1# $a: Императорский Санкт-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования: 260. 10 сентября 2022., в Санкт-Петербургском государственном университете в рамках Дня выпускника прошла беседа дискуссионного клуба выпускников "Университет будущего". это 24 факультета, более 500 направлений подготовки и около 20 тысяч студентов. 1# $a: Императорский Санкт-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования: 260.
Классика не стареет: об учреждении Санкт-Петербургского государственного университета
Такая возможность представлена в связи с высоким спросом у талантливых абитуриентов. По самым популярным направлениям подготовки конкурс в Университет дошёл до 229 человек на место по специальности «Лингвистика».
Первый из корпусов кампуса планируют открыть к 1 сентября 2024 года. Там будут проходить курсы повышения квалификации, обучение иностранным языкам и подготовка иностранных студентов, передают «Ведомости». Кроме того, планируется построить новые здания.
Стороны выразили надежду на плодотворное сотрудничество по развитию кадрового потенциала системы образования Республики Коми. Пушкина и Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина. В ходе встреч были достигнуты договоренности об укреплении сотрудничества и проведении совместных мероприятий в поддержку талантливой молодежи. В завершение визита представители университета посетили Гимназию искусств при главе Республики Коми имени Ю.
В университете работает кафедра органа, клавесина и карильона, которая, единственная в России, готовит музыкантов-карильонистов.
Студенты СПб ГУ проходят обучение и практику на карильоне Петропавловского собора, выпускники кафедры участвуют в концертах и фестивалях карильонной музыки, регулярно проходящих в Петропавловской крепости. Подписанные 8 февраля соглашение и договор официально закрепили это многолетнее сотрудничество.
Императорский Санкт-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования
Он стал инициатором преобразования в 1819 году Главного педагогического института в Императорский Санкт-Петербургский университет. По его инициативе Главный педагогический институт в 1819 году был преобразован в Императорский Санкт-Петербургский университет. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (СПбГУ), старейший образовательный и научно-исследовательский центр России. Основан указом Петра I в 1724. Санкт-Петербургский горный университет будет носить почетное именование в честь Екатерины II. Дмитрий Чернышенко открыл галерею портретов ректоров Санкт-Петербургского государственного университета. Куда сходить в Санкт-Петербурге. Новости. Санкт-Петербургскому горному университету присвоено имя Екатерины II.
Императорский С. Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования
Устрялов — русской истории, И. Шульгин — всеобщей истории, С. Куторга — зоологии, Н. Гоголь — истории древней и средневековой. Студентов в 1824—31 годах принято всего 244, окончило курс 115. С 1831 по 1836 год поступило студентов, как казённокоштных, так и своекоштных, всего 382 человека, окончило курс 198 человек. Всего с открытия университета до 1837 года окончило трехгодичный курс 365 человека, в том числе 193 кандидатами и 172 со званием действительного студента.
Платы своекоштные студенты не вносили никакой. Многие посещали лекции в качестве вольнослушающих. Мундир профессорско-преподавательского состава Петербургского университета 1834 С 1830-х годов в университете появляются студенты из аристократических фамилий. Новый университетский устав 1835 оживил научную и преподавательскую деятельность университета первым ректором по новому уставу стал И. Первым, кого Санкт-Петербургский университет возвёл в степень доктора прав, был юрист К. Неволин 1934.
В 1837 году университет был вновь переведён в здание двенадцати коллегий. С 1839 года своекоштные студенты были обложены ежегодной платой в 100 рублей. В 1839 году на средства министерства финансов было образовано временное «реальное отделение», для подготовления преподавателей технических наук; это отделение существовало до 1843 года и затем в 1849—51 годах. В 1839 году для приготовления чиновников, знающих валахо-молдавский язык, была открыта на средства министерства иностранных дел кафедра валахо-молдавского языка, просуществовавшая до 1858 года. Потребность в переводчиках привела к учреждению в 1845 году кафедр армянского, грузинского и татарского языков. Для приготовлявшихся к службе в Царстве Польском по судебному ведомству введено в 1841 году на юридическом факультете преподавание польского законоведения.
В 1843 году был образован в составе юридического факультета особый разряд «комеральных наук», имевший целью «приготовление людей способных к службе хозяйственной или административной». Камеральный разряд существовал до 1860 года, когда был заменён разрядом «административным». В 1854 году из отделения восточной словесности филологического факультета образован особый факультет восточных языков. Оживление академической жизни началось с возвращения молодых ученых, командированных за границу. Из профессоров пользовались известностью, кроме вышеупомянутых: И. Янышев и В.
Полисадов — богословия, П. Калмыков и В. Милютин — энциклопедии законоведения и русского государственного права, И. Ивановский — общенародного права и дипломатии, К. Неволин и К. Кавелин — гражданского права, Я.
Баршев — русских уголовных и полицейских законов, В. Спасович — уголовного права, П. Рождественский — законов благочиния и благоустройства, И. Горлов — политической экономии и статистики, О. Сомов, В. Буняковский, П.
Чебышёв — математики, А. Савич — астрономии, Э. Ленц — физики, И. Шиховский и Л. Ценковский — ботаники, М. Куторга и М.
Стасюлевич — всеобщей истории, Н. Костомаров — русской истории, Ф. Фрейтаг и Н. Благовещенский — римской словесности, М. Сухомлинов и А. Пыпин — русской словесности, П.
Прейс и И. Срезневский — славянских литератур, Г. Дестунис — византийских древностей, Джафар Тончибашев и А. Казем-Бек — персидского языка, Л. Будагов и И.
Скульптуру «Крылатый гений» перенесут во двор здания Двенадцати коллегий. Ранее скульптуры из стекла и керамики вписались в пейзажи Елагина острова. Анастасия Капитанская, Gazeta.
Вокруг — свежий лес, по которому можно погулять. Кемпинг оборудован всем необходимым для петербуржцев. Есть место для приема душа, несколько чистых уборных, кухня для приготовления пищи и место для жарки шашлыков. Также имеется зарядная станция для электронных приборов. Поселок Горки на Рощинском шоссе Выборгского района Поехав на отдых с палатками сюда, петербуржцы насладятся живописным видом, выходящим на озеро. Разрешается брать для отдыха собственную палатку любого размера. Также на территории есть специальные домики для гостей. Там оборудована традиционная кровать. Отдых в кемпинге можно устроить даже в том случае, если нет своих палаток. Посетителям их тоже предоставляют. В зону отдыха проведено электричество. Есть несколько чистых туалетов и душевых кабинок. Также можно пожарить шашлыки в оборудованной мангальной зоне. Поселок Васильево, Мельниковское сельское поселение, Приозерский район Кемпинг в Ленинградской области заинтересует тех туристов, которые любят отдыхать в живописных местах. Неподалеку от лагеря течет река Вуокса.
Отмечается, что исследование позволит лучше понять влияние рассматриваемых социальных групп на политическую жизнь Древнего Рима императорской эпохи, даст более подробную и реальную картину жизни римского общества в периоды как спокойствия, так и во время военно-политических кризисов. Данные для исследования ученые будут искать в различных исторических источниках - в том числе в произведениях античных авторов. Особое внимание будет уделено анализу эпиграфических памятников, то есть надписей - на стенах, погребальных плитах, камнях, монетах.
Императорский Санкт-Петербургский университет
Горлов — политической экономии и статистики, О. Сомов , В. Буняковский , П. Чебышёв — математики, А. Савич — астрономии, Э. Ленц — физики, И. Шиховский и Л. Ценковский — ботаники, М. Куторга и М.
Стасюлевич — всеобщей истории, Н. Костомаров — русской истории, Ф. Фрейтаг и Н. Благовещенский — римской словесности, М. Сухомлинов и А. Пыпин — русской словесности, П. Прейс и И. Срезневский — славянских литератур, Г.
Дестунис — византийских древностей, Джафар Тончибашев и А. Казем-Бек — персидского языка, Л. Будагов и И. Березин — турецко-татарского языка, В. Васильев — китайского языка, Д. Хвольсон — еврейского языка. Ректором университета в то время был П. Плетнёв 1840—1861.
Особым оживлением жизнь Санкт-Петербургского университета отличалась в конце 1850-х годов. Студентам были разрешены сходки для обсуждения своих дел; они имели отдельную библиотеку, читальный зал, кассу для помощи бедным товарищам, в пользу которой устраивались концерты и публичные лекции; издавался «Студентский сборник». В 1861 году Александр II принял предложение графа С. Строганова о преобразованиях в университетах, которые вели к превращению их в учебные заведения для имущих и благонадежных. Осуществить это было поручено новому министру народного просвещения адмиралу Е. Путятину , издавшему 21 июля 2 августа 1861 Циркуляр, запрещавший студенческие организации, сокращавший число освобождаемых от платы за обучение. За нарушение дисциплины полагалось наказание, вплоть до исключения из университета. Профессора и преподаватели должны были продемонстрировать свою благонадежность.
Циркуляр содержал правила о точном посещении лекций с соблюдением необходимого порядка и тишины. Циркуляр вызвал недовольство в университетах, осенью 1861 года возникли студенческие волнения, состоялись манифестации и демонстрации, носившие часто политический характер. Против студентов бросили войска, пожарных, жандармов, начались аресты. Санкт-Петербургский университет открыли с месячным опозданием, но студенты не посещали лекции, рвали студенческие книжки с путятинскими правилами. Лекции были прекращены, а затем последовало высочайшее повеление Александра II 20 декабря 1861 1 января 1862 о временном закрытии университета впредь до пересмотра университетского устава 1835 года. Почти половина студентов Санкт-Петербургского университета была арестована и уволена из университета: 5 человек, признанных наиболее виновными, были высланы в отдаленные губернии под надзор полиции; 32 человека исключено с разрешением держать выпускной экзамен на правах вольных слушателей. Молодые профессора — М. Стасюлевич , К.
Кавелин , Б. Утин , А. Пыпин , В. Спасович , а затем и Н. Костомаров — не нашли возможным оставаться долее в университете и вышли в отставку. Была учреждена для заведования делами университета «временная комиссия» с правами и обязанностями совета и правления; для лиц, желавших держать окончательный экзамен, учрежден «испытательный комитет»; факультет восточных языков, как единственный в империи, вновь был открыт. В то же время некоторые профессора открыли для студентов чтение публичных лекций в залах городской думы и Петропавловского училища, но оно вскоре было прекращено. С осени 1862 года был открыт физико-математический факультет, а осенью 1863 года открылись все четыре факультета, уже на основании нового университетского устава 1863 года.
Первым выборным ректором по уставу 1863 года стал проф.
Но даже в этих условиях на историко-филологическом факультете продолжали работать значительные научные силы и появлялись талантливые молодые преподаватели. С 1888 г. Платонова в области изучения русской истории. Его работы по истории Московского государства конца XVI — начала XVII века по-новому трактовали ряд ключевых проблем этого периода опричнина, экономический кризис, социальный характер восстания Болотникова, нижегородское ополчение и др. Немалым успехом пользовались и доходчивые и впечатляющие лекции Платонова, выдержавшие 10 переизданий. С 1890-ых гг. В области истории древнего мира и классической филологии работали В. Ернштедт, И. Помяловский, В.
Латышев, П. Никитин, Ф. Кафедру истории искусства занимал с 1887 по 1897 гг. Кондаков, имевший много учеников. В самом конце XIX века началась педагогическая деятельность представителей нового поколения отечественных антиковедов — М. Ростовцева и С. Важным элементом в подготовке молодых преподавателей продолжали оставаться заграничные командировки. Например, Ростовцев на средства министерства народного просвещения в 1895-98 гг. В области преподавания филологических дисциплин А. Веселовскому удалось добиться открытия романо-германского отделения, вместо кафедры всеобщей истории литературы, представлявшей из себя на деле подсобную для русской литературы дисциплину.
Отделение, преподавателями которого стали Ф. Батюшков, Р. Ланге, Ф. Браун, сделало изучение западноевропейских языков и литератур самостоятельной специальностью. По инициативе же Веселовского в 1885 г. На кафедре русской литературы работали известные исследователи творчества Пушкина и других русских писателей — П. Морозов, И. Жданов, С. На кафедре сравнительного языкознания с 1891 г. Булич, а в 1901 г.
Бодуэн де Куртенэ, создавший научную школу исследователей-лингвистов, из которой вышло немало известных ученых. Кафедру философии занимал известный философ-неокантианец и логик, прекрасный лектор А. Введенский, здесь же начинали преподавание крупные в будущем философы И. Лапшин и Н. На юридическом факультете, наряду с маститыми профессорами появились молодые ученые. С 1895 г. Туган-Барановский, один из видных представителей, так называемого легального марксизма. Лекции по курсу уголовного права читали И. Фойницкий и А. Жижиленко, а в 1897-98 гг.
Кафедру энциклопедии и философии права занимал Л. Петражицкий, стремившийся внести в правоведение психологический анализ. На кафедре статистики началась деятельность И. Кауфмана, крупнейшего специалиста по вопросам денежного обращения России и иностранных государств, знатока финансов и банковского дела. Юридический факультет был самым большим по количеству студентов. Поэтому неудивительно, что среди его выпускников и студентов того времени можно найти немало известных деятелей отечественной культуры. Здесь учились художники и искусствоведы А. Бенуа, Н. Рерих, В. Поленов, И.
Билибин, М. Врубель, И. Грабарь, М. Добужинский, С. Дягилев; композиторы А. Глазунов, И. Стравинский, и многие другие. Весной и осенью 1891 г. Сергеевича, сдавал государственные экзамены В. Ульянов Ленин.
На этом же факультете в 1899-1904 гг. Университетские дипломы юриста открыли для них возможность адвокатской практики, ставшей началом политической карьеры обоих крупнейших политических деятелей России начала XX века. Факультет восточных языков в последние десятилетие XIX века становится крупнейшим центром ориенталистики в России. Несмотря на то, что министерство отдавало предпочтение чисто практическим задачам — подготовке чиновников, владеющих языками, профессора факультета сумели расширять и углублять, именно, научную деятельность. Идея гармоничного сочетания научных и практических целей была сформулирована еще в 1884 г. В эти годы здесь преподавали иранист и тюрколог И. Березин, знаток монгольских языков К. Голстунский, специалист по истории Средней Азии и археолог Н. Веселовский, буддологи С. Ольденбург и Ф.
Щербатской, знаток персидской словесности В. К концу столетия выкристаллизовалась новая самостоятельная дисциплина — восточное языкознание, первым представителем которого был П. Большая заслуга в развитии факультета принадлежала В. Розену, бывшему деканом с 1893 по 1902 г. Научные общества, существовавшие при университете являлись центром притяжения лучших творческих сил страны. На заседаниях Русского физико-химического общества выступали с докладами как университетские ученые, так и известные изобретатели Яблочков и Ладыгин. Попов продемонстрировал действие первого в мире радиоприемника, осуществившего прием сигнала без проводов. Эта дата стала отмечаться в нашей стране как День радио. Общество естествоиспытателей, в 1893 г. За эти годы оно провело серию экспедиций на Север России, где создало Соловецкую биологическую станцию; в бассейн Аральского и Каспийского моря, на Алтай, создало Крымский Комитет и Комиссию по исследованию Санкт-Петербурга и его окрестностей.
В 1901 г. В этот период возникли и новые научные общества. В начале 1888 г. Председателем общества стал профессор геологии А. Иностранцев, получивший известность и как исследователь первобытного человека. В 1889 г. Юридическое общество имело в своем составе более 400 членов. Несмотря на недостаток, отпускаемых средств продолжали пополняться существующие кабинеты и музеи и были организованы новые. При кафедре географии и этнографии возник соответствующий кабинет, в 1892 г. Главной своей задачи — прекращение студенческих волнений в университете, устав 1884 г.
