Можно сказать, что фантастический и непостижимый Петербург романов Достоевского берет начало в этой повести. Сохранилось описание личной библиотеки Достоевского: так мы можем узнать, что читал писатель — и предположить, какие книги повлияли на него.
Читайте также
- Классическая русская литература: произведения, эпохи, имена
- Читать нельзя выкидывать: нужен ли Достоевский в школьной программе
- 5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому
- Читать нельзя выкидывать: нужен ли Достоевский в школьной программе | Счастливые родители
5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому
Сочинив «головную» теорию, делящую всех на «тварей дрожащих» и «право имеющих», и отточив свою аргументацию, Раскольников оказывается в чувственном плену у мысли о будущем преступлении. Он называет ее «проклятой мечтой», «безобразным сном» и сознает себя попавшим под ее чары, наваждение. Показывая, как созревает в герое решимость на преступление, Достоевский изображает явление «внутреннего подполья», которое впервые вывел и описал в «Записках из подполья». Раскольников затворяется во внутреннем мире и уединяется от людей не столько из-за сознания безнадежности своего положения, сколько по собственной злой воле, личному выбору: «Я вот тебе сказал давеча, что в университете себя содержать не мог. А знаешь ли ты, что я, может, и мог? Мать прислала бы, чтобы внести, что надо, а на сапоги, платье и на хлеб я бы и сам заработал; наверно! Уроки выходили; по полтиннику предлагали.
Работает же Разумихин! Да я озлился и не захотел. Именно озлился это слово хорошее! Я тогда, как паук, к себе в угол забился». Так Достоевский полемизирует с теорией среды и утверждает, что никакие внешние обстоятельства и неблагоприятные жизненные условия, идеология и прочие рациональные проекты переустройства мира не могут до конца поработить человека и продиктовать ему ту или иную модель поведения — у него всегда остается свобода выбора. Раскольников — герой времени и безвременья Выбор Раскольниковым старухи-процентщицы в качестве жертвы обусловлен его увлечением модной в обществе 1860-х годов, особенно среди молодежи, идеей разумной пользы.
Они считали, что все явления действительности нужно рассматривать исходя из критериев «разумности», «пользы», «рациональности», «утилитарности». Достоевский нашел эту идею «недоконченной» и радикализировал ее в романе: его герой применяет критерий «пользы» по отношению к жизни Алены Ивановны.
Экономика и Святые Отцы — такие были интересы у великого писателя и мыслителя. Хорошо бы и нам перенять такой ракурс мысли. В личной библиотеке Достоевского были: — Библия, Евангелие, Псалтирь, Книга Иова, Часослов, каноны, жития; — довольно много книг о спиритизме модная тема эпохи , по богословию, истории, социологии, праву, естествознанию, искусству, истории литературы, филологии, фольклору; — из русской литературы: Гоголь, Грибоедов, Державин, Жуковский, Крылов, Лермонтов, Лесков, Майков, Некрасов, Островский, Пушкин, Рылеев, Салтыков-Щедрин, А. Толстой, Л.
Это, конечно, не весь список. В общем, Достоевский читал книги самых разных эпох, самого разного характера и самых разных направлений.
Лев Додин вообще говорит, что «романы Достоевского абсолютно не годятся для инсценировок». Так ли это? ГЗ Говорит и все равно ставит.
Достоевский же — великий писатель — вроде и собирался, но ни одной пьесы не написал. Пьесы тогда уже давали заработок, что было важно для писателя, а все равно — не написал ни одной. Но его проза необыкновенно театральна, а его герои — если не каждый! Для меня «Кроткая» Додина во МХАТе, как и потом его «Бесы» в Малом драматическом — из самых сильных театральных впечатлений, «Кроткая» войдет и в десятку, и в пятерку, и в тройку лучших спектаклей, которые я видел в своей все-таки богатой на сильные театральные впечатления жизни. АМ Как вы относитесь к кинофильмам, снятым по Достоевскому классиками зарубежного кинематографа — к примеру, «Белым ночам» Лукино Висконти или «Идиоту» Акиры Куросавы, в которых история осовременена, сюжетная составляющая существенно изменена, а русское начало совсем не является определяющим?
ГЗ Очень хорошо отношусь, во всех таких случаях это — чрезвычайно деликатное отношение к слову, к интонации Достоевского, хотя, быть может, у Висконти — это не главный его шедевр. АМ Есть некий притягательный магнетизм и в личности Достоевского, и в его романах. Неслучайно на российских экранах не так давно появилось сразу несколько нашумевших сериалов, в том числе о жизни самого писателя. Восприняты они были неоднозначно. Годится ли для столь масштабного писателя-философа модный нынче сериальный формат?
