Избирательные бюллетени заполняются в кабине, ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящей статьи.
Где можно проголосовать
- Статья 67. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 14.11.2023) "О выборах Президента РФ"
- Если избиратель допустил ошибку при заполнении избирательного бюллетеня то он вправе
- ИНФОРМИРУЕМ, РАЗЪЯСНЯЕМ, ОТВЕЧАЕМ
- Правила голосования
Наиболее часто задаваемые вопросы о выборах
Мы налоги платим и свои права знаем Бюллетень государство печатало на мои деньги и само мне его выдало, таким образом, бюллетень - моя собственность, что хочу, то и делаю. Если вам удастся доказать, что выданный именно вам бюллетень был напечатан на ваши деньги и специально для вас по вашему же заказу, то вы победили, а пока этого не случилось, это собственность государства. Кроме того, подобная логика порочна. Государство еще производит ядерное топливо, взрывчатку, яды и наркотики на деньги налогоплательщиков, и, если следовать этой логике, то всем этим оно должно с вами поделиться. Деньги, поступившие в доход государства в виде налогов, - его деньги, и вы к ним не имеете уже никакого отношения.
Если уж совсем приспичило получить бюллетень, будьте цивилизованными людьми и не устраивайте скандалов. Обратитесь с соответствующей жалобой в суд, где и будут расставлены все точки над "i". Моя милиция... Позиция нашей доблестной милиции в данном вопросе, честно говоря, вызывает удивление.
Угрозы и насилие со стороны сотрудников, иногда и в звании старшего офицера, свидетельствует о низкой юридической квалификации должностных лиц.
Оно доступно только жителям 29 регионов с постоянной регистрацией там. Временная регистрация не подойдет. Чтобы проголосовать дистанционно, нужно подать заявление на госуслугах до 11 марта. Жителям Москвы заявление подавать не нужно.
Тинькофф Журнал подробно рассказывал о том, как проголосовать онлайн. За границей. Участки для голосования организуют в 144 странах. Их список есть на сайте ЦИК. Как я рассказывал выше, заявление о смене избирательного участка можно подать на госуслугах — заграничные тоже есть в списке.
Но делать это не обязательно. В день голосования можно прийти в любую зарубежную УИК, устно попросить внести вас в список избирателей и проголосовать.
Избиратель может подать заявление о голосовании по месту нахождения только один раз, о чем он извещается при его подаче. Заявление на бумажном носителе, поданное в ТИК, УИК или через МФЦ, содержит основную часть, которая остается в соответствующей комиссии или МФЦ, и отрывной талон, который после регистрации заявления передается избирателю. Голосование в помещении для голосования При входе в помещение для голосования в обязательном порядке необходимо: пройти температурный контроль; обработать руки антисептическим средством; получить средства индивидуальной защиты маску, перчатки и индивидуальную ручку. Также необходимо соблюдать безопасную дистанцию между находящимися рядом людьми, которая должна составлять не менее 1,5-2 метров. Для этого следует придерживаться нанесенных специальных линий, разметки. При голосовании на избирательном участке для получения избирательного бюллетеня Вы должны предъявить паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина Российской Федерации. При получении избирательного бюллетеня с Вашего согласия либо по Вашей просьбе серия и номер предъявляемого Вами паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, проставляются в списке избирателей членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Вы проверяете правильность произведенной записи и расписываетесь в соответствующей графе списка избирателей в получении избирательного бюллетеня.
Член участковой избирательной комиссии, выдавший Вам бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей. Если Вы вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не можете самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, Вы вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом участковой избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем избирательного объединения, наблюдателем. В таком случае Вы устно извещаете избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. При этом в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, лица, оказывающего помощь избирателю. Голосование проводится путем внесения Вами в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Свой бюллетень Вы заполняете в специально оборудованной кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, когда Вы не имеете возможности самостоятельно заполнить бюллетень.
Если избиратель полагает, что он, заполняя, сделал неверную отметку, он может получить новый бюллетень взамен испорченного. Испорченный он должен сдать участковому избирательной комиссии, который этот факт актирует и погасит использованный бюллетень. А избиратель получает новый бланк и голосует». Как найти свой избирательный участок? Как получить открепительное удостоверение? Можно ли проголосовать дистанционно?
