Новости масленица блюда традиционные

Масленица это изначально языческий праздник проводов зимы и встречи весны, который отмечают целую неделю.

Главные фуд-тренды Масленицы: от блинов до панкейков

Масленица блинами богата: какие еще блюда готовят на этот праздник. Традиционный русский пирог может стать главным блюдом праздничного застолья на Масленицу. Масленица начинается за 56 дней до Пасхи. После грядет Великий пост, поэтому готовить блюда из мяса и употреблять их верующим нельзя.

Масленица: Что можно и чего нельзя делать с 11 по 17 марта

Приготовьте это блюдо на Масленицу по такому простенькому рецепту. Масленица является одним из самых ярких и весёлых народных праздников и отмечается в неделю перед началом Великого поста. Еще до того, как Масленица стала Масленицей, блины традиционно пекли в память об умерших, поминая их таким образом. Как отметить масленичную неделю? Обычаи и традиции праздника. Где найти лучшие рецепты блинов? Правмир собрал лучшие материалы о Масленице.

Календарь масленицы до 2030 г

  • Главное меню
  • Что приготовить на Масленицу: 15 рецептов лучших блюд
  • Не только блины: топ-3 традиционных русских блюда для Масленицы
  • Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки

Масленица: с чем есть блины?

Красная икра не для всех Глубоко патриотичные рассказы о том, что крестьяне на Руси имели возможность объедаться красной икрой, являются сказочным фольклором. Дело в том, что при употреблении термина "красная икра" ранее подразумевали не только икру дальневосточных лососевых рыб. Да и появилась она сравнительно поздно. Речь шла и о более демократичных вариантах, например, об икре окуня, судака, щуки, сиговых и даже корюшки. Даже она являлась для большей части российского населения пределом мечтаний в праздничные дни.

Таковой она становится в 18 в. Позже Вацлав Ганка, чешский славист, поэт и деятель Чешского возрождения, в подделке «Краледворской рукописи», опубликованной в 1819 году, указывает Морену в некоторых местах — Морану как богиню смерти. Во второй половине 19 века подделки Ганки были разоблачены, но именно благодаря его патриотическим фантазиям польская форма Марзана Марцана была вытеснена чешским Морена Морана. Так это закрепилось и в переводах на русский язык, также на Ганку ссылались русские исследователи.

Русский фольклорист Александр Афанасьев в трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» 1865-1869 также напрямую связывает богиню смерти со сжиганием чучела на Масленицу, при этом полагает, что вместо имени забытой богини используется название народного праздника. Интересно, что у западных славян чучела Мораны не сжигали, а в основном топили в близлежащем болоте или другом водоеме. Примечательно, что Длугош, не ассоциируя Морану со смертью и увяданием, а, наоборот, отождествляя ее с плодородием и урожаем, отмечает, что поляки топили чучело в дни Великого поста. Русский публицист, поэт и филолог Андрей Кайсаров в своем труде «Мифология славянская и российская», увидевшем свет в начале 19 в. Тут Зивония, она же Зевана, согласно Длугошу — богиня охоты, которую он ассоциирует с римской Дианой. Получается довольно интересный обряд — через потопление чучел богинь плодородия и охоты люди пытались избавиться от болезней и смерти. Возможно, отчасти в этом и кроется поздняя трансформация Морены из богини плодородия в богиню смерти. А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие — Масленицу.

Тем не менее, как было отмечено выше, древние славяне не знали культа Морены, и вся эта обрядность, вероятно, возникла в средневековье. Возможно, тому были предпосылки в более ранних культах языческих богов, но в каких именно вряд ли сейчас возможно доподлинно установить. Каковым бы не было происхождение первого упоминания Морены у Длугоша, версия со сжиганием на Масленицу чучела богини смерти прочно укрепилась в обществе благодаря трудам разных авторов, некоторые из них перечислены выше. Версия эта нашла свой отклик и в современности. Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти. Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности. Вплоть до того, что местами чучело отсутствует совершенно, а вместо него жгут костры. Так происходило, например, в Новгородской губернии в конце 19 — начале 20 века, где костры были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически.

При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела. В Воронежской же губернии жгли и костры и чучела. В целом разжигание огня на Масленицу и сжигание в нем чего-либо — повсеместно распространенный обычай. Могли сжигать наряженное в ветхие одежды чучело или просто бросать в костер старые вещи. Подобные ритуальные костры разжигали и тюрки-язычники на праздник Новруз — день весеннего равноденствия. Эта традиция сохранилась у тюркских народов до сих пор, а Новруз, как и Масленица превратился из религиозного в народный праздник. Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов. С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце.

Афанасьев полагал, что само название «Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Масло в данном случае служило символом достатка, сулило богатый и сытый новый год. Эта версия выглядит не слишком убедительной, поскольку традиционные русские блины в большинстве областей несколько отличались от тех блинов, что есть сейчас. Блины пекли не из пшеничной муки, поэтому они были темными и размером были меньше, приблизительно как оладьи. Размер был обусловлен тем, что пекли блины в печи, а не жарили на сковороде, как это делают сейчас. Маленькие и темные блины вряд ли можно назвать достойным олицетворением Ярилы. А те блины, что мы знаем, появились в России гораздо позже, вероятно в петровскую эпоху или позже, и именовались блинами на немецкий манер.

Есть другая версия появления блинов на масленичном столе, которая выглядит более достоверной. Одной из обрядовых сторон Масленицы было почитание духов предков и поминовение умерших. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом — в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. В Масленице наблюдается определенный пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои, скачки и т. Считалось, что поедание большого количества поминальных яств приносит определенную помощь умершим в потустороннем мире. Пятая часть всех блюд на столе посвящалась умершим, а первый испеченный на праздник блин клали на чердачное слуховое окошко — «угостить покойников». Но блины были не повсеместной традицией.

Где-то их не было вовсе, а где-то они были основным блюдом на столе. Интересно, что и сейчас блины считаются одним из главных поминальных блюд в некоторых областях России, а кое-где блином даже закрывают лицо усопшего. По мнению некоторых исследователей, язычники на Масленицу заключали помолвки, а в более древнюю эпоху — браки. Это также относят к культу плодородия, который таким образом распространялся не только на землю и животных, но и на людей. С появлением христианства Масленица начала терять свою языческую сакрализацию. Православная Церковь усердно боролось с язычеством и для этого пошла проверенным путем, христианизировав Масленицу. Поскольку время празднования 21 марта выпадало на Великий пост, а веселые гуляния и объедение никак не согласовывались с пониманием поста, то Масленицу перенесли на Сырную седмицу — последнюю подготовительную неделю перед началом поста. Употребление на Сырной седмице любой скоромной пищи, кроме мясной, вполне согласовывалось с поеданием блинов и других яств праздничного стола.

Была уменьшена также и продолжительность праздника до одной недели. Тогда же, вероятно, утвердились «тематические» дни недели масленичной недели в той форме, что дошли до нас: встреча, заигрыши, лакомка, разгуляй, тещины вечерки, золовкины посиделки, проводы. Неделю была разделена на узкую с понедельника по среду и широкую с четверга по воскресенье Масленицу, что, предположительно, является отголосками двухнедельного празднования. Масленица христианская. Христианская версия происхождения Масленицы не рассматривает ее как христианизированный языческий праздник, и определяет Масленицу как чисто христианскую традицию подготовки к Великому посту. Масленица отождествляется с Сырной седмицей мясопустом — последней подготовительной неделей перед началом Великого поста. Сырной она именуется потому, что, согласно уставу, на этой неделе уже не вкушается мясная пища, но дозволяются молоко, яйца и рыба. Следует особо рассмотреть саму традицию подготовки к Великому посту.

Для этого необходимо проследить историю развития самого Великого поста. Первоначально Пасхальный пост длился всего один или два дня, был установлен апостолами по заповеди Христа о посте в тот день, когда отнимется Жених Мф. О таком посте писал священномученик Ириней Лионский: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих — даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи». В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней Пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще семь дней. В дальнейшем длительность поста еще более увеличивалась, это обусловливалось стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе. Таким образом, в Древней Церкви Великий пост мог длиться три, шесть, семь или даже восемь недель. В итоге закрепился 40-дневный пост. Однако, в Древних Восточных Церквях, в частности, у еретиков-монофизитов, где наиболее авторитетным стал восьминедельный пост, появилась практика предварительных малых постов перед началом Великого поста.

Яковитская монофизитская Церковь совершала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур. Православным ответом было установление сплошной седмицы после Недели о мытаре и фарисее, а позже — Сырной седмицы. Существует версия, что Сырная седмица или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году — как особое дополнительное покаянное время. Об этом повествует Никифор Каллист Ксанфопул XIV век в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом.

Что касается здоровых людей, для них будет достаточно съедать 2 пряника в день. Блины Наконец, блины, которые являются очень калорийными, следует отнести к блюдам, употребляемым в меру и с большой осторожностью. Если у человека диагностированы болезни желудочно-кишечного тракта в виде холецистита, панкреатита или патологий печени , от блинов ему рекомендуется отказаться, так как речь идёт о довольно тяжёлой пище.

Углеводы в блинах содержатся в большом количестве, поэтому диабетикам и тем, кто страдает лишним весом, тоже следует исключить их из своего рациона. Здоровым людям рекомендуется употреблять блины в меру, по две или три штуки. Лучшее время для трапезы масленичной или другой — первая половина дня. Оптимально, если в этот день планируются физические нагрузки. Есть ли у блинов польза?

Масленица сродни «жирному вторнику» и Мясопусту у католиков. В календаре Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей. Названия Мясопуст, Неделя мясопустная и Сырная неделя на Руси употреблялись только в святцах как «церковные». Это объясняется ритуальными корнями смех — магический способ «победить» Смерть [4].

Обряды и традиции Семён Кожин. Проводы зимы. Россия, XVII век. Связь блинов с похоронным культом отмечают многие исследователи [2]. Bannock day, Pancake day и др. Блины появились в масленичном меню потому, что весенние праздники включали и культ предков. Возможно, сыграло роль и то, что Масленицу хоронили и, следовательно, нужно было помянуть её [5]. В Моравском Словацке был обычай жарить особые «колобки для кротов».

Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки

рассказывает о днях масленичной недели, повествуя о том, что принято делать в каждый из них. С традиционным блюдом, без которого не обходится ни одна Масленица, связано много праздничных обрядов Сырной недели. В современную Масленицу люди готовят блины как по традиционным рецептам, так и блинчики с начинкой.

Русский праздник Масленица

древний традиционный праздник, дошедший до нас от восточных славян. древний традиционный праздник, дошедший до нас от восточных славян. Масленица — традиционный праздник восточных славян, посвященный приходу весны. Традиционные масленичные угощения: что можно есть в масленичную неделю. Еду, оставшуюся от Масленицы, никогда не выбрасывали, это считалось плохой приметой.

Масленница. История праздника и традиции.

После этого надо добавить в опару побольше муки и как следует промешать тесто. Затем тесто ставят в тепло, а когда оно хорошо подойдёт, то есть полезет вон из тестяной кадки, его осаживают весёлкой и затем добавляют к нему новую, уже пресную порцию теста то есть без дрожжей. Всё вновь тщательно перемешивают и ставят в тепло ещё часа на три. Начинку для расстегаев готовят из рыбного «тельного» то есть из предварительно посечённого рыбного филе , чаще всего щучьего или судачьего, а в особо торжественных, праздничных случаях — даже из осетрового или нельмового.

Это «тельное» предварительно тушат в смеси из крепкого рыбного бульона и сливок, приправленных луком, солью и перцем. Иногда, впрочем, начинку делают из осетровой или стерляжьей вязиги с рисом, добавляя туда мелко нашинкованные лук и крутые яйца. Сверху же на начинку во всех случаях непременно кладут кусочек малосольной сёмги и сырой налимьей печёнки.

Именно такие расстегаи и считаются классическими. Лучшим рыбным расстегаем всегда считался «гаранькин расстегай». Настоящий «гаранькин расстегай» — это небольшой, но удлинённый пирожок с начинкой, напоминающий по форме дамскую туфельку, носок которой приоткрыт то есть полностью не защипан.

Готовить такие расстегаи — дело непростое, требующее особенного мастерства. Причём касается это не только приготовления теста и начинки, но и умения слепить, правильно разместить начинку, а также грамотно «расстегнуть» его. Начинённым, то есть уже готовым к выпечке, расстегаям надо дать как следует растронуться на листе перед самой постановкой в печь или в духовку.

Затем следует смазать взбитым яйцом, поставить в хорошо разогретую русскую печь или духовку и выпекать там до золотистого цвета. Как и всякой прочей выпечке, горячим расстегаям следует непременно «отдохнуть» минут 5-10 под льняным полотенцем при комнатной температуре, после чего внутрь каждого расстегая надо аккуратно налить по чайной ложечке крепкого рыбного бульона. И только затем золотистые, как бы лакированные, призывно «расстёгнутые» пирожки торжественно подают на праздничный стол.

Знаменитые на всю Москву, настоящие «гаранькины» расстегаи за большую цену подавали в своё время в трактире Тестова. Начинку «гаранькиным» расстегаям составляли кусочки осетрины, сёмги и налимьей печёнки, уложенные в тесто особенным образом, а каким, теперь уж никто и не знает. Говорят, что многие пытались повторить это гениальное кушанье, да ни у кого оно толком так и не получилось.

Про кулинарные запреты и твердый сыр На Масленицу сыропустную неделю существовал лишь запрет на мясо и мясопродукты. Вместе с тем на Руси долгое время нельзя было употреблять в пищу телятину. Есть мясо теленка, еще пьющего молоко матери, было преступлением, за которое, к примеру, Иван Грозный приказал бросить в огонь двух изголодавшихся строителей вологодского кремля.

Обычно его получали из желудка теленка. В сычуге телят, питающихся молоком, вырабатывается реннинФермент из класса гидролаз, который вырабатывается в желудочных железах некоторых млекопитающих. Да и сами подумайте: все эти блины с икрой, красной рыбой.

Возможно ли было съесть их, не употребив рюмку-другую? Масленица — это разгульное веселье, которое на Руси без пьянства не проходило. ПолугарПолугар — стандарт водки в Российской империи крепостью в 38 градусов.

Да что греха таить: доедали и допивали еще пару дней на постной неделе. Архангельский, священник села Давшино, Ярославской губернии, — еще ни свет, ни заря мужики принимаются за оставшееся вино и пиво… Под вечер до того напьются, что еле ноги переставляют». Петроградские гречневые блины Самыми популярными в России раньше были блины гречневые.

Недавно мы нашли рецепт, по которому готовим уже второй год.

Сырники В старые времена на древнерусском языке «творог» называли «сыръ», отсюда и название блюда. Сегодня такие сырники можно приготовить в духовке, выпекая их 25 минут при температуре 170 градусов. Выбор блюд на этот праздник в основном обусловлен теми продуктами, которых в конце зимы еще было в достатке.

Картофельные драники В старину картофель за неимением терки продирали сквозь сито, оттуда и название — «драники». Популярность драников на Масленицу тоже объяснима: картофель почти всегда был доступным продуктом. Для приготовления лучше всего использовать крахмалистые сорта картофеля.

Пропп связывает поминальную сторону Масленицы.

Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои , скачки и т. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов [К 1].

Пропп отмечает, что блины были обрядовой едой на поминках , и именно в этом качестве, по его мнению, использовались на Масленицу и в рождественский Сочельник [44] [45]. Причиной поминального использования блинов он считает особую архаичность этого блюда [46]. Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы [47]. Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном, писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют» [47].

По мнению современного фольклориста А. Мороза , нет оснований утверждать, что Масленица — это праздник языческого происхождения. Масленичная обрядность переосмысляет то, что предлагает церковь. В частности, пост понимается традиционной культурой как пищевые ограничения, соответственно, перед началом поста необходимо съесть как можно больше.

Главная черта, в которой обычно усматривается «языческая» суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела. Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд по всей видимости имеет игровые корни [48]. Западные исследователи разделяют аналогичное мнение об истоках карнавала [49] [50]. В Великом княжестве Московском[ править править код ] Первые описания русских традиций Масленицы были оставлены западными путешественниками, посещавшими Великое княжество Московское с XVI века.

Также он упоминает Масленицу нем. Faschang в числе праздников, когда простонародью разрешены хмельные напитки [51]. Butterweek , и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства» [52].

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий