В 1985 году здание Музея Айя-София вместе с другими памятниками, расположенными в исторической части Стамбула, было включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Собор Святой Софии в Стамбуле официально утратил статус музея. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ, по которому историческое здание стало мечетью. В храме Святой Софии в Стамбуле впервые с 1934 года прозвучал азан.
Как Святая София стала музеем?
- Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз
- В СМИ появились кадры осыпающейся кладки собора Святой Софии в Стамбуле | МК-Турция
- Власти Стамбула уточнили правила входа в Айя-Софию
- Айя-София не закроется во время реставрации / Турция : Достопримечательности /
Часть мозаик в Айя-Софии будут закрывать на время мусульманских богослужений
Вход в Большую мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов, сообщил 31 октября министр туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. В самом центре Стамбула тысячи сторонников турецкого президента собираются у стен собора Святой Софии. Собор Святой Софии (Музей Айя-Софья): мы будем рады узнать Ваше мнение о данной организации, но убедительно просим Вас уважать правила Спешуна и воздержаться от. Величайший собор Святой Софии в самом центре Стамбула разрушается на глазах все новостные обзоры на сегодня на на Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула (значительно превосходящие её по величине).
Собор Святой Софии. Стамбул веб камера онлайн
Его длина составляет 100 м, ширина — 69,5 м, высота купола — 55,6 м, его диаметр — 32 м. Собор стал самой дорогостоящей постройкой византийских императоров: на его возведение было потрачено около 130 т золота. Храм, сооруженный из мрамора и кирпича, пережил несколько землетрясений и пожаров, неоднократно восстанавливался и перестраивался. Его внутренняя отделка продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью. В период османского правления собор был дополнен четырьмя минаретами, михрабом ниша, которая указывает направление Мекки и мраморным минбаром кафедра в мечети. В ходе реставрации в 1930-х и 1950-х годах под слоем штукатурки были обнаружены считавшиеся утерянными мозаики и фрески времен византийской эпохи. Таким образом, в настоящее время в храме можно видеть и изображение Иисуса Христа, и изречения из Корана на восьми огромных щитах, подвешенных на сводах самые большие в мире произведения искусства исламской каллиграфии. Предложения об изменении статуса собора Стамбул будет претендовать на проведение Олимпийских игр 2032 года С момента принятия решения о превращении здания в музей в 1934 году вопрос о возвращении ему статуса мечети поднимался неоднократно. Инициаторами выступали как различные религиозные организации, так и отдельные политики, которые подавали петиции в Государственный совет.
Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня. Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна их также 40 , благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов, — которые в дальнейшем получили большое распространение в мировой архитектуре. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы, впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными из храмов Малой Азии и Египта; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах. Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью мозаики на золотом полу, 8 зелёных яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе. Стены храма также были полностью покрыты мозаиками как сюжетные композиции, так и орнаменты. Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства VI в. Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью, а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок. В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы. На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей. Мозаичный цикл. Все сохранившиеся мозаики этого периода являются орнаментальными и расположены в нартексе, нефах, галереях и главной арке. Сохранившиеся мозаики с изображением человеческих фигур и ангелов были созданы после окончания иконоборчества. Эти мозаики представляют собой пример византийского монументального искусства и были выполнены с середины IX века по XIV век. Современное состояние[ править править код ] После обращения собора Святой Софии в мечеть начались постепенные перестройки здания. При султане Махмуде I в 1739—1742 годах была проведена перестройка собора, в ходе которой в алтарной части появился михраб. Современный михраб относится к XIX веку и был отреставрирован архитектором Густавом Фоссати в 1847—1849 годах. По обеим сторонам михраба установлены бронзовые подсвечники, привезённые в 1526 году султаном Сулейманом Великолепным из Буды. В апреле 2022 года при соборе отреставрировано и открыто медресе Фатиха, действовавшее в качестве медресе с 1453 года. C 1924 года помещение медресе использовалось в качестве дома для сирот. В настоящее время Собор имеет исторической значение, как памятник Византийской истории. В Соборе Православные богослужения не совершаются.
