У православных христиан Великий пост длится семь недель и заканчивается перед Пасхой. О том, что можно и что нельзя есть в этот период, какие обряды запрещены, когда заканчивается пост и как выйти из него без вреда для здоровья, — в материале «».
Православные посты
Великий пост в 2023 году начинается 27 февраля, а заканчивается 15 апреля, — это самый главный, продолжительный и строгий из всех православных постов, поэтом. Пост – это форма православной аскезы, которая не имеет никакого отношения к здоровому образу питания и никак не связана с диетой. Великий пост в 2023 году начинается 27 февраля, а заканчивается 15 апреля, — это самый главный, продолжительный и строгий из всех православных постов, поэтом. Какую роль пост играет в жизни православного человека? Главная → Православные посты 2024 → Великий пост 2024. 18 марта в России начинается Великий пост — самый продолжительный из православных постов.
У православных сегодня начинается Рождественский пост, который продлится 40 дней, до 6 января.
- Правила Великого поста: главное не ограничения, а работа души - Искитимская газета
- Правила Великого поста
- Что еще почитать
- Пост и воздержание
Православные посты
Ужин: молоко из тыквенных семечек, орехи, хлебцы. Напиток — чай с медом. Четверг Завтрак: картофельные фрикадельки, жареный сыр тофу. Обед: вареники с грибами и соевой сметаной, черный хлеб. Напиток — морковный сок.
Ужин: ленивые голубцы, сухарики. Напиток — чай с лимоном. Пятница Завтрак: тосты с бананами и медом. Напиток — кофе с соевым молоком.
Обед: гречка, запаренная с вечера кипятком, с добавлением пюре из авокадо и кусочков лимона. Ужин: салат из груши, руколы и орехов, заправленный клюквенным соком, сухарики. Суббота Завтрак: баклажаны, фаршированные соевым сыром тофу, хлебцы с рыбной икрой, яблоко. Напиток — кофе.
Обед: постный борщ с растительным маслом, тушеные кабачки с чесноком, хлеб. Напиток — бокал вина. Ужин: рисовая каша с томатным соусом, чесноком и базиликом, хлеб. Воскресенье Завтрак: расстегай с рыбой или постный рыбник.
Напиток — чай каркаде. Обед: рыбные котлеты с картофельным пюре и растительным маслом, хлебцы. Напиток — вино.
Что можно есть в пост? По Уставу Церкви существует шесть степеней периода воздержания, идущих по возрастанию в строгости: Дозволяются все продукты, кроме мяса. Исключаются из питания мясо, яйца и молочные продукты. Можно употреблять растительное масло, вино. Запрещены мясо, яйца, молочные продукты, рыба. Можно горячие блюда из продуктов растительного происхождения, с растительным маслом. Ко всем запретам добавляется растительное масло и вино. Наступает период сухоядения — можно хлеб, воду, сырые или сушеные овощи, фрукты один вид в день. Полный отказ от пищи и воды.
По мнению верующих, он требует не столько физических, сколько духовных сил. По сути, это практика, во время которой все внимание постящегося концентрируется на собственной душе и ее отношении с Богом. Великий пост появился на заре христианства, но не всегда был таким, каким мы знаем его сегодня. Рассказываем о формировании традиции. Начало В Евангелии сказано: «Когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься». Первые верующие были евреями, они хорошо запомнили эти слова Христа и соблюдали пост во время иудейской Пасхи, надеясь тем самым искупить не только собственные грехи, но и грех соплеменников-распинателей. Однако позже, с появлением в конфессии крестившихся язычников, время празднования христианской и иудейской Пасхи разошлось, поститься в сам праздник запрещали видные богословы, в том числе Иоанн Златоуст. Великий пост и Пасха. Однако современные историки опровергают эту гипотезу, ссылаясь на более ранние свидетельства о формировании Великого поста. Из письма ведущего богослова II века Иринея Лионского узнаем, что он стал свидетелем разногласий, касающихся празднования Пасхи и дат поста: «Некоторые думают, что они должны поститься один день, другие — два дня, иные — даже несколько, тогда как другие отсчитывают сорок часов дня и ночи для своего поста».