ГЗ Евгений Миронов, по-моему, был прекрасен в сериале Владимира Бортко, он как раз из лучших, из самых глубоких актеров, кто чувствует и может сыграть героев Достоевского и вот — самого писателя тоже сыграл очень точно. А у Бортко — в «Идиоте», я имею в виду. АМ И мой традиционный последний вопрос. Какие произведения Достоевского вы бы посетовали в первую очередь прочесть пользователям Лабиринта? ГЗ Мои любимые — это повести, их и читать — не скажу легче, но прочесть можно быстрее.
Из романов — «Идиот». В них — почти все про сложную душу, конечно, не только про русскую. Если верно, что у Достоевского имелся не только свой угол зрения на православие, но и своя линия, не совпадавшая с церковной, можно ли в этом случае сравнить его концепцию христианства с толстовством? И были ли у Достоевского столь же верные последователи его религиозной концепции, как у Толстого? Михаил Одесский Личность Христа для Достоевского — центр мировоззрения.
Значительно сложней сделать из этого какие-то богословские или философские выводы. Я бы даже сказал, что после всех тех попыток, которые в этом направлении делались, стоит подождать суждения квалифицированных богословов. Знаете, у меня когда-то состоялась памятная беседа об этом с покойным Виктором Марковичем Живовым. Меня впечатлили его слова, что трудно оценивать богословскую мысль Достоевского с точки зрения современного сознания, потому что середина ХIХ века не лучший период отечественного богословия. Получается, если сам по себе личный опыт переживания Христа, который имелся у Достоевского, бесспорен, то системообразующие заключения делать из этого слишком сложно и, пожалуй, преждевременно.
В любом случае сближать его с толстовством и проводить параллели не стоит: Толстой, со своим рационалистическим пониманием христианства, прямо конфликтовал с ортодоксией, у Достоевского, напротив, преобладало ощущение божественности Христа, и, хотя это ощущение было очень личностным, едва ли Достоевский считал, что оно не канонично. Поэтому, несмотря на то, что многие мыслители конца ХIХ — начала ХХ веков восхищались Достоевским, считать, что были какие-то верные его последователи в понимании Христа, что сложилась некая богословская школа, думаю, неверно. АМ В «Розе Мира», которую мы не часто вспоминаем и которая почему-то оказалась за скобками нашего сегодня, Даниил Андреев использует неожиданное словосочетание — «русский Синклит». В понятие это он укладывает «наше все» — Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Толстого, а далее говорит не менее неожиданные для нас слова о Владимире Соловьеве. Хотя в великий русский Синклит Андреев его не ввел, сделанное русским философом он считал не менее значимым.
Достоевский и Соловьев не только жили в одно время, но и дружили, и наверняка оказывали влияние друг на друга. Какие идеи Соловьева просматриваются в произведениях Достоевского? МО По правде сказать, влияние идей Соловьева на Достоевского едва ли очевидно. Можно, наверное, это изучать, что и делается, но, на мой взгляд, вопрос этот пока остается открытым. Очевидно влияние на Достоевского личности Владимира Соловьева.
Соловьев — отчасти прототип Алеши Карамазова, из чего часто делаются предположения, как бы дальше сложилась судьба этого героя, если бы Достоевский решил продолжить роман как известно, автор задумывал его как первую часть романа-эпопеи «История Великого грешника». А вот Достоевский для Соловьева значил очень много во всех отношениях, но, опять-таки, следует учитывать, что Соловьев слишком самостоятельный и оригинальный мыслитель, причем доминанты его мировоззрения совершенно иные, чем у Достоевского. Именно Соловьев произнес применительно к Федору Михайловичу столь значимое для русского культурного сознания слово «пророк», в котором заметно не просто отношение философа к писателю, но и его умение читать Достоевского-критика, потому что перед смертью сам Достоевский назвал пророком Пушкина и поднял планку оценки отечественных литераторов до «пророческого» уровня. Но, переадресуя то, что было сказано Достоевским о Пушкине, самому Федору Михайловичу, Соловьев имел ввиду пророчество «всечеловеческого», которое было важно для Соловьева, но которое едва ли является основным в пророчестве Достоевского. Это свидетельствует о том, что Соловьев не был учеником Достоевского: по собственному ощущению он вообще не был ничьим учеником.
Тот Достоевский-пророк, о котором говорит Соловьев, это «Достоевский по Соловьеву», что и следует ожидать, когда мы говорим о таком оригинальном мыслителе. АМ В свое время я совершенно случайно открыл для себя латиноамериканского писателя Хуана Карлоса Онетти и был потрясен его невероятной литературной деликатностью.
