Как вспоминал сам Блюменталь-Тамарин, они выбросили тогда из окна чертежной подосланного полицейского шпика. Операция «Ринг» главным героем стал предатель Блюменталь-Тамарин.
160 лет М.М. Блюменталь-Тамариной!
История одного предательства | Всеволод Блюменталь-Тамарин: жизнь советского предателя и возмездие. |
Мария Блюменталь-Тамарина: ее знали и любили, а потом забыли | КиноНытик | Дзен | В возрасте двадцати лет Мария вышла замуж за известного тогда актера Александра Эдуардовича Блюменталь-Тамарина, который ввел ее в артистическую среду, а в 1885-м уговорил попробовать силы на сцене. |
Блюменталь-Тамарина, Мария Михайловна
Что двигало ими, каковы причины их падения? В постсоветской России термин «коллаборационизм» для обозначения людей, сотрудничавших в различных формах с нацистским оккупационным режимом, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1943 года, официально именовались «немецко-фашистскими злодеями, шпионами, изменниками Родины», поэтому в советской исторической науке и юриспруденции обычно использовались формулировки «предатель», «изменник Pодины», «член семьи изменника Родины», «пособник». Вот история одного из таких людей. Жизнь этого человека могла послужить сценарием захватывающего детектива. В «послужном списке» Всеволода Блюменталь-Тамарина — звание Заслуженного артиста РСФСР, два смертных приговора, сотрудничество с фашистами, смерть при невыясненных обстоятельствах и весьма сомнительная реабилитация.
Талантливейший актёр, он мог стать звездой своей эпохи, но предпочёл роль рупора геббельсовской пропаганды. Оба родителя имели непосредственное отношение к театру, поэтому и ребенку прочили артистическую карьеру Мать, Мария Блюменталь-Тамарина достигла пика своей карьеры при советской власти. Все свои нежные чувства изливала на отпрыска, и не раз помогала сыну в опасных ситуациях, пользуясь своим высоким статусом. Окончив Московское театральное училище, Всеволод Александрович с фурором дебютировал на сцене Малого театра.
В 1917-1918 годах служил в Харьковском театре, получал огромное жалование и выражал полную лояльность власти большевиков, предоставившей ему для отдыха хутор в окрестностях города. Однако, как только в 1919-м Харьков заняли деникинцы, Блюменталь-Тамарин заявил о готовности бороться с Советами и начал активную общественную работу в этом направлении. В частности, он занялся организацией грандиозного концерта, театральных вечеров и уличных представлений в честь армии Деникина. Естественно, такой яркий перфоманс не остался незамеченным, и как только в Харьков вернулась Красная армия, актёр был арестован.
Кроме того, ходили слухи о том, что Блюменталь-Тамарин выдал белогвардейской контрразведке членов подпольного обкома партии.
Она умерла 16 октября 1938 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Когда она переходила в Малый театр, опасения и сомнения снова настигли Марию Михайловну. Она боялась, что ее встретит неприветливый коллектив, что она лишит кого-нибудь роли, помешает. В одном из писем к своей подруге Надежде Смирновой она писала: «Расскажи мне, Надя, какие эти актрисы, мои будущие "соперницы", сердитые или добрые, очень завистливые до ролей или не очень? Ведь вот я люблю играть, я жадная на роли. Если отдают роль другой актрисе, я огорчаюсь, беспокоюсь, иногда ночь не сплю из-за этого, но на нее не сержусь, понимаю, что ей тоже охота играть, вхожу в ее положение. Такие ли они? Или они свое недовольство будут переносить на меня и будут дуться, косо смотреть? Вот этого я не переносу, это для меня нож острый» Она никогда не преуменьшала значение маленькой, эпизодической роли и играла их с той же любовью и увлечением: в пьесе Оскара Уальда «Веер леди Уинтемер» ей досталась роль буквально в два слова, но она с максимальным внимание к ней отнеслась. На заказ сшила платье, заказала парик и обратила на себя пристальное внимание публики, попав во всевозможные отзывы и рецензии. На ее счету более двадцати киноролей. Дни перед кончиной Мария Михайловна перенесла на ногах: играла в Малом Театре и снималась в кино, но приходила домой уставшая и болезненная.