В чем заключаются послабления? Надо сказать, что пост монахов действительно существенно отличается от поста мирян. Если заглянуть в Типикон, то можно узнать, что иноки не едят мяса. Кроме того, они питаются лишь два раза в день — после Божественной литургии и вечерни. Для современного работающего и ведущего обычную жизнь человека это неприемлемо, поэтому послабления начинаются уже с кратности приема пищи, а также ее количества, которое каждый определяет сам для себя. Воздержание от переедания — это уже для некоторых самый настоящий пост. В некоторые дни, например, в Страстную Пятницу монахи вообще отказываются от пищи, но это не значит, что мирянам следует поступать также, как и придерживаться сухоядения, то есть употребления термически необработанной пищи. Так как же определить для себя меру поста? От послабления к расслаблению Священники признаются, что нередко к ним за благословением на послабление приходят здоровые с виду люди, а вот немощные, напротив, скрывают от батюшки свои проблемы со здоровьем и постятся, как положено, а то и вовсе усиливая для себя ограничения. Трудно сказать, отчего это зависит. Скорее всего от духовного состояния, если можно так выразиться «уровня» веры, но зачастую людям просто тяжело найти «золотую середину». Гораздо проще поститься «по полной программе», либо не поститься совсем, а вот когда дело касается собственного выбора, предъявляемой самому себе дисциплинарной ответственности, тогда и начинаются хождения влево-вправо. Да, ориентиром по-прежнему остается Церковный устав, приведенный в Типиконе, к которому нужно стремиться, но большинству людей приходится брать на себя ответственность и определять меру своего поста самостоятельно с благословения батюшки, конечно.
В пост легче идти по стопам Христа
Чтение же акафиста в это время не желательно. Его припев — «радуйся», то есть это радостная и хвалебная песнь, и настроению поста она не соответствует. Кроме обычных утренних и вечерних молитв, в это время следует читать молитву преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Земной поклон. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.
И еще раз прочесть всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце. Для чего люди постятся перед Пасхой? Нередко можно услышать вопрос: «Почему люди соблюдают пост перед Пасхой и для чего это нужно?
Многие считают, что пост — это лишь соблюдение определенного рациона, своего рода диета, которая полезна для организма. Да, ограничение в питании в течение семи недель способствует физическому очищению, так как в это время организм избавляется от токсинов и шлаков. Воздержание в пище укрепляет организм и улучшает иммунитет, в результате человек становится сильнее и здоровее.
Однако суть поста не только в отказе от различных продуктов. Прежде всего стоит сказать, что Великий пост — самый длинный и строгий из постов в году — состоит из двух частей — Четыредесятницы первых сорока дней и Страстной седмицы недели. Для верующих соблюдение поста — это возможность высказать почитание и уважение подвигу, который совершил Господь, который провел в пустыне без воды и пищи сорок дней.
В заключение Великого поста следует Страстная седмица, когда мы вспоминаем о последних днях земной жизни Христа, когда ему пришлось страдать. Можно сказать так: Четыредесятница — это время, когда верующие, придерживаясь запретов установленных на время Пасхального поста, идут навстречу к Богу. А Страстная седмица — это время, когда Господь через страдания, которые Ему довелось перенести, идет навстречу к людям.
Вера немыслима без стремления, которое предпринимает верующий, чтобы избавиться от грехов и следовать воле Божией. Готовя себя к Пасхе, постящиеся очищают тела и души от всего, что мешает им приблизиться к Небесному. Именно поэтому в пасхальный пост христиане придерживаются особых правил и соблюдают запреты, которые предписаны церковным уставом, ограничивая себя в еде и развлечениях.
Я приведу вам такое приземленное сравнение. Когда хозяйка готовится встретить дорогих гостей, она наводит в своем доме порядок: подметает, моет полы, стирает пыль, убирает ненужные вещи. Она делает свой дом светлым, чистым, прибранным, красивым. Так же и с нашим телом: постом и ограничениями мы его очищаем, делаем более светлым и чистым для встречи с Господом. Совершенный пост — это отказ от пищи. Но человек слаб, и нам трудно отказываться от своих привычек. Поэтому Церковь, любя грешника, предлагает ему устав, в котором сказано, от каких продуктов и в какие дни следует воздерживаться. Одни посты в Православии более строгие, другие — менее. Таково установление святых Отцов, которые, руководимые Духом Святым, дали нам эти правила.
Они определили четыре поста в году. Великий пост, как известно, приближает нас к Святой Пасхе. Воскресение Христово — самое главное событие и в церковной жизни, и в жизни человека. Поэтому предшествующий ему пост очень строгий и требует от нас глубокого внутреннего очищения. Успенский пост, он же Богородичный, посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Он такой же строгий, как и Великий, — без мяса, молока, рыбы, но короткий. Рождественский пост возвещает о пришествии в мир Спасителя. Он, как и летний пост в честь апостолов Петра и Павла, более легкий: в это время разрешается вкушать рыбу. В определенные дни постов церковный устав разрешает вино и елей.
