Новости картотека чтение художественной литературы в старшей группе

Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы.

Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе

Кустовой «Шляпа волшебника» пер. Смирнова А. Волков «Волшебник Изумрудного города» А. Гайдар «Чук и Гек» главы А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» главы в сокр. Линдгрен «Принцесса, не желающая играть в куклы» пер. Соловьёвой А. Милн «Баллада о королевском бутерброде» пер.

Милн «Винни Пух и все — все - все» главы в пер. Заходера А. Митяев «Сказка про трёх пиратов» А.

Составила: Хакимова ИринаВладимировна Иркутская обл. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Развивать пантомимические навыки, учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. Сладкова «Зелёная тайга» Цель: закрепить знания о явлениях природы, с сезонными изменениями; развивать навык внимательного прослушивания читаемого произведения взрослым; активизировать использование в речи глаголов, сложных предложений.

Трутнева, «По лесным тропинкам» Цель: воспитывать у детей интерес к сказке и внимательно их слушать. Отвечать на поставленные вопросы. Зотовой «Брусника» Цель: формировать интерес к художественной литературе, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Воронько «Лучше нет родного края» Цель: Формировать умение понимать детей. Развивать поэтический слух, литературную речь. Ушинского «Вершки и корешки». Цель:Формировать умениедетей понимать главную мысль произведения, её мораль.

Хогорта «Мафин и знаменитый кабачок»- чтение, обсуждение, пересказ отдельных моментов сказки. Степанов «Был у зайца огород» Цель:Формировать умение внимательно слушать произведение. Отвечать на вопросы. Тувим «Хозяйка однажды с базара пришла» Цель:учить детей понимать главную мысль произведения, её мораль. Чтение стихотворения «Фрукты в вазе».

Ненцы - это жители севера. Занимаются оленеводством.

На севере очень длинная и холодная зима , поэтому люди носят теплую одежду из меха и оленьих шкур. Подготовленный ребенок: чум - это жилище северных народов , покрытое шкурами оленей, по форме похож на шалаш. Что такое малица? Подготовленный ребенок: малица - это одежда из оленьих шкур с капюшоном мехом вовнутрь. Что такое пимы? Подготовленный ребенок: пимы- это у северных народов меховые сапоги. Рассказывание сказки воспитателем.

Дети одежду промочат, а женщина - сушит. Снегу натащат, а мать - убирай. И рыбу она ловила на реке. От жизни тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, просит принести ей воды. Мать встала посреди чума, малицу надевает. Берет мать доску, она превращается в хвост.

Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей, вылетела из чума. Индивидуальное задание. У каждого одно слово. Беседа по сказке: Почему мать превратилась в птицу и покинула свой дом? Как вы относитесь к своим мам? Чем помогаете своим близким и родным?

Какие слова говорите своим мамам, когда они устают? Пословицы и поговорки. Какие вы знаете пословицы и поговорки о матери? Ребята отгадали ребус. Назовите свои слова. Как понять? Как называется сказка?

Кто ее автор? Какая это сказка? Вам понравился конец сказки? Какой конец сказки предложили бы вы? Из трех цветных полосок выберите две: первая - это ваше настроение в начале сказки, а вторая - ваше настроение в конце сказки. Какие полоски выбрали вы? Я выбрала три полоски: в начале сказки у меня было спокойное настроение поэтому желтая полоска, синяя - в середине, потому, что заболела мать и дети не дали ей воды, красная полоска в конце сказки потому, что мать улетела и дети остались одни.

Карточка Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Заяц — хвастун». Цель: Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новым произведением: сказкой «Заяц — хвастун». Формировать умение пересказывать сказку с помощью схемы близко к тексту. Расширение словарного запаса за счёт слов: гумно, сноп, хваста. Ход занятия. Дети сидят полукругом перед воспитателем. Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какой заяц бывает в сказках?

Развитие способности к сопереживанию героям. В средней группе дети понимают, что из книг можно узнать много интересного и познавательного В старшей группе список задач расширяется: Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения по главам. Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.

Воспитывается чуткое отношение к художественному слову , умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения. Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям. Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения.

Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Без стихов в детском саду не обходится ни одно мероприятие К задачам подготовительной группы относятся: Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова. Развитие у дошкольников чувства юмора.

Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа. Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов. Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать.

Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению малышей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать. Какие приёмы и методы можно использовать На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие методы: Чтение педагога по книге или наизусть. Такая дословная передача текста сохраняет авторский язык, лучше всего передаёт оттенки мыслей прозаика.

Рассказывание пересказ. Это более свободная передача содержания: воспитатель может переставлять слова, заменять их синонимами. Но такая форма повествования даёт больше возможностей для привлечения детского внимания: можно лишний раз сделать паузу, повторить ключевые фразы и т.

Инсценирование - метод вторичного ознакомления с литературным произведением. Заучивание наизусть или пересказ текста дошкольниками в зависимости от жанра произведения. Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее: Занятие должно быть эмоционально насыщенным.

Прежде всего это касается манеры речи воспитателя, которая должна передавать характер произведения и воздействовать на ум и чувства детей. Ребята должны видеть заинтересованное лицо педагога, его мимику и артикуляцию, а не просто слышать голос. Для этого он должен смотреть не только в книгу, но и на лица детей, чтобы видеть их реакцию.

Прозаические произведения сказки, рассказы можно рассказывать, а не читать. Что касается стихотворений, то они обычно читаются голосом средней громкости хотя некоторые нужно рассказывать тихо или, наоборот, громко и медленно, чтобы дошкольники поняли, о чём идёт речь. Для большей наполненности занятия можно включать в него аудиозаписи например, где К.

Чуковский сам читает свои стихотворные сказки. В процессе чтения не нужно отвлекать воспитанников дисциплинарными замечаниями : для этой цели педагог может повысить или понизить голос, сделать паузу. Дети должны видеть заинтересованное лицо педагога, видеть его мимику во время чтения Лучшему пониманию содержания произведения, усвоению выразительных средств языка способствует многократное чтение.

Короткие тексты можно повторять сразу после первичного прочтения. Для произведений большего объёма требуется некоторое время на осмысление, а затем воспитатель перечитывает отдельные, особо значимые части. Напомнить детям содержание материала можно и спустя какое-то время 2—3 недели , коротенькие же стихи, потешки, рассказы можно повторять часто например, на прогулке, в ходе режимных моментов.

Обычно ребята любят по много раз слушать полюбившиеся сказки, просят воспитателя рассказать их. Как объяснять детям незнакомые слова Воспитатель должен объяснять дошкольникам значение незнакомых слов в произведении. Этот приём обеспечивает полноценное восприятие художественного текста : характеров героев, их поступков.

Здесь можно использовать различные варианты : по ходу повествования останавливаться на непонятном детям слове и подбирать к нему синонимы например, лубяная избушка зайчика - значит, деревянная; горница - это комната , объяснить незнакомые слова ещё до начала чтения например, перед рассказыванием сказки «Волк и семеро козлят» педагог показывает картинку с изображением козы, проговаривает фразу: «Течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» и наглядно объясняет, что такое вымя у животного. Иллюстрации помогут объяснить значение незнакомых слов Однако не все слова требуют подробного толкования : например, читая старшим дошкольникам «Сказку о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, вовсе не обязательно подробно останавливаться на словосочетаниях «столбовая дворянка», «соболья душегрейка» - они не препятствуют пониманию содержания произведения.

Также не нужно спрашивать у ребят, что им неясно в тексте, но если они интересуются, что значит какое-то слово, нужно дать ответ в доступной форме. Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению После прочтения произведения следует провести аналитическую беседу это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте. В ходе беседы воспитатель подводит детей к оценке поступков персонажей, их характерам.

Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций. Содержание не нужно отрывать от формы: обязательно уделять внимание жанровым, языковым особенностям например, акцентировать внимание малышей на повторяющиеся обращения «Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся! Примеры вопросов на выявление эмоционального отношения к героям: Кто из персонажей сказки больше всего понравился и почему?

На кого бы вы хотели быть похожи? С кем бы вы не стали дружить? Вопросы на выявление ключевого смысла произведения: Кто виновен в том, что мама-воробьиха потеряла свой хвост М.

Горький «Воробьишко»? Почему сказка «У страха глаза велики» так называется? Вопросы на обнаружение мотива: Отчего Машенька не разрешала медведю отдыхать по дороге к бабушке и дедушке «Маша и медведь»?

Зачем лиса намазала себе голову тестом «Лиса и волк»? Почему мама превратилась в птицу и улетела от своих детей ненецкая народная сказка «Кукушка»? Особенно необходима аналитическая беседа при прочтении произведений о природе или человеческом труде например, С.

Маршак «Откуда стол пришёл», В. Маяковский «Конь-огонь», С. Баруздин «Кто построил этот дом?

С детьми нужно обсуждать и анализировать стихи, посвящённые труду человека Педагог не должен от содержания книги переходить к нравоучениям и моральной беседе о поведении отдельных детей в группе. Речь должна идти только о поступках литературных героев : сила художественного образа порой оказывает большее воздействие, чем нотации. Как заучивать с детьми стихи с помощью мнемотаблиц Для заучивания стихотворений и пересказа сказок хорошо использовать мнемотаблицы.

Они представляют собой схематическое изображение сюжета произведения в виде ряда картинок. Такой приём, облегчающий запоминание текста, можно практиковать уже со средней группы. Фотогалерея: мнемотаблицы для дошкольников Ключевые события сказки представлены в виде схем На плакате схематически изображены главные персонажи девочка, медведь и ключевые моменты повествования лес, избушка, пирожки, короб Каждая схематическая картинка соответствует строчке стихотворения Как показывать детям иллюстрации Более глубокому пониманию текста и заложенных в нём художественных образов способствует рассматривание иллюстраций.

Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги. Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным. Некоторые книги состоят из серии картинок с подписями пример тому - А.

Барто, «Игрушки» или В. Маяковский, «Что ни страница - то слон, то львица» или же разделены на отдельные главы «Снежная королева» Г. В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст.

Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету. При чтении познавательной литературы картинка используется для наглядного пояснения информации в любой момент. И младшие, и старшие дошкольники всегда с большим интересом рассматривают иллюстрации к произведениям Общая структура занятия по чтению Структура занятия по чтению художественной литературы зависит от его типа, возраста воспитанников и содержания материала.

Традиционно выделяются три части: Знакомство с произведением, цель которого - правильное и эмоционально насыщенное восприятие. Беседа о прочитанном, направленная на уточнение содержание, языковых средств выразительности. Повторное чтение текста либо его ключевых эпизодов для углубления восприятия и закрепления впечатления.

Типы занятий по чтению в детском саду Можно выделить несколько типов занятий по чтению художественной литературы с дошкольниками: Мотивирующее начало занятия Ключевая задача воспитателя - подготовить дошкольников к восприятию произведения, мотивировать их на слушание. Для этого используются различные способы. Появление игрового персонажа В младшем и среднем возрасте занятия лучше начать с сюрпризного момента с появлением игрового персонажа.

Он всегда с содержанием произведения. Например, это пушистый плюшевый котёнок стихотворение В. Берестова «Котёнок» , забавный жёлтый цыплёнок сказка К.

Чуковского «Цыплёнок» , кукла Маша русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и другие, где фигурирует маленькая девочка. Игрушка передаёт озорной характер котёнка из одноименного стихотворения В. Берестова Воспитатель может показать малышам волшебный сундучок, в котором оказываются герои сказки.

Как правило, это произведения, где фигурирует много персонажей «Репка», «Теремок», «Колобок». Послание от героя Можно использовать и мотив письма - в группу приходит послание от домовёнка Кузеньки. Он рассказывает, что живёт в детском садике - охраняет его по ночам, а днём ему очень нравится слушать, как ребята поют песни, играют, занимаются спортом.

И вот Кузя решил сделать детям подарок - подарить им свою шкатулку со сказками. Теперь в любой момент малыши могут познакомиться с новой сказкой, которую прочитает им воспитатель. Домовёнок Кузя дарит малышам свою шкатулку со сказками Предварительная беседа В старшем дошкольном возрасте для создания мотивации к чтению уже можно задействовать личный опыт дошкольников.

Это может быть вводная мини-беседа, связывающая события из жизни с тематикой произведения. Например, педагог интересуется у ребят, любят ли они фантазировать. Затем все вместе рассуждают: а зачем вообще люди фантазируют чтобы позабавить своего собеседника, сделать ему приятно и т.

Затем воспитатель плавно переходит к чтению рассказа Н.

Художественная литература и ее чтение в старших группах

Образовательная область «Чтение художественной литературы» для детей 6-7 лет. СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ | Картотека по художественной литературе (старшая группа): “Художественная литература в старшей группе”. Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы О.О. Содержание Автор, название ЦельНравственное воспитание рнс «Лиса и кувшин» обр. Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы О.О. Содержание Автор, название ЦельНравственное воспитание рнс «Лиса и кувшин» обр.