Найденова - Арина Ивановна; 1909 - «Дни нашей жизни» Л. Андреева - Елизавета Антоновна; 1936 - «Слава» В. Гусева - Мотылькова; 1937 - «На берегу Невы» К. Тренева - Князева; «Ревизор» Н. Гоголя - Пошлепкина. Характерной особенностью сценической деятельности актрисы были возрастные роли. Активно стала сниматься уже в 1920-е годы. Зорича «Дело Пелагеи Деминой». Семья ее героини в 1928 году после долгих скитаний за границей приезжает в Советский Союз, в еврейскую автономную область Биробиджан вместе с другими переселенцами. Мария Блюменталь-Тамарина в фильме "Искатели счастья" В 1937-м вновь снялась у Владимира Корш-Саблина, сыграв бабку Марфу в приключенческом фильме о пограничниках «Дочь Родины» о задержании колхозниками Советской Белоруссии фашистских диверсантов. Мария Блюменталь-Тамарина в фильме "Дочь Родины" Последней работой в кино стала роль бабушки в комедии 1938 года «Новая Москва» о путешествии в столицу юного конструктора Алеши, сделавшего «живой» макет будущего города.
Мария Блюменталь-Тамарина
Все это грозило Всеволоду расстрелом. От смерти его спасла мать, лично обратившаяся к слывшему покровителем искусств наркому просвещения Анатолию Луначарскому. Влияние последнего было настолько сильным, что Блюменталь-Тамарину не только простилось участие в Белом движении, но и было позволено продолжать актёрствовать. Рупор фашистской агитации, или как оказался в Берлине и как зарабатывал на жизнь Блюменталь-Тамарин Актёр Всеволод Блюменталь-Тамарин в начале 1940-х годов. Великая Отечественная застала Всеволода Александровича в Черновцах, где он гастролировал с программой, подготовленной к своему 60-летнему юбилею. Прервав выступления, он вернулся домой и поселился на даче, куда перевёз личный архив и семейные ценности. Эвакуироваться отказался, а на все увещевания отвечал, что его не тронут, подразумевая свои немецкие корни по отцовской линии. Когда пришли оккупанты, Блюменталь-Тамарин явился к ним и, рассказав о своём происхождении, сообщил, что желает служить великой Германии. Деятельность его на этом поприще была весьма разнообразна. В первую очередь, это были выступления на радио, которые начались в феврале 1942 года и вскоре стали регулярными. В Берлине в ведомстве Геббельса актёр-коллаборационист получал солидный оклад и всеми силами отрабатывал его.
Живописно пропагандировал «райскую жизнь», которую несут «освободители».
Талантливейший актёр, он мог стать звездой своей эпохи, но предпочёл роль рупора геббельсовской пропаганды. Ребёнку от рождения прочили артистическую карьеру. И неудивительно, ведь оба его родителя имели непосредственное отношение к театру.
Отец, Александр Эдуардович, был известным режиссёром и опереточным актёром. Мать, Мария Михайловна, гениальная актриса-самородок, начинала ещё в дореволюционные годы на любительской сцене, а большую часть жизни прослужила в Русском драматическом театре, возглавляемом знаменитым антрепренёром Фёдором Коршем. Карьерной вершины Мария Блюменталь-Тамарина достигла при советской власти. После развода с мужем все свои нежные чувства изливала на отпрыска, который отвечал ей взаимностью и на протяжении всей жизни сохранил с ней тёплые отношения.
Впоследствии мать не раз помогала сыну в опасных ситуациях, пользуясь своим высоким статусом. Маленький Всеволод впервые появился на театральных подмостках в семилетнем возрасте. На профессиональной сцене начал выступать в 1901-м. Кроме поддержки матери, всегда мог рассчитывать на роли в театральных постановках отца.
За что красные вынесли смертный приговор заслуженному артисту, и как ему удалось избежать расстрела Всеволод Блюменталь-Тамарин слева и Владимир Давыдов российский и советский актёр, театральный режиссёр, педагог, Заслуженный артист Императорских театров, Народный артист Республики.
