Смеяться над своими промахами — отличное лекарство от болезненных форм синдрома отличника, или перфекционизма.
Чем опасен синдром отличника
- Синдром отличника у ребенка - Детская поликлиника Маркушка
- Что такое «синдром отличника» и почему таким людям очень тяжело жить
- Особенности синдрома отличника у детей и у взрослых
- Определите, что мешает получать пятёрки
- Дети с синдромом отличника: чего бояться родителям
Что делать, если у тебя синдром отличника
Синдром отличника – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих. Синдром отличника может также выливаться в проявление негативных эмоций. Синдром отличника рассматривают как одну из форм проявления перфекционизма. Синдром отличника – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих. Во взрослом возрасте синдром отличника часто трансформируется в заниженную самооценку, болезненный перфекционизм и провоцирует депрессию.
Синдром отличника: что это такое, плюсы и минусы
Из-за своего тотального контроля и постоянной занятости в работе, ведь там нужно быть лучше всех, они совершенно не уделяют время общению с малышом, не интересуются его переживаниями и страхами, не оказывают поддержку. Дети, имеющие крепкую психику, когда становятся старше — устраивают серьезные акции протеста, начинают делать все наперекор, что порой приводит к самым страшным последствиям и серьезным проявлениям. Ребята со слабой психикой просто начнут подражать воле родителей, со временем сами приобретут данный синдром. Взаимоотношения в обществе. Им крайне сложно создавать круг общения, находить друзей. Ведь, их сущность постоянно конкурировать с сильными, стараясь их превзойти, и критиковать слабых, показывая свое превосходство. Поэтому друзья у таких людей не задерживаются. А новые знакомства считаются успешными в основном в случаях, когда другом становится действительно слабый человек, который полностью согласен с этим определением. При знакомстве с «отличником», вы услышите много лестных слов о себе самом, указывающих на его успешность. А, если решите сделать замечание или скажите, что достижения не существенны и ничего не стоят, то увидите болезненную реакцию и сильную обиду. Способы избавления Общение с семьей и проявление взаимной любви может помочь справиться с синдромом отличника В этом вопросе на помощь может прийти психология, профессиональная консультация со специалистом или вы попробуйте справиться своими силами.
Действенными могут оказаться следующие методы. Нужно разделять дела по мере их важности. В первую очередь, делать то, что необходимо срочно выполнить. Если не успеть, например, помыть пол на кухне, это не станет концом света. Очень важно выделять время на отдых. Большое значение отыгрывает полноценный сон и питание. Стараться становиться перед зеркалом и хвалить себя за свои достоинства. Но не за победы, которые достались тяжелым трудом. Ввести семейные правила, обязующие ежедневное обнимание и похвалу без учета каких-нибудь достижений. Очень важно донести до человека с данным синдромом то, что он и так лучший, его сильно любят.
Можно попробовать дать волю экстриму. Отправиться на аттракционы или в веревочный парк. Нужно заняться новым делом.
После окончания школы он переходит во взрослую и независимую жизнь, где он продолжает изо всех сил пытаться быть лучшим во всем. Вот чем опасен синдром отличника. Далее стремление к совершенству во всех начинаниях сохраняется. Разрыв между идеализированным представлением о себе и соответствующей ему реальностью становится резко очевидным. Вот такая казалось несерьезная, но травмирующая у синдрома отличницы психосоматика. Что такое синдром отличника? Психическое заболевание «синдром отличника» — это необходимость жестко соответствовать стандартам, установленным теми, кто имеет над нами власть.
Если в детстве ребенок был уступчивым, покорным и пытался быть лучшим во всем, во взрослой жизни это перерастает в несчастного человека, который пытается изо всех сил соответствовать чьим-то ожиданиям. Если вы сейчас узнали себя, то вам понадобится помощь психолога, чтобы избавиться от рамок и установок,которые мешают наслаждаться жизнью. Помогите себе или своим близким избавиться от этого комплекса! Ссылка на регистрацию здесь Причины, почему появляться синдром отличника Чаще всего синдром отличника может вырабатываться у ребенка, если он пытается: Уберечь себя от неприятностей. Ребенок отчаянно ищет совершенства. Это делается для того, чтобы оградиться от неодобрения родителей и, возможно, физического наказания. Всеми способами получить похвалу. Такие дети хотят, чтобы ими восхищались, обожали, любили. Они хотят чувствовать свое превосходство над другими, заручаться поддержкой общества, иметь некую власть. Быть «спасителем» чужой жизни.
Стремление к успешности в нашем прогрессивном веке поощряется со школьной скамьи, а то и начиная с порога детского сада. Ранняя профориентация, тестирование детей на все и вся, множество учебных программ и куча инновационных возможностей вкупе с перманентным напоминанием о конкурентной среде волей-неволей провоцируют стараться быть лучшим. В таких условиях начнешь брать вершину за вершиной, побеждая, преодолевая и добиваясь совершенства в личностном росте. Детские достижения в учебе, творчестве и спорте поощряются, за них борются и ими гордятся. Однако, по данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня во всем цивилизованном мире наблюдается рекордное число молодых людей, страдающих от депрессии или тревожных расстройств. И одной из главных причин столь печальной статистики эксперты называют жесткие стандарты и требования, которые их с детства приучили перед собой ставить. Эксперты бьют тревогу, называя перфекционизм психологическим заболеванием XXI века, стремительно распространяющимся по всему миру, и предостерегают родителей не переусердствовать в стремлении добиться от своих детей идеальных результатов. Забыть про оценки Вопрос, как подготовить ребенка к учебному процессу, конечно, волнует родителей. Но при этом дети отвыкли от общения со сверстниками, соскучились по друзьям.
Так что, думаю, проблем с дисциплиной не избежать. И учителям понадобится помощь пап, мам, бабушек и дедушек. Но — разумная. К сожалению, родители часто включаются в гонку за хорошие оценки, совершенно забыв, что цель образования не в том, чтобы ученик все делал на отлично, а чтобы он научился приобретать те или иные навыки, знания и получал бы от этого удовольствие. Из-под палки успешным не станешь. То, что четверка вообще не оценка, — самое опасное убеждение, при котором у ребенка может сформироваться «синдром отличника». По словам эксперта, ученики, мотивированные на высшую оценку, а не на результат, к старшим классам обрастают целым комплексом психологических проблем. Они болезненно воспринимают критику, боятся ошибиться, а потому — проявить инициативу, найти нестандартное решение. Стремление заслужить высший балл, а вместе с ним и похвалу, заставляет буквально «высиживать» оценки, зубрить часами, не оставляя времени на отдых, развлечения и общение с друзьями.
О болезненной симптоматике «синдрома» говорят и врачи. Так, педиатр Татьяна Савина предупреждает об осложнениях, которые могут развиться на базе эмоциональной напряженности, постоянного стресса и физической истощенности ребенка, не дающего себе право на ошибку. Понятно, что ребенок с комплексом отличника удобен взрослым: он изо всех сил старается соответствовать их ожиданиям, послушен, не шалит, не просиживает в соцсетях — ему некогда отвлекаться на ерунду, он нацелен быть лучшим, чтобы заслужить похвалу. Но во взрослом возрасте излишняя старательность может серьезно осложнить жизнь и негативно сказаться на состоянии здоровья. На днях в интернете на одном из порталов прочла советы для родителей первоклашек, в которых говорится: «Независимо от того, чем вы занимаетесь с будущим первоклашкой, следует всегда ставить перед собой цель формирования у ребенка поведения, направленного на то, чтобы он стал лучшим». По мнению педагога с тридцатилетним стажем Марины Соколовой, неточность формулировок в подобных рекомендациях может оказать медвежью услугу — и детям, и родителям. А научить ребенка ценить недостатки, дающие опыт преодолевать трудности, не менее важно, чем обеспечить его багажом знаний.
Если корень ваших проблем в том, что вы стараетесь идеальным выполнением дел заслужить признание, любовь окружающих — проанализируйте, насколько хорошо это работает. Действительно ли важны для вашей семьи идеальный порядок и чистота в квартире, или ваши домашние предпочли бы проводить с вами больше времени? Насколько ценит начальник безупречное выполнение вами своих обязанностей? Почему работающие менее усердно порой имеют благ даже больше? Поймите, что расположение людей далеко не всегда зависит от того, насколько вы идеальны во всем. Научитесь расставлять приоритеты. Определите наиболее важные жизненные цели купить квартиру, сменить работу, получить образование, устроить личную жизнь, добиться повышения на службе, больше времени уделять близким, заняться спортом и т. Держите основные цели в голове. Каждый раз, когда появляется желание довести очередное дело до совершенства, спросите себя, имеет ли оно отношение к вашей цели. Если нет, то ради чего вы собираетесь потратить на него столько времени? Может, стоит остановиться на хорошем результате и заняться тем, что действительно важно? Используйте дедлайн. Ставьте себе ограничение по времени на выполняемую работу — так, чтобы его хватило на хороший результат с приемлемым качеством. Вы будете удивлены, когда поймете, что людям хороший результат нравится не меньше, чем идеальный. Научитесь принимать критику. Относитесь к ней как к альтернативной точке зрения. Каждый имеет право на мнение. Попробуйте найти в ней рациональное зерно, запомнить на будущее и извлечь максимальную пользу. Благодарите тех, кто делает вам замечания, и ваше отношение к критике постепенно изменится. Перестаньте относиться к своим ошибкам, как к катастрофе. Ошибки — неизбежный спутник человеческого прогресса. Без проб и ошибок невозможно освоить что-то новое. Вот и начните учиться — иностранному языку, игре на музыкальном инструменте, запишитесь на обучающие курсы. Так вы на практике поймете, что на ошибках учатся, и что другие тоже ошибаются. Воспринимайте ошибки и замечания как обратную связь, как результат эксперимента. Перестаньте контролировать окружающих. Не берите на себя ответственность за их дела. Научитесь не проверять и не переделывать за другими их работу. Пусть она выполнена не идеально — в этом нет ничего страшного. Разрешите вещам лежать там, куда их положили домашние, а не там, где вы хотите их видеть. Не заставляйте детей переписывать домашнее задание, если вам показалось, что оно выполнено недостаточно аккуратно. Добивайтесь неидеальных результатов.
