К этому знаменательному дню в Степановской сельской библиотеке прошло мероприятие под названием «Блокада Ленинграда глазами детей». У детей блокадного Ленинграда было свое особенное детство, непохожее на других. Спасибо СК РФ за такой интересный материал ссылка на полную версию оригинала: ?v=N2DX1d8_AsE&t=16s Видео обрезано, для использов.
Сообщите новость
- Блокада Ленинграда глазами детей – Аургазинская централизованная библиотечная система
- One moment, please...
- Комментарии
- Фотографии
- Блокада глазами детей
В Бердске взглянули на блокаду Ленинграда глазами детей
Ребята выполнили тематические задания, посмотрели видеоролик «Блокада Ленинграда глазами детей», после чего состоялось обсуждение просмотренного фильма. В конце урока Председатель регионального штаба общественного движения «Волонтеры Победы» Кирилл Ишков поделился своими эмоциями, а также напутствовал, что каждый должен помнить о том подвиге, который совершили ленинградцы. Последнее обновление: 27. Социальные сети Орловский окружной Совет народных депутатов Глава Орловского муниципального округа.
Там ее мать умерла, и опекунство над Леной взяла ее тетя — балерина Ленинградского малого оперного театра Елена Бернацкая, которую впоследствии девочка стала называть матерью. Свой дневник Лена начала вести 22 мая 1941 года.
Сначала он был похож на обычные девичьи записки, тон их был бодрым, слог — живым. Но с началом войны, а затем и блокады Ленинграда, характер записей изменился. Лена стала откровенно описывать тяготы жизни в осажденном городе: ужас и голод, постоянные бомбежки, крошечные пайки хлеба и, наконец, смерть самого близкого человека. Вот несколько строк из ее дневника: «Когда я утром просыпаюсь, мне первое время никак не сообразить, что у меня действительно умерла мама. Кажется, что она здесь, лежит в своей постели и сейчас проснётся, и мы будем с ней говорить о том, как мы будем жить после войны.
Но страшная действительность берёт своё. Мамы нет! Мамы нет в живых. Нет и Аки. Я одна.
Прямо непонятно! Временами на меня находит неистовство. Хочется выть, визжать, биться головой об стенку, кусаться! Как же я буду жить без мамы. А в комнате запустенье, с каждым днём всё больше пыли.
Я, наверно, скоро превращусь в Плюшкина... Елена Бернацкая умерла 7 февраля 1942 года. Лена до последнего ухаживала за ней, хотя понимала, что дни ее «мамы» сочтены: «Эти последние дни, 5, 6, 7 февраля, мама почти совсем со мной не разговаривала. Она лежала, закрывшись с головой, очень строгая и требовательная. Когда я бросилась со слезами к ней на грудь, она отталкивала меня: «Дура, что ревёшь.
Или думаешь, что я умираю». Вот давай-ка мы лучше на горшок с тобой сходим. Ну-ка, сними одеяло. Так, теперь сними левую ногу, теперь правую, прекрасно». И я снимала с кровати на пол ноги, когда я дотрагивалась только до них, это ужасно.
Я понимала, что маме осталось недолго жить. Ноги — это были как у куклы, кости, а вместо мышц какие-то тряпки. Да, мама, ты была человеком с сильным духом. Конечно, ты знала, что умрёшь, но не считала нужным об этом говорить». В начале июня 1942 года Лена Мухина была эвакуирована в город Горький.
Там она поступила в фабрично-заводское училище, училась на мукомола. Лена вернулась в Ленинград осенью 1945 года. Умерла она в Москве 5 августа 1991 года. Ей было 66 лет. Блокадный дневник Лены Мухиной хранится в Центральном госархиве историко-политических документов Санкт-Петербурга.
В 2011 году он был издан при содействии историка Сергея Ярова. Записывать все, что с ним происходит, он начал в первый же день войны — 22 июня 1941 года. Сына и его младшую сестру Иру мать воспитывала одна: отец ушел из семьи в 1933 году, женился повторно и уехал в Карелию. Мама Юры, Антонина Михайловна Рябинкина, была интеллигентной, начитанной женщиной, в 1941 году работала заведующей библиотечным фондом. Когда началась война, Рябинкины решили остаться в Ленинграде.
Им помогали дети. Нельзя упускать ни секунды, поэтому надо было быстро двигаться по покатой и скользкой крыше. Шустрым ребятам это хорошо удавалось. Пожаров могло бы быть в сотни раз больше, если бы ребятишки не смазывали деревянные чердачные перекрытия специальной смесью против возгорания, которую разработали ленинградские ученые. Блокада Но гибель мирных жителей во время артобстрелов была только началом бедствий, выпавших на город.
Перестали работать электростанции, и город погрузился во тьму. Началось самое тяжелое время: зима 1941-1942 годов. Ленинград занесло снегом, ударили 40 градусные морозы. Закончилось топливо, и внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки-времянки.
В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны. А затем и книги. Замерзли водопроводные и канализационные трубы, люди остались без воды. Теперь ее можно было брать только из Невы и Фонтанки. Была такая слабость, что пока донесу воду, несколько раз отдыхаю.
Раньше, поднимаясь по лестнице, бежал, перепрыгивая через ступеньки. А теперь, поднимаясь по лестнице, часто садился и отдыхал. Больше всего боялся — вдруг не смогу донести чайник с водой, упаду, расплескаю. Мы были настолько истощены, что не знали, уходя за хлебом или водой — хватит ли сил вернуться домой. Мой школьный приятель пошел за хлебом, упал и замерз.
С тех пор я боюсь темноты... В эвакуации - После больницы меня взяла к себе тетя. Потом отправили уже с другим детским домом в эвакуацию. Из Ленинграда нас вывезли осенью 1942 года по «Дороге жизни».
Сначала везли на машине, потом на барже по Ладоге. Над головами носились немецкие самолеты, но мы к ним уже привыкли и не обращали внимания: разбомбят, так разбомбят... Я о самолетах не думала, я боялась одного - потерять галоши и свой чемоданчик с вещами. Потом нас долго везли на поезде, и немцы обстреливали и бомбили вагоны.
Во время бомбежек поезд останавливался, мы выбегали и прятались в лесу. Во время обстрелов заползали под полки. Так мы доехали до Новосибирска, а потом нас отвезли в Алтайский край, в село Баево. Здесь войны уже не было.
Мы жили в длинном деревянном доме. Кормили нас супом и кашей из тыквы и кукурузы, но есть все равно хотелось всегда. Я научилась плавать в реке Кулунде и ловко ныряла на дно за ракушками. Найти такую ракушку для нас было большой радостью и гордостью.
Еще одной радостью было пение: сколько мы знали и умели петь хором русских народных песен! В детском доме я прожила три года. Там пошла в первый класс, хотя меня сначала не хотели брать — такая я была маленькая. У нас не было ни книг, ни тетрадей, ни ручек.
Писали мы на газетах карандашом, к которому ниткой было примотано перышко. Книга была на весь класс одна. Из военного детдомовского детства я на всю жизнь сохранила любовь к чтению, пению и плаванию... До меня уже тогда дошло, что я круглая сирота.
Но сразу нас родственникам не отдали — мы были очень слабыми от голода, и нас нельзя было перекармливать. Всем составом нас отправили в детскую больницу, где потихоньку начали кормить. Как только мы пришли в больницу, думали, вот, сейчас наконец наедимся. Не тут-то было!
Перед нами поставили тарелочку с булкой. Впервые за долгое время я увидела белую булку. Мы эти булки сразу расхватали и думали, что еще положат, но — нет! Нас потихоньку начали приучать к нормальной еде, и только когда мы наконец перестали постоянно хотеть есть, отдали нас родственникам.
А у меня вместе были и детство, и война, - говорит Нина Григорьевна с горькой улыбкой. Повзрослев, Нина Григорьевна Мельникова закончила педагогическое училище, долгие годы преподавала географию в школе. Выйдя на пенсию, продолжала общаться со школьниками, делясь с ними рассказами и воспоминаниями о Великой Отечественной войне, блокаде Ленинграда, о Великой Победе. И ребята слушали ее, затаив дыхание, с нетерпением ожидая новых встреч — так глубоко западали в их душу картины ожившего прошлого.
Память, живая и острая, как нож, до сих пор не дает спать по ночам детям войны. Она требует высказывания, отчаянно нуждается в слушателях — чтобы ничто, ни единое мгновение той страшной войны не было предано забвению, затеряно в истории, искажено или оболгано.
Блокада - глазами детей
В Жилинской средней школе волонтеры школьного отряда во главе с руководителем отряда Павленко И. Школьники узнали о многих интересных фактах того периода. Для них была проведена игра, в которой каждая группа выполняла сложное задание, показывая знания по данной теме. Каждому участнику была вручена листовка и волонтерский значок.
Мама в 13 мая в 7. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня. Сообщить родным о том, что ее увезли, девушка не успела. Телефон в квартире Савичевых давно не работал, письма в блокадный город едва доходили.
Михаила Савичева «похоронили», узнав, что он оказался в захваченном немцами Пскове, хотя молодой человек попал в партизанский отряд. За годы войны Михаил дослужился до командира, был ранен, вернулся в 1944 году в уже свободный Ленинград на лечение серьезной травмы ноги. Таню Савичеву летом 1942-го отправили в эвакуацию в Нижегородскую область, но здоровье ее было подорвано голодом, нервным истощением и туберкулезом. В 1944 году девочка в возрасте 14 с половиной лет умерла. Незадолго до смерти она узнала, что брат Миша выжил. Ее дневниковые записи позволили многое узнать о том, как шла учеба в годы блокады Ленинграда — о том, как в холода обессиленные дети иногда приходили в школу, только чтобы получить домашнее задание и поесть в столовой, о том, как на уроках русского языка примеры правил подбирали не из учебника, а из новых стихов ленинградских поэтов, как учителя всеми силами старались увлечь детей.
Заставить хоть ненадолго забыть о страхе, боли и голоде. Продолжаем учиться. Мне особенно нравятся уроки географии, русского языка, которые ведет Мария Васильевна Тихомирова. Но как-то меньше ребят приходит в школу. Жизнь в городе становится все труднее. Взрослые говорят: «Продовольствия в Ленинграде до 25 ноября…» А дальше?
В школе уже не дают задач про съестное. Страшная блокадная зима, когда нельзя поддаваться смертельной усталости, а номера в очередях за продуктами переваливают за тысячу. И первые ленинградские огороды — летом под овощи перекопали все клочки городской земли. Сегодня было необыкновенное событие, просто чудо!
В экспозиции представлены работы воспитанников дошкольных учреждений NN 6, 28, 34, 58, 92, 119, школы N 53, Ивановского детского дома «Солнышко». Выставка объединила 50 рисунков. В создании творческих работ детям помогли мероприятия о Ленинградской блокаде с чтением рассказов Н.
Именно в этот день в результате Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции немецко-фашистские войска под Ленинградом были окончательно разгромлены, а блокада города - снята. Дети сотрудников вневедомственной охраны с помощью карандашей и бумаги показали, как они видят те страшные события войны и гордость за историю своей страны.
Встречу в Штабе общественной поддержки посвятили 80-летию снятия блокады.
- «Люди умирали на каждом шагу». Блокада Ленинграда глазами «ребенка войны» | АиФ Черноземье
- Навигация по записям
- Обратите внимание:
- Кинолекторий «Блокада Ленинграда глазами детей»
«Блокадный Ленинград глазами современных детей»
Конкурс проводился в рамках цикла мероприятий Международной исторической программы «Память сердца: блокадный Ленинград», организованной АНО Дополнительного профессионального образования Центр музейной педагогики «СВЕТОЧ» (г. Санкт-Петербург). Подведены итоги проведения Международной исторической программы «Память сердца: блокадный Ленинград» и конкурса творческих работ учащихся «Блокадный Ленинград глазами современных детей». Детям показали короткометражный фильм «Блокада Ленинграда глаза детей», в котором можно было увидеть своими глазами хроники тех событий. История блокады Ленинграда глазами ребенка. Главная» Новости» Блокада Ленинграда глазами детей.
Еще по теме
- Дети и блокада
- Блокада Ленинграда глазами детей – Учительская газета
- Воспоминания выживших: истории переживших блокаду Ленинграда — 16.01.2024 — Статьи на РЕН ТВ
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Комментарии (0)
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
Блокадный Ленинград глазами детей
Вера Сомина ребёнком пережила блокаду Ленинграда, сохранила фото и неповторимые воспоминания. Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня. Подведены итоги проведения Международной исторической программы «Память сердца: блокадный Ленинград» и конкурса творческих работ учащихся «Блокадный Ленинград глазами современных детей».
Блокада Ленинграда глазами детей 21 века
К этому знаменательному дню в Степановской сельской библиотеке прошло мероприятие под названием «Блокада Ленинграда глазами детей». Блокадные дни и ночи легли на плечи не только взрослых, но и детей, которым пришлось очень быстро повзрослеть. Ребята увидели документальный фильм «Блокада Ленинграда глазами детей».
Память сердца: как рассказывают о блокаде Ленинграда современным школьникам
Мемориальная доска на доме, где жила Таня Савичева. Василий Савичев Фото: aif. В этот день были сильные обстрелы, и ее посчитали погибшей. У Нины была записная книжка, часть которой — с алфавитом для телефонной книжки — оставалась пустой. Именно в ней Таня и начала делать свои записи. Леонид Савичев Фото: odnastroka. Только скупая и лаконичная констатация жутких фактов: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12. Таня Савичева. Фрагмент группового снимка Фото: odnastroka. Сестру Нину эвакуировали прямо с завода и вывезли в тыл — она не успела предупредить об этом семью.
Единственной надеждой на завтрашний день был паек. Этой дате была посвящена выставка рисунков учащихся нашей школы «Блокада Ленинграда глазами детей». Пока мы помним о ленинградцах — они живы в наших сердцах. И сохранение памяти о них — это самый простой и доступный способ выразить свои чувства по отношению к ним.
Ребята эмоционально задавали вопросы, а после занятия активно делились друг с другом впечатлениями. Несомненно, память и гордость о героях Великой Отечественной Войны навсегда останется в сердцах этих школьников.
А будущее — это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа. Многовековая история свидетельствует о том, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.
Морозы крепчали. Стекла вылетели во время бомбежки и обстрелов. Окна забили фанерой, завесили одеялом. Топлива не было, темно, одна коптилка. Мы вместе ходили за водой, хлебом. Бабушка боялась оставлять меня одну. Идти было трудно, повсюду слежавшийся снег, сугробы.
Бабушка стала слабеть, часто отдыхала. Спали одетыми вместе в одной кровати, она прижимала меня к себе, чтобы было теплее. Ночью во время бомбежек вставали и шли в бомбоубежище. В одну из ночей она меня не будила, чтобы встать, а я радовалась, что можно поспать. К утру, когда повернулась к ней, она как-то резко от меня отстранилась. Я стала ее тормошить — не просыпалась и была холодной. Бабушка была мертвой. Было очень страшно. В комнате холод, мрак, грязь.
Я кое-как перебралась через нее, свалилась с кровати и спряталась в шкафу, который стоял в коридоре. Я пролежала там трое суток, пока меня не подобрали отряды МПВО и перевезли в квартиру, где были подобраны дети, такие же, как я. Я долго болела — не могла оправиться от дистрофии. Потом туберкулез, глухота. Но я все-таки выжила, хотя и сейчас еще страдаю от последствий голода. Почти все мы стали инвалидами. Миндель И. Москвы Новогодняя елка сорок второго года Теперь, спустя столько лет, я с удивлением вспоминаю этот странный праздник. Все, чем одарили тогда меня, десятилетнего, и тысячи моих сверстников, везли по ладожскому льду.
И называли эти подарки грузом особого назначения. И берегли, как снаряды и другие боеприпасы. Но об этом вычитал в книгах позже. А тогда… Дети в бомбоубежище во время налета авиации противника Как-то вечером раздался настойчивый стук в дверь и послышался такой знакомый голос, от которого я отвык за блокадные месяцы: после нескольких уроков в родной школе в самом начале сентября занятия там прекратились, переместившись на месяц-полтора в бомбоубежище. Но с наступлением морозов и голода никто уже на занятия в бомбоубежище не ходил. Это была моя учительница Любовь Яковлевна с первого по третий класс. Она шумно поздравила нас с прибавкой хлебной нормы. Именно с этого дня иждивенцам и служащим, к кому относились мама, я и младшие брат с сестрой, норму увеличили со 125 до 200 граммов. Было 25 декабря сорок первого.
И о прибавке мама узнала еще утром в булочной. Конечно, Любовь Яковлевна обходила своих учеников не только для того, чтобы поздравить с прибавкой. Она принесла пригласительный билет на праздник новогодней елки. Это праздник устраивался в тридцатой школе — на углу проспекта Маклина и нашей улицы Печатников. Там будут давать подарки. И еще ребят ждет новогодний сюрприз. И вот наступил этот день. Поверх свитера и рейтуз я надел свое выходное — матроску. Эта синяя блузочка с отложным воротником в белых кантиках была связана в моей памяти с довоенными праздниками: днями рождений и воскресными прогулками с родителями — в зоопарк или в соседний садик.
Мама молча завязала на мне, уже одетого в пальто и шапку, толстый платок, чтобы не замерз.
УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО
Но из-за этим маленьким кусочком надо было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали ранним утром. Были дни, когда из-за постоянных бомбежек хлебозаводы не работали и матери ни с чем возвращались домой , где их ждали голодные дети. Других продуктов практически не было. Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, готовили из них суп. Из столярного клея варили студень. Чтобы заполнить пустые желудки, из домашних аптечек выбирали всё, что можно употребить в пищу: касторку, вазелин, глицерин.
Разрезали на куски и отваривали кожаные сапоги и туфли. А у меня аппетит такой, что кажется дали бы три буханки хлеба, все бы съел». Дети того времени не мечтали о чем-то вкусном. Недостижимым желанием была та еда, от которой они может быть капризничая отказывались в мирное время. Вот записка Вали Чепко, которое она назвала «меню после голодовки, если я останусь жива».
И тоскливая подпись: об этом я и не мечтаю. Это скромное меню так и осталось несбыточной мечтой. Девочка умерла от голода в 1942 году. В ту первую страшную блокадную зиму в городе каждый день от голода умирали 2-3 тысячи человек. ГОРЕ Детям в блокаду было намного хуже, чем взрослым.
Как объяснить малышам, почему так страшно изменилась их жизнь? Почему завывает сирена и надо бежать в бомбоубежище? Почему нет еды? Почему всесильные взрослые ничего не могут исправить?
Ребята выполнили тематические задания, посмотрели видеоролик «Блокада Ленинграда глазами детей», после чего состоялось обсуждение просмотренного фильма. В конце урока Председатель регионального штаба общественного движения «Волонтеры Победы» Кирилл Ишков поделился своими эмоциями, а также напутствовал, что каждый должен помнить о том подвиге, который совершили ленинградцы. Последнее обновление: 27. Социальные сети Орловский окружной Совет народных депутатов Глава Орловского муниципального округа.
Блокада Ленинграда - глазами современных школьников 27. Мероприятие было посвящено теме «Блокада Ленинграда». Урок состоялся в рамках месячника по оборонно-массовой и военно-патриотической работе. Виталий Мазур рассказал детям о защитниках Ленинграда.
Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! Точно так же тревожно, что слушать тусклую речь они не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя... Часто во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле.