Сегодня в библиотеке ведутся работы по созданию электронного читального зала, где планируется использовать электронные копии печатных изданий. Пока для России это первый подобный опыт, открытие после реновации запланировано на ноябрь этого года. Первая в России библиотека с технологией автоматизированного поиска книг появится в Петербурге. Она стала первым подобным учреждением, появившимся в дошкольном образовательном заведении в ет-издание «Подмосковье сегодня» со ссылкой на региональное минобразования пишет, что библиотеку открыли на академической площадке кафедры.
«Сокровищница российской науки», 305 лет библиотеке РАН
Императорская Публичная библиотека в Петербурге стала первой государственной библиотекой России, главной целью которой было создать полное собрание российских книг. Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге — старейшая публичная и первая национальная библиотека России, ныне одна из крупнейших библиотек мира и вторая по величине фондов в Российской Федерации. 1 сентября 1714 года в Петербурге открылась первая в России государственная публичная библиотека, ныне — Библиотека Российской академии наук. Обслуживание в библиотеке и арт-резиденции осуществляется бесплатно по читательскому билету и Единой карте петербуржца.
Первый в России авторский театр при библиотеке открывается в РНБ
Об этом мы говорим с Михаилом Афанасьевым, президентом Российской библиотечной ассоциации, директором Государственной публичной исторической библиотеки России. Обслуживание в библиотеке и арт-резиденции осуществляется бесплатно по читательскому билету и Единой карте петербуржца. В тот памятный день в Туле была открыта первая в русской провинции публичная библиотека. В Петербурге на ноябрь 2023 года запланировано открытие первой в России библиотеки с технологией автоматизированного поиска книг.
Видеоистория первого десятилетия президентской библиотеки
Согласно новому уставу Академии наук, утверждённому в 1803 году, библиотека становилась самостоятельным учреждением под её эгидой. Также было высочайше утверждено, что «все типографии в империи обязаны присылать каждой изданной в оных книги по одному экземпляру в библиотеку Академии наук». В 1818 году в библиотеке была проведена реформа, призванная, как бы сейчас сказали, оптимизировать её деятельность: она была разделена на два отделения — I Русское и II Иностранное. В них были созданы каталоги, весь книжный и рукописный фонд чётко систематизировались, что значительно улучшило работу учреждения.
Помимо обязательных русских экземпляров, её фонды регулярно пополнялись за счёт книгообмена с ведущими зарубежными библиотеками. И если в 1836 году они насчитывали 90 тысяч книг и рукописей, то в 1848 году уже 112 753, а в 1862 году — 243109. Вскоре собрание славянских книг в библиотеке стало крупнейшим в мире, а отечественной литературы поступало столько, что в 1880-х годах в Русском отделении пришлось выделить специальный Славянский отдел, а затем — Журнальный, Рукописный и Русский книжный отделы.
На приобретение книг, прежде всего, рукописей и иностранных, в 1893 году была выделена астрономическая по тем временам сумма в 9,5 миллиона рублей. К 1917 году фонды библиотеки насчитывали уже более 1,5 миллиона книг и рукописей. Назрела необходимость переезда в новое, специально приспособленное здание.
Соответствующий проект архитектора Роберта Марфельда был разработан ещё в 1910 году, и в 1914 году строительство просторного здания на Биржевой линии, 1, было завершено. Но из-за начавшейся Первой мировой войны его оборудовали под нужды разместившегося в нём военного госпиталя. А вскоре наступило время революционного лихолетья.
Советский период К счастью, февральские и октябрьские события практически не сказались на библиотеке. Большая заслуга в этом принадлежит бессменному секретарю Академии наук с 1903 по 1929 годы, известному востоковеду Сергею Фёдоровичу Ольденбургу. Будучи одним из лидеров кадетской партии и министром народного просвещения во Временном правительстве, он поначалу враждебно отнесся к захвату власти большевиками, но затем сменил свою позицию.
Выступая в конце 1918 года на заседании Академии наук, Ольденбург заявил собравшимся: «В наши трудные и сложные дни многие склонны падать духом и не понимать величайших переворотов… глубоко болезненных и мучительных, но тем не менее великих и замечательных. И многим из нас — людям науки, начинает казаться, что и наука гибнет от непонимания и невнимания к ней. Опасения эти напрасны…».
Свою роль в перемене его настроения сыграло лояльное отношение к деятельности Академии и лично к нему со стороны новых властей. Дело в том, что Сергей Ольденбург был хорошо знаком с Владимиром Лениным, и с его покойным братом Александром, с которым подружился во время учёбы в университете. Кроме того, фактически руководивший в это смутное время Академией наук Ольденбург понимал, что установление нормальных отношений с большевиками — залог сохранения и дальнейшей работы Академии.
Позднее библиотеки пользовались большой популярностью, поскольку только там можно было найти новые издания и вообще самый широкий перечень книг, необходимую информацию для студентов и школьников, книги для чтения. День 27 мая в истории Сегодня в России функционируют около 40 тысяч библиотек, в которых работают тысячи квалифицированных библиотекарей. Национальные и федеральные книжные собрания относятся к числу мировых информационных гигантов. Крупнейшей публичной библиотекой в стране является Российская государственная библиотека в Москве.
В этом году отмечает свой юбилей одна из старейших библиотек страны — «Библиотека Академии наук», основанная по указанию Петра I в 1714 году. Основу её фонда составили рукописи и книги Кремлёвской царской библиотеки в Москве, личного собрания Петра I, в Летнем дворце Аптекарского приказа, Готторпской библиотеки герцогов Голштинских, Митавской библиотеки герцогов Курляндских.
Татищева, славистов А. Яцимирского и И. Срезневского, купца Ф. Плюшкина, исследователя старообрядчества В. Дружинина и многих других.
Часто библиотеки организовывали при типографиях и книжных лавках. Одна из самых популярных принадлежала книгопродавцу Анатолию Черенину. Со временем он открыл пять филиалов, в том числе в Санкт-Петербурге.
Если коммерческими библиотеками за определенную плату могли пользоваться все желающие, то к читальням, работающим, например, при учебных заведениях, доступ был только у учащихся и преподавателей. Так библиотека имени Тургенева стала первопроходцем. Вслед за ней, через год, появилась вторая — читальня имени А. Островского, тоже бесплатная. Популярность Тургеневки росла. Уже до 1900 года ее ежедневно посещали около 270 человек, в 1909-м — более 400. Сюда ходили гимназисты, священнослужители, приказчики, простые рабочие — каждый мог найти книгу по вкусу. Здесь были юридические издания, философские труды, книги по истории, праву, географии, сельскому хозяйству, медицине, художественная литература, а также газеты и журналы.
В среднем в год на руки выдавали около 110 тысяч книг. От революции до войны После революции 1917 года библиотека временно закрылась и возобновила работу в 1920-м. В 1922-м здесь выступил поэт и прозаик Борис Пастернак, положивший начало тургеневским вторникам. Это были литературно-музыкальные вечера, на которые приходили литературные и театральные звезды столицы. Кроме того, библиотека сотрудничала с Музеем-библиотекой имени И. Тургенева в Орле, специалисты занимались научно-исследовательской работой. Во время Великой Отечественной войны двери читальни по-прежнему были открыты для посетителей. В самом ее начале приходили по 200—300 человек в день, постепенно это количество уменьшалось.
К концу лета 1941-го число посещений в день не превышало 100. Библиотекари обслуживали гостей в холодном, неотапливаемом помещении. Тургеневка организовала передвижные библиотеки в общежитиях и бомбоубежищах.
Когда в России появилась первая библиотека
Библиотека стала первой бесплатной городской читальней, раньше в Москве были только частные платные библиотеки. Дата приурочена ко дню основания первой государственной библиотеки в стране – Императорской публичной библиотеки (ныне Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге) в 1795 году. 1 сентября 1714 в Петербурге заработала созданная по распоряжению Петра I первая в России государственная публичная библиотека, ныне — Библиотека Российской академии наук.
Первая библиотека нового поколения появилась в Самарской области
Площадка "Библиотеки" на фестивале "Книги России" открылась лекцией заместителя директора Российской государственной детской библиотеки Ольги Мезенцевой об истории первых российских библиотек. В Северное столице ожидают появление первое в стране библиотеки, оборудованная автоматизированным поиском литературы. Праздник приурочен ко дню основания в 1795 году первой государственной общедоступной библиотеки в России — Императорской публичной библиотеки (ныне Российская национальная библиотека). Российская национальная библиотека в Санкт – Петербурге это старейшая публичная и первая национальная библиотека России, ныне одна из крупнейших библиотек мира и вторая по величине фондов в РФ. Первой общедоступной библиотекой в России стала библиотека Российской академии наук, открытая Петром I в 1714 году и состоявшая из личных книг царя (около двух тысяч экземпляров). Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.
Главное книгохранилище страны: 160 лет со дня основания Российской государственной библиотеки
«Историческая библиотека в помощь развитию регионального культурного пространства». Легендарная Ленинка, как многие по привычке называют Российскую государственную библиотеку, насчитывает 48 миллионов изданий и 300 километров книжных полок, где есть все, что печаталось и выпускается сейчас. Это было первое в России здание, предназначенное именно для библиотеки. Библиотека открылась в 1893 году как первая бесплатная читальня за Невской заставой. 1 сентября 1714 в Петербурге заработала созданная по распоряжению Петра I первая в России государственная публичная библиотека, ныне — Библиотека Российской академии наук.
«Публичке» - 220. Как в России возникла первая национальная библиотека
Об основателе библиотеке отце Гаврииле — Гаврииле Ивановиче Павлове 1734-ок. Первое упоминание о Павлове относится к 1767 г. Затем стал иереем, а в 1784 г. Образования он, видимо, не получил. Однако среди массы полуграмотных священников Г. Павлов выделялся умом и любовь к чтению и, по словам церковного начальства, «упражняясь прилежно в чтении божественных писаний, хорошее в оном имел уразумение». Но церковное начальство было не слишком довольно им. Вместо слов «поведения хорошего», которыми характеризовалось большинство священников епархии, про Г.
Павлова в одном из отчетов об образе жизни и поведении священнослужителей было неодобрительно сказано: «Предприимчив и своеволен», - весьма красноречивая характеристика для человека, основавшего первую в провинции публичную библиотеку. В некоторых документах Г. Андрей Болотов часто бывавший в Туле в эти годы и хорошо знавший Г. Павлова, на страницах своих воспоминаний оставил нам короткое, но характерное замечание о нем: «Подошел никитский протопоп Гаврила. Рад я ему, и ну говорить с ним о всякой всячине. Мужик умный, и разговоры пошли у нас с ним такие, что ну-поди, и о чем, о чем мы с ним ни говорили: и о книгах, и о политике, о обо всем и обо всем». В течение своей жизни Г.
Хочу сказать вам огромное спасибо не только за эту великолепную библиотеку, а вообще за ту атмосферу, которая тут царит, за тепло, с которым вы встречаете. Я знала, что увижу что-то красивое, видела на картинках, но это превзошло все мои ожидания — совершенно искренне говорю! Эта библиотека станет хорошим примером для продолжения реализации национального проекта», — сказала Лидия Федякина. Обновленная библиотека оснащена новейшей компьютерной техникой, высокоскоростным интернетом, просторными современными и уютными локациями, закуплены новые книги.
В настоящее время в библиотеке хранится более 20 миллионов книг. В ней хранятся такие ценнейшие древние рукописи как Ипатьевская летопись и Радзивилловская летопись.
В библиотеку поступает обязательный экземпляр всех печатных изданий, зарегистрированных Российской книжной палатой. По материалам и с использованием фотографий с сайтов :.
Это было и при Петре и особенно после него, когда ценнейшие рукописи из монастырских библиотек присваивались имевшими власть вельможами. Говоря о первых в петровское время проектах по организации народных библиотек, обычно ссылаются на известный проект Федора Салтыкова.
Между тем, первая попытка по организации Публичной Всенародной библиотеки в Москве принадлежала выходцам из посадских людей московской Кадашевской слободы - это Василий Анофриевич Киприянов и его старший сын Василий. В 1705 г. Начальником был назначен В. При типографии Пётр велел открыть библиотеку и Киприанову было присвоено почётное звание «царского библиотекариуса». Но она оставалась недостроенной из-за пожара, а затем и из-за смерти В.
Киприанова в 1723 г. За продолжение этого дела взялся его сын Василий. Он обратился в Синод с прошением об оказании ему помощи в достройке библиотеки. Им был предоставлен план здания для «Публичной Всенародной Библиотеки» и были изложены основные принципы организации её. В библиотеке должно было быть собрано «довольное число книг как русских, так и иностранных разноязычных, которыя к научению российскаго народа потребны», и чтобы все типографии обязывались высылать в неё для «для всегдашняго содержания» по одному экземпляру все свои издания, а библиотека должна была сама приобретать путем покупки иностранные, старопечатные и другие книги.
Таким образом, впервые в России был поставлен вопрос о собирании при библиотеке обязательного экземпляра литературы. На все книги должны были вестись каталог и алфавит. Просьба В. Киприянова осталась нерассмотренной, и он в 1727 г. Для этого он приехал в Петербург с подробными требованиями из двадцати пяти пунктов, прося сдать ему в аренду на двадцать лет весь Московский печатный двор для широкой издательской деятельности, направленной «к народной пользе», и развил ещё более конкретно и детально свой оригинальный проект организации общедоступной Публичной Всенародной библиотеки.
О библиотеке он просил: «Чтоб желающие из школ, или еще кто, всяк безвозбранно в библиотеку пришед, книги видеть, читать, угодное себе без платы выписывать мог». Это прошение Синодом было поддержано. Пётр Первый придерживался того же мнения, что и Киприянов. Когда один из петровских вельмож предложил царю на западноевропейский манер установить плату за пользование библиотекой, тот возразил на это: «Приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто придёт с компанией, то и угощать их на мой счёт чашкою кофе, рюмкой водки, либо чем-нибудь иным в самых этих компаниях». Следует отметить, что Василий Киприянов первую Публичную Всенародную библиотеку достроил на свои собственные средства.
В ней было несколько помещений, где одно из них - большой зал с галереей в миниатюре напоминал зал библиотеки Академии наук в Петербурге. При изучении архивных и других материалов о дальнейшей деятельности библиотеки В. Киприянова никакие ведения не были обнаружены. Сохранились главным образом документы, связанные с его книготорговой и книгоиздательской деятельностью. Видимо, обстановка, сложившаяся в России после смерти Петра Первого, не благоприятствовала её деятельности.
Другой проект организации народных библиотек был предложен Федором Салтыковым, который долгое время жил за границей и составил целый трактат о мероприятиях, полезных для России. Он предлагал в каждой из восьми учреждённых Петром губерний организовать библиотеки, очистив для них каменные монастырские строения. Библиотеки, по его мнению, нужно было обустраивать по заграничному образцу и собирать в них рукописи, старинные и современные книги, русские и иностранные. Салтыков в 1715 г. Наряду с Публичной Всенародной библиотекой создаются библиотеки и государственных учреждений — это, например, библиотека Коллегии иностранных и Медицинских канцелярий.
В «Духовном регламенте», составленном Епископом Православной Российской церкви Феофаном Прокоповичем русский политический и духовный деятель, богослов, писатель, поэт, математик, философ, переводчик, публицист, универсальный ученый, проповедник и сподвижник Петра I и подписанном Петром I в 1721 г. Ибо без Библиотеки, как без души Академиа… Библиотека учителем по вся дни и часы ко употреблению невозбранна, только бы книг по келлиам не разбирали: но чли бы оныя в самой библиотечной канторе. А ученикам и прочиим охотникам, отворять Библиотеку в уреченные дни и часы. И ходили б в Библиотеку, которые язык умеют, в особенныя часы и дни по долженству, а в иные за охоту и в урочное время. Спрашивал бы всякаго свой учитель, котораго он Автора чтет; и что прочел; и что списал; а есть ли чего не уразумел, тоб ему объяснил учитель.