Главная» Новости» Религиозный состав населения россии 2023 таблица. Сколько конфессий в России на 2023 год: полный обзор. Статистика верующих в России 2023 года: сколько верующих и как изменяется количество. Российское студенчество ждет подобие того эксперимента, который был проделан над школьниками, изучающими основы религиозных культур и духовно-нравственные традиции народов России. РИА Новости, 01.08.2023. Сколько конфессий в России на 2023 год: полный обзор. Перепись населения в России 2023 года выявила данные о национальном составе населения каждого региона.
Религиозные представления
- Отзывы и истории поездок
- Самые распространенные религии в России
- Что хотите найти?
- Назван процент верующих россиян: Общество: Россия:
- Религиозные представления
- Сколько конфессий в России на 2023 год: полный обзор
Какие религиозные течения есть в России. Инфографика
Протестантские вероисповедания в России Протестантские вероисповедания являются одной из наиболее распространенных христианских конфессий в России. Сколько в России верующих. В России насчитывается большое количество конфессий, представленных различными религиозными группами и течениями. В РФ действует св. 70 религ. конфессий. В целом, количество конфессий в России продолжает расти, отражая естественное развитие и изменение религиозного ландшафта в стране.
Религия в России
Это связано с изменением мировоззренческого положения людей, а также с ростом информационных технологий, которые позволяют получить доступ к различным религиозным учениям и практикам. Неохристианские конфессии обладают своими особенностями и учением, отличающимся от традиционных христианских церквей. Они часто объединяются в небольшие группы, но имеют своих верных последователей и прихожан. Неохристианские конфессии проповедуют уникальные религиозные убеждения и подходы к духовной практике. Такой рост числа неохристианских конфессий в России свидетельствует о постепенном изменении религиозной ландшафта страны. Неохристианские конфессии предлагают альтернативные пути познания духовного и привлекают в свои ряды молодежь и людей, ищущих новые формы выражения своей религиозности. Неохристианские конфессии в России представлены различными направлениями: новые виды христианства, синкретические религиозные системы, новые религиозные движения и т. Каждая из них имеет свою историю и свои особенности. Некоторые неохристианские конфессии проявляют большую активность в социальных проектах и образовательной деятельности. Изучение роста числа неохристианских конфессий в России представляет интерес для понимания изменений в религиозной ситуации в стране. Это явление отражает динамику развития вероисповеданий и позволяет проанализировать основные факторы, влияющие на религиозные предпочтения населения.
Таким образом, рост числа неохристианских конфессий отражает разнообразие религиозной жизни в России и имеет значительное значение для изучения этого явления в контексте современной общественно-религиозной ситуации.
Религии и конфессии современной России В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений об их религиозной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по социологическим опросам населения, согласно данных которых наибольший процент населения исповедует христианство. Христианство —это мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Православие - Христианское вероучение, сложившееся в Византии как восточно-христианская церковь, в отличие от возникшего на Западе католицизма. Центральный догмат православия — признание искупительного подвига Христа. Основной принцип православного богословия не допускает выдвижения новых вероучительных идей, которые не были бы подтверждены экзегезой толкованием Библии и высказываниями раннехристианских авторов Отцов церкви. Характерными чертами православия являются также представления о церкви как продолжающейся жизни Христа в людях и о церковных таинствах как реальном восприятии благодати Божьей. В эсхатологии ожидается второе пришествие Христа, которое будет не сокрытым, а очевидным для всех и которое ознаменует собою конец человеческой истории, конец времени и воскресение мертвых. Православная аскетика направлена не столько на уничтожение желаний, сколько на их преображение переориентацию на более возвышенные, духовные объекты.
Основной принцип православной сотериологии — синергия, то есть сотрудничество человеческих усилий и Божьей благодати. Получив изначальный опыт встречи с Богом, человек должен хранить свое сердце от грехов, которые могут его лишить радости богообщения и, в конечном итоге, жизни вечной. Католицизм - Христианское вероисповедание с церковной организацией, возглавляемой римским папой. Основой вероучения признается Священное Писание и Священное Предание. Правом толкования текста Библии наделяется только духовенство.
Эта практика, называемая раздачей индульгенций, подверглась ожесточенной критике со стороны православия и привела к расколу католицизма, появлению нового направления в христианстве — протестантизма. Протестантизм — христианское направление, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. Протестантизм возник в Европе в первой половине XVI века как отрицание и оппозиция средневековым институтам Римско-католической церкви в ходе Реформации.
Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде отвергая при этом католическое учение о чистилище. Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых. Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках. Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и обязательными к исполнению. Таким образом протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания Библии.
Как показывают данные опроса, католицизм и протестантизм развиты на территории России достаточно слабо. Многие из тех, кто считает себя атеистом, скептически относятся ко всем сверхъестественным существам, явлениям и силам, указывая на отсутствие эмпирических свидетельств их существования. Ислам - это монотеистическое религиозное направление, которое занимает по численности верующих второе место в мире после христианства.
Численность сторонников Российской православной церкви и членов российских приходов Русской православной церкви за границей остается весьма незначительной. По этнической принадлежности они в основном русские. После падения коммунистического режима из подполья вышла Истинно православная церковь. В настоящее время она не представляет собой единого целого и подразделяется на несколько групп, различающихся по своей юрисдикции и по отношению к Русской православной церкви. Наиболее крупные группы Истинно православной церкви — геннадиевская или поздеевская , исаакианская, лазаревская, группа епископа Казанского Гурия, группа схимитрополита Антония, Сибирская митрополия и др. Даже в общей своей совокупности численность приверженцев различных подразделений Истинно православной церкви очень невелика.
По этнической принадлежности большинство из них русские. Истинно православные христиане члены некоторых общин Истинно православной церкви, оставшихся в годы гонений на религию без священников никогда не представляли собой единого целого и всегда подразделялись на большое число самостоятельных групп: «правильный путь ко спасению», Основное звено Христа, федоровцы, стефановцы, массаловцы, самаряне, чердашники, аноховцы, «ревнители церкви», «козловское подполье», николаевцы, михайловцы, евлампиевцы, ерофеевцы, васильевцы, буевщина, липецкие истинно православные христиане, молчальники, седминцы и др. Многие из этих групп в настоящее время фактически распались. Большинство истинно православных христиан по национальности русские. Шесть православных приходов России, которые возглавил бывший ногинский священник Адриан Старина , запрещенный Русской православной церковью в служении за нарушение правил церковной жизни, объявили себя принадлежащими к т. Русской православной церкви Киевского патриархата. В Псковской и Воронежской областях, Краснодарском крае и некоторых других районах России живет небольшое число сторонников вышедшей в конце 19 в. В ряде районов России появились общины возникшей в 1985 секты — Церкви Божией Матери преображающейся т. Богородичного центра.
Старообрядчество и сектантство Гораздо раньше, чем все перечисленные церковные организации, от Русской православной церкви отделилось старообрядчество. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, св. Среди них резко преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и др. Старообрядчество никогда не было единым течением. Довольно рано старообрядцы разделились на поповцев имеющих священников и беспоповцев у которых институт священства отсутствует. В настоящее время старообрядцы-поповцы делятся на три основные группы: единоверцев, приверженцев Русской православной старообрядческой церкви Белокриницкая иерархия и сторонников Русской древлеправославной церкви. Единоверческая церковь малочисленна. Ее последователи есть в Москве и Московской обл. Русская православная старообрядческая церковь Белокриницкая иерархия — самая крупная организация старообрядцев-поповцев.
В Читинской области и Бурятии они образуют этнографическую группу русских, называемую семейскими. Беспоповское направление в настоящее время разделено на следующие основные группы: часовенное, поморское, федосеевское и спасово согласия, филипповский и страннический толки. Хотя духовным центром федосеевского согласия стала община при Преображенском кладбище в Москве, наиболее крупные группы федосеевцев находятся в других регионах: в Псковской, Новгородской, Кировской, Ульяновской и Тюменской областях, а также в Татарстане. Компактные группы спасовцев имеются в Саратовской области, их можно также встретить в Нижегородской, Владимирской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской и других областях, в Мордовии и Алтайском крае. Численность филипповцев очень незначительна. Единственная же община филипповцев сохранилась в городе Кимры Тверской области. Бегуны живут в основном в Томской области, есть они также в Кемеровской, Пермской, Ярославской и Саратовской и областях. Возникшие в 17 — 18 вв. Основные их группы — хлысты, скопцы, духоборцы и молокане.
Численность хлыстов весьма невелика. Они расселены главным образом в Тамбовской, Ростовской и Оренбургской областях, Краснодарском и Ставропольском краях. Скопцов в России еще меньше. Духоборцев в стране насчитывается 15 — 20 тыс. Молокан в России приблизительно 40 тыс. Среди духовных христиан резко преобладают русские.
Поиск по вопрос-ответу
- Фоторепортажи
- Левада-Центр : Религиозные представления
- Путин встретится с главами всех основных религиозных конфессий России
- Главные новости
- Российские конфессии станут зачетными
Владимир Путин провел встречу с представителями основных религиозных конфессий России
Президент РФ Владимир Путин проведёт совещание с членами правительства и встретится с руководителями основных религиозных конфессий России. Российское студенчество ждет подобие того эксперимента, который был проделан над школьниками, изучающими основы религиозных культур и духовно-нравственные традиции народов России. РИА Новости, 01.08.2023. Больше половины опрошенных сообщили, что они считают себя православными, восемь процентов исповедуют ислам, по одному проценту исповедуют другие религии или другие христианские конфессии.
Смотрите также:
- Путин встретится с главами всех основных религиозных конфессий России
- Прошу удалить мой номер
- В России с начала года появились 483 новые религиозные организации
- Назван процент верующих россиян: Общество: Россия:
- Что хотите найти?
- Какие конфессии зарегистрированы в России: nail23 — LiveJournal
Религиозный состав населения России
В России лютеране, равно как и представители других традиционных протестантских конфессий, появились в XVI веке. В России насчитывается большое количество конфессий, представленных различными религиозными группами и течениями. 80 фото. Сколько конфессий в России на 2023 год: полный обзор. Существует несколько различных христианских конфессий в России, таких как православие, протестантизм и католицизм.
В России с начала года появились 483 новые религиозные организации
Религия в России представлена основными мировыми конфессиями и их идеологическими ответвлениями. И поскольку в России всего проживает 145 млн человек, то очевидно, что как минимум одна из конфессий преувеличила свою «популярность»[12]. Главная» Новости» Российская федерация различных религиозных конфессий более.
Что хотите найти?
Основы культуры любого общества включают в себя религиозные начала. Постепенное разрастание религиозных течений приводит к тому, что на территории больших государств их становится очень много. Невозможно точно подсчитать количество существующих ответвлений от различных религий — учения, секты, конфессии появляются, как грибы после дождя. Самые крупные религиозные группы это: ислам, иудаизм, христианство, буддизм и индуизм. Численность их последователей по всему земному шару составляет порядка пяти миллиардов человек. Остальные объединения верующих имеют гораздо меньшую численность. Можно выделить следующие основные категории, в которых берут свое начало крупнейшие мировые религии: авраамическая ветвь, к которой принадлежат христианство, иудаизм и ислам последователи учения Авраама ; политеизм и язычество, подразумевающие поклонение многим богам, индуизм, буддизм, сикхизм, джайнизм.
Далее религиозные течения дробятся на подкатегории, например: в христианстве выделяются православие, католицизм и протестанство, в индуизме — шиваизм, смартизм, шактизм и вайшнавизм, в исламе — сунниты, шииты и хариджиты. Все эти течения имеют свои подразделы и последователей. Морально-этические и философские учения, языческие культы разных стран, религиозные секты — современный религиозный мир весьма многогранен, в нем присутствуют даже неординарные секты, такие как «Небесные врата», карго, раэлианство, шейкеры, пастафарианство. Последнее, кстати, одно из новых официально зарегистрированных конфессий, не имеющее отношения ни к одной известной мировой религии. Верховным божеством здесь является макаронный бог или монстр. На самом деле возникновение этого учения в 2005 году было некоей игрой в воображение на идею властей внедрить в курс школьного образования новую дисциплину, именуемую «разумный замысел».
Довольно новым религиозным течением можно считать неоязычество, которое базируется на старых политеистических культах, имеющих распространение на определенной территории.
В 1945 — 1947 в него вошли часть пятидесятников, а в 1965 — общины братских меннонитов. В 1992 Союз евангельских христиан-баптистов был преобразован в Федерацию союзов евангельских христиан-баптистов, одним из членов которой стал Союз евангельских христиан-баптистов России.
Продолжают действовать и Совет церквей евангельских христиан-баптистов, а также их независимые общины. Общая численность евангельских христиан-баптистов вместе с детьми , входящих в разные организации, составляет в России около 500 тыс. Среди них есть русские, немцы, украинцы и представители других национальностей.
В Российской Федерации представлено и сравнительно молодое возникшее в 1901 , но быстро увеличивающее ряды своих сторонников протестантское течение — пятидесятничество, подразделяющееся на ряд ветвей. Как и в большинстве других стран мира, в России основную массу последователей этого течения составляют пятидесятники двух благословений. К этой ветви пятидесятников относятся христиане веры евангельской и некоторые другие, более мелкие группы.
Общая численность всех пятидесятников в стране составляет около 300 тыс. В последние годы в России появились близкие к пятидесятничеству т. Некоторое распространение в стране получило и такое протестантское течение, как адвентизм.
Подавляющее большинство адвентистов в России, как и во всем мире, составляют адвентисты седьмого дня. В настоящее время их численность в стране составляет вместе с детьми 90 тыс. Адвентисты седьмого дня ведут очень активную деятельность по вовлечению новых членов.
Есть в стране и небольшая группа адвентистов-реформистов, отколовшихся от адвентистов седьмого дня в 20-х гг. Кроме перечисленных протестантских конфессий в России в последнее время стали действовать и ряд других: методисты, Армия спасения, англикане, квакеры, т. Международные церкви Христа «Бостонское движение» и пр.
Особое положение в протестантизме занимают разные группы т. Особенно интенсивной миссионерской деятельностью выделяются среди такого рода конфессий — свидетели Иеговы. В настоящее время их численность в стране составляет вместе с детьми более 50 тыс.
С начала 1990-х гг. Появились в стране и последователи Церкви объединения, или муниты мунисты. Эту церковь причисляют к так называемым тоталитарным сектам: в ней поддерживается железная дисциплина, имеет место беспрекословное подчинение установлениям основателя секты «преподобного Муна».
Небольшое число последователей имеют в России и такие группы маргинальных протестантов, как Христианская наука, полностью отвергающая существование материального мира, миссионерская группа «Семья», допускающая большую свободу сексуальных отношений между ее взрослыми членами, церковь «Семья детей Бога», признающая реинкарнацию. Монофизитство в Российской Федерации исповедуют последователи Армянской апостольской церкви, объединяющей большинство живущих в нашей стране армян. Самые многочисленные группы сторонников Армянской апостольской церкви армяно-григориан сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской обл.
Их общая численность составляет 450 тыс. Есть в России и небольшое число приверженцев несторианства. Это большинство ассирийцев, которые сконцентрированы главным образом в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону.
Буддизм В ряде районов России имеется также значительное число последователей буддизма около 900 тыс. Большинство из них — сторонники школы Гелугпа направления ваджраяна. Это верующие восточные буряты и буряты-хонгодоры, основная часть тувинцев, большинство верующих калмыков и сравнительно небольшая часть эвенков живущие в Бурятии.
В ряде крупных городов России активную миссионерскую работу вела маргинальная необуддийская секта тоталитарного характера АУМ Синрикё. После совершения ее приверженцами террористических актов в Японии деятельность АУМ Синрикё в России была запрещена, хотя нелегально секта продолжает свою деятельность. Действует у нас и метабуддийская секта Вонбулбгё т.
Иудаизм В России есть и последователи иудаизма — подавляющее большинство верующих евреев. Численность их определить нелегко. Еврейские религиозные организации, обычно относящие к иудаистам всех евреев, приводят на начало 1990-х гг.
Кроме того, в 1990-е гг.
Первый прецедент — создание управления по делам религий в Татарстане на основе преобразования профильного совета при каб. Запрет религиозных организаций Запрет на деятельность конкретных религиозных организаций в России может быть принят только на основании решения суда. Как правило, их относят к «экстремистским» или «террористическим. Под запретом 38 организаций. Большая часть из них, 27 — радикальные исламские течения. Храмы и церкви Основным духовным центром для русских людей исповедующих православную веру можно считать московский Храм Христа Спасителя восстановление завершилось в 1999 году, вместимость 10 тысяч человек.
Для мусульман, условно, главным можно считать Московскую Соборную Мечеть вмещает 10 верующих. Наиболее значимые древние православные храмы и монастыри действующие : Собор Софии в В.
Поводом к этому добавлению послужило то обстоятельство, что на Толедском соборе Испанской Церкви было решено присоединить к Церкви вестготов, которые исповедовали арианскую ересь. Так как основным пунктом арианской ереси было учение о неравенстве Сына и Отца, то, настаивая на полном равенстве Сына и Отца, испанские богословы на толедском соборе решили поставить и Сына в то же отношение к Святому Духу, в каком находится к Нему Отец, то есть сказали, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Сначала римские папы отказывались признать филиокве. Более того, епископ Рима даже приказал вырезать текст Никео-Цареградского Символа Веры на двух серебряных досках и установить эти доски при гробнице Апостолов Петра и Павла с надписью: «Я, Лев, положил эти доски по любви к православной вере и для охранения её». Многие современные христиане считают, что спор вокруг прибавления к Символу Веры одного слова тривиален, предмет для исследований профессиональных богословов и никак не влияет на нашу веру.
Как мы отметили вначале, христианство есть религия Святой Троицы. А вера в Святую Троицу имеет самое непосредственное отношение ко всем сторонам нашей духовной жизни. Для христиан догмат Святой Троицы есть не только вероучительная формула, но живой и непрерывно развивающийся христианский опыт. Всякое добавление или изменение в учении о Святой Троице нарушает правильность этого краеугольного догмата и меняет нашу веру. На чём же основывают римские католики филиокве — свой догмат об исхождении Св. Духа и от Сына? Католические богословы говорят, что сами слова Спасителя «Который от Отца исходит» — вовсе не исключают исхождения Св.
Духа и от Сына, напротив, даже содержат в себе эту мысль, так как Отец и Сын — едины по существу, и всё, что имеет Отец, имеет и Сын. Православная Церковь учит, что Отец, Сын и Св. Дух действительно едины по существу, но отличаются между собой как Лица; всё, что имеет Отец, имеет и Сын, имеет и Дух Святой, за исключением личных свойств. Если же мы допустим, что словами «от Отца исходит», предполагается исхождение Св. Духа и от Сына потому, что Сын един с Отцом по существу, то должны будем допустить, что и словами «от Отца рождается» — предполагается рождение Сына от Св. Духа, так как и Дух — един с Отцом по существу. Мало того, мы должны будем допустить, что Сын, рождаясь от Отца, рождается и от Самого Себя; и Дух Святой, исходя от Отца, исходит и от Самого Себя, так как Они — едины с Отцом по существу и притом все совечны.
Католики ссылаются на слова Спасителя: «Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину... Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам» Ин. Выражение «от Моего возьмёт» католики объясняют так: возьмёт от Моего существа, то есть от Меня исходит. Но, в действительности, это выражение означает только, что новый Наставник, Дух истины, не будет проповедовать какого-либо нового учения, отличного от учения Господа Иисуса Христа, а раскроет, утвердит и поможет верующим усвоить учение, возвещённое Спасителем. Римо-католики ссылаются ещё на то, что Ап. Но из связи слов в высказывании видно, что у Ап. Павла речь идёт не о вечной Ипостаси Св.
Духа, а о Его благодатных дарах, ниспосылаемых в сердца верующих; и так как все духовные дары приобретены для нас бесконечными заслугами Сына Божия, то поэтому и Дух Святой называется Духом Сына. Епископ Калист Уэр , видный английский православный богослов, хорошо знакомый с западным богословием, пишет: «Латинское тринитарное богословие уделяет больше внимания сущности Лиц Святой Троицы за счёт их свойств и, в результате, превратило Бога в некую отвлечённую идею. Он становится Существом отдалённым и неличным, бытие Которого можно доказать метафизическими доводами. В отличие от латинствующего Запада, Православный Восток меньше интересуется поисками философских доказательств бытия Божия. Православная Церковь учит своих чад не столько дискутировать о Божестве, сколько искать прямой и живой встречи с личным Богом. Православная Церковь утверждает, что добавление к Символу Веры Римско-католической Церкви «филиокве» — есть ересь. Оно вносит путаницу в учение о Лицах Пресвятой Троицы и нарушает хрупкий баланс между единством и различием Божества.
В латинском богословии единство Божества подчёркивается за счёт Его Троичности; Бог рассматривается больше в понятиях отвлечённой сущности, чем как конкретная личность» The Orthodox Church, стр. В западном церковном сознании Дух Святой подчинён Сыну Божию. Достаточно перелистать западные богословские тексты, чтобы убедиться в том, какое незначительное место католические богословы уделяют действию Святого Духа в мире, в Церкви и в жизни отдельных людей. Филиокве ставит Св. Духа в положение субординации Отцу и Сыну и искажает учение о Церкви на Западе об этом мы будем говорить отдельно. Всякое лжеучение о Святом Духе есть удар по догмату о Церкви. Из-за того, что в западной богословской мысли игнорировалось место Святого Духа в жизни Церкви и в замысле Божием о человеке, Церковь постепенно стала восприниматься как земной институт, устрояемый и управляемый по принципам мирской власти и юридического права.
Сверхдолжные дела По римско-католическому учению, сущность грехопадения заключается не столько в повреждении духовных и телесных сил, сколько в том, что человек оскорбил Бога, навлёк на себя Его праведный гнев и лишился первобытной праведности. Благодаря искуплению, совершенному Иисусом Христом, человеку возвращается первобытная праведность, и людям для оправдания и спасения остаётся только усвоить заслуги Спасителя и воспользоваться благодатью, подаваемой в таинствах. И так как естественные силы человека сохранились почти в неповреждённом состоянии, то он может сам через веру и, в особенности, через свои добрые дела заслуживать у Бога и приобретать себе право на получение наград от Бога и вечного блаженства. Таким образом, в католичестве дела превращаются в нечто само по себе ценное, в заслугу перед Богом; спасение человек ожидает получить не по милости Божией, а как должное за свои труды. В этом сказывается наследство древнего, языческого Рима, где все понятия и отношения основывались на чёрством, бездушном праве. С исключительно правовой, внешней, судебной точки зрения католик смотрит и на свои отношения к Богу. Добрые дела для него не есть плод известной настроенности души, не выражение любви ко Христу Ин.
По католическому учению, многие из угодников Божиих, особенно Пресвятая Дева Мария, стараясь осуществить в своей жизни не только закон Божий или заповеди praecepta , принесли божественному правосудию удовлетворение преизбыточное, сверхдолжное, совершили сверхдолжные добрые дела opera supererogationis. От них остаётся ещё известное количество как бы излишних, сверхдолжных добрых дел. Этот излишек образует собой так называемую сокровищницу сверхдолжных заслуг thresaurus meritorum , которая находится в полном, безусловном распоряжении папы. Кто не имеет столько своих собственных подвигов, сколько нужно для удовлетворения правды Божией за грехи его, тот может, по милости папы, воспользоваться сверхдолжными заслугами святых из церковной сокровищницы. Учение это было утверждено в 1343 г. Это нелепое и даже кощунственное учение объясняется исключительно корыстолюбием пап и католического духовенства, и всецело противоречит ясному учению Священного Писания о спасении человека. Идеал христианского совершенства настолько высок, настолько недосягаем, что человек никогда не может не только совершить что-либо сверхдолжное, но и достигнуть этого идеала.
Господь сказал Своим ученикам: «Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» Лк. Павел говорит: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» Еф. Чистилище и индульгенции Учение о чистилище представляет собой одно из характерных отличий римско-католического исповедания от Православной Церкви. По учению католиков, души скончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляются прямо в рай, а души людей, отягчённых смертными грехами, направляются в ад. Но католики верят также, что в загробной жизни существует ещё и так называемое «чистилище» purgatorium , — особенное, между раем и адом, состояние, в котором находятся души умерших с раскаянием в грехах, но не успевших на земле принести Богу удовлетворение за грехи, а также почему-либо не покаявшихся в маловажных грехах, за которые было бы жестоко посылать на вечность в ад, но нельзя также допускать и прямо в рай. В чистилище души горят в очищающем огне; когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай.
Здесь в течение известного срока, в зависимости от важности и количества грехов, души умерших терпят разнообразные муки и этими мучениями платят за совершённые на земле, но ещё не оплаченные грехи. Когда срок мучений оканчивается, когда долг правосудию Божьему уплачен сполна, душа переходит из чистилища в рай. Чистилище будет существовать до второго пришествия Христа, но души грешников, попадающие туда, не будут там ждать Страшного суда. Каждая душа пробудет в чистилище столько времени, сколько необходимо для искупления грехов. Участь души в чистилище зависит не только от её раскаяния, но и от молитв, возносимых за неё на земле. При помощи месс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими на земле, участь души в чистилище может быть облегчена, и срок пребывания её там может быть сокращён. Для доказательства существования чистилища и возможности прощения некоторых грехов в загробной жизни католики приводят главным образом два места из Священного Писания: 1 «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» Мф.
В первом месте католики видят различение между грехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной. Во втором слово об огне, испытывающем дела каждого, они понимают в буквальном, а не в переносном смысле. Православная Церковь понимает слова ап. Павла «огонь испытает» «огонь искусит» в том смысле, в каком объясняют их Отцы Церкви после-апостольского века, т. Подробно учение о чистилище было разработано и развито Фомой Аквинским и окончательно принято как догмат на Флорентийском соборе в 1439 году. Некоторые смешивают латинское учение о чистилище с православным учением о мытарствах. Мытарства — только образные представления частного суда, неизбежного для каждого человека; путь из чистилища — в рай, путь из мытарств — и в рай, и в ад.
Впрочем, в основной своей идее латинское учение о чистилище имеет некоторое сходство с православным учением о состоянии душ умерших людей до всеобщего воскресения. Сходство это заключается в том общем учении, что души некоторых из умерших, подвергшись мучениям за свои грехи, могут, однако, получить прощение грехов и облегчение своих мучений или даже полное освобождение от них. По учению Православной Церкви, это облегчение мучений или же совершенное освобождение от них получается душой усопшего в силу молитв и благотворений членов Церкви Христовой, между тем как, по латинскому учению, души умерших людей получают прощение грехов в чистилище в силу самих чистилищных мучений, которыми они самолично приносят удовлетворение правосудию Божию и через это очищают свои грехи. Срок мучений в чистилище может быть сокращён, по учению католиков, и путём папских индульгенций. Индульгенция — это прощение грехов или уменьшение наказания, которое должен понести грешник для удовлетворения правды Божией, после того, как ему будут отпущены вина и вечное наказание за грехи, через усвоение или присвоение ему римским епископом переизбыточествующих заслуг Спасителя и сверхдолжных добрых дел Богородицы и святых вне таинства покаяния. Эти индульгенции даются живым людям, и освобождают их от обязанности приносить удовлетворения, исполнять за известные грехи епитимии; индульгенции даются и умершим, и им сокращается срок мучения в чистилище. Индульгенции эти, по великому милосердию Божьему и по снисхождению папы, могут быть розданы даром или за какие-нибудь благочестивые подвиги — путешествие к святым местам в Рим, например , за полезные общественные мероприятия, за какие-нибудь заслуги и пожертвования в пользу папы.
Индульгенции бывают полные, простирающиеся на всю жизнь и на все грехи, и неполные — на несколько дней или лет. Есть ещё индульгенции великие, которые в известное время даются всему католическому миру, или целой стране, или всем христианам, находящимся в Риме — в каких-нибудь особенных случаях, например, во время торжественного празднования юбилеев в римский церкви, при избрании нового папы. Индульгенции эти даются лично самим папой, или через кардинала пенитенциария, через епископов и других членов церковной иерархии. В католических странах есть особые, привилегированные церкви, часовни, алтари, иконы, статуи, перед которыми всякий желающий может помолиться и получить индульгенцию на несколько дней. Благодать индульгенции может быть получена путём приобретения известного рода медалей, чёток, крестиков, освящённых в Риме. Доходность индульгенций приводила к всё большему их развитию и к изысканию новых поводов к их дарованию. Не без влияния финансового мотива разрабатывалась и сама теория индульгенций — откровенно денежными интересами руководствовались их проповедники и продавцы.
Всё это давно уже вызывало протесты против самих индульгенций, и против торговавшего ими папства. Нападки на индульгенции были одним из первых моментов реформаторского движения. Само собой разумеется, что это средневековое учение об индульгенциях совершенно неизвестно в древней, неразделённой Церкви, и неприемлемо для нас, так как оно противоречит всему духу Православия. Новшества в таинствах Римо-католики отстаивают мысль, что достаточно совершить известное таинство законно поставленному священнослужителю и по установленному чину, чтобы оно воздействовало на человека. В этом понимании таинства приближаются почти к каким-то магическим действиям, которые производят ту или иную перемену в природе человека без особого участия с его стороны. В противовес латинскому взгляду, протестанты всю силу и значение таинства приписывают исключительно внутреннему расположению, вере принимающего это таинство человека. Вера здесь — всё.
Отсутствие веры превращает таинство в пустую, лишённую всякого смысла формальность. Поэтому отвергают, в важнейшем из христианских таинств — таинстве Евхаристии, — пресуществление хлеба и вина в истинное тело и кровь Христовы. Хлеб остаётся хлебом, вино — вином; но «в хлебе, с хлебом и под хлебом невидимо присутствует Христос», и приступающий к таинству с верой — через причащение хлеба и вина, действительно принимает в себя тело и кровь Христовы, тогда как не имеющий соответственной настроенности вкушает обыкновенные хлеб и вино. Из других таинств, протестанты принимают одно лишь крещение. Все остальные таинства они отвергают или приравнивают к простым обрядам — на том основании, что в Священном Писании будто бы нет ясных свидетельств касательно Божественного их установления. Римо-католики и протестанты баптисты и пятидесятники составляют исключение совершают крещение не через погружения, а через обливание и окропление. В пользу практики Православной Церкви — полного троекратного погружения в воду — говорит вся христианская древность.
Через погружение крестился Сам Христос; через погружение крестили первые проповедники христианства см. При православном крещении произносятся слова: «Крещается раб Божий имя рек во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь». В 15-м веке католики изменили эту формулу и с тех пор католические священники, обливая крещаемых, говорят: «Я крещаю тебя... Сектанты считают крещение младенцев ничем не оправданным дополнением к учению Иисуса Христа. Дух Святой, руководящий жизнью Церкви, не ошибается в Своих действиях. Так вот, именно внушением Святого Духа и установлена практика крещения младенцев. Утверждение баптистов, что первоначальная практика христианской Церкви состояла в крещении только сознательно принявших веру взрослых, является мало веским аргументом, не имеющим подтверждения в церковной истории.
Если практика крещения детей была нововведением, как же она распространилась повсюду и утвердилась и на христианском Востоке и Западе, не вызвав никакого сопротивления со стороны христиан? Ведь верующие первых веков были несравнимо более ревностны и строги в отношении как религиозных вопросов, так и практики церковной, чем нынешние члены Церкви. Если бы крещение младенцев было делом новым, оно смогло бы утвердиться только после больших споров, в результате борьбы, а, быть может, и разделений. Однако история Церкви ничего нам не сообщает о спорах среди христиан по поводу крещения младенцев. Впервые возражения против крещения детей появились в Германии в 16 веке со стороны анабаптистов. Что же происходило во все эти 15 веков после Рождества Христова? Неужели можно серьёзно полагать, что вся Вселенская Церковь из-за крещения детей оторвала себя от Иисуса Христа?
Крещение детей было повсеместно известно со времён апостольских. В книге Деяний Апостольских неоднократно повествуется, что апостолы крестили целые семейства, а, следовательно, и детей. Чтобы отрицать крещение апостолами детей, необходимо предположить, что во всех этих случаях, в данных семействах, крещённых апостолами, не было детей, что было бы большой натяжкой, особенно если принять во внимание, что бездетные семьи в те времена были явлением редким. Ведь христианство предназначено быть душой не только жизни отдельных лиц, но и общесемейной жизни. Выражением этого и является крещение детей. Значит мы вполне можем и должны быть уверены в целесообразности обычая крестить младенцев, установленного апостолами, по свидетельству великого учёного христианской древности Оригена , писавшего: « Церковь получила от Апостолов предание крестить детей». В первые века христианства Церковь находилась ещё в стадии миссионерства.
Она со своим словом, проповедью и таинством Крещения, прежде всего, обращалась к взрослым. Но, утвердив под собой почву, Церковь смотрит на детей, рождённых в её лоне, как на своих собственных детей. Об этом пишет протопресвитер Александр Шмеман в своей книге о крещении «Водою и Духом»: «Новорождённый ребёнок принадлежит семье. У него нет какого-либо автономного существования; его жизнь полностью определяется и формируется — как в настоящем, так и в ближайшем будущем — этой принадлежностью. И семья — если это христианская семья — принадлежит Церкви, находит в Церкви источник, содержание и трансцендентную цель своего существования в качестве семьи. Поэтому ребёнок, который принадлежит семье и в более конкретном, биологическом смысле — матери, тем самым принадлежит Церкви, есть поистине её ребёнок, уже принесённый, препорученный Богу». Возражая против крещения детей, некоторые сектанты утверждают, что младенцы, дети христиан, уже омыты и очищены Кровью Христовой, поэтому нет никакой нужды очищать их в крещении от греха Адамова: им прощены грехи ради заслуг и имени Иисуса Христа.
Кроме того, противники детского крещения ссылаются на заповедь Христа, данную Его ученикам: «Шедше научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» Мф. Но ведь Писание ясно учит, что, по слову апостола Павла, в Адаме все согрешили Рим.
Путин встретится с главами всех основных религиозных конфессий России
Количество католиков в России Количество католиков в России является значительно меньшим по сравнению с другими христианскими конфессиями. Сколько всего народов в России. Можно сказать, что Основные религии и конфессии в России ныне переживают эпоху нового российского Ренесанса.