Произошедшее в 1327 году антиордынское восстание в Твери стало первым масштабным выступлением русичей против ордынского владычества.
Антиордынское восстание в Твери в 1327 году и как тверское восстание обернулось пользой для Москвы
ещё одно антиордынское восстание, совместно подавленное москвичами и татарами. Взвешенная политика московского князя, в которой подавление антиордынского восстания сыграло существенную роль, привела к тому, что Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Тверское восстание 1327 года: значение Восстание в Твери стало одним из первых мятежей против Орды.
Антиордынское восстание в Твери
Восстание 1327. Антиордынское восстание в твери | Восстания в Твери и антиордынские выступления в других городах вынудили хана передать Калите право сбора дани со всех русских земель и доставки ее в Орду, что способствовало ликвидации системы баскачества. |
Антиордынское восстание в Твери: даты, причины, последствия | Месть за гибель Чол-хана и подавление антиордынского восстания в Твери. |
Подавление антиордынского восстания в Твери при каком князе?
Александра Михайловича, воины его отряда стали грабить и оскорблять горожан. Попытки тверичей жаловаться князю не имели успеха: князь "трьпети им веляше" По другой версии Александр возглавил народ. Восстание началось утром 15 авг. Повод - попытка татар отнять лошадь у дьякона Дудко; на крики дьякона о помощи сбежались горожане. В начавшейся схватке татары стали действовать оружием.
Был базарный день, и на крик Дюдько «рятуйте, православные! Баскаков убили, но этим дело не ограничилось. Толпа осадила Щелкана и его людей на княжьем дворе и сожгла живьём. Тверичи также принялись убивать ордынцев, рассеянных по улицам и другим населённым пунктам, так что лишь чудом уцелели немногие. Они и принесли в ханскую столицу Сарай весть о погроме. Ханская месть Узбек решил, что Тверь нужно наказать, а виновником случившегося для него однозначно был князь Александр.
В этом Узбека укреплял спешно прибывший в Орду соперник Александра, московский князь Иван Данилович по прозвищу Калита. Московские летописи расценивают поступок Калиты исключительно положительно, считая, что он отвёл ханский гнев от Москвы и от многих других русских земель. Татарская месть ограничилась одним Тверским княжеством. После этого нашествия Москва стала постепенно возвышаться над прочими русскими княжествами. Ярлык на великое княжение Владимирское был отдан Ивану Калите и с тех пор почти всегда, за небольшими перерывами, находился в руках московского княжьего дома. Бежавший князь Александр Михайлович был прощён и смог вернуться на тверской престол, но Тверь больше не могла быть соперником Москвы. Из сообщения, что татарское войско возглавлялось пятью темниками — начальниками над десятью тысячами воинов — должно следовать, что оно могло достигать 50 тысяч человек.
Новочеркасске 1962 г. Терешковой 1964 г. Косыгина 1968 г. Брежнева 1982-1984 гг. Горбачева 1985 г. Горбачевым курса на ускорение. Алма-атинская декларация о целях и принципах СНГ 21 декабря 1991 г.
Интересы двух сторон совпали, и Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников [1] и велел идти на Александра Михайловича. К войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука христианина. Войско пожгло города и сёла Тверского княжества, по выражению летописца: «просто рещи всю землю Русскую положиша пусту» [5]. Тверской князь Александр бежал в Новгород , потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву на полтора года.
Даты по истории
Произошедшее в 1327 году антиордынское восстание в Твери стало первым масштабным выступлением русичей против ордынского владычества. Таким образом, антиордынское восстание в Твери было результатом непосредственной экономической эксплуатации Золотой Ордой, усиления влияния Московского княжества и осадного положения Тверского княжества. Антиордынское восстание 1327 года в Твери было подавлено московским князем Иваном Калитой, и это обстоятельство ставит некоторых в тупик. Под таким названием вошло в историю антиордынское восстание тверитян, возмутившихся в конце лета 1327 года насилием и поборами ханского посла Чолхана (Щелкана, на русский манер).
