– Таинство Соборования, или Елеосвящения, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Самим Господом. для наших любимых читателей.
Соборование в пост
В таинстве святого елея (соборования) через семикратное помазание врачуется душа и тело. Если человек умрет спустя некоторое время после соборования, то оставшееся освященное масло принято возлить на его тело при погребении. — Соборование (или Елеосвящение) — это Таинство, в котором через помазание освященным елеем (маслом), подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов.
Тайна святого елея. Как совершается Елеосвящение
И хотя эта традиция, по уверению святителя Димитрия Ростовского, существует «по затвержденному церковному обычаю, а не по писанному преданию» [1] , являясь при этом не совсем понятным исключением из правила [2] , интерес к ней настолько распространился в последнее время, что уже многие стали практиковать совершение общего Соборования по нескольку раз в период Великого Поста, и даже в другие уставные посты, считая участие в нем не только желательным, но и обязательным. При этом давно уже никто не обращает внимание на то обстоятельство, что согласно даже вышеупомянутой восточной традиции, общее соборование должно совершаться не одним священником и не двумя, а целым собором и обязательно во главе с их епископом, что уже само по себе указывает на незаконность подражания этому обычаю одним иереям [3]. В силу того, что многие стали слишком усердствовать в совершении этого Таинства, главным образом необоснованно рассчитывая на легкое очищение от всех мелких, незначительных, а потому и забытых грехов, мы и решились напомнить таковым, что правила Церкви относительно этого Таинства и святоотеческое учение о способах очищения от прегрешений говорят не в пользу уже достаточно прочно вошедшей в современную церковную жизнь практику совершения Таинства Елеосвящения. Исходя из этого, мы не будем упоминать обо всех правилах, а укажем только на те, которые помогут нам ответить пока на один только вопрос: о прощении каких же все-таки грехов говорит св. На это, во-первых, указывает апостольское слово: «да призовет». Во-вторых, в молитвословиях самого чинопоследования Таинства испрашивается «восстание от одра» того, кто именуется не просто болящим, а «люте болящим», «в нуждах страстей мучимым» и недуги которого именуются «горькими болезнями», «неисцельными язвами», «болезнями тлетворными» [5]. А так как таинство Елеосвящения установлено и совершается для благодатного исцеления только больных тяжкими недугами, то из этого естественно вытекает еще одно правило, согласно которому, нельзя совершать его над имеющими еще достаточное здоровье, и в виду только предстоящих в будущем опасностей, болезней или смерти. Отсюда следуют правила запрещающие собороваться при отправлении в опасное путешествие по водам или по суше [6] , на войну, во время повальных болезней чумы, холеры и т. Только тогда Елеосвящение сохраняет свой благодатный смысл и значение, когда старость постигает определенная тяжелая болезнь или тяжкое болезненное состояние. Но не только имеющим достаточное здоровье запрещается участие в Таинстве Елеосвящения, но и далеко не всяким больным таковое участие разрешается безусловно. В этом случае, очень показательным является то правило, согласно которому лишаются Соборования приговоренные к смертной казни, хотя бы они и были при этом тяжко больными, на том основании, что не уместно молиться об избавлении от смерти и продолжении жизни того, который неминуемо должен подвергнуться лишению жизни, согласно вынесенному судом приговору.
В отношении к разуму таинство Елеосвящения не может быть преподано таким больным, которые находятся в сумасшествии, лишающим разумения, какого бы возраста они не были, и таким, которые имеют еще несовершенное сознание, к каковым причисляются младенцы до 7 лет. Тем более нельзя совершать Елеосвящения над больными, находящимися в безсознательном состоянии, в каковое могут они впадать в различных болезнях головного мозга, при агонии, во время сна, включая и летаргический, в припадках эпилепсии, и т. И еще есть правило, согласно которому нельзя совершать Елеосвящение вторично над одним и тем же лицом в течение одной и той же болезни, как бы она ни была тяжела и сколь бы долго ни тянулась. В первый раз такое положение было выражено письменно в Требнике митр. Петра Могилы в следующей форме: «Во едином и том же недузе тайна сия св. Из чего следует, что вторично Елеопомазание может быть преподано однажды елеосвященному в таком только случае, если он, выздоровев после первого помазания, опять подвергнется смертной беде, тогда как в одной и той же болезни над одним и тем же лицом таинство это не должно повторяться. А теперь давайте вдумаемся в эти правила Церкви и посмотрим насколько обоснованным является широко распространенное мнение о том, что Таинство Елеосвящения является как бы неким дополнением к Таинству Исповеди, но не в особом случае, когда немощь болезненного тела не позволяет вполне воспользоваться последним, а вообще, будучи его безусловным продолжением, с уникальной возможностью избавиться от всех по забывчивости не сказанных на исповеди перед священником грехов. Если это мнение верно, тогда непонятно почему Церковь лишает такого необходимого средства отправляющихся на войну, опасное путешествие или в глубокой старости, а тем более уже осужденных на смерть преступников? И если в таинстве, что называется, автоматически отпускаются все забытые и недоуменные грехи, тогда почему не допускаются к его участию недостаточные в разуме или лишенные его? Очевидно, что Церковь лишает этого Таинства во всех вышеперечисленных случаях потому, что цель его заключается не в подчищении оставшихся грехов, а в чем-то другом.
Доказательством тому может служить и случай, о котором повествует архиепископ Вологодский Никон. Всю свою жизнь она провела в благочестии и чистоте и перед своей кончиной пожелала освятить себя Таинством Елеосвящения. Таинство это совершал над ней священник села Чашникова отец Иоанн в присутствии всего села. Болящая во все время соборования была в полной памяти. Как только прочтено было последнее, седьмое, Евангелие, она стала все более и более слабеть. Свеча выпала из ее рук, и дыхание незаметно прекратилось. Священник благословил усопшую иерейским благословением и, обратясь к родным, предложил им одеть ее в погребальные одежды, а сам стал разоблачаться. В этот момент все присутствующие видят, как усопшая открывает глаза, и слышат, как она тихо, но ясно говорит: «Святителю Христов, отче Николае! Тот грех содеян мной в юности и забыт мной. Но я виновна в нем и каюсь Господу перед тобой.
Святитель Божий, прошу тебя, прости и разреши меня от этого греха». И с этими словами она тихо предала свой дух Богу» [7]. Уже исходя из того, что мы привели можно сделать вывод, что далеко не все забытые грехи прощаются в Таинстве Елеосвящения. Да и так ли уж это необходимо? Чтобы понять это надо решить сначала вопрос: а что такое забывчивость сама по себе? Забывчивость — это недостаток мыслительной способности, свидетельство ее ограниченности и несовершенства. И в человеческой природе этот недостаток имеет временный характер, определяемый течением нынешней земной жизни. Явилось забвение в естестве человеческом вместе с появлением смерти, как одна из ее форм. Родившаяся мысль или воспринятый образ при забвении переходят в страну небытия, если только не будут вновь воскрешены в памяти усилием сознания. Одного усилия сознания бывает достаточно для того, чтобы оживить умерший образ вещи или мысли, хотя и не всегда.
Разве неправильно говорить, что соборуют только умирающих? Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как «последнего помазания» — что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными— не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нeт! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.
Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. Дары, посылаемые Таинстве Елеосвящения.
Как видно из слов апостола Иакова 5, 14 — 15 , в Таинстве Елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Первый дар — это исцеление телесное. Во время соборования за больного молится пресвитер Церкви или священник и помазывает его освященным Елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и иногда мазали их маслом. Кроме того, на соборовании собираются родственники и знакомые больного, которые вместе с пресвитером также молятся о здравии его. Молится, наконец, и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей. А Господь Сам обещал исполнить прошение, если будут просить Его о чем-нибудь двое или трое. Он сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» Мф. При этом все молящиеся, разумеется, должны иметь надлежащую веру и надежду на Бога, почему и сказано: «Молитва веры исцелит болящего» Иак. Второй дар, который посылается больному в Таинстве Елеосвящения, — это отпущение грехов.
Ибо апостолом сказано: «Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему» Иак 5, 15. Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, все обиды, какие кому сделал. Припомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их. Вместе с тем он должен простить и сам своим ближним, кто из них в чем виновен против него, кто чем-нибудь обидел его.
Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее время исповедоваться и причаститься. Современный чин Соборования — пространный и сложный.
Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уже совершается сам чин цикл идет по кругу семь раз. В конце чина на головы приступивших к Таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. Но пользоваться им следует с благоговением и верой. Так ли это? Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.
Условия совершения елеосвящения[ править править код ] Елеосвящение можно совершать только над верующими, находящимися в сознании, которым на момент совершения таинства уже есть 7 полных лет и которые страдают телесной болезнью или душевной непроходящим отчаянием, унынием, скорбью. К помазанию елеем не допускаются некрещёные , оглашенные , иноверцы и инославные , еретики , отступившие, отделённые, отлучённые , не раскаявшиеся и ожесточенные грешники [4]. Елеосвящение может совершаться как в храме, так и вне его в лечебных учреждениях или дома. Елеосвящение может быть совершено последовательно над несколькими людьми. Елеосвящение можно совершать над одним человеком несколько раз. По традиции, унаследованной из Византии , раз в год, в Великий четверг , в кафедральных соборах могло совершаться также елеосвящение над номинально здоровыми людьми, хотя помазание при этом совершалось не 7 раз, как в полном чине, а однократно.