В то же время Федор Михайлович очень любил это произведение, ведь оно в большей мере отображало его нравственно-философские взгляды в период 60-х. Главный герой Лев Николаевич Мышкин 26 лет от роду — необыкновенный человек. Он добр душой и своими помыслами, его природе не знакомы ложь, предательство, коварство, жажда наживы — словом, он чистейшей воды идиот, как его и называют за глаза. Несколько лет князь Мышкин провел в санатории в Швейцарии, лечась от падучей болезни эпилепсии. У него нет должного образования, но читать и писать он, безусловно, умеет. Но самое главное, что Лев Николаевич не приучен к жизни в том злом и жестоком мире, частью которого он, увы, является. Главному герою предстоит познакомиться с Аглаей Епанчиной, своенравной, капризной и прогрессивной особой, с холодной красавицей Настасьей Филипповной, чья жизнь сломилась раньше, чем успела начаться, с жестоким и скрытным Парфеном Рогодиным и многими другими людьми и их пороками. Как бы не пытался Мышкин прижиться в этом вражеском мире, тот его не принимает и в буквальном смысле слова сводит с ума.
В литературоведении за романом также закрепились определения — роман-предупреждение, роман-предсказание, ведь автор в самом деле предсказал грядущие социальные катастрофы — вскормленные человеческой кровью русская революция, режимы Гитлера и Сталина. Однако, говоря о социальном, Федор Михайлович особое значение уделял первопричине бедствий человечества — деградации души и морали. События романа разворачиваются в уездном городке, напоминающем Тверь.
Читать нельзя выкидывать: нужен ли Достоевский в школьной программе
Кроме простого и очевидного ответа — «в гениальности Достоевского» — возможно, существует как минимум еще один: «проклятые» вопросы не имеют простых и положительных ответов. Нищета, собственные страдания и страдания близких всегда ставили и будут ставить человека перед выбором: имею ли я право преступить любой нравственный закон, чтобы потом стать спасителем униженных и утешителем слабых; должен ли я сперва возлюбить себя, а только потом, став сильным, возлюбить ближнего своего? Это вечные вопросы. В князе Мышкине соединились черты образа Христа и одновременно ребенка, умиротворенность, граничащая с беспечностью, и невозможность пройти мимо беды ближнего.
Преступление и наказание: взгляд в душу человека Роман «Преступление и наказание» — одно из наиболее известных произведений Федора Достоевского. В нем автор с глубоким пониманием разбирается в психологии человеческой души и исследует тему преступления и наказания. Основной герой романа, Родион Раскольников, молодой студент, испытывает нравственный и душевный конфликт. Он приходит к мысли о совершении преступления — убийства старушки-процентщицы, у которой он занял деньги. Раскольников верит, что таким образом он сможет совершить великое дело и освободить общество от людей, которые разрушают его. Однако, преступление совершается, и герой начинает испытывать чувство вины и муки совести. В ходе романа, Достоевский на примере Раскольникова анализирует психологию и мотивы преступления. Он показывает, что даже такой рациональный и рассудительный человек, как студент Родион, способен на аморальные поступки под воздействием экстремальных условий и своих убеждений. Важную роль в романе также играют другие персонажи, такие как мрачный Порфирий Петрович, детектив, который разыскивает убийцу, и Соня Мармеладова, проститутка, которая становится родным человеком для Раскольникова и помогает ему осознать свою вину. В «Преступлении и наказании», как и в других произведениях Достоевского, поднимаются актуальные социальные и этические вопросы. Роман вызывает у читателя множество важных размышлений о справедливости, добре, грехе и морали. Известные произведения Достоевского, которые также рекомендуется прочитать, чтобы лучше понять его творчество и идеи, включают «Бесы», «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы». В каждом из этих произведений автор затрагивает важные философские, этические и моральные вопросы человеческой сущности и общества. Братья Карамазовы: философская драма о смысле жизни Роман «Братья Карамазовы» является одним из самых известных произведений Федора Достоевского и считается шедевром мировой литературы. Это философская драма, которая исследует сложные вопросы существования, морали и смысла жизни. Роман входит в серию знаменитых произведений Достоевского, включающую также «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Записки из подполья», «Бесы» и другие. Роман обращается к вечным вопросам человеческого существования, таким как свобода, мораль, вера, грех и преступление. Достоевский на протяжении всего произведения исследует разные философские и этические концепции, представленные через различных персонажей. Уникальность «Братьев Карамазовых» заключается в том, что они объединяют в себе элементы классической драмы, детектива и философского трактата. Роман полон глубоких духовных размышлений, трагических событий, сложных отношений между героями и неожиданных поворотов сюжета. Кроме того, «Братья Карамазовы» являются своеобразным сводом итогов творчества Достоевского, где он собирает и развивает свои основные идеи, представленные в предыдущих произведениях. Роман обретает особое значение в контексте литературы и философии XIX века. В заключение можно сказать, что «Братья Карамазовы» представляют собой глубокое, многогранные и философское произведение, которое не оставит равнодушным ни одного читателя. Знакомство с ранним Достоевским Достоевский — один из величайших русских писателей, чьи произведения стали классикой мировой литературы. Такое богатство тем и идей можно увидеть уже в его ранних работах. Одним из первых произведений, с которых следует начать знакомство с Достоевским, являются его «Записки из подполья». В этой книге писатель вводит нас в мир глубинных мыслей и эмоций главного героя, который борется с чувством отчаяния и постоянно мучается сомнениями. Другой важной работой, которую рекомендуется прочитать, является роман «Преступление и наказание». В этой книге Достоевский затрагивает темы преступления и наказания через историю студента Раскольникова, совершившего преступление и пытающегося оправдать его в глазах самого себя и общества. Роман является глубоким погружением в тёмные уголки человеческой души и гениальным анализом мотивов преступления. Также стоит обратить внимание на роман «Бесы», который описывает духовную и моральную деградацию общества. Главный герой, пытаясь бороться с несправедливостью и коррупцией вокруг себя, сам погружается в мир безумия и сумасшествия.
