Отсюда «команика», ягоды кома – малина, которую называли медвежьей ягодой за пристрастие медведей лакомиться малиной. Оказывается, на древнеславянском языке комами называли медведей, которых очень уважали все славянские народы. Слово "ком" на самом деле означало "медведь", и славяне якобы отдавали первый блин своему главному тотемному животному — задабривали, когда оно пробуждалось после зимней спячки. В Комсомольском районе провели славянский праздник и разбудили медведя.
Первый блин комАм, блин второй – знакомым .....
То есть, медведям (по–древнеславянски комы — медведи). Якобы был у русских такой обычай – при наступлении весны и прихода Дня весеннего равноденствия носить свежеиспечённые блины в лес и развешивать их по сучьям деревьев. Слово «комы» трактовалось не только как «медведь», но и как «кроны», то есть, верхушки деревьев. Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые («шуты гороховые») стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях[5]. С весенним пробуждением медведя славянские народы связывали наступление весны. В древнеславянском языке слово «ком» означало медведь, покровитель рода, которому и посвящали первый блин с целью задабривания. Медведь в славянской традиции в целом был символом леса, его могущественным хозяином и пользовался большим уважением, а его пробуждение предсказывало и призывало скорую весну.
Русские поговорки и их значение
Медведя славяне называли "ком". Комы – нищие попрошайки или ряженые, одевающие шкуру медведя, изображающие за небольшую денежку на ярмарках игровые сценки или пантомиму. Комы медведи. Ком медведь. Блин комам медведям. В древнеславянском языке слово «ком» означало медведь, покровитель рода, которому и посвящали первый блин с целью задабривания. И забылась бы она, как и многие другие, если бы не пословица: «первый блин комАм», то есть медведям (по–древнеславянски комы — медведи, прим. ред.). Выпекая на Масленицу блины, бабушки приговаривали: «Первый блин комам, второй — знакомым, третий — родне, а.
Что за праздник Комоедица?
- Ответы : Первый блин комом (комам) От слова комок или кома-медведь?
- Содержание
- Комы это медведи - 89 фото
- Обряды на Комоедицу
- Содержание
- 24 марта – День пробуждения медведя. Славянский праздник Комоедица - презентация онлайн
Добро пожаловать!
- Первый блин – в коме?
- Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки »
- Комы медведи
- Что за праздник Комоедица?
- Комоедица — встреча весны. Славянские традиции
Старые русские поговорки и их истинный смысл для Майкла.
С чего бы это вдруг. Это было угощение для медведя, с глубокой древности являющегося прообразом бога Велеса, такого же лохматого волосатого и загадочного, как этот житель берлоги. Поэтому выражение «первый блин комом» на самом деле изначально звучало: «Первый блин комам». И сам языческий праздник по времени был приурочен не только восходящему весеннему сол-нцу,а также к пробуждению медведя после зимней спячки.
Смотрим этимологический словарь англ-ийского языка. Находим там слово coma кома :"состояние длительного бессознате-льного состояния",1640 гг. Термин «ко-ма» на среднеанглийском языке был false sleep "ложный сон",конец 14 в.
Очень познавательно! Видимо,этот глубокий сон в зимней спячке и был присущ исключи-тельно жителю северных регионов Руси бурому медведю. Оттуда и повелось и обозна-чение,связанного с зимней спячкой сна, как Кома.
Медведя иногда называли Бурый. Что,к слову,в германоязычной среде преобразовалось в Bear Бер. Берлога- логово Бера.
Истоки такого странного сна у некоторых животных— в определенной биологии их организма,сложившейся за миллионы лет эволюции. К подобному результату чело-века может привести только медикаментозное влияние. Но медицине известно и такое явление,как летаргический сон.
Что касается лингвистики,то западные лингвисты, как видим выше,отмахнулись от объяснений "неопределенным происхождением" слова кома. И действительно в языках славянской группы языков такого объяснения нет. Но ведь слово это когда-то появилось в нашем языке, а затем уже мы так уверенно перевели его в разряд "кома,глыбы".
Но есть у этого слова и второе значение. Цити-рую тот же словарь:""туманная,похожая на волосы оболочка,окружающая голову коме-ты»,1765 г. Ранее на английском языке как ботанический термин для обозначения пучка волос 1660-е гг.
Очевидно, что донесенные до латинян и греков древние смыслы бессознательного сна,спячки и всклокоченный шерсти на голове пробужда-ющегося медведя не сохранили память о носителе этих смыслов. Потому эти смыслы разделились и затуманились на чуждой почве Средиземноморья. На русской же почве сохранились в образе медведя, который и в спячку, как по команде, зимой впадает, и к тому же, и лохмат и волосат сверх меры.
Осталось от этой памяти на Руси и странное имя Кома, этимологию которого ещё надо поискать. Для этого надо учесть, что Русская равнина,как минимум,5 тысяч лет назад была населена носителями языка древнеарийской общности. Там и произошло разделение этой общности на ариев и на предков русов.
Может быть, там и зародилось наше искомое слово? К слову,древно-сть его вполне сопоставима с древностью верований в древнейшего дохристианского бога Руси Велеса. Тому в мифологии присущ был медвежий образ и заметная волоса-тость.
Трудно представить, что архаичные волхвы не искали и не нашли растительные снадобья не только для своих мистических мистерий,но и для погружения в сон,под-обный медвежьему. Возможно,и назвали его Кома. Иначе,отчего бы это арии понесли отсюда же,видимо,этот,созданный волхвами, риши,брахманами,известный по Ригведе галлюциногенный ритуальный напиток Кома-Сома?
Сома— это в ведийской культуре галлюциногенный ритуальный напиток,персонифицируемый как божество. К слову, у индусов было два понятия для Луны. Так физическая Луна на санскрите значит— Инду.
Для духовной,невидимой Луны у ариев было свое имя— Сома,она божественный напи-ток. Сыном невидимой Луны, Сомы, был мудрый Будха. С лингвистической точки зрения такая замена, смягчение передней согласной k-s равнозначна второй палатализации в славянских,но возможно случилось ещё до образования славянских языков и связ-ано по времени с таким разделением языков по принципу кентум- сатем.
Интересно в этом плане,что,например,в авестийском языке сома- haoma. В их языке прошло изве-стное изменение k-h. Что указывает на обособленность движения ариев на юг.
Как полагают,оба слова имеют одно происхождение и восходят к общему периоду индоир-анской истории[1]. Напиток употреблялся индоиранцами во время религиозных обрядов для стимуляции видений. Выходит,исходя из названия дохристианского праздника Комоедицы,можно увидеть архаичные истоки не только названий священных напитков индусов и авестийцев,но и место их зарождения.
Это там,где первые выпеченные бли-ны,относились к берлоге медведей,которые просыпались от зимней спячки и были очень голодными. До нас же дошла только частью пословицы,которая полностью звуч-ала:«Первый блин комам,блин второй— знакомым,третий блин— дальней родне,а четве-ртый— мне». Вся масленичная неделя— это дни благословений.
Все благословения,кото-рые мы даем сегодня,вернутся к нам,и принесут нам пользу. И мигрантам тем,кто вряд ли пони-мает смысл древнего русского народного праздника, чиновники рады. Организатором народного праздника выступает Дом дружбы народов Челябинской области.
Чиновники, в угоду мигрантам,подменяют смыслы,размывая традиции и культуру русского народа. Почему же чиновники так стараются угодить мигрантам? Как сказал мэр Магнитогор-ска Сергей Бердников: мигранты ведут себя лучше, чем русские, и к тому же рожают много детей.
У мусульман в марте начался рамадан — это когда нельзя пить и есть в дневное время. Но почему то чиновники и дом дружбы народов Челябинска не объя-вили о том, что рамадан, например,объединяется с масленицей и мусульмане,напле-вав на свои традиции,будут праздновать и есть русские блины. Нет,к мусульманам чиновники не лезут и не стараются размывать мусульманские традиции.
Чин-овники же пошли дальше,превратив это в фарс. Про сырную седмицу в богослужении говорится: «преддверие покаяния,предпразднство воздержания,светлое предчувствие поста, седмица предочистительная». Христианская Масленица каждый год сдвигается и выпадает на неделю перед постом,её дату высчитывают в зависимо-сти от других христианских праздников,а именно пасхи или воскресение ИисусаХрис-та.
Он,почему то,воскресает каждый год в разное время. Масленица же у древних сла-вян всегда приходилась на день весеннего равноденствия,это время считалось нача-лом весны. День весеннего равноденствия в 2024 г.
Христианскую масленицу,хотя лучше ее называть сырной седмицей,чиновники Челябинска уже прев-ратили в балаган,ну так и флаг им в руки. Она включает обряды,относящиеся и к началу нового цикла,и к стимуляции плодородия,и к культу предков. В дохристи-анскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у многих народов является началом нового года.
В данном случае к обрядам начала нового цикла относится проводы одряхлевшей Зимы Мораны и встреча весны Юнной Живы. Сопровождается сожжением,старого и отслу-жившего свой срок,и чучела Мораны как уничтожение всего дряхлого и освобождение места для нового,молодого,лучшего. С борьбой двух Богинь,связана и обрядовая бор-ьба кулачные бои,взятие снежного городка ,направленная на помощь неокрепшей Ве-сне в преодолении зимней силы.
С символикой весеннего возрождения,непосредственно связана и функция стимуляции плодородия земли,плодовитости людей и скота. Главной героиней праздника- Масленица,воплощённая в чучеле. Масленица сама по себе божес-твом не является,однако представляет собой архаичный этап развития Уходящего и приходящего умирающего и воскресающего божества.
Со стимуляцией плодородия связа-на ещё одна сторона Масленицы— поминальная. Ушедшие Предки,по представлениям Славян,находятся в Навьем мире,но могут приходить и в Явь,а значит,могут влиять на на процветание и благополучие Родичей-потомков. Поэтому крайне важным было не гневить Предков и почтить их своим вниманием.
Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: Тризна кулачные бои,скачки и т. С 18 по 24 Березеня марта на славянской земле проходитМас-леничная седмица неделя ,которая разделяет два главных сезона в славянском наро-дном календаре- зиму и весну. Это весёлые проводы,озарённые радостным ожиданием близкого тепла,весеннего обновления природы.
В старину в эти дни начинались улич-ные гулянья, строились ледяные горки. На проводы Масленицы устраивались кулачные бои, сжигали чучело Масленицы. В древности же масленичные гуляния продолжались не одну, а две седмицы.
Некоторые историки справедливо считают, что в древности Масленица была связана с днём весеннего солнцеворота солнцестояния ,но с приня-тием христианства она стала предварять Великий Пост и зависеть от его сроков. Этнографы считают,что Масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса,покровителя скотоводства и земледелия. В христи-анскую эпоху Велесов день 11 февраля ,приходившийся на 24 февраля по новому христианскому стилю,стал днём святого Власия.
В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию:"У Власия и борода в мас-ле". Во время Масленичной седмицы тако же празднуют Комоедицу- Медвежий праздник. По поверьям,о сию пору Медведь Лесной Хозяин,воплощение самого Велеса просыпа-ется в своей берлоге после долгой зимней спячки.
Родноверы-мужчины чествуют его особым медвежьим плясом и велесовой боротьбой борьбой. Комы,которые пекутся ста-ршими в семье женщинами на Комоедицу,суть обрядовые хлебы,сделанные из смеси му-ки овса,гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду,призы-вая на трапезу самого Лесного Хозяина,которого просят не драть и не озорничать на пасеках в течение всего года.
Блины, непременные атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ Солнца, которое всё ярче разгоралось,удлиняя дни. Возможно,блины были и частью поминаль-ного обряда, так как Масленице предшествовал "родительский день", когда славяне отдавали дань почтения душам усопших предков. Среди других обычаев и развлечений особо выделялось ряжение на Руси ряженые сопровождали чучело Масленицы ,вождение "козы" или "козла" Восточная Украина , кулачные бои и игры в мяч порой весьма жестокие , петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодёжные вечерки и так далее.
Возле ледяных гор развёртывалась бойка торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику веселили скоморохи и любимый народный герой- Петрушка. Вскоре на смену этим представлениям пришли балаганы,в которых выступали акробаты и жонглёры,показывали дрессирован-ных животных, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии, а также популярные в XIX веке "живые картины".
Балаганы - лицо гулянья. По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе гуляний. На сценах лёгких временных театров выступали профессиональные актёры, любители из числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников,а так же цирковые артисты.
Самым любимым и красивым масленичным обрядом у славян было катание на санях. Выезжали все,у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром и медвежьей шкурой,а вслед неуклюже скакали крестьянские лошад-ёнки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники...
Вы блины, блины, блины, Вы блиночки мои…» Прыжки через костёр Потом все прыгают через костёр, а после обязательно умываются снегом или талой водой. Считается, что талая вода придаёт лицу красоту. Величают молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывают на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо откупиться, принеся с собой на общий стол угощение. Распитие сурьи Всем наливают сурью. Первую чашу сурьи жрица Марены несёт к жертвеннику. Жрица Живы выбивает эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена: «Уходи, Зима холодная!
Приходи, Лето жаркое! Со страдной порой, С цветами, с травой! Катают горящие колеса. Затем прославляют Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца: «С горы катись, С весной воротись! В яме, укрывшись валежником, лежит ряженый, изображающий спящего медведя.
Древние славяне называли медведя Ком. Отсюда правило — «первый блин комам», то есть медведям. Слайд 3 Описание слайда: Празднования начинались за неделю до солнцестояния и длились еще неделю после. А вслед за комоедицей принимались за земледельческие работы. На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях. Слайд 4 Описание слайда: В те давние времена 2-недельное празднование Комоедицы имело для славян большое функциональное значение — после прошедшей долгой и холодной, а, зачастую, и полуголодной зимы, когда работ было немного, славянам надо было отъесться тщательно сохраненными после зимы остатками пищи, взбодриться и укрепить свои силы для предстоящих напряженных полевых и прочих работ, после наступления астрономической весны непрерывно продолжавшихся всё теплое время года. Слайд 5 Описание слайда: Комоедица начиналась так. Утром люди торопились на святилище капище , на высокое место, где уже подсохла земля. Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы навьи умершие предки , непременно являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне и не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков. Слайд 6 Описание слайда: Везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены — богини смерти. Затем торжественно сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи: «Марена загорела, Всему миру надоела! Справедливо считалось, что мягкая талая вода придаёт лицу особую свежесть и красоту. Слайд 8 Описание слайда: Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца: «С горы катись, С весной воротись! В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья. Вот тогда «медведь» начинал пробуждаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу.
По одной версии, слово «комы» связано с культом почитания медведей. В России он не просто зверь, а символ силы и величия. Древние языческие племена, проживающие на территории Сибири, называли медведя «Великий Кам» или Ком. Почему на Руси медведей называли Комами? Отсюда происходит известное нам выражение «Коматозное состояние» или «Впасть в Кому», то есть в спячку. В те стародавние времена наш любимый праздник Масленица, который имеет языческие корни, назывался Комоедицей. Кому было принято отдавать первый блин приготовленный в Масленицу? Первый блин съедали за упокой душ предков, ушедших за Радугу. Что делать с первым блином на Масленицу? На Руси существовал обычай: первый блин всегда был за упокой, его, как правило, отдавали нищему для поминания всех усопших или клали на окно. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами с утра до вечера, чередуя с другими блюдами.
Почему блин комом?
Комы это медведи - 89 фото | Масленица — это древний славянский языческий праздник, пришедший к нам от предков и сохранившейся после принятия христианства. |
Кома медведь у славян - фотоподборка | На Руси медведя называли "Кома", почему было выбрано именно это слово? |
Загадка медведей: почему Русь называла их комами? | Комы медведи по древнеславянски. Велес Славянский Бог. Медведь в славянской мифологии. |
Первый блин комАм, блин второй – знакомым .....
Комоедица — встреча весны. Славянские традиции | Масленица — это древний славянский языческий праздник, пришедший к нам от предков и сохранившейся после принятия христианства. |
Комы это медведи - 89 фото | С весенним пробуждением медведя славянские народы связывали наступление весны. |
Праздник пробуждения медведя | Велеса изображали в виде старца с рогами, которого повсюду сопровождали комы (медведи). |
Первый блин комом: 20 марта на Комоедицу раскрываем загадку старой пословицы
На Масленицу существовала даже игра в пробуждение медведя, во время которой уже изрядно веселые люди ходили хороводом вокруг условной «берлоги» , орали песни, кидались снежками и всяким праздничным мусором, пытаясь вывести из себя товарища, наряженного медведем. А там уж как придётся — если «медведю» это быстро надоедало, то под визг-писк он, к удовольствию компании, восставал из берлоги с ответным ревом и мчал кого-нибудь «заломать» … В усложненном варианте игры «медведь» должен был «спать» до тех пор, пока какая-нибудь отважная девушка не оторвет от его шкуры порядочный клок. Ловить и «заламывать» народ тогда полагалось до тех пор, пока не обнаружится пропажа. А девице-обидчице избавиться от суровых «медвежьих» объятий можно было, только поцеловав косолапого. Остальные ответы.
Название "Масленица" связано с тем, что в последнюю неделю перед Великим постом нельзя есть мясо, но еще можно — рыбу и молочные продукты, в том числе сливочное масло, пишет rasenya. Мишки Комоедица: традиции праздника Главным блюдом Комоедицы был блин, который в славянской языческой традиции символизировал солнце, сообщает artsgtu. В День весеннего равноденствия почитали "медвежьего бога". Утром, до завтрака торжественной процессией славяне ходили в лес и раскладывали по пенькам праздничные блины. Медведя славяне называли "ком". Предположительно, отсюда пошла поговорка "первый блин комам" то есть медведям.
К празднику готовили не только блины, но и пироги, печенье, овсяный кисель, мед, квас и закуски.
Масленица- христиан… После навязывания Руси христианства и последовавшего запрета старых обычаев, христианские церковники и власти долго и безуспешно боролись с традиционным народным праздником. Именно прежняя Вера Предков, представляла главную конкуренцию христианским церковникам. Древнюю Веру Предков церковь на дух не переносила, борясь с ней самыми жестокими способами. С внедрением на Русь новой религии христианства с её "Великим" предпасхальным сорокадневным постом, во время которого полагается всем поститься, каяться, телесно и духовно воздерживаться, усмиряя плоть - праздник встречи Весны Комоедицы отодвигается с даты весеннего Равноденствия и заменялся подготовительной масленой неделей- перед постом. А поскольку христианская Пасха — праздник преходящий, то и Масленица также уже несколько последних веков двигается относительно неё.
Поэтому и случаются «Христианская Масленница» у нас порой в феврале, что вообще абсурдно.... А также патриархом Адрианом «бесовский праздник» в 1698 году сокращается до восьми дней. Полностью запретить праздник и стереть из народной памяти ему так и не удалось... Так что представляет из себя празднование Масленицы? Когда в течение нескольких столетий попы все-таки не добились успеха в силовой борьбе с мудрой народной Традицией, которую они изводили самыми жестокими и кровавыми способами , церковные христианские архипастыри применили известный иезуитский прием: «Если не можешь победить врага, объединись с ним и разрушь его изнутри». И вскоре народ забыл свою древнюю Комоедицу, но стал праздновать христианскую "Масленицу".
Кроме временного «сдвига», прежнее народное празднование сократили с двух недель до одной. А так же сому суть празднества , была Встреча Весны, а стала банально подготовленние к строгому посту.. Строго говоря, был совершен не «перенос» праздника Комоедицы Комоедицу перенести невозможно, так как она связана с ежегодным астрономическим событием , а учреждение для народа нового церковного праздника взамен прежнего, чтобы уничтожить и стереть былые Традиции из памяти народа. И это им вполне удалось - иезуитские приемы всегда работают хорошо и эффективно. Существенное смещение к началу года, заменившего Комоедицу насильственно введенного христианского церковного праздника, делает извращенным искусственно придуманное толкование нынешней Масленицы на древний лад - как «проводы зимы и встреча весны» - в это время еще слишком рано встречать весну среди снегов и зимних холодов, особенно в России с ее холодным климатом. Так же участие Природноверов в их празднестве- фестивале «Окруты»- имеет отвратный и не природный … В до Христианской Руси на масленой неделе были ряженые ,но скоморохи, который в итоге во времена двоеверия сменили из за запрета и гонения именно «окрутники» со своим мировосприятием… Так что наши мудрые древние Предки встречали Весну в более разумный срок, чем нынешние обращенные церковной идеологией в рабов Божиих "православные" христианам.
Новый христианский церковный праздник стал называться «сырной» или «мясопустной» седмицей неделей.
Медведь помогал шаманам достичь транса и получить знания и пророчества. Такая связь с магическими силами и сделала медведя комом на Руси. В целом, медведь на Руси был символом силы, мудрости и магической сущности. Его имя связывалось с животной силой и духовной мощью, которые передавались и в изучении аматервида и в учении магического дела. Мифологическое значение медведей Медведи на Руси имели особое мифологическое значение и нередко назывались комами.
В славянской мифологии медведь был символом силы, мудрости и плодородия. Он считался священным животным, близким к богам и духам природы. Читайте также: Как нарисовать букву О карандашом: мастер-класс поэтапно Медведь воспринимался как существо, обладающее особыми сверхъестественными способностями. Его сила и мощь вызывали уважение и страх у древних славян. Медведи часто упоминались в различных мифах, легендах и сказаниях, где выполняли различные роли: от защитников и спутников богов до суровых испытаний для героев. Медведь также имел важное значение в обрядовой сфере.
В Русской народной культуре существовало множество обрядов, связанных с медведем. Важную роль играли ритуалы, призванные умилостивить медведя и обратить на себя его благосклонность. Изображение медведя часто встречалось в русской народной иконографии. Он изображался как мощное и величественное существо, символизирующее силу и господство. В некоторых местах Руси даже существовал обычай возлагать обрядовые дары у подножия медвежьих статуй или в местах, связанных с медведем. Символизм медведей в народных представлениях В древние времена на Руси медведи занимали важное место в народных представлениях и символизме.
Они были обожествлены и почитаемы, а их изображения использовались в различных ритуалах и обрядах. Почему медведей называли комами? Это связано с мифологией и верованиями древних славян. Медведь был считался сильным и могущественным животным, символизирующим силу, власть и защиту. Многие шаманские культы почитали именно медведей, изображали их в виде комов — это символизировало слияние человека с духом медведя, получение его сил и знаний. Медведь также часто ассоциировался с храбростью и отвагой, что делало его идеальным символом для воинов и военачальников.
Они верили, что становясь «комами», они приобретают медвежью силу и мужество. Поэтому медведя называли комами во время военных действий, чтобы воинам передать его мощ и смелость. Медведи также ассоциировались с плодородием и благополучием. Во многих культурах присутствуют обряды и обычаи, связанные с медведями, например, медвежья свадьба, где изображения медведей использовались как символы плодородия и семейного счастья. Распространение названия Вопрос о том, почему на Руси медведей называли комами, имеет несколько возможных объяснений. Одна из версий связывает это с античной мифологией.
В древнегреческой культуре существует легенда о появлении медведя. Согласно ей, боги Зевс и Гермес путешествовали по земле в обличии людей, чтобы проверить гостеприимство местных жителей. Однако в одном городе их не пустили и они решили наказать его. Зевс превратил всех мужчин этого города в медведей, и с тех пор эти существа назвали «комами» — обезумевшими людьми. Еще одно объяснение связывает название «комами» с русскими древностями. В России в некоторых областях существовал обычай проводить ритуальные обряды с участием медведей.
Кого древние славяне называли комами?
"первый блин КОМАМ"(по-древнеславянски комы-медведи).У древних славян был праздник Комоедица,посвященный пробуждению медведей,которых они считали прародителями блины приносили к берлогам мишек,которые просыпались от зимней спячки и. Медведя славяне называли "ком". У славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски комы — медведи). Медведя славяне называли "ком".
Кого древние славяне называли комами?
Единственным источником, свидетельствующим об этом празднике, является статья священника Симеона Нечаева за 1874 год [2] , частично перепечатанная этнографом П. Шейном и потому ставшая популярной. Нечаев наблюдал Комоедицу в селе Бегомль Борисовского уезда Минской губернии. Праздник Комоедица был отмечен только одним этнографом, и только в одном селе, под Минском.
Нет данных, что это был всеобщий славянский праздник, и что он вообще где-то ещё праздновался. Более его не видел никто и никогда.
Лысый белый медведь. Карелия вымирание животных. Последствия глобального потепления картинки. Гризли и бурый медведь отличия.
Медведь Гризли и бурый разница. Гризли и бурый медведь сравнение. Медведь Кадьяк и Гризли отличия. Кого боится медведь в лесу. Медведя бояться в лес не ходить. Боязнь медведей.
Покажи страшных медведей в лесу в России. Боксер зарезал медведя. Белый медведь в неволе. Белый медведь в зоопарке СПБ. Белый медведь меланист. Собака похожая на белого медведя.
Белый медведь. Белый медведь фото. Хвост белого медведя. Белый медведь подвиды. Большой бурый медведь Кадьяк. Медведь Кадьяк и белый медведь.
Кадьяк медведь. Комикс инвестинг медведи. Ком медведь. Down for Maintenance 429. Васнецов Царская потеха. Медвежьи бои на Руси.
Древняя Русь медвежья потеха. Бой с медведем на Руси. Два медвежонка. Два белых медведя. Белый медведь какает. Медведь рычит.
Обои на андроид медведь. Хмурый медведь фото. Бурый медведь опасен. Скандинавский Берсеркер. Берсерк Викинг. Славянские Берсерки рыкари.
Ульфхеднар Викинг. Медведь и собака родственники. Родственники медведесобаки. Медведь благодарит человека. Собаки нападают на медведя. Бурый медведь нежится в воде.
Salmon Chase. Фото медведь етти. Bear taking a rest. Бурый медведь Размеры. Бурый медведь характеристика. Форма тела медведя.
Гризли и бурый медведь. Бурый медведь Кадьяк. Сибирский бурый медведь vs Кадьяк. Кадьяк медведь против Гризли. Кадьяк медведь бурые медведи. Медведь в походе.
Медведь МР тим.
Несли их в лес и оставляли на пеньках, как подношение медведю Велесу , чтобы тот отводил хищных зверей от домашнего скота. Богов оберегали, поэтому их имя менялось в жизни.
Он отождествлялся с медведем. Также считалось, что души умерших прилетали из созвездия медведицы в облике птиц к домам родных в виде птиц. Также пеклись «жаворонки» из ржаной муки.
Дети крошили их птицам и после ели сами. Эти ритуалы проводились, для того, чтобы зима скорее уходила и приходила весна. Сейчас Масленица празднуется как праздник проводов зимы.
Информация взята из книги Лыкова И. Народный календарь. Медвежьи праздники именовались у древних греков «comoedia», что послужило основой позднейшему названию - «комедии».
Дальше пословица претерпела изменение. В христианской Руси блин комАм стал комОм. Но несмотря на то, что орфография теперь уже совпадала, и ком стал комом, до нашей современной трактовки пословицы все еще далеко. Первый блин, который выпекали на Масляной неделе, отдавали за упокой души. И этот блин должен был вставать комом в горле, когда человек вспоминал своих умерших родителей или других родственников. В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших.
Комоедица с 20 марта: как пообщаться с предками и получить поддержку рода в славянский праздник
Но даже «перенесенный» церковниками прежний народный славянский праздник Комоедицы сохранил свои некоторые древние обычаи, обратившись в XVI веке в народную Масленицу. Жеско наказуемый церковью. Окончательно традиции русской народной Масленицы были закреплены в XVIII веке стараниями российского лжецаря Петра I, большого любителя всяких разгульных празднеств. Несмотря на официальное включение в церковные праздники, полного переосмысления Масленица так и не получила и остается народным праздником всенародный обжорный и пьяный разгул , и религиозным христианским это последняя из трех недель подготовки к Великому посту - перед этим идут недели «всеядная» и «рябая» - традиционная Русская масленичная неделя. Как относиться к празднику Масленицы - это зависит от восприятия празднующего. Нынешняя Масленица, даты которой определены церковниками, ни в коей мере не является якобы лишь просто «сдвинутым» по времени прежним праздником Комоедицы, который всегда был и будет неразрывно связан с Днем весеннего равноденствия. И сама Комоедица Отмечается на третий День по Равноденствию и Новолетию… И смысл нынешней народной Масленицы, тем более, церковной «сырной седмицы» уже совсем другой, чем у прежней славянской Комоедицы. Посвящена в христианском смысле одной цели - примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу - в этом христианская составляющая их т. В продолжение церковной Сырной седмицы Масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица — это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу. И взбадриваться праздником Масленицы перед сельскохозяйственными работами еще слишком рано - на полях еще долго будут лежать снега, кружить зимние вьюги да метели.
Кроме того, после церковной Сырной седмицы Масленицы начинается долгий Великий пост с огромными ограничениями в питании, что для людей после холодной русской зимы, когда организм и так ослаблен, и перед предстоящими тяжелыми полевыми работами уж совсем неразумно. В особый день если пост выпадает не на среду и пятницу праздник «Благовещенье Богородицы» то вареную рыбу и немного вина красного. Древний праздник наших славянских предков Комоедица всегда остается во времени на своем прежнем месте в разные годы весеннее Равноденствие 20 или 21 марта , определяемом только ежегодным астрономическим событием - это великий праздник вступления в свои права долгожданной и обновляющей мир Весны священной, даруемой самим Небом людям, зверям, птицам, растениям и всей земной Природе. День весеннего Равноденствия - начало астрономической Весны, которое никакие христианские церковники и никакой иудейский бог «переместить» не в силах. И в наше время каждый может весело отмечать Комоедицу - светлый и радостный праздник наших предков, встречу Весны и весеннего обновления Природы. Edit Report content on this page Report Page.
А вслед за комоедицей принимались за земледельческие работы. На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях. Слайд 4 Описание слайда: В те давние времена 2-недельное празднование Комоедицы имело для славян большое функциональное значение — после прошедшей долгой и холодной, а, зачастую, и полуголодной зимы, когда работ было немного, славянам надо было отъесться тщательно сохраненными после зимы остатками пищи, взбодриться и укрепить свои силы для предстоящих напряженных полевых и прочих работ, после наступления астрономической весны непрерывно продолжавшихся всё теплое время года. Слайд 5 Описание слайда: Комоедица начиналась так. Утром люди торопились на святилище капище , на высокое место, где уже подсохла земля. Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы навьи умершие предки , непременно являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне и не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков. Слайд 6 Описание слайда: Везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены — богини смерти. Затем торжественно сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи: «Марена загорела, Всему миру надоела! Справедливо считалось, что мягкая талая вода придаёт лицу особую свежесть и красоту. Слайд 8 Описание слайда: Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца: «С горы катись, С весной воротись! В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья. Вот тогда «медведь» начинал пробуждаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Слайд 10 Описание слайда: Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль. Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой.
До христианства все народы ведической культуры праздновали Камов день 24 марта , который означал приход весны. Предки верили, что в это время медведь начинает ворочаться у себя в берлоге, а потом просыпается. Почему блин комом? Если блины рвутся, вероятно, тесто недостаточно постояло. Сковороду для выпекания необходимо очень хорошо разогреть. Первый блин часто получается комом именно потому, что сковорода еще не успела хорошо прогреться. Что такое комом? Происхождение этого выражения связано с бытовой ситуацией: когда мы начинаем печь блины, первый часто плохо переворачивается и превращается в ком, то есть просто округлый кусок теста. Ответы пользователей Отвечает Максим Адамов 21 мая 2020 г. То, что это чьи-то... Отвечает Артур Морозов У известного выражения «медвежье» происхождение. В конце марта древние славяне праздновали Комоедицу, дохристианскую предшественницу Масленицы. Отвечает Александра Семёнова 1 мар. Отвечает Антон Тарасов 10 февр. Ведь древние... Отвечает Зухра Илларионова Это был обычай отдавать первые блины комам по—древнеславянски комы — медведи.
В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья. Вот тогда «медведь» начинал пробуждаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль. Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой. Проведите ритуал пробуждения медведя: пусть ребенок наденет костюм или маску медведя, заляжет в берлогу из подушек, а вы «будите» его, бросаясь шариками для сухого бассейна или скомканной бумагой. Потом путь медведь вас догоняет. Поменяйтесь ролями. После пробудей начинались игрища. Первая игра — городок. Девушки становились на высокое огороженное место городок. Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц. После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк.
Откройте свой Мир!
Я читала, что комы как-то связаны с языческим богом Велесом, который мог принимать облик медведя. Слово «комы» трактовалось не только как «медведь», но и как «кроны», то есть, верхушки деревьев. Это был обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи). Медведя в древности звали «ком» и очень почитали на Руси как тотемного животного, отсюда и название праздника — Комоедица. Дежурные: – У многих народов, в том числе и у славян, существовал обычай отдавать первые блины комам (по-древнеславянски комы – медведи). А вот комами славяне называли медведей, которым был посвящён праздник.
День пробуждения медведя.
И до сих пор все знают именно этот праздник, забыв о древней Комоедице. Но это далеко не самое главное изменение. Основное заключается в том, что праздник потерял свою привязку к основе - Дню Весеннего равноденствия. Масленицу привязали к Христианскому Великому посту, который является подготовкой христиан к Пасхе.
И получилось, что "Встречу Весны" начали праздновать в самый холодный месяц в году — феврале. Но с каждым годом все больше народу возвращаются к празднованию Комоедицы тогда, когда это должно быть по закону природы: после Дня Весеннего Равноденствия! Комоедицу, например, широко празднуют а Сибири.
Слайд 13 Описание слайда: Итак, 24 марта — день пробуждения медведя. Как правило, первыми покидают берлоги крупные самцы зрелого и среднего возраста. Затем начинается массовый выход.
Последними покидают берлоги самки с малышами. Слайд 14 Описание слайда: Выйдя из берлоги, зверь находится рядом с ней, если ему никто не мешает, еще несколько дней, причем по ночам он может возвращаться в берлогу. Через три-пять дней медведь уходит от берлоги.
Изучение следов наводит на мысль, что в первые два-три дня у зверя отсутствует целенаправленность движений. Это похоже на свободное хождение ради удовольствия двигаться. Слайд 15 Описание слайда: Свободное бродяжничество упорядочивается к концу мая, и звери постепенно сосредотачиваются на первых проталинах с проростками трав, на солнечных склонах оврагов, на берегах незамерзающих рек и ручьев.
Начинается ранневесенний период питания, скудный по количеству пищи, «голодный». На протяжении этого периода медведи продолжают использовать жировые запасы, накопленные с осени. Слайд 16 Описание слайда: Полностью свои жировые запасы медведи теряют к концу летнего сезона, а те, у кого их было недостаточно, начинают терять и мышечную массу.
Слайд 11 Описание слайда: После пробудей начинались игрища. Первая игра — городок. Девушки становились на высокое огороженное место городок. Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом.
Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц. После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк. Проведите с ребенком одну или несколько забав: постройте городок из подушек и устройте его взятие или залезьте на столб-канат за подарком… Слайд 12 Описание слайда: После прихода на Русь христианства праздник Комоедица, как и все остальные, подвергся изменениям. Во-первых, название изменилось на "Масленица". И до сих пор все знают именно этот праздник, забыв о древней Комоедице.
Но это далеко не самое главное изменение. Основное заключается в том, что праздник потерял свою привязку к основе - Дню Весеннего равноденствия. Масленицу привязали к Христианскому Великому посту, который является подготовкой христиан к Пасхе. И получилось, что "Встречу Весны" начали праздновать в самый холодный месяц в году — феврале. Но с каждым годом все больше народу возвращаются к празднованию Комоедицы тогда, когда это должно быть по закону природы: после Дня Весеннего Равноденствия!
Комоедицу, например, широко празднуют а Сибири. Слайд 13 Описание слайда: Итак, 24 марта — день пробуждения медведя. Как правило, первыми покидают берлоги крупные самцы зрелого и среднего возраста.
Люди верили, что в силу свершившегося обряда, медведи встанут из берлоги не голодными и не злыми, будут есть растительную пищу. Верили что, нарисованное собственноручно изображение медведя помогает сделать свою жизнь стабильной и разбогатеть.
В Сибири до сих пор широко отмечают этот день. Выпекают праздничные булки и блины, относят их в лес, чтобы угостить проснувшегося медведя, лесного хищника, великого «КОМУ». Но, по-древнеславянски, «КОМЫ» — это и есть медведь. Такой был обычай первые блины отдавать Потапычам. Образ медведя и пугал , и завораживал.
Он присутствовал многих русских праздниках, на ярмарках. Медведь и сейчас — один из ярких представителей животного мира России, пока он не занесен в Красную книгу. Педагогический аспект проекта. Мы знакомим детей с образом медведя, формируя представления о том, что этот образ во многом символизирует характер русского народа, недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведем. Еще — это яркий образ в русском искусстве и геральдике Ярославль, Пермь , символике партия «Единая Россия».
Мы с детьми прослеживаем неоднозначность отношения к образу медведя в сказках «Маша и медведь», «Мужик, медведь и лиса», «Кот и лиса», «Зимовье зверей», в которых медведю присваиваются такие человеческие черты характера, как легкомыслие, наивность, простодушие и ограниченность. С другой стороны, образ медведя предстаёт перед детьми как воплощение силы, мощи, величия, доброты, в символах — Олимпийский Мишка, Умка, мишки в картине художника И. Мы предлагаем родителям в «День пробуждения медведя» отправиться с детьми в цирк на представление или в зоопарк. В режимных моментах тема медведя проходит: в комплексе утренней гимнастики «Зарядка медвежат»; в беседах «Медведь проснулся», «Кто в берлоге спит зимой»; в занятиях по развитию речи: проговаривание скороговорок, знакомство с пословицами и потешками; чтение рассказов Н. Сладкова «Как медведя переворачивали», «Неслух», «Вот так устроился!
Ладонщикова «Без печали, без тревоги…», В. Берестова «Мишка, мишка, лежебока! Боровик «Медвежата», «Я добрый мишка, плюшевый», « Куклы и мишка» и др. Проведение занятия на свежем воздухе, приуроченного к празднику «День пробуждения медведя». Работа с родителями: организация выставки «Узнаем его получше»; организация выставки игрушек «Мишка, плюшевый мишка».
Работа с педагогами: консультация «Как провести праздник «Комоедица»; консультация «Исторический аспект проекта «День пробуждения медведя».
Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей. Первые блины, которые выпекала хозяйка, приносили к берлоге медведей, которые просыпались от зимней спячки и были голодны как волки. Дальше пословица претерпела изменение. В христианской Руси блин комАм стал комОм. Но несмотря на то, что орфография теперь уже совпадала, и ком стал комом, до нашей современной трактовки пословицы все еще далеко.