Сегодня в первой части серии мероприятий, посвященных разработке мастер-плана, резиденты территории опережающего развития (ТОР) «Находка» и Свободного порта Владивосток провели встречу по вопросу реализации инвестиционных проектов. По ее словам, мастер-план позволил перейти на двухуровневую систему планирования территорий. Подводя итоги рассмотрения мастер-планов, Юрий Трутнев отметил важность учёта мнении жителей городов.
Мастер-план столицы Камчатки перешел в стадию практической реализации
И обязательно на всех этапах разработки этого договора в процесс максимально должны вовлекаться самые разные группы населения. Генеральный план же регулирует, прежде всего, землепользование. Это, по сути, технический документ, имеющий силу закона, на основе которого разрабатывается весь комплекс градостроительной документации. И адресован он в основном специалистам. Эти два документа, как видите, имеют мало общего, но не являются взаимоисключающими: в идеале они должны сосуществовать. Какие проблемы позволяет решать более эффективно? Любое развитие подразумевает четкую постановку задач. Разработка стратегии как раз и ориентирована на формулирование целей и задач, которые публичная власть будет решать вместе с горожанами и бизнес-сообществом.
Кроме того, любая стратегия, прежде всего, инструмент грамотного распределения ограниченного числа ресурсов для достижения целей. То есть мы говорим: возможностей не так много и нам необходимо сконцентрировать эти ресурсы на самых приоритетных направлениях развития. Разработка такого рода стратегических документов пришла из бизнеса, а ведь стратегии бизнес-корпораций всегда нацелены на то, чтобы избежать кризиса. Также и городские стратегии часто разрабатываются именно в трудное время. Причина в том, что во время экономического подъема большую роль в развитии города играет, скорее, частный бизнес, нежели публичная власть. Во время спада ситуация противоположная. Еще один важный момент: именно в кризисное время вложения должны носить адресный характер.
Это очевидно, скажем, на примере социальной сферы. Стратегия городского развития позволяет действовать более точечно. Собственно, стратегический мастер-план и призван в конечном итоге определить, на чем все-таки необходимо сконцентрировать усилия. И это еще одно его отличие от генерального плана, который, будучи проектом, а не прогнозом, гораздо лучше работает при экстенсивном развитии территорий — когда расширение города ведется посредством строительства «в полях», а не интенсификации уже сложившейся среды.
Разработка стратегии как раз и ориентирована на формулирование целей и задач, которые публичная власть будет решать вместе с горожанами и бизнес-сообществом. Кроме того, любая стратегия, прежде всего, инструмент грамотного распределения ограниченного числа ресурсов для достижения целей.
То есть мы говорим: возможностей не так много и нам необходимо сконцентрировать эти ресурсы на самых приоритетных направлениях развития. Разработка такого рода стратегических документов пришла из бизнеса, а ведь стратегии бизнес-корпораций всегда нацелены на то, чтобы избежать кризиса. Также и городские стратегии часто разрабатываются именно в трудное время. Причина в том, что во время экономического подъема большую роль в развитии города играет, скорее, частный бизнес, нежели публичная власть. Во время спада ситуация противоположная. Еще один важный момент: именно в кризисное время вложения должны носить адресный характер.
Это очевидно, скажем, на примере социальной сферы. Стратегия городского развития позволяет действовать более точечно. Собственно, стратегический мастер-план и призван в конечном итоге определить, на чем все-таки необходимо сконцентрировать усилия. И это еще одно его отличие от генерального плана, который, будучи проектом, а не прогнозом, гораздо лучше работает при экстенсивном развитии территорий — когда расширение города ведется посредством строительства «в полях», а не интенсификации уже сложившейся среды. В случае мастер-плана мы отталкиваемся от текущей ситуации и ищем механизмы для дальнейшего развития того, что уже есть — такого сложного пространственного и социального организма, каким является почти любой крупный город. Такой подход требует особого внимания к вопросам коммуникации: всегда существуют какие-то интересы, права собственности, и для достижения цели необходимо находить точки соприкосновения.
С другой стороны, развитие сложившейся городской структуры подразумевает перенос акцента с проектных механизмов на управленческие. В таких условиях урбанистическая ткань демонстрирует устойчивость, а механизмы регулирования градостроительной деятельности — наоборот гибкость. Поэтому в стратегических мастер-планах важное место уделяется не только проектным чертежам или визуализациям, но и различным управленческим и организационным схемам. А международный опыт показывает, что разработка такого документа как стратегический мастер-план является хорошей основой для диалога. Во-вторых, раз мы говорим не о проекте, а о стратегии, то, выбрав направления развития, мы сможем определить и некоторые принципы достижения поставленных целей.
Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, городского поселения г. Краснокаменск Забайкальского края, Арсеньевского, Уссурийского городских округов на период до 2030 года». В качестве источников финансирования предлагается использовать бюджетные и специальные казначейские кредиты из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, механизмы дальневосточной концессии и инфраструктурных облигаций, инструменты поддержки государственной корпорации развития «ВЭБ. РФ» и акционерного общества «ДОМ. РФ», а также иные инструменты развития. Ответственными за выполнение поручения назначены премьер-министр РФ Михаил Мишустин и региональные власти.
Мероприятия уже реализуются. Важной мерой поддержки создания современных и удобных городских пространств являются конкурсы по благоустройству. На совещании регионы призвали более активно участвовать в заявочной кампании этого года. Также существенная доля федерального финансирования приходится на отраслевые госпрограммы. Минвостокразвития России выстраивает схему управления реализацией мастер-планов. Она обеспечит проведение качественного анализа и контроля реализации всех мероприятий практически в онлайн-режиме. Проводится её тестирование совместно с правительством Камчатского края. Главы дальневосточных регионов подтвердили готовность внести мероприятия всех 22 долгосрочных планов в систему управления проектами Минвостокразвития России до конца мая. И с июня планируется проводить полноценный оперативный мониторинг реализации. В этом году по поручению Председателя Правительства России Михаила Мишустина каждое мероприятие мастер-плана будет привязано к национальной системе пространственных данных.
Что такое мастер-план и на что пойдет триллион рублей в Чите
Губернатор Приморья Олег Кожемяко обсудил реализацию мастер-планов городов на заседании совета округа, которое прошло под руководством полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева. Президент одобрил мастер-план по восстановлению Мариуполя. Константинов презентовал на форуме мастер-план «Свободный 2030 — город, где хочется остаться» — проект, созданный для того, чтобы город стал привлекательным для жителей. Мастер-план – документ для всех жителей, определяющий основные принципы и стратегию пространственного планирования города, его развитие. Полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев поручил Минвостокразвития РФ и Росреестру внести до конца мая долгосрочные планы развития дальневосточных городов в национальную систему управления проектами.
Мастер-планы городов
На VIII Восточном экономическом форуме состоится обсуждение мастер-планов городов ДФО, заявил Президент России Владимир Путин в ходе совещания по вопросам реализации программы развития дальневосточных городов – Анадыря, Магадана, Якутска. В рамках Восточного экономического форума глава Якутска Евгений Григорьев презентовал реализацию мастер-плана города. Мастер-план и план комплексного социально-экономического развития Находкинского городского округа были разработаны по инициативе Находкисного завода минеральный удобрений и по поручению губернатора Приморского края Олега Кожемяко. Мастер-план предусматривает, каким образом город такие проблемы будет решать за счет конкретных проектов развития инвестиционных, инфраструктурных. Фото: Ведяшкин Сергей/ Александр Агентство городских новостей «Москва. Госкорпорация «» продолжит работу по созданию мастер-планов развития инфраструктуры 100 крупнейших городов России, помимо Москвы и Санкт-Петербурга.
Мастер-планы городов
Об этом в ходе онлайн-конференции на тему «Мастер-планы городов Дальнего Востока: новые возможности для качественной и комфортной жизни людей», состоявшейся на базе информационно-аналитического журнала «Вестник экономики Евразийского союза», заявилаГалина Пивовар руководитель практики департамента проектной работы Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики КРДВ , сообщает пресс-служба корпорации. Работа по разработке мастер-планов начата в 2021 году по итогам Восточного экономического форума. Мы подсчитали, что этим проектом по созданию мастер-планов охвачено более 4 млн жителей Дальнего Востока, проживающих в городах.
Мастер-план включает: демографический, социально-экономический и кластерный анализ развития города оценку возможностей и сдерживающих факторов развития, исследование запросов жителей и предпринимателей города определение ключевых направлений развития: углубление компетенций в агропромышленном секторе, раскрытие транспортно-логистического потенциала, создание комфортной городской среды, диверсификация экономики и развитие новых перспективных отраслей формирование перечня мероприятий и проектов, оценку их эффектов для города описание видения будущего города и проработку трех сценариев социально-экономического и пространственного развития разработку дорожной карты и постановку основных показателей эффективности выполнения мастер-плана в контексте национальных целей Российской Федерации Мастер-план города Биробиджана 2030 Разработано совместно с ДОМ. РФ Мастер-план Биробиджан 2030 — комплексная программа реализации концепции «Компактный конкурентоспособный город с еврейским колоритом на границе с Китаем».
В целом на реновацию Дальнего Востока правительством уже направлено и находится на оформлении более 400 млрд рублей, - сказал Трутнев. В список городов, которые подлежат реновации, вошли все столицы дальневосточных субъектов, а также города с численностью населения более 50 тыс.
Например, здесь нет отдельного слайда с картинками про застройку Кунгасного, хотя ранее подобные кадры уже просачивались в сеть. Зато есть информация про перенос нефтебазы, строительство дорог и моста через Новик, о других местах для нового строительства. По острову Русскому в мастер-плане указана реконструкция старых и строительство новых дорог — кругового маршрута по центральной части острова. А попадать туда по плану можно будет через новый мост — его построят над бухтой Новик, в районе кампуса ДВФУ. Среди других строительных проектов — рекреационно-спортивный комплекс с аквапарком «Аквапарадайз», тематический парк развлечений и курортно-гостиничный комплекс «Мантера» рядом с океанариумом, а также тематический парк развлечений «Приморские тропики». Среди ключевых проектов — Инновационный научно-технологический центр «Русский» 9600 рабочих мест , IT-парк 1200 мест , инжиниринговый центр 1000 мест , научная установка класса «Магасайенс» 140 рабочих мест. В развитии туризма указано создание 6 туристических маршрутов по городу вероятно, с их благоустройством и строительство гостиниц 9300 мест размещения к 2030 году. Один из самых интересных слайдов называется «Комплексное развитие городских территорий». Указано, что под застройку во Владивостоке выделено 3491 га, а к 2030 году общая площадь жилого фонда должна составить 7,3 млн га. Указаны на карте и места для такого развития территорий.
Мастер-планирование: долгая дорога в законодательном поле
Мы видим очень большой интерес к развитию логистики. В результате, как только появляются транспортно-логистические проекты, или перспектива их создания, появляются и производственные предприятия, которые готовы эти логистические мощности загружать. Это касается большого количества направлений — и по разработке горнорудных месторождений, и по глубокой переработке: потому что наш основной прицел — чтобы инвесторы не только добывали, но и вели переработку на территории Дальнего Востока», - подчеркнул представитель КРДВ. По мнению директора ФАНУ «Востокгосплан» Михаила Кузнецова, в числе принципов формирования экономик мастер-планов необходимо учитывать, что город — это единый организм и каждый живет в своих реалиях и имеет свои особенности и свои уникальные вопросы, свою «экономическую душу». Поэтому в основе мастер-планов лежат не только пространственное развитие и реновация парков и набережных.
Сам мастер-план — это отличный повод привлечь инвестиции, когда государство дает четкий индикатив, что город будет развиваться, расти, население, как минимум, стабилизируется», - завил глава Востокгосплана. И еще четыре площадки в центре города планируется предложить застройщикам для реновации в текущем году.
Госкорпорация является одним из активнейших инвесторов на Дальнем Востоке и в Арктике — совокупный объем инвестиций в проекты с ее участием превышает 4,8 трлн руб. Подобные инвестиции чаще всего имеют нелинейный эффект, и деньги возвращаются через смежные отрасли. Например, эффект от проложенной дороги — это развитие логистики, бизнеса и города в целом.
Вовлечение оператора средств позволяет не только точно оценить стоимость реализации мастер-плана, но и точно наметить реализацию задач. В таком случае и у местных властей, и жителей всегда будет четкое понимание, что мастер-план будет реализован. И подобную практику целесообразно масштабировать, поскольку она позволяет решать ключевую проблему 99 процентов российских городов — износ инженерной инфраструктуры и жилого фонда.
В общей сложности комплексные планы развития дальневосточных городов включают 743 мероприятия. Общий объем финансирования - 3,5 трлн рублей. Из них 1,2 трлн рублей составят средства федерального бюджета, еще 400 млрд рублей будут направлены из консолидированных бюджетов регионов, а самая большая часть - 1,9 трлн рублей - придется на внебюджетные источники. По поручению президента мастер-планы разрабатываются для 25 дальневосточных городов - при участии правительства, региональных властей и предпринимательского сообщества. С учетом подписанного распоряжения на сегодняшний день утверждены планы 21 города. Как отметил в своем Telegram-канале министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, развитие городов стоит в приоритете во всех финансовых инструментах - специальные казначейские кредиты, облигации ДОМ.
В список городов, которые подлежат реновации, вошли все столицы дальневосточных субъектов, а также города с численностью населения более 50 тыс. Напомним, что в сентябре в Сети появились фрагменты из мастер-планов 25 городов Дальнего Востока.
Мастер-планы всех городов ДФО утверждены - Трутнев
Как отметил Юрий Трутнев, работа по разработке мастер-планов городов Дальнего Востока ведётся по поручению Президента РФ Владимира Путина, данного по итогам ВЭФ-2021 года. Фото: Ведяшкин Сергей/ Александр Агентство городских новостей «Москва. Госкорпорация «» продолжит работу по созданию мастер-планов развития инфраструктуры 100 крупнейших городов России, помимо Москвы и Санкт-Петербурга. Проекты мастер-плана развития города Тынды направлены на повышение качества городской среды, в первую очередь создание нового жилья, а также улучшение экологии и диверсификацию экономики. По ее словам, мастер-план позволил перейти на двухуровневую систему планирования территорий. Проекты мастер-плана развития города Тынды направлены на повышение качества городской среды, в первую очередь создание нового жилья, а также улучшение экологии и диверсификацию экономики.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Мастер-планы городов затронут 4 млн жителей — КРДВ | Мастер-план Улан-Удэ (185 баллов) предполагает благоустройство 80 км набережных и 420 га парков и скверов. |
Завершена подготовка мастер-планов развития 17 городов Дальнего Востока - 02.09.2022, ПРАЙМ | Мастер-план — это долгосрочная программа развития Находки, которая учитывает развитие основных сфер деятельности города. |
Кабмин утвердил мастер-планы для 16 городов Дальнего Востока | Экспертная сессия «Новый облик городов: перспективы развития, реализация мастер-планов, привлечение инвестиций». |
Мастер-планы городов | Именно четко прописанные мастер-планы позволят целенаправленно развивать социальную, дорожную инфраструктуру, благоустраивать территории. |
Telegram: Contact @vebrf | Мастер-план предусматривает, каким образом город такие проблемы будет решать за счет конкретных проектов развития инвестиционных, инфраструктурных. |
Мастер-план Якутска представили Владимиру Путину
Какие проблемы позволяет решать более эффективно? Любое развитие подразумевает четкую постановку задач. Разработка стратегии как раз и ориентирована на формулирование целей и задач, которые публичная власть будет решать вместе с горожанами и бизнес-сообществом. Кроме того, любая стратегия, прежде всего, инструмент грамотного распределения ограниченного числа ресурсов для достижения целей. То есть мы говорим: возможностей не так много и нам необходимо сконцентрировать эти ресурсы на самых приоритетных направлениях развития. Разработка такого рода стратегических документов пришла из бизнеса, а ведь стратегии бизнес-корпораций всегда нацелены на то, чтобы избежать кризиса. Также и городские стратегии часто разрабатываются именно в трудное время. Причина в том, что во время экономического подъема большую роль в развитии города играет, скорее, частный бизнес, нежели публичная власть.
Во время спада ситуация противоположная. Еще один важный момент: именно в кризисное время вложения должны носить адресный характер. Это очевидно, скажем, на примере социальной сферы. Стратегия городского развития позволяет действовать более точечно. Собственно, стратегический мастер-план и призван в конечном итоге определить, на чем все-таки необходимо сконцентрировать усилия. И это еще одно его отличие от генерального плана, который, будучи проектом, а не прогнозом, гораздо лучше работает при экстенсивном развитии территорий — когда расширение города ведется посредством строительства «в полях», а не интенсификации уже сложившейся среды. В случае мастер-плана мы отталкиваемся от текущей ситуации и ищем механизмы для дальнейшего развития того, что уже есть — такого сложного пространственного и социального организма, каким является почти любой крупный город.
Такой подход требует особого внимания к вопросам коммуникации: всегда существуют какие-то интересы, права собственности, и для достижения цели необходимо находить точки соприкосновения. С другой стороны, развитие сложившейся городской структуры подразумевает перенос акцента с проектных механизмов на управленческие. В таких условиях урбанистическая ткань демонстрирует устойчивость, а механизмы регулирования градостроительной деятельности — наоборот гибкость. Поэтому в стратегических мастер-планах важное место уделяется не только проектным чертежам или визуализациям, но и различным управленческим и организационным схемам.
Важнейшей вехой развития считается обустройство Русского острова. Порядка 40 километров дорог намерены закатать в асфальт, построить IT-парк, инжиниринговый центр, «научную установку класса «Мегасайенс» и вторую очередь ДВФУ. Ожидается строительство моста через бухту Новик Канал и локальной кольцевой дороги. Кроме науки, на Русском должен развиваться туризм, считают авторы концепции. Поэтому планом предусмотрены аквапарк и еще два курортно-гостиничных комплекса — «Приморские тропики» и «Мантера». Всю центральную часть острова занимает ландшафтный парк.
Решен ли вопрос с землями Минобороны, неизвестно. В последнее время этот вопрос весьма актуален, тем более что на том же ВЭФе, где одни презентовали мастер-планы, другие, в лице министра обороны Сергея Шойгу обещали пересмотр процедур по передаче и ранее переданным гражданским властям и частным лицам земель военного ведомства. Особый упор делается на увеличение туристического потока. К 2030 году Владивосток рассчитывает на 5 млн туристов в год. Селить их некуда, поэтому за 7 лет планируется увеличить количество мест размещения на 9300. Планируется организовать 6 базовых туристических маршрутов, ключевые объекты показа: Музейный и театрально-образовательный комплекс на сопке Орлиная, Миллионка, Мариинка, Владкрепость, маяк Токаревского, Новосильцевская и Назимовская береговые батареи и вышеназванные курорты острова Русский. Городской пляж планируется обустроить в районе Патрокла. Историческому центру в этом контексте обещают ревитализацию. Сильная сторона города — логистика, считают авторы плана. Владивосток должен стать транспортно-логистическим узлом для Севморпути.
Почти 200 миллиардов планируется вложить в эту сферу до 2030 года. Что касается промышленности, то и здесь объемы предполагаемых инвестиций поражают воображение. Как это встроится в общую систему Севморпути, тем более что в ряде регионов проекты этого направления свернуты или отложены, например, «газовый хаб» на Камчатке, пока неясно.
Мы договорились, что будет его заново отстраивать за счет дальневосточной концессии, то есть Минвостокразвития нам поможет. Плюс в городе надо восстановить все мозаики. Новый облик приобретет набережная Амура в городе Юности. Приятными местами для современного комфортного отдыха станут парки — судостроительный, железнодорожный, Гагарина.
Самое значимое в транспортной сфере для города — восстановление трамваев. По словам Михаила Дегтярева, своих денег на возрождение трамвайной сети краю не хватит, но есть основания рассчитывать на поддержку со стороны федерального центра.
Кроме того, предлагаю в ближайшие три года направить на приоритетные мастер-планы дополнительные ресурсы. Поручил доработать все эти механизмы.
В дальнейшем посмотрим на возможности увеличения этого финансирования на период до 2030 года», - заявил глава государства. По словам замминистра экономического развития РФ, с учетом того, что ситуация с государственным долгом регионов непростая, надо аккуратно относиться к возвратным источникам финансирования мастер-планов. Долговая нагрузка, например, в Магаданской области увеличилась в 1,5 раза. Поэтому надо оценивать последствия привлечения долговых механизмов для развития регионов.
Нужно обеспечивать сбалансированность и устойчивость региональных бюджетов.