Все эти меры толкали определенную часть студенчества на путь нелегальной, революционной борьбы с правительством. Весной 1886 г. Добролюбова, в которой несмотря на запрет приняло участие более 1,5 тысяч студентов. Ульянов и еще 10 студентов Петербургского университета были арестованы за подготовку покушения на Александра III. Это вызвало новые репрессии по отношению к университетам в целом, и к Петербургскому университету в частности. Было постановлено принимать в Петербургский университет, за исключением факультета восточных языков, только выпускников гимназий Петербургского учебного округа, плата за обучение повышена до 100 рублей в год. Студенческое научно-литературное общество, секретарем которого был А. Ульянов, по приказу министра было закрыто. Наибольшую печальную известность получил циркуляр от 18 июня 1887 г. Следует заметить, что это касалось только лиц, исповедующих иудаизм, так как в дореволюционной России понятие национальности заменялось вероисповеданием.
Крупные выступления студентов Петербургского университета прошли в декабре 1887 г. Ветровой, покончившей собой, не вынеся издевательств тюремщиков. События 8 февраля 1899 г. На сходках и в прокламациях студенты требовали свободы слова, собраний, неприкосновенности личности, наказания полицейских чинов за избиения студентов. Царское правительство усиливало репрессии, началось широкое наступление на передовых преподавателей, сочувственно относившихся к студенческим требованиям. Еще в 1890 г. Менделеев, передавший министру студенческую петицию. Летом 1899 г. Книпович, С. Кареев, И.
Гревс и др. В знак протеста подал заявление об отставке всемирно известный математик, академик А. Впервые рабочие поддержали студенческое движение. При разгоне демонстрации полицией и конными казаками несколько человек было убито, более 100 ранено, избито, изувечено, 1050 арестовано. Недальновидная и непоследовательная политика правительства в университетском вопросе вела к тому что, студенческое движение, начавшись в 1899 г. В это время происходило политическое размежевание студентов, университет становился ареной политической агитации различных партий. Были среди студентов и лица, разделявшие крайне правые, даже черносотенные взгляды, в их среде возникла осенью 1903 г. Среди преподавателей значительно популярна была партия конституционалистов-демократов, многие профессора Петербургского университета М. Ростовцев, Н. Кареев были ее активными членами.
После событий 9 января 1905 г. Петербургский университет, как и другие высшие учебные заведения, был закрыт. Только 7 февраля студенты получили разрешение на общеуниверситетскую сходку. В актовый зал собралось около 5 тысяч человек, среди которых были и представители профессуры, курсистки, студенты других учебных заведений. Они отменяли некоторые, наиболее одиозные статьи устава 1884 г. При выборах большинство получили опять-таки радикально настроенные студенты. В дни всеобщей октябрьской политической забастовки в университете проходили многочисленные митинги и собрания, в которых участвовали уже не только студенты. Тем не менее 18 октября после издания известного манифеста от 17 октября 1905 г. Таким образом, в 1905 г. События 1905 г.
Но в реальных условиях России того времени, когда значительные слои общества принимали в ней участие, а студенчество, начиная со второй половины XIX века было одной из наиболее активных общественных сил, иначе быть не могло. И именно их выступления, так же, как и куда менее радикальные протесты профессоров, позволили вырвать у правительства эфемерную автономию. Соединяющим универсанта того времени и универсанта XXI века остается, пожалуй, только блистательный пейзаж, обрамляющий этот участок василеостровской суши: величественная Нева с дворцами по обоим берегам, монументальное здание Коллегий с университетским двором. Только во дворе, огражденном деревянным забором, вместо нынешних зданий теснились конюшни, поленницы дров, деревянные домики служителей. До реконструкции здания Коллегий в 1834—1838 гг. Педагогический институт и университет занимали лишь часть его: четыре коллегии со стороны Невы и еще несколько помещений. В остальной части здания размещался архив Сената, квартиры сенатских чиновников, архивы Адмиралтейств-коллегии и Синод. Университетские ворота со стороны Невы запирались на ночь для ограждения спящих студентов от «лихих людей», а мостовую перед воротами скупо освещал единственный фонарь, за который Правление университета аккуратно выплачивало деньги Городской думе. Внутренние помещения и галерея второго этажа тогда еще открытая освещались свечами. Один из служителей — отставной солдат — должен был, по инструкции, постоянно дежурить, обходя здание, для «бережения от огня».
Слава богу, серьезных пожаров в университете не было. Каким же был облик петербургского студента и его образ жизни 150—200 лет назад? Статус студента первой половины XIX века был переходным. Право скорее воображаемое или отложенное до окончания университета на «благородство» подкреплялось фактом соотнесения университетских ученых степеней — студента, кандидата, магистра — с классными чинами. Между прочим, «студент» «действительный студент» по законодательству первой половины XIX века — первая ученая степень, она присваивалась оканчивающим курс, но назывались так и все учащиеся. Окончивший университет кандидатом с написанием научной работы и ее публичной защитой мог рассчитывать вступить в службу с чином XII и даже X класса, дающим личное дворянство. Образ «благородства» поддерживался вежливым обращением со студентами, большинство из которых были выходцами из духовного звания, неупотреблением телесных наказаний зато по указу 1811 г. И все-таки мыслимые блага ожидали студента не в настоящем, а в будущем, зато исключение из университета делало его маргиналом в российском обществе: ни вернуться в духовное звание, ни дотянуться до «благородного сословия» он не мог. Сказанное относится к большинству студентов Петербургского университета 1800-1830-х гг. Перелом в соотношении: казеннокоштные — своекоштные наступил лишь в следующее десятилетие.
В это же время в аудиториях появляются студенты из дворян. Много ли было в университете студентов? В Педагогический институт было проведено четыре набора казеннокоштных студентов, примерно по 100 человек каждый, но первый 1804 и второй 1806 г. Последний набор студентов Педагогического института 1816 г. Что касается своекоштных студентов, то в 1819 г. С 1819 по 1837 г. Численность студентов стремительно возрастает в 1830-е гг. В 1835 г. Этот рост продолжался до 1848 г. За первые три года реформ Александра II численность студентов снова приблизилась к 600.
Уникальность положения Петербургского университета состояла в том, что в течение длительного времени он был самым многонациональным по составу студентов. Доля юношей с русскими фамилиями, вероятно, не составляла и половины студентов. Много было немцев: как «коренных», петербургских, так и выходцев из остзейских губерний. Благодаря учреждению специальных стипендий, здесь учились небольшие группы «иностранцев»: сербов и уроженцев Дунайских княжеств, состоявших под протекторатом Империи. Только в Петербургском университете существовала кафедра молдаво-валахского языка. С 1810-х гг. Однако самым многочисленным из национальных сообществ в университете было польское. Не боясь ошибиться, можно утверждать, что каждый третий студент 1830-60-х гг. Причина состояла в том, что после восстания 1830-1831 гг. Виленский и Варшавский университеты были закрыты, а проводимая Николаем I политика русификации в том и заключалась, чтобы «оторвать» польское юношество от национальных корней.
При этом диплом европейского университета не давал права поляку вступить в российскую службу, ему приходилось выбирать между российскими университетами. Университет и военно-учебные заведения играли, и довольно успешно, роль механизма русификации. Прагматическая цель отправления поляков на учебу в Петербург состояла в том, что здесь были открыты две кафедры польского законоведения, ориентированные на подготовку юристов-практиков. В конце 1850-х гг. За польскими стипендиатами устанавливался более строгий надзор: выезжая домой на каникулы, они обязаны были получать специальное разрешение, а возвращаясь — привозить свидетельство о поведении от местных властей. В случае прекращения стипендии и отсутствия других материальных источников, польским студентам трудно было рассчитывать удержаться в университете. Судьба таких студентов часто заканчивалась трагически. Это произошло, например, с Осипом Петрицей, который лишился стипендии и был исключен за неуплату. Следствие выяснило, что этот студент, проучившись год на стипендию Виленского учебного округа, был исключен из числа стипендиатов из-за недостатка вакансий. Оставшись без средств, он обратился за помощью к дяде, но не встретил поддержки.
По заключению следствия, «находясь в совершенной нужде, Петрица лишил себя жизни». При Николае I министерство просвещения вырабатывает детализированную систему норм и запретов для студентов. В создании подробного свода предписаний не было ничего удивительного, так как в то время студент, будь ему 16 лет, как самому юному воспитаннику Петербургского университета по ведомости студентов за 1849 г. В инструкции инспектору студентов говорилось, что молодые люди, учащиеся в университете, находятся в тех летах, когда «воображение, страсти и физические силы достигают высшего периода развития», отчего происходят необдуманные поступки». Правила поведения, составленные на латинском языке, выдавались всем студентам в момент торжественной церемонии зачисления в университет. Принимая их, молодые люди обещали строго им следовать, в знак чего вместо присяги подавали ректору правую руку. Однако, как с иронией замечали сами студенты, эти правила не многим были понятны из-за слабого знания латыни. Правительство упорно отстаивало воспитательный характер университета, желая видеть в нем учебное заведение, в котором преподавание находилось бы под бдительным надзором начальства, а молодежь воспитывалась бы в духе религиозного смирения и преданности престолу. Повседневные отношения студента с преподавателями и администрацией, определенные уставом 1835 г. Если учившиеся за собственный счет могли по желанию покинуть стены университета, казенные стипендиаты не могли и этого, ибо в случае оставления университета казеннокоштному студенту полагалось возвратить сумму, потраченную на обучение.
Основанием для исключения могла быть болезнь или неспособность к учению. Однако и неспособность нуждалась в подтверждении, поэтому обычной практикой было оставление неуспевающих на том же курсе на второй год. По окончании 3-х или 4-х-летнего курса обучения зависимость выпускников устанавливалась еще на 6 лет, в течение которых они должны были служить учителями гимназий, уездных или начальных училищ, смотря по способностям. Неотъемлемой стороной студенческого быта дореформенного университета был каждодневный и весьма изощренный надзор инспекции. Надзор этот состоял из части «нравственной, учебной, полицейской», а в отношении казеннокоштных студентов еще и хозяйственной. Для наблюдения за нравственностью студентов, инспектор, согласно инструкции, обязан был знать характер и способности каждого из них, особенно пристально наблюдая за теми, кто уже замечен с дурной стороны. Особым предметом забот инспектора было получение сведений о своекоштных студентах: о том, где и с кем они живут, какие имеют «способы к существованию», чем занимаются вне лекций. Как правило, на студентов, живущих у родителей и ближайших родственников, инспекция обращала меньше внимания, чем на студентов, вынужденных снимать жилье. Для наблюдения за ними, инспектор и его помощники имели право посещать квартиры своекоштных студентов, что и делалось «в разные часы и всегда неожиданно». Например, только за декабрь 1849 г.
Распространенным поводом для конфликтов с инспекцией была форменная одежда, «непорядок» в которой мог грозить нарушителю выговором или даже карцером. В «Правилах для студентов С. Сверх того, во всех публичных собраниях, на гуляниях и на улице полагалось ходить при шпаге и быть застегнутыми на все пуговицы и крючки воротника. Пестрые брюки и галстуки при форменной одежде носить запрещалось. Студенты были обязаны при встречах отдавать честь членам царской фамилии и генералам «особым образом»: становясь во фронт и сбросив с плеч шинель, как это требовалось от офицеров. Этот ритуал комично выглядел со стороны, поскольку руки у студента, в отличие от офицера, были часто заняты. Оже де Ранкур рассказывает в своих мемуарах, как его товарищ, возвращаясь с лекций со стопкой книг и тетрадей под мышкой, встретил генерала и, согласно предписанию начальства, поспешил сбросить шинель. При этом «книги рассыпались, а с ними вместе и шинель упала на тротуар, рассмеялся генерал, рассмеялся и студент». А вот студентам Маркову и Сологорскому было не до смеха, когда попечитель округа вызвал их к себе для выяснения, «не кроется ли в молодых людях дух вольнодумства, дерзости или непокорности к властям». Поводом для допроса была встреча Маркова и Сологорского на улице с Николаем I, при которой студенты от растерянности не отдали государю чести.
Иерархия наказаний, практиковавшихся в российских университетах, восходит к традициям университетов Средневековья. Почему-то эта часть особенно детализировалась в уставах Дерптского и Виленского университетов 1803 г. Среди видов наказаний практиковались как мягкие: выговор ректора, ограничение свободы передвижения это важно было для казенных студентов, живших на территории университета , так и суровые: карцер и исключение из университета. Самым серьезным наказанием было не просто исключение исключенный обычным порядком имел шанс вновь поступить в тот же или другой университет , а исключение без права поступать в какой бы то ни было российский или заграничный университет. Министерство народного просвещения уведомляло о таких «негодяях» европейские университеты, воплощая принцип «единого университетского пространства». Исключенному не разрешалось оставаться в университетском городе, кроме тех случаев, когда он проживал в нем вместе с родителями. Но родителям с этого момента предписывалось иметь за своими сыновьями «неотступное наблюдение». В уставах средневековых университетов эта форма наказания называлась consilium abeundi, или «совет удалиться». Правда, известны лишь единичные случаи применения этой нормы в столичном университете за всю первую половину века. До начала 1830-х гг.
Позже главным мотивом исключения становится «политическая неблагонадежность». Архивные документы свидетельствуют о том, что случаи «политической неблагонадежности» студентов доводились до сведения Николая I, многие из подобных дел хранят его резолюции. В ведомостях о студентах Петербургского университета 1840-1850-х гг. Они мало менялись с годами: несоблюдение формы, неисполнение приказаний, ссоры между студентами, «нескромные поступки», такие как посещение немецкого клуба на Васильевском острове, куда вход студентам был запрещен, пьянство. Кроме того, наказывались неявка на лекции без уважительной причины, грубые ответы профессорам во время лекций, несоблюдение приличия в кабинетах для занятий. В качестве особо тяжкого проступка в ведомости отмечены «дерзкие объяснения» студента историко-филологического факультета П. Годзянского в Правлении университета, за что виновному было определено 7-дневное заключение в карцер. Другой студент был наказан за ослушание и дерзкий ответ помощнику инспектора; третий — за курение папирос в кабинете для занятий. Двухдневным карцером закончилась для воспитанника историко-филологического факультета Н. Осипова карточная игра.
Что касается проживания студентов, то до начала 1820-х гг. Расселение же своекоштных студентов, которые стали стремительно прибывать во второй половине 1820-х — начале 1830-х гг. Выбор квартиры определялся ее дешевизной, а дешевое жилье можно было найти в любом конце города, кроме центральной части. Некоторые студенты селились у родственников. Так или иначе, в Петербурге не сложилось подобия «Латинского квартала», как в Париже или малых университетских городах Германии. Живя по 10-12 человек в комнате, казеннокоштные студенты часто болели. Особенно плачевной была ситуация в первые годы существования Педагогического института, когда из-за большого набора студентов одновременно учились студенты старшего и младшего выпусков, почти 200 человек в университетских покоях создалась перенаселенность. Сырые и душные комнаты, отсутствие физической активности, усиленный режим занятий, все это объясняет небывалое количество болезней и даже смертей среди студентов Педагогического института. Только за 1804—1809 гг. Массовыми болезнями были чесотка и головная боль от топки печей, от занятий в душном помещении.
Там будут проходить курсы повышения квалификации, обучение иностранным языкам и подготовка иностранных студентов, передают «Ведомости». Кроме того, планируется построить новые здания. Общий проект кампуса включает университет, морскую академию, мединститут, колледж и кадетскую школу.
Особое внимание будет уделено анализу эпиграфических памятников, то есть надписей - на стенах, погребальных плитах, камнях, монетах. Проект исследования рассчитан до конца 2025 года. По итогам ученые планируют опубликовать статьи в ведущих научных журналах по антиковедению, создать историческую карту, отражающую региональные связи сенаторов и преторианцев.
В СПбГУ объяснили причину замены «Крылатого гения» на памятник имперскому министру
Санкт-Петербургский государственный университет выбрал место для установки памятника министру народного просвещения Российской империи Сергею Уварову, сообщили в пресс-службе вуза. Санкт-Петербургский Императорский университет (1819—1914). Дмитрий Чернышенко открыл галерею портретов ректоров Санкт-Петербургского государственного университета.
Скульптуру "Крылатый гений" перед СПбГУ заменят на памятник Сергею Уварову
Он совершал первый сознательный акт своей воли, приходил в университет сам: его не отдают родители, как в школу. Нет школьной методы преподавания, не задают уроков, никто не контролирует употребления им его часов, дней, вечеров и ночей. Далее следуют шаги все серьезнее и сознательнее, достигается "степень зрелости" без всякого на нее гимназического диплома. Свободный выбор науки, требующий сознательного взгляда на свое влечение к той или другой отрасли знания, и зарождающееся из этого определение своего будущего призвания - все это захватывало не только ум, но и всю молодую душу. Университет отворял широкие ворота не в одну только научную сферу, но и в саму жизнь. С учебной почвы он ступает на ученую. Умственный горизонт его раздвигается, перед ним открываются перспективы и параллели наук и вся бесконечная даль знания, а с нею и настоящая, законная свобода - свобода науки". В первой половине 50-х гг. XIX в.
Министерство народного просвещения предприняло ряд ограничительных мер в высшей школе. Во-первых, установление численного предела обучавшихся в российских университетах не более 300 студентов в каждом, не считая медицинских факультетов , а также запрета на прием лиц недворянского происхождения. Во-вторых, запрещение заграничных командировок преподавателей и студентов с научными целями. В-третьих, прекращение чтения лекций по философии светскими профессорами с передачей преподавания логики и психологии ученым богословам. Такой уровень оплаты оказался непосильным для многих обедневших дворян, которые вынуждены были отказаться от получения высшего образования. Пореформенный период истории России XIX в. Их следует рассматривать в контексте реформ в других сферах, а также царившей обстановки "оттепели", наступившей в стране в 50-60-е гг. Ряд моментов, характерных для пореформенного периода нашей истории, имевших место в обществе рыночной экономики, представляет немалый интерес и сегодня, когда идут напряженные поиски целесообразных форм деятельности образовательных учреждений в новых условиях.
Для решения этой задачи в университете была открыта специальная кафедра валахо-молдавского языка, которая в течение 20 лет работы подготовила несколько десятков специалистов-филологов. Это позволило решить проблему дефицита чиновников в Бессарабских присутственных местах. Для всей истории Петербургского университета характерным является следование практическим потребностям общественного развития. Так, в 1841 г. С этой целью были привлечены специалисты всех факультетов, которые разработали учебный план и лекционные курсы.
Коме того, студенты камерального разряда обязаны были слушать дополнительные учебные курсы по русским гражданским и уголовным законам, всеобщей и отечественной истории, одному из новейших языков. Такой набор предметов существенно расширял кругозор будущих чиновников и позволял им комплексно оценивать проблемы развития регионов России. Позже камеральный разряд был преобразован в административный разряд. Деятельность межфакультетского административного разряда была всецело направлена на подготовку квалифицированных чиновников-управленцев для различных регионов Российской империи, а также для ряда зарубежных государств. В университетских стенах закладывалась не только программа будущей профессиональной жизни студента, но и его дружеские связи, зарождалось его мировоззрение, формировались основы нравственной позиции.
Тепло и взволнованно вспоминают об этом времени духовной свободы и одновременно напряженной духовной работы И. Гончаров: "Дух юношества поднимался, он расцветал под лучами свободы, падшими после школьной и домашней неволи. Он совершал первый сознательный акт своей воли, приходил в университет сам: его не отдают родители, как в школу. Нет школьной методы преподавания, не задают уроков, никто не контролирует употребления им его часов, дней, вечеров и ночей. Далее следуют шаги все серьезнее и сознательнее, достигается "степень зрелости" без всякого на нее гимназического диплома.
Свободный выбор науки, требующий сознательного взгляда на свое влечение к той или другой отрасли знания, и зарождающееся из этого определение своего будущего призвания - все это захватывало не только ум, но и всю молодую душу. Университет отворял широкие ворота не в одну только научную сферу, но и в саму жизнь.
Подробнее узнать об условиях обучения, а также об особенностях Приемной кампании Вы можете с помощью.
Вуз гордится своими выпускниками и молодыми учеными.
Технологии, которые позволят, например, подзаряжать кардиостимуляторы от сокращений самого сердца или восстанавливать барабанные перепонки. Создание одиночных фотонов — следующий шаг в кибербезопасности. Они передают информацию так, что ее невозможно перехватить. Можно прийти после учебы, позаниматься, никто не помешает. Это новый кампус в Петергофе.
То, что это общежитие, выдает разве что студенческое чувство юмора. Так, в душ "советуют ходить с арбузом", отдыхать видимо, сами томичи — в Томске.
Памятник универсанту возле СПбГУ заменят на скульптуру министра Уварова
Санкт-Петербургский государственный университет — старейший и один из крупнейших и ведущих классических университетов Российской Федерации, основанный в 1724 году. Граф Уваров, напоминают в пресс-службе, стал инициатором преобразования в 1819 году главного педагогического института в Императорский Санкт-Петербургский университет. Отчет о состоянии Императорского Санкт-Петербургского университета в 1846 году, составленный ректором его Петром Плетневым.
Альма-матер великих. Выдающиеся выпускники Петербургского госуниверситета
21 декабря в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого прошел. Президент России Владимир Путин присвоил Санкт-Петербургскому горному университету имя императрицы Екатерины II. В 2017 Ученые Санкт-Петербургского университета провели исследование, посвященное топографии поверхности ядерных структур.
Музей истории СПбГУ
В настоящее время эта версия официально принята руководством университета. Согласно другой версии, современный СПбГУ — преемник Санкт-Петербургского университета, который был создан в 1819 году в результате переименования и последующей реорганизации Главного педагогического института при этом следует иметь в виду, что Главный педагогический институт был восстановлен независимым от Университета уже в 1828 году. За дату основания в этом случае принимается 8 20 февраля 1819 года , стоящая на докладе министра духовных дел и народного просвещения, князя Александра Николаевича Голицына , озаглавленном «Об учреждении Университета в Санкт-Петербурге» и содержащем проект «Первоначальное образование С. С 1821 по 1914 г.
Бубнова ; октябрь 1937 г. Жданова ; 1969 г.
С этой целью были привлечены специалисты всех факультетов, которые разработали учебный план и лекционные курсы. Коме того, студенты камерального разряда обязаны были слушать дополнительные учебные курсы по русским гражданским и уголовным законам, всеобщей и отечественной истории, одному из новейших языков. Такой набор предметов существенно расширял кругозор будущих чиновников и позволял им комплексно оценивать проблемы развития регионов России. Позже камеральный разряд был преобразован в административный разряд. Деятельность межфакультетского административного разряда была всецело направлена на подготовку квалифицированных чиновников-управленцев для различных регионов Российской империи, а также для ряда зарубежных государств. В университетских стенах закладывалась не только программа будущей профессиональной жизни студента, но и его дружеские связи, зарождалось его мировоззрение, формировались основы нравственной позиции.
Тепло и взволнованно вспоминают об этом времени духовной свободы и одновременно напряженной духовной работы И. Гончаров: "Дух юношества поднимался, он расцветал под лучами свободы, падшими после школьной и домашней неволи. Он совершал первый сознательный акт своей воли, приходил в университет сам: его не отдают родители, как в школу. Нет школьной методы преподавания, не задают уроков, никто не контролирует употребления им его часов, дней, вечеров и ночей. Далее следуют шаги все серьезнее и сознательнее, достигается "степень зрелости" без всякого на нее гимназического диплома. Свободный выбор науки, требующий сознательного взгляда на свое влечение к той или другой отрасли знания, и зарождающееся из этого определение своего будущего призвания - все это захватывало не только ум, но и всю молодую душу. Университет отворял широкие ворота не в одну только научную сферу, но и в саму жизнь. С учебной почвы он ступает на ученую.
Умственный горизонт его раздвигается, перед ним открываются перспективы и параллели наук и вся бесконечная даль знания, а с нею и настоящая, законная свобода - свобода науки". В первой половине 50-х гг. XIX в.
За 16 лет его не поставили на баланс университета, хотя в вузе несколько раз проводили аудиты. Как рассказали «Фонтанке» в ГК «Орими» Евневич является ее директором , в свое время на создание скульптуры предприниматель потратил почти 360 тысяч долларов. Это право университета, никаких возражений на этот счет у нас нет», — говорит Мария Драбова, директор по корпоративным коммуникациям ГК «Орими». По ее словам, так как памятник принадлежит не университету, а Евневичу, то именно он теперь и рассматривает «различные варианты "переезда" универсанта». Она не исключила, что в итоге «Крылатый гений» может появиться у одного из магазинов «Максидом», например, на Уральской улице. На данный момент памятник огорожен и уже снят с пьедестала. Граф Сергей Уваров был президентом Императорской академии наук 1818—1855 и министром народного просвещения Российской империи 1833—1849.
Он стал инициатором преобразования в 1819 году Главного педагогического института в Императорский Санкт-Петербургский университет.
Он был крупным исследователем Средней Азии, магистром исторических наук, профессором Санкт-Петербургского университета с 1862 года , был избран доктором восточной словесности по совокупности заслуг, член-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук и членом ряда других русских научных обществ. Как ученый он имел европейское признание и был избран почетным членом Лондонского королевского азиатского общества, Парижского азиатского общества и общества Германских ориенталистов в Лейпциге. Данная книга является первым фундаментальным трудом по истории Петербургского университета, ставшим сразу же классикой, без которой невозможно изучение ранней истории одного из важнейших учебных заведений страны и истории высшего образования в России в XIX веке в целом. Санкт-Петербургский университет был одним из самых молодых учебных заведений империи. Он был создан в 1819 году. Особенная заслуга в этом принадлежала С. Уварову, попечителю Петербургского учебного округа и президенту Академии наук.
В книге детально, на основе богатейшего документального материала изложена история учебного заведения. Автор охватил различные сферы жизни университета, внешнюю — организационную, во многом зависевшую от воли бюрократии и университетских уставов; внутреннюю: отразил судьбы преподавателей и студентов университета, показал развития научных школ, направлений, их воздействие на русскую мысль в целом. Университет стал важной частью интеллектуальной истории страны, автор выявляет факты духовной жизни России, которые привели к его открытию и в дальнейшем управляли развитием учебного заведения, раскрывает те существенные особенности, которые отличали Петербургский университет от всех прочих. В издании — пять приложений, материалы которых дополняют историю университета.
История в лицах
В этот день указом Петра Первого была создана не только Академия наук, но и Санкт-Петербургский университет, первый в стране. Санкт-Петербургский университет в XIX веке. Санкт-Петербургский государственный университет — старейший и один из крупнейших и ведущих классических университетов Российской Федерации, основанный в 1724 году.