Обеденного перерыва в этом музейном учреждении нет. Запомните - музей работает в любой из дней недели, другими словами, у музея Айя София нет выходных дней. Однако, он недоступен для посещения в первые дни Рамадана и жертвоприношений правда, только в течение перовой половины рабочего времени. Кто может войти на территорию музея бесплатно? Это: Турецкие дети и подростки младше 18 лет Иностранные дети младше 8 лет Граждане Турецкой Республики от 65 лет и старше Ветераны, супруги и дети мучеников и ветеранов Инвалиды с одним сопровождающим Владельцы карт ИКОМОС, ЮНЕСКО и ИКОМ Владельцы пресс-карт Зарубежные официальные гости, приглашенные государственными учреждениями и их сопровождающими лицами Профессиональные туристические гиды с лицензией Министерством культуры и туризма Купить экскурсию в музея Айя София Святая София по российской карте Церковь, мечеть и музей - шедевр истории архитектуры Собор с его инновационной архитектурой, богатой историей, религиозным значением веками сражался с разрушительным временем и до сих пор является крупнейшей восточно-римской церковью в Стамбуле. Возведенный трижды на одном и том же месте, это самый старый собор мировой истории. Его захватывающие дух купола, висящие в воздухе, монолитные мраморные колонны и бесподобные мозаики сделали это сооружение одним из чудес мировой истории архитектуры. В османском периоде сооружение продолжало функционировать в качестве мечети. Сегодня Святая София - это третье по счету сооружение, возведенное на одном фундаменте, но каждый раз с несколько другим архитектурным решением, чем его предшественники. Строительство началось в 532 году и было завершено в течение пяти лет. Когда султан Мехмет Завоеватель завоевал город, он превратил его в свою имперскую мечеть с добавлением ряда османских архитектурных элементов.
Ими было обнаружено, что на стенах под слоями извести хорошо сохранились византийские мозаики. Частично они расчистили их в верхней галерее и показали султану Абдул-Меджиду, который повелел оставить открытой часть орнаментов, но повторно забелить все лики святых [41]. Тогда же на колоннах были размещены восьмиметровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Мухаммада [41]. Часть византийских мозаик, зарисованных Фоссати, осыпалась во время землетрясения 1894 года. В конце 1920-х — начале 1930-х годов археолог А. Шнайдер из Германского археологического института в ходе раскопок открыл рядом с собором сохранившийся фрагмент колоннады эпохи императора Феодосия, что позволило установить что при строительстве Юстиниановой базилики более древние основания были лишь засыпаны и находятся ниже уровня поля существующего храма [41]. Декрет правительства Турции о создании музея, фотокопия В 1935 году, согласно декрету правительства Турции, подписанному Кемалем Ататюрком , Айя-София стала музеем. В 1931—1948 годах под руководством американского археолога Томаса Виттемора были раскрыты от штукатурки мозаики периода императора Юстиниана [41] , а также более поздние мозаики апсиды и вимы, южного вестибюля, нарфика, южной галереи и северного тимпана [38] [47] [48]. После того как были сняты молитвенные коврики открылся мраморный пол собора. Вопрос об изменении музейного статуса[ править править код ] В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения сотрудниками музея мусульманских религиозных обрядов [49]. В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии [50] — «Совет по освобождению Святой Софии» англ. Free Agia Sophia Council [51]. На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США англ. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству, да и всему христианству» [52]. По мнению историка А. Соколова , здесь явно усматривается греческое влияние в США [53]. Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру [54] в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете « Завтра » [55] : Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия — чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году. Всё дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению. В 2016 году во время Рамадана в соборе Святой Софии происходили чтения Корана , которые транслировались в прямом эфире одного из турецких телеканалов. Это вызвало крайне негативную реакцию министерства иностранных дел Греции [56]. В марте 2019 года стало известно, что власти Турции могут изменить статус собора Святой Софии, чтобы его смогли посещать бесплатно. Туристы всех вероисповеданий сейчас могут бесплатно заходить в Голубую мечеть, которая расположена по соседству. Со Святой Софией можно сделать аналогично» [58]. В этот же день президент Турции Тайип Эрдоган подписал указ о превращении Айи-Софии в мечеть [4] [60]. Всемирный совет церквей призвал Эрдогана пересмотреть решение по Святой Софии [68]. Намаз совершил также сам Реджеп Тайип Эрдоган. Изображения христианских святых на время намаза были закрыты тканью. Молящиеся разместились как внутри здания, так и на территории перед ним [69]. Это базилика с четырёхугольным средокрестием , увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня [70]. Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола [71]. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна их также 40 , благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса [72]. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов, — которые в дальнейшем получили большое распространение в мировой архитектуре [71]. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой , глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод , содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы , впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами , вывезенными из храмов Малой Азии и Египта [71] ; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея , а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах. Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью мозаики на золотом полу, 8 зелёных яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе. Стены храма также были полностью покрыты мозаиками как сюжетные композиции, так и орнаменты. Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства VI в. В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери , и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы. На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити , оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей см. Мозаичный цикл[ править править код ] Значительное число мозаик Святой Софии было выполнено во времена императора Юстиниана в VI веке. Все сохранившиеся мозаики этого периода являются орнаментальными и расположены в нартексе , нефах , галереях и главной арке [74]. Сохранившиеся мозаики с изображением человеческих фигур и ангелов были созданы после окончания иконоборчества. Эти мозаики представляют собой пример византийского монументального искусства и были выполнены с середины IX века по XIV век. Мозаики апсиды и вимы[ править править код ] Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде Самыми первыми мозаиками македонской монументальной живописи являются мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века [75]. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы , держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела [76] сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом. По краю конхи была помещена греческая надпись почти полностью утрачена со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили» [77]. Эти мозаики были раскрыты в 1935—1939 годах. Русский паломник Антоний Новгородский , посетивший Константинополь около 1200 года, сообщал, что мозаика апсиды была создана в IX веке иконописцем Лазарем , пострадавшим в период иконоборчества, но после Торжества Православия получившим широкое признание. Хокинс в 1965 году [78] , хотя ранее Манго относил эти мозаики к более позднему времени до XI века [79]. По мнению Манго и Хокинса 1965 год эти мозаики были выполнены в 867 году. Академик Виктор Лазарев также датировал мозаику с изображением Богородицы IX веком и так характеризовал её [77] : Архангел Гавриил мозаика свода вимы Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает её так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным.
Вход в храм Айя-София в Турции стал платным для всех, кроме молящихся
Айя-София, один из крупнейших в мире архитектурных памятников христианства и символ золотого века Византии, спустя 86 лет снова стала мечетью. И разрешил превратить собор Святой Софии в Стамбуле в мечеть. В знаменитой Большой мечети Айя-София в Стамбуле впервые за 8 десятилетий совершен намаз — таравих (Таравих (араб. — перерыв, отдых, передышка) — желательный намаз. Собор Святой Софии в Стамбуле официально утратил статус музея. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ, по которому историческое здание стало мечетью. Когда собор Святой Софии превратился в мечеть Айя-Софья, в медном листе у основания колонны сделали отверстие для пальца, с помощью которого можно загадать желание. Айя-София по хорошему подавляет любой скептицизм, циничность и искушенные попытки причислить её всего лишь к достопримечательностям Стамбула.
В Турции отреставрируют мечеть Айя-София
Собор Айя-София — единственная мечеть, где можно увидеть культовые каллиграфические медальоны. Стамбул, Турция. Христианский алтарь был заменен михрабом, обращенным в сторону Мекки, также добавлен минбар кафедра для проповедей. В короткие сроки построили минарет, из которого звучал призыв к молитве. На протяжении нескольких веков османские правители продолжали трансформировать здание, поддерживая его состояние постоянными ремонтами сказывался возраст и внедрением новых объектов. Также были добавлены золотой полумесяц на куполе, фонтан для омовений, кухня для организации благотворительных обедов, несколько древних мраморных урн из эллинистической эпохи, созданы культовые каллиграфические медальоны, прославляющие Аллаха и пророка Мухаммеда.
Становление современного музея Красота южной галереи даже спустя тысячелетие впечатляет и радует глаз Собор Айя-София, Стамбул. В 1923 г. Османская империя перестала существовать, превратившись в Турецкую Республику. Это повлекло за собой не только переименование столицы из Константинополя в Стамбул, но и переход религиозных объектов в светские. Во время руководства президента Кемаля Ататюрка 1934 г.
С тех самых пор началась реставрация и восстановление старинной святыни, что позволило очистить от штукатурки мозаики византийского периода императора Юстиниана и более поздние изображения, также были найдены элементы еще языческих храмов и множество символов, доказывающих, что храм сменил не одну религию. Снятие ковров позволило увидеть мраморные полы, под которыми сохранилось древнее основание. Начиная с 1934 г. Софийский собор получил статус музея Стамбул, Турция. Понадобилось не одно десятилетие, чтобы восстановить духовный объект нескольких империй и религий Hagia Sophia, Стамбул.
Исследования прилегающих территорий также помогли обнаружить фрагменты колоннады, принадлежащие эпохе императора Феодосия до строительства каменного Софийского собора. До 2020 г. Возврат к месту поклонения Христианская святыня снова стала местом поклонения мусульман Софийский собор, Турция. Возвращение великолепного собора Святой Софии в статус места поклонения является еще одной главой в непростой, но при этом захватывающей истории священного места. Постоянное пребывание в эпицентре национальных, религиозных и геополитических событий не является чем-то новым для этого великолепного сооружения.
Представитель Эрдогана ранее заверил, что «иконы» храма останутся нетронутыми — имелись в виду православные мозаики и росписи на стенах. Как это будет сочетаться с исламскими богослужениями, не сообщается — вероятно, их скроют специальными ширмами. Предполагается также, что из-за религиозного статуса здания некоторые части бывшего музея все же станут недоступны для посетителей. Глава отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда назвал решение сугубо политическим и непродуманным.
Ранее митрополит Илларион заявил, что подобный ход недопустим, нарушает свободу вероисповедания и оскорбляет чувства верующих. Вселенский патриарх Варфоломей, формальный глава православных христиан, счел, что решение грозит расколом Запада и Востока. Госсекретарь США Майк Помпео в свою очередь выразил мнение, что исторический собор теперь потеряет свою роль «моста, связывающего разные культуры и религиозные традиции». В соседней с Турцией Греции туркам пригрозили серьезным «эмоциональным разрывом» с христианскими странами.
Как сказали бы мистики, место проклятое. Но, подавив мятеж, император Юстиниан I приказал возвести - на том же самом месте! Самый большой в христианском мире. Как символ величия Византии. Сооружали Софийский собор почти 5 лет. Под руководством лучших архитекторов того времени Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Каждый день на стройке было задействовано десять тысяч рабочих. Со всех концов империи в столицу везли лучший мрамор, прочие стройматериалы. Восемь порфировых колонн храма Солнца из Рима, восемь колонн зелёного мрамора из храма Аполлона в Баальбеке… «Есть легенда, что колонны, вошедшие в здание Святой Софии, некогда высекались по повелению царя Соломона из пород Эльбруса и других священных гор, выполняли же эту титаническую работу феи и великаны, - пишет мой коллега Кирилл Привалов в только что вышедшей книге "Храм Божий".
Эти доски из Ноева ковчега - глубочайший символ. Отсыл к Ветхому завету, с которым изначально связывается судьба главного храма христианства. Таким образом, с первых минут своего существования храм обретает универсальное звучание духовно-исторического артефакта». На возведение Святой Софии потратили три годовых бюджета всей Византийской империи, богатейшего в ту пору государства мира. На украшение собора пошло много золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости. Согласно легенде, Юстиниан хотел сплошь покрыть стены от пола до сводов чистым золотом. Однако астрологи спрогнозировали: «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания». Пришлось императору отказаться от затеи. Но все равно Храм оказался очень роскошным.
Один лишь штат Святой Софии составлял свыше 500 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконисс, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. Представляете масштаб? Каменная София пожарам была не по зубам. Однако землетрясения дважды значительно разрушали собор. Но его быстро восстанавливали. В ответ патриарх предал анафеме легатов. Так в Святой Софии стартовал давно зревший раскол христианства на Римско-католическую и Православную Церкви. В 1204 году пришла беда, откуда не ждали. Европейские крестоносцы отправились в очередной поход к Гробу Господню, в Египет.
Но по пути неожиданно напали на братьев по вере. Захватили Константинополь, убили многих христиан, разграбили Собор Святой Софии и другие церкви, коих в столице было свыше тысячи. Считается, что до 90 процентов реликвий, хранящихся сегодня в европейских монастырях, храмах, крестоносцы вывезли из Константинополя. Включая знаменитую Туринскую плащаницу, одну из главных святынь христианства: четырехметровое полотно, в которое, по преданию, заворачивали тело Христа после смерти. Видно, это и была главная цель похода. На Египет рыцари не пошли, а создали свою Латинскую империю на месте Византии. Столицей оставив несчастный Константинополь. Более полувека византийцы вели борьбу с европейскими захватчиками. И победили.
Но Византия уже больше никогда не смогла вернуть прежнее могущество. Хотя бы по масштабам. Высота - 55,6 м, диаметр купола - 31 м. Собор Святого Петра в Ватикане, превзошедший Софию по высоте и площади, был построен в 1626 году. В ночь с 28 на 29 мая 1453 года здесь прошло последнее богослужение. Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме». Он возглавил 9-тысячный гарнизон защитников Константинополя и погиб в бою с мечом в руках. Силы были слишком неравны. Католическая Европа на помощь православным потомкам римлян не пришла.
Так сбылось предсказание гибели империи. Первым христианским кесарем был Константин, таковым должен быть и последний. Считалось, что Константинополь никогда не падет, пока на небе светит луна. Но 24 мая, в ночь полнолуния, случилось полное лунное затмение. Тогда жители с пением понесли по улицам осажденного города последнюю свою надежду и защитницу — икону Богоматери. Однако во время шествия, икона неожиданно упала с носилок. Когда же процессия возобновилась, над городом разразилась гроза …с градом! В конце мая! На следующую ночь Святую Софию озарило странное сияние … Султан Мехмет II отдал османам богатый город на разграбление.
В Святой Софии пыталось спастись около десяти тысяч верующих. Духовенство служило литургию, клир пел херувимскую песнь. Погибли и драгоценные книжные сокровища Константинополя: только по примерным подсчетам историков, более 120 тысяч рукописей было сожжено турками.
Посмотреть же большой зал, где проходят мусульманские службы, путешественникам удастся только сверху. Впрочем, по последней информации, мусульмане из других стран имеют право бесплатного прохода в мечеть во время намаза.
Другой минус, отмеченный туристами в соцсетях, — гидам запрещено проводить экскурсии в мечети, организованных групп внутри больше не будет. Вместо экскурсовода посетителям предложат послушать аудиогид: он записан на 23 языках и будет доступен бесплатно через Wi-Fi. Если у гостя не окажется при себе наушников, их можно докупить на месте за 100 лир. Женщинам для входа в мечеть необходимо покрыть голову платком, приобрести его можно за 30 лир.
Вход в Айя-Софию в Стамбуле теперь станет платным
Стамбул единственный город в мире, который находится на двух континентах Европы и Азии. Была построена в 1459 году архитектором Атиком Синаном но была разрушена в результате землетрясения в 1766 году. Через некоторое время мечеть заново построил архитектор Узун Хусейн Эфенди в 1798-1800 г. Парк расположен на красивейшем европейском побережье залива Босфор в городе Стамбул. Стамбул крупный многомиллионный город Турции, торговый и культурный центр страны, крупный портовый город. Отель Драгос, элитный четырех звездочный отель в центре города Стамбул. С окон отеля открывается восхитительный вид на Мраморное море и городской массив.
Стамбул всегда радует своих гостей, поэтому, проживание в отеле настоящая сказка, которая останется навсегда.
А по ним мусульманин не может молиться в христианских храмах, так как там есть изображения людей. А это значит, что под угрозой уникальные мозаичные изображения Христа Спасителя, Богоматери, Иоанна Крестителя и ангелов, а также другие фрески и настенная живопись, украшающая интерьер Святой Софии. Турецкие власти обещают сохранить христианские мозаики, каким именно способом, не уточняется, но вариантов не много: мозаики можно завесить тканью, но тогда они станут недоступны для предполагаемых туристов, либо мозаики снимут, поместят на гипсовые подставки и выставят в одном музеев, после чего они, разумеется, не произведут того же эффекта, как находясь внутри.
Вот только тела в гробнице уже давно нет. Потому что, то ли турецкий султан, то ли сами вернувшиеся византийцы выбросили останки этого человека собакам. Да, да, эта традиция у нас в генах. Только вместо "Здесь был Вася", нацарапанного из-за желания потешить своё эго, там было " Здесь был дьяк Евстафий". И цель у наших предков была совсем другая. Этим они Просили покровительства у Господа. Большинство этих надписей тоже находится на галереях второго этажа..... Который теперь, когда храм Святая София стал мечетью, нам недоступен.
В нем были сохранены и христианские, и мусульманские элементы убранства. В июле 2020 года госсовет Турции отменил решение, превратившее Святую Софию в музей, власти вернули ей статус мечети. После того как президент страны Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ о смене статуса собора, Греция пригрозила Турции санкциями. Официальный представитель греческого правительства Стелиос Пецас назвал это решение «исторической ошибкой».
Не будите крестоносца. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию
Решение турецких властей о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса мечети может "повлиять на ход истории" и не служит укреплению мира и межрелигиозной гармонии. В православном соборе Святой Софии в Стамбуле проходит первый за 86 лет пятничный намаз. Интересно, что под эгидой той же компании в Стамбуле летом 2023 года был открыт еще один музей, посвященный Айя Софии.
Собор Святой Софии. Стамбул веб камера онлайн
В 2020 году самая знаменитая достопримечательность Стамбула была превращена из музея в мечеть | VOKRUGSVETA. Реставрационные работы с целью усиления сейсмоустойчивости начались в мечети Айя-Софии в Стамбуле, вход для верующих и туристов не ограничен, передает телеканал Habert?rk. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже подписал указ, разрешающий проводить в Святой Софии мусульманские молитвы.
Собор Айя-София, Босфор и мечеть, построенная Эрдоганом — фотоколлекция из Стамбула
Обилие невиданной роскоши привело к появлению легенд и жутких пророчеств, что и остепенило императора. Возведение и обустройство храма опустошило казну Византийской империи в размере трех годовых доходов. Купол величественного храма до сих пор вызывает восхищение и удивление специалистов Hagia Sophia, Стамбул. Интересный факт: Несмотря на то, что проектировщики были известными математиками, еще во время строительства стали заметны их катастрофические просчеты. Стены здания не выдерживали вес купола и начали разъезжаться. Чтобы избежать казни, архитекторы разработали новый проект, включающий в себя создание боковых залов с полукуполами, укрепленными с внешней стороны ребрами жесткости, которые и остановили разрушение. Хотя во время землетрясений, произошедших вскоре после строительства, купол все-таки не удержался и рухнул. Его перестраивал армянский архитектор Трдат, создатель Анийского собора.
Он его сделал намного выше, применив особенную ребристую кладку. Именно этот купол, имеющий внушительные размеры диаметр 31 м, высота 55,6 м , простоял почти 900 лет. Христианская святыня во времена Византийской империи До наших дней сохранились христианские мозаики, созданные византийскими мастерами Hagia Sophia, Стамбул. Христианские мозаики собора Святой Софии Стамбул, Турция. На протяжении почти 900 лет собор Святой Софии оставался одним из самых величественных религиозных объектов Византии. Сменявшие друг друга императоры придавали храму новые черты, добавляя и изменяя ее внутренний и внешний облик. Больше всего преобразовывались мозаики, на которых изображены византийские императоры, Святые, Дева Мария и Христос.
Самым большим толчком к изменениям, причем в худшую сторону, послужил раскол на Восточную Православную церковь и Римско-католическую. Из-за раскола церкви в храме 60 лет проводились католические богослужения Собор Святой Софии, Стамбул. После раскола Восток был охвачен крестовыми походами, организованными Римско-Католической церковью, что в 1204 г. В этот период произошла смена власти, была создана Латинская империя и назначен католический патриарх. С этого времени Святая София была превращена в католический собор, со всеми вытекающими последствиями. Впрочем, особо ценные предметы уже и так были увезены крестоносцами на Запад.
После того как турки-османы завоевали Константинополь, храм был превращён в мечеть и пробыл в этом статусе ещё порядка пяти веков. В 1934 году по решению основателя современной Турецкой Республики Кемаля Ататюрка храм стал музеем. Объект принадлежит Фонду имени султана Мехмет-хана, в документации которого указывалось, что уже бывший музей может использоваться только в качестве мечети. В тот же день президент республики Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ, позволяющий открыть собор для отправления исламских религиозных обрядов. При этом турецкий президент подчеркнул, что двери мечети будут открыты для всех, включая иностранцев и представителей других религий. Плату за вход, существовавшую ранее, отменят. Действовать в качестве мечети собор начнёт 24 июля, после проведения подготовительных мероприятий. Любые возражения касательно решения наших судебных органов будут рассматриваться как нарушение нашего суверенитета», — заявил Эрдоган. Политик также сравнил Айя-Софию с одной из ключевых исламских святынь — мечетью Аль-Акса, которая находится в ведении властей Израиля. Глава Управления по делам религии Турции Али Эрбаш уже поприветствовал решение властей страны. Комментируя это событие, лидер турецких мусульман отметил особую роль собора. Это символ великой веры, цивилизации, морали и справедливости для мусульман», — говорится в заявлении, опубликованном на сайте управления. Также по теме Обращение в мечеть: Эрдоган подписал указ об открытии собора Святой Софии для богослужений Госсовет Турции отменил постановление правительства от 1934 года о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса музея.
Граждане все меньше доверяют властной верхушке и чувствуют все большее давление. Смена статуса Айя-Софии с музея на мечеть может как-то разрядить обстановку в стране, а также привлечь на свою сторону консервативных мусульман. Об этом в беседе с «360» заявил турецкий журналист Тунджа Ойретен. Единственный способ для нее сохранить власть — это сделать что-то связанное с религией. Они думают, что открытием Айя-Софии для молитв смогут привлечь к себе сторонников традиционного ислама. Таких в Турции почти половина населения», — поделился он. По словам журналиста, Айя-Софию каждый год посещают тысячи туристов. Большая часть из них — это христиане, для которых собор — это священное место. Теперь посещение храма будет затруднено. Мусульмане пять раз в день приходят на молитвы. По пятницам в мечетях бывают огромные толпы. Не исключено, что в такие дни доступ на территорию собора ограничат из-за наплыва верующих. Кроме того, решение Эрдогана негативно скажется на отношениях Турции с другими странами.
В 1934 году основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк, выступавший за секуляризацию общества, подписал декрет, в соответствии с которым зданию был присвоен статус музея. В 2010-е светский статус святой Софии оказался под вопросом. Премьер-министр а затем президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган многократно давал понять, что выступает за передачу здания верующим. Решающие события развернулись в 2020-м году, когда сначала Высший административный суд, а затем Госсовет Турецкой республики дали согласие на превращение Айя-Софии в мечеть. Архитектура, убранство Музей Айя-София — уникальный архитектурный комплекс, сохранивший элементы как христианской, так и мусульманской эпохи. Это здание почти тысячу лет оставалось самым большим культовым сооружением в христианском мире до постройки католического кафедрального собора в Севилье в начале XVI века. Его длина составляет 100 м, ширина — 69,5 м, высота купола — 55,6 м, его диаметр — 32 м. Собор стал самой дорогостоящей постройкой византийских императоров: на его возведение было потрачено около 130 т золота. Храм, сооруженный из мрамора и кирпича, пережил несколько землетрясений и пожаров, неоднократно восстанавливался и перестраивался.
Власти Стамбула уточнили правила входа в Айя-Софию
Мечеть Айя София была мечетью, ещё раз это подчеркнём, на протяжении более полутысячи лет! Реставрационные работы с целью усиления сейсмоустойчивости начались в мечети Айя-Софии в Стамбуле, вход для верующих и туристов не ограничен, передает телеканал Habert?rk. Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле для иностранных туристов с 15 января будет стоить 25 евро, сообщил Минкульт Турции.
Материалы рубрики
- Вход в Айя-Софию в Стамбуле теперь станет платным
- Айя-София не закроется во время реставрации
- Читайте ещё
- Собор Айя-София в Стамбуле: тайны, мистика, история, советы туристу
- Похожие новости
- "Россия может объявить Святую Софию в Стамбуле своей реликвией"
Платно или бесплатно — плевать: дело не в этом. Что я думаю о новостях про стамбульскую Айя-Софию
Больше того, параллель находится и в исламе — там Божественное знание олицетворяется Хранимой скрижалью, выступающей источником всех священных писаний, в которой записаны все события прошлого, настоящего и будущего. Большая часть других соборов Святой Софии, кстати, также посвящена именно Премудрости Божьей. Примечательно, что и три предыдущих христианских храма, построенных на этом месте в VI—V вв. Константинопольский же собор после превращения в мечеть сохранил свое название: по-турецки он назывался и называется Ayasofya. Фотохромное изображение мечети Айя-София, сделанное неизвестным фотографом в 1897-м году Источник: Wikimedia Commons Шедевр за пять лет и десять месяцев Собор Парижской Богоматери строился 182 года 1163—1345 , собор Святого Петра в Риме — 120 лет 1506—1626 , Исаакиевский сбор в Санкт-Петербурге — 40 лет 1818—1858. Святую Софию Константинопольскую построили за пять лет и десять месяцев силами 10 тысяч рабочих. Строительство началось весной 532 года, спустя 40 дней после того, как жители города, поднявшие восстание «Ника» крупнейшее в истории города — при подавлении было убито около 35 тысяч человек , сожгли вместе со значительной частью Константинополя предыдущую базилику Святой Софии. Ту построили 117 годами ранее по приказу императора Феодосия II — на месте погибшей в огне пожара предыдущей церкви с тем же посвящением.
Примечательно, что первый христианский храм Святой Софии был возведен на этом месте еще в 337 году по приказу императора Константина Великого и простоял до 404-го, пока не погиб — вы легко догадаетесь! Тогда в Константинополе уже правил Феодосий II, на счету которого, таким образом, две Святых Софии — 404-го и 415-го годов. Но ныне существующая, выстроенная императором Юстинианом, намного превзошла их все. Достаточно сказать, что Юстиниан, задумавший новый храм как визитную карточку столицы и памятник своего правления, присоединил к бывшей рыночной площади, на которой стояли три первые Софии, несколько окрестных, выкупленных у владельцев участков и снес все имевшиеся на них постройки. Строительство он поручил Исидору Милетскому и Антемию Тралльскому, построившим несколькими годами ранее рядом с домом, где Юстиниан жил в юности, церковь Сергия и Вакха, в которой очень любил бывать император с семейством. Некоторые специалисты считают, что церковь Сергия и Вакха, одна из старейших сохранившихся в Стамбуле и тоже ставшая мечетью спустя полвека после падения Византии, послужила прообразом для Святой Софии Юстиниана.
Турецкие власти обещают сохранить христианские мозаики, каким именно способом, не уточняется, но вариантов не много: мозаики можно завесить тканью, но тогда они станут недоступны для предполагаемых туристов, либо мозаики снимут, поместят на гипсовые подставки и выставят в одном музеев, после чего они, разумеется, не произведут того же эффекта, как находясь внутри. Также в администрации президента Турции отметили, что открытие Айя-Софии для молитв не изменит того факта, что собор — один из объектов мирового культурного наследия в Список всемирного наследия ЮНЕСКО здание музея было включено в 1985 году , и что его смогут посещать все желающие.
Румельская крепость Турция, была важным стратегическим объектом во времена правления Османской империи. Расположен на берегах залива Босфор, который соединяет город множеством мостов. Стамбул единственный город в мире, который находится на двух континентах Европы и Азии.
Была построена в 1459 году архитектором Атиком Синаном но была разрушена в результате землетрясения в 1766 году. Через некоторое время мечеть заново построил архитектор Узун Хусейн Эфенди в 1798-1800 г. Парк расположен на красивейшем европейском побережье залива Босфор в городе Стамбул. Стамбул крупный многомиллионный город Турции, торговый и культурный центр страны, крупный портовый город.
Отель Драгос, элитный четырех звездочный отель в центре города Стамбул.
Больше по теме Вот уже несколько дней говорят о том, что в Стамбуле грядут перемены. Туристического масштаба, правда: с 15 января 2024 года вход в собор Святой Софии она же Айя-София обещают сделать платным. Туристы, разумеется, заранее недовольны, и их можно понять. Однако тут даже не двойное, тут тройное дно! Поскольку Стамбул — один из моих любимых городов, не задуматься об этом я не могла.
Подумала-подумала и поняла: а ведь мне плевать, платный или бесплатный вход в Айя-Софию, Нотр-Дам де Пари, Успенский собор Московского Кремля и ещё много куда. Я через два часа забуду, платила ли на входе. Дело не в этом. И некорректно сравнивать его с другими: мол, а вот в Италии некоторые церкви платные, а вот где-то ещё мечети бесплатные... Тут всё сложнее. Предыстория в том, что до 2020 года Айя-София была музеем.
Кстати, одним из самых дорогих музеев Стамбула.