Великий пост в 2023 году начинается 27 февраля, а заканчивается 15 апреля, — это самый главный, продолжительный и строгий из всех православных постов, поэтом. Этот церковный праздник посвящен одному из наиболее знаковых чудес Иисуса Христа — воскрешению праведного Лазаря. В РПЦ обвинили Эстонию в религиозном преследовании православия. Великий пост 2024: что категорически нельзя делать.
МИР ПРАВОСЛАВИЯ ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ
Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции , русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества. Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси.
Рыбные блюда только в определенные дни. Но главное, как напоминает церковь, не ограничения в пище, а в особом внимании к жизни духовной, к своим ближним и тем, кто нуждается в заботе и помощи.
Она олицетворяет пробуждение природы после зимнего сна и возрождение новой жизни. Что нужно сделать на Вербное воскресенье 2024? Накануне праздника православные христиане срезают или покупают вербные ветви. Дома их ставят в воду, чтобы пушистые почки распустились до праздника. А день праздника посещают храмы, где освящают вербы, а после ставят их в доме рядом с иконами.
Такой букет не убирают целый год, до следующего Вербного воскресенья. Несмотря на то, что все еще идет Великий пост, на Вербное воскресенье дозволяется употреблять в пищу рыбу. Некоторые считают, что если с утра на праздник опустить пушистые почки вербы в родниковую воду и умыться ею, то весь год будешь здоров.
Анализ многолетних данных TIMSS подробно показал, что рост интенсивности поста связан с лучшей успеваемостью в школах в странах с преобладающим мусульманским населением. В странах, где большинство составляют немусульмане, такого эффекта не было. Этот эффект выше в школах с высокой долей учащихся-мусульман, чем в школах с более низкой долей — еще одно свидетельство того, что социальные аспекты религиозной деятельности и формирование общей идентичности играют здесь определенную роль. Поделиться ссылкой.
Для старообрядцев наступило время Великого поста
Новости. В неделю 4 Великого поста архиепископ Варлаам совершил Божественную литургию в Свято-Успенском кафедральном соборе столицы Дагестана. Новости Азербайджана и мира. Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на © 2023. В РПЦ обвинили Эстонию в религиозном преследовании православия. Церковные записки. Бланки церковных записок 4 бланка "О здравии" 4 бланка "О упокоении" 2 бланка "О здравии" + 2 бланка "О упокоении". Ведь тема поста настолько широко освещена в Церковном Предании, пастырской литературе, проповедях, что вряд ли врач может что-то прибавить к этой сокровищнице. В Русской Церкви назвали ПАСЕ «квази-религиозной сектой ненавистников».
МИР ПРАВОСЛАВИЯ ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ
Если возможности сходить в храм нет, то помолиться можно и дома. Считается, что в эти дни нужно готовить блины из гороха или гречихи. Праздник должен проходить в узком кругу, без излишнего веселья. Тем, кто держит Великий Пост, в этот день дозволяется есть рыбную икру и вареные растительные блюда с маслом каши, супы, тушеные овощи, грибы. В этот день принято обрывать вербы. Что нельзя делать В Лазареву субботу запрещается тяжело работать, в том числе в огороде, заниматься уборкой, веселиться, развлекаться и танцевать, ругаться, исполнять супружеский долг. В этот день нельзя ходить на охоту или рыбалку, отказывать в просьбах о помощи. Приметы Считается, что в этот день нужно наблюдать за поведением змей и ящериц.
Быть настоящим мужчиной», настоятелем храма святого Александра Невского в подмосковной деревне Бузланово иеромонахом Симеоном Мазаевым. Различие такое же, как между человеком, постящимся в монастыре — монахом, послушником, трудником, — и человеком, который пытается поститься в миру.
В чем различие? В монастыре, как и, простите за такое сравнение, в армии, человек испытывает своего рода беззаботность: ему не надо ни о чем думать, не надо принимать никаких решений. Сказали сделать то-то и то-то — и он выполняет. А в миру человек ежедневно, ежеминутно вынужден принимать различные решения, а это выматывающее, морально сложное дело. Каждый это знает по себе: в иной день мы много суетились и вроде бы ничего не сделали, не работали физически и умственно, но к концу дня чувствуем непреодолимую усталость. Оттого, что нам приходилось принимать множество самых разных решений, а это всегда связано с ответственностью и морально изматывает человека. А вот традиция освобождает человека от принятия решений — ему просто надо следовать устоявшимся правилам. Человеку, скажем, XVII века было очень просто поститься, так как к посту он был приучен с детства. Все кругом постились, и у него просто не было никакой альтернативы.
Ему было легко следовать традиции так же, как современному человеку, живущему в монастыре, легко поститься. В монастыре ты вообще о еде не думаешь — пришел, поел, помолился и пошел дальше по своим делам. В монастыре ты не принимаешь решений, связанных с постом. Даже не задумываешься о том, поститься тебе или нет. Там все постятся. В монастыре человек не думает о еде ни в положительном, ни в отрицательном смысле. Монаху предлагается достаточно пищи, чтобы он насытился, при этом переесть практически невозможно. Тогда как человек, живущий в миру и вне традиции, во время Великого поста должен решать для себя, насколько строго он хочет поститься, что конкретно поесть: то ли сварить овощи, то ли пожевать морковку и съесть яблоко, то ли сделать салат с постным майонезом… Вот почему современному человеку в миру труднее поститься. Ему каждый день нужно затрачивать больше моральных усилий на принятие решений.
Это — первый момент. Второй момент связан с тем, что мы с Вами сегодня живем не только вне традиций — мы живем в информационную эпоху, когда, заходя в интернет, социальную ленту, чуть ли не каждый день сталкиваемся с вопросом «а зачем вообще надо поститься? Одни считают, что пост вреден для здоровья. Другие полагают, что пост противоречит Священному Писанию. Эти последние, например, ссылаются на слова Христа, у Которого ученики не постились. Помните, что сказано в Евангелии? Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» Мк.
Вот критики поста, используя эти слова из Евангелия, говорят: «А разве Христос от нас отнялся? Он отнялся только на три дня — от смерти до Воскресения. А теперь Христос посреди нас — каждый день на Литургии, а раз Он с нами, значит, посты надо отменить как ветхозаветное установление, отмененное Самим же Христом». Так что, как видите, помимо того, что человек вынужден каждодневно принимать решение о посте, информационно-критическое сообщество еще дополнительно усложняет ему саму задачу Великого поста. И судить о Вас как о христианине можно, лишь исходя из того, насколько велика и горяча Ваша любовь ко Христу. А любовь во многом связана с воздержанием. Блудник влюбиться не может — он задавлен своими страстями и не в состоянии подняться до настоящей любви. Пост — это воздержание, ограничение себя, в первую очередь, в удовольствиях, связанных с едой, развлечениями и так далее. Своего рода бегство в пустыню.
Помните, как написано у Пушкина в «Евгении Онегине»? Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины; В глуши звучнее голос лирный, живее творческие сны. Пост и есть своеобразное бегство в пустыню, в уединение, в тишину. Ведь развращенный современник, привыкший постоянно находиться в зоне комфорта, зачастую просто не способен увидеть и услышать прекрасное. Приведу Вам такое сравнение. Представьте себе скрипку с расстроенными струнами. На ней никто, даже великий Паганини, не в силах сыграть ничего путного. Но вот приходит настройщик, натягивает эти струны, как полагается, и мы слышим необыкновенной красоты звуки, которые музыкант извлекает из инструмента. Но чтобы восхититься прекрасным, нужно не просто иметь прекрасное рядом с собой — необходимо прежде развить в себе способность видеть и слышать, то есть иметь правильно настроенную воздержанием душу, чтобы это прекрасное воспринять.
То же самое можно сказать и о настоящей любви. Как писал Антуан де Сент-Экзюпери, «любовь не подарок от прелестного личика, безмятежность не подарок от прелестного пейзажа, любовь — итог преодоленной тобой высоты». Люди часто полагают, что любовь — это «подарок от прелестного личика», но на самом деле недостаточно иметь красивую женщину в зоне доступа, чтобы почувствовать любовь. Надо иметь в своей душе способность влюбляться и любить. Известно, как много сегодня в нашей стране разводов. А вот мой дед пришел с войны в достаточно зрелом возрасте, женился, обзавелся детьми. Он был строителем, восстанавливал экономику нашей страны. Но вот что интересно: те женщины послевоенной поры, заменившие когда-то своих мужей на производстве, были отнюдь не красавицами. Плохое питание, никаких тебе спа-процедур, шоколадных обертываний, соляриев, маникюров...
Даже одежды у них в разрушенной стране было немного — неказистые платьица из ситцевых занавесок. Но именно тогда, в послевоенные годы, как отмечают социологи, наблюдался демографический взрыв. Просто эти мужчины, прошедшие страшную войну и выдержавшие немыслимые испытания, так любили своих невзрачных женщин с грубыми, мозолистыми от тяжелого труда руками, как сегодняшним красавицам и модницам даже не снилось. Эти мужчины прошли «Великий пост» с 1941 по 1945 годы, совершили великие подвиги и выдержали великое воздержание. Настоящий правильный пост развивает в человеке эту способность — любить. Именно от воздержания рождается любовь. Мы даже по своему опыту знаем, как вкусно съесть обыкновенное яйцо на Пасху. Тогда как после, например, новогодних праздников с постоянным перееданием человека начинает воротить от икры и самых лучших вин. То же самое можно сказать и о духовном аппетите.
Именно воздержание, удаление в пустыню задает человеку необходимый духовный аппетит, развивает в нем вкус к красоте, наделяет способностью чувствовать. И если Бог есть любовь, если мерило нашей веры это способность влюбляться, то оно напрямую связано с постом. Пост усиливает нашу любовь ко Господу и помогает нам хотя бы немного приблизиться к Нему. В непостные дни есть другие способы выразить Господу свою любовь: скажем, благотворительность, забота о близких и нуждающихся в помощи людях… Творчество, наконец. Вы разве не задумывались, что можно сочинять, творить во славу Божию, ради Него? Пост — необходимый, но не единственный инструмент для «настройки своей души». Поэзия молитвы — Отец Симеон, Вы говорите о посте чуть ли не как о празднике. А между тем для многих Великий пост — тяжкое бремя… Почему? Так, будущему олимпийскому чемпиону нередко приходится ожесточением воли побуждать себя к тренировкам, хотя он, возможно, хотел бы расслабиться, как другие люди, отдохнуть, насладиться плодами своей жизни.
Но вместо этого он выполняет указания тренера, добровольно себя ограничивает и тренируется, тренируется… Кстати, вы знаете, что слово «аскеза» с древнегреческого переводится как «упражнение». У монаха своя аскеза: молитва, воздержание, пост. У спортсмена — своя. Разница лишь в цели их тренировок. Ведь богослужение — это, в первую очередь, текст. То, о чем я уже говорил, — поэзия молитвы. Вот Вы спросите двух студентов, которые выходят из аудитории, как прошла лекция? Один скажет: «Длинная, скучная, еле высидел». А другой: «Пролетела за 5 минут, не успел опомниться».
