильство литературное, идеологическое. Славянофильство воскреснет лишь под тем условием, что оно покается перед официальным правительством и пойдет за ним. Идолопоклонство перед фактом, как силой, достигло завершения. Славянофилы не были способны на такое идолопоклонство и потому были бессильны. Мундир распахнулся, — и мы увидели сердце, которое всегда болело.
И болело по-своему, никому не подражая, болело из себя» с. Славянофильство оказывается нисколько не лучше западничества, оно — так же отвлеченно, литературно, идеологично, оторвано от подлинной жизни, которая есть Россия «официальная». Славянофилы, действительно, преклонялись больше перед русской «идеей», чем перед фактом и силой. Розанов завершает славянофильство преклонением перед силой и фактом. Презрение Розанова к идеям, мыслям, литературе не имеет пределов. Чиновник для него выше писателя. Чиновничья служба — дело серьезное, а литература — забава. Русский народ — государственный и серьезный народ. Розанов хочет с художественным совершенством выразить обывательскую точку зрения на мир, тот взгляд старых тетушек и дядюшек, по которому государственная служба есть дело серьезное, а литература, идеи и пр. Но до чего все это литература у самого Розанова.
Он сам насквозь литератор, и литератор болтливый. Розанов был когда-то чиновником контрольного ведомства. Но вряд ли он захочет остаться в истории в таком качестве. Он захочет остаться в истории знаменитым литератором и ни от одной строчки, написанной им, не откажется. Как много литературы в самом чувстве народной жизни у Розанова, как далек он от народной жизни и как мало ее знает. Народ и государственность в ослепительно талантливой литературе Розанова так же отличается от народа и государственности в жизни, как прекраснодушная война его книги отличается от трагической войны, которая идет на берегах Вислы и на Карпатах. Органичность, народность, объективная космичность Розанова лишь кажущиеся. Он совершенно субъективен, импрессионистичен и ничего не знает и не хочет знать, кроме потока своих впечатлений и ощущений. Само преклонение Розанова перед фактом и силой есть лишь перелив на бумагу потока его женственно-бабьих переживаний, почти сексуальных по своему характеру. Он сам изобличил свою психологию в гениальной книге «Уединенное», которая должна была бы быть последней книгой его жизни и которая навсегда останется в русской литературе.
Напрасно Розанов взывает к серьезности против игры и забавы. Сам он лишен серьезного нравственного характера, и все, что он пишет о серьезности официальной власти, остается для него безответственной игрой и забавой литературы. Он никогда не возьмет на себя ответственности за все сказанное им в книге о войне. IV Есть что-то неприятное и мучительное в слишком легком, благодушном, литературно-идеологическом отношении к войне. Мережковский справедливо восстал против «соловьев над кровью». Можно видеть глубокий смысл нынешней войны и нельзя не видеть в ней глубокого духовного смысла. Все, что совершается ныне на войне материально и внешне, — лишь знаки того, что совершается в иной, более глубокой, духовной действительности. Можно чувствовать, что огонь войны очистителен. Но война — явление глубоко трагическое, антиномическое и страшное, а нынешняя война более, чем какая-либо из войн мировой истории. И нужно самому приобщиться к мистерии крови, чтобы иметь право до конца видеть в ней радость, благо, очищение и спасение.
Кабинетное, идеологическое обоготворение стихии войны и литературное прославление войны, как спасительницы от всех бед и зол, нравственно неприятно и религиозно недопустимо. Война есть внутренняя трагедия для каждого существа, она бесконечно серьезна. И мне кажется, что Розанов со слишком большой легкостью и благополучием переживает весну от войны, сидя у себя в кабинете. Он пишет о героическом подъеме, хотя героизм чужд ему окончательно, и он отрицает его каждым своим звуком. Но он так же не может противиться наплыву героизма, как не может противиться разгрому германского посольства, которое старается защитить. Нужно помнить, что природа войны отрицательная, а не положительная, она — великая проявительница и изобличительница. Но война, сама по себе, не творит новой жизни, она — лишь конец старого, рефлексия на зло. Обоготворение войны так же недопустимо, как недопустимо обоготворение революции или государственности. V Есть в книге Розанова еще одна неприятная и щекотливая для него сторона. Розанов всюду распинается за христианство, за православие, за церковь, всюду выставляет себя верным сыном православной церкви.
Он уверяет, что славянофилов не любили потому, что они были христианами. Он повторяет целый ряд общих мест об измене христианству, об отпадении от веры отцов, поминает даже «Бюхнера и Молешотта», о которых не особенно ловко и вспоминать теперь, до того они отошли в небытие. Но я думаю, что христианская религия имела гораздо более опасного, более глубокого противника, чем «Бюхнер и Молешотт», чем наивные русские нигилисты, и противник этот был — В. Кто написал гениальную хулу на Христа «об Иисусе Сладчайшем и о горьких плодах мира», кто почувствовал темное начало в Христе, источник смерти и небытия, истребление жизни, и противопоставил «демонической» христианской религии светлую религию рождения, божественное язычество, утверждение жизни и бытия? Противление Розанова христианству может быть сопоставлено лишь с противлением Ницше, но с той разницей, что в глубине своего духа Ницше ближе ко Христу, чем Розанов, даже в том случае, когда он берет под свою защиту православие. Лучшие, самые яркие, самые гениальные страницы Розанова написаны против Христа и христианства. Розанов, как явление бытия, есть глубочайшая, полярная противоположность всему Христову. Конечно, с Розановым мог произойти духовный переворот, в нем могло совершиться новое рождение, из язычника он мог стать христианином. Нехорошо попрекать человека тем, что раньше он был другим. Но с Розановым не в этом вопрос.
Каждая строка Розанова свидетельствует о том, что в нем не произошло никакого переворота, что он остался таким же язычником, беззащитным против смерти, как и всегда был, столь же полярно противоположным всему Христову. Есть документы его души: «Уединенное» и «Опавшие листья», которые он сам опубликовал для мира. Розанов пережил испуг перед ужасом жизни и смерти. О смерти он раньше не удосуживался подумать, так как исключительно был занят рождением и в нем искал спасение от всего. И Розанов из страха принял православие, но православие без Христа, — православный быт, всю животную теплоту православной плоти, все языческое в православии. Но ведь это он всегда любил в православии и всегда жил в этой коллективной животной теплоте, — не любил он и не мог принять лишь Христа. Нет ни единого звука, который свидетельствовал бы, что Розанов принял Христа и в Нем стал искать спасение. Розанов сейчас держится за христианство, за православную церковь по посторонним, не религиозным соображениям и интересам, по мотивам национальным, житейско-бытовым, публицистическим. Нельзя быть до того русским и не иметь связи с православием! Православие так же нужно Розанову для русского стиля, как самовар и блины.
Да и с «левыми», с интеллигентами и нигилистами, легче расправляться, имея в руках орудие православия. Но я думаю, что иные русские интеллигенты-атеисты на какой-то глубине ближе ко Христу, чем Розанов. Русские интеллигенты, в лучшей, героической своей части, очень национальны и в своем антинационализме, в своем отщепенстве и скитальчестве и даже в своем отрицании России. Это — явление русского духа, более русского, чем национализм западно-немецкого образца. Сам же Розанов видит в русском западничестве чисто русское самоотречение и смирение с. И невозможно все в жизни русской интеллигенции отнести на счет «Бюхнера и Молешотта», «Маркса и Энгельса». Ни Маркс, ни Бюхнер никогда не сидели глубоко в русской душе, они заполняли лишь поверхностное сознание. Великая беда русской души в том же, в чем беда и самого Розанова, — в женственной пассивности, переходящей в «бабье», в недостатке мужественности, в склонности к браку с чужим и чуждым мужем. Русский народ слишком живет в национально-стихийном коллективизме, и в нем не окрепло еще сознание личности, ее достоинства и ее прав. Этим объясняется то, что русская государственность была так пропитана неметчиной и часто представлялась инородным владычеством.
По крылатому слову Розанова, «русская душа испугана грехом», и я бы прибавил, что она им ушиблена и придавлена. Этот первородный испуг мешает мужественно творить жизнь, овладеть своей землей и национальной стихией. И если есть желанный смысл этой войны, то он прямо противоположен тому смыслу, который хочет установить Розанов. Смысл этот может быть лишь в выковывании мужественного, активного духа в русском народе, в выходе из женственной пассивности. Русский народ победит германизм, и дух его займет великодержавное положение в мире, лишь победив в себе «розановщину». Мы давно уже говорили о русской национальной культуре, о национальном сознании, о великом призвании русского народа. Но наши упования глубоко противоположны всему «розановскому», «вечно-бабьему», шовинизму и бахвальству и этому духовно-вампирическому отношению к крови, проливаемой русскими войсками. И думается, что для великой миссии русского народа в мире останется существенной та великая христианская истина, что душа человеческая стоит больше, чем все царства и все миры… Война и кризис интеллигентского сознания I В огромной массе русской интеллигенции война должна породить глубокий кризис сознания, расширение кругозора, изменение основных оценок жизни. Привычные категории мысли русской интеллигенции оказались совершенно непригодны для суждения о таких грандиозных событиях, как нынешняя мировая война. Сознание нашей интеллигенции не было обращено к исторически-конкретному и не имеет органа для суждений и оценок в этой области.
Это сознание фатально пользуется суждениями и оценками, взятыми из совсем других областей, более для него привычных. Традиционное интеллигентское сознание было целиком обращено на вопросы внутренней политики и ориентировано исключительно на интересах социальных. Мировая война неизбежно обращает сознание к политике международной и вызывает исключительный интерес к роли России в мировой жизни. Кругозор сознания делается мировым. Преодолевается провинциализм сознания, провинциализм интересов. Мы, волей судьбы, выводимся в ширь всемирной истории. Многие традиционно настроенные русские интеллигенты, привыкшие все оценивать по своим отвлеченно-социологическим и отвлеченно-моралистическим категориям, почувствовали растерянность, когда от них потребовалась живая реакция на мировые события такого масштаба. Привычные доктрины и теории оказались бессильны перед грозным лицом всемирно-исторического фатума. Провинциальный кругозор русского радикализма, русского народничества и русского социал-демократизма не вмещал таких мировых событий. Традиционное сознание привыкло презирать все «международное» и целиком отдавать его в ведение «буржуазии».
Но после того, как началась мировая война, никто уже не может с презрением отвращаться от «международного», ибо ныне оно определяет внутреннюю жизнь страны. В русской интеллигенции пробудились инстинкты, которые не вмещались в доктрины и были подавлены доктринами, инстинкты непосредственной любви к родине, и под их жизненным воздействием начало перерождаться сознание. Многими это изменение сознания переживается трагически и сопровождается чувством выброшенности за борт истории. С миром происходит не то, что привыкли предвидеть, что должно было с ним происходить по традиционным доктринам и теориям. Приходится ломать не только свое «мировоззрение», но и свои привычные традиционные чувства. Вынужденное всемирной историей обращение к интересам международным, к историческим судьбам народов и их взаимоотношениям обращает также и внутрь жизни каждого народа, повышает и укрепляет национальное самочувствие и самосознание. Обращение к международному и всемирно-историческому обостряет чувство ценности собственной национальности и сознание ее задач в мире. А поглощенность борьбой партий и классов ослабляет чувство национальности. Широким кругам интеллигенции война несет сознание ценности своей национальности, ценности всякой национальности, чего она была почти совершенно лишена. Для традиционного интеллигентского сознания существовала ценность добра, справедливости, блага народа, братства народов, но не существовало ценности национальности, занимающей совершенно особенное место в иерархии мировых ценностей.
Национальность представлялась не самоценностью, а чем-то подчиненным другим отвлеченным ценностям блага. И это объясняется прежде всего тем, что традиционное сознание интеллигенции никогда не было обращено к исторически-конкретному, всегда жило отвлеченными категориями и оценками. Исторические инстинкты и историческое сознание у русских интеллигентов почти так же слабы, как у женщин, которые почти совершенно лишены возможности стать на точку зрения историческую и признать ценности исторические. Это всегда означает господство точки зрения блага над точкой зрения ценности. Ведь последовательно проведенная точка зрения блага людей ведет к отрицанию смысла истории и исторических ценностей, так как ценности исторические предполагают жертву людским благам и людскими поколениями во имя того, что выше блага и счастья людей и их эмпирической жизни. История, творящая ценности, по существу трагична и не допускает никакой остановки на благополучии людей. Ценность национальности в истории, как и всякую ценность, приходится утверждать жертвенно, поверх блага людей, и она сталкивается с исключительным утверждением блага народа, как высшего критерия. Достоинство нации ставится выше благополучия людей. С точки зрения благополучия нынешнего поколения можно согласиться на постыдный мир, но это невозможно с точки зрения ценности национальности и ее исторической судьбы. II Сущность кризиса, совершающегося у нас под влиянием войны, можно формулировать так: нарождается новое сознание, обращенное к историческому, к конкретному, преодолевается сознание отвлеченное и доктринерское, исключительный социологизм и морализм нашего мышления и оценок.
Сознание нашей интеллигенции не хотело знать истории, как конкретной метафизической реальности и ценности. Оно всегда оперировало отвлеченными категориями социологии, этики или догматики, подчиняло историческую конкретность отвлеченно-социологическим, моральным или догматическим схемам. Для такого сознания не существовало национальности и расы, исторической судьбы и исторического многообразия и сложности, для него существовали лишь социологические классы или отвлеченные идеи добра и справедливости. Задачи исторические, всегда конкретные и сложные, мы любили решать отвлеченно-социологически, отвлеченно-морально или отвлеченно-религиозно, т. Русское сознание имеет исключительную склонность морализировать над историей, т. Можно и должно открывать моральный смысл исторического процесса, но моральные категории истории существенно отличаются от моральных категорий личной жизни. Историческая жизнь есть самостоятельная реальность, и в ней есть самостоятельные ценности. К таким реальностям и ценностям принадлежит национальность, которая есть категория конкретно-историческая, а не отвлеченно-социологическая. В русской потребности все в мире осмыслить морально и религиозно есть своя правда. Русская душа не мирится с поклонением бессмысленной, безнравственной и безбожной силе, она не принимает истории, как природной необходимости.
Но тут здоровое и ценное зерно должно быть выделено из ограниченного, упрощающего и схематизирующего сознания. Мы должны раскрыть свою душу и свое сознание для конкретной и многообразной исторической действительности, обладающей своими специфическими ценностями. Мы должны признать реальность нации и ценность национально-исторических задач. Вопрос о мировой роли России, о ее судьбе приобретает огромное значение, он не может быть растворен в вопросе о народном благе, о социальной справедливости и т. Кругозор становится мировым, всемирно-историческим. А всемирную историю нельзя втиснуть ни в какие отвлеченно-социологические или отвлеченно-моральные категории, она знает свои оценки. Россия есть самостоятельная ценность в мире, не растворимая в других ценностях, и эту ценность России нужно донести до божественной жизни. Традиционное применение русской интеллигенции отвлеченно-социологических категорий к исторической жизни и историческим задачам всегда было лишь своеобразной и прикрытой формой морализирования над историей. Когда разразилась война, то многие русские интеллигенты делали попытки оценить ее с точки зрения интересов пролетариата, применить к ней категории социологической доктрины экономического материализма или социологической и этической теории народничества. Также интеллигенты другого лагеря начали применять доктрины славянофильские и рассматривать ее исключительно с точки зрения православно-догматической.
А толстовцы бойкотировали войну с позиций своего отвлеченного морализма. Русские социал-демократы или народники также упрощенно морализовали над историей при помощи своих социологических схем, как и славянофилы, как и толстовцы, при помощи схем религиозно-онтологических и религиозно-моральных. Все эти традиционные и доктринерские точки зрения не признают самостоятельной исторической реальности и самостоятельных исторических ценностей. Душа не раскрывается перед многообразной исторической действительностью, и энергия мысли не работает над новыми творческими задачами, поставленными жизнью и историей. Мысль не работает над новыми явлениями и темами, не проникает в конкретность мировой жизни, а упрощенно применяет свои старые схемы, свои сокращенные категории, социологические, моральные или религиозные. Но мировые события требуют погружения в конкретное, повышения энергии мысли, совершающей новую работу над всяким новым явлением жизни. Славянофильские, народнические или социал-демократические доктринерские схемы совершенно не приспособлены для новых событий мировой истории, ибо они выработаны для более простой и элементарной действительности. Русское мышление всегда было слишком монистично, слишком поглощено единым и враждебно множественности, закрыто для конкретного многообразия. Мировая война вызывает кризис этого исключительного монизма русского мышления, всегда склонного насиловать бесконечную сложность бытия. Нужно начать мыслить не по готовым схемам, не применять традиционные категории, а мыслить творчески над раскрывающейся трагедией мировой истории.
Ибо огромный моральный и духовный смысл мировой войны ускользает от того, кто насилует историю доктринерской точкой зрения. Абсолютное неприменимо к относительному, к исторически-телесному, не вместимо в нем. Вся относительность природного и исторического процесса сводима к единству с абсолютным лишь в глубине духа, а не во внешней действительности. III Другим результатом войны для нашей интеллигенции должен быть переход от сознания по преимуществу отрицательного к сознанию положительному. В традиционном интеллигентском сознании господствовало распределительное, а не производительное отношение к жизни, бойкотирующее, а не созидающее. Наше социальное сознание не было творческим. Война горьким опытом своим научает тому, что народ должен стяжать себе положительную силу и мощь, чтобы осуществить свою миссию в мире. В русском народе и русском обществе должна пробудиться производящая и созидающая энергия. В народной жизни моменты положительные должны победить моменты отрицательные. А это предполагает иное состояние сознания — более мужественное, ответственное, свободное и независимое.
Историческое творчество ставится выше отрицательной борьбы партий, направлений, лагерей и групп. Только созидая, можно справедливо распределять. Русская интеллигенция не была еще призвана к власти в истории и потому привыкла к безответственному бойкоту всего исторического. В ней должен родиться вкус к тому, чтобы быть созидательной силой в истории. Будущее великого народа зависит от него самого, от его воли и энергии, от его творческой силы и от просветленности его исторического сознания. От «нас», а не от «них» зависит наша судьба. Сведение старых счетов не должно так исключительно владеть нашим сознанием и волей. И отрицательная реакция не должна связывать нашу творческую энергию. В сознании народов расслабляющая идея блага и благополучия должна быть побеждена укрепляющей идеей ценности. Цель жизни народов — не благо и благополучие, а творчество ценностей, героическое и трагическое переживание своей исторической судьбы.
А это предполагает религиозное отношение к жизни. Либеральный империализм являет у нас опыт положительного, созидательного сознания, и в нем есть обращение к исторически-конкретному.
Через некоторое время анонс пропал, однако в новостном эфире ведущий вновь анонсировал речь президента.