Состоялось последнее в Великом посту Таинство Соборования
При этом многократно читается Евангелие, звучат молитвы о болящем. Все это совершается ради исцеления души и тела христианина. Тем самым в Елеосвящении, при соборной церковной молитве и при помазании человека освященным елеем с вином, на болящего христианина нисходит благодать Божия, способная исцелять как его физические, так и духовные болезни. Иногда приходится слышать и о том, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые грехи; однако следует иметь в виду, что это скорее народное представление о смысле Таинства, а не учение, коренящееся в литургической науке. Здесь следует помнить о том, что Елеосвящение напрямую связано с Таинством Покаяния равно как и с Таинством Евхаристии , имея явно покаянный характер, ибо оно ведет человека к исцелению от властвующего над ним греха. Таинство Соборования не есть простое благословление перед смертью, как это иногда понималось в Православии и как до недавнего времени это официально считалось в католической церкви где это Таинство называли «последним помазанием. Таинство Елеосвящения служит для восстановления, возрождения человека к жизни.
Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души. Это Таинство также призвано освободить человека и от его греховного состояния, тем самым, спасая его все от той же смерти, ибо причиной и физического, и духовного умирания являются грехи. В Таинстве Соборования осуществляется совместная священническая молитва, обращенная ко Господу, Богоматери и всем святым. Однако в конечном итоге соборная молитва за христианина не ограничивается заступничеством за него перед Богом лишь семи священников. Священники просят о заступлении за человека перед Христом всю Небесную Церковь — и уже вся Церковь соборно возвышается к Богу в своей молитве за этого христианина, просит Господа о его исцелении. Всякий участвующий в этом Таинстве тяжело больной человек, безусловно, отдает себе отчет в том, что он не обязательно получит в Соборовании физическое исцеление.
Но и в таком случае, если болящий принял благодать Таинства достойно, с верой и смирением, он обретает, благодаря Елеосвящению, особую способность: по-новому, стойко и благодарно воспринять свою болезнь. И болезнь, и страдания делаются для него тогда одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это потому, что человек, страдая — причем, страдая во Христе, — подлинно очищается и освящается. При совершении Таинства Елеосвящения определяется Божественная воля о человеке: надлежит ли ему исцелиться или умереть. И дальше человеку уже надлежит эту Божественную волю только принять. Богословские основания Таинства Елеосвящения: прежде всего, отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы, посланные Спасителем в мир, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» Мк.
Наверное, речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке напрямую еще не идет: здесь только его прообраз. Следом за этим фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «…Больных исцеляйте, прокаженных очищайте» Мф. Именно эти слова Христа как раз и реализуются в Таинстве Соборования, предназначенном для исцеления человека. Самое главное новозаветное основание Таинства Елеосвящения находится в Послании апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования.
В одной из греческих рукописей XI века говорится о том, что наряду с болящим помазание могут принять не только его домочадцы: елеем помазывают даже дом, комнаты, двери, стены, потому что болезнь человека влияет на всех и все вокруг. Разве неправильно говорить, что соборуют только умирающих?
Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как «последнего помазания» — что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются?
Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными— не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нeт! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти.
Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. Дары, посылаемые Таинстве Елеосвящения. Как видно из слов апостола Иакова 5, 14 — 15 , в Таинстве Елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Первый дар — это исцеление телесное.
Во время соборования за больного молится пресвитер Церкви или священник и помазывает его освященным Елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и иногда мазали их маслом. Кроме того, на соборовании собираются родственники и знакомые больного, которые вместе с пресвитером также молятся о здравии его. Молится, наконец, и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей. А Господь Сам обещал исполнить прошение, если будут просить Его о чем-нибудь двое или трое. Он сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» Мф. При этом все молящиеся, разумеется, должны иметь надлежащую веру и надежду на Бога, почему и сказано: «Молитва веры исцелит болящего» Иак.
Второй дар, который посылается больному в Таинстве Елеосвящения, — это отпущение грехов. Ибо апостолом сказано: «Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему» Иак 5, 15. Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, все обиды, какие кому сделал. Припомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их.
Отсюда Таинство елеосвящения именуется «Соборованием» Семь пресвитеров назначается потому, что при елеосвящении бывает семь чтений из Евангелий, семь молитв и столько же помазаний. Здесь же седмеричное число избрано в знак семи даров Святого Духа и в сообразность числу молитв и поклонений пророка Елисея, которыми он воскресил отрока 4 Цар. Но Церковь допускает совершение елеосвящения трем и двум пресвитерам. В крайнем же случае дозволяется совершение Таинства и одному священнику, с тем однако же, чтобы он совершал его от лица собора священников и произносил все молитвы, сколько их есть, и совершал семь помазаний.
Как происходит Таинство Соборования? При совершении Таинства елеосвящения ставится стол и на нем блюдо с пшеницею, зерна которой служат изображением зародыша и новой жизни — выздоровления и — жизни по смерти тела — воскресения Ин. Вверху пшеницы ставится кандило праздное сосуд , в который вливается елей, служащий видимым знаком благодати исцеления Мк. И вино, в знамение крови Христовой, излиянной на кресте для спасения людей. Елей должен быть чистый, без примесей. Соединение елея с вином делается в подражание тому врачевству, какое употребил для болящего самарянин Лк. Около сосуда с елеем водружаются в пшеницу семь стручьев, обитых бумагою хлопчатою , к помазанию. Обыкновенно сюда же вставляют семь зажженных свечей. На столе, кроме того, полагается Евангелие и крест.
Священники в фелонях становятся около стола, и они, равно и все присутствующие, имеют зажженные свечи. Первый из священников, окадив стол и всех людей, и обратясь к востоку, начинает возгласом: «Благословен Бог наш».
Солдата Корзуна, на берегу реки Новой. Как правило, в первые дни людей приходит немного, поэтому и Таинство проходит быстрее.
Какова цель этого Таинства? И, кроме того, все мы грешны, а цель Таинства — оздоровление не столько тела, сколько души происходит реставрация памяти, вспоминаются забытые грехи, ведь причины болезни — грех. Не допускаются к Таинству малые детки, люди под воздействием алкоголя или наркотиков, психически больные люди, женщины во время естественного очищения. Записаться можно за 15-30 минут до начала Таинства, приходить и «занимать очередь» за несколько дней до Соборования не нужно.
Но если есть возможность перенести свое участие на следующее воскресенье — лучше прийти в другой раз вовремя. Но стоит помнить, что идет Великий пост.
Масло, миро и смысл их освящения
Соборование «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Во время соборования молятся о даровании воспоминания о забытых грехах, но «автоматического» оставления этих грехов Церковь не обещает. Во время соборования в храме звучат молитвы, обращенные к Господу и святым, которые прославились чудесными исцелениями. Во время Соборования читаются.
Тайна святого елея. Как совершается Елеосвящение
Елеосвящение может совершаться как в храме, так и вне его в лечебных учреждениях или дома. Елеосвящение может быть совершено последовательно над несколькими людьми. Елеосвящение можно совершать над одним человеком несколько раз. По традиции, унаследованной из Византии , раз в год, в Великий четверг , в кафедральных соборах могло совершаться также елеосвящение над номинально здоровыми людьми, хотя помазание при этом совершалось не 7 раз, как в полном чине, а однократно. В России в настоящее время общее соборование совершается во многих храмах по крайней мере единожды во время Великого поста изредка также во время остальных постов , без отличий с обычным чином елеосвящения. Поскольку в греческих церквях исповедь принимают только заслуженные монашествующие священники и, как правило, после продолжительной епитимии в монастыре , то верующим дозволяется приступать к причащению без исповеди.
Над маслом и зерном во время чина читается специальная молитва. Зерна символизируют новую жизнь — по выздоровлении и после всеобщего воскресения. А масло служит знаком благодати исцеления. Маслом можно дома помазываться.
А зерно можно добавить в кашу и употреблять потихоньку во время поста. Как правило, в храмах ставят скамьи, чтобы можно было присесть в определенные моменты соборования. Но на всякий случай можно взять с собой складной стул. Возьмите бумажный листок — вставьте в него свечку, чтобы она не капала и вы не испачкали воском окружающих. Надо только купить свечку, которую вы будете зажигать во время чтения Евангелия. В храмах я видела цену на соборование от 100 до 500 рублей. Иногда предлагают сделать пожертвование — кто сколько может. В небольших храмах, может быть, час, в крупных, когда пришло много желающих собороваться, — до 3 часов. Как правило, один реже два раза в неделю.
В разных храмах — разные дни и время, поэтому обзвонив несколько соседних храмов, вы сможете подобрать удобное для вас время — будни, вечер, выходной день.
И человек получает прощение грехов — за этим и приходят на соборование. По православному канону в этом таинстве должны участвовать семь священников. Но не всегда есть возможность пригласить столько иереев на службу. Поэтому даже если таинство совершает один батюшка, соборование считается состоявшимся. Служитель за свечным ящиком записывает ваше имя, чтобы священник мог за вас помолиться. Начинается служба.
Во время соборования читают канон, выдержки из Евангелия, апостольские послания и произносят молитвенное обращение к богу об отпущении грехов больного. Потом читается молитва на освящение масла елея и происходит само помазание маслом. В это время священник читает молитву «Помазывается раб Божий вы громко произносите свое имя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа во исцеление души и тела». Такой цикл молитв повторяется семь раз. В конце службы на головы присутствующих опускают Евангелие, и священник читает заключительную молитву таинства. Так, в Евангелии от Марка есть такие слова: «Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».
Масло, как правило, не жалеют.
В IV веке освящение елея иногда совершал епископ — впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами. Накануне в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря прошло таинство Елеосвящения, также называемое Соборованием. В отличие от традиции городских приходов, где таинство проводится в будние дни в течение нескольких недель Великого поста, в монастыре оно совершается только единожды. В этом году — в четверг недели вайи.
ВСЯ ПРАВДА О СОБОРОВАНИИ
Также соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком. На Соборование приносят оливковое масло, крупу (пшеницу или рис), свечу для возжигания во время чтения Евангелия (свечу зажигают перед очередным чтением Священного Писания и тушат перед помазанием). Соборование (или Елеосвящение) – это Таинство, в котором через помазание освященным елеем (маслом), подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Помазание елеем во время воскресной или праздничной Утрени (она современной церковью проводится вечером по завершению евангельских чтений) не является Таинством. В народе встречается суеверие, что соборование — последнее таинство перед смертью и что выздоровевший после соборования как бы исключается из числа живых. Информация для тех новых прихожан, которые интересуются, что поют люди на Соборовании.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Накануне в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря прошло таинство Елеосвящения, также называемое Соборованием. В отличие от традиции городских приходов, где таинство проводится в будние дни в течение нескольких недель Великого поста, в монастыре оно совершается только единожды. В этом году — в четверг недели вайи. Жизнь Валаама сосредоточена вокруг монастыря, а в обители определяется кругом богослужений.
Многие думают, что соборование совершают только над умирающими. Это не так. Святитель Феофан Затворник пишет: «Елеосвящение идет к больному, чающему выздоровления. Оно не есть напутствие на тот свет, а врачевание для сей жизни, чтоб пожил в покаянии». Таинство Соборования многих безнадежно больных воздвигало от одра. Кроме того, оно очищает забытые и недоуменные грехи. И после положись на волю Божию. Преподобный Амвросий Оптинский. Соборование совершается как во время многодневных постов, так и в любое время, когда возникает в этом необходимость. Таинство называется также «святым елеем», «елеопомазанием» и «молитвомаслием», но чаще «соборованием», «маслособорованием», потому, что по уставу Церкви его полагается совершать собором священнослужителей.
Первоначально таинство совершали апостолы, возлагая руки на больных Мк. Воспоминание о таком образе совершения таинства сохранилось и в нашем требнике. После совершения таинства читают специальную молитву, и на прихожан возлагают Евангелие — как знак руки Христовой. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим возложат руки на больных, и они будут здоровы Мк.
Следом за этим на него надевают нательный крест , который верующий должен носить всю жизнь. Обряд миропомазания в православной церкви И вот следующим этапом является помазание новоиспеченного христианина ароматным маслом, которое варится особым образом и освящается лично Святейшим Патриархом. Во время варки нового мира в него в обязательном порядке наливается остаток предыдущего, а преемство святой жидкости можно проследить до самих апостолов. Традиция миропомазания идет с апостольских времен. В Библии говорится, что на новокрещеных христиан сходила благодать Святого Духа после наложения рук апостолов на верующих. Со временем, когда крещения людей стали массовыми, и возникла традиция мазать разные части тела освященным маслом взамен наложения рук. Апостолы физически не могли участвовать в крещении такого большого количества людей. Что именно происходит с человеком во время этого Таинства? Это описано в Евангелии, когда на день пятидесятый день после Воскресения на апостолов снизошла Божья благодать в виде пламенных языков. Апостолы после этого наполнились силами и способностью проповедовать веру Христову по всему миру. То же самое относится и к обычным христианам, которые решили принять Крещение в православную веру. Только схождение Духа Святого на обычных людей происходит не так явно и видимо, как на апостолов. Поэтому и относится Миропомазание к Таинству - поскольку происходит невидимо, таинственно. Происходящее во время Миропомазания можно сравнить с посевом зерна. В душу и сердце человека входит маленькая частичка святости. И уже от дальнейшей жизни самого человека зависит, даст ли это зернышко плоды. Если крещаемый будет стараться жить полнотой христианства, то получит большие духовные дарования. И, напротив, полученную благодать можно легко растерять, если вести безбожную жизнь и не вспоминать о Господе. История Таинства и его отличия В давние времена Миропомазание совершалось иным способом. Изначальное возложение апостолами рук на новокрещенных для передачи Божественной благодати нужно было заменить неким иным действием, чтобы охватить всех желающих креститься. Христианство очень быстро распространялось, и порой люди принимали новую веру целыми поселениями. Для того чтобы совершать Таинство над большим количеством людей, стали освящать специальный ароматический масляный состав, которым помазывали тело крещаемых. Это масло варилось по особому рецепту и в обязательном порядке освящалось главой Церкви. Кроме практической пользы , такое действо имело и глубоко символический смысл - так выражалось единство христианской Церкви под управлением архиерея. Миро — это специальный ароматический масляный состав Интересно, что в католической традиции также существует аналогичное Таинство, но оно не совпадает по времени с Крещением. Католики совершают так называемую конфирмацию над отроками, когда они уже начинают понимать основы веры. Однако при крещении младенцев они совершают начальное помазание миром, которое готовит душу к принятию полного Таинства в более сознательном возрасте. По своему составу миро представляет собой сложную смесь различных ароматических и масляных веществ. Еще в Ветхом Завете, в Книге Исход можно встретить упоминания об этой святыне. Это вещество было открыто Моисею Самим Господом. Конечно же, ветхозаветное Миропомазание не могло нести полноты Божественной благодати, но оно было прообразом и приготовлением к Миропомазанию христианскому. Как происходит Миропомазание в наши дни Сегодня в нашей православной церкви миро заготовляется епископами. Состав смеси существенно различался в разные времена. Так, сейчас в него входит около 40 компонентов, а в XVII веке было около 60. Как правило, миро включает различные масла оливковое, гвоздичное, мускатное и другие пряные , экстракты фиалки, розы, ладан и многое другое. Все вещества, входящие в состав мира, заготовляются в Великий Пост , на Крестопоклонной неделе. Все компоненты смешиваются и настаиваются, а на Страстной неделе происходит непосредственно варка будущей святыни. Варят миро с постоянным чтением Евангелия вплоть до Великого Четверга, а в сам Четверг на Литургии происходит торжественное освящение готового состава. Миропомазание — одно из семи таинств православной церкви Обязательным этапом освящения масляной смеси является добавление в него небольшого количества уже готового ранее мира, которое хранится в алтаре на престоле. В сам же древний состав добавляется капля новоосвященного. Таким образом достигается взаимосвязь и передача Божественной благодати, которую можно проследить вплоть до самых апостольских времен. Чинооследование Таинства плотно вплетается в проведение Крещения, поэтому многие верующие не различают эти два процесса. Поскольку большинство людей крестят еще во младенческом возрасте, то помазание происходит на руках у крестных родителей после того, как малыша опустили в купель и надели на него нательный крестик. Важно, чтобы ребенок лежал не просто на руках, а в специальной крыжме - подстилке или одеяле, которое предназначено специально для крестин и не будет использоваться в быту. Такая благочестивая традиция связана с тем, что частички святого мира могут попадать на одежду или пеленки малыша. И чтобы не осквернять великую святыню, одежду для крестин с частицами и запахом мира принято не использовать в повседневной жизни , а хранить, как семейную реликвию и память о совершении великого Таинства. Видео о таинстве Миропомазания При соборовании помазывают елеем.
При совершении Таинства читаются определенные молитвословия и семь отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о необходимости веры и упования на Бога, об исцелениях, о покаянии, о сострадании и милосердии. После каждого молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного, его помазуют освященным елеем, смешанным с вином. Традиционно Таинство совершают семь священников, но Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником, так как он может совершать Таинство от лица собора иереев. Обычно Таинство совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего, оно может быть преподано и на дому. Что нужно принести на Таинство Соборования? На Соборование приносят оливковое масло, крупу пшеницу или рис , свечу для возжигания во время чтения Евангелия свечу зажигают перед очередным чтением Священного Писания и тушат перед помазанием. Масло и крупа после совершения Соборования раздается соборовавшимся для употребления их в пищу в течение года, а масло можно использовать и для помазывания крестообразно больных мест: тут пригодятся емкость для масла банка или бутылка с крышкой и пакет или мешочек для крупы. Как готовиться к Таинству Соборования? К Таинству Соборования необходимо приступать с покаянным чувством, совмещенным с твердым намерением исправить свою жизнь и привести ее в соответствие с заповедями Божиими. Если Господь попустил человеку серьезно заболеть, значит именно такое лекарство необходимо для спасения его души. Поэтому, если Господь дарует исцеление не вскоре, важно смиренное принятие человеком воли Божией о себе. Определенных правил подготовки к Соборованию нет, но разумно совмещать его с Исповедью и Причастием. Исповедаться принято до Соборования, Причаститься можно и до и после. О чем важно помнить, приступая к Таинству Соборования.
Что делать с маслом после соборования?
Только схождение Духа Святого на обычных людей происходит не так явно и видимо, как на апостолов. Поэтому и относится Миропомазание к Таинству — поскольку происходит невидимо, таинственно. Происходящее во время Миропомазания можно сравнить с посевом зерна. В душу и сердце человека входит маленькая частичка святости. И уже от дальнейшей жизни самого человека зависит, даст ли это зернышко плоды. Если крещаемый будет стараться жить полнотой христианства, то получит большие духовные дарования. И, напротив, полученную благодать можно легко растерять, если вести безбожную жизнь и не вспоминать о Господе. История Таинства и его отличия В давние времена Миропомазание совершалось иным способом. Изначальное возложение апостолами рук на новокрещенных для передачи Божественной благодати нужно было заменить неким иным действием, чтобы охватить всех желающих креститься. Христианство очень быстро распространялось, и порой люди принимали новую веру целыми поселениями. Для того чтобы совершать Таинство над большим количеством людей, стали освящать специальный ароматический масляный состав, которым помазывали тело крещаемых.
Это масло варилось по особому рецепту и в обязательном порядке освящалось главой Церкви. Кроме практической пользы, такое действо имело и глубоко символический смысл — так выражалось единство христианской Церкви под управлением архиерея. Миро — это специальный ароматический масляный состав Интересно, что в католической традиции также существует аналогичное Таинство, но оно не совпадает по времени с Крещением. Католики совершают так называемую конфирмацию над отроками, когда они уже начинают понимать основы веры. Однако при крещении младенцев они совершают начальное помазание миром, которое готовит душу к принятию полного Таинства в более сознательном возрасте. По своему составу миро представляет собой сложную смесь различных ароматических и масляных веществ. Еще в Ветхом Завете, в Книге Исход можно встретить упоминания об этой святыне. Это вещество было открыто Моисею Самим Господом. Конечно же, ветхозаветное Миропомазание не могло нести полноты Божественной благодати, но оно было прообразом и приготовлением к Миропомазанию христианскому. Как происходит Миропомазание в наши дни Сегодня в нашей православной церкви миро заготовляется епископами.
Состав смеси существенно различался в разные времена. Так, сейчас в него входит около 40 компонентов, а в XVII веке было около 60. Как правило, миро включает различные масла оливковое, гвоздичное, мускатное и другие пряные , экстракты фиалки, розы, ладан и многое другое. Читайте также: Нетрадиционные праздники современного календаря 2021 Интересно! Все вещества, входящие в состав мира, заготовляются в Великий Пост, на Крестопоклонной неделе. Все компоненты смешиваются и настаиваются, а на Страстной неделе происходит непосредственно варка будущей святыни. Варят миро с постоянным чтением Евангелия вплоть до Великого Четверга, а в сам Четверг на Литургии происходит торжественное освящение готового состава. Миропомазание — одно из семи таинств православной церкви Обязательным этапом освящения масляной смеси является добавление в него небольшого количества уже готового ранее мира, которое хранится в алтаре на престоле. В сам же древний состав добавляется капля новоосвященного. Таким образом достигается взаимосвязь и передача Божественной благодати, которую можно проследить вплоть до самых апостольских времен.
Чинооследование Таинства плотно вплетается в проведение Крещения, поэтому многие верующие не различают эти два процесса. Поскольку большинство людей крестят еще во младенческом возрасте, то помазание происходит на руках у крестных родителей после того, как малыша опустили в купель и надели на него нательный крестик. Важно, чтобы ребенок лежал не просто на руках, а в специальной крыжме — подстилке или одеяле, которое предназначено специально для крестин и не будет использоваться в быту. Такая благочестивая традиция связана с тем, что частички святого мира могут попадать на одежду или пеленки малыша. И чтобы не осквернять великую святыню, одежду для крестин с частицами и запахом мира принято не использовать в повседневной жизни, а хранить, как семейную реликвию и память о совершении великого Таинства. Видео о таинстве Миропомазания При соборовании помазывают елеем. Елей — освящённое масло, обыкновенно оливковое с примесями благовоний. Елей с древних времен считался целебным веществом. Еще с ветхозаветных времен елей знаменовал благодать, радость, оживление. В Книге Левит он упоминается как средство для очищения прокаженных.
Помазание маслом больных употребляли и апостолы, как читаем у евангелиста Марка: «…и многих больных мазали и исцеляли» Мк. По обычаю Востока, когда человека провозглашали монархом, священник возливал на его голову кубок елея. Елей, масло оливы, считали символом прочности. Обряд же «помазания» напоминал о том, что власть даруется от Бога, Дух Которого отныне будет пребывать на Избраннике. Поэтому каждый властелин Израиля а иногда и пророк именовался Помазанником, Мессией, или по-гречески — Христом. Однако со временем этот титул стали относить лишь к великому Царю грядущего. Оливковое масло имеет обширное употребление в Христианской Церкви. Так, елей возжигают перед святыми иконами. Во-вторых, елей употребляется при обряде — благословения хлебов. Вместе с пятью хлебами, с вином и пшеничными зернами благословляется и елей, как вещество питательное и целительное в болезнях.
Этим елеем на всенощной или заутрене помазываются верующие. В-четвертых, елей освящается особой молитвой и употребляется для помазания того, кто приступает к св. Что же касается двух маслин, елей от к-рых поддерживал свет в светильнике с семью лампадами Зах 4. Елеопомазание — начертание священником на челе верующих креста освященным елеем, совершаемое на богослужении воскресной и праздничной утрени после чтения Евангелия, во время поклонения иконе праздника, возложенной посреди храма на аналое. Существует также традиция, по которой в Господские праздники священник произносит при помазании: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а в праздники Богородицы: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Иногда с елеем сравнивается то, что как и он, проникает внутрь неуловимо Притч 5. Елей — также символ радости, ибо от него, как и от радости, у ч-ка блистает лицо Пс 103. Поэтому возлить Елей кому-либо на голову — значит пожелать ему радости и счастья и оказать ему знак дружбы и почета Пс 22. Елей царского помазания в наивысшей степени заслуживает названия «елей радости» Пс 44. Эта связь помазания и Духа является источником основной символики елея в христианских таинствах, особенно при соборовании больных, упомянутом уже в послании Иакова Иак 5.
В Евр. Таинство Елеосвящения, именуемое по-гречески «елей молитвы», описано св. Как явствует из приведенного отрывка, таинство елеосвящения преследует двойную цель: не только телесное исцеление, но и прощение грехов. То и другое взаимосвязано, ибо человек есть единство тела и души, и потому не может быть резкого и строгого различия между телесными и духовными скорбями. Здесь речь идет не об обычном помазании елеем маслом , которое практиковалось у евреев как обычное лечебное вещество, а об особом церковном таинстве, так как целебные свойства здесь приписываются не елею, а «молитве веры», совершаемой пресвитерами. Причем идти предполагается именно на помазание, а не на богослужение, посвященное тому или иному святому или празднику. Но что скрывается за этим столь любимым нами действием, является ли оно самым значимым во время вечернего богослужения и чем отличается миро от елея, елеопомазание от Миропомазания и Елеосвящения соборования?
Амвросий Оптинский. В Оптиной пустыни таинство cоборования было принято проводить еженедельно в течение года. Потому и здоровым людям, особенно Великим постом — временем особой борьбы с грехом — соборование помогает выздоравливать душой, дает силы не унывать и бороться за свое спасение. Отсюда и традиция совершать соборование Великим постом, чтобы Пасху встретить «чистым сердцем». История таинства Как и всякое таинство Церкви, елеосвящение так еще называется таинство соборования, от греческих слов «масло» — «элайоа» и «милость» — «элеос» берет начало в евангельской истории. Христос исцелял больных и завещал апостолам делать так же. Апостолы передали этот дар епископам и священникам. Уже в послании апостола Иакова мы читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». В первые века христианства, когда человек болел, к нему в течение семи дней приходили священники, молились о его выздоровлении, читали Евангелие и помазывали освященным елеем. Некоторых больных, для совершения над ними молитв о здравии в особо благодатном месте, стали специально приносить в храм и там молиться и помазывать их святым маслом. Так постепенно сложилось чинопоследование таинства соборования в храме. Тот, кто видит свои грехи, блаженней, чем тот, кто и умершего воскресит Обычно за прощением грехов мы идем на исповедь. Но у каждого есть грехи, которые по невнимательности к тому, что происходит в нашей душе, отсутствии навыка самоанализа мы не осознаем. Либо, согрешив, тут же забываем это, или вовсе не считаем за грех. Но неосознанные грехи — это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в таинстве соборования.
Общее соборование в Великий пост Соборование Елеосвящение — одно из семи таинств Церкви. Во время него читаются молитвы, отрывки из Апостола и Евангелия, а на лоб, нос, щеки, губы, грудь и руки христианина священник семь раз наносит освященное масло елей. В этом таинстве при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. Соборование нужно для того, чтобы укрепить человека в болезни, духовно поддержать его. Это не какой-то мистический обряд, но это соработничество Бога и человека, искренне желающего очиститься от злого в себе и с просьбой об этом обращающегося к Господу. Обычно верующие стараются перед или после таинства исповедаться и в ближайшее время причаститься. Вопреки расхожему мнению, что к Елеосвящению прибегают только больные, воцерковленные люди по возможности раз в год приходят на Соборование в пост. Для чего нужно соборование в пост? Время поста — время глубокой внутренней работы, духовного очищения — через воздержание, молитвы, участие в богослужениях, покаяние и исповедь. Все это непростой труд, и Елеосвящение — духовная поддержка верующего на его духовном пути. По вере Церкви в таинстве Соборования нам может быть даровано прощение наших неосознанных забытых грехов.
В этом таинстве при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. Соборование нужно для того, чтобы укрепить человека в болезни, духовно поддержать его. Это не какой-то мистический обряд, но это соработничество Бога и человека, искренне желающего очиститься от злого в себе и с просьбой об этом обращающегося к Господу. Обычно верующие стараются перед или после таинства исповедаться и в ближайшее время причаститься. Вопреки расхожему мнению, что к Елеосвящению прибегают только больные, воцерковленные люди по возможности раз в год приходят на Соборование в пост. Для чего нужно соборование в пост? Время поста — время глубокой внутренней работы, духовного очищения — через воздержание, молитвы, участие в богослужениях, покаяние и исповедь. Все это непростой труд, и Елеосвящение — духовная поддержка верующего на его духовном пути. По вере Церкви в таинстве Соборования нам может быть даровано прощение наших неосознанных забытых грехов. Соборование в пост нужно для того, чтобы получить прощение тех грехов, которые христианин забыл, и потому в них не покаялся, но имеет смысл оно лишь тогда, когда верующий на самом деле искренне желает избавиться от страстей и духовных недугов, отдаляющих его от Господа. Соборование не может стать заменой таинствам исповеди и Причастия.
Беседы с батюшкой. Всё, что вы хотели знать о Соборовании, но боялись спросить
Во время соборования нельзя просто стоять и ждать, пока тебя помажут, нужно вслушиваться в Евангельские отрывки и молиться: «Открой, Господи, мне мои нечестности!». Таким образом, соборование во время поста помогает каяться в своих грехах с особым усердием. На Соборование приносят оливковое масло, крупу (пшеницу или рис), свечу для возжигания во время чтения Евангелия (свечу зажигают перед очередным чтением Священного Писания и тушат перед помазанием).