Image by Mihai Surdu from Unsplash: Религиозный пост улучшает успеваемость 30. Помимо ежедневного воздержания от еды и питья между восходом и заходом солнца, многие верующие в это время больше, чем обычно, участвуют в общественной деятельности. Сюда входит, например, ежедневное разговение с друзьями и семьей или с прихожанами после службы. В недавнем исследовании экономисты из Университетов Констанца, Кельна и Берна пришли к следующему выводу: социальные аспекты Рамадана, в частности, оказывают положительное влияние на школьную успеваемость верующих подростков. Результаты исследования опубликованы в Journal of Economic Behavior and Organization.
Есть миряне, которые в духовном плане посильнее монахов и епископов. Существует логика сильного человека, совершенно непонятная человеку слабому. Например, сильный охотно отправляется в спортзал каждый день и в течение нескольких часов совершает там невообразимую физическую работу, от которой мы с Вами попросту умерли бы. Для него такая нагрузка в радость, без этих ежедневных тренировок он просто не мыслит своего дня. Вспомним еще раз Владимира Спивакова, который может весь день напролет заниматься музыкой. Заприте его надолго в помещении без инструмента, и он сойдет с ума. Это тоже логика сильного человека. Так же и в Церкви — для сильного духом даже самое длинное богослужение кажется слишком коротким. Тогда как для того, кто делает первые шаги в храме, и полуторачасовая Литургия покажется тяжким бременем. Согласно социологическим опросам лишь два процента верующих строго соблюдают все церковные посты.
Поесть освященных куличей и яиц на Пасху хотят все, но выполнять все предписания готовы лишь два процента… — …И чему Вы удивляетесь? Так и в любом другом деле, а не только в церковном. Сколько у нас профессиональных спортсменов и олимпийских чемпионов? Думаю, меньше двух процентов. Сколько настоящих ученых? Думаю, сильно меньше двух процентов. В любом деле есть профессиональное ядро и сочувствующие, ведущие и ведомые. Разбойник, которого распяли со Христом и который первым попал в рай, он истинно верующий? Ведь ему Сам Господь сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю». Но ведь этот разбойник постов не соблюдал, в храм Иерусалимский не ходил.
Он вообще-то в своей жизни только грабил и убивал. Однако одним своим исповеданием Христа, одним покаянием обрел Царствие Небесное. Мы знаем лишь две фразы, которые произнес этот разбойник. Во-первых, он признал свою неправоту и величие Сына Божия, а во-вторых, обратился к Спасителю с просьбой, мольбой, молитвой: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». И в этих двух фразах весь духовной смысл жизни человека. Покаяние и молитва сделали его истинно верующим. В противном случае он быстро осознает, что вступает в конфликт с той целью, с тем деланием, которое сам же себе и назначил. Трудно молиться на полный желудок. Поверьте мне, даже лекцию на полный желудок трудно читать. Зато есть обратный эффект: если дух бодр, то хотя плоть и немощна, она не испытывает потребности в еде.
Так же, вероятно, ответят на него и многие священники, если об этом их спросят прихожане. Но давайте с Вами подумаем, зачем Христос постился? Ведь Он же Бог, у Него нет страстей, которые надо усмирять или побеждать постом. Он безгрешен, у Него нет дурных привычек, которые мы стремимся победить посредством поста. Для чего же постится Сам Бог? Обратите внимание на момент, в который Он начинает поститься. Тотчас же после Крещения в Иордане и перед тем, как выйти на Свою проповедь. Его сорокадневный пост — это подготовка к земному служению. Чем Он занят в пустыне? Да, Он воздерживается от пищи.
Но что Он делает? Просто так сидит все эти 40 дней, как изобразил на своей знаменитой картине Крамской? Нет, конечно же! Скорее всего, Он обдумывает свою будущую миссию, думает о Себе как о Сыне Божием. Именно на это, в частности, указывают три искушения Христа. Любой верующий, имеющий аскетический опыт и следящий за тем, как грех входит в сердце, знает, что диавол цепляется за лучшие проявления нашей души. Диавол входит в наш организм как паразит, как клещ, который цепляется за хвост собаки и пробирается внутрь, чтобы пить кровь. Заметьте, какими словами диавол начинает искушать Христа в пустыне! Вот этой фразой нам показано, за какие мысли Спасителя диавол пытается зацепиться. И в ней же нам дается косвенный ответ на вопрос, чем занимался Христос в пустыне.
Возможно, уже тогда Он подбирал Своих апостолов и заглядывал в души каждому из них. Возможно, уже в эти 40 дней в пустыне Он видел Нафанаила под смоковницей, которого потом призвал. Человек, который готовится взяться за дело, к которому призван, продумывает стратегию и маршрут пути, создает свою дорожную карту. И вдохновляется предметом своих мыслей, делом, которому ему предстоит послужить. Здесь срабатывает закон: дух делается настолько бодрым, что тащит за собой немощную плоть, и она на какое-то время перестает нуждаться в пище. Я Вам приведу пример из обычной жизни. В комнате сидит мальчик-школьник и увлеченно клеит фюзеляж самолета. Он недавно поступил в авиамодельный кружок, и ему дали задание смоделировать какой-нибудь биплан. И вот он увлеченно клеит этот самолетик в течение 6—7—8 часов, совершенно позабыв о времени. Взволнованная мать несколько раз его спрашивает: «Ты поел?
Уже день на исходе». А он лишь отмахивается: «Я не голоден». Это наша природа проявляет себя во всей своей красоте: когда человек вдохновлен работой или мыслями о предстоящей миссии, он забывает о еде. И, кстати, по той же причине мы несколько неверно представляем себе подвиг святых. Нам кажется, что вот поселился некий человек в пещере и на великом ожесточении воли, преодолевая желание поесть, он хранит себя в воздержании. И в качестве награды за это Бог дает ему святость. Мы ставим телегу впереди лошади. Всё ровным счетом наоборот. Сначала человек открывает для себя свою миссию — то, ради чего он пришел в этот мир. И, когда дело появляется, человек начинает его увлеченно обдумывать, вдохновляется, загорается, и этот огонь настолько мощный, что согревает человека, включая тело, и святой забывает поесть, как тот мальчик, который вдохновенно клеит свой биплан.
Как замечал насмешливо Декарт, у Вас не получается решить задачу, потому что Вы решаете ее с конца. Время поста, в первую очередь, это время задуматься о том, а что меня зажжет, где мое топливо, где то дело, ради которого Господь вызвал меня из небытия. Пока этот вопрос человеком не решен, любой его пост максимум упражнение в воздержании. Обидно, что этот наиважнейший вопрос люди зачастую игнорируют. Человек должен постоянно размышлять над вопросом: «Что я должен сделать в этой жизни? К чему я призван? Ради чего Господь привел меня из небытия в этот мир? Если у тебя есть какая-то способность делать что-то по настоящему замечательно, ты должен это делать, невзирая ни на что в жизни, жертвуя всем остальным. Если Господь дает тебе эту уникальную способность, то тем же жестом Он одновременно назначает тебе послушание. И если ты исполнишь волю Божию, то станешь счастливым человеком, насколько это возможно в сей временной жизни.
Церковь не навязывает пост — Отец Симеон, во II—III веках от Рождества Христова в православных странах люди постились по-разному: где-то семь седмиц, где-то — только две, а где-то три пятидневия. Да и сам пост включал разные продукты: в одних странах ели только овощи и фрукты, в других можно было есть рыбу, а в третьих — даже молоко. Возникает вопрос: почему сегодня Церковь требует от верующих соблюдения монастырского устава Великим постом?
Петров пост — 2023: история и обычаи
Ведь богослужение — это, в первую очередь, текст. То, о чем я уже говорил, — поэзия молитвы. Вот Вы спросите двух студентов, которые выходят из аудитории, как прошла лекция? Один скажет: «Длинная, скучная, еле высидел». А другой: «Пролетела за 5 минут, не успел опомниться». Время церковной службы в храме зависит от того, вдохновлены ли Вы поэзией молитвы или она чужда Вашему сердцу и уму. Если чужда, тогда и богослужение покажется тяжким бременем и Вы будете переминаться с ноги на ногу в ожидании конца службы. Поэтому, в частности, Великий пост нужен нам для упражнения в молитве. Помнится, в одном интервью Владимира Спивакова я прочитал его признание о том, что музыка всегда звучит у него в голове. Нам, дилетантам, подобное даже и представить трудно, а настоящий музыкант постоянно живет с музыкой в голове. Для него это радость, счастье.
То же самое и с молитвой. Вы говорите, «длинные богослужения», но многим кажется, что эти службы нисколько не длинные. Напротив, они очень короткие. Жаль, что мы так несовершенны, что не в силах слушать и совершать молитвы непрерывно. Есть миряне, которые под гражданской одеждой прячут белые ангельские крылья. Есть миряне, которые в духовном плане посильнее монахов и епископов. Существует логика сильного человека, совершенно непонятная человеку слабому. Например, сильный охотно отправляется в спортзал каждый день и в течение нескольких часов совершает там невообразимую физическую работу, от которой мы с Вами попросту умерли бы. Для него такая нагрузка в радость, без этих ежедневных тренировок он просто не мыслит своего дня. Вспомним еще раз Владимира Спивакова, который может весь день напролет заниматься музыкой.
Заприте его надолго в помещении без инструмента, и он сойдет с ума. Это тоже логика сильного человека. Так же и в Церкви — для сильного духом даже самое длинное богослужение кажется слишком коротким. Тогда как для того, кто делает первые шаги в храме, и полуторачасовая Литургия покажется тяжким бременем. Согласно социологическим опросам лишь два процента верующих строго соблюдают все церковные посты. Поесть освященных куличей и яиц на Пасху хотят все, но выполнять все предписания готовы лишь два процента… — …И чему Вы удивляетесь? Так и в любом другом деле, а не только в церковном. Сколько у нас профессиональных спортсменов и олимпийских чемпионов? Думаю, меньше двух процентов. Сколько настоящих ученых?
Думаю, сильно меньше двух процентов. В любом деле есть профессиональное ядро и сочувствующие, ведущие и ведомые. Разбойник, которого распяли со Христом и который первым попал в рай, он истинно верующий? Ведь ему Сам Господь сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю». Но ведь этот разбойник постов не соблюдал, в храм Иерусалимский не ходил. Он вообще-то в своей жизни только грабил и убивал. Однако одним своим исповеданием Христа, одним покаянием обрел Царствие Небесное. Мы знаем лишь две фразы, которые произнес этот разбойник. Во-первых, он признал свою неправоту и величие Сына Божия, а во-вторых, обратился к Спасителю с просьбой, мольбой, молитвой: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». И в этих двух фразах весь духовной смысл жизни человека.
Покаяние и молитва сделали его истинно верующим. В противном случае он быстро осознает, что вступает в конфликт с той целью, с тем деланием, которое сам же себе и назначил. Трудно молиться на полный желудок. Поверьте мне, даже лекцию на полный желудок трудно читать. Зато есть обратный эффект: если дух бодр, то хотя плоть и немощна, она не испытывает потребности в еде. Так же, вероятно, ответят на него и многие священники, если об этом их спросят прихожане. Но давайте с Вами подумаем, зачем Христос постился? Ведь Он же Бог, у Него нет страстей, которые надо усмирять или побеждать постом. Он безгрешен, у Него нет дурных привычек, которые мы стремимся победить посредством поста. Для чего же постится Сам Бог?
Обратите внимание на момент, в который Он начинает поститься. Тотчас же после Крещения в Иордане и перед тем, как выйти на Свою проповедь. Его сорокадневный пост — это подготовка к земному служению. Чем Он занят в пустыне? Да, Он воздерживается от пищи. Но что Он делает? Просто так сидит все эти 40 дней, как изобразил на своей знаменитой картине Крамской? Нет, конечно же! Скорее всего, Он обдумывает свою будущую миссию, думает о Себе как о Сыне Божием. Именно на это, в частности, указывают три искушения Христа.
Любой верующий, имеющий аскетический опыт и следящий за тем, как грех входит в сердце, знает, что диавол цепляется за лучшие проявления нашей души. Диавол входит в наш организм как паразит, как клещ, который цепляется за хвост собаки и пробирается внутрь, чтобы пить кровь. Заметьте, какими словами диавол начинает искушать Христа в пустыне! Вот этой фразой нам показано, за какие мысли Спасителя диавол пытается зацепиться. И в ней же нам дается косвенный ответ на вопрос, чем занимался Христос в пустыне. Возможно, уже тогда Он подбирал Своих апостолов и заглядывал в души каждому из них. Возможно, уже в эти 40 дней в пустыне Он видел Нафанаила под смоковницей, которого потом призвал. Человек, который готовится взяться за дело, к которому призван, продумывает стратегию и маршрут пути, создает свою дорожную карту. И вдохновляется предметом своих мыслей, делом, которому ему предстоит послужить. Здесь срабатывает закон: дух делается настолько бодрым, что тащит за собой немощную плоть, и она на какое-то время перестает нуждаться в пище.
Я Вам приведу пример из обычной жизни. В комнате сидит мальчик-школьник и увлеченно клеит фюзеляж самолета. Он недавно поступил в авиамодельный кружок, и ему дали задание смоделировать какой-нибудь биплан. И вот он увлеченно клеит этот самолетик в течение 6—7—8 часов, совершенно позабыв о времени. Взволнованная мать несколько раз его спрашивает: «Ты поел? Уже день на исходе». А он лишь отмахивается: «Я не голоден». Это наша природа проявляет себя во всей своей красоте: когда человек вдохновлен работой или мыслями о предстоящей миссии, он забывает о еде. И, кстати, по той же причине мы несколько неверно представляем себе подвиг святых. Нам кажется, что вот поселился некий человек в пещере и на великом ожесточении воли, преодолевая желание поесть, он хранит себя в воздержании.
И в качестве награды за это Бог дает ему святость. Мы ставим телегу впереди лошади.
Мефодия , архиеп. Петра и Прохора. Иакова пресвитера. Севастиана Карагандинского, исп.. Георгия , исп. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов. Даниила Переяславского.
Серапиона монаха. Аркадия пресвитера. Келестина, папы Римского. Нифонта, еп. Руфа, затворника Печерского. Дисана еп. Вадима архимандрита и 7 учеников его. Иакова пресвитера, Азадана и Авдикия диаконов, Персидских. Григория V, патриарха Константинопольского.
Флегонта пресвитера. Антипы , еп. Пергама Асийского. Прокесса и Мартиниана. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита. Иакова Железноборовского и Иакова Брылевского, сподвижника его. Варсонофия , еп. Каллиника Черникского Рум.
Василия исп. Зинона, еп. Исаака Сирина в Сполете Италийском. Мины, Давида и Иоанна. Анфусы девы. Афанасии игумении. Муромской и Белыничской икон Божией Матери. Артемона , пресвитера Лаодикийского. Крискента , из Мир Ликийских.
Фомаиды Египетской. На трапезе разрешается вкушение рыбной икры. Воскрешение праведного Лазаря. Мартина исп. Антония , Иоанна и Евстафия Литовских.
В чем пересекаются интересы Москвы и Джакарты и могут ли наши страны выйти на уровень стратегического партнерства? Болгария намекает на большую любовь к Гитлеру, чем к России По мнению министра обороны Болгарии, болгарских школьников напрасно учат тому, что «Россия — наш друг и освободительница, и мы должны быть ей внутренне благодарны». Если толковать его намеки буквально, то речь идет о прямом восхвалении сотрудничества Болгарии с нацистской Германией.
Поэтому Лазареву субботу также называют малой Пасхой. Примечательно и то, что Иисус вернул своего друга к жизни через несколько дней после его кончины. Из-за жаркого климата в регионе, где располагалась Вифания, тела очень быстро разлагались, и даже Марфа, несмотря на всю свою веру, пыталась остановить Христа. Уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе», — говорила она. До этого ни один чудотворец не воскрешал умерших, подвергшихся тлению. Таким образом, Сын Божий продемонстрировал, как велика его власть над жизнью и смертью, ведь даже разрушение «сосуда» для него не преграда. Лазарева суббота в 2024 году — традиции Во время торжественных богослужений в Лазареву субботу священники надевают белые одежды. На вечерней службе в храмах освящают вербу, поэтому днем верующие стремятся собрать небольшой букет из веточек с пушистыми почками. Нередко их продают на специальных базарах или в палатках, но некоторые предпочитают собирать вербу самостоятельно на природе. Что положить в пасхальную корзину, когда убирать дом, можно ли ходить на кладбище и крестить ребенка Существует поверье, что по возвращении домой из храма нужно несильно хлестнуть домочадцев вербными веточками, чтобы они оставались здоровыми и счастливыми на протяжении года. Пышные гулянья в Лазареву субботу не приветствуются, так как праздник выпадает на Великий пост. Однако тихие застолья в кругу семьи проводить не возбраняется.
Еда и религия: как пост влияет на здоровье
Православное общество (братство) «РАДОНЕЖ» основано по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и является религиозной организацией Русской. Первый летний пост в этом году начнется с понедельника, 12 июня. Пост является тем ключом, который открывает двери к успеху в любой сфере жизни.
В центре обсуждений
Новостей пока нет. православие – последние новости. Смотрите также: l. Религия. религиозно обусловленная традиция временного воздержания от принятия пищи и питья (полностью или определённого вида), сопряжённого с другими духовно-аскетическими. Церковное богослужение первой недели Великого поста посвящено воспоминанию Собора, положившего конец более чем столетнему гонению на почитателей святых икон. Все публикации по #тегу Религия. Подробнее по теме «Религия» – читайте на сайте Сноб.
Еда и религия: как пост влияет на здоровье
Примечательно и то, что Иисус вернул своего друга к жизни через несколько дней после его кончины. Из-за жаркого климата в регионе, где располагалась Вифания, тела очень быстро разлагались, и даже Марфа, несмотря на всю свою веру, пыталась остановить Христа. Уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе», — говорила она. До этого ни один чудотворец не воскрешал умерших, подвергшихся тлению. Таким образом, Сын Божий продемонстрировал, как велика его власть над жизнью и смертью, ведь даже разрушение «сосуда» для него не преграда. Лазарева суббота в 2024 году — традиции Во время торжественных богослужений в Лазареву субботу священники надевают белые одежды. На вечерней службе в храмах освящают вербу, поэтому днем верующие стремятся собрать небольшой букет из веточек с пушистыми почками. Нередко их продают на специальных базарах или в палатках, но некоторые предпочитают собирать вербу самостоятельно на природе. Что положить в пасхальную корзину, когда убирать дом, можно ли ходить на кладбище и крестить ребенка Существует поверье, что по возвращении домой из храма нужно несильно хлестнуть домочадцев вербными веточками, чтобы они оставались здоровыми и счастливыми на протяжении года. Пышные гулянья в Лазареву субботу не приветствуются, так как праздник выпадает на Великий пост.
Однако тихие застолья в кругу семьи проводить не возбраняется. Лазарева суббота в 2024 году — что можно и нельзя есть В честь праздника в Лазареву субботу для тех, кто соблюдает пост, делается послабление.
Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник. Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов.
Потому что его Церковный устав очень строг в пище. Согласно, его положениям, в Великий пост нужно отказаться полностью от пищи животного происхождения: мясо, яйца, молоко. В понедельник, среду, пятницу предписывается сухоядение, разрешается вкушать воду, хлеб, фрукты, овощи, компоты. Во вторник, четверг — горячая пища без растительного масла. В субботу, воскресенье — пища с добавлением масла. Человек устроен не только из души, но и из тела. Поэтому первый пост прежде всего внешний — его соблюдение в еде. Когда человек кушает пищу, мясную, молочную, то она очень сильно отягощает его. И христианину тяжело совершать какие-то молитвенные упражнения, посещать богослужения, готовиться к причастию. Обязательно положен внешний пост. Но не менее важен и внутренний — это борьба со своими греховными помыслами, наклонностями. Чтобы противостоять некому злу, человеку нужно, прежде всего, уединиться. То есть отойти от источника искушений. В современном мире таких источников может быть большое количество. Это и просмотр телевизора, и прослушивание музыки, и посещение каких-то мероприятий, в том числе увеселительных. Потому что эти дни верующий должен проводить в тишине, воздержании, немногословии, чтобы достойно подготовиться к празднику Пасхи. Конечно же, когда мы посещаем такие вот места, где происходит какое-то веселье, шутки там, под час, может быть, даже какие-то греховные дела совершаются, ни о каком воздержании, ни о какой чистоте душевных помыслов даже речи не идет. С какого возраста можно привлекать детей к посту? Поэтому если, конечно, как младенцы, так и взрослые, например, болеют чем-нибудь, то церковь в плане аскезы относится к этим людям снисходительно. Это связано с тем, что недуг уже вменяется в пост человеку. Аскеза призвана смирить движения душевные, греховные, страстные. Но их ограничивают и болезни. Если ребенок не здоров, то родители могут подойти поговорить со священником, батюшка определит ему ту меру, в соответствии с которой следует поститься несовершеннолетнему. Это же касается и болеющих взрослых. Опять же, если дети только приходят в храм, только начинают воцерковляться, требовать от них сухоедения или какого-то крайнего воздержания тоже будет не совсем разумно. Это связано с тем, что человек должен сначала осознанно прийти к Богу и понять, что он делает. В церкви одной из самых главных добродетелей является рассуждение. То есть, прежде чем отказаться от чего-либо, человеку нужно размыслить о том, как будет, например, то или иное воздержание полезно для его телесного здоровья. Это очень индивидуальный вопрос.
Результаты исследования опубликованы в Journal of Economic Behavior and Organization. Улучшение успеваемости за счет увеличения социального капитала Исследователи изучали вопрос о том, оказывает ли пост в Рамадан влияние на школьную успеваемость восьмиклассников, сохраняется ли эффект после периода поста и связан ли он с интенсивностью поста. Сделанный ими вывод: хотя известно, что голодание, требующее физических усилий, оказывает негативное влияние на концентрацию внимания в период поста, учащиеся в мусульманских странах показали лучшие результаты в международном исследовании школьной успеваемости TIMSS Trends in International Mathematics and Science Study после интенсивного поста в Рамадан по сравнением после менее интенсивным Рамаданом. Поскольку более интенсивный пост также связан с увеличением участия в религиозной деятельности, например, в богослужениях, авторы предполагают, что повышение успеваемости в школе связано, в частности, с социальными аспектами поста. Почему Рамадан является примером для подражания?
Лазарева суббота — 2024: когда отмечают, что нельзя делать, традиции и приметы
Очередное заседание Комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви. Этот церковный праздник посвящен одному из наиболее знаковых чудес Иисуса Христа — воскрешению праведного Лазаря. Несмотря на то, что все еще идет Великий пост, на Вербное воскресенье дозволяется употреблять в пищу рыбу. Календарь постов разных религий мира: христианские и мусульманские посты, например Великий пост у христиан, Рамадан у мусульман и другие периоды воздержания. talks Аркадий Тарасов: «Политическая централизация Руси неразрывно связана с церковной». Эксперт: религиозные объекты в ДФО нуждаются в программе сохранения культурного наследия.
Настоящий пост – это всегда восхождение
Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник. Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов.
Мы будем стоять в проломе за эту землю, молиться, чтобы, как в Рождество, ангелы Божьи возвестили на земле мир и благоволение. Я молюсь и желаю каждому из вас, чтобы пришло Божье благоволение в 2024 году. Чтобы в наших домах, в наших семьях был мир Божий, чтобы Его охрана и защита были на каждом из нас. Пусть Бог благословит всё, что вы будете делать перед Его лицом, пусть ваша вера возрастает и познание Господа расширяется. Давайте служить Богу и тем, кто вокруг нас.
И пусть слава Божья наполнит эту землю.
Ведь Он же Бог, у Него нет страстей, которые надо усмирять или побеждать постом. Он безгрешен, у Него нет дурных привычек, которые мы стремимся победить посредством поста. Для чего же постится Сам Бог? Обратите внимание на момент, в который Он начинает поститься. Тотчас же после Крещения в Иордане и перед тем, как выйти на Свою проповедь.
Его сорокадневный пост — это подготовка к земному служению. Чем Он занят в пустыне? Да, Он воздерживается от пищи. Но что Он делает? Просто так сидит все эти 40 дней, как изобразил на своей знаменитой картине Крамской? Нет, конечно же!
Скорее всего, Он обдумывает свою будущую миссию, думает о Себе как о Сыне Божием. Именно на это, в частности, указывают три искушения Христа. Любой верующий, имеющий аскетический опыт и следящий за тем, как грех входит в сердце, знает, что диавол цепляется за лучшие проявления нашей души. Диавол входит в наш организм как паразит, как клещ, который цепляется за хвост собаки и пробирается внутрь, чтобы пить кровь. Заметьте, какими словами диавол начинает искушать Христа в пустыне! Вот этой фразой нам показано, за какие мысли Спасителя диавол пытается зацепиться.
И в ней же нам дается косвенный ответ на вопрос, чем занимался Христос в пустыне. Возможно, уже тогда Он подбирал Своих апостолов и заглядывал в души каждому из них. Возможно, уже в эти 40 дней в пустыне Он видел Нафанаила под смоковницей, которого потом призвал. Человек, который готовится взяться за дело, к которому призван, продумывает стратегию и маршрут пути, создает свою дорожную карту. И вдохновляется предметом своих мыслей, делом, которому ему предстоит послужить. Здесь срабатывает закон: дух делается настолько бодрым, что тащит за собой немощную плоть, и она на какое-то время перестает нуждаться в пище.
Я Вам приведу пример из обычной жизни. В комнате сидит мальчик-школьник и увлеченно клеит фюзеляж самолета. Он недавно поступил в авиамодельный кружок, и ему дали задание смоделировать какой-нибудь биплан. И вот он увлеченно клеит этот самолетик в течение 6—7—8 часов, совершенно позабыв о времени. Взволнованная мать несколько раз его спрашивает: «Ты поел? Уже день на исходе».
А он лишь отмахивается: «Я не голоден». Это наша природа проявляет себя во всей своей красоте: когда человек вдохновлен работой или мыслями о предстоящей миссии, он забывает о еде. И, кстати, по той же причине мы несколько неверно представляем себе подвиг святых. Нам кажется, что вот поселился некий человек в пещере и на великом ожесточении воли, преодолевая желание поесть, он хранит себя в воздержании. И в качестве награды за это Бог дает ему святость. Мы ставим телегу впереди лошади.
Всё ровным счетом наоборот. Сначала человек открывает для себя свою миссию — то, ради чего он пришел в этот мир. И, когда дело появляется, человек начинает его увлеченно обдумывать, вдохновляется, загорается, и этот огонь настолько мощный, что согревает человека, включая тело, и святой забывает поесть, как тот мальчик, который вдохновенно клеит свой биплан. Как замечал насмешливо Декарт, у Вас не получается решить задачу, потому что Вы решаете ее с конца. Время поста, в первую очередь, это время задуматься о том, а что меня зажжет, где мое топливо, где то дело, ради которого Господь вызвал меня из небытия. Пока этот вопрос человеком не решен, любой его пост максимум упражнение в воздержании.
Обидно, что этот наиважнейший вопрос люди зачастую игнорируют. Человек должен постоянно размышлять над вопросом: «Что я должен сделать в этой жизни? К чему я призван? Ради чего Господь привел меня из небытия в этот мир? Если у тебя есть какая-то способность делать что-то по настоящему замечательно, ты должен это делать, невзирая ни на что в жизни, жертвуя всем остальным. Если Господь дает тебе эту уникальную способность, то тем же жестом Он одновременно назначает тебе послушание.
И если ты исполнишь волю Божию, то станешь счастливым человеком, насколько это возможно в сей временной жизни. Церковь не навязывает пост — Отец Симеон, во II—III веках от Рождества Христова в православных странах люди постились по-разному: где-то семь седмиц, где-то — только две, а где-то три пятидневия. Да и сам пост включал разные продукты: в одних странах ели только овощи и фрукты, в других можно было есть рыбу, а в третьих — даже молоко. Возникает вопрос: почему сегодня Церковь требует от верующих соблюдения монастырского устава Великим постом? Церковь не связывает его постом. Церковь только предлагает верующему пост.
Это однозначно следует из пасхального слова Иоанна Златоуста, где есть такая фраза: «Приидите, постившиеся и непостившиеся, и разделите радость о воскресшем Господе». Сам факт такой фразы указывает на то, что Иоанн Златоуст допускал возможность, что можно быть членом Церкви и при этом не соблюдать пост. Понятно, что обращается он не к язычникам, а к верующим, к своим. И слова о постившихся и непостившихся произносит не настоятель провинциального храма, а епископ, святой человек, учитель Церкви, равно почитаемый и на Западе, и на Востоке, слово которого было авторитетным для любого христианина. Отсюда следует главная мысль: Церковь пост не навязывает — она предлагает его как средство для того, чтобы более тонко почувствовать поэзию молитвы и влюбиться в Того, Кто нас создал и спас. Это — первое!
Второе: в Православной Церкви, действительно, не существует устава поста для мирян. Мы уже с Вами в начале беседы говорили о том, что пост в монастыре и пост в миру — разные вещи. Поэтому в отсутствии специального поста для мирян эти важные вопросы «как поститься в Великий пост? Некоторые священники благословляют постом всё молочное и рыбу для мирян, и, по моему мнению, это совершенно нормально. Ну представьте себе: человек в забое уголь добывает — какие силы ему даст монашеское сухоядение? Это заведомо невыполнимое условие.
Поэтому каждый взрослый мирянин, принимая решение о том, как он будет поститься, может обсудить этот вопрос со священником или принять решение самостоятельно. Верующий должен понимать — никаких репрессий со стороны Церкви не последует. Это, скорее, страх, который сидит в головах людей, что они, мол, как-то недостаточно соблюдают пост. Если человек решает есть рыбу и молочное, но откажется, допустим, от привычного алкоголя и сигарет, это тоже будет пост, пост конкретного человека. Церковь предлагает верующему различные варианты решения на выбор. Хочешь — можешь сам решить, поститься тебе или нет.
И какую форму поста выбрать, не заглядывая в монашеский устав, который к мирянину вообще-то никакого отношения не имеет. Если не доверяешь решение самому себе, посоветуйся с духовником, получи у него благословение на определенную форму поста — Церковь и такой вариант предлагает. Ну, а если кто-то жаждет примерить на себя монашеский устав, — пожалуйста, но только это будет его выбор. Еще раз для тех, кто не вдумался в мои слова, повторюсь: Церковь не навязывает человеку пост — она лишь предлагает его в различных вариантах. Поститься или не поститься и в какой форме поститься — решение самого мирянина. А вот те миряне, которые жестко всем советуют монашеский устав как единственно правильный во время Великого поста, пусть не говорят от лица всей Церкви, чтобы у других людей не создалось о ней превратного впечатления.
И те, кто будет его заставлять так питаться, по сути своей такие же фарисеи, как те, кого осуждал Сам Христос. Именно такие фарисеи не давали Господу исцелять сухорукого в субботу. Именно такие фарисеи осуждали учеников Христа за то, что те в субботу срывали колосья в поле, чтобы утолить свой голод. Вера без любви и рассуждения — страшное зло! И неразумные родители, которые принуждают к суровому посту своих малолетних детишек, чего они в итоге добьются? Что их ребенок, когда подрастет, о Церкви и посте слышать вообще не захочет.
Почему Рамадан является примером для подражания? Поскольку исламский и солнечный календарь различаются, Рамадан каждый год по солнечному календарю наступает на несколько дней раньше. Поскольку продолжительность дня зависит от сезона, часы ежедневного поста в Рамадан также меняется из года в год. Анализ многолетних данных TIMSS подробно показал, что рост интенсивности поста связан с лучшей успеваемостью в школах в странах с преобладающим мусульманским населением. В странах, где большинство составляют немусульмане, такого эффекта не было.
Великий пост 2024: что категорически нельзя делать
Вообще, если человеку нельзя соблюдать строгий пост из-за болезни, это никак не осуждается церковью. В церковном календаре есть 4 многодневных поста и 3 однодневных, а также нужно поститься каждую среду и пятницу. 18 марта у православных христиан начинается Великий пост, который продлится по 4 мая, – он предшествует одному из главных церковных праздников, Пасхе.
Какой сегодня церковный праздник
- Какой сегодня церковный праздник
- Новости - Православный журнал «Фома»
- Вход Господень в Иерусалим (избранные проповеди)
- Православные новости и важные события, связанные с деятельностью РПЦ