В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он написал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или наконец даже не вправе быть человеком настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе.
Музей Достоевского отпразднует 202 года со дня рождения писателя
Федор Михайлович Достоевский был не только гениальным писателем, но и разносторонней личностью, которая заслуживает внимания – Самые лучшие и интересные новости по теме: Достоевский, интересно, факты на развлекательном портале В ноябре 2021 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя Федора Достоевского. Признав Достоевского великим писателем, основоположник психоанализа большую часть своей статьи «Достоевский и отцеубийство» (1928) посвятил рассмотрению других сторон его «богатой личности» и смог «из ограниченной информации сделать немало оригинальных и в. Федор Достоевский — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Откуда черпал вдохновение Достоевский, книги которого до сих пор потрясают сознание читателей, ответит биография писателя, в которой немало интригующих поворотов. 146 лет назад, 7 июля 1878г. великий русский писатель Фёдор Достоевский впервые посетил Оптину пустынь, где его встреча с преподобным старцем Амвросием подвела итог многолетним духовным и творческим исканиям писателя.
Достоевский Федор Михайлович
Фёдор Михайлович Достоевский — чем известен, биография, библиография и творческое наследие — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Несмотря на информацию книжного сервиса «ЛитРес» о невероятном взлёте продаж книг Фёдора Достоевского, его романы, по данным сервиса MyBook, наравне с произведениями Льва Толстого лидируют в числе непрочитанных. Удивительно, но еще для прижизненной критики Достоевский часто оказывался трудноразрешимой проблемой.
10 фактов из жизни Федора Достоевского
В конце года писатель переехал в Петербург. В 1861 году он вместе с братом Михаилом основывает журналы "Время" и "Эпоха", где печатает романы "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома", "Записки из подполья". В 1864 году скончались жена и брат Достоевского. Писатель продолжает издавать "Эпоху", принимая на себя долги умершего брата. Игрок В 1866 году был написан его знаменитый роман "Преступление и наказание", ставший одним из величайших произведений мировой литературы.
Этот роман вызвал бурю восторгов и негодования. Но шумный успех не изменил тяжелого материального положения автора будучи еще в 1862 году первый раз на лечении в Германии, писатель увлекся игрой в рулетку. Достоевский уезжает за границу со своей второй супругой, Анной Сниткиной, где проведет четыре года. В этот период произошло много событий в их жизни.
За границей Достоевский еще больше пристрастился к рулетке. Это была настоящая болезнь. Все тонкости этой игры и психологию игрока Достоевский опишет в романе "Игрок". На вершине творчества В 1871 году чета Достоевских возвращается в Петербург.
Наступает относительно спокойный и благополучный период жизни писателя. Благодаря деловитости его супруги материальное положение семьи улучшается. Достоевский становится издателем собственных книг, они начинают приносить доход.
Долгое время заключённые были совершенно лишены каких-либо связей с внешним миром, только в июле им разрешили переписку с родными, получение книг и журналов. Военный суд шёл при закрытых дверях. Приговор военно-судной комиссии гласил: «…отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, — лишить … чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием». Над приговорёнными переломили шпагу, а затем последовала приостановка казни и помилование. По резолюции Николая I Достоевскому казнь была заменена 4-летней каторгой и последующей сдачей в солдаты. Ночью 24 декабря Достоевский был отправлен из Петербурга в Сибирь. Достоевский в Сибири Во время короткого пребывания в Тобольске с 9 по 20 января 1850 года на пути к месту каторги жёны сосланных декабристов Ж.
Муравьева, П. Анненкова и Н. Фонвизина устроили встречу писателя с другими этапируемыми петрашевцами и через капитана Смолькова передали каждому Евангелие с незаметно вклеенными в переплет деньгами 10 руб. Свой экземпляр Евангелия Достоевский хранил всю жизнь как реликвию. А вскоре перед ехавшими открылась большая площадь — эспланада Омской крепости. Кругом вдали виднелись городские постройки, посреди площади — старая городская роща с кривыми, редко разбросанными березами и небольшим, занесённым снегом вокзалом. Тройки повернули к земляной второклассной крепости», — писал омский краевед А. Источник: wikipedia. Острог стоял на краю крепости и расположен был в её Степном бастионе.
Далеко не всегда такие дополнительные психологические черты — это плохо. Более того, акцентуацию при благоприятно сложившихся обстоятельствах можно расценивать как удачу, «изюминку» человека, выделяющую его на фоне других в каком-то определенном виде деятельности. При этом в менее подходящей среде она способна сделать своего обладателя крайне уязвимым. Немецкий психиатр Карл Леонгард, впервые употребивший термин, писал: «Именно произведения Достоевского больше всего и лучше всего снабжают специалиста информацией о том, что собой представляют акцентуированные личности». Почему Достоевскому так хорошо удавались эти портреты? Все ли можно списать на болезнь писателя? Широкий спектр образов, которые мы наблюдаем в произведениях, невозможно втиснуть в эпилептические рамки. Так что самонаблюдением и точностью описания собственных переживаний художественный дар далеко не исчерпывается. Обратившись к некоторым особенностям биографии Федора Михайловича, мы увидим, что интересовали его душевные недуги не на шутку и вне связи с собственной болезнью. Как болезнь порождала религии, формировала литературу и двигала науку Как пил: Федор Михайлович Достоевский не отказывался от алкоголя полностью, но пил нечасто и понемногу. В воспоминаниях его жена Анна Григорьевна замечала: «Пил красное вино, рюмку водки и перед сладким полрюмки коньяку» — имея в виду, что лишь эти напитки и только совсем немного он при случае мог выпить. Знакомые замечали его необычные привычки, связанные с алкоголем. Сотрудник типографии, где издавался редактируемый писателем журнал «Гражданин», опубликовал книгу «Федор Михайлович Достоевский в воспоминаниях типографского наборщика в 1872—1881 гг. Он говорил мне, что это самое здоровое употребление водки».
На колокольне Владимирской церкви загудел колокол, и почти вслед за первым ударом рядом с нами раздалось торжественное «Святый Боже»: пел университетский хор, подкрепленный десятками голосов из окружающей, движущейся толпы». Критик Николай Страхов говорил, что похороны Достоевского были масштабнейшим явлением, и приводил в доказательство следующие цифры: в погребальной процессии, при выносе тела писателя из квартиры в Кузнечном переулке в церковь Сошествия Святого Духа в Александро-Невской лавре, насчитывалось 67 венков. То есть 67 различных учреждений и обществ пожелали почтить память Фёдора Михайловича. Пели 15 хоров певчих, а это значит, что 15 различных организаций и ведомств решили участвовать в похоронах писателя. Удивительно, что всё это обширное шествие образовалось молниеносно, без приготовлений, так как смерть Достоевского стала для всех неожиданностью. Известно также, что во многих церквях и учебных заведениях Петербурга служились панихиды по умершему писателю по собственному желанию преподавателей и духовных лиц. Весь Невский проспект был заполнен народом. Это была величественная картина, процессия растянулась на огромное расстояние, более чем на версту, то есть около полутора километра. Чтобы проводить писателя на кладбище Александро-Невской лавры собралась более чем десятитысячная толпа из разных слоёв общества. Гроб с телом Достоевского всю дорогу несли на плечах почитатели его творчества. Михаил Александров приводит случай о том, как простой люд удивлялся этому грандиозному шествию и интересовался, кого хоронят с такими почестями. Когда же узнали, что это не какой-нибудь генерал или начальник, а писатель, то был сделан такой вывод: — Стало быть, книги хорошие сочинил, — заключал свои расспросы уяснивший наконец себе простолюдин, что такое писатель, сочинитель. Процессия уже приближалась к Лавре, а толпа все росла. В большинстве учебных заведений отменили занятия: все учащиеся и воспитанники колоннами шли к Невскому и присоединялись к провожающим. Только к двум часам всем удалось дойти до места назначения, поэтому отпевание пришлось отложить на следующий день. Вечером толпа почитателей уменьшилась, чтобы явиться на следующий день на отпевание и погребение. Уже рано утром такое огромное количество людей заполнило Александро-Невскую лавру, что постоянно прибывающий поток пришлось контролировать полиции. Дочь Фёдора Достоевского вспоминала, как её вместе с матерью не хотели пропускать за главные ворота — полицейский преградил им путь: — Больше не пропускают! Довольно лжи! Я никого больше не пропущу!
В интернете
Чувства человека, ожидающего неминуемой смерти, он пронзительно описал в романе «Идиот». Достоевский был не лучшим мужем: у писателя была любовница Аполлинария Суслова, и все об этом знали. Она печаталась в журнале, принадлежащем Достоевскому, и сопровождала его в заграничных поездках. Аполлинария постоянно требовала, чтобы он развелся со своей женой Марией Дмитриевной. Когда та умерла от туберкулеза, писатель предложил Аполлинарии выйти за него замуж, но девушка отказалась. В дальнейшем Достоевский вспоминал бывшую любовницу как инфернальную женщину. У Достоевского были непростые отношения с другими писателями.
Когда Федор Михайлович опубликовал свой первый роман «Бедные люди», литературный Петербург принял его с распростертыми объятиями. Виссарион Белинский пригласил его в свой кружок, а поэт Николай Некрасов прозвал «новым Гоголем» и напечатал его роман в своем журнале. Однако позже поэт резко изменил отношение: он вместе со своим другом Иваном Тургеневым писал на Достоевского колкие эпиграммы и распускал о нем нелицеприятные слухи. Впрочем, деловым отношениям писателей это как будто бы и не мешало. Тургенев публиковал свои произведения в журнале у Достоевского, а тот, в свою очередь, нередко занимал у Ивана Сергеевича деньги. С Николаем Гоголем Достоевского роднили не только творческий подход и заинтересованность социальными проблемами, но и методы борьбы со своими ошибками.
Некрасов вынес скандальный приговор: Достоевский «вышел весь», ему больше ничего не написать. Возвращение в столицу, приобщение к культурной жизни, возобновление прежних и установление новых литературных знакомств пробудили в Достоевском интерес к острым общественным дискуссиям, злободневным темам. Елена Самокиш-Судковская. Иллюстрация к роману Фёдора Достоевского «Униженные и оскорблённые». Российская государственная библиотека. Достоевский и его брат Михаил задумали издавать журнал и иметь при нём кружок единомышленников. Журналы «Время» 1861—1863 и «Эпоха» 1864—1865 , сотрудниками которых стали критики Н. Страхов и А. Григорьев , дали трибуну Достоевскому как романисту, публицисту, полемисту.
В журнале «Время» был опубликован роман «Униженные и оскорблённые» 1861 , утверждающий отказ от личной гордыни, христианское смирение и самоотречение во имя любви к ближнему. Роман связал раннее творчество Достоевского с сюжетами поздних произведений, а его название стало символом гуманистического таланта писателя. Огромный успех имели «Записки из Мёртвого дома» 1861—1862 , отразившие впечатления Достоевского от четырёхлетнего пребывания на каторге. В воссозданной широкой панораме типов и характеров каторжан преломились размышления писателя о тайнах человеческой души, о присущих ей стремлении к страданию, способности как к глубокому падению, так и к нравственному преображению, о свободе как основе человеческой личности, а также о трагическом отчуждении русского образованного сословия от основной массы народа, его идеалов. Крах социалистических иллюзий, пережитый Достоевским, обострил его восприимчивость к человеческому страданию, усилил напряжённый поиск социальной справедливости. Суть перемен писатель формулировал как возврат к народным истокам, как узнавание русской души. На страницах журнала Достоевский выступил идеологом почвенничества. Скептически относясь к революционным путям преобразования России, он ратовал за мирное сотрудничество власти, интеллигенции, православной церкви и народа, пытался обосновать особый исторический путь развития России, который даст ей шанс избежать революционных потрясений и крайностей капитализма. В «Ряде статей о русской литературе» 1861 Достоевский, полемизируя с революционно-демократической программой Н.
Чернышевского и Н. Добролюбова , отстаивал социальную ценность искусства, выступал как против искусства для искусства , так и против утилитаризма в эстетике. В «Зимних заметках о летних впечатлениях» 1863 остро критиковал лицемерие, фальшь и буржуазный порядок Западной Европы, в которой невозможно преобразование общества на братских, христианских началах; осуществить его, считал он, можно лишь в России, где народ, несмотря на вековое рабство, сохранил в душе нравственный идеал. Прелюдией к поздним романам Достоевского стала повесть «Записки из подполья» 1864 , утверждавшая идеи безграничной свободы как высшей ценности человеческой личности и иррациональной, «подпольной» основы сознания. В саморазоблачительных признаниях героя-парадоксалиста, «первого героя-идеолога в творчестве Достоевского» М. Бахтин , сочетавшего в себе черты романтика и циника, психологию социально униженного, бедного чиновника с демонизмом и эгоистическими амбициями «лишнего человека» , выразился протест писателя против разделявшегося социалистами убеждения о возможности познания законов человеческой природы и управления ими. Летом 1862 г. Достоевский впервые отправился в заграничное путешествие, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию; в Лондоне познакомился с А. В 1863 г.
Сусловой, драматические отношения с которой 1861—1866 найдут отражение в его произведениях. За границей началось «игорное десятилетие» Достоевского 1862—1871 : рулетка захватила его целиком. В 1864 г. В основе сюжета печатавшегося в журнале «Русский вестник» романа «Преступление и наказание» 1866 — «психологический отчёт одного преступления»: трагедия Родиона Раскольникова, дерзнувшего утвердить свою индивидуальность «без Бога», пролить кровь «по совести» и стать «властелином судьбы». Сострадание к беднякам парадоксально переплетается у него с презрением к ним, а мечта об искоренении зла неразрывно связана с анархической злобой и мстительностью. Социальный бунт и уголовное преступление героя, замешанные на индивидуализме и аморализме, приводят его к отъединённости от людей, и возвращение к ним становится возможным лишь через раскаяние, страдание и веру. Роман стал ответом Достоевского демократической литературе, изображавшей нигилистов и мечтателей как общественных борцов, и был воспринят радикальной печатью как выпад против передового студенчества и разночинной молодёжи. Увлечение игрой, впечатления от знакомства с Западной Европой, эпизоды любовной истории с А. Сусловой запечатлены в романе «Игрок» 1866.
В целях ускорения работы над ним Достоевский пригласил стенографистку А. Сниткину, которая зимой 1867 г. Новая женитьба принесла писателю семейное счастье, которого он был лишён в первом браке. С весны 1867 г. В 1868 г. В первые годы за границей Достоевский работал над романом «Идиот» 1868 , идея которого, по его словам, состояла в изображении «положительно прекрасного человека». Главный герой романа — князь Лев Николаевич Мышкин в черновиках «Князь Христос» , наделённый целомудрием, кротостью, детской добротой, но слабый и беспомощный, оказывается не в состоянии спасти падшие души, возродить поруганную красоту: под удар поставлена сама идея спасительной христианской любви.
О проекте История В дни престольного праздника Иоанно-Предтеченского скита, с 12 по 14 июля 2024 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла состоится III Духовно-просветительский проект «Дни Достоевского в Оптиной пустыни 2024», успешное начало которому было положено в 2022 году.
Цель В условиях сегодняшнего дня видится особо важным говорить о непреложных ценностях и смыслах, которые заложены в произведениях великого писателя, в которых он раскрывает свое видение служения России и православной вере, российскому обществу, пути духовного возрождения нации, будущее Русского мира. Задача проекта - помочь обществу, особенно молодежи, найти ответ на все без исключения вопросы современности — о вере, смыслах жизни, служении Отечеству, семье, долге и чести через призму творчества великого Русского писателя, раскрывшего глубокий смысл в своих романах, дневниках, переписках с друзьями полтора века назад. Формат Формат проекта - многофункциональное культурное пространство, включающее современные сценические комплексы, мобильную ТВ студию, кинотеатр под открытым небом.
Взошедший на престол наследник, государь Александр III признал проект Лорис-Меликова «преступным»: «Слава богу, этот преступный и спешный шаг к Конституции не был сделан и весь этот фантастический проект был отвергнут в Совете Министров весьма незначительным меньшинством». Министра внутренних дел ждали скорая отставка и опала. Естественно, резко изменившиеся после тяжёлой каторги и ссылки взгляды Достоевского, нашедшие отражение в творчестве, не могли не сказаться на отношении царской власти к великому русскому писателю, всё свидетельствовало о чрезвычайном уважении к нему и столь же взаимного отношения Достоевского к монархии. В книге своих воспоминаний Анна Григорьевна Достоевская даёт понять, что писатель не пережил бы покушения на государя-императора. Возможно, что муж мой и мог бы оправиться на некоторое время, но его выздоровление было бы непродолжительно: известие о злодействе 1 марта, несомненно, сильно потрясло бы Фёдора Михайловича, боготворившего царя — освободителя крестьян; едва зажившая артерия вновь порвалась бы, и он бы скончался».
Мудрость мыслителя, признавшего народ «главным корнем» жизни, а крестьянский вопрос — самым насущным и самым грозным, у Достоевского причудливо сочеталась с наивной верой в царя… В толпе провожающих постоянно цитировали высказывания писателя, читались стихи, порой звучали совсем радикальные призывы и лозунги. Присутствовавшая на похоронах писательница-мемуаристка Екатерина Леткова-Султанова вспоминала: «Одну минуту на Владимирской площади произошёл какой-то переполох. Прискакали жандармы, кого-то окружили, что-то отобрали. Молодёжь сейчас же потушила этот шум и безмолвно отдала арестантские кандалы, которые хотела нести за Достоевским и тем отдать ему долг как пострадавшему за политические убеждения». Говорят также, что петербургские женские курсы хотели вместо венков нести на подушках цепи, в память того, что Достоевский когда-то был закован в кандалы. Однако министр внутренних дел и шеф жандармов не был беспечным человеком. Никак не собираясь сдерживать огромное шествие, у него тем не менее справедливо имелись опасения возникновения эксцессов, которые могли бы иметь далеко идущие последствия. Лорис-Меликов счёл необходимым «случайно» устроить на Казачьем плацу, рядом с Александро-Невской лаврой «ученье казачьим войскам,— и они были всё время в боевой готовности».
Процессию изобразил художник Василий Порфирьев 1853 — нач. Порфирьев был первый, кто иллюстрировал Достоевского, в частности роман «Преступление и наказание». Опубликованный в февральском выпуске журнала за 1881 год, рисунок к этому произведению был связан с известием о смерти Достоевского, хотя публикация его планировалась ещё при жизни писателя. По мнению Достоевского, представленный эскиз к роману был «весьма не дурён». Очевидно, писатель сразу оценил читательскую проницательность и мастерство рисовальщика. И вот теперь Порфирьеву было суждено запечатлеть последний земной путь писателя. Рисунок этот ныне стал хрестоматийным. К сожалению, о судьбе графика и живописца, рисовавшего также карикатуры, сведений почти не сохранилось.
Только в четвёртом часу дня процессия дошла до ворот Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, и в ворота были впущены только люди, нёсшие венки, и представители разных учреждений. Из-за позднего времени и наступивших сумерек отпевание и погребение перенесли на следующий день. В церковь, где отпевали Достоевского, попасть было невозможно. Духа была удивительно красива во время заупокойной обедни, — вспоминал Николай Страхов. Теснота была большая, но, несмотря на то, тишина была вполне благоговейная». Служба и отпевание продолжались очень долго. В церкви было сказано несколько речей. Приходили молиться интеллигенты, разночинцы, студенты, дамы, священники, офицеры.
Когда начали выносить, гроб пришлось передавать буквально по головам. То есть гроб двигался, а люди стояли. Аллеи были запружены, люди взбирались на памятники и деревья, цеплялись за решётки. Каменная ограда, отделяющая старое Тихвинское кладбище — всё было усеяно пришедшими отдать последний долг писателю.
1 июля: День Достоевского в Санкт-Петербурге
Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве в Мариинской больнице для бедных Московского воспитательного дома. Сегодня исполняется ровно 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского — русского Данте, пророка и вдохновителя Скорсезе. Мать Достоевского, Мария Фёдоровна (из купеческого звания; урождённая Нечаева, 1800–1837), была натурой поэтической и религиозной.
Достоевский был в Перми — правда или легенда? Рассказывает историк
В своём выступлении «Достоевский: идеолог, писатель, публицист» она рассмотрела фундаментальные вопросы, поставленные в творчестве Достоевского. Судьба первого романа Достоевского оказалась более счастливой: его рукописный вариант сосед по коммуналке – литератор Дмитрий Григорович – передал Николаю Некрасову. Мать Достоевского, Мария Федоровна, была дочерью купца 3-й гильдии, который после нашествия Наполеона лишился состоянии. Сегодня, 11 ноября, исполнилось 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского, русского писателя, публициста и философа.
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях
Как годы в Казахстане изменили мнение Достоевского о степи Источник: ru. Из неполных 60 лет, что прожил писатель, почти пять с половиной приходятся на годы жизни в Семипалатинске сейчас Семей. Здесь в память о мировом классике 50 лет назад открыли музей его имени, который успешно продолжает свою работу по сей день. В день юбилея Федора Михайловича Sputnik Казахстан предлагает совершить видеоэкскурсию по уникальному музейно-мемориальному комплексу и окунуться в удивительный мир одного из главных писателей XIX века. Отметим, что музей в Семее - это единственный музей Достоевского за пределами России. Годы жизни в Семипалатинске были непростыми, писатель приехал сюда в качестве ссыльного после омской каторги. Однако спустя время Достоевский стал осваиваться в городе, заводить знакомства с другими ссыльными и с местными жителями. Семипалатинск стал местом, где писатель встретил свою первую супругу Марию Исаеву.
Здесь же он продолжил более тесное общение, которое переросло в дружбу, с первым казахским ученым Шоканом Валихановым. У него были разносторонние интересы: раз он попал в это окружение, в это общество, просил прислать ему Коран", - поделилась в беседе с корреспондентом Sputnik Казахстан экскурсовод музея Достоевского в Семее Татьяна Титаева. За время пребывания в Казахстане Федор Достоевский изменил свое отношение к степи. Если ранее в своих произведениях он видел в ней угрозу и гибель, то после жизни в Семипалатинске стал величать "Степь" — с заглавной буквы, ассоциировать ее со свободой духа и творчества. Особое внимание почитателей творчества писателя привлекает двухэтажный дом, в котором жил Достоевский со своей супругой в Семипалатинске. Здесь же Достоевский принимал дорогого гостя — Шокана Валиханова. Зазвучал по-узбекски: в Ташкенте издана книга с изречениями Достоевского Источник: uz.
Книга издана на узбекском языке к 200-летию со дня рождения русского писателя.
Одна моя читающая одноклассница уговаривала прочитать, соответственно я и настроилась позитивно. Но когда все начали спрашивать: "что ты сейчас читаешь? А теперь хочу сказать: читалось на одном дыхании. Меня захватил вихрь мыслей, событий, чувств. О каждом персонаже тут можно отдельно роман написать Что же больше всего меня поразило, дак это психология.
В Брестской области Белоруссии сохранилось село Достоево [12]. Предком Данилы Ивановича Ртищева, по мнению исследователей, являлся упоминаемый в исторических источниках татарин Аслан-Челеби-мурза , который ещё в 1389 году покинул Золотую Орду и был крещён в православие московским князем Дмитрием Донским. Сына этого татарина прозвали Широким Ртом, а его потомки стали Ртищевыми. Герб Ртищевых, на котором были изображены полумесяц, шестиугольная звезда и пара вооружённых татар, указывает на неправославное происхождение рода [13] [12]. Окончательно фамилия «Достоевский» закрепилась за внуками Данилы Ивановича, потомки которых со временем становятся типичной служилой шляхтой [14] [15].
Пинская ветвь Достоевских на протяжении почти двух веков упоминалась в различных документах, но со временем интегрировалась польско-литовским государством , утратив дворянство [16] [17]. В это же время резко сократилось количество упоминаний фамилии в исторических документах [17]. Исследователи не обнаружили однозначной связи писателя с основателем рода Данилой Иртищевым [18] [19]. Для преодоления генеалогического разрыва в несколько поколений исследователи использовали метод реконструкции [20]. Даже о деде писателя, Андрее Григорьевиче Достоевском, нет точных данных.
Известно, что он родился около 1756 года на Волыни в семье мелкопоместного шляхтича. В 1775 году вместе с отцом и братьями перебрался в Брацлавское воеводство , которое после второго раздела Речи Посполитой вошло в состав Российской империи. С 1782 года Андрей Достоевский был священником в селе Войтовцы [21]. Согласно обнаруженным документам, Михаил Достоевский родился в 1789 году в селе Войтовцы [22] , в 1802 году поступил в духовную семинарию при Шаргородском Николаевском монастыре [23]. В августе 1809 года Александр I издал указ об определении в Императорскую медико-хирургическую академию дополнительно 120 человек из духовных академий и семинарий [24].
Михаил Достоевский успешно сдал экзамены и 14 октября 1809 года вступил в число казённых воспитанников по медицинской части в московское отделение академии [25]. Во время Отечественной войны 1812 года студент 4-го класса Достоевский сначала был командирован «для пользования больных и раненых» [26] , а позже боролся с эпидемией тифа [27]. В апреле 1818 года Михаил Достоевский был переведён ординатором в военный госпиталь в Москве [28] , где вскоре через коллегу познакомился с Марией Нечаевой, дочерью купца 3-й гильдии Фёдора Тимофеевича Нечаева, происходившего из старых посадских города Боровска Калужской губернии [29]. Торговля Нечаева в суконном ряду процветала до нашествия Наполеона , после которого купец лишился практически всего своего состояния [30]. Старшая сестра Марии, Александра, бывшая замужем за богатым первостатейным купцом 1-й гильдии Александром Куманиным, впоследствии принимала участие в судьбе писателя [31].
В конце 1820 года, после рождения первого сына Михаила, Достоевский уволился с военной службы и с 1821 года перешёл работать в Мариинскую больницу для бедных [33] , несмотря на её скромные оклады, которые даже по официальным признаниям «не вознаграждают достаточно трудов их и не соответствуют необходимым надобностям каждого в содержании себя и своего семейства» [34]. Главным правилом заведения устанавливалось, что «бедность есть первое право» получить в ней помощь в любое время суток [35]. Переселяясь на Божедомку , Достоевские уже ожидали прибавления семейства к концу осени [36]. Московское детство Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве на улице Новая Божедомка в правом флигеле Мариинской больницы для бедных Московского воспитательного дома. В «Книге для записи рождений…» церкви Петра и Павла при больнице осталась запись: « Родился младенец, в доме больницы бедных, у штаб-лекаря Михаила Андреича Достоевского, — сын Фёдор.
Молитвовал священник Василий Ильин » [36] [37]. Имя Фёдор было выбрано, по мнению биографов, по имени деда по матери — купца Фёдора Тимофеевича Нечаева [36] [38]. С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей…», — вспоминал спустя полвека Фёдор Михайлович [36]. В семье Достоевских строго соблюдались патриархальные обычаи [36]. Домашний порядок подчинялся службе отца.
В шесть часов Михаил Достоевский просыпался, проводил утренний обход в больнице, объезжал пациентов по домам. После двенадцати был обед с семьёй, отдых и снова приём в больнице. Подобное препровождение времени повторялось ежедневно», — вспоминал Фёдор Михайлович [39]. Самые ранние воспоминания писателя относятся к 1823—1824 годам. По свидетельству первого биографа Достоевского Ореста Фёдоровича Миллера , таким воспоминанием как раз стала молитва перед сном перед образами в гостиной при гостях [40] [41].
После рождения в конце 1822 года сестры Варвары няней в семье Достоевских становится Алёна Фроловна, о которой у будущего писателя остались самые лучшие воспоминания: «Всех она нас, детей, вырастила и выходила. Была она тогда лет сорока пяти, характера ясного, весёлого и всегда нам рассказывала такие славные сказки! В произведениях Достоевского няня упоминается в романе « Бесы » [42] [38]. После рождения в марте 1825 года Андрея семья перебирается в левый флигель больницы. Новая квартира, по воспоминаниям Андрея, состояла из двух комнат, передней и кухни.
Детской для старших детей служило «полутёмное помещение», отгороженная задняя часть передней [43] [41]. Из воспоминаний Андрея, в детстве Достоевские слушали сказки про « Жар-птицу », « Алёшу Поповича », « Синюю бороду », сказки « Тысячи и одной ночи » и другие [44] [45]. На Пасху смотрели Подновинские балаганы с « паяцами , клоунами, силачами, Петрушками и комедиантами». Летом устраивались семейные вечерние прогулки в Марьину рощу. По воскресеньям и праздникам Достоевские посещали обедни в больничной церкви, а летом мать с детьми ездила в Троице-Сергиеву лавру [46] [47].
Друзьями дома в основном были сослуживцы отца и их семьи: эконом Мариинской больницы Фёдор Антонович Маркус, семьи старшего лекаря Кузьмы Алексеевича Щировского и ординатора больницы Аркадия Алексеевича Альфонского. Позже многие из них появляются в произведениях и упоминаются в неосуществлённых замыслах писателя [49]. Начало обучения.
Ночью 24 декабря Достоевский был отправлен из Петербурга в Сибирь. Достоевский в Сибири Во время короткого пребывания в Тобольске с 9 по 20 января 1850 года на пути к месту каторги жёны сосланных декабристов Ж. Муравьева, П. Анненкова и Н. Фонвизина устроили встречу писателя с другими этапируемыми петрашевцами и через капитана Смолькова передали каждому Евангелие с незаметно вклеенными в переплет деньгами 10 руб. Свой экземпляр Евангелия Достоевский хранил всю жизнь как реликвию. А вскоре перед ехавшими открылась большая площадь — эспланада Омской крепости.
Кругом вдали виднелись городские постройки, посреди площади — старая городская роща с кривыми, редко разбросанными березами и небольшим, занесённым снегом вокзалом. Тройки повернули к земляной второклассной крепости», — писал омский краевед А. Источник: wikipedia. Острог стоял на краю крепости и расположен был в её Степном бастионе. Прибывших в острог петрашевцев Достоевского и Дурова отвели в кордегардию караульную , где им немедленно придали новое обличие арестантов. Достоевскому обрили голову, он был облачён в двухцветную куртку с жёлтым тузом на спине и покрыт мягкой бескозыркой. В таком виде он вступил в каторжный каземат. Как и все окружавшие его арестанты, Достоевский был закован в кандалы. Вместе со всеми заключёнными он ходил на работы.