Проблемы с памятью бывают и у детей, и у зрелых людей, и у стариков — но вызывают их разные причины, а значит, и подходы к решению должны быть разными. Если у человека стала плохая память и внимательность причины могут быть в их дефиците и плохом рационе питания. Вспомнить нельзя забыть. Почему память прячет плохие воспоминания?
Причины проблем с кратковременной памятью
Причины ухудшения памяти в молодом возрасте. Нарушение памяти у пожилых людей обычно вызвано возрастными изменениями организма. Причины плохой памяти и ее ухудшения. Причины потери памяти. Существуют определенные факторы, которые влияют на потерю памяти.
Плохая память: причины и методы лечения
Разрушающее действие на структуры мозга и, соответственно, память оказывают стероидные гормоны. Последние исследования доказывают, что люди, длительно принимающие стероидные гормоны например, бодибилдеры , имеют серьезные проблемы со зрительно-пространственной памятью. Информацию о негативном влиянии стероидных гормонов на память следует учитывать также пациентам с бронхиальной астмой и артритом. Опухоли, инфекционные заболевания, приводящие к поражению ЦНС, оказывают иногда необратимое влияние на память. К таким заболеваниям относят энцефалит и менингит. Воспаление оболочек и ткани мозга приводит к разрушению нервных структур и в результате к нарушению познавательной деятельности, речи и памяти. Выделяют нарушения памяти, связанные с возрастом. В норме первые признаки снижения памяти появляются после 50 лет, что связано с ослаблением концентрации внимания и снижением процессов кодирования информации. Однако при резком прогрессировании потери памяти можно подозревать наличие более серьезных заболеваний. В первую очередь провалы в памяти могут возникать при старческой, или сенильной, деменции.
При деменции возникает диффузное поражение коры мозга например, при болезни Альцгеймера или подкорковых структур мозга болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона, рассеянный склероз, энцефалопатия. Наиболее ранним признаком болезни Альцгеймера служат провалы в памяти на недавние события. К этому симптому в дальнейшем могут присоединяться нарушения речи и познавательных способностей. При прогрессировании заболевания развивается потеря фиксационной, антероградной и ретроградной памяти. Память на события, происходившие давно, сохраняется наиболее длительное время. При болезни Паркинсона и рассеянном склерозе человек затрачивает много времени на вспоминание прошедших событий или фактов.
Москва, ул. Полковая, д. Политика, экономика, происшествия, общество.
Самое главное — различать долговременную и кратковременную память. Кратковременная память длится от нескольких секунд до нескольких минут и позволяет выполнять повседневные задачи - например, вспомнить начало этого предложения, когда вы закончите его читать. С другой стороны, долговременная память — запоминаемые события, изученная информация, имена людей, которых мы знаем, и все остальные воспоминания. Теоретически она имеет неограниченную емкость и долговечность, хотя на практике это нормально - забыть давно неиспользуемую и не относящуюся к делу информацию. Провалы и нарушения памяти Не все нарушения памяти являются провалами, понимаемыми как потеря способности вспоминать конкретную информацию. Нарушение памяти — это более широкое понятие. Сюда также входят качественные расстройства памяти, при которых искажаются существующие воспоминания. В некоторых условиях воспоминания бывают заменены ложными. То же самое происходит с некоторыми деталями воспоминаний при сохранении их общей структуры. Провалы в памяти — количественные расстройства, при которых доступ к самим воспоминаниям невозможен.
Мигрень Если вы страдаете от мигрени, вы можете быть подвержены риску пострадать от транзиторной глобальной амнезии ТГА в возрасте старше 50 лет. ТГА — это состояние, туда попал, все еще осознавая, кем он сам является, и кто его окружает. Этот тип амнезии обычно считают причиной генетического дефекта, приводящего к распространению нервных импульсов в головном мозге. ТГА может временно парализовать память, а мигрени могут быть вызваны внезапным погружением в горячую или холодную воду, экстремальным эмоциональным стрессом или даже половым актом. К счастью, ТГА является малораспространенным состоянием и легко лечится. Длинные перелеты Длинные перелеты приводят к сильной усталости. Этот симптом, как правило, вызван плохим сном, а также нарушением биоритма. Исследование, проведенное в Университете Калифорнии, показало, что чувство сонливости, провалы в памяти и трудности в обработке информации могут некоторое время продлиться после полета, и даже после того, как биоритм человека вернулся в норму. Когда мы спим, наш мозг обрабатывает воспоминания, так что недосыпание может вызвать провалы в памяти. Беременность Беременные женщины часто подвергаются стигматизации, что является нарушениями в памяти, но в недавнем исследовании, проведенном в Австралии, исследователи сравнили производительность беременных женщин против небеременных. Результаты были убедительными: первой группе было намного сложнее выполнять задачи, связанные с памятью. Исследователи предположили, что причины этого в образе жизни и диете. Химиотерапия Часто встречающийся неприятный побочный эффект химиотерапии — потеря памяти. Ведь не просто так часто такие терапии называют промывкой мозга пациентов. Химиотерапия может повлиять на функции клеток мозга, исходя из исследования Стэнфордского университета, которое показало, что женщины, которые подвергаются химиотерапии для лечения рака молочной железы, имели провалы в памяти.
Проблемы с памятью у молодых людей: причины и лечение
Image by nugroho dwi hartawan from Pixabay Стоит сразу сказать, что, как правило, нарушения памяти чаще всего можно успешно корректировать, но для того, чтобы грамотно подобрать способы борьбы с забывчивостью, необходимо выяснить причину, почему ухудшается память. Причины могут быть совершенно разными, начиная от обычной усталости и заканчивая неврологическими заболеваниями. Для начала стоит выделить часто встречающиеся причины нарушений в памяти, а именно, когда человек начинает забывать информацию разной давности и степени её важности. Мозг человека так устроен, что при сильной физической и умственной нагрузке он включает режим экономии, так сказать, срабатывает защитный механизм. В данном случае будет нарушаться не только память, но и все познавательные процессы снизятся, появится ощущение, что работает организм не на полную мощность.
Примером могут быть для молодых людей такие события, как сдача экзаменов, подготовка к выступлениям или выполнение научной работы. В этот период на максимуме работают все познавательные процессы, психологическое напряжение растет и после того, как работа будет выполнена, происходит спад внутреннего напряжения и требуется некая «перезагрузка». В этом случае необходимо дать организму отдохнуть, как физически, так и психологически. Плохая память: что делать и как улучшить?
Стрессы и серьезные психологические травмы. Истощение нервной системы грозит расстройством не только памяти, но и всей работы мозга. Депрессия или длительное нахождение в состоянии крайне негативных переживаний неминуемо приведет к снижению работы нейронов, а значит, и снизится эффективность работы познавательных процессов. Как правило, в моменты душевных переживаний, тревожных состояний, происходит нарушение сна.
Если психика и мозг не будут получать должного отдыха и разрядки, то память, как и внимание, нарушится. Употребление запрещенных веществ. В данном случае будет даже странно говорить о том, что человек злоупотребляет алкоголем, наркотическими веществами, запрещенными медикаментами и антидепрессантами и не понимает, что это вредит мозгу и замедляет его работу.
Омега-3 жирные кислоты, встречающиеся в рыбе, орехах и семенах льна, полезны для здоровья мозга и памяти. Кроме того, важно получать достаточное количество витаминов группы В, таких как B6, B12 и фолиевая кислота, которые способствуют нормальной работе нервной системы. В случае нехватки этих веществ в рационе питания врач может рекомендовать прием специальных витаминных комплексов или добавок. Если проблемы с памятью и вниманием продолжают беспокоить, специалисты рекомендуют сосудистые средства, например, экстракт листьев гинкго, метаболические средства, например, глицин, ноотропные препараты, такие, как Проспекта, которые помогают при невнимательности, снижении работоспособности и проблемах с памятью у пациентов как молодого, так и более старшего возраста. Или это миф? Молодым людям рекомендуется включать в свою повседневную рутину регулярные упражнения для мозга, такие как решение кроссвордов и головоломок, игры на развитие логического мышления, а также активное чтение, обучение новым навыкам и занятия творчеством. Благоприятно сказывается активное социальное общение. Кроме того, важно поддерживать здоровый образ жизни, который включает в себя сбалансированное питание см.
Находите время для друзей: многие отказываются от социальной жизни, когда слабеет память чего делать категорически нельзя. Исследование Гарвардской школы общественного здравоохранения показало, что люди с активной социальной жизнью имеют самый медленный спад памяти. Кладите нужные вещи, такие как ключи или очки, всегда в одно и то же место. Много отдыхайте: лишение сна снижает рост новых нейронов в гиппокампе. Соблюдайте полноценную диету: особенно полезны для мозговой деятельности продукты, богатые Омега-3 — лосось, тунец, грецкие орехи, брокколи. А вот насыщенные жиры и количество калорий следует ограничить. Лечите хронические заболевания: исследования показывают, что диабет, проблемы с сердечно-сосудистой системой и другие соматические патологии значительно усугубляют снижение внимания и памяти что делает борьбу с ними обязательным пунктом в борьбе за мозговую деятельность. Избавьтесь от таких вредных привычек как алкоголь и курение: они повышают риск сосудистых нарушений. Хороша как простая ходьба и легкая аэробика, так и упражнения на координацию. Поделитесь своими проблемами с семьей. В моменты, когда критически подводит память, что делать вам подскажут именно они. Мозг способен производить новые клетки в любом возрасте, поэтому значительная потеря памяти не является неизбежным результатом старения. Ваш образ жизни, привычки и повседневная деятельность оказывают огромное влияние на здоровье вашего мозга. К сожалению, справляться своими силами с этой проблемой можно лишь до определенной поры. Когда теряется память, что делать должен сказать врач, ведь только полноценное лечение способно улучшить долгосрочный прогноз. К какому врачу обратиться при проблемах с памятью Если у человека развивается нарушение памяти, к какому врачу обращаться нужно решить как можно быстрее. Необходим полный объем диагностических мероприятий, с помощью которого будет выяснено, с какой патологией связаны симптомы. Не все знают, какой врач занимается памятью. Следует учесть, что может потребоваться консультация нескольких специалистов. К какому врачу обратиться при потере памяти? Вам помогут психиатр, невролог и нейропсихолог. В некоторых случаях может понадобиться консультация терапевта и гериатра. Это сложная проблема, которая проявляется как на органическом, так и на психологическом уровне, поэтому необходима их совместная работа. При проблемах с памятью врач применяет следующие методы диагностики: изучение анамнеза; оценка соматического здоровья; беседа с родственниками: когда у одного из членов семьи, особенно пожилого возраста, началось ухудшение памяти, к какому врачу обратиться часто решают близкие. Их участие в лечебно-диагностических мероприятиях может оказать существенную помощь; неврологическая, психиатрическая и психологическая оценка; психометрическое тестирование: измеряется точность, скорость и качество таких психических процессов как принятие решений, внимание, планирование; лабораторно-инструментальное обследование: анализы крови, МРТ-сканирование, позитронно-эмиссионная томография, электроэнцефалография и другое. Специалисты тщательно анализируют состояние больного, учитывая его поведение и результаты проведенных диагностических мероприятий.
В любом случае эти вещества нарушают саму систему передачи импульсов, вмешиваются в порядок получения, отправления и обработки информации нервными клетками. Свинец занимает лидирующую позицию среди причин промышленных отравлений, ведь мест его применения очень много: свинцово-плавильные заводы, производство аккумуляторов, типографии, изготовление свинцовых красок, этилированного бензина, керамических изделий, хрустального стекла и др. Кроме того, угроза поражения свинцом есть и вблизи крупных автодорог. У ртути же есть три основных источника: Амальгама в зубных пломбах. Пломба среднего размера содержит 750 000 мкг ртути, из них 10 мкг высвобождается ежедневно. Плюс ртуть выделяется быстрее, если амальгаму нагреть до температуры горячего чая. Мертиолят — органическое соединение ртути — имеется в вакцинах против гриппа, гепатита В, АКДС и является более опасным, чем ее пары. Содержащаяся в ней ртуть уже прореагировала с защитными молекулами, и существенной опасности для здоровья не представляет. Но все-таки переедать тунца не стоит. Кроме того, потенциальными источниками ртути в доме являются термометры, термостаты, ртутные переключатели и барометры. Ухудшение памяти является побочным действием множества препаратов. Если же данными лекарствами злоупотреблять, создастся кумулятивный эффект, что особенно сильно проявляется после приема транквилизаторов, седативных препаратов. В список таких фармгрупп также входят нейролептики, холинолитики, «сердечные» капли, барбитураты, холинолитики, антидепрессанты, антигистаминные препараты. Возрастные изменения организма Основные изменения, влияющие на ухудшение памяти в пожилом возрасте, — склеротические: стенки сосудов мозга, прочих тканей и органов постепенно лишаются эластичности, становятся жесткими. Кроме того, сужается просвет сосуда, развиваются микроинсульты кровоизлияния, хоть и мелкоточечные, в разных долях мозга. Дополнительной причиной является изменение мозга, нарушающие качество сна: префронтальная кора теряет свой объем. Если добавить к этому множество заболеваний мозга, называемых «старческими» болезнь Альцгеймера, рассеянный склероз, болезнь Паркинсона , ухудшение памяти с возрастом становится очевидным. Чтобы остановить или замедлить течение склеротических изменений, врачи зачастую назначают прием ноотропных медикаментов. Оригинальным ноотропным препаратом центрального действия является Глиатилин. Он производится на основе холина альфосцерата, который улучшает состояние центральной нервной системы ЦНС , благодаря фосфатной форме, он быстрее проникает в головной мозг и лучше усваивается.
Плохая память: причины и методы лечения
В чём кроются причины ухудшения памяти в молодом возрасте. А почему может ухудшаться память после 40. Еще одной причиной плохой памяти является неправильное питание. «Вечерняя Москва» разбиралась, почему люди неожиданно «теряют» память, почему они не обращаются за помощью, как понять, что родственник в группе риска, а также как сохранить и «прокачать» память. залог благополучия среди молодежи. Поэтому невнимательность, рассеянность, проблемы при запоминании информации могут оказать негативное влияние на качество жизни молодых людей. Что может служить причиной потери памяти в пожилом возрасте, из-за чего вдруг возникают провалы памяти у престарелых – давайте рассмотрим на итогах многолетних исследований геронтологов, врачей и ученых. Прежде чем говорить о лечении плохой памяти, важно понять, что может быть причиной ухудшения памяти.
Почему возникают проблемы с памятью и как от них избавиться
Проще говоря, легче запоминается то с чем мозгу уже приходилось иметь дело. Каждая нервная клетка более 1000 измененных рнк. Долговременная память обеспечивается изменениями в молекулах ДНК дезоксирибонуклеиновой кислоты , находящихся в соответствующих нервных клетках, которые принимали участие в запоминании. При этом в мозге устанавливаются связи с другими смысловыми компонентами. Другими словами, чем больше в мозге взаимосвязанного материала, касающегося данной информации, тем легче будет его припомнить. Забыванию информации соответствует торможение нервных связей. Происходит замещение старых данных более актуальной информацией. Вся информация, содержащаяся в памяти, хранится в различных зонах коры головного мозга. Например, словесно-логическая информация преимущественно локализуется в лобных долях. В запоминании одного события может принимать участие один нейрон или целая сеть нервных клеток. Хорошая память возможна при слаженной работе коры обоих полушарий.
Загружайте свой мозг только полезной информацией лишнюю и ненужную информацию постарайтесь откидывать, она только засоряет ваш мозг. Не забывайте о прогулках на свежем воздухе. Активные прогулки на свежем воздухе, лучше за городом на природе нужны для правильной работы мозга, это могут быть различные виды спорта или просто активный отдых. Упражнения для развития памяти и внимания Упражнение 1 Вам надо пойти в магазин и купить определенный перечень продуктов. Вы пишете на бумаге свой перечень и идете с ним в магазин, чтобы ничего не забыть. Попробуйте написать перечень товаров на бумаге и запомнить его. В магазине покупайте товары по памяти. Если список большой, и вы боитесь что-то забыть, вы можете взять с собой этот список, но не пользуйтесь им положите его в сумку и постарайтесь купить по памяти. Упражнение 2 Вы встретили старого знакомого случайно на улице или в магазине. У вас завязался разговор.
Постарайтесь в этом разговоре изучить этого человека подробно и запомнить: какой цвет и разрез глаз, какое лицо у этого человека, какая одежда на нем, что у него в руках, запомните как можно больше. Постарайтесь запомнить дословно ваш разговор. Вечером постарайтесь вспомнить вашу встречу и то, что вы запомнили об этом человеке, о чем говорили, вспомните все до мелочей. Упражнение 3 Постарайтесь приучить себя читать. Выберите интересную книгу и начните читать с одной или двух страниц это не много и попробуйте дойти до тридцати страниц в день. Если вы работаете и заняты целый день, то можно найти время почитать в обеденный перерыв или вечером перед сном. После чтения попробуйте пересказать то, что вы прочитали. На это тоже можно найти время, например, когда вы идете в магазин, на собрание в школу, по пути домой или по пути на работу. Упражнение 4 По пути на работу вы можете запоминать номера домов, вечером возвращаясь с работы, вы по памяти рассказываете эти номера домов. Можно просто проходя по улице не важно, куда запоминать номера машин, которые проезжают мимо.
Вечером попробуйте вспомнить и рассказать эти номера машин. Упражнение 5 Это очень простое упражнение. Когда вы идете в магазин запоминайте цены на товары, которые вы покупаете. Эти цены вы можете сравнить с ценами других магазинов. Упражнение 6 Вы готовите торт по новому рецепту. Попробуйте его запомнить и приготовить торт по памяти. Не заглядывайте в рецепт старайтесь запоминать. Упражнение 7 Если вы ходите по одному маршруту в магазин или на работу измените его ходите как можно чаще разными маршрутами и запоминайте что-то новое. Вы можете увидеть красивое дерево, прекрасный фонтан, необыкновенное здание, красивые фасады зданий и так далее. Спустя время вспомните свой новый маршрут и пройдите по нему мысленно вспомните все до мелочей.
Упражнение 8 Учите стихи каждый день. Учить надо внимательно не путая слова. Начните с четверостишия, потом постепенно добавляйте объем и сложность стиха. Рассказывайте стихи везде: по пути на работу, по пути в магазин, по пути к начальнику в кабинет и так далее. Таким же образом можно учить новую песню. Ее напевать можно везде: на кухне, в ванне, пока делаете уборку, получается веселее и быстрее. Упражнение 9 Теперь посмотрим упражнения сложнее. Посмотрите на картинку здесь написаны слова: желтый синим цветом , черный зеленым цветом. Вам надо запомнить первые две строчки закрыть картинку и написать по памяти слова цветными карандашами или ручками. Проверьте, что у вас получилось.
Теперь прочитайте и запомните вторые две строчки закройте картинку и напишите по памяти. Затем прочитайте и запомните третьи две строчки закройте и напишите по памяти. Теперь запомните все шесть строчек закройте слова и напишите их по памяти. Повторите упражнение. Упражнение 10 В этом упражнении даны цифры, они написаны двумя разными цветами черным и красным. Посмотрите внимательно на эти цифры и запомните их. На запоминание дается одна минута. Закройте цифры и напишите по памяти все, что вы запомнили двумя цветами черным и красным. Проверьте, что вы написали, если много ошибок попробуйте запомнить сначала первые две строчки и затем написать их, затем запомните вторые две строчки и напишите их по памяти. Если все правильно можно потренироваться и написать все четыре строчки.
Теперь попробуйте выучить наоборот сначала нижнюю строчку, потом вторую снизу и так далее и напишите их по памяти. Это упражнение хорошая тренировка памяти. Упражнение 11 Посмотрите внимательно и запомните следующую картинку, на этой картинке нарисованы животные, млекопитающие, рыбы. Теперь закройте картинку и напишите на бумаге по памяти всех животных, млекопитающих и рыб в алфавитном порядке. Напишите, в какую сторону смотрят звери. Если запомнили не всех животных или в неправильном порядке повторите упражнение. Упражнение 12 Посмотрите на следующую пирамиду, она состоит из чисел, в каждой последующей строчке добавляется одна цифра. Запомните сначала первые три строчки, закройте пирамиду и напишите цифры по памяти. Проверьте себя. Теперь запомните еще одну строку и напишите по памяти четыре строки.
Каждый следующий раз добавляйте по одной строке и запоминайте. Запомните и напишите все цифры пирамиды полностью. Упражнение 13 Посмотрите на следующую картинку, она разделена на две части, в верхней части картинки нарисованы кружочки, а в нижней части картинки их нет. Запомните, в каких клетках нарисованы кружочки, закройте первую картинку и по памяти нарисуйте кружочки во второй части картинки. Упражнение 14 В этом упражнении даны три столбика с разными словами, прочитайте и запомните их. Закройте слова, и напишите их на бумаге по памяти в каком же порядке. Посмотрите, что у вас получилось.
Старайтесь закрепить полученную информацию картинкой — и тогда она будет запоминаться лучше и быстрее. Ежедневные упражнения и новые привычки Множество упражнений на запоминание можно без труда включить в повседневную жизнь. Например, невролог рекомендует составлять список продуктов и запоминать его: когда вы придете в магазин, не доставайте автоматически список или телефон, а берите все по памяти. Если вы не идете в магазин, попробуйте запомнить рецепт». Профессор также добавил, что частое приготовление пищи — отличный способ улучшить рабочую память. Такую же тренировку можно повторить и на прогулке или во время езды за рулем — вместо навигатора лучше ориентироваться на собственную память. Интересно, что исследование, проведенное в 2020 году, показало, что у людей, которые чаще пользовались GPS, через три года наблюдалось более резкое снижение когнитивных способностей пространственной памяти.
Опубликовано 28 января 2021, 18:08 a Россиянам рассказали о причинах плохой памяти От недосыпа до стресса Невролог Юлия Покровская поделилась с россиянами информацией о причинах плохой памяти. Помимо прочего врач рассказала, как ее улучшить. Обсудить По словам специалиста , ухудшение памяти не всегда связано со старением, оно присуще и молодым людям.
Машина посигналила, и наступили сумерки: почему люди теряют память и кто в зоне риска
Прежде чем говорить о лечении плохой памяти, важно понять, что может быть причиной ухудшения памяти. Почему возникают проблемы с памятью даже в молодом возрасте. Почему возникают проблемы с памятью даже в молодом возрасте. Почему мы забываем: основные причины плохой памяти и как с ними бороться. Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение. Фила задался вопросом: почему у людей с проблемами в вербальном компоненте рабочей памяти не наблюдаются проблемы с интеллектом.
Ковид и проблемы с памятью
Дополнительно эксперты рекомендуют регулярные перерывы во время работы или игры в гаджетах, чтобы дать глазам и мозгу возможность отдохнуть. Но этот отдых условный, когда извне информация не поступает, наш мозг занимается активной аналитической деятельностью, перерабатывает поступившую информацию, строит новые планы и программы, формируется мышление. Однако важно осознавать, что умеренность в использовании гаджетов - ключевой аспект заботы о физическом и психическом здоровье. Регулирование времени, проведенного за экраном, помогает снизить негативные последствия, такие как ухудшение сна, напряжение глаз и проблемы с концентрацией внимания. Например, антиоксиданты, содержащиеся во фруктах и овощах, помогают защищать мозг от свободных радикалов и снижают риск развития нейродегенеративных заболеваний.
Омега-3 жирные кислоты, встречающиеся в рыбе, орехах и семенах льна, полезны для здоровья мозга и памяти. Кроме того, важно получать достаточное количество витаминов группы В, таких как B6, B12 и фолиевая кислота, которые способствуют нормальной работе нервной системы. В случае нехватки этих веществ в рационе питания врач может рекомендовать прием специальных витаминных комплексов или добавок.
Упражнение 9 Теперь посмотрим упражнения сложнее. Посмотрите на картинку здесь написаны слова: желтый синим цветом , черный зеленым цветом. Вам надо запомнить первые две строчки закрыть картинку и написать по памяти слова цветными карандашами или ручками.
Проверьте, что у вас получилось. Теперь прочитайте и запомните вторые две строчки закройте картинку и напишите по памяти. Затем прочитайте и запомните третьи две строчки закройте и напишите по памяти. Теперь запомните все шесть строчек закройте слова и напишите их по памяти. Повторите упражнение. Упражнение 10 В этом упражнении даны цифры, они написаны двумя разными цветами черным и красным.
Посмотрите внимательно на эти цифры и запомните их. На запоминание дается одна минута. Закройте цифры и напишите по памяти все, что вы запомнили двумя цветами черным и красным. Проверьте, что вы написали, если много ошибок попробуйте запомнить сначала первые две строчки и затем написать их, затем запомните вторые две строчки и напишите их по памяти. Если все правильно можно потренироваться и написать все четыре строчки. Теперь попробуйте выучить наоборот сначала нижнюю строчку, потом вторую снизу и так далее и напишите их по памяти.
Это упражнение хорошая тренировка памяти. Упражнение 11 Посмотрите внимательно и запомните следующую картинку, на этой картинке нарисованы животные, млекопитающие, рыбы. Теперь закройте картинку и напишите на бумаге по памяти всех животных, млекопитающих и рыб в алфавитном порядке. Напишите, в какую сторону смотрят звери. Если запомнили не всех животных или в неправильном порядке повторите упражнение. Упражнение 12 Посмотрите на следующую пирамиду, она состоит из чисел, в каждой последующей строчке добавляется одна цифра.
Запомните сначала первые три строчки, закройте пирамиду и напишите цифры по памяти. Проверьте себя. Теперь запомните еще одну строку и напишите по памяти четыре строки. Каждый следующий раз добавляйте по одной строке и запоминайте. Запомните и напишите все цифры пирамиды полностью. Упражнение 13 Посмотрите на следующую картинку, она разделена на две части, в верхней части картинки нарисованы кружочки, а в нижней части картинки их нет.
Запомните, в каких клетках нарисованы кружочки, закройте первую картинку и по памяти нарисуйте кружочки во второй части картинки. Упражнение 14 В этом упражнении даны три столбика с разными словами, прочитайте и запомните их. Закройте слова, и напишите их на бумаге по памяти в каком же порядке. Посмотрите, что у вас получилось. Если написали неправильно, посмотрите еще раз внимательно и повторите упражнение. Затем посмотрите еще раз на слова и закройте их.
Напишите все слова в алфавитном порядке. У ребенка плохая память. Что делать если у ребенка плохая память? Некоторые дети с рождения схватывают все на лету, а некоторым приходится позаниматься, чтобы достичь определенных результатов.
Хотя обычно этой части мозга ученые не уделяли должного внимания. Таким образом, отчасти благодаря исследованию пациентов с СДВГ, ученые открыли еще одну зону, вовлеченную в рабочую память, — мозжечок. В то же время, изучая рабочую память, они смогли обнаружить возможные механизмы развития СДВГ — проблемы фонологической петли. Постепенно ему стало легче концентрироваться, общаться и учиться. Врачи узнали , что Фил, опираясь на научные данные, использовал для обучения другие педагогические форматы — преимущественно аудиальные и двигательные, которые позволяли не только тренировать фонологическую петлю, но и тратить энергию тела.
Вместе с тем он применял различные упражнения для развития рабочей памяти и внимания. Кроме того, Фил некоторое время работал с психологом Вайолет Оклендер. На занятиях она использовала успокаивающие виды деятельности, которые снимали психологическое напряжение: работа с глиной, песком, водой, пальчиковое рисование красками. В своей практике Оклендер применяла и работу с деревом строительство, моделирование — это помогало детям активировать кинестетику. Конечно, всё это время Фил принимал ряд лекарственных препаратов , которые позволяли контролировать активность нейромедиаторов мозга. В итоге освобождение от синдрома дефицита внимания и гиперактивности стало следствием как психотерапевтических воздействий, так и лекарственных. Расстройства обучения Теперь Фил работает в школе: обучает детей с особенностями. И параллельно изучает их, пытаясь выявить проблемы рабочей памяти и их связь со способностью к обучению. К Филу приходит всё больше родителей, которые жалуются на школьные результаты своих детей.
Удивительно, но, как правило, эти результаты не связаны с СДВГ, а тесты на интеллектуальные способности говорят, что дети смышленые и способны на многое. Фил предположил, что у таких детей расстройство способности к обучению. Они почти ничем не отличаются от сверстников, однако им гораздо сложнее читать, считать и писать. Изучив литературу, Фил узнал о существовании 4 подобных расстройств: Дискалькулия — невозможность решать математические примеры. Дислексия — нарушение способности к овладению навыками чтения и письма фонемно-графическими знаниями. Дети с дислексией читают значительно медленнее сверстников и из-за этого почти не понимают смысла прочитанного. Таким детям трудно осваивать формы слов и грамматические конструкции, у них возникают сложности с пониманием семантических конструкций, что может впоследствии вылиться в проблемы эмоциональной сферы. Это расстройство отличается от дислексии, хотя некоторые симптомы общие и обе проблемы могут сосуществовать. Дисграфия — нарушение способности осмысленно и правильно писать.
Из-за названных проблем дети учатся хуже и медленнее. Успехи, которых они теоретически могли бы достичь, на практике оказываются значительно скромнее, чем ожидалось. Эти дети получают средние и высокие результаты при выполнении интеллектуальных тестов, однако испытывают трудности с правильным произношением, быстрым чтением, написанием и подсчетами. Фил познакомился с известным исследователем Ли Свенсоном, который посвятил себя изучению расстройств рабочей памяти. Свенсон предположил, что и чтение, и письмо, и счет зависят от рабочей памяти. Логично , что ядром развития подобных расстройств также служит фонологическая петля, ведь все названные проблемы связаны с символами и словами. И чтение, и письмо требуют от человека удерживать в активной зоне памяти смысл, извлекать значения слов из долговременного хранилища, интегрировать их с получаемой информацией. Всё это происходит в рабочей памяти. Основываясь на данном предположении, Свенсон разработал целый ряд тестов для рабочей памяти, с помощью которых можно диагностировать текущие или будущие проблемы с обучением.
Одна из задач, которая часто использовалась учеными, — заполнение пропусков в тексте. Для ее выполнения требуется как понимание текста и представление его смысловой картины, так и поиск нужного слова и кодирование его в ряд мелких моторных действий, осуществляемых при письме. Позже Фил встретился с Уэйном Лазаром и Франком Ятчиком, которые продемонстрировали , что расстройства обучения могут быть связаны с лобной корой, левой теменной корой, а также с той областью мозга, которая связывает два полушария, — мозолистым телом. Читайте также Как депрессия и эпилепсия влияют на память? Левое полушарие мозга чаще всего активируется при выполнении тестов на вербальную связь, поэтому идея о влиянии проблем в развитии фонологической петли получила распространение. Свенсон предположил , что дети, которым трудно читать, могут не проговаривать текст про себя, из-за чего у них нарушается кратковременное запоминание. И здесь нужно вспомнить про скорочтение, в рамках которого именно проговаривание про себя считают главной причиной медленного темпа чтения. Фила задался вопросом: почему у людей с проблемами в вербальном компоненте рабочей памяти не наблюдаются проблемы с интеллектом. Свенсон предположил, что, возможно, такие пациенты используют различные компенсаторные стратегии, к примеру, опираются на визуальную память вместо аудиальной, когда учатся.
Последующие эксперименты показали Филу, что не только фонологическая петля — причина всех бед его учеников. На самом деле у студентов с расстройством способности к обучению были проблемы и с другим компонентом рабочей памяти — визуально-пространственным блокнотом. Они плохо выполняли тесты на визуальную память, если имели проблемы со счетом, и наоборот.
Обсудить По словам специалиста , ухудшение памяти не всегда связано со старением, оно присуще и молодым людям. В то же время, у молодежи плохая память не всегда говорит о наличии серьезной болезни, однако стоит помнить, что причина может крыться и в травмах головы и прочих патологиях. Помимо прочего сказаться на памяти может и плохое питание в виде чрезмерного потребления быстрых углеводов, жиров и дефицита свежих овощей и фруктов в рационе.
Нарушения памяти и невнимательность у молодых: мифы и реальность
Диагностика позволяет проверить работу черепно-мозговых нервов, определить амплитуду движения глазных яблок, симметричность языка и зубного оскала, оценить мимические и произвольные движения. Проводится слуховая, зрительная, обонятельная, рефлекторная и речевая оценка. Для диагностики используются специальные тесты, призванные выявить способность пациента к запоминанию и воспроизведению информации. Для выявления нарушений когнитивных функций назначаются лабораторные исследования, ЭЭГ, МРТ и компьютерная томография головного мозга. Тестируются следующие виды памяти: Механическая. Используется методика 10 слов, включающая в себя запоминание слогов и 2-х рядовых слов. Тест помогает выявить колебания динамики функций психики и истощаемости. Пациенту предлагается пересказать текст разной сложности. Низкие результаты говорят о нарушении сложных форм памяти, которые обусловлены абстрактным мышлением и речью. Врач предлагает больному запомнить материал с помощью промежуточного символа. Сделать это бывает сложно пациентам при шизофрении, эпилепсии и инертности психических процессов.
Тест проводится при подозрении на грубые речевые нарушения. Выявляется способность пациента запоминать материал и удерживать его в течение разного периода времени — от нескольких минут до нескольких часов. Помимо прочего, диагностика ухудшения памяти включает в себя: оценку соматического здоровья; неврологическую, психиатрическую и психологическую оценку; психометрическое тестирование для измерения скорости и качества принятия решений, внимания и планирования. Диагноз ставится с учетом состояния больного, его поведения и результатов проведенной диагностики. Важным фактором при постановке диагноза является наличие современного и точного оборудования, поэтому лучше обращаться к специалистам в специализированную, современную клинику. Лечение снижения памяти Лечение подбирается врачом индивидуально, в зависимости от проведенной диагностики степени заболевания, а главное, причины возникновения заболевания. Среди методов лечения: Лекарственная терапия. Врач назначает группу препаратов, которые направлены на устранение первичного заболевания. Как правило, это ноотропы, стимулирующие когнитивные процессы, улучшающие кровообращение и метаболические процессы в мозге, а также, лекарства, контролирующие артериальное давление. При наличии болевого синдрома после черепно-мозговой травмы врач может назначить анальгетики.
При наличии депрессии и признаков повышенной тревожности назначаются антидепрессанты и седативные препараты. Обязательно включение в рацион витаминов и биодобавок. Психологическая коррекция. Направлена на облегчение процесса запоминания информации и активацию компенсаторных механизмов. Используются методы создания смысловых фраз из первых букв, рифмизация, метод Цицерона пространственное воображение и метод Айвазовского. Изменение образа жизни. Важнейший этап лечения и главное условие для достижения ремиссии. Врач назначает ежедневные прогулки на свежем воздухе, социальное общение, полноценный сон, регулярную интеллектуальную деятельность. Пациенту же при этом не стоит менять свои привычки или впадать в депрессию. Не стоит забрасывать участие в повседневных делах.
Необходимо заняться изучением новых умственных упражнений. Нужно пользоваться вспомогательными инструментами, такими как заметки, список дел, календари с напоминаниями. Не нужно отказываться от социального общения. Наоборот, усиливать общение с друзьями. Важно соблюдать полноценный сон и диету. Очень важно вовремя ложиться и высыпаться, а также употреблять пищу, богатую Омега-3. Не стоит медлить с визитом к врачу. Наличие физических проблем — диабета, нарушения сердечно-сосудистой системы и других соматических патологий усугубляет проблему с памятью и вниманием, поэтому их нужно вовремя диагностировать, лечить и держать под контролем. Стоит начать новую жизнь, отказавшись от вредных привычек и чрезмерных физических нагрузок. Профилактика ухудшения памяти может состоять из комплекса ежедневных тренировок.
Это поможет натренировать память и улучшить концентрацию внимания. Выполняйте привычные вам действия с закрытыми глазами, например, ходите в темноте по дому. Расчесывайтесь, чистите зубы и ешьте не ведущей рукой. Левшам — правой, а правшам — левой. Учите стихи, языки, разгадывайте шарады, играйте в шахматы.
Энцефалиты очень сильно влияют на голову», — пояснил Мясников. Главное, что предупредить такую проблему нередко можно заранее, привившись. Какие еще заболевания могут стать причиной проблем с памятью? Один из вариантов — болезни щитовидной железы. И это развивается потихонечку — выпадают волосы, склонность к отекам, немного мерзнете, кожа меняется, а потом оказывается, что давно уже щитовидная железа работает плохо, начинает разрастаться, отмечаются ухудшения памяти», — пояснил врач. При этом при назначении гормонов щитовидной железы, то есть восполнении того, что не работает, все вернется на место. Ориентироваться можно на следующий критерий: еще вчера все было нормально, а сегодня резко начались сбои. То есть должно быть быстрое включение, а не проблемы, накапливающиеся годами. Если так происходит, то либо это проблемы со щитовидной железой, либо недостаток витамина В12. В норме этот витамин накапливается, и его запасов хватает на 3-4 года. Всасывается он в особом месте желудка и связан с определенными белками.
Выражается потерей способности к хранению, запоминанию любого вида информации, начиная с имен и, заканчивая адресами. Нарушения в работе коры головного мозга влияют на способность воссоздавать события прошлого, информация бледнеет, человек забывает хронологию событий. Пациент видит и осознает данные нарушения. Особенно это может проявляться в бытовых вопросах или, к примеру, при прочтении книги, когда забывается сюжет и приходится возвращаться на предыдущую страницу для его воссоздания. Сопровождается полной потерей памяти. Человек забывает о том, какие события предшествовали заболеванию. Подобное состояние может длиться как недели, так и годы. Выделяют антероградную амнезию, при которой теряется информация о ситуации, произошедшей после болезни и фиксационную — когда человек не может запомнить текущие события. Признаки снижения памяти могут иметь и качественные нарушения воспоминаний. К ним относятся: Псевдореминеисценции. Пациент при этом путает событие, происходившие в одном отрезке времени с событием, происходившим в совершенно другое время. В отличие от псевдореминеисценции пациент замещает события, происходившие в реальности вымышленными. Пациент при этом склонен приукрашивать происходившие в его жизни события теми, о которых он слышал от других людей, читал в газетах или видел в кино. Нередко люди присваивают себе даже авторство различных научных достижений и произведений искусств. Возникновение ложных воспоминаний. Человеку кажется, что происходящее в настоящем событие имело место быть в прошлом. Признаки ухудшения памяти бывают различные и иногда сочетаются с иными поражениями высшей мозговой деятельности. Специалисты выделяют следующие синдромы нарушения памяти: Корсаковский синдром, при котором пациент теряет способность фиксировать текущие события. Развивается вследствие алкогольной зависимости, перенесенных травм или опухоли головного мозга. Сопровождается кратковременным и долговременным нарушением памяти. Наблюдается в основном у пожилых людей вследствие возрастных изменений кровообращения в мозге, либо болезни Альцгеймера. У пациента нарушается абстрактное мышление, происходит полный распад личности. Дисметаболические энцефалопатии как следствие легочной, почечной или печеночной недостаточности. Синдром может спровоцировать дефицит витаминов либо сильная интоксикация организма. Психогенные нарушения памяти в сочетании с потерей работоспособности мозга. Их может спровоцировать тяжелая форма депрессивного состояния. Преходящие нарушения памяти. Короткие провалы памяти, при которых теряются воспоминания об определенном промежутке времени. Могут являться следствием черепно-мозговых травм, эпилепсии, алкогольной зависимости. В некоторых случаях мигрень, шум в ушах, ухудшение слуха и зрения, нарушение сердечного ритма, хроническая усталость являются симптомами ухудшения памяти. Обращаться к опытному врачу необходимо при следующих симптомах: Пациент не усваивает информацию, которая относится лично к нему. Человек забывает фрагменты из прошлого. Больной перестает осознавать грань между прошлым и настоящим. Посещают частые приступы дежавю. Беспокоят краткосрочные провалы в памяти. Пациенту трудно сосредоточиться, сформулировать мысли. Человек теряет дни недели и месяцы. Наблюдается повышенная тревожность по мелочам. Причины снижения памяти Снижение памяти и концентрации внимания может быть вызвано множеством причин. Среди распространённых - астенический синдром, который развивается вследствие ежедневных психоэмоциональных нагрузок, тревожности, физической усталости. В основе выраженного снижения функций памяти — органические заболевания центральной нервной системы и психические патологии. К снижению памяти могут привести стрессы, умственное и эмоциональное перенапряжение, несбалансированное питание, хронические недосыпы, авитаминоз, в частности, дефицит витамина B-12. Соматические нарушения. Физические заболевания, усталость, также, могут провоцировать общее истощение организма, хронические недосыпы. Это, в свою очередь, приводит к трудностям с запоминанием. Алкогольная и наркотическая зависимость.
Например, болезнь Альцгеймера. Тревожным сигналом таких заболеваний может быть забывчивость, которая полностью меняет качество жизни: человек начинает забывать, где живет, не узнает знакомых. Страдает память и при деменции, риск развития которой может передаваться по наследству. Но генетическая предрасположенность — далеко не единственный фактор. Плохо сказывается на памяти злоупотребление алкоголем. Значительная часть деменций вызвана именно разрушительным действием алкоголя на мозг и никак не связана с наследственной предрасположенностью. Хронические заболевания, такие как гипертония, сахарный диабет, ожирение, депрессия, травмы головы и другие состояния, также могут привести к нарушениям в работе головного мозга. Когнитивные нарушения в 40 лет с меньшей вероятностью разовьются у людей с активной интеллектуальной нагрузкой. Высокая интеллектуальная нагрузка может быть обусловлена работой с большим объемом информации, например, в профессии врача, переводчика или юриста. И, наоборот, монотонная работа без необходимости поиска нестандартных решений способна ослабить когнитивный тонус. Если на работе недостаточно тренируется память, можно организовать занятия самостоятельно.
Плохая память, причины. Как улучшить память?
«Вечерняя Москва» разбиралась, почему люди неожиданно «теряют» память, почему они не обращаются за помощью, как понять, что родственник в группе риска, а также как сохранить и «прокачать» память. Почему ухудшается память. Чтобы разобраться, почему у взрослого человека в 20-30 лет стала плохая кратковременная память, или развилась болезнь с детства, необходимо выявить причину и понять, к какому врачу обратиться.