Как проводить занятия по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада

Перспективный план по ОО «Восприятие художественной литературы» в старшей группе. Чтение в лицах кий «Разгром» Ц:Формировать понятия о ритмико-интонационной выразительности, воспитывать чувство юмора. Инфоурок › Дошкольное образование ›Другие методич. материалы›Картотека в старшей группе на тему: "Художественная литература в старшей группе". Автор: Баранцева Алла Олеговна Перспективный план по чтению художественной литературы составлен с учётом тематических недель, предусмотренных программой "Детство". Для чтения в лицах. Произведения. СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ Рекомендации для родителей.

«Детский сад № 46 «Светлячок»

Воспринимать на слух художественное произведение, определять особенности поэтического творчества, размышлять над его содержанием. Чтение «Как братья отцовский клад нашли» закрепить представления о родственных отношениях. Подвести детей к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми, человек узнается по его делам. Чтение английской народной песенки «Старушка» в переводе С. Учить детей отслеживать свое эмоциональное состояние , его изменения, вызванные произведением, рассказывать о том, понравилось ли стихотворение.

Посуда» Чтение К. Чуковский «Федорино горе» Закреплять умение детей понимать нравственный смысл прочитанного; мотивированно оценивать пос-тупки героев. Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию. Систематизировать знания о посуде.

Воспитывать желание быть опрятным. Чтение стихотворения С. Маршака «Откуда стол пришел? Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать его идею.

Закреплять представления детей о жанровых особенностях литературных произведений. Рассказывание сказки «Лиса и кувшин» Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своем впечатлении от новой сказки. Чтение Р. Сеф «Совет» Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми.

Даниил Хармс «Самовар Иван Иванович». Обувь» Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» Ушакова, 228, 94; Гавриш, 93 Учить детей понимать юмор, комичность ситуации, уточнить представления об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Чтение рассказа Н.

Носова «Заплатка» Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить отвечать на вопросы по содержанию, вызывать желание послушать другие его произведения. Помочь детям вспомнить известные им рассказы Чтение рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле вырасла» Дать представления о русском национальном костюме. Рассказать детям о выращивании и обработке льна, ткачестве.

Воспитывать культуру речевого общения, уважения к труду взрослых, интерес к произведениям устного народного творчества. Чтение русской народной сказки «Как старуха нашла лапоть» познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры — сказками, развивать интерес к русским народным сказкам, воспитывать желание читать их. У кого какая обувь. Андерсен «Новое платье короля».

Катаева «Цветик-семицветик». Гавриш,190; Ушакова,165 276 Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки. Развивать умение выслушивать ответы товарищей. Воспитывать любовь к художественной литературе.

Чтение Д. Родари «Волшебный барабан» Гавриш,115 Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. Развивать связную речь, учить использовать образные выражения. Чтение рассказа Б.

Житкова «Как я ловил человечков» Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков». Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства» Гавриш,196 Познакомить с творчеством В.

Формировать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, оценивать поступки и действия героев. Чтение чешской сказки «Три золотых волоска Деда-Всеведа» в переводе с чешского Н. Формировать у детей умение воспринимать образное содержание сказки; выделять выразительно-изобразительные средства, отвечать на вопросы по содержанию, рассказывать о своих впечатлениях, понравившихся героях, их лучших качествах. Природа зимой» Чтение стихотворений С.

Есенина «Береза». Гавриш,184; Ушакова,161 Учить вслушиваться в ритм и мелодику стихотворения, видеть красоту русской природы, передаваемую автором художественным словом. Учить чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения. Чтение рассказа "Проказы старухи-зимы".

Константин Ушинский Познакомить детей с новым произведением о зиме; выявить и обобщить знания детей о зиме, о признаках зимы. Развивать устную речь, внимание, мышление, память. Чтение стихотворений о зиме Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. Заучивание потешки «Ты мороз, мороз, мороз» в обработке И.

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Помочь запомнить потешку, учить рассказывать ее, используя соответствующие содержанию средства выразительности. Чтение стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер».

Помочь детям понять содержание стихотворения, его настроение. Прививать любовь к поэтическому слову, развивать воображение. Уточнить и закрепить знания детей о месяцах года. Калинина «Про снежный колобок».

Учить детей близко к тексту рассказывать короткие рассказы интонационно выразительно. Формировать навык перевода косвенной речи в прямую речь. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Носова «На горке» Продолжать учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня».

Приобщать детей к поэзии. Помогать запоминать и выразительно читать стихотворения. Развивать память, артистические способности. Чтение песенки «Как на тоненький ледок», чтение рассказа "На катке" В.

Осеева Продолжать знакомить детей с произведениями фольклора, учить вслушиваться в мелодику поэтического текста; развивать связную речь, творческое воображение, наглядно-образное мышление, прививать интерес к чтению; воспитывать доброе, уважительное отношение детей друг к другу, к окружающим, отзывчивость, продолжить работу по формированию высоких нравственных чувств. Чтение стихотворения Саши Чёрного «На коньках». Учить детей слушать внимательно, чувствовать настроение героя. Развивать образное мышление, связную речь.

Зимующие птицы. Чтение басни «Ворона и лисица» Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста. Развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни. Воспитывать чесность и доброту.

Бианки «Сова» Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения. Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко». Учить детей внимательно слушать, понимать характеры героев, устанавливать связь описываемого события с реальностью; отвечать на вопросы по содержанию.

Зощенко познакомить с новым рассказом, найти главных героев, дать характеристику героям через их поступки; вызвать желание совершать хорошие поступки , стремление к доброму отношению к окружающим людям. Заучивание стихотворений о Новом годе. Развивать у детей память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания новогодних праздников. Чтение рассказа С.

Георгиева «Я спас деда Мороза» Познакомить детей с новым художественным произведением , помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. Чтение русской народной сказки «Морозко». Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним. Чтение глав из повести-сказки О.

Пройслер «Маленькая Баба-Яга». Учить детей различать сказочные события и реальные, предполагать, как они поступили бы в той или иной ситуации на месте героев сказки. Чтение «Снежная королева» познакомить учащихся со сказкой «Снежная королева», развивать интерес учащихся к чтению сказок Г. Андерсена, к зарубежным сказкам , воспитывать любовь к чтению.

Как я встречал Новый год. Живи, елочка! Новогодняя ночь. Мы встречали Новый год.

ЯНВАРЬ 1-2 НЕДЕЛЯ «Праздники» Чтение обрядовой песни познакомить детей с древними русскими праздниками Рождество, Колядки ; учить различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно и выразительно. Чтение глав из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения.

Чтение русской народной сказки «Финист — Ясный сокол» Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист — Ясный сокол».

Закрепить знание потешек и народных песенок о природе. Учить выделять художественные выразительные средства.

Познакомить с иллюстрациями сказки Н. Носов «Живая шляпа» чтение Учить понимать юмор ситуации. Уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа.

Чтение стихотворений о зиме Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. Маршак«Тает месяц молодой» Вспомнить с детьми произведения С. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой». Бажов«Серебряное копытце» Познакомить детей со сказкой П.

Бажова «Серебряное копытце» С. Георгиев «Я спас Деда Мороза» чтение Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. Фет «Кот поёт, глаза прищурил…» Развивать понимание образной речи. Формировать представление о родственных отношениях.

Воспитывать интерес к своей родословной. Учить придумывать рассказы по своей родословной. Гайдар «Чук и Гек» главы, чтение Закрепить знание об особенностях прозаического произведения. Учить понимать мотивы поступков героев; высказывать своё отношение к ним.

Чтение рассказа Е. Воробьёва «Обрывок провода» Познакомить детей с произведение о защитниках Родины в годы войны, Воспитывать у детей уважение к ветеранам войны. Чусовитина Учить выразительно читать стихотворение. Закреплять знания о различии стихотворного и прозаического произведений.

Чтение отрывка из произведения К. Паустовского «Кот —ворюга» Развивать речь, логическое образное мышление воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным. Чтение произведения Н. Лешкевича «Светофор» Познакомить с содержанием стихотворения, повторить правила дорожного движения.

Зучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья» Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе Таблица: картотека дидактических литературных игр, используемых на занятиях чтением «Расскажи сказку правильно» Жили-были мама и папа. И был у них сыночек Шурочка. Пошёл Шурочка в лес за конфетами и заблудился.

Александрова «Дозор». Катаев «Цветик-семицветик» 2. Аксаков « Аленький цветочек ». Андерсен «Дюймовочка». Родина «мамины руки». Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине». Родари «Чем пахнут ремесла?

Пермяк «Мамина работа» 5. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом». Квитко «Бабушкины руки». Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Тютчев «Зима недаром злится» 10. Маршак «Круглый год» 11. Скребицкий «Апрель».

Бианки «Три весны». Маршак «Почта». Баруздин «Кто построил этот дом? Пожарова «Маляры» 4. Люшнин «Строители» 5. Пермяк «Мамина работа». Гайдар «Голубая чашка».

Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха» 3. Гримм «Горшок каши». Барто «Веревочка». Маршак «Рассказ о неизвестном герое». Гагарин «Вижу землю». Бианки «Приключение муравьишки». Крылов «Стрекоза и муравей».

Ушинский «Капустница» 4. Аракчеев «Рассказ о зеленой стране». Токмакова «Каша» 2. Александрова «Вкусная каша». Мошковская «Маша и каша» 4. Пляцковский «Кому что нравится». Осеева «Печенье».

Алексеев «Первый ночной таран», «Дом» 2. М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец». Митяев «Мешок овсянки». Исаковский «Навек запомни». Баруздин «Слава». Симонов «Сын артиллериста». Александрова «Родина».

Лермонтов «Родина» 4. Баруздин «За Родину». Плещеев «Старик» 3. Благинина «Одуванчик», «Черемуха». Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки». Сладков «Любитель цветов». Мориц «Цветок».

Познананская «Одуванчик» 8. Трутнева «Колокольчик». Майков «Осень». Есенин «Нивы сжаты». Пушкин «Уж небо осенью дышало». Трутнева «Осень» 5. Бианки «Синичкин календарь» 6.

Тютчев «Есть в осени первоначальной» 7. Плещеев «Осень наступила». Толстой «Осень! Обсыпается наш бедный сад». Исаковский «Вишня». Толстой «Дуб и орешник». Токмакова «Дуб».

Тайц «Про грибы». Ушинский «Ласточка». Снегирев «Ласточка», «Скворец». Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук». Пришвин «Ребята и утята». Толстой «Птичка». Соколов-Микитов «Улетают журавли».

Воронько «Журавли». Майков «Ласточка» 12. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» 13. Толстой «Лебеди» 14. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой». Гримм «Храбрый портняжка».

Левин «Сундук», «Лошадь»; М.

Яснов «Мирная считалка». Городецкий «Котенок»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится»; А. Барто «Веревочка». Проза: В. Дмитриева «Малыш и Жучка» главы ; Л. Толстой «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н.

Носов «Живая шляпа»; Алмазов «Горбушка»; А. Гайдар «Чук и Гек» главы ; С. Георгиев «Я спас Деда Мороза»; В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский «Кот-ворюга». Литературные сказки: Т. Бианки «Сова»; Б.

Заходер «Серая звездочка»; А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов «Серебряное копытце»; Н. Телешов «Крупеничка»; В. Катаев «Цветик-семицветик». Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия: А. Милн «Баллада о королевском бутерброде», пер.

Маршака; В. Смит «Про летающую корову», пер. Заходера; Я. Бжехва «На горизонтских островах», пер. Заходера; Лж. Ривз «Шумный Ба-бах», пер. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер.

Перспективно-тематический план по чтению художественной литературы в старшей группе

Токмаковой Развивать у детей способность слушать литературные произведения; учить отвечать на вопросы; обогащать словарный запас. Сутеев «Мешок яблок» Расширять знания детей о современных сказках. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки, о понятиях «народная» и «литературная» сказка. Книга Сутеева Дж. Родари «Чиполлино» Познакомить с новым произведением; обнаруживать приём оживления; в сказке каждый овощ, фрукт автор наделил особой внешностью, характером; обсудить характеры героев; формировать личностные качества: честность, ответственность, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим людям. Пришвин «Лисичкин хлеб» Учить воспринимать образное содержание произведения, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства, объяснять смысл и происхождение названий трав. Воспитывать читателя, способного испытывать чувство сострадания и сочувствия к героям произведения. Печатный материал В.

Бианки «Лесные домишки» Помочь усвоить биологические сведения: приспособленность птиц и животных к определенным условиям, обратить внимание на художественную выразительность, лаконичность и точность описания «домишек». Носов «Живая шляпа» Продолжать знакомить детей с произведениями Н. Учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, учить детей выделять части произведения начало, середина, конец. Чарушин «Волчишко» Пробудить в детях сочувствие, сопереживание герою рассказа; при помощи вопросов научить детей ставить себя на место героя рассказа; воспитывать понимание эмоционального смысла произведения; помочь детям в воспитании чувства бесстрашия. Хрестоматия по детской литературе с. Бианки «Сова» Учить детей внимательно слушать сказку, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения. Книга для чтения с.

Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам сказки.

Так, итоговые вопросы к рассказу Н. Носова «Фантазёры» могут быть примерно такими: Чем вам понравилась эта история? Кто такие фантазёры? Почему автор так назвал свой рассказ? Кого из героев рассказа вы бы назвали фантазёрами и почему? Как отличить ложь от выдуманной истории? Почему после истории, которую рассказал Игорь, мальчики не захотели дружить с ним? Чем отличалась его история от рассказов других ребят? Также можно провести итоговую часть в форме беседы-повтора, помогающей вспомнить и закрепить представления о структуре сказки Например, беседа по сказке С.

Аксакова «Аленький цветочек» может быть такого содержания. Звучит фрагмент музыкального произведения. Воспитатель задаёт вопросы: Ребята, какое настроение создаёт эта музыка? Волшебное, чудесное, таинственное С какой сказкой вы познакомились? Как понять, что это сказка, а не стихотворение или рассказ? Сказка начинается и заканчивается определёнными словами, например, «Жили-были старик со старухою…», «И стали они жить-поживать да добра наживать…» Какие чудесные изменения происходят с героями в сказках? Лягушка превращается в прекрасную царевну, чудище заморское в молодого принца Какие волшебные предметы помогают добру одержать победу?

Познананская «Одуванчик» 8. Трутнева «Колокольчик». Майков «Осень». Есенин «Нивы сжаты». Пушкин «Уж небо осенью дышало». Трутнева «Осень» 5. Бианки «Синичкин календарь» 6. Тютчев «Есть в осени первоначальной» 7. Плещеев «Осень наступила». Толстой «Осень! Обсыпается наш бедный сад». Исаковский «Вишня». Толстой «Дуб и орешник». Токмакова «Дуб». Тайц «Про грибы». Ушинский «Ласточка». Снегирев «Ласточка», «Скворец». Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук». Пришвин «Ребята и утята». Толстой «Птичка». Соколов-Микитов «Улетают журавли». Воронько «Журавли». Майков «Ласточка» 12. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» 13. Толстой «Лебеди» 14. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой». Гримм «Храбрый портняжка». Маршак «Вот какой рассеянный». Носов «Живая шляпа», «Заплатка». Берестов «Картинки в лужах». Осеева «Ежинка» 7. Скребицкий «на лесной полянке». Бианки «Купание медвежат». Чарушин «Волчонок» Волчишко. Сладков «Как медведь сам себя напугал», «отчаянный заяц». Пушкин «Уж небо осенью дышало» 8. Сибиряк «Серая шейка» 9. Крестьянин торжествуя» 11. Горький «Воробьишко» 6. Толстой «Птичка» 7. Ненецкая народная сказка «Кукушка» 8. Тургенев «Воробей». Соколов Микитов «Глухари», «Тетерева». Блок «Снег да снег кругом». Суриков «Зима» 13. Некрасов «мороз воевода». Суриков «Детство». Блок «Ветхая избушка». Дрожжин «Дедушка Мороз». Черный «Мчусь, как ветер, на коньках». А Барто «Вовка добрая душа» 7. Толстой «Старый дед и внучек». Благинина «Аленушка». Толстой «Акула». Данько «Головастик». Григорьев «Сом» 9. Заходер «Кит и кот». Кассиль «Твои защитники». Тютчев «Зима недаром злится», «Весна», «Весенние воды». Соколов-Микитов весна в лесу», «Ранней весной». Сладков «Птицы весну принесли», «Весенние ручьи» и др. Маршак «Круглый год» 13. Мориц «Счастливый жучок». Лунин «Жук» 7. Брюсов «Зеленый червячок». Сладков «Домашняя бабочка» 9. Мазнин «Паучок». Прокофьев «Родина». Берестов «Читалочка». Воронкова «Подружки идут в школу». Маршак «Первый день календаря». Осеева «Волшебное слово». Толстой «Филлипок». Список произведений художественной литературы для чтения детям старшей группы по лексическим темам Тема: Осень периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью 1. Токмакова «Деревья». Пушанина Составила: Ст. Введение Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой это процесс становления в нём личности. О Список произведений художественной литературы для чтения детям по лексическим темам, для логопедических групп Старший дошкольный возраст Тема: Цветы цветут в парке, в лесу, в степи 1. Пушкина «Унылая пора», Занятие 1 Обогащение языка: подбирать слова по теме «животный мир: дикие животные» не менее 10 слов. Знакомство с учебником - ч Тема урока. Вводный урок Раздел 2: Самое великое чудо на свете - 4 ч. Знакомство с названием раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Рабочая программа образовательной области «Чтение художественной литературы» в подготовительной группе Рабочая программа составлена на основе программы«от рождения под ред. Вераксы Н. Диагностика 4. Труд взрослых на Урока Темы уроков раздела Кол-во часов Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. На изучение материала авторской программы предусмотрено Литературное чтение по учебнику И. Лапшиной, Т.

Ярилина; «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд. Ходзы; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер.

Каталог файлов

Список произведений художественной литературы для чтения детям по лексическим темам. Картотека детской художественной литературы по темам для детей старшего. 1 "СОЛНЫШКО" (воспитатель: Товт Елена Ивановна)» Дистанционное обучение. СПИСОК художественных произведений, рекомендуемых для чтения детям старшей группы по теме: “Профессии”. Инфоурок › Дошкольное образование ›Другие методич. материалы›Картотека в старшей группе на тему: "Художественная литература в старшей группе".

Как спланировать и провести занятие по чтению художественной литературы

  • Картотека художественной литературы для чтения дошкольникам
  • Проекты по теме:
  • Картотека ЧХЛ старшая группа
  • ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
  • Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС с целями

Безопасность детей летом

Приобщение к словесному искусству. Прокофьев «Русская березка». Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; помогать почув-ствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову; пополнять литературный багаж стихотворениями. Чтение поэтического произведения В. Жуковского «Жаворонок» в со-кращении. Продолжать совершенствовать художетсвенно — речевые исполнительские навыки детей при чтении Апрель Сказка «Беляночка и Розочка» , пер. Чтение глав : «Тренировки» , «Что вид-но из окошка». Бороздина «Звездолётчики». Беседа по прочитан-ному. Продолжать развивать интерес к художественной литературе персонажем ; совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их назначением и це-лью высказывания; помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Приобщение к литературному искус-ству. Алексеев «Первый ночной та-ран». Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; воспитывать чи-тателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем ; обеспечивать оптимальную двигательную активность в течение всего дня, используя физические упражне-ния. Чтение и обсуждение литературной сказки И. Соколова-Микитова «Соль земли». Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; обращать вни-мание детей на выразительные средства языка образные слова и выражения, эпитеты, сравнения ; воспитывать читателя, способного испытывать сострада-ние и сочувствие к героям книги. Май Литературная сказка А. Ремизова «Хлебный голос». Небылица «Вы по-слушайте, ребята».

Продолжать совершенствовать художетсвенно — речевые исполнительские навыки детей при чтении фольклорной песенки — небылицы; продолжать раз-вивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения. Чтение и обсуждение сказки А. Линд-грен «Принцесса, не желавшая играть в куклы». Продолжать развивать интерес к художественной литературе ; пополнять лите -ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги; обеспечивать оптимальную двигатель-ную активность в течение всего дня, используя физические упражнения. Чтение поэтического произведения «Вот пришло и лето красное. Продолжать совершенствовать художетсвенно — речевые исполнительские навыки детей при чтении поэтического произведения; продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения. Дети этого возраста воспринимают произведение в единстве его содержательной, смысловой и вырази- тельной стороны, чувствуют и стремятся истолковать красоту литера- турной речи, проецируют события и образы героев произведений на себя и взаимоотношения с окружающим, стремятся объяснить и вы- разить смысл произведения и свое отношение к нему в разных видах творческой деятельности. В результате слушание, восприятие и пони-мание литературного текста приближается к уровню собственно эсте- тической деятельности. Задачи и содержание работы в этой возрастной группе будут во многом перекликаться с тем, что осуществлялось в предыдущей груп- пе, ввиду общности этапа литературного развития детей 5-7 лет.

Задачи воспитания и развития детей 1. Воспитывать ценностное отношение к художественной литера-туре как виду искусства, родному языку и литературной речи. Способствовать углублению и дифференциации читательских интересов. Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложных по содержанию и форме. В процессе ознакомления с литературой обеспечивать формиро-вание у детей целостной картины мира, развивать способность твор-чески воспринимать реальную действительность и особенности ее от-ражения в художественном произведении , приобщать к социально-нравственным ценностям. Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста. Развивать умения элементарно анализировать содержание и форму произведения особенности композиционного строения, сред-ства языковой выразительности и их значение , развивать литератур-ную речь. Обогащать представления об особенностях литературы: о родах фольклор и авторская литература , видах проза и поэзия , о много-образии жанров и их некоторых специфических признаках. Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельно-сти и творчества в разных видах художественно-творческой деятель-ности на основе литературных произведений.

Освоение задач литературного развития детей осуществляется в разных видах совместной и самостоятельной деятельности детей на основе широкого круга фольклорных и литературных текстов. Основными методами литературного развития детей 6-7 лет явля-ются следующие. Чтение рассказывание взрослого, который знакомит дошколь- ников с литературными текстами, как со своими «добрыми дру-зьями». При этом педагог обращает внимание детей на источники получения книги: принес из дома сам воспитатель или кто-либо из детей, взяли книгу в библиотеке в том числе после экскурсии , обменялись книгами с детьми другой группы, посоветовал почитать интересный человек и прочее. Это поможет сделать ознакомление с литературой не дидактическим, а гуманитарным процессом, по-кажет детям тот интерес к книге, который есть или должен быть в обществе. Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов , на которых чтецы и артисты исполняют тексты, участвуют в постановках. Это будет способствовать воспитанию литературно-художественного вкуса детей. Просмотр прослушивание записей исполнения литературных текстов самими детьми. Совместное обсуждение звучащей речи до- школьников при чтении, рассказывании, в театрализованных поста- новках обеспечит развитие осознанного отношения к правильности и образности языка, особенностям чужой и своей речи, будет способст- вовать развитию умений анализа и самоанализа правильности и вы- разительности речи Беседа после чтения способствует углублению восприятия литера- турного текста детьми, формулированию в речи своего отношения к услышанному в процессе его анализа.

В беседу включаются вопросы, направленные на выражение отношения детей к произведению, на установление разнообразных причинно-следственных связей между событиями, между структурными частями текста, линиями развития сюжета, героями и т. Важно помочь ребенку «встать над героем», рассмотреть события с точки зрения автора, понять позицию автора художественного текста и сформулировать собственные суждения о произведении и событиях жизни, отраженных в нем. Так же, как и в старшей группе , будут актуальны следующие методы. Чтение с продолжением, в том числе «многотомных» повестей, объединенных общими героями. К ним относятся, например, сказки А. Беседы о книгах, в которых будут решаться и новые задачи: позна- комить с историей появления книг в истории человечества, помочь осознать значение книг для самого ребенка. Обобщающие беседы об основных видах и жанрах фольклора и литературы «Что такое сказка», «О каком времени года больше напи- сано стихов», «Сказки и рассказы: об одном и том же по-разному» и прочие. Вечера литературных развлечений, литературные праздники и те-атрализованные представления, в подготовке которых все больше будут принимать участие дети, в том числе организуя их для дошколь- ников младшего возраста. Тематические выставки в книжном уголке и центре художествен-но-творческой деятельности.

Метод проектов. Помимо идей проектной деятельности , которые реализовывались в старшей группе дошкольникам 6-7 лет будут важны новые темы, цель которых помочь детям овладеть разными средствами речевой выразительности и зафиксировать освоенные представления. Важным направлением работы с детьми подготовительной группы станет ознакомление с писателями и поэтами, художниками-иллю-страторами детских книг, что предполагает сообщение детям отдель- ных сведений из биографии этих людей желательно отбирать факты раннего детства, учебы, детских увлечений, взаимоотношений с деть- ми, то есть то, что близко и понятно дошкольникам ; а также знаком- ство с произведениями этих авторов и их элементарный анализ в целях ориентации в художественной манере автора. Такая работа может быть построена как проектная деятельность, результатом кото- рой станет оформление выставки. Содержание раздела интегрируется с другими разделами програм- мы. Наиболее актуальны взаимосвязи с разделами «Коммуникация» обогащение содержания общения взрослого с ребенком и детей со сверстниками обсуждением прослушанных текстов, знакомство с луч- шими образцами литературного языка, развитие образности детской речи средствами ознакомления с языковой выразительностью художе- ственных произведений, практическое освоение правил построения разных видов текстов, обогащение словаря и пр. Не менее важны связи с разде лами «Музыка» и «Художественное творчество» ввиду наличия общей концепции становления разных видов художественной деятельности детей: от восприятия и развития специальных умений к самостоятель ному творчеству детей, а также направленности этих подразделов на развитие воображение дошкольников. Возможны связи практически со всеми другими образовательными областями. Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети Дети имеют богатый литературный опыт, включающий произведе ния разных видов, жанров и тематики.

Называет по три-четыре лю-бимых произведения разных видов и жанров. В круг чтения ребенка 6-7 лет входят разнообразные жанры произведений русского и зару бежного фольклора, классические и современные поэтические произ- ведения, прозаические тексты рассказы, были, сказки, сказки-повес- ти, детские романы. Дошкольникам интересны произведения со сложным подтекстом, неоднозначными образами героев, основанные на столкновении характеров, противоборстве сил добра и зла. Им становятся доступны тексты с новой познавательной информацией, элементами делового стиля фрагменты детских энциклопедий. Дети любят тексты с продолжением, в том числе романы-повести, расска зывающие о новых приключениях знакомых героев. Дошкольники 6-7 лет понимают, что книга является особым ху- дожественным способом познания окружающей действительности, человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Дети знают фамилии 5-6 писателей, поэтов, отдельные факты их биографии, некоторые особенности их творчества. Дошкольники понимают значение некоторых средств языковой, выразительности. Знают основные стилистические особенности лите- ратурного языка произведений разных видов и жанров, отмечая его красоту и образность.

Осваивают представления о некоторых особен- ностях таких литературных жанров, как сказка, рассказ, стихотворе-ние, басня. Дети понимают и аргументированно объясняют значение иллюстра- ций в книге, знают фамилии двух-трех художников-иллюстраторов, не- которые особенности их творчества. Понимают, что книга является ре зультатом деятельности писателя, художника и работников типографии, осознают большое значение книг для людей и, в частности, для себя. Дошкольники имеют представления о театре: его назначении, уст- ройстве здания, сцены, специфике деятельности людей разных про- фессий, работающих в театре. Знают разные виды и жанры театраль-ного искусства драматический, музыкальный, кукольный, театр зве- рей, клоунада и прочие.

Цели: упражнять в подборе определений к заданному слову. Воспитывать любовь к поэзии. Чтение рассказа В. Воробьёва « Чистюля » Цели: продолжать формировать умение внимательно слушать рассказ, развивать связную речь; расширять знания о перелетных птицах; развивать внимание, память, ; воспитывать заботливое отношение к птицам. Толстой чтение произведения. Цель: формировать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Развивать мышление, память. Воспитывать познавательные интересы у детей. Чтение и обсуждение стихотворения М. Безруких «Разговор о правильном питании » Цель: воспитывать умение у детей отвечать на поставленные вопросы согласно прочитанному. Развивать память. Сенченко «Хлеб святой». Глинская «Хлеб» - чтение. Цели: расширять знания детей о хлебе, познакомить с произведениями разных авторов , посвященных хлебу; развивать познавательный интерес ; Воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу. Топелиус 4. Цели: формировать умение осмысливать содержание прочитанного; Связно передавать содержание прочитанного средствами игры; Формировать оценочное отношение к героям сказки. Цель: знакомить детей с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны. Формировать умение поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к Родине. Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Воспитывать уважение к защитникам Родины. Чтение стихотворения В. Гусевой «Родина». Цели: формировать умение выразительно читать стихотворение; Развивать умение менять силу голоса и интонацию в зависимости от контекста произведения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Чтение стихотворения Е. Трутневой «Победа». Цели: формировать умение эмоционально воспринимать стихотворение, понимать его содержание; стимулировать выражение своих впечатлений в самостоятельных высказываниях. Разучивание стихотворения «Если свет зажжется красный» С Михалкова. Цель: развивать память, внимание, воспитывать любовь к стихам. Чтение Н Калинина «Как ребята переходили через улицу» Цель: воспитывать умение внимательно слушать, запоминать прочитанное произведение. Чтение В. Тимофеев «Для пешеходов». Цели: развивать память, слуховое внимание; воспитывать бдительность на дороге. Три чудесных цвета» А. Северный, «Если бы…» О. Бедарев чтение стихотворений Цель: продолжать знакомить детей с новыми произведениями о правилах дорожного движения, формировать умение эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы. Развивать мышление, познавательные интересы у детей. Воспитывать культуру поведения на дороге. Крылов «Стрекоза и муравей». Цели: познакомить детей с новым литературным жанром — басней; помочь понять идею басни; воспитывать положительное отношение к труду 2. Чтение словацкой народной сказки « У солнышка в гостях». Цели: продолжать формировать умение детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, используя метод моделирования; запоминать действующих лиц и последовательность событий. Александрова чтение стихотворения. Цель: продолжать формировать умение детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии. Рассказывание «Муравьишки» Е. Набойкиной сказкотерапия. Цели: осознание главной идеи сказки, пробуждение интереса к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям; стимулирование ответов детей по содержанию сказки. Моделирование поведения персонажей, выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний страх, беспокойство, радость, удовольствие ; последовательное воспроизведение событий сказки; развитие речи; создание положительного эмоционального настроения.

Чтение русской народной сказки «Морозко». Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним. Чтение глав из повести-сказки О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга». Учить детей различать сказочные события и реальные, предполагать, как они поступили бы в той или иной ситуации на месте героев сказки. Чтение «Снежная королева» познакомить учащихся со сказкой «Снежная королева», развивать интерес учащихся к чтению сказок Г. Андерсена, к зарубежным сказкам, воспитывать любовь к чтению. Как я встречал Новый год. Живи, елочка! Новогодняя ночь. Мы встречали Новый год. ЯНВАРЬ 1-2 НЕДЕЛЯ «Праздники» Чтение обрядовой песни познакомить детей с древними русскими праздниками Рождество, Колядки ; учить различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно и выразительно. Чтение глав из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения. Чтение русской народной сказки «Финист — Ясный сокол» Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист — Ясный сокол». Чтение глав из сказки Х. Мякеля в переводе с финского Э. Успенским «Господин Ау». Знакомить с классикой мировой художественной литературы, учить понимать характеры и поступки сказочных героев. Чтение Т. Янсона «О самом последнем в мире драконе» в переводе с шведского И. Продолжать знакомить детей с произведениями зарубежной литературы , вызывать желание прочитать всю сказку до конца. Учить понимать характеры и поступки героев. Чтение сказки «Мороз Иванович» В. Одоевский Познакомить детей со сказкой, учить высказывать свое мнение о поступках героев. Закреплять умение полно отвечать на вопросы по содержанию текста. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. Маршака «Пудель». Учить детей понимать содержание произведения. Развивать интерес и любовь к поэзии, чувство юмора. Паустовского «Кот ворюга» Познакомить детей с рассказом. Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать характер произведения и взаимосвязь описанного с реальностью. Развивать связную речь детей. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей. Левин «Сундук» Познакомить детей новым стихотворением В. Левина «Сундук». Учить замечать образные слова и выражения. Развивать поэтический слух, эмоциональный отклик на произведение. Воспитывать интерес к художественному слову. Чтение «Как собака друга искала» Мордовская сказка Формирование у детей интереса к чтению через знакомство с мордовской народной сказкой «Как собака друга искала». Способствовать формированию умения слушать и передавать содержание текста, устанавливать простые причинные связи в сюжете произведения. Содействовать развитию речи детей, активизации словарного запаса. Воспитывать отзывчивость, доброе отношение к животным, желание им помогать. Фета «Кот поет, глаза прищурив». Учить детей выразительно декламировать стихотворение, выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом, подбирать соответствующие содержанию средства выразительности речи. Развивать интерес к чтению Разгадывание загадок о животных. Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о животных при разгадывании загадок. Городецкий «Котёнок» Чтение в лицах познакомить с творчеством С. Городецкого; развивать, память и внимание, устную речь; обогащать словарный запас; воспитывать наблюдательность, доброе отношение к домашним животным. Васильева «Ферма». Животные наших лесов» Рассказывание русской народной сказки "Заяц-хвастун" и присказки "Начинаются наши сказки…" Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой "Заяц-хвастун" в обработке О. Учить детей внимательно слушать, понимать выразительные средства языка, образные выражения; обогащать словарный запас детей. Рассказывание словацкой сказки «У солнышка в гостях». Познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать интерес к сказкам разных народов. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Кто как зимует». Учить внимательно, слушать произведение. Учить понимать содержание произведения. Продолжать учить беседовать по содержанию произведения. Развитие навыков связной речи. Рассказывание сказки П. Бажова «Серебряное копытце» Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». Учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас, развивать внимание, воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых. Соколов-Микитов «Год в лесу гл. Бианки «Как звери готовятся к зиме». Животные Севера и их детеныши» Чтение рассказа Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра» Расширять знания детей о диких животных юга. Учить внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать экологическое мировоззрение. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность. Толстого «Лев и собачка». Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам рассказа. Чтение сказки « Чудесные истории про зайца по имени Лек» сказки народов Западной Африки в переводе О. Кустовой и В. Учить детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту, рассказывать о характерах и поступках персонажей, давать им свою оценку. Чтение Г. Снегерёв «След оленя» развивать интерес к жизни животных севера Чтение сказки Р. Киплинга «Слоненок» в переводе К. Познакомить со сказкой, помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения Чтение произведения Г. Снегирева «Пингвиний пляж» Познакомить с рассказом Г. Снегирева «Пингвиний пляж», маленькими рассказами из жизни пингвинов.

Чтение рассказа К. Ушинского «Спор деревьев» уточнить знания детей о признаках осени пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т. Продолжать учить классифицировать растительный мир леса. Упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду листьев. Подвести к пониманию важности разных пород деревьев в жизни животного мира и человек чтение стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» Затулина. Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи. Чтение Дж. Ривз «Шумный Ба-бах» Учить детей дифференцировать звуки ц — ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» перевод М. Труд людей на полях и огородах» Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь» Учить понимать образное содержание и идею сказки, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей. Развивать умение детей внимательно слушать литературные произведения. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Чтенине Дж. Родари «Чиполлино». Познакомить с новым произведением; обнаруживать приём оживления; в сказке каждый овощ, фрукт автор наделил особой внешностью, характером; обсудить характеры героев; формировать личностные качества : честность, ответственность, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим людям. Воспитывать у детей интерес и любовь к сказкам.. Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка». Затулина стр. Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последова-тельность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами. Чтение руской народной сказки «Вершки и корешки» Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос. Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы. Чтение В. Сутеев «Мешок яблок» Расширять знания детей о современных сказках. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки, о понятиях «народная» и «литературная» сказка. Развивать умение выслушать другого и прийти к общему мнению, решению. Ягоды» Чтение П. Синявский «Грибная электричка» Формирование у детей представление о съедобных и несъедобных грибах. Сформировать понятие, что в пищу можно употреблять только съедобные грибы и после обработки. Развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Катаев «Грибы» уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах;Учить детей рассказывать не торопясь, находить нужные слова, выражения говорить достаточно громко. Упражнять в правильном произношении всех звуков. Воспитывать скромность, наблюдательность и доброжелательность к ответам и рассказам других детей, воспитывать сдержанность. Загадывание загадок про ягоды. Чтение Я. Тайц «По ягоды» знакомство с новым рассказом Я. Тайца «По ягоды». Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном; продолжать работу надразвитием речи, пополнять словарный запас. Прививать любовь и бережное отношение к природе, уважение и заботу к старшим. Александрова «В грибном царстве». Дрозд и грибы. Мы в лесу. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» развитие интереса к слушанию литературного произведения Д. Мамина-Сибиряка "Серая Шейка". Способствовать установлению связи в содержании произведения; побуждать к проявлению постоянного общения с книгой. Чтение стихотворения Е. Мой город» Чтение рассказа С. Баруздина «Страна, где мы живем» Учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Закреплять умение запоминать последовательность развития сюжета. Воспитывать любовь к Родине, своему городу, окружающим людям. Чтение стихов Истринских поэтов о родном крае, городе. Развивать устную речь, формировать умение анализировать признаки осени, способствовать развитию творческих способностей детей, воспитывать любовь к родной природе Заучивание стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря, океаны». Затулина, 157 Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить отвечать на вопросы по тексту. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать любовь к Родине. Драгунского «Сверху вниз, наискосок» Продолжать знакомить детей с рассказами В. Драгунского, помочь понять характеры и поведение героев, вызвать эмоциональный отклик. Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. Чтение произведения «Дом, который построил Джек» английский фольклор в переводе С. Обратить внимание детей на построение произведения многочисленные повторы , учить основам закономерности в предположении развития сюжета стихотворения. Развивать чувство юмора, память. Чтение Н. Рубцов «Привет, Россия! Воспитывать любовь к Родине, к родной природе, патриотизм. Чтение З. Александрова: «Родина» Познакомить со стихотворением «Родина». Развивать эмоционально-чувственное отношение к природе, к Родине. Ушинский: «Наше Отечество» отрывок познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами и поговорками о Родине; формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль , соотносить её с пословицей, формировать представление о большой и малой Родине, способствовать осознанию значения Родины для каждого человека воспитывать любовь к Родине, уважение к её истории, гражданственность. Толстого «Осень, обсыпается весь наш бедный сад.. Учить соотносить картины природы, описываемые в стихотворении, с наблюдаемыми ее осенними изменениями. Гаршин «Лягушка-путешественница» знакомство со сказкой В. Гаршина «Лягушка путешественница»; обеспечение целостного восприятия и понимания текста. Чтение И. Бунин «Первый снег» Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. Чтение стихотворения «Встреча зимы» Никитин Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Познакомить детей с новым стихотворением, помочь почувствовать красоту и выразительность языка, прививать чуткость к поэтическому слову. Толстого , помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам сказки. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» Затулина, 112 Приобщать детей к поэзии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий