Но желание делать свое кино у Гайдая оказалось сильнее. 18 фильмов великого советского режиссера Леонида Гайдая (1923-1993) в хронологическом порядке. #гайдай #киноссср #советскоекино Смотрите также на нашем канал. он пробовал снимать революционные фильмы и экранизировать классическую литературу.
100 лет со дня рождения Леонида Гайдая. Повторить его успех больше никто не сумел
Валерий Кичин Из всех киножанров самый дефицитный - комедия. И из всех талантов самый редкий - комедийный. Поэтому персонажи на экранах смеются гораздо чаще, чем зрители в зале. И в истории нашего кино мастеров, знающих, что такое смех и как его добиться, - единицы. Самыми умелыми, самыми верными рыцарями российской комедии второй половины ХХ века считалась славная троица Леонид Гайдай - Эльдар Рязанов - Георгий Данелия.
Данелия был представителем комедии интеллектуальной, Рязанов тяготел к лирике и сатире, Гайдай славен тем, что возродил жанр так называемой "комической" - т. Все трое счастливо дополняли друг друга: вся комедийная радуга в репертуаре кинотеатров присутствовала. Когда они один за другим ушли, качественная комедия как явление из нашего кино исчезла. Бывают отдельные сполохи, но не системные, а случайные, продолжения они не имеют.
И вот Гайдаю уже сто лет. Из них скоро тридцать мы без него. Он дальневосточник, из ссыльных крестьян, в юности служил в иркутской драме и был как две капли воды - очкарик Шурик, которого много лет спустя сыграл Александр Демьяненко. Наверное, не случайно своего главного позитивного героя он интуитивно сделал своим alter ego.
Его картины тем и хороши, что в них, резвясь, кривляясь и подмигивая, представали хорошо знакомые, но спрессованные до анекдота типы и ситуации, особенности национального характера и родного образа жизни.
Если Георгий Данелия , еще один крупнейший советский комедиограф, говорил, что относился к Гайдаю с большой симпатией и, судя по всему, взаимной , то отношения Гайдая с Рязановым были непростыми. Композитор Александр Зацепин, написавший гениальную горячечную музыку к большинству гайдаевских хитов, в одном интервью выразился прямо: «Гайдай к Рязанову относился очень негативно. Говорил, что это актеры все его фильмы вывозят… Может быть, это у них что-то личное? Конфликт с Арчилом Гомиашвили Кадр из фильма «12 стульев» Не всем удавалось ладить с Гайдаем, как по чисто человеческим причинам, так и из-за творческих разногласий. Например, у него не очень сложились отношения с Арчилом Гомиашвили, после долгих и мучительных проб утвержденным на роль Остапа Бендера грузинский актер обошел десятки претендентов. А когда фильм был готов, Гомиашвили, возмущенный тем, что его «лишили голоса» несмотря на то, что актер хорошо говорил по-русски, вся роль была переозвучена Юрием Саранским. Его дебютный фильм «Долгий путь» был снят по рассказам Короленко, но фильм этот и тогда особо не смотрели, и сейчас никто не помнит.
Узнать подробности «Если бы я знал, что режиссер такое г.. Несколько лет они не общались, но в самом начале 1977 года Гайдай неожиданно позвонил Гомиашвили: «Хотите увидеть уголовное преступление? Тогда включайте телевизор. Сейчас начнутся «12 стульев», снятые Марком Захаровым». К телеверсии романа Ильфа и Петрова, снятой худруком «Ленкома», где главные роли исполнили отвергнутые в свое время Гайдаем Анатолий Папанов и Андрей Миронов , Леонид Иович явно испытывал большую ревность. Леонид Гайдай и Михаил Пуговкин в фильме «12 стульев» 1971 Впрочем, и его собственные «12 стульев», обожаемые миллионами зрителей, не у всех вызывали восторг. Например, классик советского кино Григорий Козинцев, увидев их, в ужасе записал в дневнике: «Хам, прочитавший сочинение двух интеллигентных писателей. Хамский гогот».
Играл в «одноруких бандитов» Кроме того, что Гайдая называли печальным и серьезным, его называли еще и большим ребенком. И тот же Аркадий Инин вспоминал его фразу: «Учтите, мы делаем кино для детей». Гайдай пояснил: фильм должен быть простым, таким, чтобы в первую очередь его почувствовали дети. Инин работал с Гайдаем на двух его последних лентах, «Частный детектив, или «Операция Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Съемки последней шли в США, и Гайдай сыграл в картине крошечную роль одну из немногих, вообще сыгранных им в кино — помешавшегося игромана, которого выносят из казино на руках. В этом, конечно, была самоирония. Гайдай, действительно как большой ребенок, в конце жизни влюбился в «одноруких бандитов». Он жил в районе метро «Аэропорт», рядом находился аэровокзал, там в перестройку установили эти игровые автоматы.
И каждый день, возвращаясь с работы, Гайдай на этот аэровокзал заходил и дергал ручку по два часа.
Но если немного отвлечься от очевидной назидательности, окажется, что режиссерский дебют Гайдая — это, скорее, история о несовпадении характеров. Недотепистый, податливый Кругликов жил бы себе поживал в своем уютном конформистском мирке, довольствовался скромной службой, блестящими пуговицами на мундире и прочими обывательскими ништячками. Но, видимо, кому-то в небесной канцелярии показалось, что так оно хоть и уютно, но скучно. И чиновник сошелся с идеалисткой Раей, которая постоянно требует от него быть тем, кем он не является. Алов с Наумовым остались сотрудничеством довольны и мечтали снимать его во всех своих будущих фильмах.
Но желание делать свое кино у Гайдая оказалось сильнее В свою очередь Рая мается от того, что вместо героя в плаще и со шпагой, о которых она читает в любимых романах, ей достался сородич гоголевского Акакия. Девушка стремится перевоспитать возлюбленного и даже умудряется раздобыть для него тот самый злосчастный пистолет. В итоге в Сибири оказываются оба — и то, что спустя годы их историю используют в качестве назидания для потомков, ссыльных вряд ли утешит. Могли бы на свой лад ободрить снежные пустыни и студеный дзен сибиряков, но соцреализм не терпит анархо-примитивистской романтики. Интересно, что при всем драматизме происходящего, Сергей Яковлев играет Кругликова, как бы немного комикуя, внутренне по-доброму посмеиваясь над своим героем. Порой мимика и интонации заставляет вспомнить о Деточкине, а едва заметная полуулыбка — о героях Вуди Аллена.
А уж как он пьет за любовь! Позавидовал бы сам Игорь Николаев. Возможно, именно поэтому Ромм, в чьей творческой мастерской создавался «Долгий путь», посоветовал Гайдаю в будущем заниматься комедией. История показала, что Михаил Ильич не ошибся. В живописнейшем роуд-муви «Ветер» Александра Алова и Владимира Наумова он появляется в небольшой роли красного командира Науменко. Впервые мы встречаемся с героем в бане.
Обнаженный усач, в мыльной пене с ног до головы, получает приказ прямо здесь арестовать двух своих товарищей — один из них предположительно белогвардеец. Дальнейшее Гайдай отыгрывает буквально одними ногами: две худые конечности делают из тазика по-военному четкий шаг вперед и энергично шлепают по мокрому полу. Вне бани нам покажут Науменко лишь однажды, но и этих нескольких секунд достаточно, чтобы оставить яркое впечатление. Папаха, широко разинутый рот с металлическим зубом, дикий взгляд — возможно, стань Гайдай киноактером, в шестидесятые ему доверили бы переосмыслить забронзовевший образ Чапаева. По воспоминаниям самого Гайдая, его роль в «Ветре» была куда больше, но почти всё велели вырезать, «потому что таких командиров не бывает». Тем не менее, Алов с Наумовым остались сотрудничеством довольны и мечтали снимать его во всех своих будущих фильмах.
Но желание делать свое кино у Гайдая оказалось сильнее. Речь, прежде всего, об Александре Демьяненко; молодой рабочий Митя — его первое появление на экране. Во время ночевки в разрушенной церкви он, репетируя речь для первого съезда комсомола, неожиданно, но как-то очень мягко и естественно разрушает четвертую стену, чтобы обратиться к «представителям грядущих поколений». Позднее, по другим поводам, но так же обаятельно, этот трюк будут проделывать герои Гайдая — взять хоть знаменитый призыв Жоржа Милославского хранить деньги в сберегательной кассе. Роль Фёдора исполнил актер Эдуард Бредун.
Уже поработав с Гайдаем в качестве участника троицы жуликов, Балбеса, в «Бриллиантовой руке» Никулин сыграл честного и скромного советского гражданина Семена Горбункова.
Во время заграничной поездки он ломает и руку, а контрабандисты, приняв его за своего сообщника, зашивают в гипс бриллианты. Советская милиция просит Горбункова помочь разоблачить преступников и этот отнюдь не героического вида персонаж становится настоящим агентом под прикрытием. Даже жене он не может рассказать о своем секретном задании. Его оппонентом выступает невероятно обаятельный преступник, которого играет другая звезда советского кино Андрей Миронов. Замысел фильма по мотивам романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» режиссер вынашивал несколько лет. Картина стала лидером проката в 1971 году.
Авантюрист Остап Бендер прибывает в небольшой город Старгород, где знакомится с бывшим дворянином Ипполитом Воробьяниновым. Ипполит ищет стулья из гостиного гарнитура, в один из которых его теща во время революции зашила свои бриллианты. Но вот незадача - стулья были конфискованы советской властью и распроданы по отдельности. Бендер вызывается помочь в поисках за долю. Так авантюрная парочка совершает целое путешествие по молодой советской стране в поисках заветных бриллиантов, полное самых невероятных приключений. Но раз за разом, а точнее стул за стулом, их поджидает неудача.
Актер Александр Демьяненко играет уже, однако, не наивного студента, а вполне себе взрослого и серьезного советского ученого. Он создает машину времени и попадает прямиком ко двору Ивана Грозного.
Вехи жизни и главные киноленты Леонида Гайдая
Завершает список картина «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», которую выбрали 8% поклонников творчества режиссёра. Фильм вышел в 1993 году и стал последним проектом Леонида Гайдая. Леонид Гайдай возродил в нашей стране комическое кино. В онлайн-кинотеатре "Мосфильма" доступен бесплатный просмотр всех фильмов киностудии.
«Трижды воскресший»
- Лучшие кинокомедии Гайдая
- Фильмы Леонида Гайдая
- Актёрские работы Леонида Гайдая: dom_pod_goroy — LiveJournal
- Леониду Гайдаю 100 лет: кто из свердловских актеров снялся в его фильмах - Новости
Тайны съемок последней комедии Гайдая: американку пугали танки, на США не было денег — помог Трамп
По сюжету главный герой должен был доказывать бюрократам, что не умер. Леонид Ивович спросил, неужели министру жалко чинушу, разрушающего жизнь человека? Но поскольку фильм был уже снят и на съемку ушли немалые деньги, его решили не класть на полку. Название ленты поменяли на «Жених с того света» и подвергли жесточайшей цензуре, вырезав все самые забавные эпизоды. Молодому режиссеру запретили снимать фильмы в течение двух лет. Однако на помощь пришел директор «Мосфильма» Иван Александрович Пырьев, который ценил талантливого коллегу.
Гайдай прислушался к совету более опытного коллеги и снял фильм «Трижды воскресший». Это история о том, как пионеры и комсомольцы спасли стоявший и ржавевший буксир «Орленок». Фомина Гайдая снова допустили к работе и впредь он старался быть осторожнее, но не всегда ему это удавалось. Советский режиссер и сценарист Савва Кулиш говорил о том, что пришлось пережить Леониду Иовичу: «Когда его мучили и убивали за картину "Жених с того света", когда из этой картины, которая шла полтора часа, оставили сорок семь минут, тогда в нем убивали, быть может, кинематографического Салтыкова-Щедрина или Свифта».
Поняв, что Боливар не выдержит пары наездников, его владелец расправляется со спутником и забирает его долю. Но приступ радикулита не дает воришке завершить кражу. Оба героя оказываются друзьями по несчастью, страдая одним недугом, что становится поводом для дружбы.
Но маленький сорванец превращается в настоящий кошмар для похитителей. Операция «Ы» и другие приключения Шурика 1965 Три самостоятельные новеллы, не связанные сюжетной линией, но объединенные главным персонажем, чудаковатым и находчивым студентом. Он отбывает наказание на стройке, где подрабатывает жертва инцидента. Осужденного назначают в подручные к пострадавшему в драке. Уязвленный нарушитель объявляет войну наставнику, используя строительные материалы и технику. Но сообразительный противник побеждает злоумышленника и наказывает необычным образом. Он следует за спутницей повсюду и даже попадает к ней домой.
Парочка совершенно не замечает окружающих и друг дружку. После экзаменационного испытания они знакомятся официально и пытаются вспомнить, что их связывает. Но афера срывается по роковой случайности. На смену сторожихе на ночное дежурство заступает ее бесстрашный квартирант Шурик. Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика 1966 Студент отправляется на Кавказ для изучения местного фольклора. Он влюбляется в девушку Нину, приехавшую на каникулы к дяде. Предприимчивый родственник задумывает выгодно выдать ее замуж.
Претендентом на руку красавицы становится дядюшкин высокий районный начальник, у которого он работает водителем. Но невеста отказывает пожилому чиновнику. Тогда дядюшка решает украсть непокорную племянницу для высокопоставленного жениха, наняв для похищения троих жуликов. Путем обмана в авантюру оказывается замешанным и влюбленный фольклорист. Узнав тайный замысел похитителей, отважный Шурик бросается на спасение возлюбленной, пользуясь поддержкой знакомого шофера санитарной машины. Бриллиантовая рука 1968 Скромный экономист из южного приморского городка отправляется по путевке за границу. На круизном лайнере он знакомится с обаятельным контрабандистом, едущим для переправки партии бриллиантов на родину.
По роковой случайности честный Горбунков попадает в условленное место для встречи мошенников и произносит заветный пароль, поскользнувшись на арбузной корке. Ему накладывают гипс с сокровищами на поврежденную при падении руку. По приезде в родной город банда жуликов начинает охоту за Семеном Семеновичем, заманивая примерного семьянина в злачные заведения. В уездный городок прибывает харизматичный авантюрист Остап Бендер. Совершенно случайно он сводит знакомство с бывшим предводителем местного дворянства Кисой Воробьяниновым. Узнав о тайне спрятанных сокровищ в стуле фамильного гарнитура покойной тещи нового знакомого, великий комбинатор предлагает сделку обретенному компаньону и помощь в розыске бриллиантов.
Теперь же он — простой офисный работник, который узнает от своей умирающей тещи, что женщина всю жизнь копила золотые монеты и прятала их в комплекте стульев. После похорон зять отчаянно бросается на поиски проданной мебели разным покупателям. Иван Васильевич меняет профессию 1973 Кинопоиск: 8.
Ему удается перенестись во времена правления еще самого Ивана Грозного, который случайно оказывается в современной Москве, где есть консервированная килька в томате и проигрыватель Маяк. Не может быть! На суд зрителя в комедийной форме выносятся самые актуальные проблемы, которые и до сих пор являются наболевшими — злоупотрeбление алкоголем, легкомысленность, дурость и желание легких денег. Инкогнито из Петербурга 1977 Кинопоиск: 7. Должностные лица в панике и боятся потерять работу. Молодого мужчину, заселившегося в гостинице примерно в это время, господа принимают за того самого проверяющего, стараясь всячески ему угодить. Вот только истинный контролер еще в дороге. За спичками 1980 Кинопоиск: 7. Так и произошло с Антти, отправленным женой за спичками.
По дороге он повстречал товарища, с которым давно не виделся. Выпив за встречу, друзья продолжили путешествие. Успели другу найти невесту и даже собраться в Америку. Спортлото-82 1982 Кинопоиск: 7. В одном купейном вагоне поезда вместе ехали четверо пассажиров. Таня и Костя случайным образом вписывали цифры в купленный лотерейный билет, который в итоге оказывается выигрышным. Но вот задача — сам билет теряется и теперь необходимо отыскать всех, с кем ехали в поезде. Не пропустите: Худ. Опасно для жизни!
Мужчина во всем пунктуален, рассудителен и не терпит халатности в чем-либо. Однажды утром по дороге на работу под ногами он видит оборванный кабель высоковольтной линии.
В юмористическом журнале он натолкнулся на фельетон поэта Степана Олейника "Пес Барбос и необычный кросс" про трех недотеп-браконьеров, за которыми гонится собака с динамитом, привязанным к палке. В режиссерском сценарии Гайдая браконьеры превратились в Труса, Балбеса и Бывалого — легендарную троицу, которая будет главенствовать в комедийном кино практически все 60-е. Изначально на роль Бывалого Гайдай хотел взять Ивана Любезнова или Михаила Жарова, но те отказались, потому что фильм требовал хорошей физической подготовки, а им обоим было за 50. В итоге режиссеру посоветовали Евгения Моргунова, и он оказался самым молодым из всей троицы. На момент съемок ему было 32 года. Георгию Вицину, которого режиссер сразу же хотел взять на роль Труса, был 41 год, а Юрию Никулину — 39 лет. Гайдай хотел снять короткометражку в неочевидном для 60-х жанре слэпстик, или буффонады, когда действия актеров гиперболизированы для комического эффекта.
Именно благодаря ему стал популярным любимый актер Гайдая Чарли Чаплин. Если учитывать, что режиссер хотел снять фильм без диалогов, слэпстик выглядел довольно органичным решением. Картину про горе-браконьеров показали не только в СССР, но и на Каннском фестивале, где короткометражку номинировали на "Золотую пальмовую ветвь". Гайдай утвердился в качестве одного из самых многообещающих советских режиссеров нового поколения и начал работу над очередными приключениями Труса, Балбеса и Бывалого. От Рабоче-крестьянского театра к "советскому Голливуду": путь Григория Александрова Правда, вернулся к троице режиссер не по своей воле. Написать сценарий того, что потом станет "Операцией "Ы", ему предложили соавтор "Жениха с того света" Морис Слободской и сценарист Яков Костюковский. Гайдай не горел желанием снимать одно и то же и поставил сценаристам условие — он снимет фильм, если они придумают хорошего положительного персонажа. Так родился Шурик, точнее, сначала его назвали Владиком, но потом посчитали, что имя слишком сильно напоминает Владимира Ленина. Авторский режиссер Гайдай вообще любил открывать таланты и огромное внимание уделял работе с актерами.
Так, в "Кавказской пленнице" он доверил главную роль комсомолки Нины совсем молодой артистке цирка Наталье Варлей. В фильм "12 стульев", после мучительного всесоюзного поиска Остапа Бендера, он решил пригласить театрального актера Арчила Гомиашвили и подарил вторую творческую жизнь Сергею Филиппову, взяв его на роль Кисы Воробьянинова. Не зря его называют авторским режиссером: практически все сценарии писались в соавторстве с Гайдаем. Его режиссерский сценарий был гораздо толще литературного и включал в себя точное описание и раскадровку сцен. Несмотря на то что актеры любили хвалиться, что шутки в фильмах Гайдая — их импровизация, большинство из них были заранее прописаны и придуманы самим режиссером. Такой особый, слегка абсурдистский юмор был свойственен именно ему, например, когда в "Кавказской пленнице" голова у Труса поворачивалась на 180 градусов, а Балбес чесал себе пятку в положении лежа. И в каждом актере я вижу режиссера.
Лучшие кинокомедии Гайдая
Работы Леонид Гайдай. Новые и лучшие картины. Узнать больше. 70 лет (Россия). биография, фото, лучшие фильмы и сериалы, награды, новости, день рождения и возраст, дата смерти. Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амур. Режиссер Леонид Гайдай и актер Борислав Брондуков (справа) во время съемок комедийного фильма «Спортлото-82». В результате труды Гайдая и съемочной группы подверглись цензуре — фильм порезали, сократив, по сути, до короткометражки в 47 минут. Леонид Гайдай принимал участие в Великой Отечественной войне, имел тяжёлое ранение, после которого его комиссовали.
Фейковый взрыв, эпопея с фамилиями и загадочные цифры: секреты 5 легендарных комедий Гайдая
«Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «12 стульев» — в этих фильмах Леонида Гайдая вас ждут яркие шутки, социальная сатира и обаятельные герои. Вниманию читателей представлены фильмы Гайдая. Список фильмов составлен из лучших работ советского режиссера. Собрали список лучших фильмов, которые снял Леонид Гайдай — любимый советский и российский режиссер. Увлекался Гайдай и кино, особенно любил фильмы Чаплина.
Чуть не потерял ногу
- Первый неудачный опыт Леонида Гайдая
- Актёрские работы Леонида Гайдая
- Гайдай, Леонид Иович
- Гайдай, Леонид Иович
- Список фильмов Леонид Гайдай
- Фильмография
Фильмы Леонида Гайдая
Увлекался Гайдай и кино, особенно любил фильмы Чаплина. Перед вами лучшие фильмы Гайдая – список фильмов, куда вошли советские кинокомедии. Режиссер Леонид Гайдай снял отличное кино, которое обязательно поднимет настроение и погрузит в приятную негу советского кинопозитива. Гайдай «исправился» и снял в 1960 году историко-революционный фильм «Трижды воскресший».
Леонид Каневский предрек вечную жизнь фильмам Гайдая: «Это классик навсегда»
Но параллельно с героями на поиски пускается святой отец Фёдор, подслушавший признание женщины. Леонид Гайдай хотел снять фильм по книге «12 стульев» Ильфа и Петрова ещё во время работы над «Кавказской пленницей». Но ровно тогда же Михаил Швейцер выпускал «Золотого телёнка», и проект пришлось отложить на несколько лет. Что интересно, ранее по миру уже вышло больше десятка экранизаций знаменитой книги.
В пятёрку лидеров вошла ещё одна успешная экранизация, осуществлённая Леонидом Гайдаем, — «Не может быть! Фильм базируется на трёх произведениях Михаила Зощенко — «Преступление и наказание», «Забавное приключение» и «Свадьба».
Изначально планировалось, что действие в ленте развернётся в 1970-х, но руководство «Мосфильма» не одобрило такой скачок во времени, побоявшись, что сатира слишком явно укажет на проблемы советской действительности. Тогда Гайдай вернул героев фильма в 1930-е. Изначально режиссёр утвердил Александра Белявского, но позже принял решение, что ярче в этом образе смотрится Арчил Гомиашвили. А вот озвучивал героя Юрий Саранцев — голос самого Гомиашвили можно услышать лишь в нескольких эпизодах. Фильм вышел в 1993 году и стал последним проектом Леонида Гайдая.
Только вот он и подумать не мог, что окажется незапланированным участником в операции контрабандистов, которые хотели перевезти золото и бриллианты необычным способом. Появление нового друга после отдыха — тоже весьма странное событие в судьбе героя. Мне понравился9 Не понравился Во время съемок фильма на «Мосфильм» заказали две машины. За одну из них режиссер расплатился сам, своими деньгами, которые откладывал на шубу для жены. Так и родилась фраза Нины Гребешковой «Шуба подождет! Теперь же он — простой офисный работник, который узнает от своей умирающей тещи, что женщина всю жизнь копила золотые монеты и прятала их в комплекте стульев. После похорон зять отчаянно бросается на поиски проданной мебели разным покупателям. Мне понравился5 Не понравился2 Иван Васильевич меняет профессию 1973 В советское время ученый-самоучка Шурик, от изобретений которого устал весь дом, создает очередное гениальное творение — машину времени. Ему удается перенестись во времена правления еще самого Ивана Грозного, который случайно оказывается в современной Москве, где есть консервированная килька в томате и проигрыватель Маяк.
Мне понравился8 Не понравился1 Не может быть! На суд зрителя в комедийной форме выносятся самые актуальные проблемы, которые и до сих пор являются наболевшими — злоупотребление алкоголем, легкомысленность, дурость и желание легких денег. Мне понравился4 Не понравился1 Инкогнито из Петербурга 1977 Небольшой глухой городишка, где у всех на слуху приезд ревизора. Должностные лица в панике и боятся потерять работу. Молодого мужчину, заселившегося в гостинице примерно в это время, господа принимают за того самого проверяющего, стараясь всячески ему угодить. Вот только истинный контролер еще в дороге. Мне понравился1 Не понравился За спичками 1980 Бывает, что мужчины из-за рассеянности совсем забывают, с какой целью вышли из дома. Так и произошло с Антти, отправленным женой за спичками.
Сцена прощания с крупным руководителем, явно не идеальным, но создавшим вокруг себя культ личности, в 1958 году должна была вызывать ассоциации с событиями пятилетней давности. Особенно хороша в этом смысле надгробная речь, которая так и просится, чтобы ее растащили на цитаты: «Теперь он лежит перед нами в виде дорогого нам праха», «Мы еще долго будем учиться на твоих ошибках», «Спи спокойно, дорогой товарищ — ты это заслужил».
Вот задачка для киноведов: выяснить, каким «Жених с того света» должен был быть в изначальном варианте Но если в реальности после кончины диктатора наступила оттепель, в «Женихе с того света» всё наоборот: тиран воскресает и принимается наказывать тех, кто в связи с кончиной не оказал ему должных почестей. Попутно Петухов редактирует написанную Фикусовым надгробную речь, объясняя на будущее, что в ней можно оставить, а что — срочно вырезать. Однако осмелевший Фикусов не думает освобождать кресло начальника. Ученик превзошел учителя и теперь борется с ним его же оружием: объявляет, что по документам Семён Данилович мертв, а раз так, то и работать ему в КУКУ теперь нельзя. Приходится Петухову опуститься с высоты своего прежнего положения на самое дно бюрократического ада, чтобы достать справку, что он жив, и еще одну, что он — Петухов. Чем это должно было закончиться у Гайдая, остается только гадать: финал фильма выглядит как что-то наспех смонтированное из обрывков и без участия режиссера. С другой стороны, оставлять произведение незавершенным по уважительной причине — одна из давних традиций в искусстве, можно вспомнить хоть «Ивана Грозного» Эйзенштейна, хоть «Тайну Эдвина Друда» Диккенса. Вот задачка для киноведов: выяснить, каким «Жених с того света» должен был быть в изначальном варианте. Да, это намек. Он старался нигде о ней не упоминать и даже выступал против ее трансляции по телевидению.
Автор пьесы, которая легла в основу фильма, Александр Галич, был о своем произведении схожего мнения. Тем не менее, сегодня история о пароходе «Орлёнок», который сначала воевал в Гражданскую, затем участвовал в Великой Отечественной, а в 1950-е реинкарнировал в плавучий музей имени себя, кажется сегодня милым социалистическим артефактом. Женщины-соседки пытаются пристыдить эксплуататора. Но тот, выражаясь современным языком, оказывается токсичным партнером Капитан «Орлёнка» Шмелёв, который сперва прикидывается бухгалтером, а затем оказывается детским врачом как говорят в фильме, у каждого должна быть своя тайна уж очень напоминает еще не родившегося тогда Шурика. Возможно, причина в том, что каждого из этих персонажей Гайдай в процессе съемок наделил собственными чертами. Для режиссера, по словам его вдовы, актрисы Нины Гребешковой, такой способ работы был делом обычным. До сих пор, пересматривая фильмы мужа, она подмечает у актеров «Лёнины жесты, которые он им ставил». К слову о Гребешковой: в «Трижды воскресшем» она впервые сыграла у Гайдая, причем одну из немногих условно отрицательных героинь — директрису школы. Пока все остальные, от пионеров до секретаря райкома, с удовольствием приводят «Орлёнка» в порядок, директриса недовольно хмурится, надеясь, что «старую дырявую посудину» отдадут под арбузный склад. Но под конец исправляется и радуется вместе со всеми революционному музею-пароходу.
Герой Всеволода Санаева сперва предстает заботливым стариком, который после смерти брата дал приют его несовершеннолетней дочери Оле. Но постепенно выясняется, что он не испытывает к племяннице теплых чувств, а просто хочет заставить ее бесплатно трудиться у себя в огороде. Но тот, выражаясь современным языком, оказывается токсичным партнером и заявляет, что он старше и потому ему видней, а для девушки главное не учеба, а умение заниматься домашним хозяйством. Возможно, желая показать, что бывают и другие, нормальные семьи, сценаристка Людмила Уварова ввела в сюжет эпизодических героев — мужа с женой и маленького сына. А режиссер Анджапаридзе находчиво отдала эти роли Гребешковой с Гайдаем и их дочери Оксане. В книге о Гайдае из серии ЖЗЛ Евгений Новицкий пишет, что «В пути» это «единственная картина, в которой Гайдай появляется в одном кадре со своей супругой.
7 главных киношедевров Леонида Гайдая
Леонид Гайдай возродил в нашей стране комическое кино. он пробовал снимать революционные фильмы и экранизировать классическую литературу. Фильмография актера и режиссера Леонида Гайдая (Leonid Gaidai) все фильмы с рейтингом и отзывами. ДЕБЮТ В КИНО: Режиссёр фильма «Долгий путь» (1956).
"Деловые люди" (1963)
- Leonid Gayday
- Леонид Гайдай: биография, роли и фильмы на канале Дом кино
- 100 лет со дня рождения Леонида Гайдая. Вспоминаем знаковые фильмы культового режиссера
- Долгий путь (1956)
- Леонид Гайдай фильмы