Кому-то такое послабление может показаться незначительным, но для подвижников, которые постятся строго, оно утешительно. В какие дни устав разрешает вкушать рыбу или вино? Вино — это непременный атрибут жизни на Востоке и, в частности, монашеской жизни на Афоне. Это своего рода льгота строго постящимся монахам. Надо помнить, что пост — это время, когда мы свое сердце посвящаем Богу. Ведь неслучайно Господь сказал: «Сын мой, отдай сердце твое Мне» Притч.
Поэтому если, конечно, как младенцы, так и взрослые, например, болеют чем-нибудь, то церковь в плане аскезы относится к этим людям снисходительно. Это связано с тем, что недуг уже вменяется в пост человеку. Аскеза призвана смирить движения душевные, греховные, страстные. Но их ограничивают и болезни. Если ребенок не здоров, то родители могут подойти поговорить со священником, батюшка определит ему ту меру, в соответствии с которой следует поститься несовершеннолетнему. Это же касается и болеющих взрослых. Опять же, если дети только приходят в храм, только начинают воцерковляться, требовать от них сухоедения или какого-то крайнего воздержания тоже будет не совсем разумно. Это связано с тем, что человек должен сначала осознанно прийти к Богу и понять, что он делает. В церкви одной из самых главных добродетелей является рассуждение. То есть, прежде чем отказаться от чего-либо, человеку нужно размыслить о том, как будет, например, то или иное воздержание полезно для его телесного здоровья. Это очень индивидуальный вопрос. А так, конечно же, если ребенку уже есть 5 лет, думаю, его нужно приучать, что причастие требует подготовки: с утра, например, ничего не кушать и не пить. Читать вместе с ним Евангелие, объяснять ему, что причастие является великой святыней. Дети не совсем понимают, что значит тело Христова и кровь Христова. Плохо, когда родители говорят, что это мед, компот или водичка, это же кощунственно. Для ребенка теряется смысл самого причащения, ведь зачем ему придавать большое значение тому, что дают в храме, если это есть и дома. В таком случае можно просто сказать, что вкушаемое — это Великая Святыня. Если младенец этого сейчас не осознает, он подрастет и все поймет. Однако фактически он идет 48 дней. Также прибавляется Страстная Седмица, которая как раньше, так и сейчас не является частью Великого поста. У нас он заканчивается праздником входа Господа в Иерусалим — Вербным воскресением. А неделя, которая прибавляется к Святой Четыридесятнице, называется Страстной седмицей. В последние дни перед Пасхой совершается какая-нибудь память. Например, в понедельник церковь вспоминает ветхозаветную историю о том, как братья отреклись от Иосифа в Египте. Вторник — день обличение Господа Иисуса Христа фарисеев и саддукеев. Поэтому каждый день Страстной седмицы посвящен определенному событию. Даже есть в богослужебных книгах такое название «Последование страстей Христовых». То есть вся эта неделя, последняя, она рассматривается как последние дни жизни Иисуса Христа: предательство, распятие, тайная вечеря и воскрешение. В этот день вспоминают вход Иисуса Христа в Иерусалим.
За неделю до поста также совершается Масленица или Сырная седмица 11-17 марта. В эти дни уже отказываются от мяса, но пекут блины и угощают друг друга. Екатерина Чеснокова На весь срок поста из рациона исключают мясо, яйца, молочные продукты. Самые большие ограничения приходятся на первую неделю поста и каждую последующую среду и пятницу. В эти дни нельзя употреблять даже растительное масло, а еда, желательно, должна быть сырой. По субботам и воскресеньям разрешается вареная еда с маслом. Читайте также Масленица в 2024 году. История и традиции праздника блинов Рыбу разрешается есть дважды за время поста - на Благовещение 7 апреля и в празднование Входа Господня в Иерусалим, которое в народе называют Вербным Воскресеньем 28 апреля. В течение всего поста можно есть любые овощи, грибы, фрукты, ягоды, орехи, семечки, разнообразную зелень, а также все виды бобовых, макароны и крупы. Порадовать себя не возбраняется вареньем, соками, медом и любыми домашними заготовками, по субботам и воскресным дням — морепродуктами. Растительное масло также не полностью запрещено, но в некоторые дни его исключают из еды. Но главное во всем соблюдать воздержание и меру. Сергей Пятаков Насколько строго придерживаться ограничений, каждый решает самостоятельно. Церковь предлагает накануне поста посоветоваться со своим духовником и с врачом. Читайте также Яблоки: польза и вред для здоровья. Интересные факты о фрукте При этом учитываются состояние здоровья, возраст, род занятий и другие факторы, которые могут повлиять на физическое состояние человека. Так, врачи не рекомендуют ограничивать себя в еде людям с серьезными заболеваниями, онкологическим больным, особенно в период обострения. Тем, кто заболел во время поста, лучше прервать его, считают медики. То есть у нас такая есть особенность у организма, если он что-то не получает, он начинает брать из того, что есть - из мышц, из костей. Поэтому необходимо сбалансированно питаться в это время. Например, белок мы можем получать из других источников - из растительного белка, специальных добавок, сейчас их много делают", - сообщила "Интерфаксу" врач, гастроэнтеролог-диетолог челябинской клинической больницы N6 Светлана Вишнякова. Читайте также Что происходит с организмом, если пить кофе?
Оптина пустынь
Для тех православных, кто берет на себя ответственность поститься, начинается период духовного и телесного воздержания. Что это значит? В духовном плане — это больше мыслей об Иисусе Христе, размышления о своих грехах и раскаяние в них. Следует исповедоваться и причащаться, как можно больше молиться, читать церковную литературу. Также необходимо по максимуму ограничить погруженность в мирскую суету — отказаться от увеселительных мероприятий и развлечений, стараться уделять больше внимания родным и близким, не допускать ссор, помогать ближним, совершать добрые поступки, не разрешать себе лгать, сквернословить, льстить, осуждать кого бы то ни было. Воздержание от скоромной пищи предназначено не для того, чтобы уберечь человека от осквернения тела, а для того, чтобы душа не имела рабской зависимости от чревоугодия. Что можно есть в пост?
По Уставу Церкви существует шесть степеней периода воздержания, идущих по возрастанию в строгости: Дозволяются все продукты, кроме мяса. Исключаются из питания мясо, яйца и молочные продукты.
Скорее всего, изначально запрет поститься в среду и пятницу данной седмицы был адресован прежде всего тем христианам, которые жили в Палестине и Малой Азии поэтому это предписание вошло в Иерусалимский Устав , то есть на территориях, близких к Армении и где жило много армян. Целью этого запрета было стремление решительно отмежеваться от инославных. Вследствие распространения Иерусалимского Устава на всем Востоке и становится практика отмены поста в 3-ю седмицу перед Великим постом становится общецерковной. В нашем Типиконе описанная выше историческая причина кратко выражена в следующих словах: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси». Неделя о блудном сыне Появилась по тем же причинам, что и Неделя о мытаре и фарисее — как закрепление рядового чтения из Евангелия от Луки по причине его соответствия идее приготовления к Великому посту. Неделя о блудном сыне была добавлена в IX веке; некоторые сохранившиеся древнейшие Триоди начинаются с Недели о блудном сыне; точно так же Устав Великой церкви IX в.
Это означает, что на ранней стадии эта Неделя еще не имела своего привычного современного названия. Недели мясопустная и сыропустная Появляются уже в VI веке; в это время в предпоследнее воскресенье пред постом заканчивали есть мясную пищу, а, соответственно, последнее воскресенье было днем заговения на молочную пищу. В древней иерусалимской традиции в VII веке эти два дня уже имели особые чтения на литургии, о чем мы узнаем из сохранившегося грузинского перевода Иерусалимского Лекционария. Правда, те иерусалимские чтения отличались от нынешних, ибо современные чтения возникли позднее в рамках константинопольской традиции. Неделя 1-я Великого поста — Торжество Православия В современной службе Недели 1-й Великого поста следует различать основную и второстепенную памяти. Основным празднованием является воспоминание Церковью восстановления иконопочитания в 843 году и окончательное отвержение иконоборческой ереси. В 842 году умер последний император-иконоборец Феофил и в этом же году был смещен с константинопольской кафедры Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик. Иконоборчество к этому времени уже изжило себя, да и принявшая власть по смерти Феофила его жена императрица Феодора еще при жизни мужа была сторонницей почитания икон. При ее поддержке началась подготовка к торжественному восстановлению иконопочитания, которая заняла около года; после того как в начале 843 года был избран Патриархом святитель Мефодий, в Константинополе впервые был совершен чин Торжества Православия. По стечению обстоятельств это произошло 11 марта 843 года, как раз в 1-е воскресенье Великого поста то есть изначально не было стремления приурочить торжественное восстановление иконопочитания именно к 1-й Неделе поста.
Однако этот прецедент положил основание той многовековой традиции, которая сохраняется и в настоящее время: праздновать именно в Неделю 1-ю Великого поста победу над иконоборчеством, с которой впоследствии была соединена идея торжества Церкви над всеми ересями вообще, потому этот день назван Торжество Православия. Вскоре после 843 года была составлена нынешняя служба Недели Православия; в песнопениях службы основной акцент сделан на богословии иконопочитания. В частности, говорится о том, что именно Воплощение Христа является основой почитания Образа кондак , что, целуя икону, мы воздаем честь тому, кто изображен на ней «честь бо образа, якоже глаголет Василий, на первообразное преходит», см. Лишь на заключительном этапе развития Триоди память о торжестве иконопочитания была расширена к прославлению торжества Церкви над всеми лжеучениями. Так, во 2-й стихире на стиховне малой вечерни упоминаются ересиархи прежних времен: «Ариева нечистая упразднися прелесть, Македониа, Петра, Севира же и Пирра: и светит Свет трисолнечный». Второстепенной памятью Недели 1-й поста в нынешнем Уставе является память всех святых пророков. До середины IX века как минимум в Константинополе именно память пророков совершали в 1-й воскресный день Великого поста. В современной службе только пророкам посвящены следующие молитвословия: 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах…» великой вечерни, «славник» на литии, литургийные чтения и канон на повечерии в Неделю вечером.. Совершение Торжества Православия в Неделю 1-ю поста не сразу вытеснило более древнюю память пророков. Решающее влияние в утверждении праздника Торжества Православия оказал Студийский Устав, во всех редакциях которого данная память уже присутствует.
И эта связь закономерна: как Студийский монастырь был оплотом иконопочитания в период гонений императоров-иконоборцев, так он же способствовал распространению и возвышению праздника в честь восстановления почитания икон. Интересными памятниками-свидетелями «переходного» периода в богослужении Недели 1-й поста являются студийские Типиконы. В Студийско-Алексиевском Типиконе указаны обе памяти — пророков и «о иконах правоверия» причем память пророков указана первой! Это значит, что некоторое время обе памяти совершались вместе в 1-ю Неделю поста, однако постепенно память пророков уходит в тень, а Торжество Православния занимает господствующее положение. Впрочем, до XIV века память пророков продолжает отмечаться в Типиконах и присутствует в службе Недели 1-й Великого поста; в частности, она указана даже прежде Православия в одной из рукописей Иерусалимского Устава середины XIV века. Наверное, только с XVI века служба Недели 1-й поста приобретает свой современный вид: песнопения Торжества Православия доминируют и почти совершенно вытесняют молитвословия в честь пророков от этой древней памяти остаются только некоторые отмеченные нами песнопения, которые почти незаметны в службе , да и саму память пророков в Типиконе и Триоди перестают обозначать в надписании Недели. Его особое значение в истории церкви связано с тем, что в споре с Варлаамом Калабрийским он отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Память святого в Неделю 2-ю поста в Греции была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем. Причина соединения прославления святителя Григория со 2-й Неделей Великого поста очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия чин которой к тому времени уже сформировался.
Можно сказать, что основной смысл христианского поста в том, чтобы избавиться от греха и страстей и жить во Христе. Ради этого православные христиане совершают подвиг постничества. Говорят, что это одно из самых действенных орудий в духовной борьбе. Предваряет Великий пост Сырная седмица, или Масленица. В прошлом номере «МК в Твери» мы обращались к этой теме. В эту неделю верующие отказываются от мяса, что помогает им постепенно входить в постную диету. А вот сам Пост состоит из двух периодов — Святая Четыредесятница и затем Страстная седмица. Святая Четыредесятница — дни, когда мы идем навстречу Богу. Через ограничение в пище, молитву и покаяние в грехах мы постепенно приближаем себя к встрече с Христом Воскресшим. Страстная седмица — дни, когда сам Христос идет к нам через последние проповеди, Тайную Вечерю, Голгофу и Воскресение. Так вместе с Богом мы встречаем самый главный христианский праздник — Пасху. Самыми строгими неделями поста считаются первая и Страстная седмица. Усердные христиане в эти дни порой даже не едят ничего сытнее кусочка хлеба и воды. Но этот подвиг под силу далеко не всем. И сразу добавим, что к еде во время поста нужно подходить разумно. Не стоит слушать чужих советов, а тем более погружаться в Интернет. Опереться нужно на собственные силы, здоровье и благословение священника, у которого исповедуетесь. Он, как никто другой, знает и чувствует ваше духовное состояние. И, пожалуй, тут важнее всего понять, что пост — это не диета, не лечебное голодание. Не можешь жить без мяса — ешь мясо. Не можешь жить без молока — пей молоко. Цель Великого поста — не в табу на творог или колбасу, а в покаянии. Что еще? Если говорить о супружеской близости, то здесь ответственность лежит на самих супругах. Если оба соблюдают пост, то, как правило, они ограничивают себя и в сексе. Если постится только один из супругов, а второй о посте даже не помышляет и требует от постящегося исполнения супружеского долга, то этот самый долг нужно исполнять. Ведь об этом еще апостол Павел сказал: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» 1 Кор 7:1-7. Тем более что цель поста — не разрушить мир в семье, а укрепить его. Не в тягость, а в радость Если углубиться в духовную составляющую поста, то просто и лаконично, например, об этом рассказывает на своей странице в Фейсбуке протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ им.
Это — кошмар, этого не должно быть и, дай Бог, чтобы милостью Божией это как можно быстрее закончилось и как можно меньше было искалеченных жизней. В последнее время многие, кстати, как раз предостерегают от белкового дефицита в пост. При этом ученые давно говорят, что белковый дефицит — проблема человечества. Действительно ли имеет место быть дефицит белка в пост и как его избежать? Большинство людей, которые много говорят о белковом дефиците, ищут для себя оправдание — Большинство людей, которые много говорят об этом белковом дефиците, ищут для себя оправдание. Сегодня средний размер пациентов приближается к 50-му. Индекс массы тела растет как на дрожжах, и предостерегать от белкового дефицита — смешно. Сегодня в магазинах есть самое разнообразное количество растительного белка. Поэтому и говорить-то глупо. Все всё прекрасно знают. А все эти предостережения лишь для того, чтобы оправдаться и убедить себя в том, «какие мы хорошие». Руки за обедом связывай — совет такой. Дни Великого поста сопряжены и с искушениями, и c испытаниями для многих. Есть ли «лекарство», помогающее бороться со стрессом? Какие нервы, — как заметил преподобный Амвросий Оптинский, — самость». Нужно знать и твердо помнить, что в тебе самом корень всему злу — самость и упрямство, растворяемые завистью и заправляемые обольщением вражьим. Поэтому, как сказал преподобный Амвросий, нужно постараться «вырвать этот злой корень: смирением и послушанием, подражая Самому Господу, Который смирился до рабия зрака и послушлив был до смерти крестной и распятия». Но очень сложно себя не жалеть. Да, действительно, у язвенной болезни неврогенные основы. Не просто «прикрутить» свою самость. Увы, чаще мы не прощаем, а лишь загоняем обиду внутрь, промолчать — не значит смириться. Более того, нужно постараться смириться и попросить Его о помощи, чтобы Он помог простить. Потому что Господь всем управляет, Он дарует нам Свою благодать, если мы хоть чуть-чуть потерпим. Мы все одинаковые, и ошибки у нас одни и те же. Мы кипим, как чайники, когда наша самость задета, когда окружающие видят наше бессилие, мы нервничаем, ругаемся, что и дома не ладится, и на работе не успеваем, и не верим… — …и все не по нашему плану. Купили посудомоечную машину, и мир длился, пока мы ее устанавливали. Теперь мы ругаемся из-за того, кто будет чашки в нее загружать». Почти невозможно убедить человека в том, что если ты от себя что-то отстегнешь, то тебе вернется сторицей. Поэтому я собой просто-таки горжусь, если удается от себя отстегнуть. При этом милость Господня бесконечна, поэтому главное — не предавать Его. Вот и сегодня мы беседуем после проведенной вами операции. Прохождение человеком пути от болезни через операцию к исцелению в некотором смысле схоже с Великопостным путем к Светлой Пасхе Христовой. Ведь до операции больной терпит сильные физические муки, подобно тому как претерпевает человек муки душевные из-за своих страстей. Затем больной переживает саму операцию — и вот, слава Богу, получает долгожданное исцеление, даже часто спасение земной жизни. Советуете ли вы пациенту, как не потерять это состояние? Мы изо всех сил приветствуем причастие больного перед операцией. Ведь спасает человека Господь Бог — Мы изо всех сил приветствуем, если больной причащается перед операцией. Ведь спасает человека Господь Бог. Сеченова Петр Витальевич Глыбочко неоднократно заявляли, что у нас нет никаких преград для доступа священнослужителей. При нашей клинике действует храм.
В пост легче идти по стопам Христа
Какую роль пост играет в жизни православного человека? Православный портал «Иисус». Темы: великий пост правила Великого поста Православие ТГпост Церковь. Нельзя заниматься гаданием и магией, так как это считается серьёзным нарушением поста и оскорблением православных убеждений. Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных.
Великий пост: что можно и чего нельзя есть
- Навигация по записям
- Узнайте больше о каждой неделе Великого поста
- Было запрещено одновременно стирать вещи мужа и жены.
- Как готовиться к посту
- 41 день Великого поста: что можно и нельзя 27 апреля 2024 года
- Как готовиться к посту
Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней
Четко продумайте меру своего поста. Постоянно думать о том, что съесть — неправильно. Пост нужен для того, чтобы подумать о своей жизни, постараться изменить ее к лучшему — через молитву, покаяние и заботу о ближнем. Какие продукты рекомендованы постящимся Следует обратить внимание, что соблюдать ограничения в пище могут только физически здоровые люди. Пост запрещен детям, беременным женщинам, старикам и тем, кто имеет какие-либо хронические заболевания. Во второй-шестой неделе блюда из постных продуктов по дням могут выглядеть так: Понедельник — гречневая каша на воде, на обед приготовить капустный суп и картофельные котлеты, на десерт съесть фрукты, а на ужин выпить чаю без сахара.
Вторник — утром можно съесть вкусную овсяную кашу, на обед — вермишелевый суп, салат из овощей, перловую кашу с грибами. От ужина лучше воздержаться. Среда — начать день можно с рисовой каши, а на обед съесть грибы и салат из капусты. Ужин лучше пропустить. Четверг — на завтрак отличным вариантом станет кукурузная каша и сухофрукты, на обед подойдет солянка и овощной салат, а на ужин — картофельное пюре и домашние приготовления.
Пятница — попробуйте ячневую кашу, сварите гороховый суп, а также сделайте фруктовый салат, на ужин можно полакомиться гречкой под грибной подливкой. Суббота — начало дня будет прекрасным с винегретом, а на обед можно приготовить рисовую кашу с черносливом и курагой, на ужин можно сделать макароны и салат. Воскресенье — овсяные хлопья на воде могут стать завтраком, на обед можно съесть постный борщ и жареный картофель, а на ужин отварной рис с луком и морковью. Помните, что еда в Великий пост может быть разнообразной и полезной. На Великий пост можно экспериментировать.
Главное — исключить из меню все продукты животного происхождения. А это молоко, творог, сметана, яйца, мясо и рыба. Можно без проблем употреблять макароны, разные крупы, овощи и фрукты, сухофрукты и зелень, домашние приготовления и овощную консервацию. Растительный белок в постных продуктах отлично заменяет белок животного происхождения, во многом являясь полезнее. Календарь Великого поста 2023 по дням В 2023 году Великий пост начнется 27 февраля и продлится до 15 апреля у православных христиан, а у католиков начнется 22 февраля и завершится 6 апреля.
Дата Великого поста меняется и зависит от даты Пасхи.
Подробный устав о предполагаемой постной трапезе на каждый день можно найти в годичном церковном календаре. С внутренней стороны пост состоит в усугублении дел христианской любви, милосердия и молитвы. История установления поста восходит к самому началу сотворения мира и человека. Заповедь о посте Господь дал людям еще в раю: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» Быт.
Поэтому святые отцы объясняют назначение поста следующим образом: поскольку потерял человек первое райское блаженство ради своего невоздержания, то приобрести его вновь он должен с помощью труда и воздержания, ибо подобное исцеляется подобным. Во времена Ветхого Завета соблюдение многодневных и кратковременных постов было свойственно всем благочестивым людям, о чем находим подтверждение в многочисленных примерах Священного Писания. Посты могли предварять особые молитвенные прошения, как у Боговидца Моисея или пророка Илии; служили знаком сокрушения и покаяния, как видим на примере впадшего в грех царя Давыда и ниневитян; ради соблюдения поста в плену халдейском три отрока — Анания, Азария и Мисаил — были удостоены особой благодати и премудрости от Бога. Новозаветная Церковь также с самого начала своего основания имеет пост как одну из важнейших фундаментальных традиций. Сам Господь здесь служит для нас образом к подражанию, так как начал Он Свою всенародную Евангельскую проповедь после сорокадневного поста в пустыне.
В Деяниях Апостольских также немало сказано о посте и воздержании в среде первых христиан. Так, апостол Павел начал соблюдать пост не только при обращении ко Христу Деян. Святая Христова Церковь, благопосолушным чадам ея, православным христианом, завещала хранити пост, не менее как и самое правило молитвы. Аще по словеси апостола мы и непрестанно должны молитися Сол. Так и в воздержании поста, по следующему Христову изречению: «Внемлите себе, да не когда отягчаются сердца ваша объядением и пиянством» Лк.
Изображая характер истинного поста, Церковь говорит в своих песнопениях: «Истинный пост есть: злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления»… «Постящеся, братие, телесне постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; всякое списание неправедное раздерем; дадим алчущим хлеб и нищия безкровные введем в домы; да приимем от Христа Бога велию милость». Посты бывают однодневные и многодневные. К однодневным относятся посты: 1 в среду — в воспоминание предательства Спасителя Иудою; 2 в пятницу — в воспоминание о страданиях и смерти Исуса Христа; 3 в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября н. Иоанна Крестителя 11 сентября н. Святитель Афанасий Великий пишет: «Кто разрешает среду и пяток, сей распинает Христа, как иудеи, ибо в среду Он был предан, а в пяток — распят».
Пост среды и пятка на каждую седмицу во все лето, в воспоминание страдания и смерти Исуса Христа: ибо в среду злочестивый Июда предал Христа июдеям, а в пяток беззаконнии июдеи распяша Его. Но как смерть Христова привела нас в безсмертие, посему убо и должно верующим, по чувству их благодарности, поститися во всякую среду и пяток, чтобы сим воспомянути страдания Спасителя нашего. Пост среды и пятка не есть подвиг о посте произвольный, но обязательный для всякого христианина.
Нельзя резко отказываться от таких продуктов, так как организм, привыкший к мясу, будет испытывать серьезный стресс. Специалисты нашли метод, который поможет облегчить воздержание от еды. Врачи советуют за неделю до начала поста каждый день сокращать порцию белка. Сначала отказаться от яиц на завтрак, потом меньше добавлять мяса в блюдо. Беременным, кормящим женщинам, людям с болезнями ЖКТ, хроническими заболеваниями, детям и онкобольным стоит проявить особую бдительность к своему организму в момент воздержания от еды. Нельзя допустить ухудшение самочувствия.
В современном мире таких источников может быть большое количество. Это и просмотр телевизора, и прослушивание музыки, и посещение каких-то мероприятий, в том числе увеселительных. Потому что эти дни верующий должен проводить в тишине, воздержании, немногословии, чтобы достойно подготовиться к празднику Пасхи. Конечно же, когда мы посещаем такие вот места, где происходит какое-то веселье, шутки там, под час, может быть, даже какие-то греховные дела совершаются, ни о каком воздержании, ни о какой чистоте душевных помыслов даже речи не идет.
С какого возраста можно привлекать детей к посту? Поэтому если, конечно, как младенцы, так и взрослые, например, болеют чем-нибудь, то церковь в плане аскезы относится к этим людям снисходительно. Это связано с тем, что недуг уже вменяется в пост человеку. Аскеза призвана смирить движения душевные, греховные, страстные.
Но их ограничивают и болезни. Если ребенок не здоров, то родители могут подойти поговорить со священником, батюшка определит ему ту меру, в соответствии с которой следует поститься несовершеннолетнему. Это же касается и болеющих взрослых. Опять же, если дети только приходят в храм, только начинают воцерковляться, требовать от них сухоедения или какого-то крайнего воздержания тоже будет не совсем разумно.
Это связано с тем, что человек должен сначала осознанно прийти к Богу и понять, что он делает. В церкви одной из самых главных добродетелей является рассуждение. То есть, прежде чем отказаться от чего-либо, человеку нужно размыслить о том, как будет, например, то или иное воздержание полезно для его телесного здоровья. Это очень индивидуальный вопрос.
А так, конечно же, если ребенку уже есть 5 лет, думаю, его нужно приучать, что причастие требует подготовки: с утра, например, ничего не кушать и не пить. Читать вместе с ним Евангелие, объяснять ему, что причастие является великой святыней. Дети не совсем понимают, что значит тело Христова и кровь Христова. Плохо, когда родители говорят, что это мед, компот или водичка, это же кощунственно.
Для ребенка теряется смысл самого причащения, ведь зачем ему придавать большое значение тому, что дают в храме, если это есть и дома. В таком случае можно просто сказать, что вкушаемое — это Великая Святыня. Если младенец этого сейчас не осознает, он подрастет и все поймет. Однако фактически он идет 48 дней.
Также прибавляется Страстная Седмица, которая как раньше, так и сейчас не является частью Великого поста. У нас он заканчивается праздником входа Господа в Иерусалим — Вербным воскресением. А неделя, которая прибавляется к Святой Четыридесятнице, называется Страстной седмицей. В последние дни перед Пасхой совершается какая-нибудь память.
Например, в понедельник церковь вспоминает ветхозаветную историю о том, как братья отреклись от Иосифа в Египте.
Врач объяснил, как правильно поститься в Великий пост и не потерять при этом здоровье
Пост – это сакральный период времени, когда христиане воздерживаются от пищи и других удовольствий, чтобы сосредоточиться на Боге. Суть самого долгого и сложного православного поста – показать, что дух сильнее тела. Завершается пост праздником Пасхи или Воскресением Христовым, в этом году его будут отмечать 16 апреля. Какие правила нужно соблюдать В Великий пост верующим рекомендовано много молиться, помогать ближним и. Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга -