Действительно, первый русский царь одновременно явился и глубоким идеологом своей Царской власти. Для понимания истории России следует знать, кто стал 1 русским царём. Первым на царство венчался Иван IV, сын великого князя Василия и Елен Глинской. Официальный титул царя на Руси появился (16) 25 января 1547 года, когда состоялось венчание на царство Ивана IV. «Польская» коронация Николая I стала первой и последней для российских самодержцев.
«Петр коснулся всего». Кем на самом деле был первый российский император
Объединив под своим руководством такую внушительную территорию, вышеназванный исторический деятель, по сути, стал первым русским царем. Однако потом явится некий благочестивый царь, который победит измаильтян, и вера Христова вновь воссияет. Однако потом явится некий благочестивый царь, который победит измаильтян, и вера Христова вновь воссияет. Князь Дмитрий Пожарский не мог стать новым царём — слишком чистая репутация. Он — первый избранный царь в России. Московское государство становится в 1721 году Российской империей, во главе с императором Всероссийским.
Начало династии Романовых: 309 лет назад в России воцарился мир и покой
Князь Дмитрий Пожарский не мог стать новым царём — слишком чистая репутация. 1-й царь династии Романовых. Действительно, первый русский царь одновременно явился и глубоким идеологом своей Царской власти. Иван стал первым русским царём. Однако потом явится некий благочестивый царь, который победит измаильтян, и вера Христова вновь воссияет.
Борис I Фёдорович Годунов, царь Московский и всея Руси с 1598 до 1605 год
Смерть Федора Рассказывая кратко, как Петр 1 пришел к власти, нужно обязательно упомянуть о Стрелецком бунте. Напряженная ситуация, которая его спровоцировала, возникла после того, как болезненный Федор III скончался в 1682 году. Среди претендентов на трон оказались еще один потенциальный царь со слабым здоровьем Иван и малолетний Петр, которому исполнилось всего 10 лет. При поддержке патриарха, которым в то время был Иоаким, Нарышкины возвели на престол своего ставленника. Так Петр 1 пришел к власти. Краткое содержание последующих событий изложено в этой статье. При малолетнем Петре так называемым великим опекуном стал Артамон Матвеев. Для всех, кто был не согласен с этим назначением, была выдумана версия о передаче скипетра от умирающего Федора Петру, которая не находила авторитетных свидетельств. Софья против Когда стало известно, что Петр 1 пришел к власти, родственники царевича Ивана решили, что их интересы ущемлены. На тот момент мощную силу в столице составляли стрельцы, которых только в Москве было около 20 тысяч. Выступать против Нарышкиных их явно подстрекали Милославские.
Нарышкиных стали обвинять в убийстве Ивана. Чтобы успокоить бунтовщиков, на крыльцо Кремля вывели Петра, но восстание это не остановило. Было убито несколько сторонников нового царевича. Через несколько дней выборные от стрелецких войск стали требовать, чтобы Ивана признали первым царем, а младшего Петра - вторым. Нарышкины согласились, 25 июня обоих царевичей венчали на царство. Следующее требование заключалось в том, чтобы фактическое руководство государством на себя приняла царевна Софья из-за малолетства своих братьев. Петра вместе с матерью даже удалили в село Преображенское. Увлечение военным делом Проводя много времени вдали от дворца, Петр все больше увлекался военным делом. Он создал собственное "потешное" войско, в которое входили его сверстники по мальчишеским играм. В 1686 году появилась даже "потешная" артиллерия, а для управления тяжелыми орудиями специально допустили взрослых.
Петр активно интересовался всевозможными науками, изучал геометрию, арифметику, военное дело.
На фоне этой памятной даты разгораются дискуссии о том, как царская власть повлияла на наше прошлое и есть ли ей место в нашем будущем. Но чтобы в этих дискуссиях был смысл, нужно понимать, как у правителей России появился царский титул и какую роль в этом сыграла Церковь. Царский титул — это не только словесное выражение очень высокой степени власти, но еще и сложная философия. Для России эту философию создала в основном Русская Церковь. Ей, в свою очередь, досталось богатое наследие греческих церквей, чья судьба протекала на землях Византийской империи. Царское звание было официально закреплено за московскими правителями в XVI веке.
Но никто, ни один человек не думал в ту пору: «Мы создали царскую власть». Нет-нет, и сами государи наши, и их вельможи, и церковные иерархи придерживались совершенно иного образа мыслей: «Царская власть перешла к нам из Константинополя. Мы — наследники». Символы царской власти: шапка Мономаха и держава Древние пророчества Во второй половине XV века произошли события, ошеломительные и для Русской Церкви, и для всех «книжных» людей нашего отечества, и для политической элиты Руси. Во-первых, благочестивые греки «оскоромились»! Они договорились с папским престолом об унии в обмен на военную помощь против турок. Митрополит Исидор — пришедший на Московскую кафедру грек, активный сторонник унии — попытался переменить религиозную жизнь Руси, очутился под арестом, а потом едва унес ноги из страны.
Во-вторых, Русская Церковь стала автокефальной, то есть независимой от Византии. Митрополитов-греков сюда больше не звали, начали ставить глав Русской Церкви соборно, из своих архиереев. В-третьих, в 1453 году пал Константинополь, казавшийся незыблемым центром Право-слав-ной цивилизации. И все это — на протяжении каких-то полутора десятилетий. В 1480 году страна окончательно освободилась от притязаний Орды на власть над ней. После падения Константинополя в Москве, пусть и не сразу, вспомнили таинственные предсказания, издавна приписывавшиеся двум великим людям — Мефодию, епископу Патарскому, а также византийскому императору Льву VI Премудрому, философу и законодателю. Традиция вкладывала им в уста мрачные пророчества.
Христианство, «благочестивый Израиль», незадолго до прихода Антихриста потерпит поражение в борьбе с «родом Измаиловым». Племена измаильтян возобладают и захватят землю христиан. Тогда воцарится беззаконие. Однако потом явится некий благочестивый царь, который победит измаильтян, и вера Христова вновь воссияет. С особым вниманием наши книжники вглядывались в слова, где будущее торжество приписывалось не кому-то, а «роду русему». После 1453 года московские церковные интеллектуалы постепенно приходят к выводу: Константинополь пал — свершилась часть древних пророчеств; но и вторая часть свершится: «Русский род с союзниками причастниками … всего Измаила победит и седьмохолмый [град] примет с прежними законами его и в нем воцарится». А значит, когда-нибудь Москва придет со своими православными полками на турок, разобьет их, освободит от «измаильтян» Константинополь.
Из медленного, но неотвратимого осознания какой-то высокой роли Москвы в искалеченном, истекающем кровью мире восточного христианства, из очарования волнующими откровениями тысячелетней давности родился целый «веер» идей, объясняющих смысл существования новорожденной державы и ее стольного града. Не напрасно — размышляли в ту пору — милая лесная дикарка Москва оказалась в роли державной владычицы! Не напрасно вышла она из-под иноверного ига как раз в тот момент, когда прочие народы православные в него угодили! Предания о роде московских государей Когда Москва оказалась столицей объединенной Руси, ее государи стали смотреть и на главный город своей державы, и на самих себя совершенно иначе. Иван III величал себя «государем всея Руси», чего прежде не водилось на раздробленных русских землях. При нем введены были в дворцовый обиход пышные византийские ритуалы: вместе с Софией Палеолог в Московское государство приехали знатные люди, помнившие закатное ромейское великолепие и научившие ему подданных Ивана III. Великий князь завел печать с коронованным двуглавым орлом и всадником, поражающим змея.
На рубеже XV и XVI столетий появилось «Сказание о князьях Владимирских» — похвала и оправдание единовластному правлению великих князей московских. В нем история Московского княжеского дома связана с римским императором Августом: некий легендарный родственник Августа, Прус, был послан править северными землями Империи — на берега Вислы.
Городское население и черносошные крестьяне получили послабление в налогах. Многие работы по строительству укреплений, мостов и дорог стали вестись за счёт казны наёмными работниками. В историческом парке "Россия-Моя история" можно узнать, что всё бы шло так, если бы не обстоятельства, повлиять на которые ни он, как и никто другой не мог — природные катаклизмы. Так как царь Фёдор I Иванович умер в январе 1598 года, не оставив завещания, а единственная наследница — вдова Ирина отказалась от престола, то через месяц в феврале был созван Земский собор.
Все соборы до 1598 года были совещательными, а после смерти царя Фёдора Ивановича был созван первый избирательный собор. Избрание Бориса Годунова царём. По способу их созыва земские соборы подразделялись на: созванные царем, созванные царем по инициативе «народа», созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя, избирательные на царство. На Соборе, которым руководил патриарх московский Иов, присутствовало 512 посланцев земель и знати. Царём был избран Борис Фёдорович Годунов. Во время коронации первого выборного царя, трезвенника Бориса Федоровича Годунова для простонародья были выставлены бочки с пивом и мёдом, но не с водкой, которую он запретил пить чёрным людям это разрешалось только дворянам и купцам.
Кстати, одним первых указов нового царя был указ о введении государственной монополии на водку. Частная торговля была запрещена и торговля могла осуществляться только в специально учрежденных для этого «царевых кабаках». Прочитать все указы царя, которые он принял за время царствования, можно в залах исторических выставок "Россия-Моя история". Неурожай привёл к страшному голоду. Голод в Москве при Борисе Годунове. Художник Борис Чориков.
Начались голодные бунты по всей стране — от голода погибли десятки тысяч людей. В связи с голодом и мором, Годунов распорядился выдавать хлеб из казённых житниц.
Так, например, на каноне «Стояние Мариино» творилось 900 метаний земных поклонов. Австрийский дипломат Даниил Принц так описывал Иоанна Грозного: «Он до того усердно предан был благочестию и богослужению, что для того, чтобы удобнее предаваться молитвам и постам, которые он очень строго содержал, часто проживал в монастырях и тело изнурял великим воздержанием. Большую часть своих доходов он тратил на построение святых храмов и отыскивал мастеров с большим старанием». Одну за другой он «проглатывает» книги Священного писания, русские летописи, историю Римской империи. Идея о том, что государева власть дана свыше, греет юноше душу.
Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Ивана IV. Их царский титул предназначался только для внутреннего, домашнего обихода: его упоминали в правительственных актах, имевших хождение исключительно внутри Московского государства. Иван IV первый из московских государей почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле — «помазанника Божия» и пожелал принять титул, который до него на Руси не был официально признан. В декабре 1546 года достигший совершеннолетия 16 лет Иван IV заявил митрополиту Макарию о своем желании исполнить «древний обряд предков» и венчаться на царство. Венчание на царство состоялось спустя два дня, в воскресенье 16 января 1547 года. Церемонию венчания на царство разработал митрополит Макарий — один из ближайших советников молодого государя. Затем правитель был помазан миром и получил благословение митрополита.
Священнослужители, присутствовавшие на церемонии, читали молитву с просьбой укрепить царя духом истины и справедливости, а бояре осыпали царский трон золотыми монетами. Обряд венчания на царство проходил в Успенском соборе Московского Кремля. Звон церковных колоколов, всеобщее ликование - все это представляло собой красочный праздник. Слово "царь" происходило от латинского слова «caesar», так на Руси издревле называли правителей Римской империи. Иван Васильевич в официальных документах стал теперь именоваться высоким титулом «Царь и Великий князь всея Руссии», что означало подтверждение самодержавной власти московских государей. Теперь русская земля — Русским царством, а Москва- столицей царства. Помазание князя миррой по религиозному понятию означало «избранный Богом».
Таким образом значительно упрочивалось его положение как внутри страны, так и за рубежом. По западноевропейской системе титулов Великий князь был кем-то вроде герцога или принца. Царский же титул ставил русского правителя в один ряд с королями. Преемство русским государем византийской короны было закреплено не сразу. Наконец, в 1561 году Ивану IV была прислана соборная грамота духовенства восточной православной церкви. В соборной «Утвердительной» грамоте от 1561 был утверждён сан царя на Руси, а также изложен весь порядок священного действа «чин венчания на царство». Соборная грамота, подтверждающая титул самодержца всея Руси, была подписана тридцатью шестью греческими митрополитами и епископами, и утверждена в 1561 году Константинопольским патриархом Иосафом II Великолепным.
Это означало, что Его Святейшество Иосаф II фактически признал преемственность власти русского царя от императоров православной Византии. Безусловно, данное событие явилось серьезным дипломатическим успехом Российского государства в международных делах и значительно подняло престиж верховной власти внутри страны. С этого дня русские правители — от Рюриковичей до Романовых — всегда венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Древней традиции они не изменили даже когда столица была перенесена Петром 1 в Петербург. Сразу после венчания Ивана на царство был объявлен смотр невест. По многим русским городам были разосланы грамоты такого содержания: «…у которых из вас дочери девки, то вы бы с ними сейчас же ехали в город на смотр, а дочерей девок у себя ни под каким видом не таили…». Отравили не только его мать, неоднократно травили смертельными ядами его самого, его жен и детей.
В костях его сына Иоанна Иоанновича обнаружено пятикратное превышение ртути, причем по мнению медэкспертов произошло это поступление однократно и в очень высокой смертельной дозе. Так что не убивал Иван Грозный своего сына, как утверждал недобросовестный масон-историк Карамзин. Его старший сын Иван был отравлен большой дозой яда. К сожалению, этот домысел Карамзина принял на веру великий художник Репин и написал картину "Иван Грозный убивает своего сына Ивана", которая отпечаталась в сознании русских людей. Отравлена была первая любимая жена царя Анастасия, не дожив даже до своего 30-летия, как и вторая жена черкешенка Мария, которая тоже среди полного здоровья вдруг слегла и скончалась "в муках и терзаниях". Ну, а судьбу третьей жены несчастного Ивана Грозного Марфы все мы знаем по опере Римского-Корсакова "Царская невеста". Незадолго до бракосочетания царица Марфа вдруг заболела и, по словам летописца, "стала сохнуть".
Бракосочетание состоялось, но Марфа чувствовала себя все хуже и через 2 недели скончалась. А ведь была это со многими испытаниями выбранная, совершенно здоровая, крепкая девушка! Скорбь от всех этих горестей была так велика, что царь Иоанн даже помышлял оставить государево служение и постричься в иноки, а страну оставить на попечение своего сына. Почему он изменил это решение, никто не знает. Возможно, предательство и измена в самых высших кругах власти, которые привели к скоропостижной смерти его матери Елены, к тяжелой болезни его самого, к смерти всех его трех жен и некоторых детей, не позволили еще полному сил 40-летнему государю оставить тяжелейший царский крест и переложить его на неопытного, болезненного сына. Окружающие его предательство и измена выковали сильный характер царя. Еще в молодости он, почувствовав окружающую обстановку, здраво оценил ее и написал церковный «Канон Ангелу Грозному», т.
Архистратиге Михаилу.
Первый русский царь: что спрашивает ЕГЭ
Он — первый избранный царь в России. В результате Иван был провозглашён первым царём, а Пётр, как младший по возрасту, вторым. В итоге Петр стал царем в 1682 году в возрасте 10 лет. 2 ноября 1721 г. Пётр Алексеевич по прошению сенаторов принял титул Великого, отца Отечества, императора Всероссийского, а Российское государство стало империей.
"С великим гневом и плачем": как на российский престол взошел первый из Романовых
Ее катастрофические последствия выражались не только в тотальном разорении и опустошении целых городов и уездов, когда вся Россия лежала в руинах. Смута оставила свой след даже в психологии русских людей, в чьих головах поколебались прежние представления о сакральном характере верховной власти Всем стало отчетливо ясно, что пора прекратить взаимное истребление, поэтому очевидное понимание общегосударственных задач по восстановлению страны из пепелища явным образом превалировало над личными обидами. Могу привести такой пример. Годунов был злейшим врагом семейства Романовых, он едва не истребил их во время своего правления. Казалось бы, после своего избрания на царство Михаилу Федоровичу, в раннем детстве разлученному с опальными родителями, было бы логичным проклясть и забыть своего предшественника. Но «Утверженная грамота» Земского собора 1613 года в значительной степени ориентировалась на аналогичный документ собора 1598 года, избравшего царем Бориса Годунова. Как все эти болезненные процессы проходили в действительности, сказать трудно, поскольку очень много письменных источников того времени до нас не дошли.
Мы не знаем достоверно, как именно после Смуты ее бывшие участники искали компромиссы и примирялись между собой. Судя по всему, не все прежние обиды сразу мгновенно забывались. Образно говоря, пожар Смуты, которая после избрания Михаила Романова на царство продолжалась еще пять лет, затухал медленно и постепенно. Властный патриархат Почему после 1619 года, когда из польского плена вернулся будущий патриарх Филарет, отец царя Михаила Федоровича, Земские соборы перестали регулярно собираться? Нет, на самом деле Земские соборы с 1613-го по 1622 год собирались ежегодно, практически превратившись в постоянно действующий орган власти наподобие парламента. Выход из Смуты оказался долгим и болезненным процессом Казна была пуста, и для восстановления разоренной страны приходилось вводить новые чрезвычайные налоги — пятинные и запросные деньги.
Чтобы обеспечить их сбор, правительство Михаила Федоровича в первые годы его правления не могло обойтись без одобрения и поддержки русского общества, чьими представителями были делегаты Земских соборов. После возвращения из польского плена Филарета в 1619 году и поставления его патриархом в России установился необычный властный тандем: государь-отец на патриаршем престоле и государь-сын на царском троне. С 1622 года Земские соборы не созывались десять лет вплоть до Смоленской войны с Речью Посполитой. Потом в течение всего XVII века они будут регулярно собираться для обсуждения насущных вопросов внутренней и внешней политики.
Сергей П. Правильный ответ Для понимания истории России следует знать, кто стал 1 русским царём. Венчание на царство происходило в Успенском соборе Московского Кремля.
Это соответствовало и самоощущению русского первосвятителя так во время встречи Патриарха Иоакима и тогдашнего Митрополита Дионисия именно Патриарх первым подошел под благословение к последнему, а не наоборот. Царь, посоветовавшись с боярами и духовенством, обратился к Иоакиму с вопросом о возможности создания в Москве патриаршей кафедры. Тот согласился и пообещал ходатайствовать об этом перед другими патриархами. В 1588 году во время приезда Константинопольского Патриарха Иеремии подобные переговоры ведутся и с ним. После того, как последний дал свое согласие, был созван Собор всех русских архиереев, который избрал трех кандидатов на патриарший престол. Патриарха из числа трех предложенных выбрал царь, а Патриарх только одобрил уже выбранную кандидатуру Митрополита Московского Иова. Произошло это в 1589 году.
Позже, на Константинопольских соборах 1590 участвовали все патриархи, кроме Александрийского и 1593 годов Иов был признан в числе патриархов всей Вселенской Церковью. Особенность и исключительность факта поставления Иова на патриаршество состояла в том, что во время этой церемонии Иов был заново рукоположен в епископы. Причем для Иова это было уже третье рукоположение. Практика XVI века состояла в том, чтобы заново посвящать в епископы при переходе на Московскую Митрополию, что свидетельствует о некоей выделенности в русском церковном сознании первосвятителя московского из числа прочих епископов. По схожей модели был возведен на престол в 1606 году и следующий Патриарх — Гермоген. Митрополит Филарет по существу стал называться Патриархом еще до своего избрания. Этот титул ему присвоил Лжедмитрий II.
Хотя, в строгом смысле, звание «Нареченного Патриарха», присвоенное «Тушинским вором» означало нечто вроде местоблюстителя патриаршего престола. Безусловный авторитет этого владыки и тот факт, что он был отцом нового царя Михаила Федоровича, стали предпосылками к тому, что при выборе первосвятителя на Соборе архиереев 1619 года в нем участвовал также Иерусалимский Патриарх Феофан и при утверждении данного выбора царем, кандидатура Филарета была единственной. Патриарха Иоасафа, который заступил на кафедру в 1634 году, выбрал своим преемником при согласии царя сам патриарх Филарет, но установленная форма патриаршего избрания была соблюдена и над ним. Следующий Патриарх Иосиф был избран довольно необычным способом. После того, как в Москву прибыли приглашенные царём Михаилом Фёдоровичем митрополиты и архиепископы, царь, попросив их молитв, приготовил шесть жребиев с именами наиболее достойных архиереев и начальников монастырей. Испытать жребий должны были собравшиеся в соборной церкви архиереи.
Если кто изучал историю падения Римской империи , тот знает, что римский император Диоклетиан учредил систему тетрархии, согласно которой каждый август назначал себе цезаря, которые были их соправителями. Именно римские-византийские корни имел царизм в Московском государстве. Все началось еще с Древней Руси: крещение княгини Ольги, христианизация Руси по Византийскому Восточному христианству, византийские корни Владимира Мономаха, мать которого была дочерью византийского императора Константина 6 Мономаха, наконец, пресловутая шапка Мономаха, которая на самом деле была изготовлена в XIII веке, а легенда о том, что Константин Мономах как-то передал свою шапку Владимиру Мономаху или своей дочери? Иван Третий Великий.
Художественная реконструкция Дальше еще интереснее! Она привозит в Московию регалии имперской власти: скипетр, державу. В дополнение к шапке Мономаха получился отличный такой «набор» для складывания российского ритуала венчания на царство. Как не был им и его сын — Василий III. Оба они были Великими князьями Всея Руси. Но все предпосылки уже сложились. Эта теория, хоть и была чистым вымыслом, вела род княжеской династии московских царей аж от римских императоров. Стало быть род этот — самый древний и имеет больше прав на престол, чем все остальные роды пока еще не слишком окрепшего после объединения Московского государства.