Антиордынское восстание в твери
Александр хотел ехать в Орду, но псковитяне не пустили его, говоря: «Не езди, господин, в Орду; что б с тобою ни случилось, умрем, господин, с тобою на одном месте». Надобно было действовать силою, но северные князья не любили действовать силою там, где успех был неверен; они рассуждали: «Псковичи крепко взялись защищать Александра, обещались все умереть за него, а близко их немцы, те подадут им помощь». Придумали другое средство, и придумал его Калита, по свидетельству псковского летописца: уговорили митрополита Феогноста проклясть и отлучить от церкви князя Александра и весь Псков, если они не исполнят требование князей. Средство подействовало, Александр сказал псковичам: «Братья мои и друзья мои! Псковичи поцеловали крест и отпустили Александра в Литву, хотя очень горьки были им его проводы: тогда, говорит летописец, была во Пскове туга и печаль и молва многая по князе Александре, который добротою и любовию своею пришелся по сердцу псковичам. По отъезде Александра послы псковские отправились к великому князю московскому и сказали ему: «Князь Александр изо Пскова поехал прочь; а тебе, господину своему князю великому, весь Псков кланяется от мала и до велика: и попы, и чернецы, и черницы, и сироты, и вдовы, и жены, и малые дети». Услыхав, что Александр уехал изо Пскова, Калита заключил с псковичами мир вечный по старине, по отчине и по дедине, после чего митрополит Феогност с новгородским владыкою благословили посадника и весь Псков 1329 г. Цитата из «История государства Российского» Карамзина Н.
Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду. Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов. Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича.
Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига.
Жестоко подавлено Золотой Ордой при участии Москвы и Суздаля. Фактически привело к перераспределению сил в пользу Москвы, подведя черту под четвертью века соперничества Москвы и Твери за верховенство в Северо-Восточной Руси. Наиболее подробное изложение событий 1327 года содержится в Тверском сборнике и Рогожском летописце. Щелкановщина [ править править код ] Осенью 1326 года тверской князь Александр Михайлович получил от ордынского хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское. Приблизительно через год в Тверь с большой свитой приехал Щелкан Чолхан , двоюродный брат Узбека.
Он поселился в княжеском дворце, выгнав оттуда Александра, после чего «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание». Пошёл даже слух сам по себе фантастический, но характерный для умонастроения , будто Щелкан собирался перебить князей и сам сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам ; якобы, это должно было случиться на праздник Успения. Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть».
Распространение недовольства населения представляло серьезную угрозу для власти и стабильности государства. Оно стало одной из основных причин возникновения и успешного развития антиордынского движения в Твери, которое привело к крушению правления Ярослава Халифа IV и смене режима.
Антиордынское восстание в Твери: ход событий Антиордынское восстание в Твери, произошедшее в XIV веке, было одним из наиболее значимых событий в истории города. Управление Тверью осуществлялось Ордой Золотой Орды, что приводило к экономическому и политическому угнетению русского населения. Восстание началось в 1327 году, под руководством купца Иоанна Даниловича. Восставшие обратились к помощи Великого князя Тверского Михаила Юрьевича. Благодаря его поддержке восстание превратилось в национальное движение против ордынского ига.
Восставшие граждане Твери взяли Кремль, пленяли и уничтожили несколько монгольских гарнизонов. Они также установили контроль над городским управлением, провозгласив Иоанна Даниловича главой города. Однако ордынские войска не собирались сдаваться. Императору орды Золотой Орды было известно о происходящем восстании, и его Командующий назначил нового хана, который должен был подавить бунт в Твери. В 1328 году новый хан направил на Тверь огромную армию осаждать город.
Однако восставшие тверичи не собирались сдаваться и долго сопротивлялись врагу. Они использовали тактику партизанской войны, а также сплотились национальным единством. Осада длилась почти год. Горожане Твери сражались не только против монголов, но и против голода и эпидемий. Однако благодаря стойкости и решимости, в июне 1329 года они смогли отразить атаку осаждающих и заставить ханскую армию отступить.
Победа восставших тверичей была значительным событием для всего русского народа. Восстание стало примером сопротивления власти Орды и показало, что национальное единство и решимость могут победить даже самую мощную армию. Антиордынское восстание в Твери оказало серьезное влияние на ход исторического развития Руси. Оно позволило Твери стать одним из центров противостояния Орды и способствовало формированию сильного государства на северо-западе Руси. Антиордынское восстание в Твери остается ярким примером героизма и решимости русского народа в борьбе за свободу и независимость.
Оно продолжает жить и воспеваться в истории Тверского края, напоминая о силе и единстве, которые в нас есть. Возглавители и участники восстания Помимо князя Михаила III, сторонники восстания включали в себя представителей разных социальных групп. Среди них были бояре и богатые купцы, ратные люди и обычные жители города. Вместе они объединили усилия с целью освободить Тверь от монгольского издержки и установить свою власть. Участники восстания проявили мужество и решительность в борьбе против монголов.
Они сражались в Куликовской битве, а также проводили саботажные акции, предпринимали атаки на монгольские опорные пункты и грабили их конвои. Однако, несмотря на их старания, восстание подавили монгольские войска, и власть в Твери осталась в руках иговских чиновников.
Алма-атинская декларация о целях и принципах СНГ 21 декабря 1991 г. Ельцину и Верховному совету. Буденновск 1996 г.
Путина 2000 — создание института Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, создание Государственного Совета РФ 2000 - утверждение новой концепции внешней политики РФ 2003 - выборы в Государственную Думу 2004 — избрание В. Путина Президентом РФ на второй срок 2008 г. Медведева Президентом РФ 2008, август — операция по принуждению к миру 2008 г. Корректировка тактики социально- экономического развития в условиях финансово-экономического кризиса в РФ 2008 г.
Восстание в Твери в 1327 году против Чолхана и Золотой орды
Эта нерешительность князя и стала одной из основных причин антиордынского восстания в Твери, которое отличалось спонтанным характером. Решение: А) Антиордынскому восстанию в Твери соответствует убийство посла Чолхана. 15 августа 1327 года состоялось первое крупное антиордынское восстание в Твери. ещё одно антиордынское восстание, совместно подавленное москвичами и татарами. Восстание в Твери 1327 года: причины и повод к восстанию в Твери, основные этапы восстания и его последствя.
Москва vs Тверь: борьба за лидерство в 14-м веке
6 причин антиордынского восстания в Твери 🔥 10 Причин | Восстания в Твери и антиордынские выступления в других городах вынудили хана передать Калите право сбора дани со всех русских земель и доставки ее в Орду, что способствовало ликвидации системы баскачества. |
Антиордынское восстание в Твери | Каковы причины антиордынского восстания в городе Твери против Чолхана, когда и как подавили бунт тверичей, и какими были его последствия – узнаем обо всем детально. |
§ 2. Народное восстание в Твери в 1327 г. | Восстания в Твери и антиордынские выступления в других городах вынудили хана передать Калите право сбора дани со всех русских земель и доставки ее в Орду, что способствовало ликвидации системы баскачества. |
Тверское восстание 1327 года | В 1327 г. в Твери вспыхнуло антиордынское восстание. |
Причины антиордынского восстания в Твери и его последствия для Москвы | Антиордынского Восстания в Твери в 1327 г. Восстание в Твери Иван Калита. |
Откройте свой Мир!
Князь имярик проявил решимость и жесткость в подавлении восстания. Он собрал свою армию и вооруженный отряд специальных войск из Орды и направился в Тверь. Князь объединился с верными его сторонниками и начал жесткую репрессию против восставших. Местные отряды были разбиты один за другим, а их лидеры попали в плен или были казнены. Крах восстания был окончательным, а его последствия ощутили все слои населения. Однако, вцелом карательные меры князя вызвали серьезные недовольства среди жителей Твери. Некоторые из них понесли значительные потери во время восстания, а другие потеряли свои основные источники дохода. Были случаи жестокого обращения и злоупотребления властью. Как результат, антиордынское восстание в Твери не только не привело к освобождению от налогов и тягот Орды, но и усилило ее контроль над регионом.
Орда использовала восстание в качестве оправдания для ужесточения своего правления и повышения налоговых бремен для местного населения. Таким образом, восстание стало неудачным попыткой противостояния Орде и привнесло еще больше несчастий в жизнь тверичей. История и причины Антиордынское восстание в Твери произошло при правлении князя Михаила Александровича в 1335 году.
Командующим объединенным войском был назначен Федорчук, который был принявшим христианство татарином. Именно поэтому в летописях эти события 1327 года получили название «Федорчукова рать». Войска такой численности хватило не только для подавления восстания в Твери, но и для разорения всего княжества, которое по территории было меньше современной Тверской области. Больше всего выгод от подавления восстания в Твери получил Иван Калита.
В 1328 году он был уже не только московским, но и владимирским и новгородским князем. Его противник, Тверское княжество, был сильно ослаблен. С подавлением восстания в Твери совпали еще некоторые важные действия Ивана Калиты. Он добился переезда митрополита Петра из Владимира в Москву и при нем началось строительство первых каменных храмов, что было большей редкостью для русских княжеств в первой половине XIV века. Восстание в Твери 1327. Что мы узнали? Подавление восстания в Твери московско-ордынским войском кратко изучают в школьном курсе истории 6-7 и 10 класса.
Незаурядная личность и действия Ивана Калиты способствовали возвышению Московского княжества.
Переходим к рассмотрению самого движения 15 августа 1327 г. Оно началось рано утром, «как торг сънимается». И место восстания «торг» и время начало торговли очень показательны.
Как раз там, где бывает больше всего горожан, и в те часы дня, когда замечается их особенный наплыв, должно было произойти решительное выступление против татар, которого многие, вероятно, ждали. Восстание вспыхнуло, казалось бы, по ничтожному поводу. Один дьякон, по прозвищу Дудко, вел лошадь «кобылицу младу и зело тучну» к Волге, чтобы напоить ее водой, татары отняли лошадь, дьякон закричал: «О, мужи тферстии, не выдавайте! Весь этот рассказ полон непосредственности.
Здесь, как почти можно быть уверенным, нет ничего выдуманного. И в этом простом и как бы протокольном описании событий содержится целая концепция восстания, которую не надо привносить исследователю. Вероятно, ни дьякон, спускавшийся к Волге, ни многие из тех, кто вышел в это утро на торг, не знали, что из-за его молодой кобылицы разыграется кровавая драма. Но призыв дьякона к тверским «мужам» прозвучал как набат и был ими воспринят как таковой именно потому, что все ждали чего-то такого, что должно поднять народ.
Народное терпение было настолько истощено, что скрытый гнев мог прорваться в любой момент наружу. К месту «сечи» подходили все новые люди «сътекошася человеци» , началось было смятение «смятошася людие» , но оно быстро сменилось в какой-то мере организованным народным выступлением. Это произошло потому, что зазвучали приведенные в ход чьими-то руками все имевшиеся в городе колокола «и удариша. И далее, судя по рассказу, действует уже не случайная кучка людей, привлеченная криком ограбленного дьякона, а выступает «град», как организация горожан, принявшая определенное решение на вече, как общенародном собрании «и сташа вечем, и поворотися град весь, и весь народ, в том часе събрася…».
Разбираемый текст содержит, во-первых, рельефное противопоставление поведения татар, расцениваемого автором как полнейший произвол «самовластие» , и тверских горожан, дающих этому произволу единодушный отпор. Столь же рельефно показано нарастание событий и переход их в высшее качество. Если дело началось, со столкновения с иноземными насильниками части горожан, заступившихся за своего земляка, и это столкновение грозило перейти в стихийно ширившееся, но беспорядочное побоище, то в ходе движения оно принимает характер общенародного движения, направляемого вечем и проходящего под определенными лозунгами. Эти лозунги, подготовленные, как можно думать, еще раньше, а сейчас выдвинутые на вечевом собрании, призывали к уничтожению всех татар, вплоть до самого Чол-хана.
Из приведенных слов ясно, что избиение татар было делом не просто возбужденной, разошедшейся и не знавшей удержу толпы. Автор описания тверских событий 15 августа 1327 г. И производилась расправа, как можно судить по приведенному тексту, не беспорядочно, а в соответствии с каким-то, хотя и в весьма общих чертах, намеченным планом, «по ряду», т. Этот план, конечно, повторяю, лишь в самых грубых контурах определявший линии восстания, предусматривал, чтобы в конце концов не осталось никого из татар, кто мог бы сообщить в Орду о случившемся «не оставиша и вестоноши».
И только пастухи, пасшие конские стада в окрестностях Твери, воспользовавшись наиболее быстроходными конями, ускакали на них в Орду и Москву, принеся туда весть об убийстве Чол-хана «…иже на поли пастуси стадо коневое пасущей, тии похватавше лучшей жеребци, и скоро бежаша на Москву и тамо возвестиша кончину Шевкалову». На этом заканчивается рассказ современника о тверском восстании 15 августа 1327 г. Другой автор, включивший этот рассказ в текст летописного свода, говорит о последующих событиях на Руси. Из Золотой орды была прислана «на землю Русскую» карательная экспедиция «рать» во главе с пятью «темниками», из которых особенный страх внушал народу «воевода» Федорчук.