В последующие годы продолжала играть в кино, снявшись в более 20 фильмах. Последний фильм с её участием, «Новая Москва», вышел в 1938 году. Награждена орденами Ленина 23.
Умерла 16 октября 1938 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище в городе Москве.
Огромную роль в творчестве актрисы сыграл режиссёр Н. Синельников, с которым она работала с 1894 по 1910 годы. В 1933—1938 годах — актриса Малого театра в Москве.
Характерной особенностью сценической деятельности актрисы было то, что она играла возрастные роли. Дебют в кино состоялся в 1911 году. Мария Блюменталь-Тамарина умерла 16 октября 1938 года в Москве.
Всеволод Блюменталь-Тамарин. "Прощенный" Ельциным предатель.
Блюменталь-Тамарина Мария Михайловна, биография — РУВИКИ | В 1901 году Блюменталь-Тамарина вернулась в Москву и поступила в Русский драматический театр Федора Корша. |
Когда Сейфуллина запила, её пьесу дописал Правдухин | Актриса, жена известного русского режиссера и актера А. Э. Блюменталь-Тамарина. Дебютировала в 1885 г. на любительской сцене, в 1887 г. впервые сыграла на сцене профессионального театра ("Кин, или Беспутство и гений" А. Дюма-отца, Китти). |
БЛЮМЕНТАЛЬ-ТАМАРИНА Мария Михайловна | Энциклопедия | 1916 г. Фото: РИА Новости/ Михаил Филимонов. |
Отступники Родины | Но вмешалась его влиятельная мать — Мария Блюменталь-Тамарина, которая входила в число первых 13 актеров, получивших от советской власти звание "Народный артист СССР". |
БЛЮМЕНТАЛЬ-ТАМАРИНА Мария Михайловна
Существует также версия, что Блюменталь-Тамарин покончил с собой. Имитируя голос Сталина, Блюменталь-Тамарин озвучивал фальсифицированные указы советского правительства. На портале «» авторами стихов Осипа Мандельштама указали актрису театра и кино Марию Блюменталь-Тамарину. С 1915 года Мария Блюменталь-Тамарина небезуспешно снималась в кино. слушать онлайн и скачать на пк и телефон все песни в высоком качестве. 1916 г. Фото: РИА Новости/ Михаил Филимонов.
Блюменталь-Тамарина Мария Михайловна, народная артистка СССР
Блюменталь-Тамарина, Мария Михайловна — Энциклопедия | Отрывок из книги Н. А. Смирновой «Воспоминания», посвящённый Марии Михайловна Блюменталь-Тамариной. |
Официальный сайт Малого театра | Отрывок из книги Н. А. Смирновой «Воспоминания», посвящённый Марии Михайловна Блюменталь-Тамариной. |
Блюменталь-Тамарина Мария Михайловна — Пантеон России | слушать онлайн и скачать на пк и телефон все песни в высоком качестве. |
Иуда у микрофона
Поговаривали, что от расстрела красными Всеволода спасла мать — питерская актриса Мария Блюменталь-Тамарина, имевшая большое влияние. В возрасте двадцати лет Мария вышла замуж за известного тогда актера Александра Эдуардовича Блюменталь-Тамарина, который ввел ее в артистическую среду, а в 1885-м уговорил попробовать силы на сцене. В 1896–1899 годах управляющим театра Шелапутина был актер, режиссер, содержатель русской комической оперы и оперетты, хороший знакомый Чехова – Александр Эдуардович Блюменталь-Тамарин, муж старшей сестры Александры Павловны Никитиной – Марии. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Мария Блюменталь-Тамарина. 27 марта 1942 года Блюменталь-Тамарин был заочно приговорен к расстрелу по статье 58-1а УК РСФСР «Измена Родине».
Памятник на могиле Марии Блюменталь-Тамариной
БЛЮМЕНТАЛЬ-ТАМАРИНА Мария Михайловна — (1859 1938) российская актриса, народная артистка СССР (1936). С 1915 года Мария Блюменталь-Тамарина небезуспешно снималась в кино. В 1911 году М.М. Блюменталь-Тамарина дебютировала в кинематографе, сыграв в фильме «Живой труп».
Книги, стихи, проза, издательство, публикации
Кто такая Мария Блюменталь-Тамарина? А тем не менее именно она стала одной из первых обладательниц звания народной артистки СССР. Мария Блюменталь-Тамарина — урожденная Климова — родилась в семье бывшего крепостного в 1859 году.
У нее установились с ними самые теплые, дружественные отношения. Перед О. Садовской она преклонялась и никогда не позволяла даже другим сравнивать их таланты. Она всегда ставила Ольгу Осиповну выше себя и искренно и горячо восхищалась ею.
А между тем в сравнении ее с Ольгой Осиповной нет большого преувеличения. Правда, Ольга Осиповна была незаменима в русских пьесах, но зато она никогда не играла иностранного репертуара, а Марья Михайловна замечательно играла и немок, англичанок, евреек. Прекрасно владея русской речью, она в то же время мастерски передавала акцент и ритм каждого иностранного языка. Диапазон ее был огромен: Матрена во «Власти тьмы» Л. Толстого, изящная английская леди в пьесе «Мисс Гоббс» Дж. Джерома, старая дева немка — тетя Франциска в «Родине» Зудермана, сваха в «Женитьбе» Гоголя, еврейка из черты оседлости, — и каждый образ передавался ею с тончайшими характерными чертами.
Я старалась рассеять опасения Марьи Михайловны, что в Малом театре ее встретит недружелюбный прием, и говорила, что мой собственный опыт и наблюдения убедили меня в том, что в Малом театре нового пришельца встречают, как пассажира, вошедшего в Курске в купе вагона, идущего из Сочи в Ленинград. Все уже удобно устроились, познакомились, подружились, и вдруг кто-то нарушает покой. На него косятся, ему неохотно указывают место, отодвигают свои вещи, отмалчиваются,, но потом понемногу начинают разговаривать, угощать бутербродами и конфетами и к концу пути уже жалеют расставаться, просят записать адреса и телефоны и зовут к себе в гости. Она очень смеялась над этим сравнением и потом признала мою правоту. Когда я перешла из провинции в театр Корша, Марья Михайловна была уже любимицей московской публики. В провинции я тоже слыхала о ней много хорошего, но служить с ней мне не приходилось.
Она внимательно и ласково отнеслась ко мне,, была очень приветлива на репетициях, столь волновавших меня, говорила, что московская публика восприимчива, отзывчива, особенно молодежь, и что мне бояться нечего. Я сразу почувствовала к ней большую симпатию,, очевидно взаимную, потому что мы с ней быстро сошлись и подружились. Она посвятила меня во все подробности своей интимной жизни. Больше всего меня поразила ее беззаветная, самоотверженная любовь к мужу — талантливому актеру и режиссеру, в то время директору театра Московской оперетты. Он был ее первой и единственной любовью, несмотря на горе, которое он причинил ей, уйдя к другой женщине и бросив ее с двумя маленькими детьми без всяких средств к жизни. Марье Михайловне пришлось жить одной в дешевеньких номерах, обмывать и обшивать детей, за которых вечно болела душа из-за невозможности воспитать их, как хотелось,.
До конца жизни сохранила Марья Михайловна беззаветную любовь к детям, заботясь о них и переживая с ними все их радости и печали. Отец никак не поддерживал их — ни материально, ни нравственно. Но Марья Михайловна продолжала так же преданно и верно любить его и помогать ему во всех затруднениях и горестях его новой жизни. Она говорила мне: «Раз он полюбил другую, значит я не сумела дать ему всего, чего требовала его сложная, талантливая натура». Он часто приезжал к ней жаловаться на свою новую жену, Марья Михайловна разбирала их ссоры, выслушивала и того и другого, вместе с ними плакала и в конце концов мирила. Жена Александра Эдуардовича, Мария Павловна Никитина, исключительно хорошенькая и способная женщина, из которой он сделал недурную опереточную актрису, обожала Марью Михайловну и считала ее святой.
Я помню, как волновалась Марья Михайловна, когда Александр Эдуардович извещал ее о своем приходе. Она вела себя, как влюбленная девушка, спешила приготовить для него любимые им блюда, вина и фрукты, по-праздничному накрывала стол и ежеминутно смотрела на часы, ожидая его прихода. До слез трогательно было глядеть на нее. А он приезжал утомленный, расстроенный, жаловался и требовал сочувствия. Он умер внезапно, и на мою долю выпала печальная обязанность сообщить ей об этом. Весть пришла рано утром.
По моему лицу Марья Михайловна поняла, что случилось что-то страшное, и воскликнула: «С Блюменталем что-нибудь? Ради бога, говорите правду! Она не заплакала, не растерялась, только смертельно побледнела и после нескольких минут молчания засуетилась, начала спешно одеваться, приговаривая: «Боже мой, боже мой, что же это? Как же? Кто пришел сказать? Как это случилось?
Не страдал ли он? Она быстро собралась и уехала помогать устраивать достойные похороны своему бесконечно любимому мужу, к которому относилась, как к ребенку. Она была уверена, что все, кроме нее, растеряются от неожиданности, что-то забудут, сделают не так, а она будет на своем посту и отдаст последний долг своей верной, преданной любви, она украсит его гроб цветами, она бросит своей любящей рукой первую горсть земли на крышку гроба в раскрытую страшную могилу. Я поражалась ее мужеству, твердости и деловитости в эти трудные дни. Она дни и «очи проводила около гроба, утешала растерявшуюся Марию Павловну, которая плакала у нее на груди. Когда Марья Михайловна прибегала не надолго домой, чтобы немного отдохнуть, и делилась со мной и Николаем Ефимовичем своим горем, мы глубоко сочувствовали ей, но она, стойкая и крепкая, не нуждалась в нашей поддержке.
Но когда Александра Эдуардовича похоронили, начались мучительные дни и ночи. Она обливала слезами его письма и портреты, не расставалась с ними, ездила каждый день на могилу и убирала ее цветами. Теперь ей нужна была наша дружеская поддержка. Неглавным помощником в горе была ее беззаветная любовь к театру. Этой любви она тоже не изменила до конца своей жизни. Тяжелую школу жизни прошла эта женщина и все-таки не стала озлобленной и сумрачной, а осталась жизнерадостной, доброй, веселой.
Все побеждала и спасала любовь к искусству. Зато и театр с самого начала давал ей много радости. Ее любили антрепренеры, ее любила публика, а она любила и умела работать. Все свои образы она брала из жизни, потому что так же страстно любила жизнь, со всеми ее горестями и радостями. Собственные страдания сделали ее чуткой к страданиям людей, а необыкновенный мягкий юмор позволял видеть все веселое и забавное в жизни. Она умела посмеяться, повеселиться и подурачиться.
До революции, когда не было такого широкого простора для общественной деятельности, она и то находила для себя всякие дела и в «Театральном обществе», и в разных благотворительных учреждениях, устраивавших концерты,, и в кружках молодежи, интересовавшейся театром. Я не помню такого времени, когда бы она не спешила. До своих семидесяти девяти лет она была молодой, а в средние годы я познакомилась с ней, когда ей было сорок шесть лет — юной, по-детски резвой. Во всех наших затеях она принимала самое горячее участие. У нас в те годы были в моде всякие маскарады, особенно на святках. Мы обычно изображали бродячую труппу и ездили из дома в дом на праздничные вечера, предупредив хозяев; вваливались веселой компанией с массой всяких инсценировок и «номеров», музыкальных, танцевальных и даже цирковых.
Особенно запомнился мне один костюмированный вечер, на котором Марья Михайловна изображала куклу, игрушку, изготовлявшуюся в мастерской Троице-Сергиевской лавры. Она приложила всю изобретательность актерской фантазии к этому костюму, выполнив его в совершенстве, и произвела фурор. Кукла, одетая в розовый тарлатан, со смешным паричком из белой пакли, с торчащей сверху нелепой шляпочкой, с гримом, возбуждающим веселый смех, сидела на палке, прикрепленной под юбкой. На наших вечеринках Марья Михайловна под конец пускалась обычно в пляс с кем-нибудь из молодежи, вызывая всеобщий восторг. Уже в последние годы нашей совместной жизни Марья-Михайловна, вернувшись часа в четыре утра домой с вечеринки, устроенной актерами театра б. Корша, веселая, оживленная, увлеченно рассказывала, как она много танцовала, с каким удовольствием выпила целых три бокала любимого ею шампанского «Абрау».
Но выбор оказался преждевременным. Под ударами Красной армии Деникин был разбит, и Блюменталь-Тамарин не успел сбежать с остальными. Но в ЧК, что неожиданно, он не был ни расстрелян, ни сослан. Сам Луначарский поучаствовал в его судьбе — главному просветителю революционных масс был нужен яркий человек, принадлежавший театру. Так трижды предатель оказался в услужении Советов. Умелый приспособленец быстро нашёл тёплое место, славя новую власть.
В то время как весь народ перебивался с хлеба на воду, он жил на широкую ногу. Война снова сбросила маски. Уверовав, что немцев ничто не может остановить, Блюменталь-Тамарин, немец по отцу, решил снова переметнуться. Он спрятался во время отступления наших войск, и когда фашисты вошли в Истру, встречал их хлебом-солью.
Участник вернее открытый симпатизант белогвардейского движения, он избежал репрессий в 20-е годы. Мало того, в 1926-м году на юбилейном 25 лет сценической деятельности спектакле " Кин " сам Луначарский торжественно огласил постановление о присвоении ему звания "Заслуженный артист Республики". В тридцадые годы, во многом благодаря тому, что не сидел в Москве, а гастролировал с созданным им передвижным театром, не попал под великую равно страшную чистку. И всегда был любим публикой. Настолько любим, что позволял себе такие же бестактные выходки, как современные Ефремов или Киркоров, или даже Жириновский.
К примеру, режиссер Б. Голубовский в своей книге "Большие маленькие театры" рассказывает такую историю. Какой-то критик однажды написал нелестную рецензию на его спектакль. На следующем представлении Блюменталь -Тамарин, заметив этого критика в зале, " расширил" свою роль: "Ты хочешь знать, что такое театр? Вон отсюда, ничтожный писака! Примерно на такого сорта каторге и жил Всеволод Александрович до войны. Однако актером он был, по воспоминаниям современников, первостепенным. Война разводит между собой не только живых с живыми, но и живого с умершим. Доживи она до военных лет, разве не выступала бы в составе фронтовых бригад вместе с другими "великими старухами" Малого театра?
Но Мария Михайловна, как это горько и гадко ни звучит, вовремя умерла. И монолог Матери из пьесы В. Гусева "Слава" перед солдатами читала другая актриса - Евдокия Дмитриевна Турчанинова: "Дайте мне слово сказать!
Когда Сейфуллина запила, её пьесу дописал Правдухин
С 1901 года — в Москве. В 1901-1914 и в 1921-1933 годах — актриса московского Театра Корша. С 1914 года играла в Театре Суходольского. С 1918 по 1920 год в Показательном государственном театре.
Важную роль в творчестве и карьере актрисы сыграл режиссер Н. Синельников, с которым она работала с 1894 по 1910 годы. В 1890-1901 годах много гастролировала, играя в провинциальных театрах Тифлиса, Владикавказа, Ростова-на-Дону, Харькова. Комедия», с 1925 - «Комедия бывший Корш », позднее Московский драматический театр. В 1914-1915 годах - актриса Театра Суходольских.
В 1918-1920 годах - актриса Показательного государственного театра. В 1933-1938 годах - актриса Малого театра в Москве. Гоголя - Фекла; 1891 - «Без вины виноватые» А. Островского - Галчиха; 1894 - «Гроза» А. Островского - Феклуша; 1894 - «Таланты и поклонники» А. Островского - Домна Пантелевна; 1896 - «Волки и овцы» А.
В 1901—1914 и 1921—1933 гг.
В 1914—1915 гг. С 1933 г. Созданные Блюменталь-Тамариной образы преимущественно в амплуа комедийной и драматической старухи отличались искренностью, задушевностью, мягким юмором. Владела филигранной техникой, искусством внутреннего перевоплощения.
Она поклонялась Художественному театру, Константину Сергеевичу Станиславскому и все жалела, что у нее нехватает времени вплотную заняться его «системой». Когда в 1933 году был расформирован бывший театр Корша и артисты, составлявшие его труппу, приглашены в разные театры, окружавшие Марью Михайловну считали что она должна попасть в МХАТ, так как в этом театре нет равной ей актрисы на ее амплуа. Сама Марья Михайловна, будучи исключительно скромным человеком, всегда сомневалась в себе, несмотря на популярность и на ту оценку, которую ей дали партия и правительство, наградив высоким почетным званием и орденами. Все же и она думала, что в Художественном театре она найдет большее применение своему таланту, чем в Малом, где есть такие сильные артистки на ее роли, как Рыжова, Массалитинова, Турчанинова. Я видела, как она «боялась» вступить в труппу Малого театра, робела, как девочка, смущалась, что кому-нибудь помешает, лишит кого-то роли, вызовет неудовольствие.
Ведь вот я люблю играть, я жадная на роли. Если отдают роль другой актрисе, я огорчаюсь, беспокоюсь, иногда ночь не сплю из-за этого, но на нее не сержусь, понимаю, что ей тоже охота играть, вхожу в ее положение. Такие ли они? Или они свое недовольство будут переносить на меня и будут дуться, косо смотреть? Вот этого я не переношу, это для меня нож; острый». Сама Марья Михайловна всегда признавала талант и мастерство таких прекрасных актрис, как Бурдина, с которой она делила роли у Корша, или Е. Шебуева, с которой встретилась в Московском драматическом театре где служила с 1915 по 1922 год. У нее установились с ними самые теплые, дружественные отношения. Перед О.
Садовской она преклонялась и никогда не позволяла даже другим сравнивать их таланты. Она всегда ставила Ольгу Осиповну выше себя и искренно и горячо восхищалась ею. А между тем в сравнении ее с Ольгой Осиповной нет большого преувеличения. Правда, Ольга Осиповна была незаменима в русских пьесах, но зато она никогда не играла иностранного репертуара, а Марья Михайловна замечательно играла и немок, англичанок, евреек. Прекрасно владея русской речью, она в то же время мастерски передавала акцент и ритм каждого иностранного языка. Диапазон ее был огромен: Матрена во «Власти тьмы» Л. Толстого, изящная английская леди в пьесе «Мисс Гоббс» Дж. Джерома, старая дева немка — тетя Франциска в «Родине» Зудермана, сваха в «Женитьбе» Гоголя, еврейка из черты оседлости, — и каждый образ передавался ею с тончайшими характерными чертами. Я старалась рассеять опасения Марьи Михайловны, что в Малом театре ее встретит недружелюбный прием, и говорила, что мой собственный опыт и наблюдения убедили меня в том, что в Малом театре нового пришельца встречают, как пассажира, вошедшего в Курске в купе вагона, идущего из Сочи в Ленинград.
Все уже удобно устроились, познакомились, подружились, и вдруг кто-то нарушает покой. На него косятся, ему неохотно указывают место, отодвигают свои вещи, отмалчиваются,, но потом понемногу начинают разговаривать, угощать бутербродами и конфетами и к концу пути уже жалеют расставаться, просят записать адреса и телефоны и зовут к себе в гости. Она очень смеялась над этим сравнением и потом признала мою правоту. Когда я перешла из провинции в театр Корша, Марья Михайловна была уже любимицей московской публики. В провинции я тоже слыхала о ней много хорошего, но служить с ней мне не приходилось. Она внимательно и ласково отнеслась ко мне,, была очень приветлива на репетициях, столь волновавших меня, говорила, что московская публика восприимчива, отзывчива, особенно молодежь, и что мне бояться нечего. Я сразу почувствовала к ней большую симпатию,, очевидно взаимную, потому что мы с ней быстро сошлись и подружились. Она посвятила меня во все подробности своей интимной жизни. Больше всего меня поразила ее беззаветная, самоотверженная любовь к мужу — талантливому актеру и режиссеру, в то время директору театра Московской оперетты.
Он был ее первой и единственной любовью, несмотря на горе, которое он причинил ей, уйдя к другой женщине и бросив ее с двумя маленькими детьми без всяких средств к жизни. Марье Михайловне пришлось жить одной в дешевеньких номерах, обмывать и обшивать детей, за которых вечно болела душа из-за невозможности воспитать их, как хотелось,. До конца жизни сохранила Марья Михайловна беззаветную любовь к детям, заботясь о них и переживая с ними все их радости и печали. Отец никак не поддерживал их — ни материально, ни нравственно. Но Марья Михайловна продолжала так же преданно и верно любить его и помогать ему во всех затруднениях и горестях его новой жизни. Она говорила мне: «Раз он полюбил другую, значит я не сумела дать ему всего, чего требовала его сложная, талантливая натура». Он часто приезжал к ней жаловаться на свою новую жену, Марья Михайловна разбирала их ссоры, выслушивала и того и другого, вместе с ними плакала и в конце концов мирила. Жена Александра Эдуардовича, Мария Павловна Никитина, исключительно хорошенькая и способная женщина, из которой он сделал недурную опереточную актрису, обожала Марью Михайловну и считала ее святой. Я помню, как волновалась Марья Михайловна, когда Александр Эдуардович извещал ее о своем приходе.
Она вела себя, как влюбленная девушка, спешила приготовить для него любимые им блюда, вина и фрукты, по-праздничному накрывала стол и ежеминутно смотрела на часы, ожидая его прихода. До слез трогательно было глядеть на нее. А он приезжал утомленный, расстроенный, жаловался и требовал сочувствия. Он умер внезапно, и на мою долю выпала печальная обязанность сообщить ей об этом. Весть пришла рано утром. По моему лицу Марья Михайловна поняла, что случилось что-то страшное, и воскликнула: «С Блюменталем что-нибудь? Ради бога, говорите правду! Она не заплакала, не растерялась, только смертельно побледнела и после нескольких минут молчания засуетилась, начала спешно одеваться, приговаривая: «Боже мой, боже мой, что же это? Как же?
Кто пришел сказать? Как это случилось? Не страдал ли он? Она быстро собралась и уехала помогать устраивать достойные похороны своему бесконечно любимому мужу, к которому относилась, как к ребенку. Она была уверена, что все, кроме нее, растеряются от неожиданности, что-то забудут, сделают не так, а она будет на своем посту и отдаст последний долг своей верной, преданной любви, она украсит его гроб цветами, она бросит своей любящей рукой первую горсть земли на крышку гроба в раскрытую страшную могилу. Я поражалась ее мужеству, твердости и деловитости в эти трудные дни. Она дни и «очи проводила около гроба, утешала растерявшуюся Марию Павловну, которая плакала у нее на груди. Когда Марья Михайловна прибегала не надолго домой, чтобы немного отдохнуть, и делилась со мной и Николаем Ефимовичем своим горем, мы глубоко сочувствовали ей, но она, стойкая и крепкая, не нуждалась в нашей поддержке. Но когда Александра Эдуардовича похоронили, начались мучительные дни и ночи.
Она обливала слезами его письма и портреты, не расставалась с ними, ездила каждый день на могилу и убирала ее цветами. Теперь ей нужна была наша дружеская поддержка. Неглавным помощником в горе была ее беззаветная любовь к театру. Этой любви она тоже не изменила до конца своей жизни. Тяжелую школу жизни прошла эта женщина и все-таки не стала озлобленной и сумрачной, а осталась жизнерадостной, доброй, веселой. Все побеждала и спасала любовь к искусству. Зато и театр с самого начала давал ей много радости. Ее любили антрепренеры, ее любила публика, а она любила и умела работать. Все свои образы она брала из жизни, потому что так же страстно любила жизнь, со всеми ее горестями и радостями.
Собственные страдания сделали ее чуткой к страданиям людей, а необыкновенный мягкий юмор позволял видеть все веселое и забавное в жизни. Она умела посмеяться, повеселиться и подурачиться.