Как бороться с синдромом отличника: 5 советов
Что такое синдром отличника и чем он опасен? как справиться с синдромом отличника? Советы психолога Алекса Аза Читайте в статье. там была статья о "Синдроме отличника", а через статью связь с вашей темой. По мнению психолога, «синдром отличника» уходит корнями в детство и может достаточно сильно подпортить жизнь уже во взрослом возрасте. Рассказываем, чем опасен синдром отличника у детей и взрослых, как его распознать и научиться держать под контролем. Справедливо будет отметить, что синдром отличника и перфекционизм — особенности, дающие их обладателю и ряд преимуществ. Определение синдрома отличника связано с постановкой высоких амбиций личности с последующим ожиданием похвалы.
Виктор Глебов
- Синдром отличника: почему возникает и как помочь ребенку
- Что такое перфекционизм и синдром отличника
- Как проявляется «синдром отличника»?
- «Синдром отличника», или Почему «одни пятерки» — это не всегда хорошо
Синдром отличника у ребенка – в чем опасность?
Комплекс отличника появляется, чаще всего, у отличников второго и третьего типа и реже у природных отличников. Как статус отличника перерастает в синдром Оценка в школе имеет важное стимулирующее значение — каждый ученик должен стремиться к высоким отметкам. Получение пятерки — гордость для среднего ученика и норма для отличника. Получить пятерку для отличника — ничего не значит, а получить более низкую оценку — позор и порицание.
Парадокс: ребенка-отличника не поощряют за высокую успеваемость, а ругают за её отсутствие. Значит, нужно не просто постоянно выполнять домашние задания, а постоянно чем-то удивлять. Отсутствие оригинальности моментально замечается всеми.
И уж совсем непростительно совершить ошибку: - педагоги высказывают мнение о недостаточной подготовке; - родители ищут причины в отсутствии старания; - сверстники радуются ошибкам того, кто учится лучше. Получается, что отличник — это ребенок, чьи ошибки стоят «дорого». Школьная успеваемость отражается на личностных отношениях в семье и в школе.
Просто получать пятерки становится недостаточным, нужно выигрывать конкурсы и олимпиады. Но вскоре окружающие привыкают и к таким победам. От отличника ждут чего-то нового.
Помните правило шахматной королевы из книги «Алиса в зазеркалье»? Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее! Впереди может ждать тупик.
Тупик 1. Человеческие возможности имеют ограничения. Старания часто не приводят к результатам.
Появляется неудовлетворенность собой. Тупик 2. Одна ошибка способна изменить отношения.
Вместо поддержки и помощи, ребенок получает насмешки, замечания и порицания. Исправление ошибки не несет изменения отношений. Для ребенка становится приоритетным не сама деятельность, а отношение к ней окружающих.
Наиболее тяжелым последствием постоянной тревоги за результаты своей деятельности являются так называемые панические атаки, сопровождающиеся сильным страхом и вегетативным симптомокомплексом, включающим приступы учащенного сердцебиения, колебания артериального давления, нарушения дыхания, дереализацию и деперсонализацию, мышечную слабость, озноб. Возможно развитие психосоматических заболеваний гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, синдром раздраженного кишечника, и др. Невозможность получать удовольствие от человеческих взаимоотношений, общения с семьей, отдыха, так как нет готовности уделять время личной жизни. Таким образом, налицо отрицательное влияние «синдрома отличника» на качество жизни. Может быть, лучше пустить свою жизнь на самотек? Конечно, это не повод безответственно относиться к своей деятельности.
Важно заниматься ею таким образом, чтоб это приносило вам удовольствие независимо от оценки окружающих. Не старайтесь быть идеальным во всем. Это все равно невозможно. Наслаждайтесь процессом на пути к цели и не воспринимайте жизнь как череду соревнований, в которых нужно обязательно стать победителем.
Ревностное отношение к успехам других детей. Ребенок радуется чужим неудачам. Так ему представляется, что он становится ближе к успеху. Эмоционально неуравновешен. Например, если родители или учителя не похвалили, начинается истерика вплоть до слёз. У ребёнка возникает ощущение, что никто не желает оценить по заслугам его успехи.
Неспособность преодолевать несложные преграды на своём пути. Ученик способен прекратить задание прямо посередине урока лишь потому, что совершил ошибку и ему кажется, что всё теперь пропало. Ребенок не способен воспринимать критику и замечания. Ребёнок ради хорошей успеваемости в учёбе может постоянно жертвовать развлечениями и общением с друзьями. Неуспеваемость в учёбе может вызвать апатию. Ребёнок может уйти внутрь себя и погрузиться в состояние, близкое к депрессивному. Доминирующим мотивом в учебной деятельности для ребенка становится достижение наивысшей оценки, причём любым путём, а также одобрение и похвала от окружающих. С взрослением ребёнка синдром отличника перерастает в перфекционизм. Перфекционизм — это психологическая черта личности, со сложной структурой. Главные симптомы перфекционизма: Уровень притязаний выше нормы.
Сверхвысокая требовательность к себе; Высочайшие стандарты при выполнении деятельности с ориентацией на «самых успешных»; Все люди воспринимаются как требовательные и критикующие; Человек постоянно сравнивает себя со своим окружением; Оценивает и планирует свои действия по принципу «либо всё, либо ничего»; Внимание фиксируется на несовсем удачных своих действиях. Стремление выполнить работу превосходно, «отшлифовывая» каждую деталь. Перфекционисты беспрерывно подвергают критике уровень выполнения задания, очень восприимчивы к чужим словам и практически неспособны получать удовольствие от результатов своей работы из-за уверенности, что она сделана на не совсем отличном уровне. В реальности постоянное стремление к идеалу нередко оборачивается одиночеством, отсутствием нормального отдыха и развлечений, а также к психическому нездоровью из-за частого нервного напряжения.
В итоге к моменту сдачи ЕГЭ нервы могут окончательно сдать.
В таком состоянии легко провалить экзамены. Мы добавили в нашу программу подготовки к ЕГЭ вебинары с психологом, на которых даём полезные лайфхаки по борьбе со стрессом. Как с избавиться от перфекционизма В стремлении всё делать хорошо нет ничего плохого. Опасно, если это превращается в навязчивую идею. Если чувствуешь, что у тебя есть склонность к перфекционизму или проявляется синдром отличника, вот несколько рекомендаций: Помни, что ты и твои результаты — это не одно и то же Из-за ошибок ты не станешь плохим человеком.
Делай выводы из неудач Если что-то не получилось, это не повод винить себя. Лучше задумайся, почему так вышло. Это поможет избежать подобных ситуаций в будущем. Не сравнивай себя с другими Лучше сосредоточиться на собственных успехах и хвалить себя даже за маленькие победы. В любом деле ограничивай себя по времени Дедлайны помогут вовремя остановиться и перейти к следующей задаче.
Подготовка к ЕГЭ сложна тем, что надо распределить время и силы сразу на несколько предметов.
Рыдает над домашкой, боится ошибиться — синдром отличника или перфекционизм?
Синдро́м отли́чника/отличницы — в психологии убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Синдромом отличника или перфекционизмом принято называть иррациональное стремление сделать все “на отлично”, лучше, чем другие. Нет предела совершенству. Однако погоня за идеалом может сильно отравлять ер, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может р.
«Почему четыре, а не пять?». Что такое «синдром отличника», чем он опасен и при чём тут родители
Для психики опасно то, что дети с синдромом отличника перестают отделять себя от своих достижений — плохие оценки, неудачи, критика воспринимается ими, как «это я плохой, никчемный, глупый». Признаки синдрома отличника Предлагаем простой тест на синдром отличника. Если вы заметили, что ребенок: делает только ради похвалы и одобрения со стороны; боится ошибок и неудач; болезненно реагирует на замечания и критику; имеет нестабильную самооценку; ревностно относится к успехам других; отличается гиперответственностью. Скорее всего, у него есть этот синдром.
И лучше справиться с ним в детстве, чтобы во взрослой жизни не было проблем, описанных дальше. Чем опасен синдром отличника Такие дети очень зависят от мнения других. При малейших замечаниях у них быстро падает самооценка.
Поэтому они стараются любым путем получить высокую оценку, чтобы их похвалили и полюбили. При этом знания их почти не интересуют. Но самое неприятное начинается, когда они вступают во взрослую жизнь.
Человек с синдромом отличника постоянно живет с мыслями о том, что о нем думают другие, завышая ожидания от самого себя. Для таких людей тяжело осознать, что все их действия связаны со страхом кому-то не понравиться. В результате на достижения тратится уйма энергии, человек превращается в робота, у которого все «по полочкам» и нет права на ошибку.
Со временем такая жизнь приводит к: эмоциональному истощению и выгоранию; хроническому стрессу и проблемам со здоровьем; проблемам в личной жизни; неудовлетворенности жизнью в целом, ощущению, что она проходит мимо.
Несмотря на то, что она «знает наизусть», ей все равно необходимо учить и учить, чтобы показать лучший результат хотя это далеко не правильная стратегия при публичном выступлении. Итак, девушка находится под давящим авторитетом родителей, которым важнее всего успешное выступление ребенка, заработок дополнительных баллов при поступлении в вуз. Почему нам вообще приходится говорить о том, что синдром отличника — это негативное и нежелательное явление? Ведь в данном случае, толкая человека на действия, мы приводим его к отличному результату, фактически, он добивается успеха. Тем не менее возникает резонный вопрос: «Чьего успеха? Сама ли Алена хочет лучше всех выступить на конференции? Ответ очевиден — это желание их родителей.
Привыкая к такому образу действий, то есть выполняя запросы и реализуя амбиции чужих людей, мы становимся от них сильно зависимы, а любая зависимость приводит к страху. Поэтому синдром отличника носит отрицательный характер и несет в себе деструктивные настроения. Выше мы отмечали схожесть перфекционизма и синдрома отличника. Можно ли действительно об этом утверждать? Что ж, во многом это правда, так как достаточно просто взглянуть на симптоматику синдрома и перфекционизма, и становится понятно, что это практически одно и то же. Но есть одно существенное отличие: перфекционисты заостряют свое внимание на качестве работы, им важно скрупулезно соблюсти все условности, формальности, детали, в то время как «отличники» гораздо сильнее переживают за мнение окружающих о результатах, одобрение и избегание критики. Если вы страдаете перфекционизмом, надеемся, что вам удается успешно бороться с этой проблемой. А как понять, страдаете ли вы синдромом отличника?
В рамках психологической науки существует несколько тестов, способных отразить имеющиеся проблемы, но не напрямую, а в составе комплексной оценки качеств личности. Среди таких тестов и опросников приведем: патохарактерологический диагностический опросник им. Личко составление полноценного портрета подростка, указание его акцентуаций ; стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Собчик показывает тип личности, а также степень социально-психологической адаптированности личности, стиль общения и т. Пройти указанные тесты вы можете на данной платформе с модифицированными слегка упрощенными версиями опросников. Надеемся, что у вас нет проблем с синдромом отличника. Если все же вы чувствуете за собой какие-то симптомы и по результатам теста это подтверждается, то рекомендуем переходить к следующему разделу. Как избавиться от синдрома отличника?
Синдром отличника у взрослых — довольно частая проблема. Конечно, корни кроются в детстве, когда родители с завышенными требованиями и нереализованными мечтами возлагали надежды на своих «лентяев» и «бездельников», которые «недостаточно хороши», но вместе со всем этим пакетом разочарования они не осознавали, как сильно это может на них повлиять. Жить чужими ожиданиями, оценками не так легко, гнаться за похвалой и результатами — далеко не путь полноценной счастливой жизни. Как выбраться из этого? Осознайте На первых порах необходимо признаться себе, что проблема есть. Даже если вы взрослый и состоявшийся человек, допускается, что синдром отличника может быть вашим уязвимым местом. Решение любой проблемы начинается с ее осознания и принятия. Если вы замечаете, что какие-то ваши чувства, мысли, реакции, действия продиктованы не самой ситуацией, а желанием удовлетворить ожидания других людей, то вы метите в категорию «отличников».
Если вам невероятно приятно слушать похвалу, а критика приносит лишь только разрушительную силу, то есть поводы серьезно задуматься. Если вы болезненно реагируете на чей-то успех вместо своего, способны различить зависть в палитре своих эмоций, то можете не сомневаться — вы страдаете синдромом отличника». Если вы пришли к осознанности, самое время приступать к действиям. Откройте глаза шире И попытайтесь разобраться, кто же вас окружает. Видите ли, оценка со стороны идет не от ветра или стен, оценивают вас живые люди, но давайте задумаемся: а кто они? Почему их мнение настолько важно, что вы стараетесь всеми силами оправдать их ожидания? Да, действительно, в нашей жизни есть родители, сестры, братья, лучшие друзья, наставники и т.
У троечников и хорошистов, во-первых, нет таких высоких требований к себе, во-вторых, они в меньшей степени зависят от одобрения окружающих, в-третьих, чаще дети со средними способностями способны найти выход в нестандартной ситуации или попросить о помощи. По всем этим пунктам отличники более уязвимы. Depositphotos Как поддержать отличника Конечно, мы не сможем переделать ребенка за один день или изменить его отношение к себе. Это долгая работа, начинающаяся с родителей, которые должны пересмотреть свои приоритеты и изменить отношения с ребенком. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, а сын или дочь отвергают любую вашу помощь, стоит найти хорошего подросткового психолога, который поможет проработать ситуацию и выйти из нее с минимальными потерями. Необязательно обращаться к очному психологу. Многие специалисты консультируют онлайн. Как родители могут помочь отличнику Но если найти психолога не получается, постарайтесь помочь ребенку своими силами. Используйте матрицу Декарта Расчертите лист на 4 части. Назовите их так: верхний левый — «Что будет, если это случится»; верхний правый — «Чего не будет, если это случится»; нижний левый — «Что будет, если этого не случится»; нижний правый — «Чего не будет, если это не случится». Пропишите все возможные сценарии. Отличники во многом очень рациональны, поэтому такой разбор снизит у них уровень тревожности. Рассмотрите все варианты После того, как вы разобрали все варианты по матрице Декарта, вы можете найти выход из каждой ситуации. Так он вернет себе контроль над ситуацией, и даже провал на экзамене не станет для него трагедией — ведь он будет знать, что делать. Научитесь расслабляться Для мозга очень важны моменты, когда он ничем не занят. В такие периоды «блуждания» он обрабатывает и структурирует полученную информацию, поэтому важно уметь не только хорошо работать, но и хорошо отдыхать. Для старшего школьника таким отдыхом могут стать посещение батутного центра физическая активность хороша еще и тем, что помогает сбросить напряжение , прогулки с друзьями, посиделки в кафе или просмотр романтической комедии. Обязательно выделяйте время на это. Подкрепляйте его уверенность в себе Отличники завязаны на внешние оценки, поэтому мы должны научить их опираться на внутренние ориентиры.
Могу посоветовать для этого очень простое и сложное одновременно упражнение — делать одно дело в один момент времени. Есть — и не читать учебник. Чистить зубы — и не мыть раковину. Пусть попробует быть здесь и сейчас, а не везде и одновременно. Учим ребенка распределять свои ресурсы на все сферы жизни, а не только на учебу, например. Для этого рисуем круг и делим его на сектора: учеба, дружба, спорт, хобби и прочее. Так вот, время и силы нужно распределять равномерно. Пусть вообще подумает, что там у него кроме уроков есть в расписании. Прорабатываем страх критики, а для этого пробуем сами хвалить других и спрашивать их советов. Можно ставить себе прям задачу на день: сделать пять комплиментов или спросить два совета. Пусть идет в свой страх, а не избегает его. Ну и в конце самый любимый вопрос от тревожных родителей. А вдруг мы сейчас вот это все сделаем, и наш ребенок станет тут же двоечником или, о ужас, пофигистом? Во-первых, таких детей вы еще попробуйте «испортить» до двоечника, оно ж так сразу не отвалится от одного прогула. А во-вторых, давайте честно, пофигисты — они более счастливые и гармоничные ребята по жизни, от критики не разваливаются, над каждой своей ошибкой не чахнут, делают хорошо то, что считают важным, и забивают на то, на что можно забить. Ну неужели это плохой вариант, а?
Что такое синдром отличника
А статус нужно поддерживать и, чтобы оправдать ожидания, приходится идти на любые жертвы. Вместо того чтобы учиться на ошибках, ребята с синдромом отличника воспринимают каждую как конец света. Достаточно четвёрки вместо ожидаемой пятёрки — и ребёнок уже рисует себе картины последующих пожизненных неудач и провалов. На своём примере подтвердите, что с неудачами можно справляться по-другому — без испуга. Выбирайте стратегию, подходящую под ситуацию: принятие к сведению, игнорирование, анализ ситуации и её исправление.
Не моя вина и проблема, что результат не устраивает вас». В случае с критикой отличника буквально рушится весь его мир. Он бывает не в состоянии дослушать суть критики. В ответ на любые комментарии коллег, на объяснение мамы или учителя сразу выдается эмоциональная реакция так и знала, что я неудачница, никогда больше за это не возьмусь, у меня всегда все плохо. Фото: pixabay.
Ему сложно оценить качество своей работы. Обычно дети учатся находить свои сильные стороны, формируют так здоровую самооценку. У отличника даже по мере взросления этого не происходит. Он постоянно требует подтверждения своей значимости от других: прямого заискивания перед авторитетами до манипуляций в поисках похвалы. По причине высокой степени зависимости от чужого мнения возникает заниженная самооценка. Отличники склонны думать о себе негативно, они преуменьшают свои заслуги. Отсюда у взрослых — синдром самозванца. В этом случае все заслуги списываются на удачу, а все неудачи — на собственную неспособность справиться с обстоятельствами. Отличнику всегда хочется перепроверить сделанное: точно ли не допущена ошибка в контрольной, все ли верно указано в отчете.
Постоянная напряженность отнимает силы и снижает мотивацию стоит ли делать дело, если можно ошибиться. Агрессия и контроль. Синдром отличника, с одной стороны, ведет к заниженной самооценке. А с другой — провоцирует угождающее и зависимое поведение. Иногда происходит обратное: высокие требования и стандарты направляются на окружающих. В командных играх детей по этой причине могут происходить стычки, а взрослый руководитель, не умеющий отдыхать сам, не дает это делать подчиненным. Сотрудник с синдромом отличника стремится переделывать за коллег их работу, после чего ждет благодарности и играет роль жертвы. Как справиться с синдромом отличника Во-первых, необходимо снизить градус ожидания.
Самое интересное, что именно ребёнку они могут не предъявлять каких-то требований, но дети интуитивно улавливают настроение родителей и подстраиваются, копируя их поведение. Ребёнок с синдромом отличника, как правило, тяжело переживает даже незначительные неудачи, особенно ситуации, когда он не первый, не на высоте. Само стремление «быть на высоте» уходит корнями в детско-родительские отношения. Часто таким образом ребёнок пытается обратить на себя внимание, добиться своей значимости перед родителями и заслужить их любовь. Обычно желание демонстрировать свою успешность является проявлением неуверенности в себе, причинами которой может быть совокупность различных факторов. Ребёнок может думать, что его недостаточно любят, что он недостаточно красив или успешен, возможно, его часто сравнивают с другими детьми, которые добились больших результатов. Бывает, что родители сами не понимают, как транслируют ребёнку не абсолютную любовь с полным принятием, когда «мы тебя любим несмотря ни на что», а любовь с союзом «если». То есть мы тебя любим, но с определёнными условиями — если ты победитель, если ты станешь лучшим, если ты сделаешь всё превосходно. Представьте только, какое давление и стресс испытывает ребёнок? Если я не буду лучшим — я потеряю любовь родителей!
Папы и мамы, предъявляющие повышенные требования к себе, неосознанно переносят собственные качества и проблемы на детей, формируя у них так называемый «синдром отличника». При этом родители могут не предъявлять к ребенку конкретных требований. Дети тонко чувствуют настроение окружающих, интуитивно настраиваясь на их «волну». Ребенок-перфекционист, как правило, очень остро переживает даже незначительные неудачи. Погоня за успехом и достижениями может обернуться для него депрессией. Ведь быть всегда лучшим — это тяжело как физически, так и морально. Такие дети теряют детскую непосредственность и умение радоваться тому, что есть хорошего в их жизни. У них возникают проблемы в общении со сверстниками. Страх сделать что-то не так мешает перфекционисту учиться. Ребенок сильно переживает из-за учебных неудач, огорчается, допуская незначительную ошибку, боится ошибиться при ответе на уроке, а получив тройку, страдает. Есть случаи, когда такие дети вовсе бросали учебу. О том, как правильно выполнять домашнее задание, родители и дети узнают, посмотрев очередной видеоурок на портале «Я—родитель». Советы дает детский психолог Екатерина Цуканова. Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника?
Чем опасен синдром отличника: 5 способов его побороть
Людям с синдромом отличника бывает сложно делегировать задачи или давать себе поблажки в работе и учебе. Неудивительно, что синдром отличника может перерасти в серьёзную психологическую проблему у детей, когда ребёнок тревожно спит, у него случаются истерики из-за школьных неудач, появляются нервные тики. Синдром отличника или отличницы в психологии — это совокупность особенностей психики и поведения человека, когда наибольшее значение для него приобретает похвала или высокая оценка его действий. По мнению психолога, «синдром отличника» уходит корнями в детство и может достаточно сильно подпортить жизнь уже во взрослом возрасте. Способны ли они когда-нибудь остановиться и получить удовольствие от достигнутых результатов? Пара слов о «синдроме отличника». Что такое комплекс отличника, по каким особенностям можно выявить этот синдром, какие типы отличников встречаются и как помочь ребенку-отличнику.
Можно ли избавиться от “синдрома отличника”?
- Откуда берутся перфекционисты ?
- Чем опасен синдром отличника по мнению психолога | Советы психолога
- Как синдром отличника мешает жить
- Синдром отличника: как помочь ребенку?
- Пятерку не получишь. Что собой представляет синдром отличника у взрослых?
- Синдром отличника - что делать
Синдром отличника у ребенка
Причины развития синдрома отличника Почему формируется синдром отличника? Есть несколько причин, которые исходят из детства: Избежание наказания. Ребенок пытается быть «удобным» и «идеальным», чтобы избежать критики и физического давления со стороны родителей, негативного отношения учителей, неприятия сверстников, осуждения общественности. Получение поощрения.
Желание получить похвалу и родительскую любовь, усилить симпатию, получить власть и превосходство над другими. Стать спасателем. Ребенок ставит перед собой задачу дать родителям и учителям повод для гордости, а заодно «спасти» своих непутевых ровесников.
Во взрослом возрасте человеком движут те же мотивы, только касаются они другого коллектива. При этом может сохраниться и желание того, чтобы родители им гордились. В чем разница между синдромом отличника и перфекционизмом?
Человек с синдромом отличника направляет свои действия на общество — начальника, коллег, родителей, соседей. Перфекционизмом, как пишет доктор философии Элизабет Скотт, считаются повышенные требования к себе и попытка контролировать все вокруг. Перфекционисты чрезвычайно критичны к себе.
С отличниками их объединяет страх неудачи, депрессия из-за невыполненных целей, низкая самооценка. В психологической драме «Одержимость» 2014 молодой человек по имени Эндрю Майлз Теллер хочет стать хорошим ударником.
Одна из моих дочерей этим долго страдала. Лишь недавно мы справились с этим синдромом до той степени, что окружающие перестали от него страдать, хотя налет остался. Начала я озабочиваться этим синдромом в первом классе, когда она играла до 9-10ти, затем в 10 вечера, наконец, организовывалась делать уроки и делала их допоздна, хотя уже не было сил. Плакала, в изнеможении выписывала буквочки и обводила их по несколько раз.
Я ей говорила: "Ложись спать! Не нужны нам никакие пятерки ценой здоровья! На соревнованиях по бегу заняла первое место, а затем долго болела. Я ее ругала: зачем ты так напрягалась! Никому это не нужно! Кроме всего прочего еще в садике она часто болела, и бронхиты были и аллергия на кошек, затем и на пыльцу одуванчиков.
В результате началось постоянное покашливание, по типу нервного и насморк. Покашливание уходило, только если она ходила по два раза в неделю на секцию в бассейн. Как только пропускала, сразу начиналось покашливание. Не знаю, то ли хлорка помогала, то ли физическая нагрузка расслабляла, снимала нервное напряжение. Я думаю, это были симптомы начала астмы. Мы сменили школу.
В новой школе не ставили отметки аж до 4 го класса, так как экспериментальная площадка. Покашливание ушло через несколько месяцев полностью. Но расстраивание в случае неуспеха осталось. До 4го класса она часто плакала в школе, чуть только у нее не получалось, хотя она была лучшей ученицей в классе. Наконец, я начала ее лечить с помощью гомеопатии. Нервная система стала более стабильной, плакать перестала.
Затем в пятом классе, в случае неуспеха, она стала спорить с нами, но только агрессивно. Что мы все виноваты в том, что она проигрывает в игру, которую мы всей семьей с удовольствием играем, не ориентируясь на победу. Я продолжала ее лечить. Лекарства подбирались по психологическим симптомам, по предпочтениям в еде, по всему в целом. Она стала более уравновешенной. Перестала за всех в классе переделывать задания при работе в группах.
Раньше, при работе в группах она не доверяла остальным, а сама все делала как надо. Остальные же дети свешивали ручки -- все равно Х все сделает сама. Научилась наблюдать со стороны за одноклассниками, а не только самой рваться в бой и звездить. В настоящий момент синдромом отличника мы не страдаем до степени явных проблем, которые выливались бы в нервотрепку и простудные заболевания. Пока еще у нее есть постоянный насморк, который раньше выливался в весеннюю аллергию. Но теперь, по мере укрепления нервной системы, аллергии уже не наблюдается.
Недавно, она вспомнила: "Когда я была в садике. В нашем случае мы не успевали после школы восстанавливать силы, так как детей у нас много и уделять много внимания каждому мама то есть я не может. Поэтому психические проблемы выливались в простудные заболевания. Сначала заболевала наша отличница, а затем и все остальные дети.
Поднимаем, как можем. Что еще: Устраиваем ребенку прогул — школы, кружка, садика. Прям сбегаем в рабочий день — хрумкать мороженое в парке. Пусть узнает, как это здорово и весело — иногда нарушать правила. Ставим эксперимент: сознательно допускаем ошибку, «забываем» сделать домашнее задание. Пусть посмотрит, что это не смертельно. Учим ребенка таймингу, делегированию и планированию. Могу посоветовать для этого очень простое и сложное одновременно упражнение — делать одно дело в один момент времени. Есть — и не читать учебник. Чистить зубы — и не мыть раковину. Пусть попробует быть здесь и сейчас, а не везде и одновременно. Учим ребенка распределять свои ресурсы на все сферы жизни, а не только на учебу, например. Для этого рисуем круг и делим его на сектора: учеба, дружба, спорт, хобби и прочее. Так вот, время и силы нужно распределять равномерно. Пусть вообще подумает, что там у него кроме уроков есть в расписании. Прорабатываем страх критики, а для этого пробуем сами хвалить других и спрашивать их советов.
Он болезненно реагируют на любую критику и постоянно нуждается в том, чтобы его хвалили. Если для ребенка единственной приемлемой оценкой становится пятерка, то все остальные отметки он воспринимает как провал, а его самооценка значительно снижается. Он считает, что без хороших оценок и похвалы окружающих его нельзя любить и считать хорошим. Ребенок считает, что любая ошибка приводит к снижению оценки и недовольству родителей и учителей, насмешкам одноклассников и друзей. Такие дети а потом и взрослые стремятся избежать ошибок любой ценой. В крайних вариантах они предпочитают вообще не выполнять задание, чем допустить в нем ошибку. Других людей такой ребенок тоже оценивает через призму их достижений и не видит за ними человека. Людей без амбиций и значимых достижений они считают недостойными своего внимания. А тем, кто добивается больше них, они страшно завидуют. Если кто-то из родителей или значимый педагог хвалит достижения другого, ребенок может устраивать сцены ревности. Дети с синдромом отличника считают, что все зависит только от них, поэтому они не могут не выполнить обещание, даже если это может причинить им вред. Они считают, что отвечают за то, на что фактически не могут повлиять, например за эмоциональное благополучие родителей. В паре с гиперответственностью идет и гиперконтроль: когда ты считаешь, что все зависит только от тебя, ты начинаешь контролировать все аспекты жизни. Эти качества немного видоизменяются и переходят во взрослую жизнь. На самом деле такие дети находятся в самом уязвимом положении. И вот почему. Да, он может выучить все, что можно, и даже решать сотни пробных ЕГЭ, но на экзамене ему попадается другая, незнакомая ему формулировка. Ребенок теряется и впадает в ступор, предпочитая вообще не браться за решение, чем ответить неправильно помните, ошибки его пугают. Дополнительную нервозность добавляет и то, что экзамен проходит в другой школе под присмотром незнакомых ребенку взрослых, которые не могут ни поддержать его, ни подсказать что-то.