Множество русских людей было перебито татарами, некоторые взяты в плен, Тверь и города Тверской земли сожжены. Тверской великий князь Александр, «не трьпя безбожныя их [татар] крамолы», бежал с семьей в Псков, «оставль княжение Русское и вся отъчствиа своя». Тогда же в Орде был убит князь Иван Ярославич рязанский. Сокрушаясь по поводу всех этих несчастий, обрушившихся на Русь, летописец в то же время видит в них результат антитатарского восстания тверских горожан, не послушавшихся своего князя, который «трьпети им веляше».
Религиозно-моралистический аспект летописного повествования осложняется определенной политической тенденцией в той его части, где автор говорит о Москве и московском князе Иване Даниловиче Калите. Умалчивая об участии последнего в действиях карательной экспедиции, прибывшей из Золотой орды, летописец пишет: «великыи же Спас, милостивыи человеколюбець господь своею милостию заступил благоверного князя великаго Ивана Даниловича и его град Москву и всю его отъчину от иноплеменник, поганых татар». Из летописного контекста следует, что здесь перед нами не просто молитвенное обращение к господу богу, а определенная политическая формула под религиозной оболочкой. Слова «великий милостивый Спас» указывают на Спасский собор в Твери и олицетворяют Тверское княжество как одну из богом хранимых русских земель.
На мой взгляд, в приведенном выше тексте, если сопоставить его с введением к рассказу о тверском восстании, можно уловить примерно такую мысль: бог наказал за грехи русских людей Тверскую землю; тверичи не захотели терпеть этого наказания и восстали; за это их земля еще раз была предана огню и мечу со стороны иноплеменников; но тем самым Тверь искупила грехи русского народа, приняла на себя весь божий гнев, обрушившийся на нее в лице «Федорчуковой рати», и спасла от возмездия всевышнего другие русские земли и прежде всего Москву. В рассматриваемом летописном тексте мы можем вскрыть и религиозную философию, и политическую концепцию. Мы можем найти в нем и осуждение правда, в спокойно-повествовательном тоне инициативы народа, учинившего избиение татар, и косвенное хотя и весьма завуалированное оправдание действий Ивана Калиты, выступившего вместе с татарскими темниками против своих же соотечественников о чем прямо вообще не говорится. Наконец, чувствуется защита летописцем своего собственного тверского князя Александра Михайловича от возможных обвинений и со стороны Орды — в противодействии ей доказывается его непричастность к антитатарскому восстанию и даже отрицательное к нему отношение , и со стороны русских людей — в измене национальному делу указывается, что он не мог.
Наконец, внимание летописца устремляется на деятельность тверских князей Константина и Василия Михайловичей по восстановлению Твери после татарского погрома. В его повествовании здесь опять звучит мотив о Твери как богохранимом городе, о том, что милость «великого Спаса» распространяется на тех, кто «избыл от безбожных татар» и вернулся «по своим местом». Люди, понесшие наказание и теперь «преставшеот тугы», думают о возведении божиих церквей, «дабы в них молитва опять была»[1628]. Когда и в каких кругах могла сложиться такая концепция восстания 1327 г.?
Думаю, что при дворе тверских князей, вскоре после того, как Иван Данилович Калита получил ярлык на великокняжеский стол, а Тверь несколько оправилась от татарского погрома. Политические позиции тверских князей были слабы. Им надо было ладить и с Москвой и с Ордой. Эта политическая неустойчивость нашла отражение и в той оценке восстания в Твери, которая дана в Рогожском летописце и в Тверском сборнике.
Но ценность этих двух памятников летописания заключается в том, что при всей их тенденциозности они воспроизводят наиболее близкую к реальной действительности версию о тверском восстании 1327 г. Указанные летописные памятники довели до нас живой и яркий рассказ современника, полный интересных деталей, позволяющих воссоздать конкретную, социально и политически насыщенную картину антитатарского выступления тверских горожан. Картина эта далеко не укладывается в ту схему русско-татарских отношений, которая создана летописцем, своей жизненностью она разрывает сеть морально-религиозных сентенций, им сплетенных. В связи с рассказом Рогожского летописца и Тверского сборника о событиях 1327 г.
Таким памятником устного народного творчества является песня о Щелкане Дюдентевиче, сохранившаяся в четырех вариантах: 1 одном наиболее раннем и наиболее полном «Сборник Кирши Данилова» середины XVIII в. Гильфердинга 70-х годов XIX в. Лишь в полном варианте песни говорится о деятельности Щелкана в Твери и его убийстве, в вариантах сокращенных конец песни утрачен. Седельников предполагал, что песня о Щелкане Дюдентевиче возникла в годы царствования Ивана Грозного, а сюжетом для нее послужили те насилия, которые чинил в Твери в 1569 г.
Но точка зрения А. Седельникова не принята в советской исторической науке и ряд более поздних исследователей Н. Воронин, И. Будовниц и др.
Анализ песни о Щелкане Дюдентевиче в основу которого должен быть положен наиболее полный ее текст, с дополнительным привлечением сокращенных вариантов убеждает в том, что в ней прежде всего нашло отклик тверское восстание 1327 г. Начальным местом действия, на котором завязывается песня, является Большая орда «А и деялося в Орде, передеялось в Большой». Поскольку здесь фигурирует Большая орда очевидно, наряду с какими-то другими ордами, песнею не называемыми , можно думать, что текст песни относится не к XIV, а к XV в. Об этом же свидетельствует и образ хана «Азвяка Тавруловича» «Возвяка Таврольевича» , нарисованный в песне с известным сатирическим оттенком: «На стуле золоте, на рытом бархате, на червчатой камке сидит тут царь Азвяк, Азвяк Таврулович, суды рассуживает и ряды разряживает, костылем размахивает по бритым тем усам, по татарским тем головам, по синим плешам».
Изображенный таким образом «Азвяк Таврулович» не внушает особого почтения или страха, а скорее вызывает насмешки. Ничего не пожаловал он сначала лишь своему любимому шурину по другим вариантам — «зятюшке» Щелкану Дюдентевичу. Откуда взяла песня эти сведения? Ведь наиболее ранние летописные тексты, касающиеся Чол-хана Щелкана , ничего не говорят о пожалованиях ханом Узбеком русских городов своим слугам.
Вероятно, это какое-то осмысливание русско-ордынских отношений прошлого в свете более поздних событий. Не могло ли найти поэтическое преломление в песне то обстоятельство, что во время нашествия на Русь Едигея в 1409 г. О четырех шуринах Узбека, отправленных им на Русь, говорит и песня о Щелкане. Можно отметить даже некоторые созвучия имен, фигурирующих в летописи и в песне: Тегриберди — Гордей, Алтамырь — Ахрамей.
Получив от Узбека 50 тысяч воинов, Иван Калита с помощью дружины Суздаля разграбил и разорил Тверское княжество, утвердив тем самым своё главенство на Руси. Тверской князь Александр бежал сперва в Великий Новгород, затем в Псков, а потом в Литву, так как Орда требовала его выдачи. Митрополит всея Руси Феогност даже отлучил Александра от церкви, и заодно под отлучение попал весь Псков, который рискнул ему помочь. Собственно, Александр и бежал в Литву, чтобы отвести угрозу от Пскова.
Новгороду за помощь беглому князю тоже досталось, но новгородцы откупились от Орды, выплатив дань в размере 2000 гривен серебра и сопроводив её множеством других даров.
За подавление тверского восстания Иван Калита получил от хана Узбека Новгород и Кострому
Тверское восстание 1327 года стало следствием недовольства населения Руси гнётом монгольского ига. Статья о безрассудном и самоубийственном антиордынском восстании в Твери, организованном великим Тверским князем Александром Михайловичем. Таким образом, антиордынское восстание в Твери было результатом непосредственной экономической эксплуатации Золотой Ордой, усиления влияния Московского княжества и осадного положения Тверского княжества. Тверское антиордынское восстание произошло в 1327 году в Твери. 15 августа 1327 года состоялось первое крупное антиордынское восстание в Твери. Взвешенная политика московского князя, в которой подавление антиордынского восстания сыграло существенную роль, привела к тому, что Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси.