Исковеркали совсем наш татарский язык, в каждом диалекте по разному произносится, и говориться. Бабушка» и «дедушка» по-татарски – «эби» и «бабай». Мы с сестрой ласково называли их «эбекэй» и «бабакай», так я буду называть их и в этой книге. “Бажа” – по-татарски свояк (муж сестры жены) – трансформировался в Бажанова.
Кыш Бабай - Дед Мороз по-татарски
Основополагающий принцип взаимоотношений внутри татарской семьи — дифференциация по старшинству на «старший — младший». Как и во многих других языках, в татарском термин родства напрямую зависит от того, старше или младше вас тот родственник, к которому вы обращаетесь. Более того, татарский речевой этикет предполагает своеобразное обращение к родственнику, в частности, с использованием термина родства — ата отец , ана мать , аби бабушка , хатын жена.
Такое богатство прилагательных не только связано с количеством теть в семье, но и нужно для различения теть с папиной и маминой стороны, а также для указания жены дяди.
В назывании своих близких соединяются разные пласты жизни татар: любовь к природе и конкретным видам птиц, особенности кухни, торговые традиции. Татарский язык звучит нараспев, мягко, будто баюкая любимых, сглаживая острые углы. Это вообще характерно для поволжских татар, которые стремятся договариваться дипломатично и мирным путем, добиваясь своего «за чаем».
Сегодня у татар почти нет яблоневых, сахарных теть и медовых дедушек. Наверное, потому, что люди живут малыми семьями и детей в семье не больше двух. В современных русскоязычных татарских семьях слышится родное слово матурым мой красавец, моя красавица — как привет из прошлого, дань татарскому языку и традиции.
Все чаще татарский язык соединяется с русским. Семья сегодня стала местом диалога языков и культур, пространством, где всегда есть место родному, «своему». Благодарим за консультацию Наилю Ханбекову.
Вы можете повлиять на будущее образования и будущее своих детей! Очень просим каждого оставить свой отзыв на проекты ФГОС начального и основного общего образования. Через две недели общественные обсуждения закончатся - и все, кто промолчит сейчас, потом уже не сможет рассказать о том, к чему привело невключение родного языка в перечень учебных дисциплин. Пожалуйста, найдите время, зарегистрируйтесь и расскажите о том, что уроки родного языка в расписании для ваших детей очень важны!!!. Количество обращений - решает.
Пинг сейчас закрыт.
Хотя, бывают и местечковые нюансы. Например, на юго-западе Татарстана, апаем дословный перевод — моя сестра, моя тетя — это обращение к человеку, который младше тебя, независимо от пола. Надо же, я была твердо уверена, что именно "абика". Спасибо, что дали правильный вариант :.
Алина Загитова опубликовала тёплые фото с бабушкой и дедушкой, подписав их по-татарски
Кыш Бабай, татарский Дед Мороз: «Здравствуйте, дорогие друзья, зрители Общественного телевидения России! Новости. Сотрудник Татарской испытательной лаборатории ФГБУ «ВНИИЗЖ» принял участие в проведении занятий по защите растений с фермерами Удмуртской Республики. Кыш Бабай, татарский Дед Мороз: «Здравствуйте, дорогие друзья, зрители Общественного телевидения России! Уже завтра вы приступите к получению знаний в институте, начнёте посещаться пары, знакомиться с одногруппниками и студенческой жизнью вуза, познавая самые положительные её. Русский-Татарский. Татарские термины родства: разбираемся в терминологии и начинаем. Переводы «дедушка или бабушка» на татарский в контексте, память переводов.
Как пишется дедушка по татарски
дед, дедушка, старик. Форум Скорость Internet Гостевая книга Виртуальные открытки Каталог Краткий курс татарского Юлдаш ВКонтакте. “Бажа” – по-татарски свояк (муж сестры жены) – трансформировался в Бажанова. Перевод слов, содержащих ДЕДУШКА, с русского языка на татарский язык.
Президента заинтриговал плакат «Путин бабай»
Как как выглядит бабайка? Нигде не упоминается, как выглядит Бабайка. Считается, что это невысокое существо с серой или коричневой кожей и большими зубами. У Бабайки огромные белые глаза, жёлтые клыки и язык длиной в полметра, которым он может схватить спящего ребёнка и съесть его.
Безусловно, соседство с христианами сыграло большую роль в формировании особого отношения татар к Рождеству и Новому году. С конца ХVIII века начали проходить рождественские ярмарки с участием татарских купцов, пропитанные атмосферой праздника и веселья. Выработалось новое отношение к Новому году, который стал восприниматься как праздник. Например, у татарского поэта Габдуллы Тукая есть стихотворение для детей «Ак бабай» бабай — по-татарски дедушка , где говорится о том, как некий старик в зимнее время оставляет детям подарки. В татарском фольклоре нет такого героя, очевидно, что поэт представил русского Деда Мороза на татарский лад.
Наша клайпедская татарская воскресная школа «Нур» впервые была открыта 1 сентября 2014 года.
Он организовал при мечети летний лагерь, обучал детей. Было очень сложно, ведь многие вообще не понимали татарский язык. Тем, кто хоть что-то понимал, еще можно донести информацию. Пришли в лагерь, а сами ничего не понимают по-татарски, хотя родители этих ребят наши односельчане, татары. Джавдат хазрат, в отличие от некоторых взрослых, не пытался говорить с детьми по-русски, все объяснял на татарском языке. Не зря 2021 год в нашей республике объявлен Годом родных языков. В татарских селах еще немало вывесок на русском языке.
Большинство названий магазинов или общественных мест оформлены только на русском языке. Сохранение родного языка, его защита, употребление должны быть в крови каждого. Уважаемые читатели, что делается в этом направлении в вашем селе? Если у вас есть вывески, указатели, написанные с ошибками — сообщите в нашу редакцию.
Этот пример не случаен — мы уже почти смирились с тем, что татарский язык в городах республики почти вышел из употребления. Огорчает, что он все реже звучит и наших селах. Во всем виноваты мы сами. Разве можно спокойно смотреть, как татарские дедушки и бабушки, ломая язык, пытаются разговаривать со своими внуками на русском?
В каком бы татарском селе Татарстана ты ни побывал — везде такая же ситуация. Однажды в нашу редакцию зашел имам-мухтасиб района Джавдат хазрат Харрасов. Он организовал при мечети летний лагерь, обучал детей. Было очень сложно, ведь многие вообще не понимали татарский язык. Тем, кто хоть что-то понимал, еще можно донести информацию. Пришли в лагерь, а сами ничего не понимают по-татарски, хотя родители этих ребят наши односельчане, татары. Джавдат хазрат, в отличие от некоторых взрослых, не пытался говорить с детьми по-русски, все объяснял на татарском языке.
Татарский Дед Мороз получает до 8 тысяч писем ежегодно
При этом, как правило, обращение к родным людям и близким знакомым всегда происходит на «ты». Чтобы в дальнейшем легче ориентироваться в том, как же по-татарски называются люди, с которыми вас связывают семейные узы, советуем тщательно ознакомиться с вышеуказанным перечнем татарских названий близких и дальних родственников. Источник: kurshe.
Знаю, что происходит практически у всех. Обзваниваю, видимся у знакомых, много общаемся. Но есть немало, так сказать, незарегистрированных. Надеюсь, в скором времени сможем охватить всех астанинских соотечественников». У Салиха бабая двое детей, трое внуков, которые, без преувеличения, гордятся им. Рассказывая о семье, именинник слегка взгрустнул: не так давно ушла из жизни его верная соратница, друг и жена Сания.
Неполных 50 лет прожили вместе… «Но впереди будущее. Нужно поднимать внуков. Приобщаю их вот к родной культуре… Пока чувствую в себе силу, буду стараться приносить пользу обществу. Сидеть дома — не по мне! Здоровье, слава Аллаху, позволяет, а желания у меня не отнимать. Как говорится, есть еще порох! Ни убавить, ни прибавить. Одним словом, другим пример.
С днем рождения, Салих Искандерович!
У Камили было 25 фигурок разных животных. Вечером, когда я приходил домой, надо было как-то освободить ее маму, и я играл с внучкой. Пока я ужинал, просил Камилю принести корову, льва или слона, и она охотно приносила. Причем за каждой фигуркой я гонял ее отдельно в другой угол комнаты. И вот я ей сказал «куй». Может быть, вы знаете это слово? Внучка все слова по-татарски знала, но не могла говорить. И она «застряла». Тут же прибежала ее мама: «Что случилось?
А Ригина мне: «Я знаю, что такое «куй», но по-татарски мы говорим «сарык». А «куй» — это слово узбекское и казахское». Фото: realnoevremya. И вот теперь внучка учит меня настоящему татарскому. А родители жены моего младшего сына Али родились в Урмаево, в Чувашии — это известное мишарское село. Моя внучка начинает говорить свои первые слова на «цокающем» мишарском диалекте, а аулы, где родились в Мордовии мои родители, — «чокающие», есть разница. Ригина невестка окончила Российский государственный гуманитарный университет в Москве, потом вышла замуж за моего сына. Сейчас они живут в Германии, сын — профессор, завкафедрой теории информационных технологий Али приезжал несколько раз в Казань, выступал с докладами в университете, как он обычно выступает в Высшей школе экономики и Институте прикладной математики РАН в Москве , а Ригина пока сидит дома с дочкой. Зато у внучки первый язык — татарский, и я очень радуюсь этому. Все-таки есть ли шанс ему выжить?
Посмотрите переписи населения Российской империи 1897 года, советские 1926 и 1939 годов и т. Причем у татар была существенно больше образованная прослойка. И татары по существу были двуязычными, многие понимали русский. Я бы сказал, что они были и трехъязычными, так как могли спокойно говорить по-узбекски и по-казахски. Если вы посмотрите новые цифры, то сейчас узбеков 25—26 миллионов, казахов где-то 14 миллионов, а татар намного меньше — 5,5 миллиона человек, по лучшим оценкам. У меня было немало знакомых из узбекской элиты — ученые, врачи, журналисты, артисты… У многих из них бабушки или мамы — татарки. Даже на съезде татар были люди, которые при встрече говорили: «Моя мама — татарка», в их числе бывшая прима киргизского балета, которая сейчас преподает в Консерватории Анкары. В 1970-е годы год не помню был промежуточный юбилей Тукая. В Москве он отмечался без особого шума, было впечатление, что вспомнили о нем в последний момент. Торжественное заседание проходило в Колонном зале Дома Союзов, в самом центре Москвы, это здание бывшего Дворянского собрания.
Мне поздно сказали об этом — и я сразу туда поехал. Была достаточно хорошая атмосфера. В президиуме сидели известные татарские писатели, представители Союза писателей СССР, несколько партийных деятелей. И в уголке большого стола посадили Чингиза Айтматова. Люди выступали, а меня поразило: более официально и формально, чем говорили татарские писатели, выступать было невозможно. Даже в выступлениях москвичей было меньше формальных слов. Потом вышел Чингиз Айтматов, и он выступил от всего сердца, хорошо и очень-очень интересно. Он говорил по-русски, но несколько раз вставлял цитаты Тукая по-татарски без всяких бумажек, по памяти. Было видно, что он знает и чувствует татарский. Через несколько лет мой Учитель, академик Зельдович, взял меня с собой в гости в дом Айтматова в Бишкеке, но тогда, во время юбилея Тукая, мы не были знакомы.
В перерыве заседания перед концертом я подошел к Айтматову и сказал: «Большое вам спасибо. Вы сказали самые лучшие слова о Тукае. Мне было очень приятно их слышать. Как хорошо, что вы пришли сюда». Он посмотрел на меня и ответил: «Меня просила мама... Я думаю, что это осознают, наверное, все, кто читал его повести. Он считает, что эпидемии чумы были одной из главных причин. У Золотой Орды была налажена почтовая коммуникация по всей гигантской стране. Гонцы из Сарая скакали до Ханбалыка так тогда назывался будущий Пекин , чтобы доставить срочные письма. По пути меняли коней, и следующий человек скакал с документом от хана.
И с такой же скоростью распространялась чума по громадному государству. Это было страшно. Если люди жили в лесах, у них был шанс выжить. Между деревнями не было такой быстрой связи. Прекрасно налаженная курьерская связь Золотой Орды, то, что она была страной городов, видимо, сыграли с ней злую шутку. Мы знаем, тогда не было лекарства от чумы. И потом эта эпидемия пришла в Европу через Крым. В Европе тоже было громадное количество жертв. Фото: kpfu. Была жесточайшая война с Тамерланом, междоусобицы.
Я очень рад, что сейчас и в Москве, и в Казани, и в Питере, Астрахани, Саратове, Волгограде много серьезных ученых занимаются историей Золотой Орды, которая раньше в советское время была практически закрыта. Это была громадная страна, в которой люди разговаривали на нашем языке, конечно, было много диалектов, но язык был один. И сейчас удивительно, когда встречаешь кумыков, карачаевцев или балкарцев, они говорят практически по-татарски.
Следует подчеркнуть, что главной помощницей зимнего чародея является не внучка, как у других Дедов Морозов, а дочка Кар Кызы. Ее платье также создали, опираясь на традиционную народную одежду татарских женщин. Свита татарского волшебника У Кыш Бабая по сравнению с другими зимними волшебниками большая сказочная свита. Дочь волшебника прекрасная Кар Кызы.
Могучий и смелый Батыр. Дух леса колоритная Шурале. Алтынчэч - воительница, охранявшая Биляр от жестокого захватника Тимерхана. Тахир и Зухра — аналог Ромео и Джульэтты, герои старинной восточной легенды, повествующей о большой и трагической любви. Местная Баба Яга по имени Убырла.
Татарский мальчик создал комикс в память о дедушке
“Бажа” – по-татарски свояк (муж сестры жены) – трансформировался в Бажанова. В России — Дед мороз (Ded Moroz) и Снегурочка (Snegurochka). •. Новости на татарском. Татарлар. @ Новости татарского государства. Лениногорск тарихта эзлебез 2019. Сабантуй Мордовия. Татарское общество Республики Адыгея «Дуслык»,. Сабантуй в Коломенском 2022. Новости татарский. Ульяновские татары. Ульяновские татарки. Но в современном мире эти слова теперь означают одно и тоже понятие -отец родителей, то есть дедушка. Русско-татарский словарь. Перевод «дед». Уже завтра вы приступите к получению знаний в институте, начнёте посещаться пары, знакомиться с одногруппниками и студенческой жизнью вуза, познавая самые положительные её. Русский-Татарский.
Дед-Мороз или Кыш-Бабай. Кто такой татарский Дед-Мороз? | Тынкачёва Ольга Игоревна. Работа №284793
Inde Question. 4 вопроса о татарском языке - Инде | Кыш Бабай, татарский Дед Мороз: «Здравствуйте, дорогие друзья, зрители Общественного телевидения России! |
“дедушка” - Русский-Татарский словарь | На большой пресс-конференции президента заинтриговал плакат «Путин бабай». Это по-татарски «дедушка», как выяснилось. |
20090510-PICT2170 | Татарские сувениры бабушки и дедушки. Дедушка по татарски. |
Как по татарски родственник? Ответы на вопрос: 26 | Новости. Проект Familio. |
Обычаи татар
К ним присоединялись соседи, все вместе щёлкали семечки, говорили о жизни. Счастьем для эби и бабая было звать нас, любимых внуков, на чай с горячими кыстыбый. Счастьем был аромат свежевыпеченного домашнего хлеба, который эбекэй тут же разрезала на две половинки, и к потолку поднимался горячий столб ароматного пара. Они были счастливы, когда благодарили Аллаха за жизнь в сытости и достатке, собравшись с родными за большим праздничным столом. Подытоживая эти мысли и воспоминания, мне хочется выделить несколько основ — секретов гармонии в отношениях между мужем и женой в традиционных татарских семьях.
Мужчины, в свою очередь, ценили женскую заботу и были преданы своим семьям. Все понимали важную истину: каждому в жизни нужна поддержка, и отношениями нужно дорожить. Отношения с родными В татарских семьях принято ценить и беречь родственные узы. Мы любим семейные праздники и охотно собираемся по любому радостному поводу.
В такие моменты никто не одинок: каждый чувствует себя частью чего-то большого и важного. Мы живём в разных городах и занимаемся совершенно разными вещами, но, встретившись в деревне, можем вести беседы и общаться так, будто видим друг друга каждый день. Наверное, самый верный способ хранить семейные традиции — чаще собираться с родными и их детьми, вспоминать добрые истории и людей из прошлого, рассуждать о жизни разных поколений. Обязательные атрибуты таких встреч в нашей семье — богато обставленный национальными блюдами стол и звучащая фоном татарская музыка.
Отправляясь к родственникам в гости, татары всегда берут с собой гостинец — кучтэнэч. Обычно это чай и какие-нибудь сладости. Если в семье есть маленькие дети, мы запасаем для них отдельное угощение или небольшой подарок. Как и во многих других народах, у татар принято уважать старших и прислушиваться к их мнению.
Мы стараемся не спорить с пожилыми людьми, даже если это наши самые близкие родственники. У нас не приветствуется участие детей и подростков в разговорах взрослых. Многие татарские семьи объединяет удивительное умение сплотиться и быстро прийти на помощь, если у кого-то возникли трудности. Мы не бросаем своих в беде.
Даже если по каким-то причинам не общались с этим человеком годами. Спасибо веку высоких технологий за возможность общаться в чатах. С родственниками по маминой линии мы поддерживаем связь в мессенджерах. Там всё, как в обычной жизни, но виртуально: двоюродные сёстры, братья, дети и родители делятся последними новостями, встречают новых членов семьи, отмечают свадьбы и дни рождения, решают загадки, шутят шутки, вспоминают детство и говорят о планах на будущее.
Вроде бы у каждого сейчас в смартфоне по миллиону чатов, но ценность беседы с родственниками уникальна. Потому что именно в ней ты чувствуешь причастность к большой семье, в которой тебя всегда примут и выслушают. Моя школьная учительница татарского языка говорила: «Друзья могут выслушать и посмеяться, а родные всегда отнесутся с пониманием». Тёплые родственные отношения татар проявляются и в ласковых обращениях друг к другу.
Младших братьев, сестёр и племянников мы зовём «ускэнем», что дословно переводится как «выросший на моих глазах». В некоторых районах Татарстана жену старшего брата принято называть «матур апа» — «красивая тётя». Что бы не происходило в жизни, для нас важно чувствовать поддержку и присутствие большой семьи. Воспитание детей В нашей семье, как и во всей деревне Акбаш, детей растят в относительной строгости.
Детям моего поколения не разрешалось быть дома чересчур громкими — если хотелось пошуметь, нас тут же отправляли гулять на улицу. Во время большого семейного застолья у нас не принято сажать детей за один стол со взрослыми — для детворы обычно накрывают в другой комнате. В детские годы моих родителей порядки были ещё строже — им разрешалось угоститься праздничными блюдами только после ухода гостей. Раньше я думала, что у такого воспитания есть существенный минус — дети вырастают стеснительными и неуверенными, боятся быть заметными.
Но сейчас я понимаю, что скромное воспитание во взрослой жизни часто играет на руку. Да, если ты «шумный», тебя заметят. Но если больше нечем хвастаться, эта излишняя заметность со временем может начать раздражать окружающих. Реальный потенциал, таланты и умения сложно скрыть даже за стеснительным нравом — люди так или иначе заметят твою работу и результаты.
А навыки самопрезентации при желании можно прокачать в любом возрасте. Да, в школе и университете «громкие» ребята всегда популярны. Во взрослой жизни скромных людей уважают больше. Приходит понимание того, что главное всегда внутри.
Сейчас я благодарна родителям и семье за такое воспитание. С малых лет нас учили хорошенько подумать, прежде чем сказать что-то вслух.
Я прилетел в Ташкент по линии общества «Знание», сопровождая космонавтов в их поездке по областям Узбекистана и заполняя паузы между их выступлениями популярными лекциями о космических исследованиях, интересах астрофизики.
В Ташкенте мне обычно давали часов 6 или 8 свободных, чтобы я мог повидать родных. Деда интересовала посадка советского зонда на поверхность планеты Венеры, почти вся наша короткая встреча прошла в ответах на его вопросы. Не сказать, что ему понравилась информация об очень высоком давлении атмосферы на Венере и о том, что облака на Венере содержат капельки серной кислоты.
Но в ответ он рассказал мне, как в 16 лет, задолго до революции 1917 года, его взяли в поездку в казахскую степь и Оренбург с караваном повозок из нескольких татарских деревень севера Пензенской губернии. Ехали они с продукцией своих мастерских с целью обмена на шкуры, необходимые для производства сапог, кожаных пальто и курток. Самым главным его впечатлением было непривычно богатое летнее небо в степи: Млечный Путь, громадное количество звезд, созвездия, и Чулпан — Венера, пожалуй, самая красивая из планет.
Давати дедушка по татарски — ред. Это тоже история народа, в этих названиях есть своя поэзия. Фото: tatar-congress.
Его семья с четырьмя младшими детьми, как и многие другие семьи, оказавшиеся потом в Средней Азии, была изгнана во время коллективизации из своей мишарской деревни, прошла через лагерь и лесоповал на Шилке, левой составляющей Амура, где, как рассказывал мой дед, под тремя лиственницами похоронены умершие от голода две мои тетки, которым было тогда 14 и 12 лет. Удивительно, что, несмотря на все перипетии жизни и гибель троих детей, давати дедушка и давани бабушка Латифа остались в моей памяти как очень дружелюбные, трудолюбивые и образованные люди. Латифа учила меня арабскому шрифту, чтобы я мог читать старые книги.
Увы, сейчас я почти ничего не помню из этих уроков. Удивительно, сколько людей и целых народов, изгнанных во времена Сталина со своей земли или эвакуированных из занятых врагом во время войны областей и республик, приняли тогда Узбекистан, Казахстан и другие республики Средней Азии. И отношение местного населения к этим мигрантам было как минимум сочувствующим.
Многим местные жители помогали и принимали их в свои дома. Мы должны помнить это сейчас, когда отношение в России к трудовым мигрантам из Средней Азии трудно назвать доброжелательным. Каково ваше мнение?
Выскажу свою личную точку зрения. А как я могу относиться к этому вопросу: я татарин. В первый раз приехал в Казань в 1962 году студентом второго курса физтеха.
Комитет комсомола Казанского университета устроил нас в общежитии на Красной Позиции. Отец просил меня поклониться могиле Тукая. Был на кладбище, обошел пешком значительную часть города.
Я никогда не работал и не жил в Казани, но с детства знал, что наша столица, столица татар — это Казань. Казань очень изменилась за 55 лет, с тех пор, как я первый раз побывал в ней, она стала красивым и ухоженным городом, в который хочется приезжать вновь и вновь. А 55 лет назад это был бедный рабочий город.
Мои дальние родственники жили недалеко от центра, но я мало где видел столько бараков, покосившихся деревянных домиков, ушедших под землю своими окнами, отсутствие канализации… Помню, как был поражен, когда через несколько лет побывал в Баку, где была совсем другая картина. Ответ был прост: мы добываем нефть! Сейчас мы все знаем, что из недр Татарстана выкачано заметно больше нефти, чем из недр Азербайджана.
Но Татарстан не был союзной республикой, ему мало что доставалось. Каждому ясно, что заметная часть наблюдаемых в республике изменений — в значительной мере результат договора, подписанного в те годы, когда распадалась великая страна, в которой мы все жили, и Россия предпринимала большие усилия, чтобы прекратить парад суверенитетов. Договор придал населению республики большие силы, и как результат мы видим расцвет Казани, заметную экономическую активность во всем Татарстане.
После рассказов отца о великом переселении народов меня с детства стали интересовать история средних веков в Европе, Китае, на Ближнем Востоке и новейшая история. В школе в 5—7-х классах тратил все перепадавшие мне деньги на покупку подробных атласов и учебников для старших классов и вузов по интересовавшей меня истории. Перечитывал подряд, страницу за страницей, Малую советскую энциклопедию, кажется, 1928 года издания, часть томов которой были у нас дома.
Кто-то заранее вырезал из нее страницы с портретами и статьями о бывших вождях, оказавшихся впоследствии врагами народа. Потом стал читать серьезные книги по истории. Все надеюсь, что найдется время и смогу перечитать еще раз все 7 томов «Истории упадка и крушения Римской империи» Эдварда Гиббона, написанные еще в 1776—1788 годах, и просмотреть запомнившиеся места в «Записках о Галльской войне» Гая Юлия Цезаря естественно, в переводе на русский.
В свое время они произвели на меня громадное впечатление. Я бывал в Астрахани, видел там Кремль, построенный руками пленных татар из каменных блоков и стандартного квадратного золотоордынского кирпича дворцов, бань и мечетей, разобранных в заброшенном к тому времени Сарае-Бату на Ахтубе и сплавленных в Астрахань на плотах. Экскурсоводом был научный работник, он добавил в ответ на наш вопрос: «Большую часть плотов поймать не удавалось, и они уходили в дельту большой реки и в море».
К сожалению, из-за загруженности работой без отпусков и выходных не нашлось времени проплыть с друзьями по общежитию на байдарке до Селитренного к развалинам Сарая-Бату. Одна из татарских столиц — северная ставка могущественного правителя Золотой Орды хана Узбека, находилась в Мухши — Наровчате к северу от Пензы, всего в 50 км от деревень, где родились мои родители. Русские исследователи из Саратова больше ста лет назад нашли в Наровчате остатки дворцов из мрамора и стандартного квадратного золотоордынского кирпича, больших мечетей, бани с системами водопровода и канализации, фундамент монетного двора а золотоордынские монеты, отпечатанные в Мухши, находили во многих кладах, разбросанных по громадной территории, которая впоследствии превратилась в Дикое Поле.
В фундаментах зданий, построенных в XIX веке, эти исследователи обнаружили могильные камни с арабской вязью, примерно такие я видел когда-то в фундаменте церкви в Великом Болгаре. Я читал обо всем этом лет 40 назад. Несколько лет назад обзор об этом же с необходимыми ссылками напечатала на одном из московских сайтов кандидат исторических наук Фаузия Байрамова.
В новой книге научных обзоров о Золотой Орде, выпущенной Институтом истории им. Марджани и Оксфордским университетом на английском , тоже много раз упоминается город Мокши так его легче найти в указателе золотоордынских городов в конце книги , приводятся планы раскопок большой общественной бани и фотографии найденных при раскопках монет и экспонатов, хранящихся в различных музеях. Фото: scientificrussia.
В одном из парадных залов Московского Кремля можно увидеть барельефы, на которых изображены гербы, названия и годы присоединения силой оружия различных территориальных приобретений Российской империи: среди них одними из первых оказались Казанское, Астраханское, Сибирское и Крымское ханства, не говоря уже о землях и кочевьях ногайских орд. Каждый раз, когда удается попасть в Кремль и пройти с экскурсией по нему, прохожу, вчитываясь в надписи на каждом барельефе. Именно поэтому татары разбросаны почти по всей территории России, они живут на той земле, где жили их предки.
Меня удивляет Казань. Хорошо, что сейчас в городе можно услышать татарскую речь, но редко. И это странно: по переписи населения в ней проживают 542 тысячи татар.
Почему они стесняются говорить на родном языке? Кто им мешает? Мне довелось побывать на конференциях в Квебеке который делает все возможное, чтобы сохранить французский как государственный, не только в Квебеке, но и всей Канаде , в Стране Басков и в Каталонии, даже в северном Уэльсе, где полвека назад почти никто не говорил по-гэльски, а сейчас все вывески и названия улиц приведены не только на английском, но и на мертвом языке кельтов, и весь обслуживающий персонал в гостиницах и кафе двуязычен.
И все это начинал Ричард Бертон, великий актер, более известный нам как муж Элизабет Тейлор.
В свое время он стоял у истоков основания этнокультурного объединения «Тан», объединяющего татар и башкир Астаны. Особо выделены признания прошлых заслуг: Орден Трудового Красного знамени, Орден «Знак почета», медали «За трудовую доблесть», «За доблестный труд», «Ветеран труда», «За освоение целинных земель», «50 лет целине»… «Мне было пять лет, когда отца забрали на фронт, — вспоминает юбиляр. Время было тяжелое. Голодно, холодно… Мы жили в Пензенской области, в селе с красивым названием Индерка. Семилетним мальчиком я уже работал в колхозе, вместе с сестрой помогали маме в огородной бригаде — поливали грядки, вырывали сорняки, собирали помидоры с огурцами, копали картофель и морковь… За это получил статус труженика тыла. Год Победы ассоциируется у меня еще и с первым классом. В Казахстан попал после школы. Провожая поезда, проходившие мимо нашей станции в сторону целины, мечтал отправиться туда.
Хотелось не только романтики и путешествий, но и реально помочь своей большой стране встать на ноги, окрепнуть». Кстати, без романтики все же не обошлось. Во время учебы в Карагандинском горном техникуме Салих окончил курсы парашютистов. В 1966 г. Тогда, на первом Всесоюзном слете студенческих строительных отрядов в Москве, простой целинник и простой летчик-космонавт говорили о земле и небе и их дальнейшем покорении. На память остались автограф Юрия Алексеевича и неизгладимые впечатления, которые свежи до сих пор. Получив заветный диплом строителя, Ернеев отправился в Акмолинскую область.
Описание: Автор: Тынкачёва Ольга Игоревна Зимние новогодние и рождественские праздники немыслимы без сказочного волшебника, дарящего подарки. В восточнославянской традиции это Дед Мороз, но такой же персонаж есть у многих народов мира. В данной статье мы познакомимся с его татарским аналогом. Кыш Бабай — зимний волшебник-даритель, татарский Дедушка Мороз, в дословном переводе на русский «зимний дед». Его резиденция находится в селе Яна Кырлай, в 80 километрах от Казани. Здесь он вместе со своей многочисленной свитой принимает гостей и поздравляет их с праздниками. Татарский Дед-Мороз Зимние новогодние и рождественские праздники немыслимы без сказочного волшебника, дарящего подарки. Легенда о татарском волшебники тесно связана с религиозными представлениями древних тюрков. Главным божеством у них был Тенгре. Он управлял всем миром и другими божествами. Считалось, что он родился зимой, в самую долгую ночь декабря. А зима подчинялась божеству рангом пониже — Кыш Тонгрессе. Народ этого зимнего бога называл Кыш Бабаем. Именно он устраивал в честь Тенгре веселое празднество. Тюрки водили хороводы вокруг священного вечнозеленого дерева ели и совершали магический обряд «Каратен» «черная ночь». Кыш Бабай всегда приглашал на праздник других богов и духов тюркского пантеона.