муниципального образования город-герой Новороссийск
Как правильно заполнить избирательный бюллетень | На избирательных участках в Москве и Подмосковье зафиксированы случаи задержания граждан, которые оставили надписи на бюллетенях. |
Выборы президента в 2024: как голосовать, есть ли графа «против всех» | Комплекс для электронного голосования (КЭГ) – это устройство сенсорного голосования, при использовании которого избиратель не заполняет избирательный бюллетень, а голосует путем выбора соответствующей позиции на сенсорном экране. |
Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?
- О праве голосовать на выборах вне помещения для голосования
- ИНФОРМИРУЕМ, РАЗЪЯСНЯЕМ, ОТВЕЧАЕМ
- Постановление ЦИК России от 11.08.2021 N 40/323-8
- Статья 63. Бюллетень \ КонсультантПлюс
- Причины появления испорченных бюллетеней на выборах
Защита документов
Испортить избирательный бюллетень можно как умышленно, так и не осознавая, что он испорчен если неправильно его заполнить. Такое расположение текста в избирательном бюллетене призвано обеспечить единую унифицированную для всех видов выборов, проводимых в Российской Федерации, процедуру голосования. Комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) не с первого раза принял бюллетень у российского лидера Владимира Путина при голосовании на выборах мэра Москвы, поскольку глава государства вкладывал документ заполненной стороной вверх. Центральная избирательная комиссия приняла беспрецедентные меры по соблюдению тайны голосования и ввела многоступенчатые меры защиты избирательных бюллетеней.
Где можно проголосовать
- Какие документы нужны, чтобы получить бюллетень
- Особенности проведения голосования на выборах 17, 18 и 19 сентября 2021 года
- О праве голосовать на выборах вне помещения для голосования
- Статья 67. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 14.11.2023) "О выборах Президента РФ"
- Стало известно о задержаниях избирателей за надписи на бюллетенях
- Ответы : Помогите пожалуйста.
С какого возраста можно принимать участие в голосовании?
сказал Охотников. Заполнять избирательный бюллетень необходимо в отдельной кабинке. В-третьих, массовая порча бюллетеней может свидетельствовать о серьезных нарушениях в работе избирательных комиссий и фальсификациях. Избирательных бюллетеней установленной формы (в каждой пачке отдельно) путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую так, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли видеть отметку избирателя в каждом бюллетене.
Правила голосования
3. Помощь слабовидящему избирателю в заполнении бюллетеня может оказать только член соответствующей участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Заполнение бюллетеня. Поиск. Смотреть позже. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается. Избирательные бюллетени заполняются в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.
Как правильно заполнить бюллетень на выборах президента 2024. Инфографика
«Важное про выборы»: чем можно заполнять бюллетень | Если избирательный бюллетень испорчен, Вам будет выдан другой. |
Как правильно заполнить бюллетень на выборах президента 2024. Инфографика | Выборы президента в 2024 году: где голосовать и как правильно заполнить бюллетень. |
Статья 81. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 29.05.2023) | Попытки возможны, однако настоящие избирательные бюллетени имеют сразу несколько отличительных признаков. |
Ответы : Помогите пожалуйста. | По каждому избирательному участку количество избирательных бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два избирательных бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке. |
Статья 81. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 29.05.2023) | Однако избирательные бюллетени, использованные при досрочном голосовании, являясь действительными с точки зрения закона, заполненные в установленном порядке и сохраненные с соблюдением тайны голосования до момента подсчета голосов, могут быть признаны. |
Особенности голосования на выборах президента РФ 2024 года
Он также добавил, что надо быть "аккуратными". И напомнил, что участок для голосования — не место для "каких-то там демонстраций политических взглядов, предпочтений". Напомним, в 2020 году многие белорусы фотографировали свои заполненные бюллетени и отправляли их на альтернативную платформу подсчета голосов, созданную оппозицией. Ее данные говорили о том, что на многих участках побеждала Светлана Тихановская. Это дало повод поставить под сомнение официальные результаты от ЦИК. После президентских выборов в Беларуси начались массовые протесты и задержания. Электронная платформа для подсчета была признана экстремистской и заблокирована.
За границей — не голосовать Прокомментировал Игорь Карпенко и отказ от участков для голосования за рубежом.
Эти части избирательного бюллетеня должны быть одинаковыми по площади. Номер, полученный политической партией в результате жеребьевки, эмблема политической партии в одноцветном исполнении в случае ее представления в ЦИК России и пустой квадрат для проставления знака волеизъявления избирателя размещаются на уровне середины части избирательного бюллетеня, определенной для каждой политической партии. Изображения эмблем политических партий должны иметь одинаковый размер по ширине. Квадраты для проставления знака волеизъявления должны иметь одинаковый размер и располагаться строго друг под другом. Нумерация избирательных бюллетеней не допускается.
По периметру избирательного бюллетеня на расстоянии 12 мм от его краев печатается рамка черного цвета в одну линию толщиной 0,75 мм. Весь текст избирательного бюллетеня должен быть расположен внутри этой прямоугольной рамки, снаружи ее не должно быть никаких знаков, символов и иных изображений. В верхней части избирательного бюллетеня над словами "Избирательный бюллетень" и в его нижней части печатается идентификатор избирательного бюллетеня маркер , определяющий уровень выборов. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу предусматривается прямоугольное место размером 50 - 80 мм x 40 мм для печати участковой избирательной комиссии и подписей двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. На оборотную сторону избирательного бюллетеня наносится фоновая защитная сетка краской светло-синего цвета. Строго в правом верхнем углу не ближе 30 мм от краев листа предусматривается место для наклеивания специального знака марки.
Следует также отметить, что Г. Митин предлагает установить в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав требование о регистре букв и нормальном светлом начертании шрифта, которым печатаются наименования избирательных объединений в бюллетене [17]. Особого внимания заслуживает рассмотрение вопросов недействительности избирательных бюллетеней. Основания признания избирательных бюллетеней недействительными можно классифицировать на общие и дополнительные. Общие основания используются по отношению ко всем избирательным бюллетеням. В частности, в соответствии с п. Дополнительные основания для признания избирательных бюллетеней недействительными существуют, например, при голосовании вне помещения для голосования в день голосования. Так, в соответствии с нормой п. Признание в таких случаях бюллетеней недействительными связано, главным образом, с тем, что сомнению подвергается до- стоверность бюллетеня.
Следует отметить, что перечень дополнительных оснований для признания бюллетеней недействительными является исчерпывающим. Однако в судебной практике заявители требовали признания избирательных бюллетеней недействительными по следующим основаниям: данные о голосовании вне помещения для голосования не отражены в протоколе, в связи с чем возникло требование признания всех избирательных бюллетеней, использованных вне помещения для голосования, недействительными [18]; кандидат был незаконно исключен из бюллетеней. В последнем случае Суд указал, что одно лишь установление факта нарушения законодательства о выборах на любой их стадии не является достаточным основанием для признания этих выборов недействительными. Необходимым условием для признания выборов недействительными в судебном порядке является установление невозможности с достоверностью определить волеизъявление избирателей на состоявшихся выборах в результате допущенных нарушений. Доводы заявителя о том, что исключение его фамилии из бюллетеней для голосования привело к нарушению прав избирателей, которые не смогли правильно определиться в том, как им следует поступить в этой ситуации, правильно оценены судом как не являющиеся достаточным основанием для признания выборов недействительными [19]. Бюллетени как единственные официальные документы, посредством которых реализуется право голосовать, несомненно, все имеют равную юридическую силу. Однако избирательные бюллетени, использованные при досрочном голосовании, являясь действительными с точки зрения закона, заполненные в установленном порядке и сохраненные с соблюдением тайны голосования до момента подсчета голосов, могут быть признаны недействительными при изменении некоторых обстоятельств, о которых не могло быть известно в момент их заполнения досрочно голосующим избирателем. Преимущество в такой ситуации будут, несомненно, иметь избирательные бюллетени, заполненные в день голосования. Так, в судебной практики встречалось дело, в котором за- явитель проголосовал досрочно за кандидата, впоследствии вычеркнутого из списков кандидатов в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края.