Роман полон глубоких духовных размышлений, трагических событий, сложных отношений между героями и неожиданных поворотов сюжета. Кроме того, «Братья Карамазовы» являются своеобразным сводом итогов творчества Достоевского, где он собирает и развивает свои основные идеи, представленные в предыдущих произведениях. Роман обретает особое значение в контексте литературы и философии XIX века. В заключение можно сказать, что «Братья Карамазовы» представляют собой глубокое, многогранные и философское произведение, которое не оставит равнодушным ни одного читателя. Знакомство с ранним Достоевским Достоевский — один из величайших русских писателей, чьи произведения стали классикой мировой литературы. Такое богатство тем и идей можно увидеть уже в его ранних работах. Одним из первых произведений, с которых следует начать знакомство с Достоевским, являются его «Записки из подполья». В этой книге писатель вводит нас в мир глубинных мыслей и эмоций главного героя, который борется с чувством отчаяния и постоянно мучается сомнениями. Другой важной работой, которую рекомендуется прочитать, является роман «Преступление и наказание». В этой книге Достоевский затрагивает темы преступления и наказания через историю студента Раскольникова, совершившего преступление и пытающегося оправдать его в глазах самого себя и общества. Роман является глубоким погружением в тёмные уголки человеческой души и гениальным анализом мотивов преступления. Также стоит обратить внимание на роман «Бесы», который описывает духовную и моральную деградацию общества. Главный герой, пытаясь бороться с несправедливостью и коррупцией вокруг себя, сам погружается в мир безумия и сумасшествия. Одним из последних, но не менее значимых произведений, настоящей литературной классики, является роман «Братья Карамазовы». В этой книге Достоевский принимает множество мировоззрений: он обсуждает вопросы религии, морали, смысла жизни. Знакомство с произведениями раннего Достоевского — это не только погружение в ум и душу одного из самых великих писателей, но и осмысление самых важных проблем человечества. Белые ночи: нежная история любви и одиночества Одним из самых известных произведений Фёдора Достоевского является «Белые ночи». В этой романтической повести главный герой ведет свои записки о своей одиночестве и взаимоотношениях с женщиной. Само произведение было опубликовано в 1848 году и стало одним из первых, где Достоевский обратился к романтической тематике. Хотя «Белые ночи» не являются самым известным произведением Достоевского, оно сыграло значительную роль в формировании его стиля и тематики. Читайте также: Как правильно пишется - стажИровка или стажЕровка? Другие известные произведения Достоевского включают в себя серии «Братья Карамазовы«, «Идиот», «Из подполья«, «Преступление и наказание» и «Бесы». В своих произведениях Достоевский исследует самые глубокие человеческие страсти и проблемы, и его работы считаются классикой мировой литературы. Идиот: образец доброты в суровом мире Идиот — роман Федора Достоевского, написанный в 1868 году. В этом произведении автор осмысленно исследует тему наказания и подполья, а также преступления и наказания, присутствующие в российском обществе. Роман «Идиот» рассказывает о главном герое по имени Принц Мышкин, который возвращается в Россию после длительного пребывания в швейцарской клинике. Мышкин, помимо своей простоты и наивности, является образцом доброты в жестоком и суровом мире. Сюжет романа «Идиот» тесно связан с другими произведениями Достоевского, такими как «Бесы», «Записки из подполья», «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы». В романе «Идиот» Достоевский поднимает важные вопросы морали, человеческих ценностей и кризиса духовности в обществе. Герой Мышкин сталкивается с множеством преград и трудностей, но несмотря на это, его доброта и сострадание к окружающим остаются неизменными. Роман «Идиот» не просто интересное произведение, но и глубокая философская размышленя о природе человека и его отношении к миру. Достоевский в своем произведении дает нам возможность задуматься об истинных ценностях и смысле жизни.
Источник: readrate. Подсказываем план, который действительно сработает. Ваше школьное знакомство с Достоевским закончилось провалом? Показалось слишком мрачно, многословно и трудно? Вроде бы понимаете, что многое теряете, но по разным причинам никак не можете подружиться с текстами классика? Вы просто не знаете, с чего начать. Достоевский — это магия слова, путешествие по тёмным закоулкам души, приглашение к размышлению о природе человеческих недостатков. Те, кто полюбил и прочитал основные произведения Достоевского, многое поняли про жизнь. Хотя зачем мы вас уговариваем? Вы всё и так прекрасно знаете. Просто боитесь «объёма работ» и того, что опять не получится. И мы на ReadRate прекрасно вас понимаем. Поэтому предлагаем свой способ чтения книг классика. Это наш авторский подход, где порядок чтения не идентичен порядку написания, а знакомство с великим Достоевским начнётся не с его книг. И вообще не с книг. Старт: мини-сериал «Достоевский» режиссёр Владимир Хотиненко, 2011 год. Да, это против правил хорошего тона, но… к сожалению, великий классик есть, а великой его биографии нет. Самая известная биографическая книга «Достоевский» Людмилы Сараскиной — это увесистый том почти на тысячу страниц, который сложно читать изначально не влюблённому в писателя человеку. Слишком уж официальная подача. Интересно написаны книги «Три любви Достоевского» Марка Слонима и «Последний год Достоевского» Игоря Волгина, но они рассказывают лишь о части жизни писателя. Поэтому выхода нет — давайте смотреть сериал. Вместе с Достоевским мы проживём сначала смертный приговор за участие в революционном кружке, а потом — прямо на плахе — его отмену. Проведём время в ссылке, выйдем на свободу, поживём в провинции, неудачно влюбимся и женимся, чудом вернёмся в столицу, переживём первый литературный успех и вслед за ним мощное падение. Потом снова неудачная любовь, снова падение, тотальное безденежье, зависимость от издателей и невозможность писать когда хочется, игровая зависимость и припадки эпилепсии… И вот тогда вы посмотрите на Достоевского по-другому — как на живого сложного человека. И на его книги тоже. Если после сериала захочется чего-нибудь еще, можно закрепить эффект известным советским фильмом «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского».
Навигация по записям
- «Реалист в высшем смысле»
- ' + title + '
- 10 лучших книг Достоевского, которые вы обязаны прочесть
- «Хочу понимать литературу»: с чего начать?
- Гайды по творчеству писателей — есть ли в них смысл? — Почитать на DTF
- 5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому | СаратовБизнесКонсалтинг
Что читать новоначальным. Основные разделы православной литературы
Начну с того, что в школе Достоевского я не читала, это был как раз тот период, когда школьники активно начали юзать. Достоевского читайте. Читала «идиот», «преступление и наказание», «бедные люди» и «бесы». Хотела прочитать «братья Карамазовы», но все никак не вдохновлюсь, чтобы начать. Читать его легко, а история, рассказанная Достоевским, весьма жизненная и актуальная. Гайд по творчеству Достоевского, в котором рекомендуют начать с Преступления и наказания. Прочитав произведения Достоевского, Кафки, Уайлда и других ты научишься находить причины и следствия того или иного поведения, познаешь глубины человеческих характеров.
Нужна ли литература в школе
- 5 романов Достоевского, которые следует прочесть каждому
- С какой книги лучше начать читать достоевского? аргументируйте свой ответ.
- Зачем читать классическую литературу?
- С чего начать читать достоевского
- Первый шаг в мир литературы великого русского писателя
- «Реалист в высшем смысле»
Фёдор Достоевский - список книг по порядку, биография
Прочитав произведения Достоевского, Кафки, Уайлда и других ты научишься находить причины и следствия того или иного поведения, познаешь глубины человеческих характеров. С чего начать читать Достоевского? В этой статье представлен список всех произведений Достоевского в хронологическом порядке (таблица). Затем я бы начал читать книгу «Мальчики» из «Братьев Карамазовых». Ведь в таком случае, чтобы читать Достоевского, необходимо понимать, что представляло собой русское общество в 50–60-е годы XIX века; нужно прочитать Библию, как минимум — Евангелие. НА По своему опыту могу сказать, что начинать читать Достоевского лучше с «Преступления и наказания», это очень мощный во всех смыслах роман, и он многое открывает в его творчестве.
Блог издательства Delibri
Эта точка зрения Достоевского во всей своей полноте раскрывается в романе «Преступление и наказание». 41 Федор Достоевский — Братья Карамазовы Последний роман Достоевского, поднимающий проблемы алчности, любви, почитания родителей, сострадания и милосердия, борьбы Божественного и Дьявольского в душе человека. Можно сказать, что фантастический и непостижимый Петербург романов Достоевского берет начало в этой повести. У меня лично Достоевский начался с Бесов, и эта книга мне очень понравилась, а вот в свое время Преступление и наказание, например, так и не осилила, хотя Бесы, Братья Карамазовы читались хорошо и интересно. Если вы только начинаете знакомиться с произведениями Федора Достоевского, то стоит выбрать книги, которые вам будут легко читать и понимать.
Культурный ход: с чего начинать знакомство с классической литературой
Стремления князя Льва Мышкина, главного героя, направлены на то, чтобы сделать других счастливыми. Однако, вмешиваясь в судьбы людей, оказываясь втянутым в их жизни, в их страсти, он становится жертвой и в финале сходит с ума. Князь Мышкин — это нравственный камертон, а главная его заповедь — сострадание. И, может, главная трагедия героя, который подобно Дон Кихоту идёт на схватку, но со страстями человечества, в том, что мы зовём его идиотом. Бахтин в работе «Проблемы поэтики Достоевского» описывает новый приём организации романа в произведениях Достоевского — полифонизм.
Внутри произведения герои и автор автономны в своих мнениях, идеях, взглядах. Достоевский разрушил монологическую форму повествования, наделив своих героев независящим от автора сознанием. Поэтому он углубляется в психологию своих героев, прописывает детально мотивы их поступков и идеи, которые ими движут. В «Бесах» представлена галерея персонажей, постоянно ведущих философские споры, уговаривающих друг друга принять свою сторону.
Аркадий находится в поисках своего Я, выражения своей идеи, что отражается во взаимоотношениях с двумя героями: Андреем Версиловым и Макаром Долгоруким.
Достоевский обличает общество, его стремление к обогащению и отрицанию светлых идеалов. Вот после этого прочтения произведений наступает очередь романа "Идиот", "Подросток".
Тем более, чтение романа "Братья Карамазовы"- роман -трагедия, философский роман , в котором писатель выдвинул свою концепцию мира и его восприятия. Чтобы понять творчество Ф. Достоевского неплохо бы было обратиться и к критикам таким как Добролюбов, Писарев, Белинский, Салтыков-Щедрин и др.
Не имея жизненного опыта, практически, будет трудно осмыслить творчество этого писателя, как говорил сам Достоевский, что в его произведениях отображен фантастический реализм.
Суд признал его виновным. По пути на каторгу в Тобольске состоялось тайное свидание Достоевского и других заключенных с женами декабристов, которые благословили всех в новый путь и каждому подарили Евангелие. Это Евангелие, сопровождавшее писателя всюду, сыграло решающую роль в духовном перевороте, который произошёл с ним на каторге. Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Христос. Целью творчества писателя стало в первую очередь миссионерство — проповедь христианства среди своих неверующих современников. Во время ссылки в 1857 г. Достоевский обвенчался с Марией Исаевой, вдовой чиновника А. В декабре 1859 г.
Перед нами снова история любви, но не драма, а романтика. Это история случайностей, контрастов, полных незамутнённого счастья встреч в разгар лета. Но у Достоевского, как вы понимаете, не бывает хеппи-эндов. Увы, история заканчивается быстро, но читатели уверены: герой будет каждый вечер заново проживать своё приключение всю оставшуюся жизнь. И радоваться тому, что оно у него было. Униженные и оскорбленные Пора переходить к большим романам, но делать это постепенно. Это связано с тем, что Фёдор Михайлович задумал его, чтобы увеличить тиражи выпускаемого на пару с братом журнала «Время». Роман печатался частями и в каждом номере заканчивался на самом интересном месте. Всё-таки это хоть и лёгкий, но Достоевский, и его изюминка — в содержательных монологах героев. Влюблённый в дочь своего воспитателя Наташу рассказчик Ваня понимает: его избранница любит другого. Он готов на всё, лишь бы Наташе было хорошо. Ваня с готовностью берёт на себя роль «куратора» чужой любви, пытаясь решить проблемы, мешающие счастью любимой женщины с другим. Но проблем всё больше, и в этом романе жалко всех, в разной мере «униженных и оскорблённых». Идиот Время «пятикнижия» так называют пять главных романов Достоевского пришло. Но начинать советуем опять же не по хронологии, а с самого отзывающегося в душе романа «Идиот». Текст зрит в самый корень: почему люди с завышенной духовной планкой выглядят такими чужеродными в нашем мире? Князя Мышкина с его чистыми помыслами и желанием спасти своим именем демоническую Настасью Филипповну так и хочется погладить по голове, пожалеть. Но вот быть таким? После прочтения можно дать честный ответ на этот вопрос — хотя бы только себе. Бесы Хотя «Бесы» были прочитаны современниками как политический роман, да и сам Достоевский не скрывал, что это его призыв к революционерам прекратить насилие, всё-таки это роман о многогранности человека. И взахлёб мы его сейчас читаем из-за главного героя Ставрогина, к которому никак не можем сформировать однозначное отношение. Мы готовы убить его за девочку Матрёшу из главы «У Тихона» и зауважать за женитьбу на хромой Марье Лебядкиной. В те моменты, когда этот злодей несчастен, очень хочется его приласкать и пожалеть. А как относиться к тому, что он оттаскал за нос помещика Гаганова, укусил за ухо губернатора и публично поцеловал чужую жену — с восхищением или с неодобрением? Да что там, он и сам этого не знает, поэтому не живёт, а мучается. Главный вывод, который мы сделаем, — вовсе не про политические уроки, а про то, как трудно жить умной, но мятущейся душе.
Самые важные произведения Достоевского, с которых нужно начать чтение
Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг», «Удивительные приключения рыбы-лоцмана: 150 000 слов о литературе» Галины Юзефович Многие больше все же прислушиваются к конкретным советам: а что читать? И на что обратить внимание в этом прочитанном? В таком случае можно смело искать рецензии или даже целые сборники с ними. Например, у одного из самых популярных российских литературных критиков, обозревателя «Медузы» Галины Юзефович уже выходил сборник рецензий и рекомендаций по книгам «Удивительные приключения рыбы-лоцмана». В новой книге «Таинственная карта» собраны рецензии по абсолютно, казалось бы, разножанровым произведениям, выходившим в последние годы: начиная от всеми известного Пелевина, романам которого отведена аж целая глава, и заканчивая современной фантастикой и переводной литературой малоизвестных у нас, но от этого ничуть не менее интересных авторов Йон Линдквист, Джон Краули и другие. Рассказ про каждого писателя содержит ответ на главный вопрос: «Как современная литература отражает наше время сегодня? Если вы хотите как-то обобщить предыдущий читательский опыт, объяснить многие подмечаемые вами сюжетные закономерности, то Кэмпбелл пишет именно об этом. Ведь большинство мифов и сказаний имеют в своей основе схожие истории и «путешествия» в них, по сути, одних и тех же героев. Подобное явление он назвал «мономифом», а все путешествие героя расписал поэтапно, тем самым подарив миру учебник, объединяющий в себе многие психологические Фрейд, Юнг и этнографические Фрэзер, Боас исследования. Тем, кому Кэмпбелл может показаться немного устаревшим, лучше начать с Воглера. Ведь именно вдохновившись «Тысячеликим героем» американский продюсер Кристофер Воглер написал свою «методичку» для сценаристов и писателей.
Так что если вам кажется, что сюжеты книг начали повторяться, а каждая серия «Звездных войн» так или иначе сделана по одной «кальке», то вам не кажется: режиссер Джордж Лукас активно использовал наработки Кэмпбелла в своих фильмах, а уже книга Воглера стала настоящим учебником для написания «продаваемых» сюжетов фильмов и книг. Однако если вам не хочется тратить свое время на детальное изучение жизни каждого, то попробуйте все и сразу, например, лекции по литературе. Среди самых известных сборников по теме стоит отметить, конечно же, ставшие уже классикой набоковские лекции по русской и зарубежной литературе, читаемые когда-то знаменитым писателем в Корнелльском университете американским студентам.
Во-вторых, в "Униженных и оскорбленных" довольно глубоко и психологично раскрываются разные характеры. И, наконец, Достоевский хотел показать, что люди путают любовь к себе и гордость, привитую воспитанием, зачастую даже причиняющую вред человеку. Повесть "Записки из Мертвого дома", 1860 "Записки из Мертвого дома" - это своего рода сборник, объединяющий повесть и рассказы, посвященные теме каторги в Сибири. Достоевский сам побывал на каторге, поэтому писал не понаслышке. Однако повесть не является в прямом смысле биографией писателя. Главный герой - Александр Петрович Горянчиков, а не сам автор. В книге описывается быт заключенных, их взаимоотношения, поднимаются различные нравственные вопросы. Рассказ "Чужая жена и муж под кроватью", 1860 Рассказ "Чужая жена и муж под кроватью" появился в результате объединения двух отдельных рассказов - "Чужая жена" и "Ревнивый муж". В итоге получилось искрометное произведение в водевильном стиле, веселое и очень смешное. В основе сюжета лежат поступки ревнивого и обманутого мужа. Рассказ полон комических ситуаций и курьезов, живых диалогов, остроумных каламбуров. Читать его легко, а история, рассказанная Достоевским, весьма жизненная и актуальная. В основе сюжета лежит история о человеке, мелком чиновнике — застенчивом, нерешительном, обидчивом, честном. Однажды промозглым вечером он встречает на одном из петербургских мостов своего полного двойника по имени и внешности.
Чтение произведений Льва Николаевича Достоевского открывает уникальную возможность погрузиться в ум и мир одного из величайших писателей всех времен и народов. Его работы позволяют не только насладиться высоким искусством слова, но и проникнуться глубокими мыслями, которые остаются актуальными и по сей день. Преступление и наказание: взгляд в душу человека Роман «Преступление и наказание» — одно из наиболее известных произведений Федора Достоевского. В нем автор с глубоким пониманием разбирается в психологии человеческой души и исследует тему преступления и наказания. Основной герой романа, Родион Раскольников, молодой студент, испытывает нравственный и душевный конфликт. Он приходит к мысли о совершении преступления — убийства старушки-процентщицы, у которой он занял деньги. Раскольников верит, что таким образом он сможет совершить великое дело и освободить общество от людей, которые разрушают его. Однако, преступление совершается, и герой начинает испытывать чувство вины и муки совести. В ходе романа, Достоевский на примере Раскольникова анализирует психологию и мотивы преступления. Он показывает, что даже такой рациональный и рассудительный человек, как студент Родион, способен на аморальные поступки под воздействием экстремальных условий и своих убеждений. Важную роль в романе также играют другие персонажи, такие как мрачный Порфирий Петрович, детектив, который разыскивает убийцу, и Соня Мармеладова, проститутка, которая становится родным человеком для Раскольникова и помогает ему осознать свою вину. В «Преступлении и наказании», как и в других произведениях Достоевского, поднимаются актуальные социальные и этические вопросы. Роман вызывает у читателя множество важных размышлений о справедливости, добре, грехе и морали. Известные произведения Достоевского, которые также рекомендуется прочитать, чтобы лучше понять его творчество и идеи, включают «Бесы», «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы». В каждом из этих произведений автор затрагивает важные философские, этические и моральные вопросы человеческой сущности и общества. Братья Карамазовы: философская драма о смысле жизни Роман «Братья Карамазовы» является одним из самых известных произведений Федора Достоевского и считается шедевром мировой литературы. Это философская драма, которая исследует сложные вопросы существования, морали и смысла жизни. Роман входит в серию знаменитых произведений Достоевского, включающую также «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Записки из подполья», «Бесы» и другие. Роман обращается к вечным вопросам человеческого существования, таким как свобода, мораль, вера, грех и преступление. Достоевский на протяжении всего произведения исследует разные философские и этические концепции, представленные через различных персонажей. Уникальность «Братьев Карамазовых» заключается в том, что они объединяют в себе элементы классической драмы, детектива и философского трактата. Роман полон глубоких духовных размышлений, трагических событий, сложных отношений между героями и неожиданных поворотов сюжета. Кроме того, «Братья Карамазовы» являются своеобразным сводом итогов творчества Достоевского, где он собирает и развивает свои основные идеи, представленные в предыдущих произведениях. Роман обретает особое значение в контексте литературы и философии XIX века. В заключение можно сказать, что «Братья Карамазовы» представляют собой глубокое, многогранные и философское произведение, которое не оставит равнодушным ни одного читателя. Знакомство с ранним Достоевским Достоевский — один из величайших русских писателей, чьи произведения стали классикой мировой литературы. Такое богатство тем и идей можно увидеть уже в его ранних работах. Одним из первых произведений, с которых следует начать знакомство с Достоевским, являются его «Записки из подполья». В этой книге писатель вводит нас в мир глубинных мыслей и эмоций главного героя, который борется с чувством отчаяния и постоянно мучается сомнениями. Другой важной работой, которую рекомендуется прочитать, является роман «Преступление и наказание». В этой книге Достоевский затрагивает темы преступления и наказания через историю студента Раскольникова, совершившего преступление и пытающегося оправдать его в глазах самого себя и общества. Роман является глубоким погружением в тёмные уголки человеческой души и гениальным анализом мотивов преступления.
В основе сюжета лежат поступки ревнивого и обманутого мужа. Рассказ полон комических ситуаций и курьезов, живых диалогов, остроумных каламбуров. Читать его легко, а история, рассказанная Достоевским, весьма жизненная и актуальная. В основе сюжета лежит история о человеке, мелком чиновнике — застенчивом, нерешительном, обидчивом, честном. Однажды промозглым вечером он встречает на одном из петербургских мостов своего полного двойника по имени и внешности. Но на этом их сходство заканчивается, ведь копия - полная противоположность господина Голядкина по характеру. Тезка стал для главного героя сущим проклятием, изменившим или даже уничтожившим его жизнь. Повесть с мистическим налетом, потому что трудно определить подоплеку появления двойника. Это плод больного воображения главного героя, которому везде мерещатся заговоры и сплетни вокруг собственной персоны? Или это альтер эго, или все же реальная личность, которая в повести появляется на самом деле? Повесть "Белые ночи", 1848 Необычная подача информации, рассуждения и размышления об одиночестве, жизни, чувствах, быстротечности времени. Иромантическая история двух случайно встретившихся людей. У каждого своя судьба, у каждого свои интересы, и оба они одиноки, но у одного еще теплится надежда, что любовь возможна... Сюжет довольно интересный, как и непредсказуемая развязка.