Бюллетень заявителя был признан недействительным. Суд правильно указал в решении на то, что в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав не содержатся нормы, предусматривающие предоставление для избирателей, проголосовавших досрочно, избирательных бюллетеней с изменениями, внесенными в них после проведения досрочного голосования. В соответствии с п. Поскольку заявитель проголосовал за кандидата в депутаты, который впоследствии был снят с регистрации, то его избирательный бюллетень обоснованно признан недействительным. Представляет интерес толкование оценочного понятия «сомнения в определении волеизъявления избирателя», которое используется в п. Избирательные бюллетени должны признаваться действительными, даже если весь бюллетень исписан словами, надписями, кроме оставшихся пустых квадратов разумеется, в одном квадрате отметка все же должна быть. Следует также указать, что при таком волеизъявлении избирателя бюллетень не может быть признан и бюллетенем неустановленной формы вследствие того, что к таким бюллетеням закон относит избирательные бюллетени, которые не изготовлены официально или не заверены избирательной комиссией. В частности, ч. Вид отметки, которая может быть поставлена в бюллетене, следуя букве закона, не влияет на действительность бюллетеня [21].
Таким обра- зом, представляется не вполне ясным, в каких случаях могут возникнуть указанные в законе «сомнения в определении волеизъявления избирателя». В связи с этим недействительный избирательный бюллетень имеет дефекты, возникающие вследствие его неправильного заполнения избирателем, в связи с чем по такому бюллетеню нельзя однозначно определить волеизъявление избирателя. Бюллетени неустановленной формы имеют дефекты, возникшие в связи с нарушением требований к их изготовлению или к приданию им юридической силы в участковых избирательных комиссиях проставление необходимых в соответствии с законом печатей и подписей. В соответствии с законом избирательные бюллетени неустановленной формы не признаются недействительными, а правовые последствия их обнаружения заключаются в том, что они не учитываются. Однако, как представляется, законодатель не принимает во внимание ситуацию, при которой избиратель голосует с использованием бюллетеня неустановленной формы, не подозревая о дефектах формы данного бюллетеня. Таким образом, нарушение порядка заверения бюллетеня членами участковой избирательной комиссии влечет следующие последствия: одновременно не учитываются избиратель в числе проголосовавших и голос избирателя, получившего для голосования такой избирательный бюллетень. Существует определенная связь между недействительностью избирательного бюллетеня и недействительностью результатов выборов. Определенное количество избирательных бюллетеней может быть признано недействительным, что должно быть отражено в протоколе, но при этом выборы не обязательно будут признаны недействительными. Принципиально важной представляется правовая позиция, выраженная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 15 января 2002 г.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, при оценке выраженной на выборах воли избирателей на предмет ее действительности суды должны ориентироваться, прежде всего, на обеспечение реальных условий для подлин- 29 30 ного свободного волеизъявления избирателей о ходе выборов, а не на простую формальную проверку характеристик подлинности бюллетеней, правильности голосования и его количественных итогов. Оценка адекватности отражения в результатах выборов действительной воли избирателей шире указанной формальной проверки. Одного перечисления большого числа допущенных нарушений законодательства о выборах недостаточно для отмены решения о результатах выборов, необходимо определение степени влияния этих нарушений на результаты выборов. Нарушения избирательного законодательства в определенных случаях не исключают возможности свободного волеизъявления избирателей. В частности, это имеет место в отношении избирательных бюллетеней, определенное количество которых может быть признано недействительным, но на действительности выборов это не отразится. Недействительность избирательных бюллетеней, а также нарушения порядка работы с данными юридическими документами не являются необходимыми основаниями для отмены результатов выборов, признания выборов недействительными. Возникает вопрос, какое количество недействительных избирательных бюллетеней повлияет на признание выборов недействительными. Недействительные избирательные бюллетени при подсчете голосов не учитываются и волеизъявление избирателей определяется на основании действительных избирательных бюллетеней. Не вызывает сомнений, что незначительное количество недействительных или утраченных бюллетеней не может оказать существенного влияния на результаты выборов.
Так, в Определении от 16 июня 2004 г. Избирательное законодательство разделяет бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. В частности, нормой п. При сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, которые при подсчете голосов не учитываются п. Федеральное избирательное законодательство содержит разъяснения, что понимать под избирательными бюллетенями неустановленной формы.
При этом испорченные избирательные бюллетени публично подсчитываются участковой избирательной комиссией, аннулируются путем обрезки правого верхнего угла, вкладываются в специально предназначенные для этого конверты и на этих конвертах проставляются печати. Число испорченных избирательных бюллетеней заносится в протокол подсчета голосов. В целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней, среди которых имеются избирательные бюллетени, выданные избирателям взамен испорченных, является довольно значительным: так, при проведении парламентских выборов в 2000 году оно равнялось 4.
Таким образом, за последние годы с 2000 года наблюдается некоторый рост числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 0. При этом в современной электоральной истории Литвы самым высоким данный показатель был в 1990 году — 5. На Мальте при проведении парламентских выборов законодательство предусматривает возможность выдачи избирателю нового избирательного бюллетеня взамен испорченного. Таким образом, за последние годы с 2003 года наблюдается рост числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 1. При этом в современной электоральной истории Мальты самым высоким данный показатель был в 2022 году — 2. В Молдове в соответствии со статьей 59 Кодекса о выборах от 21 ноября 1997 года в случае если избиратель при заполнении избирательного бюллетеня допустил ошибку, участковое избирательное бюро по его просьбе аннулирует этот избирательный бюллетень и выдает ему новый избирательный бюллетень только один раз. Об этом делается соответствующая отметка в протоколе о результатах подсчета голосов с указанием в строке «Количество неиспользованных и погашенных избирательных бюллетеней для голосования», а также в списке избирателей. На этой основе испорченные избирательные бюллетени отдельно не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.
Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является относительно невысоким: так, при проведении парламентских выборов в 2001 году оно равнялось 2. Таким образом, за последние годы с 2001 года наблюдается резкое снижение числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 2. При этом в современной электоральной истории Молдовы самым высоким данный показатель был в 1995 году — 5. В Папуа — Новая Гвинеи в соответствии с законодательством при проведении выборов избиратель вправе получить другой избирательный бюллетень взамен испорченного. При этом сотрудник участкового избирательного органа вкладывает испорченный избирательный бюллетень в специальный конверт с надписью «Испорченные избирательные бюллетени». Вместе с тем, в целом, в соответствии с официально обнародованной электоральной статистикой при проведении в 1982 году парламентских выборов недействительными было признано 1. В Словении при проведении парламентских и президентских выборов в соответствии с законодательством избиратель может получить новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2000 году оно равнялось 3.
Таким образом, за последние годы с 2000 года наблюдается значительное снижение числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 2. В США в соответствии с законодательством штатов при проведении выборов и голосования, в том числе по почте, избирателю может быть выдан новый избирательный бюллетень взамен испорченного например, штаты Виргиния, Канзас, Техас. Для получения нового избирательного бюллетеня взамен испорченного избиратель, принимающий участие в голосовании по почте, должен не позднее окончания официального времени голосования на соответствующих выборах подать в избирательный орган графства непосредственно лично, либо по почте или в электронном виде заявление по установленной форме например, штат Монтана. Так, в штате Монтана в соответствии с законодательством в указанном заявлении избиратель должен указать, в частности, о том, что при заполнении избирательного бюллетеня он совершил ошибку, либо что избирательный бюллетень поврежден, испорчен. В указанном заявлении избиратель также подтверждает, что он осознает ответственность, предусмотренную законодательством, за множественное голосование. Новый избирательный бюллетень взамен испорченного может быть получен избирателем непосредственно в помещении избирательного органа, либо по доверенности, выданной другому избирателю, либо выслан избирателю по почте по указанному избирателем почтовому адресу При этом в соответствии с законодательством штата Канзас избирателю может быть выдан новый избирательный бюллетень взамен испорченного, при этом особо оговаривается, что избирателю может быть произведена выдача нового избирательного бюллетеня не более двух раз. В законодательстве штата Техас закреплено положением о том, что сотрудник участкового избирательного органа должен вести реестр испорченных избирательных бюллетеней и выданных избирателям новых избирательных бюллетеней взамен испорченных. В целом, в соответствии с официально обнародованной электоральной статистикой при проведении в 2000 году президентских выборов недействительными было признано 0.
В Таджикистане в соответствии со статьей 60 Конституционного закона «О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан» в случае, если избиратель при заполнении избирательного бюллетеня допустил ошибку, он вправе попросить у члена участковой избирательной комиссии, выдавшего ему избирательный бюллетень, выдать ему новый избирательный бюллетень. Член участковой избирательной комиссии, выдав ему новый избирательный бюллетень, делает в списке избирателей соответствующую отметку. Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней являлся относительно невысоким: так, при проведении парламентских выборов в 2000 году оно равнялось 0. В Туркменистане в соответствии со статьей 72 Избирательного кодекса от 4 мая 2013 года по просьбе избирателя ему может быть выдан новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Испорченные избирательные бюллетени подлежат учёту, погашению и отдельному хранению. В Узбекистане в статье 31 Избирательного кодекса от 26 июня 2019 года закреплено положение о том, что избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. В соответствии с Избирательным кодексом Узбекистана при проведении выборов избиратель вправе получить другой избирательный бюллетень взамен испорченного: по просьбе избирателя испорченный избирательный бюллетень может быть заменен новым. В статье 94 Избирательного кодекса Узбекистана закреплено, что испорченным признается избирательный бюллетень, при заполнении которого избиратель совершил ошибку и взамен которого ему был выдан новый избирательный бюллетень, о чем сделана соответствующая отметка в списке избирателей и на обороте данного погашенного испорченного избирательного бюллетеня.
Испорченные избирательные бюллетени подлежат учету, погашению путем резки левого верхнего угла и хранятся отдельно статья 55 Избирательного кодекса Узбекистана. Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней являлось высоким с постепенным его снижением: так, при проведении парламентских выборов в 1994 году оно равнялось 6. В Украине в статье 168 Избирательного кодекса от 19 декабря 2019 года закреплено положение о том, что избирательный бюллетень содержит разъяснение о порядке его заполнения избирателем во время голосования. В соответствии со статьей 238 Избирательного кодекса Украины, в случае если избиратель, заполняя избирательный бюллетень, допустил ошибку, он вправе безотлагательно обратиться с письменным заявлением к члену участковой избирательной комиссии, выдавшему ему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему другой избирательный бюллетень. Член участковой избирательной комиссии выдает избирателю другой избирательный бюллетень в порядке, установленном Избирательным кодексом Украины, только в обмен на неправильно заполненный избирательный бюллетень, о чем уполномоченный член участковой избирательной комиссии делает соответствующую отметку в списке избирателей напротив фамилии избирателя, которую удостоверяет своей подписью. Неправильно заполненный избирательный бюллетень незамедлительно погашается членом участковой избирательной комиссии, который его выдал, как неиспользованный, о чем составляется акт. Этот акт подписывается двумя членами участковой избирательной комиссии, которые оформляли выдачу избирательного бюллетеня, и избирателем, который неправильно заполнил избирательный бюллетень, и присоединяется к списку избирателей. Погашенный избирательный бюллетень сохраняется до подсчета голосов у члена участковой избирательной комиссии, выдавшего избирательный бюллетень.
Во время подсчета голосов этот избирательный бюллетень учитывается как неиспользованный и упаковывается вместе с контрольным талоном в пакет с неиспользованными избирательными бюллетенями. Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов до 2023 года — в рамках смешанной избирательной системы число недействительных избирательных бюллетеней, среди которых имеются избирательные бюллетени, выданные избирателям взамен испорченных, в настоящее время является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2002 году оно равнялось 3. Таким образом, за последние годы с 2002 года наблюдается значительное снижение числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 2. При этом в современной электоральной истории Украины самым высоким данный показатель был в 1994 году — 6. В Финляндии в соответствии с законодательством при проведении выборов испорченный избирательный бюллетень возвращается избирателем участковой избирательной комиссии, которая вправе выдать ему новый избирательный бюллетень при этом если избиратель уже отметил свое решение на избирательном бюллетене, то перед тем, как вернуть его члену участковой избирательной комиссии, он должен зачеркнуть свое решение так, чтобы его не было видно. Таким образом, за последние годы с 2003 года наблюдается незначительное снижение числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 0. При этом в современной электоральной истории Финляндии самым высоким данный показатель был в 1991 году — 1. В Черногории при проведении парламентских и президентских выборов в соответствии с законодательством избиратель может получить новый избирательный бюллетень взамен испорченного.